3.2.2. СИСТЕМА МОНИТОРИНГА, ЛАБОРАТОРНОГО КОНТРОЛЯ И ПРОГНОЗИРОВАНИЯ

Содержание
  1. Система мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования
  2. Приложение. Положение о территориальной системе мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера
  3. Об утверждении Положения о функциональной подсистеме мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, Приказ МЧС России от 04 марта 2011 года №94
  4. 1. Общие положения
  5. 2. Задачи функциональной подсистемы СМП ЧС
  6. 3. Функции функциональной подсистемы СМП ЧС
  7. 4. Организация управления, силы и средства функциональной подсистемы СМП ЧС
  8. 5. Режимы функционирования функциональной подсистемы СМП ЧС
  9. 6. Деятельность функциональной подсистемы СМП ЧС в различных режимах функционирования
  10. 7. Система информационного обеспечения функциональной подсистемы СМП ЧС
  11. Система мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

Система мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования

3.2.2. СИСТЕМА МОНИТОРИНГА, ЛАБОРАТОРНОГО КОНТРОЛЯ И ПРОГНОЗИРОВАНИЯ

Мониторинг как система наблюдения, оценивания и прогнозирования состояния ОПС дает необходимую информацию для управления качеством природной среды. Функций такого управления выполняют система экологического контроля и специально уполномоченные государственные органы обеспечения экологической безопасности страны.

Основными задачами Системы мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования ЧС(СМП ЧС) являются:

1. оперативный сбор, обработка и анализ информации о потенциальных источниках ЧС природного и техногенного характера;

2. прогнозирование возможного возникновения ЧС природного и техногенного характера и их последствий на основе оперативной фактической и прогностической информации, поступающей от ведомственных и других служб наблюдения за состоянием ОС, за обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях;

3. лабораторный контроль, проводимый с целью обнаружения ииндикации радиоактивного, химического, биологического (бактериологического) заражения (загрязнения) объектов ОС, продовольствия, питьевой воды, пищевого и фуражного сырья;

4. разработка и оценка эффективности реализаций мер по предотвращению или устранению ЧС;

5. разработка сценариев развития ЧС;

6. информационное обеспечение управления и контроля в области предупреждения и ликвидации ЧС;

7. создание специализированных геоинформационных систем, банка данных по источникам ЧС и других информационных продуктов.

Вертикаль управления СМП ЧС имеет три уровня: государственный, региональный и территориальный.

На государственном уровне организационное руководство деятельностью СМП ЧС осуществляет МЧС, а методическое руководство и координацию деятельности СМП ЧС –

На региональном и территориальном уровнях организационно-методическое руководство и координацию деятельности системы мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования ЧС осуществляют, соответственно, региональные и территориальные центры мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования ЧС при региональных центрах МЧС и при органах управления по делам ГОЧС органов исполнительной власти субъектов.

Система мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования ЧС обеспечивает оперативной и прогностической информацией (о состоянии ОПС, ЧС, в том числе опасных гидрометеорологических явлениях, вызывающих стихийные бедствия, о загрязнении различных сред и объектов; о состоянии ОС и возможности возникновения ЧС техногенного характера) федеральные органы исполнительной власти для принятия надлежащих мер.

Как известно, основными составными частями мониторинга ЧС, в соответствии с его задачами, являются три подсистемы: наблюдения, анализа и прогнозирования.

Подсистема наблюдения включает в себя наземные, воздушные, корабельные и космические средства наблюдений.

Космические снимки земной и водной поверхностей, полученные от метеорологических искусственных спутников Земли (МИСЗ), природоресурсных и океанографических спутников, позволяют решать задачи глобального и регионального мониторинга.

Для отдельных военных и гражданских объектов должна быть развернута сеть локального мониторинга, при организации которой необходимо учитывать изменчивость концентрации химических и биологических загрязнений и уровня физических воздействий.

Такая задача успешно решается только там, где созданы стационарные подвижные пункты контроля: на атомных электростанциях, в районах расположения объектов повышенного риска, на крупных промышленных комбинатах, в местах забора воды для централизованного водоснабжения.

На большинстве гражданских и военных объектов практически пока невозможно организовать систему долгосрочных регулярных наблюдений за состоянием ОС в связи с трудоемкостью получения исходных данных и методов их обработки, которые требуют дорогостоящего лабораторного анализа с привлечением квалифицированных специалистов.

Проведение наблюдений за состоянием ОС – очень важная, но лишь начальная стадия мониторинга. Результаты наблюдений должны пройти стадию анализа в специально оборудованных лабораториях.

Результаты анализа по каналам связи передаются в десятки региональных и территориальных центров мониторинга загрязнения ОС, где на их основе, с привлечением информации, получаемой от системы геофизического мониторинга, разрабатываются прогнозы и предупреждения о неблагоприятных изменениях (ухудшении качества) атмосферного воздуха и водных масс. Эти прогнозы используются для осуществления оперативных мероприятий по сокращению вредных выбросов в атмосферу и сброса сточных вод в водные объекты.

Источник: https://studopedia.org/7-45404.html

Приложение. Положение о территориальной системе мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

3.2.2. СИСТЕМА МОНИТОРИНГА, ЛАБОРАТОРНОГО КОНТРОЛЯ И ПРОГНОЗИРОВАНИЯ

Приложение
к постановлению администрацииОренбургской области

от 29 сентября 2001 г. N 163-п

Положениео территориальной системе мониторинга, лабораторногоконтроля и прогнозирования чрезвычайных ситуацийприродного и техногенного характера

(далее именуется – Положение)

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение разработано на основе методических рекомендаций МЧС России и указа главы администрации области от 09.06.

2001 N 17-ук и определяет организацию, основные задачи, состав сил и средств, а также порядок функционирования территориальной системы мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее именуется – ТСМП ЧС) на территории Оренбургской области.

1.2. ТСМП ЧС является информационно-аналитической составной частью Оренбургской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее именуется – ОТП РСЧС).

1.3. ТСМП ЧС объединяет усилия и распространяется на сферы деятельности всех звеньев ОТП РСЧС и гражданской обороны в части, касающейся вопросов мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций и их социально-экономических последствий.

Требования Положения обязательны для всех организаций и предприятий, расположенных на территории Оренбургской области, входящих в ТСМП ЧС или принимающих участие в ее работе, вне зависимости от их ведомственной принадлежности и формы собственности.

2. Основные понятия, термины и определения

2.1. Чрезвычайная ситуация (далее – ЧС) – это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного действия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

2.2. Источник ЧС – опасное природное явление, авария или опасное техногенное происшествие, широко распространенная болезнь людей, сельскохозяйственных животных и растений, а также применение современных средств поражения, в результате чего произошла или может возникнуть ЧС.

2.3. Авария – опасное техногенное происшествие, создающее на объекте, определенной территории или акватории угрозу жизни и здоровью людей и приводящее к разрушению зданий, сооружений, оборудования и транспортных средств, нарушению производственного и транспортного процесса, а также к нанесению ущерба окружающей природной среде.

2.4. Потенциально опасный объект – объект экономики (предприятие, учреждение или организация), на котором используются, хранятся, перерабатываются, перевозятся пожаро- и взрывоопасные, химические, биологические, радиоактивные или другие вещества, создающие угрозу возникновения ЧС.

2.5. Зона чрезвычайной ситуации – это территория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация.

2.6. Предупреждение ЧС – это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения ЧС, а также на сохранение здоровья людей, снижение размера ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в случае их возникновения.

2.7. Риск возникновения чрезвычайной ситуации (риск ЧС) – вероятность или частота возникновения источников чрезвычайных ситуаций, определяемая соответствующими показателями риска.

2.8. Оценка риска возникновения ЧС – определение численного показателя риска, представляющего совместную количественную оценку показателя тяжести последствий ЧС и вероятности ее повторения.

2.9. Мониторинг – наблюдение за состоянием окружающей среды (атмосферы, гидросферы, иных геосфер, почвенно-растительного покрова, животного мира, объектов техносферы) с целью контроля и прогноза ее состояния, а также охраны. Различают глобальный, региональный и локальный уровни мониторинга. Проводится с помощью космических, воздушных, наземных и морских средств.

2.10. Прогнозирование чрезвычайных ситуаций – опережающее отражение вероятности возникновения и развития ЧС на основе анализа возможных причин источника ее возникновения в прошлом и настоящем.

В соответствии с нормативными документами установлены следующие уровни прогнозирования чрезвычайных ситуаций: локальный, местный и территориальный. Типы прогнозов: долгосрочные – на год; среднесрочные – на месяц; краткосрочные (оперативные) – на сутки (часы).

2.11. Наблюдение – способ разведки, обеспечивающий своевременное обнаружение зараженности (загрязненности) объектов окружающей среды, продовольствия, пищевого и фуражного сырья, питьевой воды радиоактивными (РВ), отравляющими (ОВ), химическими (ХОВ) опасными веществами и бактериологическими и биологическими средствами (БС) с помощью технических устройств.

2.12. Лабораторный контроль – обнаружение в пробах объектов окружающей среды, продовольствия, пищевого и фуражного сырья, питьевой воды, клиническом материале искомого агента (для БС – после проведения специфической индикации).

2.13. Индикация – комплекс мероприятий, позволяющих подтвердить факт заражения (загрязнения) РВ, ОВ, ХОВ, БС и определить их вид.

3. Структура и состав ТСМП ЧС

3.1. Территориальная система мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера включает:

отдел управления рисками чрезвычайных ситуаций Оренбургской области;

региональную систему экологического мониторинга Оренбургской области;

вузы, научно-исследовательские и научно-производственные организации, иные структуры, расположенные на территории Оренбургской области, независимо от их организационно-правовых форм, в функции которых входит сбор, обработка, научно-исследовательский анализ и представление информации прогностического типа о потенциально опасных чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и биолого-социального характера;

структурные подразделения центра по обеспечению мероприятий гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций: отдел управления рисками чрезвычайных ситуаций; отдел организации территориального взаимодействия сил и средств РСЧС, объектов экономики, муниципальных образований; информационный отдел; пункт управления; отдел инженерно-технических мероприятий; отдел предупреждения ЧС; отдел медицинской защиты.

3.2. Общее руководство ТСМП ЧС возлагается на комиссию по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Оренбургской области.

Координацию деятельности и информационно-аналитическое взаимодействие ТСМП ЧС осуществляет отдел управления рисками чрезвычайных ситуаций Оренбургской области.

4. Основные цели и задачи ТСМП ЧС

4.1. Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций на территории Оренбургской области организуются и проводятся в целях:

своевременного выявления причин, способствующих возникновению природных, техногенных и биолого-социальных чрезвычайных ситуаций;

заблаговременного определения масштабов и характера возможного развития чрезвычайных ситуаций;

выдачи рекомендаций для принятия мер по предупреждению и локализации чрезвычайных ситуаций и смягчению их социально-экономических последствий.

4.2.

В соответствии с Федеральным законом “О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера”, Положением “О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций”, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 ноября 1995 г. N 1113, Положением “О сети наблюдения и лабораторного контроля”, утвержденным Председателем ГКЧС России 30 октября 1993 г., Министром здравоохранения Российской Федерации 27 октября 1993 г., председателем Госкомсанэпиднадзора России 27 октября 1993 г., Министром охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации 29 октября 1993 г., первым заместителем Министра сельского хозяйства Российской Федерации 29 октября 1993 г. и руководителем Росгидромета 20 октября 1993 г., и указом главы администрации области от 09.06.2001 N 17-ук основными задачами ТСМП ЧС являются:

сбор, анализ и представление информации о потенциальных источниках чрезвычайных ситуаций в региональные подразделения федеральных органов власти, а также в органы исполнительной власти и органы местного самоуправления для принятия управленческих решений и своевременного выявления причин возникновения чрезвычайных ситуаций на территории Оренбургской области;

разработка и составление прогнозов чрезвычайных ситуаций и их последствий для территории Оренбургской области. Принятие экстренных мер по защите населения, сельского хозяйства от радиоактивных веществ, отравляющих веществ, сильнодействующих ядовитых веществ, биологических (бактериологических) средств-возбудителей инфекционных заболеваний;

создание и поддержание геоинформационной системы и банка данных по чрезвычайным ситуациям на территории Оренбургской области;

проведение лабораторного контроля, своевременное обнаружение и индикация радиоактивного, химического, биологического (бактериологического) заражения (загрязнения) питьевой воды, пищевого и фуражного сырья, продовольствия, объектов окружающей среды (воздуха, почвы, воды открытых водоемов, растительности и др.).

5. Порядок функционирования ТСМП ЧС

5.1. В зависимости от обстановки, масштабов прогнозируемых или возникших чрезвычайных ситуаций функционирование ТСМП ЧС Оренбургской области осуществляется:

в режиме повседневной деятельности – при отсутствии признаков и условий, свидетельствующих о возникновении чрезвычайных ситуаций;

в режиме повышенной готовности – при возникновении и прогрессирующем развитии источников чрезвычайных ситуаций;

в режиме чрезвычайной ситуации – при возникновении, развитии и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

5.2. Основными мероприятиями, осуществляемыми при функционировании ТСМП ЧС, являются:

в режиме повседневной деятельности:

осуществление мероприятий по сбору, обработке и анализу информации о потенциальных источниках чрезвычайных ситуаций;

прогнозирование обстановки и оценка риска возникновения чрезвычайных ситуаций;

совершенствование научно-методической, технологической и материально-технической базы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций;

повышение эффективности межведомственного и межуровневого взаимодействия в ТСМП ЧС;

в режиме повышенной готовности:

формирование оперативно-аналитических групп для углубленного анализа и оценки обстановки, выработки пакетов оперативных превентивных мер по предотвращению, локализации и смягчению последствий возможных чрезвычайных ситуаций в зависимости от вероятных сценариев развития ситуации;

образование дежурных лабораторных бригад для проведения при необходимости обследования зоны возможного возникновения и развития чрезвычайной ситуации;

организация при необходимости учащенных наблюдений за параметрами потенциальных источников возможных чрезвычайных ситуаций;

уточнение планов взаимодействия и усиление дежурно-диспетчерских служб ТСМП ЧС;

в режиме чрезвычайной ситуации:

организация непрерывной работы по оперативному прогнозированию и контролю параметров развития чрезвычайных ситуаций и их социально-экономических последствий, в том числе с использованием аэрокосмических технологий;

выдвижение оперативных групп и лабораторных бригад в район чрезвычайной ситуации и организация непрерывного контроля за параметрами чрезвычайной ситуации и ее источниками;

разработка мероприятий по локализации чрезвычайной ситуации с учетом вероятных сценариев развития обстановки и прогнозируемой динамики параметров источников чрезвычайных ситуаций.

5.3. Связь и оповещение ТСМП ЧС базируются на существующих сетях связи государственных и ведомственных организаций в соответствии с их функциями по мониторингу, прогнозированию, защите населения и территорий от ЧС.

5.4. Информационное обеспечение ТСМП ЧС осуществляется через отдел управления рисками чрезвычайных ситуаций Оренбургской области.

Состав и содержание информационных сообщений в рамках ТСМП ЧС определяются в соответствии с требованиями положения “О порядке сбора и обмена информацией по вопросам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Оренбургской области”, утвержденного распоряжением главы администрации области от 14.04.98 N 344-р.

6. Финансовое обеспечение ТСМП ЧС

6.1. Финансирование и материально-техническое обеспечение деятельности организаций, учреждений и иных структур, формирующих ТСМП ЧС, осуществляются:

соответствующими федеральными органами исполнительной власти из средств, выделенных на их содержание, в соответствии с ведомственной подчиненностью организаций, учреждений и иных структур, входящих в состав ТСМП ЧС;

за счет средств, выделяемых бюджетом Оренбургской области на финансирование мероприятий по обеспечению функциональных звеньев территориальной подсистемы РСЧС.

Источник: https://base.garant.ru/27501351/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/

Об утверждении Положения о функциональной подсистеме мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, Приказ МЧС России от 04 марта 2011 года №94

3.2.2. СИСТЕМА МОНИТОРИНГА, ЛАБОРАТОРНОГО КОНТРОЛЯ И ПРОГНОЗИРОВАНИЯ

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 года N 794 “О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 2, ст.121; 2005, N 23, ст.2269; 2006, N 41, ст.4256; 2008, N 47, ст.

5481; 2009, N 12, ст.1429; N 29, ст.3688; 2010, N 37, ст.4675; N 38, ст.4825)
приказываю:
Утвердить прилагаемое Положение о функциональной подсистеме мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

МинистрС.К.Шойгу

Зарегистрированов Министерстве юстицииРоссийской Федерации5 апреля 2011 года,

регистрационный N 20424

1. Общие положения

1.1.

Положение о функциональной подсистеме мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций разработано в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 года N 794 “О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций” и определяет основные задачи, функции, организацию управления, состав сил и средств, а также деятельность функциональной подсистемы мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее – функциональная подсистема СМП ЧС).

1.2. Деятельность функциональной подсистемы СМП ЧС осуществляется на федеральном, межрегиональном и региональном уровнях и объединяет органы управления, силы и средства федерального, межрегионального и регионального уровней МЧС России.

2. Задачи функциональной подсистемы СМП ЧС

2.1.

Основными задачами функциональной подсистемы СМП ЧС являются:

организация и проведение работ по заблаговременному выявлению и прогнозированию чрезвычайных ситуаций природного, техногенного характера и их источников с учетом риска их возникновения;

определение возможного характера чрезвычайных ситуаций и масштаба их развития;

выработка рекомендаций по управлению рисками чрезвычайных ситуаций, по их предупреждению, локализации, ликвидации и смягчению негативных последствий.

3. Функции функциональной подсистемы СМП ЧС

3.1.

Основными функциями функциональной подсистемы СМП ЧС являются:

организация и ведение работ по мониторингу источников чрезвычайных ситуаций, лабораторному контролю и прогнозированию чрезвычайных ситуаций;

сбор, обработка и анализ информации об источниках чрезвычайных ситуаций и показателях риска возникновения чрезвычайных ситуаций;

осуществление мониторинга и прогнозирование последствий чрезвычайных ситуаций;

проведение оперативного лабораторного контроля с целью обнаружения и индикации радиоактивного, химического, биологического (бактериологического) заражения (загрязнения) объектов окружающей среды, продовольствия, питьевой воды, пищевого и фуражного сырья;

координация деятельности, организационное и методическое обеспечение сети наблюдения и лабораторного контроля;

выработка рекомендаций по управлению рисками чрезвычайных ситуаций и оценки эффективности реализации комплекса мер, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций и снижение негативных последствий при их возникновении;

разработка типовых сценариев возникновения и развития чрезвычайных ситуаций и оценка риска их возникновения;

информационное обеспечение органов управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее – РСЧС) прогнозными данными и рекомендациями в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

создание специализированных геоинформационных систем, банка данных по источникам чрезвычайных ситуаций и оценка риска возникновения чрезвычайных ситуаций;

обеспечение готовности сил и средств, предназначенных для осуществления мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

методическое руководство и оперативный контроль за ходом работ по прогнозированию и мониторингу чрезвычайных ситуаций и снижению их негативных последствий.

4. Организация управления, силы и средства функциональной подсистемы СМП ЧС

4.1. На каждом уровне функциональной подсистемы СМП ЧС создаются координационные органы, постоянно действующие органы управления, органы повседневного управления, силы и средства, а также резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения и информационного обеспечения.

4.2.

Координационными органами функциональной подсистемы СМП ЧС являются:

на федеральном уровне – Правительственная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности федеральных органов исполнительной власти и уполномоченных организаций, имеющих функциональные подсистемы единой государственной системы РСЧС;

на межрегиональном уровне – полномочный представитель Президента Российской Федерации в федеральном округе;

на региональном уровне (в пределах территории субъекта Российской Федерации) – комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

4.3.

Постоянно действующими органами управления функциональной подсистемы СМП ЧС являются:

на федеральном уровне – Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;

на межрегиональном уровне – региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее – региональные центры МЧС России);

на региональном уровне – главные управления МЧС России по субъектам Российской Федерации.

4.4.

Органами повседневного управления функциональной подсистемы СМП ЧС являются:

на федеральном уровне – Национальный центр управления в кризисных ситуациях;

на межрегиональном уровне – центры управления в кризисных ситуациях региональных центров МЧС России;

на региональном уровне – центры управления в кризисных ситуациях МЧС России по субъектам Российской Федерации.

4.5.

Силами и средствами функциональной подсистемы СМП ЧС являются:

на федеральном уровне – осуществляющие методическое сопровождение в части, касающейся управления рисками чрезвычайных ситуаций, государственное учреждение “Всероссийский центр мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера МЧС России” (далее – Центр “Антистихия”), федеральное государственное учреждение “Всероссийский научно-исследовательский институт по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций МЧС России” (далее – ФГУ ВНИИ ГОЧС), учреждения и организации МЧС России, уполномоченные на проведение работ в области мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций;

на межрегиональном уровне – центры мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций региональных центров МЧС России, учреждения и организации МЧС России, уполномоченные на проведение работ в области мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций на территории соответствующего федерального округа;

на региональном уровне – оперативная дежурная смена центра управления в кризисных ситуациях МЧС России по субъектам Российской Федерации, территориальные центры мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций, учреждения и организации МЧС России, уполномоченные на проведение работ в области мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций на территории субъекта Российской Федерации.

5. Режимы функционирования функциональной подсистемы СМП ЧС

5.1. Функциональная подсистема СМП ЧС на федеральном, региональном и территориальном уровнях осуществляет деятельность в следующих режимах:

режим повседневной деятельности;

режим повышенной готовности;

режим чрезвычайной ситуации.

5.2. При отсутствии угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций на территории Российской Федерации функциональная подсистема СМП ЧС на всех уровнях осуществляет деятельность в режиме повседневной деятельности.

5.3. При угрозе возникновения чрезвычайной ситуации федерального, межрегионального, регионального, межмуниципального, муниципального, локального уровней в режим повышенной готовности частично или полностью переводится региональный уровень функциональной подсистемы СМП ЧС.

5.4. При угрозе возникновения чрезвычайной ситуации федерального, межрегионального, регионального уровней в режим повышенной готовности переводится межрегиональный уровень функциональной подсистемы СМП ЧС.

5.5. При угрозе возникновения чрезвычайной ситуации федерального, межрегионального уровней в режим повышенной готовности переводится федеральный уровень функциональной подсистемы СМП ЧС.

5.6. При возникновении чрезвычайной ситуации федерального, межрегионального, регионального, межмуниципального, муниципального и локального уровней в режим чрезвычайной ситуации частично или полностью переводится региональный уровень функциональной подсистемы СМП ЧС.

5.7. При возникновении чрезвычайной ситуации федерального, межрегионального и регионального уровней в режим чрезвычайной ситуации переводится межрегиональный уровень функциональной подсистемы СМП ЧС.

5.8. При возникновении чрезвычайной ситуации федерального и межрегионального уровней в режим чрезвычайной ситуации переводятся координационные органы управления, органы управления, силы и средства федерального уровня функциональной подсистемы СМП ЧС.

5.9. Решение о переводе функциональной подсистемы СМП ЧС в целом или частично в режим повышенной готовности и режим чрезвычайной ситуации принимается постоянно действующими органами управления РСЧС.

6. Деятельность функциональной подсистемы СМП ЧС в различных режимах функционирования

6.1.

Функционирование в режиме повседневной деятельности включает:

нормативное и методическое обеспечение деятельности функциональной подсистемы СМП ЧС;

сбор, обработку и обмен в установленном порядке информацией в области мониторинга;

прогноз, предупреждение, предотвращение и управление рисками чрезвычайных ситуаций и кризисных явлений;

защиту населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечение пожарной безопасности;

подготовку и доведение прогнозной информации (оперативного, ежедневного, недельного, ежемесячного, сезонного и годового прогнозов) о возможных чрезвычайных ситуациях и их последствиях с учетом риска их возникновения и соответствующих рекомендаций до координационных органов и органов управления РСЧС в целях своевременного принятия управленческих решений, обеспечивающих минимизацию риска гибели людей и снижение ущерба от чрезвычайных ситуаций;

осуществление мониторинга и прогнозирование последствий чрезвычайных ситуаций;

сбор, обработку и анализ информации об источниках чрезвычайных ситуаций и показателях риска возникновения чрезвычайных ситуаций, формирование банков данных;

разработку типовых сценариев возникновения и развития чрезвычайных ситуаций и оценку риска их возникновения;

выработку рекомендаций по управлению рисками чрезвычайных ситуаций и оценку эффективности реализации комплекса мер, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций и снижение негативных последствий при их возникновении;

обеспечение готовности сил и средств, предназначенных для осуществления мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций;

организацию работы по повышению квалификации сотрудников, задействованных в функциональной подсистеме СМП ЧС;

участие в выполнении целевых и научно-технических программ по совершенствованию системы мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций;

осуществление лабораторного контроля за химической, радиационной и биолого-социальной обстановкой на территории Российской Федерации в местах, где прогнозируется возникновение или возникла чрезвычайная ситуация;

проведение оперативных радиометрических, радиохимических, химических, микробиологических, токсикологических и других анализов объектов окружающей среды, продовольствия, питьевой воды, пищевого и фуражного сырья;

участие в проведении научно-технических экспертиз методов и средств проведения лабораторных исследований по определению загрязнения (заражения) объектов окружающей среды, продовольствия, питьевой воды, пищевого и фуражного сырья;

ведение и актуализация баз данных о чрезвычайных ситуациях.

6.2.

Функционирование в режиме повышенной готовности включает:

усиление контроля за состоянием окружающей среды и источниками чрезвычайных ситуаций в зоне, где прогнозируется возникновение чрезвычайных ситуаций;

установление соответствующего режима сбора и обмена информацией с подразделениями, обеспечивающими мониторинг источников и прогноз чрезвычайной ситуации в предполагаемой зоне возникновения чрезвычайной ситуации;

разработку вероятных сценариев возникновения и развития чрезвычайной ситуации;

проведение уточняющих расчетов параметров прогноза, возникших и прогнозируемых чрезвычайных ситуаций;

разработку оперативных ежедневных и экстренных предупреждений о прогнозируемых чрезвычайных ситуациях и динамику их развития;

осуществление оперативного лабораторного контроля за химической, радиационной и биолого-социальной обстановкой на территории Российской Федерации в местах возможного возникновения чрезвычайных ситуаций;

разработку предложений по принятию оперативных мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций, снижению размера ущерба в случае угрозы его возникновения;

организацию и поддержание непрерывного взаимодействия с оперативными группами в зоне угрозы возникновения чрезвычайной ситуации;

оперативное доведение прогнозной информации о возможных чрезвычайных ситуациях и их последствиях с учетом риска их возникновения до координационных органов и органов управления РСЧС в целях своевременного принятия управленческих решений, обеспечивающих минимизацию риска гибели людей и снижение размеров ущерба от чрезвычайных ситуаций, а также уточненного прогноза и рекомендации по порядку реагирования на него.

6.3.

Функционирование в режиме чрезвычайной ситуации включает:

постоянный мониторинг состояния окружающей среды и источников чрезвычайных ситуаций в зоне чрезвычайной ситуации;

оперативный сбор и обмен информацией с подразделениями, обеспечивающими мониторинг, контроль и прогноз развития чрезвычайной ситуации, и с экспертными группами;

уточнение или корректировку вероятных сценариев развития чрезвычайной ситуации;

прогнозирование параметров вероятных негативных последствий чрезвычайной ситуации;

осуществление оперативного лабораторного контроля за химической, радиационной и биолого-социальной обстановкой в местах возникновения чрезвычайных ситуаций;

выработку предложений по принятию оперативных мер, направленных на смягчение последствий чрезвычайной ситуации;

обеспечение устойчивого взаимодействия с оперативными группами в зоне чрезвычайной ситуации;

оперативное доведение прогнозной информации о возможных чрезвычайных ситуациях и их последствиях с учетом риска их возникновения до координационных органов и органов управления РСЧС в целях своевременного принятия управленческих решений, обеспечивающих минимизацию риска гибели людей и снижение ущерба от чрезвычайных ситуаций, а также уточненного прогноза и рекомендации по порядку реагирования на него.

7. Система информационного обеспечения функциональной подсистемы СМП ЧС

7.1.

Информационное обеспечение функциональной подсистемы СМП ЧС осуществляется путем информационного обмена с функциональными и территориальными подсистемами РСЧС сведениями о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях и их последствиях, о радиационной, химической, медико-биологической, взрывной, пожарной и экологической безопасности на соответствующих территориях, а также сведениями о деятельности организаций независимо от форм собственности, органов местного самоуправления, государственных органов исполнительной власти.

7.2. В целях оперативного реагирования на информацию о возникновении, развитии и параметрах чрезвычайных ситуаций, размещаемую в средствах массовой информации, осуществляется непрерывный мониторинг средств массовой информации.

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО “Кодекс” и сверен по:

Бюллетень нормативных актовфедеральных органов исполнительной власти,

N 20, 16.05.2011

Источник: http://docs.cntd.ru/document/902266598

Система мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

3.2.2. СИСТЕМА МОНИТОРИНГА, ЛАБОРАТОРНОГО КОНТРОЛЯ И ПРОГНОЗИРОВАНИЯ

Система мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера функционирует в соответствии с Положением о системе мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, разработанным в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 23 марта 2000 г. № 86-рп в целях совершенствования функционирования единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения взаимодействия МЧС России с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти в области мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Указанное положение определяет назначение, принципы построения, структуру системы мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Система мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера является функциональной подсистемой единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).

Функционирование системы мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций обеспечивается Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий при взаимодействии с иными федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Система мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций функционирует с целью своевременного выявления причин возникновения чрезвычайных ситуаций, определения возможных масштабов и характера развития чрезвычайных ситуаций, выработки рекомендаций для принятия необходимых мер по предотвращению возникновения чрезвычайных ситуаций и смягчению их социально-экономических последствий.

Основными задачами системы мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций являются:

оперативный сбор, обработка и анализ информации о потенциальных источниках чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

прогнозирование возможного возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и их последствий на основе оперативной фактической и прогностической информации, поступающей от ведомственных и других служб наблюдения за состоянием окружающей среды, за обстановкой па потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях;

лабораторный контроль, проводимый с целью обнаружения и индикации радиоактивного, химического, биологического (бактериологического) заражения (загрязнения) объектов окружающей среды, продовольствия, питьевой воды, пищевого и фуражного сырья;

разработка, оценка эффективности реализации мер по предотвращению или ликвидации чрезвычайных ситуаций;

разработка сценариев развития чрезвычайных ситуаций;

информационное обеспечение управления и контроля в области предупреждения и ликвидации ЧС;

создание специализированных геоинформационных систем, банка данных по источникам ЧС и других информационных продуктов.

Система мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций обеспечивается оперативной и прогностической информацией о состоянии окружающей среды, в том числе опасных гидрометеорологических явлениях, вызывающих стихийные бедствия (наводнения, ураганные ветры, засухи, сели, снежные лавины и т.д.

), а также о загрязнении различных сред обитания и объектов в соответствии с Положением о государственной службе наблюдения за состоянием окружающей среды, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23.08.

2000 г, № 622, Росгидрометом, Минприроды России, Минздравсоцразвития России, Минсельхозом России при участии других заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Информация о состоянии потенциально опасных объектов и возможности возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера направляется в организации системы мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций региональных и территориальных органов МЧС России федеральными органами исполнительной власти в части их касающейся.

Порядок функционирования системы мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций определяется в рамках единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. № 794).

Функционирование системы мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций осуществляется на федеральном, региональном и территориальном уровнях.

На федеральном уровне организационное руководство деятельностью системы мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций осуществляет Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, а методическое руководство и координацию деятельности системы мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций осуществляет Всероссийский центр мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (Центр «Антистихия»).

На региональном уровне организационно-методическое руководство и координацию деятельности системы мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций осуществляют создаваемые в установленном порядке региональные центры мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций при региональных центрах по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

На территориальном уровне организационно-методическое руководство и координацию деятельности системы мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций осуществляют создаваемые в установленном порядке территориальные центры мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций.

Обмен информацией между федеральными органами исполнительной власти в рамках системы мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера осуществляется в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 1997 г.

№ 334 «О порядке сбора и обмена в Российской Федерации информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», с учетом Положения о предоставлении информации о состоянии окружающей среды, ее загрязнении и чрезвычайных ситуациях техногенного характера, которые оказали, оказывают, могут оказать негативное воздействие на окружающую среду, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2000 г. № 128, а также на основании соглашений, в которых определяется порядок и объем предоставляемых данных, необходимых для функционирования системы мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Приказом МЧС России от 20.09.2005 г. № 696 утверждено Положение о функциональной подсистеме мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Положение определяет назначение, основные задачи, состав сил и средств, порядок деятельности функциональной подсистемы мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее – функциональная подсистема) и организацию взаимодействия в области мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций. В соответствии с Положением, функциональная подсистема предназначена для:

организации и проведения работ по заблаговременному выявлению источников чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

определения возможных масштабов чрезвычайных ситуаций и характера их развития;

выявления причин возникновения чрезвычайных ситуаций;

выработки рекомендаций по предупреждению, предотвращению и локализации чрезвычайных ситуаций и смягчения их последствий.

Функциональная подсистема объединяет органы управления, силы и средства федерального, межрегионального и регионального уровней единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в части мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций.

Основными задачами функциональной подсистемы являются:

организация мероприятий по мониторингу, лабораторному контролю и прогнозированию чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

оперативный сбор, обработка и анализ информации о потенциальных источниках чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

прогнозирование возникновения чрезвычайных ситуаций и их последствий на основе оперативной фактической и прогностической информации, поступающей от ведомственных и других служб наблюдения за состоянием окружающей среды, за обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях;

лабораторный контроль, проводимый с целью обнаружения и индикации радиоактивного, химического, биологического (бактериологического) заражения (загрязнения) объектов окружающей среды, продовольствия, питьевой воды, пищевого и фуражного сырья;

координация деятельности, контроль, организационное и методическое обеспечение сети наблюдений и лабораторного контроля – СНЛК;

разработка мер и оценка эффективности мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций;

разработка сценариев развития чрезвычайных ситуаций;

информационное обеспечение управления и контроля в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

создание специализированных геоинформационных систем, банка данных по источникам чрезвычайных ситуаций и других информационных продуктов;

обеспечение готовности сил и средств, предназначенных для осуществления мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

выполнение целевых и научно-технических программ по совершенствованию системы мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

оперативный контроль за ходом работ по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Деятельность функциональной подсистемы осуществляется на федеральном, межрегиональном и региональном уровнях.

На федеральном уровне организационное руководство деятельностью функциональной подсистемы осуществляет МЧС России, а методическое руководство и координацию деятельности функциональной подсистемы осуществляет Всероссийский центр мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера МЧС России.

На межрегиональном уровне организационное руководство деятельностью функциональной подсистемы осуществляют региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, а методическое руководство и координацию деятельности функциональной подсистемы осуществляют региональные центры мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций.

На региональном уровне организационное руководство деятельностью функциональной подсистемы осуществляют органы, специально уполномоченные решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации (главные управления МЧС России по субъектам Российской Федерации), а методическое руководство и координацию деятельности функциональной подсистемы осуществляют территориальные центры (подразделения) мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций.

Функциональная подсистема обеспечивается федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в рамках РСЧС оперативной и прогностической информацией о состоянии окружающей среды, в том числе опасных гидрометеорологических явлениях, вызывающих стихийные бедствия (наводнения, ураганные ветры, засухи, сели, снежные лавины и т. д.), а также о загрязнении различных сред обитания и объектов в соответствии с Положением о государственной службе наблюдения за состоянием окружающей среды, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23 августа 2000 г. № 622.

Информация о состоянии потенциально опасных объектов и вероятности возникновения чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера направляется в организации функциональной подсистемы межрегиональных и региональных территориальных органов МЧС России федеральными органами исполнительной власти в части, их касающейся, в соответствии с Положением о системе мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденным приказом МЧС России от 12 ноября 2001 г. № 483.

Обмен информацией между федеральными органами исполнительной власти в рамках функциональной подсистемы осуществляется в порядке, установленном постановлениями Правительства Российской Федерации от 24 марта 1997 г.

№ 334 «О порядке сбора и обмена в Российской Федерации информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и от 14 февраля 2000 г.

№ 128 «Об утверждении положения о предоставлении информации о состоянии окружающей среды, ее загрязнении и чрезвычайных ситуациях техногенного характера, которые оказали, оказывают, могут оказать негативное воздействие на окружающую среду», а также на основании соглашений, в которых определяется порядок и объем предоставляемых данных, необходимых для деятельности функциональной подсистемы.

Источник: https://megaobuchalka.ru/5/26191.html

Medic-studio
Добавить комментарий