3.Психологическая характеристика индивидуально-типологических

Индивидуально психологические особенности личности – Саморазвитие

3.Психологическая характеристика индивидуально-типологических

Психология занимается изучением психических процессов, состояния индивида. Человек — уникальный организм. Индивидуально-психологические особенности личности — тема, интересующая многих ученых. От способностей индивида зависит его отношение к социуму, поведение в определенных ситуациях.

Темперамент

Уникальные способности людей зависят от вида темперамента — совокупности психологических качеств. Их взаимодействие влияет на поведение субъекта в разных ситуациях, его отношение к окружающим, предпочтения, привычки.

История открытия

Еще в далекой древности, ученые заметили, что люди имеют как схожие, так и различные черты характера.

Первым придумал классификацию темперамента Гиппократ.

Этот ученый объяснил различия людей, зависимо от количества жидкостей в организме. На основе своих учений, он выделил 4 группы темперамента.

Классификация

Типы темперамента по Гиппократу:

  1. Флегма. В организме таких людей преобладает слизь. Из-за этого они медлительны, терпеливы, невозмутимы. Избегают конфликтов, не любят резких изменений.
  2. Мелан холи. Организм таких субъектов переполнен черной желчью. Из-за этого они мрачные, неразговорчивые. Любят находиться в одиночестве, плохо справляются с проблемами. Гиппократ описывал их мрачными неудачниками.
  3. Сангва. В теле таких людей преобладает кровь. Она дает им силы справляться со сложностями, достигать поставленных целей. Часто такие личности становятся лидерами, полководцами, которые могут повести толпу.
  4. Холь. Преобладающая жидкость в организме — желчь. Суетливы, не умеют долго сидеть на одном месте. У них часто изменяется настроение, что негативно отражается на общении с окружающими.

От этой классификации произошли понятия флегматик, меланхолик, сангвиник, холерик. Учение, придуманное Гиппократом в далекой древности, актуально и сейчас.

Ученые изменяли классификацию, зависимо от новых открытий, полученных данных в результате проводимых исследований. Например, русский физиолог И. П. Павлов утверждал, что темперамент — динамическая характеристика психики. Его различия связаны с торможением, возбуждением. Его классификация темперамента основана на учениях Гиппократа, но имеет некоторые отличия:

  1. Сангвиники — люди, наделенные высокой скоростью, активно развивающимися нервными процессами. Сангвиники не суетливы, но проявляют повышенную активность если заинтересованы в чем-либо. Имеют устойчивое настроение, показывают высокие показатели в работе.
  2. Меланхолики имеют слабые процессы возбуждения, торможения. Иногда кажется, что такие люди не умеют радоваться мелочам.
  3. Холерики демонстрируют высокую скорость благодаря большой силе нервных процессов. У таких людей не наблюдается устойчивого настроения, из-за чего скорость быстро утрачивается под воздействием внешних факторов.
  4. Флегматики — для них характерна инертность, из-за низкой скорости нервных процессов, высокой силе возбуждения. Это тормозной тип темперамента. Павлов называл таких людей тугодумами, хотя по жизни они трудоголики.

Свойства темперамента

Чтобы было удобнее изучать индивидуально-психологические особенности личности, нужно учитывать характеристики, составляющие темперамент:

  1. Активность — определяет степень работоспособности, возможность поддерживать возбужденное состояние.
  2. Пластичность — умение подстраиваться под новые обстоятельства, менять сферу деятельности.
  3. Сензитивность — определяет реакцию нервной системы на раздражители.
  4. Интроверсия, экстраверсия — определяют возможности субъекта налаживать контакт с обществом или оставаться замкнутыми.
  5. Ригидность — упрямство, привычки, устойчивость к происходящим изменениям.
  6. Темп психических процессов — определяет скорость речи, мышления, смены настроения.

В большей степени темперамент обуславливается набором факторов от рождения. На протяжении жизни он изменяется незначительно.

Характер

Характер — набор качеств, устойчивых к внешним изменениям. Черты характера влияют на поведение человека, его реакции на раздражители, возможности достигать поставленных целей. Некоторые считают характер и темперамент одним и тем же, но это два разных понятия. Если темперамент является врожденным, то характер формируется на протяжении жизни.

Классификация по отношению к окружающим и самому себе

Зависимо от того по отношению к чему или кому проявляются черты характера, ученые выделяют такую классификацию:

По отношению к себе индивид бывает:

  • самокритичным;
  • высокомерным;
  • самовлюбленным;
  • гордым;
  • стыдливым;
  • неуверенным;
  • стеснительным.

По отношению к окружающим у субъекта может проявляться:

  • правдивость;
  • доброта;
  • общительность;
  • тактичность;
  • открытость;
  • справедливость;
  • доверчивость;
  • вспыльчивость;
  • верность;
  • заботливость.

По отношению к работе индивид проявляет:

  • исполнительность;
  • ответственность;
  • трудолюбие;
  • недобросовестность;
  • надежность;
  • неусидчивость;
  • амбициозность.

Если говорить о личной собственности, выделяется:

  • жадность;
  • ревность;
  • щедрость;
  • аккуратность;
  • бережливость;
  • неряшливость;
  • чистоплотность.

Акцентуации

Характер индивида чаще рассматривается с точки зрения интроверсии, экстраверсии. Классификация акцентуаций:

  1. Дистимный. Депрессивное свойство психики, под воздействием которого многие люди совершают самоубийства. Подобное состояние может возникать после многочисленных проблем, разочарований или продолжаться длительное время. Второй вариант наиболее опасный, поскольку может привести к развитию психологических заболеваний.
  2. Гипертимный. К этой категории относятся жизнерадостные, активные и оптимистичные люди. Не любят сидеть на одном месте, постоянно интересуются новым. Имеют множество увлечений, интересов. Становятся душой компании, поскольку умеют поднимать настроение окружающим. Стремятся к власти. Стараются во всем получать похвалу от окружающих, уважение со стороны авторитетов. Становятся активными, энергичными руководителями.
  3. Возбудимый. Люди, не умеющие контролировать собственные желание. Поскольку не могут себе ни в чем отказать, часто попадают в неприятные ситуации. При принятии решений редко включают логику, руководствуются инстинктами, желаниями. Ненавидят недостатки окружающих, о которых прямо говорят при разговоре. Негативно относятся к критике в свой адрес.
  4. Циклоидный. Люди, которые постоянно мечутся между двумя состояниями — воодушевленным и подавленным. Когда настроение хорошее, субъект пытается находиться среди других, может смешить окружающих, смотрит на вещи с оптимизмом. Когда настроение плохое пытаются скрыться от общества, замыкаются в себе.
  5. Педантичный. Не любят управлять другими, предпочитают оставаться в тени. Показывают отличные результаты в работе, поскольку относятся к ней с большой ответственностью. Решение принимают крайне долго, просчитывая возможные варианты. При этом постоянно ворчат на людей, которые не умеют работать как они сами.
  6. Застревающий. Такие люди не умеют прощать обиды. Они мстительны, злопамятны. Постоянно разделяют окружающих на друзей, врагов. Проявляют слишком сильное чувство собственности в отношениях с супругом.
  7. Демонстративный. Позеры, не представляющие свою жизнь без всеобщего внимания. Могут пускать лживые слухи, предавать других чтобы прославить себя. Любят пересказывать чужие истории, ставя себя в главной роли. Не обращают внимание на переживания других, ставят свои интересы превыше всего. Часто становятся ораторами, актерами, артистами, звездами мирового уровня.
  8. Тревожный. Неуверенные люди, постоянно сомневающиеся при принятии решений. Часто просят помощи у окружающих. Терпят несправедливость в свой адрес. Редко отвечают на грубость, боятся конфликтных ситуаций.

Опытный психолог сможет определить преобладающие черты характера, темперамент с помощью психологических тестов.

Способности

К индивидуальным особенностям личности можно отнести способности. При рождении индивид наделяется разными задатками. Только при их постоянном развитии можно улучшить способности. Задатки передаются по наследственности.

Классификация способностей:

  1. Специфические — способности, обеспечивающие жизнь в социуме. Они помогают изучать науки, общаться с окружающими, добиваться поставленных целей.
  2. Природные — способности, данные человеку с рождения.

Способности разделяются по сфере деятельности. Например, музыкальные, математические, инженерные, спортивные.

Чувства и эмоции

Эмоции — переживания, возникающие при удовлетворения или неудовлетворение собственных потребностей. Чувство — сложное переживание. Может ощущаться длительный промежуток времени.

Классификация:

  1. Эстетические — проявляются как результат восприятия предметов. Например, некоторые увидев картину начинают восторгаться, удивляться.
  2. Интеллектуальные — это продукт умственной деятельности. Проявляются как любопытство, удивление, сомнение, воодушевление.
  3. Моральные — это реакции на свое поведение, поступки окружающих.

Чувства могут привести к развитию психологических нарушений.

Волевые качества

Воля — навык, позволяющий индивиду контролировать желания, подавлять их в нужный момент. С помощью воли можно достичь поставленной цели, отказавшись от благ.

Сила воли позволяет человеку двигаться вперед минуя преграды, жертвовать интересами во благо других.

Человек уникален от рождения. На протяжении жизни он проявляет индивидуальность в поведении, принятии решений, отношении к окружающим. Психологи изучают особенности, чтобы понять, как они влияют на развитие психики.

Источник:

Индивидуально-психологические особенности личности

Психология изучает не только общие законы и закономерности психических процессов и состояний.

Мы все разные, уникальные и неповторимые личности, поэтому знание индивидуально-психологических особенностей человека не менее важно, чем механизмы и процессы психики, характерные для всех людей.

Изучением этой области занимается раздел психологии, который называется дифференциальная психология, или психология индивидуальных различий.

Общее и индивидуальное в психике человека

Есть такая поговорка: «Чужая душа – потемки». Это верно только в отношении тех, кто совсем не знает психологию. А эта наука довольно точная, и она утверждает, что существуют незыблемые общие принципы, которым подчиняются психические процессы любого человека.

Не только сходство физиологического строения, но и общность особенностей психической сферы позволяет отнести всех людей к одному виду Homo sapiens. Даже этапы своего развития мы проходим схожие и все переживаем одинаковые возрастные кризисы и трудности взросления.

В психологии есть понятие нормы, хоть и достаточно зыбкое. Слишком сильное отклонение от психической нормы считается патологией, признается психическим заболеванием и требует вмешательства психотерапевта или психиатра.

Однако все же люди разные, и это заметно, можно сказать, невооруженным глазом даже неискушенному в психологии человеку. Мы по-разному ведем себя в схожих ситуациях, по-разному проявляем эмоции. Есть различия и в протекании познавательных процессов, и в уровне интеллекта, и в волевой сфере, и в моторике.

Эти особенности проявляются в рамках общих закономерностей, но они играют важную роль в создании неповторимого образа личности. И в то же время помогают понять ее мотивы, желания, прогнозировать поведение. То есть индивидуальное проявляется в общем, причем не только через особенности поведения, внешней деятельности, но и на внутреннем уровне сознания.

Несмотря на разнообразие проявления нашей психики, когда говорят о индивидуально-психологических особенностях, имеют в виду в первую очередь три сферы: темперамент, характер и способности.

И если, например, в познавательных процессах индивидуальное лишь надстройка, дополнение к общим закономерностям, то темперамент, характер и способности можно рассматривать как проявление неповторимой уникальности каждого человека.

Типы темперамента по Гиппократу

Впервые разные виды темперамента описал древнегреческий врач и мыслитель Гиппократ. Он считал, что различие в поведении людей связано с преобладающей в их теле жидкостью.

  • Сангва – кровь дает человеку силу, активность, упорство в достижении цели, общительность и качества воина и лидера.
  • Флегма (слизь) проявляется в спокойствии, медлительности и невозмутимости.
  • Холи (желчь) делает человека подвижным, даже суетливым, подверженным частым сменам настроения и общительным до навязчивости.
  • Мелан холи (черная желчь) порождает мрачность, настроение упадка и нерешительности; люди, у которых преобладает эта жидкость, угрюмые неудачники.

Типы темперамента, описанные древнегреческим ученым (сангвиник, флегматик, меланхолик и холерик), и до сих пор являются самыми популярными, хоть, конечно, в их характеристики были внесены коррективы. И сейчас никто не связывает особенности темперамента с преобладающей в теле жидкостью.

Темперамент в современной психологии

На самом деле, темперамент – это динамическая характеристика психики, и различие его типов связано с подвижностью и силой двух основных нервных процессов – возбуждения и торможения. Эта связь была открыта и описана русским физиологом И. П. Павловым. Он предложил свою классификацию темпераментов, которая в основном совпадает с гиппократовской.

Для сангвиника характерна высокая скорость и сила нервных процессов, а также равновесие возбуждения и торможения. Это делает сангвиников активными, но без суетливости. У них высокая работоспособность и устойчивое настроение при довольно ярких и сильных эмоциях. Они общительны, но разборчивы в выборе друзей и прагматичны. Дело для них превыше всего.

Флегматику при силе и возбуждения, и торможения свойственна низкая скорость нервных процессов с преобладанием торможения, то есть инертность. Это, в прямом смысле слова, тормозной тип. Флегматики не любят смены деятельности, они неэмоциональны и необщительны. Это тугодумы, но упорные труженики.

Холерикам свойственна высокая скорость и сила нервных процессов, но чрезмерная их подвижность, неустойчивость. Это очень активные люди с переменчивым настроением, у них много друзей, но сами они непостоянны и не могут долго заниматься чем-то одним.

Меланхолики отличаются слабостью как процессов возбуждения, так и торможения, поэтому смены настроения у них не выражены, и кажется, что они постоянно пребывают в состоянии уныния.

Источник: https://donpi.ru/psihologiya/individualno-psihologicheskie-osobennosti-lichnosti.html

4.3. Индивидуально-типологические особенности возрастных психологических проявлений

3.Психологическая характеристика индивидуально-типологических

Гетерогенностьприроды факторов, определяющих жизненныйпуть человека, дает основание длясуществования типологических осо­бенностейвозрастных психологических проявлений.

Висследовании В.И.Абраменко (1), проводимомсреди учащихся четвертых-восьмыхклассов, было выделено три типа характеров:регули­руемый, полный саморегулируемыйи неполный саморегулируемый. Пове­дениеучеников с регулируемым типом характераупорядочивается соци­ально направленнымивоздействиями (требованиями, правилами,приме­рами).

К таким воздействиям оникак бы внутренне готовы. Отклонение вповедении у таких учеников незначительныи легко поддаются корректи­ровки.

Учащийся с полным саморегулируемымтипом характера в различ­ных жизненныхобстоятельствах самостоятельноорганизуют и корректи­руют своеповедение, не испытывая при этомнеобходимости в дополни­тельнойвнешней стимуляции. Как правило, онидостигают больших успе­хов в учебе,активны в различных сферах деятельности.

Неполный само­регулируемый типхарактера является промежуточным. Водних случаях подростки этогопсихологического типа самостоятельныв проявлении своего поведения, в других- только после дополнительной стимуляции.

Вгруппе подростков с несформированнойструктурой положи­тельных чертхарактера выделены “порывистый”, “опасливый”, “порывисто-опасливый”типы. У “порывистого” типа в поведениипревали­рует упрямство, вспыльчивость,капризность, драчливость.

Они неприни­мают школьные требования,проявляют неповиновение, подростки”опасливого” типа проявляют робость,боязливость, неуверенность, не­решительность.Они инертны в поведении, пассивнопринимают школьные требования.

В условияхорганизованной жизни класса ониподчиняются коллективным требованиям,но при отсутствии таких условий легкопопа­дают под влияние ребят “порывистого”типа, становятся исполнителями ихжеланий.

“Порывисто-опасливый” типявляется промежуточным и соче­таетв себе черты двух других типов. Кпромежуточным формам поведе­ния такжеотносятся подростки со средним уровнемразвития положи­тельных черт характера.

Обобщаярезультаты исследования, можно говоритьо выделении психологических типовподростков, поступки которых определяютсяпре­имущественно социальным окружением,и относительно независимо, са­мостоятельноорганизующих свое поведение, реализуясобственные, обычно неординарныепсихологические свойства. Е.Ф.Рыбалкоделает аналогичный вывод о проявлениив школьный период двух противопо­ложныхтенденций: большое проникновениешкольников в суть взаимоот­ношенийлюдей и рост их самостоятельности (285).

Индивидуально-типологическиеэффекты проявляются и в другом возрасте.Ф.Гизе выделяет три типа стариков истарости (325): старик-негативист, отрицающийу себя какие-либо признаки старости;старик-экстраверт (по терминологииК.

Юнга), признающий наступление старости,но к этому признанию приходящий черезвнешние влияния и путем на­блюденияокружающей действительности, особеннов связи с выходом на пенсию (наблюдениеза выросшей молодежью, расхождение сней во взглядах и интересах, смертьблизкий и друзей, новшества в областитех­ники и социальной жизни, изменениеположения в семье); интровертиро-ванныйтип, остро переживающий процесспостарения, что проявляется в тупостипо отношениям к новым интересам, оживлениивоспоминаний о прожитом – реминисценций,интересе к вопросам метафизики,малопод­вижности, ослаблении эмоций,ослаблении сексуальных моментов,стрем­лении к покою.

Оцениваяданную типологию, Ф.Гизе отметил, чтоона гораздо ближе к реальному феноменустарости в том смысле, что многихстари­ков можно “подвести” подтот или иной тип и оценить происходящуюперестройку личности.

В.И.Ковалев(128) выделил четыре типа личности наосновании особенностей взаимодействияс окружением.

Так, стихийно-обыденныйтип личности находится в зависимостиот событий и обстоятельств жизни;функционально-действенный тип организуеттечение событий, направляет их ход наотдельных этапах жизни;созерцательно-пролонгированный типпассивно воспринимает жизненные перипетии; созидательно-преобразующийтип планирует свой жизненный путь,исходя из своего понимания ее смысла.

K.А.Абульханова-Славскаясчитает, что типы активности человека-“это характерные для него способысоединения личностью внешних и внутреннихтенденций жизни, превращения их вдвижущие силы своей жизни… Однипреимущественно опираются насоциально-психологические тенденции,т.е.

окружающих людей, используя социальныеситуации; дру­гие – на внутренниевозможности, рассчитывают на свои силыв жизни, действуют самостоятельно;третьи оптимальным образом соединяютвнешние обстоятельства и внутренниетенденции; четвертые постоянно решаютпротиворечие между ними.

При всехусловиях эта типология рас­крываетне просто свойства каждого характера,психологические особен­ности личности.Она в первую очередь позволяет сопоставитьособенно­сти, способ жизненногодвижения личности, выявить способностьк ре­шению жизненных противоречий.

Совпадение внешних и внутреннихтен­денций в жизни личности или ихстолкновение, противодействиехаракте­ризуют способ организациижизни и тип личности” (3, с.41-42). Такимобразом, обобщая, можно говорить о двухпсихологических типах людей, различающихсяпо форме детерминирования онтогенетическогоразвития.

Для одного типа оно преждевсего определяется “внешними”социальными воздействиями и событиями.В раннем возрасте представи­телиэтого типа Армируются под активнымвоздействием родителей и наставников(воспитателей, учителей и т.п.). Освоениеиндивидом моральных норм обществаосуществляется в конечном счете ихрациональным осознанием.

При рациональномосвоении личностью общественныхморальных норм они воспринимаются еюкак необходи­мые, целесообразные иполезные как для общества, так к для неесамой. Мотивом, реализующим моральнуюнорму на уровне индивидуального сознания,в данном случае выступает долг,ответственность, совесть, не­редкопобеждающие в борьбе с чувствами, личнымисклонностями, жела­ниями, привычкамии т.д. Таким образом” норма оказываетрегулирующее воздействие на личностьв силу убежденности человека в еенеобходимо­сти (304).

Врезультате формируется достаточножесткая система устойчи­вых мотивов,жизненных целей, нравственных принципови т.п. Такое ми­ровоззрение человекав значительной степени соответствуетсистеме взглядов его родителей и ихвсего поколения.

Поэтому для лиц этогопсихологического типа особенно важноезначение приобретают возрас­тныепериоды, знаменующие смену своегоположения , статуса в системе межличностныхотношений. К ним можно отнести возрастныепериоды в примерно 24 года и 48 лет.

Ноесли для первого возрастного рубежаха­рактерно появление новых родительскихобязанностей, то для второго -новыхбольших возможностей достижения своихжизненных целей.

Важ­ное значениеимеет также возраст около 60 лет – времяухода из актив­ной трудовой иобщественной жизни, и возраст около 36лет, когда это происходит с родителями,и дети лишаются определенной моральнойи материальной поддержки.

Регулированиеиндивидуального развития посредствомвоздейст­вия поколений предполагаетцикличность, повторяемость историческогоразвития, возвращение важнейшихособенностей докризисного положе­ния,но в другом виде. Достижение пониманияэтого человеком становит­ся важнейшимсредством преодоления психологическогокризиса, целью коррекционной работы.

Упредставителей другого психологическоготипа онтогенетическое раз­витие впервую очередь определяется возрастнымибиологически обу­словленнымиизменениями психофизиологическихфункций, определяю­щих, в свою очередь,уровень развития общих способностей.

В этом слу­чае освоение индивидомморальных норм происходит путем ихинтернализации – превращения внешнихпо отношению к личности требованийобщества в ее собственную жизненнуюустановку, в привычку действо­вать всоответствии с заданными образцами,которые воспринимаются индивидом какнеразложимые комплексы, стандартыповедения и осуще­ствляются как быавтоматически.

Совокупность таких норм,как правило, не образует жесткойиерархической структуры.

Реализацияморальных норм на уровне индивидуальногосознания и поведения в одних случаяхтребует от личности решения задачи наоснове оценки всей совокупности факторов,определяющих выбор поведения (анализситуации, оценочные отношения к нормеи возможным вариантам поведения всоответствии с ней), в других случаяхосознанный выбор поведения как быот­сутствует, норма реализуетсяавтоматически (304).

Такиелюди относительно независимы от семейныхи обществен­ных катаклизмов.

Кризисразвития у них возникает при наступленииосознания ограниченности своихвозможностей, возникновении трудно­стейв поддержании достигнутого уровняблагополучия.

Это прежде всего кризиссередины жизни и возникновение его чащевсего приходится на возраст примерно35-37 лет. Именно к этому возрасту достигаютапогея развития важнейшие элементыобщей адаптации.

Очевидно,что описанные психологические тип вконтексте инди­видуально-типологическогоподхода вполне можно назвать попредло­женной терминологии установочными функциональным.

Источник: https://studfile.net/preview/5707522/page:17/

Ответы к гос.экзамену по специальности 050706 – Педагогика и психология – файл 1.doc

3.Психологическая характеристика индивидуально-типологических
Ответы к гос.экзамену по специальности 050706 – Педагогика и психология
скачать (2103.5 kb.)

1.doc2104kb.18.12.2011 07:19скачать

содержание
Реклама MarketGid:
Личность каждого человека наделена только ей присущим сочетанием психологических черт и особенностей, образующих ее индивидуальность, составляющих своеобразие человека, его отличие от других людей.

Индивидуальность проявляется в чертах темперамента, характера, привычках, преобладающих интересах, в качествах познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления, воображения), в способностях, индивидуальном стиле деятельности и т.д.

.

Эндопсихика (биологическое) как подструктура личности выражает внутреннюю взаимозависимость психических элементов и функций, как бы внутренний механизм человеческой личности, отождествляемый с нервно-психической организацией человека. Экзопсихика (социальное) определяется отношением человека к внешней среде, т.е.

ко всей сфере того, что противостоит личности, к чему личность может, так или иначе, относится. Эндопсихика включает в себя такие черты, как восприимчивость, особенности памяти, мышления и воображения, способность к волевому усилию, импульсивность т.д., а экзопсихика – систему отношений человека и его опыт, т.е.

интересы, склонности, идеалы, преобладающие чувства, сформировавшиеся знания и т.д.

Биологическое, входя в личность человека, становится социальным. Природные органические стороны и черты существуют в структуре индивидуальности человеческой личности как социально обусловленные ее элементы. Природное (анатомические, физиологические и другие качества) и социальное образуют единство и не могут быть механически противопоставлены друг другу, как самостоятельные подструктуры личности. Итак, признавая роль и природного, биологического, и социального в структуре индивидуальности, невозможно выделять биологические подструктуры в личности человека, в которой они существуют уже в превращенной форме.

Индивидуально-типологические особенности личности составляют характер, темперамент и способности.

В переводе с греческого “характер” – это “чеканка”, “примета”. Действительно, характер – это особые приметы, которые приобретает человек, живя в обществе.

Характер – это совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении, обусловливая типичные для индивида способы поведения.

Становление характера происходит в условиях включения личности в разные по уровню развития социальные группы. Характер человека всегда многогранен. В нем могут быть выделены черты или стороны, которые, однако, не существуют изолированно, отдельно друг от друга, а являются связанными воедино, образуя более или менее цельную структуру характера.

Структура характера обнаруживается в закономерной зависимости между отдельными его чертами.

Если человек труслив, есть основания предполагать, что он не будет обладать качествами инициативности (опасаясь неблагоприятного оборота инициированного им предложения или поступка), решительности и самостоятельности (принятие решения предполагает личную ответственность), самоотверженности и щедрости (помощь другому может в чем-то ущемить его собственные интересы, что для него опасно). Вместе с тем от человека трусливого по характеру можно ожидать приниженности и угодливости (по отношению к сильному), конформности (не оказаться “белой вороной”), жадности (застраховать себя в материальном отношении на будущее), готовности к предательству (во всяком случае, при крайних обстоятельствах, угрожающих его безопасности), недоверчивости и осторожности. Однако не всегда человек трусливый может вести себя именно так, он может вести себя даже нагло, вуалируя тем самым свой недостаток, но конечно, выше перечисленные качества будут преобладать.

Среди черт характера некоторые могут выступать как основные. В жизни встречаются более цельные характеры и противоречивые. Среди цельных характеров можно, по крайней мере, выделить определенные типы. Характер человека проявляется: 1. В том, как он относится к другим людям; 2. Показательно для характера отношение человека к себе; 3.Характер обнаруживается в отношении человека к делу; 4. Характер проявляется в отношении человека к вещам.

Акцентуация черт характера.

Когда количественная выраженность той или иной черты характера достигает предельных величин и оказывается у крайней границы нормы, возникает так называемая акцентуация характера. Акцентуация характера – это крайние варианты нормы как результат усиления его отдельных черт. Акцентуация характера при крайне неблагоприятных обстоятельствах может привести к патологическим нарушениям и изменениям поведения личности, к психопатологии, но сведение ее к патологии неправомерно. Выделяются следующие важнейшие типы акцентуации характера: Интровертный тип характера, для которого свойственна замкнутость, затрудненность в общении и налаживании контактов с окружающими, уход в себя; экстровертный тип – эмоциональная взвинченность, жажда общения и деятельности, зачастую безотносительно к ее необходимости и ценности, говорливость, непостоянство увлечений, иногда хвастливость, поверхностность, конформность; неуправляемый тип – импульсивность, конфликтность, нетерпимость к возражениям, иногда и подозрительность. Основные особенности неврастенического типа акцентуации характера – преобладающее дурное самочувствие, раздражительность, повышенная утомляемость, мнительность. Раздражение против окружающих и жалость к себе самому может привести к кратковременным вспышкам гнева, однако быстрая истощаемость нервной системы скоро гасит гнев и способствует умиротворению, раскаянию, слезам. Для сензитивного типа свойственны пугливость, замкнутость, застенчивость. Робкие и стеснительные мальчики натягивают на себя личину развязанности, но как только ситуация требует от них смелости и решительности, они тот час же пасуют. Если удается установить с ними доверительный контакт, то сразу становится видна их чувствительность и непомерные требования к себе. Если начать им сочувствовать, то они могут даже расплакаться.

Темперамент.

От природы человек получает лишь возможности развития в определенном направлении. Они заключаются в анатомических и физиологических особенностях мозга и эндокринной системы рождающегося ребенка.

На этой основе развиваются индивидуальные особенности человека, в частности его темперамент.

Темпераментом называются устойчивые индивидуальные особенности личности, которые выражаются в динамике психических процессов и действий.

К чертам темперамента относятся сила или слабость переживания чувств и желаний, их глубина или поверхностность, устойчивость или изменчивость настроения.

Свойства темперамента: Сензитивность определяется тем, какова наименьшая сила внешних воздействий, необходимая для возникновения какой-либо психической реакции человека, и какова скорость возникновения этой реакции.

Реактивность характеризуется степенью непроизвольности реакций на внешние или внутренние воздействий одинаковой силы (критическое замечание. обидное слово, резкий тон – даже звук).

Активность свидетельствует о том, насколько интенсивно (энергично человек воздействует на внешний мир и преодолевает препятствия в достижении целей (настойчивость, целенаправленность, сосредоточение внимания).

Соотношение реактивности и активности определяет, от чего в большей степени зависти деятельность человека: от случайных внешних или внутренних обстоятельств, настроения, случайные события) или от целей, намерений, убеждений. Пластичность и ригидность свидетельствуют, насколько легко и гибко приспосабливается человек к внешним воздействиям (пластичность) или насколько инертно и косно его поведение. Экстраверсия, интраверсия определяет, от чего преимущественно зависят реакции и деятельность человека – от внешних впечатлений, возникающих в данный момент (экстраверт), или от образов, представлений и мыслей, связанных с прошлым и будущим (интроверт).

Типы темперамента: холерический, меланхолический, флегматический, сангвинический.

Черты темперамента и характера образуют практически неразделимый сплав, обуславливающий общий облик человека, интегральную характеристику его индивидуальности. К холерикам относят энергичных, вспыльчивых, “страстных” людей. Меланхоликами назывались робкие, нерешительные, грустные; флегматиками – медлительные, спокойные, холодные. К сангвиникам причисляли горячих, подвижных, веселых, живых людей.

Типы темперамента И. П. Павлова — классификация темпераментов на основе типов нервной системы.

И. П. Павлов показал, что в основе высшей нервной деятельности лежит три компонента: сила (индивид сохраняет высокий уровень работоспособности при длительном и напряженном труде, быстро восстанавливается, не реагирует на слабые раздражители), уравновешенность (индивид остается спокойным в возбуждающей обстановке, легко подавляет свои неадекватные желания) и подвижность (индивид быстро реагирует на изменения ситуации, легко приобретает новые навыки). И. П. Павлов соотнёс выделенные им типы нервных систем с психологическими типами темпераментов и обнаружил их полное сходство. Таким образом, темперамент есть проявление типа нервной системы в деятельности, поведения человека. В итоге соотношение типов нервной системы и темпераментов выглядит следующим образом: 1) сильный, уравновешенный, подвижный тип («живой», по И. П. Павлову — сангвинический темперамент; 2) сильный, уравновешенный, инертный тип («спокойный», по И. П. Павлову — флегматический темперамент; 3) сильный, неуравновешенный, с преобладанием возбуждения («безудержный» тип, по И. П. Павлову — холерический темперамент); 4) слабый тип («слабый», по И. П. Павлову — меланхолический темперамент).

Способности – (англ. abilities, aptitudes, capabilities) – индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от др.

, определяющие успешность выполнения деятельности или ряда деятельностей, не сводимые к знаниям, умениям и навыкам, но обусловливающие легкость и быстроту обучения новым способам и приемам деятельности (Б. М. Теплов). С.

можно определить и как свойства психологических функциональных систем, реализующих отдельные психические функции, имеющие индивидуальную меру выраженности и проявляющиеся в успешности и своеобразии усвоения и реализации той ли иной деятельности. (В. Д. Шадриков.)

Теплов разделял С. и задатки – врожденные, физиологические особенности человека, которые служат основой развития С. Однако данные современных психогенетических исследований свидетельствуют о том, что С, измеряемые тестами, имеют больший коэффициент наследственной детерминации, чем их предполагаемые психофизиологические задатки – свойства нервной системы.

Существует 2 варианта классификации С:

1) по видам психических функциональных систем (сенсомоторные, перцептивные, аттенционные, мнемические, имажитивные, мыслительные, коммуникативные); 2) по основным видам деятельности (математические, музыкальные, научные, литературные, художественные).

Кроме того, различают общие и специальные С.

Общие С. характеризуются, во-первых, тем, что они в случае нормального развития имеются у большинства людей данной возрастной категории; во-вторых, тем, что они “задействованы” в широком спектре деятельностей. К ним относятся общий интеллект, креативность (общая способность к творчеству) и, реже, обучаемость.

Специальные С. не являются широко распространенными, их формирование требует специального обучения и нередко особого дарования.

Основные концепции С. непосредственно связаны с методами их диагностики. Факторно-аналитические концепции общих С. базируются на статистической обработке результатов массового тестирования уч-ся и представителей различных профессий.

На сегодняшний день в подавляющем большинстве эмпирических исследований выявляются общие С, от уровня развития которых зависит успешность выполнения широкого спектра деятельности.

Получила популярность теория интеллектуального порога (Перкинс, Термен), в соответствии с которой для успешного овладения каждой деятельностью необходим определенный уровень интеллекта; дальнейший успех в работе обусловливается не интеллектом, а др. индивидуально-психологическими особенностями.

Результаты психогенетических исследований свидетельствуют о высоком уровне наследуемости общего интеллекта и некоторых специальных С. (в частности, математических).

Между тем креативность, вероятно, в большей мере зависит от влияния социальной микросреды. Существуют теории, опирающиеся на средовой подход к развитию С. (теория “интеллектуального климата” семьи О. Зайонца).

Высокий уровень развития общих или специальных С. характеризуется как общая или специальная одаренность (см. Одаренность общая).

Лонгитюдные исследования (Калифорнийский лонгитюд и др.) показали, что на основе ранней диагностики общих умственных С. м. б. дан вероятностный прогноз успешности социальной и профессиональной карьеры личности.

В современной психологии С. можно выделить следующие предметные области: 1) психогенетика С, 2) психофизиология С, 3) общая психология С, 4) дифференциальная психология С. и психодиагностика С., 5) С. и деятельность, развитие С, 6) социальная психология С, 7) “обыденная психология” С. (“имплицитные теории”, фолк-психология). Исследование С. и разработка методик их диагностики и развития имеют важнейшее значение для индивидуализации обучения и воспитания детей, профессиональной ориентации и профессионального отбора, прогнозирования и психологической поддержки развития личности. (В. Н. Дружинин.) Высшую ступень развития способностей называют талантом. Талант – это сочетание способностей, дающее человеку возможность успешно, самостоятельно и оригинально выполнять какую-либо сложную трудовую деятельность.

Талант – это сочетание способностей, их совокупность. Отдельно взятая, изолированная способность не может быть аналогом таланта, даже если она достигла очень высокого уровня развития и ярко выражена.

Талант настолько сложное сочетание психических качеств личности, что он не может быть определен какой-либо одной-единственной способностью. Структура таланта определяется, в конечном счете, характером требований, которые предъявляет личности данная деятельность.

Так же есть такое понятие как одаренность, она вовсе не тождественна таланту, она выступает как предпосылка к возникновению таланта.

В результате изучения ряда одаренных детей удалось выявить некоторые существенно важные способности, которые в совокупности образуют структуру умственной одаренности. Особенности личности: 1. Внимательность, собранность, постоянная готовность к напряженной работе; 2. Готовность к труду перерастает в склонность к труду, в трудолюбие, в неуемную потребность трудиться; 3. Связанна с интеллектуальной деятельностью: это особенности мышления, быстрота мыслительных процессов, систематичность ума, повышенные возможности анализа и обобщения, высокая продуктивность умственной деятельности. Если же говорить о специфических различиях в одаренности, то они обнаруживаются в направленности интересов. Один ребенок после какого-либо периода исканий останавливается на математике, другой – на биологии. Дальнейшее развитие способностей каждого из этих детей происходит в конкретной деятельности, которая не может осуществляться без наличия данных способностей. Поэтому структура специальной одаренности включает комплекс приведенных выше качеств личности и дополняется рядом способностей, отвечающим требованиям конкретной деятельности. Так, установлено, что математическая одаренность характеризуется наличием специфических способностей, среди которых могут быть выделены следующие: формализованное восприятие математического материала, которое принимает характер быстрого схватывания условий данной задачи и выражение их формальной структуры; способности к выявлению сути задачи; к обобщению математических объектов, отношений и действий и т.дСкачать файл (2103.5 kb.)
Нажми чтобы узнать.

Источник: http://gendocs.ru/v36708/%D0%BE%D1%82%D0%B2%D0%B5%D1%82%D1%8B_%D0%BA_%D0%B3%D0%BE%D1%81.%D1%8D%D0%BA%D0%B7%D0%B0%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%83_%D0%BF%D0%BE_%D1%81%D0%BF%D0%B5%D1%86%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8_050706_-_%D0%BF%D0%B5%D0%B4%D0%B0%D0%B3%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D0%BA%D0%B0_%D0%B8_%D0%BF%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F?page=2

Тема 3. Индивидуально-типологические особенности личности

3.Психологическая характеристика индивидуально-типологических

Общее понятие о темпераменте. История возникновения теорий темперамента. Типы темперамента и их психологическая характеристика. Основные психологические параметры темперамента. Активность. Эмоциональность. Сензетивность.

Физиологические основы темперамента. Темперамент и тип ВНД. Учение И.п. Павлова о темпераменте. Развитие теорий темперамента в трудах Б.В. Теплова и В.Д. Небылицина. Связь темперамента с особенностями протекания психических процессов и чертами личности.

Темперамент и индивидуальность, стиль деятельности.

Характер как система наиболее устойчивых черт личности. Типология характера. Учение о характере в истории психологии. Структура характера. Черти характера как отношения личности.

Характер и направленность личности. Характер и воля. Характер и чувство. Характер и темперамент. Связь черт характера. Акцентуации черт характера. Психопатии.

Проблемы самовоспитания и перевоспитания характера.

Понятие о способностях. Роль способностей в практической деятельности человека. Разница между способностями, знаниями, умениями и навыками. Природа человеческих способностей. Задатки как природные предпосылки способностей.

Качественная и количественная характеристики способностей. Уровневая характеристика способностей. Мастерство. Талант. Гениальность. Проблема наследования способностей. Структура способностей. Общие и специальные способности. Способности и профориентация.

Компенсация при отсутствии природных задатков.

Тема 4. Деятельность и общение.

Общее понятие о деятельности. Деятельность и активность. Потребности как источник активности. Виды потребностей. Потребности человека и мотивация деятельности. Единство сознания и деятельности человека, мотивация деятельности. Внешняя и внутренняя деятельность и их взаимосвязь.

Структура деятельности человека. Действия и движения человека. Осознание и автоматизированные компоненты деятельности. Умения, навыки, привычки и их особенности. Навыки, их структура и закономерности выработки. Проблема переноса навыков.

Игра, учение, труд как основные виды человеческой деятельности, их характеристика. Понятие ведущей деятельности и ее роли в развитии психики.

ОБЩЕНИЕ.

Понятие об общении. Многоплановый характер процесса общения: коммуникативная, интерактивная, перцептивная стороны общения. Общение как обмен информацией. Общение и язык. Язык и речь. Виды речевой деятельности. Структура вербальной коммуникации: коммуникатор, рецепиент, сообщение, канал, единица информации. Смысловые барьеры общения.

Расстройства речи. Невербальная коммуникация. Классификация невербальных средств общения. Общение как межличностное взаимодействие. Роль и ролевые ожидания в процессах общения. Социальный контроль и социальные нормы. Ролевые конфликты. Теория трансактного анализа Э. Берна. Влияние в условиях межличностного взаимодействия.

Психологический контакт в общении.

Общение как восприятие и понимание людьми друг друга. Психологические феномены восприятия человека человеком: идентификация, эмпатия, стереотипизация, каузальная атрибуция, рефлексия, эффект ореола.

Семья и ее роль в формировании механизмов общения. Деловое общение.

Тема 5. Социальные группы, их классификация,

характеристики и особенности управления.

Понятие о группах и коллективе. Классификация групп. Типология групп по уровню их развития.

Коллектив как форма развития групп. Понимание межличностных отношений в малых группах зарубежными психологами. Дифференциация в группах и в коллективах. Социометрия. Референтность. Метод референтометрии.

Понятие лидерства. Статус личностного роста. Интеграционный процесс в группах и коллективах. Сплоченность, возложение и принятие ответственности, эмоциональная идентификация. Конформизм. Альтруизм.

Коллективистическое самоопределение.

Тема 6. Группы и коллективы, межличностные отношения.

Понятие группы и коллектива. Изменение отношений в группах по их превращению в коллективы. Согласованность динамики и ситуативной изменчивости внутригрупповых отношений с относительной личностной устойчивостью. Опосредование поведения человека особенностями группы. Особенности отношений людей в группе – диаде, группе – триаде.

Анализ отрицательных взаимоотношений в группе, межличностные конфликты и фрустация. Характеристика типов межличностных внутригрупповых конфликтов.

Социально-психологическая диагностика отношений в группе.

Тема 7. Познавательные процессы.

Общее понятие о восприятии. Виды и стили восприятия. Нарушения восприятия.

Общее понятие о памяти. Характеристика представлений памяти. Классификация видов памяти. Характеристика процессов памяти. Факторы, влияющие на продуктивность запоминания.

Мышление. Основные особенности процесса мышления. Принятие решений.

Воображение, внимание, ощущение.

Тема 8. Психологические факторы

Управленческой деятельности.

Управление как социальный феномен. Предмет науки управления. Этапы развития. Сравнительный анализ основных управленческих культур. Тенденции развития управленческой мысли. Уровни психолого-управленческой проблематики.

Психология процесса управления (целеполагание, организация, мотивация, контроль).

СЕМИНАРЫ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

семинаров и практических занятий по объему учебного материала несколько выходит за рамки количества часов, указанных в учебно-тематическом плане.

Такой расширенный объем учебного материала поможет, на наш взгляд, преподавателю отобрать необходимое содержание и определить методику проведения практических занятий с учетом уровней образования и развития студентов различных групп, мотивов их учебной деятельности, интереса к психолого-педагогическим наукам, а также индивидуальных особенностей студентов.

Семинарское занятие № 1

ИНДИВИДУАЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ

ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ

1. Соотношение и области применения понятий «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность».

2. Исследование психологии личности в трудах отечественных и зарубежных психологов Б.Г. Ананьева, А.Н. Леонтьева, Л.И. Анцыферовой, У. Джемса, Э. Фромма, В. Франкла, Г. Оппорта и др.

3. Типы темперамента. Свойства темперамента. Темперамент и индивидуальный стиль деятельности.

4. Формирование и типология характера. Психологические типы акцентуированных характеров (К. Леонгард, А. Личко).

5. Особенности, задатки, индивидуальные различия людей. Представления о способностях и трудах С.Л. Рубинштейна, В.С. Мерлина, В.М. Теплова. Понятие одаренности и таланта.

6. Характеристика эмоционально-волевой сферы личности. Волевая регуляция поведения. Психологические теории эмоций. Характеристика эмоциональных состояний человека.

Темы докладов и рефератов:

1. Я – концепция личности и ее компоненты.

2. Стресс. Методы управления стрессовыми реакциями.

3. Модус бытия и модус обладания в теории Э. Фромма.

4. Характеристика различных подходов к пониманию структуры личности.

5. Характеристика направленности личности.

6. Характеристика психологической подструктуры личности.

7. Роль темперамента в профессиональной деятельности.

8. Темперамент и стиль деятельности.

9. Проблема устойчивости и изменчивости темперамента.

10. Типическое и индивидуальное в характере.

11. Проявления характера и источники его познания.

12. Самовоспитание характера.

13. Профессия и способности.

14. Диагностика способностей.

15. Компенсация способностей.

16. Возрастной аспект проблемы способностей.

17. Наследственность и способности.

Практические задания:

РЕШЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗАДАЧ

1. Выделите особенности поведения человека, которые показывают его как индивида, или как личность. Дайте обоснование своего выбора.

Старательность, низкая адаптация к темноте, общительность, хорошая координация рук, эмоциональная возбудимость, трудолюбие, аккуратность, высокая чувствительность, добросовестность, робость, подвижность.

2. Определите к какому научному направлению можно отнести следующие высказывания об активности личности.

– Основным источником активности личности является ставшее бессознательным стремление к наслаждению, определяющее всевозможные виды творческой деятельности человека.

– Основным источником активности личности является система сознательных мотивов и отношений, сформировавшихся в зависимости от общественных отношений и условий воспитания.

– Основным источником активности личности являются культурные и социальные воздействия, которые без участия сознания формируют у человека определенные бессознательные побуждения, помогающие ему приспособиться к социальным требованиям.

3. Укажите к какому виду мотивов относятся приведенные ниже проявления влечений, желаний, интересов и убеждений.

– Рабочий В.Л. по состоянию здоровья попросил путевку в санаторий.

– Услышав первые раскаты грома, ребята быстро приумолкли.

– В своей лекции преподаватели часто используют яркие наглядные пособия, красочные примеры, задают аудитории неожиданные вопросы и т.д. Эти приемы, как правило, способствуют вовлечению студентов в активную мыслительную деятельность и дают желаемые результаты.

– Катя Н. была добросовестной и активной не только в производственной, но и в общественной жизни бригады. У девочки слово никогда не расходилось с делом. Она смело могла критиковать самую лучшую подругу за нарушение правил поведения, никогда не принимала необдуманных решений, первой шла на помощь товарищам.

4. Как называется явление, проявившееся в эксперименте?

Испытуемые вначале очень доброжелательно относились к трудным экспериментальным занятиям, требующим сообразительности. Но после ряда непрерывных отрицательных оценок работы испытуемые стали с раздражением отказываться и от задачи, гораздо более легкой.

5. Определите какие стороны личности проявились в поведении людей:

– Миша К. всегда активен на занятиях по математике. Если некоторые студенты при решении той или иной математической задачи не могут обходиться без детального развертывания процесса решения, то Миша многие действия делает в уме, не записывая их в тетради или на доске. Также легко и быстро он понимает задачи на только что объясненное правило и правильно решает их.

– Студент I-го курса Виктор Л., по мнению преподавателей, глубоко знает программный материал. Его речь нетороплива, мало эмоциональна, но очень содержательна. Он полон энергии, хотя не отличается особой подвижностью: не вспыхивает, не загорается в работе. В учении он неутомим, но интересы его односторонни.

6. Укажите те особенности, которые характеризуют сангвиника, флегматика, холерика и меланхолика.

Повышенная активность, длительна работоспособность, энергичность, сдержанность, вспыльчивость, непоседливость, терпеливость, медлительность, слабая эмоциональная возбудимость, бедность движений, малая активность, вялость, выразительность мимики и пантомимики, молчаливость, быстрая приспособляемость к новой обстановке, неуверенность в себе, спокойное настроение.

7. У кого из студентов сдержанность вызвана свойствами темперамента, а у кого – характера.

Наблюдения за жизнью двух студентов 1-го курса показали, что у одного из них сдержанность проявляется лишь в деятельности, имеющей общественное значение (например, на собрании группы), у другого студента сдержанность проявляется и в труде, и в учебе, и в спорте.

8. Из числа нижеприведенных положений о характере выберите те, которые наиболее правильно раскрывают понятие «характер».

– черты характера проявляются в любых обстоятельствах и условиях;

– черты характера проявляются лишь в соответствующих им типичных обстоятельствах;

– свойства характера есть не что иное, как отношение личности к определенным сторонам действительности;

– свойства характера есть не что иное, как определенные способы действий;

– в характере проявляются и отношения личности, и способы действия, при помощи которых эти отношения осуществляются;

– характер индивидуально своеобразен;

– черты характера социально-типичны и индивидуально своеобразны;

– характер – отражение общественных отношений.

9. В характеристике личности выделите моменты, в которых проявляются черты характера и свойства темперамента. Ответ обоснуйте.

Ира Н. восьми лет. Девочка живая, жизнерадостная, кокетливая, любит поболтать; добрая, но завистливая, старается быть заметной в коллективе, заслужить похвалу. Общительна, но очень обидчива. Ира интересуется всем, но ее интересы не стойки, она быстро «остывает».

Много уделяет внимания своей внешности; часами может сидеть перед зеркалом, менять прически, перевязывать ленты, вкладывать в волосы цветы.

Девочка в коллективе активна, но если в общей работе приходится подчиняться кому-либо из товарищей, она теряет к занятию всякий интерес, становится ко всему безучастной.

Литература

1. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М., 1977.

2. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1977.

3. Психология личности. Хрестоматия. М., 1998.

4. Хрестоматия по психологии (Под ред. А.В. Петровского. М., 1987.).

5. Леонгард Н. Акцентуированные личности// Психология индивидуальных различий. Тесты. М., 1982.

6. Психология индивидуальных различий. Тесты. М., 1982.

7. Э. Фромм. Иметь или быть. М., 1988.

8. Р. Вернс. Я – концепция личности и ее воспитание. М., 1983.

9. Психология и педагогика/ Под ред. В.Д. Столяренко. М., 1999.

10. Р.С. Немов Психология в 3 кн.. Кн. 1. м., 1998.

Основные понятия: человек, индивид, личность, индивидуальность структура личности, психические процессы, направленность личности. Темперамент. Характер, способности.



Источник: https://infopedia.su/9xe2bc.html

Индивидуально – типологические особенности личности

3.Психологическая характеристика индивидуально-типологических
Психическая деятельность личности

3. Индивидуально – типологические особенности личности

В психологии, когда говорят об индивидуально-типологических характеристиках личности, обычно подразумевают такие явления как темперамент, характер испособности. Темперамент – это свойство личности, характеризующее динамику протекания психических процессов и деятельности.

Слово темперамент ввел воборот древнегреческий врач Гиппократ (У – IУ вв. до н.э.). Он понимал под ним свойство, определяющее индивидуальные различия людей и зависящее от пропорций4-х жидкостей в теле: крови (по лат “сангве”), лимфы (по гречески “флегма”), желчи (по гречески “холе”) и черной желчи (по гречески”мелана холе”).

Преобладание одной из жидкостей соответствовало определенному темпераменту. Название типов темперамента сохранились до нашихдней (сангвиник, флегматик, холерик, меланхолик). В то же время следует учитывать, что образование темпераментов в современной психологии объясняютсовершенно по-другому.

Доказано, что в основе каждого типа темперамента находятся особенности нервной системы человека, свойства этой нервной системы.

Экспериментально были выделены следующие свойства нервной системы человека: сила, проявляющаяся в выносливости, работоспособности нервной системы иопределенным образом характеризующая процессы возбуждения и торможения (поэтому выделяют сильный и слабый типы нервной системы); уравновешенность,характеризующая оптимальное соотношение процессов возбуждения и торможения; подвижность, заключающаяся в характеристике скорости движения нервных процессовпо коре головного мозга. Выдающийся отечественный психофизиолог И.П. Павлов показал, что каждому типу темперамента соответствует свое сочетание свойствнервной системы: флегматик – сильный, уравновешенный, инертный тип нервной системы;

сангвиник – сильный, уравновешенный, подвижный типнервной системы; холерик – сильный, неуравновешенный, подвижный тип нервной системы; меланхолик – слабый тип нервной системы.

К основным психологическим характеристикам темперамента относятся:

а) сензитивность (чувствительность), раскрывающая картину того, какая наименьшая сила внешних воздействий вызывает психическиереакции личности и какова скоростьэтого реагирования;

б) реактивность, показывающая степень и интенсивность непроизвольных реакций индивида на внутренние и внешниераздражители (критику, угрозу и т.д.);

в) активность, характеризующая степень энергичности, работоспособности человека в деятельности, его уменияпреодолевать препятствия, целенаправленность, настойчивость, сосредоточенность на деятельности и т.д.;

г) соотношение реактивности и активности, раскрывающее картину того, от чего зависит деятельность личности – от случайныхвнешних и внутренних обстоятельств, настроений, случайных событий или от сознательно поставленных целей, жизненных стремлений, планов и т.д.;

д) темп реакций, характеризующий скорость действий, движений, быстроту речи, ума, находчивость и т.д.;

е) экстравертированность;

ж) интровертированность;

з) пластичность, характеризующая легкость адаптации человека к новым и неожиданным ситуациям, гибкость поведения;

и) ригидность, показывающая склонность индивида к косному поведению, устоявшимся привычкам и стереотипам жизни, инертность.

Точные и краткие характеристики дает различным типам темперамента выдающийся отечественный психолог Б.М. Теплов:

Холерик – человек быстрый, иногда даже порывистый, с сильными быстро загорающимися чувствами, ярко отражающимися в речи, мимике, жестах; нередко -вспыльчивый, склонный к бурным эмоциональным вспышкам;

Сангвиник – человек быстрый, подвижный, дающий эмоциональный отклик на все впечатления; чувства его непосредственно отражаются во внешнемповедении, но они не сильны и легко сменяют одно другое.

Меланхолик – человек, отличающийся сравнительно малым разнообразием эмоциональных переживаний, но большой силой и длительностью их; он откликаетсядалеко не на все, но когда откликается, то переживает сильно, хотя мало выражает во вне свои чувства;

Флегматик – человек медлительный, уравновешенный и спокойный, которого нелегко эмоционально задеть и невозможно вывести из себя; чувства егоникак не проявляются во вне. (Теплов Б.М. Психология – М.:ОГИЗ – Госполитиздат,1946).

В заключение следует отметить, что темперамент относится к так называемым генотипическим свойствам личности, полностью зависит от наследственности и втечение жизни не изменяется.

Характер – это свойство личности, выражающееся в ее отношениях к окружающему миру, к обществу, к деятельности, к самому себе, кдругим людям, к вещам и предметам. Характер включает в себя устойчивые черты личности, которые с содержательной стороны описывают ее поведение идеятельность.

Поэтому в психологии часто под характером понимают совокупность индивидуально-своеобразных черт, которые проявляются в типичных для даннойличности способах деятельности, обнаруживаются в этих типичных обстоятельствах и выражают отношения личности к этим обстоятельствам.

Отношения человека и характерологическиечерты (свойства, качества) формируются в течение жизни и поэтому характер является приобретенным личностным образованием.

Важное значение имеют характерологические качества (черты, свойства), обнаруживаемые человеком в различных видах отношений к окружающему миру:

в отношении к обществу (идейный или безидейный, активноучаствующий в политике или аполитичный и т.п.); в отношении к деятельности (деятельный или бездеятельный, трудолюбивый или ленивый и т.д.); в отношении к другим людям (альтруист или эгоист, общительный или замкнутый и т.д.); в отношении к себе (имеющий адекватную или неадекватную самооценку, уверенный или самонадеянный и т.д.); в отношении к вещам (добрый или жадный и т.д.).

Для характеристики индивидуальных различий людей способности как психическое явление представляют несомненный интерес. Идея различий индивидов на основе ихспособностей развивалась еще в древности. Древнегреческий ученый-философ Платон (423 – 348 г.г. до н.э.) писал:”…

Чтобы все граждане жили согласнонадобно внушать им, что все они – братья, но не все способны к одним и тем же обязанностям; потому что люди по своим способностям весьма различны: однирождены для управления, другие – для воспомоществования, иные – для земледелия и ремесленничества” (Платон Соч. т. III – СПб,1863,с.143).

В еговысказывании видно, что, наряду с мыслью о влиянии способностей на различия людей, признается факт их врожденности. В современной психологии более мощнопредставлена идея о врожденности задатков, их влияния на развитие способностей, которые, в решающей мере, определяются участием человека в конкретнойдеятельности.

Способности – индивидуально-психологическое образование личности, определяющее динамику, быстроту и легкость овладения деятельностью, а также эффективностьее осуществления. Доказано, что способности проявляются в деятельности и представляют возможность овладения ею.

К задаткам относят морфологические и функциональные особенности строения мозга, органов чувств, движения, выступающие в качестве предпосылки развитияспособностей.

Проявления способностей связано, во-первых, с наличием склонности, эмоционально положительного отношения к данной деятельности, во-вторых, вдемонстрации индивидом относительно высокой по сравнению с другими людьми продуктивности труда, в достижении больших успехов в деятельности, и,в-третьих, в легкости освоения и выполнения деятельности.

Всегда задача отличия более способных людей от менее способных была актуальна. Существует такаястаринная быль. У одного купца служили два мальчика из одной деревни и одного возраста, Петя и Ваня. Пете купец платил в месяц один рубль, в Ване – трирубля. Естественно, что купцу задали вопрос, почему он так несправедливо оплачивает труд.

На этот вопрос купец ответил: “Посмотрите как они работают!”Подозвал к себе Петю и сказал ему: ” Видишь обоз, сбегай узнай, что там везут!” Петя сбегал и говорит: “Везут рыбу”. Тогда купец даетему второе задание: “Сбегай и узнай, куда везут продавать рыбу!” Петя сбегал, прибежал назад и говорит: “Рыбу везут в соседнюю деревню”.

Купец дает третье задание: “Сбегай и узнай, по какой цене собираются продавать рыбу”. Петя сбегал и говорит: “Просят по 10 копеек закилограмм”. После этого купец просит найти и прислать к нему Ваню.

Когда Ваня пришел, купец ему говорит: “Видишь обоз, сбегай узнай, что там везут!:”Ваня сбегал, прибежал назад и говорит купцу: “Везут рыбу в соседнюю деревню, по цене 10 копеек за килограмм, я договорился купить у них оптом по 8копеек за килограмм и продавцы уже поворачивают лошадей к нашей усадьбе”.

После этого купец сказал присутствующим взрослым людям: “Видели, как ониработают, вот поэтому я плачу Ване в три раза больше Пети”. Эта быль иллюстрирует различия в проявлении человеческих способностей.

В психологии выделяют общие и специальные способности. Общие способности представляют собой индивидуальные свойства личности, обеспечивающиеотносительную легкость и продуктивность в осуществлении различных видов деятельности.

Это – особенности восприятия, памяти, мышления, воображения, речи,эмоций и чувств, воли. Специальные способности – это система свойств личности, помогающая достижению успеха в какой-либо одной области деятельности.

Кспециальным способностям относят: педагогические, организаторские, математические, музыкальные, литературные и т.д.

Следует отметить, что способности не сводятся к наличным знаниям, умениям и навыкам, но представляют хорошую возможность в овладении ими. Наконец, важнойхарактеристикой способностей является их направленность.

Среди преступников нередко встречаются способные люди, но свои способности они реализуют дляприготовления и совершения хитроумных и сложных для раскрытия преступлений, совершенствования криминальной деятельности руководимых ими преступныхсообществ.

Список литературы

1. Антонян Ю.М., Еникеев М.И., Эминов В.Е. Психология преступника и расследований преступлений – М.: Юрист,1996

2. Бассин Ф.В. Проблема бессознательного. Знание-сила,1982,N 10

3. Бехтерев В.М. Об экспериментальном психологическом исследовании преступников – СПб.: тип. “Энергия”, 1902

4. Борисова С.Е. Профессиональная деформация сотрудников милиции и ее личностные детерминанты. Авт. дисс. на соиск. уч. степ. канд. психол. н. -М.:Академия управления МВД России,1998

5. Быков В.М. Криминалистическая характеристика преступных групп. Ташкент: ВШ МВД СССР,1986

6. Водолазский Б.Ф. Психология осмотра места происшествия. Учебное пособие. – Омск: Омская ВШ МВД СССР,1979

7. Выготский Л.С. Проблемы возрастной периодизации детского развития., ж. “Вопросы психологии”,1972, N2

8. Гриндер Д., Бэндлер Р., Структура магии: Пер. с англ. М.: Каас,1995

9. Джемс У. Психология – М.:1922

10. Криминология: Учебник / Под ред. акад. В.Н. Кудрявцева, проф. В.Е. Эминова – М.:”Юрист”,1995

11. Китов А.И. Психология управления – М.: Академия МВД СССР,1979

12. Макдональд В. Руководство по субмодальности – Воронеж: НПО “МОДЭК”,1994

13. Основные виды деятельности и психологическая пригодность к службе в системе органов внутренних дел /справочное пособие/. Под ред. Бовина Б.Г.,Мягких Н.И., Сафронова А.Д. – М.:МВД РФ,1997

14. Папкин А.И. Совершенствование социально-психологического климата в подразделениях и службах органов внутренних дел. – Домодедово: РИПК МВД РФ,1998

15. Папкин А.И. Личная безопасность сотрудников органов внутренних дел. Тактика и психология безопасной деятельности. – М.:1996

Психическая деятельность личности

… программа в виде тренинга. Целью данного тренинга стала коррекция основных выявленных негативных эмоциональных проявлений: агрессивности, замкнутости, тревожности. 2.2.

    Программа нравственной коррекции психики детей, переживших развод родителей Данная программа состоит из серии специально организованных коррекционных занятий составленных с учетом уровня развития детей, их возрастных и …

… . Зато ни одним клеткам человеческого организма не свойственна такая взаимозаменяемость, как клеткам коры головного мозга. 3. Психология конституционных различий   3.

1 Понятие психологии конституционных различий Элементами психологической структуры личности являются психологические свойства и особенности, обычно называемые «чертами личности». Их очень много.

Но все это трудновообразимое …

… чувств, имеющих своим основанием получение информации об эстетических явлениях, обучение умению воспринимать красивое, творить его и формирование к нему отношения как к личной ценности.

Итак, обучение и воспитание как факторы развития личности содержат сходные черты и элементы. Это обусловлено тем содержанием, которое предлагается учащимся для активного усвоения.

Основой различия обучения и …

… они, по-видимому, существуют и у высших животных. Другое дело — самосознание осознание своего Я. Оно есть результат, продукт становления человека как личности. 6.

Психические свойства личности и межличностные отношения Личность – система социально значимых качеств индивида, мера овладения им социальными ценностями и его способность к реализации этих ценностей.

Если понятие индивида включает в …

Источник: https://www.KazEdu.kz/referat/73488/2

Medic-studio
Добавить комментарий