27. Работа с родителями в системе коррекционно-воспитательной работы

Перспективный план по работе с родителями коррекционной группы

27. Работа с родителями в системе коррекционно-воспитательной работы

Мария Фирсова
Перспективный план по работе с родителями коррекционной группы

Сентябрь

Консультация: «Режим и его значение в жизни ребенка»

Цель: Активизировать внимание родителей внимания к вопросам воспитания и адаптации ребенка к условиям детского сада.

Ответственный: воспитатель

Беседа: «Адаптация ребенка к условиям детского сада»

Цель: Нацелить родителей к активной совместной и педагогически правильной работе по проведению хорошей адаптации вновь прибывших детей к новой группе, педагогам. Обеспечение позитивного психологического самочувствия ребенка, эмоционального благополучия.

Ответственный: воспитатель

Родительское собрание: «Основные направления коррекционно – развивающей работы с детьми с интеллектуальной недостаточностью»

Цель: Нацелить, приобщить родителей к активной, совместной работе в новом учебном году. Выявление запросов, интересов и пожеланий при организации образовательных и воспитательных услуг в МАДОУ. Познакомить родителей с образовательной программой.

Ответственный: Учитель – дефектолог, воспитатель

Рекомендации: «Одежда детей для дома и улицы»

Цель: Дать рекомендации о подборе правильной одежде детей для дома и улицы.

Ответственный: воспитатель

Октябрь

Консультация: «Прогулки осенью с детьми»

Цель: Дать рекомендации родителям как сделать так, чтобы прогулка осенью стала для детей интересной и познавательной. Подборка игр на улице.

Ответственный: воспитатель

Папка передвижка: «Организация профилактических мероприятий против гриппа и ОРВИ»

Цель: Познакомить родителей с приемами профилактики простудных заболеваний в осенне – зимний период.

Ответственный: воспитатель, медицинский работник

Выставка рисунков и поделок: «Золотая осень. Чудесные превращения»

Цель: Привлечь и заинтересовать родителей созданием совместных работ с осенней тематикой. Поделки из природного материала, овощей и фруктов.

Ответственный: воспитатель, родители

Совместное развлечение детей и родителей: «Осень, осень в гости просим!»

Цель: Формировать у родителей желание участвовать с детьми в совместном празднике, способствовать созданию положительных эмоций.

Ответственный: воспитатель, музыкальный работник

Ноябрь

Буклет: «Игры на кухне. Игры с крупами»

Цель: Предложить родителям подборку игр с крупами. Формировать у родителей заинтересованность играть с детьми в игры с крупами.

Ответственный: воспитатель

Городской конкурс: «Мир за моим окном»

Цель: Привлечь и заинтересовать родителей участвовать в городском конкурсе творчества детей-инвалидов.

Ответственный: воспитатель, родители

День добрых дел: «Снежные постройки»

Цель: Вовлечь родителей в совместную работу по постройке снежного городка и украшения участка снежными постройками, гирляндами и игрушками, сделанными своими руками из бросового материала.

Ответственный: воспитатель, родители

Декабрь

Консультация: «Зимняя прогулка»

Цель: Информирование родителей о пользе прогулок, о правильной одежде детей в зимний период.

Ответственный: воспитатель

Круглый стол, беседа: «Развитие эмоционального и делового общения у детей с интеллектуальной недостаточностью»

Цель: Познакомить родителей с приемами формирования эмоционального контакта ребенка со взрослыми и сверстником.

Ответственный: Учитель – дефектолог, воспитатель

Выставка: «Новогодняя игрушка»

Цель: Привлечь и заинтересовать родителей к изготовлению новогодней игрушки из разнообразного материала.

Ответственный: воспитатель, родители

Новогодний утренник: «К нам спешит Дед Мороз»

Цель: Формировать у родителей и детей желание участвовать в совместном празднике, способствовать созданию положительных эмоций.

Ответственный: воспитатель, музыкальный работник

Январь

Папка-передвижка: «Какие возможности для развития предоставляет ледяная горка»

Цель: Информировать родителей о пользе катания с ледяной горки.

Ответственный: воспитатель

Экологическая акция: «Трудно птицам зимовать – надо пташкам помогать»

Цель: Привлечь и заинтересовать родителей к изготовлению кормушки из разнообразного материала, рекламных плакатов, видеороликов «Покормите птиц зимой».

Ответственный: воспитатель, родители

Консультация «Прогулки зимой с детьми»

Цель: Дать рекомендации родителям как сделать так, чтобы зимняя прогулка стала для детей интересной и познавательной. Подборка игр на улице.

Ответственный: воспитатель

Февраль

Консультация: «Роль дидактической игры в речевом развитии дошкольников»

Цель: Дать родителям знания о значении дидактической игры в развитии ребенка. Помощь-совет по приобретению игр домой, привлечению детей в игру.

Ответственный: воспитатель

Консультация: «Какие игрушки нужны вашим детям»

Цель: Дать знания о важности развивающих игрушек, их значении, подборе.

Ответственный :воспитатель

Папка-передвижка: «Главные причины детского кашля»

Цель: Информирование родителей об основных признаках простуды.

Ответственный: воспитатель, медицинской работник

Спортивное развлечение:«Мама, папа и я –дружная семья»

Цель: Приобщение семей к здоровому образу жизни, активному отдыху, спорту. Формировать у родителей и детей желание участвовать в совместном развлечении.

Ответственный: воспитатель, инструктор по физической культуре

Март

Консультация: «Прогулки весной с детьми»

Цель: Дать рекомендации родителям как сделать так, чтобы весенняя прогулка стала для детей интересной и познавательной. Подборка игр на улице.

Ответственный: воспитатель

Выставка поделок: «Цветик- семицветик»

Цель: Формировать у детей и родителей интерес к совместному творчеству. Изготовление цветов из различных материалов.

Ответственный: воспитатель, родители

Концерт для мам: «Мамочка, любимая моя»

Цель: Формировать у родителей и детей желание участвовать в совместном празднике, способствовать созданию положительных эмоций.

Ответственный: воспитатель, музыкальный работник

Семинар –практикум: «Развитие речевого и неречевого слуха у детей»

Цель: Познакомить родителей с играми и упражнениями по развитию движений с речевым сопровождением.

Ответственный: Учитель – дефектолог, воспитатель

Апрель

Консультация: «Пальчиковая гимнастика -путь к формированию речи у детей»

Цель: Объяснить значение и роль пальчиковых игр в развитии моторики рук и развитии речи детей.

Ответственный: воспитатель

Памятка: «Безопасность ребенка в быту»

Цель: Нацелить родителей проявлять особое внимание по обеспечению безопасности ребенка в быту.

Ответственный: воспитатель

Май

День добрых дел: «Наш любимый детский сад» (подготовка участка к летнему периоду)

Цель: Привлечь родителей к подготовке участка к летнему периоду (озеленение и благоустройство участка группы)

Ответственный: воспитатель, родители

Родительское собрание: «Итоги коррекционно – развивающей работы за учебный год»

Цель: Дать родителям информацию об успехах детей на конец учебного года. Познакомить с летним режимом работы сада.

Ответственный: Учитель –дефектолог, воспитатель

Июнь

Фотоколлажи: «Мой портрет в лучах солнца!»

Цель: Привлечь и заинтересовать родителей созданием фотоколлажа своего ребенка.

Ответственный: воспитатель, родители

Папка – передвижка: «Солнце, воздух, и вода – наши лучшие друзья!»

Цель: Дать представление о формах закаливания в летний период времени.

Ответственный: воспитатель

Консультация: «Как организовать летний отдых детей»

Цель: Познакомить родителей с летним отдыхом детей. Игры, купание, поездки и т. д.

Ответственный: воспитатель

Июль

Консультация: «Прогулки летом с детьми»

Цель: Дать рекомендации родителям как сделать так, чтобы летняя прогулка стала для детей интересной и познавательной. Подборка игр на улице.

Ответственный: воспитатель

Папка – передвижка:«Питание ребенка летом»

Цель: Дать рекомендации по питанию детей в летний период.

Ответственный: воспитатель, медицинский работник

Август

Консультация: «Игры с песком дома»

Цель: Дать рекомендации родителям о способах игры с песком в летнее время.

Ответственный: воспитатель

Памятка-рекомендация:«Первая помощь при укусах насекомых»

Цель: Дать рекомендации как оказать первую помощь ребенку при укусах насекомых.

Ответственный: воспитатель, медицинский работник

Источник: https://www.maam.ru/detskijsad/perspektivnyi-plan-po-rabote-s-roditeljami-korekcionoi-grupy-marija-firsova.html

: включение родителей в коррекционно-развивающий процесс как одна из форм работы по повышению родительской компетентности

27. Работа с родителями в системе коррекционно-воспитательной работы

 18. 10. 2016 год

Методический совет:Обмен опытом работы: включение родителей в коррекционно-развивающий процесс как одна из форм работы по повышению родительской компетентности.

Подготовила: учитель-дефектолог Дюсенова Г. Ж.

  В КППК  эффективно осуществляется взаимодействие с  родителями, так как  без сотрудничества, и обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей, мы не сможем осуществлять успешную коррекцию и социализацию детей с ОВЗ без помощи родителей. 

КППК посещают дети со сложной структурой дефекта разной степени выраженности (от легкой до выраженной).

Поэтому дети  испытывают повышенную необходимость в опоре на взрослых, их судьба в значительной степени зависит от позиции семьи и окружающих его взрослых.

 Таким  детям удается достичь гораздо лучших результатов, когда  в коррекционно – образовательном процессе родители и специалисты становятся партнерами и вместе решают поставленные задачи.

      Каждая семья индивидуальна по своему виду, составу, социальному положению; каждый родитель имеет свои ожидания от педагога КППК, имеет свои представления о содержании воспитания и обучения ребенка.  

      Поэтому для эффективного построения работы специалистам КППК нужно максимально  изучать семью с тем, чтобы понять ее особенности, потребности, трудности и ожидания. Кроме доверительного контакта, это позволит выстроить систему дифференцированной работы с группами семей, оказать  им  квалифицированную помощь в  воспитании,  развитии, социализации своего ребенка.

Важно помнить, что изучение семьи должно проводиться деликатно, ненавязчиво.

    В настоящее время издается достаточно  специальной  литературы, которую изучают родители, пытаясь разобраться в вопросах лечения, развития, социализации и реабилитации детей,  однако было бы неверно полагать, что, прочитав эту литературу, родители смогут самостоятельно овладеть всеми необходимыми приемами и навыками без помощи и поддержки специалистов.

      Сотрудничество со специалистами необходимо не только для получения конкретных навыков и умений, но и для личностного роста  самих родителей, которые становятся равноправными партнерами специалистов, а в чем-то могут и превзойти их.

 Родители, движимые чувством любви к ребенку, способны индивидуализировать, дополнить, расширить и развить предлагаемые специалистом методы обучения, проявить творчество и изобретательность в деле воспитания своего ребенка, взять на себя огромный повседневный труд помощи ребенку.

В деятельность моей работы, входит такая задача как, консультирование родителей по проблемам развития, обучения и воспитания в соответствии индивидуальными особенностями ребёнка.

Консультативно – просветительское направление – это оказание помощи родителям в вопросах воспитания и обучения ребёнка; разработка рекомендаций в соответствии с индивидуально – типологическими особенностями детей, состоянием их соматического и психического здоровья, подготовка и включение родителей в коррекционно – образовательный процесс;

Консультативная деятельность учителем – дефектологом ведется в течение всего учебного года с родителями. Поддерживается взаимосвязь

со специалистами КППК: педагогом-психологом Банниковой М. А. , социальным педагогом Савельевой Е. А., и методистом Гречишкиной Е. А. учителем – дефектологом Меховой Л. С., учителем – логопедом Труновой Л. И., учителем ЛФК Жабиной О. Н., музыкальным руководителем Зорченко

Л. В. и воспитателем Поляковой Т. В.

Взаимоотношений осуществляется в течение всего учебного года. В ходе работы с детьми ОВР, обсуждаются совместные вопросы с данными детьми.

Родителей получают коррекционную помощь учителя – дефектолога на темы: преодоление трудностей в обучении, особенностей формирования познавательной сферы, выбора дальнейшего образовательного маршрута, особенностей поведения, трудности коммуникации и другое.

      Для эффективного планирования работы с семей я провожу  анкетирование и опросы, в процессе которого (изучаю  социальный  состав  семьи, их настрой и ожидания  от пребывания ребенка в КППК и на занятиях дефектолога).

    В результате   выявляются   запросы и образовательные потребности родителей, уровень их педагогической осведомленности,  готовность родителей сотрудничать.     В работе с родителями, существенную помощь родителям  оказывают  индивидуальные консультации.

Консультации плановые и неплановые бывают индивидуальными и групповыми. Неплановые консультации возникают нередко во время общения педагогом и родителей по инициативе обеих сторон. О сроке проведения неплановой консультации педагог договаривается с родителями заранее.

Плановые консультации проводятся в КППК систематически в определенные дни и часы. 

– Педагогические беседы с родителями. 

Цель педагогической беседы – обмен мнениям по тому или иному вопросу воспитания и достижение единой точки зрения по этим вопросам, оказание родителям своевременной помощи.

 Материал для бесед с родителями дают  педагогу наблюдения за ребенком: за выполнением им правил поведения, за отношением к деятельности и т.п.

Доброжелательность педагога, обоснованность его оценок и выводов, которые он делает с позиции интересов ребенка, вызывают у родителей желание откровенно высказывать свое мнение, поделиться впечатлениями. 

      По желанию родителей выбираю те или иные вопросы воспитания и освещаю их в своих рекомендациях. Слушая рекомендации и вопросы родители, лучше осознают и решают свои проблемы.

      – Практикумы, на которых родители имеют возможность  выработки у родителей практических навыков   по развитию, коррекции и воспитанию детей с ОВЗ. Первоначально от родителей требуется фиксировать ход занятия педагога с ребенком и повторять эти упражнения дома. 

В некоторых семьях матери предлагается участвовать в отдельных эпизодах занятия: специалист с ребенком действует как одно целое, а мать как партнер по игре. Затем мать и специалист меняются местами.

В других семьях специалист может предложить маме закончить задание, начатое им, а затем самостоятельно его выполнить, помогая в случае неудачи.

        Для обучения родителей, детей провожу занятия с двумя детьми и их мамами (подгрупповые занятия). 

При необходимости если надо сформировать или отработать какой – либо навык с родителями мы проводим  тренинги.

Одна из распространенных форм работы с  семьей – родительские собрания  (общие  и   групповые). Выбор темы собрания определяется возрастом,  задачами развития и воспитания детей, актуальностью той или иной темы для коллектива родителей, содержанием работы. 

    Предварительно подбираем  педагогическую и психологическую литературу с которой бы хотели познакомить родителей,   наглядный материал  (игрушки, игры, пособия, тетради развития (память, внимания, мышления и др.).

В течение года,  перед  началом собрания  показывает занятие логопед или дефектолог с группой или подгруппой детей. При необходимости, в течение учебного года, проводим подгрупповое занятие или серию занятий   индивидуально для какого либо родителя (с целью формирования адекватной оценки  своего ребенка). 

          Часто вопросы, поставленные на групповых собраниях, находят отражение в дальнейшем в индивидуальных беседах, в материалах, помещенных на стендах, в консультациях;

    Следующая, форма работы с родителями – это день открытых дверей  предоставляет возможность познакомиться с учреждением, его традициями, правилами, развивающим и лечебным  оборудованием, задачами коррекционно-образовательного пространства, деятельностью специалистов. Помогает родителям увидеть своего ребенка в общении со сверстниками, проследить динамику его развития, побуждает обращаться за консультацией к специалистам. 

    –  Наглядных формы  работы:  папки-передвижки, памятки-рекомендации, уголки для родителей. В котором содержатся  материалы информационного характера: правила для родителей, объявления, расписание работы и рекомендации специалистов по  вопросам организации развивающей среды, развития и коррекции, воспитания  дома. 

         – Праздники, игры,  в результате подготовки и участия в игровых,  праздничных мероприятиях позволяет вовлечь родителей в единое образовательное  пространство, вызвать доверительное отношение к КППК, установить  эмоциональный контакт с окружающими и детьми.

Данный факт часто благоприятно действует на родителей, так как обычно из социума они получают негативные эмоции относительно психического и физического состояния своего ребёнка.

Источник: https://kopilkaurokov.ru/vneurochka/prochee/vkliuchieniie_roditieliei_v_korriektsionno_razvivaiushchii_protsiess_kak_odna_iz

Особенности работы с родителями воспитанников с задержкой психологического развития

27. Работа с родителями в системе коррекционно-воспитательной работы

В современном значении “задержка психического развития” понимаются синдромы временного отставания развития психики в целом или отдельных ее функций (моторных, сенсорных, речевых, эмоционально-волевых).

Значимость налаживания тесного взаимодействия с семьей определяется тем, что она, как важнейший институт, обуславливает особенности социального развития ребенка.

Формирование и зоны ближайшего развития, и социальной ситуации развития определяется сложившейся в семье системой отношений ребенка с близкими взрослыми, системой ценностей, норм и правил.

Поэтому родители должны стать необходимым звеном в системе коррекционно – развивающей работы с ребенком.

В нашем саду функционирует группа компенсирующей направленности для детей с задержкой психологического развития. Ее посещает 11 воспитанников.

Результат диагностики этой группы выявили, что прослеживаются грубые нарушения в эмоциональном развитии детей, внешне это проявляется агрессивностью, импульсивностью, двигательной расторможенностью.

Мониторинг состава семьи показал,  что 55% (6 семей) – неполные семьи (воспитывает одна мама), 36% (4 семьи) – полные, 9% (1 семья) является многодетной. Только 2 родителей имеет высшее образование и 14 средне специальное.

Для определения типа семейного воспитания, установок родителей по отношению к детям в семье был использован тест-опросник родительского отношения А.Я Варга, который дает возможность определить базовый тип воспитания и характер восприятия родителя своей роли в жизни ребенка как качественно, так и количественно, благодаря наличию системы шкал. Анализ теста показал:

«Принятие — отвержение» (43% – 7 родителей). Шкала отражает интегральное эмоциональное отношение к ребенку. одного полюса шкалы: родителю нравится ребенок таким, какой он есть. Родитель уважает индивидуальность ребенка, симпатизирует ему.

Родитель стремится проводить много времени вместе с ребенком, одобряет его интересы и планы. На другом полюсе шкалы: родитель воспринимает своего ребенка плохим, неприспособленным, неудачливым. Ему кажется, что ребенок не добьется успеха в жизни из-за низких способностей, небольшого ума, дурных наклонностей.

По большей части родитель испытывает к ребенку злость, досаду, раздражение, обиду. Он не доверяет ребенку и не уважает его.

«Кооперация» (6% – 1 родитель). Социально-желательный образ родительского отношения. Содержательно эта шкала раскрывается так: родитель заинтересован в делах и планах ребенка, старается во всем помочь ребенку, сочувствует ему.

Родитель высоко оценивает интеллектуальные и творческие способности ребенка, испытывает чувство гордости за него. Он поощряет инициативу и самостоятельность ребенка, старается быть с ним на равных.

Родитель доверяет ребенку, старается стать на его точку зрения в спорных вопросах.

 «Симбиоз» (27% – 4 родителя). Отражает межличностную дистанцию в общении с ребенком. Родитель стремится к симбиотическим отношениям с ребенком.

Содержательно эта тенденция описывается так: родитель ощущает себя с ребенком единым целым, стремится удовлетворить все потребности ребенка, оградить его от трудностей и неприятностей жизни. Родитель постоянно ощущает тревогу за ребенка, ребенок кажется ему маленьким и беззащитным.

Тревога родителя повышается, когда ребенок начинает автономизироваться волей обстоятельств, так как по своей воле родитель не предоставляет ребенку самостоятельности никогда.

«Авторитарная гиперсоциализация»(6% – 1 родитель). Отражает форму и направление контроля за поведением ребенка. Родитель требует от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины.

Он старается навязать ребенку во всем свою волю, не в состоянии стать на его точку зрения. За проявления своеволия ребенка сурово наказывают. Родитель пристально следит за социальными достижениями ребенка и требует социального успеха.

При этом родитель хорошо знает ребенка, его индивидуальные способности, привычки, мысли, чувства.

«Маленький неудачник» (18% – 3 родителя). Отражает особенности восприятия и понимания ребенка родителем. Родитель видит ребенка младшим по сравнению с реальным возрастом. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся родителю детскими, несерьезными.

Ребенок представляется неприспособленным, неуспешным, открытым для дурных влияний. Родитель не доверяет своему ребенку, досадует на его неуспешность   и неумелость. В связи с этим родитель старается оградить ребенка от трудностей жизни и строго контролировать его действия.

По итогам диагностики семей воспитанников были поставлены следующие задачи по работе с родителями:

– помощь в осознании и принятии особенностей развития ребенка; – обучение способам и приемам эффективного взаимодействия и коррекции эмоционально-волевой сферы в соответствии с культурным уровнем родителей;

– ознакомление с направлениями и содержанием программы работы дошкольного образовательного учреждения.

Важно «стабилизировать» стиль воспитания, помочь родителям адекватно относиться к проблемам своего ребенка. Такая необходимость обусловлена частыми нарушениями стиля воспитания.

Основные особенности семейного воспитания ребенка с ЗПР:

Чаще и легче, чем в других семьях, происходит деформация семейных ролей.

Причины этого связаны с тем, что интересы семьи сосредоточены на ребенке, имеющем проблемы в развитии, и мать, занятая его воспитанием, становится лидером.

Наиболее уязвимым к нарушениям во взаимоотношениях являются лица мужского пола, что позволяет говорить о необходимости психологической поддержки детско-отцовских отношений, особенно в семьях, где есть мальчики.

Амбивалентность чувств родителей к детям – с одной стороны – амбивалентность чувств детей к родителям – с другой – усиливаются при ошибочных позициях родителей по отношению к детям. Родители испытывают отрицательные чувства: гнев, горе, вину, которые мешают любить ребенка таким, какой он есть.

Именно эти чувства родителей тормозят построение гармоничных взаимоотношений с ребенком. Нереализованные надежды, ожидание и цели подпитывают эти негативные чувства. Для того чтобы полюбить своего «особого» ребенка, родителям необходимо пройти через понимание и принятие естественности своих негативных чувств.

Стремление семьи изолироваться от общества ухудшается взаимоотношения родителя и ребенка, наносит вред его воспитанию и способствует его дезадаптации.

Заострение и легкость возникновения различных нервно-психических нарушений у ребенка.

Перенапряжение нервной системы, невротические реакции, перерастающие в невротическое состояние и в невроз как заболевание, – такая цепочка нарушений в состоянии нервной системы у ребенка с проблемами в развитии происходит быстрее, чем у обычных детей. Родители, использующие дисгармоничные стили семейного воспитания, усугубляют проблемы в развитии ребенка и способствуют его невротизации.

Личностные нарушения родителей, воспитывающих детей с проблемами в развитии, негативно сказываются на состоянии нервной системы ребенка и создают проблемы во взаимоотношениях детей и родителей.

Чувство неполноценности, недостаточность самоуважения и любви к себе, неадекватная самооценка родителей, при которой возникает неадекватное восприятие других, – вот лишь некоторые трудности родителей детей с ЗПР.

Многие сильные чувства, которые испытывает родители таких детей, не находят выхода, не облекаются в словесную форму, а это чревато появлением психосоматических симптомов.

Основные пути решения психологических проблем семейного воспитания

  1. Гармонизация семейного воспитания с исключением дисгармоничных типов и с коррекцией воспитательных рычагов воздействия на ребенка. Формирование адекватных взаимоотношений в родительской и детско-родительской подсистемах.
  2. Психологическая коррекция личностных нарушений у родителей, оказание им превентивной помощи через повышение самооценки и гибкости реагирования на изменения детей и ситуации взаимодействия.
  3. Укрепление нервной системы ребенка, предупреждение у него дискомфортного состояния, страха, возбуждения.

Формы работы с семьей ребенка с ЗПР

Первоначально работу с родителями была начата с индивидуальныхконсультаций, основной задачей которой является информирование родителя об особенностях возрастного и функционального развития ребенка данного возраста, индивидуальных особенностях конкретного ребенка, трудностях его развитии и его сильных сторонах.

Были попытки проведения групповых форм работы таких как тренинга, которые не были эффективны. Родители вели себя скованно, замкнуто не шли на контакт, не было ответной реакции. Что послужило толчком к поиску и избранию новых форм взаимодействия.

Следующая форма работы – индивидуальные занятия с ребенком с обязательным участием родителя. Родитель имеет возможность наблюдать за действиями психолога, за приемами, способствующими развитию ребенка, управлению его поведением, разрешению конфликтов.

Малые подгрупповые занятия так же используются в работе. На занятие приглашаются родители с детьми (2-3 семьи), где они совместно занимаются психогимнастикой, играми на развитие навыков регуляции поведения, на развитие осознания детьми отрицательных черт характера, игры релаксационной направленности.

На таких занятиях родители знакомятся с психолого-педаго­ги­чес­ки­ми приёмами, играми, занятиями, пригодными для домашнего использования. Информация предлагается родителям в рекомендательной форме. Родители могут сами выбрать, что для них приемлемо.

Такой демократичный стиль общения позволяет эффективней построить деловое сотрудничество в воспитании и развитии ребёнка.

Упражнения и игры для оптимизации  родительско-детских отношений (групповое занятие)

Знакомство”

Цель: сближение участников группы.

Дети и родители садятся в круг. Каждый родитель представляет своего ребенка и говорит, что тот любит, что не любит, какой у него характер. Дети подтверждают слова родителей. То же самое делают дети, представляя своих родителей.

“Игра без правил”

Цель: создание атмосферы принятия и понимания, развитие навыков общения, активного слушания и т.д.

Родитель и ребенок садятся рядом и разговаривают, постоянно проговаривая начало фразы: “Мне нравится, что ты:” и добавляя к ней свое утверждение. Тем самым возникает позитивный диалог.

“Зеркало”

Цель: эмоциональное осознание своего поведения, снижение напряжения, формирование умения подчиняться требованиям другого.

Участники становятся в две шеренги. Один человек в паре – водящий и показывает разные движения, другой – зеркало, все повторяет. Затем меняются ролями.

“Тень”

Цель: развитие наблюдательности, памяти, внутренней свободы, раскованности, умения подстраиваться под другого.

Все участники разбиваются на пары (родитель и ребенок). Звучит фонограмма спокойной музыки. Один человек – путник, другой – его тень путник идет через поле, а за ним, на 2-3 шага сзади идет его тень. Тень старается точь-в-точь  скопировать движения путника. Затем меняются ролями.

“Машины”

Цель: налаживание физического контакта между родителями и детьми, развитие тактильных ощущений.

Работа в парах (родитель и ребенок). Ребенок в роли “машины”, родитель – в роли “мойщика машины”. В течение 5 минут машину приводят в порядок: моют, протирают, полируют, проговаривая все свои действия, используя как можно больше ласковых слов. Затем меняются ролями.

“Только вместе!”

Цель: физический контакт, возможность почувствовать друг друга, сотрудничество.

Работа в парах (родитель и ребенок). Надо встать спина к спине и попробовать медленно, не отрываясь от партнера, сесть на пол. И точно также встать.

Сиамские близнецы”

Цель: развитие навыка действовать сообща, умения понимать намерения другого, физический контакт.

Участникам по парам (родитель и ребенок) обматывают предплечья и локти, так чтобы правая рука одного участника оказалась завязана с левой рукой другого участника. Затем им в руки даются два карандаша и просят что-нибудь нарисовать. Рисовать только связанными руками.

Обсуждение всех упражнений

– Что понравилось? – Что не понравилось? – Что легко было выполнять? – Что сложно?

– Что нового вы узнали о друг друге?

Литература:

1. Е.К.Лютова, Г.Б.Монина. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми.СПб., 2008.
2. Г.А.Широкова, Е.Г.Жадько. Практикум для детского психолога. Ростов-на-Дону, 2011.
3. А.О.Дробина. Ребенок с задержкой психического развития: понять, что бы помочь.

М., 2005.
4. Н.В.Микляева, Ю.В.Микляева. Работа педагога-психолога в ДОУ.М., 2007
5. С.В.Крюкова,Н.П.Слободяник. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь: Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста. М., 1999.

8.02.2012

Источник: https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/607748/

Из опыта работы

27. Работа с родителями в системе коррекционно-воспитательной работы

Россия, Краснодарский край, Павловский район, ст. Павловская,

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 12

Работа с родителями

в системе воспитательной работы класса

Из опыта работы классного руководителя

МБОУ СОШ №12

Просиной Н.А.

Каждая семья представляет явление особое, индивидуальное, и воспитательная работа в одной семье вовсе не должна быть точной копией такой же работы в другой.

А.С.Макаренко

Работа с родителями – один из труднейших участков в деятельности учителя. Эта работа требует разносторонней подготовки, прежде всего знания психологии и педагогики. Когда я набираю первый класс, меня в одинаковой степени волнует, что из себя представляют мои будущие ученики, какие у них родители, как они воспитывают своих детей, будут ли они моими помощниками.

С первого дня знакомства с родителями я говорю им: чтобы дети выросли духовно здоровыми, необходим постоянный контакт с учителем, абсолютная откровенность в отношениях воспитателей, согласованная работа.

Эффективность воспитательной работы учителя во многом зависит от его умения находить общий язык с родителями, опираться на их помощь и поддержку.

Не зная (или плохо зная) учеников и их родителей, не создав дружного коллектива, невозможно решать задачи обучения и воспитания детей.

На протяжении всех лет обучения в начальной школе ставлю перед собой задачу – проводить работу с родителями так, чтобы уходя с собрания, они всегда имели искорку надежды, что вместе мы можем одолеть многое.

Родительские собрания – одна из наиболее эффективных форм повышения педагогической культуры родителей, формирующая их общественное мнение, родительский коллектив. Родительское собрание проводится один раз в четверть и по содержанию могут быть текущими, тематическими, итоговыми.

Важной формой групповой работы с родителями является конференция. Предметом обсуждения родительской конференции могут быть и насущные проблемы школы: результаты организации сотрудничества семьи и школы, нравственные и эстетические аспекты организации школьных праздников и многое другое.

Огромное значение в сотрудничестве школы и семьи имеют встречи родителей классов и родительских комитетов с администрацией школы, специалистами в различных областях знаний, с педагогическим коллективом. Такие встречи позволяют изменить многое в общении детей и родителей, повлиять на взаимоотношения взрослых и детей в лучшую сторону.

Большое значение в работе классного руководителя имеет индивидуальная работа с родителями. К индивидуальным формам можно отнести следующие: индивидуальные консультации, беседы, посещения на дому.

Поводом для приглашения родителей на консультацию может быть результат наблюдения педагога за ребенком, проблемы в общении ребенка с классом и учителями, конфликтная ситуация, инициатива ребенка, связанная с семейной ситуацией. Каждая консультация или беседа должна классным руководителем тщательно анализироваться.

Результаты посещения на дому, консультации фиксируются в тетради работы с родителями, они являются руководством к действию для последующих встреч классного руководителя с семьей.

Огромную роль в сотрудничестве родителей учащихся класса и классного руководителя играет родительский комитет класса. Родительский комитет может выполнять в классе различные функции:

  • помощь в организации учебно-воспитательного процесса (праздников, экскурсий, поездок),
  • родительских собраний,
  • установлении контактов с родителями или людьми, их заменяющими,
  • рейды-проверки бережного отношения учащихся к учебникам, письменным принадлежностям.

Родителей можно привлекать к проведению тематических часов общения, КТД.

Опыт моей работы показывает, что организация КТД и непосредственное проведение их выигрывают при участии родителей. Это сказывается и на качестве самого дела, и на эмоциональной атмосфере, побуждающей родителей к сопереживанию, переоценке ценностей.

Заинтересованность родителей в подготовке и в проведении КТД случилась вследст­вие того, что они увидели, как через эту деятельность проявляются, формируются и укореняются такие положительные качества их детей как активность, инициативность, коллективизм, справедливость, являющиеся альтернативой пассивности, индивидуа­лизму, комформности. Опираясь на способности детей, положительные личностные качества, при подготовке КТД, родители убедились и в возможности коррекции нега­тивных сторон через эту деятельность. Именно это стало причиной их активного и сознательного участия.

КТД становиться праздником и для детей и для родителей, праздником от­крытия самого себя. Где каждый может раскрыть свои реальные, но до времени не вы­явленные возможности. Соучастие в этом процессе родителей делает использование методики КТД в нашем классе особенно ценным.

На основе анализа проведенных мероприятий мы составили

ЛЁГКИЕ ПРАВИЛА ПОДГОТОВКИ КТД ДЛЯ ДЕТЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ

  • ДЕЛО ВМЕСТЕ НАЧИНАЕМ – ЕГО В ПРАЗДНИК ПРЕВРАЩАЕМ!
  • КАЖДЫЙ ТОЧНО ДОЛЖЕН ЗНАТЬ, ЧТО ОН БУДЕТ ВЫПОЛНЯТЬ!
  • ТОЛЬКО ДРУЖНЫМ И УМЕЛЫМ ПО ПЛЕЧУ ЛЮБОЕ ДЕЛО!
  • БЕЗ РОДИТЕЛЕЙ ВСЕГДА НЕ ТУДА И НЕ СЮДА!

Общие дела и интересы школы сплачивают детей и родителей, помогают найти язык общения, положительно воздействуют на формирование личности ученика. Восприимчивые души детей являются благодатной почвой, способной взрастить семена знаний, добра, нравственности.

Правила единомышленников

(учителей и родителей)

Правило №1

Одна голова – хорошо, а две – лучше!

Не бойтесь обращаться за советом, заводить разговоры на волнующие вас темы. Часто со стороны сложная ситуация выглядит очень просто. Представьте, что вы заблудились в незнакомом месте и просите показать вам дорогу. Тот, кто уже не раз бывал здесь, укажет верный путь…

Правило №2

Прочти, запомни и прими к сведению!
СОВЕТЫ ТЕМ, КТО ЗАНИМАЕТСЯ ВОСПИТАНИЕМ ДЕТЕЙ

Дорогие коллеги, родители, ваш ребенок – личность уникальная, не похожая ни на кого другого.

Уважайте неповторимость своих детей и позвольте им свободно самовыражаться! Ваш ребенок все равно не может стать вашей улучшенной копией.

Он может быть только самим собой! Поэтому не навязывайте ребенку свою точку зрения. Лучше откройтесь для общения с ним. Слушайте его, попробуйте понять, что он думает, чувствует.

Знаете ли вы, что каждое слово, сказанное нами, буквально впечатывается в сознание и подсознание наших детей, влияя на их дальнейшую жизнь? Поэтому, если хотим создать не только свою жизнь, но и жизнь наши детей доброй и радостной, то нам надо быть вдвойне внимательными к тому, что мы говорим!

У Ницше есть замечательные слова: «Раскаиваться – значит прибавлять к совершенной глупости новую». Никогда не жалейте о прошлом! Зачем страдать из – за того, что уже прошло и чего изменить невозможно. Никогда не вините за совершенную ошибку.

Все ошибаются, а чувство вины разрушает человека.

Сожаление о прошлом – неразумная трата времени! Если есть возможность что – то исправить – действуйте немедленно, если нет – махните рукой и идите вперед! Простите себя и начинайте жить свободно и счастливо

Посмотрите на обидчика как на неразумного ребенка. Ну не дорос он еще до состояния блаженства, не знает, что нельзя людей обижать!

Никогда никому не завидуйте! Так вы попусту растратите драгоценную энергию. Воспринимайте успешных, состоятельных людей, появившихся в вашей жизни, как добрый сигнал Вселенной. Чем больше вокруг вас таких людей, тем будет лучше ваше благосостояние. Ибо подобное притягивает подобное!

Никогда не сомневайтесь: когда вы ведете борьбу с настоящим мгновением, вы ведете борьбу со всей Вселенной.

Общайтесь только с единомышленниками, с теми, кто вас воодушевляет. И не рассказывайте о своих планах людям скептическим, завистливым. Не надо вмешивать чужую энергию, не всегда доброжелательную, в такую тонкую энергию.

Намного полезней дать детям не деньги, а уверенность в себе и в том, что они сами смогут получить все, что нужно.

Старайтесь хвалить детей как можно чаще. Мы и сами порой не подозреваем, насколько глубоко сидят в нашем сознании и подсознании слова взрослого человека, его выражения и даже интонация. Только похвала укрепляет в ребенке уверенность в себе, помогает появляться всему самому лучшему, что только есть в нем!

Нельзя осуждать человека за то, что он не умеет чего – то делать. Он не умеет не потому, что не хочет, а потому, что не понял, зачем ему это нужно.

Правило №3

Умный человек никогда не откладывает свои дела на потом,
А все потому, что разгадал законы мудрого управления делами.

Первого сентября спросите себя: что вы хотите больше всего на свете в этом учебном году? Какое занятие доставит вам наибольшую радость? Что вы хотите делать, каким вы хотите быть и что вследствие этого хотите иметь в будущем? А теперь на основании своих ответов сформулируйте свое самое заветное желание, самую заветную для вас цель. Запишите это, повторяя: «Я создаю прекрасное будущее для себя»!

Через год, заглянув в свои записи, вы сами удивитесь, какие сдвиги произошли на пути к осуществлению вашей мечты!

Правило № 4

Ничего не делать без родителей!

Коронная фраза классного руководителя (учителя) : «Уважаемые родители! Без вашей помощи у нас ничего не получается!»

Правило №5

Начинаем жизнь с законов!

На первой встрече составляем кодекс чести для детей, родителей и классного руководителя и вывешиваем их на самое видное место в кабинете.

Классный руководитель не имеет права:

Унижать личное достоинство воспитанника, оскорблять его действием или словом, придумывая клички, навешивая ярлыки и т. д.

Использовать отметку (школьный балл) для наказания ученика или расправы над ним.

Злоупотреблять доверием ребенка, нарушать данное воспитаннику слово, сознательно вводить его в заблуждение (обманывать).

Использовать семью (родителей или родственников) для наказания ребенка.

Обсуждать «за глаза» своих коллег, представлять их в невыгодном свете, подрывая авторитет педагогического коллектива.

Законы родителей:

1. Я люблю своего ребенка разумно.

2. Воспитываю только в хорошем настроении.

3. Прежде, чем попросить ребенка что — либо сделать, я должен объяснить ему, для чего это нужно делать.

4. В присутствии ребенка никого и никогда не обсуждаю.

5. Никогда не говорю ребенку : «Мне некогда».

6. Не говорю того, чего не хочу увидеть или услышать сам.

7. Учу ребенка уважать старость.

8. Учу собственным примером не быть равнодушным к судьбе своего классного коллектива.

9. Учу ребенка уважительно относиться к тем, с кем вступаем в контакт.

10.Прихожу в школу по первому зову классного руководителя. Для меня главное – благополучие моего ребенка и того коллектива, в котором он находится.

Правило №6

Давайте восклицать друг другу комплименты

Каждое собрание, встречу начинаем с фразы: « Я благодарен…»

Правило №7

Дневник – это не только лицо ученика, но и мобильное средство связи родителей и учителей!

Хорошо, если фраза « абонент недоступен» – это не про нас!) Чаще пишите благодарности и детям , и родителям. Каждая маленькая победа рождает еще большую победу. Каждый новый уровень рождает еще больший успех.

Знаете почему? Потому что подсознание начинает убеждаться в том, что мы действительно обладаем большими возможностями для свершений. Поэтому не стесняйтесь праздновать пусть сначала скромные результаты. Это первый важнейший шаг.

Затем у всех участников образовательного и воспитательного процессов появится все более и более уверенности в своих силах!

Вера в себя делает из обычных людей выдающихся!

Правило №8

С собрания родители должны уйти с ценным багажом знаний, с чувством, что не все так страшно, как казалось…

и самое главное, чтобы они поняли, что поправить что – то есть возможность и время!

Правило №9

Чаще интересуйтесь жизнью детей, станьте им другом! И тогда они позволят себе принять от вас подобные советы:

У каждого человека есть свой любимый архетип – литературный герой, кинозвезда, выдающаяся личность. Почему мы выбираем тот или иной образ? Потому что чувствуем, что нам это близко. Так что если вам нравится какой – то человек, знайте – у вас есть схожие качества! Это сигнал о том, что вы можете стать таким же. Советую вам найти свой идеал и очень хочу, чтобы он был положительным!

Помните, человек постоянно развивается, он не может оставаться на одном уровне развития. Но развитие может быть не только поступательным, но и обратным.

Человек не только приобретает, но и теряет, если он перестает стремиться дальше, вперед к духовному и физическому совершенству.

Поэтому, достигнув хороших результатов, не позволяйте себе «почивать на лаврах», помните, нужно всегда стремиться только вперед! Каждый день используйте только для того, чтобы развиваться!

Старайтесь, чтобы в вашей внешности не было ни одной зацепки для негативных мыслей окружающих! Ноги и зубы должны быть в идеальном порядке.

Чаще говорите добрые ласковые слова, утешайте, просто улыбайтесь – это делает жизнь намного приятнее и снимает стресс!

Лучший способ отдохнуть – выбраться на природу. Прикоснитесь к красоте стихий. Вдыхайте аромат земли, валяйтесь в траве, слушайте пение птиц, подставляйте лицо свежему ветру, приветствуйте восходящее солнце. Во всем и всегда находите красоту и радуйтесь. Поверьте, такая жизнь – рай!

Окружите себя красивыми ( для вас) вещами, посещайте музеи и выставки, чаще слушайте любимую музыку, танцуйте так, как вам нравится! Находите красоту в окружающем мире, и вы сами станете более красивы и гармоничны! Надеюсь, эти рецепты красоты от Одри Хепберн тебе придутся по вкусу:

Прекрасны те уста, которые часто произносят добрые слова.

Прекрасны те глаза, которые стараются видеть в людях только хорошее.

Хочешь прямой осанки – тогда держись и помни, что ты пример для окружающих.

Забота о ближнем всегда красит человека.

Наполните себя до краев радостью, благодарностью и излучайте любовь.

Правило №10

Для собственного профессионального роста чаще просите родителей и учеников давать вам и вашим действиям оценку. Это позволит вовремя откорректировать недостатки.

Попробуйте и вы эти нехитрые секреты,

и жизнь с детьми

вам покажется веселее!

САМОДИАГНОСТИКА РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ К ДЕТЯМ

Инструкция. Прочтите утверждения опросника. Если вы с нами согласны, обведите кружком соответствующий номер ответа в бланке для ответов. Помните, что в опроснике нет правильных и неправильных ответов, постарайтесь отвечать искренне, ведь речь идет о вашем отношении к детям.

я всегда сочувствую моему ребенку.

я считаю своим долгом знать все, о чем думает мой ребенок.

нужно подольше держать ребенка в стороне от реальных жизненных
проблем, если они его травмируют.

ребенка следует держать в жестких рамках, тогда из него вырастет
порядочный человек.

я мечтаю о том, чтобы мой ребенок достиг всего того, что мне нравится
и кажется необходимым.

родители должны приспосабливаться к ребенку, а не только требовать
от него.

я очень интересуюсь жизнью моего ребенка.

строгая дисциплина в детстве развивает сильный характер.

я разделяю увлечения моего ребенка.

за строгое воспитание дети потом благодарят.

я тщательно слежу за здоровьем ребенка.

ребенок не должен иметь секретов от родителей.

воспитание ребенка – сплошная нервотрепка.

Бланк для ответов

Ф.И.О. (шифр)

Пол возраст образование специальность

12 3 4 5 6 7

8 9 10 11 12 13

сумма баллов по №2,4,5,8,10,11,12

сумма баллов по №1,3,6/7.9,13,

дата исследования: « » 20_ г.

Обработка данных.

При подсчете баллов учитывается ответ «верно», обведенный в бланке кружочком.

Поскольку при массовом обследовании родителей социально и педагогически запущенных детей в подавляющем большинстве случаев диагностировался тип «авторитарной гипперсоциализации», который коррелируется с «отвержением ребенка», «его социальной нежелательностью», и «отсутствием кооперации», мы модифицировали для экспресс диагностики опросник В.В. Столина и А.Я. Варги, выделив только первую шкалу, добавив ряд суждений, которые не учитываются для снятия ее «прозрачности».

И так, оценивается только сумма ответов №1, которая сравнивается со шкалой:

Сырой балл 0 12 3 4 5_6 7__

Процентный 4,72 19,53 39,06 57,96 74,97 86,83 92,43 96,66

Ранг.

При использовании данной методики можно получить данные о трех типах родительских установок на воспитание ребенка:

ДИКТАТОРСКАЯ

ГИПЕРОПЕКАЕМАЯ

ДЕМОКРА ТИЧЕСКАЯ

При высоких значениях диагностируется три указанные выше типа

родительского отношения. Для родителей это интерпретация предполагается в следующей форме:

«Вы пристально следите за достижениями ребенка, требуете от него

успеха, послушания и дисциплины, не оставляете безнаказанными его поступки. К сожалению, вам не хватает понимания ребенка, вы напрасно сравниваете его с другими детьми, ограничиваете его самостоятельность и активность. Вам следовало бы принять ребенка таким, каков он есть, больше ему доверять, уважать его личность».

Источник: https://infourok.ru/iz-opita-raboti-rabota-s-roditelyami-v-sisteme-vospitatelnoy-raboti-klassa-1171463.html

Коррекционно-воспитательная работа как комплексная система работы специалистов

27. Работа с родителями в системе коррекционно-воспитательной работы

Кудрина Н. М., Кудрина Л. В., Шатунова Е. А. Коррекционно-воспитательная работа как комплексная система работы специалистов // Образование и воспитание. — 2019. — №5. — С. 13-15. — URL https://moluch.ru/th/4/archive/139/4398/ (дата обращения: 14.02.2020).



Одним из условий нормального развития ребёнка и его дальнейшего успешного обучения в школе является полноценное формирование речи в дошкольном возрасте. Между тем, в последние годы число дошкольников, имеющих речевую патологию, возросло.

В нашем детском саду пять групп компенсирующей направленности, в которых ведётся работа по коррекции отклонений в развитии детей. Чтобы эта работа была успешной, необходимо тесное взаимодействие всех участников образовательного процесса учителей-логопедов, воспитателей, родителей и детей.

Учителя-логопеды считают, что коррекционно-воспитательная работа должна выстраиваться как комплексная система работы специалистов, с использованием разнообразных средств и методов, которые обеспечат интеллектуальное, физическое, психическое развитие, воспитание нравственных черт личности.

Логопедическую работу лучше начать с анализа организации учебно-воспитательного процесса жизни и деятельности воспитанников. Особое внимание уделяем речевому поведению воспитывающих взрослых.

Так как воспитатели испытывают затруднения в организации работы по речевому развитию детей, учителям-логопедам следует сопровождать их работу. Всем нам важно чувствовать поддержку коллег. Поэтому нами были выработаны такие правила:

1. Проводить работу на основе данных логопедического обследования и индивидуальных особенностях развития ребёнка.

2. Содействовать развитию понимания речи, используя познавательные рассказы и беседы с детьми.

3. Расширять объём «живого общения» взрослых и детей.

4. Обеспечивать естественность речи, интонации, тона.

5. Избегать многословия.

6. Стимулировать воспитанников к различным высказываниям.

7. Обращаться к детям с вопросом, а не с готовым ответом.

8. Внимательно выслушивать ответы и высказывания детей.

9. Стараться использовать советы, пожелания без слов «не, нет, нельзя».

10. Помнить, что не только поведение, но и речь педагога — пример для детей.

11. Заниматься самообразованием, повышать уровень речевой культуры. Проявлять интерес к пословицам, поговоркам, словосочетаниям, красивым фразам и детской художественной литературе.

На практике педагогами используются разные виды планирования. Еженедельно планируем содержание и формы коррекционной работы по лексической теме. Построение всего образовательного процесса вокруг одной центральной темы даёт большие возможности для развития детей и коррекционной работы. В своей работе успешно использовали идею Л. В. Свирской «Паутинки».

Она позволяет обеспечить тесное взаимодействие специалистов и наглядно представить план-паутинку, с темой недели, задачами коррекционной работы, основными видами деятельности детей, потребностями детей, запросами родителей.

Определяя места пересечения, отмечаем: какими материалами необходимо дополнить игровые уголки, какие виды карточек для коррекционной работы необходимо подготовить, как поддержать инициативу детей, какая информация для родителей будет актуальной. Обсуждая план совместно с воспитателями, вносим коррективы в свою работу.

В соответствии с лексической темой недели продумываем изменения в развивающей предметно-пространственной среде. Заменяем часть материала, дополняем новым, чтобы в каждом центре развития появились интересные, привлекательные пособия, игры. Сначала оформляем выставку иллюстративного материала.

В книжном уголке размещаем подборку детских книг, познавательной литературы, альбомов, посвящённых изучаемой теме. Разные виды театров обеспечат самостоятельную и свободную творческую деятельность воспитанников. Они находятся в доступном для детей месте. Помогаем воспитателям внести изменения в содержание речевого уголка.

Обеспечиваем сменяемость дидактических, настольно-печатных игр, игр-тренажёров. Используем картотеки пословиц, словесных игр, физкультминуток с речевым сопровождением, чистоговорок. Для более быстрого запоминания стихов и чистоговорок нами используются карточки с простыми рисунками (мнемодорожки).

Ребёнку достаточно посмотреть на карточку, чтобы он вспомнил текст чистоговорки. Уголок изобразительной деятельности дополняем материалами и пособиями: трафаретами, раскрасками, карточками с развивающими заданиями, которые помогают закрепить знания по изучаемой теме. Немаловажную роль в развивающей речевой среде группы играют материалы на развитие мелкой моторики.

Все игровые материалы, пособия многофункциональны. В своей работе мы часто используем игру «Золушка», с набором разнообразного природного материала, дети любят разбирать разные виды фруктовых косточек. Применяем и авторские игры, так нами разработана серия игр с камешками Марблс: «Звуковые дорожки», «Пиратский сундучок», «Мастерская», «Игры для Снегурочки». То есть, создаём условия для речевого развития воспитанников в разных видах деятельности.

Для индивидуальной и подгрупповой коррекционной работы учителя–логопеды подготавливают специальные карточки.

Они содержат разные задания, которые обеспечивают возможность воспитанникам самостоятельно выполнить многовариантную работу: познакомиться с изучаемым звуком или буквой, соединить картинки с буквой, найти место звука в слове, раскрасить, заштриховать, обвести по точкам, сосчитать, отгадать ребусы, пройти лабиринты и т. д.

Для планирования работы также привлекаются и дети. В свободном общении они рассказывают о том, чем они занимались дома, что их волнует, интересует. Детям предоставляется возможность самим предложить тему недели. Воспитатели выясняют, что хотят узнать дети, чем будут заниматься, что для этого нужно и для чего пригодится.

«Во что хочешь поиграть? Что для игры необходимо? С кем хочешь поиграть?». Планируют и отмечают свои пожелания на доске выбора. Для работы над темой применяется модель трёх вопросов: «Что мы знаем? Что хотим узнать? Что можно сделать?».

Благодаря ответам на эти вопросы, мы получаем представления о начальных знаниях по теме и кругозоре детей.

Коррекционная работа проходит не только во время непосредственно-образовательной деятельности, но и во всех режимных моментах в разных видах детской деятельности: коммуникативной, восприятии художественной литературы, двигательной, игровой, трудовой, изобразительной, конструктивной, музыкальной, познавательно-исследовательской. Наблюдения педагогов и результат модели трёх вопросов: помогает распределить тему по видам деятельности и спланировать индивидуальную и подгрупповую деятельность с детьми. Включая словесные игры и упражнения по развитию речи во все режимные моменты мы пополняем и активизируем словарь детей, формируем правильное звукопроизношение, развиваем связную речь и умение правильно выражать свои мысли. В первую половину дня задачи по развитию речи воспитатель решает в таких формах работы как беседа. Главное в беседе доверительность, эмоциональный контакт, а тема беседы может и не зависеть от темы недели.

Широко применяем игры с речевым сопровождением, которые позволяют объединить воспитанников. Примером таких игр можно считать малоподвижные игры: «Здравствуй и прощай», «Мяч лови, слово назови», «Птички на жердочке», «Один, два, пять, девять», «Эхо», «Услышь меня».

В трудовых поручениях и дежурстве, в игровой, самостоятельной деятельности, при организации культурно-гигиенических процедур применяем стихи, фольклор. Учителя–логопеды в утренний период организуют разные виды гимнастик: пальчиковую, дыхательную, игровой самомассаж.

Для закрепления культурно-гигиенических навыков в группах размещены алгоритмы: умывания, дежурства по столовой, по уходу за растениями, раздевания, одевания. В старшей группе дети имеют представления о работе дежурных по столовой.

Закреплению приемов правильной сервировки способствует алгоритм дежурства, который размещён в уголке дежурных. Дети проговаривают последовательность, правила раскладывания столовых приборов и посуды, соотнося свои действия со схемой.

Во время дежурства и приема пищи воспитатели проводят работу по закреплению лексико-грамматического строя речи. Обязательно проговаривают название овощей и фруктов и название блюд, в соответствии с меню.

При подготовке к прогулке закрепляем навыки одевания и раздевания, умение обращаться с просьбой, благодарить. Обогатить словарный запас детей также помогают алгоритмы раздевания, одевания, составленные с гендерным учётом и учётом сезона. Структура прогулки позволяет уделить внимание не только оздоровительной работе, но и развитию речи детей.

Организованное наблюдение на прогулке способствуют развитию психических процессов (внимание, память, мышление, воля) и развитию словаря. Совместные действия, исследование объектов природы позволяют закрепить слова–признаки, слова-действия.

Активное вовлечение воспитанников в труд и игры дарит им положительные эмоции, удовлетворяет потребность в движении, способствует развитию детей.

Во второй половине дня, в специально отведенное в режиме время, воспитатель проводит индивидуальную работу по заданию учителя-логопеда. Учитель-логопед и воспитатели заранее обговаривают предстоящую индивидуальную работу с детьми.

Учитель-логопед подготавливает карточки с заданиями, подбирает необходимые пособия, игры. В тетради взаимодействия специалистов делается запись о проведении индивидуальной работе с детьми. Воспитатель указывает, как прошло занятие, какие трудности возникали у воспитанников.

На следующий день обсуждаем и анализируем что удалось, чего не получилось достичь, ищем пути преодоления затруднений.

Для повышения качества коррекционной работы и положительного результата можно добиться, сделав родителей своими союзниками. Мы стараемся вызвать у них интерес к коррекции речи детей.

Осуществляем разнообразную работу по взаимодействию с семьями воспитанников: родительские собрания, консультации, беседы, практикумы, выставки, открытые мероприятия, мастер-классы. Один раз в неделю в ДОУ организуем консультационный день. Родители могут прийти, когда им удобно, в течение отведённого времени.

Консультации готовятся разными специалистами, используются практикумы, тренинги. В уголках для родителей еженедельно подготавливается информация о теме недели. Конкретно указываем, какие события планируем, какие комплексы упражнений выполним, какие слова пополнят словарь детей, какие игры организуем и т. д.

Но самое запоминающееся и интересное для наших родителей — участие в речевых досугах. После таких мероприятий возрастает доверие к работе педагогов. Для информации родителей о ходе образовательного процесса воспитатели ежедневно составляют мини-отчёт о том, чем сегодня занимались дети.

В приёмных учителя-логопеды разместили плакаты со стилизованными изображениями «Звукограда», и «Звукового леса», на которых вместе с детьми размещаем сообщения о том какой звук изучали на этой неделе.

Работа специалистов в тесном контакте с родителями и детьми позволяет добиться положительных успехов в коррекционной работе.

Основные термины(генерируются автоматически): коррекционная работа, ребенок, воспитатель, игра, развитие детей, работа, вид деятельности, образовательный процесс, индивидуальная работа, речевое сопровождение.

Коррекционнаяработа в группе осуществляется под руководством и контролем логопеда. В группе я, как воспитатель, осуществляю коррекционные задачи: закрепляю речевые навыки по заданию логопеда; максимально пополняю…

Коррекционно-логопедическая работа с детьми: подгрупповая, индивидуальная.

В процессе различных видовдетскойдеятельности закрепляется речевой материал, который

Учитываются возросшие возможности детей в различных видахдетскойдеятельности

Игра — наиболее доступный для детейвиддеятельности, это способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. Уже в раннем возрасте ребёнок имеет наибольшую возможность именно в игре, а не в какой-либо другой деятельности, быть самостоятельным…

Эти вопросы помогает решать индивидуальнаяработа с детьми.

В тесном контакте с воспитателями групп учитываем особенности каждого ребенка и создаем

Индивидуальнуюработу с детьми, как и музыкальные занятия, планирую и учитываю в календарных планах.

Работа с ребенком: Создание условий для формирования элементов произвольности психических процессовребенка во всех видахдеятельности. Создание условий для развития творческого потенциала ребенка и активизации познавательных процессов.

определяют тему, цель, задачи общеобразовательной деятельности и коррекционнойработы, а так же продукт проекта, намечают этапы и содержание работы, составляют общий план проекта, по образовательным областям и видамдетскойдеятельности.

ребенок, коррекционнаяработа, проектный метод, занятие, игра, пересказ, проект, детский сад, дошкольное

– координирует весь процесскоррекционнойдеятельности; – помогает детям в поиске источников.

Особенности работывоспитателя в группе комбинированной…

Сопровождение — это система профессиональной деятельности, направленная на создание социально-психологических условий для успешного воспитания, обучения и развитияребёнка на каждом возрастном этапе. Поэтому забота о реализации права ребёнка на полноценное и…

Взаимодействие участников образовательногопроцесса – важнейшее условие коррекционно-развивающей работы с детьми.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, педагогический процесс, речевоеразвитие, чистая речь, родитель, помощь пробок, речевой

Индивидуальноесопровождениедетей в образовательном учреждении предполагает создание условий для выявления потенциальной и реальной «групп риска» (то есть детей, находящихся под воздействием одного или нескольких факторов риска) и гарантированную…

Источник: https://moluch.ru/th/4/archive/139/4398/

Система коррекционной работы с родителями, детьми, педагогами

27. Работа с родителями в системе коррекционно-воспитательной работы

Психокоррекционная работа строится на основе личностно- ориентированного подхода к взаимодействию родителей и ребенка. Одним из ведущих принципов этого подхода является принятие родителей личности ребенка , понимание его индивидуальных особенностей.

Принципами построения психокорреционной программы являются:

ü Принцип учета индивидуальных особенностей в работе с каждой парой «родитель – ребенок»;

ü Принцип единства диагностики и коррекции;

ü Принцип комплексности методов психологического воздействия.

Значительно снизить напряженность острого периода адаптации возможно за счет выполнения нескольких правил:

Ø Индивидуальный подход к каждой семье;

Ø Своевременное информирование всех заинтересованных сторон;

Ø Диагностика уровня возможно адаптации;

Ø Варианты введения ребенка в группу детского сада ;

Ø Рекомендации для всех родителей;

Ø План индивидуального консультирования.

Коррекционная работа велась по трем направлениям:

1. Работа с родителями

2. работа с педагогами

3. работа с детьми.

Работу в первом направлении мы разделили на два этапа:

1 этап – диагностико –прогностический

2 этап – собственно – коррекционная работа

1 этап –диагностико –прогностический (проводится индивидуально с каждой парой родителей). Основная цель – создать у мамы или папы установку на психокоррекционную работу , повысить у них уверенность воспитательных возможностей.

2 этап – собственно – коррекционная работа , в которой проводились занятия и беседы с родителем. Основными задачами этого является гармонизация отношений родителя и ребенка и развитие эмоциональных отношений между родителями и ребенком.

Нами была разработана программа организации работы с родителями.

Предполагаемые результаты для родителей:

· овладение некоторыми приемами взаимоде

· йствия с ребенком;

· умение замечать и принимать индивидуальные проявления ребенка.

· Умение уважать желания и потребности ребенка.

· Умение быть активным соучастником ребенка а его деятельности.

· Расширение знаний, касающихся игр, упражнений и других видов взаимодействия с детьми.

Для осуществления работы на этих этапах мы использовали:

– собрания, беседы(в ходе которых мы получали необходимую информацию о развитии ребенка, об особенностях периода адаптации)

– совместные досуги, праздники, развлечения

– приглашение мам в группу, для того , чтобы она посмотрела , как играет ее ребенок, как он играет со сверстниками,

– занимается

– психологические тренинги.

Работая во втором направлении, то есть с педагогами мы использовали лекции, деловые игры, консультации психолога, оформление наглядной информации.

За основу в третьем направлении мы взяли игру, так как игра- это ведущий вид деятельности дошкольника. ТАкже мы использовали музыку, театрализованные представления и разные виды театров(кукольный театр, пальчиковый театр, настольный, фланелеграф), физкультурные и музыкальные развлечения, изобразительную деятельность, психологические этюды.

Основные формы работы с родителями, детьми, и педагогами

Представим план работы по трем направлениям :

Работа с родителями

1) Родительское собрание на тему: «Возрастные и психологические особенности детей 3-4 лет» с использованием мультимедийной презентации.

2) Групповые собрания с элементами игрового тренинга «Адаптация ребенка в детсокм саду»

3) Консультация «Здоровый ребенок»

4) Семинар «Тип темперамента» . Эта информация поможет родителям свести к минимуму сопротивление ребенка.

5) Родительское собрание «Стили семейного воспитания и их влияние на личность ребенка»

6) Тренинги с психологом «Я тебя понимаю», «Письмо»

Работа с педагогическим коллективом

1) Тренинговое занятие «Уровни Адаптации»

2) Консультация «Условия успешной адаптации детей к ДОУ»

3) Педагогический час «Необходимые игрушки для успешного прохождения адаптации в детском саду»

4) Доклад с презентацией «Возрастные особенности детей 3-4 лет»

Работа с детьми

1) Игры, направленные на сближение; на освоение окружающей среды ребенком; на снятие напряженности, тревоожности.

2) Массаж

3) Бал – посвящение детей в жизнь детского сада

4) Психокоррекционные занятия

5) Игры в зависмости от темперамента и от проблем адаптации.

Работа с детско – родительскими парами с целью развития эмоциональных отношений между ними

1) Детско – родительские занятия «Остров знакомств», «полянка ощущений», «ВОлшебная страна доверия»

2) Игровые сюжетные занятия для родителей и детей для успешной адаптации.

3) Цикл занятий для оптимизации эмоционального состояния, снижения тревожности.

Ниже мы раскроем подробнее некоторые формы работы по трем направлениям.

1. Формы работы с родителями :

Родительское собрание

Тема : «Стили семейного воспитания и их влияние на личность ребенка»

Цель: вызвать интерес родителей к данной проблеме, показать значимость детско0- родительских отношений для благополучного эмоционального развития ребенка.

Тренинговые занятия

Тренинг №1. «Я тебя понимаю»

Цель :развитие способности к внимательному слушанию, к принятию и пониманию своего ребенка; изменение привычного поведения.

Упражнение состоит из трех частей. Работа происходит в парах: один родитель играет ребенка; другой внимательного и терпеливого взрослого. Сначала ребенок что-то сообщает,потом утверждает, в другой раз он обвиняет или требует чего- либо.

Тренинг №2.Письмо

Цель:осознание родителем эмоциональных переживаний своего ребенка и причин его поведения; переосмысление роли и позиции родителя.

родитель пишет письмо себе (или родителям) от имени своего ребенка, делится своими проблемами, переживаниями.

Беседа с родителями.

Тема: «ЭМоциональный мир моего ребенка»

Цель : Изучение особенностей восприятия родителем своего ребенка, объяснение родителю специфики эмоционально- личностного развития конкретного ребенка. (корректное информирование родителя о проблеме ребенка)

Цикл занятий с детско – родительскими парами.

Цель:оптимизация эмоционального состояния ребенка, снижение тревожности, психоэмоционального напряжения через установление доверительных отношений с родителем.

Продожительность занятия – 20 минут, всего 6 занятий в форме игр.

Ритуал приветствия. Дети, совместно с родителями встают в круг и берутся за руки, ведущий просит детей и родителей посмотреть друг на друга и улыбнуться. Ритуал завершения занятий. Дети совместно с родителями встают в круг и улыбаются друг другу.

Работа с педагогами

Тренинговое занятие с элементами игры

Тема :«Уровни Адаптации»

Цель: Ознакомить воспитателей (особенно молодых специалистов) с процессом адаптации.

Предварительная работа:Анкетитрование педагогов, изучение вопроса, а также изучение литературы по данному вопросу.

история вопроса.беседы . Упражнение «Мое настроение». Определение понятия «адаптация», разбор уровней адаптации.

Дата проведения: 25 августа

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

Источник: https://zdamsam.ru/a12456.html

Medic-studio
Добавить комментарий