3. Понятие об эмпирической проверки научных гипотез.

Гипотезы и научные теории в процессе исследования

3. Понятие об эмпирической проверки научных гипотез.

Прежде чем приступить к исследованию, необходимо на основе научной информации выдвинуть и разработать рабочую гипотезу[68].Великий немецкий поэт и мыслитель Гёте И.В. (1749- 1832) писал, что «для того, чтобы какая-нибудь наука сдвинулась с места, чтобы расширение её стало совершеннее, гипотезы необходимы так же, как показания опыта и наблюдения».

В широком смысле слова подгипотезой подразумевают любое предположение, допущение, предсказание или догадку, истинность которых остается неизвестной, и которые служат для предварительного объяснения и предсказания новых явлений, событий и фактов.

В любой гипотезе можно выделить, во-первых, её основание, состоящее из посылок, в качестве которых используются эмпирические и теоретические суждения, и, во-вторых, заключение. Факты, события, свидетельства и другие данные, составляющие гипотезу, обычно тщательно изучаются и фиксируются и поэтому могут быть установлены с помощью объективных средств исследования.

Заключение же или гипотеза, основанная на них, представляет собой предположение и, следовательно, однозначно не вытекает из них. Поэтому в фактуарных науках (какими является бухгалтерский учет) гипотеза должна основываться на наблюдаемых фактах, а они должны быть надежными и не выходить за рамки опыта и наблюдения.

При этом использование фактографического материала должно включать: отбор данных, проверку их достоверности, исследование и использование в системе доказательств. Гипотеза же создается для того, чтобы объяснить факты известные и предсказать неизвестные.

Естественно поэтому, что по своему объему она должна быть шире имеющихся фактов, а по содержанию – глубже эмпирического знания, на котором она строится. При этом гипотеза стремиться перенести найденное в ходе исследования общее свойство или закономерность на другие неизученные факты или весь их класс в целом.

При проведении исследования может возникнуть множество различных гипотез, в связи с этим возникает задача выбора среди них тех, которые можно подвергнуть дальнейшему анализу и разработке. Для этого к гипотезам предъявляются определенные требования, выполнение которых будет свидетельствовать, что они не являются простыми догадками или произвольными предположениями.

О состоятельности гипотез свидетельствуют следующие требования: релевантность гипотез, то есть уместность по отношению к фактам, на которые она опирается; проверяемость гипотезы, выражаемая в возможности её сопоставления с данными наблюдения или эксперимента, т. е.

эмпирическими фактами; совместимость и преемственность гипотезы с существующим научным знанием; объяснительная и предсказательная сила гипотезы, выражающаяся в количестве и качестве выводимых из неё разнообразных фактов и следствий; простота гипотез, состоящая в её общности и минимальности исходных предпосылок, минимальной сложности математического аппарата для её выражения. Данные требования позволяют исключить из рассмотрения явно несостоятельные и неправдоподобные гипотезы.

Гипотезы является главным методологическим инструментом, организующим процесс исследования и определяющим его логику[36]. После проверки гипотеза превращается либо в достоверную теорию, либо в достоверное знание определенного факта.

С того момента, как у студента возникла идея исследования, он, обдумывая ее, и сопоставляя с изученным материалом, постепенно превращает ее в гипотезу. Иногда гипотеза заложена уже в самой постановке темы или может быть взята из работы другого автора.

Если студенту не удается сформулировать гипотезу на основе изученной литературы, то необходимо проработать литературу по смежным темам, которые могут служить образцом.

Поскольку гипотеза представляет собой предположительное знание, то она должна быть динамичной и в процессе исследования уточняться, дополняться, совершенствоваться.

Проверка гипотез и теоретических систем на непротиворечивость, выведение из них логических следствий, сравнение результатов с известными научными знаниями, оценка правдоподобности идей и т.п. – все это составляет взаимосвязанные стороны единого процесса обоснования научного поиска. После выбора одной из гипотез начинается систематическая её разработка с помощью логических, эвристических и эмпирических методов исследования.

В научном познании обычно имеют дело не с изолированными обобщениями или гипотезами, а с определенной системой логически взаимосвязанных гипотез.

Именно из них в конечном итоге и возникают научные теории,которые представляют собой систему логически взаимосвязанных и хорошо проверенных и обоснованных утверждений, поскольку для построения теории необходимо располагать не совокупностью изолированных гипотез, а логически взаимосвязанной их системой.

Примером научных теорий в экономических науках могут служить: статическая и динамическая экономическая теория; теория кризисов; теория рисков; теория капитала; теория отчетности; теория преобразования бизнеса и др.

В рамках теории все ранее обособленные и изолированные формы мышления (обобщения, гипотезы, законы и принципы) становятся элементами концептуальной системы и связываются в единое целое с помощью логических отношений определения, дедукции и подтверждения.

При этом уровень теории, имеющей дело с опытным или фактуарным материалом, в значительной мере определяется тем, насколько связаны между собой её обобщения, гипотезы и эмпирические законы в единую, целостную систему.

Примерное строение теории можно представить в следующей схеме:

1. эмпирический базис теории содержит основные факты и данные, а также результаты их простейшей логико – математической обработки;

2. исходный теоретический базис включает основные допущения, аксиомы и постулаты, фундаментальные законы и принципы;

3. логический аппарат содержит правила определения производных понятий и логические правила вывода следствий, или теорем, из аксиом, а также из фундаментальных законов производных, или неосновных законов;

4. потенциально допустимые следствия и утверждения теории.

История науки, в том числе и бухгалтерского учета, показывает, что прежде чем стать такой системой, каждая наука проходит длительный этап первоначального накопления эмпирической информации. Ценность любой теоретической системы опытного знания состоит, прежде всего, в том, насколько много позволяет она получать логические следствия, доступные опытной проверке.

Выдающийся русский советский ученый Крылов А.Н.(1863-1945) утверждал, что «теория должна руководствоваться указаниями практики, согласовывать свои допущения с действительностью, проверять свои выводы опытами и наблюдениями, доставленными практикой, работая и развиваясь с нею в полном единении.

В этом единении лежит залог правильного развития, как теории, так и практики».

Эмпирические и теоретические понятия теснейшим образом связаны между собой. В историческом развитии познания они обуславливают и дополняют друг друга. Переход от эмпирических понятий к абстрактным, теоретическим понятиям представляет собой диалектический скачок от чувственно- эмпирической стадии исследования к рационально- теоретической. При этом научная теория выполняет ряд функций.

· Первая и важнейшая функция теоретических понятий состоит в том, что с их помощью достигается дедуктивная систематизация научного знания, которая предполагает также использование теоретических утверждений.

· Вторая методологическая функция теоретических понятий связана с их применением как для объяснения эмпирических обобщений и законов, так и для теоретического обобщения и расширения научного знания.

· Третья методологическая функция теоретических понятий заключается в систематизации эмпирического и теоретического знания. Такая систематизация осуществляется не только с помощью исходных посылок теории, но и её первоначальных теоретических понятий.

· Четвертая методологическая функция теоретических понятий связана с развитием этого знания. Такое развитие характеризуется, прежде всего, изменением концептуального и, в первую очередь, понятийного содержания знания, в ходе которого одни понятия уточняются и модифицируются, другие – углубляются и расширяют объем.

· Пятая методологическая функция понятий теории заключается в эвристической, и особенно прагматической, роли в развитии и применении научного знания.

Следует отметить, что научная теория строиться на определенных методологических принципах, среди которых можно выделить: логические и интуитивные; эмпирические и рациональные.

Общими же методологическими принципами построения любой научной теории является схематизация и идеализация изучаемой области действительности. Например, путем процесса идеализации создают такие изображения объектов, свойства которых отсутствуют у реальных предметов.

Идеализация, чаще всего, связана с мысленным экспериментом, в ходе которого ученый теоретически осуществляет некоторые операции, которые нельзя проделать эмпирически, ни в каком реальном опыте.

Информативное содержание теории меняется в зависимости от обнаруженных новых фактов и открытия ранее неизвестных законов.

Научные теории являются весьма разнообразными как по предмету исследования, так и по методам и глубине раскрытия сущности изучаемых процессов, функциям, осуществляемым ими в познании.

Важнейшим средством унификации результатов эмпирического исследования, объединения их в рамках единой теоретической системы служат индуктивный метод(умозаключение от частного к общему)идедукция (умозаключение на основании знания общих свойств всего множества).

Вместе с тем в формировании научной теории важное место принадлежит абдукции, которая представляет собой объясняющее рассуждение, осуществляющееся на основании информации и описывающее определенные факты или данные. Главное назначение абдукции в генерировании объяснительных научных гипотез.

В абдуктивном умозаключении дедукция и индукция выступают совместно и взаимосвязанно друг с другом. Дедукция служит для вывода следствий из гипотезы, предложенной для объяснения новых фактов, а индукция – подтверждает или опровергает эту гипотезу и тем самым корректирует её.

Отсюда становиться очевидным, что абдукция представляет собой процесс, в ходе которого происходит модификация и коррекция гипотез. Наибольшее применение абдукция находит в процессе умозаключений от фактов – к гипотезе, которая наилучшим образом объясняет или оценивает их.

Хотя такой процесс обычно характеризуют как эмпирическую стадию исследования, тем не менее, на этой стадии начинают использовать теоретические понятия, а в связи с этим обращаются к абстракциям и идеализациям.

Сами факты и объясняющие их гипотезы и законы уже на эмпирической стадии исследования складываются в единую взаимосвязанную систему понятий, утверждений, гипотез, законов и теорий, которую называют гипотетико- дедуктивной системой.

Данная система или метод являются, прежде всего, инструментом обоснования готового, существующего знания. С помощью их можно выводить следствия из гипотез и некоторые из них проверять с помощью фактов. При этом исследователи используют все доступные им интеллектуальные и инструментальные средства: интуицию, воображение, аналогии, свой опыт и квалификацию, наблюдения и эксперимент.

Выдвинутая научная теория должна проверяться и подтверждаться. Для этого они подвергаются концептуальной и эмпирической проверяемости.

Конценптуальная проверяемость означает согласие новой теории с наиболее фундаментальными принципами и законами соответствующей отрасли научного знания, а также с твердо, установленными теоретическими истинами частного характера.

Эмпирическая проверяемость сводится к сопоставлению следствий теории с результатами наблюдений, экспериментов и практики в целом, ибо научные наблюдения и эксперимент представляют собой специфические формы практической деятельности в науке.

Предыдущая123456789101112131415Следующая

Дата добавления: 2016-11-02; просмотров: 1132; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

ПОСМОТРЕТЬ ЁЩЕ:

Источник: https://helpiks.org/8-73660.html

2 Способа понимания экспер метода:

3. Понятие об эмпирической проверки научных гипотез.

  1. Задачи исследования : теоретико-экспериментальные, прикладные, практические

Экспериментыв проводятся внаучных и практических целях. Всеэксперименты планируются и строятсяпо сходным нормативам в той части, гдезадаются характерные для экспер методатребования к сбору эмпирических данныхи возможностям объяснения выявляемыхзакономерностей. Они различаются лишьпо возможности обобщения.

1) относим его кэмпирическим методам

  1. это определяющая логика рассуждения исследователя.

Кзадачам исследованиякак к теоретико-экспериментальнымотносятся следование определеннымнормативам, кот нужны для учетаисследователем определенных правилсодержательного вывода при организацииэкспериментального рассуждения опредмете о предмете изучения и того,что принято называть культуройисследования.

Психологическийэксперимент должен удовлетворятькритериям научности, используяопределенные нормативы.

1)Наука – нормативна, так как используетсложившиеся способы, понятия, схемымышления и т.д.

Научноемышления – это «искусственное» мышление(это надындивидуальное мышление).

Нормативноенаучное мышление вкл всю отрефлексированную или используемую на данном этаперазвития науки систему исследовательскихметодов как способов структурированиятак или иначе понимаемого предметаизучения. Это лишь возможности познания,кот проявляются реальностной познавательнойдеятельностью.

Кун– понятие парадигмы – это научноесообщество, кот придерживается некоторойтрадиционной модели организацииисследования, вкл способы построениятеории, ее практического применения идаже необходимого оборудования – этосложившаяся практика научных исследования.

Т.оодним из нормативов экспер исследованияявл ориентирование экспериментаторана сложившуюся парадигму и возможностьвыхода в другие более просторные рамки,если прежние схемы не позволяют сравниватьконкурирующие объяснения изучаемойреальности.

Исследовательскиепарадигмы могут в разной степени бытьпредотворены в реальной деятельностиученого.

Вэксперименте обязательно реализуетсяне парадигма, а конкретный методическийспособ проверки научной гипотезы.

Т.оесть особые нормативы экспериментальнойпроверки гипотез. Эти нормативы сложилисьна знаниях др наук с учетом специфики.

Взнании проблеманормативов научного и профессиональногомышления представлена не в формальных,а в содержательных контекстах (так какощутимо различие между понятиями«научное понятие» и «житейские понятия»).

Организацияпознавательной деятельности – этоовладение любыми нормативами.

Этапывыдвижения и проверки гипотез – этонормативы и необходимые элементыэкспериментрования.

Гипотеза- это утверждение, истинность или ложностькоторого не известна, но может бытьпроверена опытным путем.

Эмпирическаяпроверка гипотез, выводимых из дедуктивныхконструкций – цель любого эмпирическогометода исследования.

Особенностьэксперимента – проверка причинно-следственныхгипотез (каузальных) и использованиеспособов контроля причинных выводов.

Экспериментыпроверяют не все гипотезы.

2)Установление закономерностей – этоеще не формулирование законов.

Закон– это констатация обобщенного характера,т.е указание диапазона, в рамках которогодейтсвует выявленная фактическаязакономерность.

Нормативыопределения исследования своей позициив понимании предмета изучения.

Задачиисследования сточки зрения теоретического эксперимента– следование нормативам, а также проверкагипотез, выявление закономерностей иформирование законов и общенаучноговоззрения..

Ноэксперименты могутпроводится не только в научных целях,они могут обслуживать решение других– практических задач (эффективностьпродажи пиыв, эксперименты с наушниками,разучивания пьес, сок).

Прикладноезначение: использование знаний исследования для других научных знаний.

  1. Источники и виды гипотез

Этапывыдвижения и проверки гипотез –необходимые элементы экспериментирования.

Гипотеза– это утверждение, истинность илиложность которой неизвестны, но могутбыть проверены опытным путем.

Эмпирическаяпроверка гипотез, выводимых из дедуктивныхконструкций – цель любого исследования.

Особенностиэксперимента – это проверка гипотез(причинно-следственных/ каузальных).Эксперимент проверяет не все гипотезы.

Источники:откуда берутся научные гипотезы, откаких факторов зависит формулировка,как происходит их селекция в реальнойдеятельности ученого и т.д – обычноосвещается в лит-ре по творчества.

Т.опроцесс возникновения научных гипотез– область творчества (Поппер).

Гипотезымогут строиться как в пределах даннойпарадигмы так и выходит за ее пределы.

Частогипотезы возникают на насущныхпотребностях и при желании что-нибудь улучшить.

Экспериментальнаягипотеза – конкретизация некоторойдогадки, или идеи, с целью ее проверкив эксперименте. Гипотеза вкл в себя:

  • НП (то, что экспериментатор может изменять)
  • ЗП (то, что изменяется под влиянием изменение НП)

Отношениямежду ними и уровни ДП (все другие доппеременные, влияющие на результатэксперимента, напр, время проведение,самочувствие испытуемого, интонацияэкспериментатора).

Экспергипотеза – это предположение об отношениимежду НП и ЗП при определенном уровнеДП. В той мере, в какой это отношение небудет зависеть от побочных и ДП,экспериментальная гипотеза можетстановиться все более обобщенной:

  • контргипотеза – гипотеза, альтернативная к основному предположению, возникает автоматически
  • третья конкурирующая гипотеза – это гипотеза об отсутствии влияния НП на ЗП, проверяется только в лабораторном эксперименте (нуль-гипотеза)
  • причинно-следственная – гипотеза о причинно-следственном отношении НП и ЗП (каузальная)
  • точная – предположение об отношении между единичной НП и ЗП в лабораторном эксперименте, проверка требует выделения НП и очищения ее условий
  • гипотеза о мах (мин) величине – предположение о том, при каком уровне НП ЗП принимает мах или мин значение. Основанный на представлении о 2х базисных процессах, оказывающих противоположные действия на ЗП. При достижении определенного (высокого) уровня НП «негативный» процесс становиться сильнее «позитивного», проверяется только в многоуровневом эксперименте.
  • гипотеза об абсолютных и пропорциональных отношениях – точное предположение о характере постепенного (количественного) изменения ЗП с постепенным (количественным) изменении НП. Проверяется в многоуровневом эксп-те.
  • гипотеза с одним отношением – предположение об отношении между одной Н и одной ЗП. Для проверки гипотезы с одним отношением может быть использован и факторный эксперикнт, но вторая НП является при этом контрольной.
  • Комбинированная гипотеза – предположение об отношении между определенными сочетаниями (комбинации) двух (или нескольких) НП, с одной стороны, и ЗП с другой. Проверяется только в факторном.
  • Исследовательская
  • Структурная
  • Функциональная

Верификация гипотез– проверка гипотез.

Фальсификация –отвержение гипотезы как несоответствующейопытным данным.

+ ксерокс.

Гипотеза– утверждение,истинность или ложность которогонеизвестны, но могут быть провереныопытным путем. Выводится из дедуктивныхконструкций. Психологическаягипотеза-Источникигипотез

К выдвижениюгипотез ученый должен обращаться, потомучто нет правил, действуя в соответствиис которыми можно было бы выводить новыезаконы из новых эмпирических результатов.

К.Поппер:источники гипотез- проблемане Этальной психологии, а психологиитворчества.

Готтсданкер:гипотеза есть догадка.

Не все догадкипроверяются в качестве гипотез. В каждойнауке есть “невозможные” насегодняшний день развития науки гипотезы,которые по умолчанию не рассматриваются.

ПарадоксК. Поппера(один из)- возникновениев русле старого течения новых гипотез,которые, развиваясь, эмпирическиподкрепляясь, становятся основаниемдля смены парадигм и критериев научногознания.

Важнопонимать2проблемы при выдвижении гипотез:

1.Ученыйпользуется теми схемами мышления,которые есть на данный момент иопределяются системой понятий иособенностями выделения изучаемогопредмета в рамках психологических школ;

2. Есть возможностьвыдвижения новых гипотез, которые,казалось бы, менее всего детерминированысложившейся системой категорий иподходов.

М.Г.Ярошевский:понятие категориальных регулятивов.Изменение научного объяснения приразвитии мировой психологической мыслиопределяет не изменение приемовформально-логических операций ученого(которые являются необходимым условиемкомпетентности для всех ученых всехшкол), а изменение познавательныхструктур (предметно-логического строямысли).

Ученый долженвладеть при построении исследования:

1.Общими нормативами науки (которыебезличны);

2.Системойличностного знания (М. Полани)- убежденияв том числе.

М.Полани:формирование гипотез должно тожеучитываться при обсуждении научногометода.

Мамардашвили:деятельность психолога- это:

1овладение имеющимися нормативами;

2их преодоление.

Виды гипотез

Фресс,Пиаже:2 большихкатегории гипотез:

1.Индуктивныегипотезы– появляютсяпри наблюдении за фактами. Это ответына вопрос, который поставил исследователь.Состоит в предположении существованияк-л зависимости между фактами. Гипотезавозникает только когда устанавливаетсясвязь между наблюдаемыми фактами.

2.Дедуктивныегипотезы– выводятсяиз уже известных отношении или теорий,которые она обобщает. Гинетеза- не результатнаблюдения, а выведена исходя из ужедобытых знании.

ВЭте проверяются причинно-следственные(каузальные) гипотезы. Корнилова:

1.Исследовательскаягипотеза(“рабочая”- Теплов)- направленана правдоподобное объяснение возможностивидеть в управляемом факторе “воздействие”,детерминирующее изменения ЗП. Цель Эта- проверкаэтой гипотезы.

Рабочая гипотеза- фиксируетв себе то, что Эти может проводиться длясбора новых данных, относительно которыхеще не сложилось теоретически обоснованныхсхем их психологических интерпретаций.

Применяется при историческом способеизложения результатов Этальногоисследования.

2.Теоретическаягипотеза-когда данные рассматриваются в контекстевопроса, для ответа на который проводилсяЭт. Гипотеза здесь- утверждениезаконообразного причинного характера.

Может не иметь места в Эте с практическимицелями, но в этом случае все равно должныбыть сформулированы доводы о возможностиобобщения Этальных данных.

Благодарятеоретической гипотезе по принципуорганизации условного суждения “если…,то…”эксплицируется Этальная гипотеза.

3,4.Этальнаягипотеза.Обычно включает детерминистскисформулированное объяснение отношениямежду НП и ЗП при определенном уровнедругих- третьих- переменных.Противопоставлена контргипотезе. Этдолжен проводиться так, чтобы былиравные шансы получить как Этальнуюгипотезу, так и контргипотезу. Получениеданных в пользу контргипотезы тожеполезно, т. к.

способствует прибавлениюзнания. Контргипотеза и Этальная гипотезавходят в одну и ту же теоретическуюинтерпретацию. ЭГ всегда открыты длядальнейшей проверки- асимметриявывода (см. вопрос14). В обычномЭте всегда анализируется не все полевозможных научных гипотез, а однасодержательная гипотеза в двухформулировках: за (ЭГ) и против (КГ).

ЭГдолжна включать одно определенноеобъяснение- исследоватьодну причинно-следственную связь.Бывает, что ЭГ и КГ включают разныетеоретические объяснения( но неразные способы задания НП, ЗП и др.).Тогда решение в пользу одной гипотезыделает возможным выбор между двумятеоретическими гипотезами.

“КонтрольныйЭт”- позволяетосуществить выбор между двумяконкурирующими теориями или установитьих относительную”подкрепленность” со стороныэмпирии.

Соотношениетеоретических и Этальных гипотез:

Онивсегда находятся в импликативномотношении друг к другу: Р ->Q(если Р, тоQ), где Р- теоретическоеположение,Q – следующаяиз него на эмпирическом уровнезакономерность. ТакихQ можетбыть множество:Q1, Q2, Q3 ит.д.

Высказывание “если Р, тоQ” неявляется чисто логическим, посколькуQотносится к области реальности, а Ростается в мире теорий. Однако, нетограничения, которое бы запрещаловыведениеQ из какой-тодругой теории (Р1, Р2 и т.д.

).

5.”Третья”по отношению к Этальной гипотезеи контргипотезе конкурирующая гипотеза(их может быть больше, чем одна)- основанана другом теоретическом толковании.

Парадокс К. Поппера(один из): система оцениваемых в Этегипотеч и поле возможных другихинтерпретаций устанавливаемыхзакономерностей не тождественны.

6.Статистическиегипотезы- гипотезыо выборочных значениях фиксируемыхпоказателей, основаны на представленияхо распределении вероятностей в некотором«выборочном пространстве» событий.Уровень статистических гипотез- необходимыйкомпонент проверки психологическихгипотез, если хочется получить значимыерезультаты.

В статистических гипотезахнет утверждения о каузальном характеревлияния НП. “Статистическая проверкагипотезы”- выяснениетого, насколько совместима эта гипотезас имеющимся(наблюдаемым) результатомслучайного выбора. Уровеньзначимости-вероятностьошибочно отвергнуть статистическуюнуль-гипотезу.

Обычно указываютминимальный уровень значимости, накотором можно отвергнуть гипотезу.Различают формулировки нуль-гипотезыНО как гипотезы об отсутствии различиймежду выборочными показателями переменныхи направленной гипотезы Н1- опредполагаемых различиях.

Возможнополучение результатов, когда уровеньзначимости недостаточен для сужденияо том, можно или нет отвергнутьнуль-гипотезу. Это требует искать«третье» объяснение (т.е. рассматриватьвлияние НП за рамками объяснительногоконтекста соотношения Этальной иконтргипотез).

Статистическиерешения основаны на вероятностныхсуждениях.

С этимсвязан одинизпарадоксовразвития Этального метода: истинностьдетерминистски сформулированныхутверждений о каузальных зависимостяхоценивается вероятностно-ПарадоксК. Поппера (одиниз).

Вероятностно оценивается не самоотношение между переменными и неистинность психологического объяснения,а достоверность того, что ожидаемаязависимость эмпирически установлена.

Т.н. точные гипотезы- когда вЭте организуются “очищенные”условия для проверки этих гипотезы.

Особенностигипотез, проверяемых в факторном Эте- см. вопрос39.

3.Понятие об эмпирической проверкинаучных гипотез.

Необходиморазводить два представления обэмпирической подкрепленности или«доказанности» гипотез.

  1. установление выдвигаемого причинного объяснения или его отвержения на основе эмпирических данных.

  2. сопоставление разных объяснений с точки зрения наложения их на одну и ту же эмпирическую реальность.

Эмпирическаязагруженность теоретической или научнойгипотезы не следует понимать каквозможность описания эмпирич данных,кот сами по себе, т.е. без принятия решенияоб их «данности», не являются эмпиричфактом. Для экспериментального методахарактерно осознать, что фактыустанавливаются, а не просто фиксируютсяисследователем.

Возможностиотвержения верной гипотезы и принятияневерной на основе эмпирич данных естьте общие промахи, кот могут допуститьчеловек при оценки той или иной эмпиричреальности как «факта».

Проверкатеории с помощью эмпирич опробованияистинности выводимых из нее следствийесть норматив, сложившийся в историиприменения экспериментального методав естествознании.

СхемаХольцкампа.

Высказывания,имеющие эмпирич содержание, выводятся,как следствия той или иной теории.Теоретическая гипотеза как бынадстраивается над плоскостьюэмпирических, или «базисных», высказываний,а переход между этими двумя этапамирегулируется на основе принципафальсификации гипотез (отвержения).

Теорииразной степени общности.

Однимиз значимых для экспериментальной нормативов научного мышления являетсявозможность классификации системнаучных знаний, теорий или научныхгипотез с точки зрения выделения уровней,свидетельствующих о близости илидальности пути к эмпирич их проверке.

Тритипа теорий:

  1. нижний уровень предполагает использование объяснительных схем, в кот понятия максимально нагружены эмпирически.

  2. теория среднего уровня непрямо соотносится с эмпирией, а позволяет выдвигать гипотетически мыслимые следствия, доступные эмпирической проверки. (теория Левина).

  3. теории самого верхнего уровня отличаются с точки зрения отношения к их эмпирич подкреплению. Они не имплицируют эмпирически нарушенных гипотез. Используемые в этих теоретических моделях понятия имеют статус категорий, т.е. имеют максимальную степень общности, т.е. приближены к философским категориям. (теория деятельности Леонтьева).

Гипотеза– утверждение,истинность или ложность которогонеизвестны, но могут быть провереныопытным путем.

Одиниз основных нормативов научнойдеятельности, который являетсяпредпосылкой общих принципов Этирования- предположениео возможности выявления в психологическомЭте закономерностей причинно-следственныхсвязей. Организация реальных формпознавательной деятельности при проверкенаучных гипотез:

1.ориентировка на сложившиеся парадигмы

2.возможность выхода в другие, болеепросторные рамки, если прежние схемыне годятся.

Нетправил, в соотв с которыми можно выводитьновые законыиз новыхэмпирических результатов. Поэтому надовыдвигать гипотезы на основе теоретическихобобщений, которые надо проверить наистинность.

Научные гипотезымогут проверяться.

Этальныйметод- средствопроверкикаузальныхгипотез. Эт- толькосредство ограничить вольноетеоретизирование, он не дает ответ оверности теории.

Эмпирическаяпроверка гипотез, выводимых из дедуктивныхконструкций- цельлюбого Этального исследования. Этальныйметод используется для проверки нелюбых гипотез– не всепсихологические закономерности допускаютс точкизренияпониманияих структуры применимость к ним Этальиыхнормативов рассуждений.

Наблюдение- как методсбора данных на предварительном этапеисследования не направлено на проверкугипотез.

Наблюдениеэвристическое- виднаблюдения, который направлен на проверкугипотез. Равные возможности для полученияданных за и против.

Обобщение видаполученной каузальной зависимости дляЭта с научными целями, если имел месточистый лабораторный Эт: этапы:

1.вывод о виде зависимости

2.вывод об обоснованности используемойтеоретической гипотезы

3.реализуется путь от теории к реальности- ееобъяснение с пом проверенной в лабораторномЭте научной гипотезы.

Принципфальсификации гипотез:при неотвержении ЭГ мы еще не можемсчитать доказанной истинность теории,т. к. всегда можно ожидать новыхопровергающих фактов и вновьсформулированных объяснений (исходяиз других Теорий)- любаягипотеза всегда открыта для дальнейшейпроверки.

ПарадоксК. Поппера(один из): система оцениваемых в Этегипотез и поле возможных другихинтерпретаций устанавливаемыхзакономерностей не тождественны.

НормативЭтального метода- проверкатеории с пом эмпирического опробованияистинности выводимых из нее следствий.

  1. Критерии объективности методов исследования.

Историческипринято выделять следующие три методав качестве основных структур организацииисследования.

Методы:

  1. интроспекция

  2. экстероспекция

  3. понимание.

поТеплову термин объективной –противопоставлении термину субъективной– обозначает существующие внечеловеческого сознания, не зависящиеот сознания и воли человека, т.е.

имеетсяв виду такое содержание наших знаний,кот правильно отражает действительностьи не зависят от субъекта, т.е. от сознанияи воли человека.

Под объективным методомследует разуметь такой метод, кот ведетк познанию объективной истины.

Объективныйметод в есть преждевсего метод, опирающийся на принципдетерминизма и направленный на открытиеобъективных законов, управляющихповедением человека и явлениями егосубъективного мира.

  1. интроспекцию принято считать в субъективным методом. Сущность суб метода, что психолог истолковывает психическую жизнь других людей с точки зрения тех сведений, кот он получил от самого человека. Т.е. психолог приписывает другим людям те чувства и мысли, кот он считает, исходя из собственно опыта, наиболее разумно приписать им в данном случае. Это не объективный метод.

  2. метод экстероспекции – это наблюдение за другим человеком и группой людей (или внешнее наблюдение). Критерии объективности наблюдения (как и любого другого метода в ) предполагают оценку истинности не столько самих результатов, сколько гипотезы. Для оценки самих результатов используются такие критерии как: надежность, валидность, воспроизводимость.

В наблюдениинадежность связывается со степеньюсогласия наблюдателей, дающих отчетыоб одном и том же «объекте» наблюдения.Критерии воспроизводимости данныхсвязан с оценкой возможности полученияподобных данных другими исследованияв подобных ситуациях.

Наблюдения какметод исследования может осуществлятьсяс точки зрения внешней валидности.Повышение степени валидности наблюдениянеобходимо связывать с усилением егоцеленаправленности, опосредованноститеорией и активности наблюдателя впостроении структур познавательныхцелей.

  1. метод понимания (эмпатии) – общее название для ряда форм познания, предполагающих непосредственное восприятие чужой души. Методики понимания основаны на профессионализме мышления экспериментатора и связаны с попытками рефлексии как в случае результатов в интерпретаций, так и способов их получения.

Существует и другаяклассификация методов (современная):

  • наблюдение
  • измерение
  • эксперимент
  • диагностические средства.

Общимиостаются критерии объективным этихметодов.

  1. надежность

  2. валидность

  3. воспроизводимость.

Надежность– устойчивость результатов при повторенииэксперимента несколько раз. Если онавысокая, то при многократном повторенииэксперимента будет воспроизводитьсяпримерно одно и тоже знание зависимойпеременной.

Валидность– достоверность вывода, кот обеспечиваютрезультаты реального эксперимента посравнению с результатами безупречногоэксперимента.

Воспроизводимость– возможность повторить эксперимент,руководствуясь описанием применяемыхметодических процедур.

Экспериментявляется одним из самых объективныхметодов исследования.

+критерий соответствия выбираемыхпоказателей гипотезы и цели исследования.

Источник: https://studfile.net/preview/5571173/

Представления об эксперименте как активном методе исследования

3. Понятие об эмпирической проверки научных гипотез.

Понятие об эмпирической проверки научных гипотез.

Необходимо разводить два представления об эмпирической подкрепленности или «доказанности» гипотез.

1. установление выдвигаемого причинного объяснения или его отвержения на основе эмпирических данных.

2. сопоставление разных объяснений с точки зрения наложения их на одну и ту же эмпирическую реальность.

Для экспериментального метода характерно осознать, что факты устанавливаются, а не просто фиксируются исследователем.

Проверка теории с помощью эмпирич опробования истинности выводимых из нее следствий есть норматив, сложившийся в истории применения экспериментального метода в естествознании.

Высказывания, имеющие эмпирич содержание, выводятся, как следствия той или иной теории. Теоретическая гипотеза как бы надстраивается над плоскостью эмпирических, или «базисных», высказываний, а переход между этими двумя этапами регулируется на основе принципа фальсификации гипотез (отвержения).

Теории разной степени общности.

Одним из значимых для экспериментальной  нормативов научного мышления является возможность классификации систем научных знаний, теорий или научных гипотез с точки зрения выделения уровней, свидетельствующих о близости или дальности пути к эмпирич их проверке.

Три типа теорий:

– верхний

– средний

– нижний

1. нижний уровень предполагает использование объяснительных схем, в кот понятия максимально нагружены эмпирически.

2. теория среднего уровня непрямо соотносится с эмпирией, а позволяет выдвигать гипотетически мыслимые следствия, доступные эмпирической проверки. (теория Левина).

3. теории самого верхнего уровня отличаются с точки зрения отношения к их эмпирич подкреплению. Они не имплицируют эмпирически нарушенных гипотез. Используемые в этих теоретических моделях понятия имеют статус категорий, т.е. имеют максимальную степень общности, т.е. приближены к философским категориям. (теория деятельности Леонтьева).

Гипотеза – утверждение, истинность или ложность которого неизвестны, но могут быть проверены опытным путем.

Один из основных нормативов научной деятельности, который является предпосылкой общих принципов Этирования – предположение о возможности выявления в психологическом Эте закономерностей причинно-следственных связей. Организация реальных форм познавательной деятельности при проверке научных гипотез:

1. ориентировка на сложившиеся парадигмы

2. возможность выхода в другие, более просторные рамки, если прежние схемы не годятся.

Нет правил, в соотв с которыми можно выводить новые законы из новых эмпирических результатов. Поэтому надо выдвигать гипотезы на основе теоретических обобщений, которые надо проверить на истинность.

Научные гипотезы могут проверяться.

Этальный метод – средство проверки каузальных гипотез. Эт – только средство ограничить вольное теоретизирование, он не дает ответ о верности теории.

Эмпирическая проверка гипотез, выводимых из дедуктивных конструкций – цель любого Этального исследования. Этальный метод используется для проверки не любых гипотез – не все психологические закономерности допускают с точки зрения понимания их структуры применимость к ним Этальиых нормативов рассуждений.

Наблюдение – как метод сбора данных на предварительном этапе исследования не направлено на проверку гипотез.

Наблюдение эвристическое – вид наблюдения, который направлен на проверку гипотез. Равные возможности для получения данных за и против.

Обобщение вида полученной каузальной зависимости для Эта с научными целями, если имел место чистый лабораторный Эт: этапы:

1. вывод о виде зависимости

2. вывод об обоснованности используемой теоретической гипотезы

3. реализуется путь от теории к реальности – ее объяснение с пом проверенной в лабораторном Эте научной гипотезы.

Принцип фальсификации гипотез: при неотвержении ЭГ мы еще не можем считать доказанной истинность теории, т. к. всегда можно ожидать новых опровергающих фактов и вновь сформулированных объяснений (исходя из других Теорий) – любая гипотеза всегда открыта для дальнейшей проверки.

Парадокс К. Поппера (один из): система оцениваемых в Эте гипотез и поле возможных других интерпретаций устанавливаемых закономерностей не тождественны.

Норматив Этального метода – проверка теории с пом эмпирического опробования истинности выводимых из нее следствий.

4. Критерии объективности методов  исследования.

Исторически принято выделять следующие три метода в качестве основных структур организации  исследования.

Методы:

1. интроспекция

2. экстероспекция

3. понимание.

по Теплову термин объективной – противопоставлении термину субъективной – обозначает существующие вне человеческого сознания, не зависящие от сознания и воли человека, т.е.

имеется в виду такое содержание наших знаний, кот правильно отражает действительность и не зависят от субъекта, т.е. от сознания и воли человека.

Под объективным методом следует разуметь такой метод, кот ведет к познанию объективной истины.

Объективный метод в  есть прежде всего метод, опирающийся на принцип детерминизма и направленный на открытие объективных законов, управляющих поведением человека и явлениями его субъективного мира.

1. интроспекцию принято считать в  субъективным методом. Сущность суб метода, что психолог истолковывает психическую жизнь других людей с точки зрения тех сведений, кот он получил от самого человека. Т.е. психолог приписывает другим людям те чувства и мысли, кот он считает, исходя из собственно опыта, наиболее разумно приписать им в данном случае. Это не объективный метод.

2. метод экстероспекции – это наблюдение за другим человеком и группой людей (или внешнее наблюдение). Критерии объективности наблюдения (как и любого другого метода в ) предполагают оценку истинности не столько самих результатов, сколько гипотезы. Для оценки самих результатов используются такие критерии как: надежность, валидность, воспроизводимость.

В наблюдении надежность связывается со степенью согласия наблюдателей, дающих отчеты об одном и том же «объекте» наблюдения. Критерии воспроизводимости данных связан с оценкой возможности получения подобных данных другими исследования в подобных ситуациях.

3. метод понимания (эмпатии) – общее название для ряда форм познания, предполагающих непосредственное восприятие чужой души. Методики понимания основаны на профессионализме мышления экспериментатора и связаны с попытками рефлексии как в случае результатов в  интерпретаций, так и способов их получения.

Существует и другая классификация методов (современная):

– наблюдение

– измерение

– эксперимент

– диагностические средства.

Общими остаются критерии объективным этих методов.

1. надежность

2. валидность

3. воспроизводимость.

Надежность – устойчивость результатов при повторении эксперимента несколько раз. Если она высокая, то при многократном повторении эксперимента будет воспроизводиться примерно одно и тоже знание зависимой переменной.

Валидность – достоверность вывода, кот обеспечивают результаты реального эксперимента по сравнению с результатами безупречного эксперимента.

Воспроизводимость – возможность повторить эксперимент, руководствуясь описанием применяемых методических процедур.

Эксперимент является одним из самых объективных методов  исследования.

+ критерий соответствия выбираемых показателей гипотезы и цели исследования.

Требования к формулировкам причинно-следственных гипотез.

В Эте проверяется каузальная гипотеза Новые гипотезы выдвигает ученый.

Фресс, Пиаже: основные признаки правильной гипотезы:

1. должна быть адекватным ответом на поставленный вопрос.

2. должна учитывать уже приобретенные знания и быть правдоподобной с этой точки зрения.

3. должна быть доступной для проверки

операциональный характер гипотез: они формулируют зависимость между 2 классами фактов.

1. Гипотеза должна быть сформулирована так, чтобы при ее эмпирической проверке были равные возможности для получения результатов за и против.

2. Если нет возможности сформулировать опровержение ЭГ, то это не гипотеза.

3. Фактически ЭГ подразумевает в себе КГ (которая учитывает ту же теоретическую интерпретацию, что и ЭГ – кроме случая критического Эта) – поэтому в любом Эте проверяются как минимум 2 гипотезы.

Этальный метод используется для проверки не любых гипотез – не все психологические закономерности допускают с точки зрения понимания их структуры применимость к ним Этальных нормативов рассуждений.

Представления об эксперименте как активном методе исследования.

с точки зрения структуры, или общих принципов организации исследования, психическое наблюдение как метод противопоставляется экспериментальному методу.

Противопоставление строится на двух постулатах:

1. «пассивность» наблюдателя как регистратора  данных. Здесь наблюдаемая реальность, будь то реальность внешнего мира или  реальность, т.е. субъективности, не изменяется исследователем, это и есть пассивность.

2. «непосредственность» характера представленных  данных.

Критерий непосредственно означает, что принятие решений о наблюдаемом факте не требуются, а эмпирич данные непосредственно даны наблюдателю как непосредственная представленность событий в разных формах их  отражения наблюдателем.

Учет позиции наблюдателя, знание им контекста ситуации, в кот развиваются события, перепроверка данных другим наблюдателем – эти и другие современные приемы совершенствования метода наблюдения так или иначе включает указанные понимания постулата непосредственно.

Отличие наблюдения и эксперимента:

– наблюдение – один из самых старых методов научного исследования (в широком смысле: наблюдение – это любой тип полученных эмпирич данных) – эксперимент планируется исследователем в соответствии с каузальной гипотезой, а не описательной, как и при наблюдении.

– Эксперимент является более поздним способом организации исследования и предполагает «наблюдаемость» фиксируемых переменных, будь то непосредственный отчет наблюдателя или аппаратурные способы фиксации показателей.

– Отличаются по способу исследовательского отношения к предмету иучения – пассивные и активные отношения.

Этатор выдвигает гипотезы, что определяет все остальное: переменные, формы контроля, Этальные планы и др.

В Эте создаются Этальные воздействия в виде управления условиями, которые выступают в качестве НП.

Этатор должен прикладывать методические усилия по измерению психологических показателей (НП и ЗП) – условие Этирования.

Активность Этатора в организации разных уровней НП предполагает и использование методик фиксации тех показателей, которые отражают изменения в психологической реальности – выборочных значений ЗП.

Обеспечение контроля:

3 вида контроля переменных:

1. планирование как построение Этальных схем

2. задание разных типов переменных и соответственно разных типов Этов

3. снятие угроз валидному выводу со стороны других факторов, необходимо

присутствующих при реализации Эта и подлежащих т. н. первичному контролю, т.е. контролю до выбора конкретных схем или безотносительно к Этальным планам.

7 Наблюдение и измерение переменных как условие планирования эксперимента.

Один из принципов построения Этальных схем – фиксация и измерение переменных осуществляется в классификации шкал, предложенной Стивенсом. Но вид переменной не задает способа ее измерения (на качественном или количественном уровнях).

Наблюдение и измерение могут выступать как самостоятельные методы или как методики наблюдения, измерения, которые позволяют психологу фиксировать качественные или количественные переменные.

Выделение переменных – задача наблюдения и измерения в Эте. Переменные в Эте эмпирически заданы, т. е. фиксируемы посредством тех или' иных методических усилий Этатора.

Источник: https://stydopedia.ru/2xccf7.html

Medic-studio
Добавить комментарий