3.1.1.3. Угрозы технологической безопасности: В соответствии с «Концепцией национальной безопасности Россий­ской

Концепция национальной безопасности Российской Федерации

3.1.1.3. Угрозы технологической безопасности: В соответствии с «Концепцией национальной безопасности Россий­ской

Концепция национальной безопасности – это система взглядов на обеспечение безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз во всех сферах жизнедеятельности. В ней сформулированы практически все важнейшие направления государственной политики России.

Под национальной безопасностью понимается безопасность многонационального народа Российской Федерации как носителя суверенитета и единственного источника власти в стране, т. е. защищенность народа от различных угроз.

Первый раздел Концепции посвящен положению России в мировом сообществе. После окончания эры биполярной конфронтации США и СССР возобладали две тенденции формирования международных связей.

Первая проявляется в равном развитии значительного числа государств, их объединений, в признании многостороннего управления международными процессами и в формировании идеологии многополярного мира.

Вторая тенденция основана на доминировании западных стран при лидерстве США с преобладанием военно-силовых решений в обход международного права.

Россия одна из крупнейших стран мира с богатыми историческими и культурными традициями. Несмотря на кризисы, она в силу своего экономического, научно-технического и военного потенциала, уникального положения на Евразийском континенте продолжает играть важную роль в мире.

Объективно сохраняется общность интересов России и других государств по многим проблемам безопасности, включая противодействие распространению оружия, борьбу с терроризмом и наркобизнесом, решение экологических проблем, обеспечение ядерной безопасности. Вместе с тем активизируются усилия ряда государств, направленные на ослабление России.

Попытки игнорировать ее интересы при решении крупных проблем способны подорвать международную безопасность и стабильность.

Второй раздел Концепции подробно раскрывает национальные интересы России.

Под ними понимается совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства в экономической, внутриполитической, социальной, международной, информационной, военной, пограничной, экологической и других сферах.

Эти интересы носят долгосрочный характер и определяют стратегические цели и текущие задачи внутренней и внешней политики России.

Интересы личности состоят в реализации конституционных прав и свобод, в обеспечении личной безопасности, в повышении качества и уровня жизни, в физическом, духовном и интеллектуальном развитии каждого человека.

Интересы общества выражаются в упрочении демократии, в создании правового, социального государства, в достижении и поддержании общественного согласия, в духовном обновлении России.

Интересы государства заключаются в незыблемости конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности России, в политической, экономической и социальной стабильности, в безусловном обеспечении законности и правопорядка, в развитии равноправного международного сотрудничества.

Реализация интересов России возможна только на основе устойчивого развития экономики. Поэтому экономические национальные интересы являются ключевыми для обеспечения всех иных интересов.

Во внутриполитической сфере национальные интересы состоят в сохранении стабильности институтов государственной власти, обеспечении гражданского мира и согласия, территориальной целостности, единства правового пространства, в нейтрализации причин и условий возникновения политического и религиозного экстремизма, этнического сепаратизма и их последствий – межэтнических и религиозных конфликтов, терроризма.

Интересы России в социальной сфере заключаются в обеспечении высокого уровня жизни народа.

Интересы в духовной сфере состоят в сохранении и укреплении нравственных ценностей общества, традиций патриотизма и гуманизма, культурного и научного потенциала страны.

В международной сфере национальные интересы заключаются в обеспечении суверенитета, упрочении позиций России как одного из центров многополярного мира, в развитии взаимовыгодных отношений со всеми странами и их объединениями, прежде всего с государствами СНГ, в повсеместном соблюдении прав и свобод человека и недопустимости при этом двойных стандартов.

Интересы России в информационной сфере заключаются в соблюдении прав и свобод в области получения информации и пользования ею, в развитии современных коммуникационных технологий, в защите информационных ресурсов от несанкционированного доступа.

Интересы в военной сфере заключаются в защите независимости, суверенитета, государственной и территориальной целостности России, в предотвращении военной агрессии против России и ее союзников, в обеспечении условий для мирного демократического развития.

Национальные интересы России в пограничной сфере заключаются в обеспечении надежной охраны государственной границы, в соблюдении установленных законодательством страны порядка и правил осуществления экономической и иных видов деятельности в пограничном пространстве.

Национальные интересы в экологической сфере заключаются в сохранении и оздоровлении окружающей среды.

В Концепции подчеркнуто, что важнейшей составляющей национальных интересов России является защита личности, общества и государства от терроризма, от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и их последствий, а в военное время – от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

В третьем разделе Концепции раскрыт весь спектр существующих угроз национальной безопасности России.

В сфере экономики угрозы обусловлены прежде всего существенным сокращением внутреннего валового продукта, снижением инвестиционной, инновационной активности и научно-технического потенциала, стагнацией (застоем) аграрного сектора, разбалансированием банковской системы, ростом внешнего и внутреннего государственного долга, тенденцией к преобладанию в экспортных поставках топливно-сырьевой и энергетической составляющих, а в импортных поставках – продовольствия, предметов потребления и предметов первой необходимости. Отмечается ослабление научно-технического потенциала страны, сокращение исследований на стратегически важных направлениях, отток за рубеж специалистов и интеллектуальной собственности, угрожающие утратой передовых позиций в мире, усилением внешней зависимости и подрывом обороноспособности.

Негативные процессы в экономике лежат в основе сепаратистских устремлений ряда субъектов Российской Федерации, которые ведут к усилению политической нестабильности, ослаблению единого экономического пространства и его важнейших составляющих – производственно-технологических и транспортных связей, финансово-банковской, кредитной и налоговой систем. Экономическая дезинтеграция, девальвация духовных ценностей способствуют усилению напряженности во взаимоотношениях регионов и центра, подрывают федеративное устройство и социально-экономический уклад страны. Этноэгоизм, этноцентризм и шовинизм, неконтролируемая миграция способствуют усилению политического и религиозного экстремизма, этносепаратизма, создают условия для возникновения конфликтов. Единое правовое пространство страны размывается вследствие местничества и несоблюдения приоритета Конституции Российской Федерации над иными правовыми нормами, федеральных правовых норм над нормами субъектов Российской Федерации.

Основными факторами, способствующими росту преступности и коррупции, стали серьезные просчеты, допущенные при проведении реформ в экономической, военной, правоохранительной и иных областях, ослабление системы государственного контроля, несовершенство правовой базы, отсутствие сильной государственной политики в социальной сфере, снижение духовно-нравственного потенциала общества. Масштабы терроризма и организованной преступности возрастают вследствие изменения форм собственности, обострения борьбы за власть на основе групповых и этнонационалистических интересов. Отсутствие эффективной системы социальной профилактики правонарушений, недостаточная правовая и материально-техническая обеспеченность органов правопорядка увеличивают эту опасность.

Угрозу национальной безопасности в социальной сфере создают рост бедности и безработицы в стране, а также глубокое расслоение общества на богатых и малообеспеченных граждан.

Угрозой физическому здоровью нации являются кризис систем здравоохранения и социальной защиты населения, рост потребления алкоголя и наркотических веществ.

Последствиями социального кризиса стали резкое сокращение рождаемости, продолжительности жизни в стране, деформация демографического и социального состава общества, ослабление главной фундаментальной ячейки общества – семьи, снижение духовного, нравственного и творческого потенциала населения, правовой нигилизм.

Угрозы нашей национальной безопасности проявляются в попытках ряда государств противодействовать укреплению России как одного из центров влияния в многополярном мире, ослабить ее позиции в Европе, на Ближнем Востоке, в Закавказье, Центральной Азии и Азиатско-Тихоокеанском регионе.

Налицо стремление ряда стран к доминированию в мировом информационном пространстве, вытеснению России с внешнего и внутреннего информационных рынков.

Уже разработаны концепции информационных войн, средств опасного воздействия на информационные сферы других стран мира, методы нарушения функционирования телекоммуникационных систем, а также сохранности информационных ресурсов, получения несанкционированного доступа к ним, в том числе через Интернет.

Возрастают масштабы угроз в военной сфере. Переход некоторых государств к практике силовых действий без санкции Совета Безопасности ООН чреват угрозой дестабилизации обстановки в мире.

Технологический отрыв и наращивание возможностей ведущих держав по созданию вооружений нового поколения создают предпосылки нового этапа гонки вооружений, коренного изменения способов ведения военных действий.

Активизируется деятельность на территории Российской Федерации иностранных специальных служб и используемых ими организаций.

Угрозы национальной безопасности в пограничной сфере обусловлены экономической, демографической и культурно-религиозной экспансией сопредельных государств на российскую территорию, активизацией деятельности трансграничной организованной преступности, а также зарубежных террористических организаций.

Угроза ухудшения экологической ситуации в стране и истощение природных ресурсов находятся в прямой зависимости от состояния экономики и готовности каждого члена общества осознать глобальность и важность этих проблем.

Четвертый раздел Концепции посвящен задачам и мерам обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.

Основными задачами в этой области являются:

– своевременное прогнозирование внешних и внутренних угроз;

– реализация оперативных и долгосрочных мер по их предупреждению и нейтрализации;

– обеспечение суверенитета и территориальной целостности страны, безопасности ее пограничного пространства;

– подъем экономики, преодоление научно-технической и технологической зависимости от внешних источников;

– обеспечение личной безопасности человека, его конституционных прав и свобод;

– совершенствование системы государственной власти, федеративных отношений, местного самоуправления и законодательства, формирование гармоничных межнациональных отношений, укрепление правопорядка и сохранение социально-политической стабильности общества;

– обеспечение неукоснительного соблюдения законодательства России всеми гражданами, должностными лицами, государственными органами, политическими партиями, общественными и религиозными организациями;

– обеспечение равноправного и взаимовыгодного сотрудничества России прежде всего с ведущими государствами мира;

– подъем и поддержание военного потенциала государства;

– укрепление режима нераспространения оружия массового уничтожения и средств его доставки;

– принятие эффективных мер по выявлению и пресечению разведывательной и подрывной деятельности иностранных государств, направленной против Российской Федерации;

– коренное улучшение экологической ситуации в стране. Далее в Концепции подробно рассматриваются задачи и меры обеспечения национальной безопасности в экономической сфере, поскольку они являются приоритетными направлениями политики государства и базовыми для реализации всех иных задач.

Основными направлениями обеспечения национальной безопасности во внутриэкономической сфере являются:

– усиление государственного регулирования в экономике;

– правовое обеспечение реформ и создание эффективного механизма контроля за соблюдением законодательства.

Переход к высокоэффективной и социально ориентированной рыночной экономике должен осуществляться путем формирования оптимальных механизмов организации производства и распределения товаров и услуг в целях роста благосостояния общества и каждого гражданина.

Государство должно содействовать созданию равных условий для развития и увеличения конкурентоспособности предприятий независимо от формы собственности, в том числе становлению и развитию частного предпринимательства во всех сферах, где это способствует росту общественного благосостояния, прогрессу науки и образования, духовному и нравственному развитию общества, защите прав потребителей. В кратчайшие сроки должны быть разработаны механизмы поддержания жизнедеятельности и экономического развития особо кризисных регионов и районов Крайнего Севера, а также тарифная политика, обеспечивающая единство экономического пространства страны.

Осуществление конституционного принципа народовластия требует обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия всех органов государственной власти, жесткой вертикали исполнительной власти и единства судебной системы России.

Это обеспечивается установлением более четкого функционального распределения полномочий между государственными институтами, укреплением федеративного устройства страны путем совершенствования отношений федеральных органов с субъектами Российской Федерации в рамках их конституционного статуса.

Основными направлениями защиты конституционного строя в России являются:

– обеспечение приоритета федерального законодательства и совершенствование на этой основе законодательства субъектов Российской Федерации;

– разработка организационных и правовых механизмов защиты государственной целостности, обеспечение единства правового пространства и национальных интересов России;

– выработка и реализация региональной политики, обеспечивающей оптимальный баланс федеральных и региональных интересов;

– совершенствование механизма, препятствующего созданию партий и объединений, преследующих сепаратистские, антиконституционные цели, и пресечение их деятельности;

– консолидация усилий, направленных на борьбу с преступностью и коррупцией, так как Россия крайне заинтересована в искоренении этих опасных явлений, выработка системы мер для эффективной защиты личности, общества и государства от преступных посягательств;

– формирование системы социальной профилактики и воспитания законопослушных граждан.

Важнейшими задачами в области борьбы с преступностью являются:

– выявление, устранение причин и условий, порождающих преступность;

– усиление роли государства как гаранта безопасности личности и общества, создание необходимой для этого правовой базы и механизма ее применения;

– укрепление системы правоохранительных органов, создание условий для их эффективной деятельности;

– привлечение всех государственных органов в пределах их компетенции к деятельности по предупреждению противоправных деяний;

– расширение международного сотрудничества в правоохранительной сфере.

В целях предупреждения коррупции и легализации капиталов, нажитых незаконным путем, необходимо создать систему финансового контроля, усовершенствовать меры правового воздействия, механизм проверки имущественного положения и источников доходов должностных лиц, а также соответствия их расходов этим доходам.

В сфере борьбы с терроризмом необходимо шире использовать международный опыт, создать скоординированный механизм противодействия международному терроризму, надежно перекрыть все возможные каналы незаконного оборота оружия и взрывчатых веществ внутри страны, а также их поступления из-за рубежа. Федеральные органы власти должны преследовать на территории страны лиц, причастных к террористической деятельности, независимо от того, где планировались и осуществлялись террористические акции.

Обеспечение национальной безопасности Российской Федерации включает в себя также защиту культурного, духовно-нравственного наследия, исторических традиций и норм общественной жизни, сохранение культурного достояния народов России, духовного и нравственного воспитания населения, введение запрета на использование эфирного времени в электронных средствах массовой информации для показа программ, пропагандирующих насилие, низменные проявления, а также противодействие негативному влиянию иностранных религиозных организаций и миссионеров.

Духовное обновление общества невозможно без сохранения роли русского языка как фактора духовного единения народов многонациональной России и языка межгосударственного общения народов стран – участниц Содружества Независимых Государств, без создания социально-экономических условий для осуществления творческой деятельности и функционирования учреждений культуры.

В области охраны и укрепления здоровья граждан необходимы:

– усиление внимания общества, органов государственной власти Российской Федерации к развитию государственной (федеральной и муниципальной) страховой и частной медицинской помощи;

– осуществление государственного протекционизма в отечественной медицинской и фармацевтической промышленности;

– реализация федеральных программ в области санитарии и эпидемиологии, охраны здоровья детей, оказания скорой и неотложной медицинской помощи, медицины катастроф.

Необходимы обновления организации и ведения гражданской обороны, качественное совершенствование единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в том числе дальнейшая интеграция ее с аналогичными системами иностранных государств.

Внешняя политика Российской Федерации должна быть направлена:

– на проведение активного внешнеполитического курса; упрочение механизмов многостороннего управления мировыми процессами, в первую очередь под эгидой Совета Безопасности ООН;

– на обеспечение благоприятных условий для развития страны, сохранения глобальной и региональной стабильности;

– на защиту законных прав и интересов российских граждан за рубежом с применением мер политического, экономического и иного характера;

– на развитие отношений и интеграционных процессов с государствами – участниками СНГ;

– на полноправное участие России в глобальных и региональных экономических и политических структурах;

– на содействие урегулированию конфликтов под эгидой ООН и других международных организаций;

– на достижение прогресса в сфере контроля над ядерными вооружениями, поддержание стратегической стабильности в мире на основе выполнения государствами своих международных обязательств в этой сфере;

– на выполнение взаимных обязательств в области сокращения и ликвидации вооружений, укрепления доверия и стабильности, обеспечения международного контроля за экспортом и оказанием услуг военного и двойного назначения;

– на содействие созданию зон, свободных от оружия массового уничтожения;

– на развитие международного сотрудничества в области борьбы с транснациональной преступностью и терроризмом.

В предотвращении войн и вооруженных конфликтов отдается предпочтение политическим, дипломатическим, экономическим и другим невоенным средствам. Однако национальные интересы России требуют наличия достаточной военной мощи.

Важнейшей задачей является осуществление сдерживания агрессии любого масштаба против России и ее союзников.

Страна должна обладать ядерными силами, способными гарантированно обеспечить нанесение заданного ущерба любому государству-агрессору или коалиции государств в любых условиях.

Вооруженные Силы боевым составом мирного времени должны обеспечивать надежную защиту страны от воздушного нападения и решение задач по отражению агрессии в локальной войне (вооруженном конфликте), а также стратегическое развертывание для решения задач в крупномасштабной войне. Вооруженные Силы должны обеспечивать участие Российской Федерации в миротворческой деятельности. Одним из направлений обеспечения военной безопасности нашей страны является сотрудничество с государствами – участниками СНГ.

Интересы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации предопределяют необходимость военного присутствия России в некоторых стратегически важных регионах мира.

Размещение в них на договорной и международно-правовой основе воинских контингентов (военных баз, сил Военно-Морского Флота) должно обеспечивать готовность России выполнять свои обязательства, содействовать формированию устойчивого военно-стратегического баланса сил в регионах и давать возможность реагировать на кризисную ситуацию в ее начальной стадии, способствовать реализации внешнеполитических целей государства.

Российская Федерация рассматривает возможность применения военной силы, включая ядерное оружие, для отражения вооруженной агрессии, если все другие меры разрешения кризисной ситуации окажутся неэффективными.

Применение военной силы внутри страны допускается в строгом соответствии с Конституцией и федеральными законами в случаях возникновения угрозы жизни граждан, территориальной целостности страны, а также угрозы насильственного изменения конституционного строя.

Реализация изложенных в Концепции приоритетов, задач и направлений осуществляется через систему обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, представляющей собой меры политического, правового, организационного, экономического, военного и иного характера, а также необходимые силы и средства.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/5_44665_kontseptsiya-natsionalnoy-bezopasnosti-rossiyskoy-federatsii.html

Концепция национальной безопасности РФ

3.1.1.3. Угрозы технологической безопасности: В соответствии с «Концепцией национальной безопасности Россий­ской

Wise 03 июня 2015 20:20

Концепция национальной безопасности РФ – документ (комплекс мер, рекомендации к действию), отражающие совокупность целей и взглядов, мер и стратегий в отношении обеспечении безопасности государства, общества и каждого гражданина от внутренних и внешних угроз (информационных, экологических, техногенных, военных, социальных, политических и экономических).

Концепция национальной безопасности 10 января 2000 года утратила свою юридическую силу и была преобразована в Стратегию национальной безопасности РФ, утвержденную Президентом 12 мая 2009 года. Новый документ действует до 2020 года. Необходимость создания нового документа была озвучена в 2008 году, в период вооруженного противостояния в Южной Осетии.

Основные задачи концепции (стратегии) национальной безопасности РФ

Главные задачи составления и реализации стратегии следующие:

– мобилизировать развитие российской экономики и повысить активность внешнеторговых взаимоотношений;- улучшить общее качество жизни граждан РФ, обеспечить им стабильную заработную плату и пенсии;- обеспечить политическую стабильность;- укрепить все сферы правопорядка страны, обеспечить государственную безопасность и оборону;

– повысить престиж РФ на мировой арене и ее конкурентоспособность экономики.

Разделы концепции (стратегии) национальной безопасности РФ

Документ состоит из нескольких основных разделов:

1. Общие положения

В разделе раскрываются:

– основные тенденции развития государства в последние несколько лет,- суть основных направлений в стратегических и национальных приоритетах,- важность национальной стратегии, ее признания и всесторонней поддержки сто стороны сил обеспечения нацбезопансости;

– суть основных понятий – угроза национальной безопасности Российской Федерации, национальные интересы РФ, стратегические национальные приоритеты. Кроме этого, раскрывается суть таких определений, как система обеспечения национальной безопасности, средства обеспечения национальной безопасности и так далее.

2. Современный мир и РФ: состояние и принципы развития

В разделе делается упор на основных направлениях развития России в сфере международных отношений, проводится подробный анализ текущих тенденций в мировом сообществе, акцентируется внимание на стремлении к глобализации, переходу от блокового противостояния к принципам всеобъемлющей дипломатии. Делается упор на тот факт, что национальные интересы России могут пострадать в случае вероятных рецидивов и силовых подходов в решении важных международных вопросов.

Особое внимание уделяется важности рассмотрения проблем с демографической ситуацией в мире, такими движениями, как неонацизм, наркоторговля, торговля людьми, организованная преступность, незаконная миграция и так далее. Российская Федерация делает упор на выстраивание равных отношений с другими странами на основе международного права. При этом основная задача – достижение равноправия, уважения, взаимовыгодного сотрудничества,

В основе Стратегии лежат планы России продолжить активную работу в «большой восьмерке» и «большой двадцатке», деятельность в объединениях БРИК и РИК, а также возможность привлечения новых государств к активному и плодотворному сотрудничеству.

Особое внимание уделяется продвижению НАТО к границам РФ. Как и прежде, национальная концепция направлена на воспрепятствование этому процессу для обеспечения международной безопасности РФ.

С целью обеспечение стабильности планируется ведение работы по обеспечению социальной стабильности, повышение качества работы органов государственных структур, обеспечение роста экономики страны, повышение мобилизацонного потенциала и так далее.

3. Национальные интересы РФ и стратегические приоритеты

Основные направления деятельности – обеспечение незыблемости конституционного строя и территориальной целостности, развитие демократии, повышение конкурентоспособности экономики и ее развитие.

В документе отмечается, что основной упор делается на реализацию следующих приоритетов:

– повышения качества жизни людей, проживающих на территории РФ за счет стабильного экономического роста и обеспечения личной безопасности;- развитие технологической и научной сферы, здравоохранения, образования и культуры;- достижение высоких стандартов жизнеобеспечения;- укрепление роли государства и его становление, как равного партнера для любой из стран мира;

– проведение активной деятельности в сфере экологии и поддержание рационального использования ресурсов планеты за счет совершенствования технологий, оптимизации, потребления, целесообразного использования всего природо-ресурсного потенциала.

4. Обеспечение национальной безопасности.

Это раздел в котором особое внимание уделяется стратегической, общественной и государственной безопасности, перспективам экономического роста, повышению качества жизни жителей РФ и так далее. Эта част документа состоит из нескольких основных параграфов, в которых рассмотрены:

– особенности национальной обороны РФ- государственная и общественная безопасность;- сфера культуры;- качество жизни граждан РФ;- экономический рост;- образование, технологии, наука;- область здравоохранения;

– экология живых систем и оптимальное использование ресурсов природы;

– стабильность стратегии и партнерские отношения.

В каждом из разделов делается упор на перспективы каждой из сфер до 2020 года, основные направления внешней и внутренней политики, а также ключевые приоритеты. При этом конечная цель каждой из поставленных задач – обеспечение национальной безопасности страны.

5. Основы реализации Стратегии (информационные, правовые, нормативные и организационные).

Согласно данному разделу Государственная политика РФ при реализации всех задач будет согласовывать все свои действия с Советом Безопасности РФ.

Достичь основных целей планируется за счет объединения общих усилий и ресурсов страны, взаимодействия институтов и органов власти, а также комплексного использования правовых, социальных, организационных, политических и ряда других мер.

При этом координация корректности соблюдения и выполнения текущего документа возлагается на Совбез РФ.

По Концепции (стратегии) национальной безопасности РФ основные функции борьбы с терроризмом и наркопреступностью берет на себя НАК (Национальный антитеррористический комитет), а также ГАК (Государственный антинаркотический комитет) соответственно.

Вся нормативная и правовая поддержка данной концепции определяется на основании Конституции РФ, федеральных законов страны, указов, законодательных актов и распоряжений.

Особое внимание уделяется потенциальным угрозам в сфере информационной безопасности, а также важности усовершенствования системы информационно-телекоммуникационной поддержки, нужд системы обеспечения и прочих аспектов нацбезопасности в сфере информационных технологий.

Контролировать ход реализации данной Стратегии берет на себя Секретарь Совбез РФ с ежегодным докладом Президенту РФ. В докладе должны содержаться текущие отклонения от реализации стратегии, а также меры по повышению национальной безопасности в будущем.

6. Характеристики национальной безопасности.

Тенденции укрепления национальной безопасности можно распознать по нескольким основным характеристикам:

– качеству обеспечения страны в сфере здравоохранения, культуры, науки, образования в отношении к общему ВВП страны;- уровню роста потребительских цен;- уровню обеспеченности ВВС РФ качественными кадрами и техникой;- величине государственного долга (внутреннего и внешнего). Оценка производится по отношению к общему ВВП страны;- уровню безработицы в РФ;- объему ежегодного обновления в сфере вооружения специальной и военной техники;

– дециальному коэффициенту.

Источник: https://utmagazine.ru/posts/9921-koncepciya-nacionalnoy-bezopasnosti-rf

Андрей Аганин: Основные угрозы национальной безопасности Российской Федерации

3.1.1.3. Угрозы технологической безопасности: В соответствии с «Концепцией национальной безопасности Россий­ской

 двойной клик – редактировать изображение

1. Национальная безопасность – состояние защищённости государства от внутренних и внешних угроз.

Национальная безопасность – способность нации удовлетворять потребности, необходимые для её самосохранения, самовоспроизведения и самосовершенствования с минимальным риском ущерба для базовых ценностей её нынешнего состояния.

По другому определению, национальная безопасность – совокупность официально принятых взглядов на цели и государственную стратегию в области обеспечения безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз политического, экономического, социального, военного, техногенного, экологического, информационного и иного характера с учётом имеющихся ресурсов и возможностей.

По определению российского политолога Николая Алексеевича Косолапова (23 апреля 1942 года, Москва, РСФСР, СССР), национальная безопасность – это стабильность, которая может поддерживаться на протяжении длительного времени, состояние достаточно разумной динамической защищенности от наиболее существенных из реально существующих угроз и опасностей, а также способности распознавать такие вызовы и своевременно принимать необходимые меры для их нейтрализации.

 двойной клик – редактировать изображение

Национальная безопасность Российской Федерации – состояние защищённости личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, при котором обеспечиваются реализация конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации, достойные качество и уровень их жизни, суверенитет, независимость, государственная и территориальная целостность, устойчивое социально-экономическое развитие Российской Федерации. Национальная безопасность включает в себя оборону страны и все виды безопасности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и законодательством Российской Федерации, прежде всего государственную, общественную, информационную, экологическую, экономическую, транспортную, энергетическую безопасность, безопасность личности.

 двойной клик – редактировать изображение

2. Национальная безопасность включает в себя:

государственную безопасность – понятие, характеризующее уровень защищенности государства от внешних и внутренних угроз;

общественную безопасность – понятие, выраженное в уровне защищенности личности и общества, преимущественно, от внутренних угроз общеопасного характера;

техногенную безопасность – уровень защищенности от угроз техногенного характера;

экологическую безопасность и защиту от угроз стихийных бедствий;

экономическую безопасность;

энергетическую безопасность;

информационную безопасность;

безопасность личности.

 двойной клик – редактировать изображение

3. Обеспечение национальной безопасности – комплекс политических, экономических, социальных, здравоохранительных, военных и правовых мероприятий, направленных на обеспечение нормальной жизнедеятельности нации, устранение возможных угроз.

Обеспечение национальной безопасности включает в себя:

формирование улучшенного стабильного экономического состояния гражданина в отношении других граждан проживающих на территории данного государства;

защиту государственного строя;

защиту общественного строя;

обеспечение территориальной неприкосновенности и суверенитета;

обеспечение политической и экономической независимости нации;

обеспечение здоровья нации;

охрана общественного порядка;

борьба с преступностью;

обеспечение техногенной безопасности и защита от угроз стихийных бедствий.

Органы, обеспечивающие национальную безопасность, – армия, службы разведки и контрразведки, правоохранительные органы, медицинские органы.

 двойной клик – редактировать изображение

4. Государственная безопасность – уровень защищённости государства от внешних и внутренних угроз (первая из составляющих национальной безопасности).

Обеспечение государственной безопасности, или охрана государственной безопасности – комплекс политических, экономических, социальных, военных и правовых мероприятий по защите существующего государственного и общественного строя, территориальной неприкосновенности и независимости государства от подрывной деятельности разведывательных и иных специальных служб иностранных государств, а также от противников существующего строя внутри страны.

 двойной клик – редактировать изображение

Государственная безопасность – составляющая национальной безопасности, характеризует степень защищённости от внутренних и внешних опасностей, на основе изучения политических, экономических, социальных, военных и правовых процессов с целью предупреждения и устранения антигосударственных и подрывных кампаний разведывательных и иных спецслужб агрессивно настроенных государств, а также противников внутреннего строя.

Отождествление государственной безопасности с национальной безопасностью неверно, так как первое является понятием менее широким.

Органы, обеспечивающие государственную безопасность, –спецслужбы, армия и правоохранительные организации.

 двойной клик – редактировать изображение

5. Общественная безопасность – вторая из составляющих национальной безопасности, выраженная в уровне защищённости личности, общества и государства преимущественно от внутренних угроз общеопасного характера.

Часть учёных-юристов определяют понятие «общественная безопасность» как совокупность нормальных общественных отношений, установленных нормативно-правовыми актами, обычаями и традициями, обеспечивающих достаточный уровень личной безопасности членов общества и самого общества в целом.

В науке «Теории государства и права» или в конституционном праве существует мнение, что кроме уровня преступности и правонарушений, одними из критериев оценки общественной безопасности следует считать уровень защиты личности и общества от последствий стихийных бедствий и техногенных катастроф.

Состояние и уровень общественной безопасности характеризуется удельным уровнем преступлений и правонарушений, влияющих на состояние безопасности общества в целом и отдельных граждан в частности.

Отождествление общественной и национальной безопасности, несмотря на определённую близость и схожесть этих понятий, необоснованно, поскольку абсолютное большинство исследователей сходятся во мнении, что общественная безопасность является одним из видов национальной безопасности.

 двойной клик – редактировать изображение

6. Экологическая безопасность – допустимый уровень негативного воздействия природных и антропогенных факторов экологической опасности на окружающую среду и человека.

Система экологической безопасности – система мер, обеспечивающих с заданной вероятностью допустимое негативное воздействие природных и антропогенных факторов экологической опасности на окружающую среду и самого человека.

На каждом уровне организации система экологической безопасности функционально состоит из трёх стандартных модулей, логически дополняющих друг друга и только в своем единстве составляющих саму систему, это: комплексная экологическая оценка территории, экологический мониторинг и управленческие решения (экологическая политика).

Каждый из указанных модулей выполняет следующие функции:

1) комплексная экологическая оценка территории:

1.1) определение и оценка комплекса факторов экологической опасности, проявляющихся на данной территории;

1.1.1) районирование территории по устойчивости к проявлению факторов экологической опасности;

1.1.2) составление и ведение кадастра объектов воздействия на окружающую среду;

1.1.3) идентификация и оценка экологических рисков;

1.2) составление и ведение кадастра природных ресурсов;

1.3) составление и ведение кадастра «загрязненных» территорий;

1.4) выбор индикаторов устойчивого развития.

2) экологический мониторинг:

2.1) нормирование воздействий на окружающую среду;

2.2) контроль источников воздействия на окружающую среду;

2.3) контроль качества компонентов окружающей среды;

2.4) мониторинг экологических рисков;

2.5) мониторинг индикаторов устойчивого развития.

3) управленческие решения:

3.1) формирование экологической политики;

3.2) анализ и корректировка индикаторов устойчивого развития;

3.3) управление экологическими рисками:

3.3.1) предупреждение проявления антропогенных факторов экологической опасности;

3.3.2) минимизация последствий проявления природных факторов экологической опасности;

3.4) разработка и совершенствование природоохранного законодательства и методов формирования экологического мировоззрения.

Методы обеспечения экологической безопасности (согласно Т.А. Хоружая, 2002 год):

1) методы контроля качества окружающей среды:

1.1) методы измерений – строго количественные, результат которых выражается конкретным числовым параметром (физические, химические, оптические и другие);

1.2) биологические методы – качественные (результат выражается словесно, например, в терминах «много-мало», «часто-редко» и другими) или частично количественные;

2) методы моделирования и прогноза, в том числе методы системного анализа, системной динамики, информатики и другие;

3) комбинированные методы, например, эколого-токсикологические методы, включающие различные группы методов (физико-химических, биологических, токсикологических и других);

4) методы управления качеством окружающей среды.

 двойной клик – редактировать изображение

7.

Экономическая безопасность – это область научного знания, в рамках которой изучают состояние экономики, при котором обеспечивается достаточно высокий и устойчивый рост экономических показателей; эффективное удовлетворение экономических потребностей; контроль государства за движением и использованием национальных ресурсов; защита экономических интересов страны на национальном и международном уровнях.

Она включает в себя:

1) сохранение платежеспособности;

2) планирование будущих денежных потоков экономического субъекта;

3) безопасность занятости.

Советский и российский экономист, доктор экономических наук, профессор (1980 год), академик РАН (избран академиком АН СССР 23 декабря 1987 года), Заместитель Председателя Совета Министров СССР Леонид Иванович Абалкин (5 мая 1930 года, Москва, РСФСР, СССР – 2 мая 2011 года, Москва, РСФСР, СССР) определял экономическую безопасность как «совокупность условий и факторов, обеспечивающих независимость национальной экономики, её стабильность и устойчивость, способность к постоянному обновлению и совершенствованию».

В макроэкономике экономическая безопасность – такое состояние, или уровень развития средств производства в стране, при которых процесс устойчивого развития экономики и социально-экономическая стабильность общества обеспечивается, практически, независимо от наличия и действия внешних факторов.

Экономическая безопасность – совокупность экономических, политических, военных, научно-технологических и социальных аспектов и факторов, определяющих состояние, или уровень национальной безопасности государства.

Экономическая безопасность может быть достигнута в том случае, если степень зависимости от доминирующей экономики, а также степень обострения внутриполитической, социальной и экономической ситуации не превышает предела, который грозит утерей национального суверенитета, существенным ослаблением военной мощи, значительным снижением уровня и качества жизни населения, либо срывом достижения глобальных стратегических целей страны.

Уровни экономической безопасности определяются следующими факторами:

1) геополитическим и экономико-географическим положением страны и связанным с этим размещением производительных сил на территории страны, а также доступом к отечественным и зарубежным ресурсам;

2) экономическая и военно-политическая мощь страны и её конкурентная позиция в мировой экономической системе по стратегически важным направлениям развития;

3) ориентация институциональной системы страны на поддержку отраслей индустриальной экономики от которой зависит уровень национальной безопасности;

4) приоритетами экономической политики государства в отношении отраслей обеспечивающих конкурентное преимущество, предприятия национальной экономики;

5) параметры отраслевой и региональной структуры ВВП, стратегической значимости отраслей национальной экономики и регионов страны для обеспечения национальной безопасности;

6) наличие резервов стратегически важных материальных благ первого и высшего порядка в объемах, достаточных для обеспечения экономической безопасности в условиях форсмажорных обстоятельств.

Аспекты деятельности, непосредственно влияющие и направленные на сохранение максимально эффективного уровня экономической безопасности:

1) разработка, принятие и исполнение законодательных актов, обеспечивающих функционирование стратегически важных отраслей экономики;

2) контроль исполнения бюджета и предотвращение нецелевого расходования средств;

3) борьба с коррупцией на всех уровнях;

4) инвестиции в развитие новейших технологий и наукоёмких производств;

5) усиление и совершенствование деятельности спецслужб и армии;

6) развитие и совершенствование политической и экономической системы управления государством.

Экономическая безопасность предприятия – это состояние наиболее эффективного использования ресурсов для предотвращения угроз и обеспечения стабильного функционирования предприятия.

Экономическая безопасность предприятия характеризуется совокупностью качественных и количественных показателей, важнейшим среди которых является уровень экономической безопасности.

Для того чтобы достичь наиболее высокого уровня экономической безопасности, предприятие должно следить за обеспечением максимальной безопасности основных функциональных составляющих системы экономической безопасности предприятия.

Функциональные составляющие экономической безопасности предприятия – это совокупность основных направлений его экономической безопасности, существенно отличающихся друг от друга по своему содержанию.

Выделяют следующие функциональные составляющие экономической безопасности предприятия:

1) финансовую;

2) интеллектуальную и кадровую;

3) технико-технологическую;

4) политико-правовую;

5) экологическую;

6) информационную;

7) силовую.

Экономическая безопасность предприятия, в свою очередь, является составной частью системы безопасности предпринимательской деятельности, наряду с:

1) техногенной;

2) экологической;

3) информационной;

4) психологической;

5) физической;

6) научно-технической;

7) пожарной.

Для обеспечения своей экономической безопасности предприятие использует совокупность корпоративных ресурсов.

Корпоративные ресурсы – факторы бизнеса, используемые владельцами и менеджерами предприятия для выполнения целей бизнеса.

 двойной клик – редактировать изображение

8. Энергетическая безопасность – это комплексное понятие, относящееся к нескольким уровням:

политическая энергетическая безопасность;

экономическая энергетическая безопасность;

техногенная энергетическая безопасность.

Энергетическая безопасность подразумевает такие условия, при которых потребитель имеет надежный доступ к необходимой ему энергии, а поставщик – к её потребителям. То есть речь идёт не только о бесперебойных потоках, но и о стабильных и разумных ценах.

Для того, чтобы достигнуть энергетической безопасности требуется определённая политика государства и проведение специальных мероприятий. Также могут вносить свой вклад в энергетическую безопасность рынки, но быть единственными, кто это делает, они не могут. Достижение энергетической безопасности требует совместного использования всех механизмов регулирования.

«Энергетическая безопасность – это обеспечение каждой семьи газом и энергией в достаточном объеме и по приемлемым ценам» – считает глава Европейского парламента, польский политик, премьер-министр Польши с 1997 по 2001 годы, депутат Европейского парламента с 13 июня 2004 года, один из деятелей движения «Солидарность» в 1980-е годы, активно занимавшийся научной деятельностью, доктор наук, профессор Ежи Кароль Бузек (польск. Jerzy Karol Buzek, 3 июля 1940 года, Смиловиц, Германская империя, ныне Смиловице, Чехия). К этому специалисты области добавляют: безопасность источника энергии, гарантии поставок и надёжность транзита, контроль над трубопроводами, отказ от газового или нефтяного шантажа, недопущение спекулятивного роста цен и так далее.

«Энергетическая безопасность – это обеспечение бесперебойного доступа к энергетическим ресурсам по приемлемой цене».

Представленные выше определения – это одни из многих определений энергетической безопасности, которая в настоящее время становится одной из важнейших экономических и политических проблем внутренней и внешней политики государства.

В качестве примера можно также привести определение, предложенное экспертами Всемирного энергетического совета: способность местных и импортируемых ресурсов удовлетворять растущий спрос на энергию в течение определенного периода времени по доступным ценам.

Каждое из определений энергетической безопасности зависит от того, в каком контексте она рассматривается: экономическом или политическом. В современном мире значимость энергетической безопасности определяется не только сокращением запасов углеводородного топлива, но и попытками некоторых государств, преимущественно экспортёров нефти и природного газа, оказывать давление на импортёров энергоресурсов для достижения политических целей.

При этом экспортёры и импортёры энергетических ресурсов понимают энергетическую безопасность по-разному. Поставщик заинтересован в высоких, а потребитель – в низких ценах на продукт, и оба – в надёжности поставок.

Страны-экспортеры энергоресурсов делают главный упор на поддержание «стабильности спроса», который, в конце концов, обеспечивает преобладающую долю их государственных доходов.

Развивающиеся страны озабочены тем, как изменение цен на энергоносители влияет на их платежный баланс.

 двойной клик – редактировать изображение

9. Информационная безопасность (англ. Information Security, а также – англ. InfoSec) – практика предотвращения несанкционированного доступа, использования, раскрытия, искажения, изменения, исследования, записи или уничтожения информации.

Это универсальное понятие применяется вне зависимости от формы, которую могут принимать данные (электронная, или например, физическая).

Основная задача информационной безопасности – сбалансированная защита конфиденциальности, целостности и доступности данных, с учётом целесообразноcти применения и без какого-либо ущерба производительности организации.

Это достигается, в основном, посредством многоэтапного процесса управления рисками, который позволяет идентифицировать основные средства и нематериальные активы, источники угроз, уязвимости, потенциальную степень воздействия и возможности управления рисками. Этот процесс сопровождается оценкой эффективности плана по управлению рисками.

Для того, чтобы стандартизовать эту деятельность, научное и профессиональное сообщества находятся в постоянном сотрудничестве, направленном на выработку базовой методологии, политик и индустриальных стандартов в области технических мер защиты информации, юридической ответственности, а также стандартов обучения пользователей и администраторов.

Эта стандартизация в значительной мере развивается под влиянием широкого спектра законодательных и нормативных актов, которые регулируют способы доступа, обработки, хранения и передачи данных.

Однако внедрение любых стандартов и методологий в организации может иметь лишь поверхностный эффект, если культура непрерывного совершенствования не привита должным образом.

 двойной клик – редактировать изображение

10. Безопасность личности – состояние защищённости жизненно важных интересов личности, общества, государства от внутренних и внешних угроз, либо способность предмета, явления или процесса сохраняться при разрушающих воздействиях.

Безопасность – это такие условия, в которых находится сложная система, когда действие внешних и внутренних факторов не приводит к процессам, которые считаются негативными по отношению к данной сложной системы в соответствии с имеющимися на данном этапе потребностям, знаниям и представлениям.

В России впервые на законодательном уровне понятие «безопасность» было установлено Законом РСФСР от 5 марта 1992 года № 2446-I «О безопасности», который закрепил правовые основы безопасности личности, общества и государства, определил систему безопасности и её функции, установил порядок организации и финансирования органов обеспечения безопасности, а также контроля и надзора за законностью их деятельности.

Личная безопасность – состояние защищённости человека от психологического, физического или иного насильственного посягательства.

В России центральным звеном деятельности государства в области безопасности является Совет Безопасности Российской Федерации.

Методы обеспечения безопасности:

1) управление рисками;

2) повышение устойчивости к деструктивным воздействиям (например, выработка и укрепление иммунитета при охране здоровья, создание систем парирования и ликвидации последствий деструктивных воздействий);

3) создание систем и средств защиты от угроз;

4) уничтожение (изоляция) источников угроз.

Допустимый (приемлемый) риск – это величина риска, которая достижима по техническим, экономическим и технологическим возможностям; принято допустимым считать 10−6, что означает гибель одного человека на 1000000 и соответствует риску гибели людей от природных опасностей.

Виды безопасности:

1) авиационная безопасность;

2) безопасность дорожного движения;

3) безопасность движения на железнодорожном транспорте;

4) безопасность полетов;

5) биологическая безопасность;

6) военная безопасность;

6) государственная безопасность;

7) безопасность систем управления;

8) информационная безопасность;

9) компьютерная безопасность;

10) национальная безопасность;

11) охрана труда;

12) пожарная безопасность;

13) половая безопасность;

14) промышленная безопасность;

15) радиационная безопасность;

16) теория национальной безопасности;

17) техника безопасности;

18) техносферная безопасность;

19) экономическая безопасность;

20) экологическая безопасность;

21) электрическая безопасность;

22) энергетическая безопасность;

23) ядерная безопасность.

Таким образом, национальная безопасность Российской Федерации – крайне многоуровневая и многоаспектная проблема.

Источник: http://zavtra.ru/blogs/osnovnie_ugrozi_natcional_noj_bezopasnosti_rossijskoj_federatcii

Указ Президента РФ от 31.12.2015 N 683

3.1.1.3. Угрозы технологической безопасности: В соответствии с «Концепцией национальной безопасности Россий­ской

55. Стратегическими целями обеспечения национальной безопасности являются развитие экономики страны, обеспечение экономической безопасности и создание условий для развития личности, перехода экономики на новый уровень технологического развития, вхождения России в число стран – лидеров по объему валового внутреннего продукта и успешного противостояния влиянию внутренних и внешних угроз.

56.

Главными стратегическими угрозами национальной безопасности в области экономики являются ее низкая конкурентоспособность, сохранение экспортно-сырьевой модели развития и высокая зависимость от внешнеэкономической конъюнктуры, отставание в разработке и внедрении перспективных технологий, незащищенность национальной финансовой системы от действий нерезидентов и спекулятивного иностранного капитала, уязвимость ее информационной инфраструктуры, несбалансированность национальной бюджетной системы, регистрация прав собственности в отношении значительной части организаций в иностранных юрисдикциях, ухудшение состояния и истощение сырьевой базы, сокращение добычи и запасов стратегически важных полезных ископаемых, прогрессирующая трудонедостаточность, сохранение значительной доли теневой экономики, условий для коррупции и криминализации хозяйственно-финансовых отношений, незаконной миграции, неравномерное развитие регионов, снижение устойчивости национальной системы расселения.

57.

Негативное воздействие на экономическую безопасность оказывают введенные против Российской Федерации ограничительные экономические меры, глобальные и региональные экономические кризисы, усиление недобросовестной конкуренции, неправомерное использование юридических средств, нарушение стабильности тепло- и энергоснабжения субъектов национальной экономики, а в перспективе будет оказывать также дефицит минерально-сырьевых, водных и биологических ресурсов.

58.

Обеспечение экономической безопасности осуществляется путем развития промышленно-технологической базы и национальной инновационной системы, модернизации и развития приоритетных секторов национальной экономики, повышения инвестиционной привлекательности Российской Федерации, улучшения делового климата и создания благоприятной деловой среды. Важнейшими факторами обеспечения экономической безопасности являются повышение эффективности государственного регулирования экономики в целях достижения устойчивого экономического роста, повышение производительности труда, освоение новых ресурсных источников, стабильность функционирования и развития финансовой системы, повышение ее защищенности, валютное регулирование и контроль, накопление финансовых резервов, сохранение финансовой стабильности, сбалансированности бюджетной системы, совершенствование межбюджетных отношений, преодоление оттока капитала и квалифицированных специалистов, увеличение объема внутренних сбережений и их трансформация в инвестиции, снижение инфляции. Кроме того, необходимы активные меры по борьбе с коррупцией, теневой и криминальной экономикой, а также по государственной защите российских производителей, осуществляющих деятельность в области военной, продовольственной, информационной и энергетической безопасности.

59.

Для обеспечения экономической безопасности основные усилия направлены на устранение дисбалансов в экономике, территориальном развитии, развитии рынка труда, транспортной, информационной, социальной и образовательной инфраструктурах, формирование новой географии экономического роста, новых отраслей экономики, центров промышленности, науки и образования, активизацию фундаментальных и прикладных научных исследований, повышение качества общего, профессионального и высшего образования, совершенствование национальных инвестиционных и финансовых институтов, стимулирование миграции производства из других стран в Россию.

60.

Одним из главных направлений обеспечения национальной безопасности в области экономики на долгосрочную перспективу является повышение уровня энергетической безопасности, которая включает в себя устойчивое обеспечение внутреннего спроса на энергоносители стандартного качества, рост энергоэффективности и энергосбережения, конкурентоспособности отечественных энергетических компаний и производителей энергоресурсов, предотвращение дефицита топливно-энергетических ресурсов, создание стратегических запасов топлива, резервных мощностей, производство комплектующего оборудования, стабильное функционирование систем энерго- и теплоснабжения.

61.

Необходимыми условиями обеспечения энергетической безопасности являются повышение эффективности государственного управления топливно-энергетическим комплексом, надежность и бесперебойность поставок энергоресурсов потребителям, обеспечение технологического суверенитета страны на мировом энергетическом рынке, внедрение перспективных энергосберегающих и энергоэффективных технологий, повышение степени переработки энергоресурсов, недопущение дискриминации российских поставщиков энергоносителей на зарубежных рынках и российских добывающих компаний при освоении месторождений углеводородов за пределами Российской Федерации, противодействие попыткам ряда государств регулировать рынки энергоресурсов исходя из политической, а не экономической целесообразности, разработка перспективных энергосберегающих технологий и международный обмен ими.

62. В целях противодействия угрозам экономической безопасности органы государственной власти и органы местного самоуправления во взаимодействии с институтами гражданского общества реализуют государственную социально-экономическую политику, предусматривающую:

обеспечение устойчивости макроэкономической ситуации, стимулирование темпов роста экономики, превышающих аналогичные показатели развитых государств, поддержку реального сектора экономики;

повышение эффективности и качества государственного управления экономикой, снижение издержек и неэффективных бюджетных расходов, борьбу с нецелевым использованием и хищением государственных средств, коррупцией, повышение эффективности управления принадлежащими государству активами;

укрепление финансовой системы, обеспечение ее суверенитета, устойчивости валютного курса рубля, оптимизацию валютного регулирования и контроля, снижение инфляции, развитие национальной инфраструктуры финансовых рынков, снижение банковских ставок, повышение уровня прямых инвестиций, доступности кредитования за счет “длинных” денег, привлечение внутренних накоплений, деофшоризацию экономики, возврат российского капитала и сокращение его вывоза за рубеж;

обеспечение сбалансированности бюджетной системы и совершенствование межбюджетных отношений в Российской Федерации;

повышение привлекательности российской юрисдикции, совершенствование условий для предпринимательской деятельности, развитие конкуренции, выработку новых подходов к деятельности органов государственного контроля (надзора), обеспечение стабильности налоговой и правовой систем, гарантированную защиту права частной собственности и выполнения договоров;

осуществление рационального импортозамещения, снижение критической зависимости от зарубежных технологий и промышленной продукции, ускоренное развитие агропромышленного комплекса и фармацевтической промышленности;

развитие новых высокотехнологичных отраслей, укрепление позиций в области освоения космоса, ядерной энергетики, возвращение лидерства в традиционных промышленных отраслях (тяжелое машиностроение, авиа- и приборостроение), восстановление электронной и легкой промышленности, судо- и станкостроения, а также системы статистической оценки уровня технологического состояния отраслей экономики;

развитие оборонно-промышленного комплекса страны как двигателя модернизации промышленного производства, обновление производственной базы организаций оборонно-промышленного комплекса на новой технологической основе, совершенствование их кадрового потенциала и выпуск ими востребованной продукции гражданского назначения;

создание стратегических резервов минерально-сырьевых ресурсов, достаточных для гарантированного обеспечения мобилизационных нужд Российской Федерации и потребностей экономики страны на долгосрочную перспективу;

формирование единого транспортного пространства на базе сбалансированного опережающего развития эффективной транспортной инфраструктуры и роста уровня транспортной связности Российской Федерации, создание транспортных коридоров и мультимодальных транспортно-логистических узлов, увеличение объема и повышение качества дорожного строительства;

расширение использования инструментов государственно-частного партнерства для решения стратегических задач развития экономики, завершения формирования базовой транспортной, энергетической, информационной, военной инфраструктур, особенно в Арктике, Восточной Сибири и на Дальнем Востоке, развития Северного морского пути, Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей;

стимулирование развития малого и среднего предпринимательства в производственной сфере путем снижения расходов, связанных с началом предпринимательской деятельности, ее поддержку на этапе становления за счет снижения налоговой нагрузки, создания бизнес-инкубаторов, промышленных парков и технопарков, формирования спроса на продукцию малых и средних предприятий, расширения доступа к закупкам государственных компаний, участия в реализации крупных проектов;

сокращение неформальной занятости и легализацию трудовых отношений, повышение инвестиций в развитие человеческого капитала;

обеспечение баланса интересов коренного населения и трудовых мигрантов, в том числе иностранных граждан, с учетом их этнических, языковых, культурных и конфессиональных различий, совершенствование миграционного учета, обоснованное территориальное распределение трудовых мигрантов исходя из потребностей регионов в трудовых ресурсах;

развитие международных деловых контактов, привлечение иностранных инвестиций и технологий, реализацию совместных проектов, расширение рынков сбыта российской продукции, противодействие попыткам иностранных государств регулировать мировые рынки исходя из их политических и экономических интересов.

63. Укреплению экономической безопасности способствует совершенствование государственного управления на основе документов стратегического планирования Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и макрорегионов.

64. Стабильное состояние национальной безопасности на региональном уровне обеспечивается путем сбалансированного, комплексного и системного развития субъектов Российской Федерации, расширения и укрепления хозяйственных связей между ними.

65.

Одним из главных направлений обеспечения национальной безопасности на региональном уровне (на среднесрочную перспективу) является создание механизма сокращения уровня межрегиональной дифференциации в социально-экономическом развитии субъектов Российской Федерации путем сбалансированного территориального развития страны, устранения инфраструктурных ограничений, введения механизма координации размещения транспортной, инженерной и социальной инфраструктур всех уровней, совершенствования системы стратегического и территориального планирования, обеспечения взаимной согласованности отраслевого и территориального развития, совершенствования национальной системы расселения и системы размещения производительных сил на территории Российской Федерации.

66.

В долгосрочной перспективе устранить угрозы национальной безопасности, связанные с диспропорцией развития регионов России, целесообразно путем стимулирования самостоятельного экономического развития субъектов Российской Федерации и их кооперации, повышения инвестиционной и предпринимательской активности, укрепления бюджетной обеспеченности, совершенствования межбюджетных отношений, расширения количества центров экономического роста, в том числе территорий опережающего социально-экономического развития.

Источник: https://base.garant.ru/71296054/

3.3. Угрозы национальной безопасности россии

3.1.1.3. Угрозы технологической безопасности: В соответствии с «Концепцией национальной безопасности Россий­ской

Угроза безопасностиРФ – совокупностьусловий и факторов, создающих опасностьжизненно важным интересам личности,общества и государства.

Реальная ипотенциальная угроза объектамбезопасности, исходящая от внутреннихи внешних источников, определяетсодержание деятельности по обеспечениювнутренней и внешней безопасности.

Угрозы безопасностиможно условно разделить на политические(угрозы существующему конституционномустрою), экономические, военные,информационные, техногенные, экологическиеи иные.

Наиболее полновесь спектр угроз РФ получил отражениев Концепции национальной безопасностиРФ, Федеральных законах «Об обороне»,«О безопасности». Военная сфера и угрозыв ней отражены в Военной доктрине РФ.

https://www.youtube.com/watch?v=ngMwFZ_0wyU

Весьма значительнойостается террористическая угроза,причем существенной подпиткой длятеррористов, источником их вооруженийи полем для практического применениясил остаются локальные конфликты,зачастую на этнической почве, к которойнередко добавляется межконфессиональноепротивостояние, искусственно нагнетаемоеи навязываемое миру.

Серьезная опасностьсвязана и с распространением оружиямассового поражения. В том случае, еслитакое оружие попадет в руки

террористов, а оник этому стремятся, последствия будутпросто катастрофическими.

Значимым направлениеммеждународной политики на протяжениидесятилетий остается разоружение. Инаша страна внесла огромный вклад вподдержание стратегической стабильностив мире.

Сохраняются угрозыв экономической сфере, проявляющиесяв сокращении производства, сниженииинвестиционной и инновационнойактивности, разрушении научно-техническогопотенциала.

Несомненную угрозу составляетувеличение доли топливно-сырье-вогосектора, формирование экономическоймодели, основанной на экспорте топливаи сырья и импорте оборудования,продовольствия и предметов потребления,что может привести к завоеваниювнутреннего рынка России иностраннымифирмами.

Угрозой безопасностиРоссии в социальнойсфере выступаетувеличение удельного веса населения,живущего за чертой бедности, расслоениеобщества на узкий круг богатых ипреобладающую массу малообеспеченныхграждан, усиление социальной напряженности.

Угроза истощенияприродных ресурсов и ухудшенияэкологической ситуации нарастаетиз-за преимущественного развитиятопливно-энергетических отраслейпромышленности и неразвитостизаконодательной основы природоохранныхмероприятий, отсутствия либо ограниченногоиспользования природосберегающихтехнологий, низкой экологическойкультуры.

Угрозы национальнойбезопасности РФ в международнойсфере проявляютсячерез попытки других государствпротиводействовать укреплению Россиикак одного из влиятельных центровформируемого многополярного мира.

Основные внешниеугрозы:

– развертываниегруппировок сил и средств, преследующихцель военного нападения на РФ или еесоюзников;

– территориальныепретензии к РФ, угроза политическогоили силового отторжения от РФ отдельныхтерриторий;

– осуществлениегосударствами или общественно-политическимиструктурами программ по созданию оружиямассового поражения;

– вмешательствово внутренние дела РФ со стороныиностранных государств или организаций,поддерживаемых иностранными государствами;

– демонстрациявоенной силы вблизи границ РФ, проведениеучений с провокационными целями;

– наличие вблизиграниц РФ или границ ее союзников очаговвооруженных конфликтов, угрожающих ихбезопасности;

– нестабильность,слабость государственного строя вотдельных приграничных странах;

– наращиваниегруппировок войск, ведущее к нарушениюсложившегося баланса сил вблизи границРФ или границ ее союзников и в прилегающихк их территории морских водах;

– расширениевоенных блоков и союзов в ущерб военнойбезопасности Российской Федерации илиее союзников;

– ввод иностранныхвойск (без согласия РФ и санкции Советабезопасности ООН) на территориисопредельных и дружественных РФгосударств.

Основные внутренниеугрозы:

– сырьевойхарактер экономики, отсутствиепроизводства отечественных товаров,низкая производительность труда;

– низкий уровеньразвития сельского хозяйства инедостаточное производство отечественнойсельскохозяйственной продукции;

– социальноенеблагополучие и низкий уровень жизнибольшинства населения;

– высокий уровенькоррупции;

– терроризм ипопытки насильственного измененияконституционного строя;

– создание,оснащение, подготовка и функционированиенезаконных вооруженных формирований;

– незаконноераспространение (оборот) на территорииРФ оружия, боеприпасов, взрывчатыхвеществ и др.;

– широкомасштабнаядеятельность организованной преступности,угрожающая политической стабильностив масштабах субъекта РФ;

– деятельностьсепаратистских и радикальныхрелигиозно-националистических движенийв РФ.

Исходный моментв оценке уровня угроз в военнойсфере дляРФ заключается в том, что значениевоенной силы в системе международныхотношений за последнее время неуменьшилось.

Более того, военно-политическаяобстановка не исключает возможностивозникновения вблизи границ Россиикрупных вооруженных конфликтов,затрагивающих интересы безопасностиРФ, или возникновения прямой военнойугрозы безопасности РФ.

Основная задачаВооруженных сил России и стран-союзников- нейтрализация внешних угроз, а такжеучастие в нейтрализации внутренних итрансграничных угроз. На сегодняшнийдень уровень военной опасности дляРоссии можно расценить как относительноневысокий. Ни одна из существующихконфликтных ситуаций силового планане создает прямой военной угрозыбезопасности РФ. В то

же время, учитываяизменения геополитической обстановкив мире, приходится констатировать, чтообеспечение безопасности РФ только засчет политических возможностей (членствов международных организациях, партнерскиеотношения, возможности влияния) становитсянедостаточным.

Источник: https://studfile.net/preview/5810178/page:10/

Medic-studio
Добавить комментарий