25. Составление психологической характеристики ребенка раннего

Психологическая характеристика детей раннего возраста

25. Составление психологической характеристики ребенка раннего

Наталья Овсяникова
Психологическая характеристика детей раннего возраста

По данным, которыми в настоящее время располагает психологическая наука, ранний возраст является одним из ключевых в жизни ребенка и во многом определяет его будущее психическое развитие. Раннее детство (от 1 г.

до 3-х лет) – это время установления базовых отношений ребенка с миром. Поэтому как зарубежные, так и отечественные психологи и педагоги: Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, Л. В. Обухова, Н. М. Щелованов, Э. Г. Эриксон, Ж. Пиаже и др.

отмечали этот возраст как определяющий в развитии ребенка.

Особое значение этого возраста объясняется тем, что он непосредственно связан с тремя фундаментальными жизненными приобретениями ребенка: прямохождением, речевым общением и предметной деятельностью.

Прямохождение обеспечивает ребенку широкую ориентацию в пространстве, постоянный приток необходимой для его развития новой информации, расширяет круг обследуемых объектов внешнего мира.

Настойчивость, с которой дети учатся ходить, свидетельствует о том, что это доставляет детям непосредственное эмоциональное удовольствие, способствует преодолению страха и других препятствий на пути к достижению желанной цели.

Речевое общение позволяет ребенку усваивать знания, формирует необходимые умения и навыки и через взрослого, владеющего ими, быстрее приобщаться к человеческой культуре. Раннее детство – сензитивный период для усвоения речи.

Через речевое общение со взрослыми ребенок приобретает в десятки раз больше информации об окружающем мире, чем с помощью всех данных ему от природы органов чувств.

Для него речь является не только средством общения, но также играет важнейшую роль в развитии мышления и саморегуляции поведения. Без речи невозможны были бы ни человеческое восприятие действительности, ни человеческое внимание, ни развитие памяти, ни совершенный интеллект.

Благодаря речи между взрослым и ребенком возникает деловое сотрудничество, становятся возможными сознательное, целенаправленное обучение и воспитание.

Переход к раннему детству связан с развитием нового отношения к миру предметов – они выступают для ребенка не просто как объекты, удобные для манипулирования, а как вещи, имеющие определенное назначение и определенный способ употребления. В человеческой деятельности закреплено строго определенное, фиксированное значение предмета.

Однако, как писал Д. Б.

Эльконин, ребенок самостоятельно никогда не в состоянии открыть общественного способа употребления предметов, поскольку на вещи не написано, для чего она служит, её физические свойства (цвет, размер, форма) не ориентируют предметное действие, которое должно быть с ней произведено. Только в совместной деятельности со взрослым ребенок учится использовать предметы по их назначению, т. е. открывает цель и способ действия с предметом.

Социальную ситуацию развития в раннем возрасте можно представить следующим образом: Ребёнок – Предмет – Взрослый. Таким образом, складывающаяся социальная ситуация – это ситуация совместной деятельности ребенка и взрослого.

В совместной деятельности со взрослым у ребенка формируется предметная деятельность, которая направлена на усвоение ребенком общественно выработанных способов действия с предметом. Это ведущая деятельность в данном возрасте.

Усвоение предметных действий происходит в 3 этапа:

1. Усвоение связи предмета с его назначением в результате прямого обучения или подражания действиям взрослого.

2. Использование предмета строго по назначению. Это происходит в 2-2,5 года.

3. Более свободная связь действия с предметом. К 3-м годам ребенок, зная, для чего служит предмет, использует его и для других целей (причесывается палочкой вместо расчески). Это является предпосылкой для развития игры.

Наиболее значимы для развития ребенка

Соотносящие действия – нанизывание колец пирамидок, закрывание коробки крышкой, складывание матрешки и т. д.

Орудийные действия – есть ложкой, рисовать карандашом и т. д.

Для того, чтобы предметная деятельность способствовала развитию психики ребенка, нужно чтобы он усвоил различные способы действий с одним и тем же предметом. Поэтому целесообразно детям раннего возраста давать большое количество игрушек.

Овладение предметными действиями создает условия для появления новых видов деятельности: игровой и продуктивных (рисование, лепка, конструирование). На основе предметной и речевой деятельности у ребенка развивают восприятие, память, мышление, зарождается воображение.

Развитие психических процессов зависит от деятельности самого ребенка (приобретение чувственного опыта) и от влияния взрослого, который учит способам действий и дает обобщенные названия.

Поэтому взрослый должен предоставить ребенку возможность активно действовать с различными предметами, создавая проблемные ситуации.

Среди всех психических процессов в раннем возрасте интенсивно развивается восприятие, оно доминирует над всеми психическими функциями. По словам Л. С.

Выготского, все психические функции развиваются «вокруг восприятия, через восприятие и с помощью восприятия».

Поэтому главная роль отводится в этом возрасте сенсорному развитию детей.

Мышление осуществляется в процессе предметных задач и носит наглядно-действенный характер, к концу раннего детства формируются и элементы наглядно-образного мышления в результате овладения практической деятельностью и приобщения к речи, словесным обобщениям.

Раннее детство – возраст социализации, т. е. приобщения детей к нормам и ценностям общества. Взрослые и их формы взаимодействия с ребенком служат эталонами поведения. Ребенок внимательно следит за тем, как поступают и общаются окружающие люди.

Однако для присвоения ребенком этих норм требуются соответствующие указания, разъяснения и образцы поведения взрослых.

Наиболее эффективные методы социализации детей раннего возраста заключаются в последовательном моделировании приемлемых форм поведения и установлении с малышом теплых, дружеских отношений.

Внутренняя позиция ребенка основывается на понимании им того, что с требованиями, которые предъявляют к его поведению окружающие люди, необходимо считаться. Ребенок начинает постепенно осознавать и учитывать тот факт, что от характера отношений с близкими окружающими людьми зависят его успехи и неудачи.

Одобрение, похвала взрослого вызывают у него чувство гордости, собственного достоинства, неудачи – чувство огорчения, стыда. Малыш начинает себя оценивать с зависимости от успеха или неуспеха в деятельности (не «ты хороший – а ты хороший, потому что убрал игрушку на место, на полочку…»).

Огорчаясь при неудачах ребенка, надо быть готовыми помочь ему, показать, что беды не случилось, можно всё исправить. Благодаря этому расчет чувство доверия, привязанности ребенка к взрослым, повышается его общий эмоциональный тонус. Всё это влияет на психическое, личностное развитие ребенка, т. е.

способствует формированию инициативы, активности в действиях и более быстрому их освоению.

Стремление к самостоятельности – это ведущая тенденция в развитии ребенка 2-го и 3-го года жизни. (Корни таких качеств, как безынициативность, несамостоятельность, безвольность, лежат в раннем возрасте, когда подавлялось естественное стремление ребенка к самостоятельности).

Попытки проявить самостоятельность ребенок предпринимает уже на 1-м году, но всегда ли мы с уважением относимся к ним? – Малыш ползет к игрушке, а вы быстро подаете её ему. Или он пытается встать на ножки, а вы поднимаете его, подхватив под мышки.

На 2-м и 3-м годах жизни желание быть самостоятельным превалирует над всем остальным. Берегите, лелейте, развивайте у малыша это стремление. Его содержание пока элементарно, но сила исключительно велика.

Самостоятельность по-разному проявляется на 2-м и 3-м годах жизни. К концу 2-го – в начале 3-го г. ж. ребенок сам ставит перед собой задачу (достать игрушку, взять мяч и т. п.

, но её исполнение еще невозможно без помощи взрослого: он помогает удерживать цель, выполнять действия, контролирует и оценивает деятельность малыша. То есть самостоятельность выражается пока в целеполагании. Но к концу 3-го г. ж. у ребенка под влиянием взрослого появляется целеустремленность, т. е.

способность удерживать поставленную задачу, исполнять её с помощью взрослых, соотносить полученный результат с тем, что он хотел получить.

Нарождающаяся самостоятельность – это условие дальнейшего физического, психического и личностного развития малыша 2-3 года жизни.

А. С. Макаренко отмечал, что найти должную меру между активностью и запретами – значит решить главный вопрос воспитания, т. е. воспитать ребенка активной личностью, умеющей сдерживать вредные желания. Необходимо помнить, что малыша легче научить что-либо делать, чем научить воздерживаться.

Ранний возраст – это начальный этап формирования личности. У ребенка появляется эмоциональное отношение к себе: осознание не только своего «Я», но того, что «Я хороший», «Я очень хороший». Возникновение сознания «Я», «Я хороший», «Я сам» приводит к распаду прежней социальной ситуации, которая проявляется в кризисе 3-х лет.

Новообразованиями кризиса 3-х лет являются перестройка позиции ребенка по отношению к взрослому, стремление к самостоятельности, притязание на признание со стороны взрослых.

Суть кризиса 3-х лет заключается в попытке психологической эмансипации «Я» ребенка от окружающих его взрослых, которая сопровождается рядом специфических проявлений – негативной симптоматикой кризиса (упрямство, строптивость, своеволие, обесценивание взрослых и др.) и комплексом положительных перемен (стремление к достижению результата своей деятельности, проявление потребности «гордости за достижения», обостренное чувство собственного достоинства, что выражается в обидчивости, повышенной чувствительности к признанию достижений и др.).

Кризис 3-х лет – явление преходящее, однако связанное с ним новообразование – отделение себя от окружающих, сравнение себя с другими людьми – важный шаг в психическом развитии. Кризис 3-х лет разрешается путем перехода ребенка к игровой деятельности.

Итак, новообразования раннего возраста – это развитие восприятия (формирование сенсорных качеств, наглядно-действенного мышления, речи, зачатков волевых качеств, появление самосознания.

Основное новообразование, которое возникает в конце раннего возраста, это феномен «Я» и личное действие.

Литература.

1. Волков Б. С., Волкова Н. В. Детская психология. – М.: Владос, 2010

2. Выготский Л. С. Психология. – СПб., 2000.

3. Обухова Л. В. – Возрастная психология. – М., 1996.

4. Попова М. В. Психология растущего человека. – М.: Сфера, 2002.

5. Смирнова Е. О. Психология ребенка: Учебник для педагогических училищ и вузов. – М., 1997.

Источник: https://www.maam.ru/detskijsad/psihologicheskaja-harakteristika-detei-ranego-vozrasta-451163.html

Как написать характеристику на ребенка | Психологическое зеркало

25. Составление психологической характеристики ребенка раннего

Многие задают вопрос по написанию характеристики на ребенка. Ее часто требуют на ПМПК, при оформлении попечительства, лишении родительских прав и т.д. Иногда не хватает «фраз» для описания имеющихся данных, да и просто полезно иметь образцы, для ускорения работы. Характеристика должна быть нейтральной, констатирующей факты, без оценочных выражений. Примерный план и образцы

реальных характеристик из практики ниже.

План составления характеристики.

Характеристика

на Ф.И. ребёнка_____________________      _________________________________________

                                                                                                         учреждение

 Сведения о семье.

Возраст родителей, состав семьи, условия воспитания, профессии родителей. Тип детско-родительских отношений (гиперопека, авторитарность, гармонические отношения, попустительский стиль воспитания, отвержение)

 Личностно-характерологические, типологические и эмоционально-волевые особенности

Активный, подвижный – инертный, медлительный.

Спокойный, уравновешенный – возбудимый, неуравновешенный

Общительный – замкнутый

Вступает в контакт (легко, охотно, медленно, с трудом)

Неречевой

Речевой

Отношение к лидерству в группе сверстников (стремится к первенству, признается другими за лидера, официальный или неформальный лидер)

Проявляет ли инициативу в играх, занятиях или следует примеру других, или пассивен.

Отношение к товарищам (конфликтное, дружелюбное, доброжелательное)

Отмечаются: повышенная эмоциональная возбудимость, раздражительность, вялость, заторможенность и др.

Преобладающее настроение на занятиях (жизнерадостное, подавленное, без особого оттенка)

В быту

Отмечаются ли резкие колебания настроения в течение дня

Имеются ли трудности поведения и как они проявляются

Проявляются ли элементы негативизма, агрессивности.

Характер волевой сферы (развита достаточно, слабая)

Проявляет ли ребенок настойчивость при встречающихся трудностях

Интересы и склонности. В каких видах деятельности они проявляются.

Способности ребенка.

Отношение ребенка к ведущей деятельности (активность, заинтересованность, трудолюбие, аккуратность, пассивность, безразличие, небрежность)

Активность речевого общения (соответствует норме, повышена, снижена, отмечается замкнутость, негативное отношение к речевому общению, проявления аутизма).

 Психологические особенности

Особенности внимания

Устойчивость внимания (способен к длительному сосредоточению внимания на предмете или быстро отвлекается)

Характер отвлечения (отвлекается на внешние раздражители или в отсутствие внешних раздражителей)

Переключаемость внимания (быстрая, легкая, замедленная, затрудненная)

Общий уровень развития произвольного внимания (соответствует возрасту, ниже возрастной нормы, очень низкий)

Особенности памяти

Запоминает быстро или медленно, с трудом

Запоминает надолго, быстро забывает

Характеристика вербальной памяти (достаточная, недостаточная)

Отмечаются ли трудности в запоминании новых слов, синтаксических конструкций, текстового материала

Интеллектуальное развитие

Ориентирование в быту, развитие навыков самообслуживания

Запас знаний об окружающем мире, о живой и неживой природе, о явлениях природы, о причинно-следственных связях в природе

Уровень сформированности представлений о себе, о своей семье

Уровень зрительной ориентировки на свойства и качества предметов: цвет, форму, величину, пространственные отношения, целостное восприятие предмета

Состояние наглядно-действенного (на практике) и наглядно-образного (творчество) мышления

Элементы развития логического мышления

Недостаточность процесса обобщения, снижения уровня обобщения; Лабильность (повышенная истощаемость, неустойчивый способ выполнения, ускорение темпа)

Инертность (чрезмерная обстоятельственность, детализированность, вязкость, выраженная тугоподвижность)

Разноплановость (рассуждения о предмете в разных плоскостях)

Нарушение критичности

Резонерство («глубокое рассуждение о мелком предмете»; ограниченность словаря, эгоцентризм, шаблонность)

Нарушение саморегуляции (невозможность целенаправленно организовывать мыслительные действия; нарушение последовательности действий)

Уровень сформированности речи

Состояние артикуляционного аппарата (дизартрия), занимается ли с логопедом

 Активный словарный запас (малый, достаточный)

Общий уровень развития речи (наличие фразовой речи: использует распространенные фразы, употребляя различные синтаксические конструкции и обороты; фразы односложные, предложения не распространенные)

Сформированность грамматического строя речи (нарушение грамматического строя речи, согласованности частей речи, нарушение слоговой структуры)

Работоспособность на занятиях

 Включается в работу (быстро, медленно, с трудом)

Во время занятий работает сосредоточенно или отвлекается

Характер отвлечения (на внешние раздражители, в отсутствие раздражителей)

Спад работоспособности отмечается (через 5-10 минут после начала занятия, к середине занятия, к концу занятия)

Утомление наступает (в начале, в середине, в конце занятий)

Субъективные и объективные признаки утомления (спад работоспособности, повышенная отвлекаемость, понижение качества работы, увеличение количества ошибок, полный отказ от работы, жалобы на усталость, появление головокружения, головных болей и т.д.)

Общее заключение: (общий уровень психического развития соответствует возрастному уровню, ниже возрастного уровня. На первый план выступает незрелость….. Поведенческие нарушения….. Трудности социализации…. и т.д.).

Дата _________  Подписи __________

≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡

Примеры характеристик

≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡

ХАРАКТЕРИСТИКА XXXXXXX Дениса XXXXXXXXXXX

__ октября 20___ г.р.,

проживающего по адресу г. _____, ул. __________

 Денис поступил в детский сад в 2009г.

Характеристика семьи. Неполная семья, один ребенок. Занимаются  воспитанием  ребенка мама и бабушка, которые идут на контакт с воспитателем, детским садом. Мама является авторитетной личностью.

Общее состояние здоровья ребенка. Рост: 102см – норма. Вес: 17 кг.  Пропорционален.

Моторное развитие: неловкий. Перенесенные болезни: ветряная оспа. Травмы, ушибы: нет

Культурно-гигиенические навыки. Сам не застегивает пуговицы, шнурки завязывать и развязывать не умеет, ложку держит правой и левой  рукой, карандаш держит не правильно. Ест избирательно, неаккуратно, требуется докармливание. Пищу глотает, не пережевывая.

Игры  и  интересы. Любит играть на музыкальных инструментах, неосмысленно нажимая на клавиши,  мягкими игрушками. В сюжетно – ролевых играх не участвует. К своим игрушкам относится с интересом, не ломает, но и другим играть не дает.  Проявляет интерес к новым игрушкам, тайком забирая их домой. Игру сопровождает звукосочетаниями.

Черты характера. В детский сад идет с интересом, любит играть с некоторыми детьми. На обращения воспитателя никак не реагирует, только пристально смотрит в глаза. Свободное время проводит в одиночестве, играя сам с собой. Другим ребятам не помогает. Обидчив, жалуется на других детей с плачем. Дети в группе практически его не замечают. Радуется своим успехам, хлопая в ладоши.

Характеристика обучаемости.  Овладение программными требованиями:  полностью ни одним разделом программы не овладел,  больший интерес вызывает «Мир искусств – рисование». Речевое  и математическое развитие вызывают наибольшее затруднение.

Есть сложности в восприятии  материала. Тип мышления  наглядно – действенный.

Особенности учебной деятельности  и поведения. Не активен, не внимателен,  не включается в работу. В работе на занятиях не участвует, но дисциплину не нарушает. При любых затруднениях   за помощью не обращается,  просто сидит, не выполняя. Лучше организует ребенка – поощрение. Общественные поручения вообще не выполняет. Настойчив.

Особенности познавательной сферы. Познавательное развитие ниже возрастной нормы. Восприятие цвета, формы на среднем уровне развития. Восприятие времен года, внимание, воображение, моторика, мышление – на низком уровне развития. Зрительно-моторная координация нарушена.

Состояние речи: речь тихая, звукопроизношение нарушенное. Слоговая структура слов,  словарный запас, грамматический строй речи несколько ниже возрастной нормы. Связная речь не соответствуют возрасту.

Дата

Воспитатель: ____________________________________

Педагог-психолог ________________________________.

Учитель-логопед _________________________________

Заведующий МАДОУ ___    ______________________  .

≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡

 ХАРАКТЕРИСТИКА

Ф. И. ребенка: XXXXXXXXXXXX Соня, Дата рождения

Девочка  очень общительная,  эмоциональна,  любознательна, на занятиях проявляет активность и стремление узнать  что- то новое. Спокойно идет на контакт как со сверстниками так и со взрослыми, знает правила общения, умет управлять своим поведением, знает что можно и чего нельзя.

Хорошо адаптируется к новой обстановке. Имеет элементарный запас  сведений  о себе,  соей семье, быте, умеет  ими пользоваться.

Процессы восприятия сформированы по возрасту, однако восприятие пространства  формируется с затруднением ( знает . но применить в задании затрудняется).

Уровень развития памяти высокий. При запоминании не нуждается в многократном повторении  предлагаемого материала. Особые трудности в удержании информации и порядка зрительного и слухового ряда не возникают.

Уровень развития внимания (объем и устойчивость) соответствуют возрастной норме. Легко переключается с одного вида деятельности на другой, но очень часто отвлекается на внешние раздражители

Ребенок  владеет  мыслительными операциями. Умеет обобщать и дефференцировать предметы и явления окружающего мира, умеет планировать свою деятельность и осуществлять самоконтроль.

Состояние фонематического слуха и восприятия находятся на высоком уровне.

                                    Педагог  — психолог _____________.

≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡

Психолого-педагогическая

ХАРАКТЕРИСТИКА

 на воспитанницу МДОУ № ___

XXXXXXXXX Дарью

___________ г.р.

 Девочка  малообщительная, спокойная. На занятиях не проявляет активность, но задания выполняет старательно. На контакт идет избирательно и по инициативе взрослого. Ребенок предпочитает индивидуальные игры. Умет управлять своим поведением, знает что можно и чего нельзя. Даша увлекается изобразительной деятельностью, любит рисовать, вырезать, раскрашивать. Ценит красоту и изящество.

Адаптация усложнена частыми соматическими заболеваниями.

Имеет элементарный запас  сведений  о себе,  своей семье, быте, умеет  ими пользоваться. Навыки самообслуживания хорошо развиты.

Познавательные процессы (восприятие, память, внимание, мышление) находятся на среднем уровне возрастной нормы.

Нарушение экспрессивной стороны речи.

Воспитанием девочки занимается дедушка-опекун XXXXXXXXXXX. Непосредственное участие в воспитании принимает бабушка. Они находятся в постоянном контакте с воспитателями, интересуются проблемами девочки, ее успехами.

Заведующий МДОУ №  _______

Педагог-психолог _______________.

Логопед _____________________________

Воспитатель ____________________.

 ≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡

ХАРАКТЕРИСТИКА

На воспитанника МДОУ № __

XXXXXXXXXX Артема

Мальчик очень активный, общительный, очень подвижный. На занятиях  неусидчив, но программу усваивает. Хорошо контактирует с взрослыми и детьми. Ребенок предпочитает подвижные игры.

Артем увлекается машинками, подвижными играми, любит физкультурные занятия и прогулки.

Адаптация проходила легко. Посещает сад меньше года.

Имеет достаточный словарный запас, соответствующий возрасту. Навыки самообслуживания хорошо развиты.

Познавательные процессы (восприятие, память, мышление) находятся на среднем уровне возрастной нормы. Внимание и произвольность поведения  низкая. Моторика и общая координация в норме. Путает пространственные ориентиры.

Речь в норме.

Воспитанием мальчика занимается дедушка ____________.  Активное участие в воспитании принимает бабушка. Они находится в постоянном контакте с воспитателями, интересуются проблемами Артема, его успехами.

Заведующий МДОУ №  _______

Педагог-психолог _______________.

Логопед __________________________

Воспитатель ____________________.

≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡

ХАРАКТЕРИСТИКА

на воспитанника МДОУ № _____

XXXXXXXXX Армана, _________ года рождения.

Ребенок посещает детский сад с 2,5 лет.

Мальчик активный, любознательный, послушный. Любую просьбу воспитателя выполняет самостоятельно.  Со взрослыми и сверстниками  идет на контакт, проявляет инициативу. В играх с детьми активен, принимает участие в совместных играх.

На занятиях эмоционально откликается, но речевой активности не проявляет. В детском саду ребенок не говорит, общается с помощью «детского языка» и отдельных слов. Но, по словам бабушки, дома ребенок разговаривает, переставляя слоги.

Доброжелателен, неагрессивен.

Навыки самообслуживания соответствуют возрастным нормам. Ребенок опрятен, ухожен.

Все показатели познавательно развития  ниже возрастной нормы.

Воспитанием ребенка занимается бабушка. Она находятся в постоянном контакте с воспитателями, интересуется проблемами мальчика, его успехами.

Заведующий МДОУ №  _______

Педагог-психолог _______________.

Воспитатель ____________________.

 ≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡

  ХАРАКТЕРИСТИКА НА

XXXXXXXXXXXX Ксению XXXXXXXX,

__ г..р.,

проживающую по адресу г. _______ ул. ___________________

Посещает МАДОУ № _____ города _________ с августа 20______г.

Характеристика семьи. Семья у Ксении многодетная, полная, имеет еще 2 старших сестры и брата. Воспитанием детей занимаются оба родителя. Взаимодействие с воспитателем и детским садом не осуществляется.

Общее состояние здоровья ребенка. Соотношение частей тела пропорциональное. Моторное развитие слабое: Ксюша неловка, неуклюжа. Наблюдается энкопрез.

Самообслуживание:расстёгивать и застегивать пуговицы, завязывать шнурки она не умеет; одевается и раздевается с помощью взрослых. Пищу ест правой рукой, но ее приходится докармливать, может поперхнуться едой, давится и выплевывает пищу.

Игры и интересы.Играет Ксюша в саду одна или повторяет игровые действия за другими детьми. Во время игры молчит. Устойчивого интереса к предметно – практической деятельности не проявляет.

Любимых игрушек и игр у девочки не наблюдается, свои игрушки в сад не приносит, но часто чужие игрушки прячет у себя в шкафчике, чтоб унести домой.

Друзей у девочки нет, возможно, из – за того, что она не общается и не разговаривает, замкнута в себе, молчалива, редко улыбается.

Обучаемость. Ксюша рассеянна, невнимательна, замкнута. Часто бывает не в настроении. Имеются проблемы с усвоением учебного материала.

На контакт с воспитателями не идет, концентрации внимания на занятиях нет, ребенок быстро утомляется. Дисциплину не соблюдает, не всегда выполняет задания и просьбы воспитателя.

  Общественные поручения выполняет не с первого раза, ей нужно несколько раз объяснить, что от нее требуется. Тип мышления наглядно – действенный.

Особенности познавательной сферы. Познавательное развитие ниже возрастной нормы. Воображение, моторика – на низком уровне развития. Сенсорное развитие не соответствует возрасту, т.к. девочка не различает цвета, формы предметов.  Диагностика затруднена из-за отсутствия речи.

Состояние речи: речь тихая, звукопроизношение нарушенное. Слоговая структура слов,  словарный запас, грамматический строй речи ниже возрастной нормы. Связная речь не соответствуют возрасту.

Заведующий МДОУ №  _______

Педагог-психолог _______________.

Логопед __________________________

Воспитатель ____________________.

≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡

ХАРАКТЕРИСТИКА НА

XXXXX Дениса XXXXXX,

           XXXXXXX г.р.,

проживающего по адресу г. XXXXX, ул. XXXXXXXXXX.

 Характеристика семьи.  Денис проживает с мамой, папой и сестрой в частном домовладении. Жилищные условия удовлетворительные. У ребенка есть все необходимое для жизни, развития и обучения. Занимаются воспитанием оба родителя. которые являются для ребенка авторитетными личностями.

Общее состояние здоровья ребенка. Антропометрические данные соответствуют норме. У Дениса 1-я гр. здоровья,  ребёнок часто болеет.

Культурно – гигиенические навыки. Навыки самообслуживания сформированы слабо: в детском саду не желает самостоятельно одеваться, раздеваться, пользоваться столовыми приборами. Во время еды неаккуратен. Но в соответствии с возрастом, Денис умеет содержать свою одежду в чистоте, пользоваться платком, расчёской, застёгивать пуговицы, завязывать шнурки.

Игры  и  интересы.  Мальчик предпочитает спортивные игры. В игре с детьми всегда спокоен и уступчив. Никогда не проявляет инициативы к составлению сюжета, выбору ролей. В коллективные подвижные игры с правилами играет с удовольствием. В основном играет сам, любимые игрушки – машины.

Черты характера.  Взаимоотношения с детьми группы хорошие, ровные. Денис спокойный, отзывчивый и уравновешенный. Часто проявляет заниженную самооценку  к себе, замыкается (из-за нарушения речевого развития), чувствует себя неуверенно. Обидчив. Своим успехам радуется. Поощрение стимулирует. При любых затруднениях   за помощью не обращается.

Особенности учебной деятельности  и поведения.  На занятиях Денис дисциплинирован,  внимательно слушает информацию. Мальчик занимается по программе старшей группы.

Развитие элементарных математических представлений не соответствует возрасту. Испытывает трудности в запоминании цифр и счете предметов. Затрудняется в соотнесении числа предметов с цифрой. Знает, но не называет геометрические фигуры, не может их классифицировать и преобразовывать. Не владеет знанием последовательности дней недели, текущих месяцев, сезонов.

Речевое развитие не соответствует возрасту.

Изобразительная деятельность ребенка развита удовлетворительно. Мелкая моторика — на среднем уровне. Денис не очень любит рисовать, разукрашивать в детском саду.

Мальчик любит  конструировать постройки из  строителя, бумаги и природного материала, не испытывает большие трудности  в создании постройки.

Ребёнок очень любит трудиться. Он всегда готов всем помогать во всем. Предпочитает хозяйственно-бытовой труд.К трудовым поручениям относится ответственно, доводит начатое дело до конца.

Состояние речи: звукопроизношение нарушенное. Слоговая структура слов сформирована недостаточно.  Фонематические процессы на стадии формирования. Лексический и грамматический строй речи ниже возрастной нормы. Связная речь не соответствуют возрасту.

Особенности познавательной сферы. Память развита удовлетворительно. Логическое мышление развито слабо: затрудняется в классификации предметов, в поиске закономерностей, плохо ориентируется в схемах и лабиринтах. Внимание рассеянное.

Дата  _____ г.

Воспитатель: ____________________________________

Учитель-логопед _________________________________

Заведующий МАДОУ №    ______________________

 ≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡

{lang: 'ru'}

Источник: http://www.psixologicheskoezerkalo.ru/kak-napisat-xarakteristiku-na-rebenka.html

Психолого-педагогическая характеристика на ребенка

25. Составление психологической характеристики ребенка раннего

Педагогическая характеристика на Петрову Е., 4 года.

1.Общая характеристика. В детский сад № N. Петрова Е. поступила в 2016 году. В настоящее время обучается в средней группе по программе «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.

2. Характеристика семьи. Ребенок родился в полной семье. Воспитанием в семье в большей мере занимается мама. Родители Е. заинтересованы в развитии и воспитании ребенка. Следуют советам педагогов.

3. Соматическое здоровье: болеет простудными заболеваниями, аппетит средний, засыпает не сразу, сон спокойный.

4. Знания, умения и навыки по программному материалу:

4.1. Характеристика учебных умений, связанных с обучением математике:

Количество и счёт: дифференцирует понятия «один-много», владеет количественным счётом в пределах 5, знает цифры от 1 до 5.

Восприятие цвета: узнает и называет основные цвета;

Восприятие формы: различает и называет основные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, овал), соотносит форму предмета с геометрической формой.

Восприятие величины: представление о величине сформировано недостаточно, дифференцирует предметы, контрастные по величине.

Временные представления: временные представления не сформированы, плохо ориентируется во времени суток, не называет дни недели, не знает названия месяцев года, путает названия времен года.

Пространственные представления: пространственные представления сформированы недостаточно, плохо выполняет движение в указанном направлении по словесной инструкции, в недостаточной мере определяет положение в пространстве по отношению к себе (слева, справа, впереди, сзади).

4.2. Характеристика речи ребенка. Речевое развитие: уровень ниже среднего – Е. затрудняется в установлении связей, поэтому допускает содержательные и смысловые ошибки в пересказах, самостоятельных рассказах; при рассказывании требует помощи взрослого. Может пропускать структурные компоненты повествовательного рассказа. В творческом рассказывании недостаточно самостоятельна.

Словарь в пределах обихода. Ребенок затрудняется в аргументировании суждений, не пользуется речью доказательством. Допускает грамматические ошибки. Звуковая сторона речи. Фонетический строй речи сформирован недостаточно. Нарушено звукопроизношение нескольких групп звуков.

Связная речь сформирована, в речи чаще использует простые неполные предложения, отвечает на вопросы взрослых, как односложно, так и полной фразой.

Причинно-следственные связи недостаточно сформированы. Работа с серией сюжетных картинок вызывает затруднения. Не может разложить в нужной последовательности, не выделяет начало и конец рассказа.

Испытывает трудности в классификации, обобщении, объяснении.

5.Особенности моторной сферы: Е.

присуще некоторое отставание в развитии двигательной сферы, которая характеризуется недостаточной хорошей координацией движений, неуверенностью в выполнении дозированных движений, снижением скорости и ловкости выполнения, быстрой утомляемостью.

Наибольшие трудности выявляются при выполнении движений по словесным инструкциям. Затруднения проявляются при удержании равновесия. Наблюдается низкое качество выполнения движений, нарушение их порядка и количества.

У Е. недостаточный уровень сформированности не только крупной моторики, но и тонких движений кистей пальцев рук.

Отставание в развитии тонкой моторики рук у ребенка проявляется в слабом развитии навыков самообслуживания, вырезания ножницами, раскрашивании, не выходя за границы изображения, невыполнении заданий, связанных с рисованием линий, кругов и др.

То есть наблюдается недостаточная координация пальцев, кистей рук, недоразвитие мелкой моторики. Обнаруживается замедленность, застревание на одной позе.

6. Характеристика деятельности.

6.1.Навыки самообслуживания соответствуют возрасту: может самостоятельно пользоваться туалетными принадлежностями, умываться, мыть руки, одеться, раздеться, обуться; может самостоятельно есть, пить, пользоваться ложкой, вилкой; умеет убирать постель.

6.2.Игровая деятельность. Е. к лидерству не стремится, в общении со сверстниками избирательна, играет обычно в паре; не старается довести начатое дело до конца, критичность к своей работе не проявляет.

Может сама организовать игру, при этом главную роль себе не отводит. Шумным, подвижным играм предпочитает тихие, спокойные, предметно-процессуальные с сюжетной наполняемостью, особенно Е.

увлекается героями из мультфильма «Щенячий патруль», поэтому большая часть ее игровой деятельность так или иначе связана с героями мультфильма.

6.3. Отношение к занятиям. Е. испытывает трудности в усвоении программного материала; по разделам программы «От рождения до школы» имеет уровень ниже среднего.

Достаточно низкий уровень познавательной активности, низкий объём представлений об окружающем мире, испытывает трудности установления причинно-следственных связей.

В целом у ребенка в недостаточной мере сформированы внимание, память, восприятие.

На занятия идет неохотно, после убеждений педагога. В процессе работы малоактивна, если не спросить, сама инициативу не проявляет, отмечается слабость волевого напряжения.

Работоспособность и концентрация внимания недостаточная, характер деятельности неустойчивый, требует постоянного контроля со стороны педагога, наблюдается быстрая утомляемость, часто характеризующаяся словами «я устала».

Не всегда способна контролировать свою деятельность, часто отвлекается, быстро теряет интерес, не доводит дело до конца, темп деятельности ниже среднего.

Е. проявляет интерес к художественно-изобразительному искусству и творчеству; любит рисовать, раскрашивать, лепить, но из-за недостаточной сформированности мелкой моторики и волевого напряжения продукты творческой деятельности получаются непонятными, бессюжетными, невнятными («каляки-маляки»).

7. Личностные особенности:

Нередко проявляет нежелание подчиняться требованиям взрослых, наблюдается некоторая пассивность в различных видах деятельности, отсутствует инициатива; на уступки идет, но после уговоров; наблюдается капризность. Поведение ребенка неустойчиво, ситуативно. Хотя Е.

имеет представления об отдельных правилах культуры поведения, не всегда самостоятельно следует им (садится на пол переодеваться, играет на коленках на улице, отказывается одеваться), часто поведение определяется непосредственными побуждениями.

К детям в группе относится в целом доброжелательно, может прийти не помощь, склонности вредить, обижать других не имеет, склонности к трудовой деятельности не проявляет.

8. Особенности эмоционально-волевой сферы: В целом наблюдается незрелость эмоционально-волевой сферы, эмоционально-волевая регуляция и самоконтроль не сформированы в достаточной мере. Е.

присущ негативизм («не хочу», «не буду», или наоборот, «я хочу»), характер в целом спокойный, внушаема, настойчива, может проявлять склонность к гневу, когда происходит не так, как она того хочет, может в игровой деятельности занять себя самостоятельно.

Источник: https://multiurok.ru/files/psikhologo-pedagogicheskaia-kharakteristika-na-reb.html

Вопрос 23. Психологические особенности ребёнка раннего возраста

25. Составление психологической характеристики ребенка раннего

Ранний возраст -это период с года до 3 лет.

В это времяпроисходят важнейшие изменения впсихическом развитии детей – формируетсямышление, активно развивается двигательнаясфера, появляются первые устойчивыекачества личности.

Ведущей деятельностьюв этом возрасте является предметнаядеятельность, которая влияет на всесферы психики детей, определяя во многоми специфику их общения с окружающими.

Она возникаетпостепенно из манипулятивной и орудийнойдеятельности младенцев. Эта деятельностьподразумевает, что предмет используетсяв качестве орудия по закрепленным вданной культуре правилам и нормам -например, ложкой едят, лопаткой копают,а молотком забивают гвозди.

Выявляя в процесседеятельности наиболее важные свойствапредмета, ребенок начинает соотноситьих с определенными операциями, которыеон совершает, при этом открывая, какиеоперации лучше всего подходят кконкретному предмету. Таким образом,дети учатся пользоваться предметамитак, чтобы они не были просто продолжениемих руки, но использовались, исходя излогики самого предмета, т.е. из того, чтоим лучше всего можно делать.

Этапы формированиятаких, закрепленных за предметом-орудиемдействий, были исследованы П.Я. Гальпериным.Он показал, что на первой стадии -целенаправленных проб – ребенок варьируетсвои действия исходя не из свойстворудия, которым он хочет достать нужныйему предмет, но из свойств самого этогопредмета.

На второй стадии- подстерегания – дети случайно находятв процессе своих попыток эффективныйспособ действия с орудием и стремятсяповторить его.

На третьей стадии,которую Гальперин назвал «стадиейнавязчивого вмешательства», ребенокактивно старается воспроизвестиэффективный способ действия с орудиеми овладеть им.

Четвертая стадия- объективной регуляции. На этой стадииребенок открывает способы регулированияи изменения действия исходя из техобъективных условий, в которых егоприходится выполнять.

Гальперин такжедоказал, что в том случае, когда взрослыйсразу же показывает ребенку, какимобразом действовать с предметом, этаппроб и ошибок минуется, а дети сразу женачинают действовать, начиная со второгоэтапа.

При диагностикеразвития предметных действий у детейнеобходимо помнить о том, что орудийныедействия включают в себя и предметные,так как один из вариантов орудийногодействия является исторически закрепленнымза данным предметом.

Так, ложкой можнокопать, пересыпать содержимое из однойемкости в другую, есть суп, и совершатьдругие орудийные действия, но толькопоследний способ использования являетсяеще и предметным, исторически закрепленнымза этим орудием.

В течение второго годажизни дети обучаются большинствупредметных действий, причем приисследовании их психического развитияважно помнить, что орудийные действияв определенной степени могут являтьсяпоказателем интеллектуального развитиядетей, в то время как предметные в большейстепени отражают степень их обучения,широту контактов со взрослыми.

Большое значениедля психического развития в этом возрастеимеет и формирование сенсорики. Вышеговорилось о том, что исследованиямногих ученых (К. Бюлера, А.В. Запорожца,Л.А.

Венгера) показали, что в первые годыжизни уровень развития восприятиясущественно влияет на мышление. Этосвязано с тем, что действия восприятиясвязаны с такими операциями мышления,как обобщение, классификация, подведениепод понятие и другими.

Развитие восприятияопределяется тремя параметрами -персептивными действиями, сенсорнымиэталонами и действиями соотнесения.

Таким образом, становление восприятиязаключается в выделении наиболеехарактерных для данного предмета илиситуации качеств (информативных точек),составлении на их основе устойчивыхобразов (сенсорных эталонов) и соотнесенииэтих образов-эталонов с предметамиокружающего мира.

При диагностикеуровня развития восприятия важноопределить уровень сформированностивсех этих трех процессов. Необходимотакже соотнести причины ошибок,допускаемых ребенком, с этими процессами,так как практически не существует детей,у которых были бы нарушены они всеодновременно.

Поэтому, как правило,коррекция одной из сторон помогаетоткорректировать всю деятельностьвосприятия. Перцептивные действияпомогают изучить основные свойства икачества воспринимаемого предмета,выделив из них главные и второстепенные.

На основе такого выделения ребеноквоспринимает информативные точки вкаждом из предметов окружающего мира,что помогает при повторном восприятиибыстро узнать этот предмет, отнеся егок определенному классу – кукла, машинка,тарелка и т.д.

Действия восприятия,которые вначале являются внешними иразвернутыми (ребенок должен не толькопосмотреть на предмет, но и потрогатьего руками, действовать с ним), затемпереходят во внутренний план иавтоматизируются.

Таким образом,развитие перцептивных действий помогаетформированию обобщения, так же как идругих мыслительных операций, так каквыделение наиболее значимых качествкаждого предмета дает возможность вдальнейшем объединить их в классы ипонятия.

В раннем возрасте такженачинается формирование сенсорныхэталонов – вначале как предметных(появляющихся уже к концу младенчества),которые затем, постепенно обобщаясь,переходят на уровень сенсорных.

Сначалапредставления о форме или цвете связаныу ребенка с конкретным предметом(например, круглый мяч, зеленая трава ит.д.). Постепенно это качество обобщаетсяи, отрываясь от предмета, становитсяобобщенным эталоном – цвета, формы,размера. Именно эти три основных эталонаформируются у детей к концу раннеговозраста.

Действия соотнесения предметас эталоном помогают систематизироватьте знания, которые есть у детей привосприятии новых предметов. Именно этизнания делают образ мира целостным ипостоянным.

При этом в раннемвозрасте дети еще не могут разделитьсложный предмет на ряд эталонов, изкоторых он состоит, но могут уже найтиотличия между конкретным предметом иэталоном – например, сказав, что яблоко- это неправильный круг.

Благодаря теснойсвязи восприятия и мышления, некоторыетесты, использующиеся для диагностикидетей этого возраста, применяются дляизучения обоих процессов.В раннемвозрасте кроме наглядно-действенногомышления начинает формироваться инаглядно-образное.

Исходя из того, чтомышление предполагает ориентировку всвязях и соотношениях между предметами,в исследованиях Запорожца и Венгерабыли разработаны методы изучения идиагностики мышления, исходя из способовориентировки ребенка в ситуации.

Этаориентировка может быть связана снепосредственными действиями спредметами, их зрительным изучениемили словесным описанием, определяя темсамым и вид мышления – наглядно-действенное,образное, схематическое, словесно-логическое.

При этомнаглядно-действенное мышление возникаетк концу первого года жизни и являетсяведущим видом мышления до 3,5-4 лет.

Наглядно-образноемышление возникает в 2,5-3 года и являетсяведущим до 6-6,5 лет.

Наглядно-схематическоемышление возникает в 4,5-5 лет, оставаясьведущим видом мышления до 6-7 лет.

И, наконец,словесно-логическое мышление возникаетв 5,5-6 лет, становясь ведущим с 7-8 лет, иостается основной формой мышления убольшинства взрослых людей.

Таким образом, враннем возрасте основным (и практическидо конца этого возраста единственным)видом мышления является наглядно-действенное,предполагающее непосредственный контактребенка с предметами и поиск правильногорешения задачи путем проб и ошибок.

Каки в случае с формированием предметныхдействий, помощь взрослого, которыйпоказывает ребенку, на какие параметрыситуации следует обратить внимание,чтобы правильно сориентироваться иправильно решить задачу, необходимадля развития мышления ребенка и переходаего на более высокий образный уровень.

В то же время к концу раннего возрастапри решении простых, связанных с прошлымопытом задач, дети должны уметьориентироваться практически мгновенно,не прибегая к пробным действиям спредметами, т.е. решать задачи на основеобразного мышления.

Характернойособенностью мышления ребенка в этотпериод является его синкретизм, т.е.нерасчлененность – ребенок пытаетсярешить задачу, не выделяя в ней отдельныепараметры, но воспринимая ситуацию какцелостную картинку, все детали которойимеют одинаковое значение.

Поэтомупомощь взрослого должна быть направлена,прежде всего, на анализ и выделениеотдельных деталей в ситуации, из которыхпотом ребенок (может быть также припомощи взрослого) выделит главные ивторостепенные.

Таким образом,общение со взрослым, совместная предметнаядеятельность могут существенно ускоритьи оптимизировать познавательное развитиедетей, недаром М.И. Лисина назвала ведущийвид общения в этот период ситуативно-деловым.

Однако общение со взрослым имеет большоезначение не только для формированияпознавательной сферы, но и для развитияличности детей раннего возраста.Окружающим надо помнить, что представлениео себе, первая самооценка детей в этовремя является на самом делеинтериоризованной оценкой взрослого.

Поэтому постоянные замечания, игнорированиепусть даже не всегда успешных попытокдетей сделать что-то самостоятельно,недооценка их стараний могут привестиуже в этом возрасте к неуверенности всебе, снижению притязаний на успех восуществляемой деятельности. Об этомговорил и Э.

Эриксон, доказывая, что вэтом возрасте у детей формируетсячувство самостоятельности, автономностилибо, при неблагоприятном направленииразвития, чувствозависимости от него.

Доминирование одного из двух вариантовсвязано, по его мнению, с тем, как взрослыереагируют на первые попытки ребенкадобиться самостоятельности. В какой-тостепени описание этой стадии у Эриксонакоррелирует с описанием формированияновообразования «я – сам» в отечественнойпсихологии.

Так, в исследованияхД.Б. Эльконина, Л.И. Божович и другихпсихологов подчеркивалось, что к концураннего детства у детей появляютсяпервые представления о себе как оличности, отличающейся от другихсамостоятельностью собственных действий.В это же время у детей появляются первыепризнаки негативизма, упрямства иагрессии, которые являются симптомамикризиса3 лет.

Это один из самых значимыхи эмоционально насыщенных кризисов вонтогенезе.

Фиксация на негативномэтапе этого кризиса, препятствия, которыевозникают при формировании самостоятельности,активности детей (высокая степень опеки- гиперопека, авторитарность, высокиетребования и критика со стороны взрослых),не только препятствуют нормальномуразвитию самосознания и самооценкидетей, но и приводят к тому, что негативизм,упрямство, агрессия, так же как и тревога,отгороженность становятся устойчивымисвойствами личности. Эти качества,естественно, влияют на все видыдеятельности детей – и на их общение сокружающими, и на их учебу и могутпривести к серьезным отклонениям вмладшем школьном и, особенно, подростковомвозрасте.

Важной характеристикойэтого возрастного этапа являетсялабильность эмоциональной сферы ребенка.Его эмоции и формирующиеся в это времячувства, отражающие отношения к предметами людям, еще не фиксированы и могут бытьизменены при изменении ситуации.

Фиксацияна запрете при появлении другогоположительного стимула, отсутствиеположительной эмоциональной реакциина новую игрушку и иные показателиригидности эмоций, так же как и фиксацияна отрицательных эмоциях, являютсясерьезными показателями (свидетельствами)отклонения не только в развитииэмоциональной сферы, но и в общемпсихическом развитии в этом возрасте.

Источник: https://studfile.net/preview/4189974/page:16/

Психологическая характеристика раннего возраста

25. Составление психологической характеристики ребенка раннего

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАННЕГО ВОЗРАСТА

(от 1  до  3-х лет)

Ранний возраст – чрезвычайно важный и ответственный период психического развития ребёнка. Это возраст, когда всё впервые, всё только начинается – речь, игра, общение со сверстниками, первые представления о себе, о других, о мире.

В первые три года жизни закладываются наиболее важные и фундаментальные человеческие способности – познавательная активность,  любознательность, уверенность в себе и доверие к другим людям, целенаправленность и настойчивость, воображение, творческая позиция и многие другое.

При чём все эти способности не возникают сами по себе, как следствие маленького возраста ребёнка,  но требуют непременного участия взрослого и соответствующих возрасту форм деятельности.

Общение и сотрудничество ребёнка со взрослым

В раннем возрасте содержанием  совместной   деятельности ребёнка и взрослого становится усвоение культурных способов употребления предметов.

Взрослый становится для ребёнка не только источником внимания и доброжелательности, не только “поставщиком” самих предметов, но и образцом  человеческих действий с предметами.  Такое сотрудничество  уже  не сводится к прямой помощи или к демонстрации предметов.

  Теперь необходимо соучастие  взрослого, одновременная практическая деятельность вместе с ним, выполнение одного и  того  же  дела.

  В  ходе  такого  сотрудничества ребёнок одновременно  получает  и  внимание  взрослого,  и его участие в действиях ребёнка и,  главное  –  новые,  адекватные способы действия с предметами.  Взрослый теперь не только даёт ребёнку в руки предметы, но вместе с предметом передаёт способ действия с ним.

В совместной деятельности  с  ребёнком  взрослый  выполняет сразу несколько функций:

  • во-первых  взрослый даёт ребёнку смысл действий с предметом, его общественную функцию;

  • во-вторых он организует действия и движения ребёнка,передаёт ему технические приёмы осуществляния действия;

  • в-третьих,  он через поощрения и порицания контролирует ход выполнения действий ребёнка.

Ранний возраст является периодом наиболее интенсивного усвоения способов действий с предметами.  К концу этого периода, благодаря сотрудничеству со взрослым,  ребёнок  в основном умеет пользоваться бытовыми предметами и играть с игрушками.  

Предметная деятельность и её роль в развитии малыша

Новой социальной  ситуации развития соответствует и новый тип ведущей деятельности ребёнка – предметная деятельность.

Предметная деятельность является ведущей потому,  что именно в ней происходит развитие всех сторон  психики и личности ребёнка. Прежде всего нужно подчеркнуть, что в предметной деятельности малыша происходит развитие восприятия, а поведение и сознание детей этого возраста целиком определяется восприятием.

Так, память в раннем возрасте существует в форме узнавания, т.е. восприятия знакомых предметов. Мышление ребёнка до 3 лет носит преимущественно непосредственный характер – ребёнок устанавливает связи между воспринимаемыми предметами. Он может быть внимателен  только к тому, что находится в поле его восприятия.

Все переживания ребёнка также сосредоточены на воспринимаемых предметах и явлениях.

Поскольку действия с предметами направлены в основном на такие их свойства как форма и величина, именно эти признаки являются главными для ребёнка.  Цвет в начале раннего детства не имеет особого значения для узнавания предметов.

Малыш совершенно одинаково узнаёт окрашенные и неокрашенные изображения, а также изображения, окрашенные в самые необычные цвета (например зелёная кошка остаётся кошкой). Он ориентируется прежде всего на форму, на общий контур изображений. Это вовсе не значит, что ребёнок не различает цвета.

Однако, цвет ещё не стал признаком, характеризующим предмет и не определяет его узнавание.

Особое значение имеют действия, которые называют соотносящими.  Это действия с двумя и более предметами, в которых необходимо учитывать и соотносить свойства разных объектов – их форму, величину, твёрдость, местоположение и пр. не пытается расположить их в определённом порядке.

  Соотносящие действия требуют учёта величины, формы, местоположения различных предметов.   Характерно, что большинство игрушек, предназначенных для детей раннего возраста, (пирамидки, простые кубики, вкладыши, матрёшки) предполагают именно соотносящие действия.

Когда ребёнок пытается осуществить такое  действие, он подбирает и соединяет предметы или их части в соответствии с их формой или размером. Так, чтобы сложить пирамидку, нужно попадать палочкой в отверстие колечек и учитывать соотношение колец по величине.

При сборке матрёшки нужно подбирать половинки одинаковой величины и совершать действия в определённом порядке – сначала собрать самую маленькую, а потом вложить её в большую.

Первоначально малыш может выполнять эти действия только через практические пробы, потому что он ещё не умеет зрительно сравнивать величину и форму предметов.

  Например, прикладывая нижнюю половинку матрёшки к верхней, он обнаруживает, что она не подходит и начинает пробовать другую.

Иногда он пытается добиться результата силой – втиснуть неподходящие части, но вскоре убеждается в несостоятельности этих попыток и переходит к примериванию и опробыванию разных частей, пока не найдёт нужную деталь.

От внешних ориентировочных действий малыш переходит к зрительному соотнесению свойств предметов. Эта способность проявляется в том, что ребёнок подбирает нужные детали на глаз и выполняет правильное действие сразу, без предварительных практических проб. Он может, например,  подобрать одинаковые или различные по величине колечки или стаканчики.

Восприятие на всём протяжении раннего возраста тесно связано с предметными действиями. Ребёнок может достаточно точно определить форму,  величину или цвет предмета, если это необходимо для выполнения нужного и доступного действия. В других случаях восприятие может оказаться весьма расплывчатым и неточным.

На третьем году жизни складываются представления о свойствах вещей и эти представления закреплены за конкретными предметами.

  Для обогащения представлений ребёнка о свойствах предметов необходимо чтобы он знакомился с разнообразными характеристиками и признаками вещей в конкретных практических действиях.

Богатая и разнообразная сенсорная среда, с которой малыш активно действует,  является важнейшей предпосылкой становления внутреннего плана действия и умственного развития.

Уже к началу раннего возраста у ребёнка есть отдельные действия,  которые можно считать проявлениями мышления. Это те действия, в которых ребёнок обнаруживает связь между отдельными предметами или явлениями – например, подтягивает верёвочку, чтобы приблизить к себе игрушку.

Но в процессе  усвоения соотносящих действий ребёнок начинает ориентироваться не просто на отдельные вещи, но на связь между предметами , что в дальнейшем способствует решению практических задач.

Переход от использования готовых связей, показанных взрослым, к их самостоятельному установлению – важный шаг в развитии мышления.

Сначала установление таких связей происходит путём практических проб.  Он пробует разные способы открывания коробочки, доставания привлекательной игрушки или получения новых впечатлений и в результате своих проб, случайно получает эффект.

Например, случайно нажав на соску от бутылочки с водой, он обнаруживает брызжущую струю, или сдвинув крышку коробочки-пенала, открывает её и достаёт спрятанный предмет.  Мышление ребёнка, которое осуществляется в форме внешних ориентировочных действий,  называют наглядно-действенным. Именно эта форма мышления характерна для детей раннего возраста.

Малыши активно используют наглядно-действенное мышление для обнаружения и открытия самых разнообразных связей вещей и явлений окружающего их предметного мира.

Настойчивое воспроизведение одних и тех же  простых действий и получение ожидаемого эффекта (открывание и закрывание  коробочек,  извлечение звуков из звучащих игрушек, сравнения разных предметов, действия одних предметов на другие и пр.)  дают малышу чрезвычайно важный  чувственный опыт, который ложится в основу более сложных, внутренних форм мышления.

Познавательная активность и развитие мышления в раннем возрасте проявляется не только и не столько в успешности решения практических задач, но прежде всего в эмоциональной вовлечённости в такое экспериментирование, в настойчивости и  в удовольствии, которое получает ребёнок от своей исследовательской деятельности. Такое познание захватывает малыша и приносит ему новые, познавательные эмоции – интерес, любопытство, удивление, радость открытия.

Овладение речью

Одним из главных событий в развитии ребёнка раннего возраста является овладение речью.

Ситуация, в которой возникает речь, не сводится к прямому копированию речевых звуков,  а должна представлять предметное сотрудничество ребёнка со взрослым.  За каждым словом должно стоять то,  что оно обозначает,  т.е. его значение, какой-либо предмет.

Если такого предмета нет,  первые слова могут не появиться,  как бы много мать ни разговаривала с ребёнком, и как бы хорошо он ни воспроизводил её слова.

В том случае, если ребёнок увлечённо играет с предметами, но предпочитает это делать в одиночестве,  активные слова ребёнка также задерживаются: у него не возникает потребности назвать предмет, обратиться  к  кому-либо  с  просьбой,  или выразить свои впечатления.

Потребность и необходимость говорить предполагает  два главных условия:  потребность  в  общении  со взрослым и потребность в предмете, который нужно назвать. Ни то ни другое в отдельности к слову ещё не ведёт.  И только ситуация предметного сотрудничества ребёнка со взрослым создаёт необходимость назвать предмет и значит произнести своё слово.

В таком предметном сотрудничестве взрослый  ставит  перед ребёнком речевую задачу, которая требует перестройки всего его поведения: чтобы быть понятым, он должен произнести совершенно определённое слово.

А это значит, что он должен отвернуться от желанного предмета,  обратиться к взрослому, выделить произносимое им слово и употребить этот искусственный знак социально-исторической природы (каким всегда является  слово)  для  воздействия на окружающих.

Первые активные слова ребёнка появляются во второй половине второго года жизни. В середине   второго  года  происходит  “речевой  взрыв”, который проявляется в резком нарастании словаря  и  повышенном интересе ребёнка   к  речи.

Третий год жизни характеризуется резко возрастающей речевой активностью ребёнка.  Дети  уже  могут  слушать  и  понимать не только обращённую к ним речь,  но и прислушиваются к словам,  которые к ним не  обращены.

Они  уже понимают содержание простых сказок и стихов и любят слушать их в исполнении взрослых. Они легко запоминают небольшие стихотворения и сказки и воспроизводят их с большой точностью.

Они уже пытаются рассказать взрослым о своих впечатлениях и о тех предметах, которые отсутствуют в непосредственной близости.  Это  значит, что речь начинает отделяться от наглядной ситуации и становится самостоятельным средством общения и мышления ребёнка.

Все эти  достижения становятся возможными благодаря тому, что ребёнок осваивает грамматическую форму речи,  которая позволяет связывать  между  собой отдельные слова,  независимо от реального положения тех предметов, которые они обозначают.

Овладение речью открывает возможность произвольного поведения ребёнка. Первым шагом к произвольному поведению является выполнение речевых инструкций взрослого. При выполнении речевых инструкций поведение ребёнка определяется не воспринимаемой ситуацией, а словом взрослого.

Вместе с тем речь взрослого, даже если ребёнок хорошо её понимает, далеко не сразу становится регулятором поведения ребёнка. Важно подчеркнуть, что в раннем возрасте слово является более слабым побудителем и регулятором поведения,  чем двигательные  стереотипы ребёнка и непосредственно воспринимаемая ситуация.

Поэтому словесные указания, призывы или правила поведения в раннем возрасте не определяют действий ребёнка.

Развитие речи как средства общения и как средства саморегуляции тесно связаны: отставание в развитии коммуникативной речи сопровождается недоразвитием её регулятивной функции.

Овладение словом и отделение его от конкретного взрослого в раннем возрасте можно рассматривать как первый этап в развитии произвольности ребёнка,  на котором происходит преодоление ситуативности и осуществляется новый шаг к свободе  от  непосредственного восприятия.

Рождение игры

Действия маленького ребёнка с предметами  – это ещё не игра. Разделение предметно-практической и игровой деятельности происходит только в конце раннего возраста.

Сначала ребёнок играет исключительно с реалистическими игрушками и воспроизводит с ними знакомые ему действия (причёсывает куклу, укладывает её спать, кормит, катает в коляске и пр.

) Около 3-х лет, благодаря развитию предметных действий и речи,   в игре детей появляются игровые замещения, когда новое название знакомых предметов определяет способ  их игрового использования (палочка становится ложкой или расчёской или градусником и пр.).

  Однако, становление игровых замещений возникает не сразу и не само по себе. Оно требуют специального приобщения к игре, которое возможно только в совместной деятельности с теми, кто уже владеет игрой и может строить воображаемую ситуацию.  Такое приобщение даёт начало новой деятельности – сюжетной игре, которая становится ведущей в дошкольном возрасте.

Символические игровые замещения, возникающие в конце раннего возраста,  открывают огромный простор для фантазии  ребёнка и,  естественно освобождают его от давления наличной ситуации. Самостоятельные, придуманные ребёнком игровые образы являются первыми проявлениями детского воображения.

Появление потребности в общение со сверстниками

Очень важным приобретением раннего возраста является становление общения со сверстниками. Потребность в общении со сверстником  складывается на третьем году жизни и имеет весьма специфическое  содержание.

контактов  детей раннего возраста,  несмотря на свою внешнюю простоту, не укладывается в привычные рамки общения взрослых между собой или ребёнка со взрослым.

  Общение детей друг с другом связано с выраженной двигательной активностью и ярко  эмоционально  окрашено,  вместе с тем дети слабо и поверхностно реагируют на  индивидуальность  партнёра, они стремятся главным образом выявить самих себя.

Общение детей раннего возраста можно назвать эмоционально-практическим взаимодействием.

Главными характеристиками такого взаимодействия являются:  непосредственность,  отсутствие предметного содержания;  раскованность, эмоциональная насыщенность,  нестандартность  коммуникативных средств, зеркальное отражение действий и движений партнёра.

Дети  демонстрируют  и воспроизводят друг перед другом эмоционально-окрашенные игровые действия. Они бегают, визжат, принимают причудливые позы, издают неожиданные звукосочетания и пр. Общность действий и эмоциональных  экспрессий даёт им уверенность в себе и приносит яркие  эмоциональные  переживания.

 По-видимому,   такое взаимодействие, даёт ребёнку ощущение своего сходства с другим, равным ему существом, которое вызывает бурную радость.   Получая от сверстника ответную реакцию и поддержку в своих играх и затеях, ребёнок реализует свою самобытность и уникальность, что стимулирует самую непредсказуемую инициативность малыша.

Развитие потребности  в  общении  со сверстником проходит ряд этапов.

  Сначала у детей наблюдается внимание и интерес друг к другу; к концу второго года жизни наблюдается стремление привлечь к себе внимание сверстника и продемонстрировать ему  свои  успехи;  на  третьем  году жизни появляется чувствительность детей к отношению сверстника.

Переход детей к субъектному,  собственно коммуникативному взаимодействию  становится возможным в решающей степени благодаря взрослому. Именно взрослый помогает ребёнку выделить сверстника и увидеть в нём такое же существо, как он сам.

  Наиболее эффективным путём для этого является организация субъектного взаимодействия детей, когда взрослый привлекает внимание детей друг к другу, подчёркивает их общность, их привлекательность и пр.   Интерес к игрушкам, свойственный детям этого возраста, мешает ребёнку самому “удидеть” сверстника.  Игрушка  как  бы закрывает человеческие качества другого ребёнка. Открыть их ребёнок может только с помощью взрослого.

Кризис 3-х лет

Серьёзные успехи  ребёнка в предметных  действиях,  в речевом развитии,  в  игре и в других сферах его жизнедеятельности, достигнутые в период раннего  детства,  качественно изменяют  всё  его  поведение.

  К кону раннего детства стремительно нарастает тенденция к  самостоятельности,  стремление  действовать  независимо  от взрослых и без них.

  К концу раннего возраста это находит своё выражение в словах “Я сам”,  которые являются свидетельством кризиса 3-х лет.

Явными симптомами кризиса являются  негативизм, упрямство, своеволие, строптивость и пр.  Данные симптомы отражают существенные изменения в отношениях ребёнка к близким взрослым и к самому  себе.

  Ребёнок  психологически отделяется от близких взрослых, с которыми раньше был неразрывно связан, противопоставляется им  во всём.  Собственное “Я” ребёнка эмансипируется от взрослых и становится предметом его переживаний. Появляется характерные высказывания: “Я сам”,  “Я хочу”,  “Я могу”,  “Я делаю”.

Характерно, что именно  в  этот  период  многие дети начинают использовать местоимение “Я” (до этого они говорили о себе  в  третьем  лице:”Саша играет”,  “Катя  хочет”). Д.Б.Эльконин определяет новообразование кризиса 3-х лет как личное действие и сознание «Я сам».

  Но собственное “Я” ребёнка может выделяться и осознаваться только отталкиваясь и противопоставляясь другому “Я”,  отличному от его собственного. Отделение (и отдаление) себя от взрослого приводит к тому, что ребёнок начинает по-другому видеть и воспринимать взрослого.

Раньше ребёнка интересовали прежде всего предметы,  он сам был  непосредственно  поглощён своими предметными действиями и как бы совпадал с ними. Все его аффекты и желания лежали именно в этой сфере. Предметные действия закрывали фигуру взрослого и собственное “Я” ребёнка.

В кризисе трёх лет взрослые с их отношением к ребёнку как бы впервые возникают во внутреннем мире детской жизни.  Из мира, ограниченного предметами, ребёнок переходит в мир взрослых людей, где его “Я” занимает новое место. Отделившись от взрослого, он вступает с ним в  новые отношения.

В трёхлетнем возрасте  для детей  становится значимой результативная сторона деятельности, а фиксация их успехов взрослым – необходимым моментом её исполнения.  Соответственно этому возрастает и субъективная ценность собственных достижений,  что вызывает новые, аффективные формы поведения:  преувеличение своих достоинств, попытки обесценить свои неудачи. 

У ребёнка появляется новое видение мира и себя в нём.

Новое видение себя состоит в том, что ребёнок впервые открывает материальное воплощение  своего Я,  а его мерой могут  служить  собственные конкретные возможности и достижения. Предметный мир становится для ребёнка не только миром практического действия и познания, но  сферой,  где он пробует свои возможности,  реализует и утверждает себя.

Поэтому каждый результат деятельности становится и утверждением своего Я, которое должно быть оценено не вообще,  а через его конкретное,  материальное воплощение,  т.е. через его достижения в предметной деятельности. Главным источником такой оценки является взрослый.

Поэтому малыш начинает с особым  пристрастием  воспринимать  отношение  взрослого

Новое видение “Я” через призму  своих  достижений  кладёт начало бурному развитию детского самосознания.

Я ребёнка, опредмечиваясь в результате деятельности,  предстаёт  перед  ним как объект,  не совпадающий с ним.

  А это значит,  что ребёнок уже способен осуществить элементарную рефлексию,  которая разворачивается не  во внутреннем,  идеальном плане, а имеет развёрнутый вовне характер оценки своего достижения.

Становление такой системы Я,  где точкой отсчёта является достижение, оцененное окружающими,  знаменует собой переход  к дошкольному детству.

Источник: https://infourok.ru/psihologicheskaya-harakteristika-rannego-vozrasta-1298142.html

Medic-studio
Добавить комментарий