28. Поврежденное развитие: клиническая и психологическая структура

87. Структура психических нарушений при поврежденном развитии

28. Поврежденное развитие: клиническая и психологическая структура

Особенностипатогенеза резидуальной органическойдеменции обусловливают специфику ееклинико-психологическойструктуры.

Структурадефекта при органической деменции, какуказывалось, определяется в первуюочередь фактором повреждения мозговыхсистем в отличие от клинико-психологическойструктуры олигофрении, отражающейявления недоразвития.

Поэтомуздесь нет тотальности, нет иерархичностинарушения психических функций, характерныхдля олигофрении. Наоборот, на первый,план выступает парциальность расстройств.В одних случаях это грубые локальныекорковые и подкорковые нарушения(гностические расстройства, нарушенияпространственного синтеза, движений,речи и т. д.

), недостаточность которыхиногда более выражена, чем неспособностьк отвлечению и обобщению. Так, нарушенияпамяти, в особенности механической,более характерны для деменции,обусловленной черепно-мозговой травмой,перенесенной ребенком в возрасте после2—3 лет.

Эта специфика дефекта будетвызвана тем, что при контузии мозга всвязи с ударом ликворной волны о стенкитретьего желудочка повреждаются близкорасположенные лимбические образования,играющие большую роль в организациипроцессов памяти. Но чаще обнаруживаетсясочетанная корково-подкорковаядефицитарность.

Повреждение подкорковыхобластей приводит и к тому, что приорганической деменции, как правило,сильнее, чем при олигофрении, страдаютнейродинамические процессы, вследствиечего более выражена инертность мышления,тяжелее истощаемость, наблюдаютсяперсевераторные явления. Наличие грубыхнейродинамических расстройств резкодезорганизует психическую деятельность.

Большое значение в структуре дефектапри органической деменции имеют нарушенияцеленаправленности мышления, которыепри прочих равных условиях также выраженыболее грубо, чем при олигофрении.

Б.В. Зейгарник выделяет три преимущественныхтипа нарушения мышления при органическойдеменции у взрослых больных: 1) снижениефункции обобщения; 2) нарушение логическогостроя мышления; 3) нарушения критичностии целенаправленности.

Измененияличности большей частью диссоциируютс уровнем интеллектуального снижения.В одних случаях они выступают оченьрезко и особенно проявляются в малойпривязанности к родным и близким, частомотсутствии чувства стыда, жалости идругих симпатических эмоций. В ряде жеслучаев, наоборот, личностные изменениявыражены менее грубо, чем нарушенияинтеллекта.

Болеегрубо, чем при неосложненной олигофрении,выражены у одних — адинамия, вялость иаспонтанность, слабость побуждений, удругих — психомоторная расторможенность,эйфория либо дисфория с угрюмостью,злобностью, склонностью к агрессии,патология влечений (прожорливость,сексуальность и т. д.). Иногда влеченияносят извращенный характер (стремлениек самоповреждению, садистическиетенденции и т. д.).

88. Различные варианты (типы) поврежденного психического развития

Г.Е. Сухарева, исходя из спецификиклинико-психологической структуры,выделяет четыре типа органическойдеменции у детей.

Первыйтип характеризуется преобладаниемнизкого уровня обобщения.

Привтором типе на передний план выступаютгрубые нейродинамические расстройства,резкая замедленность и плохаяпереключаемость мыслительных процессов,тяжелая психическая истощаемость,неспособность к напряжению. Отмечаютсянарушение логического строя мышления,выраженная наклонность к персеверациям.

Притретьем типе органической деменцииболее всего выступает недостаточностьпобуждений к деятельности с вялостью,апатией, резким снижением активностимышления.

Причетвертом — в центре клинико-психологическойкартины находятся нарушения критики ицеленаправленности мышления, с грубымирасстройствами внимания, резкойотвлекаемостью, «полевым поведением».Наиболее частыми типами являются двапоследних.

Пополученным Лебединским данным, припервом из них (соответствующем четвертомутипу органической деменции, по Г. Е.Сухаревой) поведение детей можно былохарактеризовать как полевое. Ониотличались хаотической двигательнойрасторможенностью, бестормозностью,действиями по первому побуждению.

Общийфон настроения характеризовалсявыраженной эйфорией со склонностью кдурашливости и в то же время кратковременнымагрессивным вспышкам. Эмоции были крайнепримитивны и поверхностны. Реакции назамечания отсутствовали. Отмечаласьгрубая некритичность. Нередко выступаларасторможенность влечений (повышеннаясексуальность, прожорливость).

Отсутствиеволевых задержек, недостаточное пониманиеситуаций, большая эмоциональнаязаражаемость в условиях конфликта частоделали этих детей неприемлемыми вколлективе сверстников.

Обучению вусловиях вспомогательной школы, помимоособенностей поведения препятствовалии грубые нарушения внимания,нецеленаправленность в любой деятельности,персеверации по гипердинамическомутипу. При исследовании памяти обнаруживаласьтакже непродуктивность запоминания,фрагментарность воспроизведения.

Привсех пробах отчетливо выступали нарушенияинтеллектуальной деятельности.Приисследовании конструктивного мышления(кубики Кооса) дети затруднялись ванализе пространственной структурыузора даже и в тех случаях, когда неимели первичных нарушений пространственногогнозиса.

При передаче сюжета простойкартинки обнаруживались грубаяфрагментарность и соскальзывание напобочные ассоциации. При выполнениивсех заданий дети, как правило, незамечали своих ошибок и быстро терялиинтерес к заданию. Включение речи,предметная и смысловая организациядействия, а также похвала либо порицаниебыли неэффективны.

Привтором варианте (соответствующемтретьему типу органической деменции,по Г. Е. Сухаревой) в психическом статуседоминировали вялость, медлительность,пассивность, нередко отсутствовалинавыки опрятности. При общей двигательнойзаторможенности отмечалась склонностьк образованию элементарных двигательныхстереотипов.

Слабость побуждений,эмоциональная  бедность  проявлялисьв скудности мимики, моторики, интонаций.Нарушения в интеллектуальной и личностнойсфере выступали в равнодушии к оценке,отсутствии привязанностей, планов набудущее, интеллектуальных интересов.Наблюдалось резкое снижение активностимышления. При нейропсихологическомисследовании (И. Д.

Марковская) стойкиедефекты в моторной сфере проявлялисьв сочетании медлительности, инертности,склонности к застреванию, трудностямпереключения, гиподинамическимперсеверациям и синкинезиям. Персеверациивозникали как на уровне исполнительногозвена, так и программы действия.

Даже снесложными заданиями на конструктивныйпраксис эти дети обычно не справлялись.Мнестические расстройства были сходныс нарушениями памяти у детей предыдущейподгруппы, однако отмечалась еще болеевыраженная замедленность в воспроизведении.

В речи сочетались моторные и сенсорныенарушения, затруднения в дифференциацииблизких по звучанию фонем, трудностипереключения, персеверации. И эти детине замечали своих ошибок, которые некомпенсировались и помощью взрослого.

Источник: https://studfile.net/preview/5113985/page:11/

Поврежденное психическое развитие

28. Поврежденное развитие: клиническая и психологическая структура
⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 9Следующая ⇒

План

1. Понятие и характеристика поврежденного психического развития.

2. Типология поврежденного психического развития.

3. Психолого-педагогическая симптоматика детей с поврежденным психическим развитием.

Понятие и характеристика поврежденного психического развития

Поврежденное развитие – это вариант отклоняющегося развития, возникающий при патологическом повреждающем воздействии, когда значительная часть функциональных систем уже была сформирована до момента повреждения. Развитие, тем самым, имеет период условно нормативного.

Специфика поврежденного психического развития определяется объемом повреждения, локализацией, временем (возрастом) повреждения, стажем заболевания (периодом, прошедшим после повреждения), особенностями психического и физического развития, предшествующими повреждению.

Главным признаком из сказанного выше можно считать объем повреждения, от которого зависит общее состояние ребенка и влияние поражения на характеристики продуктивной активности, целенаправленности и работоспособности. При учете данного фактора аномалию можно обозначить как локальное повреждение (объем повреждения меньше) или диффузное повреждение (объем повреждения больше).

Фактор возраста (времени повреждения) играет огромную роль, т.к. длительность формирования той или иной функции различна. Чем длиннее период формирования функции, тем больше вероятность недоразвития, чем короче этот период, тем вероятнее повреждение.

При этом для высших психических функций (ВПФ) с длительным периодом развития при раннем повреждении характерно стойкое недоразвитие, схожее с тотальным недоразвитием.

У ВПФ с коротким периодом развития (подкорковые структуры) чаще возникает повреждение с элементами распада, сходное с грубыми формами парциальной несформированности.

Этиология поврежденного развития связана с перенесенными инфекциями, интоксикациями, травмами центральной нервной системы, наследственными дегенеративными, обменными заболеваниями мозга. Это приобретенная умственная отсталость.

Характерная модель поврежденного психического развития – органическая деменция. Деменция возникает либо начинает грубо прогрессировать в возрасте после 2-3 лет. Здесь нет тотальности, нет иерархичности нарушения психических функций, на первый план выступает парциальность расстройств. Этим определяется отличие деменции от олигофрении.

Типология поврежденного психического развития

Исходя из критерия динамики болезненного процесса, различают «резидуальную» органическую деменцию, при которой слабоумие представляет собой остаточные явления поражения мозга травмой, инфекцией, интоксикацией и прогрессирующую деменцию, обусловленную текущими органическими процессами.

Тяжелая прогрессирующая деменция не может быть отнесена к аномалии развития, так как в этом случае речь идет о нарастающем распаде психических функций, обусловленным не аномальным развитием, а грубо прогрессирующим болезненным процессом.

Об аномальном развитии, связанном с деменцией, можно говорить применительно к деменции резидуальной, при которой приостановка болезненного процесса дает определенные возможности для развития.

Виды органической деменции классифицируются по этиологическому критерию: эпилептическая, постэнцифалитическая, травматическая, склеротическая и др.

Г.Е. Сухарева, исходя из клинико-психологической структуры, выделяет четыре типа органической деменции у детей.

1) Первый тип характеризуется преобладанием низкого уровня обобщения.

2) При втором типе на передний план выступают грубые нейродинамические расстройства, резкая замедленность и плохая переключаемость мыслительных процессов, тяжелая психическая истощаемость, неспособность к напряжению.

3) При третьем типе более всего вступает недостаточность побуждений к деятельности с вялостью, апатией, резким снижением активности мышления. Нередко отсутствуют навыки опрятности. При общей двигательной заторможенности склонность к образованию элементарных двигательных стереотипов.

Слабость побуждений, эмоциональная бедность, скудность мимики, моторики, интонаций. Нарушения в личностной сфере проявились в равнодушии к оценке, отсутствии привязанностей, планов на будущее, интеллектуальных интересов.

В речи сочетаются моторные и сенсорные нарушения, видны затруднения в дифференциации фонем, часто встречаются речевые ошибки.

4) В центре клинико-психологической картины находятся нарушения критики и целенаправленности мышления, грубые расстройства внимания, резкая отвлекаемость, «полевое» поведение (хаотичная двигательная расторможенность, действия по первому побуждению). Общий фон настроения характеризуется выраженной эйфорией со склонностью к дурашливости и агрессивными вспышками.

Эмоции крайне примитивны и поверхностны. Реакции на замечания отсутствуют. Отмечается грубая некритичность. Отмечаются грубые нарушения внимания, целенаправленности деятельности, фрагментарность воспроизведения. При выполнении заданий дети не замечают своих ошибок, быстро теряют интерес к заданию.

При всех пробах отчетливо выступает нарушение интеллектуальной деятельности.

Наиболее часто встречающимися типами органической деменции Г.Е.Сухарева называет третий и четвертый.

Психолого-педагогическая симптоматика детей

С поврежденным психическим развитием

По данным исследований Л.С. Юсевич, Г.Е. Сухаревой при заболевании в преддошкольном и младшем дошкольном возрасте на первый план выступает утрата или обеднение навыков. Раннее начало заболевания (в 2-3 года) имеет отрицательное значение, т.к.

влечет более выраженную опасность недоразвития онтогенетически наиболее молодых мозговых структур.

В этих случаях неумение устанавливать объективные связи явлений, низкий уровень суждений выходят на первый план и затрудняют дифференциальную диагностику с олигофренией.

При начале заболевания в старшем дошкольном возрасте наиболее демонстративно разрушение либо обеднение игровой деятельности: ее стереотипность, однообразие. Приобретенные навыки страдают меньше, но все же имеют определенный регресс.

При заболевании в младшем школьном возрасте, как правило, сохраняются речь, навыки самообслуживания, элементарные учебные навыки. Но резко снижается интеллектуальная работоспособность и учебная деятельность в целом: теряются школьные интересы, нарушается целенаправленность.

Б.В.

Зейгарник выделяет 3 преимущественных типа нарушения мышления при органической деменции у взрослых людей: 1) снижение функции обобщения; 2) нарушение логического строя мышления; 3) нарушения критичности и целенаправленности.

Изменения личности проявляются в малой привязанности к родным и близким, отсутствии чувства стыда, жалости и других симпатических эмоций. В ряде случаев, нарушения личности выражены в меньшей степени, чем нарушения интеллекта.

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

Задания для самостоятельной работы

1. Опишите этиологические типы органической деменции (травматическая, эпилептическая, постэнцифалитическая, склеротическая и др.)

2. Обозначьте отличие органической деменции от задержки психического развития и от олигофрении.

Темы докладов и рефератов

1. Возможности обучения и воспитания детей с явлениями деменции.

2. Психолого-педагогическая коррекция при поврежденном психическом развитии.

ЛИТЕРАТУРА

1. Лебединский, В.В. Нарушения психического развития у детей / В.В.Лебединский. – М.: Изд-во Московского университета, 1985. – 167с.

2. Лубовский, В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития у детей / В.И. Лубовский. – М.: Педагогика, 1989. – 100с.

3. Основы специальной психологии: учеб.пособие / Л.В. Кузнецова, Л.И. Переслени, Л.И. Солнцева / под ред. Л.В. Кузнецовой. – М.: Академия, 2002. – 480с.

4. Семаго, Н.Я. Проблемные дети: основы диагностической и коррекционной работы психолога / Н.Я.Семаго, М.М.Семаго. – М.: АРКТИ, 2000. – 208с.

5. Усанова, О.Н. Специальная психология: система психологического изучения аномальных детей / О.Н.Усанова. – М., 1990. – 200с.

⇐ Предыдущая123456789Следующая ⇒

Рекомендуемые страницы:

Источник: https://lektsia.com/6x53be.html

Поврежденное развитие: клиническая и психологическая структура дефекта (Л. Щербина)

28. Поврежденное развитие: клиническая и психологическая структура

Модель: органическая деменция

Этиология: инфекции, интоксикации, травмы н.с., наследственные дегенеративные и обменные заболевания мозга. Возникает и прогрессирует после 2-3 лет. Т.о. возникает повреждение уже в целом сформированных структур.

Виды органической демении.

По динамике:

  • резидуальная. Остаточные явления поражения мозга травмой инфекцией, интоксикацией
  • прогрессирующая. Обусловлена текущеми органическими процессами (менингиты, энцефалиты, опухоли, дегенеративные и обменные заболевания, прогрессирующий рассеянный склероз). Тяжелая прогрессирующая деменция не относится к аномалиям развития, т.к. распад психических функций обусловлен не аномальным развитием, а прогрессирующим патологическим процессом.

По этиологии:

o    эпилептическая

o    постэнцефалитическая

o    травматическая

o    склеротическая и т.д.

По специфике клинико-психологической структуры (Г.Е. Сухарева): Преобладание:

1.       низкого уровня обобщений

2.       нейродинамических расстройств (замедленность, плохая переключаемость, истощаемость, персеверации)

3.       недостаточности побуждений (вялость, апатия, снижение активности, заторможенность, формирования двигательных стереотипов, эмоциональная бледность, скудность мимики, моторики, интонаций, равнодушие к критике, отсутствие планов на будущее и интересов). Вторично возникает медлительность, инертность, склонность к застреваниям, персеверациям, синкинезиям.

4.       нарушений критики и целенаправленности. Характерно полевое поведение, двигательная расторможенность, бестормозность. Выраженная эйформия, дурашливость, агрессивные вспышки. Эмоции примитивны, поверхностны.

Расторможенность влечений. Нецеленаправленность любой деятельности. Непродуктивность запоминания, фрагментарность воспроизведения. Включение речи, предметная и смысловая организация действия, похвала или порицание малоэффективны.

Некритичность.

Факторы, влияющие на клинико-психологические проявления деменции:

– этиология

– степень распространенности и локализация болезненного процесса

– возраст начала заболевания

– индивидуальные преморбидные особенности

– начало восстановительной работы

Структура дефекта характеризуется парциальностью расстройств. Возможны варианты. Например, более грубые локальные корковые и подкорковые нарушения (гностические расстройства, нарушения движений речи) при более сохранной способности к отвлечению и обобщению.

Но чаще корково-подкорковая дефицитарность. Подкорковые повреждения вызывают нейродинамические нарушения в виде инертности мышления, истощаемости, персевераций.

Нарушения целенаправленности и критичности.

Изменения личности характеризуются малой привязанностью к родным, отсутствие чувства стыда, жалости. Характерны явления диссоциации интеллектуальных и личностных расстройств (при слабом нарушении интеллектуальных функций выраженные личностные изменения и наоборот).

Мотивационные нарушения в виде адинамии, вялости, аспонтанности, слабости побуждений. Но возможны явления психомоторной расторможенности, эйформии, агрессии, патологии влечений.

В патологический процесс включаются наименее зрелые структуры, а к ним в детском возрасте относятся лобные доли. При деменции онтогенетически молодые функции одновременно повреждаются и задерживаются в своем развитии.

Отсюда полиморфизм нарушений. Здесь может присутствовать «олигофренический компонент»: снижение уровня обобщений, недоразвитие логического мышления.

Но в отличие от олигофрении до возникновения вредоносного фактора развитие шло нормально.

Зависимость структуры дефекта от возраста начала заболевания:

1.                       Преддошкольный и ранний дошкольный возраст. Утрата и обеднение навыков, апатия адинамия или расторможенность, низкий уровень обобщений

2.                       Старший дошкольный возраст. Стереотипность, однообразие игровой деятельности. Некоторый регресс навыков.

3.                       Младший школьный возраст. Нарушения целенаправленность, потеря интересов при относительной сохранности нарвыков, речи, знаний и представлений.

Первичный дефект связан с локализацией повреждения.

Вторичный дефект зависит от специфики первичного поражения, недоразвития функционально связанных с поврежденными системами и наиболее молодых функций в фило- и онтогенезе. Координаты недоразвития «снизу вверх» (от поврежденной функции – к регуляторной)

Нарушения межфункциональных взаимодействий – распад иерархических связей в виде изоляции (расторможенность подкорковых функций)

Асинхрония в виде ретардации, регресса с фиксацией функций на более ранних этапах развития.

ПризнакНедоразвитиеЗадержанное развитиеПоврежденное развитие
Возникновение патологического процессаВнутриутробно или в первые месяцы жизниПервые 3-4 года жизниПосле 2-3 лет
ТотальностьЕстьНетНет (парциальность)
ИерархичностьЕстьНетНет
Энцефалопатические расстройстваВ отдельных случаяхЧастоПочти всегда
ДинамикаПервоначально дефицитарное развитиеПравильное и своевременное развитие до воздействия вредности
Массивность поражения ЦНСМеньшеБольше
Соматический и неврологический статусДиспластические признаки телосложенияЛокальные знаки повреждения (парезы, параличи, судороги)
Нейродинамические процессыМенее нарушеныБолее нарушены

Источник: https://students-library.com/library/read/98303-povrezdennoe-razvitie-kliniceskaa-i-psihologiceskaa-struktura-defekta-l-serbina

Тема 2.2.3.: Поврежденное развитие

28. Поврежденное развитие: клиническая и психологическая структура

Глоссарий:органическая деменция, резидуальная органическая деменция, прогрессирующая деменция, эпилептическая деменция, травматическая деменция, склеротическая деменция, «полевое поведение».

Вопросы:

1. Органическая деменция. Этиология. Различия в динамике деменции и олигофрении.

2. Виды деменций.

3. Классификация Г. Е.Сухаревой.

4. Понятие «полевое поведение».

Литература:

1. Колесникова Г. И. Специальная психология и педагогика/ Г. И. Колес-никова.-Изд.2-е, перераб. И доп. — Ростов н/Д: Феникс, 2010.-250с.- (Высшее образование).

2. Слепович Е. С Специальной психология: учеб. пособие / Е.С. Слепович; под ред. Е.С. Слепович, А.М. Полякова.-Минск: Выш.шк., 2012.-511с.

3.Петрова В.Г., Белякова И.В. Психология умственно отсталых школьников: Учеб. пособие для студентов высш. пед. учебн. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 160с.

4.Cорокин, В.М. Специальная психология: Учеб. пособие/ под научн. ред. Л.М. Шипицыной / В.М.Сорокин. — СПб.: «Речь». 2003.

5.Сорокин, В.М. Практикум по специальной психологии: Учебно-методическое пособие./ Под научн.ред. Л.М.Шипициной/ В.М.Сорокин, В.Л.Кокоренко. — СПб.: «Речь», 2003.

6.Шаповал, И.А. Специальная психология: Учебное пособие/ И.А.Шаповал. — М.:ТЦ Сфера, 2005.

1.Характерной моделью поврежденного психического развития является органическая деменция. Этиология органической деменции связана с перенесенными инфекциями, интоксикациями, травмами нервной системы, наследственными дегенеративными, обменными заболеваниями мозга.

В отличие от олигофрении, которая также нередко имеет аналогичное происхождение, деменция возникает либо начинает грубо прогрессировать в возрасте после 2—3 лет.

К этому возрасту значительная часть мозговых структур относительно сформирована, поэтому воздействие вредности вызывает их повреждение, а не только недоразвитие.

Задержка же психического развития церебрально-органического генеза от органической деменции отличается значительно меньшей массивностью поражения нервной системы.

2.По критерию динамики болезненного процесса различают резидуальную органическую деменцию (при которой слабоумие представляет собой остаточные явления поражения мозга травмой, инфекцией, интоксикацией) и прогрессирующую деменцию (обусловленную текущими органическими процессами).

Менделевич В. Д. Психология девиантного поведения: Учеб. пособ. М.: МЕДпресс, 2001

… группах ведет к раннему сексуальному опыту, включая знакомство с извращениями. Учеба легко забрасывается. Никакой труд не привлекает. Живут настоящим. С угрозой …

По этиологическому критерию (эпилептическая, постэнцефалитическая, травматическая, склеротическая и др.).

Эпилептическая деменция формируется при так называемой эпилептической болезни, при которой помимо судорожных припадков имеются специфические особенности мышления, эмоциональной сферы, личности в целом, проявляющиеся в общей психической тугоподвижности, вязкости мышления и аффекта, полярности эмоций, выраженной напряжённостью аффекта с легко возникающими вспышками ярости и гнева. Деменция травматическая-слабоумие, наступившее в результате тяжелой ЧМТ (ушиба головного мозга) или серии ЧМТ. Тяжесть слабоумия колеблется от одного случая к другому, клиническая структура, помимо общемозговых нарушений, вариабельна и отражает локализацию повреждения мозга; в некоторых случаях могут быть выражены явления афазии, агнозии, апраксии. Течение большей частью регредиентное, а затем состояние пациентов на некоторое время стабилизируется на определенном уровне психоорганического снижения личности. С возрастом и под влиянием других факторов (интоксикации, цереброваскулярная патология, диабет и другие соматические заболевания) нередко возникают состояния декомпенсации, проявляющиеся усилением мнестико-интеллектуального дефицита, развитием аффективных расстройств, паранойи и др.).

Склеротическая деменция — деменция, обусловленная множественным рассеянным склерозом. Это тяжелое нейродегенеративное заболевание, связанное с разрушением миелиновой оболочки нервов.

Деменция может развиться при неблагоприятном течении и отсутствии адекватного лечения в завершающей стадии болезни.

Поскольку рассеянный склероз — заболевание молодого возраста, деменция формируется в относительно раннем возрасте.

2.Структура дефекта при органической деменции определяется в первую очередь фактором повреждения мозговых систем в отличие от клинико-психологической структуры олигофрении, отражающей явления недоразвития. Поэтому здесь нет тотальности и иерархичности нарушения психических функций, характерных для олигофрении. Наоборот, на первый план выступает парциальность расстройств.

В одних случаях это грубые локальные корковые и подкорковые нарушения (гностические расстройства, нарушения пространственного синтеза, движений, речи и т. д.), недостаточность которых иногда более выражена, чем неспособность к отвлечению и обобщению.

Как видно из приведенных данных, психологический анализ органической деменции с точки зрения дизонтогенеза представля­ется наиболее сложным.

Основные направления деятельности педагога-психолога по коррекции нарушений социального развития детей старшего дошкольного возраста с ЗПР

… , вследствие чего не складывается полноценная база для последующего развития высших психических функций. Примерно в возрасте от 1 года до 3-х лет, отклонения … дошкольников с ЗПР Понятие «задержка психического развития» употребляется по отношению к детям с минимальными органическими повреждениями или функциональной недостаточностью ЦНС, а также …

В структуре поврежденного развития будут иметь место явления стойкого, часто необратимого регресса ряда функций. Выступает ряд и других закономерностей поврежден­ного развития.

Так, более позднее время поражения определяет парциальность повреждения отдельных корковых и, как правило, подкорковых функций, нарушая корково-подкорковые взаимо­действия.

В зависимости от возраста заболевания могут повреж­даться функции как с более коротким, так и с более длительным периодом развития, при этом более онтогенетически молодые функции одновременно повреждаются и задерживаются в своем развитии.

Первичный дефект связан с различной локализацией повреждения. Однако очень часто наблюдается вовлечение в патологиче­ский процесс лобных долей из-за повреждения подкорковых си­стем [Гуревич М. О., 1932] вследствие их хрупкости, сензитивности в детском возрасте.

Характер вторичных дефектов обусловлен спе­цификой первичного поражения, а также недоразвитием систем, как функционально связанных с поврежденными, так и более молодых, в фило- и онтогенезе.

Основные координаты недоразвития направлены преимущественно «снизу вверх» (от поврежденной ча­стной функции — к регуляторной, от поврежденных подкорко­вых образований к коре, прежде всего лобной).

Причины и механизмы нарушения развития двигательных функций при ДЦП

… синапсов. Причины и механизмы нарушения развития двигательных функций при ДЦП.

У детей с церебральным параличом вследствие нарушения нормального развития промежуточного мозга, больших полушарий наблюдается …

но уже начинают формироваться органические контрактуры, особенно в голеностопных и тазобедренных суставах. Имеющиеся двигательные и кинестетические нарушения являются основой для дефектного …

В нарушении межфункциональных взаимодействий наблюдается распад иерар­хических связей с явлениями изоляции, в первую очередь расторможением подкорковых функций, обусловливающих массивность энцефалопатической симптоматики, патологию влечений. Выраженность персевераций также свидетельствует о нарушении регулятор-ных систем.

Элементы асинхронии развития проявляются в ретардации формирования высших психических функций. Повреждение, воз­никшее в детском возрасте, приводит также к сочетанию явлений регресса со стойкой фиксацией функций на более ранних этапах развития.

Фактор динамики болезненного процесса имеет решающее значение для возможности психического развития.

Поэтому тяжелая прогрессирующая деменция, возникшая в детском возрасте, по существу, не может быть отнесена к аномалии развития, так как в этих случаях речь идет о нарастающем распаде психических функций, обусловленном не аномальным развитием, а грубо про­грессирующим болезненным процессом.

Об аномальном же развитии, связанном с деменцией, можно говорить применительно именно к деменции резидуальной, при которой, несмотря на на­личие выраженных явлений повреждения, приостановка болезненного процесса дает определенные возможности для развития, хотя и грубо нарушенного.

В патогенезе и формировании клинико-психологических проявлений органической деменции помимо этиологии имеет значе­ние и ряд других факторов. К ним относятся прежде всего степень распространенности и преимущественная локализация болезненного процесса.

Возраст начала заболевания и длительность перио­да, прошедшего после его окончания, также имеют большое зна­чение для типа сочетания повреждения, недоразвития и компенсаторных возможностей нервной системы. Не безразличны и индивидуальные преморбидные особенности ребенка.

Бесспорная роль принадлежит своевременному началу восстановительной работы.

изучить условия работы с детьми нестандартного мышления в начальных классах

… , несмотря на многочисленные исследования, выявление эффективных условий работы с детьми нестандартного мышления в начальных классах продолжает оставаться одной из важнейших задач современной … работы Задачи исследования: 1. Изучить проблему нестандартного мышления и условия работы с детьми нестандартного мышления в начальных классах в современной пси-холого-педагогической …

Особенности патогенеза резидуальной органической деменции обусловливают специфику ее клинико-психологической структуры.

Структура дефекта при органической деменции, как указывалось, определяется в первую очередь фактором повреждения моз­говых систем в отличие от клинико-психологической структуры олигофрении, отражающей явления недоразвития. Поэтому здесь нет тотальности и иерархичности нарушения психических функций, характерных для олигофрении.

Наоборот, на первый план выступает парциальность расстройств. В одних слу­чаях это грубые локальные корковые и подкорковые нарушения (гностические расстройства, нарушения пространственного син­теза, движений, речи и т. д.), недостаточность которых иногда более выражена, чем неспособность к отвлечению и обобщению.

Так, нарушения памяти, в особенности механической, более ха­рактерны для деменции, обусловленной черепно-мозговой трав­мой, перенесенной ребенком в возрасте после 2—3 лет.

Эта специфика дефекта связана с тем, что при контузии мозга из-за удара ликворной волны о стенки третьего желудочка повреждаются близко расположенные лимбические образования, играющие большую роль в организации процессов памяти. Но чаще обнаруживается сочетанная корково-подкорковая дефицитарность.

Повреждение подкорковых областей приводит и к тому, что при органической деменции, как правило, сильнее, чем при олигофрении, страдают нейродинамические процессы, вследствие чего более вы­ражена инертность мышления, тяжелеет истощаемость, наблюдаются персевераторные явления. Наличие грубых нейродинамических расстройств резко дезорганизует психическую деятельность.

Большое значение в структуре дефекта при органической деменции имеют нарушения целенаправленности мышления, кото­рые при прочих равных условиях также выражены более грубо, чем при олигофрении. Весьма характерны нарушение критичности, отсутствие пони­мания и переживания своей несостоятельности, равнодушие к оценке, отсутствие планов на будущее даже у детей старшего воз­раста.

Б.В.Зейгарник (1976)выделяет три преимущественных типа нарушения мышления при органической деменции у взрослых больных:

Нарушения памяти и мышления

… следов интерферирующими воздействиями. Характерными особенностями отличаются нарушения памяти при органической деменции болезнь Пика, Альцгеймера и в случаях олигофрении.

Центральным для таких поражений обычно … в качестве отдельных элементов. Образное мышление это мышление через представление. Мышление с опорой на образы восприятия.

Абстрактно логическое мышление оперирует с понятиями, суждениями, …

1) снижение функции обобщения;

2) нарушение логического строя мышления;

3) нарушения критичности и целенаправленности.

Изменения личности большей частью диссоциируют с уровнем интеллектуального снижения. В одних случаях они выступают очень резко и особенно проявляются в малой привязанности к родным и близким, частом отсутствии чувства стыда, жалости и других симпатических эмоций. В ряде же случаев, наоборот, лич­ностные изменения выражены менее грубо, чем нарушения интеллекта.

Более грубо, чем при неосложненной олигофрении, выражены у одних больных адинамия, вялость и аспонтанность, слабость побуждений, у других — психомоторная расторможенность, эй­фория либо дисфория с угрюмостью, злобностью, склонностью к агрессии, патология влечений (прожорливость, сексуальность и т. д.).

Иногда влечения носят извращенный характер (стремле­ние к самоповреждению, садистические тенденции и т. д.).

Если при олигофрении энцефалопатические расстройства характерны лишь для осложненных форм (при которых, как указы­валось, к явлениям недоразвития присоединяются явления по­вреждения), то при органической деменции, обусловленной имен­но повреждением мозга, энцефалоиатические расстройства будут практически обязательными. Расторможенность влечений в ряде случаев приводит к более тяжелому поведению этих детей по срав­нению с их интеллектуальным дефектом. Поэтому даже при не­грубой степени органической деменции их обучение при прочих равных условиях представляет большие сложности, чем обучение детей, страдающих дебильностью.

Таким образом, структура психического дефекта при органи­ческой деменции представляет значительную сложность и отли­чается большим полиморфизмом, чем при олигофрении. Это ка­сается как интеллектуальных нарушений, так и эмоционально-волевой сферы и личности в целом.

Психология детей с нарушением поведения

… к нарушениям поведения 3. Виды нарушения поведения 4. Формы нарушения поведения 5. Причины и механизмы нарушения поведения 6. Нарушения поведения в МКБ-10 7. Группы детей с нарушением поведения 8. Сопровождение детей с нарушением поведения Литература …

3.Исходя из специфики клинико-психологической структуры, Г. Е.Сухарева (1965) выделяет четыре типа органической деменции у детей:

1.Первый тип характеризуется преобладанием низкого уровня обобщения.

2.При втором типе на передний план выступают грубые нейродинамические расстройства, резкая замедленность и плохая переключаемость мыслительных процессов, тяжелая психическая истощаемость, неспособность к напряжению.

3.При третьем типе органической деменции более всего выступает недостаточность побуждений к деятельности с вялостью, апатией, резким снижением активности мышления.

4.При четвертом типе — в центре клинико-психологической картины находятся нарушения критики и целенаправленности мышления с грубыми расстройствами внимания, резкой отвлекаемостью, «полевым поведением».

4. В.В.Лебединский отмечал, что у детей четвертого типа органической деменции наблюдалось выраженное полевое поведение. Полевое поведение — поведение, в котором человек ведется случайными эмоциями и стимулами внешнего окружения, а не собственными потребностями, внутренними правилами или поставленными перед собой целями.

Они отличались хаотичной двигательной расторможенностью, действиями по первому побуждению, склонностью к дурашливости и кратковременными агрессивными вспышками. Грубые нарушения познавательной деятельности у детей четвертого типа проявляются в нецеленаправленности внимания, в непродуктивности запоминания и фрагментарности воспроизведения.

У этих детей выявлено также недоразвитие пространственного анализа и синтеза, фрагментарность восприятия, наблюдается нарушение критики своего поведения. У детей с третьим типом органической деменции в психическом статусе доминировали вялость, медлительность, пассивность.

Отмечалась эмоциональная бедность, слабость побуждений, отсутствие интеллектуальных интересов.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Источник: https://forpsy.ru/works/uchebnoe/tema-povrejdennoe-razvitie/

75. Клинико-психологическая структура дефекта при психическом недоразвитии

28. Поврежденное развитие: клиническая и психологическая структура

Клинико-психологическаяструктура дефекта при олигофренииобусловлена явлениями необратимогонедоразвития мозга в целом с преимущественнойнезрелостью его коры как образования,наиболее сложного и наиболее поздносозревающего в онтогенезе.

Г.Е. Сухаревой сформулированы два основныхклинико-психологических «закона»олигофрении:

1)тотальность нервно-психическогонедоразвития и

2)его иерархичность.

Понятие«тотальность» означает, что в состояниинедоразвития находятся все нервно-психическиеи в определенной мере даже соматическиефункции, начиная от врожденнойнесформированности ряда внутреннихорганов (порок сердца, нарушение строенияжелудочно-кишечного тракта и другихсистем), недоразвития роста, костной,мышечной и других систем, несформированностисенсорики и моторики, элементарныхэмоций и кончая недоразвитием высшихпсихических функций, таких, как речь,мышление, формирование личности в целом.

Рядисследователей, в особенности отечественныхспециально изучали особенностинейродинамики нервно-психическихпроцессов при олигофрении. Ими былиобнаружены слабость замыкательныхфункций коры головного мозга, затруднениеформирования новых, в особенностисложных условных связей, инертность ислабость нервных процессов.  В.

В,Лубовский к факторам, влияющим наобразование условных связей умственноотсталых детей, относит, во-первых,дефекты общей нейродинамики (недостаточность внутреннего торможения,чрезмерную иррадиацию возбуждения,нестойкость следов и, главное,патологическую инертность психическихпроцессов), и, во-вторых, дефектынейродинамики в речевой системе, т. е.в деятельности самого регуляторногомеханизма. Инертность, плохуюпереключаемость психических процессову детей, страдающих олигофренией,отмечают Б. В. Зейгарник и С. Я. Рубинштейн.Эти данные полностью коррелируют снаблюдениями клиницистов о замедленности,  тугоподвижности, ригидности психическихпроцессов при олигофрении.

Большинствоисследователей указывают на недоразвитиесенсорной сферы. Хотя первичное поражениеорганов чувств при олигофрении большейчастью отсутствует, восприятие у этихдетей характеризуется бедностью инедостаточностью.

Недоразвитиемоторики при олигофрении имеет местои при отсутствии первичного поражениядвигательного аппарата. Наряду сбедностью, однообразием неритмичностью,замедленностью и плохой пластичностьюдвижений часто наблюдаются их бесцельность,общее двигательное беспокойство, наличиесинкинезий.

Отмечаются неустойчивостьмышечного тонуса, неловкость произвольныхдвижений, бедность мимики и жестов,наличие лишних движений и синкинезийлибо, наоборот, медлительность изаторможенность движений.

Даже прилегкой степени олигофрении обследованиес помощью тестов обнаруживает отставаниев развитии моторики у 53% детей.

Многочисленныеисследования показали недостаточностьпамяти как в отношении запоминания, таки хранения и воспроизведения информации.В зависимости от глубины общего ипсихического недоразвития запоминаниенового затруднено в различной степени.

Недостаточностьвнимания (слабость его фиксации, сужениеобъема).

Недоразвитиеречи считается одним из основныхпроявлений олигофреническогодизонтогенеза. Степень ее недостаточностибольшей частью соответствует общейтяжести психического дефекта. Активныйсловарь резко ограничен по сравнениюс пассивным. Страдает грамматическийстрой речи. Часто наблюдаются дефектыпроизношения, косноязычие. Затрудненопонимание смысла слов.

ОпытыЛ. С. Выготского и сотр., проведенные пометодике Выготского — Сахарова, показалирезкое недоразвитие образования понятийпри олигофрении. Эксперименты Л. В.

Занкова обнаружили смутность,расплывчатость, недифференцированностьпонятий, невозможность выйти за пределынепосредственного конкретного опыта.

На трудности обобщения и отвлечениякак основной фактор в структуреолигофренического слабоумия указываетМ. С. Певзнер.

Характернымявляется недоразвитие и эмоциональнойсферы.

Отмечаются ее малаядифференцированность, косность иоднообразие, бедность оттенковпереживаний, слабость борьбы мотивов,актуальность лишь непосредственныхэмоциональных раздражителей.

В тожевремя наблюдается и эмоциональнаявязкость. Неспособность подавлятьаффект либо влечение нередко проявляютсяв склонности к импульсивным аффективнымреакциям (вспышкам гнева, агрессивнымразрядам).

Общаянезрелость личности проявляется внизком уровне познавательных интересов,их быстром угасании. Отмечаются незрелостьмотивации, повышенная внушаемость,безынициативность,   недоразвитиеволевой сферы.

Такимобразом, многочисленные исследованияпоказывают, что психическое недоразвитиепри олигофрении носит тотальный характер,охватывая все сферы психики: сенсорику,моторику, память, интеллект, эмоции,личность в целом. Эта особенностьдизонтогенеза при психическом недоразвитиивсеми исследователями считаетсябесспорной. Р. М. Боскис характеризуетструктуру дефекта при умственнойотсталости как тотальное недоразвитие.

Второйособенностью психического недоразвитияпри олигофрении является его иерархичность.

Это выражается в том, что недостаточностьгнозиса, праксиса, речи, эмоций, памяти,как правило, проявляется меньше, чемнедоразвитие мышления.

Более того, еслипри легкой степени олигофрении нередкоможно условно говорить об относительнойсохранности более элементарных проц'01тонедоразвитие высших форм мышлениясоставляет обязательный признак.

Ив недоразвитии отдельных психическихфункцийнаиболее страдает их высшеезвено. Эта закономерность находитотражение в структуре недостаточностикаждой из вышеперечисленных функций.В конечном счете и в восприятии, памятии внимании, эмоциональной сфере и дажемоторике больше страдает уровень,связанный с процессом отвлечения иобобщения.

Так,в восприятии прежде всего страдаетнаиболеесложный уровень, связанный санализом и синтезом воспринимаемого.Отмечаются трудности в выделении ведущихпризнаков и свойств воспринимаемыхпредметов.

Затруднение возникает тогда,когда действие начинает афферентироватьсяне отдельными чувственными свойствами,а совокупностью качественных особенностейпредмета и его топологией. Здоровыйребенок, рисуя дом, человека, используетпривычные схемы.

Бедность этих схемприолигофрении не раз отмечаласьисследователями, что послужило основаниемдля разработки специального тестарисования человека.

Для ребенка,страдающего олигофренией, представляютсятрудными такие топологические свойствапредмета, какзамкнутость — разомкнутостьфигуры, количество углов, пространственноерасположение. Графический тест Л. Бендер,включающий эти параметры, обдаетвысокими   дифференциальными    возможностями .

Пассивноевнимание более сохранно, чем активное,произвольное).

Механическаяпамять нередко бывает удовлетворительной,но всегда страдает память смысловая.Затруднено запоминание и воспроизведениеявлений,объединенных смысловой связью.

Недостаточностьвоображения проявляется значительнобольше там, где оно связано с интеллектуальнойзадачей.

Таже закономерность характерна и дляэмоциональной сферы. При относительнойсохранности элементарных эмоцийвыраженное недоразвитие обнаруживаютболее сложные эмоциональные проявления,формирование которых тесно связано синтеллектуальным развитием. По мнениюЛ. В.

Занкова, «аффективные стремленияумственно отсталого недостаточнопропускаются через многогранную призмуоценок и суждений».

В то же время наличие«симпатических» эмоций, проявлениесочувствия к конкретным лицам, способностьк сопереживанию обиды и стыда редконаблюдается даже при выраженных степеняхслабоумия.

Аналогичныезакономерности характерны и для моторики.При относительной сохранности элементарныхдвижений значительно более недоразвитаспособность к тонким и точным движениям,к выработке относительно сложныхдвигательных формул, к быстрой сменемоторных установок.

Этазакономерность — недоразвитие высшегозвена психической функции — особенновыражена в характере недоразвития речи.Даже при достаточном словарном запасе,известной сохранности грамматическогостроя (например, при олигофрении,связанной с гидроцефалией) в речи малоотражена функция обобщения, страдаетсмысловая сторона.

Данныевышепредставленных исследованийуказывают не только на роль нарушениямышления как основного дефекта приолигофрении, но и на его влияние наразвитие всех других функций.

При этомзаслуживает внимания специфика этоговлияния «сверху вниз»: недоразвитиемышления препятствует развитию болееэлементарных психических процессов.

Об этом свидетельствуют данные ипсихолого-педагогической коррекции,способствующей формированию отдельныхпсихических функций за счет влияния«сверху вниз». Однако нельзя исключитьи тормозящее влияние «снизу вверх»,обусловленное недоразвитием болееэлементарных функций.

Всвязи с этим большое значение имеетвопрос о дифференциации первичного ивторичного дефекта при олигофрении.

Источник: https://studfile.net/preview/5113985/page:4/

Medic-studio
Добавить комментарий