27.Групповое консультирование.: Групповое психологическое консультирование – разновидность

Вопрос 45. Понятие группового психологического консультирования

27.Групповое консультирование.:  Групповое психологическое консультирование - разновидность

1. Подгрупповым психологическим консультированиемпонимаетсятерапевтическое взаимодействие междуконсультантом (не­сколькимиконсультантами) и группой клиентов,объединенных по определенным признаками критериям. Критерииотбора участ­ников в одну группузависят от консультативных итерапевти­ческих целей и задач вконкретной группе.

Спецификагруппо­вой работы рассматриваетсячерез следующие составляющие:

• критерииобъединения участников в группу;

• пространственно-временныеи организационные особенности проведениягрупповой работы;

• место и рольконсультанта в группе;

• формы применениягруппового консультирования.

Критериямиобъединения участников в группу могутбыть:

• сходствокатегорий проблем участниковгруппы, когда группу составляют участникисо сходными проблемами или диагнозами;

• разнообразиев проблематике членовгруппы, предполагающее нахождение водной группе участников с противоположнымипроблемами и затруднениями;

• однородностьобщих характеристик членов группы: пол,возраст, образование, черты личности,проявления в поведении и т. п.;

• разнородностьвсоставе группы, предполагающаяпродуманное разнообразие типов личности,включающеев себя наличие та­ких типов, как тревожный, прямолинейный, агрессивный,эмоционально-стильный, зрелый, депрессивныйи др.;

• постепенноеформирование группы, тоесть подбор конкретных участников дляконкретной группы с учетом целей, задачи групповой динамики в данной группе, предполагающий, что изначально группусоставляют 2—3 участника, а затем всоответ­ствии с их потребностямиподбираются остальные члены группы;

• ролевыевакансии в группе, тоесть включение участника в ту или инуюгруппу определяется тем, какие роли вданной груп­пе не присутствуют исоответствуетли типичное поведение предполагаемогоучастника потребностям группы.

Выделяют следующиетипичные ролевые позиции (роли) участниковгруппы:

– родительскиефигуры (строгий родитель, опекающийродитель и т. п.);

– сексуальный объект;

– эмпатичный человек, “жилетка”,все понимающий;

– “подросток”, “хулиган”,аутсайдер и т. п.;

– “бабник”, “роковая женщина”и т. п.;

– третейский судья, блюститель справедливостии т. п.;

– “сноб”, “VIP-участник”;

– “ученый-эрудит”, “профессор”,”умник”.

2. Существуютследующиепространственно-временныеи органи­зационные особенностипроведениягрупповой работы:

• количествоучастников:

-минимальноеколичество участников, необходимое дляуспешной работы, – не менее 3—4 человек;

– максимальное количество участниковгруппы — 10—12 человек;

– оптимальное количество участниковгруппы — 8 человек, так как этопозволяет:

= делить участников на мини-группы дляосуществления ка­ких-либо специальныхгрупповых техник и упражнений;

= обеспечивает достаточноеразнообразие ролей внутригруппы;

= позволяет консультантуосуществлять эффективное руково­дствовгруппе и двигать группу в нужном длядостижения поставленных целей направлении;

= позволяет каждомуучастнику проявить себя с временнойточки зрения, тоесть каждому хватит времени дляпрора­ботки своих проблем, высказываний,откликов и т. п.;

• пространственно-временныеи организационные характеристики,включающиев себя:

– место для участников и обстановку впомещении. Необходимо создание физическихусловия, для того чтобы каждый участник;

= чувствовалсебя комфортно и безопасно;

= мог слышать и видеть других участникови руководители группы;

= сам мог выбрать себе место;

=предпочтительной фигурой пространственнойорганизации является круг, а такжеотсутствие столов между участниками;

– продолжительностьсеансов и перерывов между ними, включающиеследующие аспекты:

=зависимостьчастоты и длительности сеансов оттеоретиче­ской ориентации консультантаи конкретных целей кон­сультирования;

=зависимость продолжительности групповогосеанса от частоты встреч в неделю: чембольше встреч (2—3 раза в неделю), темменее продолжительными они должны быть(не более 1 часа), и, наоборот, при редких(1 раз в неделю) встречах продолжительностьгруппового сеанса возрастает (1,5-2 часа);

=при ориентации групповой работы наглубинные слои лич­ности и проработкеглубоких внутриличностных затрудне­нийи бессознательных аспектов сеансыследует проводить 3 раза в неделю по 1часу, так как это позволяет сохранятьэмоциональную вовлеченность иинтенсивность межлично­стныхвзаимодействий участников группы;

– степеньпроницаемости группы для новых участников,наоснове которой выделяются следующиетипы групп:

=открытая группа, когдаграницы проникновения в группу прозрачныи участникимогут приходить в группу и покидать еепо определенным причинам (достижениеличных целей, решение не посещать болеегруппу, невозможность посеще­ниягруппы из-за внешних причин и т. п.);

=закрытаягруппа, когдасостав, образованный в начале груп­пы,остается на протяжении всего еесуществования и новыеучастники не могут попасть в даннуюгруппу.

Выделяют следующиеформы применения групповогоконсультиро­вания:

• групповыеметоды как дополнительный методвоздействияпри акценте на индивидуальную работус каждым клиентом;

• групповыеметоды как основные методы терапевтическоговоз­действия, а индивидуальныеконсультации выступают как вспомогательныеметоды работы;

• комбинированиеметодов.

3. Местои роль консультантавгрупповом консультировании оченьразноплановыиопределяютсяследующими факторами:

• теоретическойориентациейконсультанта:

-в психоаналитических группах консультантзанимает четкую структурированнуюпозицию иосуществляет четкое руково­дство,направляя процесс работы группы,предлагая темы для осуждения и т. п.;

-вклиент-центрированных и экзистенциальныхгруппах консуль­тант минимальновмешивается в работу группы, оставляяей право выбора основных моментов илишь используя некоторые техникивоздействия, упражнения и минимальноеруководство;

-целямии задачами конкретной группы, а такжеглубинной про­рабатываемых проблем;

• составом групп:

– группы, ориентированные на формированиеопределенных навыков (социально-психологическиетренинга), часто имеютжесткую структуру и план работы, всвязи с этим консультанту отво­дитсяроль руководителя группы, осуществляющегожесткое и структурированное руководство;

-группы,цель которых — работа по глубиннойперестройке лично­сти, чаще имеютболее гибкую структуру иориентированы на выражение и проработкуразличных чувств, а задача консуль­тант— подведение участников к достижениюинсайта и катар­сиса, а эти процессыдовольно сложно жестко структурировать.

Консультанткак руководитель группы,независимоот того, на­сколько структурированнои жестко он осуществляет руково­дство,выполняетследующие функции:

• постановкапроблемы, когдаруководитель группы прямыми иликосвенными способами формулируеттему беседы, сессий, всегопроцесса работы;

• сдерживание,когдаруководитель, используя различныеметоды и техники, выдерживаетбаланс активности участников, про­двигаяк работе или высказыванию одних исдерживая излиш­нюю активность другихучастников;

• проверканастроений, тоесть выяснение баланса мнений в группеотносительно того или иного вопроса,действия и т. п.;

• разработкаидей, когдавысказанные участниками группы идеи имнения дорабатываются,углубляются консультантом, чтоподводит участников к более глубокомуосмыслению выдвину­той идеи, высказыванияили темы;

• ограничение,тоесть напоминание группе об ограниченияхв работе (временные, этические и иныеограничения);

• активизация,повышениемотивации участников группы на ра­ботуи прорабатывайте своих проблем ипоставленных задач, а также общаяактивизация группы;

• обслуживаниегруппы, тоесть выполнение административных,организационных и хозяйственныхобязанностей;

• содержательноеучастие, тоесть принятиенарядус руководя­щей позицией позицииравного участника группы вмомент об­суждения различных тем ивопросов;

• ускорениепрогресса группы иприменение для этой цели сле­дующихсредств воздействия:

-инициатива, когдаруководительпредлагает новые идеи для об­суждениянаоснове “внутренних” смысловвысказываний уча­стников группы;

-поправки, тоесть внесениекорректировок вобсуждение темы; поддержка, осуществляемаяс целью принятиятой или иной продуктивной идеи, выдвинутой кем-то из участников, всей группой;

-сопротивление, оказаниевлияния на группу с целью отклоне­нияили оспаривания той или иной непродуктивнойидеи; обобщение, объяснениеили прояснение содержания идеи,де­монстрация контрастности илисхожести идей, то есть анали­тическаядеятельность;

-вопросы, которые может задаватьконсультант с целью прояс­ненияситуации или проблемы, а также направленияобсуждения в нужное русло;

-отвлечение, когда руководитель закрываетобсуждение той или иной темы различнымиспособами — прямыми или косвенны­мизамечаниями, шуткой и т. п.;

-контроль,когдаруководитель ограничиваетактивность одних и повышает и развиваетактивность других участниковгруппы;

-информация,тоесть предоставление группе информациираз­личного рода.

Источник: https://studfile.net/preview/5639695/page:44/

Групповое психологическое консультирование

27.Групповое консультирование.:  Групповое психологическое консультирование - разновидность

Введение ………………………………………………………………………………………….3

Глава 1. Групповое психологическое консультирование …………………………………4

1.1. Для чего нужны группы ……………………………………………………………………9

1.2. Состав групп, их цели и задачи …………………………………………………………..12

1.3. Групповое решение проблем ……………………………………………………………..12

Глава 2. Базовые приемы группового консультирования в различных подходах …………………………………………………………………………………………………..15

2.1. Основные лечебные факторы в групповой терапии …………………………………23

2.2. Групповой процесс ……………………………………………………………………..…24

Заключение ……………………………………………………………………………………30

Список литературы …………………………………………………………………………..31

Введение

Целью данного реферата является анализ особенностей группового психологического консультирования.

Задачи:

1. Провести отбор литературы по данной тематике.

2. Рассмотреть состав групп, их цели и роли.

3. Проанализировать групповой процесс.

Предмет исследования: анализ особенностей группового психологического консультирования.

Объект исследования: участники группового психологического консультирования.

Актуальность данной тематики обусловлена тем, что групповое социально-психологическое консультирование – особый вид психологической работы с целью личностного роста каждого члена группы.

В ходе работы группы психолог-консультант создает атмосферу понимания и сочувствия по отношению к переживаниям участников, не использует практикует самораскрытие, что благоприятствует постепенному возникновению атмосферы доверия.

Такая обстановка в группе способствует свободе самоисследования, выражению и осознанию участниками группы личностно значимых мыслей и чувств. Искренность и открытость в общении воспринимается участниками группы как теплая, поддерживающая и безопасная ситуация общения.

Все это помогает участникам групповой работы углубляться в собственный опыт, исследовать как позитивные, так и негативные его стороны, осознавать и принимать их.

 
Опыт открытого общения ведет к нарушению стереотипов поведения и, следовательно, – к более непредвзятому и непосредственному восприятию, более глубокому и неискаженному пониманию членами группы самих себя. Перенос навыков и ценностей такого общения, полученных в ходе групповой работы, в каждодневное общение является одним из внутренних психологических ресурсов человека.

Глава 1. Групповое психологическое консультирование

Групповое консультирование – вид психологического консультирования, когда терапевт работает не индивидуально, а с группой Пациентов.

«Групповое консультирование имеет ряд преимуществ как средство, помогающее людям изменить свои позиции, убеждения, взгляды, касающиеся себя и других, чувства и поступки. Одна из выгод заключается в том, что участник может исследовать свой стиль отношении с другими и приобрести более эффективные социальные навыки.

Другая заключается в том, что члены группы могут обсуждать свое восприятие друг друга и получать ценную обратную связь о том, как их воспринимает группа.

Консультативная группа самыми разнообразными способами воссоздает привычный для участников группы мир, особенно если члены группы различаются по возрасту, интересам, происхождению, социально-экономическому статусу и типу проблем.

Как микрокосм общества, группа представляет собой образец реальности — члены группы борются друг с другом и конфликтуют так же, как и за ее пределами, и разнообразие состава, которым характеризуется большинство групп, в результате выливается в необычно богатую обратную связь для ее участников, которые могут увидеть себя глазами разных людей.

Группа предлагает понимание и поддержку, которые усиливают готовность членов группы исследовать и разрешать проблемы, с которыми они пришли в группу. Участники достигают чувства принадлежности и через сплоченность учатся заботиться о других или не соглашаться с ними.

В такой поддерживающей атмосфере члены группы могут экспериментировать с альтернативными формами поведения. По мере того как они практикуются в этом поведении в группе, они получают поддержку и помощь в попытках применить то, чему они научились, в реальном мире. В конечном счете, члены группы должны сами решить, каких изменении они хотели бы достичь.

Они могут сравнить свое восприятие себя с тем, как их видят другие, а затем решить, что делать с этой информацией. По сути, члены группы получают четкое представление о том типе личности, которой они хотят быть, и приходят к пониманию того, что мешает им стать таковыми».  

Групповое психологическое консультирование чаще всего организуется после предварительных индивидуальных консультаций для клиентов со сходными психологическими проблемами, или если все они являются членами одной системы межличностных отношений (например, семьи).

• Однократные и многократные консультации.

• Консультации по личному обращению – консультации в результате вызова, направления.

• Без дополнительного тестирования и с дополнительным тестированием.

• Без привлечения методов психологической коррекции (доведение до клиента имеющей отношение к его проблемам психологической информации) и с привлечением этих методов.

• Консультации изолированные и комбинированные с другими методами психологической помощи (например, социально-психологический тренинг между консультациями).

Групповое консультирование может заключаться, например, в решении какой-либо проблемы или в поощрении выражения подавленных эмоций в психотерапевтической группе.

Такой группой может быть семья, производственная группа или группа людей, не связанных друг с другом в повседневной жизни, но имеющих общие проблемы.

Наиболее частыми вариантами работы при групповом консультировании могут быть семейное консультирование, консультирование по проблемам профессиональной деятельности и работа по разрешению межличностных конфликтов и проблемных ситуаций в коллективах.

Наиболее частым вариантом работы в ситуации группового консультирования является анализ психологом детско-родительских отношений или отношений между взрослыми людьми в условиях производственного конфликта. Как показывает практика работы, значительно реже бывают заказы на исследование психологической совместимости двух людей (чаще всего это новобрачные).

В современной практической психологии существует узкая специализация психологов-консультантов, и очень редко бывает так, чтобы специалист по индивидуальному консультированию был специалистом и по групповому консультированию.

Это связано со сложностью предмета взаимодействия психолога и клиента, который требует его всестороннего освоения в свете избранной автором научной теории.

При групповом консультировании независимо от исходных теоретических позиций психолога ему приходится иметь дело со сложной системой, какой является любая группа. Поэтому основы системного подхода имплицитно присутствуют в любой теории о групповом консультировании.

Итак, первое, с чем начинает работать психолог в групповом консультировании, — это система реально существующих отношений между людьми (которые реально в ситуации консультирования могут и не присутствовать) .

Описание всего многообразия отношений, которые могут быть между членами группы, сложно и часто практически нецелесообразно, так как не все виды отношений входят в содержание психологической задачи, которую решает психолог: выделить наиболее значимые отношения, представить их для группы как предмет взаимодействия, объединяющий группу.

 этих отношений может быть самым различным, но для психолога важно перевести его на язык описания субъективной модальности каждого члена группы, чтобы в процессе интервью со всеми членами группы каждый смог выработать свои альтернативы в исследуемой ситуации. Выработка альтернатив связана с потребностью и возможностью каждого члена группы выразить свои актуальные возможности («я могу»), свои чувства («я чувствую»), свои мысли («я думаю»), свои желания («я хочу»), а также свои представления об их изменении.

Задача психолога состоит в том, чтобы найти предмет взаимодействия членов группы, в котором были бы представлены взаимосвязанные модельности внутреннего мира каждого члена группы. Для решения этой задачи психолог должен располагать психологическим материалом о типе отношений между членами группы.

Диагностика типа отношений строится, как мы уже отмечали, на теоретической модели семьи, которой пользуется психолог. Так как общепринятой классификации типов семьи нет, каждый психолог может использовать свою классификацию.

В большинстве случаев в основе типологии лежит представление о родительских установках и стилях воспитания. Влияние этих факторов на характеристики личности описано многими авторами: Э. Берн, 3. Фрейд, А.И. Захаров, В. Сатир, Э.Г. Эйдемиллер, А.

Е. Личко и др.

По нашему мнению, существенно важными для практической работы представляются факты, говорящие об устойчивости отношений. Выявление этого содержания — относительно постоянного для данной группы — позволяет сделать его предметом взаимодействия и на его основе исследовать динамические особенности отношений.

Примером этого могут быть отношения в семьях людей с психосоматическими заболеваниями, где неблагоприятные устойчивые отношения создают фон для психосоматических заболеваний. В литературе описаны три типа родительских семей у таких больных.

Первый тип — отношения «связывания», когда в отношениях преобладают жесткие стереотипы коммуникации, это приводит к отставанию детей в эмоциональном развитии и их инфантильности. Второй тип семей — это семьи, где ребенку отказывается в его индивидуальности, где он постоянно подвергается разным формам отвержения, — развивается аутизм и тенденция к автономности.

Третий тип семей — это семьи, которые делегируют свои жизненные ожидания детям, при этом истинные достижения Детей родители игнорируют и перемещают на них свои несбывшиеся надежды, то есть манипулируют ими как своеобразным продолжением «Я».

Выявление этих устойчивых отношений в психодиагностической процедуре возможно, например, с помощью графических методов (примеры в заданиях для самостоятельной работы) или через изучение состояния человека.

Показателями наличия постоянных травмирующих факторов могут быть состояние глобальной семейной неудовлетворенности, состояние семейной тревоги, состояние вины, связанное с семьей, состояние невыносимого, непосильного нервно-психического и физического напряжения.

Во всех этих случаях семья выступает как группа, определяющая устойчивое состояние индивида. Работа психолога с этим состоянием возможна только тогда, когда он работает с содержанием семейных отношений.

Другими показателями наличия устойчивых отношений, в данном случае конфликтных отношений, могут быть соматические заболевания человека, наличие у одного из членов группы соматических заболеваний может создавать условия для воспроизведения в группе одного и того же типа отношений.

В этом случае работа психолога с конфликтной личностью может стать основанием для изменения групповых отношений.

Описаны типы устойчивых личностных конфликтов у лиц, страдающих хроническими соматическими заболеваниями': например, при язвенной болезни желудка и язвенной болезни двенадцатиперстной кишки у человека существует постоянный конфликт — зависимость от окружающих с интенсивным страхом перед этой зависимостью. В поведении это может проявляться как тирания окружающих, постоянное недовольство ими, что создает устойчивое содержание отношений с этим человеком и определяет содержание взаимодействия всех членов группы.

У людей с гипертонией существует внутриличностный конфликт между агрессивными импульсами и потребностью в зависимости от значимых лиц или другой тип внутриличностного конфликта — стремление к достижению высоких социальных целей и высоких стандартов социальной жизни, что рождает ситуацию хронического стресса.

При ишемической болезни сердца и инфаркте миокарда внутриличностные конфликты обусловлены торопливостью, нетерпением, нехваткой времени, чувством высокой ответственности.

Устойчивые внутриличностные конфликты одного из членов группы создают условия для стабилизации

группы, они могут лишить ее необходимой для развития отношений психологической информации, которая, как мы уже отмечали, характеризуется относительностью и динамичностью.

Устойчивые личностные качества членов группы, если они противоположны по содержанию, создают основу для стабильных, устойчивых конфликтов, которые, не развиваясь, становятся источником, дезорганизующим группу. К числу таких качеств относятся, например:

  • экстравертированность — интравертированность;
  • рационализм — романтизм;
  • доминантность— подчиненность;
  • враждебность — дружелюбие;
  • ригидность — гибкость;
  • вспыльчивость — спокойствие;
  • стабильность — лабильность;
  • оптимизм — пессимизм;
  • активность — пассивность;
  • ответственность — беспечность и т. п.

Источник: https://www.turboreferat.ru/psychology/gruppovoe-psihologicheskoe-konsultirovanie/195490-979101-page1.html

Medic-studio
Добавить комментарий