3.Механизмы социализации личности.: Социализация – это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной

Понятие социализации

3.Механизмы социализации личности.: Социализация – это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной

Процесс развития человека во взаимодействии его с окружающим миром получил название социализации.

Американский социолог Н. Смелзер определяет социализацию как «процесс формирования умений и социальных установок индивидов, соответствующих их социальным ролям». Польский социолог Я.

Щепанский понимает под социализацией «влияния среды в целом, которые приобщают индивида к участию в обществен­ной жизни, учат его пониманию культуры, поведению в коллективах, утверждению себя и выполнению раз­личных социальных ролей».

В различных словарях социализация определяется как (см.:147,с.67):

1) «процесс усвоения индивидом на протяжении его жизни социальных норм и культурных ценностей того общества, к которому он принадлежит»;

2) «процесс усвоения и дальнейшего развития ин­дивидом социально-культурного опыта»;

3) «процесс становления личности, обучения и ус­воения индивидом ценностей, норм, установок, образ­цов поведения, присущих данному обществу, социаль­ной общности, группе»;

4) «сложный, многогранный процесс включения человека в социальную практику, приобретенияимсоциальных качеств, усвоения общественного опыта и реализации собственной сущности посредством вы­полнения определенной роли в практической деятель­ности».

В отечественной науке наибольший вклад в поста­новку и рассмотрение проблемы социализации внес И.С. Кон. В его работах представлены как философские аспекты проблемы, так и социологические, социально-психологические, этнографические и педагогические. С точки зрения И.С. Кона, «объем понятия “социализа­ция” несколько шире, чем “воспитание”.

Воспитание под­разумевает прежде всего систему направленных воздей­ствий, с помощью которых индивиду пытаются привить какие-то желаемые черты и свойства, тогда как социа­лизация включает также ненамеренные, спонтанные влияния, посредством которых индивид приобщается к культуре и становится полноправным членом соответствующего общества».

В педагогической науке последних лет проблему социализации активно разрабатывает А. В. Мудрик (82, 85,86).

Социализация происходит в условиях стихийного взаимодействия человека с окружающей средой, в от­носительно направляемом обществом и (или) государ­ством процессе влияния на те или иные возрастные, социальные, профессиональные группы людей, а так­же в процессе относительно целесообразного и соци­ально контролируемого воспитания (семейного, рели­гиозного, социального).

Сущность социализации состоит в том, что она формирует человека как члена того общества, к которо­му он принадлежит. Любое общество стремилось и стремится сформировать определенный тип человека, в наибольшей мере соответствующий его социальным, культурным, религиозным, этическим идеалам.

Одна­ко содержание этих идеалов весьма существенно раз­личается в зависимости от исторических традиций, социально-экономического и культурного развития, общественного и политического строя.

В то же время в современную эпоху можно констатировать, что идеал полноценного члена общества имеет много характери­стик, общих или более или менее сходных для различ­ных обществ.

Соответственно и процесс социализации в различных обществах, сохраняя определенную спе­цифику, приобретает ряд универсальных и сходных характеристик, что связано с глобальными общеплане­тарными и общемировыми тенденциями (от урбаниза­ции и информатизации до экологических и демографи­ческих сдвигов).

процесса социализации определяет­ся тем, что любое общество заинтересовано в том, что­бы его члены успешно овладевали ролями мужчины или женщины (т. е.

в успешной поло-ролевой социализа­ции), могли бы и хотели компетентно участвовать в производительной деятельности (профессиональная социализация), создали прочную семью (усвоили се­мейные роли), были законопослушными гражданами (политическая социализация) и т. д.

Все это характери­зует человека как объект социализации. Однако чело­век становится полноценным членом общества, будучи не только объектом, но и субъектом социализации.

Как субъект, человек в процессе социализации усваивает социальные нормы и культурные ценности в неразрывном единстве с реализацией своей активно­сти, саморазвитием и самореализацией в обществе. Социализация становится для человека успешной, если в процессе ее получает развитие его личность.

Становление личности представляет собой слож­ный процесс, включающий в себя ряд взаимосвязан­ных уровней. Можно выделить уровни биологического, психологического, социального и мировоззренческого становления человека.

Каждый из них характеризует­ся специфическими чертами и особенностями, однако все они неразрывно связаны друг с другом и образуют единое целое. На различных временных этапах тот или иной уровень приобретает доминирующее значение.

В детские годы наиболее интенсивно происходит фи­зическое развитие человека, тогда как социальная и мировоззренческая компоненты выражены слабее. Затем начинают доминировать социальная и мировоззренчес­кая компоненты, а физическая отступает на задний план.

Специфика взаимосвязи отдельных компонент в ходе развития личности отражается и в характере де­ятельности.

Так, игровая деятельность обычно не тре­бует высокого уровня социализации и сформированности мировоззрения (хотя они и не исключаются полностью).

Учебно-производственной деятельности сопутствует возрастание роли социального фактора, а творчески преобразовательная деятельность предпола­гает наличие зрелого мировоззрения.

Развитие личности в процессе социализации про­исходит по мере решения человеком ряда задач. Ус­ловно можно выделить три группы задач каждого возраста или этапа социализации: естественно-куль­турные, социально-культурные и социально-психоло­гические.

Естественно-культурные задачи –достижение на каждом возрастном этапе определенного уровня физи­ческого и сексуального развития, имеющего норматив­ные различия в тех или иных регионально-культурных условиях (различные темпы полового созревания, эта­лоны мужественности и женственности в различных этносах и регионах и т. д.).

Социально-культурные задачи – познаватель­ные, морально-нравственные, ценностно-смысловые, специфичны для каждого возрастного этапа в конк­ретном социуме в определенный период его истории.

Эти задачи объективно определяются обществом в целом, региональным и ближайшим окружением че­ловека.

Специфические социально-культурные зада­чи ставятся перед человеком и в сфере познания социальной действительности, и в сфере участия в жизни общества и т. д.

Задачи социально-культурного ряда имеют как бы два слоя.

С одной стороны, это задачи, предъявляемые человеку в вербализованной форме институтами обще­ства, с другой – задачи, воспринимаемые им из обще­ственной практики, нравов, обычаев, психологических стереотипов непосредственного окружения. Причем, эти два слоя не всегда совпадают между собой, а неред­ко и частично противоречат друг другу.

Социально-психологические задачи – это станов­ление самосознания личности, ее самоопределение в актуальной жизни и на перспективу, самоактуализация и самоутверждение, которые на каждом возрастном этапе имеют специфические содержание и способы их решения.

Самосознание личности рассматривается как дос­тижение ею в каждом возрасте определенной меры самопознания, меры самопринятия, наличия относи­тельно целостной Я-концепции и определенного уров­ня самоуважения.

У личности есть три пути самопознания. Первый – оценки, мнения других людей. Эти оценки бывают са­мыми элементарными (кривая усмешка в ответ на ка­кое-либо замечание собеседника) и сложными (напри­мер, аттестация на производстве, во время которой высказанные мнения определяют перспективы про­фессиональной карьеры). Второй путь – это социаль­ное сравнение.

Любой человек с раннего детства начинает сравнивать себя с другими людьми, а срав­нивая – делать заключения о том, не отстал ли он от сверстников, своего поколения, понимают ли его. Особенно часто это происходит в юности; потребность не отстать от других, быть на уровне времени для юных очень злободневна. Третий возможный путь – само­оценка.

Человек как бы извне наблюдает за своими поступками и делает вывод об их мотивах, об отноше­ниях с окружающими и о своих личностных качествах. Действительно, поступок, т. е. действие в социальной ситуации, раскрывает внутренний мир личности, вы­являет, что в нем главное, а что – внешнее, ситуатив­ное.

Такой путь самопознания более сложен, чем пер­вые два: человеку иногда приходится специально конструировать особую ситуацию, а затем проверять себя в ней.

Самоопределение личности предполагает нахож­дение ею определенной позиции в различных сферах актуальной жизнедеятельности и выработку пла­нов на будущее. Так, в младшем школьном возрасте ребенку необходимо найти индивидуально приемле­мую и социально одобряемую позицию в новой соци­альной ситуации – ситуации поступления в школу.

Он должен определить отношения со сверстниками и взрослыми, перестроить в связи с этим уже имею­щуюся у него систему отношений. В подростковом возрасте особое значение приобретает поиск пози­ции среди сверстников своего пола, что дополняется в ранней юности определением позиции в отношени­ях со сверстниками противоположного пола.

В моло­дости необходимо найти свою позицию в семейной и трудовой сферах. И т. д.

Самоутверждение личности означает удовлетво­ряющую человека реализацию своей активности в значимых для него сферах жизнедеятельности. При этом необходимо, чтобы успешность этой реализации при­знавалась и одобрялась значимыми для человека ли­цами.

Так, в подростковом возрасте особое значение приобретает самоутверждение через достижение ав­тономности от взрослых. В ранней юности самоутвер­ждение достигается через обретение определенной автономии от сверстников при сохранении связи со значимыми взрослыми.

В зрелом возрасте – через об­ретение чувства продуктивности, ощущения контроля над ситуацией, а в пожилом – чувства удовлетворе­ния прожитой жизнью.

Самоутверждение личности может иметь разнообразные формы: социально цен­ные, социально полезные, социально приемлемые, а также асоциальные и антисоциальные.

Говоря о социализации, следует исходить из того, что личность раскрывается, прежде всего, с социаль­ной стороны как представитель определенной истори­ческой эпохи, включенный в систему общественных отношений.

Поэтому важнейшие характеристики лич­ности – социальные статусы, которые она занимает в различных сферах, группах, организациях, и роли – устойчивые социальные функции, которые она выпол­няет. Статус характеризуется правами и обязанностя­ми.

Например, достигнув совершеннолетия, молодой человек приобретает статус гражданина, который дает ему право избирать и быть избранным, вступать в брак, обязанность трудиться и многое другое. Статус и роль ученика предполагают, что он должен овладевать зна­ниями.

Что касается социальных ролей, то в жизни прихо­дится сталкиваться и с внутриролевыми, и межролевы­ми конфликтами. Роли определяются не только социаль­но заданными образцами поведения и деятельности, но и ролевыми ожиданиями других людей. Нередко эти ожидания противоречат друг другу.

Например, педаго­ги требуют выполнения роли прилежного ученика, од­ноклассники же, наоборот – роли весельчака, балагу­ра, который мешает вести урок. В результате, если для школьника важны мнения и учителя, и одноклассников, возникает межролевой конфликт.

Для разрешения ро­левых конфликтов личности необходимо иметь устойчи­вую систему ценностей, жизненную цель и уметь делать выбор, совершать поступки.

Ролевая теория не отрицает активности самого че­ловека – исполнителя роли, его отношения к своей де­ятельности и влияния на нее, а лишь подчеркивает тот факт, что в любой деятельности необходимо сочетаются элементы импровизации, творчества, с одной стороны, и регламентации, заданности – с другой. Становление личности обязательно предполагает овладение широким спектром ролей в профессиональной сфере, быту, сфе­ре досуга, межличностных отношениях.

Социализация как двусторонний процесс означа­ет, что, с одной стороны, индивид усваивает соци­альный опыт, входя в социальную среду, в систему социальных связей, а с другой – в процессе социали­зации он активно воспроизводит систему социальных связей за счет активного вхождения в среду. Человек не пассивен в решении объективных задач, а является в той или иной степени творцом своей жизни и может рассматриваться как субъект собственного развития, как субъект социализации.

Однако, будучи объектом и субъектом социализа­ции, человек может стать и ее жертвой. (Подробнее о жертвах социализации см. главу 11 «Социально-педагогическая виктимология».)

Как уже отмечалось, социализация человека про­исходит в ситуации, когда он имеет дело с множеством обстоятельств, оказывающих на него то или иное вли­яние, и требующих от него определенного поведения и активности. Эти обстоятельства можно условно назвать факторами социализации.

В словарях фактор определяется как одно из необ­ходимых условий того или иного процесса. Говоря о процессе социализации человека, необходимо рас­смотреть, в каких условиях происходит этот процесс. А.В. Мудрик предлагает все условия или факторы со­циализации в обобщенном виде объединить в 4 груп­пы.

Первая – мегафакторы (мега – очень большой, всеобщий) – планета, мир, космос. Вторая – макро­факторы (макро – большой) – страна, общество, го­сударство, которые влияют на социализацию всех живущих в определенных странах; это влияние опосредовано двумя другими группами факторов.

Третья – мезофакторы (мезо – средний, промежуточный), ус­ловия социализации больших групп людей, выделяе­мых: по национальному признаку (этнос как фактор социализации); по месту и типу поселения, в котором они живут (регион, город, поселок, село); по принад­лежности к аудитории сетей массовой коммуникации (радио, телевидение, кино и др.). Мезофакторы влия­ют на социализацию как прямо, так и опосредованно через факторы четвертой группы – микрофакторы. К ним относятся условия, непосредственно влияющие на конкретных людей: семья, группа сверстников, мик­росоциум, организации, в которых осуществляется социальное воспитание –учебные, профессиональ­ные, общественные, религиозные организации.

Микрофакторы влияют на развитие человека че­рез так называемых агентов социализации, т. е. лиц, в непосредственном взаимодействии с которыми протекает его жизнь. На различных возрастных этапах со­став агентов специфичен.

Так, по отношению к детям и подросткам таковыми выступают родители, братья и сестры, родственники, сверстники, соседи, учителя. В юности или молодости в число агентов входят также супруг, коллеги по работе, учебе и (или) службе в ар­мии.

В зрелом возрасте добавляются собственные дети, а в пожилом – члены их семей.

Как отмечает И. С.

Кон, «общая черта всякого сложного индустриального общества – множественность институтов и агентов социализации, не складывающих­ся в жесткую иерархическую систему и развивающих­ся по своим собственным законам и правилам.

Хотя мы постоянно говорим о координации их усилий, мы часто рассуждаем так, как если бы каждый из этих ин­ститутов в отдельности и все они вместе делали одно и то же и были бы всемогущими. Фактически это, ко­нечно, не так».

Влияние на личность различных факторов социа­лизации можно представить схематично, где:

I –мегафакторы,

II –макрофакторы, Ш–мезофакторы, IV–микрофакторы.

Факторы социализации:

В связи с тем, что социализация человека проис­ходит во взаимодействии с различными факторами и агентами, а также учитывая его активность в процес­се социализации, выделяют несколько универсальных «механизмов» социализации и условно называют и ха­рактеризуют их следующим образом: традиционный – через семью и ближайшее окружение; институцио­нальный – через институты общества; стилизован­ный – через субкультуры; межличностный – через значимых лиц; рефлексивный –через индивидуаль­ное переживание и осознание.

Традиционный механизм социализации представ­ляет собой усвоение человеком норм, эталонов поведе­ния, взглядов, которые характерны для его семьи и бли­жайшего окружения (соседского и профессионального), хотя они не всегда полностью соответствуют обществен­но одобряемым. Это усвоение происходит, как правило, на неосознанном уровне с помощью некритического восприятия господствующих стереотипов.

Институциональная социализация, как следует уже из самого термина, осуществляется в процессе взаимодействия человека с институтами общества как специально созданными для его социализации, так и реализующими социализирующие функции попутно, параллельно со своими основными функциями (про­изводственные, общественные, клубные и др. струк­туры, а также средства массовой коммуникации). В процессе взаимодействия человека с различными институтами социализация происходит на базе нара­стающего накопления им соответствующих знаний и опыта социально одобряемого поведения.

Стилизованный механизм социализации действу­ет в рамках определенной субкультуры.

Под субкуль­турой понимается комплекс морально-психологичес­ких черт и поведенческих проявлений, типичных для людей определенного возраста, профессионального или культурного слоя, который в целом создает стиль жизни возрастной, профессиональной или социаль­ной группы.

Субкультура, как правило, легко выяв­ляется, ибо проявляется в ряде норм поведения и вза­имоотношений, в некоторых чертах стиля поведения и общения, речи, внешнем виде, способах свободного времяпрепровождения.

Для субкультуры характерны пристрастия к определенным пластам эстетической культуры, иерархия ценностей относительно стиля жизни. Субкультура влияет на социализацию чело­века постольку и в той мере, поскольку и в какой мере группы коллег или сверстников, которые являются ее носителями, референтны (значимы) для него.

Межличностный механизм социализации действу­ет в процессе общения человека с субъективно значи­мыми для него лицами. Таковыми могут быть родители (в любом возрасте), любимый учитель, уважаемый взрослый или сослуживец, друг-сверстник своего или противоположного пола.

В процессе общения идет иден­тификация (отождествление) с конкретным человеком.

Естественно, что значимые лица могут быть членами институтов общества, влияющих на человека, а если это сверстники или коллеги, то они могут быть и носителя­ми возрастной или профессиональной субкультуры.

Но нередки случаи, когда общение со значимыми лицами возникает вне организаций и групп. Кроме того, обще­ние со значимыми лицами в группах и организациях может оказывать на человека влияние, не идентичное тому, какое оказывает на него сама группа или органи­зация,

Влияние всех названных механизмов опосредству­ется рефлексией, т.е. внутренним диалогом, в котором человек рассматривает, оценивает, принимает или от­вергает ценности, свойственные различным институ­там общества, семье, группе сверстников, значимым лицам.

Поэтому есть все основания рассматривать рефлексивный механизм социализации человека как специфический. Рефлексия может представлять собой внутренний диалог нескольких видов: во-первых, диа­лог между разлии Я человека; во-вторых, диалог с реальными или вымышленными лицами, который про­исходит наедине с собой.

Особый вид внутреннего диалога представляет собой глубокое последовательное взаимоотражение партнеров по взаимодействию, со­держанием которого является воспроизведение внут­реннего мира партнера, причем в этот внутренний мир, в свою очередь, включено отражение внутреннего мира первого из партнеров.

Другими словами, человек мо­жет формироваться и изменяться в результате осозна­ния и переживания им той реальности, в которой он живет, своего места в этой реальности и себя самого.

Социализация каждого человека происходит с по­мощью всех названных выше механизмов. Однако у различных половозрастных, социально-культурных и профессиональных групп и у конкретных людей соот­ношение роли механизмов социализации различно и порой существенно.

Так, в условиях села, а также в малообразованных городских семьях большую роль может играть тради­ционный механизм. В условиях крупного города дей­ствуют в основном институциональный и стилизован­ный. Для людей явно интровертированного типа (т.е.

обращенных внутрь себя, повышенно тревожных, са­мокритичных) важнейшим может стать рефлексивный. Те или иные механизмы могут доминировать в зависи­мости от аспектов социализации.

Так, если речь идет о сфере досуга, моде, то ведущим часто является стилизованный, а стандарт и стиль жизни формируются нередко с помощью традиционного механизма.

Из всего вышесказанного очевидно, что социали­зация человека идет в процессе его взаимодействия с многообразными и довольно многочисленными фак­торами, группами, организациями, агентами, осуще­ствляется с помощью ряда механизмов.

Их функции, место и роль в процессе социализации в целом и на различных возрастных этапах не только дополняют друг друга, но и в той или иной мере рассогласованы и противоречат друг другу.

Все это объективно обус­ловливает определенную степень автономии челове­ка, которая необходима для формирования личности, способной самостоятельно принимать решения, про­тивостоять внешнему давлению и т. д. В то же время в автономии заложена и возможность появления соци­альных аномалий, отклоняющегося поведения и пр.

Задача социальной педагогики в связи с этим со­стоит в том, чтобы выявить тенденции процесса соци­ализации на современном этапе, определить его пози­тивные и негативные возможности, найти способы использования и усиления позитивных, нивелирования и компенсации негативных.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/8_73178_ponyatie-sotsializatsii.html

Контрольная работа: Социализация личности

3.Механизмы социализации личности.: Социализация – это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной

Тема: Социализация личности

Раздел: Бесплатные рефераты по психологии и педагогике

Тип: Контрольная работа | Размер: 31.28K | Скачано: 27 | Добавлен 02.04.15 в 17:58 | : 0 | Еще Контрольные работы

Вуз: Финансовый университет

Год и город: Тула 2015

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 3

1.Понятие социализации личности и её формы 4

2. Стадии социализации, её институты и механизмы 8

3. Тестовое задание 11

Заключение 13

Список литературы 14

ВВЕДЕНИЕ

В существующих условиях социальной жизни наиболее актуальной выступает проблема, требующая включения каждого человека в единую социальную целостность и саму структуру общества. Главным понятием данного процесса и является социализация личности, которая позволяет каждому человеку стать полноценным членом общества.

1. Понятие социализации личности и ее формы

Социализация  – это процесс становления и развития личности, состоящей в освоении индивидом в течение всей его жизни социальных и иных норм, культурных ценностей и образцов поведения, позволяющих индивиду функционировать в данном обществе.

Она включает все процессы приобщения к культуре, коммуникации и поведения, с помощью которых человек приобретает социальную природу и способность участвовать в жизни общества.

Социализация представляет собой двухсторонний процесс, состоящий, с одной стороны, в передаче обществом социально-исторического опыта, символов, ценностей и норм, а с другой – в их усвоении индивидом, интериоризации (переход внешних по своей форме процессов общественной жизни во внутренние процессы сознания). Социализацию можно назвать становлением социального Я.

Процесс социализации личности протекает на протяжении всего существования человеческой жизни, поскольку окружающий мир пребывает в постоянном движении, все изменяется и человеку просто необходимо меняться для более комфортабельного пребывания в новых условиях.

Человеческая сущность претерпевает регулярные изменения и с годами меняется, она не может быть постоянной. Жизнь – это процесс постоянной адаптации, требующий непрерывных изменений и обновлений. Человек представляет собой социальное существо.

Процесс интеграции каждого индивида в общественные слои считается достаточно сложным и довольно длительным, поскольку включает усвоение ценностей и норм социальной жизни и определенных ролей. 

Стадии процесса социализации личности по Эриксону (1902-1976):

Стадия младенчества (от 0 до 1,5 года). На этой стадии главную роль в жизни ребенка играет мать, она кормит, ухаживает, дает ласку, заботу, в результате у ребенка формируется базовое доверие к миру. Динамика развития доверия зависит от матери. Дефицит эмоционального общения с младенцем приводит к резкому замедлению психологического развития ребенка.

Стадия раннего детства (от 1,5 до 4 лет). Эта стадия связана с формированием автономии и независимости. Ребенок начинает ходить, обучается контролировать себя при выполнении актов дефекации. Общество и родители приучают ребенка к аккуратности, опрятности, начинают стыдить за «мокрые штанишки».

Стадия детства (от 4 до 6 лет). На этой стадии ребенок уже убежден, что он личность, так как он бегает, умеет говорить, расширяет область овладения миром, у ребенка формируется чувство предприимчивости, инициативы, которое закладывается в игре.

Игра важна для ребенка, так как формирует инициативу, развивает творческие начала. Ребенок осваивает отношения между людьми посредством игры, развивает свои психологические возможности: волю, память, мышление и т.д.

Но если родители сильно подавляют ребенка, не уделяют внимания его играм, то это отрицательно сказывается на развитии ребенка, способствует закреплению пассивности, неуверенности, чувству вины.

Стадия, связанная с младшим школьным возрастом (от 6 до 11 лет).

На этой стадии ребенок уже исчерпал возможности развития в рамках семьи, и теперь школа приобщает ребенка к знаниям о будущей деятельности, передает технологический этос культуры.

Если ребенок успешно овладевает знаниями, он верит в свои силы, уверен, спокоен. Неудачи в школе приводят к появлению чувства своей неполноценности, неверия в свои силы, отчаяния, потере интереса к учебе.

Стадия отрочества (от 11 до 20 лет). На этой стадии формируется центральная форма эгоидентичности (личностного «Я»).

Бурный физиологический рост, половое созревание, озабоченность тем, как он выглядит перед другими, необходимость найти свое профессиональное призвание, способности, умения — вот вопросы, которые встают перед подростком, и это уже есть требования общества к нему о самоопределении.

Стадия юности (от 21 до 25 лет).

На этой стадии для человека становится актуальным поиск спутника жизни, сотрудничество с людьми, укрепление связей со всей социальной группой, человек не боится обезличивания, он смешивает свою идентичность с другими людьми, появляется чувство близости, единства, сотрудничества, интимности с определенными людьми. Однако если диффузия идентичности переходит и на этот возраст, человек замыкается, закрепляется изоляция, одиночество.

Стадия зрелости (от 25 до 55/60 лет). На этой стадии развитие идентичности идет всю жизнь, ощущается воздействие со стороны других людей, особенно детей: они подтверждают, что ты им нужен. На этой же стадии личность вкладывает себя в хороший, любимый труд, заботу о детях, удовлетворена своей жизнью.

Стадия старости (старше 55/60 лет).

На этой стадии происходит создание завершенной формы эгоидентичности на основе всего пути развития личности, человек переосмысливает всю свою жизнь, осознает свое «Я» в духовных раздумьях о прожитых годах.

Человек «принимает» себя и свою жизнь, осознает необходимость в логическом завершении жизни, проявляет мудрость, отстраненный интерес к жизни перед лицом смерти.

Тем самым признаётся упорядоченность, закономерность в развитии человеческой психики, наличие в процессе ее становления ряда последовательных этапов и, следовательно, возможность целенаправленного воздействия на нее, управления ею. Эту точку зрения разделяет большинство современных психологов.

Процесс социализации  включает в себя две основные формы взаимодействия личности и среды:

  • пассивную форму потребления уже накопленного до ее проявления социального опыта, который обеспечивает вхождение личности в жизнь, в систему сложившихся социальных связей; это репродуктивная по своему характеру деятельность:
  • активную форму, проявляющуюся в создании или разрушении существующих социальных связей путем активной, творческой, креативной деятельности.

Можно выделить пять факторов, оказывающих влияние на процесс социализации:

  1. биологическая наследственность;
  2. физическое окружение;
  3. культура, социальное окружение;
  4. групповой опыт;
  5. индивидуальный опыт.

2. Стадии социализации, ее институты и механизмы

Социализация — это непрерывный процесс, длящийся в течение всей жизни.

Он распадается на этапы, каждый из которых “специализируется” на решении определенных задач, без проработки которых последующий этап может не наступить, может быть искажен или заторможен.

В отечественной науке при определении стадий (этапов) социализации исходят из того, что она происходит более продуктивно в трудовой деятельности. В зависимости от отношения к трудовой деятельности выделяются следующие ее стадии:

дотрудовая стадия, включающая весь период жизни человека до начала трудовой деятельности. Эта стадия, в свою очередь, разделяется на два более и менее самостоятельных периода: ранняя социализация, охватывающая время от рождения ребенка до поступления его в школу; юношеская социализация, включающая обучение в школе, техникуме, вузе и т.д.;

трудовая стадия охватывает период зрелости человека. Однако демографические границы этой стадии определить трудно, так как она включает весь период трудовой деятельности человека;

послетрудовая стадия, наступающая в пожилом возрасте в связи с прекращением трудовой деятельности.

Общество и группа передают становящейся личности некоторую систему норм и ценностей посредством знаков. Те конкретные группы, в которых личность приобщается к системам норм и ценностей и которые выступают своеобразными трансляторами социального опыта, получили название институтов социализации.

На дотрудовой стадии социализации такими институтами выступают: в период раннего детства — семья и играющие все большую роль в современных обществах дошкольные детские учреждения. Семья рассматривалась традиционно как важнейший институт социализации в ряде концепций.

Именно в семье дети приобретают первые навыки взаимодействия, осваивают первые социальные роли, осмысливают первые нормы и ценности. Тип поведения родителей (авторитарный или либеральный) оказывает воздействие на формирование у ребенка “образа Я”.

Роль семьи как института социализации, естественно, зависит от типа общества, от его традиций и культурных норм.

Во втором периоде ранней стадии социализации основным институтом является школа. Она  обеспечивает ученику систематическое образование, которое само есть важнейший элемент социализации, но кроме того, школа обязана подготовить человека к жизни в обществе и в более широком смысле.

Школа расширяет возможности ребенка в плане его общения: здесь, кроме общения со взрослыми, возникает устойчивая специфическая среда общения со сверстниками, что само по себе выступает как важнейший институт социализации.

Привлекательность этой среды в том, что она независима от контроля взрослых, а иногда и противоречит ему.

Что касается институтов социализации на трудовой стадии, то важнейшим из них является трудовой коллектив. Трудовой коллектив рассматривается как социальный (общественный) результат духовного единения людей на основе их общего трудового мировоззрения, мироощущения, мировосприятия и миропонимания.

Трудовой коллектив выступает универсальным основанием в процессе самоопределения личности, которая в процессе собственной вовлеченности в трудовую коллективистскую социальность решает главный для себя вопрос – о смысле собственной жизни.

Социально корректное и экономически эффективное решение этого вопроса возможно только в условиях трудового коллективизма.

На послетрудовой стадии социализации главными институтами являются различные общественные организации, членами которых по преимуществу являются пенсионеры.

Это взаимодействие людней связанных общими интересами, общение, культурные мероприятия.

Цель объединения – помощь пенсионерам в разрешении их жизненных проблем, к примеру, в оплате жилья, в получении надбавок по инвалидности, в уходе на дому за теми, кто сам себе помочь не в состоянии.

На каждом этапе становления личности роль различных социальных институтов неодинакова. В этом процессе, прежде всего, участвуют организации макроуровня, т.е.

высшего уровня: государство, политические партии, общественные организации, средства массовой информации, система образования.

Но велика роль в социализации и организаций микроуровня, таких как семья, трудовой коллектив, спортивные организации и др.

На всех этапах и уровнях на процесс становления личности действуют сходные механизмы (методы) влияния, воздействия на психологию человека. Главными из них являются два способа влияния.

1. Механизм идентификации, т.е. осознание, определение личностью своей связи, своей принадлежности к определенной социальной группе: половой, возрастной, профессиональной, этнической, конфессиональной.

Этот механизм функционирует под влиянием совокупности социальных воздействий, импульсов, идущих от социальной среды и обеспечивающих тождественность, одинаковость психики и поведения людей, относящихся к одной социальной группе.

3. Механизм самопознания  это темперамент, характер, способности, волевые качества, эмоции; мотивации. Эти компоненты, интегрируясь в психическую структуру личности, выражают индивидуальность и определяют свойственный данному человеку ход мыслей и поведения в различных ситуациях. Взаимосвязанные компоненты личности существуют на базе индивидуальных физических особенностей организма.

3. Тестовое задание

 Структура направленности личности включает:

 а) идеалы;

 б) интересы;

 в) потребности;

 г) навыки.

 Выберите правильный вариант ответа.

 Обоснуйте свой выбор.

Ответ: а, б.

Направленность личности – это совокупность устойчивых мотивов ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличной ситуации.

Направленность личности включают следующие структурные элементы:

1. Влечение – это психическое состояние, выражающее недифференцированную, неосознаваемую или недостаточно осознаваемую потребность. Под действием эмоций нет четко поставленной цели.

2. Желание – это осознанная потребность и влечение к чему-либо вполне определенному. Данная форма направленности характеризуется осознаванием не только своей потребности, но и возможных путей ее удовлетворения.

3. Стремление – возникает, когда в структуру желания включается волевой компонент.

4. Интересы – это специфическая форма проявления познавательной потребности, обеспечивающая направленность личности на осознание целей деятельности и тем самым способствующая ориентировке личности в окружающей действительности.

5. Склонность – характеризует направленность индивида на определенную деятельность, основой является интерес к тому или иному виду деятельности.

6. Идеал – конкретизируемая в образе или представлении предметная цель склонности индивида, т.е. то, на что ориентируется. Идеал может выступать как одна из наиболее значимых характеристик мировоззрения человека.

7. Мировоззрение – это система взглядов человека об окружающих людях, обществе в целом и внешнем мире.

8. Убеждение – высшая форма направленности – это система мотивов личности, побуждающих ее поступать в соответствии со своими взглядами, принципами.

Направленность объединяет в себе всю систему отношений личности к самому себе, другим людям, внешнему миру, но это система отношений не остается замкнутой внутри самой личности, а постоянно взаимодействует с системой отношений других личностей в социальных группах и обществе в целом. Это взаимодействие формирует так называемую систему межличностных отношений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Процесс социализации человека продолжается всю его жизнь, но особо интенсивно он протекает в молодые годы.

Именно тогда создается фундамент духовного развития личности, что увеличивает значение качества воспитания, повышает ответственность общества, задающего определенную систему координат воспитательного процесса, который включает в себя формирование мировоззрения, опирающегося на общечеловеческие и духовные ценности; развитие творческого мышления; развитие высокой социальной активности, целеустремленности, потребности и умение работать в коллективе, стремление к новому и способность находить оптимальное решение жизненных проблем в нестандартных ситуациях; потребность в постоянном самообразовании и формировании профессиональных качеств; способность самостоятельно принимать решения.

Социализация — сложный, жизненно важный процесс. От него во многом зависит, как индивид сумеет реализовать свои задатки, способности, состояться как личность.

 Список литературы:

1. Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник, 2003.

2. Социализация личности в обществе   [Электронный ресурс]. / Режим доступа: http://www.grandars.ru/college/sociologiya/socializaciya-lichnosti.html

3. Этапы и механизмы социализации     [Электронный ресурс]. / Режим доступа:   http://www.grandars.ru/college/sociologiya/mehanizmy-socializacii.html

4.Структура направленности личности  [Электронный ресурс]. / Режим доступа:    http://studopedia.net/10_49037_struktura-napravlennosti-lichnosti.html

5.Социализация личности. Этапы социализации личности    [Электронный ресурс]. / Режим доступа:    http://www.edu-psycho.ru/socializaciya-lichnosti.html

Сколько стоит заказать работу?

Бесплатная оценка

0

Размер: 31.28K

Скачано: 27

Скачать бесплатно

Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).

Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.

Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу

Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.

Добавление отзыва к работе

могут только зарегистрированные пользователи.

Похожие работы

Источник: https://studrb.ru/works/entry24545

Социализация личности: понятие, содержание, механизмы

3.Механизмы социализации личности.: Социализация – это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной

Понятие социализации. Термин , несмотря на его широкую распространенность, не имеет однозначного толкования среди различных представителей психологической науки.

Социализация – это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой стороны (часто недостаточно подчеркиваемой в исследованиях), процесс активного воспроизводства индивидом системы социальных связей за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду (Андреева). При такой интерпретации понятия социализации достигается понимание человека одновременно как объекта, так и субъекта общественных отношений.

процесса социализации. Если исходить из тезиса, принимаемого в общей психологии, что личностью не родятся, личностью становятся, то ясно, что социализация есть процесс становления личности, который начинается с первых минут жизни человека.

Выделяются три сферы, в которых осуществляется прежде всего это становление личности: деятельность, общение, самосознание. Общей характеристикой всех этих сфер является процесс расширения, умножения социальных связей индивида с внешним миром.

Деятельность. На протяжении всего процесса социализации индивид имеет дело с освоением все новых и новых видов деятельности. При этом происходят еще три чрезвычайно важных процесса.

1.       Ориентировка в системе связей, присутствующих в каждом виде деятельности и между ее различными видами.

2.       Как следствие – центрирование вокруг главного, выбранного, сосредоточение внимания на нем и соподчинения ему всех остальных деятельностей.

3.       Освоение личностью в ходе реализации деятельности новых ролей и осмысление их значимости.

Если кратко выразить сущность этих преобразований в системе деятельности развивающегося индивида, то можно сказать, что перед нами процесс расширения возможностей индивида именно как субъекта деятельности.

Общение рассматривается в контексте социализации также со стороны его расширения и углубления, коль скоро общение неразрывно связано с деятельностью.

Расширение общения – умножение контактов человека с другими людьми, возрастная специфика этих контактов. Углубление общения – переход от монологического общения к диалогическому, децентрация, т.е.

умение ориентироваться на партнера, более точное его восприятие.

Самосознание личности. Процесс социализации означает становление в человеке образа его Я.

В многочисленных экспериментальных исследованиях, в том числе лонгитюдных, установлено, что образ Я не возникает у человека сразу, а складывается на протяжении его жизни под воздействием многочисленных социальных влияний.

С точки зрения социальной психологии особенно интересно выяснить, каким образом включение человека в различные социальные группы задает этот процесс. К сожалению, именно в этой сфере анализа особенно много противоречивых позиций. Это связано с наличием тех многочисленных и разнообразных пониманий личности.

Есть несколько различных подходов к структуре . Наиболее распространенная схема включает в три компонента: познавательный (знание себя), эмоциональный (оценка себя), поведенческий (отношение к себе) (И.С.Кон).

Процесс социализации может быть понят только как единство изменений всех трех обозначенных сфер.

Они, взятые в целом, создают для индивида , в которой он действует, познает и общается, тем самым осваивая не только ближайшую микросреду, но и всю систему социальных отношений.

Вместе с этим освоением индивид вносит в нее свой опыт, свой творческий подход; поэтому нет другой формы освоения действительности, кроме ее активного преобразования.

Механизмы социализации

Традиционный механизм социализации  – усвоение человеком норм поведения, взглядов и убеждений, которые присущи его семье и ближайшему ему окружению человека.

Институциональный механизм – реализуется в процессе взаимодействия человека с различными организациями и учреждениями. Некоторые из этих институтов являются создавались специально для осуществления функции социализации (система бразования), другие являются неспециализированными, т. е. они выполняют эту функцию попутно, параллельно со своими основными функциями (армия).

Стилизованный механизм социализации действует в рамках субкультуры. Субкультура – это совокупность норм, ценностей, поведенческих проявлений, характерных для определенной группы людей, что обусловливает определенный стиль жизни этой группы.

Межличностный механизм социализации функционирует в процессе взаимодействия человека с другими людьми, при этом последние должны быть для него значимыми.

Рефлексивный механизм социализации осуществляется через индивидуальное переживание и осознание, внутренний диалог.

Социализация каждого человека осуществляется с помощью всех этих механизмов. Но роль каждого из этих механизмов, их «удельный» вес в осуществлении процесса социализации различен. Так, решающая роль на первых стадиях социализации принадлежит традиционному механизму, в то время как в подростковом возрасте на первый план выходит институциональный механизм социализации.

Стадии процесса социализации. Поскольку наиболее подробно вопросы социализации рассматривались в системе фрейдизма, традиция в определении стадий социализации складывалась именно в этой схеме. Как известно, с точки зрения психоанализа, особое значение для развития личности имеет период раннего детства.

С другой стороны, уже довольно давно в неортодоксальных психоаналитических работах временные рамки процесса социализации несколько расширяются: появились выполненные в том же теоретическом ключе экспериментальные работы, исследующие социализацию в период отрочества и даже юности.

Однако относительно других стадий идет оживленная дискуссия о том, происходит ли в зрелом возрасте усвоение социального опыта. В последние годы на этот вопрос все чаще дается утвердительный ответ.

В отечественной социальной психологии сделан акцент на то, что социализация предполагает усвоение социального опыта прежде всего в ходе трудовой деятельности. Поэтому основанием для классификации стадий служит отношение к трудовой деятельности. Если принять этот принцип, то можно выделить три основные стадии: дотрудовую, трудовую и послетрудовую.

Дотрудовая:

а) ранняя социализация (до школы)

б) стадия обучения (школа, возможно вуз)

Трудовая:  весь период трудовой деятельности человека. Акцент на том, что личность не только усваивает социальный опыт, но и воспроизводит его, придает особое значение этой стадии. Признание трудовой стадии социализации логически следует из признания ведущего значения трудовой деятельности для развития личности.

Послетрудовая:  начиная с ухода на пенсию. Основные позиции в дискуссии полярно противоположны: одна из них полагает, что само понятие социализации просто бессмысленно в применении к тому периоду жизни человека, когда все его социальные функции свертываются.

Крайним выражением этой точки зрения является идея , наступающей вслед за завершением процесса социализации. Другая позиция, напротив, активно настаивает на совершенно новом подходе к пониманию психологической сущности пожилого возраста.

В пользу этой позиции говорят уже достаточно многочисленные экспериментальные исследования сохраняющейся социальной активности лиц пожилого возраста (общественные организации), в частности пожилой возраст рассматривается как возраст, вносящий существенный вклад в воспроизводство социального опыта. Сюда же относится теория Эриксона.

Институты социализации. – те конкретные группы, в которых личность приобщается к системам норм и ценностей и которые выступают своеобразными трансляторами социального опыта.

На дотрудовой стадии социализации такими институтами выступают: в период раннего детства – семья и играющие все большую роль в современных обществах дошкольные детские учреждения.

Что касается дошкольных детских учреждений, то их анализ до сих пор не получил прав гражданства в социальной психологии.

этому служит утверждение о том, что социальная психология имеет дело с группами, где функционирует развитая личность и поэтому вся область групп, связанных именно со становлением личности, просто выпадает из анализа.

До сих пор детские дошкольные учреждения оказываются объектом исследования лишь возрастной психологии.

Во втором периоде ранней стадии социализации основным институтом является школа. В зависимости от того, включается ли во вторую стадию социализации период высшего образования, должен решаться вопрос и о таком социальном институте, как вуз.

Трудовая стадия: важнейшим институтом является трудовой коллектив.

В социальной психологии огромное большинство исследований выполнено именно на материале трудовых коллективов, хотя надо признать, что выявление их роли именно как институтов социализации еще недостаточно.

Например, идея референтной группы наполняется новым содержанием, если ее рассмотреть в контексте институтов социализации, их силы и слабости, их возможности выполнить роль передачи социально-позитивного опыта.

Послетрудовая стадия:  можно, конечно, назвать на основе житейских наблюдений в качестве таких институтов различные общественные организации, членами которых по преимуществу являются пенсионеры, но это не есть разработка проблемы. Если для пожилых возрастов закономерно признание понятия социализации, то предстоит исследовать вопрос и об институтах этой стадии.

Основные характеристики анализа социального развития личности: личностная зрелость, социальная адаптация, социальная адекватность, изоляция, депривация.

Личностная зрелость – Анализируя  уровень развития личности человека важно разделить два понятия: взрослость и личностную зрелость. Взрослый человек – это человек достигший определенного возраста. Зрелость – это такой уровень развития личности, когда человек ориентируется на собственные ценности и принципы, обладающие при этом общечеловеческой широтой и универсальностью.

Понимание зрелой личности достаточно многообразно. Для одних авторов зрелая личность – это уникальное, единичное, редко встречающееся  явление. Другие считают, что зрелось достигается многими людьми и широко представлено в социуме. Третьи воспринимают зрелую личность, как идеал, к которому человек должен стремиться и которое достигается лишь путем  целенаправленной долгой работой над собой.

Личностная зрелость характеризуется тенденцией к достижению наивысшего развития духовных, интеллектуальных и физических сил. Личностно – зрелый человек, по мнению большинства исследователей,  обладает следующими характеристиками:

•      собственная развитая система ценностей;

•      развитое чувство ответственности;

•      потребность в заботе о других людях;

•      активное участие в жизни общества;

•      способность к психологической близости с другими людьми;

•      высокий уровень жизнедеятельности;

•      осознание смысла своей жизни;

•      умение осуществлять личностный выбор в различных жизненных ситуациях;

•      способность к эффективному использованию своего потенциала;

•      стремление к самореализации.

Социальная адаптация – сложный процесс взаимодействия организма и окружающей среды,  направленный на достижение гармонии между внутренними и внешними условиями жизни и деятельности.

Социальная адаптация выступает как средство:

•              достижение равновесия в динамичной системе «среда – личность»;

•              повышение социальной активности личности;

•              регулирование общения и взаимоотношений;

•              формирование эмоционально – комфортных позиций личности;

•              повышение сплоченности и стабильности социальной среды.

Существуют несколько классификаций адаптации.

По степени активности субъекта:

• прогрессивная: приводит к достижению целей и выполнению функций полной адаптации, в ходе реализации которой достигается единство интересов и целей личности, с одной стороны, и групп общества в целом – с другой.;

• регрессивная (проявляется как формальная адаптация, не отвечающая интересам общества).

По форме проявления:

• внутренняя, проявляющаяся не только в изменении форм поведения и деятельность личности в соответствие с требованиями среды, но и в форме перестройки функциональных структур и систем. Это полная, генерализированная адаптация личности.

• внешняя – это поведенческая, приспособительная социальная адаптация, когда личность внутренне, содержательно не перестраивается. Это инструментальный вид адаптации.

По механизму осуществления:  добровольная и принудительная. Принудительная влечет за собой деформацию интеллектуальных  моральных качеств личности, развитию у нее ментальных и эмоциональных нарушений. Человек может адаптироваться к нежелательным, отрицательным для себя социальным явлениям, например к рабству, фашизму, диктатуре.

По мнению М.Р.Битяновой, результаты процесса социальной адаптации могут быть различны:

•              собственно приспособление человека к окружающей среде жизнедеятельности, которое позволяет ему функционировать как участнику различных социальных ситуаций.

•              активное утверждение человека в социальной среде, позволяющее ему не только активно функционировать, но и личностно развиваться в общении и деятельности.

•              конфликтное взаимодействие человека и среды, приводящее к дезадаптации: нарушениями функционирования, высокой психической напряженности и т.д.

Социальная адекватность – это такое взаимодействие человека с окружающей средой, при котором имеет место реалистическая форма отражения окружающей действительности, усвоение, осмысление и личностная переработка системы социальных ценностей и норм.

Изоляция  – обособление, уединение индивидов или социальных групп.
М.Ю.Кондратьев выделяет следующие формы изоляции по инициатору изоляции:

1)    вынужденную изоляцию, в силу сложившихся обстоятельств, независимо от собственного желания или воли общества (например, заблудившаяся в тайге экспедиция);

2)    принудительную изоляцию, когда общество сознательно обособляет людей, изолируя в рамках закрытых групп, примерами таких сообществ могут быть:

а) осужденные, подследственные, больные, подвергнутые принудительному лечению от наркомании, токсикомании, алкоголизма;

б) закрытие группы, членство в которых, во всяком случае официально, не предполагает ущемление в правах и не подразумевает низкий социальный статус человека — солдаты срочной службы, воспитанники домов ребенка, детских домов, школ-интернатов;

3)    добровольную изоляцию, когда люди по собственному желанию сами объединяются в рамках закрытых групп (например, монахи, отшельники, сектанты);

4)    добровольно-вынужденную, когда достижение какой-либо значимой для людей цели связано с тягостной необходимостью резко ограничить свои контакты с привычным окружением. Это могут быть профессиональные закрытые группы (команды подводных лодок), а также учебные учреждения интернатного типа элитарного характера  (нахимовские и суворовские училища).

Человек долго находящийся в условиях изоляции может быть подвержен депривации.

Изоляция может привести к нарушениям нормальной психической жизни.

Депривация – термин, широко используемый сегодня в психологии и медицине, означающий психическое состояние человека, возникающее в результате длительного лишения или ограничения возможностей удовлетворения жизненно важных потребностей, в достаточной мере и в течение длительного времени; характеризуется выраженными отклонениями в эмоциональном развитии, нарушении социальных контактов.

Жизненная ситуация, где отсутствует возможность удовлетворения важных психических потребностей определяется как депривационная ситуация.

В зависимости от того, чего именно лишен человек, выделяют различные виды депривации.

Депривация сенсорная –  пониженное количество сенсорных стимулов (зрительных, слуховых и т.д.)  или их ограниченная изменчивость и модальностьНедостаток притока раздражителей приводит к своеобразному переживанию, получившему название сенсорного голода. Для ребенка он особенно губителен.

Депривация когнитивная – слишком изменчивая структура внешнего мира без четкого упорядочения смысла, которая не дает возможности понимать, предвосхищать происходящее извне. Чаще всего данный вид депривации можно наблюдать в эксперименте.

Двигательная депривация – резкое ограничение движений. С этим видом депривации мы сталкиваемся когда имеем дело с травмами,  не позволяющими осуществлять движения.

Особенно тяжелы последствия двигательной депривации для детей.

Депривация эмоциональная – недостаточная возможность для установления интимного эмоционального отношения к кому-либо или разрыв подобной эмоциональной связи, если такова уже была создана (прежде всего с родителями)

Депривация социальная – ограниченная возможность для усвоения социальной роли, осуществления общественной самореализации.

С социальной депривацией часто сталкиваются пожилые люди после выхода на пенсию, когда уходят ощущения своей  нужности обществу.  Подобная форма депривации встречается у молодых мам, ухаживающих за своими детьми, у водителей-дальнобойщиков

Чем богаче внутренний, духовный мир человека и чем сильнее он в своих жизненных помыслах, задачах, представлениях связан с миром, с культурой, тем более стойким и толерантным оказывается человек к возникновению депривационного синдрома (отшельники)

Депривационный опыт  – это такой опыт, при котором человек уже ранее подвергался депривационной ситуации, и в каждую подобную ситуацию будет вступать с несколько видоизмененной, более чувствительной, или, напротив, более «закаленной», устойчивой психической структурой.

Анализ показывает, что чем старше ребенок, тем более в мягких формах проявляется социальная депривация, и тем более быстрее и успешнее происходит компенсация в случаях педагогической или психологической коррекции. Однако практически никогда не удается устранить последствия социальной депривации на уровне некоторых глубинных личностных структур.

Люди, перенесшие в детстве опыт социальной депривации, продолжают испытывать недоверие ко всем людям, за исключением членов своей микрогруппы, перенесших то же самое. Они бывают завистливыми, чрезмерно критичными к другим, все время ждут подвоха со стороны других.

Источник: https://students-library.com/library/read/59976-socializacia-licnosti-ponatie-soderzanie-mehanizmy

Социализация и социальная идентичность личности

3.Механизмы социализации личности.: Социализация – это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной

Социализация— это двустороннийпроцесс,включаю­щий в себя,

-с одной стороны, вхождениеиндивида в социальную среду путемусвоениясоциальногоопыта,системысоциальныхсвязей,норм и ценностей, позволяющихему функционировать в качествечлена общества;

-с другой стороны, процессактивноговоспроизводства индивидомсистемысоциальных связейза счет активнойдеятельностии активного включенияв социальную среду.

Перваясторона процесса социализации — усвоениесоциаль­ного опыта— это характеристика того, как средавоздействует на человека;вторая его сторона характеризует моментвоздействиячеловекана средус помощью деятельности.

Активностьличности предполагает, что она не простоусваивает социальный опыт, но ипреобразует его в собственные ценности,установки, ориентации.

Всякоевоздействие на системусоциальных связей и отношений требуетпринятия определенногорешения и, следовательно, включает всебя про­цессыпреобразования, мобилизации субъекта,построения определеннойстратегии деятельности.

Пониманиевзаимодействия человека с обществомпри этом включает в себя пониманиев качестве субъекта развития не толькочеловека, но и общества,объясняет существующую преемственностьв таком развитии.При такой интерпретации понятиясоциализации до­стигается пониманиечеловека одновременно как объекта, таки субъектаобщественных отношений.

ПрофессорАндреева полагает, что поня­тие«социализация» в отечест­веннойпсихологической и педагогическойлитературе совпадаетспонятием «развитиеличности».Идеяразвития личности — одна из ключевыхв отечественнойпсихологии.

Развиваясь,ребенок становится субъектомсоциальной деятельности,т.е. процесс его развития немыслим внеего социального развития,а значит, и вне усвоения им системысоциальных связей, отношений,вне включения в них.

Она полагает, что акцентна активность личности значительноболее четко представленименно в идее развития, а не социализации.

2. Механизмысоциализации

Личностьусваивает социальный опыт посредствомопределен­ныхмеханизмов.По мнению французского социолога Г.Тарда,ме­ханизмсоциализациивключает в себя:

1)имитацию,подражание;2)идентификацию;3) руководство.

Однакоэтот механизм го­раздобогаче и разнообразнее. Социализацияличности осуществ­ляетсяв процессе различных видов общения(массового, группо­вого,межличностного, делового, неформального),под влиянием средствмассовой информации, культуры. Особуюроль в струк­туремеханизма социализации выполняетконформизм.

Однимиз значимых механизмов являетсявоспитание.Говоряо соотношении понятий «социали­зация»и «воспитание»,следует иметь в виду, что термин«воспитание» употребляетсяв нашей литературе в двух значениях —вузком и широкомсмысле слова.

В узкомсмысле«воспита­ние»означает процесс целенаправленноговоздействияна человека со стороны субъектавоспитательного процесса сцелью переда­чи,привития ему определенной системыпредставлений, понятий, норми т.д. Вкачестве субъектавоздей­ствияпонимается специальныйинститут, человек,поставленный дляосуществления названной цели.

В широкомсмыслеслова под «воспитанием» понимаетсявоздействиена человека всей системы общественныхсвязей с целью усвоения им социальногоопытаи т.д.Субъектом воспитательного процесса вэтом случае может выступатьи всеобщество,и, как часто говорится в обыденной речи,«всяжизнь».

Если употреблять термин «воспитание»в узком смыслеслова, то социализация отличается отнего по своему значению.Если же это понятиеупотреблять в широком смысле слова, то,по мнению Г. Андреевой, различиеликвидируется.

Социализациятакже тесно связана с понятием «адаптация».Адап­тация(приспособление)может рассматриваться и как составнаячасть социализации, и как ее механизм.Различают два вида адап­тации:психофизиологическуюи социально-психологическую,на­ходящиесяво взаимосвязи.

Социально-психологическаяадаптация представляетсобой овладениеличностью роли при вхождении в новуюсоциальную ситуацию.По своим результатам социально-психологическаяадаптация бывает позитивной и негативной.

Сэтой точки зрения говорятобасоциализации как приспособлении кнегативному опыту.По механизмуосуществления – добровольной ипринудительной. Процесссоциально-психологической адаптациираспадается на несколькостадий: а) ознакомление; б) ролеваяориентация; в) само­утверждение.

Таким образом, социально-психологическаяадапта­ция- это конкретный процесс социализации.

Источник: https://studfile.net/preview/1770924/

Социализация личности: понимание, этапы и механизмы

3.Механизмы социализации личности.: Социализация – это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной

I. Понимание социализации:

– процесс, включающий индивида в социальную группу, в жизнь общества;

– усвоение человеком социального опыта, накопленного другими людьми и обществом в целом;

– становление личности в контексте конкретной культуры;

– процесс навязывания социальной группой или обществом в целях социальной доктрины. Они не противоречат друг другу. Проблема активности-пассивности личности в процессе социализации.

Социализация – есть процесс социального развития личности как активного усвоения индивидом социальных ценностей и социальных норм групп и общества в целом и формирование их в осознанную систему социальных установок, определяющей позиции и поведение индивида в социальной среде (желательные компоненты).

II. Активность личности

2) осознаность процесса социализации (если неосознанность, то навязывание определенных стандартов);

3) системность социализации (многоуровневость, фрагментарность социализации).

Основные сферы жизнедеятельности:

1) Социализация имеет место в различных видах деятельности (трудовая, познавательная, игровая).

2) Общение человека с другими людьми, меняющее свое качество.

3) Самосознание личности, основанное на рефлексии себя в социуме.

Уровни социализации

I. 1) включенность в микросреду;

2) включенность в мезосреду (на другие организмы);

3) включенность в макросреду (крупные общности).

II. в гносеологическом смысле

1) психологический аспект социализации;

2) социально-психологтический аспект социализации;

3) социальный аспект социализации.

Психологический аспект – влияние индивидуального психологического свойства человека на процесс социализации (на процесс усвоения норм, характер, свойство *, развитость-неразвитость тормозных процессов. Пример: люлди с неразвитыми тормозными процессами имеют проблемы с коммуникацией. Также – речевая несдержанность – говорит о социальной неразвитости человека.

Стадии социализации

1) первая стадия – возрастная (допуберантная (до 12 лет);

2) подростковая 12 – 16-18 лет;

3) взрослая после 18.

Рубеж социализации – это рубеж полового созревания.

1 – стадия

Большинство исследователей этнической и политической социализации.

Исследователи задаются вопросом: “в каком возрасте, в каких возрастных группах появляется феномен этического самосознания,этнической идентичности.

– Американские социальные психологи отвечают так: первые симпатии к себе как к представителю одной социальной общности и антипатии к другим как к представителям другой социальнйо общности начинается в 3-4 года.

– Переживание враждебности к другой этнической группе возникает в 6-7 лет.

Политическая социализация наступает достаточно рано: уже на детях 4-6 лет обнаруживается феномен политической социализации.

Пример: эксперимент с флагами

флаг США – самый любимый

флаг СССР 0- самый нелюбимый

Это – влияние семьи, средств массовой информации.

Этот эе эксперимент был выполнен на советских детях (московских) 4-6 лет, во второй половине 80-х годоы. Результаты показали: нравились 1 – США, 2 – Китай, 3 – Югославии, 4 – СССР. Почему? Предпочтение флага осуществляется по эстетическому критерию (много различных цветов, много звездочек, как на небе).

Далее эксперименты на детях 9-10 лет. Нравится 1 – СССР. Политическая социализация у детей в СССР наступает позже.

Исследования Пиоже по политической социализации. Он поставил задачи: как формируется, в каком возрасте у детей представления о флагах.

Эксперимент на швейцарских детях

Вы оказываетесь (дети) на необитаемом острове, и оттуда они должны выбрать страну проживания. обнаружился у детей этноцентризм от хочет жить в швейцари, т.к. это самая лучшая страна. Шведы выбирают свою страну даже для других национальностей.

На советских детях результаты: американские дети выбирают себе США, т.к. их папы, мамы, друзья. Российские дети предпочитают США и Японию, Франция и Россия, т.к. связано с влиянием экономических условий.

Социально-психологические особенности ранней социализации

1) Неразрывные когнитивные компоненты. Ведущим в социализации становится аффективно-эмоциональный компонент.

2) Ведущим видом деятельности является игровая деятельность и учебно-познавательная.

3) Родители, семья в целом – являются ведущим каналом (ведущая роль принадлежит матери; в США ведется борьба за голоса женщин, т.к. они в основном ответственны за политическую организацию у детей).

По мнению американских социологов-психологов дети 5-6 лет в 25% случаях занимают свою (автономную) позицию в 50% случаев; в 9-10 лет вступают в противоречивые споры с родителями по политическим вопросам и этническим.

Подростковый период социализации

1) Расширение видов деятельности, в которую вступает подросток в сфере познания, культуры, игровой деятельности.

2) Характерна сформированность умственных способностей, когнитивных процессов, социальных установок, норм.

3) Расширение круга общения (за счет улицы), увеличение автономии.

4) Основные каналы социализации – школа, СМИ.

По данным американских исследователей к 16-18 годам полностью сформированы этнические представления, представления о партиях, о политических институтах.

Социализация личности: пониманеи, этапы и психологические механизмы.

Социализация = “развитие личности” и “воспитание” – это процесс “вхождения индивида в социальную среду”, “усвоение им соцвлияний”, “приобщение его к системе социальных связей”.

Л.С. Выготский настаивал на том, что ребенок, родившись, уже задан анм как элемент определенной культуры, определенных социальных связей.

Социализация – это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой стороны (часто недостаточно подчеркиваемой в исследованиях), процесс активного воспроизводства индивидом системы социальных связей за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду.

Первая сторона процесса социализации – усвоение социального опыта – это характеристика того, как среда воздействует на человека; вторая сторона характеризует момент воздействия человека на среду с помощью деятельности (пассивность) – (активночть).

Социализация для социальной психологии – взгляд “со стороны взаимодействия личности и среды”.

Выделяют три сферы, в которой осуществляется становление личности (и через которые происходит социализация). Деятельность, общение и самосознание.

В деятелньости происходят три важных процесса (Леонтьев):

1) ориентировка в системе связей, через посредство личнсстных смыслов (личностный выбор деятельности);

2) центрирование вокруг главного, выбранного, сосредоточение влияния на нем и соподчинение ему всех остальных деятельностей;

3) это освоение личностью новых ролей и осмысление их значимости.

Расширнеие общения можно понимать как умножение контактов человека с другими людьми, специфику этих контактов на каждом возрастном рубеже.

Самосознание – это процесс социализации, означает становление в человеке образа его Я (Кон).

Подходы к структуре “Я”:

1) три компонента

– познавательный (знание себя);

– эмоциональный (оценка себя);

– поведенческий (отношение к себе).

2) Сталин (1984 г.)

Самосознание – как понимание личностью себя в качестве некоторой целостности, в определении собственной идентичности.

Стадии самосознаия:

1) дотрудовая а) 0-7; б) 7»20;

2) трудовая 21-60 (аклиология);

3) послетрудовая.

Социализация человека (Парыгин. Основные социальные принципы теории)

Социализация немыслима без активного участия человека в процессе освоения социального опыта и культуры (пассивно-активное).

Важной тенденцией общения в процессе социализации является обособление человека.

Под социализацией понимают весь многогранный процесс очеловечивания человека, включающий в себя как биологические предпосылки, так и непосредственно само вхождение индивида в социальную среду и предполагающее: социальное познание, социальное общение, овладение навыками практической деятелньости, включая как предметный мир вещей, так и всю совокупность социальных функций, ролей, норм, прав и обязанностей и т.д.; активное переустройство окружающего (природного и социального) мира; изменение и качественное преобразование самого человека, его всестороннее и гармоничное развитие.

Механизмы – подражание, заражение, внушение, уподобление, адаптации, заимствования, руководства, лидерство, мода.

– Леонтьев придает значение усвоению З.У.Н.

– Г. Хибин и М. Форверг (формированию установок) ® 3 основных механизма: 1) подражание, 2) идентификация, 3) руководство, наставление (инструктирование).

Два аспекта:

1) освоение и присвоение человеком всего богатства предметной культуры;

2) освоение человеком всего богатства и многообразия человеческих общественных отношений Я

механизмы для:

1) изучение, внушение, адаптация, подражание, пример, заимствование;

2) убеждение, идентификация, руководство, заражение.

Факторы а) микро- и б) макросреды, которые влияют на усвоение информации это: а) семья, сады, школа, уличные группы; б) социальные институты: учреждения, организации.

Стадии социализации (А. Юровский): (происходят одновременно)

1) связана с процессом освоения человеком системы социальных отношений и норм;

2) характеризуется межличностными связями (положение в группе, групповые роли) социальная психология изучает;

3) связана с процессом духовного обогащения личности, развитием способностей и индивидуального опыта.

(Андреенкова Н.В.)

1) первичная социализация, или социализация ребенка;

2) маргинальная социализация – подростка (промежуточная);

3) устойчивая, т.е. концептуальная – 17-18 – 23-35 лет.

Детям (4 года США) предлагали на картинках флаги.

Нужно было выбирать тот, который нравился и который не нравился. В итоге – нравится флаг США, не нравится – флаг России.

В России провели тот же эксперимент:

дети г. Москвы 4-6 лет. Получены следующие данные:

Наиболее нравятся: 1 – США, 2 – Китайский 3 – Югославии 4 – флаг СССР. Объяснение со стороны детей: не по политическому критерию, а по эстетическому. Следовательно не было обнаружено политической социализации.

Далее была взята группа школьников 9-10 лет:

1 место – СССР. Эти факты говорят о том, что политическая социализация в России у детей наступает позже, чем у детей США.

Исследование Пиаже: Как формируется и в каком возрасте представление о своей стране, своем народе. Детям-швейцарцам разных возрастных групп была предложена следующая ситуация:

Вы попали на необитаемый остров. Какую страну для проживания ты выберешь? Пиаже обнаружил феномен этноцентризма (дети выбрали Швейцарию). Почему? Дети говорили: Это самая лучшая страна в мире”.

В 80-г этот эксперимент был повторен на детях СССР (Данные до сих пор не опубликованы).

1) Американские дети выберут Америку (неполитический критерий: там у них друзья, родители и т.д)

2) Советские дети: Россия заняла 4 место.

Советские дети выбрали 1 Америку и 2 Японию

Экономические критерии: Осознание своей экономической неполноценности – взрослые передают детям в очень раннем возрасте.

На 3 место советские дети поставили Францию

При подготовке этой работы были использованы материалы с сайта http://www.studentu.ru

Источник: https://zinref.ru/000_uchebniki/01200filosofia/001_lekcii_filosofia_02/058.htm

Medic-studio
Добавить комментарий