3.1.3. Годы жизни в лейпциге: В 1875 году Вундт становится профессором философии в Лейпцигском

Годы жизни в Лейпциге — allRefs.net

3.1.3. Годы жизни в лейпциге: В 1875 году Вундт становится профессором философии в Лейпцигском

Годы жизни в Лейпциге – раздел Психология, Карандашев В.Н. Психология: введение в профессию В 1875 Году Вундт Становится Профессором Философии В Лейпцигском Университете…

В 1875 году Вундт становится профессором философии в Лейпцигском университете; с этого момента начинается самый продолжительный и важный период его поразительной научной карьеры. Отныне Лейпцигу предстояло на несколько лет стать колыбелью и столицей мировой психологии. В университете этого города Вундт проработал 45 лет.

В 1879 году состоялось открытие небольшой лаборато­рии, оборудование которой составляли несложные при­боры для экспериментальной работы, довольно скромной по масштабам.

Тем не менее, 1879 год стал символической датой рождения научной психологии, поскольку тогда в Лейпциге профессором Вильгельмом Вундтом была откры­та первая в мире лаборатория экспериментальной психо­логии. Вундт пытался применить естественнонаучный метод к анализу осознаваемого внутреннего опыта, старался вы­явить и описать его простейшие структуры.

Таким обра­зом, сознание было разбито на психические элементы, подобно тому как материя делится на атомы. В качестве таких элементов для Вундта выступали ощущения, образы и чувства.

Неожиданно для Вундта лаборатория вызвала огром­ный интерес. Широкая известность имени Вундта и его лаборатории привлекла в Лейпциг огромное количество студентов, жаждавших с ним работать.

В их числе было несколько молодых людей, которые позже внесли суще­ственный вклад в развитие психологической науки, среди них американцы, основавшие по возвращении в Соеди­ненные Штаты собственные лаборатории.

В ней собралась группа сотрудников, впоследствии сыгравших важную роль в развитии экспериментальной психологии. Это были уче­ные не только из Германии (Э. Крепелин, О. Кюльпе, Э. Мейман), но и из Америки (Г.С. Холл, Дж.М. Кэттел) и других стран, в том числе из России.

Через два года лабо­ратория превратилась в Психологический институт. Таким образом, Лейгщигская лаборатория оказала огромное влия­ние на развитие современной психологии — она служила образцом для создания новых экспериментальных центров.

Бывшие студенты Вундта организовали лаборатории также в Италии, России и Японии. Больше всего сочинений Вундта было переведено на русский язык. Восхищаясь Вундтом, российские психологи в 1912 году оборудовали в Москве лабораторию — точную копию вундтовской.

Еще одна такая лаборатория была построена японскими учеными на базе Токийского университета в 1920 году, в год смерти Вундта, но в 60-е годы эта лаборатория сгорела во время студенческих волнений.

Студентов, которые приезжали в Лейпциг, объединяли общие взгляды и цели.

Вундт вел скромную, упорядоченную и размеренную жизнь. Лейпцигские лекции Вундта пользовались большой популярностью. На каждую лекцию в аудитории собира­лось более шестисот студентов. Однако публичных выступлений он не любил, а участия в каких-либо конгрессах просто избегал.

В частной жизни Вундт был спокойным и непритязательным человеком, дни его проходили по строго заве­денному порядку (обнаруженные в 1970 году дневники его жены Софи рассказали много нового о жизни Вундта).

С утра Вундт работал над какой-нибудь книгой или статьей, читал студенческие работы, редактировал свой журнал. В полдень он присутствовал на экзаменах в университете или заходил в лабораторию. Один из студентов Вундта вспоминал, что его визиты занимали не более 5-10 минут.

Вероятно, несмотря на свою непоколебимую веру в экспериментальные исследования, “сам он не был создан для работы в лаборатории”.

Во второй половине дня Вундт прогуливался, мысленно готовясь к предстоящей лекции, которая обычно начина­лась в 4 часа пополудни. Вечерами в его семье музицирова­ли, говорили о политике.

Основав лабораторию и журнал, руководя множеством исследовательских проектов, Вундт обратился и к философии. В период с 1880 по 1891 год он писал работы по этике, логике, философии. В 1880 и 1887 годах Вундт подготовил второе и третье издания “Основ физиологической психологии”, писал статьи для своего журнала.

В течение 10 лет он развивал идеи по культурно-исто­рической или социальной психологии. В результате он создал 10-томный труд под названием “Психология наро­дов”, который издавался в 1900-1920 годах.

Вундт продолжал работать без перерыва до самой своей смерти. Подсчитано, что в период с 1853 по 1920 годы Вундт написал более 54 тысячи страниц, — то есть он писал по 2,2 страницы ежедневно. Наконец сбылась его детская мечта стать знаменитым писателем (Шульц, Шулъц, 1998, с.94).

Умер Вильгельм Вундт 31 августа 1920 года в собствен­ном доме в Гросботоне под Лейпцигом. Важнейший итог жизни Вундта как психолога — это утверждение психологии в качестве самостоятельной науки. В его лаборатории ныне находится музей, известный психологам всего мира.

Развернуть

Открыть в широком формате

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Карандашев В.Н. Психология: введение в профессию

Книга доктора психологических наук профессора в н карандашева первое в.. в книге показано многообразие психологических знаний о человеке изложена история появления профессии психолога..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Годы жизни в Лейпциге

Источник: http://allrefs.net/c14/3sl7z/p10/

Вильгельм вундт – психология

3.1.3. Годы жизни в лейпциге: В 1875 году Вундт становится профессором философии в Лейпцигском

Вильгельм Максимилиан Вундт родился в 1832 г. в Германии. Семья жила в маленьких городах округа Мангейма. В детстве Вильгельм чувствовал себя одиноким и мечтал стать знаменитым писателем. Отец его был пастором, и, хотя их семья считалась дружной, детские воспоминания об отце были не самыми приятными.

В отношении образования и семье Вундта существовали прочные традиции — его предки прославили свое имя достижениями практически во всех областях науки. Со второго класса образованием Вундта занимался помощник отца, к которому Вундт очень привязался. В гимназии он отставал от одноклассников и учителя посмеивались над ним.

Но он развил свои интеллектуальные интересы и способности и к 19 годам, окончив школу, был готов к поступлению в университет.

Вундт решил стать врачом. Медицине он обучался в университете в Тюбингене, а затем Гейдельберге. Поняв, что практическая медицина- не его призвание, он полностью посвятил себя изучению физиологии.

В Берлинском университете 1855 г. Вундт получил докторскую степень и читал лекции. В это время он задумывается о психологии как самостоятельной экспериментальной науке. В своей книге «К теории чувственного восприятия» (1858-1862) впервые вводит понятие «экспериментальная психология».

Начиная с 1867 г. Вильгельм Вундт читает в Гейдельбергском университете первый и единственный в мире на то время курс лекций по физиологической психологии. Эти лекции «вылились» в одну из самых значительных его книг «Основы физиологической психологии» (1873, 1874), которая переиздавалась 6 раз.

В 1875 г. Вундт стал профессором философии в Лейпцигском университете. В этом университете он проработал 45 лет. В начале своей деятельности создал лабораторию, которая в дальнейшем служила образцом для создания новых экспериментальных центров. В 1881 г. основал журнал «Философские учения», в 1906 г. переименовал его в «Психологические учения».

Широкая известность Вундта и его лаборатории привлекла в Лейпциг огромное количество студентов.

Вундт рассматривал психологию как науку, которая помогает понять внутреннюю жизнь человека и, исходя из этого знания, управлять ею. Задачи психологии: а) выделить путем анализа исходные элементы; б) установить характер связи между ними и в) найти законы этой связи.

Сознание (которое он отождествлял с психикой, отрицая наличие бессознательных психических процессов) состоит из отдельных элементов, которые, соединяясь между собой по законам ассоциации, образуют представления, отражающие объективную действительность. Ощущениям (т.е.

элементам сознания) присущи такие качества, как модальность (например, зрительные ощущения отличаются от слуховых) и интенсивность. К основным элементам сознания он относит также чувства (эмоциональные состояния).

Согласно гипотезе Вундта, каждое чувство имеет три измерения (трехмерная модель чувств): удовольствия-неудовольствия, напряженности-расслабленности, возбужденности-успокоения.

Простые чувства как психические элементы варьируют по своему качеству и интенсивности, но любое из них может быть охарактеризовано во всех трех аспектах. Эта гипотеза породила множество экспериментальных работ.

С точки зрения Вундта, чувства, особенно воля, которая руководит деятельностью человека, имеют не меньшее значение, чем познание, тем более что и воля, и внимание направляют течение процессов познания.

Перенесение исследовательского внимания с процесса познания RK изучение других аспектов психики, на волевое поведение сделало Вундта создателем нового направления в ассоциативной психологии, которое получило название волюнтаризм.


Главной частью теории Вундта
стало его учение о связях между элементами. Выделение этой части в качестве основной становится понятным, если учесть, что связи и есть те универсальные механизмы, Которые соединяют отдельные элементы в комплексы — представлений, идей и т.д.

До Вундта такими универсальными механизмами считались, как неоднократно упоминалось выше, ассоциации. Он же ввел еще одну связь — апперцептивную. Понятие апперцепции он заимствовал v Вольфа и Канта, которые определяли ее как спонтанную активность души.

Оно было использовано Вундтом для объяснения высших m Ихических процессов, которые, с его точки зрения, нельзя связывать только с законами ассоциаций. Ассоциативная связь объясняет развитие восприятия и памяти, создание целостных образов из отдельных ощущений.

Точно также разные законы ассоциации (смежности, контраста и т.д.) могут объяснить, каким образом мы переходим от одного воспоминания к другому. Важным моментом во всех этих объяснениях является связь восприятия, памяти и других элементарных психических функций с внешней ситуацией. Именно внешний мир, изменение
предметов, стимулирует и определяет их деятельность.

В то же время мышление невозможно объяснить, по мнению Вундта, только законами ассоциаций. Вундт пришел к мнению, что спонтанная, внутренняя активность регулирует течение мыслей, отбирая нужные ассоциации и выстраивая их в определенную связь, исходя В заданной цели.

В его концепции апперцепция фактически отождествлялась с вниманием и волей, улучшающими и регулирующими деятельность человека.

Воля является первичной, абсолютной силой человеческого бытия, помогая ассоциациям связывать отдельные элементы в целостную картину на высших этапах развития психики.

Из признания апперцептивной связи также следовало, что эксперимент возможен только при изучении тех процессов, которые зависят И внешней стимуляции — времени реакции, ощущений, восприятия, памяти. В исследовании же мышления и друг их высших познавательных процессов эксперимент бесполезен, так как апперцепция не зависит от внешней ситуации и ее законы открыты только самонаблюдению.

Важная часть теоретической концепции Вундта была связана с изучением законов, по которым строится психическая жизнь. Отстаивая самостоятельность психологии, Вундт доказывал, что у нее имеются собственные законы, а ее явления подчинены особой «психической причинности».

К важнейшим законам он относил: -закон творческого синтеза (доказывал возможность не только репродуктивного, но и творческого мышления); — закон психических отношений (раскрывал зависимость события от внутренних взаимоотношений элементов внутри комплекса); -закон контраста (в эмоциональной сфере противоположности усиливают друг друга);

-закон гетерогенности целей (при совершении поступка могут возникнуть не предусмотренные первоначальной целью действия, влияющие на его мотив).

Однако главной заслугой Вундта является не его теоретическая концепция, а разработка экспериментального метода исследования психики. Уже в своей первой книге «Материалы к теории чувственного восприятия» (1862), опираясь на факты, относящиеся к деятельности органов чувств и движений, Вундт выдвинул идею создания экспериментальной психологии.

План ее формирования был изложен в «Лекциях о душе человека и животных» (1863) и включал два направления исследований: анализ индивидуального сознания с помощью экспериментально контролируемого наблюдения субъекта за собственными ощущениями, чувствами, представлениями; изучение «психологии народов», т. е.

психологических аспектов культуры — языка, мифа, нравов различных народов и т. п.

Вундт первоначально сосредоточился на изучении сознания субъекта, определив психологию как науку о «непосредственном опыте» (назвал се физиологической психологией). Непосредственный опыт -опыт, который очищен от всякого рода интерпретаций. Опосредованный опыт — обеспечивает информацией или знанием, которые не являются составляющими непосредственного переживания.

Психология Вундта — наука об опыте сознания, следовательно, метод психологии должен включать наблюдение за собственным сознанием. И человек способен проводить такие наблюдения, он может воспользоваться методом интроспекции — проверки состояния собственного мышления.

Объединив методы физиологии и психофизики и несколько модифицировав их, Вундт показал, что на основе экспериментов, объектом которых служит человек, можно изучать психические процессы, до этого времени недоступные для опытного исследования.

Таким образом, в лаборатории Вундта впервые были экспериментально изучены пороги ощущений, время реакции на разные раздражители, в том числе и на речь. Полученные результаты были им изложены в главном труде «Основы физиологической психологии» (1880-1881).

Эта книга стала первым учебником по новой дисциплине — экспериментальной психологии, обучаться которой в лабораторию Вундта приезжали ученые со всего мира.

В дальнейшем, оставив эксперимент, Вундт занялся разработкой еще в юности задуманной им «второй ветви» психологии, посвященной психическому аспекту создания культуры.

Он написал десятитомную «Психологию народов» (1900-1920), отличающуюся обилием материала по этнографии, истории языка, антропологии и др.

В этой работе Вундт также высказал важную мысль о том, что методом исследования психологии народа может стать анализ продуктов его творческой деятельности, например, языка, сказок, мифов, религии и других предметов культуры.

Источник:

Вундт Вильгельм

Вильгельм Вундт родился 16 августа 1832 г. в Бадене. В юношеском возрасте он заинтересовался медициной и с 1851 по 1856 г. изучал медицину в университетах Гейдельберга, Тюбингена и Берлина. С 1858 г. Вундт выпускал статьи «Доклады по теории чувственного познания». В этих ранних работах он отразил свои взгляды на основные понятия психологии.

По его мнению, психология — это наука о природе, а ее предмет должен изучаться в соответствии с естественно-научными принципами и методами. Одним из самых важных принципов психологической науки Вильгельм Вундт считал неограниченное применение экспериментального метода.

Основную задачу психологии он понимал как ответ на вопрос, каким образом физическое воздействие на органы чувств становится ощущением.

В следующих работах Вильгельм Вундт развивал рефлекторную и детерминистическую концепции психического и рассматривал теорию психических процессов как продуктов развития. С 1864 г.

Вильгельм Вундт — экстраординарный профессор физиологии в Гейдельберге, в 1874 г.

он стал профессором философии в Цюрихе, а с 1875 г. еще и профессором философии в Лейпциге. До 1878 г. все его научные работы были посвящены проблемам физиологии. Наиболее фундаментальной в этом ряду была его работа «Основания физиологической психологии», написанная в 1873- 1874 гг.

В ней Вундт подробно рассмотрел понятие психического, которое, по его мнению, является промежуточным звеном между внешними воздействиями на органы чувств и движением. Это спонтанное движение, наряду с чувственным представлением, он считал основными психологическими функциями. В 1875 г. вышла еще одна его книга — «Теория материи».

В ней Вундт показал свою приверженность созданной Гельмгольцем «теории знаков». Он считал, что представление подразумевает не сами вещи, а знаки, которые на них указывают. Таким образом, можно сказать, что Вундт придерживался теории параллелизма между внешним воздействием и ощущением. В 1879 г.

в Лейпциге Вильгельм Вундт организовал первую в мире лабораторию экспериментальной психологии, преобразованную вскоре в институт, который долгие годы был важнейшим международным центром и единственной в своем роде школой экспериментальной психологии для исследователей из многих стран Европы и Америки.

В этой лаборатории изучались ощущения, время реакции на различные раздражители, ассоциации, внимание, простейшие чувства человека. В процессе превращения психологии в экспериментальную науку Вундт заимствовал образец научного исследования в современном ему естествознании.

Согласно его пониманию естественно-научного метода, всякое научное исследование должно удовлетворять ряд основных требований. Во-первых, подлежащее наблюдению явление должно некоторое время находиться в поле ясного и отчетливого восприятия наблюдателя.

Поскольку же психические явления сложны и текучи, а время формирования ясного и отчетливого восприятия конечно и часто соизмеримо со временем протекания самого наблюдаемого процесса, то должна существовать возможность многократного воспроизведения явления при тождественных условиях.

Как считал Вундт, реализация этих требований в психологии предполагает прежде всего смену самого объекта изучения. Если со времен Д. Локка в качестве такого объекта признавался исключительно мир «внутреннего опыта» человека, то Вундт потребовал обратиться к анализу всей сферы переживаний, всего «непосредственного» опыта, безразлично, внутреннего или внешнего.

Этот опыт Вундт противопоставлял опыту «опосредованному» — миру предметов и идеальных значений, который хотя и открывается человеку «посредством» его переживаний, но сам уже является объектом изучения не психологии, а других наук (физики, химии, биологии и т.д.). В 1883 г. Вундт основал первый в мире журнал экспериментальной психологии «Философские исследования» («Philosophische Studien»).

Последние двадцать лет своей жизни Вильгельм Вундт посвятил изучению психологии народов, которую рассматривал как венец психологии Вундт изучал процессы, лежащие в основе общего развития человеческих обществ и возникновения совместных духовных продуктов, представляющих общечеловеческие ценности.

Источник: https://obu4ayka.ru/psihologiya/__trashed-546.html

Годы в Лейпциге. История современной психологии

3.1.3. Годы жизни в лейпциге: В 1875 году Вундт становится профессором философии в Лейпцигском

В 1875 году Вундт становится профессором философии в Лейпцигском университете; с этого момента начинается самый продолжительный и важный период его поразительной научной карьеры. В этом университете он проработал 45 лет.

Уже в начале своей деятельности он создает в Лейпциге лабораторию, а в 1881 году основывает журнал «Философские учения», официальный печатный орган своей лаборатории и новой науки Вундт намеревался назвать новое издание «Психологические учения», но передумал, поскольку в то время уже существовал журнал с таким названием (хотя в нем затрагивались не научные, а оккультные и спиритуалистические вопросы). Все же в 1906 году Вундт переименовал свой журнал в «Психологические учения». Перед психологией открывалась широкая дорога.

Широкая известность имени Вундта и его лаборатории привлекла в Лейпциг огромное количество жаждавших с ним работать студентов.

В их числе было несколько молодых людей, которые позже внесли существенный вклад в развитие психологической науки, среди них американцы, основавшие по возвращении в Соединенные Штаты собственные лаборатории.

Таким образом лейпцигская лаборатория оказала огромное влияние на развитие современной психологии — она служила образцом для создания новых экспериментальных центров.

Бывшие студенты Вундта организовали лаборатории также в Италии, России и Японии. Больше всего сочинений Вундта было переведено на русский язык. Восхищаясь Вундтом, российские психологи в 1912 году оборудовали в Москве лабораторию — точную копию вундтовской.

Еще одна такая лаборатория была построена японскими учеными на базе Токийского университета в 1920 году, в год смерти Вундта, но в 60–е годы эта лаборатория сгорела во время студенческих волнений (Blumenthal. 1985).

Студентов, которые приезжали в Лейпциг, прежде всего объединяли общие взгляды и цели, и именно эти молодые ученые составили первую формальную психологическую школу.

Лейпцигские лекции Вундта пользовались большой популярностью. На каждую в аудитории собиралось более шестисот студентов. Впервые побывав на одной из лекций в 1890 году, Э. Б. Титченер так описал Вундта в одном из своих писем:

Служитель распахнул дверь, и вошел Вундт. Естественно, во всем черном, от ботинок до галстука; узкоплечий, сухощавый, немного сутулится; он производит впечатление высокого человека, но едва ли его рост превышает 5 футов 9 дюймов.

Он прогрохотал — другого слова не подберешь — по боковому проходу и взошел на кафедру: тук. тук — будто его подметки были сделаны из дерева. Мне показалось, что в этом грохоте башмаков есть что — то недостойное, но кроме меня, похоже, этого никто не заметил.

Когда он прошел на кафедру, я смог хорошенько разглядеть его. У него довольно густая, серо — стального цвета шевелюра, только макушку прикрывают аккуратно поднятые сбоку пряди…

На возвышении стоит длинный стол. по — видимому, для демонстрации экспериментов: на нем — переносная книжная полка. Вундт сделал пару манерных движений — задумчиво приложил ко лбу указательный палец, выбрал мел — а затем стал лицом к аудитории, опершись локтями на книжную полку. Такая поза усиливает впечатление.

что это человек высокого роста. Он начал говорить тихим голосом, словно извиняясь: но уже после первых двух предложений в помещении образовалась полная тишина, в которой раздавался лишь уверенный голос лектора, — он прочитал лекцию на одном дыхании.

У него оказался густой баритон, не очень выразительный, порой будто лающий: но слушать его было легко, в голосе чувствовалась убедительность, иногда даже пылкость, но, скорее, напускаемая для поддержания интереса слушателей… Ни в какие записи он не заглядывал: Вундт, насколько я могу судить.

вообще не опускает взгляд, разве что раз он посмотрел на полку, когда перебирал лежащие на ней бумаги…

Руки Вундта ни минуты не лежали спокойно: локти были неподвижны, но плечи и кисти все время двигались, словно волны… эти движения завораживали и каким — то таинственным образом иллюстрировали его речь…

Он закончил лекцию точно в назначенное время и, все так же немного сутулясь, прогромыхал башмаками к выходу. И если бы не этот дурацкий грохот, я остался бы в полном восхищении. (Baldwin. 1980. Р. 287–289.)[46]

В частной жизни Вундт был спокойным и непритязательным человеком, дни его проходили по строго заведенному порядку (обнаруженные в 1970 году дневники его жены Софи — еще один пример появления ранее неизвестных исторических данных — рассказали много нового о личной жизни Вундта).

С утра Вундт работал над какой — нибудь книгой или статьей, читал студенческие работы, редактировал свой журнал. В полдень он присутствовал на экзаменах в университете или наведывался в лабораторию. Один из студентов Вундта вспоминал, что его визиты занимали не более 5–10 минут.

Вероятно, несмотря на свою непоколебимую веру в экспериментальные исследования, «сам он не был создан для работы в лаборатории» (Cattell. 1928. Р. 545).

Во второй половине дня Вундт прогуливался, мысленно готовясь к предстоящей лекции, которая обычно начиналась в 4 часа пополудни. Вечерами в его семье музицировали, говорили о политике и — по крайней мере, в дни его молодости — о правах студенческой молодежи и рабочих. Финансовое положение семейства позволяло держать в доме слуг и устраивать приемы.

  • 58
  • 59
  • 60
  • 61
  • 62
  • 63
  • 64
  • 65
  • 66
  • 67
  • 68
  • 69
  • 70
  • 71
  • 72
  • 73
  • 74

Источник: https://bookitut.ru/Istoriya-sovremennoj-psikhologii.66.html

Вильгельм Вундт – создатель экспериментальной психологии

3.1.3. Годы жизни в лейпциге: В 1875 году Вундт становится профессором философии в Лейпцигском
Вильгельм Максимилиан Вундт — немецкий врач, физиолог и психолог. В основном известен как основатель экспериментальной психологии. Менее известен как основная фигура в социальной психологии, однако, последние годы жизни Вундта прошли под знаком психологии народов, которую он понимал как учение о социальной основе высшей ментальной деятельности.

Биографический очерк

Вундт родился в семье лютеранского пастора, окончил школу в 1851 году и до 1856 года обучался в Тюбингенском, Берлинском и Гейдельбергском университетах. На последнем году учёбы в Гейдельберге Вундт был практически при смерти от серьёзного заболевания.

После получения диплома по медицине в Гейдельберге Вундт короткое время учится у Иоганна Мюллера и вскоре становится сотрудником университета — ассистентом выдающегося физика и физиолога Германа фон Гельмгольца, с 1858 по 1864 гг. В это время он пишет работу Статьи по теории чувственного восприятия (1858—1862). Также в Гейдельберге Вундт женится на Софи Мау.

В этот период Вундт начинает читать первый в мире курс по научной психологии, постоянно подчёркивая в нём использование экспериментальных методов, взятых из естественных наук. В своём курсе он подчёркивает физиологическую связь между мозгом и разумом. Знания и опыт Вундта в физиологии имели огромное значение для становления новой науки — психологии.

Его лекции были опубликованы в виде книги Лекции о разуме человека и животных в 1863 г. В 1864 Вундт получает место доцента в Гейдельберге.Вундт начинает работу, которая привела его к публикации в 1874 г. одной из самых важных работ в истории психологии, книги «Принципы физиологической психологии».

Принципы строят психологию как исследование непосредственного опыта сознания, включая чувства, эмоции, волевые акты и идеи, с помощью метода интроспекции, или самонаблюдения.

В 1875 году Вундт стал ординарным профессором философии в Лейпцигском университете, а через четыре года основал первую в мире психологическую лабораторию, в скором времени преобразованную в институт экспериментальной психологии. Позже студенты Вундта основали психологические лаборатории в Университете Пенсильвании, Колумбийском университете и других.

Вундт жил в Лейпциге до самой смерти и был научным руководителем у 186 студентов, защитивших докторские диссертации по различным научным дисциплинам. В числе его учеников был Иван Павлов.В последние годы жизни Вундт фокусировался на социальной и культурной психологии, и до самой смерти писал фундаментальный 10-томный труд «Психологию народов».

Научное наследие Вундта колоссально по объёму и составляет около 54000 страниц в виде книг и статей. Некоторые особо выдающиеся его работы: Лекции о психологии человека и животных, Эссе, Этика: исследование фактов и законов моральной жизни, Гипнотизм и внушение (1892) и Введение в психологию.В честь Вильгельма Вундта назван астероид (635) Вундция, открытый в 1907 году.

Концепции Вундта в психологии

Вундт рассматривал психологию как науку, которая помогает понять внутреннюю жизнь человека и, исходя из этого знания, управлять ею. Задачи психологии: а) выделить путем анализа исходные элементы; б) установить характер связи между ними и в) найти законы этой связи.

Сознание (которое он отождествлял с психикой, отрицая наличие бессознательных психических процессов) состоит из отдельных элементов, которые, соединяясь между собой по законам ассоциации, образуют представления, отражающие объективную действительность. Ощущениям (т.е.

элементам сознания) присущи такие качества, как модальность (например, зрительные ощущения отличаются от слуховых) и интенсивность. К основным элементам сознания он относит также чувства (эмоциональные состояния).

Согласно гипотезе Вундта, каждое чувство имеет три измерения (трехмерная модель чувств): удовольствия-неудовольствия, напряженности-расслабленности, возбужденности-успокоения. Простые чувства как психические элементы варьируют по своему качеству и интенсивности, но любое из них может быть охарактеризовано во всех трех аспектах.

Эта гипотеза породила множество экспериментальных работ.С точки зрения Вундта, чувства, особенно воля, которая руководит деятельностью человека, имеют не меньшее значение, чем познание, тем более что и воля, и внимание направляют течение процессов познания.

Перенесение исследовательского внимания с процесса познания RK изучение других аспектов психики, на волевое поведение сделало Вундта создателем нового направления в ассоциативной психологии, которое получило название волюнтаризм.

Главной частью теории Вундта стало его учение о связях между элементами.

Выделение этой части в качестве основной становится понятным, если учесть, что связи и есть те универсальные механизмы, Которые соединяют отдельные элементы в комплексы – представлений, идей и т.д. До Вундта такими универсальными механизмами считались, как неоднократно упоминалось выше, ассоциации. Он же ввел еще одну связь – апперцептивную.

Понятие апперцепции он заимствовал v Вольфа и Канта, которые определяли ее как спонтанную активность души. Оно было использовано Вундтом для объяснения высших m Ихических процессов, которые, с его точки зрения, нельзя связывать только с законами ассоциаций. Ассоциативная связь объясняет развитие восприятия и памяти, создание целостных образов из отдельных ощущений. Точно также разные законы ассоциации (смежности, контраста и т.д.) могут объяснить, каким образом мы переходим от одного воспоминания к другому. Важным моментом во всех этих объяснениях является связь восприятия, памяти и других элементарных психических функций с внешней ситуацией. Именно внешний мир, изменение

предметов, стимулирует и определяет их деятельность.В то же время мышление невозможно объяснить, по мнению Вундта, только законами ассоциаций. Вундт пришел к мнению, что спонтанная, внутренняя активность регулирует течение мыслей, отбирая нужные ассоциации и выстраивая их в определенную связь, исходя В заданной цели.

В его концепции апперцепция фактически отождествлялась с вниманием и волей, улучшающими и регулирующими деятельность человека. Воля является первичной, абсолютной силой человеческого бытия, помогая ассоциациям связывать отдельные элементы в целостную картину на высших этапах развития психики.

Из признания апперцептивной связи также следовало, что эксперимент возможен только при изучении тех процессов, которые зависят И внешней стимуляции – времени реакции, ощущений, восприятия, памяти. В исследовании же мышления и друг их высших познавательных процессов эксперимент бесполезен, так как апперцепция не зависит от внешней ситуации и ее законы открыты только самонаблюдению.

Важная часть теоретической концепции Вундта была связана с изучением законов, по которым строится психическая жизнь. Отстаивая самостоятельность психологии, Вундт доказывал, что у нее имеются собственные законы, а ее явления подчинены особой «психической причинности».

К важнейшим законам он относил:

  • закон творческого синтеза (доказывал возможность не только репродуктивного, но и творческого мышления);
  • закон психических отношений (раскрывал зависимость события от внутренних взаимоотношений элементов внутри комплекса);
  • закон контраста (в эмоциональной сфере противоположности усиливают друг друга);
  • закон гетерогенности целей (при совершении поступка могут возникнуть не предусмотренные первоначальной целью действия, влияющие на его мотив).

Однако главной заслугой Вундта является не его теоретическая концепция, а разработка экспериментального метода исследования психики. Уже в своей первой книге «Материалы к теории чувственного восприятия» (1862), опираясь на факты, относящиеся к деятельности органов чувств и движений, Вундт выдвинул идею создания экспериментальной психологии. План ее формирования был изложен в «Лекциях о душе человека и животных» (1863) и включал два направления исследований: анализ индивидуального сознания с помощью экспериментально контролируемого наблюдения субъекта за собственными ощущениями, чувствами, представлениями; изучение «психологии народов», т. е. психологических аспектов культуры – языка, мифа, нравов различных народов и т. п.Вундт первоначально сосредоточился на изучении сознания субъекта, определив психологию как науку о «непосредственном опыте» (назвал се физиологической психологией). Непосредственный опыт -опыт, который очищен от всякого рода интерпретаций. Опосредованный опыт – обеспечивает информацией или знанием, которые не являются составляющими непосредственного переживания.

Психология Вундта – наука об опыте сознания, следовательно, метод психологии должен включать наблюдение за собственным сознанием. И человек способен проводить такие наблюдения, он может воспользоваться методом интроспекции – проверки состояния собственного мышления.

Источник: https://psychojournal.ru/psychologists/1407-vilgelm-vundt-sozdatel-eksperimentalnoy-psihologii.html

Психология: введение в профессию

3.1.3. Годы жизни в лейпциге: В 1875 году Вундт становится профессором философии в Лейпцигском

История психологии всегда была достаточно трудна для изучения студентам-психологам. Нелегко войти в круг понятий и теорий, которые в настоящее время считаются уже несовременными и представляют только исторический интерес. Современная психология обычно ближе и понятнее.

Что такое профессия психолога, какова психология психолога? Это становится яснее, когда изучаешь биографии, жизненный путь психологов-профессионалов.

Из всех знаменитых психологов для данного пособия я выбрал двух: Вильгельма Вундта и Зигмунда Фрейда – первых из знаменитых. Они олицетворяют собой начало научной и практической ветвей психологии. В. Вундт – первый выдающийся научный психолог. 3. Фрейд – первый выдающийся практический психолог. Им мы и посвятим два следующих раздела.

Вильгельм Вундт родился 16 августа 1832 года в Неккарау близ Маннгейма. В семье было четверо детей, но двое умерли в раннем возрасте. Остались только Вильгельм и его брат Людвиг, который был на 8 лет старше.

Жил Людвиг в Гейдельберге, его воспитанием занималась сестра матери. Таким образом, Вильгельм оставался в семье в роли единственного ребенка.

Отец Вундта был пастором, и, хотя их семья считалась дружной, детские воспоминания Вундта об отце были не самыми приятными.

Два года он обучался в народной школе. В отношении образования в семье Вундта существовали прочные традиции: его предки прославили свое имя достижениями в разных областях науки. Но для домашних было очевидно, что самый младший Вундт эту замечательную линию не продолжит.

21

Дни он проводил не за учебниками, а в мечтаниях, и в результате провалил экзамены за первый класс.

Со второго класса образование Вундта было поручено помощнику отца – Фридриху Мюллеру, к которому Вильгельм привязался всей душой.

Когда молодого священника перевели в другой приход, мальчик был очень расстроен предстоящим расставанием. В автобиографии “Пережитое и познанное” Вундт писал: “Он стал для меня ближе, чем отец и мать.

Я настолько затосковал, что родители согласились, чтобы я жил у него в течение того года, который оставался до поступления в гимназию”.

Все время, за исключением воскресных дней, Вильгельм проводил в доме Мюллера, который имел несомненные педагогические способности.

Однако его влияние, как вспоминал позже Вундт, имело и негативные черты: обучение, не стесненное программой и дисциплиной, побуждение к безудержному фантазированию не готовило к условиям обучения в гимназии.

В детстве он чувствовал себя одиноким, мечтал стать знаменитым писателем.

В возрасте 13 лет Вундт поступил в католическую гимназию в Брухзале. После занятий с Мюллером гимназия стала для Вундта “школой страданий”. Школьные отметки Вильгельма оставляли желать лучшего. В гимназии он отставал от одноклассников, над ним посмеивались учителя.

Через год родители перевели его в гимназию в Гейдельберге. Здесь он приобрел друзей, интенсивно занялся чтением, изучением древних языков – латинского, греческого, древнееврейского, – в общем, вступил на путь познания.

Постепенно Вундт научился контролировать свою склонность к фантазированию и даже стал пользоваться популярностью в школе, которую, правда, так никогда и не смог полюбить. Но он развил свои интеллектуальные интересы и способности и к 19 годам, окончив школу, был уже готов к поступлению в университет.

С этой целью в 1851 году он прибыл в Тюбинген, где в университете работал его дядя, анатом Фридрих Арнольд. Здесь Вильгельм проучился только один год. В Тюбингене он принял решение стать физиологом, поскольку считал

22

что именно эта область знания, а не профессия практического врача, в наибольшей степени соответствует его интересам и склонностям (подобным образом до него рассуждал и Г. Гельмгольц). Через год Вундт переехал в Гейдельберг. В Гейдельбергском университете он проучился три с половиной года.

Первый год обучения в Гейдельберге Вундт посвятил изучению анатомии, физиологии, физики, химии и практической медицины. Под влиянием интересных лекций и демонстраций опытов химика Бунзена Вундт в 1853 году выполнил свою первую научную работу.

На втором году учебы он стал больше внимания уделять практической медицине. Возрос его интерес к физиологии. Еще через год Вундт стал ассистентом в медицинской клинике в Гейдельберге.

Тут ему стало окончательно ясно, что медицина не будет его профессией.

Весной 1856 года Вундт отправился в Берлин к И. Мюллеру, чтобы изучать физиологию под руководством человека, считавшегося “отцом экспериментальной физиологии”.

Там он обнаружил, что характер науки в Берлине отличается от преподавания ее в университетах южной Германии. В Гейдельберге наука была слишком практична для его академического темперамента. В Берлине он встретил лучшие умы. Помимо И.

Мюллера, большое влияние на него оказал Э. Дюбуа-Реймон, стимулировавший его интерес к экспериментальным исследованиям.

В конце 1856 года Вундт вернулся в Гейдельберг. Здесь он защитил диссертацию по медицине, получил докторскую степень, и с 1857 по 1864 годы читал лекции.

В это же время он работал лаборантом у Германа фон Гельмгольца, который перешел работать из Боннского университета в Гейдельбергский. Дружественных отношений между ними не сложилось, возможно, в силу различия темпераментов.

Тем не менее, их сотрудничество продолжалось 13 лет, пока в 1871 году Гельмгольц не переехал в Берлин.

В 1856-1857 годах Вундт опубликовал три статьи (чисто физиологического содержания), а в 1858 году – свою

23

первую книгу “Очерки по изучению мускульного движения”. В это время его интересы были еще сосредоточены на проблемах физиологии, хотя психологические идеи занимали все больше и больше.

Еще в 1858 году Вундт опубликовал первую часть “Очерков по теории чувственного восприятия”. “Очерки” выходили частями на протяжении четырех лет.

А в 1862 году книга “К теории чувственного восприятия” была опубликована полностью.

Здесь, по существу, была изложена программа, в которой Вундт подразделял психологию на три основных направления: экспериментальная психология, этническая психология и научная метафизика.

В 1863 году была опубликована очень важная работа -“Лекции о душе человека и животных”. Она содержала введение ко многим проблемам экспериментальной психологии, разработка которых продолжалась долгие годы.

В дальнейшем Вундту наскучило быть лектором, и он отказался от этой работы. В 1864 году он получил должность адъюнкт-профессора и остался в Гейдельберге еще на 10 лет.

В 1867 году Вундт начал читать лекционный курс по физиологической психологии, который фактически положил начало науке под таким же названием. Полное изложение его концепции было дано в книге “Основания физиологической психологии” (в 2-х ч., 1873-1874). При жизни Вундта эта книга переиздавалась шесть раз.

Вундт проработал в Гейдельберге до 1874 года. Здесь окончательно оформились его научные интересы. Теперь приоритетным направлением для него выступала психология. В ходе занятий физиологией Вундт задумывается о психологии как самостоятельной экспериментальной науке.

В 1874 году Вундт получил приглашение на кафедру индуктивной философии в Цюрих. Гельмгольц дал ему рекомендацию, в которой подчеркивал, что философия должна опираться на естественные науки.

Однако в Цюрихе Вундт проработал недолго, всего лишь год.

24

В 1875 году Вундт становится профессором философии в Лейпцигском университете; с этого момента начинается самый продолжительный и важный период его поразительной научной карьеры. Отныне Лейпцигу предстояло на несколько лет стать колыбелью и столицей мировой психологии. В университете этого города Вундт проработал 45 лет.

В 1879 году состоялось открытие небольшой лаборатории, оборудование которой составляли несложные приборы для экспериментальной работы, довольно скромной по масштабам.

Тем не менее, 1879 год стал символической датой рождения научной психологии, поскольку тогда в Лейпциге профессором Вильгельмом Вундтом была открыта первая в мире лаборатория экспериментальной психологии. Вундт пытался применить естественнонаучный метод к анализу осознаваемого внутреннего опыта, старался выявить и описать его простейшие структуры.

Таким образом, сознание было разбито на психические элементы, подобно тому как материя делится на атомы. В качестве таких элементов для Вундта выступали ощущения, образы и чувства.

Неожиданно для Вундта лаборатория вызвала огромный интерес. Широкая известность имени Вундта и его лаборатории привлекла в Лейпциг огромное количество студентов, жаждавших с ним работать.

В их числе было несколько молодых людей, которые позже внесли существенный вклад в развитие психологической науки, среди них американцы, основавшие по возвращении в Соединенные Штаты собственные лаборатории.

В ней собралась группа сотрудников, впоследствии сыгравших важную роль в развитии экспериментальной психологии. Это были ученые не только из Германии (Э. Крепелин, О. Кюльпе, Э. Мейман), но и из Америки (Г.С. Холл, Дж.М. Кэттел) и других стран, в том числе из России.

Через два года лаборатория превратилась в Психологический институт. Таким образом, Лейпцигская лаборатория оказала огромное влияние на развитие современной психологии – она служила образцом для создания новых экспериментальных центров.

25

Бывшие студенты Вундта организовали лаборатории также в Италии, России и Японии. Больше всего сочинений Вундта было переведено на русский язык. Восхищаясь Вундтом, российские психологи в 1912 году оборудовали в Москве лабораторию – точную копию вундтовской.

Еще одна такая лаборатория была построена японскими учеными на базе Токийского университета в 1920 году, в год смерти Вундта, но в 60-е годы эта лаборатория сгорела во время студенческих волнений.

Студентов, которые приезжали в Лейпциг, объединяли общие взгляды и цели.

Вундт вел скромную, упорядоченную и размеренную жизнь. Лейпцигские лекции Вундта пользовались большой популярностью. На каждую лекцию в аудитории собиралось более шестисот студентов. Однако публичных выступлений он не любил, а участия в каких-либо конгрессах просто избегал.

В частной жизни Вундт был спокойным и непритязательным человеком, дни его проходили по строго заведенному порядку (обнаруженные в 1970 году дневники его жены Софи рассказали много нового о жизни Вундта).

С утра Вундт работал над какой-нибудь книгой или статьей, читал студенческие работы, редактировал свой журнал. В полдень он присутствовал на экзаменах в университете или заходил в лабораторию. Один из студентов Вундта вспоминал, что его визиты занимали не более 5-10 минут.

Вероятно, несмотря на свою непоколебимую веру в экспериментальные исследования, “сам он не был создан для работы в лаборатории”.

Во второй половине дня Вундт прогуливался, мысленно готовясь к предстоящей лекции, которая обычно начиналась в 4 часа пополудни. Вечерами в его семье музицировали, говорили о политике.

Основав лабораторию и журнал, руководя множеством исследовательских проектов, Вундт обратился и к философии. В период с 1880 по 1891 год он писал работы по этике, логике, философии. В 1880 и 1887 годах Вундт подготовил второе и третье издания “Основ физиологической психологии”, писал статьи для своего журнала.

В течение 10 лет он развивал идеи по культурно-исторической или социальной психологии. В результате он создал

26

10-томный труд под названием “Психология народов”, который издавался в 1900-1920 годах.

Вундт продолжал работать без перерыва до самой своей смерти. Подсчитано, что в период с 1853 по 1920 годы Вундт написал более 54 тысячи страниц, – то есть он писал по 2,2 страницы ежедневно. Наконец сбылась его детская мечта стать знаменитым писателем Шульц, Шульц, 1998, с.94).

Умер Вильгельм Вундт 31 августа 1920 года в собственном доме в Гросботоне под Лейпцигом. Важнейший итог жизни Вундта как психолога – это утверждение психологии в качестве самостоятельной науки. В его лаборатории ныне находится музей, известный психологам всего мира.

27

Источник: http://bibl.tikva.ru/base/B337/B337Chapter3-1.php

История современной психологии

3.1.3. Годы жизни в лейпциге: В 1875 году Вундт становится профессором философии в Лейпцигском

В 1875 году Вундт становится профессором философии в Лейпцигском университете; с этого момента начинается самый продолжительный и важный период его поразительной научной карьеры. В этом университете он проработал 45 лет.

Уже в начале своей деятельности он создает в Лейпциге лабораторию, а в 1881 году основывает журнал «Философские учения», официальный печатный орган своей лаборатории и новой науки Вундт намеревался назвать новое издание «Психологические учения», но передумал, поскольку в то время уже существовал журнал с таким названием (хотя в нем затрагивались не научные, а оккультные и спиритуалистические вопросы). Все же в 1906 году Вундт переименовал свой журнал в «Психологические учения». Перед психологией открывалась широкая дорога.

Широкая известность имени Вундта и его лаборатории привлекла в Лейпциг огромное количество жаждавших с ним работать студентов.

В их числе было несколько молодых людей, которые позже внесли существенный вклад в развитие психологической науки, среди них американцы, основавшие по возвращении в Соединенные Штаты собственные лаборатории.

Таким образом лейпцигская лаборатория оказала огромное влияние на развитие современной психологии — она служила образцом для создания новых экспериментальных центров.

Бывшие студенты Вундта организовали лаборатории также в Италии, России и Японии. Больше всего сочинений Вундта было переведено на русский язык. Восхищаясь Вундтом, российские психологи в 1912 году оборудовали в Москве лабораторию — точную копию вундтовской.

Еще одна такая лаборатория была построена японскими учеными на базе Токийского университета в 1920 году, в год смерти Вундта, но в 60–е годы эта лаборатория сгорела во время студенческих волнений (Blumenthal. 1985).

Студентов, которые приезжали в Лейпциг, прежде всего объединяли общие взгляды и цели, и именно эти молодые ученые составили первую формальную психологическую школу.

Лейпцигские лекции Вундта пользовались большой популярностью. На каждую в аудитории собиралось более шестисот студентов. Впервые побывав на одной из лекций в 1890 году, Э. Б. Титченер так описал Вундта в одном из своих писем:

Служитель распахнул дверь, и вошел Вундт. Естественно, во всем черном, от ботинок до галстука; узкоплечий, сухощавый, немного сутулится; он производит впечатление высокого человека, но едва ли его рост превышает 5 футов 9 дюймов.

Он прогрохотал — другого слова не подберешь — по боковому проходу и взошел на кафедру: тук. тук — будто его подметки были сделаны из дерева. Мне показалось, что в этом грохоте башмаков есть что — то недостойное, но кроме меня, похоже, этого никто не заметил.

Когда он прошел на кафедру, я смог хорошенько разглядеть его. У него довольно густая, серо — стального цвета шевелюра, только макушку прикрывают аккуратно поднятые сбоку пряди…

На возвышении стоит длинный стол. по — видимому, для демонстрации экспериментов: на нем — переносная книжная полка. Вундт сделал пару манерных движений — задумчиво приложил ко лбу указательный палец, выбрал мел — а затем стал лицом к аудитории, опершись локтями на книжную полку. Такая поза усиливает впечатление.

что это человек высокого роста. Он начал говорить тихим голосом, словно извиняясь: но уже после первых двух предложений в помещении образовалась полная тишина, в которой раздавался лишь уверенный голос лектора, — он прочитал лекцию на одном дыхании.

У него оказался густой баритон, не очень выразительный, порой будто лающий: но слушать его было легко, в голосе чувствовалась убедительность, иногда даже пылкость, но, скорее, напускаемая для поддержания интереса слушателей… Ни в какие записи он не заглядывал: Вундт, насколько я могу судить.

вообще не опускает взгляд, разве что раз он посмотрел на полку, когда перебирал лежащие на ней бумаги…

Руки Вундта ни минуты не лежали спокойно: локти были неподвижны, но плечи и кисти все время двигались, словно волны… эти движения завораживали и каким — то таинственным образом иллюстрировали его речь…

Он закончил лекцию точно в назначенное время и, все так же немного сутулясь, прогромыхал башмаками к выходу. И если бы не этот дурацкий грохот, я остался бы в полном восхищении. (Baldwin. 1980. P. 287–289.)46

46 Печатается с разрешения Американской психологической ассоциации.

В частной жизни Вундт был спокойным и непритязательным человеком, дни его проходили по строго заведенному порядку (обнаруженные в 1970 году дневники его жены Софи — еще один пример появления ранее неизвестных исторических данных — рассказали много нового о личной жизни Вундта).

С утра Вундт работал над какой — нибудь книгой или статьей, читал студенческие работы, редактировал свой журнал. В полдень он присутствовал на экзаменах в университете или наведывался в лабораторию. Один из студентов Вундта вспоминал, что его визиты занимали не более 5–10 минут.

Вероятно, несмотря на свою непоколебимую веру в экспериментальные исследования, «сам он не был создан для работы в лаборатории» (Cattell. 1928. P. 545).

Во второй половине дня Вундт прогуливался, мысленно готовясь к предстоящей лекции, которая обычно начиналась в 4 часа пополудни. Вечерами в его семье музицировали, говорили о политике и — по крайней мере, в дни его молодости — о правах студенческой молодежи и рабочих. Финансовое положение семейства позволяло держать в доме слуг и устраивать приемы.

Источник: https://bookap.info/genpsy/shults_istoriya_sovremennoy_psihologii/gl42.shtm

Вильгельм Вундт

3.1.3. Годы жизни в лейпциге: В 1875 году Вундт становится профессором философии в Лейпцигском

Вильгельм Вундт родился 16 августа 1832 года в городе Некрау недалеко от Мангейма, он был младшим сыном лютеранского пастора. В детстве Вильгельм чувствовал себя одиноким и мечтал стать знаменитым писателем. Когда Вундту было около шести лет, его семья переехала в небольшой старинный город в земле Баден-Вюртемберг.

Учеба

В 1851 году он окончил школу и начал восхождение к научному познанию ступень за ступенью; в Тюбингенском, Берлинском и Гейдельбергском университетах.

После получения диплома по медицине в Гейдельберге (1858 -1864), Вундт учится у Иоганна Мюллера и вскоре становится сотрудником Университета — ассистентом выдающегося физика и физиолога Германа фон Гельмгольца.

Помимо своего руководителя, столь жадную тягу к неизведанной науке Вильгельм Вундт испытывал под влиянием трудов Густава Фехнера (психолог) и Иоганна Петера Мюллера (биолог).

В своей книге «К теории чувственного восприятия» (1858-1862) Вильгельм впервые вводит понятие «экспериментальная психология».

Связь между мозгом и разумом

Начиная с 1867 г. Вильгельм Вундт читает в Гейдельбергском университете первый и единственный в мире на то время курс лекций по физиологической психологии. В своем курсе он подчеркивает связь между мозгом и разумом.

Знания и опыт Вунда в физиологии имели огромное значение для становления новой науки — психологии. Вундт рассматривал ее как науку, которая помогает понять внутреннюю жизнь человека и, исходя из этого знания, управлять ею.

Задачи психологии:

  1. выделить путем анализа исходные элементы;
  2. установить характер связи между ними;
  3. найти законы этой связи.

Лекции вошли в историю в виде одной из самых значительных его книг «Основы физиологической психологии» (1873, 1874 г.г.), которая переиздавалась шесть раз.

Профессор психологии Вундт

В 1875 году Вундт получает должность профессора в Лейпцигском университете, где останется на следующие 45 лет.

Вундт был научным руководителем у 186 студентов, защитивших докторские диссертации по различным научным дисциплинам. Среди них, такие известные имена как Эдвард Титченер, Иван Павлов, Стэнли Холл, Джеймс Кеттел.

Впоследствии они сделают серьезный вклад в развитие психологии в США, России, Японии, Италии.

В 1879 году Вильгельм Вундт основывает первую в мире психологическую лабораторию и собирает под одной крышей ученых со всего мира. Первым делом для проведения экспериментальных исследований Вундт разрабатывает свод правил:

  1. наблюдатели должны правильно определять момент начала эксперимента;
  2. наблюдатели никогда не должны снижать уровень своего внимания;
  3. эксперимент всегда должен быть организован таким образом, чтобы его можно было провести несколько раз;
  4. условия проведения эксперимента должны быть приемлемыми для изменений и контроля раздражителей.

Предметом исследований были три главные направления, на пересечении которых возникала экспериментальная психология: изучение ощущений и восприятий, психофизика, изучение времени реакции. В дальнейшем к этим темам прибавились еще две: ассоциации и чувства.

Вундт провел классификацию типов связи (ассоциаций), которые были установлены в процессе исследования реакций. В лаборатории Вундта впервые были экспериментально изучены пороги ощущений, время реакции на разные раздражители, в том числе и на речь.

Полученные результаты были им изложены в главном труде «Основы физиологической психологии» (1880-1881). Эта книга стала первым учебником по новой дисциплине — экспериментальной психологи.

Любопытно, что создатель экспериментальной психологии сам не был истинным лабораторным работником. По свидетельству его первого американского ученика Дж. Кеттела, он не проводил в лаборатории больше 5-10 минут в день. Метод обучения творчеству в его лаборатории был оригинальным.

Он выходил к стоявшей перед ним группе учеников с пачкой листков, на которых расписывались экспериментальные задания, и раздавал их безотносительно к интересам исполнителей. Затем он проверял их отчеты и сам же их оценивал, решая вопрос о публикации в издаваемом им журнале.

На каждую из лекций в аудитории собиралось более 600 студентов.

Вокруг Вильгельма Вундта постепенно складывается большая интернациональная школа, равной которой история психологии не знает. Постепенно складывалось сообщество исследователей, работников новой области знания, имеющей собственные организационные структуры — лаборатории, кафедры, журналы, общества, а начиная с 1899 года — международные конгрессы.

Развитие психологии

Конечно, у Вундта были и противники, поэтому психология не сразу заняла подобающее место в университетах как отдельная наука. Даже в Германии в 1941 году ее рассматривали как раздел философии.

Однако постепенно психология получила признание, особенно активно она развивалась в США. Позже и в университетах Германии стали возникать новые лаборатории.

Ученые, которые развернули в них свои исследования, не до конца разделяли суждения Вундта, однако тоже стремились развивать психологию.

Научная программа Вундта не была реализована последовательно, поскольку в результате Первой мировой войны немецкие университеты потеряли финансовую поддержку, а в период Второй мировой войны массированные авианалеты в Лейпциге стерли с лица земли лабораторию Вундта.

При жизни заслуги Вундта признавались научным обществом, его избирали членом многих европейских академий, в частности членом Петербуржской академии наук в 1902 году. Вундта считают кабинетным ученым, однако в его трудах поднимались важные вопросы не только академического характера. В частности, в 1915 он опубликовал книгу, которая была посвящена анализу причин Первой мировой войны.

В последние годы жизни Вундт фокусируется на социальной и культурной психологии и до самой смерти пишет фундаментальный 10-томник «Психология народов».

Вильгельм Макс Вундт умер 31 августа 1920 года в Гросботене, близ Лейпцига.

Источник: https://StoneForest.ru/event/persons/sozdatel-psixologii-vilgelm-vundt/

Вильгельм Вундт — Основоположник экспериментальной и культурной психологии

3.1.3. Годы жизни в лейпциге: В 1875 году Вундт становится профессором философии в Лейпцигском
Вильгельм Максимилиан Вундт(16 августа 1832, Некарау, ныне в составе Мангейма, Баден — 31 августа 1920, Гросботен около Лейпцига, Германия) (88 лет)

Гражданство: Германия

Категория: Учёные
Род деятельности:  Психологи, Физиологи
Спецификация: Экспериментальная психология,  Культурная психология
Уникальное отличие: Основоположник экспериментальной и культурной психологии (Психологии народов), один из основателей этнопсихологии, один из отцов современной психологии.
Пол: Мужской

Цитаты: 1. В будничных радостях и горестях жизни нужно быть сангвиником, в важных событиях жизни — меланхоликом, относительно впечатлений, глубоко затрагивающих наши интересы, — холериком и, наконец, в исполнении раз принятых решений — флегматиком. 2. Физиологическая психология в первую очередь психология. 3.

Отличительные характеристики души носят субъективный характер, мы выводим их только из содержаний нашего собственного сознания. 4. Результаты этнической психологии представляет собой наш главный источник информации относительно общей психологии сложных психических процессов. 5.

Экспериментальная психология постоянно страдала от рецидива метафизической трактовки ее проблем.

Профессиональная, социальная позиция: Немецкий психолог, физиолог, философ и врач.
Основной вклад (чем известен): Он был одним из основателей современной психологии и первым ученым, который когда-либо начал называть себя психологом. Он был отцом экспериментальной психологии и основателем первой в мире психологической лаборатории (1879 г.).
Вклады:
1. Психология как самостоятельная наука. Вундт является одним из первых и наиболее известных разработчиков программы развития психологии как самостоятельной науки.Он доказал, что психология имеет свои законы: а) закон творческого синтеза, б) закон психических отношений, в) закон контраста, г) закон гетерогенности целей (Heterogonie der Zwecke).Наряду с ассоциативной связью между элементами, ввел апперцептивную связь, которая отождествляется с вниманием и волей, связывающих отдельные элементы в целостную картину.

В 1867 году Вильгельм Вундт прочитал в Гейдельбергском университете первый курс лекций в истории по физиологической психологии.

2. Физиологическая психология. Предложил план разработки физиологической психологии как отдельной науки, использующей метод лабораторного эксперимента
3. Экспериментальная психология. Он считается основателем экспериментальной психологии. Ввел в психологию экспериментальный метод исследования, а также использовал интроспекцию.
4. Первая психологическая лаборатория. Основатель первой научной психологической лаборатории (1879) в Лейпцигском университете.
5. Первый психологический журнал. Основатель первого психологического журнала «Философские исследования» (1881), с 1903 «Психологические исследования».
6. Культурная психология. Пионер в разработке проблем культурной психологии или психологии народов (нем. Völkerpsychologie), которую он понимал как учение о социальной основе высшей ментальной деятельности.
7. Методы исследования. Методом исследования высших психических процессов (наряду с экспериментом и интроспекцией) является анализ проявлений человеческого духа и продуктов творческой деятельности: языка, сказок, мифов, обычаев, искусства и религии.
Знаменитые идеи Вундта: «Теория действительности» (“the theory of actuality”), «принцип психофизического параллелизма», «волюнтаризм», «творческие результанты», «творческий синтез», «психология народов».
За годы работы в Лейпциге, Вундт являлся руководителем 186 докторских диссертаций по различным дисциплинам и читал лекции более чем 24000 студентам. Среди его выдающихся учеников были: Освальд Кюльпе, Эдвард Титченер, Джеймс Маккин Кеттел, Чарльз Спирмен, Г. Стэнли Холл, Чарльз Хаббард Джадд, Лайтнер Уитмер и Гуго Мюнстерберг, российские психологи Владимир Бехтерев и Иван Павлов.Теория  Вундта была развита его учеником, Эдвардом Титченером, который назвал свою систему структурализмом.

Почётные звания, награды: Орден за заслуги в области искусств и науки.

Основные труды: Материалы к теории чувственного восприятия (1858—1862), Лекции о разуме человека и животных (1863), Основы физиологической психологии (1873-1874) (в 2-х томах, одна из важнейших работ в истории психологии), Очерк психологии (1896), Введение в психологию (1911), Психология народов (Völkerpsychologie ) (в 10 т. 1900- 20). Философские тексты: Логика (1880-1883), Этика (1886), Система философии (1889).

Происхождение: Вильгельм Вундт родился в немецком городе Некарау, Баден и был четвертым ребенком в семье. Его отец Максимилиан Вундт, был лютеранским пастором и его матерью была Мари Фредерик, урожденная Арнольд (1797-1868).
Образование: В возрасте тринадцати лет, Вундт начал свое формальное образование в католической гимназии в Брухзале (1845-1851). С 1851 он учился в университете Тюбингена, но после одного года учебы он перешел в Гейдельбергский университет, где начал специализироваться в области медицины (доктор медицинских наук, 1856 г.). В 1856 г. он учился один семестр у Иоганна Мюллера в университете Берлина.
Оказали влияние: Густав Фехнер, Иоганн Петер Мюллер, Герман фон Гельмгольц.
Основные этапы профессиональной деятельности: Он получил диплом доктора медицины в Гейдельбергском университете (1856 г.). Там же он начал работать преподавателем физиологии, а в 1858 году он стал ассистентом физика и физиолога Германа фон Гельмгольца (1858 — 1865). В Гейдельберге он написал свой труд «Материалы к теории чувственного восприятия» (1858-1862), где впервые вводит понятие «экспериментальная психология».  В 1864 Вундт получает место доцента в Гейдельберге, а в 1867 году  должность  профессора медицины.В 1871 году его учитель Гельмгольц переехал в Берлин, и Вундт занял его место.В 1874 году он стал профессором философии  в университете Цюриха.В 1875 году Вундт переезжает в Лейпциг, где начинает работать в качестве профессора  Лейпцигского университета (1875-1917). Там он оставался, занимался преподаванием и научной работой в течение следующих 42 лет, и это был самый продуктивный период его карьеры. В 1879 году, Вундт открыл первую лабораторию, когда-либо быть посвященный исключительно психологических исследований. В Лейпциге он также основал Институт экспериментальной психологии (1879 г.). На протяжении  1889-90 он являлся ректором Лейпцигского университета.

Его интерес к психологии был вдохновлен Эрнстом Вебером (1795-1878) и Густавом Фехнером (1801-1887), которые также  работали в Лейпциге.

В 1917 году Вундт прекращает свою преподавательскую деятельность.

Основные этапы личной жизни: Когда Вундту было около шести лет, его семья переехала в небольшой старинный  город в земле Баден-Вюртемберг.

В 1867 году Вундт встретил Софи Мау (1844-1912). Она была старшей дочерью профессора богословия  Генриха Августа Мау.Они поженились 14 августа 1872 г. в Киле.У них было трое детей: Элеонора (1876-1957), Лили (1880-1884), и Макс Вундт (1879-1963), который стал философом.

Вильгельм Вундт умер 31 августа 1920 года в Гросботене под Лейпцигом в возрасте 88 лет.

(Visited 2 094 times, 1 visits today)

  • МЕТКИ
  • Германия
  • Основатели
  • Первые
  • Психологи
  • Ученые
  • Физиологи

Сергей Марков

Источник: https://geniusrevive.com/vilgelm-vundt-osnovopolozhnik-eksperimentalnoj-i-kulturno-istoricheskoj-psihologii/

Medic-studio
Добавить комментарий