30. Профессиональная общность. Взаимодействие людей в

Презентация по обществознанию на тему

30. Профессиональная общность. Взаимодействие людей в

Инфоурок › Обществознание ›Презентации›Презентация по обществознанию на тему “Социальная структура общества” (10 класс)

Важно! Узнайте, чем закончилась проверка учебного центра “Инфоурок”? ✖

.

Запустите файл

1. Сохраните файл

2. Кликните на скачанный файл

3. Нажмите Запустить

1. Кликните на значок ↓

2. Появится файл, дважды кликните на него

1. Нажмите Сохранить

2. Кликните на значок ↓

3. Появится файл, кликните на него

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайдОписание слайда:

СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА– ЭТО СОЦИАЛЬНЫЙ СОСТАВИ СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ Социальные группы Социальные слои — устойчивая совокупностьлюдей, отличающаясясоциально значимым признаком: пол возраст национальность образование профессия место жительства и др. — группа людей, объединённая каким-либо общим социальным признаком: уровнем дохода образованием властью престижем и др.

2 слайдОписание слайда:

Вспомним! Что отличает социальную сферу от других подсистем? Социальная сфера – отношения между различными социальными группами; деятельность государства по обеспечению социальных гарантий.

3 слайдОписание слайда:

Тема: «Социальная структура общества»

4 слайдОписание слайда:

План Социальные группы. Социальное неравенство и социальная стратификация. Социальная мобильность.

5 слайдОписание слайда:

1. Социальные группы Причины появления Общественное разделение труда Специализация деятельности Исторически сложившееся разнообразие условий быта, культуры, социальных норм и ценностей (этнос) Необходимость в объединении усилий по достижению целей.

6 слайдОписание слайда:

Классификация социальных групп Основа классификации Виды социальных групп Характеристика (существенные признаки) Примеры Численность Малая 2-30 человек тесное взаимодействие Семья Учебныйкласс Большая Многочисленность Любая, подходящая по признаку Происхождение Биосоциальные: демографические этнические Пол, возраст Национальность Мужчины,дети Татары Способ организации и регулирования взаимодействия Формальная (официальная) Организация Трудовой коллектив банка Неформальная (неофициальная) Личные интересы Болельщики Социальное положение Территориальная Место жительства Кировчане Профессиональная Общность профессии Врачи Конфессиональная Общность религиозных взглядов Христиане Промежуточное положение Маргинальные Пограничное состояние Иммигранты,безработные Факт существования Номинальные Для статистики Пассажирыобщ.тр Реальные Социальнозначимые признаки Мужчины, русские, дети ит.д

7 слайдОписание слайда:

Маргинал Понятие появилось в американской социологии в 1920-е гг. для обозначения ситуации неадаптации иммигрантов к новым социальным условиям.

Обозначает промежуточное, «пограничное» положение человека между какими-либо социальными группами: – это асоциальный объект, который находится вне групп (социальных, экономических, политических…); – человек, не участвующего в деятельности людей, собранных по интересам или целям; – человек, которого по какой-то причине изъяли из группы (изгой).

8 слайдОписание слайда:

Выберите верные суждения о социальных группах: 1) Социальная группа представляет собой объединение людей, имеющих общий значимый социальный признак.

2) Созданию групп способствует осознание того факта, что при объединении можно достичь большего результата, чем при индивидуальном действии. 3) Социальные группы основаны на специфике врожденных свойств людей.

4) В деятельности социальных групп люди удовлетворяют свои биологические потребности. 5) Созданию групп способствуют сходные интересы и цели людей.

9 слайдОписание слайда:

Выберите верные суждения о социальных группах: Особенностью малых социальных групп ученые признают наличие эмоционально окрашенных межличностных отношений. Социальные группы, чья деятельность регламентируется официальными документами, а взаимоотношения между людьми носят деловой характер, называются формальными.

Социальные группы и общности формируются на основании индивидуальных личностных особенностей участников. Москвичи, петербуржцы, архангелогородцы относятся к этносоциальным группам. Принадлежность к группе выступает важным фактором социализации, помогает личности защищать и отстаивать свои права и позиции в обществе.

10 слайдОписание слайда:

Какое слово пропущено? Маргиналы Название Характеристика Социальная группа, занимающая неустойчивое промежуточное положение в обществе Люмпены Социальные группы, находящиеся на социальном дне, деклассированные, опустившиеся люди

11 слайдОписание слайда:

Музыкальный коллектив «Муза Аполлона» включает скрипачей и виолончелистов, в общей сложности 12 человек. Музыканты гастролируют по всей стране. Между ними сложились дружеские отношения, основанные на взаимном уважении и поддержке. Выберите характеристики группы: малая; условная; демографическая; профессиональная; реальная; формальная.

12 слайдОписание слайда:

Гражданин Н. создал объединение, состоящее из 10 ландшафтных дизайнеров. Большинство входящих в него людей — друзья, вместе обучавшиеся в институте. Выберите в приведенном ниже списке признаки социальной группы, иллюстрируемые данным примером.

1) профессиональная 2) малая 3) неформальная 4) референтная 5) условная Референтная группа — это социальная группа, которая служит для индивида своеобразным стандартом, а также источником формирования социальных норм и ценностных ориентаций.

13 слайдОписание слайда:

Социальная стратификация – это совокупность социальных слоев (страт), расположенных на разных ступенях в вертикальном порядке (иерархически по принципу неравенства). Термин «стратификация» взят из геологии, где он обозначает расположение пластов по вертикали.

14 слайдОписание слайда:

Страты – большие группы людей, различающиеся по своему положению в социальной иерархии. Классы – большие группы людей, отличающиеся отношением к средствам производства (собственность, доход) Страта = класс (ЗСБ) Страта = класс

15 слайдОписание слайда:

Измерения стратификации

16 слайдОписание слайда:

Критерии стратификации Критерий Характеристика Доход (богатство) Количестводенежных поступлений за определенный периодвремени Образование Число лет обучения в школе, колледже или вузе,ученнаястепень извание Власть Возможность навязывать волю или решениедругим людям независимо от их желания Престиж профессии Уважение к занимаемомучеловеком социальному положению, его роду деятельности, сложившееся в общественном мнении

17 слайдОписание слайда:

Типы стратификационных систем Закрытые 1. Кастовая 2. Рабовладельческая 3. Сословная Открытая 1. Классовая Средний класс Высший класс Низший класс

18 слайдОписание слайда:

Выберите верные суждения о типах социальной стратификации:   1) Классовый тип стратификации характерен для ранних периодов развития общества. 2) В истории человечества существовали разные типы социальной стратификации.

3) Сословная стратификация господствовала в период Средневековья. 4) В условиях кастового строя социальная мобильность отсутствует.

5) Одним из проявлений классовой стратификации в современном обществе служит юридическое закрепление прав и обязанностей за отдельными социальными группами.

19 слайдОписание слайда:

Профиль стратификации

20 слайд 21 слайдОписание слайда:

Средний класс (~60 – 80%) между элитой и неквалифицированными рабочими; ученые, священники, врачи, адвокаты, средние менеджеры, банкиры, предприниматели, преподаватели, программисты и т.д.

– социальный позвоночник общества; стабильность иерархической структуры общества зависит от удельного веса и роли среднего слоя: чем более многочисленным является средний класс, тем больше у него возможностей влиять на политику государства, формирование фундаментальных ценностей общества, избегать крайностей, присущих противоположным противостоящим друг другу силам.

22 слайдОписание слайда:

Стратификация современного российского общества

23 слайдОписание слайда:

Высший слой Представлен двумя уровнями – высшим и низшим Высший(1,5%):правящий слой, занимающие важные позиции в системе государственного управления, экономических и силовых структурах. К данному уровню относятся и российские олигархи, являющиеся финансовым ядром элиты.

Нижний(7,0%): банкиры, видные политики, владельцев крупных фирм. Средний слой Высший(1,5%): руководители, бизнесмены, высококвалифицированные специалисты, значительная доля которых работает на частных предприятиях.

Средний(15,0%):квалифицированные специалисты и квалифицированными рабочими, большинство которых работает на частных предприятиях, а также руководители и предприниматели (прежде всего, имеющими семейный бизнес, занимающимися индивидуальной трудовой деятельностью).Нижний уровень среднего класса не выделяется.

Базовый слой Составляет 45%Включает основную часть интеллигенции (специалисты), технический персонал, работников торговли и сервиса, крестьянство. Низший слой Высший (20,%):специалисты и служащие (наиболее неблагополучная часть работников бюджетной сферы), рабочих госпредприятий.

Данный слой, в основном, составляют люди пожилые, малообразованные, а также безработные, беженцы и др. Низший (10,0%):«социальное дно», – нищие, бомжи, беспризорные и др.

24 слайдОписание слайда:

Бедность экономическое и социокультурное состояние людей, имеющих минимальное количество ликвидных ценностей и ограниченный доступ к социальным благам. Масштаб бедности – доля населения, проживающая у официальной черты (порога) бедности. Порог(уровень)бедности – прожиточный минимум. Нищета – крайняя бедность.

25 слайдОписание слайда:

Выводы: Социальная структура общества как социальный состав населения – это совокупность неупорядоченных социальных групп. Социальная структура, в которой социальные группы расположены иерархически, представляет собой социальную стратификацию. Доход, власть, престиж и образование определяют совокупный социально-значимый статус, т.е. положение и место человека в обществе.

26 слайдОписание слайда:

Найдите в приведенном списке компоненты социальной структуры общества.   1) фирмы 2) сословия 3) партии 4) касты 5) классы

27 слайдОписание слайда:

Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением двух, являются критериями социальной стратификации.   1) доход 2) социальная роль 3) престиж 4) власть 5) авторитет 6) образование

28 слайдОписание слайда:

Выберите верные суждения о социальной стратификации:   1) Понятие «социальная стратификация» обозначает любые изменения, происходящие в обществе. 2) Социальная стратификация предполагает деление общества на социальные слои путём объединения различных социальных позиций с примерно одинаковым социальным статусом.

3) Социологи выделяют следующие критерии социальной стратификации: доход, власть. 4) Социальная стратификация предполагает выделение социальных слоёв в зависимости от личных качеств человека.

5) Престиж профессии как критерий социальной стратификации связан с социальной привлекательностью, уважительным отношением в обществе к тем или иным профессиям, должностям, роду занятий.

29 слайдОписание слайда:

3. Социальная мобильность – это перемещение групп или индивидов в социальной структуре. Закрытыеобщества – низкий уровень мобильности Открытые общества – высокий уровень мобильности

30 слайдОписание слайда:

Виды мобильности ВИДЫ ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕРЫ Горизонтальная безизменения уровня географическая (мирация) учитель –учитель Киров – Воронеж Вертикальная Восходящая – вверх Карьера Нисходящая – вниз Разжалование Индивидуальная Перемещается1человек — Групповая Коллективное перемещение Отмена рабства в США Внутрипоколенная В рамках одного поколения Личная карьера Межпоколенная Изменение статуса у разных поколений Сын рабочего становится инженером Организованная Управляется государством С согласия:строительствоБАМа, Без согласия:раскулачивание Структурная Вызвана изменениями в экономике Исчезновение или сокращение отраслей, профессий

31 слайдОписание слайда:

Выберите верные суждения о видах социальной мобильности: 1) Внутрипоколенная мобильность предполагает изменение социального статуса от одного поколения к другому. 2) Наряду с индивидуальной мобильностью существует и групповая мобильность.

3) Повышение человека в должности служит примером горизонтальной восходящей мобильности. 4) С переходом к индустриальному обществу социальная мобильность возрастает.

5) Неоднократное изменение человеком на протяжении жизни своего социального статуса служит проявлением межпоколенной мобильности.

32 слайдОписание слайда:

Аналитик коммерческого банка А. уехал из Москвы в Париж на двухлетнюю стажировку в известной французской финансовой компании. А.

будет во Франции работать в той же должности, что и в Москве, получать примерно такую же зарплату.

Выберите в приведённом ниже списке характеристики социальной мобильности, относящиеся к данному примеру:   1) индивидуальная 2) восходящая 3) миграция 4) горизонтальная 5) нисходящая 6) межпоколенная

33 слайдОписание слайда:

Каналы (лифты) социальной мобильности Питирим Сорокин (1889 – 1968 г.); российско-американский социологи СОБСТВЕННОСТЬ БРАК ЕкатеринаI ОБРАЗОВАНИЕ М.Ломоносов АРМИЯ Наполеон ЦЕРКОВЬ Никон

34 слайдОписание слайда:

Каналы социальной мобильности Социальный статус семьи; Физические и умственные способности, внешние данные человека; Профессиональный спорт; Политика; СМИ; Шоу-бизнес

35 слайдОписание слайда:

Выберите верные суждения о видах и особенностях социальной мобильности:  1) Перемещение человека из одной социальной группы в другую без изменения статуса служит проявлением горизонтальной социальной мобильности.

2) Социальная мобильность выражается в изменении индивидом своего общественного положения. 3) Вертикальная социальная мобильность всегда ведет к повышению социального статуса личности. 4) Различают два вида социальной мобильности: горизонтальную и восходящую.

5) Средневековому обществу была присуща низкая социальная мобильность.

36 слайдОписание слайда:

Студент работает над рефератом о вертикальной социальной мобильности.

Какие примеры из перечисленных ниже он может рассмотреть в своей работе?   1) переход человека с должности рядового школьного учителя на должность директора школы 2) переход человека из квалифицированных рабочих («синих воротничков») в представители среднего класса («белые воротнички») 3) смена профессии отца на другую профессию, без улучшения или ухудшения его социально-экономического статуса 4) отток рабочей силы из производства в сферу обслуживания 5) рост числа людей, работающих в нескольких местах 6) достижение человеком высокого положения в обществе благодаря службе в армии

37 слайдОписание слайда:

Найдите в приведенных ниже примерах социальные факты, иллюстрирующие проявление вертикальной социальной мобильности:   1) Учитель истории, переехав из области в город, перешел в новую школу.

2) Офицер, отличившийся при проведении контртеррористической операции, получил новое воинское звание досрочно. 3) Секретарь-референт вышла замуж за коммерческого директора фирмы. 4) Профессор уехал по двухгодичному контракту в зарубежный вуз.

5) После окончания вуза молодой специалист был назначен на должность начальника отдела логистики.

38 слайдОписание слайда:

Домашнее задание: осмыслить тему с целью применения знаний в новой учебной ситуации.

39 слайд 40 слайд 41 слайд

.

Запустите файл

1. Сохраните файл

2. Кликните на скачанный файл

3. Нажмите Запустить

1. Кликните на значок ↓

2. Появится файл, дважды кликните на него

1. Нажмите Сохранить

2. Кликните на значок ↓

3. Появится файл, кликните на него

Краткое описание документа:

Общая информация

.

Запустите файл

1. Сохраните файл

2. Кликните на скачанный файл

3. Нажмите Запустить

1. Кликните на значок ↓

2. Появится файл, дважды кликните на него

1. Нажмите Сохранить

2. Кликните на значок ↓

3. Появится файл, кликните на него

Источник: https://infourok.ru/prezentaciya-po-obshestvoznaniyu-na-temu-socialnaya-struktura-obshestva-10-klass-4090042.html

Профессиональная общность и профессиональная среда

30. Профессиональная общность. Взаимодействие людей в

Любой труд человека прямо или опосредованно связан с трудом других людей. Педагогическая деятельность – это прежде всего совместная деятельность и межличностное общение, состоящие в обмене результатами и приемами своего труда, ценностными ориентациями, смыслами.

Необходимые показатели социальной и профессиональной компетентности педагога – развитые способности к сотрудничеству и межличностному общению. Среди всех социальных объединений людей особое место принадлежит профессиональным объединениям или профессиональным общностям, так как большая часть сознательной жизни человека проходит в «созидании и общении» (М.

Монтень). Различие социального и профессионального объединения относительно. Отличие их фиксируется на: объективной зависимости трудовой деятельности в каждой отдельной производственной организации от социальных, исторических, государственных и других условий.

Люди, профессионально объединеные в общественном труде, реализуют потребности общества, социальный заказ на тот или иной продукт, приспосабливаясь к профессии, необходимости исполнения внешне заданных профессиональных функций (стандарт профессии); специфике основной задачи профессиональных общностей – совместное создание реального продукта труда (стандарт результата); обратном влиянии способностей человека, личностных качеств, новых форм и способов совместной профессиональной деятельности на профессиональный труд и его результаты. Сегодня профессиональный труд, в известной степени, «приспосабливается» к требованиям развития личности (авторские проекты, гибкий график труда, эргономичность средств производства и пр.). Профессиональная общность – вид социального объединения людей, которое организовано специально для создания совместного продукта труда. Профессиональные общности являются связующим звеном между обществом и конкретной личностью. Для всех профессиональных общностей характерно наличие единых профессиональных менталитетов и ценностей, профессионального сознания и мышления, чувство принадлежности ее членов к данной профессии, разделяемые ими нормы профессионального поведения и др. Существуют две большие разновидности профессиональных объединений людей в обществе. Первая – масштабные социальные группы (профессии), занимающие определенное место в системе общественных отношений и отличающиеся по задачам своей профессиональной деятельности, менталитету, нормам поведения, способам обучения труду. Появление и время суще- ствования их зависят от закономерностей естественно-исторического развития общества, но возможен и стихийный путь. Это, например, – все учителя, все рабочие, каменщики и пр. Другая разновидность – немногочисленные по составу локальные объединения, члены которых соединены не только общей деятельностью, но и находятся в непосредственном личном, эмоционально окрашенном общении друг с другом, что служит основой для возникновения групп. К ним относятся разные профессиональные учреждения или организации (заводы, школы, учреждения дополнительного образования детей и пр.), а также и малые профессиональные группы – клубы, фонды, ассоциации и пр.

Поскольку такой вид объединения имеет важное значение для учреждений дополнительного образования детей, остановимся на нем более подробно.

Напомним, что группа — это объединение людей (коллег, педагога и детей), которые часто взаимодействуют друг с другом, направляют свои усилия на единые цели, координируют свои действия, имеют сходные интересы и потребности, взаимозависимы, воспринимают и осознают свою принадлежность к группе «МЫ». Основной принцип объединения людей в группу – единство цели деятельности, а основное средство объединения межличностное взаимодействие. Взаимодействие в группе может иметь характер кооперации партнеров (продвижение каждого к цели способствует реализации цели другого члена группы) и характер конкуренции (стремление одного к цели затрудняет или даже исключает достижение цели другим). В социальной психологии выделяют: – формальные группы (класс, методическое объединение, отдел), специально созданные в условиях конкретной дея- тельности, имеющие свою организацию и руководителя, строго распределенные социальные роли и статусы, что определяет внутренние отношения ее членов, их права и обязанности. Так, руководителя группы назначают и он осуществляет регуляцию официальных отношений внут ри группы; его санкции регламентированы обществом; – неформальные группы, складывающиеся стихийно,не имеют строгой организации, но имеют своего лидера (ли деров) межличностных отношений, роли и статусы не закрепляются надолго за определенными членами группы, взаимоотношения устанавливаются на основе индивидуальных особенностей. Неформальные группы нередко возникают внутри формальных объединений, и стихийные лидеры могут быть союзниками или конкурентами формально назначенных руководителей. Идеальным вариантом можно считать совпадение в одном лице руководителя и лидера. В дополнительном образовании особый интерес вызывает вопрос не только сосуществования формальных и неформальных групп в управлении функционированием и развитием всего учреждения, но и продуктивность их соподчиненности в педагогическом процессе как показатель профессионализма каждого конкретного педагога (профессиональные качества менеджера). Социальные группы различаются между собой по уровню развития межличностных отношений. Примером группы с высоким уровнем развития является коллектив. Коллектив – особое качественное состояние группы с высокой степенью развития организованной общности. Признаками коллектива называют: единые ценностные ориентации, одни, социально одобряемые, цели и задачи деятельности, добровольность и сплоченность объединения; целостность и наличие функционально определенной организации; четкая структура управления и руководства; определенный тип межличностных отношений, опосредуемый общественными идеалами и ценностями, личностно значимыми для всех членов коллектива; преобладание общественного самоопределения над индивидуальным. В отличие от других социально-психо- логических процессов, формирование и развитие коллектива принадлежит к числу специально организованных (не самопроизвольных) групповых процессов. Исходя из названных j J-30S4 признаков коллектива, можно сказать, что не любая профессиональная группа (формальная или неформальная) является коллективом. Успешность осуществления многообразных функций учреждения дополнительного образования детей и эффективность его образовательной деятельности во многом определяются участием педагогов в принятии управленческих решений. Но это должно быть не случайное, фрагментарное подключение отдельных педагогов к принятию того или иного управленческого решения (формальная коллегиальность), а постоянная работа руководителя учреждения с командой. Команда – это особый вид формально-неформального объединения работающих вместе людей. Формального, поскольку это представители одного учреждения, принимающие его правила, нормативы, миссию и другие условия совместной жизнедеятельности (вместе с оформлением заявления на работу). Неформального, так как в команду входят добровольно те, кто осознанно принимает общие ценности, власть лидера, правила сотрудничества и коммуникации, кто готов гибко менять свою роль и статус в группе в интересах дела. Для команды характерна первичность личностных качеств и способностей каждого ее члена, доверяющих друг другу в человеческом и профессиональном плане. Эффективность взаимодействия между членами команды важнее для ее успеха, чем собственно профессиональная их работа. Психологи справедливо подчеркивают, что наибольшее удовлетворение в работе приносит человеку его принадлежность к успешной команде. Но командное объединение не является идеальным, и работа в нем проходит не без проблем. Положительные стороны команд: возможность поделить работу и разделить ответственность; стимулирование деятельности, умение общаться с разными людьми; целенаправленное развитие каждого участника; хороший моральный, психологически-комфортный кли- – мат, умение услышать, понять и поддержать друг друга; быстрое решение производственных задач; поощрение индивидуальных различий; максимальное использование профессиональных качеств; более открытое отношение к нововведениям, возможность раскрытия творческого потенциала каждого. Проблемные стороны команд: отсутствие согласия, личная неприязнь, тормозящие совместную работу; неэффективный лидер; легче избежать полной ответственности; командная работа требует больших затрат времени, больше эмоционального напряжения; работа может свестись к обсуждениям, разговорам, а не к действиям. В отечественной литературе понятие «команды» еще не получило широкого распространения. Более традиционно ис пользование таких понятий, как «профессиональное сообщество» и «профессиональное содружество», которые в совокупности аналогичны смыслу команды. Команда, профессиональное сообщество и профессиональное содружество являются не только организационными формами профессиональной общности, но и показателями уровня развития взаимодействия в про фессиональном объединении. Одна из главных формальных профессиональных структур называется профессиональное сообщество. Это объединение единомышленников, решающих задачи реальной совместной деятельности на основе принятия единых или близких по смыслу идей, концепций, осознающих взаимную ответственность и поддержку, ориентирующихся на личностное и индивидуальное развитие средствами профессии. Характерной чертой профессионального сообщества можно назвать постоянное осознанное стремление к инновационной деятельности, что поддерживает профессиональную общность в режиме развития (в рамках разных идеологий данная профессиональная группа иногда называется коллективом или общиной, что не совсем корректно). Профессиональным сообществом в принципе может стать любая формальная профессиональная группа, если в ней утверждается дух профессионального единомыслия и подлинных договорных отношений между партнерами. Под таким договором в образовании при организации профессионального сообщества можно понимать процесс согласования целей, норм, средств, результатов деятельности и общения между всеми участниками. Это обязательно предполагает осознание ими своих прав, обязательств, условий реализации. Традиционное подчинение «меньшинства» «большинству» становится периферийным для договорного пространства в профессиональном сообществе. Модель договора может быть представлена в трехчастной форме: согласование интересов и целей участников переговоров; согласование средств деятельности (совместное проектирование программы деятельности по согласованным целям); согласование норм взаимодействия и условий (мотивированное принятие обязательств по выполнению условий). Данная модель может служить содержательной, процессуальной и технологической основой для организации договорного сообщества, члены которого стремятся к ценностному, эмоциональному и прагматическому единству при сохранении индивидуальных прав, свобод каждого субъекта (партнера). К профессиональному содружеству относятся объединения (формальные или неформальные) с более высоким уровнем профессиональной общности. Профессиональные содружества специально создаются для более эффективного решения творческих задач, поиска нестандартных решений. Например, для разработки программы развития учреждения. К таким объединениям относятся: творческие ассоциации, союзы, фонды, музыкальные ансамбли и оркестры, театральные студии, временные творческие коллективы. Для продуктивного осуществления деятельности профессиональному содружеству необходимы осознанная общность интересов, психологическая совместимость всех участников, поддержка друг друга в творчестве, принятие всеми ценности совместной работы, а не каждого в отдельности. На характер взаимодействия людей во всех формах профессиональных общностей серьезное влияние оказывает профессиональная среда. Каждый человек, начиная свой профессиональный путь, становится ее частью, и профессиональная среда либо содействует реализации его планов, либо препятствует им. Профессиональная среда – совокупность условий, необходимых для осуществления профессиональной деятельности в обществе или в конкретном учреждении, коллективе. В образовательном учреждении к таким условиям относятся техническое, материальное, финансовое, нормативно-правовое, разностороннее предметное обеспечение функционирования всех направлений деятельности учреждения, и прежде всего обеспечение ее педагогической системы; это объективно заданные необходимые действия и операции, иерархия организованных отношений. К профессиональной среде относятся и сложившиеся внутренние межличностные взаимоотношения между всеми участниками образовательного процесса, система отношений учреждения с окружающим социумом, стиль жизнедеятельности учреждения и его культура. Эту социальную подсистему профессиональной среды создают сами участники профессиональной общности, и она включает: мотивы, смыслы, способы восприятия людьми друг друга; мотивы и приемы общения их между собой в профессиональном объединении, обмен ценностными ориентациями, смыслами профессии, информацией о профессиональных ролях; профессиональную лексику и жаргон; психологический климат; мотивы, цели, смыслы и значимость совместной деятельности профессиональной общности; собственно взаимо действие (конкуренция, кооперация, соревнование, конфронтация и пр.). Различают виды профессиональной среды по характеру воздействия на человека, на его работоспособность и профессиональное самочувствие: комфортная, относительно комфортная, экстремальная и сверхэкстремальная. Каждое учреждение дополнительного образования детей от личается сложившейся целостностью предметной и социальной стороны своей профессиональной среды. В каждом учреждении дополнительного образования складываются свои формы профессиональной общности, свой уникальный стиль взаимодействия, взаимоотношений людей, свой уровень требований к реальной профессиональной квалификации специали стов, содействующих активности или пассивности их участия в профессиональной среде. Нельзя забывать, что каждое учреждение (профессиональная среда), как и каждая профессиональная общность, не существуют в статике. Они постоянно изменяются, являясь откры той социальной системой или развиваются, становясь на путь осознанного, прогрессивного развития. Как мы уже отмечали, развитие учреждения дополнительного образования детей не льзя представить без профессионального и личностного развития педагогов, совершенствования их компетентности, способности сотрудничества в профессиональной общности. Способность педагога к сотрудничеству в профессиональной общности включает следующие личностные качества: реальный профессионализм и развитое профессиональное мышление, гибкое профессиональное сознание; мотивированная готовность к профессиональному изменению; проникновение и принятие ценностных ориентаций, идеалов, менталитета профессиональной общности; соблюдение профессиональной чести и достоинства; владение культурой диалога; заинтересованное содействие росту профессиональной группы, ее движению к профессиональному сообществу и содружеству (единой команде). Профессиональному развитию педагогов дополнительного образования детей, повышению уровня педагогического мастерства способствуют также: индивидуальная работа с педагогом; процедуры аттестации; исследовательская, экспериментальная работа; методическая деятельность. Педагоги, профессиональные объединения и профессиональная среда учреждения дополнительного образования детей входят в состав социального компонента образовательной среды. Именно они создают то, что называют в литературе «социально-психологический климат», «психологическая атмо- сфера», «эмоционально-психологический настрой коллектива», «социально-психологическая обстановка». Янош Корчак говорил о «духе образовательного учреждения». Но социальный компонент образовательной среды несет на себе ответственность по обеспечению возможностей удовлетворения и развития потребностей детей – субъектов образовательного процесса — в ощущении безопасности, в сохранении и улучшении самооценки, в признании со стороны общества, в самоактуализации. Далее социальный компонент образовательной среды должен содержательно соответствовать продуктивному стилю взаимодействия — сотрудничеству партнеров, основанному на взаимном доверии, раскрытию личностных потенциалов и ориентации на достижение эффективных результатов совместной деятельности, взаимопониманию и переживанию эмоционального благополучия.

В масштабе учреждения все это закрепляться образовательной программой учреждения и его учебным планом. 

Источник: https://uchebnikfree.com/vneuchebnaya-deyatelnost_1413/professionalnaya-obschnost-professionalnaya-51915.html

Medic-studio
Добавить комментарий