3 (из шнейдер) Современные модели семьи и нетрадиционные формы брака.

Альтернативные формы брака. – Поболтаем … – медиаплатформа МирТесен

3 (из шнейдер) Современные модели семьи и нетрадиционные формы брака.

Я думаю, каждый может наблюдать, что в настоящее время количество людей разного возраста, стремящихся к альтернативным формам устройства собственной жизни возрастает. Браки без регистрации, «жилые сообщества», самостоятельная жизнь со сменой сексуальных партнеров и пр.

По-видимому, такие формы брачно-семейных отношений предполагают лучшие возможности для познания жизни, адаптации партнеров друг к другу и к семейной жизни, облегчают разрыв не сложившихся или негармоничных отношений.

Некоторые альтернативные формы брачно-семейных взаимоотношений сформировались достаточно давно, другие же появились и открыто проявили себя только в последние десятилетия, сформировавшись в странах Запада и некоторых скандинавских государствах, имеющих более свободные сексуальные традиции и взгляды. Рассмотрим эти альтернативные формы подробнее.

Открытый брак

В открытом браке супруги живут вместе, но относительно независимо друг от друга, каждый из них, помимо семьи, имеет право на личную жизнь. Целью такого брака является увеличение самовыражения и аутентичности отношений, повышение толерантности партнеров по отношению друг к другу.

Каждый партнер в открытом браке имеет право на собственную личную жизнь, его личное, психологическое пространство закрыто от вмешательства партнера. Фактически открытый брак узаконивает супружеские измены. Главной особенностью этой формы отношений, отличающей её, например, от соседства и т.п.

, на основании которой она признаётся в качестве брака, является наличие негласного или озвученного договора о совместной жизни и ведении общего хозяйства

Считается, что данная форма брака возникает на почве протеста против способов поведения в семейных отношениях предыдущих поколений. Брачно-семейные отношения часто сотрясаются вскрывшимися изменами супругов. И открытый брак возник как отрицание установок предыдущих поколений, которые, сталкиваясь с изменой, начинали ревновать, шпионить, скандалить. Сторонники открытого брака считают, что если брак существует только на долге, то он по сути себя исчерпал. Возникновение открытого брака связывают с движением за обогащение брачно-семейных отношений, которое реализуется через постоянное обновление человека в брачно-семейных отношениях и возможность личностного роста партнеров, обновление семьи в целом. 

Прерывающийся брак, ограниченная временем семья

Прерывающийся – это брак, при котором супруги живут вместе, но считают допустимым разъезжаться на любой срок: неделю, месяц, полгода. Причины перерывов в отношениях могут быть самые разнообразные: от командировок до того, что людям просто необходимо отдохнуть друг от друга. Такого рода отношения вписываются в тенденцию расширения личностной автономии партнеров.

Похожим на прерывающийся брак является ограниченная временем семья. Брак заключается на определенный срок, который оговаривается в некотором договоре. По истечении этого срока брак считается автоматически расторгнутым. После чего «временные» супруги, взвесив итоги, решают: или расстаться, или заключить новый брак на следующий срок, или заключить формальный брак бессрочно.

Годвин-брак предполагает раздельное проживание супругов. У.Годвин – английский анархо-социалист – утверждал, что совместное проживание супругов есть зло, препятствующее самостоятельному развитию супругов вследствие несовершенства людей и различия их склонностей и потребностей.

Такая форма супружеских отношений – это попытка разрешить напряжение, возникшее между мужем и женой путем их временного дистанцирования. Чем выше уровень цивилизационно-культурного развития общества, тем полнее индивид сознает себя как индивидуальность и тем более высока его потребность в обособлении.

В связи с процессом становления и развития индивидуальности, самостоятельности, особенно современной женщины, такая форма семейной жизни вполне реальна, особенно у людей, имеющих высокие доходы.

С ней связывается возможность равноправия супругов, обеспечения духовного простора и бытового раскрепощения женщин.

Внебрачный секс и интимная дружба не предполагают семьи как таковой, в обоих случаях речь идет о наличии внебрачных связей интимного характера. Однако внебрачная связь предполагает некоторое участие партнера в совместном ведении хозяйства, возможно появление внебрачных детей.

Такую связь женатого мужчины с незамужней женщиной, имеющей от него детей, называют конкубинатом.

Семья-конкубинат (термин принадлежит сербскому юристу М.

Босанац) означает возможность мужчины жить в официальном браке и при этом параллельно иметь союз с другой женщиной, имеющей от него внебрачного ребенка. Либо, сохранив неформальную связь с первой женой, юридически оформить брак с бывшей конкубинатной женой.

При этом мужчина выполняет обязанности мужа, отца по отношению к той и другой семье. Семейные отношения в данной семье чреваты непредсказуемыми эмоциональными и психологическими стрессами.

Как правило, женщина решается на рождение ребенка вне брака, надеясь, что отношения мужчины в первичной паре будут прерваны, а из их связи оформится новый брак. Естественно, подобные внебрачные отношения случаются, когда удовлетворенность браком в первичной паре предельно низкая. Внебрачные связи не являются продолжительными: они либо действительно перерастают в новый брак, либо становятся обузой, утомляют – человеку становится обременительно вести двойную игру. Интимная дружба редко угрожает стабильности первичного брака и может длиться долго – до 10 лет. Вместе с тем, при её наличии, сохраняется очень высокий уровень близости и доверия в первичной паре. 

Свингерство

Это достаточно новая форма семейных отношений, которая предполагает обмен брачными партнерами. Обмен брачными партнерами зародился в 1970-е гг. в Скандинавии, поэтому иногда такой вариант брачного взаимодействия называют «шведская семья». В настоящее время подобный вариант отношений характерен для 2% населения США. Исследования показывают, что партнеры, практикующие свингерство, характеризуются меньшей связью с родителями в детском возрасте, и сами демонстрируют практически полное отсутствие контакта с собственными детьми. Инициаторами свингерских отношений чаще выступают мужчины. Отмечается также высокая самооцснка обоих супругов в паре, использующей данную форму отношений. 

Групповой брак

Еще в XIX веке многочисленные мыслители утверждали, что семейную жизнь следует заменить на общественные формы существования. Некоторые идеи были воплощены на практике. Лучшим примером может стать Община Онейда из Новой Англии существовавшая в середине XIX века. Она основывалась на религиозных взглядах Джона Хэмфри. Каждый мужчина Общины был женат на каждой из женщин, и все они считались родителями всех детей коммуны. Коммуна просуществовала около 30 лет, достигла численности трехсот человек и потом распалась. После этого в западных странах было множество других общин. Большое количество таких групп, основанных на свободных сексуальных отношениях и коллективной ответственности за воспитание детей, возникло в 60-х годах 20 века.  По мнению Л.Б. Шнейдер, активная критика социальных функций семьи, развернувшаяся в обществе в начале 1970-х гг. породила попытки противопоставить ей альтернативу в виде группового брака. Изначально эта форма отношений носила радикальный и даже политический характер, её связывали с наркотическими оргиями, групповым сексом и терроризмом. Сегодня групповой брак трансформировался в жилые сообщества и коммуны. В. Сатир использует для их обозначения термин «коллективная семья». С точки зрения структуры отношений выделяют следующие виды жилых сообществ: – жилые сообщества из нескольких пар; – жилые сообщества из нескольких лиц, не связанных парными отношениями; – смешанные формы. Нередко жилые сообщества включают и детей. В их рамках одна группа редко остается неизменной, т.е. имеется тенденция к смене партнеров и изменению структуры сообщества. В этом смысле жилые сообщества в большей степени удовлетворяют требованиям гибкости и мобильности. В сообществах присутствует высокая степень материальной защищенности для отдельного лица, т.к. в моменты отсутствия заработка солидарность группы оберегает личность от нравственного и физического упадка. Коллективное право собственности снижает необходимость и значимость личной собственности. Личные потребности в значительной степени находятся под контролем группы. Следует отметить, что в России жилые сообщества как форма брачно-семейных взаимоотношений практически не распространены.  Наиболее важным примером современного коммунального устройства домашней жизни является израильский киббуц. Киббуц – сообщество семей и индивидов, совместно воспитывающих детей. Большинство киббуцев первоначально были сельскохозяйственными коллективными предприятиями, сейчас многие из них занимаются и промышленным производством. В Израиле насчитывается более 240 киббуцев с общим числом членов приблизительно в 100 000 человек. Некоторые из них невелики – не более 50 человек, другие включают до 2 000 человек. Каждый киббуц действует как общий дом, забота о детях воспринимается как дело всей общины, а не отдельной семьи. В некоторых киббуцах дети живут в специальных «домах для детей», а не со своими родителями, хотя выходные дни они проводят вместе со своими семьями. 

Гомосексуальные пары

В основе таких брачно-семейных отношений лежит однополая любовь, проявляющаяся в сексуальном влечении к лицам своего же пола. Истоки и формы гомосексуальности разнообразны. Несмотря на возможную генетическую предрасположенность, в целом она строится на основе индивидуального опыта и научения. В отличие от российской литературы, в европейской активно и открыто, помимо непосредственного статистического подсчета, обсуждаются проблемы гомосексуальных союзов как одной из форм семьи. Гомосексуальные пары сталкиваются с теми же проблемами, что и гетеросексуальные: измены, ревность, обиды, доминирование, непонимание, отсутствие доверия, несоответствие ролевых установок и ролевой согласованности. Отношение к гомосексуальным парам в обществе различное, но, как правило, всегда ярко выраженное от смертной казни (Мавритания, Тунис, арабские страны) до официального признания такой пары семьей с юридической легализацией отношений (Дания).  Какие-то из перечисленных альтернативных моделей брачно-семейных отношений уже исчерпывают свой преобразовательный порыв, потенциал других только начинает осознаваться и оцениваться обществом. Некоторые из обрисованных альтернатив «экстремальны» и ограничиваются социальными меньшинствами и молодыми людьми, другие – распространяются всё шире. Но в причинах появления этого многообразия форм лежит глубокая структурная метаморфоза самой сути семьи. Сама тенденция возникновения новых семейных типов указывает на ослабление родительских и родственных отношений, на «разделение» брачного, сексуального и репродуктивного поведения.

Для тех людей, кто продолжает жить в традиции, сильнейшим аргументом в пользу стереотипного варианта остаются интересы детей. Но с облегчением экономических возможностей самостоятельно поднять потомство брачно-семейные отношения представляются менее прочными, менее безальтернативными и менее само собой разумеющимися, чем прежде.

Толерантность в отношении меньшинства, которое не живет в браке и семье, значительно возрастает.

Эх, скоро заживём!…  

Источник: https://pogovorim.mirtesen.ru/blog/43913287996/next

Шнейдер Л.Б. – Семейная психология – Стр 4

3 (из шнейдер) Современные модели семьи и нетрадиционные формы брака.

Уникальность брака и семьи кроется в их эмоцио­ нальном и кровно-родственном потенциале. Понимае­ мые как наиболее важные и тесные из всех возмож­ ных отношений, супружеские узы определяют весь способ существования, который отличает определен­ ное искусство быть вместе.

Брак как психологическое отношение, согласно Юнгу, имеет ряд особенностей:

1.цель и содержание брака выступают как осозна­ ние бессознательных мотивов и влияний;

2.неизбежность создания счастливого брака через пре­ вращение бессознательных мотивов в осознаваемые;

3.возможность установления психологических отно­ шений в браке только во второй половине жизни;

4.взгляд на конфликтную атмосферу как непремен­ ное предусловие осознавания.

На взаимоотношения в семье оказывают влияние

внешние и внутренние факторы. К внешним факто­ рам относят совокупность материальных и духовных условий, существующих в данном обществе. Это и оп­ ределяет межличностные отношения в обществе, тру­ довом коллективе, в семье.

Действия и проявления внутренних факторов наблюдается на уровне межличностных отношений через реализацию (или наоборот) взаимных ожида­ ний, их внутренней удовлетворенности процессом взаимоотношений.

К внутренним факторам, способ­ ствующим успешной деятельности семьи, относятся индивидуальные психологические особенности се­ мейных партнеров-, это интеллектуальные, характе­ рологические и социально-психологические особен­ ности супругов.

Особую значимость в развитии семейных отноше­ ний приобретают жизненные стратегии семейных партнеров: внутренний контроль — внешний контроль; эгоизм — социоцентризм (альтруизм); ориентация на общественные нормы — на себя; принятие противоре­ чий — их неприятие; чувство собственного достоин­ ства — неверие в себя.

К настоящему моменту сложились разнообразные формы брачно-семейных отношений, наиболее распро­ страненные из которых следующие.

Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru

1. Брачно-семейные отношения на основе честной контрактной системы. Оба супруга четко пред­ ставляют, чего они хотят от брака, и рассчиты­ вают на определенные материальные выгоды. Цементируют и помогают решать жизненно важные проблемы сами условия контракта.

Эмо­ циональная привязанность, которую трудно на­ звать любовью, но которая все-таки есть в та­ ком союзе, как правило, с течением времени усиливается («доживутся до любви», — по вы­ ражению И.С. Тургенева).

Хотя, если семья су­ ществует лишь как экономическая единица, ощущение эмоционального взлета полностью теряется.

Люди, вступающие в такой брак, име­ ют наиболее мощную практическую поддержку от партнера во всех практических начинаниях — поскольку и жена, и муж преследуют собствен­ ную экономическую выгоду. В таких брачно-се- мейных отношениях степень свободы каждого из супругов — максимальная, а личная вовле­ ченность — минимальна.

2.Брачно-семейные отношения на основе нечестно­ го контракта. Мужчина и женщина пытаются из­ влечь из брака односторонние выгоды и тем са­ мым наносят ущерб партнеру. Говорить о любви здесь тоже не приходится, хотя часто в таком ва­ рианте брачно-семейных отношений она бывает односторонней (во имя которой супруг, понимая, что его обманывают и эксплуатируют, все терпит).

3.Брачно-семейные отношения по принуждению.

Один из будущих супругов несколько «осажда­ ет» другого, и тот либо в силу определенных жизненных обстоятельств, либо из жалости на­ конец соглашается на компромисс.

В подобных случаях тоже сложно говорить о глубоком чув­ стве: даже со стороны «осаждающего» скорее преобладают амбициозность, желание обладать объектом поклонения, азарт.

Когда такой брак наконец заключается, «осаждающий» начинает считать супруга своей собственностью. Ощуще­ ние свободы, необходимое в браке и семье, здесь

абсолютно исключено. Психологические основы существования такой семьи так деформирова- 31

Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru

ны, что компромиссы, которых требует семей­ ная жизнь, невозможны.

4.Брачно-семейные отношения как ритуальное ис­ полнение социально-нормативных установок. В оп­ ределенном возрасте люди приходят к выводу, все вокруг замужем и что настало время создавать се­ мью.

Это — брак без любви и без расчета, а лишь следование определенным общественным стерео­ типам. В таких семьях нечасто создаются предпо­ сылки для длительной семейной жизни.

Чаще всего такие брачно-семейные отношения складываются случайно и так же случайно распадаются, не остав­ ляя глубоких следов.

5.Брачно-семейные отношения, освященные любо­ вью. Два человека соединяются добровольно, по­ скольку не представляют своей жизни друг без друга.

В браке по любви ограничения, которые принимают на себя супруги, — сугубо доброволь­ ные: им приятно проводить свободное время вме­ сте, с членами своей семьи, нравится делать чтото хорошее друг для друга, для остальных членов семьи.

Брачно-семейные отношения в этом вари­ анте есть высшая степень объединения людей, когда дети рождаются в любви, когда любой из супругов сохраняет свою самостоятельность и индивидуальность — при полной поддержке вто­ рого.

Парадокс заключается в том, что, доброволь­ но принимая на себя подобные ограничения («Я счастлив, если счастлива ты»), люди становят­ ся более свободными. Брачно-семейная форма таких отношений построена на доверии, на боль­ шем уважении к человеку, чем к общепризнанным нормам.

Вистории человечества сменилось немало форм организации брачных отношений между полами, как правило, соответствующих определенному уровню со­ циально-экономического развития общества.

Вместе с тем, не только сами формы брака вариативны, но и взгляд на брак и семью в современном обществе пре­ терпевает кардинальные изменения.

Центр изучения семьи постепенно перемещается с экономических факторов наличностно-психологические, нравственноэмоциональные факторы.

Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru

Вопросы и задания для самостоятельной работы:

1.Что такое семейная психология?

2.Охарактеризуйте цель изучения семьи в психологии.

3.Перечислите психологические особенности семейной жизни.

4.Оцените сильные и слабые стороны научного под­ хода к изучению брака и семьи.

5.Охарактеризуйте основные концептуальные под­ ходы к изучению семьи и брака.

Шнейдер Л. Б.

Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru

Глава 2

ИСТОКИ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СЕМЬИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Формы организации брака и семьи, их истоки и эволюция

Вступление в брак и создание семьи ныне настоль­ ко заурядное явление, что кажется, так было всегда. Европейский тип брачности возник более 300 лет на­ зад, но история возникновения моногамной семьи на­ считывает многие тысячелетия.

Считается, что в первобытном человеческом обще­ стве существовал промискуитет, т.е. имели место не­ упорядоченные половые отношения, когда самцы спа­ ривались поочередно с разными самками. Идея об общности жен и беспорядочном половом общении, господствовавших в первобытном состоянии человече­ ства, не нова, однако абсолютно нерегулируемые по­ ловые отношения вряд ли существовали когда-либо.

Прямохождение и переход к мясной пище, кото­ рой всегда не хватало, должны были осложнить взаи­ моотношения в человеческом обществе, что неизбежно вело к дракам и убийствам. Об этом свидетельствуют находки черепов предлюдей, на которых имеются сле­ ды многочисленных переломов.

Возражения против промискуитета дают аргумен­ тацию для прояснения эволюции брачно-семейных отношений. Virey полагал: «Если такая полная общ­ ность жен и имущества существовала когда-либо, то это было возможно только у народностей, живших,

Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru

наподобие дикарей, дарами богатой, девственной при­ роды, т. е. в очень ограниченном числе на большом пространстве земли.

Если бы тогда существовала общ­ ность жен, какой мужчина захотел бы взять на себя заботы о ребенке, о котором он, и, конечно вполне ос­ новательно, не мог бы с уверенностью сказать, что именно он его отец.

А так как женщина была бы не в состоянии прокормить своего ребенка собственными силами, то род человеческий не мог бы существовать»1

Фактором, препятствующим полному уничтожению раннего человеческого сообщества, могло служить созда­ ние устойчивых парных связей. При этом самка посте­ пенно теряла качества, привлекающие самцов (набуха­ ние половой кожи, возбуждающие запахи и др.

), ныне сохранились лишь рудименты этих свойств. Все более индивидуальными становились призывные сигналы, направленные избирательно на одну особь мужского пола.

Это были уже зачатки той высокой избирательно­ сти полового влечения, которое является признаком, от­ личающим человека от всех других представителей животного мира.

С появлением родов половые сношения были упорядочены, но считать это время наступлением брачных отношений было бы неверно. Половые от­ ношения существуют и до брака и вне его; брак же несет в себе определенные права и обязанности, при­ знанные обществом.

Впервые такие обязанности воз­ никли с появлением группового брака, представля­ ющего собой союз двух родов, который обеспечивал половые отношения между ними. В условиях группо­ вого брака, прежде всего, возникали права и обязан­ ности по обеспечению питанием и воспитанию де­ тей и подростков.

Все дети находились в женской группе, и лишь повзрослев, мальчики переходили в группу мужчин; ведущая роль стала принадлежать женщине, т. е. наступил век матриархата.

Уже давно было замечено, что у многих народов в основу всех семейных прав кладется происхождение от матери, а не от отца. Сюда следует отнести право наследования племянника, т. е. право наследования брату матери, помимо его собственных детей. На осно-

1 Женщина: Монография. Кн.1. Сыктывкар —Киров, 1995. С. 571.

Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru

вании этого и подобных фактов пришли к тому заклю­ чению, что сначала существовал так называемый мат­ риархат, который проявлялся, по существу, в много­ функциональности женщины, а не в ее главенстве.

Группы женщин и мужчин жили рядом, ведя со­ вместное хозяйство. Первоначально не существовало брака как такового, следовательно, не было и семьи, существовали лишь родовые союзы, в которых господ­ ствовал «коммунальный брак». Каждый мужчина, при­ надлежавший небольшой группе, считал себя мужем всех женщин той же группы. Такие половые отноше­ ния у первобытных народов называют гетеризмом.

В первобытном периоде человечества типичными были следующие виды брачно-семейных отношений:

1.Неделимая семья, состоящая из группы родствен­ ников; женщины и дети не имеют определенного мужа и отца, они принадлежат всем мужчинам группы.

2.Сегментарная семья: глава семьи имеет отдельных жен, у братьев — общие жены, а все сестры име­ ют несколько общих мужей.

3.Индивидуальная семья: общность жен уничтоже­ на, каждый мужчина имеет одну или несколько жен (моногиния, полигиния), или женщина имеет несколько мужей (полиандрия).

Наличие полигамии у примитивных народов свя­ зывают с двумя причинами:

1. У них нет «единобожия», — существует пантеон богов: старший и подчиненные;

2.Отсутствие аскезы.

Полигамия закрепилась в тех странах, где гос­

подствующей религией является ислам, девочек там рождалось больше, чем мальчиков, к тому же из-за постоянных войн этот перекос становился еще рез­ че. По законам шариата мусульманин может иметь не более 4 жен, количество наложниц не ограничивалось. Полигамные отношения вовсе не отрицают любовь, но любовь не всегда бывает и в моногамных браках.

Полиандрия возникла, во-первых, вследствие пе­ режитков матриархата, когда женщина выбирала себе мужа (или мужей) по своему вкусу; во-вторых, у неко­ торых народов были приняты огромные выкупы за невесту, вот и приходилось родителям нескольких бра-

Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru

тьев «покупать» им одну жену на всех; в-третьих, зна­ чительное превышение числа женщин над количеством мужчин в брачном возрасте1.

Следующим этапом развития брачных отноше­ ний является моногамный брак в его современном виде. С возникновением частной собственности и расширением меновой торговли постепенно на пер­ вый план выдвигается мужчина.

Если в парной се­ мье и мужчина, и женщина участвовали по мере своих возможностей в создании материальных и бытовых благ, то теперь женщина постепенно утра­ чивает свое положение, и муж захватывает бразды правления в свои руки. Задача женщины сводится к рождению детей, которые будут наследовать имуще­ ство отца.

На первый план выносится соблюдение супружеской верности. Материнство всегда досто­ верно известно, а отцовство — нет. Единственный «надежный» способ для мужчины получить в наслед­ ники своего собственного ребенка — жестко конт­ ролировать и ограничивать женщину.

(Вспомним варианты русских народных сказок, где женщина (девушка) находилась в высоком тереме, до которого на простом-то коне и не допрыгнешь, — требовался, как правило, волшебный, да еще окружал женщину сонм нянек и мамок, в функции которых входило кроме всего прочего следить и приглядывать за сво­ ей подопечной).

Патриархат по своей психологичес­ кой сути выражает не власть мужа, а власть отца, поскольку связан с наследственным правом. В этом смысле, моногамный союз следовало бы понимать как односторонне-парную связь: женщина к монога­ мии перешла (перевели), а мужчина — нет.

За несколько тысячелетий до новой эры в кодек­ се вавилонского царя Хаммурапи было закреплено не­ равенство супругов — кодекс признает моногамию, но разрешает мужу брать наложниц, а за неверность особо строго карает жену. Подобные законы издава­ лись в древности и Средние века во всех странах. Не избежала их и Россия, где женщина была в пол­ ной зависимости от мужа, и эта зависимость закреп­ лялась законодательством.

1 Куприянчик Л.Л. Психология любви Донецк, 1998.

Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru

Однако все чаще встречи мужчин и женщин ста­ ли носить избир 1тельный характер, что постепенно укрепилось как супружество по выбору. Вероятно, большую роль здесь сыграла женщина.

Если уж ее ограничивают, «привязывают» к домашнему очагу, по существу передают в собственность мужа, за которым закрепляются роли кормильца, добытчика и наследователя, то пусть это будет «любый» мужчина. Посте­ пенно моногамия из доминирующего поведения ста­ новится доминирующей ценностью.

В моногамных парах большое значение имеет выбор, семьи строят­ ся на основе симпатии и любви, ценится супружес­ кая верность.

Впервые в истории равенство мужчин и женщин перед законом провозгласила Французская революция 1793 г., когда были введены брак по взаимному согла­ сию, система разводов, отменено различие детей на законных и незаконных.

Таким образом, путь к моногамной семье был дол­ гим и сложным. Отношения между полами постоянно претерпевали изменения. Происходят они и ныне: ме­ няются взгляды на поло-ролевое поведение мужчин и женщин, трансформируются семейные функции.

Во всех странах уровень урбанизации влияет на структуру семьи. Реже встречаются пространные се­ мьи. Уменьшается численность детей в семье. В совре­ менных городах резко возрастает свободный выбор партнера.

Увеличивается возраст молодых людей, всту­ пающих в брак. Снижается власть родителей над деть­ ми и власть мужчин над женщинами. Усиливаются миграционные процессы, в которые попадает совре­ менная семья.

И.С. Голод подчеркивает, что структурные измене­ ния семьи происходят в течение столетия, функцио­ нальные — с начала XX в., а активизация личностного взаимодействия супругов — лишь в последние несколь­ ко десятилетий.

Если ограничиться последними года­ ми европейской цивилизации, то можно отметить, что семья строится вокруг супружеских отношений, а не в угоду кровным; растет тенденция членов семьи к ин­ дивидуализации; возникают альтернативные формы брачно-семейных отношений; брак освобождается от религиозных, национальных, социально-демографи-

Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru

ческих предрассудков; формируются новые способы решения семейных проблем.

Монографии отечественных и зарубежных авто­ ров (Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкий, Б.Н. Кочубей, В. Сатир, Д. Скиннер, Г. Навайтис, и др.), посвященные проблемам семьи и брака, перестали быть редким яв­ лением.

В большинстве исследований нашли отраже­ ние мотивы вступления в брак, функции семьи, причи­ ны семейных конфликтов и разводов, методы семейной терапии.

Круг психологических работ, в которых пред­ метом изучения становилась бы эволюция семьи, ее структуры, специфики отношений, как супружеских, так и детско-родительских, существенно ограничен.

Причина, по-видимому, кроется в том, что углуб­ ленные исследования семейных отношений и процес­ са воспитания детей в семье начались лишь в XX в.

В этом случае количественная и качественная эволю­ ция семьи изучалась, с одной стороны, на основе дан­ ных этнографии, сведений о жизни народов и племен, сохранившихся на первобытном уровне развития, а с другой стороны, с помощью анализа древних письмен­ ных источников — от русского «Домостроя» до исланд­ ских саг.

Предпринимаются интересные попытки про­ следить развитие типов, моделей семьи, на основе сравнения мировых религий (В.Н. Дружинин), библей­ ских текстов (Дж. Ларю).

Можно согласиться с утверждением, что каждая культура порождает определенную нормативную мо­ дель семьи, точнее, группу моделей. Структура норма­ тивной модели включает в себя элементы — членов семьи, каждый из которых характеризуется определен­ ным статусом, т.е. позицией с определенными права­ ми и обязанностями, с которыми связано соответству­ ющее поведение.

Языческая семья. Примером семейных отноше­ ний, характерных для языческой культуры, являют­ ся отношения в русской семье в XII —XIV вв.

Отно­ шения мужа и жены в семье в те времена строились не на отношениях «доминирования-подчинения», а на изначальной конфликтности», — считает В.Н. Дру­ жинин. Женщина обладала свободой как добрачной, так и в браке.

Ограничивалась не только власть отца, но и власть мужа. Женщина имела возможность раз-

Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru

Источник: https://studfile.net/preview/1772277/page:4/

Глава 1. СЕМЬЯ КАК ЕДИНИЦА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА

3 (из шнейдер) Современные модели семьи и нетрадиционные формы брака.

Глава 1

СЕМЬЯ КАК ЕДИНИЦА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА

1.1. Общие сведения о семье, ее функциях, структуре и динамике

1.1.1. Семья и ее современные модели

Семья — ячейка общества (малая социальная группа), важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях — отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами и другими родственниками, живущими вместе и ведущими совместное хозяйство (Соловьев Н. Я., 1977). По данным социологических опросов, основными причинами создания семьи в нашей стране являются следующие желания (Мацков-ский М. С, 1990):

— иметь детей, продолжить род (66 % опрошенных);

— быть с человеком, способным понять и оказать поддержку (45 %);

— быть нужным другому человеку (37 %);

— выполнить моральную обязанность человека по образованию семьи (27 %);

— избежать одиночества (26 %);

— иметь устроенную жизнь (24 %);

— не расставаться с любимым человеком (19 %);

— иметь постоянного сексуального партнера (7 %).

Чем старше отвечающий, тем больше вероятность выбора брака и семьи как образа жизни.

Для человека семья — главный и основной компонент среды, в котором он живет первую четверть своей жизни и который он пытается построить всю оставшуюся жизнь. По мнению В. Н.

Дружинина, специфической особенностью семьи является ее «несвобода» — в смысле навязывания человеку определенных правил жизни.

Однако эта несвобода имеет свои преимущества, поскольку она обеспечивает членам семьи возможность оптимально удовлетворять свои естественные и культурные потребности (Дружинин В. Н„ 1996).

Нельзя понять и оценить состояние и перспективы современной семьи, игнорируя кардинальные перемены, происходящие с ней на протяжении XX в.

(эмансипация детей от родителей, переход от закрытой к открытой системе формирования брака, изменение социального положения женщин, рост личной свободы каждого члена общества и пр.). При этом трансформация института семьи разрешает одни проблемы и создает другие.

Становится более очевидным, что такие тенденции, как массовое распространение добрачной практики сексуального поведения молодежи, снижение рождаемости, малодетность и сознательная бездетность нужно рассматривать в качестве признака существенных сдвигов в самом институте семьи. По мнению С. И.

Голода, в настоящее время одновременно функционируют три модели семьи: патриархальная, детоцентристская и супружеская, которые в реальности взаимно переплетаются (Голод С. И., 1998).

Патриархальная семья — наиболее архаичная. Ведущим в ней является кровнородственное отношение: зависимость жены от мужа, детей от родителей, в связи с чем происходит жесткое закрепление семейных ролей. Брак внешне устойчив, семья состоит их нескольких поколений: прародителей, родителей и детей. Приветствуется многодетность.

Главным считается муж: в его руках сосредоточены все экономические ресурсы семьи, ему принадлежит принятие основных решений. Жена берет фамилию мужа, подчиняется ему и уважительно к нему относится. Ее основные функции — рожать и воспитывать детей, вести домашнее хозяйство.

Для такой семьи характерна родительская власть и авторитарная система воспитания.

Детоцентристская семья возвышает роль частной жизни, интимности и ценности детей. Отношения между мужем и женой более или менее равноправны, сексуальность, практикуемая в браке, не сводится только к деторождению. Супруги регулируют сроки и частоту зачатия и совместно принимают решение о количестве детей.

Социализация приобретает иной смысл, поскольку в семье может не быть брата или сестры, мало кузенов, контакты с которыми порой сведены до минимума. Ребенок превращается в объект особой родительской заботы и стойкой привязанности, ему стараются дать максимально возможное образование.

Роди-тельство является главной функцией семьи, стили воспитания разнообразны: от авторитарного до изнеживающего. В целом дети пользуются большим числом материальных и духовных благ, чем их родители, и могут выступать как главный смысл семьи.

В отсутствие закрепленных семейных ожиданий и ролей возрастает значимость взаимной адаптации супругов (психологической, бытовой, сексуальной, духовной и пр.). Пожилые родители не хотят жить в доме детей, состоящих в Ьраке, взрослые дети, в свою очередь, предпочитают самостоятельность.

Вместе с тем молодая семья, отделившись от родительской, не утрачивает с ней связь. Родители оказывают материальную и моральную поддержку детям, надеясь, что те, в свою очередь, поступят по отношению к ним так же.

Изменившееся в XX в. социальное положение женщин приводит к возникновению супружеской семьи. Женщины осваивают новые сферы деятельности -общественно-трудовую и политико- культурную, начинают преобразовывать семейную сферу и успешно все это совмещают.

Такому положению дел способствует отмирание «двойного» стандарта в отношении возможности получения образования и профессиональной подготовки, участие женщин в общественной жизни, индустриализация домашнего быта, рост числа детских образовательных учреждений и возможность планировать число детей.

Однако мужчины, утратив профессиональную монополию, не спешат расстаться с «традиционными» семейными привилегиями, что порождает многочисленные семейные конфликты.

Проблема изучения и диагностики нарушений семьи – предыдущая  | следующая – Функции семьи. Нормально функционирующие и дисфункциональные семьи

ОГЛАВЛЕНИЕ 

консультация психолога детям, подросткам, взрослым

Источник: https://vprosvet.ru/biblioteka/tri-modeli-semi/

Medic-studio
Добавить комментарий