25. Методы диагностики экоого сознания.: Опросник «Натурафил» /авторы В.А. Ясвин, С.Д. Дерябо, / направл на

Тема занятия: методики диагностики субъективного отношения к природе

25. Методы диагностики экоого сознания.:  Опросник «Натурафил» /авторы В.А. Ясвин, С.Д. Дерябо, / направл на

Задачи:изучить и проанализировать различныедиагностики субъективного отношенияк природе; разработать содержаниедиагностических материалов; провестиэксперимент по изучению субъективногоотношения к природе у студентов.

Оборудование:нормативные документы в областиэкологического образования,программно-методические материалы;методические разработки диагностическихматериалов.

Методические рекомендации

Врамках экологической психодиагностикиразрабатываютсяметодики, предназначенные для диагностикиразличныхаспектов психологических процессов,происходящих привзаимодействии человека (реальном илиидеальном) с природнымикомплексами или отдельными природнымиобъектами.

К ним относятся методики, направленныена диагностикусубъективного отношения к природе, егоструктуры,доминантности и т. п., экологическихустановок, мотивациивзаимодействия с природой и участия вприродоохраннойдеятельности, характера восприятияприродных объектови т. д.

Вцелом, блок психодиагностическихметодик, разработанныхв экологической психологии, позволяетполучить достаточнополную картину характера отношения кприроде,сложившегося у личности.

Опросник «Натурафил»

Опросник«Натурафил» предназначен для диагностикиуровняразвития интенсивностиличностного отношения к природе и егоструктуры.Под интенсивностью отношения понимаетсяего структурно-динамическаяхарактеристика, являющаяся показателемтого, какие потребности и в какой степенизапечатленына объектах отношения, в каких сферахи в какойстепени оно проявляется.

Опросниквключает 4 основные шкалы, соответствующиечетырем выделяемым компонентаминтенсивности: перцептивно-аффективному,когнитивному, практическому и поступочному,а также дополнительную шкалунатуралистическойэрудиции.

Перцептивно-аффективнаяшкала (ПА) направленана диагностикустепени запечатленности в объектахприроды комплексаэстетическо-этических потребностей,проявляющейсяв готовности и стремлении взаимодействоватьс ними на«эмоциональном уровне», восприимчивостик их чувственно выразительным элементам,желании «любоваться природой»и т. д.

Пункты,в основном, строятся по принципупреодоленияотрицательных стереотипов.

Например:Высчитаете крыс противными? У Вас вызываютнеприязнь бродячие собаки и кошки? и т.п.

Когнитивнаяшкала (К) направленана диагностику степенизапечатленности в объектах природыпознавательных потребностей, проявляющейсяв готовности и стремлении принимать,искать и перерабатывать информацию обэтих объектах.

Например:Просматриваянаучно-популярные журналы,Вы в первую очередь обращаете вниманиена статьи о природе?Если началась передача или фильм оживотных,то Вы скорее переключите телевизор надругую программу?и т. п.

Пунктомв психодиагностике называется минимальнаяструктурнаяединица текста, методики: вопрос, задание,задача и т. д.

Практическаяшкала (Пp)направленана диагностику степенизапечатленности в объектах природыпотребностив компетентности, проявляющейся вготовности и стремлениик непрагматическому практическомувзаимодействиюс природными объектами (т. е. взаимодействию,не ставящему цели получить от природы«полезныйпродукт»).

Например:Вытратите деньги на Ваши увлечения,связанные с природой? Если Вам на деньрождения принесут хомячка, рыбок илидругих животных, то Вы удивитесь ирастеряетесьтакому подарку?

Поступочнаяшкала (Пс) направленана диагностику степенизапечатленности в объектах природыпотребности в персонализации,проявляющейся в активности личностипо изменениюокружения в соответствии с ее отношениемк природе.

Например:Правдали, что Вы вряд ли отзоветесь на объявлениев газете с предложением поехать ввоскресенье расчищатьлес от мусора? Вам приходилось вступатьв конфликтс людьми, которые сильнее Вас или вышепо своемуположению, если они могли нанести ущербприроде?и т. п.

Дополнительнаяшкала натуралистической эрудициинаправленана диагностику совокупности имеющихсяу личностисведений об объектах природы.

Например:Паук— это насекомое? Белый медведь охотитсяна пингвинов? и т. п.

Каждаяшкала состоит из 10 дихотомическихпунктов (попринципу «да» — «нет»), диагностирующихотношение ктрем условным классам природных объектов:животным, растениями целым природным комплексам.

Когнитивнаяи практическая шкалы включают по 5пунктов,отражающих ситуации адаптивного,приспособительногоплана, т. е. связанные с деятельностью,задаваемойдругими людьми или .обстоятельствами,и по 5пунктов, отражающих процессы преобразованияи активногоконструирования внешних условий,связанных сдеятельностью, организованной личностьюсамостоятельно.

Поступочнаяшкала содержит по 5 пунктов, отличающихсянаправленностью активности личностипо изменению окружения в соответствиис ее отношением к природелибо непосредственно на природныеобъекты, либо налюдей, взаимодействующих (реально илипотенциально)с природой.

Источник: https://studfile.net/preview/4388772/

Ясвин В.А. Психология отношения к природе – файл Ясвин В.А. – Психология отношения к природе (Смысл, 2000, 456с).doc

25. Методы диагностики экоого сознания.:  Опросник «Натурафил» /авторы В.А. Ясвин, С.Д. Дерябо, / направл на
Ясвин В.А. Психология отношения к природе
скачать (6056.9 kb.

)

содержание
Реклама MarketGid:
В данной главе будет приведен сконструированный нами в? 1990 году комплекс методик «экологической психодиагности­ки», с помощью которого может быть как установлен тип субъек-1 тивного отношения к природе, так и получен ряд других! показателей, характеризующих это отношение.

Мы представля­ем здесь теоретические конструкты наших методик и показыва­ем путь подбора соответствующего стимульного материала. 3.1.

методика диагностики интенсивности субъективного отношения к природе «натурафил» структура методики Опросник «Натурафил» предназначен для диагностики уров­ня развития интенсивности субъективного отношения к природе | непрагматической модальности и его структуры.

Под интенсивно-1 стью отношения понимается его структурно-динамическая харак-: теристика, показывающая, в каких сферах и в какой степени проявляется отношение. Опросник включает 4 основных шкалы, соответствующих че­тырем теоретически выделенным компонентам интенсивности: | перцептивно-аффективному, когнитивному, практическому й| поступочному, а также дополнительную шкалу натуралистичес­кой эрудиции.

* Описание методик дается по тексту книги: С.Д.Дерябо, В.А.ЯсвинЭкологическая психодиагностика. Даугавпилс, 1994, с любезного] согласия уважаемого соавтора.

конструирование методик психологической диагностики. ..

Перцептивно-аффективная шкала (ПА) направлена на диаг­ностику степени изменений в системе аффективно окрашенных «эталонов» личности эстетического, этического и витального ха­рактера, обусловленных отношением к природе, которые прояв­ляются на уровне эстетического и этического освоения объектов природы, повышенной восприимчивости к их чувственно-выра­зительным элементам, стремлении их «получать» — своеобразном «сенсорно-эстетическом голоде», свободе от неадекватных соци­альных эстетических стереотипов, отзывчивости на витальные проявления природных объектов, реализующейся через эмпатию и идентификацию и т.д.

(К) направлена на диагностику степени изменений в мотивации и направленности познавательной актив­ности, связанной с объектами природы, обусловленных отноше­нием к ней, которые проявляются в готовности (более низкий уровень) и стремлении (более высокий) получать, искать и пере­рабатывать информацию об этих объектах, в особой «информаци­онной сензитивности» к ним.

(Пк) направлена на диагностику степени изменений в мотивации и направленности практической деятель­ности с природными объектами, обусловленных отношением к ней, которые проявляются в готовности и стремлении к непрагматичес­кому практическому взаимодействию с природными объектами.

(Пс) направлена на диагностику изменений в поступках личности, обусловленных отношением к природе, про­являющихся в активности личности по изменению окружения в соответствии с этим отношением.

Дополнительная шкала натуралистической эрудиции (НЭ) на­правлена на диагностику совокупности имеющихся у личности сведений об объектах природы.

Каждая шкала состоит из 10 дихотомических пунктов (по прин­ципу «да—нет»), всего — 50 пунктов. При составлении матрицы-спецификации методики заклады­вались пункты, диагностирующие отношения к трем условным ассам природных объектов: животным, растениям и биоце-°зам (болото, лес, луг и т.п.), для обеспечения содержательной идности. Таким образом, испытуемый, имеющий высокую

генсивность отношения, например, только к животным, но

Дающий растений, не может'получить максимальные баллы,

как его отношение к природе в целом действительно не доста-Чн° сформировано.

66

методологические основы психологического исследования

конструирование методик психологической диагностики…

67
В своем анализе активности как функции всевозрастающей слож­ности организации ее материальных носителей С.Д.Смирнов от­мечает, что «важнейшим направлением прогрессивного изменения активности является переход от процессов адаптивного, приспо­собительного плана к процессам преобразования и активного кон­струирования внешних условий существования системы, стремящейся сохранить и развить свою внутреннюю опреде­ленность» (1985, с. 30). В соответствии с этим когнитивная и прак­тическая шкалы включают по 5 пунктов, отражающих ситуации адаптивного, приспособительного характера, т.е. связанные с дея­тельностью, задаваемой другими людьми или обстоятельствами (более низкий уровень), и по 5 пунктов, отражающих процессы преобразования и активного конструирования внешних условий, связанных с деятельностью, организованной личностью самосто­ятельно (более высокий уровень). В поступочной шкале было сделано разграничение пунктов по активности, направленной на сами объекты природы, и ак­тивности, направленной на людей, взаимодействующих с при­родой. Предполагалось также, что это две качественно различающиеся между собой ситуации и, соответственно, они должны быть равным образом представлены в методике (каждая по 5 пунктов). При этом считалось, что активность, направлен­ная на людей, является более «трудной», поэтому испытуемые, набравшие большое количество пунктов данного типа, должны иметь и достаточно высокие показатели по пунктам, связанным с активностью, направленной на сами объекты природы. Отметим, что поступочная шкала в этом отношении прин­ципиально отличается от когнитивной и практической: любой поступок по определению является «деятельностью, организован­ной самостоятельно», но отличается по своему объекту, а прак­тическая и когнитивная шкалы характеризуют деятельность, которая может быть одного или второго типа, но объектом ее всегда служит какой-либо природный объект. разработка пунктов Поскольку опросник «Натурафил» предназначался для диаг­ностики интенсивности субъективного отношения к природе имен­но непрагматической модальности, то главным требованием при построении пунктов была необходимость задавать ситуации, в которых взаимодействие с природными объектами носит явно непрагматический характер. Это касается всех четырех основных шкал. Для каждой шкалы в отдельности были разработаны свои частные принципы. В результате серии пилотажных исследований мы пришли к выводу, что для перцептивно-аффективной шкалы наиболее оп­тимален принцип построения пунктов на основе «борьбы с от­рицательными стереотипами», поскольку очень большую роль играет социальная нежелательность отрицательных ответов. На­пример, пункт «Вам нравится любоваться цветами?» не может быть валидным, потому что стереотипно провоцирует утверди­тельный ответ. Поэтому испытуемым предлагались формулировки, содержа­щие определенные отрицательные стереотипы, стимулирующие положительный ответ, который интерпретировался как отсутствие сформированности перцептивно-аффективного компонента. При­ведем пример из окончательного варианта методики: «Вас раду­ет, когда тигр в цирке прыгает сквозь огонь?». Такая постановка вопроса провоцирует дать ответ «да», соответствующий стереоти­пу, но свидетельствующий о низком уровне развития непрагма­тического отношения к животному: в этом случае тигр выступает лишь как средство развлечения людей. В таком варианте ответ «нет» свидетельствует о преодолении этого стереотипа, определенной эмпатии к животному — следовательно, в соответствии с теоре­тическим конструктом, о более высоком уровне развития пер­цептивно-аффективного компонента отношения. Для когнитивной шкалы были выработаны несколько прин­ципов. Во-первых, это могут быть прямые вопросы типа «Вы испытываете потребность к поиску новых знаний о природе?» (отметим, что их должно быть меньшинство, так как их «откры­тость» может привести к искажению результатов). Во-вторых, можно использовать вопросы, диагностирующие определенные установки на получение информации о природных объектах: «Если по телевизору началась передача или фильм о животных, то Вы скорее всего переключите телевизор на другую программу?» («результативным» считается отрицательный ответ). В-третьих, это могут быть вопросы, связанные с тем или иным ведением, демонстрирующим стремление испытуемого полу-

ать информацию о природных объектах: «Вам приходилось пере-

сываться со специалистами-биологами или задавать вопросы Редакциям научных журналов?» Для практической шкалы такими принципами могут быть, во-пункты, свидетельствующие о наличие определенной тех- 69

68 методологические основы психологического исследования

нологической и психологической вооруженности, являющейся следствием непрагматического практического взаимодействия с объектами природы: «Если Вам на день рождения принесут хомяч­ка, рыбок или других животных, то Вы удивитесь такому подарку и растеряетесь?» — положительный ответ «нерезультативен», так как свидетельствует как раз об отсутствии такой вооруженности.

Как вариант может использоваться пункт, выявляющий опре­деленные факты в жизни испытуемого, свидетельствующие о на­личии у него технологической и психологической вооруженности: «Вам приходилось получать потомство от Ваших животных?» — в этой ситуации человек приобретает очень важный и ничем незаме­нимый психологический опыт взаимодействия с природой.

Во-вторых, могут, также как и в когнитивной шкале, ис­пользоваться пункты, выявляющие определенное поведение ис­пытуемого, свидетельствующее о сформированности у него потребности в непрагматическом практическом взаимодействии с природными объектами: «Вы специально покупаете комнат­ные растения, чтобы ухаживать за ними?». Для поступочной шкалы могут использоваться, во-первых, пункты, моделирующие определенное поведение испытуемого: «Правда ли, что Вы вряд ли отзоветесь на объявление в газете с предложением поехать в воскресенье расчищать лес от мусора?» («результативен» отрицательный ответ). Во-вторых, пункты, ос­нованные на фактах из жизни испытуемого, свидетельствующих о наличии у него сформированности поступочного компонента отношения: «Вам приходилось вступать в конфликт с людьми, которые сильнее Вас или выше по своему положению, если они могли нанести ущерб природе?» Отметим, что в случае моделирования важно использовать формулировки, провоцирующие «нерезультативный» ответ, по­скольку может играть определенную роль непроизвольное жела­ние фальсифицировать «Я-образ» или же выстроить более благоприятную для себя «Я-концепцию». В пунктах, связанных с фактами из жизни испытуемых, такая опасность значительно ниже: во-первых, методика, в основном, разрабатывалась для группо­вой анонимной формы проведения (при индивидуальной же есть возможность установить доверительные отношения с испытуе­мым), а во-вторых, ситуация диагностики отношения к природе, как показали пилотажные исследования, не является ситуацией экспертизы, т.е. особо значимой, — преднамеренная фальсифи­кация маловероятна.

конструирование методик психологической диагностики…

Для шкалы натуралистической эрудиции должны использо­ваться пункты, ответы на которые требуют наличия у испытуе­мого таких знаний, которые общедоступны (но это не значит -общеизвестны!), не требуют специальной биологической подго­товки. В то же время при составлении этой шкалы мы исходили из стремления получить определенный инструмент для исследова­ния взаимосвязи между тем, что называют «экологической эруди­рованностью» и «экологической воспитанностью». Экологическая эрудированность представляет собой совокупность сведений об объектах природы, в том числе специфических — зна­ний об экологических процессах (о функционировании экосис­тем, роли антропогенного фактора и т.д.). Экологическая воспитанность, на наш взгляд, представляет собой экологически целесообразное поведение в ситуациях взаимодействия с природ­ными объектами, которое обусловливается тем или иным отно­шением к ним. В соответствии с этим, для шкалы натуралистической эруди­ции отбирались пункты на основе двух принципов: во-первых, они должны характеризовать высокий уровень экологической эру­дированности – – испытуемые с широкой эрудицией должны с легкостью давать на них правильные ответы, люди с низкой эру­дицией должны затрудняться это сделать, а во-вторых, вопросы должны быть общедоступны, не требовать специальных знаний, которые можно приобрести только при профессиональном взаи­модействии с природой (поэтому была исключена возможность задавать вопросы по экологическим процессам и т.п.). В связи с этим шкала натуралистической эрудиции ни в коей мере не может служить средством измерения биологических зна­ний в целом: результаты по ней необязательно должны совпа­дать, например, со школьными оценками. психометрические характеристики

методики — по параметру интенсив­ности — на интервале в 2 недели по критерию Пирсона для испы­туемых 14-15 лет (п=172) равна 0.829.

Надежность — как внутренняя согласованность по методу Кью-ера-Ричардсона на выборке, состоящей из разных социально-возрастных групп (п=719) равна 0.693.

Валидностъ по содержанию обеспечивалась при составлении Матрицы-спецификации.

70

методологические основы психологического исследования

конструирование методик психологической диагностики…

71

проверялась методом контрастных групп. «Валидация методом контрастных групп обычно влечет за собой сложный критерий, в котором отражены накапливающие­ся и неконтролируемые избирательные влияния повседневной жизни. Такой критерий в конечном итоге связан с принадлежно­стью или непринадлежностью индивида к определенной группе» (Анастази, 1982, с. 134). В качестве таких контрастных групп были отобраны по 50 школь­ников разного возраста. В одну группу вошли испытуемые, глубо­ко увлеченные природой, занимающиеся в различных кружках, секциях, организации «зеленых», принимающие участие в работе муниципального зоопарка и т.п., а во вторую — те, в беседах с которыми был установлен низкий уровень развития интенсивно­сти субъективного отношения к природе непрагматической мо­дальности. Коэффициент корреляции с критерием по параметру интен­сивности отношения к природе методом контрастных групп окон­чательного варианта методики равен 0.560.

методики определялась на основе внутренней согласованности на выборке в 757 человек.

Каждый пункт коррелировался с результатами по шкале и с итоговым баллом по параметру интенсивности. На основе полу­ченных корреляций были отобраны 50 пунктов окончательного варианта методики, которые показали наилучшую согласованность. Проведенный корреляционный анализ показал, что все шка­лы опросника «Натурафил» хорошо согласованы с итоговым по­казателем по параметру интенсивности: коэффициент корреляции для перцептивно-аффективной шкалы равен 0.626, для когнитив­ной — 0.691, для практической — 0.864, для поступочной — 0.758. Дополнительно был проведен анализ внутренней согласован­ности методом контрастных групп. В них вошли по 20 испытуе­мых, отобранных случайным образом из тех, чей показатель по параметру интенсивности отклонялся от среднего больше, чем на одно стандартное отклонение — по 16 «верхних» и «нижних» про­цента выборки. Для всех шкал и всех пунктов получены значимые различия как минимум при р Вы невольно ищете глазами книги, связанные с природой? Вам было бы чуждо ухаживать за животными, принадлежащими кому-то из членов Вашей семьи? 72

методологические основы психологического исследования

конструирование методик психологической диагностики…

73
4. Проходя мимо, Вы бы стали освобождать животное из капкана? *5. Верно ли, что хвойные деревья отличаются от лиственных еще и тем, что не сбрасывают свою хвою?

  1. Комнатные растения улучшают Ваше настроение?
  2. Увидев в лесу незнакомое растение, Вы постараетесь узнать,как оно называется?
  3. Вы специально покупаете растения, чтобы ухаживать за ними?
  4. Правда ли, что Вы скорее всего не станете мешать близкомучеловеку нарвать в лесу букет красивых, но редких цветов? (да, нестану; нет, стану)

*10. Алоэ относится к кактусам?

  1. Мох на деревьях портит их внешний вид?
  2. Листая книгу и встретив в ней изображение незнакомого рас­тения, Вы захотите прочесть и его описание?
  3. Если в Вашей семье заводят комнатные растения, то они будутпосажены и Вашими руками?
  4. Верно ли, что если Вы очень торопитесь и на Вашем путиоказались заросли ландышей, то вы, вероятно, не станете их об­ходить? (да, не стану; нет, стану)

*15. Семена ели созревают осенью?

  1. Как Вам кажется, Вы способны пожалеть раздавленного тара­кана?
  2. Вам приходилось переписываться со специалистами-биолога­ми или задавать вопросы редакциям научных журналов?
  3. Вы тратите деньги на Ваши увлечения, связанные с природой?
  4. Вы можете сказать, что благодаря Вашим стараниям у кого-нибудь отношение к природе в чем-то улучшилось?

*20. Окунь — это хищная рыба?

  1. Вы считаете крыс противными?
  2. Если началась передача или фильм о животных, то Вы, ско­рее всего, переключите телевизор на другую программу?
  3. Если Вам на день рождения принесут хомячка, рыбок или дру­гих животных, то Вы удивитесь такому подарку и растеряетесь?
  4. Вам приходилось помогать животным в трудное для них время?*25. Паук — это насекомое?
  1. Вы бы стали любоваться ядовитыми змеями в зоопарке?
  2. Вы встанете в длинную очередь за билетами на выставку собак,кошек, птиц, рыбок или других интересных Вам животных?
  3. Вам приходилось получать потомство от Ваших животных?
  4. Вам случалось по собственному желанию делать заметки оживотных для журнала, газеты или стенгазеты?

*30. Спаниель — это служебная собака?

  1. Вы считаете крапиву неприятным растением?
  2. Вы находите интересным послушать сообщения знатоков при­роды об их наблюдениях?
  3. Вы готовы потратить время, чтобы научиться у специалистасобирать, засушивать и сохранять природные материалы для ком­позиций?
  4. Правда ли, что Вы вряд ли отзоветесь на объявление в газете спредложением поехать в воскресенье расчищать лес от мусора?*35. Бамбук — это трава?
  1. Вы согласны, что серьезный человек не станет просто так бро­дить по лесу? (да, не станет; нет, станет)
  2. Вы испытываете потребность в поиске новых знаний о при­роде?
  3. Вы согласитесь по просьбе музея собрать и оформить бота­ническую или зоологическую коллекцию природы Вашей мест­ности?
  4. Вы стремитесь раскрывать людям красоту, тайны природы?*40. Биология — это наука об изучении всей природы?

“41. Вы сочтете чудаком человека, который находит приятным ква­канье лягушек на болоте?

  1. Просматривая научно-популярные журналы, Вы в первую оче­редь обращаете внимание на статьи о природе?
  2. Вы согласны часами проводить время с человеком, которыйнаучил бы Вас вести наблюдения за жизнью природы?
  3. Вы участвуете в работе экологических групп, движении «зеле­ных» и т.п.?

*45. В пустыне можно замерзнуть, простудиться?

  1. У Вас вызывают неприязнь бродячие собаки и кошки?
  2. Вы бы поехали специально в другой город на зоологическуювыставку, в ботанический сад, музей природы?
  3. Вам трудно умело оборудовать аквариум или клетку для попу­гаев?

»9. Вам приходилось вступать в конфликт с людьми, которые силь­нее Вас или выше по своему положению, если они могли нанести УЩерб природе? 50. Белый медведь охотится на пингвинов? обработка и интерпретация результатов Результаты методики обрабатываются с помощью специаль-*°го ключа. «Результативным» считается ответ испытуемого, ко- 74

методологические основы психологического исследования

конструирование методик психологической диагностики…

75
торый совпадает с ключом, и за него дается один балл. (Отме­тим, что ответ «не знаю» по шкале натуралистической эрудиции всегда считается «нерезультативным».) Растения Животные Природа

1.- 6.+ 11.- 16. + 21. .- 26.+ 31. .-36. – 41.- 46.- ПА
2.+ 7.+ 12.+ 17. + 22. .- 27.+ 32. .+37. .+ 42.+ 47.+ К
3.- 8.+ 13.+ 18. 23. .- 28.+ 33. .+38. .+43.+ 48.- Пк
4.+ 9.- 14.- 19. + 24 .+ 29.+ 34 .-39. .+44.+ 49.+ Пс
5.- 10.- 15.- 20. 4- 25. .- 30.- 35. .+40. .- 45.+ 50.- НЭ

Показатель параметра интенсивности, полученный путем сум­мирования результатов по четырем основным шкалам, перево­дится в стандартную Т-шкалу с М=50 и 8=10 с помощью таб. 3.

Таблица 3. Таблицапереводабалловинтенсивности опросника«Натурафил»вТшкалу *

баллы 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 1314151617181920
Т-баллы 10 10 1717 21 21 2727 30 30 34 3437 37 40 40 43 43 46 46 49
баллы 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40
Т-баллы 49 52 52 55 55 58 58 62 62 65 65 68 68 71 71 75 75 77 77 83

Интенсивность отношения = ПА + К + Пк + Пс; Результат по шкале определяется как сумма баллов в данной строке. Первая строка — перцептивно-аффективная шкала (ПА), вторая — когнитивная (К), третья — практическая (Пк), четвер­тая — поступочная (Пс), пятая — дополнительная шкала натура­листической эрудиции (НЭ). Параметр интенсивности субъективного отношения к природе определяется как сумма баллов по четырем основным шкалам. Результаты по каждой шкале (от 0 до 10 баллов) переводятся в стандартную шкалу станайнов сМ = 5и8 = 2с помощью Таб. 2.

Таблица 2. Таблицапереводабалловпошкалам опросника«Натурафил»встанайны*

исходные баллы 012345678910
ш к а л ы Перцептивно-аффективная 1 1 1 23456789
Когнитивная 1 1 234456789
Практическая 1 1 234556789
Поступочная 1 1 234567899
Натуралистической эрудиции 23456789999

Выборка: четыре группы школьников — 10—11 лет, 12—13 лет, 14— 15 лет и 16—17 лет — по 50 человек. Всего — 200 человек. * Выборка: школьники 10—17 лет—1007 человек, интервал равнозначности 2 балла. Результаты, полученные по стандартным шкалам, являются окончательными данными исследования. Отметим, что использование таблиц перевода в стандартные оценки позволяет рассматривать результат испытуемого по отноше­нию к популяции школьников 10—17 лет и определить его положе­ние по сравнению со средним показателем для школьников (таб. 4). Скачать файл (6056.9 kb.)
Нажми чтобы узнать.

Источник: http://gendocs.ru/v36812/%D1%8F%D1%81%D0%B2%D0%B8%D0%BD_%D0%B2.%D0%B0._%D0%BF%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F_%D0%BE%D1%82%D0%BD%D0%BE%D1%88%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F_%D0%BA_%D0%BF%D1%80%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%B5?page=4

Методика диагностики интенсивности субъективного отношения к природе «Натурафил» (авторы С. Д. Дерябо, В. А. Ясвин)

25. Методы диагностики экоого сознания.:  Опросник «Натурафил» /авторы В.А. Ясвин, С.Д. Дерябо, / направл на

субъективного отношения к природе «Натурафил»

  1. Вас радует, когда тигр в цирке прыгает сквозь огонь?
  2. Верно ли, что придя к кому-то в гости и увидев там библиотечку, Вы невольно ищете глазами книги, связанные с природой?
  3. Вам было бы чуждо ухаживание за животными, принадлежащими кому-то из членов Вашей семьи?
  4. Проходя мимо, Вы бы стали освобождать животное из капкана?
  5. Верно ли, что хвойные деревья отличаются от лиственных еще и тем, что не сбрасывают свою хвою? *
  6. Комнатные растения улучшают Ваше настроение?
  7. Увидев в лесу незнакомое растение, Вы постараетесь узнать, как оно называется?
  8. Вы специально покупаете растения, чтобы ухаживать за ними?
  9. Правда ли, что Вы скорее всего не станете мешать близкому человеку нарвать в лесу букет красивых, но редких цветов? (да, не стану; нет, стану).
  10. Алоэ относится к кактусам? *
  11. Мох на деревьях портит их внешний вид?
  12. Листая книгу и встретив в ней изображение незнакомого растения, Вы заходите прочесть и его описание?
  13. Если в Вашей семье заводят комнатные растения, то они будут посажены и Вашими руками?
  14. Верно ли, что если Вы очень торопитесь и на Вашем пути оказались заросли ландышей, то вы, вероятно, не станете их обходить? (да, не стану; нет, стану).
  15. Семена ели созревают осенью? *
  16. Как Вам кажется, Вы способны пожалеть раздавленного таракана?
  17. Вам приходилось переписываться со специалистами-биологами или задавать вопросы редакциям научных журналов?
  18. Вы тратите деньги на Ваши увлечения, связанные с природой?
  19. Вы можете сказать, что благодаря Вашим стараниям у кого-нибудь отношение к природе в чем-то улучшилось?
  20. Окунь – это хищная рыба? *
  21. Вы считаете крыс противными?
  22. Если началась передача или фильм о животных, то Вы, скорее всего, переключите телевизор на другую программу?
  23. Если Вам на день рождения принесут хомячка, рыбок или других животных, то Вы удивитесь такому подарку и растеряетесь?
  24. Вам приходилось помогать животным в трудное для них время?
  25. Паук – это насекомое? *
  26. Вы бы стали любоваться ядовитыми змеями в зоопарке?
  27. Вы встанете в длинную очередь за билетами на выставку собак, кошек, птиц, рыбок или других интересных Вам животных?
  28. Вам приходилось получать потомство от Ваших животных?
  29. Вам случалось по собственному желанию делать заметки о животных для журнала, газеты или стенгазеты?
  30. Спаниель – это служебная собака? *
  31. Вы считаете крапиву неприятным растением?
  32. Вы находите интересным послушать сообщения знатоков природы об их наблюдениях?
  33. Вы готовы потратить время, чтобы научиться у специалиста собирать, засушивать и сохранять природные материалы для композиций?
  34. Правда ли, что Вы вряд ли отзоветесь на объявление в газете с предложением поехать в воскресенье расчищать лес от мусора?
  35. Бамбук – это трава? *
  36. Вы согласны, что серьезный человек не станет просто так бродить по лесу? (да, не станет; нет, станет)
  37. Вы испытываете потребность в поиске новых знаний о природе?
  38. Вы согласитесь по просьбе музея собрать и оформить ботаническую или зоологическую коллекцию природы Вашей местности7
  39. Вы стремитесь раскрывать людям красоту, тайны природы?
  40. Биология – это наука об изучении всей природы? *
  41. Вы сочтете судаком человека, который находит приятным кваканье лягушек на болоте?
  42. Просматривая научно-популярные журналы, Вы в первую очередь обращаете внимание на статьи о природе?
  43. Вы согласны часами проводить время с человеком, который научил бы Вас вести наблюдения за жизнью природы?
  44. Вы участвуете в работе экологических групп, движении «зеленых» и т.п.?
  45. В пустыне можно замерзнуть, простудиться? *
  46. У Вас вызывают неприязнь бродячие собаки и кошки?
  47. Вы бы поехали специально в другой город на зоологическую выставку, в ботанический сад, музей природы?
  48. Вам трудно умело оборудовать аквариум или клетку для попугаев?
  49. Вам приходилось вступать в конфликт с людьми, которые сильнее Вас или выше по своему положению, если они могли нанести ущерб природе?
  50. Белый медведь охотится на пингвинов? *

Обработка и интерпретация результатов

Данные отношения понимаются в структурно-динамической характеристике, показывающей, в каких сферах и в какой степени проявляется ваше отношение к природе.

* Описание методик дается по тексту книги: С.Д.Дерябо,В.А.Ясвин-Экологическая психодиагностика. Даугавпилс, 1994, с любезного] согласия уважаемого соавтора.

Перцептивно-аффективная шкала(ПА) направлена на диагностику степени изменений на уровне эстетического и этического освоения объектов природы, повышенной восприимчивости к их чувственно-выразительным элементам

Источник: http://filling-form.ru/blank/128880/index.html

Medic-studio
Добавить комментарий