25. Типичные проблемы психического развития детей в дошкольном

Популярная психология

25. Типичные проблемы психического развития детей в дошкольном

Случаи осложнения психического развития ребенка старшего дошкольного возраста приводят к возникновению многих психологических проблем и негативно влияют на его социально-психологическую адаптацию.

Различные отклонения в психологическом здоровье детей составили предмет исследования многих отечественных и зарубежных психологов, в связи с чем, сегодня, существует общепринятая классификация психологических проблем, возникающих у детей (Венгер А. Л. 2001).

Выделяют:

1. Проблемы, связанные с умственным развитием (неуспеваемость, плохая память, нарушение внимания, трудности в понимании учебного материала и т.д.);

2. Поведенческие проблемы (неуправляемость, грубость, лживость, агрессивность и пр.);

3. Эмоциональные и личностные проблемы (сниженное настроение, повышенная возбудимость, частая смена настроения, страхи, раздражительность, тревожность и т.п.);

4. Проблемы общения (замкнутость, неадекватные притязания на лидерство, повышенная обидчивость и т.д.);

5. Неврологические проблемы (тики, навязчивые движения, повышенная утомляемость, нарушение сна, головные боли и т.п.).

Психологические проблемы детей:

1. Тревожность.

В настоящее время изучению проблемы тревожности посвящено большое количество работ отечественных и зарубежных психологов.

Механизм формирования тревожности как свойства личности заключается в том, что «при неоднократном повторении условий, провоцирующих высокие значения тревоги, создается постоянная готовность к переживанию этого состояния» (Габдреева Г. Ш. 1990; Джойнс В. 1996).

Л. М. Костина (2006) подчеркивает, что постоянные переживания тревоги фиксируются и становятся свойством личности – тревожностью.

Анализ многочисленных определений и толкований феномена тревожности в психологической литературе позволяет рассматривать тревожность, тревогу и страх как некое взаимосоставляющее единство.

Понятие тревожности определяется: во-первых, как эмоциональное состояние в определенной ситуации; во-вторых, как устойчивое свойство, черта личности или темперамента; в-третьих, как некоторая тревожность, неизбежно проявляющаяся в то или иное время с различной периодичностью, свойственная любому человеку; в-четвертых, устойчиво сохраняющаяся, сильная хроническая или возникающая вновь и вновь тревожность, которая проявляется не в результате возникших стрессов и считающаяся проявлением эмоциональных нарушений. В работе А. М. Прихожан (2007) раскрывается механизм «замкнутого психологического круга», в котором происходит закрепление и усиление тревожности, ведущей затем к накоплению и углублению отрицательного эмоционального опыта, который, в свою очередь, порождая негативные прогностические и определяя во многом модальность актуальных переживаний, способствует увеличению и сохранению тревожности.

Так, в ряде работ главной причиной возникновения тревожности у дошкольников считаются неправильное воспитание и неблагоприятные отношения ребенка с родителями особенно с матерью.

Е. А. Савина утверждают, что «Отвержение, неприятие матерью ребенка, вызывают у него тревогу из-за невозможности удовлетворения потребности в любви, в ласке и защите» (Савина Е. А. 2003). Детская тревожность может быть следствием личностной тревожности матери, имеющей симбиотические отношения с ребенком.

Мать, ощущая себя единым целым с ребенком, пытается оградить его от трудностей и жизненных неприятностей. Тем самым она «привязывает» к себе ребенка, предохраняя от несуществующих, но воображаемых и тревожащих ее опасностей.

В результате ребенок может испытывать беспокойство, когда остается без матери, легко теряется, волнуется и боится.

Воспитание, основанное на завышенных требованиях, с которыми ребенок не в силах справится или справляется с трудом, также отмечается как одна из причин возникновения тревожности.

К. Хорни отмечает (2008), что возникновение и закрепление тревоги связаны с неудовлетворением ведущих возрастных потребностей ребенка, которые приобретают гипертрофированный характер.

Причиной развития тревожности может стать смена социальных отношений, часто представляющая для ребенка значительные трудности. По мнению Л. М.

Костиной, при посещении ребенком детских учреждений тревожность провоцируется особенностями взаимодействия воспитателя с ребенком при превалировании авторитарного стиля общения и непоследовательности предъявляемых требований и оценок (Костина Л. М. 2006).

Непоследовательность воспитателя вызывает тревожность ребенка тем, что не дает ему возможность прогнозировать собственное поведение.

Нарушение социального статуса ребенка также может рассматриваться в ряду причин, вызывающих тревожность. А. М. Прихожан (Прихожан А. М.

2007), подчеркивая ярко выраженную возрастную специфику тревожности, уточняет, что для каждого возрастного периода существует определенные области, объекты действительности, которые вызывают повышенную тревогу большинства детей вне зависимости от наличия реальной угрозы или тревожности как устойчивого образования.

Эти возрастные пики тревожности являются следствием наиболее значимых социогенных потребностей. Чем больше подвержен ребенок тревоге, тем сильнее он будет зависеть от эмоционального состояния окружающих его лиц.

Большое значение в развитии тревожности имеет адекватность развития личности ребенка. По результатам отечественных исследований тревожные дети нередко характеризуются низкой самооценкой и завышенным уровнем притязаний.

Итак, причины детской тревожности могут иметь как генетические факторы развития, так и социальные (семья и общество).

2. Депрессивное настроение.

К настоящему времени доказано, что депрессивное настроение может возникать в любом возрастном периоде детства, начиная с младенчества.

Депрессия – аффективное состояние, характеризующееся отрицательным эмоциональным фоном, изменением мотивационной сферы, когнитивных представлений и общей пассивностью представлений (Иовчук Н. М. 2007).

Человек в состоянии депрессии испытывает прежде всего тяжелые мучительные эмоции и переживания – подавленность, тоску, отчаяние и др. Мотивы, волевая активность и самооценка снижены.

По мнению Иовчука Н. М., депрессии у детей дошкольного возраста распознаются с большим трудом из-за обилия соматических расстройств, недовольно-ворчливого настроения, повышенной чувствительности, поведенческих расстройств.

В дошкольном возрасте депрессия характеризуется признаками страха, моторными расстройствами, блеклостью инициативы, тенденцией к изоляции, приступами немотивированного плача, агрессивностью, а также усилением типичных для данного возраста страхов (темноты, одиночества, боли, животных и пр.) и появлением повышенной тревожности. Нередко, помимо тоски, тревоги, страха и скуки, на первый план выступает дисфорический фон настроения, при котором преобладает раздражительность с гневливостью, злобностью и агрессией.

Таким образом, характерными особенностями депрессивного состояния у детей дошкольного возраста являются превалирование тревожности и страхов, а также тоскливого настроения и беспричинного плача.

Сегодня, в рамках психологической науки, депрессивное состояние ребенка дошкольного возраста выделяют как отдельную психологическую проблему эмоционально-личностной сферы. Депрессивным состоянием ребенка называют патологическое снижение настроения и падение активности. Склонность к возникновению депрессии определяется как депрессивная тенденция (Венгер А. Л. 2003).

3. Агрессивность.

Исследованием агрессии занимались и занимаются многие отечественные и зарубежные психологи.

И агрессия понимается как мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический и моральный ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности и т.п.) (Гозман Л. Я. 1987; Лютова Е. К. 2002). В значительной части случаев агрессия возникает как реакция субъекта на фрустрацию и сопровождается эмоциональными состояниями гнева, враждебности, ненависти и пр.

Причины появления агрессии у детей могут быть самыми разными. Возникновению агрессивных качеств способствуют некоторые соматические заболевания или заболевания головного мозга. Огромную роль играет воспитание в семье, причем с первых дней жизни ребенка.

М. Мид доказала, что в тех случаях, когда ребенка резко отлучают от груди и общение с матерью сводят к минимуму, у детей формируются такие качества, как тревожность, подозрительность, жестокость, агрессивность, эгоизм. И наоборот, когда в общении с ребенком присутствуют мягкость, ребенок окружен заботой и вниманием, эти качества не проявляются (Мид. М. 1988).

На становление агрессивного поведения большое влияние оказывает характер наказаний, которые обычно применяют родители в ответ на проявление гнева у ребенка. Как снисходительность, так и строгость родителей могут вызывать агрессию у ребенка.

Е. Лютова и Г. Монина отмечают (Лютова Е. К., Монина Г. Б.

2002), что родители, резко подавляющие агрессивность у своих детей, вопреки своим ожиданиям, не устраняют это качество, а, напротив, взращивают его, развивая в своем ребенке чрезмерную агрессивность, которая будет проявляться даже в зрелые годы. Если же родители вовсе не обращают внимание на агрессивные реакции своего ребенка, то одиночные вспышки гнева у ребенка могут перерасти в привычку действовать агрессивно.

Агрессивные дети очень часто подозрительны и насторожены.

Как правило, такие дети не могут сами оценить свою агрессивность: они ненавидят и боятся окружающих, не замечая, что сами же вселяют и страх, и беспокойство.

Эмоциональный мир агрессивных детей недостаточно богат, в палитре их чувств преобладают мрачные тона, количество реакций даже на стандартные ситуации очень ограничено. Чаще всего это защитные реакции.

Романов А. А. (2003) выделяет основные классификационные признаки агрессивного поведения детей: направленность агрессивных действий, скрытость-открытость, частота возникновения агрессии, пространственно-ситуативные признаки, характер психических действий, степень социальной опасности.

Одним из главных факторов, провоцирующий агрессивность у ребенка выделяют социально-бытовой (неблагоприятные условия воспитания в семье; неадекватно-жесткий родительский контроль, враждебное или оскорбительное отношение к ребенку, супружеские конфликты, ситуации налаживания совместной деятельности и, провоцирующие конфликт и агрессивность и пр.) (Романов А. А. 2003).

Агрессивность ребенка дошкольного возраста может быть различных видов: физическая, вербальная, защитная, агрессивность в виде угроз и др. Разнообразие проявлений агрессии у детей может проявляться в отношениях с другими людьми, в расстройствах поведения и эмоций как деструктивность, жестокость, притеснение, конфликтность, враждебность, вспыльчивость и гневливость, мстительность и другое.

4. Формирование неадекватной самооценки.

В отечественной и зарубежной психологической литературе проблеме самосознания личности уделяется большое внимание. Это работы Бернса Р. (1986), Кона И.С. (1990), Столина В. В. (1987), Чесноковой И. И. (1978) и др.

Самосознание рассматривается как сложный психический процесс, сущность которого состоит в восприятии личностью многочисленных образов самого себя в различных ситуациях деятельности и поведения; во всех формах воздействия с другими людьми и в соединении этих образов в единое целостное образование, в понятие своего собственного «Я», как субъекта, отличного от других субъектов (Чеснокова И. И. 1978).

Итогом развития самосознания, согласно отечественным исследованиям, является самооценка, представляющая собой относительно устойчивый его компонент, в котором закрепляются результаты интегративной работы в сфере самопознания и эмоционально-целостного отношения к себе.

Исследователи самооценки подчеркивают важную роль, которую она выполняет в психическом развитии как регулятор взаимоотношения субъекта с миром, с другими людьми, с самим собой.

В результате многих исследований были выделены основные характеристики самооценки, такие как устойчивость, высота, адекватность, дифференцированность и обоснованность.

Р. Бернс (Бернс Р.1986) определяет самооценку как составляющую Я-концепции, связанную с отношением человека к себе или к отдельным своим качествам.

Самооценка детей старшего дошкольного возраста складывается постепенно, начиная с познания ребенком пределов своих возможностей, благодаря рациональному соотношению индивидуального опыта с той информацией, которую они накапливают в практике общения.

Дошкольный возраст характеризуется недостаточным развитием когнитивного компонента самооценки, превалированием в образе себя эмоциональной составляющей. Самопознание ребенка основывается на отношении к нему ближайших окружающих (главным образом родители), на которых он ориентируется, с которыми идентифицирует себя.

По мере интеллектуального развития ребенка преодолевается прямое принятие оценок взрослого, начинается процесс опосредования их собственным знанием о себе. Соотношение когнитивного и эмоционального компонентов к концу дошкольного возраста несколько гармонизируется.

При этом особенно важна благожелательная поддержка детской активности со стороны родителей, нарушение детско-родительских отношений приводит к формированию искаженного образа.

Р. Бернс (1986) выделяет определенные условия формирования высокой, средней и низкой самооценки ребенка. Низкая самооценка связана с попытками родителей сформировать у ребенка способность к приспособительному поведению, когда в ребенке развивают умение подстраиваться под желания других людей, тем самым, добиваясь успешности.

Это выражается в выполнении требований послушания, умении подстраиваться к другим людям, зависимости от взрослых в повседневной жизни, бесконфликтном взаимодействии со сверстниками.

Дети, имеющие среднюю самооценку, воспитываются в семьях, где родители в большей мере склонны занимать по отношению к ним покровительственную, снисходительную позицию.

Необходимой предпосылкой формирования высокой самооценки выступает ярко выраженная установка родителей на принятие своего ребенка.

Важная особенность таких родителей состоит в ясных, заранее установленных полномочиях по принятию решений, недвусмысленности проявления авторитета и ответственности.

Дети с высокой самооценкой ставят перед собой высокие цели и чаще добиваются успеха, они независимы, самостоятельны, коммуникабельны, убеждены в успехе любого порученного им дела.

Согласно Р. Бернсу (1986), важной особенностью детей с высокой самооценкой является то, что они меньше заняты своими внутренними проблемами. Отсутствие застенчивости позволяет им выражать свои мысли открыто и прямо.

Если родители внутренне принимают ребенка, а отношения в семье являются изначально здоровыми, то ценность ребенка для родителей выступает не как его заслуга, а как нечто само собой разумеющееся. Родителям достаточно того, что это их ребенок. Они принимают его таким, какой он есть, вне зависимости от его умственных или физических данных. Так, по мысли Р.

Бернса, основными предпосылками формирования у ребенка высокой самооценки является дисциплинирующее начало в семейном воспитании, установка матери на принятие ребенка и уровень собственной самооценки матери.

Гарбузов В. И. (2006) описывает формирование самооценки в связи с возникновением внутреннего конфликта. У индивида существует две формы самооценки, вытекающие из наличия двух форм психической жизни: осознаваемой и неосознаваемой. Неосознаваемый уровень самооценки формируется в возрасте до 4-5 лет и в дальнейшем не подвергается изменениям.

Уровень самооценки, складывающийся под постоянным воздействием критики и самокритичности, под влиянием успехов и неудач, отражающий осознаваемый уровень «Я», постоянно колеблется в зависимости от ситуации, средовых воздействий, депривации, фрустрации и является фактически самооценкой «сегодняшнего дня».

Субъект соглашается с объективной или субъективной, адекватной или неадекватной оценкой своей личности, но истинная самооценка, сложившаяся в период становления личности как ведущая установка на «Я-концепцию», не позволяет ему принять уровень «самооценки сегодняшнего дня», если он отличается от уровня истинной самооценки, обрекая его на сложный внутренний конфликт. Из этого конфликта вытекает сложное, «двойное» поведение субъекта. Индивид, «признав» свою несостоятельность, объективно продолжает действовать в направлении, «доказать всем», «показать себя». Из сдвоенной самооценки вытекает двойственность отношения к людям и событиям, к самому себе, что неизбежно влечет за собой нарушение психического развития.

Итак, многими исследованиями показано, что составная часть внутриличностного конфликта состоит в искажении системы оценок и самооценок ребенка, большую роль в формировании которой играют родительские оценки.

Таким образом, формирование неадекватной самооценки оказывает негативное влияние на психическое развитие ребенка дошкольного возраста. Р. Бернс (1986) подчеркивает: «Для того, чтобы ребенок чувствовал себя счастливым и был способен лучше адаптироваться и решать трудности, ему необходимо иметь положительные представления о себе».

При публикации настоящей статьи на других интернет-сайтах гиперссылка на www.psychol-ok.ru обязательна.

Источник: https://www.psychol-ok.ru/lib/intpsy/intpsy2009/intpsy090509.html

Психологические проблемы детей в дошкольном возрасте

25. Типичные проблемы психического развития детей в дошкольном

Психологические проблемы детей в дошкольном возрасте

Матаева Бақытгуль Укужаровна

Научный руководитель,старший преподаватель кафедры педагогики и психологии, магистр

Кагырманова Диляра Манатовна

Студентка 2 курсаспециальности  5В011900 «Иностранныйязык: два иностранных языка

ВКГУ им. С.Аманжолова,г. Усть-Каменогорск

    Случаи осложнения психического развитияребенка старшего дошкольного возраста приводят к возникновению многихпсихологических проблем и негативно влияют на его социально-психологическуюадаптацию.

Отклонения в психологическом здоровье детей исследовали многиеотечественные и зарубежные психологи, в связи с чем, существует общепринятаяклассификация психологических проблем, возникающих у детей.

Они выделяют:

 1. Проблемы, связанные с умственным развитием(неуспеваемость, плохая память, нарушение внимания, трудности в пониманииучебного материала и т.д.);

2. Поведенческиепроблемы (неуправляемость, грубость, лживость, агрессивность и пр.);

3. Эмоциональные иличностные проблемы (сниженное настроение, повышенная возбудимость, частаясмена настроения, страхи, раздражительность, тревожность и т.п.);

4. Проблемы общения(замкнутость, неадекватные притязания на лидерство, повышенная обидчивость ит.д.);

5. Неврологическиепроблемы (тики, навязчивые движения, повышенная утомляемость, нарушение сна,головные боли и т.п.).

Психологические проблемы детей:

 1. Тревожность. Механизм формированиятревожности как свойства личности заключается в том, что «при неоднократномповторении условий, провоцирующих высокие значения тревоги, создаетсяпостоянная готовность к переживанию этого состояния».

Л. М. Костинаподчеркивает, что постоянные переживания тревоги фиксируются и становятсясвойством личности – тревожностью. Понятие тревожность определяется:

во-первых, как эмоциональное состояние в определеннойситуации;

во-вторых, как устойчивое свойство, черта личности илитемперамента;

в-третьих, как некоторая тревожность, неизбежнопроявляющаяся в то или иное время с различной периодичностью, свойственнаялюбому человеку;

в-четвертых, устойчиво сохраняющаяся, сильная хроническаяили возникающая вновь и вновь тревожность, которая проявляется не в результатевозникших стрессов и считающаяся проявлением эмоциональных нарушений.

В работеА. М. Прихожана раскрывается механизм «замкнутого психологического круга», вкотором происходит закрепление и усиление тревожности, ведущей затем кнакоплению и углублению отрицательного эмоционального опыта, который, в своюочередь, порождая негативные прогностические и определяя во многом модальностьактуальных переживаний, способствует увеличению и сохранению тревожности.

Нарушениесоциального статуса ребенка также может рассматриваться в ряду причин,вызывающих тревожность. А. М.

Прихожан подчеркивая ярко выраженную возрастнуюспецифику тревожности, уточняет, что для каждого возрастного периода существуетопределенные области, объекты действительности, которые вызывают повышеннуютревогу большинства детей вне зависимости от наличия реальной угрозы илитревожности как устойчивого образования. Чем больше подвержен ребенок тревоге,тем сильнее он будет зависеть от эмоционального состояния окружающих его лиц.

Большоезначение в развитии тревожности имеет адекватность развития личности ребенка.По результатам отечественных исследований тревожные дети нередкохарактеризуются низкой самооценкой и завышенным уровнем притязаний.

Итак,причины детской тревожности могут иметь как генетические факторы развития, таки социальные (семья и общество).

2. Депрессивное настроение. К настоящему временидоказано, что депрессивное настроение может возникать в любом возрастномпериоде детства, начиная с младенчества.

Депрессия– аффективное состояние, характеризующееся отрицательным эмоциональным фоном,изменением мотивационной сферы, когнитивных представлений и общей пассивностьюпредставлений.

Человек в состоянии депрессии испытывает, прежде всего, тяжелыемучительные эмоции и переживания – подавленность, тоску, отчаяние и др. Мотивы,волевая активность и самооценка снижены.

По мнениюИовчука Н. М., депрессии у детей дошкольного возраста распознаются с большимтрудом из-за обилия соматических расстройств, недовольно-ворчливого настроения,повышенной чувствительности, поведенческих расстройств.

В дошкольном возрастедепрессия характеризуется признаками страха, моторными расстройствами,блеклостью инициативы, тенденцией к изоляции, приступами немотивированногоплача, агрессивностью, а также усилением типичных для данного возраста страхов(темноты, одиночества, боли, животных и пр.) и появлением повышеннойтревожности.

Такимобразом, характерными особенностями депрессивного состояния у детей дошкольноговозраста являются превалирование тревожности и страхов, а также тоскливогонастроения и беспричинного плача.

3. Агрессивность. Агрессия понимается какмотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правиламсуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения, приносящеефизический и моральный ущерб людям или вызывающее у них психологическийдискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха,подавленности и т.п.)

Причиныпоявления агрессии у детей могут быть самыми разными. Возникновению агрессивныхкачеств, способствуют некоторые соматические заболевания или заболеванияголовного мозга. Огромную роль играет воспитание в семье, причем с первых днейжизни ребенка.

М. Миддоказала, что в тех случаях, когда ребенка резко отлучают от груди и общение сматерью сводят к минимуму, у детей формируются такие качества, как тревожность,подозрительность, жестокость, агрессивность, эгоизм. И наоборот, когда вобщении с ребенком присутствуют мягкость, ребенок окружен заботой и вниманием,эти качества не проявляются.

Одним изглавных факторов, провоцирующий агрессивность у ребенка выделяютсоциально-бытовой (неблагоприятные условия воспитания в семье;неадекватно-жесткий родительский контроль, враждебное или оскорбительноеотношение к ребенку, супружеские конфликты, ситуации налаживания совместнойдеятельности и, провоцирующие конфликт и агрессивность и пр.)

Разнообразиепроявлений агрессии у детей может проявляться в отношениях с другими людьми, врасстройствах поведения и эмоций как деструктивность, жестокость, притеснение,конфликтность, враждебность, вспыльчивость и гневливость, мстительность идругое.

4. Формирование неадекватной самооценки.

Самосознаниерассматривается как сложный психический процесс, сущность которого состоит ввосприятии личностью многочисленных образов самого себя в различных ситуацияхдеятельности и поведения.

Во всех формах воздействия с другими людьми и всоединении этих образов в единое целостное образование, в понятие своегособственного «Я», как субъекта, отличного от других субъектов.

Р. Бернсопределяет самооценку как составляющую Я – концепции, связанную с отношениемчеловека к себе или к отдельным своим качествам.

Самооценка детей старшегодошкольного возраста складывается постепенно, начиная с познания ребенком пределовсвоих возможностей, благодаря рациональному соотношению индивидуального опыта стой информацией, которую они накапливают в практике общения.

Дошкольный возрастхарактеризуется недостаточным развитием когнитивного компонента самооценки,превалированием в образе себя эмоциональной составляющей. Самопознание ребенкаосновывается на отношении к нему ближайших окружающих (главным образомродители), на которых он ориентируется, с которыми идентифицирует себя.

По мереинтеллектуального развития ребенка преодолевается прямое принятие оценоквзрослого, начинается процесс опосредованное их собственным знанием о себе.Соотношение когнитивного и эмоционального компонентов к концу дошкольноговозраста несколько гармонизируется. При этом особенно важна благожелательнаяподдержка детской активности со стороны родителей, нарушениедетско-родительских отношений приводит к формированию искаженного образа.

Р.Бернс  выделяет определенные условияформирования высокой, средней и низкой самооценки ребенка. Низкая самооценка связанас попытками родителей сформировать у ребенка способность к приспособительномуповедению, когда в ребенке развивают умение подстраиваться под желания другихлюдей, тем самым, добиваясь успешности.

Это выражается в выполнении требованийпослушания, умении подстраиваться к другим людям, зависимости от взрослых вповседневной жизни, бесконфликтном взаимодействии со сверстниками.

Дети,имеющие среднюю самооценку, воспитываются в семьях, где родители в большей мересклонны занимать по отношению к ним покровительственную, снисходительнуюпозицию.

Итак,многими исследованиями показано, что составная часть внутри личностногоконфликта состоит в искажении системы оценок и самооценок ребенка, большую рольв формировании, которой играют родительские оценки.

Такимобразом, формирование неадекватной самооценки оказывает негативное влияние напсихическое развитие ребенка дошкольного возраста. Р. Бернс подчеркивает: «Длятого чтобы ребенок чувствовал себя счастливым и был способен лучшеадаптироваться и решать трудности, ему необходимо иметь положительныепредставления о себе».

Списоклитературы:

1. ВенгерА.Л. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с нарушениями поведения идеятельности. // Специальная дошкольная педагогика: Учебно-методическоепособие. / Под ред. Е.А.Стребелевой. М.: Изд. центр “Академия”, 2001

2. Методыдиагностики тревожности — Л. М. Костина 

3.Прихожан А.М., Прихожан А.М. Психология тревожности: дошкольный и школьныйвозраст. 2-е изд. — СПб.: Питер, 2007. — 192 с.: ил. — (Серия «Детскомупсихологу»).

4. Вопросыпсихического здоровья детей и подростков 2007. №1. Главный редактор Н. М.Иовчук Редакционная коллегия: Т. А. Басилова, С. А. Игумнов, И. В. Макаров, В.Д. Менделевич, Л. Е. Никитина, И. М. Никольская, А. А.

Северный (зам. Главногоредактора), Е. О. Смирнова, В. С. Собкин, Н. К. Сухотина, С. Н. Чистякова, И.К. Шац, Ю. С. Шевченко, А. М. Щербакова, Э. Г. Эйдемиллер (зам. Главногоредактора) Ответственный секретарь Л. Ю. Данилова.

5.Культура и мир детства, 1988. М. Мид Издательство:М.: Наука. Серия:Этнографическая библиотека

6. Чеснокова, И.И. -Проблема самосознания в психологии / И.И. Чеснокова, Е.В. Шорохова. – Москва :Наука, 1977. – 144 с.

7. БернсР., Развитие Я – концепции и воспитание /Пер. с англ. – М.:”Прогресс”, 1986. Сс. 30-66. Burns, R. B.Self-Concept Development and Education. Holt, Rinehart & Winston.

Источник: http://www.rusnauka.com/2_KAND_2016/Psihologia/5_205386.doc.htm

Типичные психологические проблемы в развитии детей

25. Типичные проблемы психического развития детей в дошкольном

Ольга Сигаева
Типичные психологические проблемы в развитии детей

Причинами возникновения психологических проблем ребенка являются осложнения его психического развития.

Они требуют незамедлительного вмешательства, поскольку оказывают негативное влияние на психологическую адаптацию дошкольника обществе.

В качестве общего перечня психологических проблемы дошкольного возраста рассмотрим классификацию детского психолога А. Л. Венгера:

Проблемы, связанные с интеллектуальным развитием (плохая память, неуспеваемость, трудности в освоении учебных материалов, нарушения внимания);

Проблемы, связанные с поведением (грубость, неуправляемость, агрессивность, лживость);

• Эмоциональные проблемы (высокая возбудимость, переменчивое настроение, раздражительность, страхи, тревога);

Проблемы, связанные с общением (нездоровое стремление к лидерству, замкнутость, обидчивость);

Проблемы неврологического характера (навязчивые движения, тики, высокая утомляемость, головные боли, плохой сон).

Агрессивные дети.

Агрессивное поведение – одно из распространенных нарушений среди детей дошкольного возраста, так как это наиболее быстрый и эффективный способ достижения цели.

Проблема агрессии и агрессивности в теоритическом плане изучена достаточно глубоко и многогранно. Необходимо знать три главных понятия:

1. Что такое агрессия / агрессивность

2. Каковы возможные причины её выявления;

3. Как её корректировать

Необходимо научиться различать понятия «агрессия» и «агрессивность».

Агрессия – это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевлённым и неодушевленным, приносящее физический и моральный ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт.

Агрессивность – это свойство личности, выражающееся, по мнению А. А. Реан, в готовности к агрессии.

Факторы влияющие на поведение ребёнка:

1. Стиль воспитания в семье (гипер – и гипоопека);

2. Повсеместная демонстрация сцен насилия;

3. Нестабильная социально – экономическая обстановка;

4. Индивидуальные особенности человека;

5. Социально – культурный статус семьи.

Агрессивность может быть и формой протеста против ограничения каких – нибудь естественных желаний и потребностей ребёнка, например, потребности в движении, активной деятельности.

Агрессивные дети очень часто подозрительны и насторожены. Как правило, такие дети не могут сами оценить свою агрессивность: они ненавидят и боятся окружающих, не замечая, что сами же вселяют и страх, и беспокойство.

Эмоциональный мир агрессивных детей недостаточно богат, в палитре их чувств преобладают мрачные тона, количество реакций даже на стандартные ситуации очень ограничено. Чаще всего это защитные реакции.

Агрессивность ребенка дошкольного возраста может быть различных видов: физическая, вербальная, защитная, агрессивность в виде угроз и др.

Разнообразие проявлений агрессии у детей может проявляться в отношениях с другими людьми, в расстройствах поведения и эмоций как деструктивность, жестокость, притеснение, конфликтность, враждебность, вспыльчивость и гневливость, мстительность и другое.

Задачи в работе с агрессивными детьми:

Развитие умения понимать состояние другого человека;

Развитие умения выражать свои эмоции в социально приемлемой форме;

Обучение ауторелаксации;

Обучение способам снятия напряжения;

Развитие навыков общения;

Формирование позитивного самовосприятия на основе личностных достижений.

В работе с детьми дошкольного возраста, а особенно, с агрессивными детьми показывает высокую эффективность использование элементов изотерапии. Детям нравиться играть с водой, глиной. С детьми необходимо использовать различные способы рисования: пальцами, ладошками и т. д.

С целью корректирования агрессии можно ставить с детьми спектакли, в которых проблемным агрессивным детям необходимо давать роли с позитивной силовой характеристикой (богатыри, рыцари и т. д.)

Развитию контроля над собственными импульсивными действиями способствуют занятия пальчиковой гимнастикой.

Взрослым, окружающим агрессивного ребёнка, важно помнить, что их страх перед его выпадами способствует повышению агрессивности. Этому же способствует и навешивание ярлыков: «Ах, раз я такой плохой, я вам покажу!».

Часто взрослые обращают внимание на негативные действия детей и воспринимают как само собой разумеющее хорошее поведение.

Для детей важно создавать «ситуации успеха», развивающие у них позитивную самооценку, уверенность в своих силах.

Источник: https://www.maam.ru/detskijsad/tipichnye-psihologicheskie-problemy-v-razviti-detei.html

17.Типичные проблемы дошкольника и их коррекция

25. Типичные проблемы психического развития детей в дошкольном

1. Соответствие уровня психического (умственного) развития ребенка возрастной норме. Проблема может выступить как общее снижение уровня развития относительно нормы, так и в парциальной форме — трудности в речевом развитии, плохие память и внимание, дефекты пространственной ориентировки и т. д.

2. Готовность к школьному обучению. Проблема может возникнуть в связи с принятием родителями решения о возможности обучения ребенка в школе с шести лет либо в связи с неуверенностью родителей в успешности школьного обучения и желанием получить соответствующие рекомендации по подготовке ребенка к школе.

3. Негативные тенденции личностного развития. Коммуникативные проблемы. Причиной обращения служат, как правило, трудности общения с родителями и воспитателями («упрямство», «непослушание» «ложь» и пр.) либо трудности общения ребенка со сверстниками, включая братьев и сестер ребенка.

В последнем случае типичными являются жалобы родителей на чрезмерную агрессивность и конфликты ребенка с сибсами или, напротив, на «робость», «боязливость», «застенчивость» в общении со сверстниками в детском саду.

Неорганизованность поведения ребенка, включающая в себя недостаточную целенаправленность деятельности, неумение ребенка планировать, регулировать и оценивать свои действия. Запросы родителей содержат выражения: «неумение сосредоточиться», «небрежность», «неаккуратность», «невнимательность» и т. д.

Нередко конфликты ребенка с родителями, выступающие в форме непослушания, истинной психологической подоплекой имеют низкий уровень произвольной регуляции деятельности и должны быть отнесены в первую очередь к психологическим проблемам организованности поведения.

4. Адаптация ребенка к дошкольным детским учреждениям либо резкое изменение ближайшего социального окружения.

1. Коррекция умственного развития:

развития восприятия и сенсорных способностей. Задачи: формирование адекватного восприятия формы предмета, константности формы и величины предмета, способности к зрительной оценке пропорций, восприятия музыкального ритма. Средства: рисование, лепка, аппликация, конструктивная деятельность.

наглядно-образного мышления и знаково-символической функции.

Задачи: развитие познавательных мотивов; формирование умения создавать и использовать знаково-символические средства для решения познавательных задач; коррекция логических форм мышления.

Средства: специальные дидактические игры-загадки, стимулирование самостоятельном активности (ведет к развитию креативности); дидактические игры на обобщение типа «Четвертый лишний», «Назови, что подходит».

начальных форм произвольного внимания и памяти. Задачи: развитие мнемической деятельности ребенка — выделение особых задач запоминания и воспроизведения прошлого опыта; становления умения ребенка контролировать свою деятельность

коррекция речевого развития. Задачи: обогащение и активизацию словаря, формирование звуковой и грамматической правильности речи, формирование выразительности речи, формирование связной контекстной речи, формирование планирующей и регулирующей функций речи, обучение звуковому анализу слов и словесному анализу предложений в плане подготовки к обучению детей грамоте.

.

2. Готовность ребенка к школьному обучению — сложное системное образование, включающее помимо предметно-специфической готовности (математики, чтения и письма) собственно психологическую готовность:

личностную готовность, предполагающую сформированное социальных и познавательных мотивов и определенный уровень развития общения;

развитие произвольности как умения ребенка планировать, регулировать и контролировать свою деятельность в соответствии с принятым образцом;

развитие наглядно-образного мышления и начальных форм дискурсивного.

Задачи: 1) коррекция внутренней позиции ребенка в направлении осознания и принятия позиции школьника; 2) формирование общей способности ребенка к обучению.

3. Коррекция личностного развития

1) Трудности с родителями:

Этапы коррекции:

– родительский тренинг, преследующий цель повышения родительской компетентности в вопросах воспитания;

– организацию коррекционных игр ребенка с психологом, направленных на формирование нового типа отношений равноправия и партнерства;

– организацию совместных игр родителей с детьми на свободную тему и по заданному сюжету.

2) Агрессивность и конфликтность в отношениях между братьями и сестрами.

Задачи: создание условий, облегчающих процесс принятия старшим ребенком своей новой позиции в семье как старшего и более взрослого члена семьи; осознание старшим привлекательных сторон своей новой позиции как приближения к позиции взрослого; сохранение родителями требовательности к младшему ребенку и «принципа справедливости» при разборе конфликтов между детьми. Средства: совместные формы игровой и продуктивной деятельности (однако лишь вне периода резкого обострения).

3) Непослушание и агрессивность ребенка в отношениях с воспитателем. Причины: неблагополучию в отношениях с родителями (агрессивность родителей, их пренебрежение к ребенку или, напротив, чрезмерная уступчивость); несформированность у ребенка способности произвольной регуляции своей деятельности; профессиональная квалификация и личностные особенности воспитателей.

Средства:

– организация совместных форм игровой и продуктивной деятельности ребенка со взрослым,

– ориентация ребенка на адекватные способы и средства коммуникации и организацию их усвоения;

– повышение психолого-педагогической подготовки воспитателей способствует проведение специальных занятий с ними.

4) Неадекватные отношения со сверстниками.

Причины:

– недостаточное развитие социальных мотивов, ориентированности на сверстника, на сферу его потребностей и интересов,

– низкий уровень развития необходимых коммуникативных навыков и умений,

– несформированностью тех видов деятельности, по поводу которых дети устанавливают самостоятельные активные отношения.

Средства:

– совместные формы сюжетно-ролевой и продуктивной деятельности,

– восприятие художественной литературы, включающее игры-драматизации и специальные беседы по содержанию прочитанного рассказа.

Специально организованное восприятие ребенком нравственного содержания литературного произведения является важным условием формирования у ребенка эмпатии, осознания им особой сферы чувств и переживаний другого человека, т. е. формирования «знаемых» социальных мотивов.

– совместные формы деятельности детей, в которых организуется формирование адекватных коммуникативных умений и создаются условия для усвоения нравственных норм.

– коллективная игра. Целесообразно применение метода «социальной терапии», обеспечивающего формирование у детей положительного отношения к одному из членов группы благодаря устойчивой высокой оценке значимого взрослого, а также метода статусной психотерапии.

Метод статусной психотерапии построен на возрастных перемещениях ребенка из одной группы в другую с соответствующим изменением относительной успешности деятельности ребенка: относительным повышением у «робких», «изолированных» детей и относительным понижением у «звезд» с проявлением авторитарно-эгоистических тенденций.

5) Эмоциональная напряженность ребенка, а также конформизм, пассивность, безынициативность.

Средства:

– организация адекватного типа воспитания,

– «принцип систематической десенсибилизации» в форме предъявления дозированных корригирующих заданий с постепенным увеличением их объема и сложности при высказывании положительной оценки со стороны взрослого, а при организации кооперативных форм деятельности — и со стороны сверстников.

– музыкально-ритмические занятия, подвижные игры, рисование

4. Психологическая адаптация адекватное включение ребенка в новую социальную ситуацию.

Задачи:

– обеспечение стабильности и преемственности коллектива детей,

– формирования у ребенка адекватных форм общения со взрослым и сверстниками.

– развитие у ребенка игровых мотивов и умений, позволяющих ему легко включиться в коллективную игру.

– психолого-педагогическая подготовка взрослых

Средства:

– ограничение длительности пребывания в детском саду, постепенное увеличение продолжительности пребывания в яслях и садах,

– проведение индивидуальных и групповых форм игротерапии.

Источник: https://studfile.net/preview/5132700/page:7/

Проблемы детей дошкольного возраста

25. Типичные проблемы психического развития детей в дошкольном

пн, 10/02/2017 – 13:45

Проблемы детей дошкольного возраста — частый камень преткновения родителей на пути воспитания самостоятельной и гармоничной личности. Впоследствии они становятся причиной сложной психологической адаптации малыша в социуме.

В данной статье пойдет речь о задачах, с которыми сталкиваются родители в процессе взращивания маленького человека, и вариантах решения.

Основные проблемы развития ребенка в дошкольном возрасте

Советский психолог Леонид Венгер классифицировал основные проблемы развития ребенка в дошкольном возрасте, используя следующие критерии:

  • Интеллектуальные особенности: нарушение внимания, трудности с усвоением новых знаний, плохая память.
  • Поведение: неуправляемость, проявление грубости и агрессии.
  • Эмоциональный фон: чрезмерная возбудимость, раздражительность, переменчивость настроения, тревожность.
  • Взаимодействие с окружающими: обидчивость, застенчивость, чрезмерное стремление к позиции лидера в группе.
  • Неврология: тики, плохой сон, навязчивые движения, быстрая утомляемость.

Как правило, возникает не одна проблема развития детей дошкольного возраста, а совокупность.

С какими состояниями родители и психологи работают чаще:

  • Тревожность. Развивается под воздействием регулярного чувства тревоги, становясь психологической особенностью детской личности. Главные причины появления — неправильное воспитание с использованием завышенных требований, не налаженное взаимодействие с родителями. Признак: низкая самооценка на фоне сильно завышенных требований к себе.
  • Депрессия. Это трудно диагностируемая проблема развития детей дошкольного возраста. Основными симптомами являются пассивность, постоянная тоскливость, расстройство моторики, тревожность, страх, беспричинный плач.
  • Агрессия. Развивается в результате ошибок в воспитании. Проявляя резкость и грубость в воспитании дошкольника, родители провоцируют агрессивную реакцию на происходящие события, проявление эгоизма, подозрительности, жестокости. Усугубляет ситуацию игнорирование происходящего или, наоборот, излишне агрессивное пресечение. Проверенный метод профилактики и борьбы с агрессией — проявление заботы, внимания, мягкости.
  • Неадекватная самооценка. Приучая ребенка добиваться цели, подстраиваясь под потребности других, родители формируют в нем низкую самооценку, которая проявляется в чрезмерном послушании. Противоположное состояние —самооценка завышенная, проявляемая в необоснованной уверенности в себе, необъективное вере в успех того или иного начинания. Искаженное восприятие себя приводит к межличностному конфликту, отрицательно влияющего на формирование маленького человека. Основная педагогическая задача заключается в выработке правильного представления дошкольника о себе и своих возможностях.

Проблема общения детей дошкольного возраста

Общение — потребность каждого нормального человека. Это необходимое условие нормального развития маленького человека, в результате которого формируется речевой навык, малыш получает образование. Но существует ряд факторов, под воздействием которых ребенок выпадает из жизни социальной группы, оказывается в психологической блокаде, устроенной сверстниками.

Проблема общения детей дошкольного возраста развивается под воздействием следующих причин:

  • Эгоизм, проявленный малышом, по отношению к остальным ребятам. Результат — проявление равнодушия к нему.
  • Обидчивость проявляется в привычке плакать, ябедничать, выяснять отношения, что постепенно надоедает сверстникам и они игнорируют виновника «торжества справедливости».
  • Пассивность проявляется в отсутствии собственного мнения, умения придумывать игры для друзей и себя.
  • Сильная застенчивость — еще одна проблема формирования детей дошкольного возраста, приводящая к серьезным проблемам в будущем.

Путь решения — диагностика и коррекция детского поведения. В силу того, что родители не проходили обучение на тему «Детская психология» отсутствия соответствующего образования, практического опыта и навыков, родителям тяжело справиться с задачей самостоятельно. Профессиональная помощь в данном случае является необходимостью.

Коллектив французского психолого-педагогического центра «СОКРАТ» состоит из специалистов международного класса. Кроме фундаментальных знаний специалисты владеют современными методиками работы с детьми от 3 до 12 лет.

Актуальность проблем, возникающих при воспитании детей дошкольного возраста подтверждается практикой психолого-педагогического центра «СОКРАТ». Бездействие — причина возникновения ряда других психологических расстройств в старшем возрасте.

Не теряйте драгоценное время, помогите своему малышу, заказав консультацию, уже сегодня!

Источник: http://cokrat.com/articles/problemy-detey-doshkolnogo-vozrasta

Medic-studio
Добавить комментарий