29. Определение негативных, продуктивных и возрастных

Шпаргалка по

29. Определение негативных, продуктивных и возрастных

Примерные ответы на вопросы к экзамену

По курсу: «Психология аномального развития ребенка»

Общее и частное в параметрах дизонтогенеза.

23. Роль времени поражения в структуре и тяжести дефекта.

16. Соотношение социального и биологического факторов в возникновении аномалий детского возраста.

3. Первичные и вторичные психические нарушения. Их взаимоотношения в процессе аномального развития. Конкретные примеры.

15. Механизм формирования вторичных нарушений (Т.Матросова)

В 1927 году Швальбе впервые употребил термин «дизонтогения», обозначая им отклонение внутриутробного формирования структур организма от нормального развития.  Позже этот термин приобрел более широкое значение:

Дизонтогенез – это различные формы нарушений онтогенеза, включая и постнатальный период, преимущественно ранний, ограниченный теми сроками развития, когда морфологические системы организма еще не достигли зрелости. 

В отечественной психологии применительно к дизонтогениям принят термин «аномалия развития».

Любое более ли менее длительное воздействие на незрелый мозг может привести к отклонению психического развития.

Параметры вредоносного воздействия:

    • Этиология;
    • Локализация;
    • Степень распространенности;
    • Степень выраженности поражения;
    • Длительность воздействия;
    • Специфика социальных условий.

Биологические факторы вредоносного воздействия:

    • Пороки развития мозга, связанные с поражением генетического материала (хромосомные абберации, генные мутации, наследственно обусловленные дефекты обмена и др.)
    • Внутриутробные нарушения (токсикоз беременности, токсоплазмоз, люэс, краснуха и другие инфекции, интоксикации)
    • Патология самого плода (например опухоли)
    • Патология родов

Незрелость развития мозга, слабость гематоэнцефалического барьера обуславливают высокую восприимчивость ЦНС ребенка к различным вредностям.

С одной стороны, незрелость мозговых структур, с другой – большая у детей, чему взрослых, тенденция к росту и обусловленная способность к компенсации дефекта.

Психологические параметры дизонтогенеза (по В.В. Лебединскому):

Подход Л.С. Выготского:  в изучении нормального и анормального онтогенеза необходимо выделять 2 линии развития: биологическую и социально-психологическую. Болезнь, вызывая прежде всего нарушения биологической линии развития, тем самым создает препятствия для социально-психологического развития.

Принцип клинической диагностики: от симптомов к синдрому и далее к типу дизонтогенеза.

  1. Функциональная локализация нарушения:

Дефицитарность отдельных функций гнозиса, праксиса, речи.

Нарушение регуляторных систем.

Подкорковый уровень: нарушение уровня бодрствования, психической активности, патология влечений, элементарные эмоциональные расстройства.

Корковый уровень: дефекты интеллектуальной деятельности (недостаточность целенаправленности, программирования, контроля), нарушения более вложных, специфически человеческих эмоциональных образований.

    • Общие  и частные нарушения выстраивается в определенную иерархию. Дисфункция регуляторных систем («сверханализаторной системы» по В.Д. Небылицину) влияет на все ступени психического развития. Нарушение частных функций обычно более парциальны и нередко компенсируются сохранностью регуляторных и других частных систем.
  1. Время поражения (вопрос№23):
  • Тип порока развития в эмбриональном периоде определяется временем патологического воздействия. Объем пораженных тканей и органов тем более выражен, чем раньше действует патогенный фактор (наиболее ранимый период ранней клеточной дифференциации). Чем позднее возникло нарушение, тем более характерны явления с распадом структуры психической функции.

Одни и те же пороки развития могут возникать в результате разных причин, и одна и та же причина, действуя в разные периоды внутриутробного онтогенеза, может вызвать разные виды аномалий развития.

  • Временной фактор также определяется и длительностью периода развития функции в онтогенезе.

Повреждению чаще подвергаются функции с относительно коротким периодом развития. Повреждаются функции, имеющие подкорковую локализацию, формирование которых в онтогенезе завершается относительно рано. Корковые  функции, имеющие более длительный период развития, при раннем воздействии вредности либо стойко недоразвиваются, либо временно задерживаются в своем развитии.

  • Каждая функция имеет определенный сензитивный период развития, характеризующийся не только наибольшей интенсивностью развития функции, но и уязвимостью.

Общие сензитивные периоды для психического развития ребенка: 0-3 года, 11-15 лет. В эти периоды особенно велика возможность психических нарушений.

  • Явления регресса (см. билет №5, № 14).
    1. Первичные и вторичные дефекты (вопрос №3, №33):

Исходя из идеи о системном строении дефекта, Л.С. Выготского, при изучении аномального развития ребенка выделяется две группы симптомов:

  • Первичные нарушения: нарушения, непосредственно вытекающие из биологического характера болезни (пример: нарушения слуха и зрения при поражении органов чувств).

Первичный дефект может иметь характер недоразвития или повреждения. Часто наблюдается их сочетание. Когда же основной субстрат болезни неизвестен, как при шизофрении, то выделяется не первичный, а основной дефект, который определяется местом, занимаемым тем или иным нарушением в общей структуре психической недостаточности при данном заболевании.

  • Вторичные нарушения: нарушения, возникающие опосредованно в процессе социального развития.

Структура вторичного симптома включает в себя ряд компонентов, отражающих как своеобразие болезненного процесса, так и закономерности, определяющие особенности дизонтогенеза в детском возрасте.

Механизм возникновения вторичных нарушений:

  • Вторично недоразвиваются те функции, которые непосредственно связаны с поврежденной – так называемое специфическое недоразвитие (пример: недоразвитие понимания речи у детей с нарушениями слуха).
  • Вторичное недоразвитие характерно и для тех функций, который в момент вредоносного воздействия находятся в сензитивном периоде.
  • Специфичность недоразвития уменьшается по мере удаления от основного дефекта. Чем сложнее психическим процесс, чем больше опосредован он рядом межцентральных взаимодействий, тем больше факторов может привести к конечному сходному результату вторичных нарушений (пример: явление задержки общего психического развития  будет наблюдаться и при нарушении сенсорной стороны речи, и при нарушениях слуха, зрения и т.д.)
  • В зависимости от места первичного дефекта направление вторичного недоразвития может быть «снизу вверх» (от сложных функций к элементарным)  или «сверху вниз». Иерархически вышестоящие функции как бы перестраивают элементарные. В случае патологии этого не наблюдается (пример: при олигофрении недоразвитие мышления приводит вторично к недоразвитию гнозиса и праксиса). 
  • Важнейшим фактором возникновения вторичных нарушений является фактор социальной депривации. Дефект в той или иной степени препятствует общению, процессу усвоения знаний и умений.  Явление вторичной микросоциальной и педагогической запущенности.
    • В процессе развития изменяется иерархия между первичными и вторичными, биологическими и социально обусловленными нарушениями.  Если на первых этапах  основным препятствие к обучению является первичный дефект, то затем вторично возникшие явления (например, негативные личностные установки) нередко начинают занимать ведущее место в отношении к обучению.
    1. Межфункциональные взаимодействия:

В нормальном онтогенезе может быть выделено несколько типов межфункциональных отношений:

  • Явление временной независимости: пример: до 2-х летнего возраста линии развития мышления и речи идет раздельно, позднее, перекрещиваясь, они дают начало новой форме развития.
  • Ассоциативный тип: разрозненные, разномодальные чувственные впечатления объединяются в одно целое на основе временно-пространственной близости. Такой тип организации указывает на малую дифференцированность психических процессов.
  • Иерархический тип: это тип обладает высокой устойчивостью и пластичностью. Это достигается рядом моментов: выделение ведущих (регуляторных) и фоновых (технических) уровней, а также определенной автономностью фоновых уровней, каждый из которых решает свою  «личную» задачу. Автономность отдельных звеньев.

29. Определение негативных, продуктивных и возрастных дизонтогенетических симптомов (Т.Матросова).

Помимо этиологии и патогенеза необходимо при изучении дизонтогенеза большое значение придавать симптоматике.

Следует отличать симптомы самого заболевания от проявлений дизонтогенеза развития больного ребенка.

Выделяют три вида симптомов, характерных для клиники детского возраста:

      1. Негативные симптомы
      2. Продуктивные симптомы
      3. Возрастные симптомы

Взаимоотношение между симптомами болезни и проявлениями дизонтогенеза:

  • Негативные симптомы болезни в значительной мере определяют специфику и тяжесть дизонтогенеза
  • Продуктивные симптомы, менее специфичные для дизонтогенеза, оказывают общее тормозящее воздействие на психическое развтие больного ребенка
  • Возрастные симптомы являются пограничными между продуктивными симптомами болезни и самим явлениями дизонтогенеза.
  • Негативные симптомы (минус-симптомы; симптомы выпадения): явления «выпадения» той или иной функции в психической деятельности или снижение уровня ее функционирования (пример: снижение интеллектуальной и эмоциональной активности).

Четкое разделение симптомов на эти два вида возможно только при изучении взрослого возраста, в клинике детского возраста негативные симптомы болезни часто трудно разграничить от явлений дизонтогенеза, при котором выпадение функции может быть обусловлено нарушением ее развития.

  • Продуктивные симптомы (плюс-симптомы; симптомы раздражения): связаны с явлениями патологической ирритации (возбуждение, раздражение) психических процессов (пример: страхи, галлюцинации, сенестопатии и т.д.)

Именно продуктивные симптомы наиболее, на первый взгляд, отдаленные  проявлений дизонтогенеза, и указывающие скорее на остроту течения заболевания, в то же время определяют картину аномалии развития в детском возрасте и тип дизонтогенеза.

1. Психопатологическая специфика детского возраста. Возрастные симптомы.

Психологическая специфика детского возраста. Возрастные симптомы (Т. Матросова).

Пограничными между симптомами болезни и проявлениями дизонтогенеза являются так называемые возрастные симптомы, отражающие патологически искаженные и утрированные проявления нормального возрастного развития.

Возникновение этих симптомов тесно связано с онтогенетическим уровнем реагирования на ту или иную вредность.

Поэтому эти симптомы нередко более специфичны для возраста, чем для конкретного заболевания, и могут наблюдаться при самой разнообразной патологии.

По В.В. Ковалеву, возрастные уровни нервно-психического реагирования у детей и подростков  в ответ на различные вредности подразделяются следующим образом:

    1. Сомато-вегетативный (0-3 года)

Повышенная общая и вегетативная возбудимость с нарушениями сна, аппетита, желудочно-кишечными расстройствами.

Гипердинамические расстройства различного генеза: психомоторная возбудимость, тики, заикание, мутизм, двигательная расторможенность, энурез, энкапрез, гиперкинез и т.д.

Симптомы и синдромы страхов, повышенная аффективная возбудимость с явлениями негативизма и агрессии. На этом уровне значительно возрастает риск психогений.

    1. Эмоционально-идеаторный (12-16 лет)

В патологии проявляется в «патологических реакциях пубертарного возраста» (Г.Е. Сухарева), включающих сверхценные увлечения и интересы (например: симптом философической интоксикации), сверхценные ипохондрические идеи, идеи мнимого уродства (дисморфофобия, нервная анарексия), психогенные реакции протеста, оппозиции, эмансипации.

Преимущественная симптоматика каждого возрастного уровня не исключает симптомов предыдущих уровней, но отводит им более периферическое место.

Источник: https://www.yaneuch.ru/cat_18/shpargalka-po-specpsihologii/255211.2202807.page1.html

Соотношение симптомов дизонтогенеза

29. Определение негативных, продуктивных и возрастных

И болезни

В формировании структуры дизонтогенеза большую роль иг­рают не только различные по этиологии и патогенезу поражения мозга, но и сами клинические проявления болезни, ее симпто­матика.

Симптомы болезни тесно связаны с этиологией, локали­зацией поражения, временем его возникновения и, главным об­разом, с патогенезом, прежде всего с той или иной выраженно­стью остроты течения болезни.

Они обладают определенной ва­риабельностью, разной степенью тяжести и длительности про­явлений.

Как известно, симптомы болезни делятся на негативные и про­дуктивные.

В психиатрии к негативным симптомам относятся явления «вы­падения» в психической деятельности: снижение интеллектуаль­ной и эмоциональной активности, ухудшение процессов мышле­ния, памяти и т.д.

Продуктивные симптомы связаны с явлениями патологической ирритации психических процессов. Примерами продуктивных рас­стройств являются различные невротические и неврозоподобные расстройства, судорожные состояния, страхи, галлюцинации, бредовые идеи и т.д.

Это деление имеет клиническую определенность в психиатрии взрослого возраста, где негативные симптомы действительно от­ражают именно явления «выпадения» функции.

В детском же воз­расте часто бывает трудно отграничить негативные симптомы бо­лезни от явлений дизонтогенеза, при котором «выпадение» функ­ции может быть обусловлено нарушением ее развития.

Примерами могут служить не только такие проявления, как врожденное сла­боумие при олигофрении, но и ряд негативных болезненных рас­стройств, характеризующих дизонтогенез при ранней детской шизофрении.

Продуктивные болезненные симптомы, как будто бы наиболее отдаленные от проявлений дизонтогенеза и указывающие скорее на остроту болезни, в детском возрасте тем не менее также игра­ют большую роль в формировании и самой аномалии развития.

Такие частые проявления болезни или ее последствия, как психо­моторная возбудимость, аффективные расстройства, эпилепти­ческие припадки и другие симптомы и синдромы, при длитель­ном воздействии могут играть роль существенного фактора в об­разовании ряда отклонений развития и тем самым способствовать формированию специфического типа дизонтогении.

Пограничными между симптомами болезни и проявлениями дизонтогенеза являются так называемые возрастные симптомы, отражающие патологически искаженные и утрированные прояв­ления нормального возрастного развития.

Возникновение этих симптомов тесно связано с онтогенетическим уровнем реагиро­вания на ту или иную вредность.

Поэтому данные симптомы не­редко более специфичны для возраста, чем для самого заболева­ния, и могут наблюдаться при самой разнообразной патологии: в клинике органических поражений мозга, ранней детской шизо­френии, невротических состояний и т.д.

В. В. Ковалев (1979) дифференцирует возрастные уровни нервно-психического реагирования у детей и подростков в ответ на раз­личные вредности следующим образом:

1) сомато-вегетативный (0—3 года);

2) психомоторный (4—10 лет);

3) аффективный (7—12 лет);

4) эмоционально-идеаторный (12—16 лет).

Для каждого из этих уровней характерны свои преимуществен­ные «возрастные» симптомы.

Для сомато-вегетативного уровня реагирования ха­рактерны повышенная общая и вегетативная возбудимость с на­рушениями сна, аппетита, желудочно-кишечными расстройства­ми. Данный уровень реагирования является ведущим на раннем возрастном этапе вследствие его уже достаточной зрелости.

Психомоторный уровень реагирования включает пре­имущественно гипердинамические расстройства различного генеза: психомоторную возбудимость, тики, заикание. Данный уровень патологического реагирования обусловлен наиболее интенсивной дифференциацией корковых отделов двигательного анализатора [Волохов А. А., 1965; см.: Ковалев В. В., 1979].

Для аффективного уровня реагирования характерны синдромы и симптомы страхов, повышенной аффективной воз­будимости с явлениями негативизма и агрессии. При этиологи­ческом полиморфизме этих расстройств на данном возрастном этапе все же значительно возрастает уровень психогений.

Эмоционально-идеаторный уровень реагирования является ведущим в пре- и особенно пубертатном возрасте. В пато­логии это прежде всего проявляется в так называемых «патологи­ческих реакциях пубертатного возраста» [Сухарева Г. Е.

, 1959], включающих, с одной стороны, сверхценные увлечения и интере­сы (например, «синдром философической интоксикации»), с дру­гой — сверхценные ипохондрические идеи, идеи мнимого урод­ства (дисморфофобия, в том числе нервная анорексия), психоген­ные реакции — протеста, оппозиции, эмансипации [Личко А. Е., 1977; Ковалев В. В., 1979] и т.д.

Преимущественная симптоматика каждого возрастного уровня реагирования не исключает возникновения симптомов предыду­щих уровней, но они, как правило, занимают периферическое

место в картине дизонтогении. Преобладание же патологических форм реагирования, свойственных более младшему возрасту, сви­детельствует о явлениях задержки психического развития [Лебе­динская К.С., 1969; Ковалев В. В., 1979; и др.].

При всей важности выделения отдельных уровней нервно-пси­хического реагирования и последовательности их смены в онто­генезе необходимо учитывать известную условность такой перио­дизации, так как отдельные проявления нервно-психического реаги­рования не только сменяют и отодвигают друг друга, но на разных этапах сосуществуют в новых качествах, формируя новые типы клиника-психологической структуры нарушения. Так, например, роль сомато-вегетативных нарушений велика не только на уров­не О— 3 лет, когда идет интенсивное формирование данной си­стемы, но и в подростковом периоде, когда эта система претерпе­вает массивные изменения. Ряд патологических новообразований пубертатного возраста (основной уровень которых квалифициру­ется в рамках «идеаторно-эмоционального») связан и с рас-тормаживанием влечений, в основе которых лежит дисфункция эндокринно-вегетативной системы. Далее, психомоторные рас­стройства могут занимать большое место в дизонтогенезе самого раннего возраста (нарушения развития статических, локомотор­ных функций). Интенсивные изменения психомоторного облика, как известно, характерны и для подросткового периода. Наруше­ния развития аффективной сферы имеют большое значение и в самом младшем возрасте. Особое место среди них занимают рас­стройства, связанные с эмоциональной депривацией, приводя­щие к различной степени задержки психического развития. В воз­расте от 3 до 7 лет в клинической картине различных заболеваний большое место занимают такие аффективные расстройства, как страхи. Наконец, разнообразные нарушения интеллектуального и речевого развития разной степени выраженности являются пато­логией, «сквозной» для большинства уровней развития.

Высказанные соображения делают более предпочтительной группировку возрастных симптомов на основании эмпирических данных, содержащихся в клинических исследованиях (табл. 1).

Таблица 1

Возрастные симптомы

Возраст Возрастные симптомы
0 — 3 года Судорожные припадки. Возникают в результате по­вышенной судорожной готовности детского мозга. Нарушения сознания (чаще всего в виде оглушен­ности, снижения ориентировки в окружающем, тре­вог и страха).

Окончание табл. 1

Возраст Возрастные симптомы
Сомато-вегетативные нарушения (сна, аппетита, ра­боты кишечника и т.д.). Страхи. Универсальная защитная реакция. Негативизм, агрессия (кризис 2—3 лет). Депрессия. Преимущественно в условиях сепарации с матерью. Недоразвитие отдельных психических функций: ло-комоторики, речи, навыков опрятности и т.д.
3—6 лет Двигательные расстройства: заикание, тики, навяз­чивые движения, гиперкинезы. (Имеются данные, что на этот возрастной период приходится пик созрева­ния лобно-моторных систем.) Гипердинамический синдром: двигательное беспо­койство, расторможенность, недостаточная целена­правленность, импульсивность. Реакция протеста. Негативизм. Страхи. Патологиче­ские фантазии
Младший школьный возраст У мальчиков — явления возбудимости, двигатель­ной расторможенности, агрессии. У девочек — астенические проявления: сниженное настроение, плаксивость. Страхи (особенно часто связаны со школьной дез­адаптацией). Трудности обучения

Возрастные симптомы, отражая патологически измененную фазу развития, как известно, тем не менее всегда обладают и оп­ределенной клинической спецификой, характерной для заболе­вания, их вызвавшего.

Так, страхи в дошкольном периоде являют­ся возрастным симптомом, потому что они в определенной мере присущи и здоровому ребенку этого возраста.

В патологии детско­го возраста страхи занимают одно из ведущих мест в становлении бредовых расстройств при шизофрении, связываются с наруше­нием сознания при эпилепсии, приобретают выраженный сверх­ценный характер при неврозах. То же касается и таких возрастных проявлений, как фантазии.

Будучи неотъемлемой частью психи­ческой жизни нормального ребенка дошкольного возраста, в па­тологических случаях они принимают характер аутистических, вычурных, нелепых, стереотипных при шизофрении, тесно свя­заны с повышенными влечениями при эпилепсии, носят болез­ненный гиперкомпенсаторный характер при ряде неврозов, пси­хопатиях и патологических развитиях личности.

Изучение возрастных симптомов, лежащих на стыке между симптомами болезни и дизонтогенеза, может дать ценные резуль-

таты для исследования ряда закономерностей аномалий развития. Однако эта область до настоящего времени в психологическом плане практически почти не исследована.

Таким образом, в детском возрасте взаимоотношения между симптомами болезни и проявлениями дизонтогенеза могут быть представлены следующим образом:

— негативные симптомы болезни в значительной мере опреде­ляют специфику и тяжесть дизонтогенеза;

— продуктивные симптомы, менее специфичные для характе­ра дизонтогенеза, все же оказывают общее тормозящее воздей­ствие на психическое развитие больного ребенка;

— возрастные симптомы являются пограничными между про­дуктивными симптомами болезни и самими явлениями дизонто­генеза.

При этом возрастные симптомы носят стереотипный характер и отражают характер реактивности психофизиологических меха­низмов мозга в отдельные периоды детского развития.

Глава 2



Источник: https://infopedia.su/13x42e7.html

Понятие продуктивной и негативной симптоматики: Представления о продуктивных и негативных расстройствах являются

29. Определение негативных, продуктивных и возрастных

Представления о продуктивных и негативных расстройствах являются одними из основополагающих понятий психиатрии.

Продуктивная симптоматика (позитивная симптоматика, плюс-симптомы) – это новые болезненные феномены, некая новая функция, появившаяся в результате болезни, отсутствующая у здоровых людей. Примерами продуктивной симптоматики служат бред и галлюцинации, эпилептиформные пароксизмы, навязчивые идеи, чувство витальной тоски при депрессии.

Негативная симптоматика (непродуктивная симптоматика, дефект, минус-симптомы) – это некий ущерб, который наносит болезнь естественным здоровым функциям организма, или исчезновение какой-либо способности. Примерами негативной симптоматики являются утрата памяти (амнезия), интеллекта (слабоумие), неспособность испытывать эмоциональные переживания (апатия).

Выделение данных понятий принадлежит шотландскому невропатологу Дж. Х. Джексону (1835­1911), считавшему, что негативная симптоматика обусловлена деструкцией или временным бездействием клеток мозга, а продуктивная – это проявление патологической активности живых клеток и тканей, окружающих болезненный очаг (несколько подробнее об этом будет сказано ниже).

В современной психиатрии понятия негативной и продуктивной симптоматики применяется не только по отношению к очаговым, но и ко всем другим поражениям мозга.

Продуктивная симптоматика, как правило, весьма динамична, может резко нарастать при обострении заболевания и достаточно быстро редуцироваться под воздействием адекватного лечения или иногда без него.

При этом продуктивная симптоматика менее специфична, чем негативная, и может быть сходной при нескольких различных заболеваниях.

Негативная симптоматика, как правило, менее обратима и очень плохо поддается терапии. По выраженности негативных симптомов в ряде случаев можно сделать вывод о длительности заболевания и глубине поражения психики. Однако в клинической практике наблюдаются и редкие случаи обратного развития некоторых негативных симптомов.

Например, такую тенденцию имеет утрата способности к запоминанию при Корсаковском синдроме. Это может объясняться тем, что утрата функции необязательно происходит из-за гибели мозговых структур, выполняющих эту роль, в некоторых случаях дефект обусловлен их временным бездействием.

Так, при острых психозах больные теряют способность правильно считать и решать логические задачи, однако позже эта способность восстанавливается. Поэтому глубину и тяжесть негативной симптоматики следует оценивать только по минованию острого приступа болезни. Тем не менее, в большинстве случаев негативные симптомы стойкие и малообратимые.

Причем характер негативной симптоматики достаточно специфичен и играет существенную роль в диагностике ряда психических расстройств, прежде всего шизофрении, эпилепсии и атрофических процессов.

Отчетливое разделение симптомов на продуктивные и негативные возможно не всегда. Так, разорванность при шизофрении в форме обильной бессмысленной речи может рассматриваться и как признак продукции (увеличивается количество и изменяется качество ассоциативных связей), и как дефект (утрачивается способность мыслить целенаправленно).

При некоторых состояниях негативная и продуктивная симптоматика тесно взаимосвязаны. Например, при синдроме Корсакова выпадение из памяти значительных периодов жизни больного и снижение критики (негативная симптоматика) ведут к заполнению образовавшихся пробелов конфабуляторными вымыслами и фантазиями (продуктивная симптоматика).

До последнего времени большинство психофармакопрепаратов разрабатывалось преимущественно для лечения продуктивной симптоматики.

Современная психофармакотерапия, особенно в части разработки новых нейролептиков, направлена на поиск молекул с терапевтическим воздействием, прежде всего на негативную симптоматику, поскольку после редукции продуктивных симптомов негативная симптоматика продолжает оказывать существенное отрицательное влияние на качество жизни больных.

Модель соотношения позитивных и негативных синдромов А. В. Снежневским представлена в виде девяти кругов (слоев) психопатологических расстройств, включенных друг в друга (рис. 13.1,

13.2. ):

Рис. 13.1. Соотношение продуктивных психопатологических синдромов

Рис. 13.2. Соотношение негативных психопатологических синдромов

позитивные – эмоционально-гиперэстетические (в центре – астенический синдром, присущий всем болезням) (I); аффективные (депрессивные, маниакальные, смешанные) (II); невротические (навязчивые, истерические, деперсонализационные, сенестопатически-ипохондрические) (III); паранойяльные, вербальный галлюциноз (IV); галлюцинаторно-параноидные, парафренные, кататонические (V); помрачения сознания (делирий, аменция, сумеречное состояние) (VI); парамнезии (VII); судорожные припадки (VIII); психоорганические расстройства (IX); негативные – истощаемость психической деятельности (I), субъективно и объективно осознаваемые изменения «Я» (И-Ш), дисгармония личности (IV), снижение энергетического потенциала (V), снижение уровня и регресс личности П), амнестические расстройства (VIII), тотальное слабоумие и психический маразм (IX).

Опираясь на представления А. В. Снежневского о соотношении психопатологических синдромов в клинической синдромологии в зависимости от степени выраженности психопатологической симптоматики, выделены шесть основных групп психопатологических синдромов от наиболее яжелых и глубоких расстройств к менее выраженным, приближающимся к психической норме:

органического поражения головного мозга, нарушенного сознания, галлюцинаторно-бредовые, кататонические, аффективные и невротические.

Источник: https://medinfo.social/psihiatriya_901/ponyatie-produktivnoy-negativnoy-70007.html

4. Психопатологические симптомы и синдромы. Понятие психоза. Продуктивная и негативная симптоматика. Её диагностическое и прогностическое значение

29. Определение негативных, продуктивных и возрастных

Симптом– строго фиксированное по форме описаниепризнака, соотнесенного с определеннойпатологией. Это – терминологическоеобозначение патологического признака.

Не каждый признак является симптомом,а только тот, который имеетпричинно-следственные связи с патологией.Специфическими для психиатрии являютсяпсихопатологические симптомы.

Ониделятся на продуктивные (позитивные) инегативные.

Продуктивныеобозначают привнесение чего-то новогов психику в результате болезненногопроцесса (галлюцинации, бред, кататоническиерасстройства).

Негативныевключают признаки обратимого илистойкого ущерба, изъяна, дефектавследствие того или иного болезненногопсихического процесса (амнезия, абулия,апатия и т.п.).

Позитивныеи негативные симптомы в клиническойкартине болезни проявляются в единстве,сочетании и имеют, как правило, обратнопропорциональное соотношение: чем болеевыражены негативные симптомы, темменьше, беднее и фрагментарнее –позитивные.

Совокупностьвсех симптомов, выявленных в процессеобследования конкретного больного,образует симптомокомплекс.

Синдром– закономерное сочетание симптомов,которые связаны между собой единымпатогенезом и соотносятся с определенныминозологическими формами.

Синдромы,также как и симптомы, делятся напродуктивныеи негативные.

Потяжести выделяют следующую последовательностьпродуктивных синдромов:

Эмоционально-гиперэстетическиерасстройства,Аффективные (депрессивные и маниакальные),Невротические (навязчивости, истерические,ипохондрические), Паранояльные, вербальныйгаллюциноз, Галлюцинаторно-параноидные,парафренные, кататонические, Помрачениесознания (делирий, аменция, сумерки),Парамнезии, Судорожные.

Психоорганические.Негативные психопатологические синдромыпредставлены в следующей последовательности(по критерию тяжести): Истощаемостьпсихической деятельности.

, Субъективноосознаваемая измененость «Я»,Объективноопределяемая измененность личности,Дисгармония личности, Снижениеэнергетического потенциала, Снижениеуровня личности, Регресс личности,Амнестические расстройства, Тотальноеслабоумие, Психический маразм.

Рангипсихических расстройств.В России широко известна подробнаясхема соотношения продуктивных инегативных психопатологическихсиндромов. Смысл этой схемы заключаетсяв том, что каждый круг более высокогоуровня включает в себя все нижележащиеслои психических расстройств. Этоопределяет малую нозологическуюспецифичность синдромов низших уровней(малых синдромов).

Психозы– это выраженные формы психическихрасстройств при которых психическаядеятельность больного отличается резкимнесоответствием окружающей действительности,отражение реального мира грубо искажено,что проявляется в нарушениях поведенияи проявлении в психозе несвойственныхей в норме патологических

симптомови синдромов (расстройств восприятия,памяти, мышления, аффективности идругое). Психоз не порождает новыхявлений, а представляет собой результатвыпадения деятельности высших уровней.

Продуктивнаяи негативная симптоматика.

Продуктивнойсимптоматикой(позитивная симптоматика, плюс-симптом)называют новый болезненный феномен,некую новую функцию, появившуюся врезультате болезни, отсутствующую увсех здоровых людей. Примерами продуктивнойсимптоматики служат бред и галлюцинации,эпилептиформные пароксизмы, психомоторное

возбуждение,навязчивые идеи, сильное чувство тоскипри депрессии.

Негативнойсимптоматикой(дефект, минус-симптом), напротив, именуютущерб, который наносит болезнь естественнымздоровым функциям организма, исчезновениекакой-либо способности. Примераминегативной симптоматики являются утратапамяти (амнезия), интеллекта (слабоумие),неспособность испытывать яркие

эмоциональныечувства (апатия). Негативная симптоматикаявляется, как правило, необратимой,невосполнимой утратой. Она свидетельствуето длительности заболевания и о глубинепоражения психики. Характер негативнойсимптоматики довольно специфичен ииграет существенную роль в диагностикетаких заболеваний, как шизофрения,эпилепсия, атрофические процессы.

Продуктивнаясимптоматика весьма динамична. Онаможет резко нарастать при обострениизаболевания, а затем исчезает сама посебе или под воздействием адекватноголечения. Большинство применяемых впсихиатрии психотропных средствпредназначено для лечения именнопродуктивной симптоматики. Она, какправило, менее

специфичнаи может быть сходной при несколькихразличных заболеваниях.

5.Методы обследования, применяемые впсихиатрии. Правила сбора анамнестическихсведений, их анализ. Использованиепараклинических методов(лабораторных,инструментальных,психологических), их диагностическиевозможности.

Современныеметоды обследования больных должныобеспечивать получение клиническихданных, доступных количественному учетуи математическому анализу с применениемвычислительной техники для их обработки.

Применяются стандартные вопросники сострогой фиксацией ответов больных иучетом выраженности психическихнарушений по ответам. Однако ответыбольных часто не отражают их истинногосостояния, а оценка психиатром выраженностипсихических нарушений страдаетсубъективностью.

Кроме того, в стандартномвопроснике невозможно предусмотретьвсе необходимое для выявления ирегистрации особенностей психическогозаболевания.

Болееэффективна регистрация психическихнарушений в виде симптомов и синдромов.Симптоматологический метод, т. е. учетвсех наблюдаемых у больного симптомовв период обследования, – все жетрудновыполнимая задача. Кроме того,состояние больного часто оцениваетсяврачами различно.

Целесообразнееиспользовать в эпидемиологическихисследованиях синдромологическийметод, так как синдромы более полноотражают психическое состояние больныхи несут в себе большую прогностическуюинформацию.

Исследованиям синдромологическимметодом должны предшествовать тщательнаяотработка стандартов обследованиябольных, уточнение психопатологическогосодержания синдромов, составление дляопределенных нозологических формглоссариев стандартизованных синдромов.

Эпидемиологическоеизучение шизофрении с использованиемсиндромологической характеристикиоткрыло большие возможности для выявлениязакономерностей течения, вероятностногопрогноза, патогенеза и др.

Синдромологическийметод можно считать перспективным дляэпидемиологического изучения и рядадругих психических заболеваний, в томчисле и с большими диагностическимирасхождениями. Во многих странах дляизучения заболеваемости применяютанализ статистических данных огоспитализированных больных.

Возможноститакого анализа ограничены: госпитальнаястатистика не отражает реальнойзаболеваемости или болезненности, таккак значительное число больных непользуется стационарным лечением.

Диагностика— процесс по возможности более точногоопределения и идентификации болезни,результатом которого является диагноз.В диагностике психических заболеванийведущим остается клинический метод,который делится на следующие этапы.

1.Выявление и квалификация симптомов.

2.Определение их взаимосвязи и квалификациясиндромов.

3.Оценка динамики развития синдромов вконтексте патогенетических закономерностейи преморбидных особенностей.

4.Постановка предварительного диагноза.

5.Дифференциальная диагностика.

6.Постановка индивидуального диагноза.

7.Постановка диагноза в соответствии стребованиями классификации (клиническиеи диагностические критерии).

Психиатрическоеобследование— часть общего медицинского обследования.Преследует те же цели, что и в любойдругой врачебной специальности:

1)выяснить причину обращения больного(или его родственников, друзей, сослуживцев)за медицинской помощью;

2)создать доверительные отношения сбольным, заложив тем самым основу длявзаимодействия с ним в процессе лечения;

3)сформулировать диагноз и план лечения;

4)сообщить больному и его близким о своихвыводах.

Психиатрическоеобследование проводят в спокойной,уютной обстановке, предрасполагающейк открытому разговору. Умение завоеватьдоверие больного требует опыта иуверенности в себе, однако реальныеусловия обследования зачастую далекиот идеальных.

Довольно трудно говоритьс глазу на глаз в шумном приемномотделении или в общей палате, даже еслиотвлекающие факторы сведены к минимуму(задернуты занавески на окнах и т. п.).

Ивсе же всегда надо проявлятьзаинтересованность, сочувствие, симпатиюк больному, стремление понять его ипомочь. Сидеть

следуетна некотором (но небольшом) отдаленииот больного, имея возможность смотретьему в глаза. Важно наблюдать заневербальными реакциями и поведениемсобеседника (краска на лице, слезы).

Иногда бывает необходимо записатьнекоторые сведения (чтобы затем точнеевоспроизвести ход разговора), но делатьэто надо быстро и по возможности редко,чтобы не прерывать течение беседы.Удобный способ — делать отметки вспециальном бланке.

Процесс сборасведений для дальнейших этаповпсихиатрической диагностики называетсяпсихиатрическим интервью.

Источник: https://studfile.net/preview/5871923/page:4/

Соотношение симптомов дизонтогенеза и болезни

29. Определение негативных, продуктивных и возрастных

Параметры дизонтогенеза:

1. Первый параметр связан с функциональной локализацией нарушения.

2. Второй параметр дизонтогенеза связан со временем поражения.

3. Третий параметр дизонтогенеза характеризует взаимоотношения между первичным и вторичным дефектом.

4. Четвертый параметр дизонтогенеза связан с нарушением межфункциональных взаимодействий в процессе аномального системогенеза.

Роль негативных, продуктивных и возрастных симптомов дизонтогенеза.

В формировании структуры дизонтогенеза большую роль играют не только различные по этиологии и патогенезу поражения мозга, но и сами клинические проявления болезни, ее симптоматика. В связи с этим можно выделить три вида симптомов, свойственных нарушениям:

1) негативный,

2) продуктивный,

3) возрастной.

Симптом – это единичный частный случай. Синдром – совокупность симптомов.

1) Негативные симптомы (минус-симптомы).

Относятся явления «выпадения» в психической деятельности: снижение интеллектуальной и эмоциональной активности, ухудшение процессов мышления, памяти и т.д.

В детском же возрасте часто бывает трудно отграничить негативные симптомы болезни от явлений дизонтогенеза, при котором «выпадение» функции может быть обусловлено нарушением ее развития.

2) Продуктивные симптомы (плюс-симптомы). Связаны с явлениями патологической ирритации психических процессов. Примерами продуктивных расстройств являются различные невротические и неврозоподобные расстройства, судорожные состояния, страхи, галлюцинации, бредовые идеи и т.д.

3) Пограничными между симптомами болезни и проявлениями дизонтогенеза являются так называемые возрастные симптомы, отражающие патологически искаженные и утрированные проявления нормального возрастного развития.

Возникновение этих симптомов тесно связано с онтогенетическим уровнем реагирования на ту или иную вредность.

Поэтому данные симптомы нередко более специфичны для возраста, чем для самого заболевания, и могут наблюдаться при самой разнообразной патологии: в клинике органических поражений мозга, ранней детской шизофрении, невротических состояний и т.д.

Связь возрастных особенностей и характера невротических расстройств.

После рождения повышается роль внешнего окружения или социума и поэтому при неблагоприятных социальных ситуациях развития у ребенка наиболее вероятно первичное развитие невротических реакций и неврозов.

Впоследствии невроз может обуславливать возникновение боле тяжелых расстройств психического развития.

Невроз – это собирательное название для группы функциональных, психогенных, обратимых расстройств, имеющих тенденцию к затяжному течению.

Психогенным фактором при неврозах во всех случаях являются неразрешенные конфликты (внешние или внутренние), кроме того, действие обстоятельств, вызывающих психологическую травму либо длительное перенапряжение эмоциональной и/или интеллектуальной сферы психики.

Для каждого возрастного периода характерна определенная клиническая картина неврозов. Проявления невроза зависят от возраста, когда ребенок перенес стресс и степени воздействия стрессового фактора. Так в раннем детстве многие симптомы эмоциональных расстройств практически неотделимы от соматических нарушений.

В. Е. Коган: «Чем менее зрел организм, тем менее дифференцированы и более генерализированы его реакции, тем более при стрессе нарушены функции внутренних органов».

То есть, дети раннего возраста и дошкольники, реагируя на стрессовые факторы, трансформируют психические нарушения в заболевания внутренних органов и двигательные расстройства.

Физиологической основой этой трансформации является вегетативная нервная система, обеспечивающая гомеостатическое регулирование всех органов и систем (именно нарушение гомеостаза с преобладанием тонуса одного из отделов – симпатического или парасимпатического – ведёт к нарушению функционирования одной или нескольких систем организма).

Это явление получило название соматизация. Заболевания внутренних органов, которые вызываются нарушением норм становления эмоций и сознания у детей/ребенка. Предрасположенность к соматизации связана с особенностями воспитания в семье, с тем, каких болезней у себя и ребенка опасаются взрослые, при каком заболевании крохи взрослые больше волнуются.

При этом физическое неблагополучие ребенка приобретает двойственный характер. С одной стороны — это рефлекторное отражение его эмоций внутренними органами, а с другой — привлечение внимания взрослых и возможность манипулировать ими.

Ковалев выделил несколько уровней психоневрологического реагирования и возрастные симптомы, свойственные для каждого из этих уровней:

1. Соматовегетативный (0-3 года),

2. Психомоторный (3-7 лет),

3. Аффективный (7-11 лет),

4. Эмоционально-идеаторный (11-17 лет).

1. От 0 до 3 лет соматовегетативные проявления.

· Аффективно-респираторные приступы могут начинаться у детей на первом месяце жизни. Они провоцируются резкой сменой окружающей среды.

· Нарушения кормления. Дети плохо берут грудь, беспокоятся во время кормления, отказываются от груди. Чаще это защитная реакция на неприятные ощущения, возникающие во время кормления, получают недостаточный эмоциональный отклик со стороны матери. Негативные ощущения прочно ассоциируются с актом сосания по типу отрицательного условного рефлекса.

· Нарушение сна выражается в длительном засыпании, частом спонтанном пробуждении, раннем пробуждении, крике, вздрагивании при тихих звуках, стереотипных движениях во сне (качание головой, сосание пальца и др.), сонливости или возбуждении в течение дня, иногда полной инверсии сна и бодрствования. Нарушение сна возникает после неприятного раздражителя.

· На втором году жизни у детей могут возникать устрашающие сновидения, эпизоды приступов ночных страхов. Ребёнок, не просыпаясь полностью, начинает кричать, вскакивать в кровати.

· Дневные страхи (страх чужих лиц, новых игрушек и т.д.) возникают под влиянием экзогенных факторов – физических и психических. Например, после вакцинации ребёнок долго боится врачей.

· Желудочно-кишечные расстройства. Поносы нередко чередуются с запорами. Нарушения со стороны кишечника легко возникают под влиянием различных психогенных факторов по типу условной связи.

· Нарушение аппетита, расстройства жевания и глотания. Зачастую это обусловлено страхом глотания.

· С нервной анорексией тесно связана привычная рвота. Дети отказываются от глотания густой или твердой пищи, при кормлении жидкой пищей у них появляется рвота, особенно если в пищу попадал комочек или пенка.

· Избирательность в еде. Дети отдают предпочтение жидкой пище и отказываются от твердой. Некоторые боятся новых блюд или стремятся к поеданию несъедобного (уголь, известь, песок).

· Функциональные сосудистые расстройства выражаются в быстрых колебаниях сосудистого тонуса (побледнение или покраснение кожных покровов, преходящие приступы цианоза, мраморность кожи).

· Гипертермия. После перенесенной острой вирусной инфекции у детей, подверженных неврозам, может длительное время (1–2 месяца) сохраняться субфебрильная температура, повышенная утомляемость.

2. От 3 до 7 лет психомоторные проявления.

· Неврозы, приобретенные в этом возрасте, характеризуются нарушением двигательной активности. Следствием этого является высокая утомляемость и истощаемость, низкая устойчивость внимания. У детей впервые могут появляться невротические тики. Ребёнок начинает моргать, гримасничать, высовывать язык, пожимать плечами и т.д.

· Заикание – нарушение ритма, темпа и плавности речи, связанное со спазмом мышц, участвующих в речевом акте. Возникает, когда происходит значительное усложнение фразовой речи, связанное с формированием мышления.

· Нарушения сна. Предрасполагающим фактором служат возбуждающие события перед сном – приход родителей с работы, ссора родителей, просмотр телевизора или игра на компьютере и т.д.

· Невротический энурез – непроизвольное мочеиспускание во время ночного сна. Невротический энурез возникает после более или менее длительного периода сформированных навыков опрятности.

· Невротический энкопрез – непроизвольное выделение кала при отсутствии заболеваний нижнего отдела кишечника или сфинктера анального отверстия. Появление энкопреза характерно для длительного и тяжелого невроза в результате нарушений взаимоотношений между матерью и ребенком, наличия длительного внутрисемейного конфликта, чрезмерно строгих требований к ребенку.

3. От 7 до 11 лет аффективные проявления.

· У детей от 7 до 11 лет самыми частыми проявлениеми невроза являются головная боль и головокружение, при которых они чувствуют сердцебиение, тошноту, затруднение дыхания или глотания.

Реже возникают немотивированные жалобы на боль в груди, спине, ногах, руках, сердце.

Зачастую во время осмотра ребёнка обращают на себя внимание депрессивные особенности его мимики, характерная осанка, замедленность движений, вялость, безынициативность, необщительность, агрессивность.

· Другими проявлениями невроза у детей этой возрастной группы являются частые соматические болезни различной степени выраженности с нарушением пищеварительной, дыхательной, сердечно-сосудистой, эндокринной деятельности, выделительной функций, терморегуляции, а также хроническая боль.

· Страхи, связанные со школьной дезадаптацией.

· Трудности обучения.

4. С 11 до 17 лет эмоционально-идеаторные проявления.

· Сверхценные увлечения и интересы. Синдром философской интоксикации.

· Сверхценные ипохондрические интересы.

· Нарушения пищевого поведения. Анорексия, булимия.

· Обсессивно-компульсивные расстройства. Навязчивые идеи, мысли, ритуалы, действия.

· Расторможенность влечений. В основе дисфункция эндокринно-вегетативной системы.

· Психогенные реакции. Реакции протеста, оппозиции, эмансипации, трудность овладения своими эмоциями.

· Резкое увеличение депрессивных дебютов.

Преимущественная симптоматика каждого возрастного уровня реагирования не исключает возникновения симптомов предыдущих уровней, но они занимают периферическое место в картине дизонтогений.

Вывод:

Негативные симптомы. В значительной степени определяют специфику и тяжесть дизонтогенеза.

Продуктивные симптомы. Менее специфичны для дизонтогенеза, но все же оказывают общее тормозящее воздействие на психическое развитие ребенка.

Возрастные симптомы. Являются пограничными между продуктивными симптомами болезни и самими явлениями дизонтогенеза.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/12_76551_sootnoshenie-simptomov-dizontogeneza-i-bolezni.html

Medic-studio
Добавить комментарий