29. Особенности развития познавательной сферы одаренных детей.

Особенности познавательных процессов одаренных детей

29. Особенности развития познавательной сферы одаренных детей.

Каждый ребенок неповторим, но при всем индивидуальном своеобразии реальных проявлений детской одаренности существует довольно много черт, характерных для большинства одаренных детей.

Причем наряду с глубинными, скрытыми от непрофессионального взгляда, довольно много таких, которые часто проявляются в поведении ребенка, в его общении со сверстниками и взрослыми и, конечно же, в познавательной деятельности.

Ценность их в том, что они практически всегда могут быть замечены не только практическими психологами, но и воспитателями детских садов, школьными учителями, родителями.

Особого внимания заслуживают те качества, которые существенно отличают одаренных детей от их сверстников, условно называемых нормальными. Знание этих особенностей необходимо для адекватного построения образовательного процесса.

Эти свойства выделяли и описывали не только психологи. Успех всегда был привлекателен, а потому первыми стали выделять особенности мышления и специфические поведенческие характеристики талантливых людей историки и биографы.

Большинство из них пр-шли к выводу о том, что в детстве у многих выдающихся людей (Леонардо да Винчи, Рембрандт, Г. Галилей, Петр I, И. Ньютон, Г. Гегель, Наполеон Бонапарт, Ч. Дарвин и др.

) чаще всего встречались такие характеристики:

– 90 % из них обладали высоким интеллектом, любознательностью, задавали много вопросов, стремились выделиться;

– 75 % выдающихся людей рано “созрели”, были не по годам развиты в умственном отношении, отличались

нравственностью, критичностью, прямолинейной честностью, были серьезны;

– почти 90 % из них были настойчивы, обладали сильной волей и ярко выраженным стремлением к высоким достижениям;

– по крайней мере 75 % были усердными тружениками, хорошо переносили одиночество и отличались твердостью. Они получали удовлетворение от своей работы, были экспрессивны, открыты духовному опыту и фантазиям.

Вот еще один список качеств, характерных для будущих творцов.

1. Рано овладели знаниями в избранной сфере.

2. Проявляли высокий интеллект, хорошую память.

3. Были увлечены своим делом, энергичны.

4. Демонстрировали ярко выраженную независимость, стремление работать в одиночку, индивидуализм.

5. Умели контролировать себя.

6. Имели стремление контактировать с другими одаренными, юными и взрослыми.

7. Умели извлекать практический опыт и быстро приобретать художественный и интеллектуальный опыт.

Исследователи-биографы утверждают, что многие политики (Джефферсон, Линкольн и др.) уже в детстве были разносторонне развитыми, оптимистичными, обладали притягательной силой, хорошо владели речью, были общительны. Ученые (И. Ньютон, Д'Аламбер, Р. Декарт и др.

) с детства отличались разносторонностью и широтой интересов, с малых лет были рассудительны и критичны. Уже сами попытки подобных описаний наводят на мысль о том, что многие выдающиеся люди – ученые, художники, управленцы – имели ряд личностных качеств, существенно отличавших их от других людей.

Качеств, которые и обеспечивали им успех в жизни. Естественно предположить, что формирование и развитие этих качеств у детей можно рассматривать как залог будущих выдающихся достижений, а следовательно, и как специальную педагогическую задачу по развитию творческих способностей.

Предложенный ниже перечень характеристик творца не полон, и вряд ли он может быть завершен. Здесь уместно вспомнить о философском принципе неисчерпаемости объекта исследования.

Поэтому, наверное, можно выделить какие-то еще свойства, но одно очевидно – те качества, что мы описываем, бесспорно, отличают истинного творца от посредственного человека. Отмечу также, что многие из них в разной степени свойственны всем людям, но уровень, на котором они проявляются, различен.

Особенности познавательного развития

Любознательность.Одной из первых характеристик, отличающих одаренного человека, традиционно считают любознательность. Любовь к познанию, или любознательность, берет свое начало от любопытства.

Любопытство – жажда новизны, интеллектуальной стимуляции, определяемая в отечественной психологии еще и как потребность в “умственных впечатлениях”, характерна для каждого здорового ребенка. Любознательность, проявившись довольно рано, на всех возрастных этапах продолжает оставаться важнейшей отличительной чертой талантливого человека.

Становление любознательности возможно лишь благодаря еще одной важной особенности, отмеченной в ряде исследований. Речь идет об эмоциях. Эмоции, как известно, индикатор наличия потребностей и степени их удовлетворения. Проявления любознательности тесно связаны с действием центра положительных эмоций.

Изучавшие этот процесс исследователи говорят о том, что умственно одаренные дети получают удовольствие от умственного напряжения, подобно одаренным спортсменам, получающим удовольствие от повышенных физических нагрузок.

Сверхчувствительность к проблемам.Одно из важнейших качеств истинного творца – способность удивляться и видеть проблемы и противоречия, в особенности там, где другим все представляется ясным и понятным. Так, Альберт Эйнштейн заложил основу будущей теории относительности, будучи еще подростком.

Он вдруг задумался о том, что никому не приходило в голову: что произойдет, если бежать со скоростью света?Сверхчувствительность к проблемам необходима в любой творческой деятельности и является качеством самостоятельно мыслящего человека.

Это качество отличает того, кто не может удовлетвориться чужим поверхностным решением проблемы, того, кто способен преодолеть господствующее мнение, какие бы авторитеты за ним не стояли.Развитие сверхчувствительности к проблемам либо подавление ее многие исследователи связывают в первую очередь с характером обучения.

Догматичное содержание в сочетании с доминированием репродуктивных методов обучения – основные факторы, подавляющие детскую сверхчувствительность к проблемам. И напротив – проблемное, ориентированное на самостоятельную исследовательскую практику ребенка, обучение развивает как эту способность, так и другие необходимые для творчества качества.

Эта мысль, многократно обоснованная теоретически и доказанная экспериментально, относится к числу общеизвестных, но, к сожалению, отнюдь не к числу общепризнаваемых в массовой педагогической практике.

Надситуативная активность (познавательная самодеятельность).Это понятие отмечено рядом психологов (Д. Б. Богоявленская, В. А. Петровский и др.). Речь идет о стремлении к постоянному углублению в проблему (способность к “ситуативно не стимулируемой деятельности”). Так, например, Д. Б.

Богоявленская, проводя экспериментальную работу с детьми, заметила, что для одаренного ребенка решение задачи не является завершением работы. Это начало будущей, новой работы. “В этой способности не „гаснуть” в полученном ответе, – пишет Д. Б.

Богоявленская, – а „возгораться” в новом вопросе кроется тайна высших форм творчества, способность видеть в предмете нечто новое, такое, что не видят другие”.

Высокий уровень развития логического мышления.Множество специальных исследований проведено с целью выяснить, помогает ли в творчестве умение мыслить логически. Единого ответа на этот вопрос пока нет.

Разные специалисты, ссылаясь на собственные эксперименты, говорят диаметрально противоположное.Известный российский психолог В. Н.

Дружинин, анализируя подходы большинства отечественных и зарубежных специалистов к проблеме соотношения интеллекта и креативности, выделяет три основных позиции:

– первая отказывается от какого бы то ни было разделения этих функций; эта точка зрения характерна для большинства отечественных ученых; из широко известных зарубежных исследователей, придерживающихся данного подхода, можно назвать Г. Ю. Айзенка;

– вторая строится на утверждении, что между интеллектом и креативностью существуют пороговые отношения; для проявления креативности нужен интеллект не ниже среднего, или “нет глупых креативов”, но есть “нетворческие интеллектуалы”;

– третья утверждает, что интеллект и креативность – независимые, ортогональные способности; при максимальном снятии регламентации деятельности в ходе тестирования креативности результаты ее измерения у детей не зависят от уровня их интеллекта.

Повышенный интерес к дивергентным задачам.Творцов с детства отличает то, что они не боятся дивергентных задач. Так условно называются задачи, имеющие не один, а множество правильных ответов.

Люди, не склонные к творчеству, исследовательскому поведению, предпочитают задачи, имеющие ясные алгоритмы решения и один-единственный правильный ответ.

Ситуации неопределенности, с неизбежностью возникающие при решении дивергентных задач, их раздражают и даже пугают.

Оригинальность мышления.Способность выдвигать новые, неожиданные идеи, отличающиеся от широко известных, банальных, обычно называют оригинальностью мышления. Проявляется эта особенность в мышлении и поведении ребенка, в общении со сверстниками и взрослыми, во всех видах деятельности.

Оригинальность (либо ее отсутствие) ярко выражается в характере и тематике самостоятельных рисунков, сочинении историй, конструировании и других продуктах детской деятельности.Многие специалисты рассматривают оригинальность мышления как одну из основных особенностей мышления творчески одаренного человека.

Гибкость мышления.Способность быстро и легко находить новые стратегии решения, устанавливать ассоциативные связи и переходить (в мышлении и поведении) от явлений одного класса к другим, часто далеким по содержанию, называют гибкостью мышления.

Способность к прогнозированию.Творчески одаренным людям в значительно большей степени, чем обычным, свойственна способность к прогнозированию.

Это редкое качество, включающее в себя воображение, интуицию, способность к глубокому анализу.

Для основной массы людей характерен так называемый презентизм мышления – они не могут представить себе будущее и прошлое качественно отличным от настоящего.

Высокая концентрация внимания.Для одаренного ребенка характерна повышенная концентрация внимания.

Выражается это, во-первых, высокой степенью погруженности в задачу; во-вторых, возможностью успешной настройки внимания даже при наличии помех на восприятие информации, относящейся к выбранной цели.

Отсюда такая отличительная черта одаренного ребенка, как склонность к сложным и сравнительно долговременным заданиям.

Отличная память.Все специалисты среди качеств, характерных для категории одаренных детей, обязательно отмечают феноменальную память. О возможностях памяти одаренных сложено немало легенд. Но при этом на бытовом уровне, в семье, а нередко и в школе можно столкнуться с противопоставлением памяти и мышления, эрудита и мыслителя.

Самостоятельность.Самостоятельность как личностное свойство предполагает: во-первых, независимость суждений и действий, способность самому, без посторонней помощи и подсказки, реализовывать важные решения; во-вторых, ответственность за свои поступки и их последствия; в-третьих, внутреннюю уверенность в том, что такое поведение возможно и правильно.

Эгоцентризм.И одаренные дети, и в большей мере их “нормальные” сверстники часто не понимают, что окружающие существенно отличаются от них и в мыслях, и в желаниях, и в поступках.

Это качество свойственно и многим взрослым, но если эгоцентризм взрослого в значительной мере результат эгоизма, то эгоцентризм ребенка имеет иную природу. Он закономерен и определен особенностями возрастного развития.

Выражается это в неспособности встать на позицию другого человека, что связано с ограниченностью опыта ребенка. У большинства людей с возрастом это проходит.

90. Гуманистическая теория личности А.Маслоу.

Гуманистическая психология, как особое направление современной психологической науки, возникла в начале 60-х годов в США. Ее основоположниками и признанными лидерами были Абрахам Маслоу, Ролло Мэй, Карл Роджерс, Гордон Олпорт и другие.

Зародившись в качестве оппозиции психоанализу и бихевиоризму, гуманистическая психология очень быстро получила признание большого числа профессионалов и стала действительно реальной “третьей силой” в современной психологии. Теория личности Маслоу имеет свои важные концепции — о самоактуализации, видах потребностей и механизмах развития личности.

Говоря о необходимости формирования нового подхода к пониманию психики, Маслоу подчеркивал, что одним из самых больших недостатков психоанализа, с его точки зрения, является не столько стремление принизить роль сознания человека, сколько тенденция рассматривать психическое развитие с точки зрения адаптации организма к окружающей среде.

В то же время одной из главных идей Маслоу была мысль о том, что в отличие от животных человек не стремится к равновесию со средой, но наоборот, хочет взорвать это равновесие, так как оно является смертью для личности.

Равновесие, адаптация, укорененность в среде уменьшают или совсем уничтожают стремление к самоактуализации, которая и делает человека личностью. Поэтому только стремление к развитию, к личностному росту, т.е. к самоактуализации, есть основа развития и человека, и общества.

Теория личности Маслоу не менее активно выступает и против тенденции сведения всей психической жизни к ролевому поведению, которая была свойственна бихевиоризму. Самое ценное в психике — ее самость, ее стремление к саморазвитию, и они не могут быть описаны и поняты с позиций поведенческой психологии.

В отличие от психоаналитиков которые исследовали главным образом отклоняющееся поведение, в теории личности Маслоу, считается, что исследовать человеческую природу необходимо, «изучая ее лучших представителей, а не каталогизируя трудности и ошибки средних или невротических индивидуумов».

Только изучая лучших людей, писал он, мы можем исследовать границы человеческих возможностей и вместе с тем понять истинную природу человека, недостаточно полно и четко представленную в других, менее одаренных людях.Выбранная им группа состояла из 18 человек, при этом 9 из них были его современниками, а 9 — историческими личностями, среди которых были А.

Линкольн, А. Эйнштейн, В. Джемс, Б. Спиноза и другие известные ученые и политические деятели. Эти исследования привели его к мысли о том, что существует определенная иерархия потребностей человека, которая выглядит следующим образом: физиологические потребности — пища, вода, сон и т.п.; потребность в безопасности — стабильность, порядок; потребность в любви и принадлежно сти — семья, дружба; потребность в уважении — самоуважение, признание; потребность в самоактуализации — развитие способностей.

Одно из самых слабых мест в теории личности Маслоу — это утверждение о том, что данные потребности находятся в раз и навсегда заданной жесткой иерархии и более высокие потребности (например, в самоуважении или самоактуализации) возникают только после того, как удовлетворяются более элементарные, например потребность в безопасности или любви. В то же время не только критики, но и последователи Маслоу показали, что очень часто потребность в самоактуализации или самоуважении является доминирующей и определяет поведение человека, хотя его физиологические потребности не были удовлетворены, а иногда даже фрустрировали удовлетворение этих потребностей.

Однако, несмотря на расхождение по проблеме иерархии данных потребностей, большинство представителей гуманистической психологии приняли сам термин «самоактуализация», введенный Маслоу, так же как и его описание «самоактуализирующейся личности».

Впоследствии и сам Маслоу отказался от столь жесткой иерархии, объединив все существующие потребности в два класса — потребности нужды (дефицита) и потребности развития (самоактуализации). Таким образом он выделяет два уровня существования человека — бытийный, ориентированный на личностный рост и самоактуализацию, и дифициентный, ориентированный на удовлетворение фрустрированных потребностей.

В дальнейшем он выделяет группы бытийных и дефициентных потребностей, ценностей, познания, обозначая их терминами Б и Д (например, Б — стремление к знаниям и Д — стремление к безопасности), а также вводит термин «метамотивация» для обозначения собственно бытийной мотивации, ведущей к личностному росту.

В теории личности Маслоу при описании самоактуализирующейся личности, подчеркивается, что таким людям присуще принятие себя и мира, в том числе и других людей. Это, как правило, люди естественные, адекватно и эффективно воспринимающие ситуацию, центрированные на задаче, а не на себе.

В то же время людям свойственно не только принятие других, открытость и контактность, но и стремление к уединению, к автономии и независимости от окружающей их среды и культуры. Так в теорию личности Маслоу входят понятия «идентификация» и «отчуждение», хотя полностью эти механизмы психического развития им так и не были раскрыты.

Однако общее направление его рассуждений и экспериментальных исследований дает нам возможность понять его подход к психическому развитию личности, его понимание связей между личностью и обществом.

Ученый считал, что каждый человек рождается с определенным набором качеств, способностей, которые и составляют сущность его Я, его «самости» и которые человеку необходимо осознать и проявить в своей жизни и деятельности. Поэтому именно осознанные стремления и мотивы, а не бессознательные инстинкты и составляют самую суть человеческой личности, отличают человека от животных.

Однако это стремление к самоактуализации наталкивается на различные трудности и препятствия, на непонимание окружающих и собственные слабости и неуверенность. Поэтому многие люди отступают перед трудностями, отказываясь от желания проявить себя, самоактуализироваться. Такой отказ не проходит бесследно для личности, он останавливает ее рост, приводит к неврозам.

Исследования Маслоу показали, что невротики — это люди с неразвитой или неосознанной потребностью в самоактуализации. Таким образом, общество окружающих необходимо человеку, поскольку самоактуализироваться, проявить себя он может только среди других людей, только в обществе.

Но общество по самой своей сути не может не препятствовать стремлению человека к самоактуализации, так как любое общество, считает Маслоу, стремится сделать человека шаблонным представителем своей среды, оно отчуждает личность от ее сути, от ее индивидуальности, делает ее конформной.

В то же время отчуждение, сохраняя «самость», индивидуальность личности, ставит ее в оппозицию к окружающему и так же лишает ее возможности самоактуализироваться. Поэтому в своем развитии человеку необходимо сохранить равновесие между этими двумя механизмами, которые, как Сцилла и Харибда, стерегут его в процессе его личностного развития и стремятся проглотить и погубить человека.

Оптимальным, считает Маслоу, является идентификация во внешнем плане, в общении человека с окружающим миром и отчуждении во внутреннем плане, в плане его личностного развития, развития его самосознания. Именно такой подход дает возможность человеку эффективно общаться с окружающими и в то же время оставаться самим собой.

Эта позиция Маслоу, его мысли о необходимости противостояния, но не враждебности, личности и общества, необходимости отчуждения влияний среды, тенденций к стереотипизации, конформизму, которые пытается навязать общество личности, и сделали его популярным в среде интеллектуалов, прежде всего в среде научной и творческой, так как эта позиция во многом отражала не только концепцию самого Маслоу, но и концепцию взаимосвязи между личностью и обществом всей этой социальной группы. Признание получил и тезис Маслоу о том, что цель личностного развития — это стремление к росту, к самоактуализации, в то время как остановка личностного роста — это смерть для человека как личности, для его «самости». При этом духовному росту мешают не только физиологические потребности, боязнь смерти, дурные привычки, но и давление группы, социальная пропаганда, которые уменьшают автономность и независимость человека. Необходимо подчеркнуть, что в отличие от психоанализа, который рассматривал психологическую защиту как благо для личности, как способ избежать невроза, Маслоу считает психологическую защиту злом, которое останавливает личностный рост. Самоактуализация связана и с умением понять себя, свою внутреннюю природу и научиться «сонастраиваться» в соответствии с этой природой, строить свое поведение исходя из нее. При этом Маслоу считал, что самоактуализация является не одномоментным актом, но процессом, не имеющим конца, что это способ «проживания, работы и отношения с миром, а не единичное достижение». Он выделял в этом процессе наиболее значимые моменты, которые изменяют отношение человека к самому себе и к миру, моменты, которые стимулируют личностный рост и стремление к самоактуализации. Это может быть мгновенное переживание, которое Маслоу называл «пик-переживание», или длительное — «плато-переживание». В любом случае это моменты наибольшей полноты жизни, реализации именно бытийных, а не дефициентных потребностей, а потому они так важны в развитии самоактуализации, в первую очередь самоактуализации трансцендентного типа, формирующейся у людей, для которых наиболее значим именно трансцендентный опыт. Оценивая теорию личности Маслоу, необходимо отметить, что он был практически первым психологом, обратившим внимание не только на отклонения, трудности и негативные стороны личности, но и на позитивные стороны личностного развития. Он одним из первых исследовал позитивные достижения личного опыта, раскрыл пути саморазвития и самосовершенствования для любого человека. В русле теоретических исследований Маслоу были разработаны и психотерапевтические концепции К.Роджерса и В. Франкла.

Источник: https://studopedia.org/8-161488.html

Учет особенностей познавательной сферы одаренных детей в учебном процессе гимназии. – презентация

29. Особенности развития познавательной сферы одаренных детей.

1 Учет особенностей познавательной сферы одаренных детей в учебном процессе гимназии

2 Особенности развития познавательной сферы интеллектуально одаренных детей Особенности развития познавательной сферы интеллектуально одаренных детей 1.Любопытство – любознательность – познавательная активность. 2. Сверхчувствительность к проблемам. 3.Познавательная самодеятельность. Стремление к постоянному углублению в проблему.

3 4 Высокий уровень развития логического мышления. 5. Склонность к открытым задачам. 6. Оригинальность мышления. 7. Гибкость мышления.

4 9.Легкость ассоциирования. Умение находить аналогии там, где традиционно они не усматриваются. 10.

Способность к прогнозированию в нескольких смысловых аспектах: как способность мышления – представить способ решения проблемы до того, как она будет реально решена; как способность мышления – представить способ решения проблемы до того, как она будет реально решена; как интуиция; как интуиция; как возможность представить себе результат действия до его осуществления. как возможность представить себе результат действия до его осуществления.

5 11. Высокая концентрация внимания и склонность к сложным и сравнительно долговременным заданиям. 12. Отличная память. 13. Интересы и склонности имеют специфические особенности: устойчивость, широта интересов.

6 Как учить таких детей? Как учить таких детей?

7 Какой вариант изучения нового учебного материала вы используете? А) сами подробно объясняете новый материал, используя наглядные средства, компьютерную презентацию; А) сами подробно объясняете новый материал, используя наглядные средства, компьютерную презентацию; Б) представите проблемную ситуацию, отражающую новое знание, организуете исследовательскую работу в группах по ее решению и дальнейшему обсуждению; Б) представите проблемную ситуацию, отражающую новое знание, организуете исследовательскую работу в группах по ее решению и дальнейшему обсуждению; В) предоставите ученикам самостоятельно разобраться в новом материале. В) предоставите ученикам самостоятельно разобраться в новом материале.

8 Объясните 3-мя предложениями, почему вы предпочитаете тот или иной способ изучения нового материала. Объясните 3-мя предложениями, почему вы предпочитаете тот или иной способ изучения нового материала.

Какой из трех вариантов обеспечивает интеллектуальное и нравственное развитие личности, формирует самостоятельное, творческое мышление, умение работать с информацией? Какой из трех вариантов обеспечивает интеллектуальное и нравственное развитие личности, формирует самостоятельное, творческое мышление, умение работать с информацией?

9 Способы познания – вот самое главное, чему мы должны учить наших учеников. Способы познания – вот самое главное, чему мы должны учить наших учеников. Какой из трех вариантов способствует овладению учащимися способами познания? Какой из трех вариантов способствует овладению учащимися способами познания?

10 1. Умения в познавательной деятельности: 1.1. Использование различных методов познания: наблюдение, измерение, опыт, эксперимент, моделирование; 1.2. Определение структуры объекта познания, выделение функциональных связей между частями целого; 1.3. Выделение причинно-следственных связей;

11 1.4.Умения различать структурные элементы знаний: факт, мнение, доказательство, гипотезу, аксиому; 1.5. Сравнение, сопоставление, классификация, ранжирование объектов по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям; 1.6. Исследование несложных практических ситуаций, выдвижение предложений.

12 2. Умения в информационно- коммуникативной деятельности: 2.1. Приведение примеров, аргументов, формулирование выводов; 2.2. Перевод информации из одной знаковой формы в другую (из таблицы, схемы, аудиовизуального ряда в текст).

13 3. Умения в рефлексивной деятельности: 3.1. Организация учебной деятельности (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств); 3.2. Умение прогнозировать результат; 3.3. Поиск и устранение причин, описанных в заданиях трудностей, проблемных ситуаций; 3.4. Оценочные умения.

14 Общие учебные мыслительные умения школьников Общие учебные мыслительные умения школьников 1.Анализ и выделение главного 2.Сравнение 3.Обобщение и систематизация 4.Определение и объяснение понятий Начальная Основная 20/ 19 20/ 19 11/ 10 5/ 5 9/ 8 9/ 8

15 5.Конкретизация 6.Доказательство и опровержение 6.Доказательство и опровержение 7.Процедуры творческой деятельности Начальна я Основная Основная Основная 8 / 14 8 / 14 3 / 11 3 / 11 9 / 21 9 / 21

16 Виды деятельности, выявляемые на ЕГЭ по физике Владение основным понятийным аппаратом школьного курса физики Владение основным понятийным аппаратом школьного курса физики Понимание смысла понятий и моделей Понимание смысла понятий и моделей Понимание смысла физических явлений Понимание смысла физических явлений Понимание смысла физических величин Понимание смысла физических величин Понимание смысла физических законов Понимание смысла физических законов Владение основами методологических знаний Владение основами методологических знаний Решение задач различного типа и уровня сложности Решение задач различного типа и уровня сложности

17 Какими умениями должен владеть педагог? Профессиональная компетентность учителя проявляется в основных функциях педагогической деятельности: формирующей, диагностической, прогностической, конструктивной, организаторской, коммуникативной, аналитической, исследовательской. Профессиональная компетентность учителя проявляется в основных функциях педагогической деятельности: формирующей, диагностической, прогностической, конструктивной, организаторской, коммуникативной, аналитической, исследовательской.

18 1.Формирующая функция 1.свободно ориентируется в современных психолого-педагогических концепциях обучения и использует их как основу в своей практической деятельности; 2.имеет прочные и разносторонние знания по предмету, по смежным предметам; 3.строит учебно-воспитательный процесс на методологической основе деятельностного (компетентностного) подхода в обучении;

19 4.стимулирует самостоятельную творческую деятельность учащихся; 5.обеспечивает овладение учащимися глубокими и прочными знаниями, умениями, навыками и способами познавательной, информационно- коммуникативной и рефлексивной деятельности.

20 2. Диагностическая функция 1.владеет методами диагностики; 2.успешно использует их на практике; 3.может всесторонне охарактеризовать личность и коллектив

21 3.Прогностическая функция 1.характеризуется глубокими знаниями в области закономерностей формирования личности и коллектива; 2.знает «зону ближайшего развития « каждого ученика и на этой основе строит взаимодействие; 3.строит учебный процесс с учетом диагностических данных и перспектив развития учащихся

22 4.Конструктивная функция комплексно планирует свою деятельность на основе знаний теории управления, психологических и дидактических основ построения учебно- воспитательного процесса: 1.

разрабатывает рабочие программы; 2. тематическое и поурочное планирование (на деятельностной основе); 3.

создает систему диагностики, контроля и оценки знаний умений, навыков и способов учебно- познавательной деятельности учащихся.

23 5. Организаторская функция 1.проявляет глубокие знания в области теории и психологии организаторской деятельности; 2. на их основе организует учебно- познавательную деятельность учащихся.

24 6. Коммуникативная функция 6. Коммуникативная функция 1.организует учебно-воспитательный процесс на основе педагогики сотрудничества; 2.обладает высокой эмпатией и психолого-педагогическим тактом; 3.умеет создавать благоприятный морально-психологический климат в детском коллективе.

25 7.Аналитическая функция 1.постоянно осуществляет самоанализ и самооценку своей деятельности; 2.владеет поэлементным анализом и использует его при оценивании знаний, умений и способов деятельности учащихся 3.систематически на основе анализа вносит коррективы в учебно-воспитательный процесс.

26 8.Исследовательская функция 1.способен изобретать оригинальные способы решения педагогических задач; 2.стремится участвовать в исследовательской, опытно- экспериментальной работе.

27 В интегрированном виде уровень реализации функций педагогической деятельности выражается в профессиональной компетентности педагога и конечных показателях его педагогической деятельности: В интегрированном виде уровень реализации функций педагогической деятельности выражается в профессиональной компетентности педагога и конечных показателях его педагогической деятельности:

28 оптимальном уровне качества знаний учащихся; оптимальном уровне качества знаний учащихся; оптимальном уровне сформированности общих учебных умений и навыков, способов учебно- познавательной деятельности в соответствии с требованиями государственного стандарта начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования; оптимальном уровне сформированности общих учебных умений и навыков, способов учебно- познавательной деятельности в соответствии с требованиями государственного стандарта начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования; оптимальном уровне развития самостоятельной деятельности учащихся в соответствии с уровнем обучаемости. оптимальном уровне развития самостоятельной деятельности учащихся в соответствии с уровнем обучаемости.

29 Спасибо за внимание ! Спасибо за внимание !

Источник: http://www.myshared.ru/slide/316872/

Статья: «Особенности развития талантливых детей»

29. Особенности развития познавательной сферы одаренных детей.

Особенности развития одаренных детей

Познавательное развитие.

  1. Отличаясь широтой восприятия, они остро чувствуют все происходящее в окружающем их мире и чрезвычайно любопытны в отношении того, как устроен тот или иной предмет. Они способны следить за несколькими процессами одновременно и склонны активно исследовать все окружающее.

  2. Они обладают способностью воспринимать связи между явлениями и предметами и делать соответствующие выводы; им нравится в своем воображении создавать альтернативные системы.

  3. Отличная память в сочетании с ранним языковым развитием и способностью к классификации и категоризированию помогают такому ребенку накапливать большой объем информации и интенсивно использовать ее.

  4. Одаренные дети обладают большим словарным запасом, позволяющим им свободно и четко излагать.

  5. Наряду со способностью воспринимать смысловые неясности, сохранять высокий порог восприятия в течение длительного времени, с удовольствием заниматься сложными и даже не имеющими практического решения задачами одаренные дети не терпят, когда им навязывают готовый ответ.

  6. Они отличаются продолжительным периодом концентрации внимания и большим упорством в решении той или иной задачи.

Психосоциальная чувствительность.

  1. Одаренные дети обнаруживают обострённое чувство справедливости; опережающее нравственное развитие опирается на опережающее развитие восприятия и познания.

  2. Они предъявляют высокие требования к себе и окружающим.

  3. Живое воображение, включение элементов игры в выполнение задач, творчество, изобретательность и богатая фантазия (воображаемые друзья, братья или сестры) весьма характерны для одаренных детей.

  4. Они обладают отличным чувством юмора, любят смешные несоответствия, игру слов, шутки.

  5. Им недостает эмоционального баланса, в раннем возрасте одаренные дети нетерпеливы и порывисты.

  6. Порой для них характерны преувеличенные страхи и повышенная чувствительность.

  7. Эгоцентризм в этом возрасте, как и у обычных детей.

  8. Нередко у одаренных детей развивается негативное самовосприятие, возникают трудности в общении со сверстниками.

Физические характеристики.

  1. Одаренных детей отличает высокий энергетический уровень, причем спят они меньше обычного.

  2. Их моторная координация и владение руками часто отстают от познавательных способностей

Все одаренные дети обладают следующими особенностями развития познавательной сферы:

  • Любознательность

  • Оригинальность мышления

  • Гибкость мышления

  • Легкость генерирования идей, или беглость мышления

  • Легкость ассоциирования.

  • Высокая степень концентрации внимания.

  • Отличная память.

  • Способность к прогнозированию

  • Способность к оценке

Особенности психосоциального развития:

Самоактуализация.

Требовательность к результатам собственной деятельности (перфекционизм)– стремление доводить продукты любой своей деятельности до соответствия самым высоким требованиям.

Социальная автономность– способность и стремление противостоять мнению большинства, относительная свобода от общепринятых ограничений

Познавательный эгоцентризм. Одаренные дети практически не способны понять, почему то, что просто и понятно для них самих, не могут постичь окружающие.

Лидерство. Одаренный ребенок довольно часто берет на себя роль руководителя и организатора, приобретая опыт принятия решений.

Лидерство проявляется в том, что ребенок сохраняет уверенность в себе в окружении других людей, легко общается, проявляет инициативу, принимает на себя ответственность.

Соревновательность– склонность к конкурентным формам взаимодействия. Приобретаемый в результате опыт побед и особенно поражений – важный фактор развития личности, закалки характера.

Особенности эмоционального развития. В качестве одной из основных особенностей развития эмоциональной сферы одаренного ребенка отмечается повышенная уязвимость.

В педагогической психологии выделяют четыре категории одаренных детей:

дети, интеллектуально одаренные (имеющие высокие показатели по специальным тестам интеллекта);

дети с ярким проявлением специальных способностей (достигшие больших успехов в каких-либо областях деятельности);

дети, академически одаренные (отлично успевающие в школе);

дети с высокой креативностью (потенциально одаренные).

Проблемы одаренных детей

Лета Холлингуорт внесла большой вклад в понимание проблем адаптации, стоящих перед одаренными детьми.

  1. Неприязнь к школе. Такое отношение часто появляется оттого, что учебная программа скучна и неинтересна для одаренных детей. Нарушения в поведении могут появляться потому, что учебный план не соответствует их способностям.

  2. Игровые интересы. Одаренным детям нравятся сложные игры и неинтересны те, которыми увлекаются их сверстники. Вследствие этого одаренный ребенок оказывается в изоляции, уходит в себя.

  3. Конформность. Одаренные дети, отвергая стандартные требования, не склонны к конформизму, особенно если эти стандарты идут вразрез с их интересами.

  4. Погружение в философские проблемы. Для одаренных детей характерно задумываться над такими явлениями, как смерть, загробная жизнь, религиозные верования и философские проблемы.

  5. Несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием. Одаренные дети часто предпочитают общаться с детьми старшего возраста. Из-за этого им порой трудно становиться лидерами.

  6. Стремление к совершенству. Для одаренных детей характерна внутренняя потребность совершенства. Отсюда ощущение неудовлетворенности, собственной неадекватности и низкая самооценка.

  7. Потребность во внимании взрослых. В силу стремления к познанию одаренные дети нередко монополизируют внимание учителей, родителей и других взрослых.

    Это вызывает трения в отношениях с другими детьми. Нередко одаренные дети нетерпимо относятся к детям, стоящим ниже их в интеллектуальном развитии.

    Они могут отталкивать окружающих замечаниями, выражающими презрение или нетерпение

Источник: https://infourok.ru/material.html?mid=33212

Medic-studio
Добавить комментарий