3.1. Понятие о физическом здоровье и развитии. Особенности

Понятие о физическом развитии

3.1. Понятие о физическом здоровье и развитии. Особенности

ЛЕКЦИЯ № 2

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

Понятие о физическом развитии

Значение показателей физического развития

Методы определения показателей физического развития

Методы изучения физического развития

Методика вариационно-статистической разработки антропометрических данных. Выведение стандартов физического развития

Методики индивидуальной оценки физического развития

Методика групповой оценки физического развития

Акселерация

Понятие о физическом развитии

Физические развитие является одним из объективных показателей состояния здоровья населения, который в настоящее время изменяется столь же резко, как и другие показатели (заболеваемость, смертность, младенческая смертность, средняя продолжительность жизни и др.). Методы статистического учета и анализа данных о физическом развитии населения получили глубокое научное обоснование и широко используются в практической научно-исследовательской деятельности учреждений здравоохранения.

Под физическим развитием понимается комплекс морфологических и функциональных свойств организма, характеризующих размеры, форму, структурно-механические качества и гармоничность развития человеческого тела, а также запас его физических сил.

Наблюдение за физическим развитием населения в России является обязательной составной частью государственной системы медицинского контроля за здоровьем людей. Оно носит систематический характер и распространяется на различные возрастно-половые группы населения.

Основыфизического развития закладываются в детском возрасте, поэтому показатели, его характеризующие, являются обязательными при оценке здоровья подрастающего поколения. Физическое развитие изучается обычно у новорожденных, детей различных возрастных групп и подростков, а также у взрослого населения для характеристики поколений разных лет рождения.

Отмечаются различия в физическом развитии населения, проживающего в различных экономико-географических зонах, лиц разных национальностей. Под влиянием длительно действующих неблагоприятных факторов уровень физического развития снижается, и наоборот, улучшение условий, нормализация образа жизни способствуют повышению уровня физического развития.

Различают три группы основных факторов, определяющих направленность и степень физического развития:

1) эндогенные факторы (наследственность, внутриутробные воздействия, недоношенность, врожденные пороки и пр.);

2) природно-климатические факторы (климат, рельеф местности, наличие рек, морей, гор, лесов и т. д.);

3) социально-экономические факторы (общественный строй, степень экономического развития, условия труда, быта, питания, отдыха, культурно-образовательный уровень, гигиенические навыки, воспитание и т. д.).

Все эти факторы действуют в единстве и взаимообусловленности, однако, поскольку физическое развитие является показателем роста и формирования организма, оно подчиняется не только биологическим законам, но в большей степени зависит от сложного комплекса социальных условий, имеющих решающее значение. Социальная среда, в которой находится человек, формирует и изменяет его здоровье, в том числе определяет уровень и динамику физического развития.

Таким образом, физическое развитие является интегральным показателем состояния здоровья, на который влияет многообразие внешних и внутренних факторов.

В связи с этим основными задачами изучения физического развития населения являются:

1) наблюдение за уровнем и изменениями в физическом развитии различных групп населения;

2) углубленное изучение возрастно-половых закономерностей физического развития в связи с особенностями условий жизни, труда и быта, характера и формами медицинского обслуживания, занятиями спортом;

3) разработка возрастно-половых оценочных норм-стандартов физического развития населения для различных этнических групп в разных климатических зонах и экономических районах;

4) оценка эффективности оздоровительных мероприятий.

Наблюдение и контроль за физическим развитием человека начинаются с момента рождения ребенка: в родильном доме специально изучаются особенности физического развития новорожденных. Эта работа продолжается в детских поликлиниках и дошкольных учреждениях.

Обязательному наблюдению и медицинскому контролю подлежит физическое развитие школьников и подростков.

Школьные врачи, пользуясь разработанными возрастно-половыми стандартами, могут производить групповую и индивидную оценку уровня физического развития школьников и корректировать его по мере надобности методами физического воспитания.

Наблюдение за физическим развитием взрослого населения проводится в допризывный период, при призыве на военную службу, во время прохождения военной службы, а также при единовременных периодических углубленных медицинских осмотрах различных групп рабочих, служащих, студентов, спортсменов и пр.

Данные о физическом развитии собирают всегда в процессе специально организованных исследований, на основе антропометрических измерений, проводимых по строго унифицированной программе.

Антропометрические измерения должны проводиться в отношении отдельных групп населения в следующем порядке:

1) новорожденные измеряются в родильных домах при рождении и выписке;

2) дети первого года жизни и в возрасте от 1 года до 3 лет – в детских яслях и детских поликлиниках ежемесячно;

3) дети от 3 до 7 лет – в детских садах и детских поликлиниках 2 раза в год;

4) дети и подростки (школьники) от 7 до 18 лет – в школах 1 – 2 раза в год;

5) учащиеся и студенты ПТУ, средних специальных и высших учебных заведений – по месту учебы при проведении медосмотров 1 раз в год;

6) допризывники – в военкоматах по местожительству;

7) рабочая молодежь – в МСЧ предприятий при проведении медосмотров;

8) военнослужащие – в медпунктах по месту службы при проведении углубленных медицинских обследований 1 – 2 раза в год;

9) спортсмены – в медико-санитарных учреждениях спортивных обществ и лечебно-физкультурных диспансерах в установленном порядке.

Так как физическое развитие зависит от возраста и пола, показатели вычисляются для однородных возрастно-половых групп в каждом районе наблюдения. В связи с тем, что скорость изменения показателей физического развития неодинакова в разные периоды жизни ребенка, группировка материала для различных возрастных периодов производится с разным временным «шагом»:

1) для детей первого года жизни – по месяцам;

2) для детей от 1 года до 3 лет – каждые 3 месяца;

3) для детей от 3 до 7 лет – по полугодиям;

4) для детей старше 7 лет – за каждый год.

Существуют основные признаки физического развития, обычно регистрируемые в процессе проведения массовых медицинских осмотров населения. К ним относятся следующие.

1. Антропометрические, основанные на измерении размеров тела и скелета человека, включающие:

1) соматометрические – размеры тела и его частей;

2) остеометрические – размеры скелета и его частей;

3) краниометрические – размеры черепа.

2. Антропоскопические, основанные на описании тела в целом и отдельных его частей. К ним относятся:

1) тип телосложения;

2) развитие жирового слоя, мускулатуры;

3) форма грудной клетки, спины, живота, ног;

4) пигментация;

5) волосяной покров;

6) вторичные половые признаки и пр.

3. Физиометрические,определяемые с помощью специальных физических приборов. К ним относятся:

1) жизненная емкость легких (измеряется спирометром);

2) мышечная сила кистей рук (измеряется динамометром) и др.

Таким образом, основными признаками физического развития являются длина и масса тела, выражающие упитанность, развитие костного скелета и мускулатуры.

Кроме того, к ним относится окружность грудной клетки на вдохе и выдохе, которая характеризует ее вместимость и развитие дыхательных органов. Измеряется также рост сидя, характеризующий пропорциональность тела; у новорожденных измеряется окружность головы.

При динамическом наблюдении оценивается прирост этих показателей за определенное время (например, за год).

Для всесторонней характеристики физического развития изучаются, кроме того, особенности морфологического созревания (смена молочных зубов на постоянные, степень выраженности вторичных половых признаков, возраст наступления менархе и т. д.).

Дата добавления: 2016-10-30; просмотров: 3371 | Нарушение авторских прав

Рекомендуемый контект:

Похожая информация:

Поиск на сайте:

Источник: https://lektsii.org/8-45452.html

Понятие о физическом здоровье и развитии. Особенности телосложения

3.1. Понятие о физическом здоровье и развитии. Особенности

Физическое здоровье человека определяется комплексом взаимосвязанных факторов, характеризующих физическое состояние организма:

1) функциональным состоянием органов и систем; 2) уровнем физического развития; 3) степенью развития физических качеств (силы, быстроты, ловкости, выносливости, гибкости).

Оценку функционального состояния органов и систем принято проводить путем исследования основных физиологических параметров, таких, как частота сердечных сокращений, артериальное давление, ЭКГ, жизненная емкость легких и других. Состояние физического здоровья, как и другие критерии его аспектов, может быть установлено на основании субъективных ощущений конкретного человека в совокупности с данными клинических исследований, с учетом пола, возраста, социальных, климатических и других факторов. Физическое развитие есть совокупность морфофункциональных показателей, характеризующих развитие организма, важный критерий состояния здоровья. Для его изучения применяют методику антропометрических исследований (от греч. anthropos – человек, metreo – мерить, измерять). При антропометрическом обследовании измеряют длину тела (рост), • вес тела, • окружность грудной клетки, • размеры конечностей и отдельных частей • туловища, мышечную силу кисти – динамометрия, • жизненную емкость легких (ЖЕЛ) – спирометрия и другие показатели. Оценка физического развития индивидуума производится путем сравнения его антропометрических данных и других показателей развития (половое созревание, зубная формула и др.) со средними данными для соответствующего пола и возраста. Большое значение имеет изучение физического развития детей и подростков. Систематические наблюдения позволяют выявить ранние признаки отклонения физического развития, что может свидетельствовать о начинающемся заболевании. Таким образом, физическое здоровье – это состояние абсолютного физического и психического комфорта, не сопровождающееся отклонениями в деятельности органов и систем, при нормальном физическом развитии, высокой работоспособности и адаптации. Телосложение (конституция, от лат. constitutio – устройство, состояние) есть совокупность особенностей строения, формы, величины и соотношения отдельных частей тела человека и является одним из критериев физического развития. Имеет половые, возрастные, национальные и индивидуальные особенности. Рост человека, масса и пропорции тела – основные конституциональные характеристики. Рост человека завершается к 18 – 25 годам и может быть у здоровых людей от 140 до 210 см (в зависимости от индивидуальных и других особенностей). Для ориентировочного контроля за массой тела в повседневной жизни может быть рекомендован индекс Брока: Определение нормальной массы тела является довольно сложной задачей, так как для этого не разработаны единые критерии. В настоящее время создано множество таблиц и формул, учитывающих возраст, пол, длину и фактическую массу тела, тип телосложения, толщину кожных складок и др.

Каждый человек должен знать индивидуальную норму своей массы тела.

Превышение верхнего предела, рассчитанного по формуле, приведенной выше, более чем на 7% принято считать избыточной массой тела. По данным Всемирной организации здравоохранения около 30% жителей экономически развитых стран имеют массу, превышающую нормальную, на 20% и более. Проблема лишнего веса стала серьезной угрозой для многих людей. У людей с избыточной массой нарушается нормальная деятельность сердечно-сосудистой системы, чаще развивается атеросклероз, сахарный диабет, болезни суставов, гипертоническая и желчно-каменная болезнь, укорачивается продолжительность жизни на 10-15 лет. Уменьшение избыточной массы тела и ее поддержание на нормальном уровне – достаточно сложная задача. Она зависит от режима, характера питания, двигательной активности, эмоционального статуса человека. Гармоничное телосложение определяется с учетом конституциональных особенностей. Конституция (от лат. constitutio – установление, организация) – комплекс индивидуальных, относительно устойчивых морфологических, физиологических и психических свойств организма, обусловленных наследственной программой, а также длительным, интенсивным влиянием окружающей среды. Учение о конституции человека зародилось в глубокой древности. Каждая эпоха вкладывала в определение и классификацию конституции свои представления. Все ныне существующие классификации не противоречат друг другу. Их авторы отдают предпочтение отдельным функциональным системам или основываются на совокупности морфологических признаков. Общим недостатком всех этих классификаций является отсутствие комплексного подхода. По современным представлениям, в формировании конституции равномерное участие принимают как внешняя среда, так и наследственность. Наследственно детерминируются главные признаки конституции – продольные размеры тела и доминирующий тип обмена веществ, причем последний наследуется только в том случае, если в одной и той же местности постоянно жили два-три поколения данной семьи. Второстепенные признаки конституции (поперечные размеры) определяются условиями жизни человека, реализуясь в чертах его индивидуальности. Эти признаки наиболее тесно связаны с полом, возрастом, профессией, а также с влиянием среды. Согласно классификации Э. Кречмера выделяют следующие типы конституции: Сильное воздействие на телосложение оказывают занятия общеразвивающими физическими упражнениями, которые позволяют не только добиться пропорционального телосложения, но и укрепить мышцы, выработать правильную осанку. Осанка – первичное непринужденное положение тела, которое человек сохраняет в покое и при движении. При правильной осанке физиологические изгибы позвоночника равномерны, голова расположена вертикально, поле верхних и нижних конечностей симметрично, лопатки находятся на одном уровне и плотно прилегают к грудной клетке. Если человек со здоровой осанкой, не изменяя привычного положения тела, прижмется к ровной стене, то точками соприкосновения будут затылок, лопатки и ягодицы (рис. 3.4). Рис. 3.4. Тест на правильную осанку Если эти положения нарушены, то говорят о патологической осанке, которая может проявляться в следующих видах (рис. 3.5): • лордоз – искривление кпереди (встречается в поясничном отделе позвоночника); • кифоз – искривление кзади (в грудном отделе); • сколиоз – боковое искривление.

Встречается такое отклонение от нормы, как сутулость – положение, при котором грудной отдел значительно выступает кзади, голова наклонена вперед, грудная клетка уплощена, плечи опущены, живот выпячен и вялая осанка.

б в Рис. 3.5. Нарушение осанки а – сколиоз, б – кифоз, в – лордоз Причинами неправильной осанки являются слабое развитие мышц спины, привычное неправильное положение тела, односторонние физические нагрузки на опорно-двигательный аппарат или его врожденные недостатки. Чаще всего нарушения осанки возникают в школьном возрасте как следствие длительного неправильного положения за столом, неправильного переноса тяжестей, нарушения в питании, недостатка физической активности и различных заболеваний. Для предупреждения нарушений осанки каждому человеку необходимо научиться контролировать положение своего тела • при сидении за столом, • стоянии и ходьбе, • соблюдать правила переноса тяжестей, • спать на жесткой постели, а также постоянно работать над укреплением мышечного корсета спины. Необходимо помнить, что предупредить возникновение неправильной осанки значительно легче, чем исправить ее. Осанка начинает эффективно формироваться в процессе роста, развития и воспитания и продолжается в течение всей жизни человека. Правильная осанка делает фигуру человека красивой, способствует нормальной деятельности двигательного аппарата и всего организма. Регулярная физическая активность, упражнения атлетической и ритмической гимнастики, подвижные и спортивные игры, танцы помогают в формировании конституции человека по законам красоты, сохраняя индивидуальность фигуры и движений.

а б в г д А. Положение сидя: а, в – нефизиологическая конструкция стула, вызывает быстрое утомление и боли в спине; б, г – рационально оборудованное рабочее место; д – физиологически оптимальное кресло.

а б в г Б. Положение стоя: а – неправильная поза; б – оптимальное положение, попеременная постановка ног на низкую скамеечку снимает усталость и боли в спине; в – неправильная поза; г – физиологически верное положение, при котором сведены до минимума наклоны вперед, спина прямая. a б В. Способы переноса тяжестей: а – правильный, б – неправильный. Г. Поза при работе: а – схема правильных (+) и неправильных (-) положений туловища при разных позах; б – правильное (+) и неправильное (-) выполнение домашней работы; в – правильное (+) и неправильное (-) ношение ребенка; г – правильное (+) и неправильное (-) положение позвоночника при чтении. Рис. 3.6. Меры профилактики неправильной осанки. Источник: Лекции. Лекции по валеологии. 2010

Источник: https://med-books.info/valeologiya_739/ponyatie-fizicheskom-zdorove-razvitii.html

Понятие о физическом здоровье

3.1. Понятие о физическом здоровье и развитии. Особенности

Введение

Физическое здоровье – важный компонент в структуре состояния здоровья.  Психические и социальные отклонения здоровья ведут к ухудшению физического состояния организма человека. Следует отметить, что человек, есть сложный организм, каждый  имеет индивидуальные физиологические особенности, и соответственно, качество здоровья, и в частности физического, у всех разное.

Существует множество болезней, множество причин их возникновения, а также способы лечения. Но в данной работе физическое здоровье рассматривается с точки зрения Валеологии, науки о здоровье.

 Чтобы лучше разобраться в изучаемой теме, следует познакомиться с наукой Валеологией; изучить, что же такое здоровье в целом. И после, более подробно рассмотреть один из его видов – физическое здоровье.

Поддержание соматического здоровья рассматривается в работах и психологии, и педагогики, и физической культуры и др. В данной работе будут также  рассмотрены некоторые общедоступные упражнения поддержания физического здоровья. 

Валеология

Термин “валеология” впервые был введен в 1980 г. И.И. Брехманом в книге “Валеология – наука о здоровье”. Он образован от латинского слова vale -“здравствовать”, “быть здоровым”.

Валеология – наука о закономерностях проявления, механизмах и способах поддержания, укрепления и сохранения здоровья человека.

Необходимость создания специального направления в медико-биологическом цикле наук вызвана тем, что проблема первичной профилактики заболеваний не укладывается в рамки медицины и возникает необходимость в содружественной медицине науке. Современная медицина, по мнению И.Й.

Брехмана, занимается преимущественно болезнями – случайными явлениями, а не здоровьем, являющимся закономерным и необходимым. Знания о здоровом образе жизни человечество накапливало веками, но они были разрозненны, не систематизированы и порой не имели научного обоснования, а наука валеология занимается именно этими вопросами.

Вооружившись знаниями валеологии, человек сможет целенаправленно и верно построить свою жизнь так, чтобы оградить себя от нервных стрессов, болезней и преждевременной смерти.

В предмет валеология включены знания по анатомии и физиологии человека, гигиене (личной, питания), сексуальной культуре, знания по профилактике различных заболеваний человека, в том числе и венерических, по профилактике употребления алкоголя, табака, наркотиков, знания по закаливанию, физической культуре, туризму и др.

Основополагающие позиции валеологии можно свести к следующим определениям:

Центральной проблемой валеологии является отношение к индивидуальному здоровью и воспитание культуры здоровья в процессе индивидуального развития личности

Предметом валеологии являются индивидуальное здоровье и резервы здоровья человека, а также здоровый образ жизни. В этом состоит одно из важнейших отличий валеологии от профилактических медицинских дисциплин, рекомендации которых направлены на предупреждение болезней.

Объект валеологии — практически здоровый, а также находящийся в состоянии предболезни человек во всем безграничном многообразии его психофизиологического, социокультурного и других аспектов существования.

Именно такой человек оказывается вне сферы интересов здравоохранения до тех пор, пока он не перейдет в разряд заболевших людей.

Имея же дело со здоровым или находящимся в группе риска человеком, валеология использует функциональные резервы человеческого организма для сохранения здоровья преимущественно через приобщение к здоровому образу жизни

Основной целью валеологии служат максимальное использование унаследованных механизмов и резервов жизнедеятельности человека и поддержание на высоком уровне адаптации организма к условиям внутренней и внешней среды.

В теоретическом плане цель валеологии — изучение закономерностей поддержания здоровья, моделирование и достижение здорового образа жизни.

В практическом плане цель валеологии можно видеть в разработке мер и определении условий для сохранения и укрепления здоровья.

Основные задачи валеологии:

  1. Исследование и количественная оценка состояния здоровья и резервов здоровья человека.
  2. Формирование установки на здоровый образ жизни.
  3. Сохранение и укрепление здоровья и резервов здоровья человека через приобщение его к здоровому образу жизни.

Здоровье.

Что же это такое — здоровье? Состояние организма, когда нет болезни?

Интервал времени между болезнями?

«Здоровье есть пропорциональность между самостью организма и его наличным бытием… оно состоит в равномерном отношении органического к неорганическому, когда для организма нет ничего неорганического, чего он не мог бы преодолеть.» Гегель

«Болезнь одна лишь заразительна, здоровье не заразительно…» П. Я. Чаадаев

Согласно определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), здоровье – это полное физическое, психическое и социальное благополучие, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.

Благополучие касается всех аспектов жизни человека: необходимо гармоничное сочетание социального, физического, интеллектуального, карьеристского, эмоционального и духовного элементов в жизни. Ни одним из них нельзя пренебрегать, если стремишься к здоровью и благополучию.

Виды здоровья:

Физическое здоровье – состояние, при котором у человека имеет место совершенство саморегуляции функций организма, гармония физиологических процессов и максимальная адаптация к различным факторам внешней среды.

Психическое здоровье предполагает не только гигиену тела, но и психогигиену, самовоспитание духовной сферы, нравственную жизненную позицию, чистоту помыслов.

Путь к психическому здоровью – это путь к интегральной личности, не разрываемой изнутри конфликтами мотивов, сомнениями, неуверенностью в себе.

Психическое здоровье предусматривает тренировку психики, развитие психических процессов (памяти, внимания, воображения и др.), воспитание дисциплины ума и чувств.

Социальное здоровье подразумевает социальную активность, деятельное отношение человека к миру.

Признаки здоровья

Признаками здоровья являются:

– устойчивость к действию повреждающих факторов;

– показатели роста и развития в пределах среднестатистической нормы;

– функциональное состояние организма в пределах среднестатистической нормы;

–  наличие резервных возможностей организма;

– отсутствие какого-либо заболевания или дефектов развития;

–  высокий уровень морально-волевых и ценностно-мотивационных установок.

Норма определяется как диапазон оптимального функционирования организма (В.П.Петленко, 1998). При оценке состояния здоровья пользуются возрастными и индивидуальными нормами (рост и вес тела, жизненная емкость легких, частота пульса, уровень артериального давления, уровень глюкозы в крови и т.д.).

Однако входящие в одну и ту же группу люди существенно отличаются друг от друга, что определяется многими факторами: полом, профессией, местом жительства, образом жизни и т.д. В связи с этим понятие нормы в здоровье строго индивидуально.

Здоровье следует рассматривать в динамике изменений внешней среды, в процессе индивидуального развития организма в течение всей жизни.

Важным условием решения задач валеологии является выявление факторов риска для здоровья. К ним относят те факторы, которые способствуют развитию таких заболеваний как ожирение, атеросклероз, гипертония, сахарный диабет, иммунодепрессия, онкологические заболевания.

Основными факторами риска для здоровья человека являются

  • избыточная масса тела,
  • гиподинамия,
  • нерациональное питание,
  • психическое перенапряжение,
  • злоупотребление алкоголем,
  • курение.

Таким образом, здоровье человека – это его способность сохранять соответствующие возрасту и полу психическую и физиологическую устойчивость в постоянно изменяющихся условиях окружающей среды.

Физическое здоровье

Физическое (соматическое) здоровье отражает текущее состояние органов и систем органов человеческого организма; уровень их развития и функциональных возможностей, степень адаптации к различным факторам внешней среды. Оно представляет основу пирамидальной системы структурной организации человека.

Физическое здоровье – это состояние организма, при котором показатели основных физиологических систем лежат в пределах физиологической нормы и адекватно изменяются при взаимодействии человека с внешней средой.

Основу физического здоровья составляет биологическая программа индивидуального развития человека, которая опосредована базовыми потребностями (питание, дыхание, движение, познание окружающего мира, сексуальное удовлетворение и т.д.

), доминирующими у него на различных этапах.

Базовые потребности, с одной стороны, служат пусковым механизмом биологического развития человека (формирование его физического здоровья), а с другой — обеспечивают индивидуализацию этого процесса.

Физическое здоровье — важнейший компонент в сложной структуре состояния

здоровья человека. Он обусловлен свойствами организма как сложной биологической

системы. Как биологическая система организм обладает интегральными

качествами, которыми не обладают ее отдельные составляющие элементы (клетки,

ткани, органы и системы органов). Эти элементы вне связи между собой не

могут поддерживать индивидуальное существование.

. В самом общем виде физическое здоровье — это состояние организма человека,

характеризующееся возможностями адаптироваться к различным факторам среды

обитания, уровнем физического развития, физической и функциональной подготовленностьюорганизма к выполнению физических нагрузок.

К основным факторам физического здоровья человека относятся:

1) уровень физического развития; 2) уровень физической подготовленности; 3) уровень функциональной подготовленности организма к выполнению физических нагрузок; 

4) уровень и способность к мобилизации адаптационных резервов организма, обеспечивающие его приспособление к воздействию различных факторов среды обитания.

Физическое развитие – это биологический процесс становления и изменения естественных морфологических (от греч. morphe – форма) и функциональных (от nar.

functio – исполнение, совершение, осуществление) свойств организма человека в течение его жизни (рост, масса тела, окружность грудной клетки, жизненная емкость легких, максимальное потребление кислорода, сила, быстрота, выносливость, гибкость, ловкость и др.).

Физическая подготовленность – внешнее проявление уровня физической активности: уровня развития физических качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости, ловкости) и степени владения двигательными умениями и навыками, необходимыми для успешного осуществления определенного рода деятельности человека (профессиональный труд, воинская служба, спорт и т.д.).

  • Физическое здоровье человека зависит от:
  • биологических факторов (наследственность, изменчивость);
  • сложного комплекса социальных условий ( образ жизни, факторы внешней среды, питание и др.)
  • Одни из этих факторов ухудшают здоровье, вызывают заболевания и укорачивают жизнь, другие, наоборот, способствуют укреплению и восстановлению здоровья.
  • В современной науке прочно укоренилось понятие о факторах риска.
  • Факторы риска – доказанные или предполагаемые факторы внешней и внутренней среды организма, поведенческие факторы, предрасполагающие к какому-либо заболеванию. Следует учитывать, что они не являются непосредственной причиной определенной болезни, но способствуют увеличению вероятности ее возникновения и развития, ее прогрессированию и неблагоприятному исходу.

В настоящее время наиболее существенным и распространенным фактором риска является гипокинезия (греч. hypo -ниже; kinesis-движение), частый спутник людей умственного труда.

Гиподинамия (греч. hypo-под, ниже; dynamis-сила) – нарушение функций организма при ограничении двигательной активности.

По заключению ВОЗ гиподинамия бывает у взрослых при сидячей работе (не менее 5 часов в день) и недостаточной (менее 10 часов в неделю) физической активности во внерабочее время (активный досуг, ходьба, в том числе на работу и обратно, физические упражнения, физический труд на даче, велосипед и т.п.). У школьников и студентов гиподинамия возникает при отсутствии внешкольных, внеуниверситетских занятий спортом или другими видами двигательной активности.

Физическая активность и здоровье

По данным многочисленных исследований, такие факторы, как куре-

ние, алкоголь, переедание и гиподинамия снижают среднюю продолжи-

тельность жизни на срок от 2–х до 17–ти лет. Для достижения и сохране-

Источник: https://student.zoomru.ru/fizra/ponyatie-o-fizicheskom-zdorove/124149.978040.s1.html

Medic-studio
Добавить комментарий