29. Подход к проблемам личности в концепции С. Л. Рубинштейна.

Рубинштейн. Теория личности

29. Подход к проблемам личности в концепции С. Л. Рубинштейна.

Введение

Отечественная психология 20-30-х гг. 20 века характеризовалась нацеленностью на поиск основ оптимального формирования “человека созидающего”. Эпоха индустриализации способствовала формированию социального заказа общества к психологии по построению научной концепции воспитания активной, созидательной личности строителей коммунизма.

Особое развитие и глубокую теоретическую проработанность в связи с этим в отечественной психологии получил деятельностный подход, в рамках которого развитие личности осуществлялось в процессе деятельности.

Сергей Леонидович Рубинштейн (1889 – 1960) – отечественный психолог и философ. В рамках разработанного им деятельностного подхода человек и его психика формируются и проявляются в изначально практической деятельности и потому должны изучаться через их проявления в основных видах деятельности (в труде, познании, учении, игре и т.д.). Научная деятельность

Научные исследования Рубинштейна в области психологии получили широкое развитие после его переезда в Ленинград в 1930. Здесь он положил начало крупной научной философско-психологической школы.

Область научных интересов — теория и методология общей психологии, педагогическая психология, философия, логика, психология мышления, история психологии, психология эмоций, темперамента, способностей. Одним из первых отечественных психологов сформулировал принцип единства сознания и деятельности — центральный в теории деятельностного подхода в психологии (1922).

В 30-е годы содержательно обосновал этот принцип, суть которого состоит в том, что человек и его психика формируются и проявляются в деятельности изначально практической, сформулировал программу создания психологии на основе философии марксизма, разработал новые методологические принципы психологической науки, в частности, принцип детерминизма («внешние причины действуют через внутренние условия»), создал концепцию психического как процесса, реализованную в исследовании процессов мышления его учениками (А. В. Брушлинским, К. А. Абульхановой-Славской и др.).

В теории личности С.Л.Рубинштейна при объяснении любых психических явлений личность выступает как целостная система внутренних условий, через которые преломляются все внешние воздействия (педагогические и т.д.). В личности есть компоненты разной меры общности и устойчивости.

По настоящее время теория личности и личностного развития, подходы к проблеме способностей, характера и других составляющих личности, разработанные С.Л.

Рубинштейном, являются основой проведения многих теоретических и практических исследований в психологии. Концепция личности С.Л.

Рубинштейна отличается фундаментальной проработанностью, олицетворением междисциплинарного подхода к изучению личности.

Теория личности С.Л.Рубинштейна

“Личность – относительно устойчивая система поведения индивида, построенная прежде всего на основе включенности в социальный контекст. Стержневым образованием личности является самооценка, которая строится на оценках индивида другими людьми и его оценивании этих других.”

Понятие личности

Понятие “личность” гораздо шире, чем такие понятия, как “индивид”, “индивидуальность”. Если индивид – это представитель человеческого вида, носитель генетически обусловленных свойств, то личность – это неповторимая комбинация психологических качеств человека, формирующаяся в процессе его социализации, взаимодействия с миром.

Только в процессе усвоения социального, культурного, исторического опыта человек становится личностью.

С. Л. Рубинштейн по существу первым вплотную подошел к идее о структуре личности, возражая против ее аморфности. “В психическом облике личности, – писал он, – выделяются различные сферы или области черт, характеризующие разные стороны личности”.

Они, продолжал он далее, “взаимопроникая друг друга, смыкаются все же в реальном единстве личности.

Поэтому равно неправильны как та точка зрения, для которой единство личности выражается в аморфной целостности… так и другая, противоположная ей, которая видит в личности лишь отдельные черты…”.

Здесь кратко и точно определены два противоположных ошибочных понимания личности: первое от-стаивала гештальт-психология, второе – функциональная психология. Говорится здесь и о том, что в дальнейшем было понято как структура личности с ее подструктурами.

Поэтому, хотя самого термина “структура личности” у С. Л. Рубинштейна еще не было, приведенное положение надо рассматривать как начало поиска структуры личности.

В своем докладе на 1-м съезде психологов в 1959 г. С. Л. Рубинштейн уже применял этот термин, говоря о “структуре способностей” 2.О структуре личности сейчас говорят не только советские психологи, но и социологи. При этом социологи справедливо указывают, что структура личности является ее формой.

Личность в рубинштейновском, т.е. идущем от категории субъекта, понимании, оказывается бесконечно богатым, конкретным понятием, которое одновременно становится новым основанием всего психологического знания.

Личность становится важнейшей основой связи в цепи “сознание – деятельность”, чем уничтожается принцип безличности, анонимности, бессубъектности такой связи.

В “Основах психологии” (1935) и “Основах общей психологии” (1940) Рубинштейн строит систему связей психики, сознания и деятельности, опосредованную личностью как субъектом этой связи.

В самом начале становления отечественной психологии  при изучении понятия личностного принципа необходимо было преодолеть идеи функционализма, отсоединение  деятельности и сознания от личности. Основное внимание уделялось значению деятельности в становлении и развитии личности.

Первоначальной задачей было определение структуры личности для перехода к исследованию исключительно личности, а не только личности, как субъекта – представителя отдельных функций. Согласно представлениям  С.Л.

Рубинштейна личность как целостная единица раскрывается через триединство:

•    установки и потребности (то, чего хочет человек);

•    дарования и способности (то, что может человек);

•  закрепленные мотивы и потребности характера (то, что есть человек).

Если в 30-40-е годы понятие личности употреблялось для объяснения принципа единства деятельности и сознания, то в 50-х годах оно уже использовалось для раскрытия понятия детерминизма.

На основании этого принципа необходимо было раскрыть специфичность психической деятельности, при этом не отрываясь от других явлений реального и материального мира.  По Рубинштейну диалектика внешнего и внутреннего мира определялась через суть детерминизма.

Личность считалась высшим уровнем организации материи, регулятором сознания относительно деятельности. Психические свойства личности и сама личность – это одновременно результат  и предпосылка деятельности.

Важным пунктом в изучении личности является ее включенность в более объемный контекст – в жизнедеятельность наряду с деятельностью.  Завершающее выражение сущности личности человека заключается в обладании своей истории. Понятие « субъект жизни» более четко выражает эту особенность.

Субъект жизни – это личность, представленная в более высоком смысле.

Личность, по словам Рубинштейна, это человек со своей четко выработанной жизненной позицией и мировоззрением, которое сложилось в результате кропотливой работы над собой, с ярко выраженным сознательным отношением ко всему происходящему в жизни.

Если рассматривать личность  в качестве субъекта жизни, то она имеет следующие уровни организации:

1. Жизненный склад (мировоззрение, жизненный опыт, ум, нравственность).

2.    Личностный склад (особенности характера и особенности).

3. Психический склад (специфичность психических процессов индивида).

Не последнее место в концепции Рубинштейна занимает вопрос самосознания и сознания. Его понимание самосознания является оппозиционным по отношению к  пониманию идеалистическому, которое является замкнутым на себе. Понимание Рубинштейна содержит опосредованное жизненными явлениями отношение к миру, к себе. Самосознание вырастает из сознания, а не наоборот.

Последняя работа С.Л. Рубинштейна была опубликована спустя сорок лет после его ухода из жизни, благодаря ряду авторов, продолжающих дело этого выдающегося человека.

Взгляды С. Л. Рубинштейна на структуру личности

Структура личности по Рубинштейну

С. Л. Рубинштейн понимал личность, как целостную структуру, в которой можно выделить различные группы черт, характеризующие определенные ее стороны. Эти черты, взаимодействуя друг с другом, создают единство личности.

В структуре личности Рубинштейн выделял следующие основные компоненты: направленность личности, т.к. собственно те установки, интересы и потребности, которые движут человеком; способности, темперамент и характер.

Первое, на что специально обращает внимание С. Л. Рубинштейн, приступая к характеристике личности, это зависимость психических процессов от личности.

Этот принцип выражается, во-первых, в индивидуально-дифференциальных различиях между людьми. У разных людей, в зависимости от их индивидуальных, т. е.

личностных особенностей имеются различные типы восприятия, памяти, внимания, стили умственной деятельности.

Во-вторых, личностная зависимость психических процессов выражается в том, что сам ход развития психических процессов зависит от общего развития личности.

Смена жизненных эпох, через которые проходит каждая личность и происходит ее развитие, приводит не только к смене жизненных установок, интересов, ценностных ориентации, но и приводит к смене чувств, волевой жизни.

Личностные изменения в ходе ее развития приводят к изменениям в психических процессах (познавательных, аффективных, волевых).

В-третьих, зависимость психических процессов от личности выражается в том, что сами эти процессы не остаются независимо развивающимися процессами, а превращаются в сознательно регулируемые операции, т. е.

психические процессы становятся психическими функциями личности. Так, внимание в своей специфически человеческой форме оказывается произвольным, а мышление – это совокупность операций, сознательно направляемых человеком на решение задач.

Исходя из данного контекста, вся психология человека является психологией личности.

Следующее важное для психологической концепции личности положение состоит в том, что любое внешнее воздействие действует на индивида через внутренние условия, которые у него уже сформировались ранее, также под влиянием внешних воздействий .

Раскрывая это положение, С. Л.

Рубинштейн отмечает: «чем «выше» мы поднимаемся, – от неорганической природы к органической, от живых организмов к человеку, – тем более сложной становится внутренняя природа явлений и тем большим становится удельный вес внутренних условий по отношению к внешним».

Именно это методологическое положение, выведенное С. Л. Рубинштейном, делает понятным хорошо известную формулу: «личностью не рождаются – ею становятся». Психические свойства личности – не изначальная данность; они формируются и развиваются в ходе деятельности.

Итак, для понимания психологии личности, с точки зрения С. Л. Рубинштейна становятся важными следующие положения :

  • 1)психические свойства личности в ее поведении, в действиях и поступках, которые она совершает, одновременно и проявляются, и формируются',
  • 2) психический облик личности во всем многообразии ее свойств определяется реальным бытием, образом жизни и формируется в конкретной деятельности;
  • 3) процесс изучения психического облика личности предполагает решение трех вопросов:
  • Чего хочет личность, что для него привлекательно, к чему он стремится? -Это вопрос о направленности, установках и тенденциях, потребностях, интересах и идеалах
  • Что может личность?- Это вопрос о способностях, о дарованиях человека, о его одаренности
  • Что личность есть, что из его тенденций и установок вошло у нее в плоть и кровь и закрепилось в качестве стержневых особенностей личности. Это вопрос о характере.

Выделив эти аспекты психического облика личности, С. Л. Рубинштейн подчеркивал, что они взаимосвязаны и взаимообусловлены, что в конкретной деятельности они сплетены в единое целое.

Направленность личности, ее установки, порождая в однородных ситуациях определенные поступки, переходят затем в характер и закрепляются в нем в виде свойств.

Наличие же интересов к определенной области деятельности стимулирует развитие способностей в этом направлении, а наличие способностей, обусловливая успешную работу, стимулирует интерес к ней.

Также тесно связаны между собой способности и характер. Наличие способностей порождает у человека уверенность в себе, твердость и решительность или, напротив, самомнение или беспечность.

Равно и свойства характера обусловливают развитие способностей, поскольку способности развиваются посредством их реализации, а это в свою очередь зависит от свойств характера – целеустремленности, настойчивости и т. п.

Таким образом, в реальной жизни все стороны, аспекты психического облика личности, переходя друг в друга, образуют неразрывное единство.

«Строительство высших уровней человеческой жизни есть борьба против всего, что снижает уровень человека»  Линия, ведущая от того, чем человек был на одном этапе своей истории, к тому, чем он стал на следующем, проходит через то, что он сделал.

В ходе этой индивидуальной истории,  бывают и свои «события» – узловые  моменты и поворотные этапы жизненного пути индивида, когда с принятием того или иного решения на более или менее длительный период определяется дальнейший жизненный путь человека». Рубинштейн С. Л.

Основы общей психологии, М., 1946 г.

Источник: https://www.yaneuch.ru/cat_18/rubinshtejn-teoriya-lichnosti/289446.2330746.page1.html

Проблема личности в трудах С.Л. Рубинштейна

29. Подход к проблемам личности в концепции С. Л. Рубинштейна.

Свой взгляд на психологию личности российский психолог С.Л. Рубинштейн изложил в ряде работ, наиболее значительными из которых являются: “Основы общей психологии”, “Человек и мир”, “Принципы и пути развития психологии”, “Бытие и сознание” и др. Рубинштейн Сергей Леонидович (1889–1960) – российский психолог и философ, член-корреспондент АН СССР.

О вкладе Рубинштейна в психологическую теорию личности свидетельствует то, что его взгляды получили наиболее широкое распространение в отечественной психологии. Именно благодаря С.Л. Рубинштейну тема личности вернулась в отечественную психологию.

Насколько значимым было включение в учебники психологии, вышедшие в свет в середине и конце 30-х годов ХХ века, раздела о личности, видно из сравнения работы С.Л. Рубинштейна с учебником М.Я.

Басова “Общие основы педологии” (1931), в котором понятие личности встречается еще редко.

С.Л. Рубинштейн сформулировал личностный принцип, представил личность как комплекс базовых свойств: направленности, характера, способностей и темперамента, впервые включив сюда свойство направленности. Основой личности служило самосознание и сознание.

Личностный принцип – идея, согласно которой психические явления имеют личностную природу; личность является основанием, на котором осуществляются все психические процессы, находясь тем самым в зависимости от личности.

Это значит, что необходимо исследовать психические процессы и состояния как процессы и состояния личности, имея в виду, что изучение процессов переходит в изучение свойств личности.

Личностный принцип является методологическим, потому что то или иное решение проблемы личности определяет общую теоретическую концепцию психологии.

Важным открытием Рубинштейна явилось указание на неправомерность возвышения понятия субъекта относительно “человека” и “личности”: “Человек есть человек лишь в своем взаимоотношении к другому человеку. В качестве субъекта он (человек) есть тот, для которого все есть объект и только объект…”.

С.Л. Рубинштейн предложил далеко идущую идею о природе человеческих способностей, связав их с обучаемостью: “Все специальные способности человека – это, в конце концов, различные проявления общей его способности к освоению достижений человеческой культуры и ее дальнейшему продвижению. Способности человека получают характеристику его способности к обучению и труду”.

Психический облик личности в целом раскрывается ответом на три вопроса: чего хочет; что человек может и что человек есть. Первый вопрос о направленности, об установках и тенденциях, потребностях, интересах и идеалах. Второй – о способностях и дарованиях человека. Третий –
о характере.

Все эти свойства – направленность (система мотивов и задач, которые ставит себе человек), характер и способности – являются центральными структурами личности.

Именно эти свойства делают человека существом общественным, “пригодным к исторически сложившимся формам общественно полезной деятельности”.

С.Л. Рубинштейн представляет личность целостно. Все стороны психического облика личности образуют неразрывное единство, они функционально взаимосвязаны.

Интерес к определенной деятельности стимулирует развитие соответствующей способности, а способность, обусловливая плодотворную работу, стимулирует интерес к ней, то есть вносит вклад в направленность. Так же тесна взаимосвязь способностей и характера.

Большие способности, обусловливая сознание своих сил, отражаются на характерологических свойствах, порождая уверенность в себе и твердость или же самомнение и беспечность. Малые способности порождают робость, неуверенность в себе или упорство и трудолюбие.

Характерологические свойства (целеустремленность, настойчивость, упорство в достижении цели) необходимы для развития способностей. Это единство психического облика человека всегда носит индивидуальный характер.

Психические свойства человека С.Л. Рубинштейн объединил в две группы – характеро-логические свойства и способности. Первая связана с побудительной (мотивационной), вторая –
с организационно-исполнительской стороной психической регуляции поведения.

Характер человека – это закрепленная в индивиде система генерализованных обобщенных побуждений. Таким образом, характер рассматривается как аспект (или двойник?) направленности личности. Фактически определения характера и направленности совпадают, поскольку направленность у С.Л. Рубинштейна – это “…

динамические тенденции, которые в качестве мотивов определяют человеческую деятельность”.

С.Л. Рубинштейн решил ряд важных методологических вопросов теории личности, в том числе вопрос о свойствах личности и соотношении их с психическими процессами. Психические свойства – способность индивида на определенные объективные воздействия закономерно отвечать определенными психическими деятельностями.

Он указывал на то, что поведение исходит из свойств личности, поэтому за поведением нужно увидеть эти свойства.

Он считал, что между свойствами и процессами существует органическая связь: “Обособление психических свойств от психической деятельности неизбежно ведет к нежелательной субстанциализации психического”, в том числе и психических свойств”.

В качестве источника свойств личности Рубинштейн называл психические процессы или “психическую деятельность”. «Психические деятельности – это тот “строительный материал”, из которого складываются психические свойства человека.

Способности – это закрепленная в индивиде система обобщенных психических деятельностей. Характер человека – это закрепленная в индивиде система генерализованных обобщенных побуждений и т.д.

В связи с этим встает узловой вопрос: как мотивы (побуждения), характеризующие не столько личность, сколько обстоятельства, в которых она оказалась по ходу жизни, превращаются в то устойчивое, что данную личность характеризует? Именно к этому вопросу сводится, в конечном счете, вопрос о становлении и развитии характера в ходе жизни. Побуждения, порождаемые обстоятельствами жизни, – это и есть тот “строительный материал”, из которого складывается характер».

Психические процессы создают содержание личности. Каждый вид процессов вносит свой вклад в ее внутреннее богатство. Память, например, сохраняет и воспроизводит личное прошлое, согретое теплотой переживания.

Она обусловливает единство сознания, отражая преемственность между нашим “сегодня” и нашим “вчера”.

Формирование личности – это овладение динамикой собственной психики, образование таких “органов” (“механизмов”, или “аппаратов”), которые используют возможности познания, воли и действия для разрешения жизненных задач.

Нейрологическую основу психического свойства образует соответствующий “функцио-нальный орган” (термин К.Д. Ухтомского). Та или иная психическая деятельность предполагает наличие сформированного функционального органа, или функциональной системы, выполняющей данную психическую функцию.

Свойства личности – способности и характер – формируются в ходе жизни. Но их развитие обусловлено врожденными особенностями организма, прежде всего нервного аппарата. Когда А.Н.

Леонтьев в докладе “Природа и формирование психических свойств и процессов человека” заявил, что “все психические свойства и процессы человека представляют собой продукт прижиз-ненно складывающихся систем мозговых связей – условных рефлексов”, то С.Л.

Рубинштейн отметил: исходные положения этого доклада требуют лишь следующего корректива: “надо учитывать и их безусловно-рефлекторную основу”. Правда, врожденные особенности очень многозначны.

На основе одних и тех же задатков могут выработаться различные способности и черты характера, в зависимости от хода жизни и деятельности.

На эту позицию следует обратить внимание: у Рубинштейна задатки – это психофизиологические структуры, которые “предшествуют” не только способностям, но и другим свойствам личности, например, характеру. В данном пункте позиции С.Л. Рубинштейна и А.Н. Леонтьева расходятся, так как, по Леонтьеву, антропологические свойства индивида не определяют личность и не входят в ее структуру. Они являются генетически заданными условиями формирования личности, обусловливая не ее черты, а лишь формы и способы их проявления.

Глубокого уважения заслуживают усилия С.Л. Рубинштейна, связанные с его открытием направленности личности. По своему психологическому значению постановка проблемы направленности Рубинштейном может быть приравнена к концепции личности Фрейда, Левина, Маслоу и Роджерса.

Идея направленности давно интересовала психологов. Она была близка
А.Ф. Лазурскому и В.Н. Мясищеву, ее разрабатывал А. Адлер.

Причастны к теме направленности и те психологи, которые занимались мотивацией, психологией ценностей, социальных установок и ценностных ориентаций личности.

Открыв направленность личности, С.Л. Рубинштейн еще подчиняет ее характеру и даже растворяет в нем. Характер у него теснейшим образом связан с вопросом о том, что для человека значимо в мире и в чем поэтому для него смысл его жизни и деятельности.

А то, что особенно значимо для человека, выступает в качестве мотивов и целей его деятельности и определяет стержень личности.

В общем, направленность выполняет две функции: 1) фиксирует и реализует основную жизненную ориентацию человека и 2) выступает в качестве предпосылки характера: направленность личности, порождая определенные поступки, переходит затем в характер.

У Рубинштейна тема направленности личности отражает активный аспект связи человека с миром. Направленность вырастает из потребностей, над которыми возвышаются интересы и идеалы. Существует определенный механизм функционирования ценностей.

Этот механизм включает появление динамических тенденций, которые становятся стремлениями по мере того, как все более отчетливо вырисовывается та точка, на которую направлена та или иная тенденция. По мере того, как тенденции опредмечиваются, т.е.

определяется предмет, на который они направляются, они становятся все более сознательными мотивами деятельности.

Таким образом, направленность – это динамические тенденции, которые в качестве мотивов определяют деятельность. Направленность имеет два измерения: а) предметное, целевое содержание и б) величина напряжения, интенсивность побуждений.

Развивая научные представления о динамических тенденциях, Рубинштейн опирался на соответствующие работы К. Левина, а также З. Фрейда. К. Левин первым поставил вопрос о динамических тенденциях и порождаемых ими напряжениях.

У Фрейда динамические тенденции представлены в виде влечений.

Рубинштейн настоятельно подчеркивал предметную характеристику всякой динамической тенденции и направленности в целом, полагая, что таким образом личность получает содержательную характеристику.

Среди тенденций Рубинштейн выделяет установки личности, то есть психические образования, которые несут в себе отношение к объектам внешней среды и избирательную готовность к определенному поведению.

Личностные установки сходны с моторными и сенсорными установками, но отличаются от них своей обобщенностью. Они характеризуют состояние не отдельного органа, а личности в целом.

Похоже, что трактовка установки Рубинштейном близка к общепринятому ныне пониманию социальной установки, чем к трактовке Узнадзе.

Важную задачу теории личности С.Л. Рубинштейн усматривал в объяснении природы мотивов человеческой активности. Он выделял три источника мотивов: потребности, интересы и идеалы человека. Потребности человека являются исходными побуждениями к деятельности, базовым мотивообразующим фактором. Вся история развития личности связана с историей развития потребностей.

Но поскольку человек живет во все расширяющемся контакте с миром, он сталкивается с новыми предметами и сторонами действительности. Когда что-либо новое приобретает некоторую значимость для человека, у него может сформироваться интерес.

Интерес (по Рубинштейну) – сосредоточенность познавательных и эмоциональных процессов на определенном предмете, стремление ближе ознакомиться с ним, не упускать его из поля зрения; один из трех источников мотивов.

Интересы как мотивы вызывают деятельность, выходящую за пределы удовлетворения наличных потребностей. Интересы – это и осознание задач, которые ставит перед человеком общественная жизнь, обязанностей, которые она на него налагает.

Первой предпосылкой устойчивых интересов является наличие у человека генеральной жизненной линии. Если ее нет, не будет и устойчивых интересов.

Специфичность интереса в том, что он побуждает познавательную деятельность, направляя восприятие, память и мышление на свой объект.

Это побуждение имеет эмоциональную природу; оно удовлетворяется благодаря получению новой информации: человек стремится к разгадке, раскрытию тайны, проникновению в неизведанное.

Если потребность вызывает желание обладать предметом, то интерес – ознакомиться с ним. Поэтому интересы являются специфическими мотивами культурной и, в частности, познавательной деятельности человека.

Интересы обычно связываются в динамичные системы, располагаются гнездами и лежат на различной глубине, поскольку среди них имеются основные, более общие и производные, частные. Интересы различаются по содержанию, степени оформленности, силе, устойчивости и широте.

интереса – это его предметная характеристика. Она же определяет и его ценность: научный интерес отличается от коллекционирования марок.

По степени оформленности интересы разделяются на определившиеся и на находящиеся в аморфном состоянии – “ко всему вообще и ни к чему в частности”.

Сила интереса – это его активность, энергичность.

Устойчивость интереса выражается в длительности, в течение которой он сохраняет свою силу: время – это количественная мера устойчивости интереса.

Интересы являются важной предпосылкой обучения. Обучение опирается на интересы детей. Интересы служат средством, которым педагог пользуется, чтобы сделать обучение более эффективным.

Из интересов, формирующихся в подростковом возрасте, очень большое значение имеют профессиональные интересы, играющие существенную роль при выборе профессии и определении всего дальнейшего жизненного пути человека.

Тщательная педагогическая работа над формированием интересов, особенно в подростковом и юношеском возрасте, в то время, когда происходит выбор профессии, поступление в специальное высшее учебное заведение, определяющее дальнейший жизненный путь, является исключительно важной и ответственной задачей.

Еще одной мотивообразующей структурой являются идеалы. Они восполняют недостаточность потребностей и интересов в совокупности мотивов человеческого поведения. Идеал – это представление человека о том, каким бы он хотел быть, мотивирующее его саморазвитие. К идеалам С.Л.

Рубинштейн относит также моральные представления о долге и обязанностях, регулирующих поведение. Содержательно идеал представляет собой не то, чем человек на самом деле является, а то, чем он хотел бы стать.

Это лучшие тенденции его развития, которые, воплотившись в образе-образце, становятся стимулом и регулятором этого развития.

Идеалы формируются под общественным влиянием. Каждая историческая эпоха имеет свои идеалы – свой идеальный образ человека, в котором время и среда, дух эпохи воплощают наиболее значимые черты. Таков, например, идеал философа Древней Греции, отважного рыцаря и смиренного монаха в феодальную эпоху.

Таким образом, потребности, интересы, идеалы составляют различные стороны единой направленности личности, которая выступает в качестве мотивации ее активности.

Мотивационная сфера личности у С.Л. Рубинштейна имеет иерархическое строение. Между различными побуждениями, потребностями и интересами человека обычно устанавливается определенная иерархия. Она определяет вступление в действие того или иного побуждения и регулирует направление наших мыслей и действий.

Общий закон такой: пока актуальны первичные, более насущные потребности и интересы, вторичные, менее насущные отступают; по мере того как более первичные теряют в остроте и актуальности, одни за другими выступают последующие. Потребность и интересы различной значимости выступают в сознании в опреде-ленной последовательности.

Эта последовательность определяется вышеуказанным законом.

Облик личности существенно определяется уровнем, на котором находятся основные потребности, интересы, вообще тенденции личности. Этим прежде всего определяется большая или меньшая значительность личности либо убогость ее внутреннего содержания.

У одних людей все сведено к элементарным, примитивным интересам; в жизни других они играют подчиненную роль: над ними целый мир других интересов, связанных с самыми высшими областями человеческой деятельности.

Облик человека существенно меняется в зависимости от того, какой удельный вес приобретают эти высшие интересы.

Таким образом, можно сказать, что идея “мотивационной пирамиды”, получившая широкую известность после выхода в свет книги А. Маслоу “Мотивация и личность” (1954), достаточно определенно сформулирована С.Л. Рубинштейном в конце 30-х годов ХХ века.

Представляет определенный методологический интерес отношение С.Л. Рубинштейна к ролевому подходу к проблеме личности. Он считал, что ролевые теории затрагивают важную сторону личности.

“Она заключается в том, что личность определяется своими отношениями к окружающему миру, к общественному окружению, к другим людям. Эти отношения реализуются в деятельности людей, той реальной деятельности, посредством которой люди познают мир – природу и общество и изменяют их.

Никак нельзя вовсе обособить личность от роли, которую она играет в жизни.

Дистанция, отделяющая историческую личность от рядового человека, определяется не соотношением их природных способностей самих по себе, а значительностью дел, которые в силу не только исходных природных способностей, но и стечения обстоятельств исторического развития и его собственной жизни, человеку, ставшему исторической личностью, удалось свершить”.

Таким образом, взгляд С.Л. Рубинштейна на психологию личности является систематизирующим и для своего времени новаторским. Его труды явились хорошей базой для психологического познания личности и для социальной практики.

Источник: https://megaobuchalka.ru/3/22264.html

“Личность” в концепции С.Л. Рубинштейна: Основным предметом исследований С.Л. Рубинштейна были проблемы

29. Подход к проблемам личности в концепции С. Л. Рубинштейна.

Основным предметом исследований С.Л. Рубинштейна были проблемы сознания, деятельности и методологии науки. С.Л.

Рубинштейн подчеркивал, что методологический кризис психологии как науки связан с приверженностью большинства психологов той концепции сознания, которую он назвал декарто-локковской, поскольку сознание неизменно трактовалось как область, открытая только для переживаний субъекта, способного к рефлексии.

Положение о единстве сознания и деятельности было сформулировано на определенном этапе развития психологии (в 30-40-е г. ХХ в.) с целью преодоления преимущественного влияния двух направлений − интроспективной психологии и бихевиоризма. В противовес им, опираясь на труды К. Маркса, С.Л.

Рубинштейн выдвинул принцип единства сознания и деятельности, что позволило трактовать сознание не как внутренний мир, познаваемый субъектом только посредством самонаблюдения, а как высший уровень организации психической деятельности, предполагающий включенность личности в контекст ее жизненных связей с объективным миром.

Причем основу этих связей образует деятельность, посредством которой человек изменяет мир и изменяется сам. “Субъект в своих деяниях, в актах своей творческой самодеятельности не только обнаруживается и проявляется; он в них созидается и определяется. Поэтому тем, что он делает, можно определить, что он есть: направлением его деятельности можно определять и формировать его самого”[129].

Ученым был предложен и новый продуктивный, по его мнению, метод психологического познания, названный “единство воздействия и изучения”. С.Л.

Рубинштейн считал, что психология раскрывает свои тайны не в созерцании феноменов, открытых прямому внутреннему или внешнему наблюдению, а в процессе преобразования исследуемых объектов посредством практических действий (включая практику исследовательского труда).

Личность, по мнению ученого, формируется во взаимодействии, в которое человек вступает. Соприкасаясь с окружающим миром, во взаимодействии с миром, в осуществляемой им деятельности человек не только проявляется, но и формируется.

Человеческая личность, то есть та объективная реальность, которая обозначается понятием личность, – это, в конце концов, реальный индивид, живой, действующий человек. В качестве личности человек выступает как “единица” в системе общественных отношений, как реальный носитель этих отношений.

В данном определении обращают на себя внимание два момента: отождествление личности с деятельностью и признание личности личностью только в контексте общественных отношений. Таким образом, деятельность, включенная в контекст общественных отношений, создает характерную заданость, в которой коренится ее онтология

Сравним подобное понимание с богословской трактовкой. Так, например, Д.В. Новиков[130] отмечает, что для святоотеческого богословия тезис деятельного подхода очень важен. Труд необходим человеку, поскольку в труде приобретается познание мира, а через это – познание Бога.

Но личность нельзя отождествлять с субъектом деятельности. И хотя можно говорить о проекции личности на деятельностную сферу, понятие личности не исчерпывается только этой проекцией.

Личность всегда находится как бы над проявлениями своей природы, не являясь ни материалом, ни средством, ни продуктом деятельности. Более того, личность является не сколько объектом деятельности, сколько тем, кто может осуществлять рефлексию и действовать спонтанно.

Иными словами, личность – это принцип, не сводимый и не выводимый из деятельности. Личность намного шире любого своего проявления, в том числе и деятельности.

Впоследствии С.Л. Рубинштейн стал более широко рассматривать личность как триединство: чего хочет человек (потребности, установки), что может (способности, дарования), что есть он сам (потребности и мотивы, закрепленные в характере). Если раньше (в 30-40-е г.

) понятие личности С.Л. Рубинштейном использовалось для реализации принципа единства сознания и деятельности, то в 50-е г. в работах “Бытие и сознание”, “Принципы и пути развития психологии” она стала соотносится с понятием детерминизма.

Сущность детерминизма определяется Рубинштейном через диалектику внешнего и внутреннего. Личность рассматривалась как высший уровень организации материи, как регулятор сознания по отношению к деятельности.

Личность и ее психические свойства являются одновременно и результатом, и предпосылкой деятельности.

Важным моментом в исследовании личности, по Рубинштейну, являются особенности ее включения в более широкий контекст − не только в деятельность, но и в жизнедеятельность.

“Сущность человеческой личности, − говорил Рубинштейн, − находит свое завершающее выражение в том, что она имеет свою историю”[131].

Ученый считал, что личностью, в подчеркнуто специфическом смысле этого слова, является человек, у которого есть своя позиция, свое ярко выраженное сознательное отношение к жизни, мировоззрение, к которому он пришел в результате большой сознательной работы.

Источник: https://sci-book.com/psihologiya-lichnosti/lichnost-kontseptsii-rubinshteyna-83166.html

Концепция жизненного пути личности С.Л. Рубинштейна

29. Подход к проблемам личности в концепции С. Л. Рубинштейна.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Введение

Возрастная психология – это область психологии, которая изучает психологические особенности формирования личности на разных возрастных этапах.

Возрастная психология отмечает те сравнительно медленные, но основательные количественные и качественные изменения, которые происходят в психике и поведении детей при их переходе из одной возрастной группы в другую. Обычно эти периоды охватывают значительные периоды жизни, от нескольких месяцев для младенцев до ряда лет для детей старшего возраста.

Предметом возрастной психологии является изучение и представление в виде научных фактов и соответствующих теорий основных особенностей психического развития личности при переходе из одного возраста в другой.

Объект исследования – закономерности психического развития человека в возрастном плане.

Предмет – проблемы жизненного пути личности как процесса, детерминируемого социальными и субъектными переменными.

Цель работы -анализ проблем возрастной психологии С.Л.Рубинштейна.

В работе ставится задача рассмотреть подходы к проблемам возрастной психологии С.Л. Рубинштейна.

Работа написана на основе обзора и анализа работ С.Л. Рубинштейна «Бытие и сознание» (М., 1957), «Основах психологии» (1935) и др. А так же научной литературы по вопросам возрастной психологии отечественных авторов, а именно: Абульхановой-Славской К.А., Брушлинского А.В, Выготского Л. С., Леонтьева А.Н. и др.

f1. Проблема жизненного пути в работах С.Л.Рубинштейна

В “основах психологии” 1935 г. с.л.рубинштейн обращается к проблеме жизненного пути личности, давая одновременно позитивную и критическую оценку работы 1928г. ш. бюлер, посвященной проблеме жизненного пути личности как индивидуальной истории.

Вопреки эволюционной теории Ш. Бюлер, С.Л.Рубинштейн утверждал, что жизненный путь – не есть простое развертывание плана жизни, заложенного в детстве. Это – социально детерминированный процесс, на каждом этапе которого возникают новообразования. При этом личность является активным участником этого процесса, и в любой момент может вмешаться в него.

Возражая против тезиса Бюлер, что личность в последующем жизненном пути есть лишь проект того, что заложено в детстве (хотя сама же Бюлер предлагала изучать жизненный путь как эволюцию внутреннего мира личности), С.Л.

Рубинштейн выдвигает идею о жизненном пути, с одной стороны, как некоем целом, с другой – как некоторых качественно определенных этапах, каждый из которых может благодаря активности личности стать поворотным, т.е.

радикально изменить ее жизненный путь.

Существенно то, что концепция жизненного пути личности, разработанная С.Л. Рубинштейном в данном труде и работе 1935 г., позволила дать более широкое определение личности, чем те, которые сводили теорию личности к ее структурам и соотношению составляющих в них.

К проблемам уже не жизненного пути в строго психологическом смысле слова, но жизни как способа бытия человека в философском смысле С.Л.Рубинштейн обращается в своей последней работе “Человек и мир”. Однако и здесь он раскрывает специфику человеческой жизни именно на индивидуальном уровне, т.е. применительно к личности.

Тем самым реализуется определение личности через характеристику всей системы связей с внешним миром, через характеристику выбираемого ею, осуществляемого и утверждаемого способа существования

В своей работе “Философские корни экспериментальной психологии” С.Л. Рубинштейн писал, что проникновение в психологию принципа эволюции сыграло для ее развития значительную роль.

Во-первых, эволюционная теория “ввела в изучение психических явлений новую, очень плодотворную точку зрения, связывающую изучение психики и ее развития не только с физиологическими механизмами, но и с развитием организмов в процессе приспособления к среде” (Рубинштейн С.Л., 1976. С.

72), а во-вторых, привела к развитию генетической психологии, стимулируя работы в области фило- и онтогенеза.

Именно в таком ключе, т.е. в плане постановки проблемы жизненного пути личности как процесса, детерминируемого социальными и субъектными переменными, в 30-е г. ХХ в. и была сформулирована задача исследования индивидуальной истории человека.

Разработка концепции жизненного пути личности способствовала решению старой проблемы, как соединить индивидуально-биографический и социально-типический подходы к жизни, т.е. осуществить переход от идиографического к номотетическому методу изучения жизни человека.

Свои исходные взгляды Рубинштейн изложил в “Основах общей психологии”, где пока еще не фигурирует само понятие субъекта, но та реальность, которую оно обозначает, уже представлена.

“Линия, ведущая от того, чем человек был на одном этапе своей истории, к тому, чем он стал на следующем, проходит через то, что он сделал” (Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. 2-е изд. М., 1946. С. 683).

В данном утверждении содержится указание не только на то, что личность зависит от условий и обстоятельств своей жизни, но и на то, что она сама их обуславливает.

Сознание, активность, зрелось личности рассматриваются Рубинштейном как “высшие личностные образования” (Абульханова-Славская К.А., Брушлинский А.В., 1989. С.221), которые выполняют функции организации, регуляции, обеспечения целостности жизненного пути человека как субъекта деятельности.

В отличие от отечественной психологии того времени, которая исследовала личность либо через систему общественных отношений, конкретно реализуемых во взаимодействии между ребенком и взрослым (Л.С. Выготский), либо с помощью категории деятельности (А.Н. Леонтьев), С.Л.

Рубинштейн вышел за пределы конкретных видов материальной и идеальной деятельности, поместив личность в более широкий контекст – в пространство ее жизнедеятельности. Именно личность соотносит свои субъективные желания и объективные требования социальной ситуации, осуществляя регуляцию взаимоотношений между субъектом и объектом.

“Таким образом, личность не растворяется в деятельности, а посредством нее решает сложные жизненные задачи и противоречия. Здесь деятельность выступает в качестве поведения и поступков.

Это и есть качество личности как субъекта жизни, который определяет свои ценности и способы их реализации в жизни, строит свои отношения (и способы общения в них), находит адекватные своей личности способы самореализации в деятельности” (Абульханова К.А., 2000. С. 18).

Понятие субъекта и положение о субъектном подходе при исследовании психики были введены С.Л. Рубинштейном в 40-х г. ХХ в. Дальнейшую разработку они получили в работах 50-х г. – “Бытие и сознание” (1957) и “Принципы и пути развития психологии” (1959).

Это понятие позволило преодолеть безличную связь сознания и деятельности.

“В общей проблеме детерминации поведения человека эта рефлексия или, говоря иными словами, мировоззренческие чувства, выступают как внутренние условия, включенные в общий эффект, определяемый закономерным соотношением внешних и внутренних условий.

От такого обобщенного, итогового отношения человека к жизни зависит и поведение субъекта в любой ситуации, в которой он находится, и степень зависимости его от этой ситуации или свободы в ней” (Рубинштейн С.Л. Человек и мир. М.: Наука, 1997. С. 79-80).

Субъектный подход преодолевает обособленное изучение личности – ее отдельных качеств, сторон, свойств, ипостасей вне жизни, а также безличный подход к изучению жизненных структур, ценностей, событий, периодов развития человека.

Человек как субъект жизни рассматривается с точки зрения:

o психического склада – индивидуальных особенностей психических процессов и состояний;

o личностного склада – мотивации, характера и способностей, в которых обнаруживаются движущие силы личности, ее жизненный потенциал и ресурсы;

o жизненного склада – способности использовать свой ум и нравственные качества для того, чтобы ставить и решать жизненные задачи, активности, мировоззрения и жизненного опыта.

С этой точки зрения необходимо определить основные жизненные образования личности. Это – активность, сознание и способность к организации времени жизни.

2. Основные жизненные образования личности

Активность понимается им как способность человека к самоинтеграции, к систематизации в единое целое своих влечений, желаний, мотивов и умения совершить волевое усилие с целью реализации своих желаний в личностно ценных и общественно значимых формах. Понятие активности тесно связано с пересмотренным Рубинштейном в 50-е г. ХХ в. принципом детерминизма.

В новой трактовке он звучал как соотношение внешнего и внутреннего, во взаимосвязи которых все возрастающую роль играет именно внутреннее. “Общий принцип решения проблемы внешнего и внутреннего, сформулированный мною, – пишет С.Л.

Рубинштейн, – еще в “Бытии и сознании”, заключается в соотношении самоопределения и зависимости от другого: внешние условия не прямо и непосредственно определяют конечный результат, а преломляясь через действие внутренних условий, собственную природу данного тела или явления.

При этом, строго говоря, внутренние условия выступают как причины (проблема саморазвития, самодвижения, движущие силы развития, источники развития находятся в самом процессе развития как его внутренние причины), а внешние причины выступают как условия, как обстоятельства.

Действие причины зависит от природы объекта, на который оказывается воздействие, от его состояния” (Рубинштейн С.Л. Человек и мир. М.: Наука, 1997. С. 29). Основными формами активности являются инициатива и ответственность.

Инициатива рассматривается как свободная, отвечающая потребностям субъекта форма самовыражения, а ответственность (по Рубинштейну) как самое глубокое, равное самой жизни чувство серьезности, как жизненная способность личности удерживать контроль за собой и всем происходящим, видеть скрытые стороны жизни, обнаруживающие себя в последствиях, быть субъектом своей жизни и организатором жизни других людей (Абульханова К.А., Березина Т.Н. Время личности и время жизни. СПб.: Алетейя, 2001.).

Сознание трактуется Рубинштейном как высшее личностное качество, которое осуществляет три функции – функцию регуляции психических процессов, функцию отношений субъекта к миру и функцию регуляции деятельности как целостного проявления субъекта. Сознание раскрывается в единстве познания и переживания.

Такая трактовка сознания содержится в более ранних работах Рубинштейна. Позднее, в книге “Бытие и сознание” сознание стало интерпретироваться с помощью категории идеального. “Идеальным Рубинштейн называет отношение между знанием, идеями, образами и т.д.

как результатами познания, отражения и их объектом, действительностью. Он критикует идеалистическую попытку оторвать эти знания, образы и т.п. от их объекта” (Абульханова-Слдавская К.А., Брушлинский А.В., 1989. С. 121).

Функции сознания обнаруживаются в процессе осуществления личностью самодетерминации процесса своего осуществления. Это означает, что проблема сознания обсуждается в новом для ее понимания контексте – в пространстве категорий свободы и необходимости.

Теперь субъект не просто опосредствует внешние воздействия, но и сам участвует в детерминации событий.

“В силу того, что человек, благодаря наличию у него сознания, может предусмотреть, заранее представить себе последствия своих действий, он самоопределяется во взаимодействии с действительностью, данной ему в отраженной идеальной форме (в мысли, в представлении) еще до того, как она может предстать перед ним в восприятии в материальной форме: действительность, еще не реализованная, детерминирует действия, посредством которых она реализуется” (Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. М., 1957. С. 284).

Проблема времени рассматривается Рубинштейном 1) с точки зрения “абсолютного” времени ньютоновской механики, отражающего особенности механического движения, и 2) как субъективное переживание времени, т.е. с точки зрения того, каким оно дано человеку.

Время жизни субъекта, его поведения, переживания субъективно в связи с объективным процессом жизни. Ученые на протяжении длительного времени вели дискуссию о том, каковы особенности необъективного, по Ньютону, времени и имеет ли последнее право на существование.

Это время, помимо основных физических параметров, присущих любому времени, должно обладать какими-то особыми признаками, которые определили бы его как человеческое время. Разрешить многолетнюю дискуссию, отстоять “человечность” времени помогли именно психологи.

Они выделили сначала субъективное время, отличное от физического, а затем доказали, что “субъективность” – это просто принадлежность времени субъекту, а отнюдь не субъективистское его истолкование.

Понятие жизненного пути личности, таким образом, неразрывно связано с понятием субъекта. Именно категория субъекта означает высший уровень развития личности.

“Личность становится индивидуальностью, достигая максимального уровня своей особенности, а субъектом она становится, достигая оптимального уровня развития своей человечности, этичности (по Рубинштейну).

Но, поскольку ее развитие осуществляется не “в себе” или “для себя”, а в жизненном пути, общении, деятельности, то качество ее как субъекта проявляется в оптимальном способе организации этого жизненного пути, общения, деятельности” (Абульханова К.А., 2000. С. 25).

Субъект, таким образом, проявляется через такие категории, как организация жизни и деятельности, способ разрешения противоречий и совершенствование (см. Хрестомат. 11.2).

А.В. Брушлинский утверждал: “Субъектом столь неразрывного, недизъюнктивного единства природного и социального (культуры) становится человек по мере того, как он – будучи ребенком, подростком и т.д.

– начинает выделять себя (не отделять!) из окружающей действительности и противопоставлять себя ей как объекту действия, познания, созерцания и т.д.

Первый существенный критерий становления субъекта – это выделение ребенком в возрасте 1-2 лет в результате предшествующих сенсорных и практических контактов с реальностью наиболее значимых для него людей, предметов, событий и т.д. путем обозначения их простейшими значениями слов.

Следующий наиболее важный критерий – это выделение детьми в возрасте 7-10 лет на основе деятельности и общения объектов благодаря их обобщению в форме простейших понятий (числа и т.д.)” (Брушлинский А.В., 2002. С. 12-13).

Проблема критериев в становлении субъекта является продолжением исследований, начатых в этой области С.Л. Рубинштейном. Она выводит 1) на проблему уровней психической организации и 2) на вопрос об определении личности как субъекта деятельности.

Первая проблема является дискуссионной и продолжает обсуждаться в психологической литературе (Сергиенко Е.А., 2003. С. 115). Вторая также разработана не окончательно, но при этом ряд определений понятия субъекта все же имеется. Так, согласно А.В.

Брушлинскому, субъект – это человек, люди на высшем уровне активности, который индивидуален для каждого, на уровне целостности и автономности; для субъекта окружающая действительность – не только система раздражителей, а объект действия и познания, субъект – более широкое понятие, чем человек.

Субъект есть единство всех его качеств – природных, социальных, общественных, индивидуальных. Личность – менее широкое определение человеческого индивида и обозначает социальные свойства человека (Брушлнский А.В., 1999).

Основной характеристикой субъекта является “переживание человеком себя как суверенного источника активности, способного в определенных границах намеренно осуществлять изменения окружающего мира и самого себя” (Анцыферова Л.И., 2000. С. 211).

Действительно, как отмечает К.А. Абульханова-Славская исходным уровнем организации жизни и качества личности является ее невыделенность из хода событий, из жизни. Организация жизни тесно связана с ее осуществлением. “Затем на следующем уровне личность начинает выделяться, самоопределяться по отношению к событиям” (Абульханова-Славская К.А.

, 1981. С. 35), не наблюдается синхронности между изменчивостью личности и ходом событий. На высшем уровне личность не только самоопределяется по отношению к ходу отдельных событий, она “начинает последовательно и определенно проводить свою линию жизни, имеющую собственную логику, хотя и не обязательно ведущую к успеху” (Там же. С. 36).

Как субъект деятельности она не подчинена обстоятельствам, и поэтому может вступать в противоречие с ними. “Важнейшей характеристикой личности в качестве субъекта жизнедеятельности выступает знание, чего она хочет, знание своих и объективных возможностей, а главное, на что и как далеко она пойдет ради своих общественных принципов…” (Там же. С.

36).

Проведение единой жизненной линии заключается не просто в отделении значимого от незначимого, а и в определении меры и масштаба значимости. Умение разрешать противоречия и определяет способность личности к регуляции диссонанса между ожиданиями и достижениями, которые строятся вокруг значимых событий.

Личность в качестве субъекта жизни существует в другом времени и пространстве, она сама организует и то, и другое, выбирая свой уникальный, присущий ее природе способ регуляции времени жизни. Эти задачи, поставленные С.Л.

Рубинштейном в разные периоды своей творческой жизни, были реализованы в трудах его учеников и последователей и в работах авторов, которые занимались проблемой времени вне контекста функционально-динамического подхода к личности.

3. Пространство и время личности

Личность и ее развитие традиционно рассматривались на пересечении двух осей – времени и пространства. В отечественной литературе пространство идентифицируется с социальной действительностью, социальным пространством, предметной действительностью.

Проблема пространства и его психологическая трактовка обсуждалась в работах С.Л. Рубинштейна. Он трактует ее как проблему бытия, мира и существования человека как действующего, воздействующего и взаимодействующего субъекта. Эта точка зрения допускает возможность организации жизненного пространства самой личностью.

Последнее определяется способностью человека к установлению разнообразных отношений с другими людьми и их глубиной. Другой человек, отношения людей, их поступки как реальные “человеческие”, а не “предметные” условия жизни – такова онтология человеческой жизни.

Пространство личности определяется и ее свободой, умением выйти за пределы ситуации, раскрыть свою подлинную человеческую природу.

В связи с такой трактовкой пространства личности формулируются вопросы – свободы и несвободы личности, отношения Я-Другой, переживания состояния и чувства одиночества и др.

Концепция С.Л. Рубинштейна вызвала серьезный научный интерес, который отразился на дальнейшем развитии основных положений психологии жизненного пути личности.

Правда, преемственность идей Рубинштейна не всегда соблюдалась, поскольку последующие научные разработки осуществлялись в несовпадающих по своим методологическим и теоретическим положениям направлениях – в концепции личностной организации времени и в рамках событийного подхода.

Каждая из этих теорий по-своему сформулировала задачи, связанные с решением фундаментальной проблемы жизненного пути личности, по-разному исследовала проблему личностного и психологического времени. При всем этом обе школы остались открытыми для обмена мнений и проведения научных дискуссий.

fЗаключение

Разработка концепции жизненного пути личности С.Л. Рубинштейна способствовала решению старой проблемы, как соединить индивидуально-биографический и социально-типический подходы к жизни, т.е. осуществить переход от идиографического к номотетическому методу изучения жизни человека.

Данная концепция позволила дать более широкое определение личности, чем те, которые сводили теорию личности к ее структурам и соотношению составляющих в них. С.Л.Рубинштейн обращается к проблемам уже не жизненного пути в строго психологическом смысле слова, но жизни как способа бытия человека в философском смысле.

Он раскрывает специфику человеческой жизни именно на индивидуальном уровне, т.е. применительно к личности. Тем самым реализуется определение личности через характеристику всей системы связей с внешним миром, через характеристику выбираемого ею, осуществляемого и утверждаемого способа существования.

В работе рассмотрены подходы к проблемам возрастной психологии С.Л. Рубинштейна.

Таким образом, задача выполнена, цель достигнута.

fСписок использованной литературы

1. Абульханова-Славская К.А. Развитие личности в процессе жизнедеятельности // психология формирования и развития личности. М.: Наука, 1981. С. 19-45.

2. Абульханова К.А. Рубинштейн С.Л. – ретроспектива и перспектива // Проблема субъекта в психологической науке. М.: Академический проект, 2000. С. 13-27.

3. Абульханова-Славская К.А., Брушлинский А.В. Философско-психологическая концепция С.Л. Рубинштейна. М.: Наука, 1989. 248 с.

4. Абульханова К.А., Березина Т.Н. Время личности и время жизни. СПб.: Алетейя, 2001.

5. Анцыферова Л.И. Психологическая концепция Пьера Жане // Вопросы психологии, 1969. № 5.

6. Анцыферова Л.И. психология формирования и развития личности // психология личности в трудах отечественных психологов. СПб., 2000. С. 207-213.

7. Брушлинский А.В. психология субъекта и его деятельности // Современная психология. Справочное руководство / Под ред. В.Н. Дружинина М.: Инфра-М, 1999. С. 330-346.

8. Брушлинский А.В. О критериях субъекта // Психология индивидуального и группового субъекта / Под ред. А.В. Брушлинского М., 2002. Гл. С. 9-34.

9. Кроник А.А., Головаха Е.И. Психологический возраст личности // Психология личности в трудах отечественных психологов. СПб.: Питер, 2000. С. 246-256.

10. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. 2-е изд. М., 1946.

11. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. М., 1957.

12. Рубинштейн С.Л. Философские корни экспериментальной психологии // Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1976. С. 67-89.

13. Рубинштейн С.Л. Человек и мир. М.: Наука, 1997. 191 с.

14. Сергиенко Е.А. Становление субъекта: неоконченная дискуссия // Психологический журнал. 2003. Т. 24. № 2. С. 114-120.

15. Ясперс К. Общая психопатология. М., 1997. 1056 с.

Источник: https://otherreferats.allbest.ru/psychology/00030312_0.html

Подход к проблемам личности С.Л.Рубинштейна

29. Подход к проблемам личности в концепции С. Л. Рубинштейна.

Одним из выдающихся теоретиков советской психологии был Сергей Леонидович Рубинштейн(1889-1960).Член-корреспондент Академии наук СССР,один из создателей деятельного подхода в психологии.Философско-психологическое образование получил в Марбурге(Германия).

Основные научные труды:»Принцип творческой самодеятельности»(1922).Книги»Основы психологии»(1935)»Основы общей психологии»(1946)»Бытие и сознание»(1957)»О мышлениях и путях его развития»(1958)»Принципы и пути развития психологии».

Он разрабатывал философские проблемы психологии, сформулировал важнейшие методологические принципы психологии. Один из них — принцип единства сознания и деятельности— составил основу деятельностного подхода в психологии. .

«Психология изучает психику через посредство деятельности и тем самым психологические особенности деятельности». Включив деятельность в сферу психологического изучения, Рубинштейн в то же время указывал, что это «не значит, что поведение, деятельность человека в целом является предметом психологии.

Деятельность человека — сложное явление. Различные стороны ее изучаются разными науками… психология изучает психическую сторону деятельности».

По Рубинштейну, «специфически психологическая проблематика самой деятельности как таковой и действия как «единицы» деятельности связана прежде всего с вопросом о целях и мотивах человеческой деятельности, о ее внутреннем смысловом содержании и его строении».

Рубинштейн наметил общую структуру деятельности, в дальнейшем детально разработанную А.Н. Леонтьевым. По Рубинштейну, в зависимости от характера мотивации различаются деятельность и поведение: преобладание в деятельности отношения человека к другим людям превращает ее в поведение.

«Самым существенным в нем является общественное, идеологическое моральное содержание. Единицей поведения является поступок, как единицей деятельности — действие.

Поступком в подлинном смысле слова является не всякое действие, а лишь такое, в котором ведущее значение имеет сознательное отношение человека к другим людям, к общему, к нормам общественной морали…».

Рубинштейн выделял в качестве основных следующие виды деятельности: труд, игра, учение. Он дал их психологический анализ: описал специфическую для каждого из этих видов мотивацию, раскрыл их природу и связь с развитием личности.

Подход

Для Рубинштейна главными, смыслообразующими, если можно так сказать, при разработке проблем личности были две идеи. Первая идея – это утверждение тезиса об общественной, социальной природе личности. Вторая идея связана с преодолением механистической концепции в психологии.

Ведя борьбу с механизмом в психологии, Рубинштейн и предложил такое определение личности (именно психологическое, а не социологическое), согласно которому личность есть целостная совокупность внутренних условий, через которые преломляются все внешние воздействия. [3, стр.

283]

В этом подходе отражается идея о том, что нет «ничьих» психических явлений, свойств, что они где-то должны существовать, быть локализованы. Место существования психических явлений – это личность. Эта идея была впоследствии сформулирована как принцип личностного подхода в психологии.

Вторая идея С.Л. Рубинштейна – это идея опосредуемости внешних воздействий внутренними состояниями.

У Сергея Леонидовича есть понятие «личностное свойство». В его концепции не очень строго проводилось различение между личностью и собственно личностными свойствами, однако введение этого понятия есть проявление важной тенденции к сужению списка тех характеристик, которые относятся к категории внутренних условий.

Еще одна идея, неоднократно подчеркиваемая в работах Рубинштейна, – это идея формируемости личностных характеристик в ходе осуществляемой человеком деятельности.

Личность, как утверждал Рубинштейн, не только проявляется, но и формируется в деятельности.

Это очень важное положение, поскольку оно отражает аспект развития и формирования личности, а не элементарную констатацию, каталогизирование изолированных черт личности со всеми последующими поисками эффектных корреляций между ними.

Подход к проблемам личности С. Л. Рубинштейна (18891960)

С. Л. Рубинштейн заложил методологическую платформу в рассмотрении проблем психологии человека. Первую формулировку принципа единства сознания и деятельности, являющегося центральным в теоретической системе деятельностного подхода, С. Л.

Рубинштейн дал в статье «Принцип творческой самодеятельности» (1922), в 30-е гг.

он обосновал его («человек и его психика формируются и проявляются в деятельности изначально практической») и сформулировал программу создания психологии на основе философии марксизма.

«Основной закон исторического развития психики человека, – писал С. Л.

Рубинштейн, – заключается в том, что человек развивается трудясь: изменяя природу, изменяется сам, порождая в своей деятельности – практической и теоретической – предметное бытие очеловеченной природы, культуры, человек вместе с тем изменяет, формирует, развивает свою собственную природу» (С. Л. Рубинштейн, 1989). Другой принцип – личностный,также выдвинутый С. Л. Рубинштейном, определяет внутреннее содержание принципа единства сознания и деятельности.

Таблица 22

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/18_39359_podhod-k-problemam-lichnosti-slrubinshteyna.html

Теория личности С.Л. Рубинштейна

29. Подход к проблемам личности в концепции С. Л. Рубинштейна.

С.Л. Рубинштейн (1889 – 1960) сформулировал личностный принцип, представил личность как комплекс базовых свойств: направленности, характера, способностей и темперамента, впервые включив сюда свойство направленности (Рубинштейн С.Л., 1999).

Личностный принцип – это идея, согласно которой психические явления имеют личностную природу; личность является основанием, на котором осуществляются все психические процессы, находясь тем самым в зависимости от личности.

Это значит, что необходимо исследовать психические процессы и состояния как процессы и состояния личности, имея в виду, что изучение процессов переходит в изучение свойств личности.

Личностный принцип является методологическим принципом психологии.

Психический облик личности в целом раскрывается ответом на три вопроса:

· чего хочет человек, к чему стремится? (направленность, установки, тенденции, потребности, интересы, идеалы);

· что может человек? (способности и дарования);

· что он есть? (характер).

Все эти свойства – направленность, характер и способности – являются центральными структурами личности, делают человека существом общественным.

С.Л. Рубинштейн представляет личность целостно. Все стороны психического облика личности образуют неразрывное единство, они функционально взаимосвязаны.

Интерес к определённой деятельности стимулирует развитие соответствующей способности, а способность, обусловливая плодотворную работу, стимулирует интерес к ней, то есть вносит вклад в направленность. Также тесна взаимосвязь способностей и характера.

Большие способности, обусловливая сознание своих сил, отражаются на характере, порождая уверенность в себе и твёрдость, или же самомнение о беспечность. Малые способности порождают робость, неуверенность в себе, или упорство и трудолюбие.

Характерологические свойства (целеустремлённость, настойчивость) необходимы для развития способностей. Это единство психического облика человека всегда носит индивидуальный характер.

С.Л. Рубинштейн указывал на то, что поведение исходит из свойств личности, поэтому за поведением нужно увидеть эти свойства. Источником свойств личности являются психические процессы. Психические процессы создают содержание личности. Каждый вид процессов вносит свой вклад в её внутреннее богатство.

Свойства личности – способности и характер – формируются в ходе жизни, но их развитие обусловлено врождёнными особенностями организма. По Рубинштейну, задатки «предшествуют» не только способностям, но и характеру.

Тема направленности личности отражает активный аспект связи человека с миром. Раскрывая суть направленности личности, С.Л. Рубинштейн выделяет две её функции: 1) фиксирует и реализует основную жизненную ориентацию человека; 2) выступает в качестве предпосылки характера. Таким образом, Рубинштейн подчиняет направленность характеру и даже растворяет в нём.

С.Л. Рубинштейн, объясняя природу мотивов человеческой активности, выделял три источника мотивов: потребности, интересы и идеалы человека. Потребности являются исходным побуждением к деятельности, базовым мотивообразующим фактором.

Поскольку человек живёт во всё расширяющемся контакте с миром, он сталкивается с новыми предметами и сторонами действительности.

Когда что-либо новое приобретает некоторую значимость для человека, у него может сформироваться интерес – сосредоточенность познавательных и эмоциональных процессов на определённом предмете, стремление ближе ознакомиться с ним, не упускать его из поля зрения.

Идеалы восполняют недостаточность потребностей и интересов в совокупности мотивов человеческого поведения. Идеал – это представление человека о том, каким бы он хотел быть. К идеалам С.Л. Рубинштейн относит также моральные представления о долге и обязанностях, регулирующих поведение. Таким образом, потребности, интересы, идеалы составляют различные стороны единой направленности личности, которая выступает в качестве мотивации её активности.

Мотивационная сфера личности по С.Л. Рубинштейну имеет иерархическое строение. Между различными побуждениями, потребностями и интересами человека обычно устанавливается определённая иерархия.

Она определяет вступление в действие того или иного побуждения и регулирует направление наших мыслей и действий. Пока актуальны первичные, более насущные потребности, вторичные, менее насущные отступают.

По мере того как первичные удовлетворяются, теряют в остроте, одни за другими выступают последующие потребности.

Источник: https://studopedia.su/14_114112_teoriya-lichnosti-sl-rubinshteyna.html

Medic-studio
Добавить комментарий