31. Неактивные формы поведения животных: общая характеристика.

Формы поведения животных

31. Неактивные формы поведения животных: общая характеристика.

РАЗВИТИЕ ПСИХИКИ И СОЗНАНИЯ.

1. Стадии развития психики.

2. Формы поведения животных.

3. Сознание человека.

4. Понятие о бессознательном.

Психика является функцией высокоорганизованной материи—мозга, заключающейся в активном отражении объективного мира. Основным условием существования любого живого организма есть уравновешивание его с окружающей средой.

Такое уравновешивание достигается благодаря тому, что на любое жизненно важное изменение в окружающей обстановке организм отвечает какой-то целесообразной приспособительной реакцией. Т.е., большое значение имеют безусловные и условные рефлексы.

Рефлексы—это ответ организма на воздействие внешней среды, который совершается посредством нервной системы.

А какова психика живых существ, не имеющих нервной системы? Чтобы рассмотреть этот вопрос, необходимо вспомнить, что существуют филогенез—историческое развитие, которое охватывает миллионы лет эволюции, и онтогенез—история развития психики того или иного живого существа от рождения до конца жизни. Необходимо рассмотреть основные ступени развития психики( по А.Н.Леонтьеву и К.Э.Фабри) Сх.5.2

Стадия элементарной сенсорной психики.

Низший уровень: Простейшие живые существа не обладают способностью психического отражения. Они отличаются раздражимостью—способностью как-то реагировать, отвечать на воздействия среды. Для этого не нужна нервная система. Амеба, инфузория изменяют свое движение и состояние под воздействием света, химический веществ.

Высший уровень. Узловая или ганглиозная нервная система. Паук реагирует на вибрацию. Он опутывает и муху, и любой другой не нужный ему предмет.

Стадия перцептивной психики (воспринимающей).

Животные, которые находятся на этой стадии, отражают окружающий мир не в форме отдельных элементарных ощущений, а в форме образов целостных вещей и их соотношений друг к другу. Этот уровень требует новой стадии развития нервной системы—центральной нервной системы.

Т.е. изменяются условия жизни —изменяется поведение животных, а это приводит к развитию нервной системы. Нервная система, которая развивается, обусловливает усложнение приспособления животного к окружающей среде. В итоге происходит постепенное качественное преобразование психической деятельности от элементарных форм к все более сложным.

Формы поведения животных.

В зависимости от уровня развития нервной системы и психической деятельности различают три формы поведения животных как способы их приспособления к окружающей среде: инстинкты, навыки и простейшие формы интеллектуального поведения.

Инстинкты—это врожденные, наследственно закрепленные действия животных, при помощи которых животные удовлетворяют свои потребности.

Инстинктивное поведение проявляется на всех ступенях эволюционной лестницы—от низших животных (насекомых) до человека. Основные инстинкты—самосохранения, пищевой и сексуальный. Но чем выше на ступени этой лестницы находится живое существо, тем меньшую роль в его повседневной жизни играет инстинктивное поведение.

Физиологически инстинкты представляют собой сложные цепи безусловных рефлексов.

Обучаться инстинктам не надо. Они заданы животному в готовом виде уже при его рождении или закономерно проявляются на определенной стадии развития (инстинкт размножения).

Выразительный пример: незадолго до того, как цыплята появятся из яйца, они издают писк. Если подражать крику коршуна—цыплята затихают, если курице—можно добиться оживленного писка.

Но ведь цыплята еще не знают ни коршуна, ни своей матери.

Вырабатываются инстинкты из поколения в поколение в ходе естественного отбора. Это очень жестко закрепленная форма поведения. Но они не остаются совершенно неизменными. Среда медленно, но непрерывно меняется. Соответственно медленно, на протяжении многих поколений перестраиваются инстинкты, а некоторые, которые перестали быть биологически целесообразными—отмирают (курица не летает).

Инстинктивное поведение очень важно, поскольку оно обеспечивает возможность выживания с самых первых моментов жизни.

Примеры инстинктивного поведения: постройка гнезд, нор, перелеты птиц, запасание пищи на зиму, построение сот, плотин.

Однако в изменяющихся условиях такое поведение не может удовлетворить необходимые потребности и становится неадекватным.

Н-р, если в сотах проколоть дно, пчела все равно будет носить мед, хоть он вытекает. Бобры строят плотины в зоопарке. Гусенок следует за первым движущимся объектом, даже за заводной игрушкой. Интересно поведение земляной осы-сфекса, которая охотиться за сверчком.

Сфекс несколько раз вкалывает жало в тело сверчка. Сначала под шею, затем в часть переднегруди, затем у основания брюшка. В этих трех ударах кинжалом и обнаруживается все великолепие и непогрешимость инстинкта. Сфекс не убивает жертву, а только парализует ее ударами в нервные узлы.

Затем за усики втягивает сверчка в нору. Этими живыми консервами питаются его личинки. Но если обрезать усики сверчку, то оса бросает уже парализованного ее сверчка и отправляется за новой жертвой.

Почему бы осе не ухватиться за одну из шести ног сверчка? Потому что инстинкт— это жесткая программа, которая срабатывает только тогда, когда все внешние условия строго соблюдены. Недаром говорят, что инстинкт слеп.

Таким образом, инстинкты целесообразны в стереотипных условиях и нецелесообразны в постоянно изменяющейся среде. Они производятся автоматически без какого-либо признака разума. Поэтому особое значение для жизни живых существ имеют приобретенные формы поведения.

Навыки —способы поведения, приобретенные в индивидуальной жизни путем научения и закрепленные в результате упражнений и повторений.

В основе навыка лежит система условных рефлексов.

Навыки проявляются на более высоком уровне развития животного мира. Чем сложнее условия жизни и нервная система живого существа, чем выше оно стоит на эволюционной лестнице, тем быстрее и эффективнее образуются у него навыки, тем более сложными по своему характеру они являются.

Навык по сравнению с инстинктом не всегда более сложная форма поведения, но более гибкая, пластичная, следовательно, более совершенная. Животное получает возможность в соответствии с изменениями среды сравнительно быстро вырабатывать все новые и новые условные рефлексы.

Навыки бывают двух типов. При навыке первого типа новое, не закрепленное в инстинктах действие с самого начала выполняется автоматически и закрепляется путем повторения. Известны два основных механизма его реализации—условный рефлекс и оперантное реагирование.

Условный рефлекс —реакция на раздражитель, который был нейтральным, но близок по времени возникновения к безусловному раздражителю. Такие навыки можно сформировать у существ с относительно простым строением нервной системы. Н-р, пчел научили отдавать предпочтение определенному цвету.

Для этого им клали мед только в стеклянные чашки определенного цвета. Обезьяны—более высшие животные и у них можно выработать боле сложные навыки. В Сингапуре обезьяны помогали биологам. Животные усвоили команды и приносили с высоких деревьев листья, цветы, которые без достать было бы очень сложно.

Оперантное обусловливание—это механизм реализации навыка. В процессе приспособления к условиям жизни какие-то действия оказываются более эффективными, какие-то менее. В результате закрепляются действия, которые более полезны: помогают удовлетворить потребность, избегать опасность.

Такой вид выработки навыка и называют оперантным ( с лат.—действие) научением. Никто не показывает, животное само действует. Н-р, крысу поместили в клетку с рычагом. Нажимая рычаг, она могла получать пищу. Вначале крыса случайно нажимала на рычаг, получала вкусную пищу, потом научилась использовать рычаг по назначению.

Крыса самостоятельно приобрела навык. (Опыт американского психолога Б.Скиннера).

Навык второго типа обеспечивается сознательной выработкой способа поведения путем учебы, автоматизацией первоначально сознательно осуществляемых и контролируемых действий. Характерно только для человека (навык письма, чтения).

Выработка навыка у животных—очень длительный процесс проб и ошибок. А в природе не всегда есть такая возможность как пройти курс обучения. Кроме того, при каком-либо изменении надо обучаться заново. Не успеешь—смерть.

Следующая форма поведения—интеллектуальное поведение. Интеллектуальное поведение—простейшая форма мыслительной деятельности, основанная на установлении связи между предметами.

Т.е. животное может «придумать» новый способ решения и более того—перенести этот способ на другую задачу, иногда довольно сложную. Н-р, в лаборатории И.Павлова проводили эксперимент. Шимпанзе Рафаэля обучали заливать водой огонь. В кормушку клали банан, а перед ней зажигали огонь. Достать банан Рафаэль мог, только загасив огонь.

Шимпанзе научили это делать это, набирая из бачка воду кружкой. Когда он это научился делать, задачу усложнили. На озере поставили плоты. На одном был Рафаэль и кормушка, перед которой горел огонь. Бачок был на другом плоту. Оба плота соединены мостиком. Рафаэль не брал воду из озера, а шел за водой к бочку. Позднее эксперимент проводили с другими обезьянами.

Одна из них не стала переходить по мосту, а зачерпнула воду из озера.

Животные часто действует чаще всего методом проб и ошибок. У них нет второй сигнальной системы, поэтому они не могут обдумывать свои действия, не способны к абстракции, обобщению. Их «разумное» поведение направлено гл.обр.

на решение задач, определяемых биологической целесообразностью, удовлетворением биологически значимых потребностей. Оно носит конкретно чувственно-двигательный характер.

Для того, чтобы установить связь между предметами, животным необходимо, чтобы эти предметы, явления воспринимались наглядно и одновременно.

Но опыты немецкого психолога В.Келера показали, что иногда обезьяны быстро находили решение и не путем проб и ошибок, а благодаря «схватыванию». Н-р, на некотором расстоянии от клетки обезьяны помещали банан. В клетку клали короткую палку, а чуть подальше, чтобы не достала лапой, длинную палку.

Однако ее длины было достаточно, чтобы достать банан. Обезьяны использовали короткую палку для того, чтобы достать длинную, а потом с ее помощью достать банан. Келер назвал это явление «инсайтом»—озарением. Все происходит внезапно, без опоры на прошлый опыт.

Исключительное значение имеет то, что обезьяны используют предметы для достижения своей цели. Им надо обнаружить связь предметов, их отношение друг к другу, надо предвидеть результаты своих действий. Но даже высшие животные не способны к пониманию скрытых от непосредственного восприятия причинно-следственных связей.

Это становится возможным лишь на следующей ступени развития психики—сознании человека.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/10_169402_formi-povedeniya-zhivotnih.html

�������������� ���� ��������� � ��������

31. Неактивные формы поведения животных: общая характеристика.

�������������� ���� ���������

� ��������

��������� �������� – ��� �������� ���������, ������������ �� �������������� � ��������� ���������� ����� � ����� �� ������� ��� ���������� �������. �������� �� ���������� (���������� ���������), ����������� � ������ ����� ��������� (������������� ��������� // � ��� ����� ����������� ������������ � ������ ��������).

+ II .��������������� ���������.

����������������� � ��� ���������� �������� �������� ����� ������ �������� �� ������ �������������� ���� �� ���� = ������ ���������� ������� ���������� (��������� ��� ����������) �� �������������� ������ ����. �� ������� ��� ��������� ������������� ��������.

���������� ����� ������ �������� ��� ���������, ������ ���

1) ���������� ������������ ������������ ������ (������ ����, ����� �������, ��� ���� � �����������);

2) ���������� ��� ��������� �������� ��� ���� ���������, ������� ���������� �� ����� ����������. ����� ���� �������� �����, ����������� ����������� �����������.

��������� ���������� �� ����� ��������, ����� ����� �������� ������������� ���� ����������� ����� ������. ����� ������������ �������� ����� ��������� ������ �� ���� ���������.

�������: �������� � ������� (���), ���� �������, ����� ����, ����, �����, �������, ������ ����� � ������, ����� � ������� �����, ������� �������.

�������� ��-������� �������� ����������:

– ������� ����� � ����������������� ����� (������ ������� � ���������� + ������). ��� ������������ ��� ����������� ���������������� ��������, �.�. �������� ������ ��� �������� ����. ������� ����� ��������� ����, �����, �����, �������. ��� ���������� � ��� ��������.

– ������������� ����������� (= ���������������) ����������������� ���������. ��� ������������ ����, �����, ������, ���������� ���� � ������������ ������.

����������� ������ ���������, �������� �� ���, ������ ���������� ����� � ����., ������ ������ � ������ ����, � ����� – �����. �������: �������� ������ � ������, ������, ����� � �������� ����. ��.

� � ����� ����������������� ��������� � ���� �����������.

III . ������������ ���������. ��������������� ��� ������������� �����:

1) ������ � ���������:

– �� ��������: ����� �����, ��� ����� ���������� ���������, �.�. ��� ���� ��� ������; ������������� ������. �������: ����� ��������, ������, ����������� ���. ����� ����� ��� ���� � ������ � �����-������� � ������ ����� ������ � ������ ��������� �����, � ����� �������� ���.

������������� ������ � �������� ���� � �������: ����� ������ ������, ���� ����� ����� ����. ��� � ��������� �����-�������, ������� �����, ������� ��������� (�������, ����������, �����). ������������� ���� ��������, ���� ���� ��� ������ �� ����� ��������� �����.

����������� ����� ��������� � ����� ������� �������� ������� ������, ������ ������-���������, ���� ����������� ����, ����� �������� � ��� �� ���������� ���������.

����� ������� (������, ��. �������): ����� ���� ������ �� ��������, �������. ��������� ������ ����� �� ����� ������ � ������, ��� �������, �����. ����� �������� ������ ������. ���� ������ ����� ���������� ����� ���������� ������ � ���� ����� ����������� ����. � �������� ����� �������� � ���������� �������� ������ � ������=�������� ��� �������� (��������, ������ �� ����).

*// ���� ��� ���. ��������� ���������� � ������ ���� ������� �� ����� ����� �����. ��� ����� �� ������ ����� �����, � ����������� ���� � ������ ������ ����� ����, ������ ������������ ����� //*

– ������ ��������� ����� �������� ��������� (������������ ������, ��������� ��������, �� ������). ������: ������� � �������������� ��� �������� � ��������������� ��������� �����-������, ����� ���� ��������� � ����.

����������������� ������ � ���������. � �������� � �����������, �������� � ����� (�����) � � 4-� ��� ������, ��������� ����������� ���� � �������� ��, ���� � �����������, ��� �������, �������������� �������� ���� � ���������� ��� �������� ������� �����.

�� � ������� � ��� ���� ����������, ���� ���� ��������: ����� ������� � ������ ������� ����������� ������� �� �����, ����� �������� �� �������, ������� ���������� �� � ������ ��������. ����� ��� �������� ��������������� ������� ���������� ���� �� ������ ���� � ����� � ���� ��������� �����.

����� �� ������� ������, ���������� � ���� ������� ������ � ���������, �� ������� ��� � ���� ����������� �����������.

��������� (������������� �-� ���������� � ���������������): ����� ����� 2 ����. ����� �� 4-6 ������ ��������������� � �����. �� ��� ���������� ������� ��������������� ����. ������ ��������� �������� �� ������ ����.

����� ���������� � ���� ����� � ������, ����� ����������� ��� �������� � �������� ������������� ��������� (� ������� �����) ����������� �� ������. ����� ��� �� ��������. ����� ����� ���� ������������� ���� ����. ��������� ��������� ���� � ����� ����� ��������, ��� � �������.

� ���� ����� ��������� ������������ ������ ����. ��� ������� � ������, � ���������� �����, ���� �� �� ������ ������.

� ������ � ������ ������� ����� ������: � ������ ��� ���������� �������� � ��� ������� �����. ��� ������ �������� ������. ���� ������� ���������� ������ �������� ����, �� ������ ������ ��������� ���� �������. ����� ��� ��������� � ���� ������, � ��� ��������� ������ ����� ��������� �������� �� ������. ����������� ��� ��� ������.

2) ������� ������. �������: ���������, ��������, ������ � ���� ����.

3) ������� ������ ��� ����� ��������� � ����������� � ������ � ���������. �������: ������ � ������� ����� � ��� �������� ���������, � � ������� ����� (������, ������� � ��.) � ������ ����.

������ � ����� � ����� ��������� � ����������, �� ���������� � ����� �������� ����� � ����� ������. � ������������� (� ��� ����� � ��������) ����� ������ ��������� ��������������� ����� ������� � ���������.

������ ������ �� ������ ���������� ��������� ���������, ��������, ����� �� ������ ����� ���������.

����� ������������ ��������� ���������� ����� ��� ������������ ��� � ����������� �������� ������ �����. ����� ��������� �������� ������ �� ��������. ����� ������������� ����������� � �������� �� ����� ����� ��������� ����� �� � ����� � ��������� ��������� � ������; ��� ��� �������� �� �� 4-6 ������� �� ����������� �������� ��������� � ������ ���. ��� ��� ����� �����-�������� �� ���.

��������� ����: ����� ���������� � ����� ��������������� ������� �� ���������� ��������� ���; ���� ����� ����������� ������ �� �� ������ ���.

4) ������� ��� ���������� �������� ���������. �������: ������� ���� ������������ ������ �������, ����� � ������. ����� ������� �������� ������� ���������� �������� ����� � ���� �� �����. ����� ���� ������� ������� �������������� ����.

��� �������, ����� ������ ����� � ������������� ����������� ����� ������� � ��������. ������ ������ � �������� ���������.

�� � ���� ������ � ��������� ���������� ��� ����� ��������� �� �������, ����� ������ �������� ������ ������ � ���� �������� ����. ���, ������ � ������� �����, ����������� �� ������, ��������� ����� �������� ������ ���������.

+ IV . ������� ���������. ����� ������ ��������: �������, �������������� // ������ � �������� ��� ��������� � ����������� ��������� � �������������� �������������� �������� �������� ��� ������� � �������������� ���������.

��� �������� �������� ��������� � �������� ����������:

1) ������������ ���������� ������ �� �������.

2) ���������� ��� ������������ ������� ����� � ������� ������ �������� ������ ��� ���� ���� �����. ������ ���������� (�����������) ������ � ��������, ������, �������, �������-��� � ����� �������.

3) ��� ���������, � ��� � �������� ����� �������� �������� �������. ���� ����� ��������� ����� �� �������. ��� ���� ������� ������������� ����� ��� �� �� ������.

4) ���������� � ����� ��� ����������� ������� � ������ �����������.

��-��������, ���� ����������� ���������� ����� � ����� ������, �������� � ��� ��������, ������� �������� �������� ����, ��� ���� ������� ��� ��� ������� �������������.

��������, ����� ��������� ���������� � �������������� � �������� �������� ������������ ���, ������� ������� ��������, ����������� ����������� ��������, � ����� ����� �� ���������� ������ ������.

������ ��� ��� �� �� ������������.

5) ����� ������� ������������ � ��������� ��� ����������� �������� ���������������� ����.

�������: ����� ���� ����, �����, ��������� ����� (������), ��������� ������� ������ ������ (��������� ���������) ��� �������� ��� ���� ����� (�����-������� � ������), � ���������� ����� ����������� ����������� �� ������ � ��������� � ������ ������������ �����, �� ������� � �������� ������������� ����� ��������.

������� ��� (������ �����, ����� ����������� � �������, �����, ������, ). ������������ ����, �������� � �������� (���, ��������, ����� � ��� ������, �������� �����, ����� �������� � �������). ������������ ����� ������� �����������������: ������� �������� � ������ ����, � ��������� ������� (������, �������), ����� � ����, ����� � �������.

��� ��� ����������� ��������� � ��������� �������� � ������ ������������� ������, ������� ������ ������������� �����.

���������� �������.

�) ������� ������������� �������� � �����: � ��������� ����� �� ���� ������� ���� ����������� �������� � ����� ��������� �����, ������� ���������� ��� ������������� ����: ���� ����������� �� �������, ������� ������ ��.

��� ���� �� �������� ������������� ��������� �����-�����, ������� �������� � ����� ���������� ����. ������ � ���� ������ ��� 6 ���. ����� �����������. ���� ����� ��� �� ��������. ��� ������ ���������� (�������������� ��������� ����� ������).

�) ��������: � ����� ���������� ������� �� ������� / ����� ��������� ����� ��� � ������ ���� ��� ������, ��� ���������� �������������� ���.

�) ����-�������� ������������� � � ��� ���� ������� �������� �� ����������� ����������. � � ������� ������ � ���� �� ����� �������� ��������. ������������ ����� (������� ������� ������ �����) ������ ����������� �� ���� ����� � ���������� � ���� �����������. ��� ���������� �� ���������, �.�. �������� ��� ����� �� ����������� �������. ��� ���������� � �� ���� ��������� � ��������!

� ������� � �������� ���������������� �������� ����� �������� ���������� ������� (��������������) � ����������� ���������. � ������ (���������� ��������) ���������� ��� ��� �������� �������� �������� ������� ���������� (����� ��������), �, ����� ����, �������� �������� ������������.

+ V . ������� ���������. ������������ � ���������, ��������������-������������� ���������, � ���������� �������� ����������� ����������� ��������� ������ � ��������������� ���������� ����� ������ � ������.

���� – ��� �������������� ����� ��������� , � ������� ����������� ������� ���������� ���� (�.�. �������) ������.

� ���� ��������������� ��������� �������� ����������. ������ ��� ������ �����������, ������� ������� ���������� � ���������������� ����������� ��������� �� ��������������� ������. � ������� ����� ������������� �������� ����.

���� ������� ����� � ������� �������� �����. � �������� ���� ���������� �������. ���� ������������� ���������������� ������� �����. ���� �������� � ���������� ����� ��������, ������������ ���������� ������������ ����������.

�������� ����:

1) ������������ ������� � ����;

2) ������� � ���� �� ���������� �� ���������� �����-���� ����� ����;

3) ���� ������������� ������ ����� ��������� ��������;

4) ���� ����� �������������� ��������� ��������� (����������� ����������� � �����, �������� // � �������� �����. �����, ���, ��������, �����). � ����� � ����� ���� ���������� �������� ����� ���� ���������.

��� ����������� �������� ������� ��������� ���������� ��� ���������, �� � �������� ������� ��������� ���������� � � �������� ������ (��� � ����� � �����).

VI . ���������������� ���������: ������������ ������ � ����������.

���������� (=��������������) ���������. ����� ����������������� ���������. ������������ ����������� ����� ���������, ������� ��������� �������� ����������� � �����������, ������������ � ���������� ����������� ������������ � ����������������� �����������.

����������� ������� ����������� �������� ����������� �������������� �� �������. �������� ����� ���������� ��� ���� ���������� �������� ����� ����������� � �������� (� ���������) � �������.

��������� ��������� ��������� ������������� �������: ������������ ������, �������������, ����������� ������ ����� ���������� � ������� ������� �����, �����, ������. ��� ��� ������������� ��������� ����� ����� ����������� � ��� ��������� ����� �� ������������ ����� ��������������� ������ ����.

������� ������������ ������:

1) ����� (�����);

2) ������������ �������������� ����;

3) ����������� ���������� ������;

4) �������� ����� � ����������� ������;

5) ���� ������� ������� � ������� ������;

6) ������� ������ �� ������ ���� � ��������� ����� � �������������

���� ������� �������, ����� � ����;

7) ����������� ��������� ���� (������ ����) � ������� ����� (��.

������): ������ ���� � � �����������, ������������ �� ����� ��

�������, �.� ����������� �� ������ � ����� = “����� ����� ����”.

������� ������������ ����������:

1) ���� ���������� � �������� ��� � �����, ������ ����������.

2) ��������� ������ � �������� ����� ����;

3) ������������ �������� ����� ���� (���) � �����, �����;

4) � ������ �������� � ����������� ������������ � �������.

������ �������� � ������������� ����� ��������� ����� �����, ������� ������������� ������ ����� �� ������ �� ����������� ���������. �������� ������������� ���� ��������� ���������� ��������.

�������:

����������   ..  42  43  44   ..

Источник: https://zinref.ru/000_uchebniki/00500biologia/000_lekcii_biologia_06/043.htm

Лекции по сравнительной и зоопсихологии – файл Тема №4 Основные формы поведения животных.doc

31. Неактивные формы поведения животных: общая характеристика.
Лекции по сравнительной и зоопсихологии
скачать (72.9 kb.)

Реклама MarketGid:
Основные формы поведения животных.

План.

  1. Классификация форм поведения.
  2. Пищевое и комфортное поведение.
  3. Половое и родительское поведение.
  4. Оборонительное и агрессивное поведение.
  5. Территориальное и исследовательское поведение.
  6. Социальное поведение.

Дидактические единицы: Врожденное и приобретенное в поведении животных, психика животных в онтогенезе, общая характеристика психики животных.

I. При изучении безусловных рефлексов и инстинктов возникла необходимость в создании классификации основных форм поведения животных.

Впервые попытки такой классификации были сделаны еще в додарвинский период, но наибольшее развитие они достигли в начале ХХвека. Так, И.И.

Павлов разделял врожденные элементы поведения на ориентировочные, оборонительные, пищевые, половые, родительские и детские.

Другая классификация форм поведения была предложена А.Д.Слонимом в 1949г. в статье «О безусловных и условных рефлексов у млекопитающих в филогенезе». В его схеме были выделены три основных группы рефлексов:

  1. Рефлексы, направленные на сохранение внутренней среды организма и постоянства вещества. К этой группе относится пищевое поведение, обеспечивающее постоянство вещества, и гомеостатические рефлексы, обеспечивающие постоянство внутренней среды.
  2. Рефлексы, направленные на изменение внешней среды организма. К ним относится оборонительное поведение.
  3. Рефлексы, связанные с сохранением вида. К ним относится половое и родительское поведение.

В дальнейшем учеными школы Павлова были разработаны другие классификации безусловных рефлексов и образующихся на их основе условных рефлексов.

Например, классификация Р.Хайнд выделил три группы критериев, по которым можно классифицировать формы поведения.

  1. По этой классификации виды активности, определяющиеся одними и теми же причинными факторами, объединяются в одну группу. Например, объединяются все виды активности, интенсивность которых зависит от действия мужского полового гормона. Такой вид классификации необходим для исследования поведения животного.
  2. основана на эволюционной классификации видов активности. Здесь категории более мелкие, например, выделяются такие поведения, как ухаживание, миграция, охота. Эта классификация довольна спорна, так как идентичные элементы поведения у разных видов могут иметь различные функции.
  3. В этой группе выделяются компоненты по общим предковым формам, основанные на сравнительном изучении близкородственных видов. В данной классификации можно выделить поведение, приобретенное в результате научения и ритуализированное поведение.

В течение долго времени среди ученых – этологов популярна классификация, в основу которой положена классификация рефлексов Павлова. Ее формулировку дал Г. Темброк (1964г.), который разделил все формы поведения на следующие группы: 1. Поведение, определяемое обменом веществ (пищедобывание и прием пищи, запасание пищи, покой, сон). 2. Комфортное поведение. 3. Оборонительное поведение. 4. Поведение, связанное с размножением. 5. Социальное (групповое) поведение. 6. Постройка нор, гнезд и убежищ.

II. Пищевое поведение присуще всем представителем животного мира. Формы его весьма разнообразны и видоспецифичны. В основе пищевого поведения лежит взаимодействие центральных механизмов возбуждения и торможения.

Составные элементы этих процессов отвечают как за реакцию на различные пищевые раздражители, так и на характер движений при еде. Определенную роль в формировании пищевого поведения играет индивидуальный опты животного.

Начальная фаза полового поведения – это поисковое поведение, вызванное процессом возбуждения. Поисковое поведение определяется лишением животного пищи и является результатом нарастания реактивности к внешним раздражителям. Конечная цель – нахождение пищи. В эту фазу животное особенно чувствительно к раздражителям. Например для пчел таким раздражителем может служить окраска венчика цветка, для термитов – запах гниющей древесины. Все эти раздражители вызывают различные виды активности. В зависимости от обстоятельств и вида животного это может быть схватывание добычи. У хищных млекопитающих существуют определенные ритуалы при поедании добычи. Ласка поедает мышевидных грызунов с головы, а если добычи много, довольствуется только мозгом жертвы. Крупные хищники также предпочитают поедать жертву, начиная с мышц шеи и внутренностей. Существует множество разнообразных факторов, определяющих привлекательность различных видов пищи, а также количество поглощаемой пищи. Лучше всего эти факторы изучены на примере крыс. У этих грызунов, отличающихся сложным поведением, новизна пищи может служить фактором, способствующим как увеличению съеденной пищи, так и уменьшению ее количества. Обезьяны чаще всего едят новую для себя пищу в малых дозах. У большинства млекопитающих первыми новую пищу пробуют молодые животные. К пищевому поведению также можно отнести и запасание корма.

это многообразные поведенческие акты, направленные на уход за телом животного, а также различные движения, не имеющие определенного пространственного направления и места локализации.

Комфортное поведение широко распространено среди разных представителей животного мира, от самых низкоразвитых (насекомые, которые чистят тело с помощью конечностей крыльев) до достаточно высокоорганизованных, у которых оно приобретает иногда групповой характер (груминг, или взаимное обыскивание у человекообразных обезьян). В комфортном поведении можно выделить несколько форм: очищение шерсти и кожи тела, почесывание определенного участка тела об субстрат, почесывание тела конечностями, купание в воде, песке, потряхивание шерстью. Комфортное поведение видотипично, последовательность действий по очищению тела, зависимость определенного способа от ситуации врожденны и проявляются у всех особей.

III. Половое поведение описывает все многообразные поведенческие акты, связанные с процессом размножения. Эта форма относится к наиболее важным формам поведения, так как связана с продолжением рода.

По данным большинства ученых, в половом поведении, особенно у низших животных, большую роль играют ключевые раздражители (релизеры). Существует большое множество релизеров, которые в зависимости от ситуации могут вызвать или сближение половых партнеров, или драку. Действие релизера напрямую зависит от совокупности составляющих его раздражителей.

При изучении релизеров Тинберген использовал метод сравнения, пытаясь выяснить истоки брачных ритуалов. Например, у уток ритуал ухаживания происходит от движений, которые служат для ухода за оперением. Большая часть релизеров выставляемых напоказ во время брачных игр, напоминает незавершенные движения, которые в обычной жизни используются для совершенно иных целей. У многих птиц в брачных танцах можно распознать позы угрозы, например, в поведении чаек прослеживается конфликт между стремлением напасть на партнера и скрыться от него. Чаще всего поведение представляет собой ряд отдельных элементов, которые соответствует определенным тенденциям. Иногда в поведении можно заметить проявление разнородных элементов одновременно. Для синхронизации полового поведения необходимо, чтобы самец и самка были готовы к размножению в одно и тоже время. Такая синхронизация достигается с помощью гормонов и зависит от времени года и длины светового дня.

У большинства животных в половом поведении выделяются отдельные поведенческие блоки, которые выполняются в строгой определенной последовательности. Первым из этих блоков чаще всего бывает ритуал умиротворения.

Этот ритуал эволюционно направлен на устранение препятствий к сближению брачных партнеров. Например, у птиц самки обычно не выносят прикосновение других особей своего вида, а самцы склонны к дракам.

Во время полового поведения самца удерживает от нападения на самку различия в оперении. Часто самка принимает позу птенца, выпрашивающего корм.

У некоторых насекомых умиротворение приобретает своеобразные формы, например, у тараканов железы под надкрыльями выделяют своеобразный секрет, привлекающий самку. Самец приподнимает крылья и, пока самка слизывает выделения желез, приступает к спариванию.

Следующей фазой полового поведения является обнаружение брачного партнера. Для этого существует много различных способов. У птиц и насекомых чаще всего встречается пение. Обычно песни поет самец – холостяк. Пение прекращается, когда половой партнер найден.

Ночные бабочки для обнаружения и привлечения брачного партнера используют запахи. Например, у бражников самки привлекают самцов при помощи секрета пахучей железы.

Самцы воспринимают этот запах даже в очень незначительных дозах и могут прилетать к самке даже на расстоянии до 11 км.

Следующей стадией полового поведения является узнавание брачного партнера. Оно наиболее развито у высших позвоночных, в частности птиц и млекопитающих. Раздражители, на которых основано распознавание, слабее раздражителей релизеров, и, как правило, они индивидуальны. Считается, что птицы, образующие постоянные пары, различают партнеров по внешнему виду и голосу. Некоторые утки (шилохвосты) способны распознавать партнера на расстоянии 300 метров, у большинства же птиц порог узнавания снижен до 20-50 метров. У некоторых птиц формируется довольно сложный ритуал узнавания, например, у голубей приветственный ритуал сопровождается поворотами и поклонами, и малейшее его изменение вызывает у партнера беспокойство. У белых аистов церемония приветствия сопровождается щелканьем клювом, причем голос партнера птицы узнают на значительном расстоянии. Как правило, брачные ритуалы млекопитающих отличаются меньшим разнообразием, чем ритуалы птиц и рыб. Самцов чаще всего привлекает запах самок, кроме того, основная роль при поиске партнера принадлежит зрению и кожной чувствительности головы и лап.

Всех животных можно разделить на две группы. К первой группе относят животные, самки которых уже при первых родах демонстрируют родительское поведение. Ко второй группе относятся животные, самки которых совершенствуют свое родительское поведение в течение жизни.

Типичными представителями животных первой группы являются мыши и крысы, они уже с первых дней ухаживают за потомством, и многие исследователи не отличают различия между молодыми и опытными самками. К животным второй группы относятся человекообразные обезьяны. Молодой самке ухаживать за детенышем помогают более опытные сородичи, в противном случае животное может погибнуть из – за неправильного ухода. Родительское поведение относится к одному из самых сложных видов поведения. Как правило, оно состоит из ряда взаимосвязанных фаз. У низших позвоночных основным в родительском поведении служит распознавание детенышами родителей, а родителями – детенышей. Здесь важную роль играет запечатление на ранних стадиях заботы о потомстве. Мальки рыб инстинктивно сбиваются в Тайки и следуют за взрослыми особями. Взрослые же особи стараются плыть медленно и держать детенышей в пределах видимости. Наиболее сложнее развито родительское поведение птиц. Как правило, начинается оно с откладки яиц, так как фаза постройки гнезда относится больше к половому поведению и зачастую совпадает с ритуалом ухаживания Следующей фазой родительского поведения является насиживание. Оно отличается исключительным разнообразием форм поведения. Насиживать яйца может как самец, так и самка, так и оба родителя. Следующая фаза родительского поведения наступает после вылупления птенцов. Родители начинают кормить птенцов полупереваренной пищей. Реакция птенцов врожденная: они тянутся к кончику клюва родителя за кормом. Релизером в этом случае чаще всего выступает окраска клюва взрослой птицы. Как правило, именно наличие птенцов заставляет родителей заботиться о них. В экспериментальных условиях у кур можно поддерживать родительское поведение в течение многих месяцев, постоянно подкладывая им цыплят. Сложным родительским поведением отличаются и млекопитающие. Начальной фазой родительского поведения у них является сооружение гнезда, стимулом постройки которого у самок служит определенная фаза беременности. Большой сложностью отличается поведение млекопитающих при вскармливании детенышей. Период вскармливания у разных видов различен: от двух недель у грызунов до одного года у некоторых морских млекопитающих. Еще до окончания лактации детеныши предпринимают краткие вылазки из гнезда и начинают пробовать дополнительные корма. Еще одним характерным проявлением родительского поведения является перетаскивание детенышей. Если условия становятся неподходящими, животные могут построить новое гнездо и перетащить туда свое потомство. Инстинкт перетаскивания особенно силен в первые несколько дней после родов, когда самка может стаскивать в гнездо не только своих, но и чужих детенышей, а также посторонние предметы. Способы переноса детенышей у разных видов различны. К особым формам родительского поведения относится наказание, которое выражено у некоторых хищных млекопитающих. Домашние собаки могут наказывать щенков за различные проступки (удаляются от матери, дерутся). Они могут рычать на детенышей, встряхивать их, держа за шиворот, или придавливать лапой.

IV. Оборонительное поведение у животных впервые было описано Ч.Дарвином. Обычно оно характеризуется определенным положением ушей, шерсти у млекопитающих, кожных складок у пресмыкающихся, перьев на голове у птиц, то есть характерной мимикой животных.

Оборонительное поведение – это реакция на изменение во внешней среде. Оборонительные рефлексы могут возникать в ответ на любые факторы внешней среды: вкусовые, температурные и т.д. Оборонительные реакции у животных разнообразны и зависят от образа жизни животного.

Например, заяц – одиночно живущее животное, убегая от врага старательно запутывает след. Животные, обитающие в группах, например, скворцы, при виде хищника перестраивают свою стаю, стараясь занять наименьшую площадь и избежать нападения.

Другую форму оборонительного поведения представляют физиологические изменения при пассивно – оборонительной реакции. В этом случае доминирует торможение, движения животного резко замедляются, и чаще всего он затаивается.

У некоторых животных при пассивно – оборонительном рефлексе задействуется специальная мускулатура. Например, еж во время опасности сворачивается в шар, у него резко ограничивается дыхание, снижается тонус скелетной мускулатуры.

К особой форме оборонительного поведения относится реакция избегания, за счет которой животные сводят к минимуму попадания в опасные ситуации. У некоторых животных сигнальные стимулы, вызывающие страх, порождают такую реакцию без предварительного опыта. Например, для некоторых птиц сигнальным стимулом может служить силуэт ястреба, а для некоторых млекопитающих – характерная окраска и запах ядовитых растений. Избегание относится к высокоспецифичным рефлексам.

чаще называют поведение, адресованное другим особям, которое приводит к нанесению повреждений и зачастую связано с установлением иерархического статуса, получением доступа к какому – либо объекту или права на определенную территорию.

В естественных условиях агрессия чаще всего является реакцией на близость другого животного, которая возникает либо при нарушении индивидуальной дистанции, или при приближении к важным для животного объектам (гнездо, индивидуальная территория).

В этом случае приближение другого животного может вызвать как оборонительную реакцию с последующим бегством, так и агрессивную в зависимости от иерархического статуса. Агрессия зависит также от внутреннего состояния животного.

Например, у многих воробьев наблюдаются кратковременные стычки в зимних стаях, где птицы в зависимости от внутреннего состояния поддерживают индивидуальную дистанцию от нескольких метров до нескольких десятков метров.

У большинства видов животных агрессивные конфликты происходят в весенние время, когда активны половые железы. Интенсивность конфликтов напрямую зависит от стадии брачного цикла. В пик брачной активности почти у всех птиц агрессию вызывает соперник. Обширное исследование агрессивной деятельности проводил К.Лоренц, посвятивший этому явлению ряд научных трудов. Он проводил большое количество опытов по изучению агрессивного поведения крыс, которые помогли вывести основные закономерности агрессивного поведения человека как биологического вида.

V. Территориальное поведение впервые появляется у кольчатых червей и низших моллюсков, у которых все процессы жизнедеятельности приурочены к участку, где располагается убежище. Однако такое поведение еще не может считаться полноценным территориальным, потому что животное никак не маркирует территорию.

Для того чтобы можно было говорить о полноценном территориальном поведении, необходимо развитие у животного перцептивной психики. Территория может маркироваться нанесением пахучих меток на предметы по периферии участка, звуковыми и оптическими сигналами, а в качестве оптических сигналов может выступать вытоптанные участки травы, обгрызенная кора деревьев.

Реакция по защите своей территории особенно активно проявляется у животных по отношению к особям своего вида и того же пола.

Большой сложности достигает территориальное поведение муравьев. У этих насекомых существует два разных типа использования кормовых участков: совместное использование угодий несколькими семьями. Если плотность вида невелика, участки не охраняются, если же плотность достаточно высока, кормовые участки делятся на охраняемые территории.

Литература:

  1. Фабри К.Э. Основы зоопсихологии. – М., 1993.
  2. Хрестоматия по зоопсихологии и сравнительной психологии. – СПб, 2001.

3. Вагнер В.А. Сравнительная психология. М., Воронеж, 1998. 4. Зорина З.А., Полетаева И.И. Зоопсихология. Элементарное мышление животных. – М., 2002.Скачать файл (72.9 kb.)
Нажми чтобы узнать.

Источник: http://gendocs.ru/v4574/?cc=7

Формы поведения животных: инстинкты, навыки, интеллектуальное поведение

31. Неактивные формы поведения животных: общая характеристика.

Инстинктами называются врожденные акты поведения, возникающие в связи со сложными (комплексными) раздражениями, исходящими как из внешней, так и из внутренней среды.

Они состоят из последовательного ряда взаимосвязанных действий и осуществляются как цепные безусловные рефлексы, в которых эффекторная часть одного рефлекса служит пусковым механизмом для включения в действие следующего в данной цепи рефлексов.

Инстинкты животных многообразны. Они всегда связаны с важными биологическими потребностями животного.

Примерами их являются: половой инстинкт (например, токование у птиц, бои за самку), заботы о потомстве (выкармливание личинок у муравьев, постройка гнезд, высиживание яиц и кормление птенцов у птиц), стадные инстинкты, побуждающие животных объединяться в стаи, стада, и т. д.

Навыки представляют собой сложные условные рефлексы, обеспечивающие Дифференцированное приспособление животных к меняющимся условиям среды и в связи с этим лучшее удовлетворение их потребностей.

В противоположность инстинктам навыки формируются и закрепляются в процессе индивидуальной жизни животного; их основу составляют устойчивые временные связи между определенными раздражениями и ответными действиями животного.

Их образование становится возможным благодаря лабильности нервной системы животных, ее способности образовывать самые разнообразные связи при опоре не только на врожденные безусловные рефлексы, но и на уже образовавшиеся другие условные рефлексы.

Навыки формируются путем длительного упражнения, состоящего из ряда повторных выполнении определенных действий. В процессе такого упражнения образуются новые временные связи, которые постепенно дифференцируются и уточняются.

Благодаря навыкам поведение животного становится гибким и лучше приспособленным к меняющимся условиям среды. Высокого развития навыки достигают у животных, наделенных большими полушариями головного мозга. У этих животных навыки становятся более сложными и разнообразными, что связано с дальнейшим совершенствованием отражательной функции нервной системы.

Интеллектуальными действиями называются такие, в которых животное, на основе отражения существующих между предметами связей и отношений, решает новые для него задачи, не встречавшиеся ранее в его опыте.

Интеллект проявляется животным тогда, когда оно в своих действиях встречается с необычными трудностями, для преодоления которых инстинкты и навыки оказываются недостаточными.

В этих случаях интеллект животного проявляется в изобретении нового способа действия, не применявшегося животным ранее. Интеллектуальные действия являются высшей формой приспособления животных к окружающей среде.

В основе их лежат сложные условнорефлекторные связи, характерные для рассудочной деятельности животных. Интеллектуальное поведение животных характеризуется следующими особенностями:

  1. Животные проявляют способность к интеллектуальным действиям при возникновении препятствий на пути к достижению цели. Если можно овладеть пищей обычным образом, с помощью безусловных рефлексов и выработанных в течение жизни навыков, интеллектуальные действия не наступают.
  2. Интеллектуальные действия возникают для решения новой задачи и состоят в изобретении нового способа действия.
  3. Эти действия не имеют шаблонного характера, они индивидуализированы: одни животные решают задачу одним образом, другие — иначе.
  4. Обезьяны пользуются при этом различными предметами (шестами, палками и т. д.) как орудиями.
  5. Интеллектуальные действия животных имеют примитивный характер и не вытекают из знания объективных законов природы. Интеллектуальные действия даже высших обезьян по своему характеру не выходят за пределы круга задач, выдвигаемых естественными условиями их жизни.
  6. У животных интеллектуальные действия не занимают главенствующего положения в их поведении. Главными формами приспособления к окружающей среде у них остаются инстинкты и навыки. Даже у высших животных интеллектуальные действия проявляются от случая к случаю: они возникают у них, но не приобретают основного значения и не закрепляются в их опыте.

7. Изобретенные способы действий не передаются от одного животного к другому и не являются, таким образом, продуктом видового опыта. Они остаются достоянием только того отдельного животного, которое их обнаруживает.

Источник: https://magref.ru/formyi-povedeniya-zhivotnyih-instinktyi-navyiki-intellektualnoe-povedenie/

Охарактеризуйте признаки активных и неактивных форм поведения животных

31. Неактивные формы поведения животных: общая характеристика.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Работа 2. Описание клинических проявлений индивидуального поведенческого акта у разных видов лабораторных животных

Для работы необходимо: лабораторные животные разных видов.

Ход работы.1.Зафиксируйте в протоколе дату, время и место проведения наблюдений.

2. Отразите в протоколе видовую принадлежность, возраст, пол и особые характеристики (состояние здоровья, физиологическое состояние и.д.) наблюдаемого животного, а также условия его содержания.

3. Составьте этограммы основных жизненных проявлений (отдых, дремота, сон, прием пищи, прием воды, уринация, дефекация, разные виды груминг и т. д.

) животного, отразив в протоколе наблюдений фиксируемое положение тела и двигательные акты, а также – в колонке «дополнительные наблюдения» наличие вокализации, секреции, сосудо-двигательной реакции и т. д.

характерные для определенной жизненной ситуации, свойственные данному виду.

4. Аналогичные наблюдения проведите за другими видами лабораторных животных.

Протокол наблюдений № 1

Дата: _____________ Время:_____________________

Место проведения наблюдений_______________________________________

Видовая принадлежность: _____________ Возраст:_________________

Пол:________ Особые характеристики:__________________________

Условия содержания: ______________________________________________

Поведенческий паттерн (элемент) Вид двигательного акта Дополнительные наблюдения Видовая особенность поведения
Исходное положение (поза) Собственно движения
Простые Сложные (локомоции)
Неактивные формы поведения   Отдых
Дремота
Сон
Активные формы поведения   Прием корма
Прием воды
Уринация
Дефекация
Автогрумиг
Алогруминг

Протокол наблюдений № 2

Дата: _____________ Время:_____________________

Место проведения наблюдений_______________________________________

Видовая принадлежность: _____________ Возраст:_________________

Пол:________ Особые характеристики:__________________________

Условия содержания: ______________________________________________

Поведенческий паттерн (элемент) Вид двигательного акта Дополнительные наблюдения Видовая особенность поведения
Исходное положение (поза) Собственно движения
Простые Сложные (локомоции)
Неактивные формы поведения   Отдых
Дремота
Сон
Активные формы поведения   Прием корма
Прием воды
Уринация
Дефекация
Автогрумиг
Алогруминг

Протокол наблюдений № 3

Дата: _____________ Время:_____________________

Место проведения наблюдений_______________________________________

Видовая принадлежность: _____________ Возраст:_________________

Пол:________ Особые характеристики:__________________________

Условия содержания: ______________________________________________

Поведенческий паттерн (элемент) Вид двигательного акта Дополнительные наблюдения Видовая особенность поведения
Исходное положение (поза) Собственно движения
Простые Сложные (локомоции)
Неактивные формы поведения   Отдых
Дремота
Сон
Активные формы поведения   Прием корма
Прием воды
Уринация
Дефекация
Автогрумиг
Алогруминг

Рекомендации к оформлению работы. На основании анализа этограмм основных жизненных проявлений разных видов лабораторных животных, сделайте заключение об особенностях проявления разных форм поведения у животных наблюдаемых видов.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________ ____________________

Дата выполнения Подпись преподавателя

Лабораторно-практическая работа № 5

Зрительная и акустическая сенсорные системы животного организма

Вопросы для подготовки к занятию:

1. Общая схема сенсорных систем.

2. Роль зрительной системы в организации поведения животных.

3. Моно- и бинокулярное зрение и его этологическое значение.

4. Аккомодация, зрачковый рефлекс, ретиномоторная реакция, тремор, саккадические движения глаз.

5. Особенности зрительной сенсорной системы у наземных животных и животных, обитающих в водной среде и в почве.

6. Биологическая роль слуховой сенсорики в формировании поведения животных разных экологических ниш.

7. Особенности слуха у рыб, птиц, наземных и вторичноводных млекопитающих.

Оценка за контрольную работу:______ Подпись преподавателя:___________

Изучение особенностей зрительного анализатора

Работа 1. Определение остроты зрения

Для работы необходимо: таблица для определения остроты зрения, указка.

Ход работы. 1. Поместите таблицу для определения остроты зрения на хорошо освещенную стену и усадите испытуемого на расстоянии 5 м от нее.

2. Предложите испытуемому, поочередно смотря каждым глазом называть буквы из строк таблицы, начиная сверху вниз.

3. Определите последнюю строку, которую четко видит испытуемый.

Рекомендации по оформлению работы. Рассчитайте остроту зрения для каждого глаза по следующей формуле и сделайте заключение об остроте зрения правого и левого глаза, сравнив с нормальными значениями:

V = d / D,

где V – острота зрения;

d – расстояние от испытуемого до таблицы;

D – расстояние, с которого нормальный глаз должен отчетливо видеть данную строку (данная цифра указана сбоку каждой строки таблицы).

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Источник: https://poisk-ru.ru/s16499t6.html

6. Основные формы поведения животных

31. Неактивные формы поведения животных: общая характеристика.

6. Основные формы поведения животных.

Девочки, тут всё по лекциям. Может, найду чего ещё. но не факт.

Выделяют три формы поведения животных:

  1. Инстинкт
  2. Научение
  3. Интеллект

При изучении любой формы поведения встаёт вопрос о её врождённости или приобретённости. Таким образом, инстинкт — врождён, научение приобретено. В чистом виде отдельно научения и инстинкта не существует, они образуют общий поведенческий акт.

В процессе эволюции поведение определяет формирование морфологических признаков, необходимых для спешного выполнения самих поведенческих актов. Для инстинктивного поведения имеет первостепенное значение строение тела животного. Инстинктивное поведение не исчерпывается функциями.

Большую роль играют внешние факторы.

Внутренние факторы И.п. (инстинктивного поведения):

Внутренняя среда организма постоянно обновляется за счёт работы двух процессов: ассимиляции и диссимиляции (синтез и расщепление белков).

Главным условием для существования организма является стабильность среды. Гомеостаз — стабильность внутренней среды, основанная на самовосстановлении уравновешенности внутренних процессов организма. Уравновешенность осуществляется за счет ритмической смены процессов.

Первопричина и основа инстинктивного поведения являет более или менее значимые и длительные отклонения от нормального уровня физиологических функций. Эти сдвиги выражаются в появлении потребностей, на удовлетворение которых направлено поведение животного.

Большое значение для внутренней мотивации имеет ЦНС. Известны автономные самовозбуждающиеся процессы — «внутренние часы» (например, у петуха).

Они регулируют ритмику жизнедеятельности. Это означает, что периферические колебания, начало и конец ритмично повторяющихся действий, определяется внутренними часами, синхронизированными с космическим временем. Внешняя среда может вносить поправки, но общая канва определяется процессам с периодичностью, равной суткам. (циркадный ритм — 22 часа).

Адаптация организма парашютистов в процессе выполнения прыжков с парашютом

культуры БАКАЛАВРСКАЯ ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА Адаптация организма парашютистов в процессе выполнения прыжков с парашютом Исполнитель: … 18. Малахов, В. А.

Влияние эмоционального состояния на поведение в экстремальных условиях спортивной соревновательной деятельности [Текст] / …

человек испытывает большую стрессорную нагрузку на свой организм и поэтому изучение различных аспектов отражающих …

В естественных условиях этот ритм синхронизирован и с изменениями, связанными с вращением Земли вокруг оси. Если животное находится в искусственных условиях, то ритм сохраняется с поправками.

Кроме циркадного ритма в поведении животных есть более короткие ритмы, проявляющиеся в течении дня. Внутренние часы необходимы для ориентирования в пространстве. При перелёте птицы учитывают положение Солнца в определённое время дня, что синхронизировано с циркадным ритмом.

Таким образом, инстинктивное поведение строится на системе биосаморегуляции, закодированной в генетическом фонде вида, так же как и процессы, определяющие и другие функции организма.

Внешние факторы инстинктивного поведения:

Внутренняя активность не существует ни сама по себе, ни сама для себя, а является основой для инстинктивного поведения, и выполняет функцию создания предеспозиции, в результате появления которой животное готово с максимальной пользой для себя реагировать на изменения в окружающей среде. Инстинктивное поведение заблокировано специальной системой врождённых пусковых механизмов, которые представляют собой совокупность нейро-сенсорных систем, обеспечивающих адекватность поведенческих актов по отношению к пусковой ситуации. Происходит подстройка анализаторов под тип раздражителя. Пусковая ситуация — совокупность внешних раздражителей, имеющих основой «ключевой раздражитель». «Ключевой раздражитель» — признаки компонентов среды, на которые животные реагируют независимо от индивидуального опыта врождёнными видотипическими формами поведения.

Ключевые раздражители могут быть двух видов:

  1. Настраивающие — предварительно снижают порог раздражимости нервных центров, следовательно, повышают чувствительность анализаторов.
  2. Направляющие — определяют траекторию движения.

В качестве ключевого раздражителя выступают физические или химические признаки среды (запах, температура, подвижность, размер и др.) Особенностью ключевого раздражителя является закон суммации: с увеличением параметра этих раздражителей пропорционально усиливается и сила реакции.

Исследование поведения человекообразных обезьян в естественной среде обитания

спариванию, реактивность к соответствующим раздражителям, “обработку” соответствующих движений, а также другие типы общественного поведения, которые могут взаимодействовать с половым поведением.

У шимпанзе не … животными. Но большинство самцов пользуются большими правами, нежели самки, в среде которых существует собственный порядок ранжирования. Разумеется, это лишь общая схема …

Инстинктивное поведение состоит из двух фаз:

  1. Поисковая (подготовительная, аппетентная): после нарушения ритма, нарушения гомеостаза, животное ищет ключевой раздражитель, чтобы создать пусковую ситуацию, затем следует И.п. В первой фазе есть несколько этапов: 1. Инстинктивное движение носит ненаправленный характер, когда обнаруживается стимул -> 2. Ориентировка в пространстве становится целенаправленной, животное устанавливает источник, раздражитель. 3. Осуществление действий, связанных с овладением объекта.
  2. Собственно инстинктивное поведение: Данная фаза менее пластичная по сравнению с предыдущей, И.п. стереотипно, обусловлено морфологией, все действия в данной фазе врождены и видотипичны.

Общая ориентация И.п. осуществляется таксисам. Таксис — врождённые генетически фиксированные реакции на определённые компоненты среды. Таксисы связаня только с направляющими ключевыми раздражителями, они меняют вектор реакции. Положительные таксисы меняют поведение в сторону благоприятных условий среды. Отрицательные — связаны с избеганием неблагоприятных явлений.

Классификация таксисиов:

  • Фототаксисы
  • Хемотаксисы
  • Термотаксисы
  • Геотаксисы (сила тяжести)
  • Реотаксисы (течение жидкости)
  • Анимотаксисы (поток воздуха)
  • Гидротаксисы

На разных уровнях эволюция развития таксисиов имеет разную степень сложности и выполняют различную функцию. На низших ступенях таксисы изолированы. На высших — объединены.

Психические компоненты И.п. необходимо искать в первой фазе. По мере приближения ко второй фазе работает только биологическое. Коррекция инстинкта возможна только в первой фазе.

Свойства инстинкта:

  1. Врождённость, бессознательность. Инстинкты не являются штампом, а обладают изменчивостью, происходящей под влиянием внешних биологически значимых для вида факторов. Эта изменчивость больше видовая, чем индивидуальная. В индивидуальной жизни инстинкт может затормозиться при этом утрачивается значение раздражителя.
  2. Стадиальность. Отражение последовательности изменений, происходящих в природе и широту инстинкта. Всё это вырабатывается видом в процессе приспособления к среде как ответ на разнообразие жизненных условий. Инстинкт колеблется в определённых наследственно-фиксированных пределах, которые характерны для каждого вида. Колебания, выходящие за эти рамки и приносящие пользу, закрепляются и сохраняются. В этом и причина эволюции.

Вагнер делил все инстинкты на 3 группы:

Групповые формы поведения и процессы коммуникации у животных:

форма поведения, рефлекторная, инстинктивная, навык, игровое поведение, интеллект). Вопрос 2. Групповые формы поведения и процессы коммуникации у животных: Групповые формы поведения у животных проявляются в … выделяют два механизма развития поведения.

Это инстинкты – медленные изменения наследственных форм поведения. Разрушенные действия – это развитие способности к индивидуальному научению.

  • Простые. Состоят из нескольких действий однородных по своему биологическому значению. (прыжок богомола).

    Эти инстинкты решают одну задачу и реализуют одну цель. К таким инстинктам относят — И. питания, размножения, самосохранения. В данном типе инстинктов можно выделить инстинктивные явления:

— преждевременные — И. которые у одних особей одного вида формируются раньше, чем у других представителей этого же вида. Пример: царица у термитов способна выполнять половые функции до полового созревания.

— отсроченные — заложены с рождения, но проявляются позднее. Пример, пение у птиц заложено с рождения, но проявляется только брачный период.

— задержанные — для проявления этих И. требуются стимулы, без которых поведение не может осуществляться (купание птиц в снегу).

— периодические — проявляются в определённое время из года в год. (инстинкт миграции, гнездостроение.)

— сериальные — следуют друг за другом, образуя цепочку. (сбор материала — выстраивание гнезда — высиживание яйца — сбор корма — корм — обучение летать).

-сокращённые — И. в которой не достаёт какой-либо части. Части И. исчезают в последовательности обратной филогенетическому возникновению.

  • Двойные. Бывают случаи, когда животное изменяют своё поведение, совершают его по-другому. Например, в начале лета дрозды достраивают крышу у гнезда, если лето ожидается дождливое. При разных условиях проявляются разные вариации последовательности. Когда говорят об изменчивости имеют ввиду многовариативность.
  • Сложные. Результат комбинации простых инстинктов.(например. Питание и размножение).простые инстинкты образуют консорцию -абсолютно новое образование, в котором величина слагаемых компонентов изменяется. Например, в зрелом возрасте самец тарантула теряет инстинкт и начинает бродячий образ жизни, а самка строит гнездо.

Научение.

Поведение экспрессивное

(физиогномические составляющие экспрессии). В психологии экспрессивного поведения рассматривается широкий спектр средств, с помощью которых … выражает некое состояние организма. Более того, экспрессивное поведение, как правило, становится частью этого состояния, например … хотя, разумеется, обязательно чем-то детерминировано.

Экспрессивное поведение – это своего рода зеркало, оно отражает, обозначает …

Форма поведение, при которой происходит приобретение опыта. Н. — прижизненная форма, она пластична.

При изучении процессов научения необходимо исходить из того, что формирование поведение представляет собой процесс конкретного типа.

Видовой опыт фиксируется генетически, передаётся в готовом виде, поведение всегда является видотипичным. Но конкретный вариант видотипичного опыта приобретается в ходе научения.

Виды научения:

  1. Облигатное: приобретение индивидуального опыта, необходимого всем представителям данного вида для выживания, независимо от индивидуального опыта.
  2. Факультативное: форма сугубо индивидуального приспособления к особенностям условий., в которых живет особь. Данный вид научения является подвижным, гибким.

Процесс Н. характеризуется избирательным выделением некоторых биологических нейтральных свойств окружающей среды, в результате чего эти свойства приобретают значимость.

Реализация видового опыта в индивидуальном поведении в наибольшей степени нужно на начальных этапах поискового поведения. Способность к Н. фиксируется гинетически. Диапазон научения является строго видотипичным.

Рамки к научению определяются морфологическими особенностями животного и уровнем его организации. У высших животных они не только соответствуют реальным условиям, но шире, чем требует среда. Поэтому у них больше возможность к приспособлению.

Широта диапазона научения говорит о высоте психического уровня животного. Различие в поведении между высшими и низшими животными состоит в том, что у высших животных более сложные формы поведения добавляются к простым.

Следовательно поведение становится вариабельным.

Поведение как психофизиологический феномен

в этом ряду потребность обладает способностью подавлять все предшествующие. Биологические потребности по своей сути являются и инициаторами поведения в интересах сохранения вида … , способностью к самоанализу возможна психологическая защита путем произвольного подавления стремления удовлетворить очень сильную потребность.

Существует еще два типа поведения: нормальное и девиантное поведение …

Качественно новым компонентом Н., который дополняет и обогащает примитивные формы. Навык появляется на определённой ступени развития и имеет различные формы.

Особенности Навыка.:

  1. Навык является формой факультативного научения. Способность к выработке навыка свойственна не всем животным, а проявляется на определённом уровне филогенеза. В результате формирования навыка врождённой двигательной координации обычного поведения используется в новой сигнальной ситуации или возникает новая приобретённая двигательная координация. В последнем случае животное учится действовать по-новому.
  2. Навык формируется в результате упражнения и нуждается в подкреплении. Навык можно вырабатывать двумя способами:
  • Оперантное обуславливание. Скиннер. При выработки навыка животное должно проявлять двигательную инициативу и самостоятельно приобрести новый способ оперирования. Метод «проб и ошибок». Без внимания остаётся первая фаза — фаза ориентировки.
  • Работы Павлова. Классическое обуславливание. Условный рефлекс. Лежит в основе дрессировки.

Стадии дрессировки:

  1. Стадия наталкивания: вызов системы действий, необходимых человеку. Наталкивание может быть непосредственное — заставление, косвенное — провоцирование движения, не связанного с подкреплением, сложное — сначала вырабатывается навык, а потом меняется ситуация.
  2. Отсечение лишних движений, шлифовка первой стадии.
  3. Закрепление навыка. Проверка надёжности реакции на сигнал. В результате навык приобретает стереотипную структуру.

Образование навыка является сложным процессом, определяющим активное отношение животного к внешним факторам. Активная познавательная деятельность является основой выработки навыка.

Существенную роль в формировании поведения играет подражание. Подражание может иметь отношение к инстинктивному поведению или к научению. В этом случае иммитация осуществляется на основе общения.

Иммитационное научение может быть облигатным или факультативным. При облигатном поведение укладывается в рамки видового стереотипа. А факультативное им.

 подражание может осуществляться на сонове наблюдения за особями другого вида. .

Генетическая программа человека и природа интеллектуальных способностей

Древней Греции и Древнего Китая особое значение придавалось двум типам интеллектуальных способностей: способностям к литературному творчеству и логическому мышлению. В настоящее время … органов чувств и движения, составляющие природную основу развития способностей, называют задатками.

Например, задатки интеллектуальных, способностей проявляются прежде всего в функциональной деятельности мозга – его …

Интеллект:

Интеллектуальное поведение является высшей формой развития психики животного. Различют интеллектуальное и разумное поведение. интеллектуальное поведение является не чем-то обособленным, а одним из проявлений единой психологической деятельности с её врождёнными и благоприобретёнными аспектами.

интеллектуальное поведение складывается на врождённой основе из индивидуальных изменчивых компонентов поведения. Оно является высшим итогом и проявлением индивидуально накопленного опыта и является особой категорией научения.

интеллектуальное поведение даёт наибольший приспособительный эффект, но на пустом месте он не появится.

Еще Дарвин заметил, что кроме инстинктов и способности к ассоциациями животное имеет зачатки разума.

И.С. Беритов считал, что помимо условных и безусловных рефлексов существует психонервный процесс представления. Поведение, направляемое образом, является произвольным, свойственным высшим позвоночным.

Гипотезы о механизме рассудка:

  1. В основе улавливания эмпирических законов, связывающих предметы и явления лежит способность мозга избирательно реагировать на специфические свойства раздражителей. В мозгу кошек были обнаружены нейроны, реагирующие на перемещений пердметов в пространстве.
  2. Специфические реакции нейронов определяется избирательной активностью генетического аппарата нейронов в процессе онтогенетической клеточной дифференциации.
  3. Большой объем мозга создаёт условия для упорядочивания его функций. Э. Шредингер предположил, что при восприятии мозгом физической среды процессы, происходящие в мозге, тоже должны обладать чертами упорядоченности.

Предпосылки интеллектуального поведения:

  1. Манипулирование конечностью с биологически нейтральным объектом.
  2. Способность к экстраполяции
  3. Способность к обобщению
  4. Анатомо-физиологические особенности (высвобождение верхних конечностей, захват объекта одной конечностью.)

В ходе манипулирования животное получает новую информацию, более полную. Здесь происходит обобщение опыта и формируется обобщённое знание. Информация получается по сенсорным каналам.

В двигательной сфере интеллектуальное поведение проявляется в выполнении многофазных действий. Но даже высшие животные инструменальные задачи решают сложнее двигательные.

В действиях животных преобладает познавание пространственных отношений, постигаемых с помощью локомоторных действий.

У обезьян локомоторное познавание пространственных отношений теряет свою роль за счёт сильного развития манипулятивных действий.

Важной характеристикой интеллектуального поведения является способность переноса навыка в новую ситуацию, что развито у высших животных.

Характеристики интеллекта животных:

  1. способность к разнообразным манипуляциям
  2. широкое чувственное зрительное обобщение
  3. способность решения сложных задач с переносом навыка в новую ситуацию
  4. ориентация и адекватное реагирование в новой обстановке.

Особенностью интеллектуального поведения является то, что отражаются не только являения, но и их связь. Это отражение происходит в процессе деятельности, которая представляет двух фазовую структуру.

Фазы:

  1. подготовительная. Поведение побуждается не самим предметом, а объективными отношениями. (эксперимент: обезьяна, палки различной длинны и яблоко, которое нужно достать.)
  2. осуществление действия. Включает в себя операции, выступающие в виде навыка. Одна и та же задача может быть решена различным набором действий.

Для интеллектуального поведения характерен перенос операций, при чем перенос не требует, чтобы ситуация была сходной. Мыслительные задачи решаются в действии, при чем эти действия всегда предметно отнесены.

Ладыгина — Котс выделяет 2 формы мышления у человекообразных обезьян:

  1. установление связи раздражителя непосредственно воспринимаемого животным в ходе деятельности. Это анализ и синтез в нагалядно обозреваемой ситуации.
  2. Установление связи между непосредственно воспринимаемыми раздражителями и представлениями этих объектов.

Имеются биологические ограничения интеллекта животных. Интеллектуальное поведение определяется биологическими факторами и закономерностями. Шимпанзе, которая выполняет сложные действия, не может сразу ухватить все существенные связи. Инетеллект — один из способов действий.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Источник: https://forpsy.ru/works/konspekt/osnovnyie-formyi-povedeniya-jivotnyih/

Medic-studio
Добавить комментарий