3.3. Пути сохранения физического здоровья 3 c ссылка Петрушин В.doc

Простая методика

3.3. Пути сохранения физического здоровья 3 c ссылка Петрушин В.doc

Постигая мудрость разных народов, человек пытается прежде всего сохранить здоровье, ум, тело и молодость.

Организм — это единая система, в которой все части взаимосвязаны. Восстановление молодости и энергетического баланса можно сравнить с настройкой музыкального инструмента,   когда одну струну настраивают под другую. Сыграть мелодию сможет только настроенный инструмент.

В пожилом возрасте наш организм дает сбои, реагирует на различные внешние и внутренние раздражители. Как говорят в Китае, «пасмурное небо вызывает простуду, ясное небо вызывает жар, ветер вызывает боли в конечностях, дождь вызывает болезнь живота, тьма вызывает мнительность, свет вызывает болезнь сердца».

Восточные методики учат не только балансировать энергию тела и духа, но и управлять ими. Здоровье любого человека обеспечивает система контроля и управления — система энергетических каналов и точечный массаж.

Профессор китайской медицины Чжу Цзунсян предложил эффективный метод сохранения здоровья и продления жизни за счет тренировки энергетических каналов.

Профессор назвал свою методику “3—1—2”. 

Методика очень простая, но она требует объяснения.

  • 3 означает три биологически активные точки: хэ-гу, нэй-гуань и цзу-сань-ли;
  • 1 означает абдоминальное (брюшное) дыхание со сосредоточением на нижнем даньтяне (области пупка);
  • 2 означает две ноги, на которые приходится основная физическая нагрузка.

Таким образом, методика включает массаж трех точек, брюшное дыхание пупком и физические упражнения для ног.

Давайте разберем эту методику, сколь бы простой она ни казалась.

Массаж избранных точек

Эти точки — хэ-гу, нэй-гуань и цзу-сань-ли на теле человека, выбранные китайским профессором, являются самыми важными, поскольку они расположены на энергетических каналах, влияющих на системы кровообращения, пищеварения, внутренней секреции и нервную.

1. Точка хэ-гу — симметричная (на обеих руках)  расположена на тыльной поверхности кисти во впадине между большим пальцем и второй пястной костью. Сомкните большой и указательный пальцы, в конце кожной складки, на бугорке — искомая точка. При нажимании на точку появляется ломящее болезненное ощущение, иногда “удар тока” по ходу нерва.

Точка хэ-гу — точка меридиана тол­стого кишечника. Воздействие на нее в китайкой традиционной медицине  может использоваться как при «избыточности», так и при «недо­статочности» энергии, и ведет к ее нормализации.

Все потому, что точка хэ-гу имеет большое «представительство» в области центральной борозды лобного отдела головного мозга.  Применяется для обезболивания верхней половины тела. Воздействие на данную точку оказывает общее тонизирующее, адаптивное действие.

Используется для лечения всех хронических заболеваний, так как повышает общий уровень сопротивляемости организма. Показана при депрессии, упадке сил и жизненного тонуса.

Противопоказано применение  беременным женщинам.

2. Точка нэй-гуань — симметричная (на обеих руках) расположена на середине внутренней стороны предплечья, на расстоянии  ширины сложенных вместе четырех пальцев вверх от лучезапястной складки.

Точка нэй-гуань — точка канала перикарда.  Данная точка применяется для лечения сосудистых расстройств, гипертонической болезни, а также при возбуждении, истерии — как успокаивающая точка.

При медленном глубоком надавливании на эту точку человек расслабляется, его конечности теплеют, он успокаивается.

3. Точка цзу-сань-ли — симметричная (на обеих ногах), отыскивается таким образом. Сидя, не отрывая пятки от пола, максимально поднимите носок стопы. В верхней части голени при этом появится бугор большеберцовой мышцы, на вершине которого расположена искомая точка.

Точка цзу-сань-ли основная общеукрепляющая и профилактическая точка. Точка “от ста болезней”, ”точка долголетия”. Используется для лечения всех хронических заболеваний, обезболивания нижней части туловища. Усиливает лечебный эффект других точек.

Применяется при гипертонической болезни, язвенной болезни, боли в пояснице, ломота в коленях и голенях, слабом зрении, отравлении, общем истощении организма, переутомлении. Не имеет противопоказаний.

4.  Прежде чем массировать точки, «соберитесь», настройтесь.  Сядьте прямо, лицом на восток или на юг. Ноги поставьте так, чтобы бедра и голени образовали прямой угол. Голову слегка наклоните вперед, подберите нижнюю челюсть.

Улыбнитесь или произнесите «Ы», чтобы лицевые мышцы расслабились.  Подтяните нижнюю часть живота  и груди, чтобы придать спине и позвоночнику естественную изогнутость. Расслабьтесь. Постарайтесь расслабить все суставы и мышцы от головы до ног.

Массаж точек хэ-гу, нэй-гуань и цзу-сань-ли выполняется с наращиванием интенсивности, не торопясь, до появления явственного ощущения ломоты, онемения или разбухания. Сразу, однако, не усердствуйте, следите за самочувствием.

5.  Завершение массирования. Входим в спокойное состояние.  Сложите кисти друг к другу пальцами вверх (молящаяся поза).

Поднимите их горлу, а затем, не меняя положения рук, опускайте их вниз вдоль груди до пупка (который называется нижним даньтянем).

На уровне пупка разведите руки в стороны и соедините их снова, как бы «сгребая» энергию и укладывая руки на пупок на друг друга, совмещая центры ладоней. У женщин правая кисть к телу, у мужчин – левая.

Спокойствие. Сосредоточимся на нижнем дань-тяне (области пупка). Закрываем глаза. Дыхание должно осуществляться медленно, вдох и выдох должны быть глубокими. Освободитесь от суетных мыслей. Можно представить солнышко в своем пупке и накапливайте энергию солнца. Полный покой.

В полном покое по каналам беспрепятственно начинает циркулировать энергия. Потом медленно опускаем руки, открываем глаза.

Как долго сидеть или лежать «в покое» (расслабленном состоянии), вы определите по самочувствию. Обычна тренировка энергетических каналов, проводимая два раза в день по 10 минут (5 минут — массаж точек, 5 минут  дыхание).

6.Физические упражнения для ног выбираются индивидуально, так чтобы они соответствовали уровню физического состояния человека и были ему интересны. Это может быть прогулка с собакой, ходьба по пересеченной местности с финскими палками, медленный бег и т. д.

С последующей нагрузкой на ноги, рассмотренный метод активизирует функционирование энергетических каналов, нормализует работу всех внутренних органов, обеспечивает сбалансированность всех систем организма.

Мать профессора Чжу ежедневно занимается по методике сына, и недавно ей исполнилось 103 года. Эта методика проста и доступна всем. Главное — заниматься регулярно и систематически. опубликовано econet.

ru

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое потребление – мы вместе изменяем мир! © econet

Источник: https://econet.ru/articles/64182-prostaya-metodika-3-1-2-dlya-sohraneniya-zdorovya-i-prodleniya-zhizni

Реферат на тему “Физическая культура как средство сохранения и укрепления здоровья”

3.3. Пути сохранения физического здоровья 3 c ссылка Петрушин В.doc

Введение.1. Физическая культура как средство сохранения и укрепления здоровья.2. Роль нервной системы и двигательных функций.3. Средства физического воспитания.Заключение.

Список использованных источников

Введение

Охрана и укрепление здоровья в основном определяется образом жизни. Повышенное внимание к нему проявляется на уровне общественного сознания, в сфере культуры, образования, воспитания.

Физическая культура – неотъемлемая часть жизни человека. Она занимает достаточно важное место в учебе, работе людей.

Занятием физическими упражнениями играет значительную роль в работоспособности членов общества, именно поэтому знания и умения по физической культуре должны закладываться в образовательных учреждениях различных уровней поэтапно.

Немалую роль в дело воспитания и обучения физической культуре вкладывают и высшие учебные заведения, где в основу преподавания должны быть положены четкие методы, способы, которые в совокупности выстраиваются в хорошо организованную и налаженную методику обучения и воспитания студентов.

Оздоровительный и профилактический эффект физической культуры неразрывно связан с повышенной двигательной активностью, усилением функций опорно-двигательного аппарата, активизацией обмена веществ.

Двигательная активность имеет огромное значение, как для преодоления двигательного дефицита (гиподинамии), так и для сохранения и укрепления здоровья.

Недостаток двигательной активности приводит к нарушению в организме человека нервно-рефлекторных связей, заложенные природой, следствием чего является расстройство деятельности сердечно – сосудистой и других систем, нарушение обмена веществ и развитие различных заболеваний.

1. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК СРЕДСТВО СОХРАНЕНИЯ И УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ.

Здоровый человек, более производителен, соответственно и востребован.

Как и чем поддерживать свою работоспособность, как сохранить свое здоровье? Таким средством, может и должна стать физическая культура. Так как физическая культура – это неотъемлемая часть жизни человека. Она занимает достаточно важное место в учебе, работе людей.

Занятием физическими упражнениями играет значительную роль в работоспособности членов общества, именно поэтому знания и умения по физической культуре должны закладываться в образовательных учреждениях различных уровней поэтапно.

Физическая культура — сфера социальной деятельности, направленная на сохранение и укрепление здоровья, развитие психофизических способностей человека в процессе осознанной двигательной активности.

Теория и практика физической культуры и спорта определяет ряд принципиальных положений, соблюдение которых гарантирует успехи в самостоятельных занятиях физическими упражнениями и ограничивает от переутомления и нежелательных последствий.

Главное из них: сознательность, постепенность и последовательность, повторность, индивидуализация, систематичность и регулярность.

Принцип сознательности направлен на воспитание у занимающихся глубокого понимания роли и значения проводимых самостоятельных занятий в укреплении здоровья в самосовершенствовании своего организма. Тренировочный процесс предлагает: соответствие физических нагрузок по возрасту, полу и индивидуальным возможностям.

(Состояние здоровья, физическое развитие, физическая подготовленность) занимающихся; постепенное увеличение интенсивности, объема физических нагрузок и времени тренировочного занятия; правильное чередование нагрузок с интервалами отдыха; повторение различных по характеру физических нагрузок и систематически регулярно на протяжении более длительного время (недель, месяцев, лет). Таким образом, правильно подобранные и оптимально спланированные физические нагрузки способствуют поддержанию на высоком функциональном уровне всех физических систем, обеспечивают достаточную общую и специальную работоспособность, делают жизнедеятельность человека более экономичной и, наконец, предупреждают развитие в организме многих патологических процессов. Каждый здравомыслящий человек хочет прожить свою жизнь долго и счастливо. А вот здоровье не купишь и не получишь в дар. И никакой интернет – магазин подарков в этом не поможет. Поэтому нужно делать все, чтобы сохранить его, пока не стало, слишком поздно. Обыкновенно вследствие неправильного образа жизни у человека появляются нервные расстройства, разные болезни, проблемы на работе и дома. А ведь нужно просто задуматься: все ли возможное мы делаем для сохранения своего здоровья? Ведь зачастую походов к врачу можно избежать, если правильно выстроить свой образ жизни. Кроме того, не стоит забывать, что помимо физического здоровья важно и духовное состояние человека. Поэтому воспринимайте жизнь с позитивом, любите близких, дарите им приятные подарки и радуйтесь вместе с ними. Будьте доброжелательны, по возможности спокойны и рассудительны, поскольку раздражительность и ежедневная суета могут нанести вашему сердцу непоправимый вред и привести к нервным расстройствам. Малоподвижный образ жизни – одна из многих бед современного человечества. Мы не в силах изменить мир, но мы в силах изменить свою жизнь. Только в комплексе все эти меры приведут к отличному самочувствию и прекрасному внешнему виду.

Физическая культура студентов представляет собой неразрывную составную часть высшего гуманитарного образования.

Она выступает качественной и результирующей мерой комплексного воздействия различных форм, средств и методов на личность будущего специалиста в процессе формирования его профессиональной компетенции.

Материализованным результатом этого процесса является уровень индивидуальной физической культуры каждого студента, его духовность, уровень развития профессионально значимых способностей.

Перед студенческой молодежью сегодня обществом поставлена глобальная социально-экономическая задача по интегрированию отечественного культурного потенциала в мировое сообщество.

Однако её реализация по силам только специалистам новой формации, отвечающим по целому комплексу профессиональных и личностных качеств современным требованиям.

Помимо глубоких профессиональных знаний по избранной специальности такой специалист должен обладать: высокими физическими кондициями и работоспособностью, личной физической культурой, духовностью, неформальными лидерскими качествами. Он должен не бояться конкуренции, уметь принимать самостоятельные решения, т.е.

быть творчески мыслящей, активной и высоконравственной личностью. Наметившаяся сегодня стратегия развития физической культуры студентов, выражаемая в тенденции отхода от унитарной концепции, либерализации и последовательной гуманизации педагогического процесса является гарантом формирования специалиста новой формации.

Рассматривая физическую культуру в ценностном аспекте, следует выделять следующие группы ценностей: интеллектуальные (знания о методах и средствах развития физического потенциала человека), двигательные (луч-шие образцы моторной деятельности, достигаемые в процессе физического воспитания и спортивной подготовке), технологические (комплексы методических руководств, практических рекомендаций, методики оздоровительной и спортивной тренировки, формы организации физической активности, ее ресурсного обеспечения); мобилизационные (способность к рациональной организации бюджета времени).

Физическая культура и спорт воспитывают у студентов потребность в организации здорового стиля жизни, что тесно связано с воспитанием их ценностного отношения к предмету путем развития клубной деятельности (объединяющей студентов по интересам), способствуя активизации их творческой деятельности в овладении навыками продуктивной самостоятельной работы. Это предусматривает создание физкультурного пространства (инфраструктуры физической культуры), способствующей объединению студенческого актива, привлечению из студенческой среды волонтеров, участвующих в организации массовых физкультурных мероприятий (спортивных вечеров, массовых соревнований), в целом обеспечивающих усиление роли различных форм студенческого самоуправления, развития демократических основ творческой самореализации студенческой молодежи.

2. РОЛЬ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ И ДВИГАТЕЛЬНЫХ ФУНКЦИЙ.

Нервная система  обеспечивает регуляцию физиологических функций (согласование деятельности различных органов и систем) и протекание психических процессов (комплекс анатомических структур, обеспечивающих индивидуальное приспособление организма к внешней среде и регуляцию деятельности отдельных органов и тканей). Нервная система получает информацию из внешней и внутренней среды, перерабатывает ее и посылает управляющие сигналы к различным органам.

Нервная система человека обеспечивает приспособление организма к воздействию внешней среды и осуществление его реакций как единого целого.

Нервная система координирует деятельность клеток, тканей и органов нашего тела. Она регулирует функции организма и его взаимодействие с окружающей средой, обеспечивает возможности реализации психических процессов, которые лежат в основе механизмов языка и мышления, запоминания и обучения. Кроме того, у человека нервная система составляет материальную основу его психической деятельности.

Нервная система представляет собой сложный комплекс высокоспециализированных клеток, передающих импульсы от одной части тела к другой, в результате организм получает возможность реагировать как единое целое на изменения факторов внешней или внутренней среды.

Двигательная функция составляет основу жизнедеятель­ности человека. Известно, что многие процессы в организме (дыхание, кровообращение, глотание, перемещение тела в про­странстве и др.) реализуются с помощью движения, т. е. благо­даря сокращению мышц. Мышцы осуществляют двигательную функцию организма, его частей и отдельных органов.

Двигательная активность – не только особенность высокоорганизованной живой материи, но и в наиболее общей форме-форме движения материи – необходимое условие самой жизни.

Движение имеет рефлекторную природу. Рефлекс – это зако­номерная реакция организма в ответ на раздражение рецепторов, осуществляемая при участии центральной нервной системы. Движения, с которыми человек рож­дается, довольно примитивные.

Врожденные автоматические двигательные реакции называются безусловными рефлексами.

Они филогенетически древние, имеют подготовленную морфо­логическую основу, находятся под регулирующим влиянием коры большого мозга и являются базой, на которой формиру­ются условно-рефлекторные реакции организма.

Роль нервной системы в жизни человека огромна. Центральная нервная система (ЦНС) обеспечивает согласованность и связь в работе различных органов. Процессы, протекающие в ЦНС, лежат в основе всей психической деятельности человека.

Без участия ЦНС не обходится ни одно физическое упражнение. И в то же время физические упражнения оказывают разностороннее влияние на ЦНС. Улучшается координация, т.е.

управление движениями, отбрасываются ненужные лишние движения, достигается большая точность, непринужденность и быстрота движений.

В результате тренировки повышается сила и подвижность нервных процессов в коре головного мозга, улучшается уравновешенность процессов торможения и возбуждения. Повышается пластичность ЦНС – способность приспосабливаться к новым видам работы и обстановки, в которой она протекает.

Большое воздействие физические упражнения оказывают на психику человека.

При занятиях аэробикой, гимнастикой, спортивными и подвижными играми возникают положительные эмоции: бодрость, жизнерадостность, которые «заряжают» корковые центры и повышает их активность.

Все это положительно действует на ЦНС, что в свою очередь улучшает деятельность всех органов человека. Отрицательные эмоции: страдание, страх, отчаяние, ненависть, зависть – ослабляют защитные силы организма.

Занятия физическими упражнениями помогают ликвидировать последствия стресса, невроза. Эмоциональное возбуждение необходимо переключать на двигательные действия: совершить пробежку, прогулку на велосипеде, лыжах, заняться физическим трудом. Это способствует «разрядке» эмоционального напряжения и уменьшает влияние стресса на внутренние органы.

Роль нервной системы в согласованности движений очевидна. Кроме того, взаимосвязь между отдельными органами и системами может осуществляться гуморальной регуляцией – через кровь посредством химических веществ, гормонов, соотношением концентрации кислорода и углекислого газа и с помощью других механизмов.

Движение является одним из главных условий существования животного мира и прогресса в его эволюции.

В ряду факторов сохранения и укрепления здоровья ведущая роль принадлежит физической культуре, разнообразным средствам повышения двигательной активности.Высокий уровень физической и умственной работоспособности людей, занимающихся физическими упражнениями, сохраняется значительно дольше, чем у не занимающихся.

Снижение активной двигательной деятельности пагубно сказывается на здоровье. В первую очередь оно способствует развитию сердечно-сосудистых заболеваний, приводит к нарушению обмена веществ.

Физические упражнения предупреждают атеросклеротические изменения в сосудах, уменьшают риск заболевания ишемической болезнью сердца.

Способность противодействовать изменениям внутренней среды организма, которыми сопровождается выполнение физических упражнений, является специфическими свойствами тренированного организма. Вместе с тем, физические упражнения повышают и естественную, защитную устойчивость организма: человек обретает надежную способность активно бороться с болезнетворными агентами внешней среды.

3. СРЕДСТВА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ.

К основным средствам физического воспитания относятся:

– физические упражнения,

– природные условия,

– гигиенические условия,

– режим дня.

Физические упражнения — это осознанные движения и двигательные действия, которые специально отобраны в целях решения определенных задач физического, сформированы и организованы по его закономерностям.

Проводимые по определенной методике физические упражнения положительно влияют на деятельность центральной нервной системы, снижают утомляемость коры головного мозга и повышают работоспособность.

Эффект физических упражнений определяется прежде всего содержанием. физических упражнений — это совокупность физиологических, психологических и биомеханических процессов, происходящих в организме человека при выполнении данного упражнения.

Физические упражнения требуют зачастую неординарного проявления целого ряда личностных качеств. Преодолевая различные трудности и управляя своими эмоциями в процессе занятий физическими упражнениями, человек вырабатывает в себе ценные для жизни черты и качества характера.

Занятия физическими упражнениями, как правило, проводятся в коллективе. При выполнении физических упражнений во многих случаях действия одного занимающегося зависят или во многом определяют действия другого.

Происходит как бы согласование своих действий с мотивами и действиями коллектива, подчинение личности под общую стратегию действий. Это проявляется во многих подвижных и спортивных играх.

Умение быть сдержанным, подчинить себя воле коллектива, найти одно-единственное правильное решение и, не считаясь со своими личными амбициями, помочь товарищу. Эти и многие другие нравственные качества формируются при занятиях физическими упражнениями.

Важным средством физического воспитания являются природные условия, естественные факторы природы. Воздушные и солнечные ванны, купание, душ или обтирание используются как оздоровительные процедуры.

Особенно важно использовать природные условия в период летней оздоровительной работы с детьми. Для детей, отдыхающих летом в городе, создаются школьные площадки, открытые парки, стадионы, бассейны, организуются экскурсионно-туристские базы. Загородные лагеря размещают в местах с наиболее благоприятными природными условиями для отдыха и укрепления здоровья.

Оздоровительные силы природы оказывают существенное влияние на занимающихся физическими упражнениями.

Изменения метеорологических условий (солнечное излучение, воздействие температуры воздуха и воды, изменения атмосферного давления на уровне моря и на высоте, движение и ионизация воздуха и др.

) вызывают определенные биохимические изменения в организме, которые приводят к изменению состояния здоровья и работоспособности человека.

В процессе физического воспитания естественные силы природы используют по двум направлениям:

1) как сопутствующие факторы, создающие наиболее благоприятные условия, в которых осуществляется процесс физического воспитания.

Они дополняют эффект воздействия физических упражнений на организм занимающихся.

Занятия в лесу, на берегу водоема способствуют активизации биологических процессов, вызываемых физическими упражнениями, повышают общую работоспособность организма, замедляют процесс утомления и т.д.;

2) как относительно самостоятельные средства оздоровления и закаливания организма (солнечные, воздушные ванны и водные процедуры).

При оптимальном воздействии они становятся фактором активного отдыха и повышают эффект восстановления.

Одним из главных требований к использованию оздоровительных сил природы является системное и комплексное применение их в сочетании с физическими упражнениями.

Гигиеническими условиями, которые учитываются в физическом воспитании, являются гигиеническая организация окружающей среды, медицинское обслуживание и лечебно-оздоровительная работа, организация питания и, главное, режим дня в сочетании с другими условиями.

Гигиенические условия определяются санитарными правилами по устройству и содержанию общеобразовательных школ, световым календарем для учебных помещений, который регламентирует время использования искусственного освещения в течение учебного дня для разных климатических поясов, инструктивно-методическими указаниями по организации общественного питания учащихся примерными комплексными завтраками и обедами в школах. Проводятся конкурсы и смотры по самодеятельному строительству, реконструкции и благоустройству школьных спортивных баз, организации горячего питания, санитарного состояния школ, гигиенического воспитания детей и медицинского обслуживания.

Режим дня определяет строгий распорядок жизни и деятельности, целесообразное чередование времени труда и отдыха, питания и сна. Систематическое соблюдение режима формирует жизненно важные навыки и привычки — аккуратность, организованность, точность, дисциплинированность, чувство времени и самоконтроля. Режим создает ритмичность умственных и физических нагрузок детей.

Заключение

Физическая культура — сфера социальной деятельности, направленная на сохранение и укрепление здоровья, развитие психофизических способностей человека в процессе осознанной двигательной активности.

Теория и практика физической культуры и спорта определяет ряд принципиальных положений, соблюдение которых гарантирует успехи в самостоятельных занятиях физическими упражнениями и ограничивает от переутомления и нежелательных последствий.

Главное из них: сознательность, постепенность и последовательность, повторность, индивидуализация, систематичность и регулярность. Принцип сознательности направлен на воспитание у занимающихся глубокого понимания роли и значения проводимых самостоятельных занятий в укреплении здоровья в самосовершенствовании своего организма (тела и духа).

Физическая культура, в единстве с нормами здорового образа жизни, обеспечивает практическое решение вопросов по сохранению и укреплению здоровья человека.

Способствуя физическому развитию, расширению физических возможностей, физическая культура влияет практически на все стороны жизнедеятельности человека: развивает духовно-нравственные качества личности, усиливает мотивацию ее саморазвития, осуществляет социальную адаптацию, помогает адекватно реагировать на стрессовые факторы окружающей среды, формирует потребность в здоровом образе жизни, обеспечивает сохранение и укрепление здоровья на протяжении всей жизни человека.

Список использованных источников

1. И. П. Березин, Ю. В. Дергачев “Школа здоровья” М., 1998 г.2. В. И. Воробьев “Слагаемые здоровья” М., 1994г.3. Н. Б. Коростелев “От А до Я” М., 1997г.4. Г. И. Куценко , Ю.В. Новиков “Книга о здоровом образе жизни” М., 1997 г.5. Лукьяненко В. П. Физическая культура: основы знаний; изд.-«Советский Спорт» 2007г.6. Решетников Н. В. Физическая культура; изд.- «Академия» Москва 2006г.

7. Холодов Ж. К., Кузнецов В. С. Теория и методика физического воспитания и спорта; 2005г.

Реферат на тему “Физическая культура как средство сохранения и укрепления здоровья” обновлено: 31 июля, 2017 автором: Научные Статьи.Ру

Источник: https://NauchnieStati.ru/bank/primery/referat-na-temu-fizicheskaja-kultura-kak-sredstvo-sohranenija-i-ukreplenija-zdorovja/

Пути сохранения физического здоровья 3 c ссылка Петрушин В.doc

3.3. Пути сохранения физического здоровья 3 c ссылка Петрушин В.doc

Закаливание – это система мероприятий, направленных на повышение адаптационных возможностей и устойчивости организма к воздействию неблагоприятных факторов окружающей среды. Закаливание является важной частью физического воспитания, а также поддержания и укрепления здоровья.

Холодовые и тепловые закаливающие мероприятия являются наиболее популярными. Они повышают иммунитет и устойчивость организма к простудным заболеваниям. Можно применять такие процедуры, как обтирание, обливание, ванны, душ, босохождение и другие.

Начинают закаливание с холодового воздействия низкой интенсивности, с каждым днем увеличивая степень воздействия. Принципы постепенности, регулярности и индивидуального подбора процедур являются основными при проведении закаливания.

В табл. 2 даны характеристики воздушных ванн в зависимости от температуры воздуха.

Таблица 2. Дозировка воздушных ванн.

Характеристика Темпе- ратура воздуха, 0С 1-я, мин 2-я, мин 3-я, мин 4-я, мин 5-я, мин 6-я, мин 7-я, мин 8-я, мин 9-я, мин
Очень холодные -7 – 4 -3 – 1 0,5 0,5 1,5 2,5 2.5 3,5 4,5
Холодные 0 – 4 5 – 8 1,5 2,5
Умеренно холодные 9 – 12 13 – 16 1,5 4,5 7,5 10,5 13,5
Прохладные 17 – 18 19 – 20
Безразличные 21 – 22
Тепловые

Учитывая, что через кожу происходит от 1 до 2 % газообмена, необходимо применять в целях оздоровления воздушные ванны, для чего рекомендуется на некоторое время обнажать тело в любое время года и в любую погоду. На открытом воздухе дополнительным фактором воздействия будет ветер. Перед приемом воздушной ванны в помещении его тщательно проветривают.

Очень полезно сочетать воздушные ванны с занятиями гимнастикой и водными процедурами. При проведении воздушных ванн рекомендуется проводить сухое растирание кожи. Для этого используют жесткую щетку из натуральной щетины, естественную растительную мочалку – люфа или варежку из жесткой махровой ткани, которую не трудно сшить самим.

Растирать нужно все тело легкими продольными и круговыми движениями в течение 3-5 минут. Сначала растирают конечности по направлению к туловищу, затем грудь, живот, спину до порозовения кожи.

Эта процедура сочетает преимущества воздушной ванны и самомассажа и является одним из эффективных методов ежедневного ухода за кожей.

Она улучшает кожное дыхание, стимулирует капиллярное кровообращение, удаляет отшелушившийся роговой покров, очищает поры, снимает усталость и нервное напряжение.

Сухое растирание нельзя проводить перед сном, т.к. это возбуждающая процедура.

Большие возможности для закаливания организма представляет круглогодичная тренировка на открытом воздухе, занятия физической культурой и спортом, связанные с закаливающим действием воздуха.

Таблица 3. Продолжительность воздушных ванн с обнажением по пояс в тихую пасмурную погоду, в минутах.

Условия проведения 10oC 15oC 20oC 25oC 25oC и выше
Состояние покоя не ограничивается
Ходьба по равнине со скоростью: 4 км/час 6 км/час – – – 30 30 45 45 45 то же то же
Подъем в гору со скоростью 2,5 км/ч то же
Подъем в гору же то же
Бег трусцой то же
Игра в волейбол то же
Игра в футбол то же
Прогулочная гребля то же

Водные закаливающие процедуры являются более интенсивными, чем воздушные ванны. Начинают водное закаливание с ежедневного обтирания.

Обтирания проводят жестким полотенцем или губкой, смоченной в прохладной воде, температуру которой понижают от процедуры к процедуре в течение 2-3 недель.

Заканчивают процедуру энергичным растиранием всего тела сухим махровым полотенцем до появления ощущения приятной теплоты.

После ежедневного 2-месячного обтирания тела водой температуры не ниже 10-12 °С можно переходить к обливаниям и холодным ваннам. Обливания, для незакаленных людей, начинают с нижних конечностей, постепенно переходя к воздействию на все тело.

После начала полного обливания температуру воды снижают на 1°С через каждые три процедуры и доводят ее до 12-14°С.

Ежедневные прохладные ножные ванны также являются хорошим закаливающим средством. У тибетских монахов вот уже несколько веков популярно утреннее упражнение “108 шагов по ручью”, модификацию которого с успехом можно делать дома, шагая в тазу или ванной, наполненных по щиколотку холодной водой.

Летом закаливающей процедурой является хождение босиком по траве, мокрой после дождя или росы, мокрым камням, гальке, песку, хвое. Зимой можно ходить и по чистому снегу.

Эти процедуры являются одними из профилактических мероприятий против простуды, т.к. холодовое воздействие на стопы рефлекторно изменяет реакции в слизистой носоглотки.

При этом осуществляются механический массаж стопы и рефлекторная стимуляция внутренних органов через экстерорецепторные зоны стопы.

Душ открывает широкие возможности для закаливания благодаря механическому и температурному раздражению нервных окончаний и сосудов кожи.

Стоит отметить контрастный душ, когда в течение одной процедуры чередуют обливания холодной и горячей водой.

Душ может быть слабоконтрастный при перепадах температуры воды в пределах 10-12°С (от 40 до 28°С) или сильноконтрастный при перепадах температуры воды до 30°С (от 45 до12°С).

Сильноконтрастный душ рекомендуется для хорошо закаленных людей. В течение одной процедуры проводят 4-6 чередований температуры.

Таблица 4. Схема применения контрастного душа.

Дни Температура воды, o C Смена процедур, количество
Горячей Холодной
Начальный режим
1 – 3 37 – 34 30 – 28 3 – 4
4 – 6 37 – 34 27 – 26 3 – 4
7- 10 39 – 38 26 – 25 3 – 4
11 – 15 39 – 38 25 – 24 3 – 4
16 – 20 24 – 23 4 – 5
Оптимальный режим
21 – 25 23 – 22 4 – 5
31 – 35 41 – 40 21 – 20 4 – 5
36 – 40 41 – 40 20 – 19 4 – 5
41 – 45 41 – 40 19 – 18 5 – 6
Специальный режим
46 – 50 41 – 40 17 – 16 5 – 6
51 – 55 41 – 40 14 – 13 5 – 6
56 – 60 42 – 41 13 – 12 6 – 7

Купание в открытых водоемах является не только прекрасной закаливающей процедурой, но и отличной тренировкой мышц, дыхательной и сердечно-сосудистой системы, особенно, если сопровождается подвижными играми в воде или плаванием.

Моржевание (зимнее плавание в ледяной воде) – высшая форма закаливания, которого добиваются путем регулярных постепенных холодовых нагрузок.

Интенсивные холодовые воздействия показаны не всем людям. При проведении закаливания необходимо учитывать индивидуальный тип организма.

Особенно должны быть осторожны при проведении холодового закаливания люди, для которых характерны вегетососудистые реакции, гипотония, бледность кожных покровов, холодные кисти рук и стопы ног, тяга к горячей пище, боязнь холода.

Для них проводить холодовые процедуры рекомендуется только после предварительного разогрева тела или физической разминки.

Необходимо помнить, что закаливание холодом может принести пользу только при индивидуальном подборе дозы и интенсивности воздействия. Прохладные и холодные процедуры могут продолжаться только в том случае, если человек не испытывает чувства озноба, если его кожа теплая, особенно на конечностях.

Для достижения максимального эффекта закаливающих процедур следует учитывать климатические условия местожительства, а также использовать все средства: воздух, воду, солнечные лучи.

В летний период купание в водоемах неотделимо от солнечных ванн. Известно, что солнечный свет способствует здоровью и хорошему внешнему виду. Его оздоравливающее действие проявляется лишь в тех случаях, когда, загорая, человек придерживается определенных методик и правил.

Их несоблюдение может вызывать чрезмерные реакции или ожоги, обострять течение различных болезней, снижать защитные силы организма и даже проявлять канцерогенный эффект.

Особенно следует быть осторожными людям со светлым типом кожи; для них солнечные ванны должны быть строго дозированы и ограничены.

Для предупреждения ожогов рекомендуется применять специальные солнцезащитные кремы (“Щит”, “Луч”, “Бриг” и др.) или растительное масло.

Солнечные ванны применяют натощак, временами прерывая купанием или влажными обтираниями. Физические упражнения и подвижные игры являются при этом не только хорошим дополнением, но и способствуют более полному и равномерному загару, а также уменьшают вероятность ожога и перегрева. Глаза при этом необходимо защищать солнцезащитными очками, а голову – светлым головным убором.

Наилучшее время для загара – с 10 до 12 часов и с 16 до 18 часов. Рекомендуется загорать в летние месяцы, когда солнечные лучи наиболее обогащены ультрафиолетовыми и содержат минимальное количество инфракрасных лучей.

Первые процедуры не должны превышать 10 мин. Постепенно продолжительность нахождения под солнцем увеличивают до 1,5-2 часов.

Перед приемом солнечной ванны и после нее с кожи необходимо смыть пот и пыль, а после загара желательно отдохнуть в тени деревьев или под навесом.

Необходимо помнить, что чувствительность кожи к солнцу повышается при приеме некоторых лекарств, препаратов зверобоя, в предменструальный период у женщин, при ряде кожных заболеваний, гиперфункции щитовидной железы, заболеваниях печени и др. Под воздействием ультрафиолетовых лучей в коже образуется витамин D и откладывается дополнительное количество пигмента меланина, который защищает организм от избыточного облучения и придает телу красивый бронзовый оттенок.

Эффективным средством закаливания и оздоровления является баня. Баня популярна у многих народов мирана на протяжении десятков веков.

Во времена Древнего Рима (I – III вв. н.э.) были огромные бани-термы, где одновременно могли париться несколько тысяч человек.

В Японии до сих пор используют бани-“офуро”, которые принимают, сидя в большой бочке с очень горячей водой, а также опилочные бани, когда парятся в сосуде, заполненном горячими кедровыми опилками.

Турецкие и восточные бани всегда выделялись отменным массажем. Русская парная и финская сауна уже давно стали непременным средством естественного оздоровления.

Тепло, вода, пар и резкие температурные колебания, объединенные в одной процедуре, многогранно воздействуют на организм и вызывают ряд положительных изменений в сердечно-сосудистой, дыхательной, костно-мышечной системах, улучшают обмен веществ и кровообращение.

С потом выводится из организма большое количество метаболитов и продуктов распада, очищаются поры кожи. Массажные процедуры и использование веника способствуют очищению и оказывают тонизирующий эффект.

Баню с успехом используют и в лечебных целях. Как говорят финны, “париться может всякий, кто способен дойти до сауны”.

Принципиальное отличие русской бани от финской сауны состоит в том, что в русской бане принято поддерживать температуру в среднем на уровне 55-70о С при относительной влажности 70-90%, а в финской сауне температуру доводят до 90-120оС при влажности 10-15%. За счет низкой влажности в сауне легче переносятся высокие температуры.

При приеме бань необходимо соблюдать некоторые правила:

· нельзя париться перед сном или сразу после еды,

· в нетрезвом виде,

· переутомленным;

· недопустимо находиться в парилке одному, минимальное число парящихся – 2-3 человека;

· при малейшем ухудшении самочувствия, появлении слабости, тяжести в голове или головокружения нужно уйти из парилки;

· при очень высоких температурах голову рекомендуется защищать головным убором.

Процедура посещения бани обычно состоит из 2-3 заходов в парилку, прерываемых охлаждением водой или отдыхом в предбаннике.

Использование веника во многом усиливает эффект бани, повышает жизненный тонус и оказывает лечебное воздействие. Чаще всего применяют березовые веники, не менее популярны веники дубовые.

Можно использовать и веники рябиновые, липовые, хвойные, можжевеловые, эвкалиптовые и крапивные, а также с добавлением веточек различных лекарственных трав. Сухой веник предварительно запаривают.

Пар, поднимающийся от мокрых листьев, пропитывает парилку целебным ароматом. Правильное обращение с веником является своего рода искусством банного дела.

Добавить пар из печи можно с помощью настоя ароматических трав, а также с помощью пива или кваса. Это традиционные испытанные средства, дающие приятный аромат и обладающие лечебным действием.

Для стимуляции потоотделения перед баней иногда рекомендуется выпить потогонный чай и по мере потери жидкости возмещать ее употреблением прохладных напитков, соков, арбуза или травяного чая. Сухие режимы при высоких температурах в парилке весьма опасны. Кроме того, ограничение жидкости может вызвать задержку шлаков в организме, способствовать камнеобразованию в почках и тромбообразованию.

Гармоничным дополнением бани являются массаж и самомассаж. Самомассаж после потения можно делать с медом, что оказывает оздоравливающий эффект на кожу. Массаж полезен не только в бане.

Оздоровительный и гигиенический массаж является неотъемлемым средством поддержания физического здоровья, укрепления и восстановления функций организма, лечения и профилактики заболеваний. Он оказывает общеукрепляющее влияние на мышечную систему.

Под воздействием массажа повышается тонус и эластичность мышц, улучшается их сократительная функция, возрастает работоспособность, в том числе и утомленных мышц.

Массаж улучшает кровообращение и трофические процессы в коже, стимулирует функции кожных желез, способствует повышению эластичности и упругости кожи, разносторонне влияет на нервную систему.

Он активно воздействует на многие органы и системы.

КРАТКИЕ ИТОГИ

Ø Физическое оздоровление организма связано с поддержанием на высоком уровне деятельности всех его функциональных систем. Движение как основа любой успешной жизнедеятельности — пер­вое важнейшее условие сохранения здоровья. Предлагаемые для этой цели физические упражнения по своему характеру могут быть динамическими и статическими. Гармоничное сочетание тех и других может дать отличный оздоровительный эффект, ко­торый заключается в высоком мышечном тонусе, хорошем само­чувствии, желании жить и работать. Ø На эту же цель направлено и закаливание организма, связанно главным образом с приучением кожного покрова тела в процессе физиотерапевтических процедур к перепадам высоких и низких температур. Виды и формы закаливания могут быть очень разно­образными – от хождения босиком до воздушных и водных ванн. В результате этих и других процедур открывается кожное дыхание, очищающее организм от ненужных шлаков, повышается потенциал биологически активных точек, влияющих на функцио­нальное состояние организма. Ø Те же задачи выполняют традиционный и точечный массаж поверхности тела. Ø Много спорного пока и физиологии дыхания. Полное йоговское дыхание, обогащающее организм кислородом и повышающее ин­декс MПK, выполняет очистительные и оздоровительные функ­ции. Использование его в целях профилактики можно только приветствовать. Ø Но среди специалистов есть и противники глубокого дыхания. К ним, в частности, относятся A.Н. Стрельникова и К.П. Бутейко. Физиология дыхания в их методиках остается не до конца ясной. Их подходы противоречат традиционным представлениям, что организм для обеспечения хорошего тонуса должен максимально насыщаться кислородом. Первая из этих методик делает акцент на вдохе, вторая — на задержке дыхания после выдоха и обе помо­гают преодолевать примерно один и тот же комплекс заболеваний. Вероятно, индекс МПК, свидетельствующий об уровне здо­ровья человека, в свете исследований Бутейко должен быть до­полнен индексом уровня углекислого газа в тканях, который можно нормализовать как при помощи физических упражнений, так и задержкой дыхания.  

ВОПРОСЫ ДЛЯ КОНТРОЛЯ

1. На чем основываются оздоровительные системы К. Купера и П.М. Амосова?

2. В чем заключаются оздоровительные возможности статической гимнастики йогов? Как воздействуют конкретные асаны на физиологические функции организма?

3. В чем состоят физиологические основы закаливания и его видов?

4. Каковы правила выполнения традиционного массажа?

5. Какими возможностями обладает точечный массаж для повышения тонуса

организма, его успокоения, при бессоннице, простудных заболеваниях,

головной боли? Продемонстрировать знание соответствующих точек.

6. Какова техника выполнения полного дыхания? В чем состоят его оздоровительные возможности?

7. В чем заключается парадоксальность дыхательных методик Л. II. Стрельниковой и К.П. Бутейко?

ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ

1. Значение физического движения и профилактике болезней.

2. Теория стресса и адаптации организма к неблагоприятным воздействиям имени среды.

3. Закаливание и его виды.

4.Возможноти точечного массажа для оздоровления организма.

5. Дыхательные упражнения и системе йоги.

Источник: https://studopedia.su/18_175291_puti-sohraneniya-fizicheskogo-zdorovya--c-ssilka-petrushin-vdoc.html

Medic-studio
Добавить комментарий