3.1.2.2. Создание Ситуационного центра МЧС России: Функционирование подсистемы информационного обеспечения Ситуационного

Содержание
  1. ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СИТУАЦИОННОГО ЦЕНТРА МЧС – Современные наукоемкие технологии (научный журнал)
  2. Библиографическая ссылка
  3. Об утверждении Стандарта типовых требований к функциональному, информационно-технологическому, организационному, нормативному правовому обеспечению ситуационных центров, функционирующих в исполнительных органах государственной власти Республики Татарстан, территориальных органах федеральных органов исполнительной власти по Республике Татарстан, органах местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Татарстан, организациях и входящих в Распределенный ситуационный центр Республики Татарстан, и Положения об аккредитации ситуационных центров, входящих в Распределенный ситуационный центр Республики Татарстан (с изменениями на 26 ноября 2019 года), Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 02 октября 2018 года №894
  4. СТАНДАРТ ТИПОВЫХ ТРЕБОВАНИЙ К ФУНКЦИОНАЛЬНОМУ, ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ, ОРГАНИЗАЦИОННОМУ, НОРМАТИВНОМУ ПРАВОВОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ СИТУАЦИОННЫХ ЦЕНТРОВ, ФУНКЦИОНИРУЮЩИХ В ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН, ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОРГАНАХ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ ПО РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН, ОРГАНАХ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ РАЙОНОВ И ГОРОДСКИХ ОКРУГОВ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН, ОРГАНИЗАЦИЯХ И ВХОДЯЩИХ В РАСПРЕДЕЛЕННЫЙ СИТУАЦИОННЫЙ ЦЕНТР РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
  5. 1. Общие положения
  6. Цукс мчс россии центр управления в кризисных ситуациях
  7. Руководство
  8. Официальный сайт
  9. Цели
  10. Функции
  11. Задачи
  12. Подразделения
  13. История создания

ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СИТУАЦИОННОГО ЦЕНТРА МЧС – Современные наукоемкие технологии (научный журнал)

3.1.2.2. Создание Ситуационного центра МЧС России: Функционирование подсистемы информационного обеспечения Ситуационного
1 Есмагамбетов Т.У. 1 Шикульская О.М. 2 1 ФГБОУ ВПО «Астраханский государственный университет (АГУ)»2 ГАОУ АО ВО «Астраханский государственный архитектурно-строительный университет» Потери от чрезвычайных ситуаций во всем мире колоссальны.

Защита населения, окружающей среды и объектов хозяйствования от чрезвычайных ситуаций и последствий, вызванных ими, является одной из приоритетных областей проведения государственной политики. От оперативности действия служб МЧС существенно зависит объем и тяжесть потерь, вызванных чрезвычайной ситуацией.

Однако в условиях чрезвычайных ситуаций в ситуационный центр поступает нечеткая, разнородная, слабоструктурированная информация, которую нужно оперативно обрабатывать и принимать решения. Необходима компьютерная поддержка деятельности ситуационных центров.

Авторы рассмотрели вопрос использования информационно-измерительных и управляющих систем интеллектуальных зданий в качестве источника точной информации, разработали модели бизнес-процессов ситуационного центра AS-IS и TO-BE, информационно-логическую модель компьютерной поддержки деятельности ситуационного центра, стратегическую карту действий в условиях чрезвычайной ситуации. 1. Есмагамбетов Т.

У., Шикульская О.М. Анализ информационной поддержки деятельности карагандинского областного кризисного центра // Conduct of modern science: Materials of the X International scientific and practical conference. – 2014. – Vol. 24. Technical sciences. Physical culture and sport. Sheffield. Science and education LTD – Р. 29–31.
2. Есмагамбетов Т.У., Шикульская О.М.

Анализ проблем деятельности ситуационного центра МЧС // Современная наука: актуальные проблемы и пути их решения. – 2014. – № 12. – С. 78–80.
3. Есмагамбетов Т.У., Шикульская О.М. Анализ проблем управления оперативной деятельностью ситуационного центра МЧС в Казахстане // Технические науки – от теории к практике. – 2014. – № 40. – С. 34–38.
4. Закон Республики Казахстан от 05.07.

1996 № 19-I О чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
5. Петрова И.Ю. и Зарипова В.М.. Новая технология концептуального проектирования элементов систем управления для интеллектуальных зданий: сборник докладов Международной научной конференции; М-во образования и науки Росс. Федерации, ФГБОУ ВПО «Моск. гос. строит, ун-т». – М.: МГСУ, 2013. ISBN 978-5-7264-0755-5, С. 442–447.

6. Тетерин И.М., Топольский Н.Г., Матюшин А.В., Святенко И.Ю., Чухно В.И., Шапошников А.С. Центры управления в кризисных ситуациях и оповещения населения: учебное пособие, под редакцией доктора технических наук профессора Топольского Н.Г. – М.: Академия ГПС МЧС России, 2009. – 272 с.
7. Ямалов И.У.

Моделирование процессов управления и принятия решений в условиях чрезвычайных ситуаций [Электронный ресурс]. – 2-е изд. (эл.). – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. – 288 с.: ил. – ISBN 978-5-9963-0839-2.

Чрезвычайная ситуация (ЧС) – обстановка на определенной территории, возникшая в результате аварии, бедствия или катастрофы, которые повлекли или могут повлечь гибель людей, ущерб их здоровью, окружающей среде и объектам хозяйствования, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения.

Защита населения, окружающей среды и объектов хозяйствования от чрезвычайных ситуаций и последствий, вызванных ими, является одной из приоритетных областей проведения государственной политики [4].

Потери от аварий, катастроф и стихийных бедствий в РФ, по оценке ряда экспертов, составляют 5–7 % валового внутреннего продукта. Россия ежегодно теряет свыше 50 тыс. человеческих жизней, более 250 тыс. человек получают травмы и увечья.

В среднем ежедневно происходит около 580 пожаров, на которых погибают более 40 человек и еще столько же получают травмы. Ежедневный материальный ущерб превышает 20 млн рублей.

В последние десятилетия значительно возросла опасность техносферы, которая превосходит опасность стихийных бедствий: людские и материальные потери от техногенных поражающих факторов в 4–6 раз превосходят потери от стихийных бедствий.

В Республике Казахстан только за 2014 г. зафиксированы 8254 чрезвычайные ситуации, пострадали 1 829, погибли 598 человек.

Управлением ликвидацией ЧС на местах в республике Казахстан занимаются ситуационные центры. Угроза жизни людей и значительный материальный ущерб от ЧС требует от сотрудников ситуационного центра быстрого принятия точных решений.

Однако нечеткость и разнородность поступаемой информации, непредсказуемость развития ситуации значительно усложняют процесс управления.

В связи с этим необходимость компьютерной поддержки деятельности ситуационных центров в условиях неполной и нечеткой информации очевидна.

Постановка задачи

Для совершенствования деятельности ситуационного центра МЧС в Казахстане необходимо проанализировать существующие бизнес-процессы организации, выявить узкие места, продумать их реорганизацию, рассмотреть вопросы использования информационно-измерительных и управляющих систем интеллектуальных зданий в качестве источника точной информации, разработать модели бизнес-процессов деятельности ЧС AS-IS и TO-BE, стратегическую карту действий в условиях ЧС, спроектировать информационно-логическую модель компьютерной поддержки деятельности ситуационного центра. Эти теоретические разработки в дальнейшем послужат базой для реализации компьютерной поддержки деятельности ситуационного центра МЧС.

Материалы и методы исследования

В современной практике управления деятельностью организации для того, чтобы понять, как она работает, используется моделирование. Моделирование бизнес-процесса – процесс отражения субъективного видения потока работ в виде формальной модели, состоящей из взаимосвязанных операций.

Целью моделирования является систематизация знаний об организации и ее бизнес-процессах в наглядной графической форме, более удобной для аналитической обработки полученной информации.

Моделирование бизнес-процессов является важной составной частью проектов по реинжинирингу (реорганизации) бизнес-процессов и созданию крупномасштабных систем программного обеспечения (ПО).

Главное достоинство идеи анализа бизнес-процессов организации посредством создания его модели – ее универсальность.

Во-первых, моделирование бизнес-процессов — это ответ практически на все вопросы, касающиеся совершенствования деятельности организации.

Во-вторых, руководитель или руководство организации, внедрившие у себя конкретную методологию, будут иметь информацию, которая позволит самостоятельно совершенствовать свое предприятие и прогнозировать его будущее.

Таким образом, для решения поставленных задач использованы методы системного анализа, моделирования бизнес-процессов, информационно-логического моделирования, SADT-технология, методология сбалансированной системы показателей (ССП).

Результаты исследования и их обсуждение

1. Анализ деятельности ситуационных центров ЧС в Казахстане

Областной кризисный центр (КЦО) является органом повседневного управления территориальной подсистемы области Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (ГСЧС).

Его целью является обеспечение деятельности по чрезвычайным ситуациям по управлению в области гражданской обороны, пожарной безопасности, промышленной безопасности, безопасности людей на водных объектах, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, управления в установленном порядке деятельностью местными исполнительными органами в рамках ГСЧС.

Анализ деятельности КЦО позволил выявить ряд проблем, снижающих ее эффективность.

Эти проблемы объединены авторами в три группы: состояние в регионе (высокая сейсмическая опасность, значительное количество ЧС); организационные проблемы (низкий уровень оплаты труда молодых специалистов, текучесть кадров, низкий уровень квалификации персонала, нехватка ресурсов); проблемы информационного обеспечения (использование двух несвязанных, слабо структурированных баз данных в Excel и в Access, в которые заносятся неклассифицированные данные).

Система в Access имеет простейшую схему данных и может быть использована только для обучения новых сотрудников. В БД невозможно организовать поиск необходимой информации. Обе системы не предназначены для глубокого анализа и прогноза.

Система в Excel позволяет лишь формировать статистическую отчетность. Обработка данных в ней чрезвычайно трудоемка и неудобна для пользователей.

Таким образом, выявлено противоречие между высокой потребностью в информационной поддержке часто меняющихся недостаточно квалифицированных кадров и состоянием информационного обеспечения, совершенно не отвечающего запросам.

Анализ имеющихся разработок в области информационной поддержки оперативной деятельности ситуационных центров МЧС [1–3, 6,7] показал, что существующие модели ориентированы на описание процесса развития ЧС и прогноза их последствий, недостаточно проработаны модели по управлению ресурсами, нет учета специфики региона. Авторами обоснована целесообразность проведения научных исследований в направлении разработки моделей управления оперативной деятельностью ситуационного центра МЧС и их компьютерной реализации.

Моделирование бизнес-процессов деятельности ситуационного центра МЧС в условиях чрезвычайной ситуации

На основе анализа предметной области построена модель бизнес-процессов, диаграмма дерева узлов (AS-IS) которой представлена на рис. 1.

Декомпозиция контекстной диаграммы модели бизнес-процессов реагирования ситуационного центра МЧС при чрезвычайной ситуации (AS-IS), отражающая взаимосвязи между процессами, представлена на рис. 2.

Слабым звеном модели AS-IS является процесс анализа ситуации, выделенный на рис. 2 темным цветом.

Рис. 1. Модель бизнес-процессов реагирования ситуационного центра МЧС при чрезвычайной ситуации (AS-IS). Диаграмма дерева узлов

Рис. 2. Модель бизнес-процессов реагирования ситуационного центра МЧС при чрезвычайной ситуации (AS-IS). Декомпозиция контекстной диаграммы

Чрезвычайная ситуация как объект управления имеет следующие специфические особенности [7]:

1. Многомерность, многоуровневость и многосвязность процессов, характеризующих чрезвычайную ситуацию.

2. Неопределенность параметров развития чрезвычайной ситуации, когда не известны требуемые темпы ликвидации, необходимый объем ресурсов, уровень сложности выполняемых работ.

3. Индивидуальный характер развития конкретной чрезвычайной ситуации.

4. Необходимость принятия решений в короткие сроки.

5. Большой объем разноаспектных данных и в то же время их низкая точность.

6. Ограниченные возможности проведения активных экспериментов.

Системный анализ чрезвычайных ситуаций как объекта управления позволяет выделить следующие основные проблемы в области управления в условиях ЧС:

– необходимость обеспечения заданного качества управления при неоднородности и слабоструктурированности регулируемых процессов;

– процессы управления в ЧС характеризуются значительной долей неопределенности информации;

– в условиях быстропротекающих ЧС принятие эффективных решений необходимо осуществлять в условиях ограниченного времени и пропорционально темпам нарастания угрозы и поражающих факторов;

– выбор наиболее информативных параметров чрезвычайной ситуации из всех множеств, допустимых для измерения параметров состояния.

Используемая в ситуационном центре информационная система в СУБД Access позволяет просмотреть справочную информацию, но, во-первых не предоставляется возможность поиска, что приводит к дополнительным затратам времени, которое является критическим фактором при ликвидации чрезвычайных ситуаций, а во-вторых, она не позволяет решить указанные выше проблемы, отсутствует поддержка принятия решений, что также является важным фактором.

Модернизация модели AS-IS заключается в декомпозиции процесса анализа ситуации на подпроцессы, основанные на использовании системы компьютерной поддержки. Диаграмма дерева узлов модели бизнес-процессов реагирования ситуационного центра МЧС при чрезвычайной ситуации (TO-BE) представлена на рис. 3. Темным цветом на ней выделены добавленные процессы.

На рис. 4 представлена разработанная авторами стратегическая карта действий в условиях ЧС. Стратегическая карта отображает ключевые цели, обеспечивающие успешное внедрение стратегии. функция карты – причинно-следственное отображение целей в процессе внедрения стратегии.

Рис. 3. Модель бизнес-процессов реагирования ситуационного центра МЧС при чрезвычайной ситуации (TO-BE). Диаграмма дерева узлов

Рис. 4. Стратегическая карта действий в условиях ЧС

При информационно-логическом моделировании системы исследована информационная структура организационных процессов ликвидации ЧС. Для нее характерно разнообразие организационных процессов, представленное следующими типами данных [7]:

1. Слабоструктурированные знания о ликвидации чрезвычайных ситуаций, представленные:

– типовыми сценариями развития и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

– знаниями о техногенных объектах – источниках опасности;

– ликвидационными планами;

– опытом экспертов по ликвидации чрезвычайных ситуаций.

2. Формализованные данные:

– о случавшихся ранее чрезвычайных ситуациях;

– о параметрах источников опасности;

– о силах, средствах и ресурсах ликвидации чрезвычайных ситуаций;

– о защищаемых объектах;

– о системах жизнеобеспечения;

– об объектах и средствах защиты;

– о формах и атрибутах документов о чрезвычайных ситуациях.

Рассмотрен вопрос использования информационно-измерительных и управляющих систем интеллектуальных зданий в качестве источника точной информации.

В интеллектуальных зданиях дополнительные удобства для жителей создаются посредством интегрированных информационно-измерительных и управляющих систем (BMS – building management system), в которых можно выделить 3 основных компонента: множество разнообразных датчиков и исполнительных механизмов; телекоммуникационные сети связи, передающие эту информацию в центр, и управляющая система (ИИУС), обрабатывающая эту информацию и формирующая решения [5].

Интеллектуальное здание должно включать большое количество информационных точек (датчиков), с которых поступают данные о состоянии оборудования и окружающей среды. По нормам США и ЕС, информационных точек должно быть не менее 15000. В России пока минимальное количество составляет 2000–3000.

В качестве источника информации при ЧС может быть использована подсистема ИИУС «Домашняя безопасность».

Домашняя безопасность требует датчиков температуры, инфракрасной радиации, дыма, огнеопасного газа, сейсмодатчиков, датчиков электрической мощности, перегревания, вибрации, ультразвуковых или оптических датчиков для защиты окон и дверей, биометрических датчиков распознавания лица или отпечатков пальцев, идентификации по голосу. Вся информация, полученная с этих датчиков, в случае ЧС должна поступать в ИС компьютерной поддержки деятельности ситуационного центра МЧС.

Информационно-логическая модель системы компьютерной поддержки деятельности ситуационного центра МЧС в условиях чрезвычайной ситуации отображена на рис. 5.

Рис. 5. Информационно-логическая модель системы компьютерной поддержки деятельности ситуационного центра МЧС в условиях чрезвычайной ситуации

Выводы

Авторами выявлены проблемы, снижающие эффективность деятельности ситуационного центра МЧС в Казахстане, обусловленные состоянием региона с точки зрения вероятности ЧС, организационного характера и информационной поддержки деятельности.

С целью анализа разработана модель существующих в настоящее время бизнес-процессов ситуационного центра (AS-IS), предложены модель реорганизованных бизнес-процессов (TO-BE), информационно-логическая модель компьютерной поддержки деятельности ситуационного центра, разработана стратегическая карта действий в условиях ЧС.

Теоретические разработки авторов позволят повысить эффективность деятельности ситуационного центра МЧС.

Библиографическая ссылка

Есмагамбетов Т.У., Шикульская О.М. ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СИТУАЦИОННОГО ЦЕНТРА МЧС // Современные наукоемкие технологии. – 2016. – № 3-1. – С. 18-23;
URL: http://top-technologies.ru/ru/article/view?id=35684 (дата обращения: 13.02.2020).

Источник: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=35684

Об утверждении Стандарта типовых требований к функциональному, информационно-технологическому, организационному, нормативному правовому обеспечению ситуационных центров, функционирующих в исполнительных органах государственной власти Республики Татарстан, территориальных органах федеральных органов исполнительной власти по Республике Татарстан, органах местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Татарстан, организациях и входящих в Распределенный ситуационный центр Республики Татарстан, и Положения об аккредитации ситуационных центров, входящих в Распределенный ситуационный центр Республики Татарстан (с изменениями на 26 ноября 2019 года), Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 02 октября 2018 года №894

3.1.2.2. Создание Ситуационного центра МЧС России: Функционирование подсистемы информационного обеспечения Ситуационного

(с изменениями на 26 ноября 2019 года)

(в ред. Постановления КМ РТ от 26.11.2019 N 1081)

В целях организации деятельности ситуационных центров исполнительных органов государственной власти Республики Татарстан, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти по Республике Татарстан, органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Татарстан, организаций Кабинет Министров Республики Татарстан постановляет:

1. Утвердить прилагаемые:

Стандарт типовых требований к функциональному, информационно-технологическому, организационному, нормативному правовому обеспечению ситуационных центров, функционирующих в исполнительных органах государственной власти Республики Татарстан, территориальных органах федеральных органов исполнительной власти по Республике Татарстан, органах местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Татарстан, организациях и входящих в Распределенный ситуационный центр Республики Татарстан;

Положение об аккредитации ситуационных центров, входящих в Распределенный ситуационный центр Республики Татарстан.

2. Исполнительным органам государственной власти Республики Татарстан, а также рекомендовать территориальным органам федеральных органов исполнительной власти по Республике Татарстан, органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Татарстан, организациям руководствоваться настоящим постановлением при организации деятельности ситуационных центров.

3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Управление мобилизационной подготовки и специальных программ Аппарата Кабинета Министров Республики Татарстан.

Премьер-министрРеспублики Татарстан

А.В.ПЕСОШИН

СТАНДАРТ ТИПОВЫХ ТРЕБОВАНИЙ К ФУНКЦИОНАЛЬНОМУ, ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ, ОРГАНИЗАЦИОННОМУ, НОРМАТИВНОМУ ПРАВОВОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ СИТУАЦИОННЫХ ЦЕНТРОВ, ФУНКЦИОНИРУЮЩИХ В ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН, ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОРГАНАХ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ ПО РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН, ОРГАНАХ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ РАЙОНОВ И ГОРОДСКИХ ОКРУГОВ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН, ОРГАНИЗАЦИЯХ И ВХОДЯЩИХ В РАСПРЕДЕЛЕННЫЙ СИТУАЦИОННЫЙ ЦЕНТР РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

(в ред. Постановления КМ РТ от 26.11.2019 N 1081)

1. Общие положения

1.1.

Настоящий Стандарт типовых требований к функциональному, информационно-технологическому, организационному, нормативному правовому обеспечению ситуационных центров, функционирующих в исполнительных органах государственной власти Республики Татарстан, территориальных органах федеральных органов исполнительной власти по Республике Татарстан, органах местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Татарстан, организациях (по согласованию) и входящих в Распределенный ситуационный центр Республики Татарстан (далее – Стандарт), устанавливает общие требования к функциональному, информационно-технологическому, организационному, нормативному правовому обеспечению ситуационных центров, функционирующих в исполнительных органах государственной власти Республики Татарстан, территориальных органах федеральных органов исполнительной власти по Республике Татарстан, органах местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Татарстан, организациях и входящих в Распределенный ситуационный центр Республики Татарстан (далее – ситуационные центры), защите информации, доступу пользователей к информационным ресурсам ситуационных центров.

(в ред. Постановления КМ РТ от 26.11.2019 N 1081)

1.2. Настоящий Стандарт является основой системы мониторинга деятельности ситуационных центров на предмет ее соответствия установленным постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан задачам ситуационных центров, входящих в Распределенный ситуационный центр Республики Татарстан (далее – Распределенный центр).

1.3. Настоящий Стандарт разработан с учетом требований следующих правовых документов:

Федеральный закон от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ “Об информации, информационных технологиях и о защите информации”;

Федеральный закон от 9 февраля 2009 года N 8-ФЗ “Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления”;

Федеральный закон от 1 апреля 2012 года N 23-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон “О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера”;

Федеральный закон от 30 декабря 2015 года N 431-ФЗ “О геодезии, картографии и пространственных данных и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”;

Указ Президента Российской Федерации от 2 июля 2005 года N 773 “Вопросы взаимодействия и координации деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти”;

Указ Президента Российской Федерации от 28 апреля 2008 года N 607 “Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов”;

Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 601 “Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления”;

Указ Президента Российской Федерации от 25 июля 2013 года N 648 “О формировании системы распределенных ситуационных центров, работающих по единому регламенту взаимодействия”;

Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 года N 683 “О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации”;

распоряжение Президента Российской Федерации от 3 октября 2013 года N Пр-2308 “О концепции создания системы распределенных ситуационных центров, работающих по единому регламенту”;

постановление Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г. N 87 “О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию”;

постановление Правительства Российской Федерации от 8 сентября 2010 г. N 697 “О единой системе межведомственного электронного взаимодействия”;

постановление Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2011 г. N 977 “О федеральной государственной информационной системе “Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме”;

постановление Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г.

N 1317 “О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 28 апреля 2008 года N 607 “Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов” и подпункта “и” пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 601 “Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления”;

распоряжение Правительства Российской Федерации от 14 сентября 2012 г. N 928 “О базовых государственных информационных ресурсах”;

приказ Федеральной службы безопасности Российской Федерации N 416, Федеральной службы по техническому и экспортному контролю N 489 от 31 августа 2010 г. “Об утверждении требований о защите информации, содержащейся в информационных системах общего пользования”;

приказ Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 23 июня 2015 г. N 210 “Об утверждении Технических требований к взаимодействию информационных систем в единой системе межведомственного электронного взаимодействия”;

ГОСТ 34.601 “Информационная технология (ИТ). Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Автоматизированные системы. Стадии создания”;

ГОСТ 34.603-92 “Информационная технология. Виды испытаний автоматизированных систем”;

ГОСТ 51583-2014 “Защита информации. Порядок создания автоматизированных систем в защищенном исполнении. Общие положения”;

ГОСТ Р 52571-2006 “Географические информационные системы. Совместимость пространственных данных. Общие требования”;

ГОСТ 34.201-89 “Виды, комплектность и обозначения документов при создании автоматизированных систем”;

ГОСТ Р 50922-2006 “Защита информации. Основные термины и определения”;

ГОСТ Р ИСО/МЭК 29361 “Информационная технология (ИТ). Интероперабельность сетевых услуг. Базовый профиль WS-1. Версия 1.1”;

Методический документ “Меры защиты информации в государственных информационных системах” (утвержден Федеральной службой по техническому и экспортному контролю 11 февраля 2014 года);

План первоочередных мероприятий, направленных на формирование и обеспечение функционирования системы распределенных ситуационных центров, утвержденный поручением Президента Российской Федерации от 5 октября 2013 года N Пр-2363;

Концепция информационной безопасности системы распределенных ситуационных центров, работающих по единому регламенту взаимодействия, утвержденная решением Межведомственной комиссии по координации деятельности федеральных органов исполнительной власти по созданию системы распределенных ситуационных центров, работающих по единому регламенту взаимодействия (протокол от 5 декабря 2013 года N 1);

Единый регламент взаимодействия распределенных ситуационных центров, утвержденный решением Межведомственной комиссии по координации деятельности федеральных органов исполнительной власти по созданию системы распределенных ситуационных центров, работающих по единому регламенту взаимодействия (протокол от 7 мая 2015 года N 2);

Методические рекомендации по созданию и вводу в эксплуатацию ситуационных центров, работающих по единому регламенту взаимодействия, утвержденные решением Межведомственной комиссии по координации деятельности федеральных органов исполнительной власти по созданию системы распределенных ситуационных центров, работающих по единому регламенту взаимодействия (протокол от 7 мая 2015 года N 2);

Указ Президента Республики Татарстан от 3 ноября 2016 года N УП-982 ДСП “О мерах по созданию Распределенного ситуационного центра Республики Татарстан”;

Указ Президента Республики Татарстан от 5 марта 2018 года N УП-215 ДСП “О внесении изменений в Указ Президента Республики Татарстан “О мерах по созданию Распределенного ситуационного центра Республики Татарстан”;

постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 01.02.2017 N 47 “Об утверждении Положения о Распределенном ситуационном центре Республики Татарстан и Регламента информационного взаимодействия участников Распределенного ситуационного центра Республики Татарстан”;

Источник: http://docs.cntd.ru/document/550200040

Цукс мчс россии центр управления в кризисных ситуациях

3.1.2.2. Создание Ситуационного центра МЧС России: Функционирование подсистемы информационного обеспечения Ситуационного
АБВГДЕЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЭЮЯ

/ Энциклопедия / Термин, определение и понятие

Центр управления в кризисных ситуациях (ЦУКС) – это орган повседневного управления Единой государственной системой предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).

Органами повседневного управления РСЧС являются:

на федеральном уровне – Национальный центр управления в кризисных ситуациях (НЦУКС), центры управления в кризисных ситуациях (ситуационно-кризисные центры), информационные центры, дежурно-диспетчерские службы федеральных органов исполнительной власти и уполномоченных организаций, имеющих функциональные подсистемы единой системы;

на региональном уровне – центры управления в кризисных ситуациях главных управлений Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по субъектам Российской Федерации, информационные центры, дежурно-диспетчерские службы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти.

Национальный центр создан в целях обеспечения функционирования органов управления РСЧС и гражданской обороны (ГО), управления их силами и средствами, а также организации своевременного информирования и оповещения населения об угрозе и возникновении ЧС в том числе в местах массового пребывания людей.

НЦУКС – интеллектуальный многоуровневый управляющий комплекс нового поколения, позволяющий в круглосуточном режиме решать задачи межведомственной координации, оперативного управления и экстренного реагирования предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Национальный центр управления в кризисных ситуациях (НЦУКС)

В соответствии с федеральным законом Российской Федерации № 68-ФЗ от 11 ноября 1994 года «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» Национальный центр управления в кризисных ситуациях является органом повседневного управления, находящийся в ведении федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

На сегодняшний день НЦУКС и Центры управления в кризисных ситуациях территориальных органов МЧС России выполняют весь комплекс управленческих задач системы антикризисного управления.

В Национальном центре работают специалисты в области оповещения и информирования населения, оперативного реагирования, моделирования, мониторинга и анализа чрезвычайных ситуаций, IT-технологий, космического мониторинга, обеспечения связи и психологи.

Руководство

С июня 2019 года начальник ФКУ «Национальный центр управления в кризисных ситуациях» – Лекомцев Александр Николаевич.

С июня 2017 года заместитель начальника Национального центра (по информационно-аналитическому обеспечению) – Калугин Сергей Алексеевич.

С февраля 2019 года заместитель начальника Национального центра (по экстренному реагированию) – Монцев Виктор Викторович.

Официальный сайт

Официальный сайт ФКУ «Национальный центр управления в кризисных ситуациях»:

https://www.mchs.gov.ru/ministerstvo/uchrezhdeniya-mchs-rossii/nacionalnyy-centr-upravleniya-v-krizisnyh-situaciyah-mchs-rossii

Цели

Целями деятельности ЦУКС являются:

  • обеспечения функционирования органов управления республиканской территориальной подсистемы РСЧС, управления их силами и средствами при ликвидации чрезвычайных ситуаций (ЧС) регионального и межмуниципального характера;
  • обеспечение управления силами и средствами, предназначенными для предупреждения и ликвидации ЧС, происшествий на водных объектах и ликвидации дорожно-транспортных происшествий;
  • обеспечение управления силами и средствами, предназначенными и выделяемыми для борьбы с пожарами, в том числе возникшими при ведении военных действий или вследствие этих действий;
  • осуществление функций пункта управления Главного управления (ГУ) МЧС России по субъекту Российской Федерации;
  • оповещение, контроль наличия и готовности сил и средств оперативного реагирования МЧС России к действиям при ЧС мирного и военного времени;
  • сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территории от ЧС;
  • анализ информации, поступающей от органов местного самоуправления, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, расположенных на территории республики, и органов управления районных звеньев областной территориальной подсистемы РСЧС, единых дежурно-диспетчерских служб, дежурно-диспетчерских служб организаций, населения и других источников информации, подготовки на ее основе предложений по применению сил и средств областной территориальной подсистемы РСЧС и прогнозирования возникновения и развития возможных ЧС;
  • обеспечение оповещения и информирования органов управления и сил областной территориальной подсистемы РСЧС о ЧС мирного и военного времени;
  • обеспечение в рамках областной территориальной подсистемы РСЧС информационного взаимодействия с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти на территории субъекта Российской Федерации, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации и местного самоуправления, а также соответствующими силами постоянной готовности;
  • осуществление в пределах своей компетенции своевременного оповещения и информирования населения о ЧС в местах массового пребывания людей, а также об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;
  • сбор и обработка информации в области ГО, обеспечение в установленном порядке непрерывного управления силами и средствами ГО при переходе с мирного на военное время, в том числе передачи сигналов о приведении системы ГО в соответствующие степени готовности;
  • обеспечение пропаганды в области ГО, защиты населения и территорий от ЧС, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.

Функции

В соответствии с целями деятельности ЦУКС осуществляет следующие основные функции (виды деятельности):

  • осуществление сбора и обработки информации в области пожарной безопасности, защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера, представляемой федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
  • осуществление организационно-технического обеспечения деятельности комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (КЧС и ОПБ) субъектов Российской Федерации, рабочих групп Правительства в субъектах Российской Федерации по управлению в кризисных ситуациях;
  • обеспечение оповещения в установленном порядке руководства ГУ МЧС России по субъекту Российской Федерации о возникновении ЧС и ходе проведения аварийно-спасательных работ, оперативной группы ГУ МЧС России по субъекту Российской Федерации в случае выезда ее в районы ЧС;
  • участие в организации и осуществлении профилактики пожаров;
  • обеспечение организации и управления проведением аварийно-спасательных работ ГУ МЧС России по субъекту Российской Федерации;
  • обеспечение координации деятельности пожарно-спасательных, поисково-спасательных, аварийно-спасательных формирований и иных подразделений и организаций МЧС России;
  • подготовка справочных и расчетных документов, предложений по применению сил и использованию средств и финансированию расходов, определению потребности в финансировании иных видов ресурсов, финансовому обеспечению за счет различных источников, при угрозе возникновения и возникновении ЧС и пожаров;
  • обеспечение надежного, устойчивого и непрерывного функционирования средств автоматизации, связи и систем оповещения руководства ГУ МЧС России по субъекту Российской Федерации, поддержание системы связи, автоматизированных систем управления ЦУКС в состоянии постоянной готовности и своевременное их развертывание при переводе органов управления, сил, средств РСЧС и ГО в высшие степени готовности;
  • обеспечение функционирования автоматизированной информационно-управляющей системы, средств связи и оповещения, автоматизации и информационных ресурсов, обеспечивающих обмен данными, подготовку, сбор, хранение, обработку, анализ и передачу информации;
  • доведение в установленном порядке до руководства ГУ МЧС России по субъекту Российской Федерации и Правительства субъекта Российской Федерации сигналов (распоряжений) управления, а также сигналов (распоряжений) на перевод ГО в высшие степени готовности;
  • обеспечение работы средств видеоконференцсвязи и оповещения в ходе предупреждения и ликвидации ЧС;
  • организация взаимодействия с органами повседневного управления РСЧС;
  • организация мониторинга обстановки в районах возможных ЧС, возникновения пожаров и местах массового пребывания людей;
  • организация сбора и представление в установленном порядке документов, обосновывающих (подтверждающих) расходы, произведенные при реагировании на ЧС и пожары;
  • обеспечение поддержания в установленном порядке постоянного взаимодействия и обмена оперативной информацией с органами управления областной территориальной подсистемы РСЧС;
  • выполнение справочно-аналитической, информационной, методической и исследовательской работы по совершенствованию методов ведения и актуализации соответствующих автоматизированных баз данных, способов предоставления информации из них, внедрению инновационных технологий информирования в области ГО, в условиях ЧС и террористических акций;
  • обеспечение защиты сведений, составляющих государственную тайну, и безопасности информации в соответствии с возложенными задачами и в пределах компетенции ЦУКС;
  • внедрение в систему органов повседневного управления РСЧС инновационных технологии и программного обеспечения антикризисного управления, модели и технологии предупреждения ЧС, управления ГО, оповещения и информирования населения;

Штаб пожаротушения

  • участие в разработке ведомственных целевых и научно-технических программ в области предупреждения ЧС и обеспечения пожарной безопасности;
  • осуществление анализа состояния профессиональной подготовки личного состава ЦУКС;
  • методическое руководство обеспечением профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации личного состава ЦУКС;
  • подготовка предложений по разработке проектов решений (предложений в решение) ГУ МЧС России по субъекту Российской Федерации на проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС;
  • обеспечение поддержания в установленном порядке постоянного взаимодействия и обмена оперативной информацией с органами управления территориальной подсистемы РСЧС;
  • обеспечение информирования населения через средства массовой информации и по иным каналам о прогнозируемых и возникших ЧС, мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты населения и территорий от ЧС, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, на общественном и личном транспорте;
  • участие в осуществлении контроля за состоянием готовности дежурных сил и средств РСЧС;
  • участие в установленном порядке в планировании и организации проведения тренировок с органами повседневного управления, дежурными силами и средствами РСЧС;
  • взаимодействие при выполнении возложенных на ЦУКС с Правительством субъектов Российской Федерации и администрациями органов местного самоуправления, органами управления федеральных органов исполнительной власти, дежурными диспетчерскими службами организаций, формирующих силы постоянной готовности территориальной подсистемы РСЧС, дежурными службами пожарно-спасательных, поисково-спасательных, аварийно-спасательных формирований и иных подразделений и организаций МЧС России.

Задачи

Основными задачами деятельности ЦУКС МЧС России являются:

  • обеспечение на соответствующих уровнях функционирования органов управления РСЧС и ГО, управления их силами и средствами;
  • обеспечение управления силами и средствами, предназначенными для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (ЧС), происшествий на водных объектах, ликвидации дорожно-транспортных происшествий, а также силами и средствами, предназначенными и выделяемыми для борьбы с пожарами на соответствующей территории;
  • оповещение, контроль наличия и готовности сил и средств оперативного реагирования МЧС России к действиям при ЧС мирного и военного времени;
  • обеспечение в рамках Ф и ТП РСЧС информационного взаимодействия с территориальными органами ФОИВ, органами исполнительной власти субъектов РФ и местного самоуправления, а также соответствующими силами постоянной готовности;

Штаб на месте ЧС

  • сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территории от ЧС;
  • осуществление в пределах своей компетенции своевременного оповещения и информирования населения о ЧС в местах массового пребывания людей, а также об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;
  • обеспечение оповещения и информирования органов управления и сил территориальной подсистемы РСЧС о ЧС в условиях мирного и военного времени;
  • сбор и обработка информации в области гражданской обороны, обеспечение в установленном порядке непрерывного управления силами и средствами ГО при переходе с мирного на военное время, в том числе передачи сигналов о приведении системы ГО в соответствующие степени готовности на территориях субъектов Российской Федерации.

Для организации и обеспечения оперативного управления силами и средствами ЦУКС МЧС России совместно со структурными подразделениями Центрального аппарата (ЦА), территориальных органов МЧС России, а так же координации действий сил функциональных и территориальных подсистем РСЧС в ходе предупреждения и ликвидации ЧС решаются задачи по:

  • планированию и организации работ по предупреждению и ликвидации ЧС;
  • организации взаимодействия с органами управления функциональных и территориальных подсистем РСЧС;
  • координации действий сил территориальных и функциональных подсистем РСЧС, участвующих в проведении работ по предупреждению и ликвидации ЧС;
  • организации информирования населения.

Подразделения

В ЦУКС в установленном порядке могут создаваться следующие структурные подразделения:

  • служба пожаротушения и проведения аварийно-спасательных работ;
  • служба оперативного обеспечения (диспетчерской связи);
  • отдел оперативного обеспечения;
  • оперативно-аналитический отдел;
  • отдел организации взаимодействия (с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями);
  • отдел мониторинга и прогнозирования;
  • отдел кадров, профессиональной подготовки и психологического обеспечения;
  • отдел технического обеспечения;
  • отделение автоматизированных систем управления и программного обеспечения;
  • отделение общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей;
  • отделение по защите государственной тайны;
  • иные подразделения, создаваемые в порядке, установленном МЧС России.

История создания

В соответствии с приказом Государственного комитета Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 16.07.1993 №259 «О первоочередных мерах по созданию Центра управления ГКЧС» был создан 151 информационный центр (войсковая часть 11501).

Источник: https://fireman.club/inseklodepia/tsentr-upravleniya-v-krizisnyih-situatsiyah-tsuks/

Medic-studio
Добавить комментарий