- Медицина катастроф: цели, задачи, планирование и деятельность
- Принципы организации и задачи службы медицины
- В основе деятельности смк рф лежат следующие принципы
- Принципы взаимодействия смк с мед. Силами других ведомств и министерств, службами рсчс
- Задачи службы медицины катастроф
- Принципы организации и задачи службы медицины катастроф
Медицина катастроф: цели, задачи, планирование и деятельность
АБВГДЕЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЭЮЯ
/ Энциклопедия / Термин, определение и понятие
Медицина катастроф – это отрасль медицины, представляющая собой систему научных знаний и сферу практической деятельности, направленных на:
- спасение жизни и сохранение здоровья населения при авариях, катастрофах, стихийных бедствиях и эпидемиях;
- предупреждение и лечение поражений (заболеваний), возникших при чрезвычайной ситуации (ЧС);
- сохранение и восстановление здоровья участников ликвидации ЧС.
Как самостоятельная область медицины сформировалась в последней четверти ХХ столетия. Является функциональной подсистемой Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), руководство которой осуществляет Минздравсоцразвития России.
Основными задачами медицины катастроф являются:
- обоснование и проведение единой политики, обеспечивающей снижение уровня медико-санитарных последствий ЧС;
- участие в прогнозировании социально-гигиенических последствий ЧС и выработка рекомендаций по снижению их отрицательного воздействия на условия жизни населения;
- организация лечебно-эвакуационного обеспечения населения в ЧС, своевременное оказание пострадавшим догоспитальной и госпитальной помощи;
- организация и проведение комплекса санитарно-гигиенических и противоэпидемиологических мероприятий в районах ЧС;
- медицинское обеспечение спасателей и других граждан, участвующих в ликвидации чрезвычайной ситуации;
- участие в обучении населения, подготовке личного состава органов и сил МЧС России к оказанию первой медицинской помощи в ЧС и др.
Планирование и деятельность медицины катастроф осуществляется с учетом:
- источников возможных ЧС, которые могут сопровождаться неблагоприятными медико-санитарными последствиями;
- характера и закономерностей формирования медико-санитарных последствий возможных аварий, катастроф, стихийных бедствий и эпидемий;
- организации ликвидации ЧС, определяющей содержание и организацию медико-санитарного обеспечения населения и участников аварийно-спасательных и других неотложных работ (АСДНР), а также медико-санитарных мероприятий по жизнеобеспечению населения в условиях ЧС;
- поражений и заболеваний, возникающих при ЧС (причины, механизмы возникновения и развития), эффективных методов и средств их предупреждения, обнаружения и лечения;
- влияния экстремальных условий на здоровье и работоспособность человека.
В целях реализации основных задач медициной катастроф разрабатывается:
- комплекс медико-санитарных мероприятий по недопущению или снижению отрицательных медико-санитарных последствий ЧС;
- организационные основы создания службы медицины катастроф;
- принципы и организация деятельности службы медицины катастроф в различных режимах готовности, в частности, организация медико-санитарного обеспечения при ЧС (лечебно-эвакуационного, санитарно-гигиенического, противоэпидемического обеспечения, медицинской защиты и медицинского снабжения);
- организация подготовки и аттестации специалистов службы медицины катастроф, подготовки органов управления, формирований и учреждений;
- основы взаимодействия с МЧС России, другими министерствами и ведомствами, решающими смежные задачи;
- методы и средства оказания медицинской помощи и лечения населения, пострадавшего при ЧС, а также его медицинскую защиту;
- организация медико-санитарного обеспечения и реабилитации спасателей;
- направления и рекомендации по совершенствованию медико-технического обеспечения службы медицины катастроф;
- комплекс медико-санитарных мероприятий по обеспечению деятельности человека в экстремальных условиях.
В своем составе служба имеет органы управления, медицинские формирования и учреждения. Функционирует на федеральном, межрегиональном, региональном, местном и объектовом уровнях. Важное значение имеет взаимодействие органов и учреждений здравоохранения с военно-медицинской службой и другими министерствами, ведомствами, органами и учреждениями, принимающими участие в ликвидации ЧС.
В интересах службы медицины катастроф МЧС России обеспечивает:
- оперативное информирование органов управления, формирований и учреждений службы об угрозе и возникновении ЧС, принимаемых решениях;
- поиск (обнаружение) пораженных, их сбор, оказание первой медицинской помощи, вынос (вывоз) из опасной зоны;
- выделение каналов и средств связи для органов управления, формирований и учреждений ВСМК;
- оказание помощи ВСМК в организации осуществления материально-технического обеспечения и охраны сил и средств службы, участвующих в ликвидации ЧС.
Источники: Гончаров С.Ф., Лобанов П.
Всероссийская служба медицины катастроф — подсистема единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и отрасль здравоохранения России // В книге: Безопасность России.
Правовые, социально-экономические и научно-технические аспекты. Медицина катастроф и реабилитация. – М., 1999; Основные понятия и определения медицины катастроф: Словарь. – М., 1997.
Источник: https://fireman.club/inseklodepia/meditsina-katastrof/
Принципы организации и задачи службы медицины
Службамедицины катастроф МЗ РФ (СМК)– неотъемлемая составная частьздравоохранения со сво-им руководством,органами управления, силами, средствами,формами и методами работы, обеспечива-ющимисвоевременное оказание медико-санитарнойпомощи населению в ЧС. Она являетсяфункцио-нальной подсистемой РСЧС.
Медицинакатастроф– самостоятельная отрасль медицины,использующая организационные возмож-ности,научные знания и практические навыкидля спасения жизни и сохранения здоровьяфизических лиц, пострадавших от поражающихфакторов катастроф природного иантропогенного генеза.
В основе деятельности смк рф лежат следующие принципы
1.СМКносит государственный и приоритетныйхарактер. Ее государственный характеробеспечивается постановлениямиПравительства, указами Президента,приказами МЗ. Приоритетный характерСМК обе-спечивается предоставлениемей максимально благоприятных условийдля оказания экстренной мед. помощи(ЭМП).
2.СМКорганизуется по территориально-производственномуи региональному принципу и представленатрехуровневой структурой: федеральной,региональной и территориальной.
3.Управление и организация СМКобеспечиваются разумным сочетаниемцентрализованного и децент-рализованногоуправления.
4.Двухэтапная система организации ЭМП.
5.Мед. сортировка как один из основополагающихпринципов своевременного оказания ЭМПв ЧС.
6.Эшелонирование и маневр силами исредствами ЭМП.
Принципы взаимодействия смк с мед. Силами других ведомств и министерств, службами рсчс
1.Своевременность, непрерывность иэффективность оказания ЭМП.
2.Принцип единоначалия при ликвидациимед. последствий ЧС, т.е. единолично впределах своей ком-петенции приниматьрешение в соответствии с предложениямиподчиненных.
3.Принцип универсальности.
4.Разумная достаточность сил и средствСМКи экономическая целесообразность.
5.Материальная заинтересованность иправовая ответственность, юридическаяи социальная защищен-ность специалистовслужбы.
6.Подготовка населения, а также лиц спрофессиями повышенного риска к действиями оказанию первой помощи в ЧС.
Задачи службы медицины катастроф
1.Проведениемероприятий, направленных на предупреждение,локализацию и ликвидацию медико-сани-тарныхпоследствий возможных катастроф;
2.организация,подготовка, поддержание в высокойстепени готовности органов управления,личного сос-тава службы формирований,учреждений к работе по ликвидациимедико-санитарных последствий ЧС;
3.своевременноеоказание мед. помощи, эвакуация и лечениепораженных, восстановление их здоровьяс целью быстрейшего возвращения их кнормальному образу жизни, максимальногоснижения инва-лидности и летальности;
4.проведениилечебно-профилактических мероприятий(ЛПМ),направленных на профилактику и сниже-ниепсихоневрологического и эмоциональноговоздействия катастрофы на население ибыстрейшую его реабилитацию;
5.обеспечениесанитарного благополучия населения врайонах катастроф, предупреждениевозникно-вения и распространениямассовых инфекционных заболеванийсреди населения в зонах ликвидациипоследствий катастроф и прилегающихтерриториях;
6.сохранениездоровья личного состава службы в периодликвидации медико-санитарных последствийЧС,оказание мед. помощи персоналу спасательныхподразделений;
7.проведениесудебно-медицинской экспертизы погибших,судебно-медицинского освидетельствованияпораженных с целью определения степенитяжести поражения и прогнозированиятрудоспособности.
Решениезадач, стоящих перед СМК, может бытьобеспечено проведением следующихмероприя-тий:
8.создание,оснащение, подготовка и поддержаниесил и средств службы в высокой степениготовности, разработка и внедрение впрактику здравоохранения теоретических,методических и организационных основмед. обеспечения населения в ЧС;
9.накопление,хранение, освежение, учет и контрольмед. имущества, необходимого для работыформирований и учреждений службы в ЧС;
10.подготовкамедицинского состава к работе в ЧСи обучениевсего населения оказанию первой помощии правилам адекватного поведения приразличных катастрофах;
11.оперативноеуправление силами СМК,маневр ими, взаимодействие.
Дляуспешной реализации задач, стоящихперед СМК,используются имеющиеся и дополнительносоз-
данныена базе действующих учрежденийздравоохранения силы СМК.К ним относятся формирования, учреждения,органы управления и руководства.
Источник: https://studfile.net/preview/2771641/
Принципы организации и задачи службы медицины катастроф
Участившиеся во второй половине 80-тых годов прошлого столетия случаи возникновения крупномасштабных катастроф с массовыми поражениями населения, в том числе и Российской Федерации, неподготовленность здравоохранения к работе в чрезвычайных ситуациях мирного времени явились предпосылкой к созданию в 1994 году
Всероссийской службы медицины катастроф (ВСМК).
Служба является функциональной подсистемой РСЧС.
Она функционально объединяет соответствующие службы, учреждения и формирования Минздравмедпрома, Минобороны, Министерства путей сообщения, Госкомсанэпиднадзора и других заинтересованных федеральных и территориальных органов исполнительной власти РФ (Постановление Правительства РФ № 420 от 3 мая 1994 г.). То есть, служба медицины катастроф Минздравмедпрома тесно взаимодействует в подготовительный период и при ликвидации медико-санитарных последствий катастроф с заинтересованными медицинскими, врачебно-санитарными, санитарноэпидемиологическими силами других министерств, комитетов и ведомств. Наиболее мощной по своей структуре, численности и разветвленности на территории России является Служба медицины катастроф (СМК) Министерства здравоохранения и медицинской промышленности РФ.
Служба МК Минздравмедпрома РФ – неотъемлемая составная часть здравоохранения со своим руководством, органами управления, силами, средствами, формами и методами работы, обеспечивающими своевременное оказание медико-санитарной помощи населению в чрезвычайных ситуациях. Она является функциональной подсистемой РСЧС.
В основе деятельности СМК Минздравмедпрома РФ в соответствии с концепцией организации медицинского обеспечения населения в ЧС лежат следующие основные принципы:
Первый принцип. Служба медицины катастроф носит государственный и приоритетный характер.
Второй принцип. Российская служба МК организуется по территориально-производственному и региональному принципу и представлена трехуровневой структурой: федеральной, региональной и территориальной. В свою очередь, территориальные службы могут строиться по межрайонному (зональному) и муниципальному принципу.
На всех уровнях силы и средства службы создаются, исходя из местной экономической базы, прогнозируемой общей и медицинской обстановки, потребностей в них для ликвидации медицинских последствий ЧС, на базе медицинских учреждений здравоохранения и других ведомств, расположенных на административной территории.
Третий принцип. Управление и организация СМК обеспечиваются экстренной медицинской помощью на догоспитальном этапе, меди-
цинской эвакуацией и госпитализацией пострадавших по назначению,
оказанием экстренной квалифицированной и специализированной медицинской помощи с децентрализованным управлением ликвидацией медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций (усиление спасательных отрядов и формирований санитарными дружинами; бригадами скорой медицинской помощи, врачебно-сестринскими бригадами; амбулаторно-поликлиническая помощь легкопострадавшим; медико-санитарное обеспечение непострадавшего населения, временно эвакуируемого из района чрезвычайной ситуации; поквартирные обходы; экстренная йодная и другая профилактика населения; защита больных и персонала учреждений здравоохранения, оказавшихся в районе ЧС и др.).
Четвертый принцип. Двухэтапная система организации экстренной медицинской помощи пострадавшим в чрезвычайных ситуациях. Этот принцип закреплен концепцией спасения и защиты населения страны в чрезвычайных ситуациях.
Пятый принцип. Медицинская сортировка как один из основополагающих принципов своевременного оказания экстренной медицинской помощи населению в чрезвычайных ситуациях.
Она является одним из важнейших принципов ЭМП, организационным методом службы, позволяющим обеспечить оказание медицинской помощи пораженным при дефиците медицинских сил.
Наличие большого сходства в поражениях населения при чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени позволяет службе МК использовать основные принципы медицинской сортировки из теории и практики военно-полевой доктрины.
Шестой принцип. Эшелонирование и маневр силами и средствами службы медицины катастроф.
Эшелонированное использование сил и средств СМК в подготовительный период и маневр ими при возникновении ЧС – это комплекс организационных мероприятий, обеспечивающих адекватное реагирование службы на крупномасштабные медико-санитарные последствия чрезвычайных ситуаций.
Максимальный эффект от реализации этого принципа может быть достигнут только в масштабах территорий региона и в целом России.
Седьмой принцип. Принцип взаимодействия предусматривает согласование совместных действий по целям, задачам, месту, времени и объему выполняемых задач органов управления, сил и средств службы МК с медицинскими силами заинтересованных министерств и ведомств всех уровней, службами РСЧС.
Восьмой принцип. Своевременность, непрерывность и эффективность оказания экстренной медицинской помощи.
Этот принцип предусматривает спасение жизни и сохранение здоровья максимально возможному количеству пострадавших, сокращение инвалидности и летальности от полученных поражений. Он обеспечивается:
– оптимальными сроками проведения спасательных работ, в том числе оказанием первой медицинской помощи пострадавшим непосредственно в очаге массовых поражений;
– созданием максимально благоприятных условий службе МК для ликвидации медицинских последствий чрезвычайных ситуаций;
– постоянной готовностью сил и средств, в первую очередь медицинских сил быстрого реагирования, их мобильностью, надежной системой взаимного оповещения и связи, автоматизированной системой управления и принятия решений на ликвидацию медико-санитарных последствий, активным применением современных технологий, систематическими тренировками и учениями, высоким профессионализмом медицинские работников.
Девятый принцип. Принцип единоначалия при ликвидации медицинских последствий ЧС вытекает из положения о персональной ответственности начальника службы МК, руководителя здравоохранения, соответствующего уровня и обеспечивается предоставлением ему права единолично принимать решения в пределах своей компетенции.
Десятый принцип. Универсальность службы медицины катастроф.
Принцип универсальности службы исходит из Положения о службе, один из пунктов которого гласит о том, что Служба МК предназначена для оказания всех видов экстренной медицинской помощи населению, прогнозирования, предупреждения и ликвидации медико-санитарных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий, экологических последствий, массовых заболеваний и других видов чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.
Одиннадцатый принцип. Разумная достаточность сил и средств службы МК и экономическая целесообразность.
Принцип разумной достаточности сил и средств СМК исходит из научно-обоснованных величин санитарных потерь населения при наи-
худших вариантах прогнозируемых чрезвычайных ситуаций и реальных
возможностей здравоохранения территорий.
Двенадцатый принцип. Материальная заинтересованность и правовая ответственность, юридическая и социальная защищенность медицинских и других специалистов службы, участвующих в организации и оказании ЭМП пострадавшим в чрезвычайных ситуациях.
Тринадцатый принцип. Подготовка населения, а также лиц с профессиями повышенного риска к действиям и оказанию первой медицинской помощи в чрезвычайных ситуациях.
Подготовка населения, в том числе студентов и учащихся, лиц с профессиями повышенного риска (личный состав частей ГО, ГУВД, пожарной охраны, специальных военизированных и невоенизированных отрядов министерств и ведомств, формирований ГО, штатных, нештатных и общественных аварийноспасательных служб, авто-мотолюбителей, шоферов профессионалов и т. д.
) предусматривает овладение ими правилами поведения и оказания первой медицинской помощи в порядке само- и взаимопомощи в чрезвычайных ситуациях.
Она организуется штабами ГОЧС с привлечением заинтересованных служб на хозрасчетной основе в соответствии с концепцией спасения и защиты населения РСЧС, разрабатываемыми и действующими в настоящее время основными законодательными актами по правовой деятельности РСЧС.
Перед службой медицины катастроф Минздравмедпрома РФ стоят следующие основные задачи:
– проведение в рамках единой государственной политики мероприятий, направленных на предупреждение, локализацию и ликвидацию медико-санитарных последствий возможных катастроф;
– организация, подготовка и поддержание в высокой степени готовности органов управления, формирований, учреждений и личного состава службы к работе по ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций;
– своевременное оказание медицинской помощи, эвакуация и лечение пораженных, восстановление их здоровья с целью быстрейшего возвращения их к нормальному образу жизни, максимального снижения инвалидности и летальности;
– проведение лечебно-профилактических мероприятий, направленных на профилактику и снижение психо-неврологического и эмоционального воздействия катастрофы на население и быстрейшую его реабилитацию;
– обеспечение санитарного благополучия населения в районах катастроф, предупреждение возникновения и распространения массовых инфекционных заболеваний среди населения в зонах катастроф и территориях, прилегающих к ним;
– сохранение здоровья личного состава службы в период ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайной ситуации, оказание медицинской помощи персоналу спасательных подразделений;
– проведение судебно-медицинской экспертизы погибших, судебно-медицинское освидетельствование пораженных для определения степени тяжести поражения и прогноза трудоспособности.
Решение задач, стоящих перед службой, может быть обеспечено посредством проведения в здравоохранении ряда научно-практических и организационно-методических мероприятий. К ним, прежде всего, относятся:
1. Создание, оснащение, подготовка и поддержание в высокой степени готовности сил и средств службы медицины катастроф, разработка и внедрение в практику здравоохранения теоретических, методических и организационных основ медицинского обеспечения населения в чрезвычайных ситуациях.
2. Накопление, хранение, освежение, учет и контроль медицинского имущества, необходимого для работы формирований и учреждений службы МК в чрезвычайных ситуациях.
3. Подготовка медицинского состава к работе в чрезвычайных ситуациях и обучение всего населения страны оказанию первой медицинской помощи и правилам адекватного поведения при различных видах катастроф.
4. Оперативное упражнение силами службы медицины катастроф, маневр ими и взаимодействие с министерствами и ведомствами, принимающими участие в ликвидации последствий катастроф, с целью обеспечения своевременной медико-санитарной помощи пострадавшим при чрезвычайных ситуациях и др.
Источник: https://students-library.com/library/read/37436-principy-organizacii-i-zadaci-sluzby-mediciny-katastrof