3. Подготовка к проведению обследования ребенка. Психологический

Подготовка к проведению обследования ребенка. Психологический анамнез. Построение психодиагностич гипотезы. Психологический диагноз

3. Подготовка к проведению обследования ребенка. Психологический

Системность в структуре психич развития и психодиагностич обслед ребенка.

Психодиагностическое обследование ребенка должно быть системным, то есть включать в себя изучение всех сторон психики (познавательную деят, речь, эмоционально-волевую сферу, личностное развитие). Психодиагностическое обследование организуется с учетом возраста и предполагаемого уровня психического развития ребенка.

Именно эти показатели определяют организационные формы диагностич процедуры, выбор методик и интерпретацию рез-тов. Диагностические задания должны быть доступны для ребенка. В ходе обследования ребенку необходимо предложить задание, которое он сможет успешно выполнить, а при анализе рез-тов учитывается, с заданиями для какой возрастной группы справился ребенок.

При обследовании важно выявить не только актуальные возможности ребенка, но и его потенциальные возможности в виде «зоны ближайшего развития» (Л.С. Выготский). Это достигается предложением заданий разной сложности и оказанием ребенку дозированной помощи в ходе выполнения заданий.

Необходима строгая научность в подборе диагностических заданий для каждого возрастного этапа, то есть при обследовании следует использовать те задания, которые могут выявить, какие стороны психической деятельности необходимы для выполнения данного задания и как они нарушены у обследуемого ребенка.

При обработке и интерпретации рез-тов необходимо дать их качественную и количественную характеристику, при этом система качественно-количественных показателей должна быть однозначной для всех обследуемых детей.

Методологич основы психодиагностич деят. Особенности диагностики различных возрастных групп.

Психодиагностика детей раннего возраста в основном может быть только объективной, т.е. лишь в очень малой степени опираться на самооценку и самоанализ ребенка. Наибольшей ценностью в этом возрасте обладает психодиагностический материал, связанный с экспертной оценкой внешне наблюдаемых действий и реакций ребенка.

Поэтому основным средством сбора информации о детях в этом возрасте является наблюдение, а главным психодиагностическим методом – естественный эксперимент, в котором создается некоторая жизненная ситуация, достаточно хорошо знакомая ребенку.

Наилучшие психодиагн рез-ты у детей этого возраста можно получить, наблюдая за ними в процессе занятий ведущей для данного возраста деятю – предметной игрой.

При проведении психодиагностики детей младшего и среднего дошкольного возраста следует иметь в виду как изменение формы игры, так и возникновение нового вида социальной активности, ведущей за собой психологическое развитие ребенка, – межличностн общения. Дети этого возраста впервые начинают проявлять интерес к сверстникам как личностям и включаться с ними в совместные игры.

Соответственно и методики психодиагностики следует разрабат так, чтобы они предполагали не только наблюдение за детьми в индивидуальной предметной деят, но и в коллективной игре сюжетно-ролевого плана. Ее участниками могут быть не только дети, но и взрослые. Такую игру с ребенком может, например, организовать и в психодиагностических целях провести сам психолог.

Кроме того, в этом возрасте в определенной мере уже можно опираться на данные самосозн детей и на оценки, которые сами они дают другим детям и. взрослым людям. Это особенно касается проявления различных индивидуальных качеств в общении с окружающими людьми.

В старшем дошкольном возрасте к названным видам деятельности добавляются игры с правилами и, кроме того, возникают элементарные рефлексивные способности. Старшие дошкольники не только осознают и руководствуются в своем поведении некоторыми правилами межличностного взаимодействия, особенно в играх, и в определенных пределах могут, занимаясь тем или иным видом деятельности, например учением и игрой, анализировать собственное поведение в нем, давать оценки себе и окружающим людям. Это открывает возможность для использования в данном возрасте тех психодиагностических методик, которые обычно применяются для изучения психологии школьников и взрослых людей.

Подготовка к проведению обследования ребенка. Психологический анамнез. Построение психодиагностич гипотезы. Психологический диагноз.

Прежде чем приступить к углубленной диагност, необходимо познакомиться со всеми «материалами», существующими относительно данного ребёнка. С самого начала необходимо выстроить доверительные отношения психолога с семьёй на условиях определённой конфиденциальности.

Родителям можно предложить задать интересующие их вопросы, получить разъяснения психолога, его комментарии в отношении предполагаемого обследования, консультации. Сбор психологич анамнеза имеет свои цели и задачи и представляет собой достаточно специфический набор «тем», по поводу которых ведётся беседа.

В случае детально прописанного врачебного анамнеза не имеет смысла повторять вопросы, ранее заданные врачом, а следует лишь детализировать интересующие психолога этапы и специфику развития, превращая, таким образом, медицинский анамнез в историю развития. Важным для анализа развития ребёнка является и состояние матери, не только во время беременности, но и в первые годы жизни ребёнка.

Те или иные факты болезненного состояния родителей (в особенности матери) в первые годы жизни ребёнка являются принципиально важной информацией для психолога, поскольку позволяют выдвинуть гипотезу об особенностях родительско-детских отношений в этот период.

Одним из важнейших элементов сбора психологич анамнеза является прослеживание (и вычленение) в истории развития ребёнка информации о формировании базовых составляющих психического развития и условиях этого формирования. Наиболее пристальное внимание в анамнезе следует уделять не просто динамике развития тех или иных сфер психики ребнка, но особенностям развития в периоды: 2,5-3 месяца; 7-8 мес.

; 1-го года; 18-24 мес.;2,5-3 лет; 5,5-6,5 лет; 9-10 лет. В психологическом анамнезе должна быть представлена семейная и социальная ситуация, на фоне которой протекало развитие ребёнка в различные возрастные периоды. При невозможности сбора анамнеза более подробно описываются жалобы лиц, обратившихся за консультацией, и их наблюдения за ребёнком.

Точно так же обязатльно должно быть зафиксировано, с чьих слов производится запись. Гипотеза – это предполож, выдвигаемое для объяснения какого-либо явления, которое не подтверждено и не опровергнуто. Гипотеза – это предполагаемое решение проблемы. Гипотеза определяет главное направление научного поиска. Она является основным методологическим инструментом, организующим весь процесс исследования.

К научной гипотезе предъявляются следующие два основных требования: а) гипотеза не должна содержать понятий, которые не уточнены; б) она должна быть проверяема при помощи имеющихся методик. Что значит проверить гипотезу? Это значит проверить те следствия, которые логически из нее вытекают. В результате проверки гипотезу подтверждают или опровергают.

Задачи исследования – это те исследовательские действия, которые необходимо выполнить для достижения поставленной в работе цели, решения проблемы или для проверки сформулированной гипотезы исследования. Психологический диагноз (от греч.

– «распознание») (ПД) – конечный результат деятельности психолога, направленный на выяснение сущности индивидуально-психологических особенностей личности с целью оценки их актуального состояния, прогноза дальнейшего развития и разработки рекомендаций, определяемых задачей психодиагностического обследования.

Предмет психологич диагноза (ПД) – установление индивидуально-психологических различий в норме и в патологии. Важнейшим элементом психологич диагноза является выяснение в каждом отдельном случае того, почему данные проявления обнаружтся в поведении обследуемого, каковы их причины и следствия.

По мере обогащения психологич знания этиологический элемент в ПД, вероятно, не будет иметь столь существенного значения, как в настоящее время, во всяком случае в текущей, практической работе. Сегодня, как правило, установив средствами психодиагностики те или иные индивидуально-психологические особенности, исследователь лишен возможности указать на их причины, место в структуре личности.

4.Этапы психодиагностического процесса.

Этапы психодиагностич процесса по Й. Шванцаре: 1. Формулировка проблемы на основании изучения всех сведений об индивиде (анамнез, специальные меди­цинские заключения, сведения об индивиде с точки зрения его успеваемости в учебном заведении, др.). 2.

Формулировка гипотез и выбор диагностич методов. 3. Проведение тестирования; анализ полученных дан­ных. 4. Формулировка заключений (например, об уровне психического развития). 5. Ответы на вопросы, поставленные на первом этапе. 6.

Формулировка мероприятий, являющихся желатель­ными на основании психологич заключения.

Этапы психодиагностического процесса по Корманну

Схема психодиагностического процесса по Каминскому

В практике психодиагностики известны противоположные приведенным подходы: Подход “по рецепту” заключ в том, что удовлетворение тестирующего вытекает прежде всего из убеждения, что для всех случаев имеется какой-либо тест. Узколабораторный подход заключается в том, что тестирующий довольствуется лишь частичными результатами.

Комплексный, но ригидный подход заключается в том, что тестирующий применяет наборы методов, большинство из которых не релевантны целям исследов и даже нежелательно загружают испытуемого. Общей чертой этих подходов являются погрешности при постановке вопросов. «Задавать правильные вопросы – это самая главная предпо­сылка всякой диагностики».

Й. Шванцара

Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:

Источник: https://megalektsii.ru/s66834t1.html

3.Подготовка к проведению обследования

3. Подготовка к проведению обследования ребенка. Психологический

Вполнеестественно, что углубленная диагностикакак задача возникает перед психологомПМПК не внезапно. Существуют две ситуации,когда она становится необходима.

Запросна подобную оценку исходит от педагоговили непосредственно от родителейребенка.

Понятно, что подобный запрос,будет точно так же определятся какими-либоособенностями ребенка, нарушающими егоадаптацию в группе, дома по различнымпараметрам.

Преждечем непосредственно приступать куглубленной диагностике, необходимопознакомиться со всеми данными,существующими относительно этогоребенка. В первую очередь к ним относятся:личное дело ребенка, записи врачей идругих специалистов.

Характерпервого контакта с психологом ПМПКимеет особое значение в связи сосложностью чувств, которые испытываютродители. Если психолог во время первогоконтакта с родителями не ведет себявполне определенным образом, то можетпрепятствовать формированию крайненеобходимого в этой ситуации доверияк специалисту [12].

Ссамого начала необходимо выстроитьдоверительные отношения психологасемьей на условиях определеннойконфиденциальности.

Совершенноестественно, что полной анонимности вситуации нахождения ребенка в учреждениибыть не может: педагоги другие специалисты,работающие с ребенком, должны знать онем то, что поможет им более эффективностроить свою работу. И об этом родителидолжны быть уведомлены психологом.

Психолог должен пройти между двух огней,давая понять родителям, что значительнаячасть того, что станет известно психологу, не дойдет до педагогов, будет закрытойинформацией, и, в то же время, частьинформации может быть доведена досведения других специалистов.

Послеэтого родителям можно предложить задатьинтересующие их вопросы, получитьразъяснения психолога, его комментариив отношении предполагаемого обследовании,консультации. Это так же формирует усемьи доверительное отношение, вноситопределенную ясность в их ожидания.

Психологдолжен осознать и учесть предварительнуюинформированность родителей, касающуюсяпроблематики, состояния или дажезаболевания ребенка.

Это поможетпсихологу более эффективно и грамотнос минимизацией временных затрат уже довстречи с ребенком, непосредственно ксамому обследованию, сформироватьпервичную (предварительную) диагностическуюгипотезу и, соответственно, конкретизироватьспецифичные вопросы при оценке историиразвития ребенка (психологическогоанамнеза).

4. Психологический анамнез

Всоответствии с принципами интегративнойоценки сбор психологического анамнезаявляется, с одной стороны, необходимойчастью построения психологическойдиагностической гипотезы, а с другой –представляет собой систему объективныхданных, позволяющие предположить причинуи вероятные механизмы возникновениятого или иного варианта отклоняющегосяразвития. Следует отметить, что практическивсе специалисты уделяют пристальноевнимание сбору анамнестических данных,реализуя тем самым принцип динамическогоподхода [1, 4, 9, 10]. Сбор психологическогоанамнеза, может опираться на уже известныефакты из истории развития ребенка(медицинский анамнез). Однако сборпсихологического анамнеза имеет своицели и задачи и представляет собойдостаточно специфический набор тем, поповоду которых ведется беседа. В случаедетально прописанного врачебногоанамнеза не имеет смысла повторятьвопросы, раннее заданные врачом, аследует лишь детализировать интересующиепсихолога этапы и специфику развитияпревращая, таким образом, медицинскийанамнез в историю развития. Частопсихологи образовательных учреждений,в том числе и психолого-педагогическойи медико-социальной помощи, оказываютсяпервыми специалистами, к которымобращаются родители с проблемнымребенком. В таких случаях психологбуквально вынужден оценивать историюразвития ребенка (в том числе и периодразвития до момента рождения)самостоятельно. В любом случае, умениеоценить и проанализировать информацию,считающуюся до сих пор исключительнопрерогативой медицинских работников,является показателем профессионализмаспециалиста, особенно тогда, когда речьидет о психологах, работающих с детьмис отклоняющимся развитием [12].

Нейробиологическаясоставляющая развития ребенка лежит вкаузальной (причинной) области, являясьосновой и первопричиной развитияребенка. Естественно, что особенностиэтой составляющей оказывать непосредственноевлияние на развитие всех областейжизнедеятельности, в том числе ипсихических сфер.

Таким образом, дажепри условно-нормативном развитии можнои должно оценивать закономерностинейробиологического развития, куда вкачестве важного компонента следуетвключить и оценку соматическогосостояния, его динамику в процессевзросления ребенка как один из факторовкаузального уровня егоиндивидуально-типологических особенностей.

Важнымдля анализа развития ребенка являетсясостояние матери, не только во времябеременности, но и в первые годы жизниребенка (во многих случаях должно бытьоценено и состояние отца, других детейв семье).

Те или иные факты болезненногосостояния родителей (в особенностиматери) в первые годы жизни ребенкаявляются принципиально важной информациейдля психолога, поскольку позволяютвыдвинуть гипотезу и родительско-детскихотношений в этот период, и гипо-  илигипераффективных взаимодействиях вдиаде мать-ребенок, о возможных в этихслучаях трудностях формирования чувствапривязанности или базового доверия.Таким образом, современные специалисты[11,12] считают, показатели развития идругие данные, до настоящего временирассматриваемые исключительно  впарадигме медицинского подхода,относящимися и к психологическомуанамнезу и, тем самым, обязательнымидля оценки психологом.

Доначала собственного обследования, втом числе и сбора психологическогоанамнеза, психологу необходимо ознакомитсяс результатами всех предыдущих имеющихсяобъективизированных обследований ипроанализировать эти данные под угломпсихологического развития ребенка[13].

Однимиз важнейших элементов сборапсихологического анамнеза являетсяпрослеживание (и вычленение) в историиразвития ребенка информации о формированиибазовых составляющих психическогоразвития и условиях этого формирования.

Отдельные факты развития ребенка иобщий анализ позволяют уже до полученияобъективных данных сделать предположенияо характере и формировании, о тех точках,областях и сферах психического развития,где происходили сбои или девиации, чтопомогает более эффективно строитьпсихологическую гипотезу и уточнять вдальнейшем психологический диагноз,особенности создания коррекционно-развивающихпрограмм.

Наиболеепристальное внимание в психологическоманамнезе следует уделить узловыммоментам развития.

Именно анализируяэти моменты, можно оценить имеющиесяфакты согласованности качественныхизменений всех трех базовых составляющихпри условно-нормативном развитии или,наоборот, рассогласования в их качественныхизменениях.

Знание об узловых моментахразвития дает возможность оценить сбои,недостаточности развития отдельныхуровней, а следовательно, и всейиерархической системы произвольнойрегуляции, когниций и аффективнойрегуляции.

Такнаиболее пристальное внимание в анамнезеследует уделять не просто динамикеразвития тех или иных сфер психикиребенка, но особенностям развития впериоды: 2,5-3 месяца; 7-8 месяцев; 1-го года;18-24 месяцев; 2,5-3 лет; 5,5-6,5 лет.

Данныемоменты являются одними из наиболееважных и для определения самойдиагностической гипотезы, и для постановкив рамках его предварительногопсихологического диагноза.

Безусловно,оценить все условия и факты развитияребенка, его семьи в целом за краткийпериод опроса родителей не предоставляетсявозможным.

В зависимости от уже имеющихсяданных о развитии, собственнодиагностической гипотезы специалистав каждом конкретном случае те или иныеразделы схемы сбора психологическогоанамнеза могут либо сокращаться, либоеще больше детализироваться. В то жевремя узловые моменты должны бытьпроанализированы при любых обстоятельствах.

Источник: https://studfile.net/preview/1843495/page:3/

Подготовка к проведению обследования ребенка. Психологический анамнез

3. Подготовка к проведению обследования ребенка. Психологический

 Подготовка к проведению обследования

Вполне естественно, что углубленная диагностика как задача возникает перед психологом не внезапно. Существуют две ситуации, когда она становится необходима.

Первая – когда сам психолог в процессе наблюдения в естественной ситуации, анализа группового обследования (в том числе специально организованного наблюдения), в какой либо другой ситуации обнаруживает особенности ребенка, выделяющих его в среде сверстников и приводящих к его дизадаптации. Вторая – когда запрос на подобную оценку исходит от педагогов или непосредственно от родителей ребенка. Понятно, что подобный запрос будет точно так же определятся какими-либо особенностями ребенка, нарушающими его адаптацию в группе, дома по различным параметрам.

Прежде чем непосредственно приступать к углубленной диагностике, необходимо познакомиться со всеми данными, существующими относительно этого ребенка. В первую очередь к ним относятся: личное дело ребенка, записи врачей и других специалистов.

Независимо от того, появились ли родители после настойчивой рекомендации педагога или обращение к психологу связано с их личной инициативой, характер первого контакта со специалистом имеет особое значение в связи со сложностью чувств, которые они испытывают. Если психолог во время первого контакта с родителями не ведет себя вполне определенным образом, то может препятствовать формированию крайне необходимого в этой ситуации доверия к специалисту .

С самого начала необходимо выстроить доверительные отношения психолога семьей на условиях определенной конфиденциальности.

Совершенно естественно, что полной анонимности в ситуации нахождения ребенка в учреждении быть не может: педагоги другие специалисты, работающие с ребенком, должны знать о нем то, что поможет им более эффективно строить свою работу. И об этом родители должны быть уведомлены психологом.

Психолог должен пройти между двух огней, давая понять родителям, что значительная часть того, что станет известно психологу,  не дойдет до педагогов, будет закрытой информацией, и, в то же время, часть информации может быть доведена до сведения других специалистов.

После этого родителям можно предложить задать интересующие их вопросы, получить разъяснения психолога, его комментарии в отношении предполагаемого обследовании, консультации. Это так же формирует у семьи доверительное отношение, вносит определенную ясность в их ожидания.

Психолог должен осознать и учесть предварительную информированность родителей, касающуюся проблематики, состояния или даже заболевания ребенка.

Это поможет психологу более эффективно и грамотно с минимизацией временных затрат уже до встречи с ребенком, непосредственно к самому обследованию, сформировать первичную (предварительную) диагностическую гипотезу и, соответственно, конкретизировать специфичные вопросы при оценке истории развития ребенка (психологического анамнеза).

 Психологический анамнез

В соответствии с принципами интегративной оценки сбор психологического анамнеза является, с одной стороны, необходимой частью построения психологической диагностической гипотезы, а с другой – представляет собой систему объективных данных, позволяющие предположить причину и вероятные механизмы возникновения того или иного варианта отклоняющегося развития. Следует отметить, что практически все специалисты уделяют пристальное внимание сбору анамнестических данных, реализуя тем самым принцип динамического подхода . Сбор психологического анамнеза, может опираться на уже известные факты из истории развития ребенка (медицинский анамнез). Однако сбор психологического анамнеза имеет свои цели и задачи и представляет собой достаточно специфический набор тем, по поводу которых ведется беседа. В случае детально прописанного врачебного анамнеза не имеет смысла повторять вопросы, раннее заданные врачом, а следует лишь детализировать интересующие психолога этапы и специфику развития превращая, таким образом, медицинский анамнез в историю развития. Часто психологи образовательных учреждений, в том числе и психолого-педагогической и медико-социальной помощи, оказываются первыми специалистами, к которым обращаются родители с проблемным ребенком. В таких случаях психолог буквально вынужден оценивать историю развития ребенка (в том числе и период развития до момента рождения) самостоятельно. В любом случае, умение оценить и проанализировать информацию, считающуюся до сих пор исключительно прерогативой медицинских работников, является показателем профессионализма специалиста, особенно тогда, когда речь идет о психологах, работающих с детьми с отклоняющимся развитием .

В литературе неоднократно поднимался вопрос о необходимости анализа истории развития ребенка для разных ситуаций и различных категорий детей, проводилась дифференциация медицинского и психолого-педагогического анамнеза.

Однако считается оправданным сближение понятия «психологический анамнез» с анамнестическим подходом, принятым в медицине.

При этом помимо переноса из медицины принципов сбора и анализа анамнестических данных, необходим учет содержания «медикоориентированых» анамнестических данных с целью обеспечения интегративного характера углубленной оценки.

Нейробиологическая составляющая развития ребенка лежит в каузальной (причинной) области, являясь основой и первопричиной развития ребенка. Естественно, что особенности этой составляющей оказывать непосредственное влияние на развитие всех областей жизнедеятельности, в том числе и психических сфер.

Таким образом, даже при условно-нормативном развитии можно и должно оценивать закономерности нейробиологического развития, куда в качестве важного компонента следует включить и оценку соматического состояния, его динамику в процессе взросления ребенка как один из факторов каузального уровня его индивидуально-типологических особенностей.

Важным для анализа развития ребенка является состояние матери, не только во время беременности, но и в первые годы жизни ребенка (во многих случаях должно быть оценено и состояние отца, других детей в семье).

Те или иные факты болезненного состояния родителей (в особенности матери) в первые годы жизни ребенка являются принципиально важной информацией для психолога, поскольку позволяют выдвинуть гипотезу и родительско-детских отношений в этот период, и гипо-  или гипераффективных взаимодействиях в диаде мать-ребенок, о возможных в этих случаях трудностях формирования чувства привязанности или базового доверия. Таким образом, современные специалисты считают, показатели развития и другие данные, до настоящего времени рассматриваемые исключительно  в парадигме медицинского подхода, относящимися и к психологическому анамнезу и, тем самым, обязательными для оценки психологом.

До начала собственного обследования, в том числе и сбора психологического анамнеза, психологу необходимо ознакомится с результатами всех предыдущих имеющихся объективизированных обследований и проанализировать эти данные под углом психологического развития ребенка .

В то же время в основу психологического подхода к сбору и систематизации данных о ребенке может быть положена схема анализа каждого этапа развития ребенка, квалификация динамики его деятельности и личности, широкий охват существенных условий.

Одним из важнейших элементов сбора психологического анамнеза является прослеживание (и вычленение) в истории развития ребенка информации о формировании базовых составляющих психического развития и условиях этого формирования.

Отдельные факты развития ребенка и общий анализ позволяют уже до получения объективных данных сделать предположения о характере и формировании, о тех точках, областях и сферах психического развития, где происходили сбои или девиации, что помогает более эффективно строить психологическую гипотезу и уточнять в дальнейшем психологический диагноз, особенности создания коррекционно-развивающих программ.

Наиболее пристальное внимание в психологическом анамнезе следует уделить узловым моментам развития.

Именно анализируя эти моменты, можно оценить имеющиеся факты согласованности качественных изменений всех трех базовых составляющих при условно-нормативном развитии или, наоборот, рассогласования в их качественных изменениях.

Знание об узловых моментах развития дает возможность оценить сбои, недостаточности развития отдельных уровней, а следовательно, и всей иерархической системы произвольной регуляции, когниций и аффективной регуляции.

Так наиболее пристальное внимание в анамнезе следует уделять не просто динамике развития тех или иных сфер психики ребенка, но особенностям развития в периоды: 2,5-3 месяца; 7-8 месяцев; 1-го года; 18-24 месяцев; 2,5-3 лет; 5,5-6,5 лет.

Данные моменты являются одними из наиболее важных и для определения самой диагностической гипотезы, и для постановки в рамках его предварительного психологического диагноза.

Безусловно, оценить все условия и факты развития ребенка, его семьи в целом за краткий период опроса родителей не предоставляется возможным.

В зависимости от уже имеющихся данных о развитии, собственно диагностической гипотезы специалиста в каждом конкретном случае те или иные разделы схемы сбора психологического анамнеза могут либо сокращаться, либо еще больше детализироваться. В то же время узловые моменты должны быть проанализированы при любых обстоятельствах.

 Построение диагностической гипотезы

Диагностическая гипотеза обследования должна опираться не только на объективные жалобы, предъявляемые к ребенку взрослыми, или его собственные проблемы.

В первую очередь, она должна исходить из знания типичных и специфичных для разных вариантов дизонтогенеза особенностей психомоторного и, в дальнейшем, психоэмоциального развития.

В этом отношении полученые в ходе сбора психологического анамнеза данные о предыдущих этапах развития играют чрезвычайно важную роль в формировании самой гипотезы и процедуры проведения обследования ребенка.

В построении диагностической гипотезы значительная роль принадлежит и непосредственному наблюдению за особенностями, как внешнего вида ребенка, так и его поведения, и до обследования, и непосредственно в ходе работы с ним.

Так большинство авторов отмечают, что, именно оценка внешнего вида, в том числе выделяющихся особенностях внешнего вида ребенка, играет важную роль в предварительной постановке гипотезы обследования и в подборке соответствующих методических материалов для его проведения .

В процессе сбора психологического анамнеза ребенку предлагается выполнить определенные рисуночные задания, тем самым во время беседы с родителями специалист не только выясняет историю развития ребенка, но и имеет возможность непосредственно наблюдать за выполнением им рисунка, оценить его эмоциональные реакции (в том числе и на разговор с родителями).

Основная рабочая диагностическая гипотеза должна быть сформирована к началу непосредственной работы с ребенком.

Нужно отметить, что разговор с ребенком относительно его рисунков и обсуждение их, а также анализ качества графического качества выполнения рисунков и его сопоставление с возрастом ребенка играют важную роль для уточнения диагностической гипотезы.

Среди наблюдаемых особенностей поведения, еще до начала непосредственной работы с ребенком, важно обратить внимание на критичность ребенка к самой ситуации взаимодействия, на адекватность его поведения в условиях обследования.

Диагностическая гипотеза может изменяться, если специалист видит, что ребенок не понимает инструкций, например, к рисуночным заданиям, или не удерживает их, рисует что-то совершенно не относящиеся к самому заданию, в том числе и выражая негативизм.

Желательно, чтобы с самого начала диагностическая гипотеза заключалась в примерном отнесении развития ребенка к тому или иному варианту развития. То есть изначально следует предположить условно-нормативный или отклоняющийся тип развития, у данного ребенка.

Вся система оценки способностей психического развития ребенка: подбор наиболее эффективных диагностических средств, тактика и технология их использования в процессе обследования, приемы предъявления стимульных материалов, характер помощи, необходимый ребенку, построение мотивационного компонента обследования строится с целью подтверждения того, что развитие ребенка идет в рамках данного варианта условно-нормативного или отклоняющегося развития. Таким образом, уже на этапе постановки первоначальной диагностической гипотезы мы предполагаем вероятный результат обследования, его конечный результат в виде вероятного психологического диагноза. Точно также, предполагается, что анализ получаемых результатов будет соответствовать имеющейся гипотезе с выходом на предполагаемый тип развития – психологический диагноз.

В соответствии с результатами, получаемыми при непосредственной работе с теми или иными методиками, первичная диагностическая гипотеза может изменяться (правило Баеса). В соответствии с этим для ребенка подбираются адекватные гипотезе диагностические методики и материалы, приемы их подачи. Формирование диагностической гипотезы можно представить так:

Предположим, что предварительная гипотеза и последовательность используемых методик с соответствующими результатами была представлена в виде: А1; А2; А3; …; Аn – конечным итогом обследования оказывается отнесение типа развития ребенка к варианту и подтверждение, аналогичного психологического диагноза.

Полученые в результате обследование индивидуально-психологические особенности будут соответствовать данному варианту развития конкретизируя его.

Таким образом, первичная диагностическая гипотеза была единственной в ходе обследования и оказалась адекватной, поскольку результаты каждой из предъявляемых методик планомерно ее подтверждали, и не было оснований менять стратегию проведения обследования.

В другом случае, если результат уже первой из предъявляемых методик частично опроверг первичную гипотезу (вместо планируемого при выполнении первой методики результата А1 был получен результат В1), следовательно, возникла и другая гипотеза В1; В2; В3; …; Вn и соответствующий типологический диагноз . Возможна ситуация, когда после использования второй (иногда и третьей) методики необходимо изменять диагностические гипотезы С1; …; С n .

Всегда существует вероятность, что после нескольких этапов диагностики, использования рада методик результаты выполнения каждой из них заставляют вернуться к одной из предыдущих гипотез, но уже в частично измененных условиях.

Возможны и промежуточные варианты изменения диагностической гипотезы в ходе непосредственного обследования ребенка, когда требуется лишь корректировка первичной гипотезы и изменение приемов обследования, без смены используемых методик.

Такая гибкая стратегия изменений как диагностической гипотезы, так, вслед за этим, и арсенала диагностических средств и приемов обследования на одном или нескольких этапах обследования, возникшая в следствии результатов предыдущих этапов, была описана как «правило Байеса» . Данная стратегия проведения обследования рассматривается как наиболее эффективный вариант деятельности психолога с самыми различными категориями детей.

Источник: https://students-library.com/library/read/64228-podgotovka-k-provedeniu-obsledovania-rebenka-psihologiceskij-anamnez

Medic-studio
Добавить комментарий