25 Представление результатов: Представление результатов исследования является итогом количественной

7.2. Форма представления результатов исследования

25 Представление результатов: Представление результатов исследования является итогом количественной

Завершением любой исследовательской работы является представ­ление результатов: в той форме, которая принята научным сообществом. Следует различать две основные формы представления результатов квалификационную и научно-исследовательскую.

Квалификационная работа — курсовая работа, дипломная работа, диссертация и т.д. — служит для того, чтобы студент, аспирант или соискатель, представив свой труд на суд экспертов, получил документ, удостоверяющий уровень компетентно­сти.

Требования к таким работам, способу их оформления и представления резуль­татов изложены в инструкциях ВАК, положениях, принятых учеными советами, и в других столь же солидных документах.

Нас интересует вторая форма — представ­ление результатов научной работы.

Условно вид представления научных результатов можно разделить еще на три подвида: 1) устные изложения; 2) публикации; 3) компьютерные версии. Но все они относятся к тем или иным вариантам представления текстовой, символической и графической информации. Поэтому разговор о способах оформления и представле­ния научных результатов целесообразно начать с характеристики методов описа­ния данных.

Наиболее детально этот вопрос рассмотрен в работе В. А. Ганзена «Системные описания в психологии» (1984). Под описанием понимается любая форма представ­ления информации о полученных в исследовании результатах.

Различают следую­щие варианты представления информации: вербальная форма (текст, речь), симво­лическая (знаки, формулы), графическая (схемы, графики), предметно-образная (макеты, вещественные модели, фильмы и др.).

В человеческом сообществе основным способом передачи информации является слово. Поэтому любое научное сообщение — это прежде всего текст, организован­ный по определенным правилам. Различают два вида текстов: на естественном язы­ке («природном», обыденном) и научном языке.

Любое представление результатов исследования по сути своей является текстом «смешанного» вида, где в естественноречевую структуру включены «куски», сформулированные на строго понятийном языке.

Эти языки нельзя строго разграничить, ибо все время происходит взаимопро­никновение житейского и научного: научные термины входят в повседневное обра­щение, а наука черпает из естественного языка слова для обозначения вновь откры­тых сторон реальности.

Например, мы свободно употребляем в повседневной речи слова, изобретенные учеными: «кислород» (М. Ломоносов), «экстраверсия» (К. Юнг), «условный рефлекс» (И. Павлов), «кварк» (Д. Геллман). С другой сторо­ны, в теорию элементарных частиц вошли слова «цвет», «очарованность», «стран­ность» для обозначения состояний кварков.

В психологии в качестве научных тер­минов употребляются такие слова: «память», «мышление», «внимание», «чувство» и т.д. И вместе с тем, в отличие от обыденного язык, научный термин имеет одно­значное предметное содержание.

А главное — значение научного термина опреде­ляется его местом в системе терминов данной науки, теории или модели. В психоло­гии грань между научной и обыденной терминологией весьма тонка, поэтому чита­тель всегда может привнести значение из обыденного языка в свою интерпретацию психологического научного текста. Это порождает дополнительную трудность для автора-психолога.

Главное требование к научному тексту — последовательность и логичность из­ложения. Автор должен по возможности не загружать текст избыточной информа­цией, но может использовать метафоры, примеры и «лирические отступления» для того, чтобы привлечь внимание к особо значимому для понимания сути звену рас­суждений.

Научный текст, в отличие от литературного текста или повседневной речи, очень клиширован — в нем преобладают устойчивые структуры и обороты. В этом он сходен с «канцеляритом» — бюрократическим языком деловых бумаг.

Роль этих штампов чрезвычайно важна — внимание читателя не отвлекается на ли­тературные изыски или неправильности изложения, а сосредоточивается на значи­мой информации: суждениях, умозаключениях, доказательствах, цифрах, формулах. «Наукообразные» штампы на самом деле играют важную роль «рамок», стандартной установки для нового научного содержания.

Конечно, встречаются ученые — вели­колепные стилисты (какими, например, были Б. М. Теплов и А. Р. Лурия), но этот дар все же часто украшает произведения литераторов и философов (вспомним Ортегу-и-Гассета, А. Бергсона и многих других).

Текст состоит из высказываний. Каждое высказывание имеет определенную ло­гическую форму. Причинная зависимость, например, выражается импликативной формой «если А, то В», хотя, как показал Пиаже, в психологии импликативное объяснение и причинное объяснение отнюдь не тождественны.

Существуют основ­ные логические формы высказывания: 1) индуктивное — обобщающее некоторый эмпирический материал; 2) дедуктивное — логический вывод от общего к частному или описание алгоритма; 3) аналогия — «трансдукция»; 4) толкование или коммен­тарий — «перевод», раскрытие содержания одного текста посредством создания другого.

Следующая форма описания результатов — геометрическая. Геометрические (пространственно-образные) описания являются традиционным способом кодиро­вания научной информации.

Поскольку геометрическое описание дополняет и по­ясняет текст, оно «привязано» к языковому описанию. Геометрическое описание на­глядно.

Оно позволяет одновременно представить систему отношений между от­дельными переменными, исследуемыми в эксперименте. Информационная емкость геометрического описания очень велика.

В психологии используется несколько основных форм графического представле­ния научной информации опирающиеся на характеристики топологические и мет­рические. Один из традиционных способов представления информации, использую­щих топологические характеристики, — это графы.

Напомню, что графом является множество точек (вершин), соединенных ребрами (ориентированными или неори­ентированными отрезками). Различают графы планарные и пространственные, ори­ентированные (отрезки-векторы) и неориентированные, связные и несвязные. В психологических исследованиях графы используются очень часто при описании результатов.

Многие теоретические модели исследователи представляют в виде гра­фов. Примеры: иерархическая модель интеллекта Д. Векслера или модель интеллек­та Ч. Спирмена; они представлены в форме дендритных несимметричных графов. Схема функциональной системы П. К. Анохина, схема психологической функцио­нальной системы деятельности В. Д.

Шадрикова, модель концептуальной рефлек­торной дуги Е. Н. Соколова — примеры ориентированных графов.

Вернемся к описанию результатов. Чаще всего ориентированные графы исполь­зуются при описании системы причинных зависимостей между независимой, допол­нительными и зависимой переменными.

Неориентированные графы применяются для описания системы корреляционных связей между измеренными свойствами пси­хики. «Вершинами» обозначаются свойства, а «ребрами» — корреляционные связи.

Характеристика связи обычно кодируется разными вариантами изображения ребер графа. Положительные связи изображаются сплошными линиями (или красным цве­том), отрицательные связи — пунктиром (или синим цветом). Сила и значимость связи кодируются толщиной линии.

Наиболее весомые признаки (с максимальным числом значимых связей с другими) помещаются в центре. Признаки, имеющие меньший «вес», располагаются ближе к периферии.

От системы корреляционных связей можно перейти к отображению «расстояний» между признаками на плоскости. Расстояние вычисляется по известной формуле:

d=(1-r)/2,

где d — расстояние, r — корреляция.

Расстояния отражают сходства — различия признаков. В этом случае от тополо­гического описания мы переходим к метрическому, поскольку расстояния между вершинами графа (свойствами) становятся пропорциональными величинам корреляций с учетом знака: при r = –1 расстояние максимально: d = 1, при r = –1 рассто­яние минимально: d = 0.

Ориентированные и неориентированные графы часто применяются при описа­нии результатов личностных и социально-психологических исследований, в частно­сти социометрических: социограмма — это ориентированный граф.

Любая граф-схема изоморфна матрице (предположений, корреляций и т.д.). Для удобства восприятия не рекомендуется использовать при описании результатов гра­фы более чем с 10-11 вершинами.

Наряду с графами в психологии применяются и пространственно-графические описания, в которых учитывается структура параметров и отношения между эле­ментами (либо метрические, либо топологические).

Примером является известное описание структуры интеллекта — «куб» Д. Гилфорда. Другой вариант применения пространственного описания — пространство эмоциональных состояний по В. Вундту или же описание типов личности по Г.

Айзенку («круг Айзенка»).

В случае если в пространстве признаков определена метрика, то используется более строгое представление данных.

Положение точки в пространстве, изображен­ном на рисунке, соответствует реальным координатам ее в пространстве признаков.

Таким способом представляются результаты многомерного шкалирования, фактор­ного анализа, латентно-структурного анализа и некоторых вариантов кластерного анализа.

Каждый фактор отображается осью пространства, а параметр проведения, изме­ренный нами, — точкой в этом пространстве. В других случаях, в частности при описании результатов дифференциально-психологических исследований, точками изображаются испытуемые, осями — главные факторы (или латентные свойства).

Для первичного представления данных используются другие графические фор­мы: диаграммы, гистограммы и полигоны распределения, а также различные графики.

Первичным способом представления данных является изображение распределе­ния. Для отображения распределения значений измеряемой переменной на выбор­ке используют гистограммы и полигоны распределения. Часто для наглядности рас­пределение показателя в экспериментальной и контрольной группах изображают на одном рисунке.

Гистограмма — это «столбчатая» диаграмма частотного распределения призна­ка на выборке. Используется декартова система координат.

При построении гисто­грамм на оси абсцисс откладывают значения измеряемой величины, а на оси орди­нат — частоты или относительные частоты встречаемости данного диапазона вели­чины в выборке.

Если на гистограмме отображены относительные частоты, то площадь всех столбиков равна 1.

В полигоне распределения количество испытуемых, имеющих данную величину признака (или попавших в определенный интервал величины), обозначают точкой с координатами: Х— градация признака, Y— частота (количество людей) конкрет­ной градации или относительная частота (отнесение количества людей с этой града­цией признака ко всей выборке).

Точки соединяются отрезками прямой. Перед тем как строить полигон распределения, или гистограмму, исследователь должен раз­бить диапазон измеряемой величины, если признак дан в шкале интервалов или от­ношений, на равные отрезки. Рекомендуют использовать не менее 5, но не более 10 градаций.

В случае использования номинальной или порядковой шкалы такой проблемы не возникает.

Если исследователь хочет нагляднее представить соотношение между различ­ными величинами, например доли испытуемых с разными качественными особенно­стями (количество мужчин и женщин), то ему выгоднее использовать диаграмму. В секторной круговой диаграмме величина каждого сектора пропорциональна вели­чине встречаемости каждого типа. Величина круговой диаграммы может отобра­жать относительный объем выборки или значимость признака.

Вариантом отображения информации, переходным от графического к аналити­ческому, являются в первую очередь графики, представляющие функциональную зависимость признаков. Собственно говоря, полигон распределения — это и есть отображение зависимости частоты встречаемости признака от его величины.

Идеальный вариант завершения экспериментального исследования — обнару­жение функциональной связи независимой и зависимой переменных, которую мож­но описать аналитически.

Условно выделим два различных по содержанию типа графиков: 1) отображаю­щие зависимость изменения параметров во времени; 2) отображающие связь неза­висимой и зависимой переменных (или любых двух других переменных).

Класси­ческим вариантом изображения первой зависимости является обнаруженная Г. Эббингаузом связь между объемом воспроизведенного материала и временем, прошедшим после заучивания.

Аналогичны многочисленные «кривые научения» или «кривые утомления», показывающие изменение эффективности деятельности во времени.

Графики функциональной зависимости двух переменных также не редкость в психологии: законы Фехнера, Стивенса (в психофизике), Йеркса—Додсона (в пси­хологии мотивации), закономерность, описывающая зависимость вероятности вос­произведения элемента от его места в ряду (в когнитивной психологии), и т. п.

Существует ряд простых рекомендаций по построению графиков. В частности, Л.В. Куликов дает следующие советы начинающим исследователям:

1. График и текст должны взаимно дополнять друг друга.

2. График должен быть понятен «сам по себе» и включать все необходимые обозна­чения.

3. На одном графике не разрешается изображать больше четырех кривых.

4. Линии на графике должны отражать значимость параметра, важнейшие необхо­димо обозначать цифрами.

5. Надписи на осях следует располагать внизу и слева.

6. Точки на разных линиях принято обозначать кружками, квадратами и треуголь­никами.

Если необходимо на том же графике представить величину разброса данных, то их следует изображать в виде вертикальных отрезков, чтобы точка, обозначающая среднее, находилась на отрезке (в соответствии с показателем асимметрии).

Видом графиков являются диагностические профили, которые характеризуют среднюю выраженность измеряемых показателей у группы или определенного ин­дивида.

Наиболее важный способ представления результатов научной работы — число­вые значения величины: 1) показатели центральной тенденции (среднее, мода, ме­диана); 2) абсолютные и относительные частоты; 3) показатели разброса (стандарт­ное отклонение, дисперсия, процентильный разброс); 4) значения критериев, ис­пользованных при сравнении результатов разных групп; 5) коэффициенты линейной и нелинейной связи переменных и т.д. и т.п. Стандартный вид таблиц для представ­ления первичных результатов: по строкам — испытуемые, по столбцам — значения измеренных параметров. Результаты математической статистической обработки также сводятся в таблицы.

Существующие компьютерные пакеты статистической обработки данных позво­ляют выбрать любую стандартную форму таблиц для представления их в научной публикации.

Итогом обработки данных «точного» эксперимента является аналитическое опи­сание полученных зависимостей между независимыми и зависимыми переменны­ми.

Если до недавних пор в психологии для описания результатов использовались преимущественно элементарные функции, то сегодня исследователи работают прак­тически со всем аппаратом современной математики.

К числу простейших аналитических выражений, описывающих эмпиричес­ки полученные зависимости, относятся, напри­мер, психофизические «законы» Г. Фехнера или С. Стивенса. Не меньшую известность по­лучили законы У. Хика и Р. Хаймета, по кото­рым определяется зависимость времени реак­ции выбора от числа альтернатив:

t=k log(n+ 1)

и

t=a+b log n

где t — время реакции выбора, п — число сти­мулов, а, b и k — константы.

Аналитические описания, как правило, ито­говое обобщение не одного, а серии исследова­ний, проведенных разными авторами. Поэтому они редко являются завершением отдельной экспериментальной работы.

Конкретный вид функциональной зависимости выступает в качестве содержа­ния гипотезы, которую проверяют в критическом эксперименте.

Итак, представление научной информации должно определяться алгоритмом, представленным на рис. 7.6.

Оглавление

  • LiveJournal

Источник: https://smogendrr.ru/psybooks/druzhinin-v-n-eksperimentalnaya-psixologiya-2-9-2

Оформление и представление результатов научных исследований

25 Представление результатов: Представление результатов исследования является итогом количественной

Результаты законченной научной работы оформляются в виде отчета, статьи, доклада, диссертации и т. д., которые называют научными трудами.

При подготовке научных трудов необходимо знание и соблюдение некоторых требова­ний, предъявляемых научной рукописи. Особенно важны ясность изложения, систематичность и последовательность в подаче материала.

Текст рукописи следует делить на абзацы, т. е. на части, на­чинающиеся с красной строки.

Правильная разбивка на абзацы облегчает чтение и усвоение содержания текста. Критерием тако­го деления является смысл написанного – каждый абзац включает самостоятельную мысль, содержащуюся в одном или нескольких предложениях.

Не рекомендуется перегружать рукопись цифрами, цитата­ми, иллюстрациями, так как это отвлекает внимание читателя и затрудняет понимание содержания. Однако не следует, и отказываться совсем от такого материала, поскольку по нему читатели могут проверить результаты, полученные в исследовании.

Весь вспомогательный материал лучше привести в отчете в виде при­ложения. Цитируемые в рукописи места должны иметь точные ссылки на источники.

Необходимо соблюдать единство условных обозначений и допускаемых сокращений слов, которые должны соответствовать принятым стандартам.

Основными составляющими научного труда являются следующие элементы.

Название (заглавие) работы, кото­рое должно быть кратким, определенным, отвечающим содержа­нию работы, так как по нему научная работа будет классифици­рована в предметном каталоге.

Название работы выносится на титульную страницу. Кроме того, на титульной странице указы­ваются:

– полное имя, отчество и фамилия автора (авторов) в имени­тельном падеже;

– должность, занимаемая автором (авторами) в момент на­писания работы;

– название учреждения и города, где была выполнена рабо­та;

– год оформления;

– фамилия, должность и ученое звание руководителя.

Оглавление (содержание)работы предназначено для рас­крытия в краткой форме содержания работы путем обозначения основных разделов, частей, глав и других подразделений рукопи­си. в рукописи помещается либо в начале ее, либо в конце.

Иногда при оформлении научной работы возникает необхо­димость написать предисловие. В нем излагаются внешние пред­посылки создания научного труда:

– чем вызвано его появление;

– когда и где была выполнена работа;

– перечисляются организации и лица, оказывавшие содейст­вие при выполнении данной работы.

Введение,гдеавторы вводят читателя в круг проблем, дает постановку основного вопроса исследования, чтобы подготовить читателя к лучшему усвоению изложенного материала. В таком вступлении определяются:

– значение проблемы, ее актуальность, цели и задачи, по­ставленные автором при написании научной работы;

– состояние проблемы на данный момент времени.

Не следует при этом затрагивать факты и выводы, излагаемые в последующих разделах научной работы.

Вслед за вступлением дается краткий обзор литературы по рассматриваемому вопросу.

Основная часть работы включаются материалы, методы, экспериментальные данные, обобщения и выводы самого исследования. При написании этого раздела необходимо предста­вить себе вопросы по предлагаемому материалу, которые могут, прежде всего, заинтересовать читателя, и в соответствии с этим дать по ним исчерпывающий ответ.

Цифровой материал, если он есть, представляется в форме, легко доступной обозрению (в виде таблиц, диаграмм, графиков) с соблюдением особой точности, так как неверные цифры могут привести к неверным выводам. Если же какой-то цифровой мате­риал можно с достаточной ясностью и краткостью изложить в самом тексте, то его не следует облекать в табличную форму.

Каждая таблица, включенная в текст, должна иметь наиме­нование (заголовок) и номер либо для всей работы (Таблица 27), либо для данного раздела (главы), например, десятой (Таблица 10.3).

Особое внимание надо обратить на заголовки граф таблицы. Таблица должна содержать ответы минимум на четыре вопроса: что, ко­гда, где, откуда.

Если в таблице имеются пропус­ки, их надо указать и пояснить, что они означают.

В конце работы как итоговый материал пишутся выводыв виде кратко сформулированных и пронумерованных отдельных тезисов (положений).

В заключениидается обобщение наиболее существенных положений научного исследования, подводятся его итоги, пока­зывается справедливость выдвинутых автором новых положений, а также выдвигаются вопросы, которые еще требуют разрешения. Заключение ни в коем случае не должно повторять выводы. Оно обычно бывает небольшим по величине, но емким по тому коли­честву информации, которое в нем должно содержаться.

В конце работы приводится перечень литературных ис­точников.

Цитируемые литературные источники, если их мало или если они используются один раз, можно указать в сносках текста, а если их много и они неоднократно повторяются, то в тексте следует указать порядковый номер данного источника по списку литературы, приведенному в конце работы. Все источники должны быть описаны и пронумерованы в порядке, принятом в соответствующем ГОСТе.

В каждой позиции библиографии должны быть указаны: фамилии и инициалы автора, наименование книги, издательство (например, М.: Стройиздат), год издания, объем в страницах (например, 523 с.).

Если ссылка дается на журнал, то следует указывать фами­лию и инициалы автора, наименование статьи, наименование журнала, год издания, номер журнала и страницы, которые зани­мает в журнале статья (например, С. 21…30).

В каких случаях в начале позиции указываются фамилии авторы, а в каких случаях название, какие знаки препинания ставятся, определяется ГОСТом. Обычно при числе авторов три и менее в начале указываются фамилии авторов. При числе авторов более двух – в начале указывается название.

В тексте научной работы достаточно ссылаться только на номер источника, ставя его в прямые скобки.

Если требуется ссылка на определенную страницу, то, на­пример, [24, с. 189] означает, что ссылка сделана на страницу 189 работы, которая в списке литературы значится под номером 24.

Список литературы составляется либо по алфавиту по буквам в начале ссылки (при этом вначале указываются русские источники, а за­тем иностранные), либо по хронологическому признаку. Часто (обычно в статьях) список литературы составляют и по порядку ссылок на литературные источники в данной работе.

Объем рукописи определяется по количеству печатных знаков. Один машинописный лист содержит 1700… 1800 знаков, пе­чатный лист – 40 тыс. знаков или 24 машинописные страницы.

В научных трудах часто возникает необходимость в конце работы приводить приложения, куда входят вспомогательные таблицы, графики, дополнительные тексты и прочие материалы. При этом каждому материалу (таблице, графику и др.) надо при­своить самостоятельный порядковый номер, который при необ­ходимости можно указать в тексте при ссылке на те, или иные вспомогательные материалы.

Часто о работе приходится готовить аннотацию или рефе­рат.

Аннотация – это краткая характеристика научной рабо­ты с точки зрения содержания, назначения, формы и других особенностей.

Аннотация выполняет прежде всего сигнальные функции и должна отвечать на вопрос: «О чем говорится в пер­вичном документе?» Поэтому аннотации включают в себя пре­имущественно фразы в форме страдательного оборота, где ска­зуемое выражено глаголом в возвратной форме («рассматривает­ся», «обсуждается», «исследуется» и т. п.) или в пассивной гла­гольной форме («рассмотрен», «исследован», «доказан» и т. п.).

Рефератпредставляет собой сокращенное изложение со­держания первичного документа (или его части) с основными фактическими сведениями и выводами.

Реферат, в отличие от аннотации, выполняет не сигнальную, а познавательную функ­цию, отвечая на вопрос: «Что говорится в первичном докумен­те?» Поэтому реферат может включать в себя фразы, выражен­ные любой грамматической формой.

Рефераты помещаются в реферативных журналах и сборниках, информационных картах.

Основные требования к оформлению научно-технического отчета о НИР содержит ГОСТ 7.32-2001.

Согласно этому норма­тивному документу отчет включает в себя:

– аннотацию и реферат с кратким изложением задач иссле­дования и полученных результатов;

– введение с характеристикой отечественных и зарубежных достижений по исследуемой проблеме;

– текст отчета.

В текст отчета входят:

– постановка задачи;

– формулировка технического задания;

– анализ известных методов и способов решения задачи;

– обоснование принятого решения по методам (способам) решения задачи;

– расчеты и результаты экспериментов (приводятся в форме, дающей возможность читателю проанализировать справедли­вость полученных результатов);

– выводы с сопоставлением и анализом полученных в про­цессе исследования теоретических и экспериментальных данных;

– заключение с оценкой результатов и указанием путей их использования.

Основной текст отчета делится на разделы ( их обозначают цифрами 1, 2, ), подразделы ( их обозначают 1.1, 1.2, ……, 2.1, 2.2. …….) и пункты ( 1.1.1, 1.1.2, …….). Нумерация таблиц и рисунков осуществляется в пределах разделов, например рис. 3.2 – рисунок № 2 раздела 3.

Важным этапом работы над рукописью отчета или другого материала, готовящегося к печати, является редактирование произведения, которое осуществляется первоначально автором при работе над рукописью (авторский этап издательского процес­са) и затем редактором (редакционный этап издательского про­цесса).

Основная цель редактирования – это критический анализ предназначенной к изданию работы с целью совершенствования содержания и формы.

Важным составляющим элементом рукописи являются иллюстрации. Иллюстрации является изображением, служащим пояснени­ем или дополнением к какому-либо тексту.

Ссылку на иллюстрацию помещают в тексте вслед за упо­минанием предмета, ставшего объектом изображения. Повторные ссылки на иллюстрации сопровождаются сокращенным словом см. (см. рис. 3.1).

Могут быть ссылки и на часть иллюстрации, обозначенную буквой, например: рис. 3.1,в.

При редактировании текста необходимо обращать внимание на языково-стилистическую его сторону, то есть на правильность построения фраз и грамматических оборотов, на целесообраз­ность использования тех или иных слов.

На первом этапе редактирования проводится первичное редактирование рукописи. На этом этапе рукопись часто многократно передел­ывается, сокращается и дополняется.

Желательно после некото­рого промежутка времени заново прочитать свою рукопись и по­пытаться оценить ее в целом и по частям, как бы с точки зрения читателя (вторая ступень).

Следующая ступень – детальное прочте­ние для выявления ошибок в тексте, соответствия иллюстраций, единообразия терминологии, обозначений и т. д. Только после выполнения всего этого рукопись можно сдавать в издательство.

Если работа оформляется в виде статьи в журнал, то она должна быть отправлена в редакцию в законченном виде в соот­ветствии с требованиями, которые обычно публикуются в от­дельных номерах журналов в качестве памятки авторам.

Объем публикаций зависит от конкретного журнала. Для статей и обзоров он, как правило, не превышает 20…25 страниц текста, для информационных сообщений – 3…5 страниц.

Все работы, предназначенные для публикации, проходят предварительное рецензирование. Рецензия – это обычно не­большая рукопись, содержащая анализ или критическую оценку печатного труда.

Каждая рецензия должна содержать заглавие рецензируемого источника, краткое перечисление основных во­просов, указание на основные достоинства и недостатки рецензи­руемой работы.

В конце рецензии приводится резюме, в котором оценивается актуальность произведения, его теоретическая и практическая значимость, дается общая оценка правильности до­казательств и выводов.

При представлении работы к опубликованию в виде статьи, брошюры или монографии в издательство следует направлять также акт экспертизы разрешение на опубликование материалов работы. Акт экспертизы заполняется по специальной форме, подписывается членами экспертной комиссии и заверяется круг­лой печатью учреждения, осуществлявшего экспертизу.

Значительную часть научных сведений ученые и специали­сты получают из устных, а затем в основном публикуемых источников – докладов и сообщений на совещаниях, семинарах, симпозиумах, конференциях, а также при личных встречах и беседах на этих мероприятиях.

Совещание – это форма коллективных контактов ученых и специалистов одного научного направления (области).Состав участников совещания и длительность выступлений строго рег­ламентируются.

Симпозиум представляет собой полуофициальную беседу с заранее подготовленными докладами, а также выступлениями экспромтом.Участники симпозиума могут посещать не все док­лады, встречаться в кулуарах.

Конференция самая распространенная форма обмена ин­формацией. Одна часть участников (докладчики) сообщает о но­вых научных идеях, результатах теоретических и эксперимен­тальных работ, о производственном опыте, отвечает на вопросы.

Другая, гораздо большая, часть (слушатели), воспринимает эту информацию. Слушатели могут задавать вопросы и участвовать в прениях.

На докладчиков и слушателей ложится большая инфор­мационная нагрузка, поэтому устанавливается строгий регламент для докладчиков и выступающих в прениях, организуется секци­онная работа.

Иногда на конференциях организуются стендовые докла­ды.

При этом в определенном месте вывешивается иллюстратив­ный материал к докладу и докладчик сразу же отвечает на вопро­сы, так как задающие вопросы с основным содержанием идеей доклада могли ознакомиться предварительно, прочитав сборник аннотаций докладов, включенных в программу конференции. Не­редко конференции сопровождаются выставками книг, образцов, различного рода тематическими экспозициями.

В научных учреждениях и учебных заведениях конференции зачастую проводятся систематически (годовые, приуроченные к различным датам и т. д.). Конференции обычно принимают ре­шения и рекомендации.

Съезды и конгрессыявляются высшей и наиболее предста­вительной формой общения и имеют национальный или между­народный характер.Здесь вырабатывается стратегия в опреде­ленной области науки и техники или в ряде смежных областей.

Наиболее ответственная задача во всех выше перечислен­ных мероприятиях выпадает на долю докладчиков.

Перед выступлением с докладом следует подготовить крат­кий план изложения и подробный конспект так, чтобы в начале доклада кратко сообщить основные вопросы, которые будут из­ложены.

Во время доклада можно пользоваться записями, чтобы не упустить важное (это придает чувство уверенности, обеспечи­вает ясность и даже краткость в изложении материала).

Однако записи не должны быть слишком подробными, так как это за­трудняет пользование ими в момент доклада. Хорошая форма записей – карточка, в которой легко найти то, что нужно.

В процессе доклада держаться следует свободно, не концен­трировать своего внимания на отдельном слушателе, а обращать­ся ко всей аудитории. При подготовке доклада необходимо пред­варительно его несколько раз прочесть вслух.

Перед докладом следует подготовить тезисы – это сжатые, кратко сформули­рованные основные положения доклада, сообщения и т. д.

Они включают изложение основных положений всей научной работы от начала до конца, а не только собственно исследовательской части.

Тезисы представляют собой развернутые выводы, с вводной поясняющей и обосновывающей частью, а также заключением. В тезисах в краткой форме (одна-две фразы) даются обоснование темы, характеристика истории вопроса, изложение методики ис­следования и результаты исследования.

Тезисы могут быть крат­кими или развернутыми, но они всегда отличаются от полного текста доклада, сообщения тем, что в них отсутствуют детали, пояснения, иллюстрации. Отдельные тезисы должны быть связаны между собой логически как звенья одной цепи. Объем тезисов – 60 …

125 машинописных строк.

Докладчики в процессе доклада часто используют демонст­рационный материал и технику.

Диссертация на соискание ученой степени кандидата тех­нических наук должна быть научной квалификационной работой, в которой либо:

– содержится решение задачи, имеющей существенное зна­чение для соответствующей отрасли знаний;

– изложены научно обоснованные технические, экономиче­ские или технологические разработки, обеспечивающие решение важных прикладных задач.

Диссертация на соискание ученой степени диктора техни­ческих наук должна быть научной квалификационной работой, в которой на основании выполненных автором исследований либо:

– разработаны теоретические положения, совокупность ко­торых можно квалифицировать как новое крупное достижение в развитии соответствующего научного направления;

– осуществлено решение научной проблемы, имеющей важ­ное социально-культурное, народнохозяйственное или политиче­ское значение;

– изложены научно обоснованные технические, экономиче­ские или технологические решения, внедрение которых вносит значительный вклад в ускорение научно-технического прогресса.

Кандидатскую и докторские диссертации следует рассмат­ривать с одной стороны как квалификационные работы, а с дру­гой стороны – как научное исследование, которое вносит опреде­ленный вклад в развитие науки. Для кандидатской диссертации, в отличие от докторской, требуется меньший масштаб научного исследования.

Диссертация на соискание ученой степени может представ­лять собой специально подготовленную рукопись, в том числе в виде научного доклада, опубликованных монографии или учеб­ника.

Диссертация должна быть написана единолично, содержать совокупность новых научных результатов и положений, выдви­гаемых автором для публичной защиты, иметь внутреннее един­ство и свидетельствовать о личном вкладе автора в науку. Предложенные автором новые решения должны быть стро­го аргументированы и критически оценены по сравнению с из­вестными решениями.

В диссертации, имеющей прикладное значение, должны приводится сведения о практическом использовании полученных автором научных результатов, а в диссертации, имеющей теоре­тическое значение – рекомендации по использованию научных выводов.

Самостоятельное выполнение диссертации допускает воз­можность соискателю ученой степени кандидата наук иметь на­учного руководителя или консультанта, а для соискателя ученой степени доктора наук – иметь научного консультанта, назначае­мых в установленном порядке из числа высококвалифицирован­ных научных и научно-педагогических работников.

Диссертационная работа начинается с формулирования из­бранной для исследования проблемы, т. е. совокупности вопро­сов, ответов на которые не имеется в определенной области зна­ний.

Для этого необходим анализ существующих решений по указанной проблеме и их критическая оценка.

Увязка всех по­ставленных вопросов в единую логическую цепь определяет план и структуру диссертационного исследования.

Для диссертационной работы, имеющей прикладное значе­ние, необходимо конкретное внедрение на практике полученных результатов. В диссертации, имеющей теоретическое значение, допускается возможность ограничиться практическими рекомен­дациями.

Объем диссертации не ограничивается, но вместе с тем от соискателя требуется умение сжато, логично и аргументировано изложить суть исследования.

Для защиты диссертации в виде монографии или учебника требуется, чтобы они были написаны единолично.

Автор нескольких монографий может представить к защите диссертацию в виде одной монографии. Если же материал, кото­рый автор собирается защищать, опубликован в нескольких мо­нографиях, то он должен подготовить к защите диссертацию в виде рукописи или научного доклада, которые обобщали бы представляемый материал в целом.

Диссертация в виде научного доклада, подготовленная со­искателем на основании совокупности ранее опубликованных им и известных широкому кругу специалистов в соответствующей отрасли знаний научных работ, представляет собой краткое обобщенное изло­жение результатов проведенных им исследований и разработок.

Заключение о ценности научных работ соискателя и целесо­образности зашиты диссертации в виде научного доклада дает организация, в которой соискатель выполнил основные исследо­вания и разработки.

диссертации в виде научного доклада должно сводится к изложению, теоретическому обобщению и анализу основных результатов, полученных соискателем, а также оценке их практической значимости и внедрения в народное хозяйство.

Основные научные результаты диссертации должны быть опубликованы в рецензируемых научных изданиях.

При написании диссертации соискатель обязан давать ссыл­ки на автора и источник, откуда он заимствует материалы или отдельные результаты, приводимые в ней.

При использовании в диссертации идей или разработок, принадлежащих соавторам, коллективно с которыми были напи­саны научные работы, соискатель обязан отметить это в диссертации.

Для защиты диссертаций по ходатайству научных организа­ций и высших учебных заведений ВАК России создает диссерта­ционные советы на основании решения его президиума.

Им при­сваивается номер государственной регистрации. Диссертацион­ные советы могут создаваться для защиты как кандидатских, так и докторских диссертаций.

В диссертационных советах по защите докторских диссертаций могут защищаться и кандидатские дис­сертации.

По диссертациям, в том числе и в случаях представления к защите опубликованных монографий и учебников, должны быть с разрешения диссертационного совета напечатаны авторефераты на правах рукописи объемом до двух печатных листов для док­торских диссертации и одного печатного листа для кандидатских диссертаций. Авторефератом диссертации является «научное издание в виде брошюры, содержащее составленный автором реферат проведенного им исследования, представляемого на со­искание ученой степени».

По диссертациям в области гуманитарных наук объем авто­реферата может быть увеличен до 2,5 и 1,5 печатного листа соот­ветственно.

По диссертациям в виде научного доклада автореферат не печатается. Научный доклад подлежит рассылке как автореферат.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/19_324819_oformlenie-i-predstavlenie-rezultatov-nauchnih-issledovaniy.html

Представление результатов исследования

25 Представление результатов: Представление результатов исследования является итогом количественной

Форма, в которой представляются результаты исследования, зависит от его вида и результатов, от потребностей и возможностей заказчиков/пользователей.

Итоги качественных исследований, понятно, даются в обычной описательной форме или в таблицах, включающих варианты полученных характеристик, но не частоту их появления (фрагмент табл. 6).

Таблица 6 (фрагмент). Наиболее употребляемые конструкты (в порядке убывания частот)15

«Вы сами» «Идеальный телеведущий» «Плохой телеведущий
Компетентный Умный Глупый
Открытый Интеллектуальный Медлительный
Терпимый Талантливый Скрытный
………………….. ……………………. ……………………

Практика накопила целый ряд привычных, наиболее употребительных графических способов представления статистических данных.

Основные из них: двух- и трехмерные таблицы. Лучше всего в заголовке таблицы повторять вопрос, так как полученные результаты неизменно связаны с его формулировкой. Должны быть указания на статистическую базу с определением того, что берется за 100% (фрагмент табл. 7) или даны в столбцах и колонках «наводки» типа — «по столбцу», «по строке» (фрагмент табл. 8).

Таблица 7 (фрагмент). Ответы на вопрос: «Кто или что, на Ваш взгляд, ограничивает профессиональную самостоятельность журналиста?» (в % от числа опрошенных журналистов)16

Варианты ответов
Недостаточный уровень собственной профессиональной компетентности 32,5 15,8
Недостаточная разработанность правовых основ журналистской работы 34,1 13,2
Самоцензура — «внутренний редактор» 26,8 34,2
Руководство редакции 17,9 44,7
…………………… ……………. ………………

Таблица 8 (фрагмент). Доля центральных изданий в общем объеме прочитанных жителями крупных городов номеров за неделю (в % по столбцу)17

Виды изданий
Центральные, в целом* 46,2 39,5 40,2
Центральные, выходящие не реже 1 раза в неделю 26,8 19,5 17,5
Центральные, с периодичностью выхода 1 раз в неделю и реже 19,4 20,0 22,8

* Остальное приходится на местные и бесплатные издания.

Современные компьютерные программы (простейшая изних — Exel) дают возможность представления данных в самых разнообразных графических формах. Далее приводятся два примера из этого ряда (рис. 1и 2).

Рис. 1. Доли аудитории телеканалов

Первый канал
Россия
НТВ
СТС
ТНТ
Ren TV
ТВЦ
Культура
Другие

Рис. 2. Средний рейтинг телеканалов

Результаты исследований стандартизированных, рассчитанных на множество потребителей/подписчиков (таких, как рейтинговые), могут публиковатьсяв периодических выпусках, что широко практикуется на Западе.

Например, в сборниках данных типа «Региональные читательские рынки», «Профиль аудитории газет», «и кабельных станций» и т.п. Многие исследовательские организации, и в России также, практикуют представление части данных на своих сайтах в Интернете для свободного доступа.

Как правило, такие публикации состоят из более или менее полного представления первичных данных в табличной или графической форме. Их интерпретация не дается или бывает весьма скупой.

Предполагается, что это — дело аналитиков или самих пользователей: руководителей и специалистов медиаорганизаций, рекламистов, медиапланировщиков. Извлечения из рейтинговых исследований дает еженедельный журнал «Телескоп», но они весьма скудные.

Наиболее полные итоговые документы — исследовательские отчеты— завершают, как правило, теоретико-прикладные, а также эксклюзивные (специальные), исследования, проведенные по заказу отдельных организаций.

В отчетах должны быть представлены не только полученные данные, но и максимально полные сведения о методике формирования выборки и процессе получения данных: полевые документы или точные формулировки вопросов, контроль и т.п.

При пользовании социологическими данными полезно учесть рекомендации по оценке их надежности18,получая ответы на следующие вопросы:

1. Кто проводил исследование?

2. Кто оплачивал исследование?

3. Когда проводилось исследование (точные даты периода сбора данных)?

4. Какова методика сбора данных (вид, конкретная техника)?

5. Какую генеральную совокупность репрезентирует выборка, размер и способ ее построения?

6. Какова формулировка вопросов (или категории и признаки контент-анализа, их эмпирические референты — конкретные проявления)?

7. Каковы типы вопросов (открытые, закрытые, полуоткрытые) и шкалы (их полнота)?

8. Проводился ли и каким образом контроль за работой интервьюеров, за самозаполнением дневников и т.п. документов респондентами?

9. Насколько полно представлены данные (нет ли пропусков вариантов ответов и т.п.)?

Работникам СМИ полезно помнить о том, что общество имеет право на получение информации о самом себе, если такие сведения не составляют коммерческой тайны. К тому же факт публикации укрепляет позитивное отношение аудитории к каналу информации. Полезно устроить общественное обсуждение, публиковать комментарии и отклики общественности по этому поводу.

____________________________ Эмпирические социологические исследования отличает то, что они нацелены на измерение — установление качественных и количественных характеристик реальных объектов. Инструментом измерения в количественных исследованиях являются шкалы. Виды эмпирических исследований зависят от задач и способов их организации. Исходя из задач, выделяют разведывательные, описательные и аналитические исследования. По способам организации — стандартизированные, заказные, собственные редакционные. Основные методы сбора эмпирической информации — опросы, контент-анализ, наблюдение, эксперимент. Каждый из них, особенно опрос, имеет множество разновидностей. Получение единичных и множественных фактов в эмпирических исследованиях требует организации многоэтапной процедуры. Основные этапы — программирование (кабинетный), сбор информации (полевой), анализ собранной информации. В зависимости от своего типа исследование может включать все или только некоторые этапы процедуры. На каждом из них важно заботиться о надежности информации — соответствии ее реальному положению. Выборка и ее реализация определяют репрезентативность данных. Пользователь должен всеми возможными способами удостовериться в надежности данных. ____________________________________________

Вопросы к главе 5

  1. Что такое измерение в социологии?
  2. Каковы виды эмпирических социологических исследований?
  3. В чем состоят этапы процедуры эмпирического социологического исследования?
  4. Что такое репрезентативность? Как на нее влияют тип выборки и ее реализация?
  5. Каковы основные методы сбора информации; какие из них чаще всего применяются в социологии СМИ?
  6. Что относят к основным разновидностям количественных и качественных опросов?
  7. Какие задачи можно решать с применением метода контент-анализа?
  8. Как можно применить в социологии СМИ методы наблюдения и эксперимента?
  9. В чем состоят особенности стандартизированных, заказных и редакционных исследований?
  1. На какие вопросы необходимо получить ответы, оценивая надежность социологических данных?

Примечания

1 Ядов В. А. Стратегия социологического исследования М., 2001. С. 44.

2 См.: Фомичева И. Д. Индустрия рейтингов: Введение в медиаметрию. М., 2004.

3 См.: Фомичева И. Д. Журналистика и аудитория. М., 1975.

4 Краткий словарь по социологии. М., 1988. С. 234.

5 См.: Горшков М., Шереги Ф. Прикладная социология. М., 2003; Ядов В. А. Стратегия социологического исследования. Гл. 2.

6 Те, кто организуют исследования, разбивают его процедуру на более мелкие этапы и операции. См., напр.: Горшков М., Шереги Ф. Прикладная социология. С. 243-245.

7 См. подробнее: Горшков М., Шереги Ф. Прикладная социология. Разд. 1.5.

8 Подробнее об этом см.: Косолапое М. С. Принципы построения многоступенчатой вероятностной выборки для субъектов Российской Федерации // Социологические исследования. 1997. № 10.

9 См. подробнее: Фомичева И. Д. Индустрия рейтингов. Разд. 3.7; Горшков М., Шереги Ф. Прикладная социология. С. 168-177.

10 У разных авторов можно обнаружить разные термины, связанные с методикой контент-анализа. См., напр., Ядов В. А. Стратегия социологического исследования. С. 214-228; Горшков М., Шереги Ф. Прикладная социология. С. 137—140, а также названные ранее и другие работы Л. Н. Федотовой.

11 См.: Федотова Л. Н., Фомичева И. Д. Проблемы и опыт социологического анализа телевизионного общественно-политического вещания // Социологические исследования эффективности журналистики. М., 1986.

12 См.: Фомичева И. Д. Индустрия рейтингов: Введение в медиаметрию.

13 См.: Фомичева И. Д. Вместе с читателем // Местная печать Москвы и Подмосковья. М., 2004.

14 Существует множество работ, описывающих методику анализа. Срединих — Толстова Ю. Н. Принципы анализа данных в социологии // Социология-4. М., 1991. Т. 1.

15 Матвеева Л. В., Аникеева Т. Я., Мочалова Ю. В. Психология телевизионной коммуникации. М., 2004. С. 139.

16 См.: Свитич Л. Г., Ширяева А. А. Портрет российского журналиста в динамике // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. 2005. № 2. С. 101.

17 См.: Реснянская Л. Л., Фомичева И. Д. Газета для всей России. М., 1999. С. 62.

18 В частности, такие рекомендации дает ESOMAR (Европейкое общество исследований общественного мнения и рынка).



Источник: https://infopedia.su/4x5445.html

10.4. Анализ, представление и интерпретация результатов эмпирического исследования, формулировка выводов и обобщений

25 Представление результатов: Представление результатов исследования является итогом количественной

Важнойчастью описания эмпирического илипрактического психологическогоисследования является анализ,представление и интерпретация полученныхрезультатов.

Научныйанализзаключается в аналитическом описании,выделении наиболее важных фрагментовиз массива полученных результатов,сравнении, обобщении количественных икачественных данных. Необходимымкачеством такого анализа являетсядоказательность. Он всегда опираетсяна факты, количественные показатели, атакже примеры качественного характера.

Представлениерезультатов.

Стилистическоепредставление результатов исследованияв тексте.

Типичнаяструктура описания результатовэмпирического исследования следующая:

  1. Цель и задачи исследования,

  2. Организация исследования и характеристика выборки.

  3. Методы и методики.

  4. Результаты.

  5. Анализ и интерпретация результатов.

  6. Выводы

Приописании результатов эмпирическогоисследования сначала дают общую ихоценку, далее переходят к более детальномуописанию полученных данных. Лучшеперечислять их упорядоченно, подразделяяна виды. Например, объективные исубъективные, исходные и вычисленныеи т.д.

Результатыэмпирического исследования представляются,прежде всего, в числовых значенияхизмеряемых величин:

  1. показатели центральной тенденции (среднее, мода, медиана);

  2. абсолютные и относительные частоты;

  3. показатели разброса (стандартное отклонение, дисперсия);

  4. значения критериев, использованных при сравнении результатов разных групп;

  5. коэффициенты линейной и нелинейной связи переменных и т.д., в общем, все показатели, которые доказывают выводы работы.

Приописании результатов исследованияприводятся средние показатели повыборке, указывается статистическаязначимость (или незначимость) различий,называются соответствующие коэффициентыкорреляции или другие математико-статистическиекритерии, использованные при обработкеданных. Далее в скобках указываетсяуровень статистической значимостиполученных результатов. Указания настатистическую значимость даются водной из следующих форм:

  1. различия достоверны на 5%-ом уровне (1%-ом) значимости

  2. ( 0,05) или (0,01)

  3. (0,05) или (0,01).

Традиционнов психологии принято учитывать толькоэти два уровня статистической значимости.Поэтому в таблицах критических значенийобычно эти два уровня и приводятся. Хотяв ряде исследовательских задачиспользование других уровней значимостиможет быть полезно.

Приизложении результатов проведенногоисследования обычно придерживаютсяпоследовательности задач всей работы,которые были ранее сформулированы,начинают с общих аспектов, переходядалее к более частным аспектам.

Важнойособенностью этих разделов являетсядоказательность. Типичная логикаизложения результатов эмпирическогоисследования предполагает представлениерезультатов, их анализ и формулировкувыводов. Количественные показателидают сравнимость полученным данным.

При этом, однако, используются икачественные показатели. При изложениирезультатов исследования в областипрактической психологии соблюдаютсяв основном те же самые требования, чтои при описании научного исследования.

При описании разработки психодиагностическойметодики приводятся основныепсихометрические показатели, полученныена каждом этапе.

При описании методикиконсультирования, коррекционной,развивающей работы, а также методикпсихопрофилактики и психологическогопросвещения ориентируются на требованияк описанию формирующего эксперимента.Приводятся конкретные показатели,характеризующие изменения:

  • в поведении,

  • в типе реакций,

  • в личности,

  • в психических функциях,

  • в деятельности,

  • в состоянии испытуемых (или клиентов)

напротяжении консультационной,психотерапевтической, психокоррекционнойили развивающей работы. Сравнениепсихологических показателей до и послепроведенной практической работыдоказывает значимость этих изменений.Доказательность результатам придаетсопоставление в исследованииэкспериментальной и контрольной групп,эмпирическое сравнение эффективностиразработанной и уже существующихметодик.

Характерныйстиль изложения результатов эмпирическогоисследования или практическойпсихологической работы подчиняетсяследующей логике:

“-Рассмотрим результаты, полученные спомощью методики…

  • Они представлены в таблице 3.

  • Как видно из таблицы 3, испытуемые … отличаются (характеризуются) …

  • Таким образом, можно сделать вывод, что…”

Стилистическоеоформление текста бывает иным, но именнотакая логическая последовательностьизложения дает убедительностьпредставляемым данным.

особенность, как научного, так ипрактического психологическогоисследования заключается в доказательностии достоверности получаемых новых знаний.

А доказательность результатам придаютфакты, выраженные в качественной иколичественной форме. Поэтому ихпредставлению в работе уделяется особоевнимание.

Приводятсятипичные характеристики и примеры,убедительно иллюстрирующие те или иныеутверждения. Данные конкретногоиспытуемого приводятся анонимно (сэтической точки зрения). Типичной формойназывания испытуемого являетсяупотребление его имени и инициалов(например, испытуемый Женя К. обнаружил…).

Типичнаялогика изложения результатов в областипрактической психологической работыпредполагает ясное и достаточно детальноеописание всего процесса психологическойпомощи, консультирования, диагностики,коррекционной, развивающей работы.

Характеризуется новизна или спецификапроведенной инновационной работы вотличие от традиционной используемойметодики, описать особенности поведенияклиента в начале, в процессе и в конце,обращая внимание на те изменения, которыепроявлялись в его деятельности.

Как ив описании эмпирического научногоисследования, здесь ценится опора нафакты, что придает убедительность идоказательность утверждениям обэффективности проведенной практическойпсихологической работы.

Сравниваютсяконкретные показатели, особенностиповедения клиента в начале и в конце,доказывая происшедшие изменения,используя, в том числе и количественныепоказателя. Последовательность изложениятипа “рассмотрим…, как видим…, такимобразом” остается в силе и при описаниирезультатов практической психологическойработы.

Представлениерезультатов в виде таблиц и схем.

Приописании результатов эмпирическогоисследования обычно приводится большоеколичество фактического и цифровогоматериала. Наглядность ему придаетиспользованиетаблиц и схем (см.Приложение).

Графическиеформы представления данных.

Дляпредставления эмпирических данныхиспользуют такие графические формы,как диаграммы,гистограммы, полигоны распределения,а также различные графики.Их располагают в работе непосредственнопосле текста, в котором они упоминаютсявпервые, или на следующей странице, еслив указанном месте они не помещаются.

Зависимостиизучаемых параметров наглядно отражаютграфики. Графикпредставляет собой линию, котораяизображает зависимость между переменными.На осях откладываются значения изучаемыхколичественных показателей. Прииспользовании двумерного графика пооси абсцисс обычно размещают независимуюпеременную, по оси ординат – зависимуюпеременную.

Диаграммыиспользуются главным образом дляизображения соотношения между величинами.Это способ графического изображениявеличин при помощи фигур (секторов,столбцов и т.п.), площади которыхпропорциональны этим величинам.

Совмещенные диаграммы позволяют в одномполе объединить две диаграммы, имеющиеодинаковые отметки на оси абсцисс, норазный размах варьирования значенийпризнаков, величина которых отображаетсяна оси ординат.

Секторная диаграмма –диаграмма, в которой числа (обычнопроценты) изображены в виде круговыхсекторов.

Разновидностьюдиаграмм является гистограмма. Гистограмма– это столбчатая диаграмма, состоящаяиз вертикальных прямоугольников,расположенных основаниями на однойпрямой (например, оси абсцисс).

Гистограммычасто используются для графическогопредставления плотности распределения(частотного распределения), при которомчисло случаев в классе изображается ввиде вертикальных полос (столбиков,полос).

По оси абсцисс откладываютзначения наблюдаемой величины, а по осиординат – ее частости (отношение числанаблюдений, попавших в данный промежуток,к числу всех наблюдений) в каждом изпромежутков, деленные на длину промежутков.В результате получается ступенчатаялиния (Куликов, 2001, с. 114)..

Аналогомдиаграммы является полигон.Этот графический способ отображенияданных преимущественно используетсядля изображения дискретных рядов.

Диаграммыи профилииспользуют для представления результатов диагностики с использованиеммногопараметрических (многокомпонентных)тестов или тестовых наборов. Они внаглядной форме представляют индивидуальныеи усредненные оценки по тестам или пофакторам.

Дляотображения корреляционных связеймежду параметрами используют схему,которая называется корреляционнойплеядой.Параметры изображаются кружками, внутриних проставляются номера признаков илисокращенно записывается названиепризнаков (параметра).

Если записываютсяномера, то они расшифровываются вподписях к рисунку. Линии, соединяющиекружки, кодируют характер корреляционныхсвязей.

Например, положительные связи(положительной направленности)изображаются сплошными линиями,отрицательные, – прерывистыми, связидостоверные на уровне 5% – одной линией,а достоверные на уровне 1%, – двумя линиями.Использованные обозначения объясняютсяв тексте под рисунком.

Признакираспределяются группами, объединяющимиих по какому-либо критерию. В центрекорреляционной плеяды размещают либонаиболее важный параметр, либо тот, укоторого наибольшее число значимыхкоэффициентов корреляции.

Большуюнаглядность представлению результатовкорреляционного анализа дают такжекорреляционные кольца и корреляционныеряды.

Всеиллюстрации, графики, диаграммы обозначаюткак рисунки: “Рис. 1”, “Рис. 2” и т.д. Ониимеют названия, которые помещаются подними после слова Рис. 1 (или 2, или 3 и т.п.)Они нумеруются арабскими цифрамипорядковой нумерацией в пределах всейработы. Если в работе только однаиллюстрация, ее не нумеруют. Послезаголовка помещается текст, поясняющийсодержание и обозначения рисунка.

Ссылкина таблицы, диаграммы, схемы, рисунки втексте.

Навсе таблицы, диаграммы, схемы, рисункидаются ссылки в тексте. Недооценкасловесного описания каждой таблицы,диаграммы, графика является методическойошибкой. Неверно полагать, что в таблице,на диаграмме “и так все видно”.

Называютсявсе сходства и различия, различияоцениваются по величине, даются ссылкина статистическую значимость различий,отмечается размах варьированияпоказателей, называются наибольшие инаименьшие позиции.

Детальное описаниеданных помогает анализу и обобщениюрезультатов, придает доказательностьвыводам.

Приссылках на таблицы, пишется: “всоответствии с данными в таблице 5” или“как видно из таблицы 5” или “результаты,приведенные в таблице 5, показывают, что…” или ссылка в скобках (Таблица 5).

Приссылках на рисунки пишется: “как виднона рисунке 3” . “Как представлено нарис. 6, …”, или “из рисунка 3 видно, что…” или ссылка в скобках “(Рис. 3) и т.п.Если далее по тексту повторно обращаютсяк рисунку, то ссылка к нему делаетсяследующим образом: (см. рис. 6) или (см.рис. 6 на с. 24).

Приссылках на формулы обычно пишется: “…по формуле 3”. При ссылках на приложениепишется, например, “данные, полученныев результате первичной обработки данныхэксперимента, приведены в приложении1”, или, “программа развивающих занятий,использованная в нашей работе, приводитсяв приложении 2”.

Прииспользовании числительных в текстеобращается внимание на правильное ихнаписание (см. Приложение).

Интерпретациярезультатов– это объяснение психологического смыслаполученных количественных и качественныхрезультатов исходя из определенныхтеоретических положений. Неправильнодумать, что представленные количественныеданные исследования сами за себя говорят.

Их необходимо интерпретировать, из нихнужно делать выводы.

Осуществляетсяэто с опорой на определенные теории,научные данные предшествующих исследованийдругих авторов, логики научного анализа,а также собственного пониманияисследователем психологическихмеханизмов изучаемых явлений.

Интерпретациирезультатов всегда в той или иной мерепредположительна и субъективна, ееглубина определяется уровнем квалификацииисследователя. В связи с этим стиль ееизложения часто включает такие выражениякак: “это может объясняться тем, что…”,“по нашему мнению,…”, “с нашей точкизрения, данный факт может бытьинтерпретирован как …”.

Выводы.Послезавершения интерпретации следуютвыводы. Четко и ясно сформулированныевыводы являются главным итогомисследования. Нумерация выводов придаетим большую четкость и структурированность.Выводы по эмпирической части представляютособую ценность.

Источник: https://studfile.net/preview/1729392/page:54/

Medic-studio
Добавить комментарий