24 Развитие общественного экоого сознания в процессе социогенеза.

Развитие экологического сознания в социогенезе

24 Развитие общественного экоого сознания в процессе социогенеза.

Экологическая этика базируется на идее равноправия человека и природы, на распространении принципов морали и нравственности на мир природы. Равноправное взаимодействие человека с природой имеет место быть только в том случае, когда природа и ее составляющие будут осознаваться как субъект.

Это положение является одним из важнейших составляющих экоцентрического общественного, группового и индивидуального экологического сознания[51]. Современные взгляды на экологическую этику отличаются друг от друга, и трактовка терминов и понятий весьма разнообразна.

Само понятие «экологический» стало многозначно и универсально. Это объясняется тем, что в последние десятилетия экология проникает в другие области научного знания.

Появились такие науки, как «социальная экология», «экологическая социология», «экология окружающей среды», «психологическая экология», «экологическая психология», «экологическая этика»[52].

Основные стадии эволюции экологического сознания представлены, в частности, С.Д. Дерябо[53]. Он подошел к проблеме с позиции культурологической периодизации, рассматривая особенности восприятия природы в следующих эпохах: архаической, античной, средневековья, нового времени.

Характерной чертой экологического сознания в архаическую эпоху является высокая степень психологической включенности человека в мир природы.

У людей ярко выражен стереотип, связанный с установкой на единство людей и животных, на возможность перехода из одного облика в другой.

В процессе дальнейшего роста потребностей человека и развития орудий труда происходит постепенное удаление человека от окружающей природы. В последствии это приводит к разрушению архаической экологической этики[54].

В эпоху античности начинает складываться система представлений о богах как о творцах природы. Теперь боги антропоморфны, то есть обладают человеческим обликом. Человек и природа созданы богами, следовательно, они равны. Складывается, пишут С.Д. Дерябо и В.А. Ясвин психологическая противопоставленность человека и природы[55].

Дополнительным фактором, увеличивающим противопоставленность человека и мира природы стало то, что в эпоху античности началось научное осмысление природы, она стала объектом изучения и образцом гармонии.

Красота и совершенство природы становятся одной из популярных тем античной литературы и искусства. Для античного человека природа – это не только материальная, но и духовная ценность.

Однако она уже не равна человеку.

Эпоха средневековья характеризуется тем, что в Европе появились религии, признающие существование только одного Бога, а основным идеологическим стержнем стало христианство. Оно поставило человека на вершину мирозданья и изменило восприятие природных объектов. Главным отличием человека считалось наличие нематериальной божественной души.

Если в эпоху античности человек сделал природу объектом изучения, но оставил «право» на душу, то в эпоху христианства природные объекты были лишены духовности. Природные объекты стали представлять интерес только в той мере, в какой могут быть полезны для человека.

Взаимоотношения человека с природой становятся прагматическими, формируется объективное восприятие мира природы. По мнению В.А.

Ясвина, такому отношению способствовали отчасти постулаты Библии: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и подобию Нашему, и да владычествует над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися на земле»[56].

Одной из идеологических учений Нового времени стало картезианство. Оно было основано в XVII веке Р. Декартом. Картезианство утверждало абсолютную ценность человеческого разума. Конечную цель знания картезианство видело в господстве человека над природой. Природа должна служить человеку.

Она была лишена всякой самостоятельной ценности. Животные и растения по Р. Декарту – машины, лишенные внутреннего мира. Экологическая этика Нового времени допускала, что «препарирование животного ничем не отличается от разборки часов».

Так, наука продолжила отчуждение человека от природы, а природа была провозглашена объектом научного изучения во имя прогресса[57].

Экологическое сознание Нового времени характеризуется полной психологической противопоставленностью человека и мира природы, объектным восприятием природы и доминированием прагматического взаимодействия с ней. Таковы истоки современного западного антропоцентрического экологического сознания.

Антропоцентрическое экологическое сознание пронизывает все сферы деятельности человека: хозяйственную, политическую, образовательную и т.д. Именно антропоцентризм, по мнению многих ученых, является психологической базой глобального экологического кризиса.

И сейчас в западных традициях[58] человек свободен делать с природой все, что угодно, поскольку она существует только для него.

Духовной этике христианства можно противопоставить «этику благоговения перед жизнью» известного австрийского ученого и общественного деятеля А. Швейцера. Этика А. Швейцера одна из наиболее развитых и глубоких современных этических систем – была создана в первой четверти XX века как реакция на кризис культуры. А.

Швейцер приходит к своей этической норме «благоговения перед жизнью», прослеживая историю оптимистических и пессимистических мировоззренческих течений Востока и Запада. А. Швейцер показывает, что подлинное содержание этики заключается не в символах и формулах, а в «живом отношении к живой жизни».

Добро – то, что служит сохранению и развитию жизни[59], зло есть то, что уничтожает жизнь или препятствует ей.

Суть этики благоговения перед жизнью в том, что человек, причиняя вред любой другой жизни, осознает это и постоянно соизмеряет, насколько оправдан наносимый чужой жизни вред.

Этика благоговения перед жизнью близка понятию греховности у христиан: совершая действия, несовместимые с Заповедями, христианин осознает греховное начало.

Так и действия человека в отношении живой природы должны быть этически осознанны.

Характеристика современного экологического сознания.Во второй половине XIX – начале XX века в США и России появились различные мировоззренческие учения, пошатнувшие старые представления о природе, человеке и их взаимоотношениях.

Существенный шаг на пути нового экоцентрического сознания был сделан русскими учеными Н.А. Бердяевым, В.С. Соловьевым, Н.Ф. Федоровым и др. Они представляли «русский космизм» – основной идеей которого было то, что человек – составная часть природы.

Идеи единства, взаимосвязи человека и природы получили свое отражение в учении о ноосфере В.И. Вернадского.

Таким образом, экологическое сознание, базирующееся на идеях биоцентризма, характеризуется высокой степенью включенности человека в мир природы, доминированием непрагматического над прагматическим характером взаимодействия с ней. Сейчас проблемы экологии нередко включаются в так называемые «кодексы этики» фирм, которым рекомендуется следовать[60] менеджменту компаний.

В заключение можно сделать вывод, что экологическое сознание, экологическая этика были неотъемлемой частью сознания и поведения на всех, начиная с самых ранних этапов развития человечества.

Они изменялись и развивались параллельно развитию общества и отражали изменения природы и климата.

Компоненты экологического сознания сохранялись на протяжении всей истории развития человечества, но менялись их значимость и соотношение.

Дата добавления: 2015-08-05; просмотров: 11; Нарушение авторских прав

Источник: https://lektsii.com/2-93592.html

Развитие общественного экологического сознания в процессе социогенеза — allRefs.net

24 Развитие общественного экоого сознания в процессе социогенеза.

Развитие общественного экологического сознания в процессе социогенеза – раздел Экология, Социальная экология и природопользование 2.1. Понятие «Сознания», Типы Экологического Сознания И Его Параметры…

2.1. Понятие «сознания», типы экологического сознания и его параметры.

Общество диктует не только условия существования человека, но и тип его общественного сознания.

Сознание – это совокупность знаний и способов восприятия окружающего мира членами конкретного общества; так мы говорим о первобытном (архаичном) сознании древних народов и научно-организованном сознании современного человека.

Взгляд на отношения внутри общества составляет социальное сознание отдельного индивида или группы людей, а взгляд на отношения с объектами природы – экологическое сознание.

Экологическое сознаниесовокупность представлений (как индивидуальных, так и групповых) о взаимосвязях в природе, и в системе «человек – природа», а также об отношении к природе и стратегиях взаимодействия с ней.

Человечество со времен своего возникновения прошло длинный путь как в становлении отношений с природой, так и в осознании этих отношений.

В результате у разных народов и разных социальных групп сложились принципиально различные типы экологического сознания, связанные с местом природы в системе ценностей у отдельных индивидов и общества в целом.

Выделяют два подхода к восприятию природы: «западный» и «восточный». Формирование в западном мире экологического сознания опирается на парадигму человеческой исключительности. Суть ее в следующем: т. к.

человек кроме биологического наследия обладает культурным наследием, и создал особую социальную среду, он может ставить себя выше природы, над природой. На такой системе взглядов сформировался антропоцентрический тип экологического сознания.

Для него характерны следующее: высшую ценность представляет человек, все остальное ценно лишь в той степени, в какой оно полезно человеку. Т.о.

, иерархическая картина мира представляет пирамиду, где на вершине – человек, ниже – вещи созданные человеком, ещё ниже – объекты природы, полезные человеку, а на низшей ступени – объекты, не имеющие пользы или вредные с точки зрения человеческого общества.

Цель взаимодействия с природой – удовлетворение производственных потребностей. Отсюда вытекает: позволено делать все, что полезно человеку и человеческому обществу. Охранные меры продиктованы дальним прагматизмом (сохранение природы для потомков). Этические нормы и правила действуют в социуме и не распространяются на природу. Эволюция природы предполагается как процесс, соподчиненный процессу эволюции в социуме.

Экоцентрический тип сознания сформировался в 70-е годы ХХ века и в его основе лежит новая инвайроментальная парадигма.

Суть её в следующем: хотя человек как вид и обладает исключительными характеристиками сознания, он остается включенным наравне с другими видами в общую глобальную экосистему; человек действует не только в социальном, но и в природном контексте, а значит, общие законы экологии не утрачивают для него своего значения. Экоцентрический тип сознания определяет следующие взгляды на характер отношений человека и природы:

  1. Высшей ценностью является гармоничное развитие человека и природы. Человек не собственность природы, а один из членов природного сообщества, он не обладает особыми привиллегиями, наоборот, в силу своей разумности он должен брать обязательства по отношению к природе
  2. Характер взаимодействия с природой определяется «экологическим императивом»: правильно и разрешено то, что не нарушает экологического равновесия.
  3. Природа воспринимается не как объект воздействия, а как полноправный субъект по взаимодействию с человеком, т.е. к ней применимы нормы этики
  4. Развитие природы и человеческого общества должно стать коэволюционным, основанном на взаимовыгодном единстве.

Развернуть

Открыть в широком формате

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Социальная экология и природопользование

Рис Связи социальной экологии с другими науками.. Тема Биологические и ощественные основы социальной Тема Эволюция отношений человека со средой и развитие экологического сознания в процессе..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Развитие общественного экологического сознания в процессе социогенеза

Источник: http://allrefs.net/c54/4dbvb/p6/

Развитие общественного экологического сознания в процессе социогенеза

24 Развитие общественного экоого сознания в процессе социогенеза.
Субъектно-непрагматический тип модальности отношения к природе

24. Развитие общественного экологического сознания в процессе социогенеза

Развитие экологического сознания в процессе социогенеза наиболее адекватно может быть охарактеризовано по трем параметрам: а) психологическая “противопоставленность – включенность”, б) “объектно-субъектное” восприятие природы, в) “прагматический – непрагматический” характер взаимодействия.

В социогенезе общественного экологического сознания выделяются две разнонаправленные тенденции: антропоцентрическая и экоцентрическая.

Антропоцентрическая тенденция описывается такими “узловыми точками”, как “архаическое сознание; античное сознание; христианство; картезианство”.

Альтернативная экоцентрическая тенденция описывается такими “узловыми точками”, как “инвайроментальный консерватизм; русский космизм; учение о ноосфере, экологизм; универсальная этика, биоцентризм”.

Для развития экологического сознания в культурах Востока характерны иные тенденции: восточные религиозно-философские системы сохранили в целом характеристики архаического экологического сознания, значительно усилив при этом роль непрагматического взаимодействия с природой, восприятие природы как духовной ценности

25. Методы диагностики экологического сознания

В соответствии с тремя подструктурами экологического сознания выделяются три группы методов. В основе каждой группы методов лежит тот или иной методологический принцип, который регулирует конструирование и использование этих методов.

Принцип формирования мыслеобразов регулирует использование методов, формирующих систему экологических представлений; принцип субъектификации – субъектного отношения к природным объектам; принцип коактивности с миром природы – стратегий и технологий экологической деятельности.

К методам формирования экологических представлений относятся методы:

экологической лабилизации, экологических ассоциаций, художественной репрезентации природных объектов и др.

К методам формирования субъективного отношения к природе относятся методы: экологической идентификации, экологической эмпатии, экологической рефлексии и др.

К методам формирования стратегий и технологий взаимодействия с природой относятся методы: экологических экспектаций, ритуализации экологической деятельности, экологической заботы и др.

Процесс формирования экологического сознания личности проходит три этапа: а) лабилизации, б) освоения адекватных экологических технологий и в) субъектификации природных объектов.

Формирование экологичной личности в рамках экологического образования Запада не может опираться на религиозно-философский опыт Востока, оно должно искать свои технологии экологизации личности, адекватные особенностям западного восприятия.

26. Развитие субъективного отношения к природе в онтогенезе

Для дошкольного возраста характерен когнитивный субъектно-прагматический тип субъективного отношения к природе.

Для младшего школьного возраста характерен когнитивный субъектно-непрагматический тип субъективного отношения к природе.

Для младшего и среднего подросткового возраста, в целом, характерен поступочный субъектно-непрагматический тип субъективного отношения к природе.

Для старшего подросткового возраста характерен практический объектно-прагматический тип субъективного отношения к природе.

Для юношеского возраста, в целом, характерен перцептивный субъектно-непрагматический тип субъективного отношения к природе.

Выделяются два “кризисных периода”: младший школьный возраст и старший подростковый возраст. В них происходят переходы между эпохами и эрами в развитии объектно-субъектного характера модальности. Они сопровождаются также переходами между прагматической и непрагматической модальностью.

Именно в эти периоды “нестабильности” происходит и переструктурирование компонентов интенсивности.

27. Экологическое образование в условиях экологического кризиса

Факт глобального экологического кризиса требует закрепления в образовании и воспитании подрастающего поколения и в просвещении населения в целом нового миропонимания, а именно замены представления системы «природа и общество» на представление об объективном существовании иной системы «природа – общество».

Научно-техническая революция, мощное усиление технической вооруженности человека в жесткой форме выявляет его полную зависимость от ресурсов живой и неживой природы. Эта драматическая ситуация должна быть в центре внимания и учителя и обучаемых.

Факт глобального экологического кризиса требует закрепления в образовании и воспитании подрастающего поколения и в просвещении населения в целом нового миропонимания, а именно замены представления системы «природа и общество» на представление об объективном существовании иной системы «природа – общество».

Научно-техническая революция, мощное усиление технической вооруженности человека в жесткой форме выявляет его полную зависимость от ресурсов живой и неживой природы.

Экологическое образование – это органичная и приоритетная часть всей системы образования, придающая ему новое качество, формирующая иное отношение не только к природе, но и к обществу, к человеку (экогуманизм). Экологизация образования означает формирование нового миропонимания и новый подход к деятельности, основанный на формировании ноосферно-гуманитарных и экологических ценностей.

28. Характеристика основных категорий экологической психологии (мир природы, природная среда, биосфера, социогенез, антропоцентризм, эгоцентризм, экологическое сознание)

Природная среда – совокупность абиотических и биотических факторов, естественных и измененных в результате деятельности человеческого общества, оказывающих влияние на человека и другие организмы.

Биосфера – оболочка Земли, заселённая живыми организмами, находящаяся под их воздействием и занятая продуктами их жизнедеятельности. Биосфера состоит из живого, или биотического, и неживого, или абиотического, компонентов.

Биотический компонент – это вся совокупность живых организмов (по Вернадскому – «живое вещество»).

Абиотический компонент – сочетание энергии, воды, определенных химических элементов и других неорганических условий, в которых существуют живые организмы.

Социогенез – происхождение и развитие сознания, личности, межличностных отношений, обусловленное особенностями социализации в разных культурах и общественно-экономических формациях.

Антропоцентризм – Антропоцентрический тип экологического сознания это система представлений о мире, для которой характерны: 1) противопоставленность человека как высшей ценности и природы как его собственности, 2) восприятие природы как объекта одностороннего воздействия человека, 3) прагматический характер мотивов и целей взаимодействия с ней.

Экоцентризм – Экоцентрический тип экологического сознания это система представлений о мире, для которой характерны: 1) ориентированность на экологическую целесообразность, отсутствие противопоставленности человека и природы, 2) восприятие природных объектов как полноправных субъектов, партнеров по взаимодействию с человеком, 3) баланс прагматического и непрагматического взаимодействия с природой экологическое сознание это форма общественного сознания, находящаяся в стадии формирования, включающая в себя совокупность идей, теорий, взглядов, мотивации, отражающих экологическую сторону общественного бытия, а именно – реальную практику отношений между человеком и средой его жизни, между обществом и природой, включая регулятивные принципы и нормы поведения, направленные на достижение оптимального состояния системы «общество – природа».

29. Сущность нового экоцентрического экологического сознания

Экоцентрический тип экологического сознания это система представлений о мире, для которой характерны:

1) ориентированность на экологическую целесообразность, отсутствие противопоставленности человека и природы,

2) восприятие природных объектов как полноправных субъектов, партнеров по взаимодействию с человеком,

3) баланс прагматического и непрагматического взаимодействия с природой.

Анализ литературы показывает, что для экоцентрического экологического сознания характерны следующие особенности, отличающие его от других типов сознания:

1. Высшую ценность представляет гармоничное развитие человека и природы. Природное признается изначально самоценным, имеющим право на существование «просто так», вне зависимости от полезности или бесполезности и даже вредности для человека. Человек – не собственник природы, а один из членов природного сообщества.

2. Отказ от иерархической картины мира. Человек не признается обладающим какими-то особенными привилегиями на том основании, что он имеет разум, – наоборот, его разумность налагает на него дополнительные обязанности по отношению к окружающей его природе. Мир людей не противопоставлен миру природы, они оба являются элементами единой системы.

3. Целью взаимодействия с природой является максимальное удовлетворение как потребностей человека, так и потребностей всего природного сообщества. Воздействие на природу сменяется взаимодействием.

4. Характер взаимодействия с природой определяется своего рода «экологическим императивом»: правильно и разрешено только то, что не нарушает существующее в природе экологическое равновесие.

5. Природа и все природное воспринимается как полноправный субъект по взаимодействию с человеком.

6. Этические нормы и правила равным образом распространяются как на взаимодействия между людьми, так и на взаимодействие с миром природы.

7. Развитие природы и человека мыслится как процесс коэволюции, взаимовыгодного единства.

8. Деятельность по охране природы продиктована необходимостью сохранить природу ради нее самой.

30. Понятие: антропоцентризм, экоцентризм и экологическое сознание

Антропоцентризм – Антропоцентрический тип экологического сознания это система представлений о мире, для которой характерны: 1) противопоставленность человека как высшей ценности и природы как его собственности, 2) восприятие природы как объекта одностороннего воздействия человека, 3) прагматический характер мотивов и целей взаимодействия с ней.

Экоцентризм – Экоцентрический тип экологического сознания это система представлений о мире, для которой характерны: 1) ориентированность на экологическую целесообразность, отсутствие противопоставленности человека и природы, 2) восприятие природных объектов как полноправных субъектов, партнеров по взаимодействию с человеком, 3) баланс прагматического и непрагматического взаимодействия с природой.

Экологическое сознание это форма общественного сознания, находящаяся в стадии формирования, включающая в себя совокупность идей, теорий, взглядов, мотивации, отражающих экологическую сторону общественного бытия, а именно – реальную практику отношений между человеком и средой его жизни, между обществом и природой, включая регулятивные принципы и нормы поведения, направленные на достижение оптимального состояния системы «общество – природа».

Субъектно-непрагматический тип модальности отношения к природе

). Потребность в безопасности как наиболее древняя и естественная лежит в основании психологии экологического поведения человека [31]. Глава 2.

Социально-психологическое исследование экологического сознания военнослужащих 2.

1 Программа психологического исследования экологического сознания военнослужащих Сбор полученных результатов социально-психологического исследования был проведен в 25 …

общественного, так и индивидуального сознания преобладают антропоцентристские установки.

Это связанно с тем (и это особенно характерно для нашей страны), что новая экологическая этика, экологическая психология и экологическая педагогика только начинают пробивать себе дорогу.

Существующая до сих пор система экологического воспитания и образования подрастающего поколения, несмотря на декларирование …

. В своей курсовой работе я проанализировала педагогическую деятельность учителей Республики Беларусь по данному вопросу.

Таким образом, я попыталась раскрыть содержание современного экологического образования и его основных компонентов. ЛИТЕРАТУРА1.Артеменко Н.М. Природа и эстетическое воспитание школьников. М., 1990. 2.

Васильев С.В. Формирование природоохранных понятий: Дис. канд. пед. наук. …

заметить, что представленные в квалификационной работе и в Приложении дидактические игры – это лишь небольшая часть системы использования дидактических как одного из средств экологического воспитания детей дошкольного возраста. Формирование экологических представлений о мире животных Игры с предметами Кто чем питается? Цель. Закреплять представления детей о пище животных. Ход игры. Дети из …

Источник: https://www.KazEdu.kz/referat/170833/5

Социогенез экологического сознания

24 Развитие общественного экоого сознания в процессе социогенеза.

Страница 1

Исследование проблемы социогенеза экологического сознания позволяет выявить, с одной стороны, культурно-исторические источники современного экологического сознания; с другой стороны – выяснить психолого-педагогические особенности формирования экологического сознания в мировой культуре. В этом плане развитие экологического сознания характеризуется по трем параметром:

1. Психологическая противопоставленность или включенность (человек господствует над природой или он – её составная часть);

2. «Объектное-субъектное» восприятие природы (природа воспринимается или как объект воздействия, или как субъект взаимодействия);

3. «Прагматический-непрагматический» характер взаимодействия (природа – материальная ценность; или же она служит для удовлетворения духовных потребностей).

Экологические проблемы в их теоретическом и практическом аспектах выстраиваются в основном вокруг концепции взаимодействия Человечества и Природы. Своеобразие той или иной культуры в концентрированном виде проявляется через доминирующее в ней представление о Человеке и его месте в обществе и в целом в окружающем его мире.

В биосфере конкурируют за экониши более трех тысяч видов культур, и каждая со своим мировоззрением, включающим концепцию Человека и Природы в глобальных масштабах. Так, например, культура Древнего Египта – образец гармонии человека и природы. Египетские храмы создавались в едином ансамбле с природой, но в то же время так, чтобы они утверждали силу и величие Человека-Творца.

В философских учениях древних Индии и Китая характерным было субстанционально-генетическое тождество природы и человека. Территории Индии и Китая в древности населяли родовые общества, в которых природа воспринималась как органическое и социальное тело рода, а сам род воспринимался как природное тело.

В своеобразном биосоциальном теле рода соединялись в неразрывное единство целостная сущность природы и социоантропоморфная сущность рода. Мировоззренческая интерпретация биосоциального тождества природы и человека привела к выделению основных направлений в древнеиндийской и древнекитайской философии и к построению гносео-онтологической структуры философского знания.

Интеллектуальная традиция древнегреческих философских учений также имела своим основанием единую картину мира, цельного во всех своих взаимосвязях, где не было пропасти между человеком и Миром Природы.

С развитием научного метода познания происходит отчуждение между человеком и природой – всякое одушевленное начало исчезает из единой картины Космоса. В эпоху Возрождения в результате научной революции Коперника-Ньютона-Галилея человек как бы превратился в стороннего наблюдателя.

Значит, сформировавшееся в европейской культуре новое научное мировосприятие, ярким представителем которого был французский рационализм, утеряло ту цельность, то единство Человека и Природы, которое было характерно для культуры древних эллинов. Как справедливо отметил основатель кружка любомудров В.Ф.

Одоевский, рационализм подвел нас к вратам мудрости, но не ему дано их нам открыть.

В XIX-м веке появилось новое умонастроение, в красках которого человек становится активным действующим лицом и неотъемлемой составной частью всего Космоса. Это мировоззрение получило название «Русский космизм» и является одной из важнейших страниц в истории отечественно и мировой естественно-научной и философско-психологической мысли. В учении В.И.

Вернадского о ноосфере была возрождена та гуманистическая традиция, которая легла в саму основу европейской цивилизации – восприятие человека и природы в их нерасторжимой связи и в единстве.

Традиции русского космизма оказали огромнейшее влияние на формирование различных областей современного экологического знания, на процесс превращения экологии из науки фактов в теоретическое знание – в науку идей и теоретических концепций.

Из всех видов экологического знания исторически и семантически раньше других родилась экология человека. Тип мышления в направлении «География человека – экология человека – социология» сформировался в трудах А.Конта в 1873 г. Под названием «Биология человека» это научное направление развивалось в работах И.И.

Мечникова, например, его «Этюды о природе человека» (1903 г.). Именно биологи, а конкретно Э.Геккель, определяют экологию как общую науку об отношениях организмов к окружающей среде (1866 г.). Социальная экология зародилась в работах А.Конта, развитых Д.Миллем и Г.

Спесером, как раздел биологической экологии, исследующий общественных животных. В рмках биологической экологии современные исследователи выделяют: физиологическую экологию (экологию особей); популяционную экологию, экологию сообществ (биоценозов); экологию биогеоценозов (учение об экосистемах), биосферологию.

Самостоятельно существует глобальная экология – учение о закономерностях развития экосферы Земли как планеты, взаимодействующей с Космосом. Д.С.

Лихачев ввел термин «Экология культуры» для обозначения научной дисциплины, исследующей культурную среду обитания человека (вещественно-культурные и духовные ценности), закономерности её функционирования и воздействия на людей.

:

Темпы адаптации.
Прежде всего должен быть обеспечен приток свежего воздуха в комнату, где живет малыш. Для этого нужно почаще открывать форточку зимой и проветривать помещение. Летом окна лучше держать открытыми, чтобы в комнату проникали не только свежий …

Теория личности в зарубежной психологии.
В зарубежной психологии распространены различные подходы к изучению личн. 1. Биогенетический подход ставит в основу развития личности биологические созревания организма. Особенно ярко биологизм выступает в трактовке личности Согласно е …

Страх
Страх рано или поздно испытывают все люди. Связанные с ним переживания легко воспроизводятся и могут прорываться в сознание во время сна. Страх является наиболее опасной из всех эмоций. Интенсивный страх приводит даже к смерти. Но страх н …

Источник: http://www.dagac.ru/fopebs-171-1.html

Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология – файл § 1. Экологическое сознание в архаическую и античную эпохи..doc

24 Развитие общественного экоого сознания в процессе социогенеза.
Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология
скачать (321.6 kb.)

Реклама MarketGid:
Глава VIII

Развитие общественного экологического сознания в процессе социогенеза.

Сложность души росла пропорционально потере оду­хотворенности природы.

Карл Густав Юнг. «Об архетипах коллективного бессознательного»

Несколько особое положение в экологической психоло­гии занимают исследования развития общественного эколо­гического сознания в процессе социогенеза, которые позво­ляют, во-первых, выявить культурно-исторические истоки его современного типа, а во-вторых, охарактеризовать тот социально-психологический контекст, в котором формиру­ется экологическое сознание конкретной личности. Специ­фика этих исследований обусловлена тем, что они ведутся скорее не столько в русле собственно психологических, сколько культурологических подходов. Развитие экологического сознания в процессе социоге­неза наиболее адекватно может быть охарактеризовано по трем параметрам. Эти параметры не соотносятся непосред­ственно с тремя подструктурами экологического сознания (представлений, отношений, стратегий и технологий взаи­модействия), а описывают его в целом.

  1. Человек мыслится как стоящий вне и над при­родой или же как составная часть Природы.
  2. «Объектное — субъектное» восприятие природы.
    Человек воспринимает природу как лишенный всякой самоценности объект воздействия или же равноправного субъ­екта взаимодействия.
  3. «Прагматический — напрагматический» характер взаимодействия. Взаимодействие с природой служит дляудовлетворения только прагматических (пищевых, технологических и т. п.) потребностей человека, когда она воспринимается лишь как материальная ценность, или также

    для удовлетворения его непрагматических, духовных потребностей, когда такое взаимодействие становится самоценным1.

§ 1. Экологическое сознание в архаическую и античную эпохи.
Экологическое сознание в архаическую эпоху. Исходной точкой историчес­кого развития отношений человека с миром природы является архаическая эпоха. Особенности экологического сознания в это время могут быть реконструированы через анализ существовавшей системы мифов, которая представ­ляет собой сложившуюся у первобытного человека карти­ну мира. На начальном этапе социогенеза люди еще не отде­ляли себя от природы, они мыслили себя частью единой Природы. Это было обусловлено тем, что первобытный человек максимально зависел от природы: она постоянно «присутствовала» в каждой его мысли, в каждом его дей­ствии. Вопрос взаимоотношений с окружающей природой был вопрос физического выживания человеческого рода. Образ жизни не позволял ни встать над природой, ни игнорировать ее.

Это и определяло первую характерную черту экологи­ческого сознания в архаическую эпоху — высокую степень психологической включенности человека в мир природы.

Показательна «зоологическая классификация», свойственная одному из племен, ведущих до сих пор архаический образ жизни, которую приводит К.Г.

Юнг: «Наивысшим сущест­вом для них является слон, затем лев, потом удав или кро­кодил, потом человек и затем более низкие существа».

Такое восприятие природы являлось не следствием не­коего «инстинктивного чувства единства» с ней, а было обус­ловлено особенностями самого мышления человека той эпо­хи. Архаическое сознание оказывалось неспособно в до­статочной мере качественно дифференцировать объекты и явления мира: оно нечетко разделяло субъект и объект, ма­териальное и идеальное, причину и следствие и т. д.

В результате первобытный человек наделял природное окружение своими собственными свойствами.

Как отмеча­ет который несколько лет провел среди пер­вобытных племен, «архаическое сознание переносит на мир леса, зверей представления о тождестве или подобии их образа жизни образу жизни людей в прямом или обратном соответствии: то есть у зверей все устроено по аналогии с людьми, но либо значительно лучше и справедливее, либо, наоборот, со знаком минус».

В сущности, для первобытного человека окружающие объекты и явления есть не что иное, как «люди в другом обличье». А раз так, то нет и не может быть принципиаль­ной разницы и границы между человеческим и природным. Этим обусловлена вторая черта экологического сознания в архаическую эпоху: субъектное восприятие мира природы (точнее, субъект-объектная неразделенность с ним).

Взаимодействие с природой в архаическую эпоху, без­условно, носит в целом прагматический характер, посколь­ку главная его цель — обеспечить роду физическое выжи­вание.

Но, в то же время, для первобытного человека при­рода — это не только «враждебное окружение» или «постав­щик полезного продукта», но и его «родной дом» (характер­но происхождение слова «природа» — «при роде»). Род це­ликом погружен в природу не только физически, но и ду­ховно; он как бы растворяется в ней.

Поэтому третья черта экологического сознания в архаическую эпоху заключается в том, что наряду с доминированием прагматического вза­имодействия с миром природы присутствуют элементы и непрагматического.

В процессе развития человеческого общества, формиро­вания сознания и появления определенной физической не­зависимости от природы исходное психологическое единст­во с ней начинает разрушаться. Она все больше и больше воспринимается как нечто существующее вне человека, не­зависимо от человека и противопоставленное человеку. Это отчуждение от природы проходило несколько этапов.

поиски первобытным человеком при­чин природных явлений приводят к появлению представ­лений об особом потустороннем мире духов, управляю­щих всем происходящим вокруг, складывается анимис­тическая картина мира.

Главным становится уже не столь­ко взаимодействие с природой, сколько установление с помощью специальных ритуалов благоприятных отноше­ний с этими духами, поскольку они могут как помогать людям, так и вредить.

На этом этапе духи мыслятся как некие сверхъестественные «двойники» реальных объектов и явлений, которые живут в них: «дух дерева», «дух ручья», «дух леса» и т. п.

Постепенно представления о них приобретают все бо­лее абстрактный и обобщенный характер — мир духов пе­рерастает в мир богов. В это время боги равны природе в ее проявлениях, иными словами, природа и есть сами боги, их воплощение, их персонификация: река — это бог реки, гора — бог горы, гром — бог грома и т. д. Свойственная ранее психологическая связь с миром при­роды сохраняется теперь только с тотемным животным или растением. Тотем представлялся членам рода их общим пред­ком, который может при определенных условиях оказывать им сверхъестественную помощь. Тотемное животное или рас­тение нельзя было уничтожать, даже если человеку грозила голодная смерть, а если это и происходило, то его уничто­жение всегда сопровождалось специальным ритуалом.

Существенную роль в формировании отчужденнос­ти от природы сыграл переход к оседлому образу жиз­ни.

Развитие общественного сознания привело к тому, что человек перевел взгляд с природы на самого себя, и в центре внимания оказалась проблема родовых, семей­ных связей.

Принципиальным становится противопос­тавление «свой — чужой»: наше царство — далекое цар­ство, в нашем царстве есть герой, богатырь, в чужом — дракон, змей, чудовище.

В соответствии с этой фундаментальной парадигмой воспринимается и природа: есть дом — «свое» и есть лес — «чужое», шире — есть «своя», родная природа и есть «чу­жая». Данный принцип оказался настолько устойчивым, что во многом до сих пор определяет специфику восприятия природных объектов современными людьми2.

Второй этап отчуждения человека от природы связан с эпохой античности, когда складывается система пред­ставлений о богах как творцах природы. (Следует отметить, что эпоха античности является вторым этапом отчуждения от природы именно для европейской культуры: представ­ления о богах как творцах природы, например, в Египте, Междуречье появились значительно раньше.)

Теперь боги уже, как правило, антропоморфны, т. е. обладают человеческими свойствами и даже человеческим обликом. Антропоморфными являются, например, боги гре­ческого пантеона: Зевс, Афродита, Аполлон и др. Показа­тельно появление таких богов, как Прометей, Гефест, ко­торые создают для людей различные предметы культуры, добывают огонь, вводят металлы и т. д.; в них нашло свое осмысление подчинение людьми природы, ее освоение и «укрощение».

Поскольку и человек, и природа созданы богами, воз­никает своеобразное «равенство в отчужденности»: человек и природа равны перед богами, но отчуждены друг от дру­га. Иными словами, складывается психологическая проти­вопоставленность человека и природы.

Дополнительным фактором, увеличивающим противо­поставленность человека и мира природы, стало то, что в эпоху античности началось научное осмысление природы.

Природа стала объектом изучения, и хотя она при этом не лишалась «души» (например, Аристотель даже звезды счи­тал одушевленными), но душа у нее менее «качественная», чем человеческая.

Разделение Платоном «разумной» (чело­веческой) души и «чувственной» (животной) ярко демон­стрирует противопоставленность человека и природы, его принципиальное превосходство над ней с точки зрения ан­тичного сознания.

Показательно в этом плане высказыва­ние римского историка Саллюстия: «Всем людям, стремя­щимся отличаться от остальных, следует всячески ста­раться не прожить жизнь безвестно, подобно скотине, ко­торую природа создала склоненной к земле и покорной чре­ву. Вся наша сила ведь в духе и теле; дух большей час­тью повелитель, тело — раб; первый у нас — общий с богами, второе — с животными».

В эпоху античности меняется не только система пред­ставлений, но и отношение к природе.

Наличие у природ­ных объектов «души» вовсе не означало для античного че­ловека, что они являются субъектами, относятся к сфере «человеческого», равны в своей самоценности человеку и уж тем более не означало, что они способны осуществлять специфически субъектные функции.

Как считал Аристо­тель: «Ни дружбы, ни права не может быть по отноше­нию к неодушевленным предметам. Невозможна дружба и с конем или быком или рабом в качестве раба… потому что раб — одушевленное орудие, а орудие — неодушевлен­ный раб»3.

И тем не менее, экологическое сознание этой эпохи ближе к субъектному, чем к объектному восприятию при­роды.

Это противоречие связано с противоречивостью, двойственностью самого античного сознания: с одной сто­роны, для античности свойственно уже научно-логичес­кое мышление, но с другой — миф, мифологическое мышление не исчезают полностью, а становятся как бы «подтекстом» научно-логического, особенно в период за­ката античности.

В эпоху античности существовало понимание ценнос­ти непрагматического взаимодействия с миром приро­ды: для античного человека природа — это не только ма­териальная, но еще и духовная ценность.

Природа начи­нает выступать как образец, идеал гармонии, которой че­ловек должен учиться у нее, подражать ей в своей пов­седневной жизни.

Красота, совершенство природы ста­новятся одной из популярных тем античной литературы, искусства в целом.

Но в целом, античность явилась еще одним шагом на пути отчуждения человека от природы 'и, в определенном смысле, подготовила абсолютную их противопоставлен­ность в последующие века. Скачать файл (321.6 kb.)
Нажми чтобы узнать.

Источник: http://gendocs.ru/v11399/?cc=16

Medic-studio
Добавить комментарий