31.Социальная психология как наука. Современное состояние социальной

Основные этапы развития социальной психологии как науки

31.Социальная психология как наука. Современное состояние социальной

Социальная психология – это раздел психологии, который посвящён изучению поведения человека в обществе и различных группах, его восприятия других людей, общения с ними и влияния на них. Знание основ социальной психологии представляется очень важным для психологически правильного воспитания человека и организации взаимодействия личности и коллектива.

Социальная психология как самостоятельная отрасль научного знания начала формироваться в конце XIX в., хотя само понятие стало широко употребляться только после 1908 г.

Некоторые вопросы социальной психологии были поставлены давно в рамках философии и носили характер осмысления особенностей взаимоотношения человека и общества. Однако исследование собственно социально психологических научных проблем началось в XIX в.

, когда социологи, психологи, философы, литературоведы, этнографы, медики стали анализировать психологические феномены больших социальных групп и особенности психических процессов и поведения человека в зависимости от влияния окружающих людей. Поставленные проблемы трудно было изучать только в рамках существовавших тогда наук.

Необходима была интеграция социологии и психологии, поскольку психология исследует психику человека, а социология — общество.

Первый этап — становление социальной психологии как науки (с середины XIX в. по 1908 г.). Определяются предмет изучения и основные проблемы.

Издаются первые фундаментальные работы по основным вопросам социальной психологии.

На этом этапе решение и теоретический анализ социально” психологических проблем привлекают внимание специалистов различного профиля: психологов, социологов, философов, литературоведов, этнографов и т. д.

Большинство работ по социальной психологии было издано в первый период развития данной науки.

Второй этап (до середины 40-х гг. XX в.) характеризуется появлением научных социально психологических школ, ориентированных как на разработку фундаментальной теории, так и на прикладные аспекты исследования. Один из наиболее влиятельных социальных психологов этого периода — К.

Левин, создатель теории групповой динамики. Он исследовал проблемы социальных факторов воли как целенаправленного поведения; социальной психологии малых групп, лидерства, личности в группе и т. д.

Было проведено большое количество экспериментальных работ и одновременно разрабатывались фундаментальные теории, которые не потеряли своей актуальности в наше время.

Третий этап (с середины 1940-х гг. до наших дней). Он связан с решением практических задач, работой на социальный заказ.

Экспериментальная психология продолжает свое развитие, фундаментальные теоретические разработки отступают на второй план.

Социальная психология обретает широкую популярность, вводится в общеобразовательные вузовские программы и является одним из обязательных предметов изучения для специалистов различных профилей.

Такое пристальное внимание к социально-психологическим вопросам вызвано потребностями совершенствования и стабилизации общественных отношений на всех уровнях социальной стратификации.

Разрабатываются так называемые малые теории, имеющие конкретное прикладное значение: социально-психологические особенности руководства детской группой, психология бизнеса, психология рекламы, психология формирования общественного мнения и др.

Социальная психология, рассматривая, главным образом, личность в социуме, ставит своей задачей определить, в каких условиях личность усваивает социальные влияния и в каких условиях она реализует свою социальную сущность.

Выявляется то, каким образом формируются социально-типические черты, почему в одних случаях они проявляются, а в других появились какие-то новые. При изучении в расчёт берётся система межличностных отношений, поведенческая и эмоциональная регуляция.

Кроме этого, поведение и деятельность личности рассматриваются в конкретных социальных группах, изучается вклад отдельного человека в деятельность всей группы и причины, влияющие на величину и ценность этого вклада.

Предмет социальной психологии – это закономерности возникновения, функционирования и проявления социально-психологических явлений на микро-, среднем и макроуровнях, а также в разных областях и условиях.

Но это больше относится к теоретической стороне науки.

Если же говорить о практической стороне социальной психологии, то её предметом будет выступать совокупность закономерностей психодиагностики, консультирования и применения психотехнологий в области социально-психологических явлений.

Предмет – это поведение коллективов, поведение личности в коллективе, условия возникновения социальных объединений, особенности их деятельности, взаимоотношения их членов. (Бехтерев)

Задачи:

1) Выработка практических рекомендаций, полученных в ходе прикладных исследований, столь необходимых практике

2) «Достраивание» своего собственного здания как целостной системы научного знания с уточнением своего предмета, разработкой специальных теорий и специальной методологии исследований.

К объектам социальной психологии относятся сами носители социально-психологических явлений: 

– личность в группе и системе отношений;

– взаимодействие человека с человеком (родственники, коллеги, партнёры и т.п.);

– малая группа (семья, класс, компания друзей, рабочая смена и т.п.);

– взаимодействие человека с группой (лидеры и ведомые, начальники и подчинённые, учителя и ученики и т.п.);

– взаимодействие групп людей (соревнования, дебаты, конфликты и т.п.);

– большая социальная группа (этнос, социальный слой, политическая партия, религиозная конфессия и т.п.).

Методы социальной психологии имеют свою классификацию и подразделяются на четыре группы:

1) Методы эмпирического исследования (наблюдение, эксперимент, аппаратурные методы, социометрия, анализ документов, тесты, опрос, групповая оценка личности);

2) Метод моделирования;

3) Методы управленческо-воспитательного воздействия;

4) Методы социально-психологического воздействия.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/14_15500_osnovnie-etapi-razvitiya-sotsialnoy-psihologii-kak-nauki.html

Лекция 2 история формирования и современное состояние социальной психологии

31.Социальная психология как наука. Современное состояние социальной

  1. Подход к проблеме

  2. Предпосылки возникновения социальной психологии

  3. Развитие социальной психологии на Западе

  4. Развитие социальной психологии в России и СССР

Вопрос 1. Подход к проблеме

Самосочетание слов «социальная психология» указывает на специфическое место,которое занимает эта дисциплина всистеме научного знания. Возникнув настыке наук – психологии и социологии,социальная психология до сих порсохраняет свой особый статус.

Одной из причиндвойственного положения социальнойпсихологии является сама историястановления этой дисциплины, котораявызревала в недрах одновременно ипсихологического, и социологическогознания и в полном смысле слова родилась«на перекрестке» этих двух наук. Всеэто создает немалые трудности как вопределении предмета социальнойпсихологии, так и в выявлении круга еепроблем.

В историисуществования советской социальнойпсихологии как самостоятельной наукибыл довольно длительный перерыв, и новый этап бурного оживления социально-психологическихисследований начался лишь в конце 50-х- начале 60-х годов.

Социальнаяпсихология на Западе имеет весьмасолидную историю.

Вопрос 2. Предпосылки возникновения социальной психологии

История первобытногообщества свидетельствует, что люди ужена заре человечества сталкивались ссоциально-психологическими явлениямии каким-то образом пытались использовать их. Так, например, в различных системахдревних религий использовались такиеформы массовых настроений, какподверженность психологическомузаражению, приводящему к воздействию толпы на индивида.

Из поколения впоколение передавались обряды, табу,и это выступало своего рода нравственнымрегулятором человеческого общения.Определенные секреты воздействия напублику были известны и древним ораторам.

В таких своеобразных формах«социально-психологическое мышление»насчитывает тысячелетия, в то время какистория социальной психологии какнаучной дисциплины – относительномолодая отрасль знания.

Трудность созданиянаучной истории социальной психологиизаключается в том, что дисциплина этаформировалась из многих источников, исложно определить, на каких рубежахвнутри той или другой науки обособилисьэлементы социально-психологического знания.

Но еще большую трудностьпредставляет тот факт, что в период,когда социальная психология наиболееопределенно заявила о себе как осамостоятельной дисциплине, сразу жесложились различные традиции в ееразвитии, опирающиеся на различные философские школы, в том числе марксистскаятрадиция, которая предлагала специфическоерешение ряда проблем.

Следовательно, история социальной психологии должнавключать в себя рассмотрение всех этихтрадиций, равным образом как и выявление коренных методологических и теоретическихразличий в их современных формах.

Вопрос 3. Развитие социальной психологии на Западе

Внашей стране и за рубежом считаютродоначальниками соци­ально-психологическихидей древнегреческих философов, что невполнесоответствует истине, поскольку приэтом забывают о школе древнекитайскихученых, которая возникла раньше — вVII—Vвв. дон.э.

Так,по мнению Суньцзы(конец VI— начало Vв. до н.э.), самой главной социальнойценностью людей должнабыть четкая направленность их общественнойжизни (пути).

Согласноточке зрения другого древнекитай­скогомыслителя, Уцзы(IVв. до н.э.), особые требования должныпредъявлятьсяи к правителю. Древнекитайскиефилософы оставили после себя оченьмного за­мечанийотносительно того, как правильнооценивать настроения людскихмасс, что надо делать для эффективногоуправления ими, как строить и регулироватьвзаимоотношения в обществе и т. д.

Впоследствиидревнегреческие ученые (Гераклит,Гиппократ, Платон,Аристотель, Демокрити др.) более подробно описывали не­которыесоциально-психологические характеристикиличности, устанавливалиопределенные психологическиезакономерности социальногоповедения людей, выявляли мотивыобъединения их вгруппы и т. д.

Китайские и греческиеученые положили, таким обра­зом,начало зарождению социально-психологическоймысли, которая досередины XVв. развивалась в результате анализасоциально-психологическойсущности человека, осмысления множестванаблюденийза социальным поведением личности,выявления ин­дивидуальныххарактеров людей и их предназначенияв обществе.

Позднееитальянский общественный деятель,философ и историк НикколоМакиавелли (1469—1527) в двух основныхпроизведениях, «Размышления о первойдекаде Тита Ливия» (1520) и «Государь»(1532), уже более четко очерчивает концепциюанализа форм управ­лениялюдьми. В «Государе» основное вниманиеуделяется анализу процесса завоеванияи удержания власти в различныхгосударствах.

Макиавеллиполагал, что когда-то воспетые егопредшественни­камивозвышенные чувства — любовь, дружба,преданность, благо­родство, благодарность— могут продаваться и покупаться, каклю­быедругие вещи. Человек, особенно правитель,должен отдавать себе отчетв этом, а также помнить, что люди ценятимущество, деньги, богатствои уважают прежде всего силу, котораявнушает им страх.

Такойже точки зрения на природусоциально-пси­хологическихкачеств людей придерживался и английскийфилософ Т.Гоббс(1588—1679), полагавший, что люди в силусвоей натуры про­являютглавным образом стремление к враждебностипо отношению другк другу и «борьба всех против всех»является естественной для жизнив обществе. С течением времени идеиГоббса подверглись даль­нейшейпереработке.

Французскийпросветитель Ш.

Монтескье(1689—1755), рассмат­риваясоциальную и политическую реальностькак нечто целое, ввел внаучный оборот понятия «социальнаясистема» и «социальная структура»,сопроводив их конкретнымисоциально-психологичес­кимихарактеристиками. Кроме того, он впервыеобосновал необхо­димостьотказа от априорного мышления в пользунаблюдения за значимымиявлениями и фактами социальнойдействительности.

Бурноеразвитие философии, возникновение наее основе социо­логии,становление психологии как самостоятельнойнауки в целом привелив начале XIXв. к необходимости изучения массовидныхсоциально-психологическихявлений, общества в целом.

К.Сен-Симон(1760-1825) разработал, в свою очередь,«соци­альную физиологию». Ш.Фурье(1772-1837) и П.Прудон(1809-1865)рекомендовали вскрывать все новыепротиворечия, лежащие в основе социальнойгармонии, «принципов притяжения» людейв обществе.

К.Маркс(1818—1883), соединив диалектическую немецкуюфи­лософию истории Ф. Гегеля, английскуюполитическую экономию А.Смита и французский утопический социализмСен-Симона и Фурье,написал «Капитал», в котором предложилнаучное объясне­ниесоциальной действительности и различныхфеноменов, ее со­ставляющих.

Ф.Энгельс(1820—1895) по­казал на практике, какнеобходимо делать закономерные выводыв областисоциальной и политической психологии.

Вэтот же период языкознание началоисследовать такие соци­ально-психологическиепроблемы, как языковое общение ивзаимо­действиенародов, связь языка с различнымикомпонентами нацио­нальнойпсихологии.

Другие науки — антропология,этнография и археология — такжеобратились к изучению социально-психоло­гическихфеноменов. Английский антрополог Э.Тейлорзавершил работы о первобытной культуре.Американский этнограф и архео­логЛ.Морганисследовал социальную жизнь и бытиндейцев.

Фран­цузскийсоциолог Л.Леви-Брюльизучил особенности мышления первобытногочеловека.

Основателямипервой теориипсихологиинародов —стали М.Лацарус (1824-1903),X.Штейнталь(1823-1899) и В.Вундт(1832-1920).

Имибыла сформулирована идея о том, чтонарод, или «дух целого»,является движущей силой истории, а егодеятельность находитвыражение в языке, мифах, обычаях, нравах,религии и искус­стве.

Поэтому, считали они, основной задачейпсихологии народов, которая,по их мнению, должна быть составнойчастью психоло­гическойнауки, является изучение духа народа иоткрытие законов, покоторым протекает его общественнаядеятельность.

Индивид рас­сматривалсяими как элемент духовной психическойсубстанции, объединяющейлюдей в обществе, а связь индивида ссоциумом как определяемуюисторически.

Втораятеорияполучила название психологиимасс.Ееосновате­лямибыли Г. Тард(1843-1930), С.Сигиле(1868-1913) и Г.Лебон(1841-1930).

Г.

Тард, в частности, объяснял аффективныемоменты взаимоот­ношенийи поведения людей в группах их стремлениемк подража­нию.В то же время он подчеркивал, что дляпонимания всех форм коллективногоповедения необходимо изучать преждевсего психи­куиндивида.

С.Сигиле обратил внимание ис­следователейна утрату индивидами в массе своихинтеллектуаль­ныххарактеристик, чувства личнойответственности и способности крациональному поведению.

Г.

Лебон сформулировалследующие основные положения, которыев даль­нейшемпослужили основой для понимания поведениялюдей в большихсоциальных общностях: люди, оказавшисьчастичками массы,почти никогда не поступают разумно инаходятся как бы в интеллектуальных«оковах»; деиндивидуализация людей вгруппе ведетк появлению возможности коллективныхдействий, связываю­щихих участников воедино; групповаясплоченность есть следст­виеконтроля группы над ее членами; толпоймогут управлять лишь популярныеруководители; расовый (национальный)фактор играет большуюроль в общественной и политическойжизни индивидов; в результатеиндустриальной революции, роста большихгородов и развитиясредств массовой коммуникации социальнаяжизнь стано­вится все более и болеепохожей на поведение толпы; революцион­ноеповедение есть результат главным образоммассовой истерии.

Основателемтретьейтеорииинстинктовсоциального поведе­ния— был английскийсоциальный психолог У.Макдаугалл(1871—1938), считавший,что движущими силами, которым подчиняетсяповедениечеловека, являются инстинкты, названныевпоследствии склонностями,стремлениями.

По его мнению, онипредставляют собойпсихофизиологические образования(наследственно опреде­ленныеканалы для разрядки нервной энергиичеловека) и состоят из:афферентной (рецептивной) части,ответственной за восприятие воздействийокружающей действительности; центральнойчасти, благодарякоторой люди испытывают специфическоеэмоцио­нальноевозбуждение при восприятии внешнихвоздействий; и эфферентной(двигательной) части, которая обусловливаетхарак­тернаших реакций на влияние внешней среды.Макдаугалл опи­салоколо десятка таких инстинктов, обращаясьвпоследствии к ним сноваи снова, часто изменяя их названия иобъединяя в пары по происхождению— инстинкты борьбы и гнева, инстинктыбегства и чувствасамосохранения; инстинкты приобретенияи чувства соб­ственности;стадный инстинкт и чувство групповойпринадлежно­стии др.

Вконце XIX— начале XXв. значительно возрос интерес ксоци­ально-психологическимзнаниям как таковым во многих странах(Германии,Франции, Англии, Италии, США и России).Начинает­сяактивная разработка методологическихи теоретических основ социальнойпсихологии как самостоятельной научнойотрасли знаний.

Бихевиоризмориентировалисследователей на изучение не собственнообщественного сознания людей, а различныхформ их поведения,понимаемых как совокупность реакцийорганизма человека настимулы внешней среды. В 30-е гг. XXв.

ему на смену пришла необихевиористскаятеория(«смягченный» бихевиоризм), свя­заннаяв первую очередь с именами американскихпсихологов Э.Толменаи К.

Халла,которые включили в формулу «S— R»промежуточныепеременные (навык, потенциал возбу­жденияи торможения — К. Халл; намерение,ожидание, знание — Э.Толмен). Предпринятая затем сначала Б.Скиннером,а потом А.

Бандурой попытка применить но­вуюконцепцию «оперантного обусловливания»для объяснения и формирования социальногоповедения привела к созданию теориисоциального бихевиоризма.

Гешталътпсихологияикогнитивизмвпротивовес бихевиориз­мустарались объяснить социальное поведениес помощью описания процессапознания человека.

В ходе этого познанияего впечатления о миретрансформируются в систему образов, наоснове которых скла­дываютсяразличные идеи, убеждения, ожидания иустановки, опре­деляющиев конечном итоге его действия и поступки.Представители этогонаправления С.Аш, К. Левин, Т.

Ньюком, Ф. Хайдер, Л.Фес-тингери другие внесли серьезный вклад всоциальную психологию.

Интеракционизмсводилсоциально-психологические явления ипроцессык межличностному взаимодействию,усматривая в нем ис­точникобъяснения сущности, происхождения идинамики этих фено­менов.

Его главные положения выражались вследующем: становле­ниеличности происходит в ситуациях общенияи взаимодействия людейдруг с другом, которые должны пониматьсякак системы вза­имноориентированных акций и реакций,развернутых во времени; со­стояниеобщества, общественные отношения иличность являются не чеминым, как продуктом коммуникации междулюдьми, результатом ихприспособления друг к другу.

Социально-психологическимиисследованиями в свое время за­нималсяи 3. Фрейд(1856—1939), который поначалу скептическиотносилсяк социальной психологии, однако изменилсвое отноше­ниек ней под воздействием работ Г.Лебона.

Он пришел к выводу, что, изучая с позицийпсихоанализаобщественнуюжизнь и поли­тическую деятельность,необходимо воспринимать личность болеереалистично, как целостный организм,многие действия, поступки, поведениекоторого обусловлены социальнымипричинами, зная ко­торыеможно составить ее социально-психологический(психоана­литический)портрет.

В20—30-е гг. XXв. началось изучение социально-психологичес­кихфеноменов и их роли в общественной жизнилюдей, их взаимо­действиии взаимоотношениях:

-К.Юнг(понятиясоциального архетипа и коллективногобессознательного);

-Л.Фестингер (социальныйкогнитивныйдиссонанс)и другие.

Ксередине дватцатого столетия в западнойсоциальной психологии сформироваласьсамостоятельная отрасль знаний —этнопсихоло­гия,котораявыступала в качестве междисциплинарнойнауки, включалав себя элементы психологии, психиатрии,социологии, антропологиии этнографии, что наложило отпечатокна способы анализаи интерпретации эмпирических данных.

Впоследние годы этнопсихологическиеисследования на Западе принялиформу кросскультурного изученияпредставителей раз­личныхнациональных общностей в процессе ихобщения, взаимо­действия и взаимоотношений.

Кконцу 70-х гг. из социальной психологиивыделилась поли­тическаяпсихология. В1978 г. было создано Международное обще­ствополитической психологии. Одновременноначинает выходить и его журнал«Политическая психология».

Главенствующимнаправлением в зарубежной социаль­нойпсихологии всегда было изучение малойгруппы.

Втечение двух последних десятилетийможно наблюдать активноеразвитие социально-психологическойнауки не тольков США и ряде стран Западной Европы, нои во всем мире.

ВЛатинскойАмерике социальнаяпсихология широко представ­ленана Кубе, в Аргентине, Мексике, Перу,Панаме, Чили.

Основ­ныминаправлениями ее исследований являетсяизучение: роли и значениясоциально-психологических явлений ипроцессов в поли­тическойжизни конкретных государств;самоидентификации, со­циализациии поведения латиноамериканцев в составеконкретных социальныхобщностей с их особой психологией,традициями, миро­созерцанием;социально-психологических механизмоввовлечения личностив общественную и экономическуюдеятельность.

НаБлижнем,Среднем Востоке ив Африкесоциальнаяпсихо­логияразвита слабо. Исключение составляютлишь такие государ­ства,как Египет, Израиль, Мозамбик, Сирия,Танзания и ЮАР.

Достаточнохорошо развита социальная психологияв Юго-ВосточнойАзии ина ДальнемВостоке.Вместе с тем эта наука сильно представленалишь в Японии, Индии, Китае, Вьетнаме иТаиланде.

ВЯпониисоциальнойпсихологии стали уделять внимание послевтороймировой войны, под влиянием интересазападных психологов к традициям,культуре, национальному характеру ижизни населения, местуи роли этой страны в отношениях с другимигосударствами.

Социальнаяпсихология в Китаев XXв. в основном ориентиро­валасьна изучение проблем, связанных ссоотношением идеоло­гических ипсихологических факторов в общественномсознании населения,разрабатывала эффективные приемы испособы комму­никативногои информационного воздействия на всеего категории, атакже исследовала характер взаимоотношенийи взаимодействия между его представителями.

Источник: https://studfile.net/preview/1721200/page:3/

Социальная психология как наука. Современное состояние социальной психологии

31.Социальная психология как наука. Современное состояние социальной

Социальная психология отрасль психологии, изучающая закономерности поведения и деятель людей, обусловленных их включением в социальные группы, а также психологичссю характеристику этих групп.

Феномены исследования социальной психологии:

1. Влияние социальной среды на отдельную личность:

¨ воздействие средств массовой информации;

¨      изменение вкусов под влиянием моды;

¨      влияние мнения окружающих на принятие решения.

 2. Участие в общении:

¨      заинтересованное восприятие различных слухов;

¨      обмен переживаниями со знакомыми и  случайными людьми;

¨      отнесение вновь увиденных людей к определённому типу (приятный, злой, обаятельный и др.).

 3. Участие в межличностных отношениях:

¨      взаимодействуя с другими людьми, мы оцениваем и воспринимаем их;

¨      к одним испытываем постоянную симпатию, к другим – неприязнь;

¨      играем определённые роли: студента, сына, влюблённого и т.п.

 4. Участие в групповом взаимодействии:

¨      оказываясь в разного рода общностях, человек замечает психологическую атмосферу данной группы (компания друзей, учебная группа). Она бывает разной: благополучной – в ней приятно находится, легко ориентироваться;

¨      неблагополучная требует огромных усилий для организации совместной деятельности.

 5. Влияние характера взаимодействия людей на эффективность их деятельности:

¨      положительное или отрицательное присутствие других людей на внутреннюю и внешнюю активность индивида;

¨      совместная деятельность продуктивная или наоборот;

¨      в хорошей группе эффективность труда возрастает, а в одиночку падает.

Объекты изучения социальной психологии:

  • психологические процессы, состояния и свойства индивида, которые проявляются в результате его включения в отношения с другими людьми, в различные социальные группы (семью, учебные и трудовые группы и т. д.) и в целом в систему социальных отношений (экономических, политических, управленческих, правовых и др.). Наиболее часто изучаются такие проявления личности в группах, как: общительность, агрессивность, совместимость с другими людьми, конфликтогенность и др.;
  • феномен взаимодействия между людьми, в частности, феномен общения, например: супружеского, детско-родительского, педагогического, управленческого, психотерапевтического и многих других его видов. Взаимодействие может быть не только межличностным, но и между личностью и группой, а также межгрупповым;
  • психологические процессы, состояния и свойства различных социальных групп как целостных образований, отличающихся друг от друга и не сводимых к какому бы то ни было индивиду. Наибольший интерес социальных психологов вызывают исследования социально-психологического климата группы я конфликтных отношений (групповых состояний), лидерства и групповых действий (групповых процессов), сплоченности, сработанности и конфликтности (групповых свойств) и др.;
  • массовые психические явления, такие как: поведение толпы, паника, слухи, мода, массовые энтузиазм, ликование, апатия, страхи и т. д.

Таким образом, предметомсоциальнойпсихологии являются факты, закономерности и механизмы поведения, общения и деятельности отдельных личностей и групп, связанные с их включенностью в социальные общности.

Особенности социальной психологии отражены в её структуре, предложенной Б.Д.Парыгиным (основные   социально-психологические проблемы):

  • закономерности и механизмы общения  в  совместной деятельности;
  • особенности социально-психологических явлений в малых  группах (образование групп, групповая  динамика  и  структура  групп,  межличностные отношения,  лидерство  и  руководство   группой);  
  • особенности   социально-психологических  явлений   в   больших   группах   (массовидные   социально-психологические явления: этнические, классовые, профессиональные,  правовые, политические,  религиозные,   нравственные   и   эстетические);  
  • социально-психологические  проблемы  личности    (социально-психологические   качества личности,  социализация  личности,  социальные  установки   личности,   роль личности в группе).

А.Л.Журавлев утверждает, что структура (или строение, состав) социальной психологии в каждый исторический период ее развития есть результат взаимодействия двух противоположных, но тесно связанных процессов:

1.          Дифференциации (разделения, дробления социальной психологии на составные ее части, разделы): процессы разделения социальной психологии происходят по многим основаниям, однако уже оформилось несколько главных направлений:

  • ведущая ориентация на различные (теоретический, эмпирический, в частности, экспериментальный и практический) методы анализа социально-психологических явлений порождает, соответственно, теоретическую, эмпирическую (включая экспериментальную) и практическую социальную психологию. Эти взаимосвязанные части по-разному реализуют основные функции социальной психологии как науки: описательную, объяснительную, прогностическую и функцию воздействия;
  • в результате изучения различных видов жизнедеятельности человека и его общностей сложились соответствующие им отрасли социальной психологии: психология труда, общения, социального познания и творчества, игры. В свою очередь, в социальной психологии труда сформировались отрасли, изучающие отдельные виды трудовой деятельности: управление, руководство, предпринимательство, инженерный труд и т. д.;
  • в соответствии с приложением социально-психологических знаний в различных сферах общественной жизни социальная психология традиционно дифференцируется на следующие ее практические отрасли: промышленная, сельского хозяйства, торговли, образования, науки, политики, массовых коммуникаций, спорта, искусства. В настоящее время интенсивно формируются социальная психология экономики, рекламы, культуры, досуга и др.;
  • в соответствии с основными объектами исследования современная социальная психология дифференцировалась на такие разделы, как:

®    социальная психология личности;

®    психология межличностного взаимодействия;

®    психология малых групп;

®    психология межгруппового взаимодействия;

®    психология больших социальных групп и массовых явлений.

2.          Интеграции ее с другими и не только психологическими отраслями науки, причем интеграции социальной психологии как в целом, так и отдельными составляющими ее частями. Как минимум, выделяются два основных контура интеграции:

  • внешний психологический контур интеграции относится к ее объединению с многочисленными психологическими отраслями, на стыке с которыми возникли относительно самостоятельные подотрасли — части социальной психологии. Например: социальная психология личности сформировалась как результат интеграции социальной психологии с психологией личности, а социальная психология труда — социальной психологии с психологией труда и т. д. Можно констатировать, что в итоге такой интеграции к концу 90-х годов XX века уже оформилось порядка 10 подотраслей социальной психологии. Процесс интеграции социальной психологии с другими психологическими отраслями интенсивно продолжается: в настоящее время формируется социально-экономическая, социально-экологическая, социально-историческая и другие подотрасли социальной психологии;
  • внутренний социально-психологический контур интеграции относится к развитию самой социальной психологии и проявляется в процессах объединения разделяющихся составных частей социальной психологии, появившихся в результате процессов ее дифференциации, о которых шла речь выше:

®    во-первых, внутренняя интеграция касается одновременного применения теоретического, эмпирического и практического методов анализа социально-психологических явлений, что неизбежно порождает комплексные типы исследований в социальной психологии, например: теоретико-экспериментальные, экспериментально-прикладные и т.п.;

®    во-вторых, она ярко проявляется в одновременном изучении различных взаимосвязанных объектов социальной психологии, например: личности и малых трудовых групп (бригад) в организации, малых групп в больших социальных группах, личности (например, лидера) в большой социальной группе (например, партии или общественном движении) и т.д.;

®    в-третьих, наиболее очевидным направлением внутренней интеграции является объединение тех частей социальной психологии, которые дифференцировались по видам жизнедеятельности людей и сферам общественной жизни.

В результате возникло множество интересных, а главное, полезных научно-практических направлений, таких как: психология руководства педагогическим коллективом, социальная психология творчества инженеров, психология руководства научным коллективом, психология социального познания в процессах труда и общения и т.д.

В настоящее время процесс структурирования социальной психологии явно не завершен, и мы регулярно становимся свидетелями закономерного рождения новых составных ее частей.

Социальная психология тесно связанна с другими отраслями психологии: общая психология, возрастная психология, педагогическая психология и т.п. Наиболее близкими науками к социальной психологии являются психология и социология.

Несомненна взаимосвязь социальной психологии с вышеназванными науками, а также рядом других, например: философия: на протяжении последних десятилетий философы активно пытаются понять природу человеческого сознания; социальные психологи часто обращаются к тем же вопросам, но с научной точки зрения, т.е. проверяют свои гипотезы (предположения) экспериментально.

Источник: https://students-library.com/library/read/97431-socialnaa-psihologia-kak-nauka-sovremennoe-sostoanie-socialnoj-psihologii

Билет 1. Вопрос 1. Социальная психология как наука. Предмет, объект и задачи и структура социальной психологии

31.Социальная психология как наука. Современное состояние социальной

Билет 1. Вопрос 1. Социальная психология как наука. Предмет, объект и задачи и структура социальной психологии.

Социальная психология — отрасль психологии, изучающая закономерности, особенности поведения и деятельности людей, обусловленные их социальным взаимодействием.

Социальная психология возникла во второй половине XIX в. на стыке психологии и социологии. Ее возникновению предшествовал длительный период накопления знаний о человеке и обществе. Первоначально социально-психологические идеи формировались в рамках философии, социологии, антропологии, этнографии и языкознания.

В середине XIX в. социальная психология выделилась в самостоятельную, но пока еще описательную науку.

Предметсоциальной психологии – психические явления, возникающие в ходе взаимодействия между людьми в социальных группах.

Объект – личность в группе, межличностное взаимодействие, малая группа, межгрупповое взаимодействие, большая группа. Т.е. объект психологии – это то, на что направлена деятельность социальной психологии.

Она изучает следующие явления:

1. Психологические процессы, состояния и свойства индиви­да, которые проявляются в результате его включения в от­ношения с другими людьми, в различные социальные груп­пы (семью, учебные и трудовые группы и т.д.) и в целом в систему социальных отношений (экономических, полити­ческих, управленческих, правовых и др.).

2. Феномен взаимодействия между людьми, в частности, фе­номен общения. Например – супружеского, детско-родительского, педагогического, управленческого, психотерапевтического и многих других его видов. Взаимодействие может быть не только межличностным, но и между лично­стью и группой, а также межгрупповым.

3. Психологические процессы, состояния и свойства различ­ных социальных групп, как целостных образований, отлича­ющихся друг от друга, и не сводимых к какому бы то ни было индивиду.

4. Массовые психические явления. Например: поведение тол­пы, паника, слухи, мода, массовые энтузиазм, ликование, страхи.

Психология социальная как наука включает следующие основные разделы:

психологию общения, изучающую закономерности общения и взаимодействия людей – в частности, роль общения в системе отношений общественных и межличностных;

психологию групп, изучающую психологические характеристики групп социальных – как больших (классы, нации), так и малых. Здесь изучаются такие явления, как сплоченность, лидерство, процесс принятия решений групповых, и пр.;

психологию социальную личности, изучающую, в частности, проблемы установки социальной, социализации, и пр.;

практические приложения.

Билет 5. Вопрос 1. Методология, метод и методика в социально-психологическом исследовании. Методы социальной психологии.

Социально-психологическое исследование — вид научного исследования с целью установления в поведении и деятельности людей психологических закономерностей, обусловленных фактом включения в социальные группы, а также психологических характеристик самих этих групп.

МЕТОДОЛОГИЯ — система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе. Методология определяет исходные принципы исследования, нормы и требования к использованию методов, правила оказания воздействия.

Классификация толпы

-по признаку управляемости:

Стихийная толпа. Формируется и проявляется без какого-либо организующего начала со стороны конкретного физического лица.

Ведомая толпа. Формируется и проявляется под воздействием, влиянием с самого начала или впоследствии конкретного физического лица, являющегося в данной толпе ее лидером.

Организованная толпа. Эту разновидность вводит Г. Лебон, рассматривая в качестве толпы и собрание индивидов, вступивших на путь организации, и организованную толпу.

– по характеру поведения людей:

Окказиональная толпа. Образуется на основе любопытства к неожиданно возникшему происшествию (дорожная авария, пожар, драка и т.п.).

Конвенциональная толпа. Образуется на основе интереса к какому-либо заранее объявленному массовому развлечению, зрелищу или по иному социально значимому конкретному поводу.

Экспрессивная толпа. Формируется — как и конвенциональная толпа. В ней совместно выражается общее отношение к какому-либо событию (радость, энтузиазм, возмущение, протест и т.п.)

Экстатическая толпа. Представляет собой крайнюю форму экспрессивной толпы. Характеризуется состоянием общего экстаза на основе взаимного ритмически нарастающего заражения (массовые религиозные ритуалы, карнавалы, рок – концерты и т.п.).

Действующая толпа. Формируется — как и конвенциальная; осуществляет действия относительно конкретного объекта. Действующая толпа включает в себя указанные ниже подвиды.

1.Агрессивная толпа объединена слепой ненавистью к конкретному объекту (какому-либо религиозному или политическому движению, структуре). Обычно сопровождается избиениями, погромами, поджогами и т.п.

2.Паническая толпа, спасающаяся от реального или воображаемого источника опасности.

3.Стяжательская толпа. Вступает в неупорядоченный непосредственный конфликт за обладание какими-либо ценностями. Провоцируется властями, игнорирующими жизненные интересы граждан.

4.Повстанческая толпа. Формируется на основе общего справедливого возмущения действиями властей.

Г. Лебон различает виды толп по признаку гомогенности. Разнородная: анонимная (уличная, например), не анонимная (парламентское собрание). Однородная: секты; касты; классы.

Факторы социализации.

Социализация протекает во взаимодействии детей, подростков, юношей с огромным количеством разнообразных условий, более или менее активно влияющих на их развитие. Эти действующие на человека условия принято называть факторами. Более или менее изученные условия или факторы социализации условно можно объединить в четыре группы.

Перваямегафакторы – космос, планета, мир, которые в той или иной мере через другие группы факторов влияют на социализацию всех жителей Земли.

Втораямакрофакторы – страна, этнос, общество, государство, которые влияют на социализацию всех живущих в определенных странах.

Третьямезафакторы, условия социализации больших групп людей, выделяемых: по местности и типу поселения, в которых они живут (регион, село, горд, поселок); по принадлежности к аудитории тех или иных сетей массовой коммуникации (радио, телевиденье и др.); по принадлежности к тем или иным субкультурам.

Мезофакторы влияют на социализацию человека как прямо, так и опосредствованно через четвертую группумикрофакторы.

К ним относятся факторы, непосредственно влияющие на конкретных людей, которые с ними взаимодействуют, – семья и домашний очаг, соседство, группы сверстников, воспитательные организации, различные общественные государственные, религиозные, частные организации, микросоциум.

Стадии развития коллектива

– (самый низкий) – разобщенный, это коллектив, который или начал формироваться, или уже «разлагается».

В него входят люди, которые друг друга мало знают или, наоборот, хорошо увидели только негативные качества друг друга.

Основные средства воздействия коллектива и руководителя на личность связаны больше с негативными оценками различных отклонений от официальных норм, предписаний, распоряжений и т.п.

– II- (средний) – расчлененный коллектив. Цели ценности и нормы его уже признаются многими членами, но воспринимаются и интерпретируются пока по-разному, в зависимости от группировок, к которым принадлежат индивиды.

В таком коллективе обычно несколько лидеров, которые могут враждовать между собой, а вслед за ними недружелюбно относятся друг к другу члены группировок. Формальная и неформальная структура в некоторых элементах близки.

В воздействии на личность используются и положительные и отрицательные оценки.

– III – (высший) – сплоченный коллектив – в нем установились понятные и признаваемые всеми цели, ясные и твердые нормы и принципы взаимодействия, соответствующие общечеловеческой морали. Причем официальные нормы дополняются и подкрепляются неофициальными установлениями и традициями. В связи с этими особенностями каждая личность высоко ценит коллектив, дорожит им.

Психолог Л. Уманский предложил образную классификацию стадий развития коллектива. По его мнению, данные стадии можно интерпретировать следующим образом:

1.песчаная россыпь (люди еще не связаны узами общения);

2.мягкая глина (члены коллектива устанавливают контакты, объединяются в нечто целое);

3.мерцающий маяк (начинается распределение социальных ролей между членами, происходит принятие целей и ценностей коллектива);

4.алый парус (выделяются лидеры и ядро коллектива, которое способно вести за собой отдельных членов);

5.пылающий факел (все члены коллектива живут едиными целями и ценностями, активно и энергично участвуют в совместной деятельности);

6.пауки в банке (это стадия распада коллектива, когда его членов кроме “надоевшей” работы уже ничто не объединяет).

Билет 1. Вопрос 1. Социальная психология как наука. Предмет, объект и задачи и структура социальной психологии.

Социальная психология — отрасль психологии, изучающая закономерности, особенности поведения и деятельности людей, обусловленные их социальным взаимодействием.

Социальная психология возникла во второй половине XIX в. на стыке психологии и социологии. Ее возникновению предшествовал длительный период накопления знаний о человеке и обществе. Первоначально социально-психологические идеи формировались в рамках философии, социологии, антропологии, этнографии и языкознания.

В середине XIX в. социальная психология выделилась в самостоятельную, но пока еще описательную науку.

Предметсоциальной психологии – психические явления, возникающие в ходе взаимодействия между людьми в социальных группах.

Объект – личность в группе, межличностное взаимодействие, малая группа, межгрупповое взаимодействие, большая группа. Т.е. объект психологии – это то, на что направлена деятельность социальной психологии.

Она изучает следующие явления:

1. Психологические процессы, состояния и свойства индиви­да, которые проявляются в результате его включения в от­ношения с другими людьми, в различные социальные груп­пы (семью, учебные и трудовые группы и т.д.) и в целом в систему социальных отношений (экономических, полити­ческих, управленческих, правовых и др.).

2. Феномен взаимодействия между людьми, в частности, фе­номен общения. Например – супружеского, детско-родительского, педагогического, управленческого, психотерапевтического и многих других его видов. Взаимодействие может быть не только межличностным, но и между лично­стью и группой, а также межгрупповым.

3. Психологические процессы, состояния и свойства различ­ных социальных групп, как целостных образований, отлича­ющихся друг от друга, и не сводимых к какому бы то ни было индивиду.

4. Массовые психические явления. Например: поведение тол­пы, паника, слухи, мода, массовые энтузиазм, ликование, страхи.

Психология социальная как наука включает следующие основные разделы:

психологию общения, изучающую закономерности общения и взаимодействия людей – в частности, роль общения в системе отношений общественных и межличностных;

психологию групп, изучающую психологические характеристики групп социальных – как больших (классы, нации), так и малых. Здесь изучаются такие явления, как сплоченность, лидерство, процесс принятия решений групповых, и пр.;

психологию социальную личности, изучающую, в частности, проблемы установки социальной, социализации, и пр.;

практические приложения.



Источник: https://infopedia.su/18x5d.html

Современное состояние социальной психологии

31.Социальная психология как наука. Современное состояние социальной

⇐ Предыдущая12345678910Следующая ⇒

В социальной психологии последней четверти XX века произошли за­метные изменения. Они характеризуются активной разработкой со­циально-психологической проблематики и выходом ее на одно из пер­вых мест в научных и прикладных психологических исследованиях. Произошла дифференциация самой социальной психологии.

Она пре­вратилась в одну из наиболее развитых фундаментальных психологи­ческих наук, и внутри нее выделились отдельные специальные науки (частные направления исследований).

Среди них можно назвать пси­хологию малых групп, общения, межличностных отношений, воспри­ятия и понимания людьми друг друга, семьи, управления, конфлик­тов, социальных установок, масс и ряд других отраслей.

Вместе с тем, психологические знания проникли в другие психоло­гические науки: общую, дифференциальную, возрастную, клиничес­кую, экономическую, военную, юридическую, спортивную и т. д.

Они стали широко использоваться в политологии, экономике, социологии, праве, истории и ряде других наук.

На базе социально-психологичес­ких знаний в настоящее время строятся многие методы практической психологии, в том числе различные виды социально-психологических тренингов (активного группового обучения).

Шестидесятые годы XX века можно считать временем нового подъе­ма и ускоренного развития социальной психологии во всем мире.

В это время в ней не только появились новые направления научных и при­кладных исследований, но социальная психология вышла на одно из первых мест среди психологических наук, стала одной из наиболее интересных и быстро развивающихся областей научных знаний.

Ею занимается большое количество ученых, представляющих не только социальную психологию, но и другие отрасли психологической науки.

Основные тенденции развития мировой социальной психологии, начиная с шестидесятых годов XX века и до конца этого века, отрази­лись и на состоянии отечественной социальной психологии. Эти тен­денции можно определить следующим образом.

1. Началась внутренняя дифференциация традиционной социаль­ной психологии. В ней появились относительно самостоятельные направления научных исследований, в том числе: психология ма­лых групп, социальных установок, эффективности групповой дея­тельности, восприятия и понимания людьми друг друга.

2. Появились новые отрасли психологии, в которых ключевую роль стали играть именно социально-психологические знания. Это юридическая, экономическая, политическая психология, психо­логия рекламы, управления и многие другие.

3. Расширилась практика применения социально-психологических знаний в реальной жизни, сопровождающаяся возникновением и развитием новых направлений прикладной и практической психологии, в том числе группового психотерапевтического движения и РR-движения, психологии рекламы, имиджмейкерства и других.

4. В Европе, включая и Россию, возникли новые направления соци­ально-психологических исследований, отличающиеся от тради­ционной американской социальной психологии.

В Англии и во Франции, например, начиная с конца шестидесятых годов, появ­ляется психология межгрупповых отношений и по-новому тракту­ются многие процессы, происходящие в малых группах.

В России (бывшем СССР) на первый план вышла проблематика психоло­гии управления и коллектива.

5. Проблематика малых групп стала постепенно отходить на вто­рой план, а на первое место вышли другие проблемы социальной психологии, связанные, например, с отношениями, существующими в обществе, или взаимодействием между большими соци­альными группами.

6. Произошло заметное сближение социологических и социально-психологических исследований в таких пограничных областях, как экономика, политика, право, межэтнические, межгосударственные и внутриполитические отношения.

7. В социальной психологии стали намного меньше проявляться тен­денции, характеризующие отдельные направления психологии: бихевиоризм, гештальтпсихологию, психоанализ, гуманистическую психологию и другие. Она стала превращаться в единую, не раз­деленную на отдельные направления науку.

Контрольные вопросы

1. Когда и как зарождались социально-психологические знания?

2. Чем отличались пути развития социальной психологии в Европе и США в первые десятилетия XX века?

3. Когда и кем впервые было использовано название «социальная психология»?

4. В чем состояла специфика разработки социально-психологичес­ких проблем в первые десятилетия XX века?

5. Каковы были особенности обстановки, в которой развивалась психологическая наука в целом и социальная психология в пер­вой половине XX века?

6. В чем сущность необихевиористского направления в социальной психологии?

7. Какие идеи лежат в основе когнитивисткой ориентации в объяс­нении социально-психологических феноменов?

8. Каковы основные идеи психоаналитической («глубинной») ори­ентации в социальной психологии?

9. Что такое интеракционистская ориентация в зарубежной соци­альной психологии?

10. В чем заключалась разница в направлениях научных исследова­ний в США, Европе и России (бывшем Советском Союзе) во вто­рой половине XX века?

11. Как повлияли события, связанные со Второй мировой войной, на дальнейшее развитие социальной психологии?

12. Каковы основные тенденции развития социальной психологии в современном мире и в России?

Литература

1. Андреева Г. М. Социальная психология. – М., 2006. – С. 27-47.

2. Битянова Н. Р. Социальная психология. – М., 2001. – С. 11-43.

3. Парыгин Б. Д. Основы социально-психологической теории. – М., 1971.- С. 6-26.

4. Социальная психология в трудах отечественных психологов. – СПб., 2000. – С. 7-68.

5. Социальная психология: История. Теория. Эмпирические иссле­дования / Под ред. Е. С. Кузьмина, В. Е. Семенова. – Л., 1979. – С. 6-47.

6. Шибутани Т. Социальная психология. – Ростов-на-Дону, 2002. – С. 17-23.

7. Шихирев П. Н. Современная социальная психология. – М., 2000. – С. 313-355.

⇐ Предыдущая12345678910Следующая ⇒

Дата добавления: 2016-03-27; просмотров: 1637 | Нарушение авторских прав

Рекомендуемый контект:

Похожая информация:

Поиск на сайте:

Источник: https://lektsii.org/5-36399.html

Medic-studio
Добавить комментарий