31. Характеристика параметров асинхронии развития (Т.Матросова).

Содержание
  1. Асинхрония и гетерохрония в онтогенезе
  2. Введение
  3. Цель данной работы: изучить особенности таких проявлений дизонтогенеза как асинхрония и гетерохрония, а также раскрыть основные симптомы асинхронии (ретардация, акселерация, регресс и изоляция)
  4. Так как, если известен набор элементов, необходимых для построения новой функциональной системы, скорость и последовательность, с какой каждый из элементов должен пройти свой участок пути, а также набор необходимых качеств, которыми должна обладать будущая система, то в случае сбоев в этом процессе мы можем не только предсказать характер ожидаемых нарушений, но и предложить адресную программу, направленную на коррекцию всех составляющих формирующейся функции
  5. Явления ретардации – незавершенность отдельных периодов развития, отсутствие инволюции более ранних форм
  6. Явления акселерации отдельных функций, например, чрезвычайно раннее (до 1 года) и изолированное развитие речи при раннем детском аутизме, сочетающееся с грубым отставанием, ретардацией в сенсомоторной сфере. При этом варианте асинхронии развития могут длительно сосуществовать развитая (взрослая) речь и речь автономная: наглядные, комплексные обобщения и обобщения понятийные и т. д. Таким образом, на одном возрастном этапе имеется смешение психических образований, наблюдаемых в норме в разные возрастные эпохи.
  7. Явления регрессии (регресс) – возврат функций на более ранний возрастной уровень, как временного, функционального характера (временная регрессия), так и стойкого, связанного с повреждением функции (стойкая регрессия).
  8. По современным представлениям физиологии и психологии новые качества возникают в результате перестройки внутрисистемных отношений. В нормальном онтогенезе может быть выделено несколько типов межфункциональных отношений. К ним относят и явление временной независимости – явления изоляции.
  9. Таким образом, при асинхрониях развития наблюдаются различные варианты нарушений развития
  10. Асинхрония, как искаженное, диспропорциональное, дисгармоничное психическое развитие, характеризуется выраженным опережением развития одних психических функций и свойств формирующейся личности и значительным отставанием темпа и сроков созревания других функций и свойств, что становится основой дисгармонической структуры личности и психики в целом. Основные проявления асинхронного развития в виде новых качеств возникают в результате перестройки внутрисистемных отношений. Среди основных типов асинхронии выделяются: ретардация – запаздывание или приостановка всех сторон психического развития или преимущественно отдельных его компонентов; акселерации – опережающее развитие отдельных функций; регрессии (регресс) – возврат функций на более ранний возрастной уровень, а также изоляция.
  11. Шпаргалка по

Асинхрония и гетерохрония в онтогенезе

31. Характеристика параметров асинхронии развития (Т.Матросова).

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://allbest.ru

Введение

Психология аномального развития – наука о закономерностях психического дисонтогенеза, которое понимается как любое отклонение от нормального психического онтогенетического развития. В отечественной литературе применительно к дизонтогениям принят термин «аномалии развития». Впервые термин «дизонтогения» употребил Швальбе в 1927 г.

, обозначая им отклонения внутриутробного формирования структур организма от нормального развития.

Впоследствии этот термин приобрел более широкое значение: им стали обозначать различные формы нарушений онтогенеза, включая и постнатальный, преимущественно ранний, ограниченный теми сроками развития, когда морфологические системы организма еще не достигли зрелости [1].

Проявления психического дизонтогенеза разнообразны. По мнению М.Ш. Вроно, клиническая картина психического дизонтогенеза зависит в первую очередь от возраста ребенка и соответственно от этапа онтогенеза, т.е. автор подчеркивает хроногенный аспект дизонтогенеза. По мнению Г.К. Ушакова и В.В.

Ковалева, основными типами психического дизонтогенеза являются ретардация, т.е. замедление или стойкое психическое недоразвитие как общее, так и парциальное и асинхрония как неравномерное, дисгармоническое развитие, включающее признаки ретардации и акселерации.

В норме же меж функциональные связи складываются в процессе гетерохронии – разновременностью формирования различных функций с опережающим развитием одних по отношению к другим. Каждая из психических функций имеет свою хронологическую формулу, свой цикл развития.

Принцип гетерохронии имеет важнейшее значение для понимания общих закономерностей развития и механизмов, обусловливающих специфику мозгового обеспечения психических процессов на разных этапах онтогенеза.

Цель данной работы: изучить особенности таких проявлений дизонтогенеза как асинхрония и гетерохрония, а также раскрыть основные симптомы асинхронии (ретардация, акселерация, регресс и изоляция)

Проблема детского развития – одна из самых сложных в психологии, в то же время в этой области очень много сделано, накоплено большое количество фактов, выдвинуты многочисленные, иногда противоречащие друг другу теории.

Методологические основы психологии аномального развития были заложены Л.С. Выготским, считавшим, что особенностью аномального развития ребенка является расхождение биологического и социального планов развития, в отличие от их слияния в условиях нормогенеза [6]:

К аномальным относятся дети, у которых физические или психические отклонения приводят к нарушению нормального хода общего развития.

Развитие аномального ребенка, подчиняясь в целом общим закономерностям психического развития детей, имеет целый ряд собственных закономерностей.

Различные аномалии по-разному отражаются на формировании социальных связей детей, на их познавательных возможностях. В зависимости от характера нарушения одни дефекты могут полностью преодолеваться в процессе развития ребенка, другие подлежат лишь коррекции или компенсации.

Для обозначения различных форм нарушения нормального онтогенеза, возникающих в детском возрасте, когда морфофункциональные системы еще не достигли зрелости, был введен термин «дизонтогенез». К одним из основных типов психического дизонтогенеза относятся: асинхрония и гетерохрония.

Гетерохрония развития – это неодновременное (с разной скоростью) созревание отдельных функциональных систем организма в онтогенезе [3].

Разновременность наблюдается уже на биохимическом уровне функционирования организма, а также в соматическом, половом, физиологическом развитии.

В наибольшей степени гетерохрония выражена в психическом развитии человека. Так, не только отдельные функции, но даже их различные свойства и характеристики могут находиться в разных фазах своего развития.

Именно многообразие темпов создает чрезвычайно сложную и разнородную во временном отношении картину развития.

Формирование высших психических функций, речевой деятельности имеет опережающее значение и происходит еще до того, как простые сенсорные функции достигают своей зрелости.

Внешне психическое развитие выглядит как плавный переход от простого к сложному. Однако если обратиться к рассмотрению внутренних закономерностей, то оказывается, что каждый новый этап является результатом сложных межфункциональных перестроек.

Формирование отдельных психофизиологических функций происходит с различной скоростью. Одни функции на определенном возрастном этапе опережают в своем развитии другие и становятся ведущими, а затем скорость их формирования уменьшается.

Наоборот, функции, прежде отстававшие, на новом этапе обнаруживают тенденцию к быстрому развитию. Таким образом, в результате гетерохронии между отдельными функциями возникают различные по своему характеру связи. В одних случаях они носят временный, факультативный характер, другие становятся постоянными.

В результате межфункциональных перестроек психический процесс приобретает новые качества и свойства.

Лучшим примером таких перестроек является опережающее развитие речи, которая перестраивает на речевой основе все остальные функции. С конца второго года жизни ребенка начинается быстрое развитие «взрослой» речи. На переходном этапе возникает факультативное образование, так называемая автономная речь. Она состоит из звуковых комплексов (ма-ма-ма, му-му, ав-ав и т.д.).

Овладение взрослой речью также подчиняется закону гетерохронии: быстрее развивается понимание, медленнее – говорение.

Итак, одним из основных проявлений гетерохронии является возникновение на каждом возрастном этапе, наряду с постоянными иерархическими координациями, факультативных, отражающих переходный характер ряда психических образований.

При этом чем сложнее психическая функция, тем больше таких факультативных координаций возникает на пути ее формирования. Таким образом, в норме межфункциональные связи складываются в процессе гетерохронии.

В патологии же возникают различные диспропорции в развитии – асинхрония.

Асинхрония – искаженное, диспропорциональное, дисгармоничное психическое развитие, характеризуется выраженным опережением развития одних психических функций и свойств формирующейся личности и значительным отставанием темпа и сроков созревания других функций и свойств, что становится основой дисгармонической структуры личности и психики в целом [5].

Так, у ребенка с ранним детским аутизмом может быть раннее ускоренное и своеобразное развитие когнитивной сферы при задержке развития моторики и навыков самообслуживания.

Асинхрония развития, как в количественном, так и в качественном отношении, отличается от физиологической гетерохронии развития, то есть разновременности созревания церебральных структур и функций. Основные проявления асинхронного развития в соответствии с представлениями физиологии и психологии в виде новых качеств возникают в результате перестройки внутрисистемных отношений.

Асинхрония развития наиболее заметна в периоды возрастных кризисов, когда начинается интенсивное формирование новых качеств психики индивида.

К основным проявлениям асинхронии относят [4]:

1. Явления ретардации – незавершенность отдельных периодов развития, отсутствие инволюции более ранних форм.

2. Явления патологической акселерации отдельных функций.

3. Сочетание явлений патологической акселерации и ретардации психических функций.

Изучение гетерохронии и асинхронии развития не только углубляет понимание механизмов симптомообразования, но и открывает новые перспективы в области коррекции.

Так как, если известен набор элементов, необходимых для построения новой функциональной системы, скорость и последовательность, с какой каждый из элементов должен пройти свой участок пути, а также набор необходимых качеств, которыми должна обладать будущая система, то в случае сбоев в этом процессе мы можем не только предсказать характер ожидаемых нарушений, но и предложить адресную программу, направленную на коррекцию всех составляющих формирующейся функции

При различных дисфункциях в первую очередь страдает развитие сложных межфункциональных связей, какими являются иерархические координации. Эти нарушения могут возникать как на смысловом, так и на технических уровнях.

В последнем случае ведущий (смысловой) уровень вынужден «помогать» испытывающим трудности техническим уровням.

В результате происходит перераспределение контроля в их пользу и, как следствие, страдает смысловая организация действия.

Примеры можно найти не только в патологии, но и в норме при формировании нового действия. Так, ребенок, овладевая навыком письма, все внимание обращает на графическую сторону (написание букв), одновременно теряя смысловую сторону действия.

Аналогичные трудности дети испытывают при овладении техникой чтения. В патологии развитие сложных межфункциональных связей страдает в первую очередь. Большей частью речь идет о недоразвитии иерархических координации.

Как уже отмечалось выше, в норме одним из механизмов возникновения новых координации является гетерохрония. В патологии же наблюдаются диспропорции, возникают различные типы асинхронии развития.

Рассмотрим некоторые из этих вариантов [3].

Явления ретардации – незавершенность отдельных периодов развития, отсутствие инволюции более ранних форм

Ретардация может быть общей (тотальной) и частной (парциальной):

– первом случае говорят о запаздывании или приостановке всего психического и личностного развития в целом;

– во втором случае – о запаздывании или приостановке развития отдельных психических функций, компонентов психики, отдельных свойств личности (или психомоторики, или речи, или произвольных форм регуляции и т. п.).

Это явление наиболее характерно для олигофрении и задержки психического развития. Р.Е. Левиной описаны дети с общим речевым недоразвитием, у которых наблюдалось патологически длительное сохранение автономной речи.

Дальнейшее речевое развитие у этих детей происходит не в результате смены автономной речи на обычную, а внутри самой автономной речи, за счет накопления словаря автономных слов.

В этом случае патологически фиксируется один из низших речевых этапов, в норме занимающий очень короткий период.

Явления акселерации отдельных функций, например, чрезвычайно раннее (до 1 года) и изолированное развитие речи при раннем детском аутизме, сочетающееся с грубым отставанием, ретардацией в сенсомоторной сфере. При этом варианте асинхронии развития могут длительно сосуществовать развитая (взрослая) речь и речь автономная: наглядные, комплексные обобщения и обобщения понятийные и т. д. Таким образом, на одном возрастном этапе имеется смешение психических образований, наблюдаемых в норме в разные возрастные эпохи.

Г.К. Ушаков выделяет сложную асинхронию, когда ретардация одних функций способствует акселерации других. Например, ребенок с дефектами опорно-двигательного аппарата, воспитывающийся в изоляции от сверстников, будет отставать от них в личностном развитии, но – вследствие вынужденной изоляции – может значительно опережать их в интеллектуальном развитии.

Явления регрессии (регресс) – возврат функций на более ранний возрастной уровень, как временного, функционального характера (временная регрессия), так и стойкого, связанного с повреждением функции (стойкая регрессия).

Явления регресса дифференцируют от явлений распада, при котором происходит не возврат функции на более ранний возрастной уровень, а ее грубая дезорганизация либо выпадение. Чем тяжелее поражение нервной системы, тем более стоек регресс и более вероятен распад.

В основе регресса – преходящая физиологическая незрелость, а также временный возврат к незрелым формам нервно-психического реагирования.

Под влиянием неблагоприятных биологических и социальных условий среды может происходить задержка дальнейшего созревания «уже незрелых» структур и функций мозга. Это проявляется у ребенка в более ранних, примитивных формах нервно-психического реагирования.

Так, например, к временной потере навыков ходьбы, опрятности может привести даже соматическое заболевание в первые годы жизни.

Примером стойкого регресса может быть возврат к автономной речи вследствие потери потребностей в коммуникации, наблюдаемой при раннем детском аутизме.

Склонность к регрессу более характерна для менее зрелой функции. В то же время регрессу могут быть подвержены не только функции, находящиеся в сенситивном периоде, но также и функции, уже в достаточной степени закрепленные, что наблюдается при более грубом патологическом воздействии: при шоковой психической травме, при остром начале шизофренического процесса.

По современным представлениям физиологии и психологии новые качества возникают в результате перестройки внутрисистемных отношений. В нормальном онтогенезе может быть выделено несколько типов межфункциональных отношений. К ним относят и явление временной независимости – явления изоляции.

Изоляция функции не сопровождается другими функциями. Функции стереотипизируются и зацикливаются в своем развитии – временная независимость превращается в изоляцию.

Выготский писал, что в норме для двухлетнего ребенка линии развития мышления и речи идут раздельно. Позднее, перекрещиваясь, они дают начало новой форме развития. В то же время функции, на раннем этапе развивающиеся независимо друг от друга, могут вступать в различные факультативные взаимосвязи с другими функциями (например, речь + восприятие + аффект).

Известно, что мышление ребенка второго года жизни находится еще на уровне сенсомоторного развития, т.е. на достаточно ранней стадии.

Если бы развитие речи в этот период зависело от состояния мышления, то она (речь) фиксировалась бы на более раннем уровне.

Между тем мы наблюдаем в 2-3 года быстрое развитие экспрессивной речи при отставании смысловой. Наполнение новыми смыслами это следующий этап в развитии мышления и речи.

В норме состояние независимости функции имеет относительный характер. Оно может наблюдаться на определенном этапе развития по отношению к одним психическим процессам, с которыми в будущем эта функция может оказаться наиболее тесно связанной (например, речь с мышлением).

В то же самое время та же функция временно вступает в разносторонние связи с другими психическими функциями, которые в дальнейшем будут играть для них нередко лишь фоновую роль.

Например, роль образных, аффективных компонентов на ранних этапах развития речи ребенка больше, чем в речи взрослого человека.

В норме состояние независимости имеет временный характер. В патологии же эта независимость превращается в изоляцию.

Изолированная функция, лишенная воздействий со стороны других функций, останавливается в своем развитии, теряет адаптивный характер.

При этом изолированной может оказаться не только поврежденная функция, но и сохранная, если для ее дальнейшего развития необходимы координирующие воздействия со стороны нарушенной функции.

Так, например, при тяжелых формах умственной отсталости весь моторный репертуар больного ребенка может представлять ритмическое раскачивание; стереотипные повторения одних и тех же элементарных движений. Эти нарушения вызваны не столько дефектностью двигательного аппарата, сколько грубым нарушением мотивационной сферы.

При олигофрении с явлениями гидроцефалии нередко наблюдается хорошая механическая память, однако, ее использование ограничено из-за низкого интеллекта. Внешняя богатая речь, со сложными «взрослыми» оборотами остается на уровне подражания.

В дошкольном возрасте богатая речь таких детей может маскировать интеллектуальную несостоятельность.

Таким образом, при асинхрониях развития наблюдаются различные варианты нарушений развития

В данной работе рассмотрена асинхрония и гетерохрония развития в детском возрасте. Известно, что перестройка и усложнение внутрисистемных отношений протекают в определенной хронологической последовательности, обусловленной законом гетерохронии – разновременностью формирования различных функций с опережающим развитием одних по отношению к другим.

Каждая из психических функций имеет свою «хронологическую формулу», свой цикл развития. Одни функции на определенном возрастном этапе опережают в своем развитии другие и становятся ведущими, а затем скорость их формирования уменьшается. Функции, прежде отстававшие, на новом этапе начинают быстро развиваться.

В результате гетерохронии между отдельными функциями возникают различные по своему характеру связи. В одних случаях они носят временный (факультативный) характер, другие становятся постоянными. В результате межфункциональных перестроек психический процесс приобретает новые качества и свойства.

Таким образом, в норме межфункциональные связи складываются в процессе гетерохронии. В патологии же возникают различные диспропорции в развитии – асинхрония.

Асинхрония, как искаженное, диспропорциональное, дисгармоничное психическое развитие, характеризуется выраженным опережением развития одних психических функций и свойств формирующейся личности и значительным отставанием темпа и сроков созревания других функций и свойств, что становится основой дисгармонической структуры личности и психики в целом. Основные проявления асинхронного развития в виде новых качеств возникают в результате перестройки внутрисистемных отношений. Среди основных типов асинхронии выделяются: ретардация – запаздывание или приостановка всех сторон психического развития или преимущественно отдельных его компонентов; акселерации – опережающее развитие отдельных функций; регрессии (регресс) – возврат функций на более ранний возрастной уровень, а также изоляция.

1. Большой психологический словарь / Под ред. Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. – СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2004. – 672 с.

2. Клиническая психология: учебник / Под ред. Б.Д. Карвасарского. – СПб: Питер, 2012. – 960 с.

3. Лебединская К.С. Нарушения психического развития в детском и подростковом возрасте / К.С. Лебединская, В.В. Лебединский. – М., Академический проект, 2013. – 304 с

4. Психология аномального развития ребенка: Хрестоматия в 2 т. / Под ред. В.В. Лебединского. Т. 1. – М: ЧеРо, 2002. – 744 с.

5. Психология аномального развития: Учебное пособие / Сост. О.А. Ахвердова, И.В. Белашева, Э.В. Терещенко. – Ставрополь: СГУ, 2006. – 355 с.

6. Репина Н.В. Основы клинической психологии / Н.В. Репина и др. – Ростов н/Д: Феникс, 2013. – 480 с.

Размещено на Allbest.ru

Источник: https://revolution.allbest.ru/psychology/00705431_0.html

Шпаргалка по

31. Характеристика параметров асинхронии развития (Т.Матросова).

Условность классификации: Естественно, это классификация достаточно условна. Так сомато-вегетативные расстройства могут наблюдаться и в пубертатном возрасте, когда сомато-вегетативная система претерпевает массивные изменения (перестройка эндокринной системы, физический рост, половое созревание).

Возрастные симптомы, отражая патологически измененную фазу развития, всегда обладают и определенной клинической спецификой, характерной для заболевания, их вызвавшего:

  • Страхи, как возрастной симптом в виду того, что они присуще здоровому ребенку дошкольного возраста, занимают ведущее место в становлении бредовых расстройств
  • Фантазии, являясь неотъемлемой частью психической жизни нормального ребенка дошкольного возраста,  приобретают характер аутистических явлений при шизофрении

4. Асинхрония   и   гетерохрония   развития.   Основные   симптомы   асинхронии (ретардация, акселерация, регресс, изоляция).

31. Характеристика параметров асинхронии развития (Т.Матросова).

Закон гетерохронии – разновременность формирования различных функций с опережающим развитием одной по отношению к другим.

Каждая из психических функций имеет свою хронологическую формулу, свой цикл развития.  Наблюдаются сензитивные периоды ее более быстрого, иногда скачкообразного,  развития и периоды относительной замедленности формирования.

    • Пример: Опережающее развитие восприятия и речи при относительно замедленных темпах развития праксиса.  Взаимодействие речи и восприятие становится ведущей координацией психического развития. Ведущую роль играет восприятие. Речь на службе у восприятие, необходимо замеченное ощущение обозначить, сформулировать словесно. Ведущая роль восприятия наиболее наглядно показана в феноменах Пиаже.
  • Основное проявление гетерохронии заключается в том, что на каждом возрастном этапе наряду с постоянными иерархическими координациями появляются факультативные, отражающие переходный характер ряда психических образований. Чем сложнее психическая функция, тем больше таких факультативных  координаций возникает на пути ее формирования. 

Явление асинхронии – нарушение закона гетерохронии развития, возникновение диспропорции в развитии.

Основные проявления асинхронии:

1. РЕТАРДАЦИЯ: незавершенность отдельных периодов развития, отсутствие инволюции более ранних форм.

  • Пример: олигофрения – речевое недоразвитие при патологически длительном периоде автономной речи. Развитие речи у этих детей – накопление словаря автономных слов. Таким образом, патологически фиксируется один из низших речевых этапов, в норме занимающий очень короткий период.

2. АКСЕЛЕРАЦИЯ: преждевременное развитие какой-либо функции.

  • Пример: чрезвычайно раннее развитие речи при детском аутизме

3. ИЗОЛЯЦИЯ: нарушение межфункциональных связей. Временная независимость той или иной функции превращается в изоляцию. Эта изолированная функция, лишенная воздействий со стороны других психических функций стереотипизируется, зацикливается в своем развитии.

  • Пример: *) Моторика ребенка-аутиста может представлять собой ритмическое покачивание – нарушения, таким образом, вызваны не дефектом двигательного аппарата, а недоразвитием интеллектуальной и мотивационной сфер. *) При олигофрении с явлениями гидроцефалии  нередко хорошая память и речь, однако их использование ограничено из-за нарушения мышления.

4. РЕГРЕССИЯ: Возврат функции на более ранний возрастной уровень развития.  Вероятность регресса наиболее велика в том случае, если более ранние формы психического реагирования не инволюционируют (не исчезают) своевременно, а продолжают сосуществовать с возникшими более сложными формами организации психических процессов.

Регрессия рассматривается  и как нормальный принцип развития. Патологическими являются только лишь тот вид регрессии, который является постоянным и необратимым (см. вопрос№14).

Варианты регрессивных явлений в детском возрасте (А.Фрейд, К.Левин) (Т. Матросова).

Регрессы в норме и патологии. Связь между регрессией и развитием.

К. Левин объясняет эту связь, считая регрессию негативным развитием. А. Фрейд, напротив, понимает регрессию как нормальный процесс, который происходит вследствие недостаточной гибкости структуры личностного аппарата.

  По ее мнению, в отличие от физического развития, для которого прогрессивное продвижение вперед является единственной рассматриваемой силой, исследуя психическое развитие необходимо не упускать из виду и явления, направленные в противоположную сторону, а именно прогрессивные и регрессивные изменения.

Только изучение обоих процессов, прогресса и регресса в психическом развитии, их взаимовлияния и ведет к правильному пониманию феноменов развития.

Таким образом, А. Фрейд рассматривает регрессию как принцип нормального развития.  Однако благотворный аспект регрессии относится только к тем примерам,  где процесс временный и обратимый. Однако нередко случается, что регрессии однажды приобретенными становятся постоянными. Даже когда травматическая ситуация больше не имеет места регрессивный паттерн поведения может сохраняться.

Понятие регрессии в работах З. Фрейда.

Понятие регрессии было выдвинуто З. Фрейдом и широко использовалось в психоаналитической литературе.

  Регрессия понимается им как возврат человека на одну из предшествующих стадий психосексуального развития, на которой, предположительно, произошла фиксация. З.

Фрейд разделяет «регрессию либидо» и «регрессию Эго». В более поздней психоаналитической литературе термин «регрессия» используется более широко.

З. Фрейд понимает регрессию, как отступление назад на линии развития, используя метафору путника в новых краях, который отступает  к предыдущих стоянкам, когда встречает препятствия.  В психоаналитической литературе развитие рассматривалось как равномерно прогрессирующее либидо, а регрессия – как поворот этого потока либидо назад после встречи препятствия.               

Временные регрессии затрагивают выбор объектов и отношение к ним с последующим возвращением к их ранней значимости и наиболее инфантильному выражению зависимости. Травмирующие переживания от фрустрации до излишнего удовлетворения потребностей могут спровоцировать образование фиксационные точек.

Фиксации и регрессии всегда рассматривались как взаимозависимые. Эти фиксационные точки способны задерживать дальнейшее развитие и вредить формированию инстинктов и объектных отношений.

  Сущность фиксации, а ,следовательно, и регрессии,  состоит в удержании на однажды пережитом удовлетворении и на его заполнении некоторым количеством энергии.

В своем дополнении к «Толкованию сновидений» (1914) З. Фрейд провел различие между тремя типами регрессии:

1)топической регрессией, при которой психическое возбуждение течет от моторной части психического аппарата обратно к своей сенсорной части и достигает системы восприятия – процесс на котором основано галлюцинаторное исполнение желаний (в отличие от рационального мышления);

2)временной регрессией как возвращением к исходным, более ранним психическим структурам;

3)формальной регрессией, при которой примитивные методы выражения и представления занимают место более зрелых форм выражения.

З. Фрейд выделяет два основных условия для возникновения регрессии:

  1. фиксация либидо на объектах предшествующего состояния развития;
  2. трудности в удовлетворении либидозных потребностей на более зрелом  уровне.

Понятие регрессии  в работах А. Фрейд. 

По мнению А. Фрейд, регрессия может случаться во всех трех частях личностной структуры:  в Ид, Эго и Супер-Эго.

А. Фрейд выделяет три вида регрессии Эго в нормальном развитии:

1) Ухудшение вторичного процесса функционирования в сознательной жизни детей. Регрессивные тенденции существуют во всех важных сферах достижения ребенка: в функциях Эго, таких, как контроль подвижности, тестирование реальности, синтетическая функция, речь; в приобретении контроля над мочевым пузырем и кишечником во вторичных мыслительных процессах и т.д.

  Во всех этих отношениях способность ребенка функционировать на сравнительно высоком уровне не гарантирует, что это достижение будет стабильным и продолжительным. Напротив, случайные возвраты к более инфантильному поведению должны рассматриваться как нормальный знак.

  Так, бессмысленный разговор или даже лепет имеют законное место в детской жизни наряду с рациональной речью и чередуются с ней.

2) Регрессия Эго под давлением. Главным условием для появления регрессии этого вида является определенная стрессовая ситуация.

3) Регрессии Эго как результат защитной деятельности. По мере того, как Эго ребенка развивается и совершенствует свои функции, увеличивающееся осознание внешнего и внутреннего  мира приводит к тому, что он сталкивается с большим количеством неприятных и болезненных открытий.

Доминирование принципа реальности не позволяет выдавать  желаемое за действительное.  Развитие синтетической функции Эго подготавливает почву для конфликта между внутренними агентами. Конфликт порождает тревогу, с которой человек справляется с помощью защитных механизмов.

Таким образом, в то время как силы созревания и адаптации стремятся к расширению возможности управления реальностью, эффективности функционирования Эго, защита от неприятного действует в противоположном направлении и ухудшает функции Эго.  В этой сфере также движение вперед и назад.

Прогресс и регресс чередуются и взаимодействуют друг с другом.

Понятие регрессии в работах К. Левина. Теория динамического поля. 

К. Левин дискутирует с З. Фрейдом. Он считает, что  регрессия это никогда не буквальное «отступление назад», так как время невозможно повернуть вспять. Регрессия это, безусловно, снижение уровня функционирования личности, но уже в  некотором новом качестве.

По мнению К. Левина, З. Фрейд приближается к полевой теории регрессии, когда утверждает, что регрессия обусловлена неспособностью либидо получить достаточное удовлетворение на более зрелом уровне.  Это предположение могло быть названо замещающей теорией регрессии.

Если рассматривать какую-либо цель, которой желает достигнуть человек, в качестве некоторого поля, то при условии существовании некой преграды, человек, не желая преодолевать препятствия, обращается у другому региону поля заданной цели, который соответствует менее зрелому уровню.. Таким образом, К. Левин, рассматривает жизненное пространство не как статическую область, в которой можно передвигать взад вперед, а как динамическое единство, поле, которое имеет ряд важных параметров.

Динамика этого поля определяется каждым  актуальным моментом, происходящим в настоящем. Смысл поля был бы разрушен, если бы жизненные пространства человека на всех стадиях онтогенеза рассматривались вместе как одно динамическое пространство.

Из этого следует следующее требование к анализу: необходимо охарактеризовать ситуацию в данное время и сделать топологию жизненного пространства и  сделать определенные динамические характеристики его регионов (привлекательность, барьер и т.д.)  ответственными за определенное событие.

Именно в этой системе координат К. Левин и предлагает рассматривать и изучать феномен регрессии.

Тем самым, проблема регрессии, подобно проблеме развития,  включает исторический аспект, который относится к последовательности стилей поведения в жизненной истории, и систематический аспект, который относится к условиям изменения, происходящего в данное время.

  Что касается последнего аспекта, систематического, то его нужно исследовать в контексте динамических качеств поля (жизненного пространства), существующего в это время.

Регрессия и Ретрогрессия: Как было изложено выше, согласно  психоанализу считается, что тип регрессии определяется видом и степенью фиксации на одной и предыдущих стадий развития. С точки зрения теории поля, необходимо определить, как на нынешнее жизненное пространство влияет фиксация, которая произошла много лет назад.

Мак-Дугалл считает, что необходимо разграничивать два вида изменений:

  1. Возврат к типу поведенческих характеристик предшествующей стадии жизненной истории индивида. Такое изменение может быть названо «ретрогрессией».
  2. Переход к более *примитивному поведению независимо от того, действительно ли такое поведение имело место в жизненной истории индивида. Такое изменение может быть названо «регрессией».

Однако важно отметить, что ретрогрессия относится всего лишь к различиям и сходству во временной последовательности, не подразумевая утверждений, касающихся «примитивности», «приспособляемости» и т.д.

Виды регрессии.

Регрессия поведения и регрессия личности.

В особый класс К.Левин выделяет псевдорегрессивные состояния, когда человек как бы имитирует поведение менее зрелого индивида. Так же важно учитывать тот факт, что нельзя только по поведению судить о зрелости личности, иными словами регрессия поведения не тождественна регрессии личности.

Временная и постоянная регрессия.

Ситуационная и устойчивая регрессия.

Источник: https://www.yaneuch.ru/cat_18/shpargalka-po-specpsihologii/255211.2202807.page2.html

Medic-studio
Добавить комментарий