29. Общие закономерности развития стресса. Влияние характеристик

3.1. Общие закономерности развития стресса

29. Общие закономерности развития стресса. Влияние характеристик

Как уже отмечалось в первой главе, классическая концепция стресса Г. Селье предусматривает три фазы (стадии) его развития:

1) стадию тревоги;

2) стадию резистентности;

3) стадию истощения.

На первой стадии происходит мобилизация защитных сил организма, в первую очередь – гормонов коркового слоя надпочечников. Этот процесс запускается специальным гормоном гипофиза (АКТГ[19]), который, в свою очередь, активируется нейросекреторными ядрами гипоталамуса.

Таким образом осуществляется координация нервной и гуморальной регуляции в организме при ведущей роли головного мозга (а у человека – его психологических особенностей).

Стадия тревоги в зависимости от силы и характера воздействия имеет различную продолжительность и, как правило, приводит к приспособлению организма к новым условиям существования.

Как писал сам Ганс Селье: «…ни один организм не может постоянно находиться в состоянии тревоги. Если агент настолько силен, что значительное воздействие его становится несовместным с жизнью, животное погибает еще в стадии тревоги, в течение нескольких часов или дней. Если оно выживает, то за первоначальной реакцией обязательно следует “стадия резистентности”» @@@@@4#####.

Переход к стадии резистентности (адаптации) означает, что организм приспособился к новому раздражителю, хотя это приспособление и требует повышенных затрат энергии и антистрессорных гормонов.

Начало третьей стадии истощения связано в понимании Селье с истощением «адаптационной энергии», под которой он понимал не только запасы глюкокортикоидов в коре надпочечников, но и нечто другое, что пока не выяснено точно.[20]

Если обратиться к феномену психологического стресса, то «стадия истощения» соответствует явлениям отчаяния, бессилия и фрустрации, которые охватывают человека в безнадежной ситуации (рис. 19).

Рис. 19. Стадии развития стресса по Г. Селье.

В свою очередь, первая стадия развития стресса, по мнению некоторых авторов, разделяется на несколько более коротких периодов мобилизации адаптационных резервов @@@@@2#####.

По мнению Л. А. Китаева-Смыка, первый период «стадии тревоги» занимает от несколько минут до нескольких часов и заключается в мобилизации «поверхностных» резервов. У большинства людей он проявляется в форме стенических эмоций и повышения работоспособности.

Если мобилизованная по тревоге адаптационная защитная активность не устраняет стресса, то включаются программы перестройки действующих функциональных систем. Этот процесс составляет основное содержание второго периода стадии тревоги.

Данный период сопровождается снижением работоспособности и болезненным состоянием человека.

Однако высокая мотивация, установки и другие психологические факторы способны обеспечить в этом периоде «сверхмобилизацию» адаптационных резервов, которая может обеспечить высокий уровень работоспособности (по крайней мере, у здоровых людей).

Тем не менее при переутомлении, наличии хронических заболеваний или у лиц пожилого возраста «сверхмобилизация» резервов на этой стадии может только обострить скрытые заболевания и вызвать другие болезни стресса (сосудистые, воспалительные и психические). По данным Л. А. Китаева-Смыка, длительность второго периода в среднем составляет 11 суток @@@@@2#####.

Во время третьего периода первой фазы стресса имеет место процесс пока еще неустойчивой адаптации к стрессорному фактору. Длительность его, по данным различных авторов, колеблется в широких пределах и составляет несколько недель.

По мере развития стрессовых реакций закономерно меняется и активность отделов вегетативной нервной системы, начиная с активации симпатического отдела до усиления тонуса парасимпатического отдела в завершающей фазе стресса.

В. В. Суворова указывает, что симпатическое реагирование обусловливает стеничные эмоции («эмоциональное симпатическое возбуждение»), а активация парасимпатической системы – астеничные («эмоциональная парасимпатическая депрессия»).

Данный автор также указывает, что симпатический тонус преобладает при оптимальном состоянии организма, а также в условиях острого стресса, обеспечивая активное состояние и поведение организма, мобилизацию внутренних ресурсов для функционирования в режиме предельных возможностей.

Длительное парасимпатическое преобладание характерно для неврозов и хронических эмоциональных расстройств – тревожных и депрессивных состояний @@@@@20#####.

Вместе с тем ряд авторов, наоборот, связывают склонность индивидуума к тревоге и страху с преобладанием тонуса симпатической нервной системы @@@@@12, 15#####, однако такая точка зрения является недостаточно доказанной.

Согласно нашим данным, уровень личностной тревоги и склонность к различным страхам выше у лиц с преобладанием парасимпатической активации @@@@@23#####.

В этой работе сравнивались психологические особенности лиц с разным уровнем активности парасимпатической системы, которая определялась по стандартному отклонению кардиоинтервалов (SDNN).[21]

По результатам анализа вариабельности сердечного ритма студенты были разделены на три группы с различной выраженностью активности парасимпатической нервной системы:

1) симпатикотоники;

2) нормотоники;

3) ваготоники.

Оказалось, что различия в деятельности парасимпатической системы по трем группам студентов отражались на их психологических характеристиках.

Симпатикотоники имели более высокую позитивную самооценку, чем студенты из второйи третьей группы, реже испытывали чувство вины и были склонны чаще обвинять других людей или внешние обстоятельства, в то время как для ваготоников были более характерны тенденции самообвинения.

У последней группы испытуемых отмечались более высокие показатели фактора «Q4» опросника Кеттела, который отражает степень фрустрированности субъекта.

Как известно, уровень фрустрации зависит от силы побудительного мотива, осознания невозможности достичь поставленной цели и наличия ресурсов, необходимых для успеха.

Так как, согласно литературным данным, у симпатикотоников отмечается более высокий уровень энергетического обмена, то логично предположить, что именно высокая энергетика студентов первой группы позволяет им достигать поставленных целей и реже испытывать фрустрацию и связанный с ней стресс. В то же время из-за высокой самооценки для лиц с повышенной активностью симпатической нервной системы бывает характерно «завышение планки целей», что также может приводить к развитию стресса, но уже другого рода.

Исследования показали, что суммарный показатель интегрального уровня страхов достоверно различался у 1-й и 3-й группы студентов (86,7 ± 0,3 балла у симпатикотоников и 99,0 ± 4,1 у ваготоников), т. е. в целом чувство страха было более выражено у лиц с высоким уровнем активности парасимпатической системы.

При этом показатели интенсивности большинства страхов у ваготоников были выше, чем у симпатикотоников, в частности, это касалось страха публичных выступлений (4,6 ± 0,4 против 3,5 ± 0,3), страха перед возможным снижением социального статуса (4,4 ± 0,5 против 3,4 ± 0,4) и страха перед неизвестностью (4,4 ± 0,5 против 2,6 ± 0,4).

Таким образом, у лиц с повышенной активностью парасимпатической нервной системы эти жизненные ситуации могут приводить к развитию психологического стресса.

В то же время страх перед замкнутыми пространствами и страх за свое сердце был выше у лиц с повышенной активностью симпатической системы, что в общем соответствует клиническим данным о более частой встречаемости панических атак у симпатикотоников @@@@@15#####.

Так как явление стресса является предметом междисциплинарных исследований, то представляется интересным взгляд клиницистов на проблему развития стресса.

При изучении эмоционально-вегетативных кризов в клинике пограничных состояний Т. А. Нелюбова отмечает, что эмоционально-вегетативные кризы являются неспецифической общестрессовой реакцией, в их динамике процесс торможения закономерно сменяет процесс возбуждения.

Автор проследила следующие фазы в развитии эмоционально-вегетативных кризов:

I – фаза субъективных переживаний;

II – фаза объективно регистрируемого преобладания симпатического тонуса;

III – смешанная фаза (сочетаются симптомы повышения симпатического и парасимпатического тонуса);

IV – фаза объективно регистрируемого преобладания парасимпатического тонуса;

V – фаза истощения симпатического и парасимпатического тонусов @@@@@18#####.

Степень активности отделов вегетативной нервной системы на разных стадиях стресса, согласно представлениям Т. А. Нелюбовой, показана в табл. 4.

Таблица 4. Активность отделов вегетативной нервной системы на разных стадиях стресса.

Некоторые исследователи считают, что субъективные переживания отмечаются позже функциональных изменений в организме и воздействие стрессорного фактора приводит к последовательным изменениям на эндокринном, висцеральном и на психологическом уровнях @@@@@15#####.

Согласно этой концепции, на первом уровне тревоги человек может еще не осознавать ее, однако организм уже реагирует перестройкой метаболизма. На втором уровне тревожности появляются разнообразные психосоматические реакции, которые можно подразделить на вегетативные проявления тревоги и реакции соматической мускулатуры. По предположению, высказанному Г. Каплан и Б.

Сэдок, на первых двух стадиях тревоги человек осознает только физиологические ощущения, которые сопровождаются чувством смутной «внутренней напряженности», пониманием, что «что-то происходит». Лишь на третьей стадии наступает осознание самого факта тревоги.

Поэтому весьма актуальной задачей является поиск путей ранней диагностики тревоги, включающей в себя как объективные, так и субъективные показатели тревожности. К первым из них можно отнести анализ вариабельности сердечного ритма, ко вторым – различные психологические тесты, оценивающие уровень тревоги.

3.1.2. Влияние характеристик стрессора на уровень стресса

Несмотря на расхожее мнение, стресс может быть не только вредным, но и полезным – характер его влияния на человека зависит от многих факторов, среди которых можно выделить три самых главных:

+ интенсивность стресса;

+ его продолжительность;

+ восприимчивость конкретного человека к данному стрессору.

Разберем эти три фактора подробнее.

Интенсивность стресса. Еще в начале ХХ века американские психологи Р. Йеркс и Дж. Додсон установили, что характер работоспособности человека определенным образом зависит от уровня его эмоциональной активности.

Оказалось, что максимальную продуктивность человек развивает при среднем уровне эмоционального возбуждения, в то время как и избыток эмоций, и их недостаток приводят к снижению эффективности работы (рис. 20). Переломные точки на этой кривой можно обозначить как «порог чувствительности» (1) и порог истощения» (2).

В первой точке человек начинает воспринимать ситуацию как напряженную, во второй точке человеку становится трудно справляться с ситуацией.

Рис. 20. Зависимость производительности труда от уровня стресса.

Точно так же дело обстоит и со стрессом. Для каждой работы нужен определенный уровень стресса: для умственной работы он меньше, а для физической больше.

Например, для бухгалтера, составляющего квартальный отчет, желательно испытывать минимальный уровень стресса, в то время как для политика, выступающего перед избирателями, наоборот, желательна определенная доза волнения и азарта, которая поможет ему «зажечь» публику.

Для программиста, который разрабатывает новую компьютерную программу, желательно быть спокойным, а для спортсмена-олимпийца, собирающегося штурмовать мировой рекорд, необходим максимальный стресс, в противном случае он не сможет полностью «выложиться» для победы.

Поэтому далеко не всегда существует необходимость минимизировать уровень стресса, в некоторых ситуациях, наоборот, необходимо усилить его интенсивность для мобилизации всех сил организма для достижения поставленной цели. Ганс Селье писал:

«Разным людям требуются для счастья различные степени стресса… Средний гражданин страдал бы от тоски бесцельного существования точно так же, как и от неизбежного утомления, вызванного настойчивым стремлением к совершенству.

Иными словами, большинству людей в равной мере не нравится и отсутствие стресса, и избыток его. Поэтому каждый должен тщательно изучить самого себя и найти нужный уровень стресса.

Кто не сумеет изучить себя, будет страдать от дистресса, вызванного отсутствием стоящего дела, либо от постоянной чрезмерной перегрузки» @@@@@4; с. 118#####.

С другой стороны, интенсивность стресса, обеспечивающая наиболее высокую эффективность деятельности, будет отличаться для лиц с разными исходными параметрами высшей нервной деятельности (ВНД). Для человека со слабым типом ВНД (меланхолика) оптимальный уровень стресса будет меньше, чем для индивидуума с сильным, уравновешенным, инертным типом ВНД (флегматика).

Продолжительность стресса. Наука установила, что наибольшую опасность вызывают не сильные и короткие стрессы, а именно длительные, хотя и не столь сильные.

Кратковременный сильный стресс активизирует человека, как бы встряхивает его, после чего все показатели организма возвращаются в норму, а слабый, но длительный стресс вызывает истощение защитных сил, и в первую очередь его иммунной системы.

С позиций психофизиологии из двух характеристик (длительности и силы) длительность стресса важнее, чем его сила. Чем дольше действует стрессор на человека, тем сильнее дистрессорное расстройство @@@@@18, 19#####.

В настоящее время психологи также уже не сомневаются, что ежедневные мелкие конфликты и повседневные неприятности гораздо пагубнее отражаются на здоровье, чем сильный, но однократный стресс, вызванный куда более значимой причиной.

Этот парадокс, как и многие другие «странности человеческой натуры», уходит корнями в далекое прошлое, когда природа подготовила наших предков к мощному, но кратковременному отражению опасностей, но не могла предугадать стрессов, связанных с неудачной карьерой или ожиданиями в автомобильных пробках. Наша генетическая программа «Борьба или бегство» рассчитана на несколько минут, максимум – часов интенсивной деятельности, но даже при слабом стрессе антистрессорных гормонов не хватит на недели или месяцы переживаний.

По мнению основателя учения о стрессе Ганса Селье, каждый человек имеет определенный запас адаптационной энергии и, если он ее израсходовал, неизбежно наступает третья фаза стресса – «фаза истощения».

Поэтому главный практический вывод из этой закономерности состоит в том, что нельзя доводить стрессы до хронической стадии, нужно стараться решать проблемы сразу по мере их поступления, пусть даже с максимальным напряжением сил, после чего необходимо обеспечить полноценный отдых и восстановить защитные силы организма.

Индивидуальная чувствительность к стрессу. Каждый человек имеет свой порог чувствительности к стрессу – тот уровень напряженности, при котором эффективность деятельности повышается (наступает эустресс), а также критический порог истощения, когда эффективность деятельности снижается (наступает дистресс).

Определить эти «границы перехода» можно по объективным или субъективным критериям. Объективные критерии развития фазы дистресса были разобраны в главе 2. Для этого используются биохимические, физиологические или поведенческие показатели, поэтому достаточно трудно дать простое и исчерпывающее определение стрессоустойчивости, которое охватывало бы все аспекты жизнедеятельности человека.

Например, согласно мнению отдельных авторов, под стрессоустойчивостью понимается «индивидуальная способность организма сохранять нормальную работоспособность во время действия стрессора» @@@@@19#####.

С одной стороны, данное определение позволяет относительно определять момент наступления стресса по снижению эффективности работы, но, с другой стороны, оно не учитывает «цену», которую платит организм за поддержание заданной работоспособности @@@@@20#####.

Существует мнение, что у каждого организма имеется два вида адаптационных резервов: поверхностные и глубокие @@@@@2#####.

При кратковременном (остром) стрессе сначала происходит мобилизация «поверхностных» резервов, а если их недостаточно, то начинается мобилизация более обширных «глубоких» резервов адаптационной энергии.

У некоторых особей темп включения «глубоких» резервов бывает недостаточным для нейтрализации действия стрессора, соответственно такие индивиды отличаются пониженной стрессоустойчивостью.

В заключение данного раздела следует отметить, что главная трудность в определении стрессоустойчивости человека возникает при оценке его реакций на психологические факторы.

Если можно относительно подобрать критерии устойчивости человека в отношении стрессоров физической или химической природы (высокая или низкая температура, физическая нагрузка, токсические вещества и т. д.), то сделать это в отношении психологических стрессоров гораздо труднее.

Например, для одного человека потеря денег является значительным стрессом, а для другого – нет. В то же время для первого из них творческая неудача покажется мелким эпизодом, в то время как для второго – личной трагедией.

Это связано с чрезвычайно большим разбросом ценностей, установок, потребностей, условных рефлексов и жизненного опыта разных людей, поэтому «универсальное» определение стрессоустойчивости человека пока не представляется возможным.

В этом плане бывает проще использовать субъективные критерии наступления стресса. Так же как боль является субъективным ощущением, которое не зависит напрямую от силы внешнего воздействия, так и уровень стресса весьма нелинейно связан с интенсивностью стрессора.

Для субъективной оценки стрессоустойчивости человек должен прислушиваться к своим ощущениям, максимально доверяя своему организму и своей интуиции.

Чтобы понять, где проходят грани между полезным и вредным напряжением, между эустрессом и дистрессом, человеку приходится экспериментировать с эмоциональными и физическими нагрузками, но только таким путем можно установить пороги стрессочувствительности и стрессоустойчивости того или иного индивидуума.

3.1.3. Развитие психологического стресса на примере развития экзаменационного стресса

Хотя под экзаменационным стрессом обычно понимают состояние человека, сдающего экзамен, на самом деле этот процесс занимает достаточно длительное время. В реальности экзаменационный стресс начинается с того момента, когда студент осознает, что в ближайшее время ему неизбежно придется сдавать тот или иной экзамен.

Актуализирование этой мысли у разных студентов происходит в различные сроки до экзамена: от нескольких недель до нескольких дней, и с этого момента начинает нарастать тревожное ожидание экзамена, которое достигает максимума уже в учебной аудитории, где происходит сдача.

Поэтому максимальные изменения в организме студентов и школьников происходят не во время экзамена, а до него. Это нашло свое подтверждение в экспериментальных исследованиях.

Так, изучение состояния вегетативной нервной системы по показателям электропроводности кожи и пульса у школьников и студентов во время обычной учебной деятельности, при физической нагрузке и в условиях экзаменационного стресса показало, что изменения электропроводности кожи были больше до экзаменов, чем во время них @@@@@11#####.

Согласно другим данным, показатели активации симпатической системы постепенно нарастали до своего максимума, а если ожидание экзамена затягивалось, то возбуждение симпатической системы неизбежно понижалось, уступая место активации парасимпатической системы, что сопровождалось падением частоты сердечных сокращений и артериального давления @@@@@5#####.

Хотя после сдачи первого экзамена эмоциональное напряжение значительно ослабевает, оно, как правило, не опускается до фоновых значений, ибо студент осознает, что впереди ему еще предстоят другие испытания.

Если же студент получает оценку ниже ожидаемой, то тревожное ожидание следующего экзамена может быть еще выше.

Данные анализа функциональных изменений у студентов во время экзаменационной сессии (включающие ЭКГ[22], ЭЭГ[23], биохимические анализы и неврологические показатели) позволяют сделать вывод о том, что под влиянием хронического экзаменационного эмоционального стресса у большинства студентов наблюдались значительные изменения биохимических показателей, интенсивности кровенаполнения сосудов, реактивности биопотенциалов головного мозга и вегетативных показателей сердечного ритма.

Эти нарушения не нормализовались в течение 2–3 суток после экзаменов @@@@@16#####.

Исходя из концепции Г. Селье в стрессе, вызванном напряженной учебной деятельностью или сдачей экзаменов, также можно выделить три «классические» стадии его развития.

Первая из них – стадия мобилизации или тревоги, выражающаяся мобилизацией всех ресурсов организма, учащением частоты сердечных сокращений, общей перестройкой метаболизма.

Вторая – стадия сопротивления или адаптации, когда организму удается за счет предшествующей мобилизации успешно справляться с вредными воздействиями; если же организму в течение определенного времени не удается приспособиться к экстремальному фактору среды, а ресурсы его истощились, то наступает третья стадия – истощения.

Некоторые психиатры отмечают, что третья фаза стресса – истощение при определенных условиях может сопровождаться повышенной тревожностью, а затем переходить в депрессию, причем наиболее часто это явление наблюдается у субъектов, которые и в нормальных условиях отличались выраженным пессимизмом @@@@@16#####.

При этом важно отметить, что интенсивность развивающейся адаптационной реакции у человека, как правило, зависит не столько от характеристик стрессора, сколько от личностной значимости действующего фактора. Поэтому один и тот же экзамен может у различных студентов приводить к разнообразным психофизиологическим и соматическим проявлениям.

Данная сторона стрессорных реакций на социогенные факторы подчеркивает необходимость личностного подхода к данной проблеме.

[19]АКТГ – адренокортикотропный гормон, который выделяется передней долей гипофиза и вызывает секрецию глюкокортикоидов надпочечниками.

[20]Как писал Г. Селье, «…мы до сих пор не знаем, что именно истощается, но ясно, что только не запасы калорий».

[21]Согласно рекомендациям Европейского общества кардиологов и Северо-Американ-ского общества по кардиостимуляции и электрофизиологии (Heart rate variability. Standards of Measurement, Physiological Interpretation and Clinical Use // Circulation. 1996. V. 93.№5. P. 1043—1065).

[22]ЭКГ – электрокардиограмма (запись электрической активности сердца).

[23]ЭЭГ —электроэнцефалограмма (запись электрической активности коры больших полушарий головного мозга).

Источник: http://indbooks.in/mirror7.ru/?p=391039

Обшие закономерности развития стресса 3.1.1. Классическая динамика развития стресса

29. Общие закономерности развития стресса. Влияние характеристик

Как уже отмечалось в первой главе, классическая концепция стресса Г. Селье предусматривает три фазы (стадии) его развития:

1) стадию тревоги;

2) стадию резистентности;

3) стадию истощения.

На первой стадии происходит мобилизация защитных сил орга­низма, в первую очередь — гормонов коркового слоя надпочечников. Этот процесс запускается специальным гормоном гипофиза (АКТГ), который, в свою очередь, активируется неиросекреторными ядрами гипоталамуса.

Таким образом осуществляется координация нервной и гуморальной регуляции в организме при ведущей роли головного мозга (а у человека — его психологических особенностей).

Стадия тревоги в зависимости от силы и характера воздействия имеет раз­личную продолжительность и, как правило, приводит к приспособле­нию организма к новым условиям существования.

Как писал сам Ганс Селье: «…ни один организм не может постоянно нахо­диться в состоянии тревоги. Если агент настолько силен, что значительное воздействие его становится несовместным с жизнью, животное погибает еще в стадии тревоги, в течение нескольких часов или дней. Если оно вы­живает, то за первоначальной реакцией обязательно следует “стадия рези­стентности”» [4].

Переход к стадии резистентности (адаптации) означает, что орга­низм приспособился к новому раздражителю, хотя это приспособле­ние и требует повышенных затрат энергии и антистрессорных гор­монов.

Начало третьей стадии истощения связано в понимании Селье с ис­тощением «адаптационной энергии», под которой он понимал не толь­ко запасы глюкокортикоидов в коре надпочечников, но и нечто дру* гое, что пока не выяснено точно2.

Если обратиться к феномену психологического стресса, то «стадия истощения» соответствует явлениям отчаяния, бессилия и фрустра­ции, которые охватывают человека в безнадежной ситуации (рис. 19).

Рис. 19. Стадии развития стресса по Г. Селье

В свою очередь, первая стадия развития стресса, по мнению неко­торых авторов, разделяется на несколько более коротких периодов мобилизации адаптационных резервов [2].

По мнению Л. А. Китаева-Смыка, первый период «стадии тревоги» зани­мает от несколько минут до нескольких часов и заключается в мобили­зации «поверхностных» резервов. У большинства людей он проявляется в форме стенических эмоций и повышения работоспособности.

Если мобилизованная по тревоге адаптационная защитная активность не устраняет стресса, то включаются программы перестройки действую­щих функциональных систем. Этот процесс составляет основное содержа­ние второго периода стадии тревоги.

Данный период сопровождается сни­жением работоспособности и болезненным состоянием человека.

Однако высокая мотивация, установки и другие психологические факторы спо­собны обеспечить в этом периоде «сверхмобилизацию» адаптационных резервов, которая может обеспечить высокий уровень работоспособности (по крайней мере, у здоровых людей).

Тем не менее при переутомлении, наличии хронических заболеваний или у лиц пожилого возраста «сверх­мобилизация» резервов на этой стадии может только обострить скрытые заболевания и вызвать другие болезни стресса (сосудистые, воспалитель­ные и психические). По данным Л. А. Китаева-Смыка, длительность вто­рого периода в среднем составляет 11 суток [2].

Во время третьего периода первой фазы стресса имеет место процесс пока еще неустойчивой адаптации к стрессорному фактору. Длительность его, по данным различных авторов, колеблется в широких пределах и составляет несколько недель.

По мере развития стрессовых реакций закономерно меняется и ак­тивность отделов вегетативной нервной системы, начиная с актива­ции симпатического отдела до усиления тонуса парасимпатического отдела в завершающей фазе стресса.

В. В. Суворова указывает, что симпатическое реагирование обусловли­вает стеничные эмоции («эмоциональное симпатическое возбуждение») а активация парасимпатической системы — астеничные («эмоциональная парасимпатическая депрессия»).

Данный автор также указывает, что сим­патический тонус преобладает при оптимальном состоянии организма, а также в условиях острого стресса, обеспечивая активное состояние и по­ведение организма, мобилизацию внутренних ресурсов для функциониро­вания в режиме предельных возможностей.

Длительное парасимпатиче­ское преобладание характерно для неврозов и хронических эмоциональ­ных расстройств — тревожных и депрессивных состояний [19].

Вместе с тем ряд авторов, наоборот, связывают склонность инди­видуума к тревоге и страху с преобладанием тонуса симпатической нервной системы [11, 14], однако такая точка зрения является недо­статочно доказанной.

Согласно нашим данным, уровень личностной тревоги и склонность к различным страхам выше у лиц с преоблада­нием парасимпатической активации [21].

В этой работе сравнивались психологические особенности лиц с разным уровнем активности па­расимпатической системы, которая определялась по стандартному от­клонению кардиоинтервалов (SDNN)1.

По результатам анализа вариабельности сердечного ритма студенты были разделены на три группы с различной выраженностью активности пара­симпатической нервной системы:

1) симпатикотоники;

2) нормотоники;

3) ваготоники.

Оказалось, что различия в деятельности парасимпатической системы по трем группам студентов отражались на их психологических характери­стиках.

Симпатикотоники имели более высокую позитивную самооценку, чем студенты из второй и третьей группы, реже испытывали чувство вины и были склонны чаще обвинять других людей или внешние обстоятель­ства, в то время как для ваготоников были более характерны тенденции самообвинения.

У последней группы испытуемых отмечались более вы кие показатели фактора «Q4» опросника Кеттела, который отражает степень фрустрированности субъекта.

Как известно, уровень фрустрации зависит от силы побудительного мотива, осознания невозможности дос­тичь поставленной цели и наличия ресурсов, необходимых для успеха.

Так как, согласно литературным данным, у симпатикотоников отмечается бо­лее высокий уровень энергетического обмена, то логично предположить, что именно высокая энергетика студентов первой группы позволяет им достигать поставленные цели и реже испытывать фрустрацию и связан­ный с ней стресс. В то же время из-за высокой самооценки для лиц с повы­шенной активностью симпатической нервной системы бывает характерно «завышение планки целей», что также может приводить к развитию стрес­са, но уже другого рода.

Исследования показали, что суммарный показатель интегрального уровня страхов достоверно различался у 1 и 3 группы студентов (86,7 ± ±0,3 балла у симпатикотоников, и 99,0 ±4,1 у ваготоников), т. е. в це­лом чувство страха было более выражено у лиц с высоким уровнем актив­ности парасимпатической системы.

При этом показатели интенсивности большинства страхов у ваготоников были выше, чем у симпатикотоников, в частности, это касалось страха публичных выступлений (4,6 ± 0,4 про­тив 3,5 ± 0,3), страха перед возможным снижением социального статуса (4,4 ± 0,5 против 3,4 ± 0,4) и страха перед неизвестностью (4,4 ± 0,5 против 2,6 ±0,4).

Таким образом, у лиц с повышенной активностью парасимпатической нервной системы эти жизненные ситуации могут приводить к развитию психологического стресса.

В то же время страх перед замкнутыми про­странствами и страх за свое сердце был выше у лиц с повышенной актив­ностью симпатической системы что в общем соответствует клиническим данным о более частой встречаемости панических атак у симпатикотони­ков [14].

Так как явление стресса является предметом междисциплинарных исследований, то представляется интересным взгляд клиницистов на проблему развития стресса.

При изучении эмоционально-вегетативных кризов в клинике по­граничных состояний Т. А. Нелюбова отмечает, что эмоционально-ве­гетативные кризы являются неспецифической общестрессовой реак­цией, в их динамике процесс торможения закономерно сменяет про­цесс возбуждения.

Автор проследила следующие фазы в развитии эмоционально-вегетатив­ных кризов:

І — фаза субъективных переживаний;

ІІ — фаза объективно регистрируемого преобладания симпатического то­нуса;

III— смешанная фаза (сочетаются симптомы повышения симпатического и парасимпатического тонуса);

IV— фаза объективно регистрируемого преобладания парасимпатическо­го тонуса;

V — фаза истощения симпатического и парасимпатического тонусов [17].

Степень активности отделов вегетативной нервной системы на раз­ных стадиях стресса, согласно представлениям Т. А. Нелюбовой, по­казана в табл. 4.

Таблииа 4. Активность отделов вегетативной нервной системы

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/11_4301_obshie-zakonomernosti-razvitiya-stressa--klassicheskaya-dinamika-razvitiya-stressa.html

Общие закономерности развития стресса. Влияние характеристик стрессора на уровень стресса

29. Общие закономерности развития стресса. Влияние характеристик

Предыдущая1234567891011Следующая

По Г.Селье стресс имеет 3 фазы:

  1. стадия тревоги (мобилизация защитных сил организма)
  2. стадия резистентности (адаптация)
  3. стадия истощения (истощение адаптационной энергии организма)

на уровень стресса влияют факторы или характеристики стресса. К ним относят: интенсивность, продолжительность, индивидуальную восприимчивость человека к стрессу.

1.Р.Йеркс и Дж.Додсон установили, что максимальная результативность работы бывает при среднем уровне эмоциональной активности. Слишком высокая и слишком низкая эмоциональность вредят эффективности работ. Вместе с тем на это влияют и сами профессии.

Интенсивность стресса важна при выполнении различных работ в различных профессиях. Для бухгалтера и программиста высокая интенсивность стресса при работе вредна, а для политика, спортсмена важна для лучшего результата. Уровень приемлемой интенсивности стресса также зависит от типа темперамента.

У человека со слабой НС уровень интенсивности ниже.

2.Наибольшую опасность представляет продолжительности стресса. Сильные и короткие стрессы активизируют человека, «встряхивают» его, но не истощают защитные силы организма. Длительный и менее сильный стресс более пагубно влияет на здоровье.

Это связано с генетической программой «борьба или бегство», в которой не заложены длительные, мелкие эмоциональные нагрузки (мелкие конфликты, пробки на дороге и т.п.

) Главный вывод из этого – нельзя доводить стрессы до болезни, проблемы нужно решать сразу.

3.Каждый человек имеет свой порог чувствительности к стрессу – уровень напряженности, при котором эффективность деятельности повышается (аустресс), а также критический порог истощения при стрессе – наступает дистресс. Существует мнение, что у каждого организма имеется 2 вида адаптационных резервов: поверхностные и глубокие.

При коротком стрессе срабатывает поверхностный резерв, если стресс затягивается или усиливается, подключается глубинный резерв. трудность при определении стрессоустойчивости человека возникает при оценке его реакций на психологические факторы (это связано с личностными ценностями, мотивами, установками).

В этом случае лучше использовать субъективные критерии, для этого человек должен прислушиваться к своим ощущениям, максимально доверяя своему организму и своей интуиции.

Чтобы понять где проходит граница между эустрессом и дистрессом, нужно экспериментировать с эмоциональными и психическими нагрузками, но только таким путем можно установить индивидуальные пороги стрессочувствительности и стрессоустойчивости человека.

30. Последствия стресса: психосоматические заболевания и посттравматический синдром

Психосоматические заболевания – это болезни, развитие которых зависит от психологических факторов, в т.ч. стресса. Существует несколько гипотез, описывающих возникновение психосоматических заболеваний.

  1. Психотравма – стресс – нарушение нейрогуморальной регуляции органов – психосоматическое заболевание
  2. Психотравма – внутренний конфликт – метафорическая реакция подсознания на конфликтную ситуацию – психосоматическое заболевание
  3. Психотравма – депрессия – ослабление защитных сил организма и срыв работы любого органа по принципу «слабого звена» – психосоматическе заболевание.

Список заболеваний см. в лекциях. Помимо собственно психосоматических заболеваний психофизиологии выделяют пограничные состояния – начальные стадии развития дистресса, возникающие при длительном воздействии стрессора. Особенностью данного состояния является «маскировка» под серьезное заболевание, хотя нужно обращатья не к терапевту и т.п., а к психологу или психиатру.

Посттравматический синдром (ПТСР). Травматические события, вызывающие ПТСР: 1. природный катаклизм, 2. катастрофа (авиа и т.п.), 3. ЧС (война, изнасилование и т.п.).

Для ПТСР характерны клинические симптомы:

  1. Повышенная тревожность – обычный эмоциональный фон (на психологическом и физиологическом уровне)
  2. Повышенная агрессивность – тенденция решать вопросы с помощью грубой силы (периодические приступы ярости)
  3. Немотивированная бдительность, переходящая в подозрительность
  4. Пониженное настроение, депрессия, чувство отчаяния
  5. Нарушения памяти, концентрации внимания, трудности сосредоточения в социально значимых ситуациях (экзамен)
  6. Наличие «непрошенных воспоминаний» (неприятный сцены, связанные с событием)
  7. Притупленность эмоций, агедония (отсутствие радости жизни)
  8. Бессонница
  9. Тенденция к злоупотреблению никотином, алкоголем, наркотиками и т.п.
  10. Чувство вины.

По разным концепциям механизмы ПТСР различаются: физиологическая (И.П.

Павлов) – застойный очаг возбуждения в коре головного мозга; биохимическая – снижение уровня гормонов (норадреналина, серотонина, допамина) в мозге, повышение ацетилхолина и эндогенных опоидов; психоанализ – ПТСР – нарушение процесса символизации, элемент нарциссического конфликта, приводит к регрессу на оральную стадию развития, смещению либидо с объекта на «Я», ремобилизации садомазохистских инфантильных импульсов, идентификации с агрессором, регрессу к архаичным формам функционирования; когнитивная – разрушение базовых представлений о мире и о себе.

Информационная модель ПТСР соединяет когнитивные, психоаналитические, психофизиологические модели ПТСР. Согласно этой модели сильный стресс приводит к поступлению в сознание информации, которая не укладывается в когнитивные схемы. В результате часть информации переводится в бессознательное, сохраняясь в активной форме.

Стратегии преодоления ПТСР: восстановление целостности и гармоничности картины мира (согласование негативного опыта и текущей реальности); поиск и актуализация необходимых ресурсов (спокойствия и уверенности в себе); включение старых поведенческих программ в контекст социально-приемлемых действий (работа спортивным тренером для бывшего солдата).

Предыдущая1234567891011Следующая .

Источник: https://mylektsii.ru/6-9604.html

3.1.2. Влияние характеристик стрессора на уровень стресса

29. Общие закономерности развития стресса. Влияние характеристик

Несмотря на расхожее мнение, стресс может быть не только вредным, но и полезным — характер его влияния на человека зависит от многих факторов, среди которых можно выделить три самых главных:

+ интенсивность стресса;

+ его продолжительность;

+ восприимчивость конкретного человека к данному стрессору.

Разберем эти три фактора подробнее.

Интенсивность стресса. Еще в начале XX в. американские психо­логи Р. Йеркс и Дж. Додсон установили, что характер работоспособ­ности человека определенным образом зависит от уровня его эмоцио­нальной активности.

Оказалось, что максимальную продуктивность человек развивает при среднем уровне эмоционального возбуждения, в то время как и избыток эмоций, и их недостаток приводят к сниже­нию эффективности работы (рис. 20).

Рис. 20. Зависимость производительности труда от уровня стресса

Точно так же дело обстоит и со стрессом. Для каждой работы ну­жен определенный уровень стресса: для умственной работы он мень­ше, а для физической больше.

Например, для бухгалтера, составля­ющего квартальный отчет, желательно испытывать минимальный уровень стресса, в то время как для политика, выступающего перед избирателями, наоборот, желательна определенная доза волнения и азарта, которая поможет ему «зажечь» публику.

Для программиста, который разрабатывает новую компьютерную программу, желатель­но быть спокойным, а для спортсмена-олимпийца, собирающегося

74 Глава 3. Динамика стрессовых состояний

3.1. Обшие закономерности развития стресса 75

штурмовать мировой рекорд, необходим максимальный стресс, в про­тивном случае он не сможет полностью «выложиться» для победы. Поэтому далеко не всегда существует необходимость минимизиро­вать уровень стресса, в некоторых ситуациях, наоборот, необходимо усилить его интенсивность для мобилизации всех сил организма для достижения поставленной цели. Ганс Селье писал:

«Разным людям требуются для счастья различные степени стресса… Сред­ний гражданин страдал бы от тоски бесцельного существования точно так же, как и от неизбежного утомления, вызванного настойчивым стремлени­ем к совершенству.

Иными словами, большинству людей в равной мере не нравится и отсутствие стресса, и избыток его. Поэтому каждый должен тщательно изучить самого себя и найти нужный уровень стресса.

Кто не сумеет изучить себя, будет страдать от дистресса, вызванного отсутствием стоящего дела, либо от постоянной чрезмерной перегрузки» [4; с. 118].

С другой стороны, интенсивность стресса, обеспечивающая наи­более высокую эффективность деятельности, будет отличаться для лиц с разными исходными параметрами высшей нервной деятельно­сти (ВНД). Для человека со слабым типом ВНД (меланхолика) опти­мальный уровень стресса будет меньше, чем для индивидуума с силь­ным, уравновешенным, инертным типом ВНД (флегматика).

Продолжительность стресса. Наука установила, что наибольшую опасность вызывают не сильные и короткие стрессы, а именно дли­тельные, хотя и не столь сильные.

Кратковременный сильный стресс активизирует человека, как бы «встряхивает» его, после чего все по­казатели организма возвращаются в норму, а слабый, но длительный стресс вызывает истощение защитных сил и в первую очередь его иммунной системы.

С позиций психофизиологии, из двух характери­стик (длительности и силы) длительность стресса важнее, чем его си­ла. Чем дольше действует стрессор на человека, тем сильнее дистрес-сорное расстройство [18].

В настоящее время психологи также уже не сомневаются, что ежедневные мелкие конфликты и повседневные не­приятности (связанные с разгневанным начальником, непослушны­ми детьми, шумным соседом, длинной очередью к врачу или упрека­ми супруга) гораздо пагубнее отражаются на здоровье, чем сильный, но однократный стресс, вызванный куда более значимой причиной. Этот парадокс, как и многие другие «странности человеческой нату­ры», уходит корнями в далекое прошлое, когда природа подготовила наших предков к мощному, но кратковременному отражению опасно­стей, но не могла предугадать стрессов, связанных с неудачной карье­рой или ожиданиями в автомобильных пробках. Наша генетическая

программа «Борьба или Бегство» рассчитана на несколько минут, максимум — часов интенсивной деятельности, но даже при слабом стрессе антистрессорных гормонов не хватит на недели или месяцы переживаний.

По мнению основателя учения о стрессе Ганса Селье, каждый че­ловек имеет определенный запас адаптационной энергии, и если он ее израсходовал, неизбежно наступает третья фаза стресса — «фаза ис­тощения».

Поэтому главный практический вывод из этой закономер­ности состоит в том, что нельзя доводить стрессы до хронической стадии, нужно стараться решать проблемы сразу по мере их поступ­ления, пусть даже с максимальным напряжением сил, после чего не­обходимо обеспечить полноценный отдых и восстановить защитные силы организма.

Индивидуальная чувствительность к стрессу.

Каждый человек имеет свой порог чувствительности к стрессу — тот уровень напря­женности, при котором эффективность деятельности повышается (наступает эустресс), а также критический порог истощения, когда эффективность деятельности снижается (наступает дистресс).

На рис. 20 эти моменты отмечены соответственно двумя пунктирными линиями, и их определение чрезвычайно важно для того, чтобы жить и работать, с одной стороны, эффективно, а с другой — не во вред свог ему здоровью.

Определить эти «границы перехода» можно по объективным или субъективным критериям. Объективные критерии развития фазы ди­стресса были разобраны в главе 2. Для этого используются биохими­ческие, физиологические или поведенческие показатели, поэтому достаточно трудно дать простое и исчерпывающее определение стрессоустойчивости, которое охватывало бы все аспекты жизнедея­тельности человека.

Например, согласно мнению отдельных авторов, под стрессоустой-чивостью понимается «индивидуальная способность организма сохра­нять нормальную работоспособность во время действия стрессора» [18].

С одной стороны, данное определение позволяет относительно определять момент наступления стресса по снижению эффективно­сти работы, но, с другой стороны, оно не учитывает «цену», которую платит организм за поддержание заданной работоспособности [19].

Существует мнение, что у каждого организма имеется два вида адаптационных резервов: поверхностные и глубокие [2]. При кратко­временном (остром) стрессе сначала происходит мобилизация «по­верхностных» резервов, а если их недостаточно, то начинается моби-

76 Глава 3. Динамика стрессовых состоянии

3.1. Общие закономерности развития стресса 77

лизация более обширных «глубоких» резервов адаптационной энер­гии. У некоторых особей темп включения «глубоких» резервов бывает недостаточным для нейтрализации действия стрессора, соответствен­но такие индивиды отличаются пониженной стрессоустойчивостью.

В заключение данного раздела следует отметить, что главная труд­ность в определении стрессоустойчивости человека возникает при оценке его реакций на психологические факторы.

Если можно отно­сительно подобрать критерии устойчивости человека в отношении стрессоров физической или химической природы (высокая или низ­кая температура, физическая нагрузка, токсические вещества и т. д.), то сделать это в отношении психологических стрессоров гораздо труднее.

Например, для одного человека потеря денег является зна­чительным стрессом, а для другого — нет. В то же время для первого из них творческая неудача покажется мелким эпизодом, в то время как для второго — личной трагедией.

Это связано с чрезвычайно боль­шим разбросом ценностей, установок, потребностей, условных реф­лексов и жизненного опыта разных людей, поэтому «универсальное» определение стрессоустойчивости человека пока не представляется возможным.

В этом плане бывает проще использовать субъективные критерии наступления стресса. Так же как боль является субъективным ощу­щением, которое не зависит напрямую от силы внешнего воздейст­вия, так и уровень стресса весьма нелинейно связан с интенсивностью стрессора.

Для субъективной оценки стрессоустойчивости человек должен прислушиваться к своим ощущениям, максимально доверяя своему организму и своей интуиции.

Чтобы понять, где проходят гра­ни между полезным и вредным напряжением, между эустрессом и дистрессом, человеку приходится экспериментировать с эмоциональ­ными и физическими нагрузками, но только таким путем можно уста­новить пороги стрессочувствительности и стрессоустойчивости того или иного индивидуума.

Источник: https://sci-lib.biz/psihologiya-stressa/312-vliyanie-harakteristik-stressora-uroven-89904.html

Профессиональные стрессы и общие закономерности их проявления

29. Общие закономерности развития стресса. Влияние характеристик

Профессиональный стресс

Профессиональный стресс — многообразный феномен, выражающий­ся в психических и физических реакциях на напряженные ситуации в трудовой деятельности человека [16].

В настоящее время он выделен в отдельную рубрику в Междуна­родной классификации болезней (МКБ-10).

По мнению специали­стов, к профессиональному стрессу приводит перегрузка человека работой, недостаточно четкое ограничение его полномочий и долж­ностных обязанностей, неадекватное поведение коллег и даже долгая и выматывающая дорога на службу и обратно, не говоря уже о недо­статочной оплате труда, однообразной деятельности или отсутствии карьерных перспектив.

Следует отметить, что профессиональный стресс возникает и у сотрудников, недостаточно загруженных рабо­той, а также у тех людей, которые полагают, что не реализуют в пол­ной мере свой профессиональный потенциал и способны на большее. Причиной сильного нервного перенапряжения могут служить усло­вия труда: плохие освещение и вентиляция, тесное помещение и др.

К факторам, прямо или косвенно способствующим профессиональ­ным стрессам, можно также отнести отсутствие информации и отсут­ствие времени. Как полагают специалисты по профессиональным стрессам, последние два фактора являются фоном, на котором стрес­сом может стать любое дополнительное раздражение.

Английские психологи из Манчестерского университета составили шкалу стресса и риска алкоголизма и психических заболеваний для полутора со­тен профессий.

Степень стресса определялась по частоте сердечных при­ступов и других заболеваний, в частности алкоголизма, а также по частоте разводов и участия в дорожных происшествиях людей разных специаль­ностей. Опасность развития профессиональных стрессов оценивалась по 10-балльной шкале.

На первое место по степени риска нервного стресса вышли шахтеры (8,3 балла) и полицейские (7,7 балла). Затем идут строи­тели, журналисты и пилоты самолетов (по 7,5 балла). Довольно высокий показатель риска развития психических заболеваний у актеров, полити­ческих и общественных деятелей.

Среди потенциальных алкоголиков на первое место выходят врачи, за ними идут журналисты, опережая даже ра­ботников правоохранительных органов. Самая спокойная профессия по всем показателям — у сотрудников библиотек (2,0 балла) 1 .

Цит. по: Работай. 2005. 17 мая. № 18.

Однако такая расстановка профессий по шкале наличия стресса не является единственно возможной. Специалист в области стресс-менеджмента доктор А. Элкин в своей книге приводит несколько по­добных ранжированных шкал, значительно отличающихся одна от другой [12].

Так, по данным Американского национального института охраны труда, первые места в списке занимают такие «обычные» профессии, как разно­рабочие, секретари, инспекторы, лаборанты и офис-менеджеры. Данный реестр основан на результатах анализа отчетов медучреждений, в которых отражены жалобы работников на стресс.

Так что отсутствие в первых по­зициях этого списка полицейских, пожарников и биржевых брокеров не говорит, что данные категории служащих не страдают от стресса, а лишь то, что данные работники реже жалуются на свою жизнь.

Соответственно в списке Американского института исследования стресса, составленном на основании более тщательного обследования, первые три места в спи­ске последовательно занимают: учителя старших классов, полицейские и шахтеры.

Комментируя такое расхождение в оценке стрессогенности тех или иных профессий, А. Элкин отмечает, что уровень стресса на рабо­те возрастает за счет двух факторов: тяжести психологического прес­синга и отсутствия свободы в принятии решений [12]. К ним можно с достаточным основанием добавить уровень моральной и материаль­ной удовлетворенности своим трудом.

С учетом данных факторов становится понятным, почему разнорабочие и секретари заняли пер­вые места в списке Американского национального института охраны труда.

Конечно, их работа не столь опасна, как у шахтеров, и не на­столько ответственна, как у авиадиспетчеров, однако они лишены свободы в принятии решений, получают маленькую зарплату, а соци­альный статус их профессий весьма низок.

Существует много классификаций профессионального стресса, отличающихся как степенью его детализации, так и концептуальны­ми подходами. Например, Н. В Самоукина выделяет информацион­ный, эмоциональный и коммуникативный стресс.

Первая разновид­ность стресса, по ее мнению, возникает в условиях жесткого лимита времени, вторая разновидность — при реальной или предполагаемой опасности, а третья связана с проблемами делового общения [10].

Данная классификация представляется нам не очень удачной, так как в названии первого и третьего вида стрессов обозначены причины их возникновения, в то время как название второго вида стресса обозна­чает форму его проявления. На самом деле, любой производственный стресс является эмоциональным независимо от того, вызван ли он

5.1. Обшие закономерности профессиональных стрессов 1 35

1 34 Глава 5. Особенность профессиональных стрессов

недостатком информации или коммуникативной компетенции. В то же время Н. В. Самоукина достаточно подробно описала в своей кни­ге многие частные причины производственных стрессов:

+ профессиональный стресс достижения;

+ стресс, вызванный страхом совершить ошибку;

+ стресс от несовпадения темпов общения работников и т. д.

Западные специалисты в области профессионального стресса вы­деляют шесть главных источников стресса работников управленче­ского профиля:

1) режим трудовой деятельности (плохие условия труда, слишком
интенсивный режим деятельности, нехватка времени и т. д.);

2) роль работника в организации (ролевые конфликты, повышенная ответственность, недостаток полномочий, ролевая неопределен­

ность и т. д.);

3) коммуникативные факторы (взаимоотношения с руководством, подчиненными или коллегами, трудности делегирования полно­

мочий и т. д.);

4) трудности построения деловой карьеры (неадекватный уровень притязаний, профессиональная неуспешность, слишком медлен­ ный или слишком быстрый карьерный рост, страх перед увольне­

нием и т. д.);

5) факторы, связанные с организационной культурой и психологиче­
ским климатом
(несоответствие установок и ожиданий работника корпоративной культуре предприятия, ограничение индивидуаль­

ной свободы, интриги и т. д.);

6) внеорганизационные источники стрессов (проблемы в семейной жизни из-за сверхнормативных нагрузок на работе; неумение раз­ делить профессиональную и семейную ролевую стратегию пове­ дения; семейные конфликты, связанные с притязанием обоих суп­

ругов на карьерное продвижение, и т. д.) 1 .

С нашей точки зрения, факторы, вызывающие производственный стресс, можно достаточно условно разделить на объективные (мало зависящие от личности работника) и субъективные (развитие кото­рых больше зависит от самого человека) (рис. 35).

1 По книге А. Леоновой и О. Чернышовой «Психология труда и организационная пси­хология: Современное состояние и перспективы. Хрестоматия». М., 1995, с. 179-196.

Рис. 35.Причины производственного стресса

К первой группе относятся вредные характеристики производ­ственной среды, тяжелые условия работы и чрезвычайные (форс-мажорные) обстоятельства. Следует отметить, что некоторые виды деятельности изначально предполагают наличие стрессогенных фак­торов, связанных с особенностями производства.

Это пыль на цемент­ном заводе, ядовитые испарения в химическом производстве, высокий уровень шума в ткацком цехе, жара в литейном производстве и т. д.

В некоторых видах дельности эти вредные факторы действуют ком­бинированно — так, например, шахтеры работают в условиях замкну­того пространства, угольной пыли, высоких температур (в глубоких выработках) и психологического ожидания возможной аварии (взры­ва метана, обвала горной породы и т. д.). Данные факторы производ-

1 36 Глава 5. Особенность профессиональных стрессов

ственной среды первично способствуют развитию биологического стресса, который затем может осложняться стрессом психологиче­ским. Например, после Чернобыльской катастрофы у многих «лик­видаторов» на фоне первичного радиационного облучения, интенсив­ность которого была им неизвестна, развивалась радиофобия, приво­дившая к серьезному стрессу 1 .

К неблагоприятным условиям работы, провоцирующим развитие производственного стресса, можно отнести высокий темп деятель­ности (профессиональный спортсмен), длительную работу (шофер дальних рейсов), «рваный» темп деятельности (врач скорой помощи), повышенную ответственность (авиадиспетчер), значительные физи­ческие нагрузки (грузчик) и т. д.

Дополнительными факторами стресса являются различные чрез­вычайные (форс-мажорные) ситуации, которые могут принимать раз­личный характер в зависимости от специфики труда.

Так, для работ­ников нефтедобывающей промышленности это будет авария на бу­ровой установке или газопроводе, для биржевого маклера — обвал акций или неожиданное изменение курса валют, для менеджера отде­ла снабжения — срыв поставок сырья или комплектующих.

Вторая группа (субъективные факторы стресса) включает две основные разновидности: межличностные (коммуникационные) и внут-риличиостные стрессы.

Первые могут возникать при общении с вышестоящими долж­ностными лицами, подчиненными и коллегами по работе (равноста-тусными работниками).

Руководитель достаточно часто является ис­точником стресса для своего подчиненного, у которого может возни­кать стойкое психологическое напряжение по самым разнообразным причинам: из-за чрезмерного контроля со стороны руководителя, из-за его завышенных требований, недооценки его труда, отсутствия четких указаний и инструкций, грубого или пренебрежительного отношения к себе со стороны начальника и т. д. В свою очередь, подчиненные становятся источниками стресса для своих начальников из-за своей пассивности, излишней инициативности, некомпетентности, воров­ства, лени и т. д.

Лица, не работающие в данной организации, но контактирующие с ней, также могут быть источником стрессов для сотрудников орга­низации. Примером может служить стресс продавцов, которым при­ходится общаться с большим количеством покупателей, или стресс

Щербатых Ю. В. Психология страха. М., 2005, с. 77-78.

5.1. Обшие закономерности профессиональных стрессов 1 37

бухгалтеров, сдающих квартальный или годовой отчет в налоговой инспекции. В то же время для налогового инспектора стрессорным фактором будет бухгалтер, который по отношению к нему является примером внешнего стрессора.

Внутриличностные стрессы, в свою очередь, можно подразделить на профессиональные, стрессы личностного характера и стрессы, свя­занные с плохим соматическим здоровьем работников. Профессиональ­ные причины стрессов обусловлены нехваткой знаний, умений и на­выков (стресс новичков), а также ощущением несоответствия между трудом и вознаграждением за него.

Причины стрессов личностного характера носят неспецифический характер и встречаются у работни­ков самых разных процессий. Чаще всего это низкая самооценка, не­уверенность в себе, страх неудачи, низкая мотивация, неуверенность в своем будущем и т. д. Источником производственных стрессов мо­жет быть и состояние здоровья человека.

Так, хронические заболева­ния могут приводить к стрессам, так как они требуют повышенных усилий для их компенсации и снижают эффективность деятельности работника, что может отразиться на его авторитете и социальном ста­тусе.

Острые заболевания также служат источником переживаний как за счет соматопсихических связей, так и косвенно, «выключая» на время работника из трудового процесса (что влечет за собой фи­нансовые потери и необходимость заново адаптироваться к произ­водству).

Совокупность большей части встречающихся причин производст­венного стресса отображена на рис. 29.

Некоторые виды деятельности могут приводить и к профессио­нальным и к бытовым стрессам — например, вождение автомобиля. С одной стороны, многие профессиональные водители испытывают стрессы, связанные с их работой, но подобные стрессы испытывают и миллионы людей других профессий, которые используют автомобиль для перемещения на работу или по своим делам.

Например, в Интернете был опубликован опрос немецких психологов, экспертов журнала «Уоип Не!р», согласно которому, на первом месте сре­ди стрессогенов стоят автомобильные пробки (95% респондентов), на вто­ром — дорожные работы (91%), на третьем — поиск парковки (91%).

В оп­росе участвовало 4995 мужчин и женщин в различных регионах Германии, так что эти результаты можно считать заслуживающими доверия. Любо­пытны тендерные различия в реакции на происходящее в пути. Женщин больше нервируют бессмысленные попытки обгона в плотном потоке, мужчин — помехи, вызванные дорожными работами.

Мужчины гораздо чаще сохраняют спокойствие в том случае, если сбились с пути, тогда как

1 38 Глава 5. Особенность профессиональных стрессов

женщины чаще считают такую ошибку оскорбительной для себя. Анало­гичные исследования психологов из Великобритании показывают, что для англичан дорога на работу и обратно вызывает стресс не меньше, чем сама работа. Таких в опросе оказалось 44%.

Результаты российских опросов по­казывают, что среди причин «стресса водителя» на первом месте распола­гаются автомобильные пробки, на втором — неадекватное поведение дру­гих участников движения — автомобилистов и пешеходов.

Чуть реже ви­новниками нервных срывов становятся представители ГИБДД, неполад­ки в автомобиле, светофоры, расставленные слишком густо, и незнакомые маршруты.

В то же время, раздражающим фактором может быть и дорога, по которой приходится ездить изо дня в день, ибо предсказуемость про­цесса подавляет живое, заинтересованное отношение к движению 1 .

Дата добавления: 2016-11-24 ; просмотров: 278 | Нарушение авторских прав

источник

Понятие и учение о психологическом стрессе, виды и формы его проявления. Профессиональные стрессы и общие закономерности их проявления. Социально-психологические факторы, влияющие на развитие профессионального стресса. Диагностика стресс-факторов

Просим использовать работы, опубликованные на сайте, исключительно в личных целях. Публикация материалов на других сайтах запрещена.
Данная работа (и все другие) доступна для скачивания совершенно бесплатно. Мысленно можете поблагодарить ее автора и коллектив сайта.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Связь деятельности человека с периодическим длителным и интенсивным воздействием экстремальных значений. Учение о психологическом стрессе. Причины возникновения и компоненты эмоционального стресса. Преодоление тревожности и эмоционального стресса.

курсовая работа [52,8 K], добавлен 07.11.2008

Изучение понятия профессионального стресса и его основных причин. Методы предупреждения и преодоления профессионального стресса у медицинских работников. Экстренные способы для ослабления стрессового воздействия. Приемы, снимающие стресс автоматически.

Источник: https://deltarecycling.ru/stress/professionalnye-stressy-i-obschie-zakonomernosti-ih-proyavleniya/

2.2 Общие закономерности развития стресса и формы его проявления

29. Общие закономерности развития стресса. Влияние характеристик

Согласноклассической концепции Г. Селье, стресспредусматривает три стадии своегоразвития: 1) стадию тревоги; 2)стадию резистентности; 3) стадию истощения.За описанной учёным динамикой уровняактивизации физиологических ресурсовчетко прослеживаются связи с перестройкойфункциональных систем обеспечениядеятельности и, соответственно, измененийтипов поведенческой активности.

Напервой стадии происходит мобилизациязащитных сил орга­низма, в первуюочередь — гормонов коркового слоянадпочечников. Этот процесс запускаетсяспециальным гормоном гипофиза.

Стадиятревоги в зависимости от силы и характеравоздействия имеет различнуюпродолжительность и, как правило,приводит к приспособлению организма кновым условиям существования [22, c.68].К концу этой стадии наблюдается повышениеработоспособности и устойчивости поотношению к конкретному травмирующемустрессору.

Переход к стадии резистентности(адаптации, стабилизации) означает, чтоорганизм приспособился к новомураздражителю, что требует повышенныхзатрат энергии и антистрессорныхгормонов.

Организм начинает работатьв относительно нормальном режиме, ноесли стресс долго продолжается, то всвязи с ограниченностью резервоворганизма, третья стадия – истощение– неизбежна [10]. Её начало связано впонимании Г.

 Селье с истощением«адаптационной энергии», под которойон подразумевал не только запасыглюкокортикоидов в коре надпочечников,но и нечто другое, что пока ещё точно ине выяснено специалистами. Стадияистощения соответствует явлениямотчаяния, бессилия и фрустрации, которыеохватывают человека в безнадежнойситуации [22, c.68].Однако последняя стадия может и ненаступить, если адаптационных резервовоказывается достаточно.

Стресси его многоаспектность у человека стольвелика, что стало необходимым разработатьтипологию его проявлений.

В даннойработе мы уже упоминали о том, что стрессразделяют на два основных вида:физиологический и психологический.

Факторы, вызывающие психологическийстресс, некоторые авторы делят на двебольшие группы – информационные иэмоциональные. Но данное разделение,построенное на основе характеристикфакторов, вызывающих стресс, условно.

Психологическийстресс проявляется в измененияхфункциональных систем организма, аинтенсивность может колебаться отнезначительного изменения эмоциональногонастроения до серьезных заболеваний.

В основном среди стрессовых реакцийвыделяют поведенческие (нарушениепсихомоторики), интеллектуальные(изменение образа жизни), эмоциональные(профессиональные изменения) ифизиологические проявления стресса(нарушение социально-ролевых функций)[5]. Так, Ю.В.

 Щербатых описывает четырекомпонента, имеющих большое значениепри формировании состояния тревожности:настроение (например, волнение);когнитивную сферу (неприятные воспоминания,построение нега­тивных прогнозов);физиологические проявления (тахикардия,потоотделение); поведенческие реакции[22, c.35].

Эмоциональныепроявления стресса касаются разныхсторон психики, при этом человекстановится более тревожным, теряет верув успех и может впасть в депрессию.Отмечаются эмоциональные реакциираздражительности, гнева, агрессиивплоть до аффективных состояний.

Длительный или повторяющийся стрессможет привести к изменению характерачеловека, появлению в нем новых чертили усилению уже имеющихся [5]. Эмоциональныйстресс считается одним из ведущихфакторов, вызывающих нарушения здоровьячеловека.

По оценкам западных экспертов,около 70% всех возможных заболеванийсвязаны с эмоциональным стрессом [20,c.755].

Многообразиеповеденческих проявлений обнаруживаетсяв нарушении психомоторики (избыточноенапряжении мышц, дрожание рук, изменениеритма дыхания, дрожание голоса, нарушениеречевых функций и др.

), в изменении образажизни, в профессиональных нарушениях,в нарушениях социально-ролевых функций(повышение конфликтности, снижениесензитивности во время общения, появлениеразличных признаков антисоциальногоповедения).

Средиизменений интеллектуальных процессовпри стрессе следует выделить нарушениепоказателей внимания, мышления и функциипамяти, что во многом препятствуютуспешному и своевременному разре­шениюстресса, так как снижение мыслительногопотенциала затрудняет по­иски выходаиз стрессовой ситуации.

Физиологическиепроявления стресса затрагиваютпрактически все системы ор­гановчеловека — пищеварительную,сердечно-сосудистую и дыхатель­ную.

Фиксируются такие объективные изменения,как повышение частоты пульса илиизменение его регулярности; нарушениеосанки; повышение артериального давления,нарушения в работе желудочно-кишечноготракта; снижение электрическогосопротивления кожи, и т. д.

Нарушениянормальной деятельности отдельныхорганов и их систем, с одной стороны, иотражение этих нарушений в сознании, сдругой, приводят к комплекснымфизиологическим и био­химическимнарушениям: снижению иммунитета,повышенной утом­ляемости, частымнедомоганиям, изменению массы тела ит. д. [21].

Так,описав стадии развития стресса ирассмотрев подробно реакции организма,мы можем также установить, что междуповеденческими, интеллектуальными,эмоциональными и физиологическимиформами проявления стресса существуюттесные объективные взаимосвязи.

Источник: https://studfile.net/preview/6065625/page:4/

Medic-studio
Добавить комментарий