33.Проблема лидерства и руководства в группах: Б.Д. Парыгин называет следующие различия лидера и руководителя:

Лидерство и руководство. Теории происхождения лидерства

33.Проблема лидерства и руководства в группах:  Б.Д. Парыгин называет следующие различия лидера и руководителя:

Б.Д.

Парыгин называет следующие различия лидера и руководителя: 1) лидер в основном призван осуществлять регуляцию межличностных отношений в группе, в то время как руководитель осуществляет регуляцию официальных отношений группы как некоторой социальной организации; 2) лидерство можно констатировать в условиях микросреды (каковой и является малая группа), руководство — элемент макросреды, т.е. оно связано со всей системой общественных отношений; 3) лидерство возникает стихийно, руководитель всякой реальной социальной группы либо назначается, либо избирается, но так или иначе этот процесс не является стихийным, а, напротив, целенаправленным, осуществляемым под контролем различных элементов социальной структуры; 4) явление лидерства менее стабильно, выдвижение лидера в большой степени зависит от настроения группы, в то время как руководство — явление более стабильное; 5) руководство подчиненными в отличие от лидерства обладает гораздо более определенной системой различных санкций, которых в руках лидера нет; 6) процесс принятия решения руководителем (и вообще в системе руководства) значительно более сложен и опосредован множеством различных обстоятельств и соображений, не обязательно коренящихся в данной группе, в то время как лидер принимает более непосредственные решения, касающиеся групповой деятельности; 7) сфера деятельности лидера — в основном малая группа, где он и является лидером, сфера действия руководителя шире, поскольку он представляет малую группу в более широкой социальной системе.

Лидер и руководитель имеют тем не менее дело с однопорядковым типом проблем, а именно, они призваны стимулировать группу, нацеливать ее на решение определенных задач, заботиться о средствах, при помощи которых эти задачи могут быть решены.

Лидерство есть чисто психологическая характеристика поведения определенных членов группы, руководство в большей степени есть социальная характеристика отношений в группе, прежде всего с точки зрения распределения ролей управления и подчинения. В отличие от лидерства руководство выступает как регламентированный обществом правовой процесс.

Лидером является такой член малой группы, который выдвигается в результате взаимодействия членов группы для организации группы при решении конкретной задачи. Он демонстрирует более высокий, чем другие члены группы, уровень активности, участия, влияния в решении данной задачи.

Таким образом, лидер выдвигается в конкретной ситуации, принимая на себя определенные функции. Остальные члены группы принимают лидерство, т.е. строят с лидером такие отношения, которые предполагают, что он будет вести, а они будут ведомыми.

Лидерство необходимо рассматривать как групповое явление: лидер немыслим в одиночку, он всегда дан как элемент групповой структуры, а лидерство есть система отношений в этой структуре. Поэтому феномен лидерства относится к динамическим процессам малой группы.

Теории происхождения лидерства.Существует три основных теоретических подхода в понимании происхождения лидерства. «Теория черт» (иногда называется «харизматической теорией», от слова «харизма», т.е.

«благодать», которая в различных системах религии интерпретировалась как нечто, снизошедшее на человека) исходит из положений немецкой психологии конца XIX — начала XX в.

и концентрирует свое внимание на врожденных качествах лидера.

Лидером, согласно этой теории, может быть лишь такой человек, который обладает определенным набором личностных качеств или совокупностью определенных психологических черт. Среди которых были названы такие как: инициативность, общительность, чувство юмора, энтузиазм, уверенность, дружелюбие, бдительность, популярность, красноречие.

На смену теории черт пришло новое объяснение, сформулированное в «ситуационной теории лидерства». Теория черт в данной концептуальной схеме не отбрасывается полностью, но утверждается, что в основном лидерство — продукт ситуации.

В различных ситуациях групповой жизни выделяются отдельные члены группы, которые превосходят других по крайней мере в каком-то одном качестве, но поскольку именно это качество и оказывается необходимым в данной ситуации, человек, им обладающий, становится лидером.

Таким образом, идея о врожденности качеств была отброшена, и вместо нее принята идея о том, что лидер просто лучше других может актуализировать в конкретной ситуации присущую ему черту (наличие которой в принципе не отрицается и у других лиц).

Свойства, черты или качества лидера оказывались относительными.

Системная теория лидерства, согласно которой лидерство рассматривается как процесс организации межличностных отношений в группе, а лидер — как субъект управления этим процессом. При таком подходе лидерство интерпретируется как функция группы, и изучать его следует поэтому с точки зрения целей и задач группы, хотя и структура личности лидеров при этом не должна сбрасываться со счетов.

Феномен лидерства в малых группах рассмотрен в контексте совместной групповой деятельности, т.е.

во главу угла ставятся не просто «ситуации», но конкретные задачи групповой деятельности, в которых определенные члены группы могут продемонстрировать свою способность организовать группу для решения этих задач.

Отличие лидера от других членов группы проявляется при этом не в наличии у него особых черт, а в наличии более высокого уровня влияния.

19.Стиль лидерства: классические и современные представления (продолжение)

«Авторитарный», «демократический» и «попустительский» (термин предложен К. Левиным).

Авторитарный стиль.Формальная сторона: деловые краткие распоряжения, запреты без снисхождения, с угрозой, четкий язык, неприветливый тон, похвала и порицания субъективны, эмоции не принимаются в расчет, позиция лидера – вне группы. Содержательная сторона: дела в группе планируются заранее, определяются лишь непосредственные цели, голос руководителя – решающий.

Демократический стиль:Формальная сторона: инструкции в форме предложений, товарищеский тон, похвала и порицания – с советами, распоряжения и запреты – с дискуссиями, позиция лидера – внутри группы. Содержательная сторона: мероприятия планируются в группе, за реализацию предложений отвечают все, все разделы работы не только предлагаются, но и обсуждаются.

Попустительский стиль:Формальная сторона: тон – конвенциональный, отсутствие похвалы, порицаний, никакого сотрудничества, позиция лидера – незаметно в стороне от группы. Содержательная сторона: дела в группе идут сами собой, лидер не дает указаний, разделы работы складываются из отдельных интересов исходя от нового лидера.

В практике экспериментальных исследований названы такие типы лидеров: лидер-организатор, лидер-инициатор, лидер-эрудит, лидер генератор эмоционального настроя, лидер эмоционального притяжения, лидер-умелец.

Типология Херси-Бланшара. Характеристики стилей руководства по Херси-Бланшару: Предписание – руководитель точно ставит задачу перед подчиненным, при этом ему не важно, насколько его взгляды разделяются в коллективе, он не принимает предложения подчиненных и не объясняет им происходящих процессов.

Работа персонала строится в соответствии с четко определенными инструкциями, строго контролируется руководителем; поощряется четкое следование инструкциям и четкое выполнение задания. Убеждение – руководитель рекламирует свою позицию и идеи, посредством убеждения старается превратить своих сотрудников в союзников. Возникающие идеи могут обсуждаться совместно с подчиненными.

Идеи группы принимаются, но при этом руководитель сам контролирует и направляет работу.

Сотрудничество – руководитель на равных с подчиненными участвует в формировании задачи. Инициатива в определении тактики и ее реализации принадлежит группе, а задача руководителя – постоянно поддерживать инициативу и заинтересованность подчиненных, наравне с ними участвовать в работе и не слишком контролировать.

Делегирование – руководитель делегирует право принятии решения группе (или подчиненному) , однако при необходимости готов оказать помощь. Группа самостоятельно определяет задачи, вырабатывает тактику и выполняет работу. Процесс обсуждения проблем может происходить и без руководителя.

Руководитель лишь наблюдает за ходом выполнения работы (не всегда впрямую), но ответственность за конечный результат лежит на нем.

Дата добавления: 2017-05-18; просмотров: 1453; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

ПОСМОТРЕТЬ ЁЩЕ:

Источник: https://helpiks.org/9-16530.html

Проблема лидерства и руководства в группах

33.Проблема лидерства и руководства в группах:  Б.Д. Парыгин называет следующие различия лидера и руководителя:

В современных условиях проблема должна быть поставлена значительно шире, как проблема руководства группой. Поэтому крайне важно сделать прежде всего терминологические уточнения и развести понятия «лидер» и «руководитель».

В русском языке для обозначения этих двух различных явлений существуют два специальных термина (так же, впрочем, как и в немецком, но не в английском языке, где «лидер» употребляется в обоих случаях) и определены различия в содержании этих понятий. При этом не рассматривается употребление понятия «лидер» в политической терминологии. Б.Д.

Парыгин называет следующие различия лидера и руководителя: 1) лидер в основном призван осуществлять регуляцию межличностных отношений в группе, в то время как руководитель осуществляет регуляцию официальных отношений группы как некоторой социальной организации; 2) лидерство можно констатировать в условиях микросреды (каковой и является малая группа), руководство — элемент макросреды, т.е. оно связано со всей системой общественных отношений; 3) лидерство возникает стихийно, руководитель всякой реальной социальной группы либо назначается, либо избирается, но так или иначе этот процесс не является стихийным, а, напротив, целенаправленным, осуществляемым под контролем различных элементов социальной структуры; 4) явление лидерства менее стабильно, выдвижение лидера в большой степени зависит от настроения группы, в то время как руководство — явление более стабильное; 5) руководство подчиненными в отличие от лидерства обладает гораздо более определенной системой различных санкций, которых в руках лидера нет; 6) процесс принятия решения руководителем (и вообще в системе руководства) значительно более сложен и опосредован множеством различных обстоятельств и соображений, не обязательно коренящихся в данной группе, в то время как лидер принимает более непосредственные решения, касающиеся групповой деятельности; 7) сфера деятельности лидера — в основном малая группа, где он и является лидером, сфера действия руководителя шире, поскольку он представляет малую группу в более широкой социальной системе

Лидер и руководитель имеют тем не менее дело с однопорядковым типом проблем, они призваны стимулировать группу, нацеливать ее на решение определенных задач, заботиться о средствах, при помощи которых эти задачи могут быть решены.

Хотя по происхождению лидер и руководитель различаются, в психологических характеристиках их деятельности существуют общие черты, что и дает право при рассмотрении проблемы зачастую описывать эту деятельность как идентичную, хотя это, строго говоря, не является вполне точным.

Лидерство есть чисто психологическая характеристика поведения определенных членов группы, руководство в большей степени есть социальная характеристика отношений в группе, прежде всего с точки зрения распределения ролей управления и подчинения. В отличие от лидерства руководство выступает как регламентированный обществом правовой процесс.

Чтобы изучить психологическое содержание деятельности руководителя, можно использовать знание механизма лидерства, но одно знание этого механизма ни в коем случае не дает полной характеристики деятельности руководителя.

Ппоследовательность в анализе данной проблемы должна быть именно такой: сначала выявление общих характеристик механизма лидерства, а затем интерпретация этого механизма в рамках конкретной деятельности руководителя.

Лидером является такой член малой группы, который выдвигается в результате взаимодействия членов группы для организации группы при решении конкретной задачи. Он демонстрирует более высокий, чем другие члены группы, уровень активности, участия, влияния в решении данной задачи.

Лидер выдвигается в конкретной ситуации, принимая на себя определенные функции. Остальные члены группы принимают лидерство, т.е. строят с лидером такие отношения, которые предполагают, что он будет вести, а они будут ведомыми.

Лидерство необходимо рассматривать как групповое явление: лидер немыслим в одиночку, он всегда дан как элемент групповой структуры, а лидерство есть система отношений в этой структуре.Феномен лидерства относится к динамическим процессам малой группы.

Этот процесс может быть достаточно противоречивым: мера притязаний лидера и мера готовности других членов группы принять его ведущую роль могут не совпадать. Выяснить действительные возможности лидера — значит выяснить, как воспринимают лидера другие члены группы.

Мера влияния лидера на группу также не является величиной постоянной, при определенных обстоятельствах лидерские возможности могут возрастать, а при других, напротив, снижаться Иногда понятие лидера отождествляется с понятием «авторитет», что не вполне корректно: конечно, лидер выступает как авторитет для группы, но не всякий авторитет обязательно означает лидерские возможности его носителя. Лидер должен организовать решение какой-то задачи, авторитет такой функции не выполняет, он просто может выступать как пример, как идеал, но вовсе не брать на себя решение задачи. Поэтому феномен лидерства — это весьма специфическое явление, не описываемое никакими другими понятиями.

Теории происхождения лидерства. Существует три основных теоретических подхода в понимании происхождения лидерства. «Теория черт» (иногда называется «харизматической теорией», от слова «харизма», т.е. «благодать»,) исходит из положений немецкой психологии конца XIX — начала XX в. и концентрирует свое внимание на врожденных качествах лидера.

Лидером, согласно этой теории, может быть лишь такой человек, который обладает определенным набором личностных качеств или совокупностью определенных психологических черт. Различные авторы пытались выделить эти необходимые лидеру черты или характеристики.

В американской социальной психологии эти наборы черт фиксировались особенно тщательно, поскольку они должны были стать основанием для построения систем тестов для отбора лиц — возможных лидеров. Однако очень быстро выяснилось, что задача составления перечня таких черт нерешаема. В 1940 г. К.

Бэрд составил список из 79 черт, упоминаемых различными исследователями как «лидерских». Среди них были названы такие: инициативность, общительность, чувство юмора, энтузиазм, уверенность, дружелюбие (позже Р. Стогдилл к ним добавил бдительность, популярность, красноречие).

Разнобой существовал даже относительно таких черт, как «сила воли» и «ум», что дало основание усомниться вообще в возможности составить более или менее стабильный перечень черт, необходимых лидеру и, тем более, существующих у него.

После публикации Стогдилла с новыми добавлениями к списку возникло достаточно категоричное мнение о том, что теория черт оказалась опровергнутой. Существенным возражением против этой теории явилось замечание Г. Дженнингса о том, что теория черт в большей мере отражала черты экспериментатора, нежели черты лидера.

Разочарование в теории черт было настолько велико, что в противовес ей была выдвинута даже теория «лидера без черт». Но она по существу просто не давала никакого ответа на вопрос о том, откуда же берутся лидеры и каково происхождение самого феномена лидерства.

На смену теории черт пришло новое объяснение, сформулированное в «ситуационной теории лидерства». Теория черт в данной концептуальной схеме не отбрасывается полностью, но утверждается, что в основном лидерство — продукт ситуации.

В различных ситуациях групповой жизни выделяются отдельные члены группы, которые превосходят других по крайней мере в каком-то одном качестве, но поскольку именно это качество и оказывается необходимым в данной ситуации, человек, им обладающий, становится лидером.

Идея о врожденности качеств была отброшена, и вместо нее принята идея о том, что лидер просто лучше других может актуализировать в конкретной ситуации присущую ему черту (наличие которой в принципе не отрицается и у других лиц). Свойства, черты или качества лидера оказывались относительными.

Интересно, что этот момент ситуационной теории лидерства был подвергнут критике со стороны Ж. Пиаже, который утверждал, что при таком подходе полностью снимается вопрос об активности личности лидера, он превращается в какого-то «флюгера».

Эту слабость ситуационной теории не могло снять и то добавление, которое было к ней сделано: в одном из вариантов ситуационной теории предлагалось считать главным моментом появления лидера выдвижение его группой, потому что именно она испытывает по отношению к данному человеку определенные экспектации, ожидает от него проявления необходимой в данной ситуации черты (этот подход называют еще и функциональным).

Чтобы преодолеть очевидную противоречивость в подобных рассуждениях, Е. Хартли предложил четыре «модели», позволяющие дать особую интерпретацию тому факту, почему все-таки определенные люди становятся лидерами и почему не только ситуация определяет их выдвижение.

1.      кто-то стал лидером в одной ситуации, не исключено, что он же станет таковым и в другой ситуации.

2.      вследствие воздействия стереотипов лидеры в одной ситуации иногда рассматриваются группой как лидеры «вообще».

3.       человек, став лидером в одной ситуации, приобретает авторитет, и этот авторитет работает в дальнейшем на то, что данного человека изберут лидером и в другой раз.

4.      отдельным людям свойственно «искать посты», вследствие чего они ведут себя именно так, что им «дают посты».

Системная теория лидерства. Лидерство рассматривается как процесс организации межличностных отношений в группе, а лидер — как субъект управления этим процессом. Лидерство интерпретируется как функция группы, и изучать его следует поэтому с точки зрения целей и задач группы, хотя и структура личности лидеров при этом не должна сбрасываться со счетов.

Рекомендуют учитывать и другие переменные, относящиеся к жизни группы, например длительность ее существования. В этом смысле системная теория имеет, конечно, ряд преимуществ. Они очевидны, когда речь заходит не просто о лидерстве, но о руководстве: особенно популярной является так называемая вероятностная модель эффективности руководства, предложенная Ф.

Фидлером.

Большинство отечественных исследований лидерства осуществляется в рамках близких данной модели, хотя к ней добавляется нечто новое, продиктованное общими предпосылками исследования динамических процессов в группе: феномен лидерства в малых группах рассмотрен в контексте совместной групповой деятельности, т.е.

во главу угла ставятся не просто «ситуации», но конкретные задачи групповой деятельности, в которых определенные члены группы могут продемонстрировать свою способность организовать группу для решения этих задач.

Отличие лидера от других членов группы проявляется при этом не в наличии у него особых черт, а в наличии более высокого уровня влияния.

Р.Л. Кричевский концепция ценностного обмена как механизма выдвижения лидера. Сама по себе идея ценностного обмена во взаимодействии людей и ранее разрабатывалась в социальной психологии (Дж. Хоманс, Д. Тибо, К. Келли и др.).

Здесь же идея ценностного обмена использована при объяснении феномена лидерства: ценностные характеристики членов группы (значимые свойства личности) как бы обмениваются на авторитет и признание лидера.

Лидером рассматривается тот, в ком в наиболее полном виде представлены такие качества, которые особенно значимы для групповой деятельности, т.е. являющиеся для группы ценностями.

Таким образом, в лидерскую позицию в ходе взаимодействия выдвигается такой член группы, который как бы идентифицируется с наиболее полным набором групповых ценностей. Именно поэтому он и обладает наибольшим влиянием.

Самым большим упрощением проблемы лидерства и руководства является представление о необходимости обязательного совпадения при всех обстоятельствах в одном человеке и лидера, и руководителя. На эту идею работает предлагаемое иногда деление на «официальных» и «неофициальных» лидеров, когда под «официальным» лидером понимается как раз руководитель.

В реальной жизнедеятельности малых групп, конечно, наряду с руководителем могут существовать различные лидеры, выдвигающиеся из членов группы в каких-то определенных проявлениях: то ли в качестве центров эмоционального притяжения, то ли еще в других. Психологически важно определить специфику сочетания деятельности руководителя и деятельностей многочисленных лидеров, так же как и в его собственной деятельности сочетание черт руководителя и лидера.

Определенную помощь может оказать при этом использование упоминавшейся модели Ф. Фидлера. В ней различаются: руководитель, «ориентированный на задачу», и руководитель, «ориентированный на межличностные отношения».

При помощи особых методик устанавливается, к какому типу принадлежит тот или иной руководитель, в частности, выявляется такой показатель, как «отношение к наименее предпочитаемому сотруднику» (НПС).

Ориентированный «на задачу» руководитель видит в последнем одни отрицательные черты, ориентированный «на межличностные отношения» склонен видеть такого сотрудника не в одном лишь черном цвете.

Далее описывается характеристика групповой деятельности, при которой тот или другой тип руководителя оказывается наиболее эффективным (Кричевский, Дубовская, 1991). Предложенная в модели многогранность подхода позволяет в определенной степени учитывать соотношение чисто управленческих и психологических (т.е. лидерских) качеств руководителя.

Источник: https://students-library.com/library/read/97432-problema-liderstva-i-rukovodstva-v-gruppah

Проблемы лидерства и руководства (стр. 1 из 3)

33.Проблема лидерства и руководства в группах:  Б.Д. Парыгин называет следующие различия лидера и руководителя:

Введение

1. Руководство и лидерство………………………………………………3

1.2 Лидер или руководитель……………………………………….….8

2. Проблемы руководства и лидерства………………………………….10

2.1 Проблема общения…………………………………………………..10

2.1.1Барьеры общения………………………………………………..11

2.2Слушание……………………………………………………………..12

2.3 Проблема уверенности в процессе управленческого общения и пути ее формирования……………………………………………………………13

2.4 Межличностные конфликты……………………………………….13

Заключение………………………………………………………………..19

Список литературы……………………………………………………….21

Введение

Анализируя данную тему, на мой взгля возникает вопрос о том, как коллектив организуется, кто берет на себя функции ее организации, каков психологический процесс деятельности по управлению коллективом?

Проблема лидерства и руководства является одной из главных проблем социальной психологии, так-как оба эти процесса не просто относятся к проблеме взаимодействия коллектива внутри и между собой, а психологически описывают субъекта, который влияет на эти процессы.

Когда проблема обозначается как «проблема лидерства», то этим лишь отдается дань социально-психологической традиции, связанной с исследованием данного феномена. В современных условиях проблема должна быть поставлена значительно шире, как «проблема руководства и лидерства в коллективе».

Поэтому крайне важно сделать прежде всего терминологические уточнения и развести понятия «лидер» и «руководитель».

1. Руководство и лидерство

Специфика понятий лидерства в социальной психологии хорошо видна при анализе и сравнении двух феноменов – «лидерства» и « руководства».

Под лидерством ученые, исследовавшие этот вопрос обычно имели в виду характеристику психологических отношений, возникающих в коллективе “по-вертикали”, то есть с точки зрения доминирования и подчинения.

Понятие же руководства относится к организации деятельности коллектива , к процессу управления им. Наиболее полно различия между этими понятиями отражены в работе Б.Д.Парыгина:[1]

Лидер в основном призван осуществлять регуляцию межличностных отношений в коллективе, в то время как руководитель осуществляет организацию официальных отношений коллектива как социальной организации.

Лидерство можно констатировать в условиях микросреды ( ею и является коллектив). Руководство – это элемент макросреды, т.е. оно

связано системой общественных отношений.

Лидерство возникает стихийно,а руководитель любого коллектива либо назначается, либо избирается. Но так или иначе, этот процесс не является стихийным, а, напротив, целенаправленно осуществляемым под контролем различных элементов социальной структуры.

Явление лидерства менее стабильно, выдвижение лидера в большой степени зависит от настроения в коллективе, в то время как руководитель – явление более стабильное.

Руководство подчиненными, в отличие от лидерства, обладает гораздо более определенной системой различных санкций, которых нет в руках лидера.

Процесс принятия решений руководителем более сложен и опосредован множеством различных обстоятельств, в то время как лидер принимает более непосредственные решения, касающиеся коллективной деятельности.

Сфера деятельности лидера – в основном малая группа коллектива, где он является лидером,а сфера деятельности руководителя шире, так как он представляет свой коллектив в более широкой социальной системе.

В этом различия руководства и лидерства, но есть и общее:

1) Руководство и лидерство – средства координации отношений членов социальной группы.

2) Оба феномена реализуют процессы социального влияния в коллективе.

3) Руководству, как и лидерству присуща определенная субординация отношений. В первом случае отношения четко определены и закреплены должностными инструкциями, а во втором – отношения никак не очерчены.

Нередко лидерство способно переходить в руководство, а руководство часто становится лидерством.

В государственных учреждениях обычно считается, что намечать цели и брать на себя ответственность – дело политиков, а не государственных служащих. Лидерство на государственной службе – логическая несообразность в условиях демократии.

Трудность с децентрализацией ответственности и подотчетностью в государственных учреждениях заключается в том, что по традиции отчета требуют от политика, а не от чиновника.

Так что если в этой структуре и осуществляется лидерство, то оно совпадает с ролью и целями политика.

Следует добавить, что лидеры должны иметь четкое представление о том, что заключается в руководстве, чтобы оказывать на остальных направляющее воздействие.

Еще важный момент, который можно отметить, состоит в том, что руководство должно шире рассматривать работу организации и не забывать, в какой среде функционирует организация. Лидеры всех уровней должны быть осведомлены об общих условиях, в которых протекает их работа.

Говоря о руководстве, можно привести точку зрения американских исследователей Джонсона, Каста и Розенцвейга, которые определяют его так: «Руководство- основная сила в организациях, которая координирует деятельность подсистем и определяет их взаимосвязь с окружающей средой»[5] Определяя задачи руководителя, они утверждают, что руководитель должен превратить неорганизованные материальные ресурсы в полезное и эффективное предприятие.

Руководством они называют процесс, посредством которого разрозненные ресурсы объединяются в единую систему для достижения поставленной цели.

Управляя трудовыми и материальными ресурсами, для достижения целей системы, руководитель обеспечивает производство продукции, координирует и интегрирует деятельность других сотрудников.

Функции руководства эти авторы определяют следующим образом :

1) Планирование – включает в себя выбор целей организации, а также определение политики, программ, образа действий и методов их достижения, обеспечивает основу для принятия интегрированных решений.

2) Организация – направлена на объединение людей и материальных, финансовых и других ресурсов в систему таким образом, чтобы совместная деятельность производственного персонала обеспечивала решение задач, стоящих перед организацией.

Включает в себя: определение тех видов административной деятельности, которые необходимы для достижения целей предприятия, распределение этих видов деятельности по подразделениям, предоставление прав и установление ответственности за их исполнение.

3) Управление – обеспечивает работу различных подсистем в соответствии с планом. Заключается в контроле деятельности подсистем с

последующей коррекцией для обеспечения выполнения плана всей организации.

4)Связь – передача информации между центрами различных подсистем и организаций, обеспечивающими принятие решений и взаимный обмен информацией с внешним миром.

Выполнение каждой функции зависит от выполнения трех остальных. Таким образом, основная задача руководства заключается в интеграции всех четырех функций для обеспечения эффективного достижения общих целей системы.

Существует и несколько иная точка зрения, сводящаяся к тому, что функции руководства следует рассматривать через управленческие процессы: планирование, организацию, руководство людьми, мотивацию, контроль и, соответственно, выделяются следующие функции руководителя:

– администраторская ( прежде всего этап контроля);

– стратегическая ( планирование и прогноз возможных событий в сфере деятельности конкретного руководителя и социальной организации в целом);

– экспертно – консультативная;

– представительская;

– воспитательная;

– коммуникативно – регулирующая;

– инновационная;

– дисциплинарная.

Важную роль в процессе руководства играют планирование и прогнозирование:

Планирование – это деятельность руководителя, направленная на предопределение планов на последний период времени, пробуждение к выполнению различных видов деятельности и определение необходимых для этого средств, в результате чего должны быть поставлены определенные цели.

Прогнозирование – это деятельность руководителя, направленная на то, чтобы оценить, предвосхитить события и достичь желаемого результата.

Большую роль в планировании и прогнозировании играет политика

организации.

Политика организации – это деятельность руководителя по эффективному использованию инструкций и предписаний, направленная на экономию времени.

Политика организации должна быть сформулирована так, чтобы сократить время в принятии управленческих решений.

Умение принимать решения и способность творчески решать проблемы – важнейшие профессиональные качества руководителя, от которого зависит эффективность любой управленческой деятельности.

В управленческом руководстве каждому руководителю, лидеру необходимы также знания и умение коммуникативно-регулирующего общения. Каждый руководитель обязан создавать коммуникации в своем коллективе, чтобы с наименьшими затратами добиться желаемого результата.

Одной из важнейших управленческих задач, а также важным этапом управленческого процесса является контроль.

Контроль- это деятельность руководителя по изменению, регулированию и оценке полученных результатов.

Важным способом контроля является беседа руководителя с подчиненными. Каждый сотрудник желает установить контакт с начальником. Наличие контроля подчеркивает очевидную значимость контролируемой деятельности.

Контроль тесно связан с другими этапами управленческого процесса и своими результатами способен побуждать руководителя вносить в него

необходимые коррективы. При этом контроль обеспечивает функционирование в организации бесперебойной обратной связи ( метод делегирования* полномочий) – одного из важнейших условий эффективного руководства.

Источник: https://mirznanii.com/a/183752/problemy-liderstva-i-rukovodstva

Различия функций и положения лидера и руководителя (Парыгин):

33.Проблема лидерства и руководства в группах:  Б.Д. Парыгин называет следующие различия лидера и руководителя:

ЛИДЕРРУКОВОДИТЕЛЬ
Осуществляет регуляцию межличностных отношенийРегуляция официальных отношений
В условиях микросредыВ условиях макросреды. Макросреда— связь со всей системой общественных отношений
Возникает стихийноНазначается, избирается
Менее стабильноБолее стабильно
Нет права на применение санкцийПользуется санкциями
Непосредственное принятие решенияСложный процесс принятия решения
Сфера деятельности – малая группаМалая группа в более широком контексте. Широкая сфера действия.

Однако и руководитель, и лидер призваныстимулировать группу, нацеливать надостижение результата, заботиться осредствах.

Лидер может выступать как пример, идеали может вовсе не участвовать в решениизадачи.

Однаиз главных задач руководителя – созданиеу членов организации мотивации к работе.Общие принципы этого заключены вследующем:

-обеспечение творческого характерасодержания работы;

-четкое определение цели и конечныхрезультатов работы;

-определение способов оценки результатовработы;

-четкое определение путей достиженияцели;

-вовлечение работников в процесспланирования работ;

-уважение и доверие в работе с подчиненными;

-признание и благодарность за достигнутыерезультаты;

-делегирование ответственности завыполняемую деятельность;

-предоставление достаточного количестваправ для самостоятельного принятиярешений;

-выявление и устранение факторов,препятствующих работе, в том числе, иличных проблем работников;

-обеспечение продвижения по службе.

Лидерствои руководство в малых группах.

Прихарактеристике динамических процессовв малых группах, естественно, возникаетвопрос о том, как группа организуется,кто берет на себя функции ее организации,каков психологический рисунок деятельностипо управлению группой? Проблема лидерстваи руководства является одной изкардинальных проблем социальнойпсихологии, ибо оба эти процесса непросто относятся к проблеме интеграциигрупповой деятельности, а психологическиописывают субъекта этой интеграции.Когда проблема обозначается как «проблемалидерства», то этим лишь отдается даньсоциально-психологической традиции,связанной с исследованием данногофеномена. В современных условиях проблемадолжна быть поставлена значительношире, как проблема руководства группой.Поэтому крайне важно сделать преждевсего терминологические уточнения иразвести понятия «лидер» и «руководитель».В русском языке для обозначения этихдвух различных явлений существуют дваспециальных термина (так же, впрочем,как и в немецком, но не в английскомязыке, где «лидер» употребляется в обоихслучаях) и определены различия всодержании этих понятий. При этом нерассматривается употребление понятия«лидер» в политической терминологии.Б.Д.Парыгинназывает следующие различиялидера и руководителя:1) лидер в основном призван осуществлятьрегуляцию межличностных отношений вгруппе, в то время как руководительосуществляет регуляцию официальныхотношений группы как некоторой социальнойорганизации; 2) лидерство можноконстатировать в условиях микросреды(каковой и является малая группа),руководство — элемент макросреды, т.е.оно связано со всей системой общественныхотношений; 3) лидерство возникаетстихийно, руководитель всякой реальнойсоциальной группы либо назначается,либо избирается, но так или иначе этотпроцесс не является стихийным, а,напротив, целенаправленным, осуществляемымпод контролем различных элементовсоциальной структуры; 4) явление лидерстваменее стабильно, выдвижение лидера вбольшой степени зависит от настроениягруппы, в то время как руководство —явление более стабильное; 5) руководствоподчиненными в отличие от лидерстваобладает гораздо более определеннойсистемой различных санкций, которых вруках лидера нет; 6) процесс принятиярешения руководителем (и вообще в системеруководства) значительно более сложени опосредован множеством различныхобстоятельств и соображений, необязательно коренящихся в данной группе,в то время как лидер принимает болеенепосредственные решения, касающиесягрупповой деятельности; 7) сферадеятельности лидера — в основном малаягруппа, где он и является лидером, сферадействия руководителя шире, посколькуон представляет малую группу в болееширокой социальной системе. Эти различия(с некоторыми вариантами) называют идругие авторы.

Каквидно из приведенных соображений, лидери руководитель имеют тем не менее делос однопорядковым типом проблем, а именно,они призваны стимулировать группу,нацеливать ее на решение определенныхзадач, заботиться о средствах, при помощикоторых эти задачи могут быть решены.

Хотя по происхождению лидер и руководительразличаются, в психологическиххарактеристиках их деятельностисуществуют общие черты, что и дает правопри рассмотрении проблемы зачастуюописывать эту деятельность как идентичную,хотя это, строго говоря, не являетсявполне точным.

Лидерство есть чистопсихологическая характеристика поведенияопределенных членов группы, руководствов большей степени есть социальнаяхарактеристика отношений в группе,прежде всего с точки зрения распределенияролей управления и подчинения. В отличиеот лидерства руководство выступает какрегламентированный обществом правовойпроцесс ( и социальное планирование,1973. С. 84).

Чтобы изучить психологическоесодержание деятельности руководителя,можно использовать знание механизмалидерства, но одно знание этого механизмани в коем случае не дает полнойхарактеристики деятельности руководителя.

Поэтомупоследовательность в анализе даннойпроблемы должна быть именно такой:сначала выявление общих характеристикмеханизма лидерства, а затем интерпретацияэтого механизма в рамках конкретнойдеятельности руководителя.

Лидеромявляется такой член малой группы, которыйвыдвигается в результате взаимодействиячленов группы для организации группыпри решении конкретной задачи. Ондемонстрирует более высокий, чем другиечлены группы, уровень активности,участия, влияния в решении данной задачи.

Таким образом, лидер выдвигается вконкретной ситуации, принимая на себяопределенные функции. Остальные членыгруппы принимают лидерство, т.е. строятс лидером такие отношения, которыепредполагают, что он будет вести, а онибудут ведомыми.

Лидерство необходиморассматривать как групповое явление:лидер немыслим в одиночку, он всегдадан как элемент групповой структуры, алидерство есть система отношений в этойструктуре. Поэтому феномен лидерстваотносится к динамическим процессаммалой группы.

Этот процесс может бытьдостаточно противоречивым: мерапритязаний лидера и мера готовностидругих членов группы принять его ведущуюроль могут не совпадать.

Выяснитьдействительные возможности лидера —значит выяснить, как воспринимают лидерадругие члены группы. Мера влияния лидерана группу также не является величинойпостоянной, при определенных обстоятельствахлидерские возможности могут возрастать,а при других, напротив, снижаться(Кричевский, Рыжак, 1985).

Иногда понятиелидера отождествляется с понятием«авторитет», что не вполне корректно:конечно, лидер выступает как авторитетдля группы, но не всякий авторитетобязательно означает лидерскиевозможности его носителя. Лидер долженорганизовать решение какой-то задачи,авторитет такой функции не выполняет,он просто может выступать как пример,как идеал, но вовсе не брать на себярешение задачи.

Поэтому феномен лидерства— это весьма специфическое явление, неописываемое никакими другими понятиями.

Источник: https://studfile.net/preview/5132808/page:28/

Лидерство и руководство в группе

33.Проблема лидерства и руководства в группах:  Б.Д. Парыгин называет следующие различия лидера и руководителя:

Предыдущая22232425262728293031323334353637Следующая

Лидерство в малой группе — это феномен воздействия или влияния индивида на мнения, оценки, отношения и поведение группы в целом или отдельных ее членов. Лидерство основано на личных качествах лидера и социально-психологических отношениях, складывающихся в группе.

Б.Д. Парыгин называет следующие различия лидера и руководителя:

1) лидер в основном призван осуществлять регуляцию межличностных отношений в группе, в то время как руководитель осуществляет регуляцию официальных отношений группы как некоторой социальной организации;

2) лидерство можно констатировать в условиях микросреды (каковой и является малая группа), руководство – элемент макросреды, т.е. оно связано со всей системой общественных отношений;

3) лидерство возникает стихийно, руководитель всякой реальной социальной группы либо назначается, либо избирается, но так или иначе этот процесс не является стихийным, а, напротив, целенаправленным, осуществляемым под контролем различных элементов социальной структуры;

4) явление лидерства менее стабильно, выдвижение лидера в большой степени зависит от настроения группы, в то время как руководство – явление более стабильное;

5) руководство подчиненными в отличие от лидерства обладает гораздо более определенной системой различных санкций, которых в руках лидера нет;

6) процесс принятия решения руководителем (и вообще в системе руководства) значительно более сложен и опосредован множеством различных обстоятельств и соображений, не обязательно коренящихся в данной группе, в то время как лидер принимает более непосредственные решения, касающиеся групповой деятельности;

7) сфера деятельности лидера – в основном малая группа, где он и является лидером, сфера действия руководителя шире, поскольку он представляет малую группу в более широкой социальной системе (Парыгин Б.Д, 1971).

Существует три основных теоретических подхода в понимании происхождения лидерства: поведенческий, ситуационный и функциональный. В рамках этих подходов существовали свои теории лидерства: , , системная теория лидерства.

«Теория черт», разрабатываемая в рамках поведенческого подхода, исходит из положений немецкой психологии конца XIX – начала XX в. и концентрирует свое внимание на врожденных качествах лидера.

Ситуационный подход. На смену теории черт пришло новое объяснение, сформулированное в «ситуационной теории лидерства». Теория черт в данной концептуальной схеме не отбрасывается полностью, но утверждается, что в основном лидерство – продукт ситуации.

В рамках функционального подхода лидерство понимается как функция группы, т.е. явление, порождаемое особенностями групповой активности и характеристиками группы в целом.

Этот третий вариант решения проблемы был представлен в так называемой системной теории лидерства, согласно которой лидерство рассматривается как процесс организации межличностных отношений в группе, а лидер – как субъект управления этим процессом.

При таком подходе лидерство интерпретируется как функция группы, и изучать его следует поэтому с точки зрения целей и задач группы, хотя и структура личности лидеров при этом не должна сбрасываться со счетов.

Одним из первых типологию лидеров разработал К. Левин, который выделял: «авторитарный», «демократический» и «попустительский» стили лидерства. Каждый стиль можно охарактеризовать как минимум с двух сторон – содержательной и формальной.

1.

Авторитарный стиль: формальная сторона – деловые краткие распоряжения; запреты без снисхождения, с угрозой; четкий язык, неприветливый тон; похвала и порицания субъективны; эмоции не принимаются в расчёт; показ приёмов – не система; позиция лидера – вне группы. Содержательная сторона – дела в группе планируются заранее; определяются лишь непосредственные цели, дальние – неизвестные; голос руководителя решающий.

2. Демократический стиль: формальная сторона – инструкция в форме предложений; не сухая речь, а товарищеский тон; похвала и порицание – с советами; распоряжения и запреты – с дискуссиями; позиция лидера – внутри группы. Содержательная сторона – мероприятия планируются не заранее а в группе; за реализацию предложений отвечают все; все разделы работы не только предлагаются, но и обсуждаются.

3. Попустительский стиль: формальная сторона – тон – конвенциональный; отсутствие похвалы и порицания, лидер не даёт указаний; позиция лидера – незаметно в стороне от группы. Содержательная сторона – дела в группе идут сами собой; никакого сотрудничества, разделы работы складываются из отдельных интересов или исходят от нового лидера.

Предыдущая22232425262728293031323334353637Следующая .

Источник: https://mylektsii.ru/9-104230.html

Medic-studio
Добавить комментарий