3.3.1.1. Информационные технологии, применяемые в МЧС России

Глава МЧС заявил о планах встроиться в нацпрограмму

3.3.1.1. Информационные технологии, применяемые в МЧС России

МЧС России может принять участие в реализации федеральных проектов «Информационная безопасность» и «Искусственный интеллект» национальной программы «Цифровая экономика». О проработке соответствующего вопроса заявил глава МЧС России Евгений Зиничев на коллегии ведомства, прошедшей 11 февраля 2020 года.

Федеральные проекты «Информационная безопасность» и «Искусственный интеллект» позволят существенно повысить защищенность населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и техногенных пожаров, считает Евгений Зиничев. (фото – static.kremlin.ru)

По мнению главы МЧС, федеральные проекты «Информационная безопасность» и «Искусственный интеллект» приведут к ряду положительных последствий.

Реализация указанных мероприятий позволит существенно повысить защищенность населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и техногенных пожаров, повысить достоверность моделирования складывающейся обстановки для принятия своевременных управленческих решений, а также совершить рывок в развитии информационных технологий, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций, – заявил министр.

Говоря о деятельности МЧС в 2020 году, он отметил, что министерство продолжает курс на более эффективное использование имеющихся сил и средств.

Также МЧС не останавливает работу по совершенствованию нормативно-правовой базы в части пожарной безопасности населенных пунктов, деятельности единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) с учетом передовых разработок в области искусственного интеллекта, вопросов эвакуации населения из районов чрезвычайной ситуации.

2019: Разработка макета единой системы оценки состояния радиационной, химической и биологической защиты

6 февраля 2019 года концерн «Автоматика» Госкорпорации «Ростех» сообщила, что совместно с Всероссийским научно-исследовательским институтом по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций МЧС России успешно разработал макет единой автоматизированной системы оценки состояния радиационной, химической и биологической защиты в субъектах Российской Федерации и экспериментальный образец автоматизированной информационной системы оценки документов стратегического планирования в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Специалистами Концерна «Автоматика» и учеными Всероссийского научно-исследовательского института МЧС России была совместно создана система, увязывающая в единое информационное пространство все уровни управления, обеспечивающие решение задач национальной безопасности в части оценки состояния радиационной, химической и биологической защиты. Дополнительно, данная разработка позволит своевременно оценивать экологическую обстановку в регионе и повысить эффективность существующих механизмов реагирования в условиях чрезвычайных ситуаций. Система реализована на основе современных отечественных информационных технологий и состоит из отдельных функциональных подсистем.

Создание автоматизированной информационной системы по вопросам взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, а также органов власти субъекта Российской Федерации в области радиационной, химической и биологической защиты, как составной части цифрового государственного управления, для Концерна «Автоматика» является стратегическим направлением развития рынка гражданской продукции. В случае успешного создания и испытания опытных образцов, данная система может быть принята в эксплуатацию региональными подразделениями МЧС.Владимир Кабанов, генеральный директор Концерна «Автоматика»

2018: Выделение 4 млрд рублей на цифровые проекты

20 ноября 2018 года стало известно о запланированных в МЧС России больших расходах на цифровизацию. За счет информационных технологий ведомство намерено автоматизировать многие операции и перейти на преимущественно дистанционное общение с бизнесом.

Если говорить о цифровой экономике Российской Федерации, то на ближайшие три года выделено и уже поступило в МЧС 2,3 млрд рублей на цифровизацию (в рамках нацпроекта), всего запланировано 4 млрд, — сообщает РБК со ссылкой на заместителя главы МЧС Александра Чуприяна.

Александр Чуприян

По его словам, МЧС планирует «дистанцироваться от личного контакта» и создать электронную декларацию, электронное предписание и личный кабинет.

Чуприян говорит, что МЧС собирается создать платформу для взаимодействия с другими министерствами и ведомствами, благодаря чему, например, можно будет получать информацию о перепланировке здания.[1]

Он отметил, что посредством цифровых проектов снизится субъективизм при проведении проверок и коррупционная составляющая.

Чтобы понимать, что происходит вообще с проверками, мы будем обладать уникальной электронной базой данных. Кроме того, наш личный комитет будет работать и на другие ведомства, мы у них тоже будем подчерпывать информацию, будем знать об изменениях, например, о перепланировке здания, — сказал Александр Чуприян на Всероссийской конференции бизнес-омбудсменов.

Первый замглавы ведомства также рассказал, что МЧС не будет персонально перепроверять данные, размещенные собственниками зданий в личном кабинете. Проверка информации, которую предоставил бизнес в декларации, с реальностью будет проходить, если случится пожар или даже загорится урна.

В ноябре 2018 года вступил в силу приказ МЧС, согласно которому сотрудники государственного пожарного надзора при проверках безопасности объектов должны использовать специальные проверочные листы. Предполагается, что это поможет собственникам недвижимости подготовиться к визитам инспекторов.

2017: Сотовых операторов и интернет-провайдеров обяжут оповещать абонентов о ЧС

В августе 2017 года стало известно о том, что Минкомсвязи подготовило проект постановления Правительства об использовании сетей связи для оповещения населения о чрезвычайных ситуациях или об угрозе их возникновения. Документ опубликован на портале regulation.gov.ru.

Необходимость принятия постановления вызвана вступившими в силу летом 2017 года поправками в Закон «О связи» и «О СМИ», которые обязали операторов связи передавать своим абонентам информацию об угрозе ЧС по обращению Министерства по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС). В целях оповещения населения операторы связи, оказывающие услуги теле- и радиовещания, должны прерывать эфир. Обязанность информирования о ЧС возложена и на редакции СМИ.

Проект документа затрагивает ту часть закона, где говорится об оповещении абонентов операторов связи путем передачи сообщений на их оконечное оборудование. [2]

Сотовые операторы, операторы фиксированной телефонии и интернет-провайдеры должны оповестить абонентов о ЧС за 60 минут. keytown.me

Порядок оповещения абонентов

Предполагается, что оператор связи, получив заявку от МЧС на оповещение, зарегистрирует ее, проинформирует ведомство о ее получении и начнет подготовку к оповещению.

При этом полученное от МЧС сообщение должно быть конвертировано в формат, подходящий для отправки на устройства абонентов.

Кроме того, в соответствии с параметрами запроса от МЧС, операторам потребуется произвести выборку абонентов, которым необходимо доставить данное сообщение.

В общей сложности на подготовку сообщения к отправке операторам отводится не более 60 минут, если только в заявке МЧС специально не оговаривается возможность превышения данного срока.

По завершении рассылки сообщений оператор связи должен уведомить об этом МЧС. Если МЧС запросит остановить рассылку, оператор должен выполнить это требование в течение 15 минут. Если же МЧС направит повторную заявку на оповещение, она должна будет регистрироваться оператором связи как новая.

МЧС будет информировать об опасностях, возникающих вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при ведении военных действий или вследствие таковых.

Средства оповещения

Согласно проекту постановления, сотовые операторы обязаны осуществлять оповещение населения посредством коротких текстовых сообщений (SMS). При этом допускается использование и другого канала — широковещательной рассылки (Cell Broadcast).

Операторы фиксированной телефонной связи должны оповещать абонентов о ЧС посредством автоматического обзвона и передачи речевой информации на оконечное оборудование абонентов.

В свою очередь, операторы связи, оказывающие телематические услуги (интернет-провайдеры), обязаны осуществлять оповещение путем перенаправления своих пользователей на специально созданную официальную страницу с соответствующей информацией. Перенаправление должно осуществляться при обновлении пользователем страницы в интернете либо при переходе на другую страницу.

В целом, как указано в проекте документа, оповещение населения должно проводиться «исходя из технических возможностей операторов связи и пропускной способности сетей связи с учетом необходимости сохранения целостности и устойчивости функционирования сети связи общего пользования».

2014: Координация создания АПК «Безопасный город»

В 2014 году МЧС России начало заниматься координаций построения и развития аппаратно-программного комплекса «Безопасный город». [3]

Как заявляют в МЧС, он является ключевым инструментом для эффективного обеспечения на местном уровне безопасности жизнедеятельности регионов страны. Комплекс представляет собой единую интеграционную платформу, объединяющую все городские системы безопасности.

2010: Информирование населения и органов власти на радиоактивно загрязнённых территориях

В сентябре 2010 г. МЧС России объявило итоги открытого конкурса по выбору ИТ-подрядчиков.

В рамках конкурса разыгрывалось два лота: первый лот связан с развитием системы электронных ресурсов для информирования населения и органов власти на радиоактивно загрязнённых территориях (стоимость – 43,9 млн руб.

); второй – с развитием системы комплексной оценки риска воздействия на население, проживающего на радиоактивно загрязненных территориях, неблагоприятных факторов окружающей среды и эффективности реабилитационных мероприятий на радиоактивно загрязненных территориях (стоимость – 37 млн руб).

Всего, согласно протоколу, конкурсом заинтересовались две организации – «Центр исследований экстремальных ситуаций» (заявка на участие в торгах по лоту №1) и Всероссийский научно-исследовательский институт сельскохозяйственной радиологии и агроэкологии Российской академии сельскохозяйственных наук (ВНИИСХРАЭ РАСХН) (заявка на участие в торгах по лоту №2), запросившие за выполнение госконтрактов 43,9 млн руб. и 37 млн руб. соответственно. По итогам рассмотрения представленных заявок конкурсной комиссией обе организации были допущены к торгам.

Поскольку на участие в торгах по каждому лоту поступила только одна заявка открытый конкурс был признан несостоявшимся. В итоге, в соответствии с п. 5 ст. 27 федерального закона от 21.07.2005 г.

№ 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», проекты госконтрактов по лотам №1 и 2 были переданы единственным участникам тендера – «Центру исследований экстремальных ситуаций» и ВНИИСХРАЭ РАСХН.

Согласно документации конкурса, финансирование работ по лотам №1 и 2 осуществляется за счет средств федерального бюджета. На выполнение всех работ по контрактам отводится всего 14 недель. Более детальную информацию о конкурсе можно найти здесь.

Примечания

Источник: http://www.tadviser.ru/index.php/%D0%A1%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D1%8F:%D0%98%D0%BD%D1%84%D0%BE%D1%80%D0%BC%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B5_%D1%82%D0%B5%D1%85%D0%BD%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D0%B8_%D0%B2_%D0%9C%D0%A7%D0%A1_%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B8

Краткий обзор информационных систем МЧС России

3.3.1.1. Информационные технологии, применяемые в МЧС России

Современный этап информатизации ГПС характеризуется наращиванием объема работ по внедрению цифровых информационных технологий и реальному использованию их в практической деятельности ГПС: по вводу в эксплуатацию приобретенных типовых средств информатизации и по инициативной разработке и внедрению оригинальных программных средств. Головной организацией по разработке средств информатизации в ГПС является ВНИИПО, проводящий также исследования организационно-методических аспектов информатизации и осуществляющий ведение Фонда программных средств ГПС.

Усложнение задач, решаемых противопожарной службой МЧС России по защите современных жилых или производственных объектов, требует постоянного совершенствования процессов принятия решений на основе внедрения компьютерных технологий, разработки экспертных систем, способных высокоэффективно решать такие проблемы.

Экспертную систему можно рассматривать в качестве средства, обеспечивающего для конкретной предметной области регистрацию знаний человека и доступ к ним. Экспертная система способна оперативно предоставлять разнообразную информацию, эквивалентную совету эксперта в любое время.

Первые экспертные системы были внедрены в США для борьбы с лесными пожарами и в Великобритании для проверки выполнения противопожарных требований.

Научное обеспечение информатизации ГПС реализуется благодаря широкому комплексу работ, выполняемых на всех этапах жизненного цикла средств информатизации.

На этапе создания средств информатизации:

определяется реальная потребность в научных исследованиях и разработках средств информатизации на основе сведений о деятельности подразделений ГПС по применению информационных технологий, а также анализа заявок подразделений ГПС на проведение НИОКР в области информатизации;

производится долгосрочное планирование научного обеспечения деятельности ГПС в области использования информационных технологий;

осуществляется текущее (ежегодное) планирование (разработка планов НИОКР);

проводятся плановые исследования при обеспечении высокого научно-технического уровня разработок и эффективности расходования ресурсов, выделяемых на создание средств информатизации;

разрабатываются ежегодные планы внедрения типовых программно-технических средств информатизации.

На этапе внедрения разработанных средств информатизации:

проводится опытная эксплуатация создаваемых и модернизируемых средств информатизации в базовых гарнизонах;

по результатам опытной эксплуатации проводится доработка программных средств с целью придания им статуса типовых программно-технических средств информатизации;

осуществляется передача типовых программно-технических средств информатизации в подразделения ГПС для их внедрения и практического использования;

осуществляется организационно-методическая и информационная поддержка подразделений ГПС в применении информационных технологий;

проводится обучение специалистов-практиков ГПС, им оказывается консультативная помощь.

На этапе практического использования средств информатизации:

формируются замечания и предложения по совершенствованию эксплуатируемых программных средств;

подразделения ГПС готовят заявки на проведение работ по созданию и развитию программных средств, а также на внедрение типовых программно-технических комплексов информатизации;

производится оценка результатов применения средств информатизации подразделениями ГПС, а также их потребности в вычислительной технике.

Отметим также, что одной из основных задач РСЧС является сбор, обработка, обмен и выдача информации по защите населения и территорий от ЧС.

Важнейшим направлением совершенствования информационного обеспечения процессов управления РСЧС является их автоматизация. С этой целью создана и развивается автоматизированная информационно-управляющая система (АИУС) РСЧС, которая должна как можно более полно соответствовать современным тенденциям.

Целью создания и дальнейшего развития АИУС является интеграция всех информационных ресурсов РСЧС, повышение оперативности, полноты, достоверности и устойчивости информационного обеспечения процессов управления РСЧС. Развитие АИУС РСЧС должно осуществляться по следующим основным направлениям:

• создание унифицированной системы документации (УСД) и Единой системы классификации и кодирования (ЕСКК) информации по предупреждению и ликвидации ЧС;

• развитие комплексов средств автоматизации (КСА) органов управления РСЧС;

• развитие возможностей системы на местном уровне путем создания КСА ЕДДС и автоматизированных подсистем ОСОДУ городов и районов;

• создание автоматизированной подсистемы мониторинга и прогнозирования ЧС, в том числе развитие КСА Службы оперативного анализа ВНИИ ГОЧС;

• создание автоматизированной подсистемы страхового фонда документации (СФД) на объекты повышенного риска и жизнеобеспечения населения;

• модернизация программно-технических средств АИУС на основе современных информационных технологий;

• создание распределенного банка информации по предупреждению и ликвидации ЧС, обеспечение процесса включения системы в общероссийское и мировое информационное пространство;

• развитие состава и структуры функциональных комплексов задач, решаемых системой, снижение сроков их разработки и внедрения;

• повышение устойчивости функционирования АИУС РСЧС в условиях ЧС мирного и военного времени;

• разработка типовых проектов регионального, территориального и местного звеньев АИУС РСЧС, а также создание системы учета, фондирования и сертификации подсистем, объектов и видов обеспечения системы.

Эффективная автоматизация процессов сбора, обработки и выдачи информации требует создания необходимого информационно-лингвистического обеспечения УСД и ЕСКК информации по предупреждению и ликвидации ЧС, в том числе соответствующих общероссийских классификаторов для обмена информацией с взаимодействующими федеральными органами исполнительной власти.

Предусматривается совершенствование КСА постоянно действующих органов управления РСЧС (оперативных дежурных смен, пунктов и центров управления), расширение состава автоматизированных рабочих мест должностных лиц органов управления по делам ГОЧС, создание ситуационных центров комиссий по ЧС (в том числе, межведомственной комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС), мобильных КСА (МКСА) для подвижных пунктов управления, а также КСА взаимодействия (КСАВ) с федеральными органами исполнительной власти, входящими в РСЧС, и их территориальными органами.

На местном уровне проводится большая работа по созданию ЕДДС, решающих задачи приема экстренной информации от населения и организаций, координации совместных действий в ЧС муниципальных служб в рамках объединенной городской системы оперативно-диспетчерского управления в ЧС. Обеспечение эффективного функционирования ЕДДС требует создания соответствующей подсистемы АИУС РСЧС.

Создание подсистемы АИУС для мониторинга и прогнозирования ЧС предусматривает создание КСА Всероссийского центра мониторинга и прогнозирования ЧС (ВЦМП), соответствующих региональных (РЦМП) и территориальных центров (ТЦМП), развитие КСА Службы оперативного анализа ВНИИ ГОЧС, их подключение к интегрированной системе связи и передачи данных (ИССПД) АИУС.

Создание подсистемы СФД требует создания КСА центрального и территориальных фондов, а также их подключения к ИССПД.

Модернизация программно-технических средств АИУС предусматривает внедрение клиент-серверной технологии на объектах системы, создание современной цифровой системы связи и передачи данных с интеграцией услуг, обеспечение возможности использования в системе мультимедийной (текстовой, графической, аудио- и видео-) информации, создание закрытой подсистемы АИУС РСЧС, обеспечивающей передачу, хранение и обработку конфиденциальной информации. Создание распределенного банка данных позволит органам управления оперативно получать необходимую информацию независимо от ее территориального размещения.

Ведение баз данных непосредственно на местах существенно повысит достоверность и полноту используемой информации, качество принимаемых решений.

В состав такой информации должны входить также аудио- и видео-документы (например, репортажи из зоны ЧС), во многом облегчающие принятие решений.

Основой для создания распределенного банка данных должны стать ЕСКК информации АИУС РСЧС и унифицированная система документации, которые обеспечат информационно-лингвистическую совместимость объектов системы.

Естественно, что создание распределенного банка данных потребует дальнейшего развития телекоммуникаций на основе использования Интернет-технологий и современных цифровых каналов связи с интеграцией услуг высокой пропускной способности.

Использование современных программно-технических средств облегчит информирование международного сообщества о трансграничных ЧС. С этой целью предполагается сопряжение с аналогичными информационными системами сопредельных государств и компетентных международных организаций.

Важнейшей составляющей АИУС РСЧС является прикладное программное обеспечение функциональных задач.

Его развитию должно уделяться особое внимание. Функциональные комплексы задач, предусмотренные к разработке и обеспечивающие информационную поддержку принятия решений по ликвидации ЧС, должны охватывать круг ЧС различного типа, основываться на сертифицированном методическом, математическом, алгоритмическом обеспечении.

Повышение устойчивости функционирования АИУС РСЧС обеспечивается созданием ее резервной (на базе подвижных ПУ) и дублирующей (на базе запасных ПУ) подсистем, что позволит повысить ее живучесть, а также обеспечит информационную поддержку управления ликвидацией ЧС непосредственно в их зонах.

В соответствии с Федеральным законом “Об информации, информатизации и защите информации” все информационные системы подлежат обязательной сертификации. Региональные, территориальные и местные звенья АИУС должны создаваться на основе типовых проектов, обеспечивать реализацию которых должна созданная в МЧС России система сертификации аварийно-спасательных средств.

С целью устранения дублирования разработок, снижения затрат на создание программного и информационного обеспечения необходимо активизировать работу Фонда алгоритмов и программ и Головной службы МЧС России по учету баз и банков данных.

Перечисленные направления развития АИУС РСЧС определены в проекте системы, разработанном ВНИИ ГОЧС и утверждённом руководством МЧС России.

Предполагается, что реализация этих новых направлений позволит создать информационно-телекоммуникационную систему МЧС России, удовлетворяющую современным требованиям, и существенно повысить оперативность, полноту и достоверность информационного обеспечения.

В национальном центре управления в кризисных ситуациях (НЦУКС) МЧС России используется множество автоматизированных рабочих мест (АРМов). Большинство АРМов подключено к информационным системам. Всего в НЦУКС используется более 50 информационных систем (см. приложение 1).

Для удобства пользования информационными системами в НЦУКС МЧС России создан специальный технологический портал.

Попасть на данный портал можно по адресу: portal.ncuks.rschs.org (см. рис. 12)

Рис. 12. Адресная строка технологического портала НЦУКС МЧС России.

Рис. 13. Ведомственный портал НЦУКС МЧС России

При переходе на технологический портал НЦУКС МЧС России откроется следующая страница (рис 13).

При переходе на технологический портал НЦУКС МЧС России сотрудникам доступны ссылки на следующие информационные системы (рис. 3):

– информационные системы; – информационные ресурсы подразделений МЧС России; – делопроизводство; – АИС «Жилье»; – система учета основных фондов; – форум портала; – документы смены; – регламенты и ТК ОДС; – рисунки.  

Рис. 14. Меню ведомственного портала НЦУКС МЧС России

Программный аппаратный комплекс для обработки данных системы мониторинга опасности угроз на объектах транспортной

инфраструктуры и магистралях РФ «Бриз»

Цель работы: ознакомить обучающихся с работой программного аппаратного комплекса для обработки данных системы мониторинга опасности угроз на объектах транспортной инфраструктуры и магистралях РФ «Бриз». В интерактивной форме обсудить основные подсистемы и изучить назначение и интерфейс системы.

Главное меню программы «Обстановка на транспорте»(рис. 15) располагается в левой части главного окна программы.

Рис. 15. Главное меню. Общий вид.

Главное меню (рис. 16) предназначено для того, чтобы пользователь мог отдавать программе команды на выполнение соответствующих действий. Команды отдаются при помощи выбора подпунктов главного меню.

При выборе пункта меню, в виде раскрывающегося списка отображаются его подпункты.

Рис. 16. Панель управления

Рабочая область главного окна программы располагается справа от главного меню. Она предназначена для отображения результатов выполнения какого-либо действия (пункта меню): отображения сводки, обзорной карты, журнала ЧС, рисков, справочников и так далее.

В нижней части главного окна программы расположена строка состояния. В строке состояния отображается имя сервера, к которому подключен пользователь, имя пользователя, работающего в данный момент с программой, уровень его полномочий в системе.

Рис. 17. Информационное табло

Панель инструментов включает в себя инструменты, упорядоченные в логические группы, собранные на отдельных вкладках. Вкладки с инструментами отображаются при выборе соответствующих пунктов главного меню.

Каждая вкладка связана с определенным типом действий, например, работой с картой. Чтобы увеличить рабочую область, некоторые вкладки можно выводить только при необходимости. Когда панель инструментов свернута, видны только вкладки.

Чтобы использовать свернутую панель инструментов, щелкните нужную вкладку, а затем выберите требуемый параметр или команду.

Для того чтобы панель инструментов отображалась постоянно, нажмите кнопку , расположенную в правом верхнем углу окна. Для того чтобы снова свернуть панель инструментов, нажмите кнопку .

Работа с таблицами

Значительная часть информации, предоставляемая программой пользователям (справочники, журналы), отображается в виде таблиц, например, журнал чрезвычайных ситуаций или справочник водозаборов. Для каждой таблицы в верхней части показывается количество записей, отображенных в таблице, и общее количество записей, соответствующих запросу пользователя.

Источник: https://cyberpedia.su/11x1819.html

Medic-studio
Добавить комментарий