27 Психодиагностика сферы общения детей дошкольного возраста со

«Особенности психодиагностики детей дошкольного возраста»

27 Психодиагностика сферы общения детей дошкольного возраста со

Доклад

«Особенности психодиагностики детей дошкольного возраста»

Особенности психодиагностики детей дошкольного возраста
Слово “психодиагностика” означает буквально “постановка психологического диагноза”, или принятие квалифицированного решение о конечном психологическом состоянии человека в целом или о какой – либотдельно взятом психологическом свойстве.

Практическая психодиагностика используется в самых разных областях деятельности психолога: и тогда, когда он выступает как автор или участник прикладных психолого – педагогических экспериментов, и тогда, когда он занят психологическим консультированием или психической коррекцией.

Но чаще всего психодиагностика выступает как отдельная, вполне самостоятельная сфера деятельности. Ее целью становится постановка психологического диагноза, т.е. оценка наличного психического состояния человека.

Дети дошкольного возраста обладают рядом психологических и поведенческих особенностей, знание которых необходимо для того, чтоб получать достоверные результаты в процессе их психодиагностического обследования.

К этим особенностям, прежде всего, относится сравнительно низкий уровень сознания и самосознания.

У большинства дошкольников такие познавательные процесс как внимание, память, восприятие, воображение и мышление находится на сравнительно низком уровне развития.

Чтобы правильно судить об уровне развития, достигнутом ребенком, необходимо тестовые психодиагностические задания подбирать таким образом, чтобы они одновременно были рассчитаны как на произвольный, так и непроизвольный уровень регуляции когнитивной сферы.

Это позволяет адекватно оценить, с одной стороны, степень произвольности познавательных процессов, а с другой стороны – реальный уровень их развития в том случае, если они еще не являются произвольными. У детей 3-6 лет уже есть элементы произвольности в управлении своими познавательными процессами.

Но основная часть детей этого возраста характеризуется преобладанием непроизвольных познавательных процессов, на них и опирается ребенок, познавая окружающий мир. Психодиагностика детей этого возраста, следовательно, должна быть двояконаправленной:Детальное изучение развития непроизвольных познавательных процессов.

Своевременное обнаружение и точное описание произвольных когнитивных действий и реакций. Дети – дошкольники очень слабо осознают собственные личностные качества и не могут правильно оценить свое поведение. Начиная с 4-х – 6 лет, дети уже могут оценить себя как личность, но в ограниченных пределах.

Поэтому здесь рекомендуют обращаться к методу внешней экспертной оценки, используя в качестве экспертов взрослых людей, хорошо знающих данного ребенка. Также для детей – дошкольников не вполне годятся личностные опросники, содержащие в себе прямые суждения самооценочного типа.

Если речь идет о косвенных суждениях, то они также не должны включать в себя особенности психологии поведения, которое ребенок еще недостаточно хорошо осознает.

Вообще, использование подобных опросников в психодиагностических целях дошкольном возрасте следует свести к минимуму, и если обращение к ним неизбежно, то каждый вопрос необходимо подробно и доступно объяснять ребенку. Дошкольники лишь тогда будут в процессе психодиагностики демонстрировать свои способности, т.е.

показывать результаты, правильно отражающие уровень их психического развития, когда сами методики и имеющиеся в них задания вызывают и поддерживают к себе на протяжении всего времени интерес ребенка. Как только непосредственный интерес ребенка к выполненному заданию утрачивается, он перестает проявлять те способности и задатки, которыми реально обладает. Поэтому, если мы хотим выявить действительный уровень психологического развития ребенка и его возможности, например, зону потенциального развития, необходимо заранее, составляя инструкцию и методику, позаботиться о том, чтобы все это вызывало со стороны ребенка непроизвольное внимание и было достаточно интересно для него.

Наконец, следует учитывать особенности самих непроизвольных познавательных процессов, к примеру, непостоянство непроизвольного внимания и повышенную утомляемость детей данного возраста. Поэтому серию тестовых заданий не следует делать слишком длинной, требующей большого количества времени. Оптимальным для детей дошкольного возраста считается время выполнения тестовых заданий, находящихся в пределах от одной до десяти минут, причем, чем меньше возраст ребенка, тем более коротким оно должно быть. Наилучшие психодиагностические результаты можно получить, наблюдая за детьми в процессе занятия ведущей для данного возраста деятельностью – игрой.

Рекомендации

Забирая ребенка на диагностику, надо иметь в виду, что он не должен быть оторван от интересного для него занятия и приведен против своей воли. В этом случае результаты исследования могут оказаться недостоверными.

Для проведения диагностики необходима отдельная комната, в которой никто не помешает работе с ребенком. Внешний вид комнаты имеет большое значение. Чем меньше она похожа на официальный кабинет, тем свободнее почувствует себя ребенок. Важное условие психодиагностики – приспособление к индивидуальным особенностям ребенка: его темпу, уровню утомляемости, колебаниям мотивации и т.д.

Методы психодиагностического обследования дошкольников

Рассмотрим особенности применения таких различных методов исследования детей, как наблюдение, опрос, эксперимент и тестирование.

Метод наблюдения

Метод наблюдения – один из главных в работе с детьми. Многие методы, используемые обычно при изучении взрослых,- тесты, эксперимент, опрос – имеют ограниченную сферу применения в исследованиях, проводимых на детях, из-за своей сложности. Они, как привило, недоступны детям, особенно в младенческом возрасте.

Одним из первых исследователей, осуществивших наблюдение за развитием ребенка, был Ч.Дарвин. В 1881 году именно он первым описал появление улыбки ребенка на 45-46 день жизни, привязанности ко взрослому в конце пятого месяца жизни и много других важных фактов.

Крупный швейцарский психолог Ж.Пиаже, выделяя этапы умственного развития ребенка, часто ссылался на наблюдения за собственными внуками. Известный советский детский психолог Д.Б.

Эльконин использовал наблюдения за своим внуком для описания процесса формирования предметных действий ребенка.

Прежде чем начать наблюдение за тем, что и как делают дети, необходимо установить цель наблюдения, ответить на вопросы о том, ради чего оно осуществляется, и какие результаты в конечном итоге должно будет дать. Затем необходимо составить программу наблюдения, разработать план, рассчитанный на то, чтобы привести исследователя к желаемой цели.

Метод наблюдения может дать очень важные результаты. Но все зависит от того, что и как наблюдать. В связи с этим выделяют несколько вариантов наблюдения.

Во-первых, оно может быть сплошным и выборочным.

Во-вторых, наблюдение может быть скрытым и включенным.

В-третьих, наблюдение может быть одноразовым и длительным.

Метод наблюдения имеет ряд неоспоримых достоинств. Он позволяет развернуть перед нами конкретную жизнь ребенка, дает много живых, интересных фактов, но позволяет исследовать ребенка в естественных условиях его жизни.

Он незаменим для первичной ориентировки в проблеме и получения предварительных фактов. Но этот метод имеет ряд недостатков, главный из которых – его чрезвычайная трудоемкость.

Он требует высокой психологической образованности исследователя и огромных затрат времени, которые вовсе не гарантируют получение фактов. Исследователь вынужден ждать, пока интересующие его явления не возникнут сами собой.

Кроме того, результаты наблюдений часто не позволяют понять причины тех или иных форм поведения. Многие исследователи замечали, что, наблюдая, психолог видит только то, что он уже знает, а то, что еще ему неизвестно, проходит мимо его внимания.

Метод эксперимента

В научно-исследовательской работе с детьми эксперимент часто является одним из самых надежных методов получения достоверной информации о психологии и поведении ребенка, в особенности тогда, когда наблюдение затруднено, а результаты опроса могут оказаться сомнительными. Включение ребенка в экспериментальную игровую ситуацию позволяет получить непосредственные реакции ребенка на воздействующие стимулы и на основе этих реакций судить о том, что ребенок скрывает от наблюдения или не в состоянии вербализировать при опросе. Непосредственность детского поведения в игре, неспособность детей длительное время сознательно играть определенную социальную роль, их эмоциональная откликаемость и увлекаемость дают возможность исследователю увидеть то, что он не в состоянии получить при помощи других методов.

Эксперимент в работе с детьми позволяет получить лучшие результаты тогда, когда он организован и проведен в форме игры или привычных для ребенка занятий – рисования, конструирования, отгадывания загадок и т.д. Дети не должны подозревать, что игры, которые им предлагают, специально организованы для их изучения.

Процедура эксперимента оказывает большее влияние на детей, чем на взрослых. Объяснение этому находят в особенностях детской психики:

  1. Дети более эмоциональны при общении со взрослым. Взрослый для ребенка всегда является психологически значимой фигурой. Он либо любезен, либо опасен, либо симпатичен и заслуживает доверия, либо неприятен и от него надо держаться подальше.

Следовательно, дети стремятся понравиться незнакомому взрослому либо «спрятаться» от контактов с ним.

  1. Проявление личностных особенностей у ребенка зависит от ситуации в большей степени, чем у взрослого. Ситуация конструируется в ходе общения: ребенок должен успешно общаться с экспериментатором, понимать его вопросы и требования. Непривычная для ребенка система понятий, способов коммуникаций будет мощнейшим барьером при его включении в эксперимент.

  2. Ребенок обладает более живым воображением, чем экспериментатор, и поэтому может иначе интерпретировать ситуацию эксперимента, чем взрослый. Экспериментаторам рекомендуется обращать внимание на то, правильно ли понимает ребенок обращенные к нему вопросы и просьбы, давая тот или иной ответ.

Специфика эксперимента в детской психологии заключается в том, что экспериментальные условия должны быть близкими к естественным жизненным условиям ребенка и не должны нарушать привычных форм его деятельности. Необычные лабораторные условия могут смутить ребенка и вызвать отказ от деятельности. Поэтому эксперимент с участием детей должен быть приближен к естественным условиям жизнедеятельности ребенка.

Одним из видов психологического эксперимента являются тесты.

Тест– это система специально подобранных заданий, которые предлагают детям в строго определенных условиях. За выполнение каждого задания ребенок получает оценку в баллах.

Вспомогательные методы

Кроме основных методов исследования детей – наблюдения и эксперимента – используются вспомогательные методы. К ним относятся анализ результатов детской деятельности (рисунков, поделок, сочиненных детьми сказок и пр.) и метод беседы (или интервью).Особенно широко используется анализ детских рисунков.

В детских рисунках отражаются эмоциональное состояние ребенка, особенности восприятия окружающих людей и предметов, характер отношений с окружающими. При интерпретации рисунков обязательно надо учитывать изобразительный опыт «художника», так как графическая деятельность детей может быть плохо сформирована.

Наличие или отсутствие изобразительных навыков, использование стереотипов, шаблонов, возрастные особенности- все это существенно влияет на диагностический портрет личности. Интерпретация детских рисунков требует высокой квалификации и большого опыта работы с этим материалом.

Кроме того, она никогда не может быть определенной и однозначной и всегда предполагает некоторый субъективизм исследователя. Поэтому в серьезных исследованиях этот метод может использоваться только как вспомогательный.

Метод беседы (метод вопросов) можно использовать в работе с детьми, начиная с 4 лет, когда они уже достаточно хорошо владеют речь, но в весьма ограниченных пределах.

Дело в том, что дети дошкольного возраста еще не могут выразить в словах свои мысли и переживания, поэтому их ответы обычно бывают краткими, формальными и воспроизводящими слова взрослого. Подбор вопросов для беседы с детьми – большое искусство.

Трудности могут быть вызваны тем, что ребенок не всегда правильно понимает адресованные ему вопросы.

Заключение:

Психодиагностика детей дошкольного возраста имеет свои особенности.

Дети дошкольного возраста обладают рядом психологических и поведенческих особенностей, знание которых необходимо для того, чтоб получать достоверные результаты в процессе их психодиагностического обследования.

К этим особенностям, прежде всего, относится сравнительно низкий уровень сознания и самосознания.

Кроме того, следует учитывать, что недостаточно развиты такие процессы как память, внимание, мышление, воображение. Чаще всего применяют такие методы исследования как наблюдение и эксперимент, а также вспомогательные методы: анализ результатов детской деятельности и беседа. Наилучшие психодиагностические результаты можно получить, наблюдая за детьми в процессе занятия ведущей для данного возраста деятельностью – игрой.

Литература:

Валлон А. Психическое развитие ребенка. – М.,1967

Венгер Л.А. Педагогика способностей.- М., 1973

Выготский Л.С. Педагогическая психология.- М.,1991

Гуревич К.М. Психологическая диагностика. Учебное пособие. М., 1997.

Дружинин В. Н. Экспериментальная психология. — 2-е изд., доп. — СПб., 2002.

Пиаже Ж. Избранные психологические труды. – М.,1969

Эльконин Д.Б. Детская психология. – М., 1960

Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских вохрастах.-М.,1995

Источник: https://infourok.ru/osobennosti-psihodiagnostiki-detey-doshkolnogo-vozrasta-1665711.html

MED24INfO

27 Психодиагностика сферы общения детей дошкольного возраста со
  Данная методика была разработана Т. Ю. Андрущенко и Г. М. Шаш- ловой [Андрущенко Т. Ю., Шашлова Г. М., 2000] для диагностики детско-родительского общения в период кризиса 6 — 7 лет и, по мнению авторов, позволяет выявить тенденции перестройки социальной ситуации развития и спрогнозировать варианты ее благоприятного или неблагоприятного становления уже на этапе школьного обучения.

С нашей точки зрения, методика может быть вполне релевантна и за пределами кризиса 6 — 7 лет, например ее можно использовать и на семьях с детьми младшего школьного возраста.

При построении диагностической процедуры авторы исходили из представлений об общении как двустороннем процессе взаимной направленности действий людей, считая необходимым исследование обеих сторон коммуникативного взаимодействия.

Были разработаны два опросника следующей диагностической направленности: 1)              анкета-опросник для взрослых, направленная на выявление содержания общения родителей с ребенком («ОСОР-В»); 2)              тест-опросник для детей, выявляющий представления о содержании их общения с родителями («ОСОР-Д»), включающий беседу с ребенком.

Опросники построены на основе выделения и изучения основных видов содержания общения ребенка со взрослым при переходе от дошкольного к младшему школьному возрасту.

Показаниями к применению данных методик, по мнению ее авторов, могут выступать: –              диагностика социальной ситуации развития как показателя психологической готовности ребенка к поступлению в школу; –              оценка уровня актуального и прогноз уровня ближайшего коммуникативного развития; –              трудности возрастного развития дошкольника при переходе к младшему школьному возрасту (симптоматика кризисного поведения); –              межличностные конфликты, проявляющиеся в непонимании, отвержении дошкольника родителями. Анкета-опросник «ОСОР-В» построена на десяти номинальных шкалах, каждая из которых состоит из четырех утверждений, касающихся определенного содержания общения взрослого с ребенком. Задание представлено в виде 40 закрытых утверждений. Психолог в процессе прямого опроса предлагает родителям четыре варианта ответов, отражающих меру того, как часто они во взаимодействии с детьми обсуждают ту или иную тему. Оценки фиксируются на специальном бланке, в котором имеется 40 пронумерованных клеточек. Для записи ответов используется 4-балльная шкала, с помощью которой испытуемые отмечают степень выраженности оцениваемого качества. Если та или иная тема, представленная в коммуникативном опыте взрослого, обсуждается с детьми часто, то в соответствующей графе листа ответов взрослый ставит два плюса: «++»; если обсуждается, но нечасто — один плюс «+»; если о чем-то говорят редко, то один минус «-»; если никогда — два минуса «—». При обработке данных первоначально вычисляется алгебраическая сумма плюсов и минусов по каждой шкале. Окончательный — общий — результат представляет соотношение четырех выделенных авторами сфер содержания общения. Сфера «Быт» объединяет три шкалы; сфера «Познание» — две шкалы; сфера «Социальный мир» — две шкалы; сфера «Внутренний мир ребенка» — три шкалы. Конкретно авторы выделяют для анализа содержания общения ребенка и родителей следующие шкалы. 1.              Сфера быт: –              шкала удовлетворения витальных потребностей (ВП) ребенка — здоровья, гигиены, питания, безопасности; –              шкала ситуативно-бытовых действий (СБД) — помощи по дому, домашних обязанностей, бережного отношения к домашним вещам, самообслуживания; –              шкала формальных совместных занятий (ФСЗ) — совместных видов игры, конструирования, рисования, чтения, счета, письма, просмотра телепередач. 2.              Сфера познания: –              шкала содержания познания (СП) — законов природы, растений, животных, анатомо-физиологических сведений о              человеке, информации об известных ученых, писателях, путешественниках и др.; –              шкала процесса познания (ПП) — способов самостоятельного изучения ребенком окружающих предметов и явлений, использования окружающих предметов и др. 3.              Сфера социального мира: -шкала формальной школьной действительности (ФШД), отражающая выполнение ребенком требований воспитателя (учителя), его детсадовские (школьные) отношения со сверстниками, участие в ходе организованных взрослыми занятий, выполнение их поручений, успехи, неудачи в детском саду (школе); -шкала норм социального взаимодействия (НСВ), где обсуждается соответствие поведения правилам, этическим нормам с точки зрения того, что «хорошо», что «плохо», взаимоотношения людей, последствия асоциального поведения. 4.              Сфера внутреннего мира ребенка: –              шкала мира мыслей ребенка (ММР) — особенностей представлений ребенка о тех или иных вещах, его мнений, взглядов по тем или иным вопросам, того, что и как он придумывает, сочиняет, способов решения тех или иных заданий, которые ребенок сам нашел; –              шкала мира чувств ребенка (МЧР) — обсуждение переживаний, настроений ребенка и их причин, его отношения к людям (симпатии, антипатии) и др.; –              шкала Я-концепции ребенка (ЯКР), касающаяся обсуждения перспектив общего развития ребенка, его представлений о себе, об изменениях, произошедших в нем за какой-то промежуток времени (каким он был и каким стал), отношении ребенка к себе. Опросник позволяет получить информацию о специфике содержания общения 6 — 7-летних детей с близкими взрослыми с позиции самих детей. Осуществить это с помощью прямого опроса очень сложно, поэтому использовалась непрямая (игровая) техника, заимствованная из теста «Диагностика эмоциональных отношений в семье». Процедура была модифицирована применительно к задачам исследования детских представлений о содержании общения с близкими взрослыми. Материал для проведения обследования Как и в «материнской» методике, сначала ребенок материали- зирует свою семью с помощью 20 фигур, представляющих людей различных возрастов (форм, величин), достаточно стереотипных для идентификации их с членами семьи ребенка. В наборе обычно присутствуют фигуры от дедушек и бабушек до новорожденных детей. Введена также фигура человека «Никто» с целью выявления содержания общения, которое отсутствует в семье. Каждая фигура снабжается коробочкой — «почтовым ящиком». В комплект материала также входят напечатанные на карточках «письма» с короткими «посланиями», в которых отражено адаптированное для детей содержание различных коммуникативных ситуаций. Коммуникативные ситуации представлены в 40 «посланиях», которые соответствуют ранее описанным сферам содержания общения и отдельным шкалам. Процедура проведения обследования После установления контакта с ребенком психолог просит его рассказать о людях, с которыми он живет в своей семье. Далее с помощью специально создаваемой игровой ситуации испытуемый из всего набора фигур выбирает те, которые, по его мнению, представляют семью. Ребенку предлагается в дальнейшем обращаться к ним как к членам семьи. Затем рядом с каждой из выбранных фигур, изображающих членов семьи ребенка, ставится коробочка («почтовый ящик») и ребенку объясняется, что ему предстоит «посылать письма» своим близким. При этом ребенку показывают карточки и говорят, что они содержат «послания» и его задача положить каждое из них в ящичек той фигуры, к которой «послание» подходит больше всего. Если «послание» на карточке, по мнению ребенка, никому не подходит, то его надо отдать фигуре человека «Никто» (психолог вводит соответствующую фигуру). Если же ребенок считает, что послание подходит нескольким членам семьи, то данную карточку он должен отдать психологу. Взрослый сам зачитывает детям «послания» с целью уточнения понимания ребенком содержания представленного фрагмента общения. Например: «…рассказывает мне о растениях и животных. Кто рассказывает тебе о растениях и животных? Давай ему отошлем это письмо. Если в твоей семье тебе никто не рассказывает об этом, то отдай это письмо фигуре “Никто”. А может быть и так, что тебе об этом рассказывают сразу несколько человек, тогда отдай карточку мне, а я отмечу, что это письмо получили несколько человек». Интерпретация результатов методики При обработке результатов детского варианта опросника («ОСОР-Д») авторы предлагают рассматривать распределение внимания к тому или иному содержанию общения между членами семьи, а также соотношение коммуникативных ситуаций, отданных персонажу «Никто» и семье в целом. Показатели, отражающие особенности содержания общения родителей с детьми, ранжируются. Предварительно рассчитываются средние арифметические баллы по каждой группе шкал (сфере содержания общения), которые затем располагаются в последовательности от большего к меньшему. Им присваиваются ранги от первого до четвертого. Меньшему значению ранга соответствует наибольшая степень выраженности в общении того или иного содержания общения. При этом появляется возможность выделить доминирующие сочетания тех или иных видов содержания общения. По итогам ранжирования у родителя определяется индивидуальное сочетание видов содержания общения, присутствующее в его реальном взаимодействии с ребенком. Эти данные сопоставляются с результатами детского теста-опросника, в котором аналогично, путем применения процедуры ранжирования, выявляется уже с точки зрения ребенка соотношение видов содержания общения, которое предлагают ему родители. Текст опросника «ОСОР-Д» Послания, предъявляемые ребенку 1.              Витальные потребности (ВП): –              этот человек говорит со мной о моем здоровье, болезнях; –              этот человек объясняет мне, что надо делать, когда я встречаюсь с опасностью; –              этот человек говорит мне, что и сколько надо есть; –              этот человек говорит мне, чтобы я умывался(лась), чистил(а) зубы, вставал(а) вовремя. 2.              Ситуативно-бытовые действия (СБД): –              этот человек говорит мне о том, чтобы я помог(ла) по дому: уб- рал(а) квартиру, вымыл (а) посуду и др.;-              этот человек говорит мне о том, чтобы я сам(а) одевался(лась) убирал(а) за собой вещи; –              этот человек напоминает мне о моих домашних обязанностях; –              этот человек говорит мне, чтобы я бережно и аккуратно относился (относилась) к домашним вещам. 3.              Формальные совместные занятия (ФСЗ): –              этот человек обсуждает со мной, что мы будем смотреть по телевизору; –              этот человек разговаривает со мной, когда мы вместе играем; –              этот человек говорит со мной, когда мы вместе или лепим, или рисуем, или конструируем; –              этот человек говорит со мной, когда мы вместе читаем или занимаемся счетом, письмом. 4.              познания {СП): –              этот человек рассказывает мне об известных ученых, писателях, путешественниках; –              этот человек рассказывает мне о том, как и почему изменяется природа; –              этот человек рассказывает мне о том, как устроен человек; –              этот человек рассказывает мне о растениях и животных. 5.              Процесс познания (ПП): –              этот человек отвечает на вопросы, которые я задаю; –              этот человек рассказывает мне, что можно смастерить из разного материала; –              этот человек объясняет мне, если я что-то не понимаю или не знаю; –              этот человек объясняет мне значения новых слов. 6.              Формальная школьная действительность (ФШД): –              этот человек расспрашивает меня о выполнении заданий воспитателя (учителя); –              этот человек интересуется проблемами моих друзей (одноклассников); –              этот человек расспрашивает меня о моих успехах, неудачах в детском саду (школе); –              этот человек расспрашивает меня о занятиях в детском саду (школе). 7.              Нормы социального взаимодействия (НСВ): –              этот человек говорит мне, что нельзя баловаться, врать, обижать маленьких; –              этот человек говорит, как надо вести себя в гостях, в детском саду (школе) и др.; –              этот человек ругает меня за плохие дела, хвалит за хорошие; –              этот человек рассказывает мне о людях честных и нечестных, справедливых и несправедливых. 8.              Мир мыслей ребенка (ММР): –              этот человек расспрашивает меня, что я думаю о разных вещах; –              этот человек интересуется моим мнением, взглядами по разным вопросам; –              этот человек обсуждает со мной то, что я сам(а) придумываю, сочиняю; –              этот человек расспрашивает меня, как мне удалось что-то выполнить, сделать, решить. 225 9.              Мир чувств ребенка (МЧР): –              этот человек говорит со мной о моих грустных или радостных переживаниях; –              этот человек расспрашивает меня о моем хорошем или плохом настроении; –              этот человек обсуждает со мной то, как я отношусь к людям: почему кого-то люблю, а кого-то не люблю; –              этот человек расспрашивает меня о том, что мне нравится делать, а что нет. 10.              Я-концепция ребенка (ЯКР): –              этот человек обсуждает со мной то, какой(ая) я есть и каким(ой) могу быть; –              этот человек говорит мне о том, как я изменился(лась): какой(ая) я был(а) раньше и какой(ая) стал(а) сейчас; –              этот человек обсуждает со мной, почему я доволен(льна) или недо- волен(льна) собой, уважаю или не уважаю себя;

–              этот человек расспрашивает меня, что я думаю о себе.

БЛАНК РЕГИСТРАЦИИ РЕЗУЛЬТАТОВ МЕТОДИКИ «ОСОР-Д» Ф.И.О. ребенка
Возраст
Дата опроса
общенияМамаПапаБабушкаДедушкаДругие«Никто»
ВП
СБД
ФСЗ
2
СП
пп
?
ФШД
НСВ
?
ММР
МЧР ‘
ЯКР
?
??

Инструкция Уважаемые родители! Вам предлагается список утверждений, касающихся различных ситуаций Вашего общения с детьми. Прочтите, пожалуйста, утверждения, данные ниже, и оцените каждое из них следующим образом: «+ +» часто это обсуждаю; «+» обсуждаю это, говорю об этом; «-» редко говорю об этом; «—» никогда не говорю об этом. Здесь нет «хороших» или «плохих» ситуаций общения. Пожалуйста, отвечайте так, как это складывается у Вас в реальном взаимоотношении с ребенком. Очень важно, чтобы Вы оценили все утверждения. Текст опросника «ОСОР-В» 1.              Обсуждаем вопросы самочувствия ребенка (жалобы на нездоровье, сон, необходимость лечебных процедур и др.). 2.              Обсуждаем реальную и возможную помощь ребенка по дому (уборка квартиры, мытье посуды и др.). 3.              В разговорах с ребенком планируем совместные просмотры телепередач. 4.              Разговариваем с ребенком об известных ученых, писателях, путешественниках и др. 5.              Рассказываем ребенку о тех или иных способах изучения окружающих предметов и явлений. 6.              Говорим о выполнении требований учителя (воспитателя). 7.              Обсуждаем последствия асоциального поведения людей (лжи, воровства, хулиганства и др.). 8.              Обсуждаем особенности представлений ребенка о тех или иных вещах. 9.              Говорим с ребенком о его переживаниях (грусти, радости, гневе и др.). 10.              В разговоре с ребенком обсуждаем возможные перспективы его общего развития. 11.              Говорим о реальных и возможных опасностях, с которыми сталкивается ребенок, их предотвращении. 12.              Говорим с ребенком о его самообслуживании (одеваться, содержать в порядке свои вещи, убирать за собой и др.). 13.              Разговариваем с ребенком в ходе совместных занятий конструированием, рисованием и др. 14.              Беседуем с ребенком об окружающей живой природе (растениях, Животных). 15.              Отвечаю на различные вопросы ребенка: почему? зачем? для чего? и др. 16.              В разговоре с ребенком интересуюсь проблемами его друзей (одноклассников). 17.              Обсуждаем поведение ребенка с точки зрения его соответствия правилам общения в гостях, детском саду, поликлинике, на прогулке и др. 18.              Обсуждаем с ребенком, что и как он придумывает, сочиняет. 19.              Разговариваем с ребенком о тех или иных людях, обсуждаем его отношение к ним: симпатию (любовь, привязанность и др.), антипатию (неприязнь, отвержение и др.). 20.              Обсуждаем с ребенком его представление о себе (или как об умном, красивом и др., или как о глупом, неряхе и др.). 21.              Говорим с ребенком о вопросах гигиены (уход за телом, своевременность физиологических отправлений и др.). 22.              Говорим с ребенком о выполнении им (ею) домашних обязанностей и поручений (выносить мусор, ходить в магазин, ухаживать за животными и др.). 23.              Разговариваем с ребенком, когда вместе с ним занимаемся чтением, счетом, письмом. 24.              Беседуем с ребенком по поводу сведений об анатомии и физиологии человека (части тела, основные органы, деторождение и др.). 25.              Обсуждаем попытки самостоятельного изучения ребенком окружающих предметов и явлений. 26.              Расспрашиваю ребенка о его участии в ходе учебных школьных (детсадовских) занятий, выполнении поручений в школе (детском саду). 27.              Обсуждаем поступки ребенка с точки зрения того, что «хорошо», что «плохо». 28.              Обсуждаем с ребенком его мнение, взгляды на те или иные проблемы. 29.              Подмечаем и обсуждаем в разговорах с ребенком то или иное его настроение. 30.              Подмечаем и обсуждаем изменения, произошедшие с ребенком за какой-то промежуток времени, соотносим, каким он был и каким он стал. 31.              Говорим с ребенком о вопросах питания (регулярность приема пищи, предпочтения в еде и др.). 32.              Говорим о бережном отношении ребенка к домашним вещам. 33.              Разговариваем с ребенком в ходе совместной игры (обсуждаем правила, использование игрушек и др.). 34.              Беседуем с ребенком о законах природы (сезонных изменениях, круговороте веществ и др.). 35.              Беседуем с ребенком по поводу использования различных окружающих предметов. 36.              Обсуждаем с ребенком школьные (детсадовские) успехи и неудачи (оценки взрослого, качество выполнения работы и др.). 37.              Обсуждаем взаимоотношения людей и поступки ребенка с точки зрения этических норм (честность, справедливость и др.). 38.              Обсуждаем с ребенком его способы решения того или иного задания. 39.              Обсуждаем с ребенком причины его переживаний.

40.              Обсуждаем с ребенком его отношение к себе (недовольство собой, гордость за себя и др.).

БЛАНК РЕІ Ф.И.О. Статус в сlt; Возраст Ф.И.О. реб Дата рожде Дата опрос 'ИСТРАЦИИ РЕЗУЛЬТАТОВ МЕТОДИКИ «ОСОР-В» гмье енка
ния ребенка а
ВПСБДФСЗСПППФШДнсвММРМЧРЯКР
12345678910
11121314151617181920
21222324252627282930
31323334353637383940

Источник: http://www.med24info.com/books/psihologicheskoe-obsledovanie-semi-ucheb-posobie-prak--tikum-dlya-stud-fak-psihologii-vyssh-ucheb-zavedeniy-a-g-lidere-2-e-izd-ster-m-izdatelskiy-centr-akademiya-432-s/3-6-1-metodika-diagnostika-soderzhaniya-obscheniya-detey-s-blizkimi-vzroslymi-t-yu-andruschenko-i-g-m-shashlovoy-15197.html

Вопросы к экзамену по дисциплине «Теория и методика профессиональной деятельности психолога (психодиагностика). Раздел 3. Диагностика психического развития ребёнка» 2 курс специальность «Практическая психология» (дневное отделение)

27 Психодиагностика сферы общения детей дошкольного возраста со

Вопросы к экзамену

по дисциплине «Теория и методика профессиональной деятельности психолога (психодиагностика). Раздел 3. Диагностика психического развития ребёнка»

2 курс специальность «Практическая психология» (дневное отделение)

Составители:

доцент

преподаватель

1. Системность в структуре психического развития и психодиагностического обследования ребенка.

2. Методологические основы психодиагностической деятельности. Особенности диагностики различных возрастных групп.

3. Подготовка к проведению обследования ребенка. Психологический анамнез. Построение психодиагностической гипотезы. Психологический диагноз.

4.Этапы психодиагностического процесса.

5. Цели, задачи и методы психодиагностики детей младенческого возраста.

6. Практическая реализация принципа динамического подхода в диагностике ребенка.

7. Диагностический подход на основе теории созревания, теории трех ступеней развития К. Бюлера; нормативный подход к исследованию развития Л. Термена.

8. Диагностический подход на основе классического психоанализ З. Фрейда и его трактовка стадий развития.

9. Диагностический подход на основе теории Ж. Пиаже; теории развития умений К. Фишера; теория развития психики А. Валлона; теории развития как решение задач Р. Кейза.

10. Диагностический подход на основе концепции ; теории развития личности ; модели развития общения .

11. Методики диагностики детей младенческого возраста:  шкалы развития младенцев Н. Бейли.

12. Диагностика уровня развития общения и познавательной активности ребенка первого полугодия жизни ().

13. Диагностика уровня развития общения и предметно-манипулятивной деятельности ребенка второго полугодия жизни.

14. Составление психологической характеристики ребенка младенческого возраста.

15. Функциональные линии развития ребенка в раннем возрасте и возможности их диагностики.

16. Особенности познавательной  и эмоциональной сфер детей раннего возраста и их диагностика.

17. Психодиагностика сферы общения детей раннего возраста (общение со взрослыми  ).

18. Диагностика элементов самосознания детей раннего возраста  (последовательность формирования Я-концепции у младенцев ).

19.  Этапы формирования у детей раннего возраста навыков самообслуживания (М. Питерси, Р. Трилор, 2001)

20. Диагностика кризиса 3-х лет (). Развитие первичных форм самосознания и его психодиагностика.

21. Основные показатели психического развития детей раннего возраста (, 2000)

22. Развитие у ребенка крупной моторики и пространственной ориентировки, мелкой моторики и зрительно-двигательной координации, познавательной деятельности, навыков самообслуживания ().

23. Карта нервно-психического развития ребенка (, , ).

24. Карта психомоторного развития ребенка 1 год 10 мес. – 3 лет ().

25. Составление психологической характеристики ребенка раннего возраста.

26. Основные возрастные особенности детей дошкольного возраста и связанные с этим трудности психодиагностики.

27. Психодиагностика сферы общения детей дошкольного возраста со взрослыми и сверстниками.

28. Общая характеристика стандартизированного комплекса психодиагностических методик для детей дошкольного возраста.

29. Возрастной и социально-психологический норматив (, ).

30. Диагностика самосознания ребенка-дошкольника. Диагностика самооценки как компонента самосознания.

31. Воля и диагностика волевых нарушений дошкольника.

32. Диагностика межличностных отношений в семье, проективное интервью с ребенком о семье.

33. Диагностика уровня развития восприятия дошкольника.

34. Диагностика уровня развития внимания ребенка дошкольного возраста.

35. Диагностика уровня развития памяти дошкольника.

36. Диагностика уровня развития мышления ребенка дошкольного возраста.

37. Диагностика уровня развития воображения дошкольника.

38. Диагностика уровня запаса знаний об окружающем мире ребенка дошкольного возраста.

39. Диагностика личностной сферы дошкольника.

40. Составление психологической характеристики ребенка дошкольного возраста.

41. Дифференциальная диагностика речи, речевых нарушений и оценка коммуникативного поведения. Оценка экспрессивной речи.

42. Речевая карта обследования детей раннего и младшего дошкольного возраста (составители , ).

43. Различные основы для классификации компонентов школьной готовности (личностная, интеллектуальная, социально-психологическая (, ), физиологическая, психологическая и социальная (, ) и их использование для диагностики.

44. Ориентационный тест школьной зрелости А. Керна – Я. Йирасека. Рисуночный тест Ф. Гудинаф-Харриса.

45. Методика «Графический диктант» (). Методика «Домик» ().

46. Диагностика сформированности внутренней позиции школьника.

47. Диагностика эмоционального компонента школьной зрелости. Оценка социального компонента школьной зрелости. Составление заключения об уровне готовности ребенка к обучению в школе.

48. Методика – (исследование самооценки ребенка)

49. Шкала умственного развития ребенка (А. Бине – А. Симон, Д. Векслер).

50. Диагностика познавательной сферы и интеллектуальных способностей ребенка дошкольного возраста

51. Диагностика эмоциональной сферы ребенка дошкольного возраста (Проективные методики:  «Дом, дерево, человек» Джона Бака, тест тревохности  Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен, ЦТО)

52. Диагностика мотивационной сферы ребенка дошкольного возраста.

53. Диагностика личностной и нравственной готовности дошкольника к школьному обучению. Выяснение общей осведомленности детей об окружающем мире ().

54. Диагностика уровня интеллектуального развития младшего школьника (методики «Словесные субтесты», «Тестовая методика для определения интеллектуального потенциала у детей и подростков»).

55. Детский тест интеллекта Д. Векслера.

56. Методика “Узор” . Диагностика личностной сферы дошкольника: методики CAT, «Рисунок семьи», «Несуществующее животное».

57. Составление психологической характеристики ребенка младшего школьного возраста.

58. Диагностика познавательной сферы и интеллекта младших школьников.

59. Диагностика эмоционально-волевой сферы младшего школьника (тест рисуночной фрустрации Розенцвейга, тест «Завершение предложений» акса (SSCT) .

60. Диагностика мотивационной сферы младшего школьника. Анкета школьной мотивации Лускановой.

61. Диагностический подход в изучении самосознания младшего школьника.

62. Диагностика общения и межличностных отношений младшего школьника.

63. Диагностика учебной деятельности младшего школьника.

64. Использование социально-психологических нормативов с учетом неравномерности развития младшего школьника.

65. Роль экспериментальных и игровых ситуаций в психодиагностике детей дошкольного и младшего школьного возраста ().

66. Общая характеристика стандартизированного комплекса психодиагностических методик для младших школьников.

Источник: https://pandia.ru/text/80/601/38921.php

Педагогическая и психологическая диагностика детей в ДОО

27 Психодиагностика сферы общения детей дошкольного возраста со

Мария Тазина
Педагогическая и психологическая диагностика детей в ДОО

Оглавление

Введение

Глава 1. Особенности психологической диагностики детей в дошкольных образовательных организациях

1.1 Общее понятие психологической диагностики

1.2 Система психологической диагностики в дошкольных организациях

1.3 Методы психодиагностики дошкольников

Глава 2. Педагогическая диагностика детей в дошкольной образовательной организации

2.1 Общее понятие педагогической диагностики

2.2 Функции и принципы педагогической диагностики

2.3 Этапы педагогического диагностирования

Заключение

Введение

Одной из приоритетных задач дошкольного развития является охрана и укрепление психологического здоровья воспитанников. Она рассматривается в качестве условия реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Поэтому создание условий для реализации возможностей развития ребенка в дошкольном возрасте и помощь в становлении тех психологических новообразований, которые сформируют основу развития в последующие периоды, является приоритетным направлением в профессиональной деятельности специалистов дошкольных организаций.

Наряду с этими направлениями стоит психологическая и педагогическая диагностика детей. Ранняя диагностика развития познавательной сферы и всех психических процессов ребенка крайне важна и необходима.

На сегодняшний день доказано, что чем раньше начата целенаправленная работа с ребенком, направленная на коррекцию или развитие его возможностей и способностей, тем более эффективными могут оказаться ее результаты, нередко появляется и возможность предупредить вторичные отклонения развития, в случае их обнаружения.

Нервная система ребенка обладает таким важнейшим свойством, как пластичность, то есть она гибко реагирует на воздействие извне. Это качество и определяет необходимость ранней диагностики ребенка.

Глава 1. Особенности психологической диагностики детей в дошкольных образовательных организациях

1.1 Общее понятие психологической диагностики

Важнейшей областью психологической науки и психологической практики является психодиагностика. Она связана с разработкой и применением разных методов распознавания индивидуальных особенностей человека или группы людей.

Под психодиагностикой понимается область психологической науки, которая разрабатывает теорию, принципы, а также инструменты оценки и измерения индивидуально-психологических особенностей личности и переменных социального окружения, в котором осуществляется жизнедеятельность личности.

Психодиагностика практически применяется в самых разных областях деятельности психолога.

И когда он выступает в качестве автора или участника прикладных психолого-педагогических экспериментов, и когда занимается психологическим консультированием или психологической коррекцией.

И, тем не менее, чаще всего психодиагностика является отдельной самостоятельной сферой деятельности практического психолога. Тогда ее целью является постановка психологического диагноза, т. е. оценка психологического состояния, которое присутствует у человека.

В психодиагностическом обследовании выделяют три этапа:

1. Сбор данных.

2. Переработка и интерпретация полученных результатов.

3. Вынесение решения – психологический диагноз и прогноз.

Перед психодиагностикой стоят следующие задачи:

– выявление наличия у человека той или иной психологической особенности поведения или психологического свойства;

– определение степени развитости данного свойства, выражение ее в количественных и качественных показателях;

– характеристика диагностируемых поведенческих и психологических особенностей человека тогда, когда это является необходимым;

– осуществление сравнения степени выраженности изучаемых свойств у разных людей.

Все вышеперечисленные задачи решаются в практической психодиагностике или комплексно или каждая в отдельности, в зависимости от того, какие цели стоят перед проводимым исследованием.

1.2 Система психологической диагностики в дошкольных организациях

В дошкольных организациях психологическая диагностика является составной частью общей системы диагностики детей дошкольного возраста, которая включает также педагогическую и медицинскую (Таблица 1).

Таблица 1 – Система диагностической работы с детьми

Цель:Изучение и выявление особенностей развития каждого ребенка и групп детей для последующей индивидуальной и групповой коррекционно-развивающей работы

Показатели: Состояние здоровья и физического развития; средства: медицинское обследование;

ответственные: врач, медицинская сестра.

Показатели: Освоение образовательной программы; средства: педагогическая диагностика; ответствнные: старший воспитатель, воспитатели.

Показатели: Особенности психического развития; средства: психологическая диагностика; ответственные: практический психолог.

Цели и задачи психодиагностики зависят от специфики дошкольной образовательной организации и вместе с тем их направленность должна быть ориентирована на определение условий, которые препятствуют полноценному развитию и становлению личности дошкольника. Основой для построения эффективного учебно-воспитательного процесса в ДОО всегда должна быть психодиагностика.

Т. М. Марциновская считает, что в качестве предмета психодиагностики в ДОО выступают индивидуально-возрастные особенности детей, а также причины, приводящие к отклонениям и нарушениям в их психическом развитии.

Выделяют три основные диагностические схемы в модели психологического сопровождения: диагностический минимум, первичная дифференциация нормы и патологии умственного развития, углубленное психодиагностическое обследование личности.

Проведение психодиагностического обследования предусматривается на трех этапах дошкольного обучения. К ним относится этап поступления в дошкольное учреждение, этап пребывания в нем и этап окончания дошкольного обучения. Все они являются важными составляющими с точки зрения присутствующих в них потенциальных возможностей развития и обучения.

Таким образом, диагностическая система в дошкольной организации может включать шесть обследований:

1. обследование детей при поступлении в дошкольное учреждение в период их адаптации;

2. обследование детей раннего возраста (2-3 года);

3. обследование младшей возрастной группы (3-4 года);

4. обследование дошкольников средней возрастной группы (4-5 лет);

5. обследование детей старшей возрастной группы (5-6 лет);

6. обследование детей подготовительной группы в период окончания обучения в дошкольном учреждении (6-7лет).

Схема психодиагностической работы может выглядеть следующим образом. В сентябре-октябре, т. е. начале учебного года психолог проводит экспресс-диагностику уровня психического развития детей всех возрастных групп.

После этого, он проводит углубленное обследование детей, которые предположительно имеют проблемы в развитии. Эти дети, как правило, относятся к «группе риска».

На основе полученных результатов углубленной диагностики составляется коррекционно-развивающая работа.

С детьми, которые имеют выраженные нарушения в психическом развитии, осуществляется психодиагностическая работа с целью первичной дифференциации нормы и патологии умственного развития. Таких детей направляют на психолого-медико-педагогическую консультацию.

В апреле проводится повторное психодиагностическое обследование детей подготовительной группы по всем критериям психологической готовности, которое изначально является углубленным. В случае если у дошкольника обнаружился низкий уровень готовности к обучению в школе, то они должны получить дополнительную психолого-педагогическую помощь.

В основе психологического обследования дошкольников лежит необходимость получения информации о таких индивидуально-психологических особенностях ребенка, как особенности эмоционально-волевой сферы; особенности общения и поведения; особенности познавательной деятельности (Таблица 2).

Таблица 2 – Психодиагностическое обследование

Ранний возраст

(2-3 года)

Познавательная сфера: Сенсорные эталоны, общая моторика, конструктивный праксис.

Эмоционально-волевая сфера: Эмоциональный фон настроения, активность.

Поведение и общение: Игра,контактность, реакция на поощрение и порицание.

Младшая группа

(3-4 года)

Познавательная сфера: Воображение, мышление, речь, моторика.

Эмоционально-волевая сфера: Доминирующее эмоциональное состояние, половозрастная идентификация, уровень притязаний.

Поведение и общение: Игра,коммуникативные навыки в общении со взрослыми.

Средняя группа

(4-5 лет)

Познавательная сфера: Воображение, мышление, речь, память, моторика.

Эмоционально-волевая сфера: Самосознание, доминирующее эмоциональное состояние.

Поведение и общение: Игра,коммуникативные навыки в общении со взрослыми.

Старшая группа

(5-6 лет)

Познавательная сфера: Воображение, мышление, речь, память, внимание, моторика.

Эмоционально-волевая сфера: Самооценка, статус в группе, доминирующее эмоциональное состояние.

Поведение и общение: Игра, коммуникативные навыки в общении со сверстниками.

Подготовительная группа

Познавательная сфера: Память, внимание, речь, логическое мышление, воображение, моторика.

Эмоционально-волевая сфера: Мотивация, самооценка, произвольность, доминирующее эмоциональное состояние.

Поведение и общение: Игра,общение со сверстниками и взрослыми.

По результатам полученных данных психологической диагностики психолог подготавливает обобщенную аналитическую информацию по группам, заполняя сводные таблицы.

1.3 Методы психодиагностики дошкольников

В процессе психологической диагностики применяются различные методы получения информации о статусе ребенка и его соответствии возрастным нормам на этапе диагностического обследования.

Методические приемы, которые применяются для проведения диагностического обследования ребенка, должны быть краткими и удобными для быстрого получения информации из той или иной сферы личности ребенка.

Перед тем, как приступить к диагностическому обследованию рекомендуется провести диагностическое интервью, которое может затрагивать любую тему. Важно, чтобы психолог хорошо владел методикой его проведения.

Диагностическое интервью не должно быть для ребенка скучным и длительным. Необходимо учитывать возраст детей и задачи диагностики, и на основе чего применять разные его модификации.

С этой целью можно использовать игрушки, карандаши, бумагу. Это связано с тем, что дети не могут описывать свои чувства, они легче выражают их в рисунках.

Начинать собственно психодиагностическое обследование можно после проведения первичного знакомства.

Метод наблюдения является одним из основных методов в работе с детьми. Д. Б. Эльконин, известный советский детский психолог, применял наблюдение за своим внуком для описания процесса формирования предметных действий ребенка.

Наблюдение необходимо проводить правильно: оно должно быть целенаправленным и строиться по определенному плану. Перед началом наблюдения важно установить его цель, ответить на вопросы о том, ради чего оно проводится, и какие результаты должно будет дать. После чего составляется программа наблюдения, разрабатывается план.

Для получения результатов, которые необходимы для обобщения, наблюдение должно проводиться регулярно. Это объясняется тем, что дети растут очень быстро и их психология и поведение меняется также быстро.

Интервалы зависят от возраста ребенка: чем более ранний возраст, тем меньше должен быть интервал времени между очередным наблюдением.

В данном случае имеется в виду осуществление научного наблюдения, которое сопровождается ведением систематических записей, анализом и обобщением результатов наблюдения.

В силу того, что дошкольники обладают повышенной отвлекаемостью и недостаточно устойчивым вниманием, возможно применение скрытого наблюдения, которое рассчитано на то, чтобы ребенок не видел взрослого, наблюдающего за ним.

Данный метод имеет как ряд неоспоримых достоинств, так и недостатков. Благодаря наблюдению можно получить интересные факты, исследуя ребенка в естественных условиях его жизни, также оно незаменимо для первичной ориентировки в проблеме и получения предварительных фактов.

К недостаткам относится трудоемкость этого метода. Он требует от исследователя высокой психологической образованности и больших временных затрат, которые не гарантируют получение фактов.

К тому же результаты наблюдения часто не дают возможность понять причины тех или иных форм поведения ребенка.

Метод эксперимента часто является одним из самых надежных способов получения достоверной информации о психологии и поведении ребенка.

Включение ребенка в экспериментальную игровую ситуацию позволяет получить непосредственные реакции ребенка на воздействующие стимулы и на основе этих реакций судить о том, что ребенок скрывает от наблюдения или не в состоянии вербализировать при опросе.

Лучшие результаты эксперимент в работе с детьми позволяет получить тогда, когда он организуется и проводится в форме игры и привычных для ребенка занятий – рисования, отгадывания загадок, конструирования и т. д.

Важным моментом является то, что дети не должны подозревать, что игры проводятся специально для их изучения.

Это может привести к потере интереса у ребенка к тому, что ему предлагают сделать и не позволит раскрыть интеллектуальные способности и интересующие исследователя качества.

Специфика эксперимента в детской психологии состоит в том, что экспериментальные условия не должны нарушать привычных форм деятельности ребенка и должны быть близкими к его естественным жизненным условиям.

Помимо основных методов исследования детей – наблюдения и эксперимента – применяются и вспомогательные методы. Таковыми являются анализ результатов детской деятельности(рисунков, поделок, сочиненных ими сказок и др.) и метод беседы.

Наиболее широко используется анализ детских рисунков. Эмоциональное состояние ребенка, особенности восприятия окружающих людей и предметов, характер отношений с окружающими отражаются именно в детских рисунках.

При этом интерпретация не может быть определенной и однозначной и всегда предполагает субъективизм исследователя, поэтому анализ детских рисунков требует высокой квалификации и большого опыта работы с этим материалом.

В связи с этим данный метод может использоваться только как вспомогательный в серьезных исследованиях.

Метод беседы(метод вопросов) можно начинать применять с четырех лет, когда дети уже достаточно хорошо владеют речью. Так как дети дошкольного возраста еще не имеют возможности выражать свои мысли и переживания в словах, поэтому обычно они дают краткие и формальные ответы.

Правильно подобрать вопросы для беседы с детьми является большим искусством. Ребенок не всегда правильно понимает вопросы, которые адресованы ему.

По этой причине при проведении психологических исследований с применением опроса детей желательно изначально убедиться в том, что ребенок правильно понимает адресованные ему вопросы и лишь после этого приступать к интерпретации и обсуждению даваемых им ответов. Беседа также может применяться в качестве вспомогательного метода.

Таким образом, психодиагностика детей дошкольного возраста имеет свою специфику, так как они обладают рядом психологических и поведенческих особенностей, которые необходимо знать для получения достоверных результатов в процессе их психодиагностического обследования. Важно учитывать сравнительно низкий уровень самосознания и сознания, а также помнить о том, что у дошкольников недостаточно развиты такие процессы, как внимание, мышление, память и воображение.

Глава 2. Педагогическая диагностика детей в дошкольной образовательной организации

2.1 Общее понятие педагогической диагностики

Педагогическая диагностика имеет три взаимосвязанных значения:

1) Это самостоятельный вид аналитической деятельности педагога.

2) Прикладная область педагогики, изучающая закономерности постановки педагогического диагноза.

3) Процесс изучения педагогом актуального состояния объекта и его соотношение с нормой.

Педагогическая диагностика – это не столько изучение детей, их личностных особенностей, сколько возможности и ресурсы системы воспитания, педагогического процесса, организованного в дошкольном учреждении и в семье воспитанника.

Кроме того, педагогическая диагностика в дошкольной организации направлена также на изучение педагогов и родителей, выявление у них сложностей в организации педагогического процесса и уровня их компетенции.

Полученные данные диагностики применяются для активного развития всех участников педагогического процесса, для правильного подбора методов и средств воспитания, а также с целью оказания своевременной помощи при обнаружении проблем или сложностей в работе с детьми.

2.2 Функции и принципы педагогической диагностики

Одной из главных функций педагогической диагностики для педагога-практика является функция обратной связи или информационная.

Диагностическая деятельность педагога направлена не только на выявление и оценку состояния ребенка, но и на обнаружение условий, положительно или отрицательно влияющих на его развитие.

Осуществляя наблюдение за ребенком в различных ситуациях (в свободное время, на прогулке, в игре со сверстниками и т. д., педагог делает отметки его реакций на конфликт и на похвалу, на предложение заняться какой-либо деятельностью.

С помощью этого ему удается узнать какие интересы у ребенка, его умения, склонности, сложности, предпочтения и значимые для него объекты, а также понять причины поведенческих проявлений.

Понимание этих моментов дает возможность воспитателю снизить формальность образовательного взаимодействия, определить своеобразие образовательных целей, ориентирует его на поиск и применение лучшего варианта педагогического решения.

Прогностическая функция позволяет спрогнозировать протекание педагогического процесса, определить перспективы развития ребенка.

Для того чтобы составить прогноз, педагог сопоставляет информацию о том, каким дошкольник был раньше и как проявляет себя сейчас.

В результате чего, выявленная динамика изменений (отрицательная или положительная) способствует возможности прогнозирования изменений ребенка и предупреждения нежелательных тенденций развития.

Контрольно-корректировочная функция выявляет конкретные сложности в протекании образовательного процесса, определяет порождающие их причины. Данная функция проявляется преимущественно в процессе проведения педагогической экспертизы и предполагает наличие стандарта.

Оценочная функция устанавливает степень изменения исследуемого педагогического объекта и зависимость этих изменений от условий образовательного процесса. С помощью этой функции можно провести качественную и количественную оценку достижений дошкольников, результативность деятельности каждого педагога в отдельности и всего педагогического коллектива в целом.

Проведение педагогической диагностики должно осуществляться с учетом ряда принципов, которые обусловлены спецификой педагогического процесса дошкольной организации. , цели, формы и методы диагностических процедур, а также методику анализа полученных данных определяют именно принципы педагогической диагностики.

1. Принцип объективности позволяет минимизировать субъективизм который может наблюдаться в виду того, что, как правило, проводится «включенное» наблюдение, при котором диагност находится внутри исследуемого предмета, а не отстранен от него.

2. Принцип целостного изучения педагогического процесса предполагает:

– рассмотрение ребенка как целостной системы, состоящей из определенных взаимосвязанных компонентов;

– сопоставление данных, полученных в различных условиях и ситуациях жизнедеятельности ребенка, различными людьми, находящимися с ним в различных отношениях;

– выявление взаимозависимости и взаимообусловленности внутренних факторов индивидуально-личностного становления человека с внешними условиями среды.

3. Принцип процессуальности заключается в изучении явления в его генезисе и прогрессии.

4. Принцип компетентности состоит в том, что диагност принимает решения только в тех вопросах, в которых он имеет специальную подготовку; также запрещаются какие-либо действия, которые могут нанести ущерб испытуемому в процессе и по результатам диагностики.

5. Принцип персонализации заключаются в требовании обнаруживать не только индивидуальные проявления общих закономерностей, но также индивидуальные пути развития, а отклонения от нормы не оценивать как негативные без анализа динамических тенденций становления.

2.3 Этапы педагогического диагностирования

Перед началом проведения диагностики необходимо ее спроектировать. В связи с чем, первым этапом является проектировочный этап. Он предполагает выполнение определенных действий.

1. Обозначить цели диагностики (например, оценить степень проявления детьми средней группы любознательности и активности, а также определить проявляющиеся при этом индивидуальные особенности).

2. Определить норму (эталон, идеал, образец, с которой в дальнейшем будет сопоставлена полученная информация.

3. Обозначить показатели и критерии для оценки проявлений любознательности и активности у дошкольников. Так, критерием любознательности может быть чуткость ребенка к новому, а показателями проявления этого критерия является выделение новых объектов в окружении, внимательное слушание рассказов воспитателя, вопросы познавательной направленности о новых объектах и т. д.

4. Определить методы диагностики. Диагностический метод ориентирован на изучение педагогической реальности.

Основными методами в педагогической диагностике являются включенное наблюдение и нестандартизированные беседы с детьми. Также применяются диагностические ситуации, которые «провоцируют» деятельность ребенка, за которой педагог хотел бы понаблюдать2.

Второй этап — практический, на котором осуществляется проведение диагностики.

Третий этап — аналитический. На этом этапе производят анализ полученных данных, после чего появляются количественные данные.

Четвертый этап — интерпретация данных. Интерпретирование полученных данных требует глубокого знания объекта исследования, высокого профессионализма и опыта, способности анализировать и обобщать обширную эмпирическую информацию, часто носящую мозаичный характер, давать объективное толкование выявленным фактам.

Пятый этап — целеобразовательный – предполагает определение актуальных образовательных задач для каждого ребенка и для группы в целом.

Педагог регулярно осуществляет проецирование данных, полученных в результате сопоставлений и анализа, на поведение ребенка в других ситуациях или в будущем в сфере педагогической диагностики.

Таким образом, искусство педагога заключается в том, чтобы открыть перед каждым ребенком перспективы его развития, показать ему те сферы, где он может проявить себя. Главный смысл прогностической деятельности педагога заключается в том, чтобы найти наиболее оптимальный путь развития двуединого процесса: социализации ребенка, выявления и развития его индивидуальности.

Заключение

Правильно организованная и проведенная диагностика детей в дошкольной образовательной организации, направленная на выявление индивидуальных психологических особенностей развития и обучения, позволяет не только своевременно определить нарушения и предпринять меры по их коррекции. Не менее важным является психологическая и педагогическая диагностика, направленная на выявление возможностей ребенка, определения его достижений по сравнению с предыдущими периодами развития и создание всех необходимых условий для дальнейшей реализации его способностей.

Применение таких методов исследования как наблюдение, эксперимент, анализ результатов детской деятельности ребенка и беседа с ним требует от педагога-психолога высокого уровня профессионализма.

Источник: https://www.maam.ru/detskijsad/pedagogicheskaja-i-psihologicheskaja-diagnostika-detei-v-do.html

Диагностика эмоционально-волевой сферы

27 Психодиагностика сферы общения детей дошкольного возраста со

Особенности развития эмоциональной сферы у детей  дошкольного возраста я в своей работе выявляю, используя метод наблюдения, а также различные диагностические методики.

         Регулярные наблюдения  за детьми  в естественных ситуациях –  в группе, на прогулке, во время прихода в детский сад и ухода из него, позволяют достаточно объективно оценить эмоциональное состояние ребенка в условиях детского сада при взаимодействии с воспитателями, родителями и со сверстниками, в процессе организации деятельности и отдельных режимных моментах.

      Более углубленную диагностику по результатам наблюдения или по запросу педагогов, родителей уже провожу используя ту или иную, подходящую в конкретном случае, диагностическую методику.

Представляю комплекс методик,

используемых мною для оценки состояния эмоционально-волевой сферы.

Диагностика эмоциональной сферы дошкольник (Л.П.Стрелкова)

Диагностика и развитие эмоциональной сферы ребенка предполагает выделение следующих параметров:

– адекватная реакция на различные явления окружающей действительности;

– дифференциация и адекватная интерпретация эмоциональных состояний других людей;

– широта диапазона понимаемых и переживаемых эмоций, интенсивность и глубина переживания, уровень передачи эмоционального состояния в речевом плане, терминологическая оснащенность языка;

– адекватное проявление эмоционального состояния в коммуникативной сфере. 

Методика «Волшебная страна чувств» 

(Авторская – Т. Грабенко, Т. Зинкевич-Евстигнеева, Д. Фролов)

Цель: Выявление отношения детей к близким для них людям и к событиям, происходящим в их повседневной жизни. Исследование психоэмоционального состояния ребенка 

Задачи: 

• Познакомить детей с разными эмоциональными состояниями. 

• Развивать у детей способность к рефлексии эмоционального поведения. 

• Развивать у детей навыки самоконтроля. 

Тест тревожности Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен.

Методика “Выбери нужное лицо”

  Данная методика используется для исследования тревожности ребенка по отношению к ряду типичных для него жизненных ситуаций общения с другими людьми. Определение степени тревожности раскрывает внутреннее отношение ребенка к определенной ситуации, дает косвенную информацию о характере взаимоотношений ребенка со сверстниками и взрослыми в семье, детском саду.

          Ребенку последовательно предъявляют 14 рисунков. Каждый рисунок представляет некоторую типичную для жизни ребенка ситуацию. Лицо ребенка на рисунке не прорисовано, дан лишь контур головы.

Каждый рисунок снабжен двумя дополнительными рисунками детской головы с прорисованным лицом (улыбающееся и печальное лицо), по размерам точно соответствующими контуру лица на рисунке.

Ребенку предлагают подобрать к каждой ситуации подходящее лицо для изображенного ребенка. Рисунка выполнены в двух вариантах: для девочек и для мальчиков.

Методика «Контурный САТ-Н

(Детский апперцептивный тест

Л. Беллак, О. Беллак)

   Методика выявляет реальное состояние ребенка (эмоциональное, аффективное, мотивационное) через его ответы.

Основная цель тестирования – раскрытие отношений между ребенком и окружающими его людьми(родителями) в наиболее важных или травматичных для ребенка жизненных ситуациях.

Важно то, что результаты методики не зависят от культурных различий того или иного общества и уровня социального развития ребенка.

   Стимульный материал состоит из 8-ми рисунков с контурными изображениями человеческих фигур (в одном сюжете присутствует изображение животного) на однотонном бледно-зеленом фоне. Такой фон является оптимальным для восприятия рисунков при работе с детьми с какими-либо нарушениями зрительного восприятия. Рисунки пронумерованы и предъявляются  в определенном порядке.

    Цветовой тест Люшера используется для оценки эмоционального состояния и уровня нервно-психической устойчивости; выявления внутриличностных конфликтов и склонности к депрессивным состояниям и аффективным реакциям.

   Ребенку предъявляются восемь различных по цвету карточек, и предлагается сделать выбор наиболее привлекательных цветов на момент тестирования. Набор карточек предъявляется дважды

   Методика изучает самооценку ребенка: как он оценивает свои личностные качества, свое здоровье, свою внешность, свою значимость в коллективе (группа детского сада, школьный класс), в семье.

   Ребенку предлагается бланк с изображенными лестницами. Нужно определить свое место на лестнице ума, здоровья, красоты и т.д.

         Цель методики – определить круг значимого общения ребенка, особенности взаимоотношений в семье, в детской группе, выявление симпатий к членам группы, выявление скрытых конфликтов, травмирующих для ребенка ситуаций.

      Ребенку предлагают поселить в нарисованные на листе красный и черный домики жильцов.

Методика

«Несуществующее животное»

      Методика изучает личностные особенности ребенка: уровень его активности, самооценку, уровень тревожности, наличие страхов, уверенность в своем положении, агрессивные тенденции нападающего или оборонительного характера, творческие способности и т.д.

    Ребенку предлагается на белом стандартном листе бумаги (А 4) придумать и изобразить несуществующее в природе животное, а также назвать его несуществующим названием.

      Методика направлена на изучение состояния эмоциональной сферы ребенка, выявление наличия агрессии, ее направленности и интенсивности.

       Ребенку предлагают на листе бумаги нарисовать кактус таким, как он его представляет. Затем проводится беседа.

   Методика направлена на изучение особенностей восприятия ребенком внутрисемейных отношений.

        Ребенку предлагают нарисовать свою семью, после чего проводится беседа

Методика «Паровозик» (Велиева С.В.)

      Методика позволяет определить особенности эмоционального состояния ребёнка:нормальное или пониженное настроение, состояния тревоги, страха, удовлетворительную или низкую адаптацию в новой или привычной, социальной среде (выявление тревожности у дошкольников). 

     Направлена на определение степени позитивного (ППС) и негативного (НПС) психического состояния.

Источник: https://lutiks.jimdofree.com/%D0%B4%D0%B8%D0%B0%D0%B3%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B0-%D1%8D%D0%BC%D0%BE%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE-%D0%B2%D0%BE%D0%BB%D0%B5%D0%B2%D0%BE%D0%B9-%D1%81%D1%84%D0%B5%D1%80%D1%8B/

Психодиагностика сферы общения детей дошкольного возраста со взрослыми и сверстниками

27 Психодиагностика сферы общения детей дошкольного возраста со

Личностные ожидания ребенка в общении со взрослым

Назначение теста – Диагностика личностных ожиданий ребенка в общении со взрослым.

Процедура тестирования

В ходе исследования ребенку предлагается обсудить несколько ситуаций, в которых описаны положительные и отрицательные поступки детей.

Первая ситуация

«Это было в январе. Стоял сильный мороз. Дети собирались идти домой. Они надевали шапки, пальто, теплые ботинки, варежки. Первыми оделись дети из старшей группы. Когда они уже собирались выходить на улицу, одна девочка увидела малыша, который никак не мог одеться. Она подошла и помогла ему».

Могла бы твоя мама подумать, что это сделал(а) ты? А папа? Похвалили бы они тебя?

Вторая ситуация

«Дети шли на прогулку. На узкой дорожке, которая вела в сад, лежал, кусок колючей проволоки. Все дети осторожно переступали через проволоку. А один мальчик, который шел последним, наклонился, осторожно взял про волоку за кончик и отбросил ее в сторону, чтобы она ни кому не мешала».

Могла бы твоя мама подумать, что это сделал(а) ты? А папа? Похвалили бы они тебя?

Третья ситуация

«Одна девочка сказала Тане: «У тебя такая красивая кукла! Дай мне ее – я поиграю». «На, возьми», -сказала Таня. Вечером, когда нужно было идти домой, Таня по просила свою куклу. Но девочка не вернула Тане куклу».

Могла бы твоя мама подумать, что это сделал(а) ты? А папа? А если бы им сказали, что это ты не вернул(а) куклу?

Четвертая ситуация

«Дети рисовали. Маша рисовала цветок, и ей нужен был красный карандаш. Дима рисовал крокодила, и ему нужен был зеленый карандаш. А один мальчик захотел нарисовать лето. Ему нужно было много карандашей. Карандаши, которые дала ему воспитательница, у него поломались, и он стал забирать у других детей».

Могла бы твоя мама подумать, что это сделал(а) ты? А папа? А если бы им все-таки сказали, что это сделал(а) ты?

Оценка результатов теста

Анализируют, как ребенок представляет, какое поведение ожидают от него близкие, какова будет реакция на его «обычные» и «необычные» поступки, чего следует ожидать от взрослых – одобрения, порицания и т.д.

Цель исследования: Выявить коммуникативную компетентность ребенка в общении

со   сверстниками   с   помощью   методики   «Картинки»   (авторы   Е.О.   Смирнова   и

Е.А.Калягина).

Описание методики «Картинки».

Исходная   ситуация.    Взрослый   показывает   детям   картинки   с   изображением

конфликтных ситуаций, на каждой из которых фигурирует обиженный персонаж

(Приложение). Набор картинок выбирается в соответствии с полом ребенка.

Инструкция. «Как ты думаешь, что нарисовано на этой картинке»? Ответ фиксируется

в протоколе.

Если ребенок понял, что на рисунке изображена конфликтная ситуация, следует

вопрос: «Что бы ты сделал на месте этого обиженного мальчика (или обиженной

девочки)?»

Ход исследования: В исследовании приняли участие 20 детей старшей группы

детского сада. Проведению методики предшествовала беседа об отношениях с

друзьями,    которая   помогла   диагностировать   умение   общаться   ситуативно-

личностно. Были заданы следующие вопросы: Кто из сверстников больше нравится?

Почему? С кем чаще всего ссоришься? С кем хочешь дружить?

Анализ результатов: Получены очень тревожные результаты по коммуникативной

компетентности   в   общении   со   сверстниками.   Пять  лет  –  возраст,   который

характеризуется    наиболее    интенсивным    общением:    закладываются    основы

межличностных   отношений   и   сотрудничества,   дети   приобретают   основные

коммуникативные способности. Именно они позволяют налаживать отношения со

сверстниками и самостоятельно решать возникающие проблемы. Однако достаточно

высокую  социальную  компетентность  мы  обнаружили  лишь  у  20  процентов

обследуемых   дошкольников,   т.   е.   только   эти   дети   могли   конструктивно   и

самостоятельно находить решения в предложенных проблемных ситуациях. Около

50   процентов  проявляли   полную   беспомощность.   Одни   ответы  («Не   знаю»,

«Заплачу»,    «Позову    маму»)    говорили    о    явно    недостаточной    социальной

компетентности, другие («Побью», «Стукну») носили агрессивный характер.

Источник: https://students-library.com/library/read/64241-psihodiagnostika-sfery-obsenia-detej-doskolnogo-vozrasta-so-vzroslymi-i-sverstnikami

Medic-studio
Добавить комментарий