34. Принципы изучения личности.: Метод беседы – специфическая роль беседы, как метода исследования

Беседа как метод психологического исследования

34. Принципы изучения личности.: Метод беседы - специфическая роль беседы, как метода исследования

Беседа – это метод устного получения сведений от интересующего исследователя человека путем ведения с ним тематически направленного разговора.

Беседа широко применяется в медицинской, возрастной, юридической, политической и в других отраслях психологии.

Как самостоятельный метод она особенно интенсивно используется в практической психологии, в частности в консультативной, диагностической и психокоррекционной работе.

В деятельности практического психолога беседа часто играет роль не только профессионального метода сбора психологической информации, но и средства информирования, убеждения, воспитания.

Беседа как метод исследования неразрывно связана с беседой как способом человеческого общения, поэтому квалифицированное ее применение немыслимо без фундаментальных социально-психологических знаний, навыков общения, коммуникативной компетентности психолога.

В процессе общения происходит восприятие людьми друг друга, понимание окружающих и своего «Я», поэтому метод беседы теснейшим образом связан с методом наблюдения (как внешнего, так и внутреннего).

Невербальная информация, получаемая при собеседовании, зачастую не менее важна и значима, чем информация вербальная. Нерасторжимая связь беседы с наблюдением – одна из характерных ее особенностей.

При этом беседа, направленная на получение психологической информации и оказывающая психологическое воздействие на личность, может быть отнесена наряду с самонаблюдением к наиболее специфичным для психологии методам.

Отличительной особенностью беседы в ряду других вербально-коммуникативных методов является свободная, непринужденная манера исследователя, стремление раскрепостить собеседника, расположить его к себе. В такой атмосфере искренность собеседника значительно повышается. Вместе с этим возрастает адекватность данных по исследуемой проблеме, получаемых в ходе беседы.

Исследователь должен принимать во внимание наиболее распространенные причины неискренности.

Это, в частности, опасение человека показать себя с плохой или смешной стороны; нежелание упоминать о третьих лицах и давать им характеристики; отказ раскрывать те стороны жизни, которые респонденту представляются интимными; боязнь, что из беседы будут сделаны неблагоприятные выводы; антипатия к собеседнику; непонимание цели беседы.

Для успешного проведения беседы очень важное значение имеет начало разговора. Для установления и поддержания хорошего контакта с собеседником исследователю рекомендуется демонстрировать свой интерес к его личности, его проблемам, его мнениям. Следует избегать при этом открытого согласия или несогласия с собеседником.

Свое участие в беседе, интерес к ней исследователь может выражать мимикой, позами, жестами, интонацией, дополнительными вопросами, специфическими замечаниями.

Беседа всегда сопровождается наблюдением за обликом и поведением испытуемого, которое дает дополнительную, а подчас и основную информацию о нем, его отношении к предмету разговора, к исследователю и сопутствующей обстановке, о его ответственности и искренности.

В психологии выделяют следующие виды беседы: клиническую (психотерапевтическую), вводную, экспериментальную, автобиографическую. В ходе клинической беседы главная цель состоит в оказании помощи клиенту, вместе с тем она может использоваться для сбора анамнеза.

Вводная беседа, как правило, предшествует эксперименту и нацелена на привлечение испытуемых к сотрудничеству. Экспериментальная беседа проводится для проверки экспериментальных гипотез.

Автобиографическая беседа позволяет выявить жизненный путь человека и применяется в рамках биографического метода.

Различают управляемую и неуправляемую беседу. Управляемая беседа проводится по инициативе психолога, он определяет и поддерживает основную тему разговора. Неуправляемая беседа чаще возникает по инициативе респондента, а психолог лишь использует полученную информацию в исследовательских целях.

В управляемой беседе, служащей для сбора информации, отчетливо проявляется неравенство позиций собеседников. Психологу принадлежит инициатива в проведении беседы, он определяет тематику и задает первые вопросы.

Респондент обычно отвечает на них. Асимметричность общения в этой ситуации может снизить доверительность беседы.

Респондент начинает «закрываться», намеренно искажать сообщаемые им сведения, упрощать и схематизировать ответы вплоть до односложных высказываний типа «да-нет».

Управляемая беседа не всегда эффективна. Иногда более продуктивна неуправляемая форма беседы. Здесь инициатива переходит к респонденту, а беседа может принимать характер исповеди.

Такой вариант беседы типичен для психотерапевтической и консультативной практики, когда клиенту необходимо «выговориться». В этом случае особое значение приобретает такая специфическая способность психолога, как умение слушать.

Проблеме слушания уделяется особое внимание в руководствах по психологическому консультированию И. Атватера, К.Р. Роджерса и др.

Слушание – активный процесс, требующий внимания и к тому, о чем идет речь, и к человеку, с которым беседуют. Умение слушать имеет два уровня.

Первый уровень слушания – внешний, организационный, он обеспечивает правильное восприятие и понимание смысла речи собеседника, но недостаточен для эмоционального понимания самого собеседника.

Второй уровень – внутренний, эмпатийный, это проникновение во внутренний мир другого человека, сочувствие, эмпатия.

Данные аспекты слушания должны учитываться профессиональным психологом при проведении беседы.

В некоторых случаях вполне достаточно первого уровня слушания, и переход на уровень сопереживания даже может быть нежелательным. В других случаях без эмоционального сопереживания не обойтись.

Тот или иной уровень слушания определяется задачами исследования, складывающейся ситуацией и личностными особенностями собеседника.

Беседа в любой форме всегда представляет собой обмен репликами. Они могут носить как повествовательный, так и вопросительный характер.

Реплики исследователя направляют разговор, определяют его стратегию, а реплики респондента поставляют искомую информацию.

И тогда реплики исследователя можно считать вопросами, даже если они выражены не в вопросительной форме, а реплики его собеседника – ответами, даже если они выражены в вопросительной форме.

При проведении беседы очень важно учитывать, что некоторые типы реплик, за которыми стоят определенные психологические особенности человека и его отношение к собеседнику, могут нарушить ход общения вплоть до его прекращения.

Крайне нежелательными со стороны психолога, проводящего беседу с целью получения информации для исследования, являются реплики в форме: приказа, указания; предупреждения, угрозы; обещания – торговли; поучения, нравоучения; прямого совета, рекомендации; несогласия, осуждения, обвинения; согласия, похвалы; уничижения; брани; успокоения, утешения; допроса; увода от проблемы, отвлечения. Такие реплики часто нарушают ход мысли респондента, заставляют его прибегать к защите, могут вызвать раздражение. Поэтому свести вероятность их появления в беседе к минимуму – обязанность психолога.

При ведении беседы различают техники рефлексивного и нерефлексивного слушания. Техника рефлексивного слушания заключается в управлении беседой с помощью активного речевого вмешательства исследователя в процесс общения.

Рефлексивное слушание применяется для контроля однозначности и точности понимания исследователем услышанного. И. Атватер выделяет следующие основные приемы рефлексивного слушания: выяснение, перефразирование, отражение чувств и резюмирование.

Выяснение – это обращение к респонденту за уточнениями, помогающее сделать его высказывание более понятным. В этих обращениях исследователь получает дополнительные сведения или уточняет смысл высказывания.

Перефразирование – это формулировка высказывания респондента в ином виде. Цель перефразирования – проверка точности понимания собеседника.

Психолог по возможности должен избегать точного, дословного повторения высказывания, поскольку при этом у собеседника может возникнуть впечатление, что его невнимательно слушают.

При умелом перефразировании у респондента, напротив, возникает убеждение, что его внимательно слушают и стремятся понять.

Отражение чувств – это словесное выражение слушающим текущих переживаний и состояний говорящего. Подобные высказывания помогают респонденту почувствовать заинтересованность исследователя и внимание к собеседнику.

Резюмирование — это подытоживание слушающим мыслей и чувств говорящего. Оно помогает закончить беседу, свести отдельные высказывания респондента в единое целое.

При этом психолог получает уверенность в том, что адекватно понял респондента, а респондент осознает, насколько ему удалось передать свои взгляды исследователю.

При нерефлексивном слушании психолог управляет беседой с помощью молчания. Здесь значительную роль играют невербальные средства общения – контакт глаз, мимика, жесты, пантомимика, выбор и изменение дистанции и т. п. И. Атватер выделяет следующие ситуации, когда применение нерефлексивного слушания может быть продуктивным:

1) собеседник стремится высказать свою точку зрения или выразить свое отношение к чему-либо;

2) собеседник хочет обсудить наболевшие проблемы, ему необходимо «выговориться»;

3) собеседник испытывает трудности в выражении своих проблем, переживаний (мешать ему не следует);

4) собеседник испытывает неуверенность в начале беседы (необходимо дать ему возможность успокоиться).

Нерефлексивное слушание – достаточно тонкая техника, использовать ее надо осторожно, чтобы излишним молчанием не разрушить процесс общения.

Вопрос фиксации результатов беседы решается по-разному в зависимости от цели исследования и индивидуальных предпочтений психолога.

В большинстве случаев применяется отсроченная запись.

Считается, что письменная регистрация данных в ходе беседы препятствует раскрепощению собеседников, в то же время она более предпочтительна по сравнению с использованием аудио– и видеоаппаратуры.

Резюмируя вышеизложенное, можно сформулировать профессионально важные качества психолога, определяющие эффективность использования беседы как метода психологического исследования:

– владение приемами рефлексивного и активного слушания;

– умение точно воспринимать информацию: эффективно слушать и наблюдать, адекватно понимать вербальные и невербальные сигналы, различать смешанные и замаскированные сообщения, видеть несоответствие между вербальной и невербальной информацией, без искажений запоминать сказанное;

– способность критически оценивать информацию, учитывая качество ответов респондента, их согласованность, соответствие вербального и невербального контекста;

– умение правильно сформулировать и вовремя задать вопрос, своевременно обнаруживать и корректировать непонятные для респондента вопросы, быть гибким при формулировании вопросов;

– умение увидеть и учесть факторы, вызывающие защитную реакцию респондента, препятствующие его включенности в процесс взаимодействия;

– стрессоустойчивость, способность длительно выдерживать получение больших объемов информации;

– внимательность к уровню утомления и тревожности респондента.

Используя беседу в качестве метода психологического исследования, психолог может гибко сочетать различные ее формы и техники ведения.

Источник: https://studopedia.su/4_4534_beseda-kak-metod-psihologicheskogo-issledovaniya.html

1.2. Метод беседы

34. Принципы изучения личности.: Метод беседы - специфическая роль беседы, как метода исследования

Из истории методабеседы. Беседа — один из опросных методовисследования личности в психологии.Психологи различ­ных школ и направленийшироко используют ее в своих исследо­ваниях.Среди них — Ж. Пиаже и представителиего школы, гумани­стические психологи,основоположники и последователи«глубин­ной» психологии [4].

Историческоепрошлое беседы следует искать в диалогахСократа и софистов, где формы беседыбыли связаны с различны­ми позициями,которые предписывалось заниматьучастникам, и целями, которые беседамогла преследовать.

Главной цельюсо­фистического диалога являетсябеседа как таковая; задача спраши­вающего— заставить отвечающего противоречитьсамому себе, а задача отвечающего —любой ценой избежать этой ловушки.Глав­ная цель в беседе Сократа — поиски нахождение истины, сущности вещей.

Задача отвечающего состояла в том,чтобы, отталкиваясь от интуитивногопредставления о каком-либо качестве,добродетели, дать его словесноеопределение как понятия.

Задачаспрашиваю­щего заключалась в том,чтобы навести собеседника на путьрас­крытия тех понятий, которымивладеет определяющий, но на­столькосмутно, что не в состоянии дать им точноеопределение [1].

Создание научнойпсихологии в середине 19 века началосьс разработки методов исследования, наоснове которых можно бы­ло бы построитьнаучную теорию: эксперимент, сравнительныйметод, а также методы опроса, к числукоторых относиться анкета и беседа(интервьюирование).

Источником этихметодов была па­раллельно развивающаясясоциология и практика массовых опро­совнаселения. В это время очень широко впсихологическом ис­следовании сталаприменяться анкета. Ф. Гальтон одним изпервых применил ее для изучения умственныхспособностей и условий развития ученых;несколько позже А.

Бине разработаланкету для исследования интеллектадетей; С. Холл активно пользовалсяан­кетным методом в рамках генетическойпсихологии. В настоящее время методбеседы получил признание и широкоераспростране­ние благодаря КарлуРоджерсу, предложившему «клиентцентрированный»подход в терапии.

В рамках этого подходанаи­более полно рассматриваютсяусловия успешной терапевтической беседы[10].

Психологическаяхарактеристика беседы. Беседа — ме­тодполучения информации на основе вербальной(словесной) коммуникации. Беседа какметод психологического исследованияможет применяться самостоятельно, аможет использоваться как дополнительныйметод в структуре эксперимента на первомэтапе (сбор первичной информации обиспытуемом, инструктаж, моти­вация ит.д.

), и на последнем этапе — в формепостэксперименталь­ного интервью,либо дополнять результаты наблюдения.Примене­ние этого метода имеетвозрастные ограничения. Связаны они сособенностями возраста детей: доопределенного возраста ребенок невсегда может дать словесный отчет освоих переживаниях, чув­ствах, объяснитьсвои предпочтения и действия.

Способностьк внеситуативно-личностному общениюсо взрослым проявляется у ребенка лишьк середине дошкольного возраста; в ходебеседы ис­пытуемый может сознательноили неосознанно искажать истиннуюинформацию, в связи с чем возрастаетзначение невербальных средств общения,интерпретация которых предъявляетдополни­тельные требования кквалификации исследователя, егомастерству и профессионалбной зрелости[7].

Объектом беседыявляется человек; предметоммогут статьсамые различные психические явления,отношения и стороны жизни человека. Взависимости от конкретных целей вкачестве предмета беседы могут выступать:

• индивидуально-психологическиесвойства личности (особен­ностипознавательной сферы; способностей;характера);

• особенностимотивационной сферы (потребности,интересы, склонности);

• система социальныхотношений личности;

• самосознание(Я-концепция, самооценка, самоотношение);

• смысловая сфераличности (ценности, смыслы, экзистенциаль­ныепроблемы) и т.д.

Общая направленностьбеседы зависит от целей и задач конкретногоисследования. Беседа может выступатьв роли диагно­стическогоинструмента, основнаяфункция которого — получение как можноболее богатой, полной, верной по содержаниюинфор­мации.

Беседу можно рассматриватьи как психотерапевтическийинструмент.

Вэтом случае данный метод являетсясредством вер­бализации, осмысления,осознания, трансформации индивидуаль­ногоопыта, ее основная функция — помочьклиенту в процессах самоизменения иличностного роста.

Типы беседы. Однимиз основных критериев отнесения беседык определенному типу являются особенностипредвари­тельно подготовленногоплана (программы и стратегии) и характерстандартизации беседы, т.е. тактика.

Подпрограммойи стратеги­ейподразумеваютсоставленный психологом в соответствиис це­лями и задачами беседы наборсмысловых тем и последователь­ностьдвижения между ними. Чем выше степеньстандартизации беседы, тем более строг,определен и неизменяем набор и формавопросов психолога в ней, т. е.

тем болеежесткой и ограниченной является еготактика. Стандартизация беседы означаеттакже и то обстоятельство, что инициативав ней перемещается на сторону психолога,задающего вопросы [1].

Полностьюконтролируемая беседа предполагаетжесткую программу, стратегию и тактику,а практически свободная беседа -отсутствиезаранее сформулированной программы иналичие ини­циативной позиции в беседеу того, с кем она проводится. Помимопредставленных типов, существуютследующие основные типы беседы (см.табл. 1).

Некоторыеисследователи в рамках метода беседывыде­ляют клиническуюбеседу.

Термин«клиническая беседа» закрепил­ся заспособом исследования целостнойличности, при котором в ходе диалога сиспытуемым исследователь стремитсяполучить максимально полную информациюо его индивидуально-личностныхособенностях, жизненном пути, содержанииего соз­нания и подсознания. Клиническаябеседа чаще всего проводится в особооборудованном помещении. Нередко онавключается в контекст психологическойконсультации или психологическоготренинга.

Особое местоклинической беседе в своей работеотводила Б.В.Зейгарник.

Клиническуюбеседу можнорассматривать в ши­роком смысле слова,потому что «это не беседа врача, этобеседа экспериментатора-психолога спсихически больным, с соматиче­скибольным, с человеком, заболевшим инаходящимся в стацио­наре или приходящимв диспансер». «Беседа не проводитсявооб­ще.

Беседа проводится всегда наосновании многих индикаторов, условий,параметров, которые вы получили отврача, с которым вы беседовали, из историиболезни. Но это не означает, что беседадолжна касаться самих симптомов болезни,самой болезни…

Бесе­да должнапроводиться в зависимости от тех проблем,которые стоят перед практическимпатопсихологом…Характер наших во­просов, нашей беседы,должны зависеть от того, как больнойотно­сится ко всей ситуации беседы.Вошел ли он угрюмый или весе­лый, илис открытой душой».

Таблица 1.Психологическиехарактеристики типов беседы

Тип беседыОсновные признаки и возможность использова­нияДостоинстваНедос­татки
СтандартизованнаяЖесткие программа, стратегия и тактика. Применяют вi том случае, если психологом уже установлено сотрудничество с собеседником, исследуемая проблема несложна и носит частич­ный характер.Дают возможность сравнения разных людей; беседы такого типа являются более с гибкими в отношении времени, могут опираться на меньший клинический опыт психолога и ограничи­вать непреднамерен­ное воздействие на испытуемого.Представляются не вполне естественной проце­дурой, сковывает не­посредст­венность и вызывает к действию защитные механизмы.
Частич­но стан­дартизо­ваннаяЖесткие программа и стра­тегия, тактика значительно более свободная. Применя­ют в том случае, если пси­хологом уже установлено сотрудничество с собесед­ником, исследуемая про­блема относительно не­сложна и носит частичный характер.
Свобод­наяПрограмма и стратегия за­ранее не определены, либо определены только в основ­ных чертах, тактика совер­шенно свободная. Применя­ется психологом в случае достаточно длительного общения с собеседником, возможно применение впсихотерапевтическом про­цессе.Ориентирована на конкретного собесед­ника. Позволяет полу­чать множество дан­ных не только пря­мым, но и косвенным образом, поддержи­вать контакт с собе­седником, отличается сильным психотера­певтическим содержа­нием, обеспечивает высокую спонтанность проявления значимых признаков. Характеризуется высокими требованиями к профессиональной зрелости и уровню психолога, его опыту.Ограниче­ния в при­менении, касающие­ся профес­сиональной зрелости и компетент­ности психолога.

Необходимо учестьи отношение к данному эксперимента­тору(возраст, профессиональная зрелость икомпетентность пси­холога). «Клиническаябеседа не может быть схематична, нельзяпостроить схему этой беседы.

Можнопостроить схему негативно: вы не должныспрашивать больного о симптомах, вы недолжны повторять вопросы врача, вы недолжны спрашивать, как он оце­ниваетсвое лечение. Есть некоторые вещи,которых не надо ка­саться.

А положительныеинварианты беседы вытекают из того, счем больной пришел и, главное, для какойзадачи он пришел; и еще: для того, чтобывыяснить, кто перед вами сидит, вы должнывыяснить особенности его личности доболезни… Нельзя подхо­дить к беседес абстрактными мерками. Надо подумать,кто перед вами сидит, с чем он сидит, длячего…

Беседа экспериментатора с больнымне ограничивается только беседой всобственном смысле слова, она продолжаетсяи дальше в ходе эксперимента… Психо­логпохож на психоаналитика без трактовкиидей… Вы сами долж­ны подготовитьсяк своей беседе, к своему поведению вовремя эксперимента…

Беседа во времяэксперимента — это всегда деятельностноеобщение, причем обязательно вербальное,с использо­ванием мимики, жеста…Коротко подытожим, — нет схемы в бесе­дес больным. Есть схема проведенияэксперимента» (Из выступ­ления Б.В. Зейгарник на факультете психологииМосковского госу­дарственногоуниверситета М.В. Ломоносова в 1986 году)[1, С.75-86].

Различные школыи направления психологии применяютсвои стратегии проведения клиническойбеседы. В ходе беседы исследовательвыдвигает и проверяет гипотезы обособенностях и причинах поведенияличности. Для проверки этих частныхгипотез он может давать испытуемомузадания, тесты. Тогда клиническая беседапревращается в клинический эксперимент.

Требования,предъявляемые к беседе.

• Исследовательдолжен иметь перед собой четкую иконкрет­ную цель беседы, но эта цельне должна быть известна испы­туемому.

• Исследовательдолжен подготовить программу беседы ипод­робную разработку ее тактики(системы и типов вопросов), во­просы,составленные исследователем должнысоответствовать целям беседы, ихнеобходимо запомнить.

• Перед проведениембеседы необходимо установить с испы­туемымдоверительные отношения.

• Беседа должнапроводиться непринужденно, тактично,нена­вязчиво и ни в коем случае неносить характер выспрашива­ния.

• Предварительностоит продумать способы фиксации данных(ведение протокола, использованиетехнических средств и т. д.); фиксироватьсядолжно не только содержание беседы, нои характер ее протекания: эмоциональныереакции испытуемого, длительность пауз,особенности мимики, жестов, поз.

Структура беседы.Все типыбеседы имеют ряд структур­ных постоянныхблоков, последовательное движение покоторым дает представление о беседекак о целостной. Этапы беседы не имеютжестких границ, переходы между нимиявляются постепен­ными и плановыми[1].

Вводная частьбеседы играеточень важную роль в компо­зиции всейбеседы. Именно на этой стадии беседы,необходимо заинтересовать собеседникатемой предстоящего разговора, пробу­дитьжелание участвовать в нем, сделатьпонятной значимость его личного участияв беседе.

Этого можно достигнутьпосредством апеллирования к прошломуопыту собеседника, проявлениемдоб­рожелательного интереса к еговзглядам, оценкам, мнениям. Испы­туемомусообщается также о примернойпродолжительности бесе­ды, ееанонимности, и, если это представляетсявозможным, то о целях и дальнейшемиспользовании результатов.

Именно воввод­ной части беседы происходитпервая проверка ее стилизации: сло­варныйсостав, стиль, концептуальная формавысказываний долж­на вызывать иподдерживать у собеседника положительнуюреак­цию и желание давать полную иистинную информацию.

Продол­жительностьи содержание вводной части беседызависят от целей, задач исследования,а также от того обстоятельства, будетли она единственной с данным собеседникомили у нее возможно разви­тие.

На начальнойстадии беседыособую роль для установле­ния иподдержания контакта играет невербальноеповедение пси­холога, свидетельствующеео понимании и поддержке собеседни­ка.На данной стадии происходит последовательнаяреализация целей и задач беседы.

Второй этапхарактеризуетналичие острых открытых во­просов потеме беседы, вызывающих как можно большесвободных высказываний собеседника,изложение им своих мыслей и пережи­ваний,что позволит, в дальнейшем исследователюнакопить опре­деленную фактическуюсобытийную информацию.

Третьим этапомбеседыстановится подробное исследова­ниесодержания обсуждаемых проблем,посредством перехода от общих открытыхвопросов к специфическим, конкретным.Это кульминация беседы, один из самыхсложных ее этапов. Эффек­тивностьданного этапа беседы определяетсяумением психолога задавать вопросы,слушать ответы, наблюдать за поведениемсобе­седника.

Завершающая фаза— этоокончание беседы. На данном этапе в тойили иной форме делаются попытки ослабитьнапряжение, возникающее в ходе беседы,и выражается признательность засотрудничество.

Вербальныеособенности общения в беседе: основныеклассификации типов вопросов. Известно,что между вопросом и ответом существуетдостаточно строгая смысловая и формальнаякоординация. Вопрос строится в зависимостиот потенциального ответа. Существуетнесколько классификаций типов вопросов,ис­пользуемых в беседе [1].

В основу первойклассификации типоввопросов положена широта предполагаемогоответа. В ней выделяются три группывопросов.

1. Закрытыевопросы — этовопросы, на которые ожидается ответ«да» или «нет». Они обращены ко всемуобъему содержащего­ся в них смысла.Использование вопросов такого типаосуще­ствляется со строго определеннойцелью — расширить или су­зитьпервоначальное сообщение говорящего,нацелить на при­нятие решения.

Примерамивопросов этого типа могут быть: «Этовсе, что Вы хотели сказать?»; «Этотрудно?»; «Предпочи­тали бы Вы этосделать сами?».

Вопросы этого типа ведутк созданию напряженной атмосферы вбеседе, переключают фо­кус общения сговорящего на слушающего, заставляютгово­рящего занимать защитную позицию,нарушают ход его мыс­лей.

2. Открытыевопросы — этовопросы, которые требуют какого-либообъяснения. Вопросы такого типа позволяютобщению перейти в разновидность диалога— монолога, с упором на мо­нологсобеседника.

Благодаря использованиювопросов этого типа собеседник имеетвозможность без подготовки, по своемуусмотрению, строить содержание ответов.Это так называемые вопросы «кто», «что»,«как», «сколько», «почему».

Например:«Каково Ваше мнение по данному вопросу?»;«Почему Вы считаете такой взгляднедостаточным?»; «Что Вы собираетесьделать летом?».

3. Выясняющиевопросы — являютсяобращением к говорящему за уточнением.Они вынуждают собеседника размышлять,тща­тельно обдумывать и комментироватьто, что уже было сказа­но. Например:«В этом ли состоит проблема, как Вы еепони­маете?»; «Что Вы имеете в виду?».

Однако, для углубленного выяснениясодержания ответа собеседника болееудобным предоставляется не формулированиевопросов, а прием пере­фразирования,когда говорящему передают его жесообщение, но словами слушающего.

Приперефразировании выбираются толькоглавные, существенные моменты сообщения.Цель пе­рефразирования — собственнаяформулировка сообщения говорящего дляпроверки его точности. Перефразированиеможно начать следующими словами: «Какя понял Вас…»; «Как я по­нимаю, Выговорите.

..»; «Другими словами, Высчитаете…»; «По Вашему мнению…».

Основой второйклассификации являетсяхарактер связи вопросов с исследуемым,обсуждаемым предметом. В ней выделя­ютсяследующие типы вопросов:

1. Прямые— непосредственнокасаются исследуемого предмета, например:«Боязно ли Вам обращаться к незнакомомучелове­ку?».

2. Косвенные— болееопосредованно касаются исследуемогопредмета, оставляя испытуемому широкийвыбор ответа, на­пример: «Как Выпоступаете, когда Вам бывает боязнообра­титься к незнакомому человеку?».

3. Проективные— касаютсятой области, в которую включен ис­следуемыйпредмет («Все ли боятся обращаться кнезнакомым людям?»). К ним нужно добавлятьвспомогательные вопросы («Ну, а какВы?»).

Существует рядобщих правил относительно неприемлемыхв беседетипов высказываний:

• следует избегатьнаводящих вопросов, которые своейформу­лировкой подсказывают ответ:«Вы, конечно, любите читать книги?»;

• вопросов, перваячасть которых содержит любую оценочнуюпозицию или точку зрения экспериментатора:«Я знаю, что та­кие уверенные в себелюди, как Вы, легко общаются. Не так ли?»;

• вопросов, носящихпроизвольный, непроверенный, альтерна­тивныйхарактер: «Вам легко знакомиться сдругими людьми или Вам это трудносделать?», испытуемый может придержи­ватьсятретьей точки зрения;

• вопросов, слишкомшироко сформулированных относительнопредмета обсуждения: «Как Вы относитеськ другим людям?».

Невербальноеобщение в процессе беседы. Невербальноеобщение включает в себя такие формысамовыражения, которые не опираются наслова и другие речевые символы. Оноспонтанно и проявляется бессознательно.Невербальное общение содержит не­сколькосоставляющих [1].

Выражение лица— мимика — этовыразительные движения мышц лица, этопоказатель чувств и настроений человека.Мимика бывает живой, вялой, бледной,богатой, маловыразительной, на­пряженной,спокойной и т.п. [12].

Визуальныйконтакт помогаетрегулировать беседу. Визу­альныйконтакт глаз позволяет сосредоточитьвнимание, означает заинтересованностьв беседе. Собеседники избегают его,обсуждая запутанные и неприятныевопросы.

Интонация и тембрголоса. Можнооценить тон голоса, скорость речи,заметить отклонения в построении фразы(аграмматизмы, незаконченностьпредложений), частоту пауз. Эти вокаль­ныевыражения наряду с отбором слов ивыражением лица очень важны для пониманиясообщения.

Чувства собеседника отражают­сяв тоне голоса; сила и высота голоса несутдополнительную ин­формацию о сообщенииговорящего.

Речевые недостатки (возрос­шаяскорость речи, ошибки и повторение слов)более выражены при неуверенностисобеседника в себе, в состоянии волненияили при попытках обмануть.

Позы и жесты.Установкуи чувства человека во многом можноопределить по его моторике (жесты,движения, положение тела).

Межличностноепространство — показываетнасколько близко или далеко собеседникинаходятся по отношению друг к другу.Чем больше собеседники заинтересованыдруг в друге, тем ближе они располагаются.Социальное расстояние для неформаль­ныхсоциальных и деловых отношений составляетот 1,2 до 2,7 м, причем верхний предел болеесоответствует формальным отноше­ниям.

Анализ содержаниявербального и невербального общенияпозволяет правильно интерпретироватьсодержание беседы и, сле­довательно,повышает уровень достоверности еерезультатов.

Достоинства инедостатки метода беседы

Достоинстваметода беседызаключаются в следующем: возможностьодновременного исследования сторонличности ис­пытуемого; возможностьбыстрого сбора информации как об однойличности, так и о группе; возможностьповторного проведения с целью изучениядинамики изменений.

Недостаткиметода беседысостоят в следующем: возможно нарушениеобъективности, т.к.

и подбор материаладля беседы, и составление вопросов, иустанов­ление контакта с испытуемым,и интерпретация содержания бесе­дынаходятся в значительной зависимостиот личности, умений и профессиональногоопыта исследователя.

Источник: https://studfile.net/preview/5134685/page:4/

Метод беседы – психология

34. Принципы изучения личности.: Метод беседы - специфическая роль беседы, как метода исследования

Метод беседы – это диалог между двумя людьми, в ходе которого один человек выявляет психологические особенности другого, называется методом беседы.

Беседа — специфичный для психологии метод исследования человеческого поведения, так как в других естественных науках коммуникация между субъектом и объектом исследования невозможна. Психологи различных школ и направлений широко используют ее в своих исследованиях. Достаточно назвать Пиаже и представителей его школы, гуманистических психологов.

«Обычно очень важное значение для успешного развития беседы имеет самое начало разговора.

Его первые фразы могут вызвать либо интерес и желание вступить в диалог с исследователем, либо, наоборот, стремление уклониться от него.

Для поддержания хорошего контакта с собеседником исследователю рекомендуется демонстрировать свой интерес к его личности, к его проблемам, к его мнениям. Но от открытого согласия, а тем более несогласия с мнением респондента следует воздерживаться.

Специфика психологическое беседы в отличие от житейской состоит в неравенстве позиций собеседников. Психолог здесь выступает, как правило, инициативной стороной, именно он направляет тематику разговора и задает вопросы. Его партнер обычно выступает в роли отвечающего на эти вопросы.

Еще одна важная особенность психологической беседы обусловлена тем, что в обществе выработано отношение к психологу как специалисту по человеческой душе и человеческим отношениям.

Его партнеры по беседе зачастую настроены на получение сиюминутного разрешения их проблем, ожидают советов по поведению в повседневной жизни и однозначных ответов на вопросы духовной жизни, в том числе на вопросы из категории «вечных». И психолог, ведущий беседу, должен соответствовать этой системе ожиданий.

Он должен быть коммуникабелен, тактичен, толерантен, эмоционально чувствителен и отзывчив, наблюдателен и рефлексивен, хорошо эрудирован по широкому кругу вопросов и, безусловно, должен обладать глубокими психологическими знаниями.

Очень важно как при проведении беседы, так и при ее интерпретации учитывать, что некоторые типы реплик, могут нарушать ход общения вплоть до его прекращения. Иногда подобные реплики называют барьерами общения. К ним относятся:

1) приказ, указание (например, «говорите яснее!», «повторите!»);

2) предупреждение, угроза («вы еще пожалеете об этом»);

3) обещание – торговля («успокойтесь, я вас выслушаю»);

4) поучение, нравоучение («это неправильно», «вам следует сделать так-то», «в наше время такие поступали»);

5) совет, рекомендация («я предлагаю вам поступить таким-то образом», «попробуйте сделать так-то»);

6) несогласие, осуждение, обвинение («вы поступили глупо», «вы ошибаетесь», «я больше не могу с вами спорить»);

7) согласие, похвала («думаю, что вы правы», «я горжусь вами»);

8) уничижение («а, все вы одинаковы», «ну что, господин Всезнайка?»);

9) брань («негодяй, вы все испортили!»);

10) интерпретация («да вы и сами не верите в то, что говорите», «теперь понятно, почему вы так поступили»);

11) успокоение, утешение («все ошибаются», «я тоже расстроен этим»);

12) допрос («как вы намерены поступить?», «кто вам это сказал?»);

13) увод от проблемы, отвлечение, отшучива-ние («поговорим о другом», «выкиньте это из головы», «ха-ха, это несерьезно!»).

Такие реплики часто нарушают ход мысли собеседника, сбивают его с толку, заставляют прибегать к защите, могут вызвать раздражение и даже возмущение.

Конечно, реакции на эти «барьеры» ситуативны, и необязательно совет должен вызвать раздражение, а тем более похвала – возмущение.

Но такие негативные для общения реакции возможны, и свести вероятность их появления в беседе к минимуму – обязанность психолога».[34]

«Беседа включает:

— дополнительный метод в структуре эксперимента на первом этапе — исследователь собирает первичную информацию об испытуемом, дает ему инструкцию, мотивирует и т.д.;

на последнем этапе — в форме пост-экспериментального интервью.

Виды беседы

Исследователи различают:

Беседа, которая бывает: — клинической, — диагностической, — исследовательской, — терапевтической и т.д.Интервью, разновидность беседы, организованной в форме: — целенаправленного опроса (большинство вопросов стандартизированы и имеется определенный порядок регистрации ответов на эти вопросы)

Клиническая беседа

Клиническая беседа, составная часть «клинического метода», не обязательно проводится с пациентом клиники.

Этот термин закрепился за способом исследования целостной личности, при котором в ходе диалога с испытуемым исследователь стремится получить максимально полную информацию о его индивидуально-личностных особенностях, жизненном пути, содержании его сознания и подсознания и т.д. Клиническая беседа чаще всего проводится в особо оборудованном помещении. Нередко она включается в контекст психологической консультации или психологического тренинга.

В ходе беседы исследователь выдвигает и проверяет гипотезы об особенностях и причинах поведения личности. Для проверки этих частных гипотез он может давать испытуемому задания, тесты. Тогда клиническая беседа превращается в клинический эксперимент.

Данные, полученные в ходе клинической беседы, фиксирует сам экспериментатор, а лучше — ассистент или исследователь, который записывает информацию после беседы по памяти. И тому и другому способу фиксации информации присущи свои недостатки.

Если запись ведется в ходе беседы, может нарушиться доверительный контакт с собеседником. В этих случаях помогает скрытая аудио- и видеозапись, но это порождает этические проблемы.

Запись по памяти приводит к потере части информации из-за неполноты и ошибок запоминания, вызванных колебаниями внимания, интерференцией и другими причинами Часть информации теряется или искажается из-за того, что исследователь может оценить некоторые сообщения испытуемого как более значимые, а другими пренебречь. Если запись беседы проводится вручную, то целесообразно кодировать речевую информацию.

Источник:

Метод беседы в психологии

Лекция №3

Беседа – метод сбора фактов о психических явлениях в процессе личностного общения по специально составленной программе.

Беседа является одним из самых продуктивных методов в психологии личности, дающих возможность вглядеться во внутренний мир человека, во многом понять его сложное, часто противоречивое содержание.

Особое место беседы в арсенале методов исследования личности связано также с тем, что хотя данный метод не требует привлечения сложной дополнительной аппаратуры и оборудования, он в то же время, как ни один другой, предъявляет высокие требования к экспериментатору-психологу, его мастерству, профессиональной зрелости.

Виды беседы:

1. Стандартизированная

2. Частично стандартизированная

3. Свободная

Стандартизированная беседа предполагает: стойкую программу, стратегию и тактику ведения беседы. Вопросы тщательно сформулированы по заранее составленному плану. Детально разрабатывается вся процедура, включая общий план беседы, последовательность вопросов и даже варианты возможных ответов.

Частично стандартизированная предполагает стойкую стратегию, но тактику более свободную.

Стратегияэто всесторонний комплексный план, предназначенный для того, чтобы обеспечить осуществление миссии организации и достижение ее целей.

Полностью и частично стандартизированная беседа дает возможность сравнения разных людей; беседы такого типа являются более емкими в отношении времени, могут опирать­ся на меньший клинический опыт психолога и ограничивать непреднамеренное воздействие на испытуемого. Однако их большим недостатком является то, что они представляются не вполне естественной процедурой, имеющей более или ме­нее выраженный оттенок экзаменационного опроса, и поэто­му сковывающей непосредственность и вызывающей к действию защитные механизмы.

Как правило, к подобного типа беседам прибегают в том случае, если психологом уже установлено сотрудничество с собеседником, исследуемая проблема несложна и носит ско­рее частичный характер.

Свободная– программа и стратегия заранее не определяются или же только в основных чертах, тактика совершенно свободная.

Беседа свободного типа всегда ориентирована на конкретного собеседника.

Она позволяет получать множество данных не только прямым, но и косвенным образом, поддерживать контакт с собеседником, отличается сильным психотерапевтическим содержанием, обеспечивает высокую степень спонтанности проявления значимых признаков.

Подобный тип беседы характеризуется особенно высокими требованиями к профессиональной зрелости и уровню психолога, его опыту и умению творчески пользоваться инструментарием беседы (для теста).

В качестве специфических видов беседывыделяют:

1) терапевтическую (клиническую) беседу как метод оказания психологической помощи нуждающимся в ней (пациентам, клиентам); В психиатрии, психоанализе и медицинской психологии. Клиническая беседа используется для помощи пациенту в осознании им своих внутренних затруднений, конфликтов, скрытых мотивов поведения.

Данный вид беседы относится к наиболее свободным формам беседы, так как поведенческие реакции почти неисчерпаемы. В беседах такого типа психолог интересуется не только явным содержанием ответа пациента (факты, мнения, чувства, словарь, ассоциации идей), но и его поведением (тон, запинки, жесты и др.).

Существенной предпосылкой успешности беседы является установление позитивных личных отношений между участниками беседы, что требует от психолога большой терпеливости, приспособляемости к преобладающим интересам пациента, находчивости. В отдельных случаях.

Клиническая беседа может иметь непосредственный психотерапевтический эффект; при этом пациент не только осознает причины своих затруднений, но и определяет пути их преодоления. Общая стратегия и ход клинической беседы строится на предварительных данных диагноза.

Источник: https://obu4ayka.ru/bez-rubriki/__trashed-1599.html

Беседа в практике психолого-педагогических исследований. Сбор, анализ и интерпретация результатов

34. Принципы изучения личности.: Метод беседы - специфическая роль беседы, как метода исследования

Беседа впрактике психолого-педагогических исследований. Сбор, анализ и интерпретация результатов.

Беседа – один из методов психологии и педагогики, предусматривающий прямое или косвенное получение информации об изучаемом явлении в логической форме, как от исследуемой личности, членов изучаемой группы, так и от окружающих людей путем речевого общения. Также организуется с целью выяснения индивидуальных особенностей личности (мотивационной и эмоциональной сфер, знаний, убеждений, установок, отношения к среде, к коллективу и т. п.).

Научная ценность данного метода заключается в установлении личного контакта с объектом исследования, возможности получить данные оперативно, уточнить их в виде собеседования.

Беседа сочетается с другими методами психолого-педагогического исследования: с наблюдением, анкетированием, экспериментом и пр.

 Беседа применяется на разных стадиях исследования, как для первичной ориентировки, так и для уточнения выводов, полученных с помощью других методов, особенно, наблюдения.

 С помощью беседы можно получить весьма ценную информацию, которую порой нельзя добыть другими методами.

Метод беседы можно разделить на два вида:

Формализованная (стандартизированная) беседа состоит из заранее сформулированных, точно поставленных вопросов, которые задаются в строго определенном порядке. Предполагается регистрация ответов на поставленные вопросы, что позволяет быстро группировать и анализировать полученную информацию.

Неформализованная (свободная) беседа имеет только общий план и проводится в свободной форме.

Это даёт возможность последовательно формулировать дополнительные вопросы, определяя их порядок исходя из сложившейся ситуации.

В ходе беседы этого вида, как правило, достигается более тесный контакт между исследователем и респондентом, что способствует получению наиболее полной и глубокой информации.

Результативность беседы, во многом зависит от содержания и структуры задаваемых вопросов. Для получения надежных данных в беседе используются разные типы вопросов:

– открытые вопросы («Ты любишь читать книги?»)

– косвенные вопросы («Что ты обычно делаешь в свободное время?»)

-проективные вопросы («Если бы тебе сказали, что в течение ближайших двух часов ты можешь делать что хочешь, то чем бы ты занялся?») 

Подготовка беседы включает в себя:

-определение цели беседы, так как ее отсутствие делает беседу бесплодным разговором (истинные цели беседы не должны быть известны респонденту);

-подбор целевых целевые вопросы, которые будет задаваться во время беседы (вопросы должны быть ранжированы в порядке их значимости;

вопросам должна быть предана правильная формулировка в соответствии с психологическими требованиями; план беседы должен быть гибким, исходящим из конкретной ситуации;

-определение поддерживающих вопросов, которые будут задаваться во время беседы, исходя из потребностей и интересов респондента.

Поддерживающие вопросы помогают вести беседу, поддерживать разговор, а целевые необходимы, чтобы выяснить задачу исследования.

План беседы, – это перечень вопросов (вопросник). Разработка вопросника предполагает:

-определение характера информации, которую необходимо получить; формулирование приблизительного ряда вопросов, которые должны быть заданы;

-составление первого плана вопросника и его предварительная проверка путем пробного исследования;

-исправление вопросника и окончательное его редактирование. 

Формулировки отдельных моментов беседы строятся таким образом, чтобы об искомых признаках можно было судить не только по прямым суждениям (высказываниям) исследуемого (не всегда искренним и объективным), но и по косвенным показателям (использование примеров и деталей, комментарии, мимика, эмоциональные реакции и пр.).

Форма беседы, как никакого другого метода, должна быть подвижной, динамичной. В одних случаях цель беседы (получение той или иной важной информации) может скрываться, так как при этом достигается большая достоверность данных. В других случаях, напротив, попытка получить объективную информацию с помощью косвенных вопросов может вызвать негативную, скептическую реакцию участников беседы.

Эффективность беседы во многом зависит от опыта исследователя (педагога, экспериментатора), степени его педагогической и психологической подготовки, уровня его теоретических знаний, от искусства ведения беседы.

При организации беседы от педагога требуется умение вступить в контакт с учащимися, умение поддерживать нужное направление разговора. Нельзя не принимать во внимание личные качества и способности человека, вовлекаемого в беседу.

Скрытен он или откровенен, доверчив или подозрителен, возбужден или подавлен – все это влияет и на ход, и на результативность беседы.

Для использования метода беседы исследователь, экспериментатор должен обладать достаточным опытом и тактом, чтобы свести к минимуму ошибки, обусловленные собственными установками, а также учитывать влияние на ход беседы ряда косвенных факторов: эмоциональное и физическое состояние исследуемого, его отношение к исследователю и непосредственно к беседе, влияния факторов обстановки, времени и пр. 

Во время беседы необходимо следить за особенностями речевого поведения респондента, за точностью формулируемых им мыслей, за оговорками и недомолвками, желанием уйти от ответа, необоснованными паузами в беседе.

Следует отмечать, как меняются его эмоциональные реакции (тембр голоса, интонации, мимика, жесты и др.). За срабатыванием механизма так называемой психологической защиты (затронуто достоинство, самоуважение).

Если при проведении беседы наблюдается пассивность собеседника, то возможно беседа началась с неудачного вопроса или вопроса невпопад, может был взят неверный тон или задето его «больное место». А возможно у него просто отсутствует желание принимать участие в беседе.

В практике психолого-педагогических исследований выработаны определенные правила применения метода беседы:

– беседовать только по вопросам, непосредственно связанным с исследуемой проблемой;

– формулировать вопросы четко и ясно, учитывая степень компетентности в них собеседника;

– подбирать и ставить вопросы в понятной форме, побуждающей респондентов давать на них развернутые ответы;

– избегать некорректных вопросов, учитывать настроение, субъективное состояние собеседника;

– вести беседу так, чтобы собеседник видел в исследователе не руководителя, а товарища, проявляющего неподдельный интерес к его жизни, думам, чаяниям;

– не проводить беседу второпях, в возбужденном состоянии;

– выбирать такое место и время проведения беседы, чтобы никто не мешал ее ходу, поддерживать доброжелательный настрой.

Обычно результаты, полученные методом беседы, не поддаются статистической обработке и не сопровождаются протоколированием. По ним можно лишь в общем виде судить о выраженности исследуемого признака. Результаты беседы в комплексном исследовании носят предварительный характер и должны быть сопоставлены с результатами других методов, таких как наблюдение, эксперимент, контрольные работы. 

Однако исследователю можно при необходимости делать для себя некоторые пометки, которые позволят ему после окончания работы полностью восстановить весь ход беседы. Протокол или дневник как форму регистрации результатов исследования лучше всего заполнять после окончания беседы.

В отдельных случаях могут использоваться технические средства ее регистрации – магнитофон или диктофон. Но при этом респондент обязательно должен быть проинформирован о том, что запись беседы будет осуществляться с применением соответствующей техники.

В случае его отказа применение названных средств не рекомендуется.

Создать тонкие грани общения — настоящее искусство, которое должно базироваться на знании исследователем психологии людей.

Используемая литература

1.Давыдов В.П. Методология и методика психолого-педагогического исследования [Текст] : учеб. пособие для студ. вузов / В. П. Давыдов, П. И. 2.Образцов, А. И. Уман. – М.: Логос, 2006. – 128 с.

Образцов П.И. Методы и методология психолого-педагогического исследования [Текст]: – СПб.: Питер.2004.- 268с.: ил.- (Серия «Краткий курс»)

3. Характеристика метода беседы в психологии [Электронный ресурс]- Режим доступа: http://www.psychologyrise.ru/pri-228.html

Источник: https://infourok.ru/beseda-v-praktike-psihologopedagogicheskih-issledovaniy-sbor-analiz-i-interpretaciya-rezultatov-3606943.html

Беседа как метод исследования

34. Принципы изучения личности.: Метод беседы - специфическая роль беседы, как метода исследования

Беседа – один из основных методов психологии и педагогики, который предполага­ет получение информации об изучаемом явлении в логической форме, как от исследуемой личности, членов изучаемой группы, так и от окружающих лю­дей.

В последнем случае беседа выступает как элемент метода обобщения независимых характеристик.

Научная ценность метода заключается в уста­новлении личного контакта с объектом исследования, возможности полу­чить данные оперативно, уточнить их в виде собеседования.

Беседа может быть формализованной и неформализованной. Формализованная беседа предполагает стандартизированную постановку вопросов и регистрацию от­ветов на них, что позволяет быстро группировать и анализировать полу­ченную информацию.

Неформализованная беседа проводится по не жестко стандартизирован­ным вопросам, что дает возможность последовательно ставить дополни­тельные вопросы, исходя из сложившейся ситуации.

В ходе беседы этого вида, как правило, достигается более тесный контакт между исследовате­лем и респондентом, что способствует получению наиболее полной и глу­бокой информации.

Практика психолого-педагогических исследований выработала определенныепра­вила применения метода беседы:

– беседовать только по вопросам, непосредственно связанным с исс­ледуемой проблемой;

– формулировать вопросы четко и ясно, учитывая степень компетентности в них собеседника;

– подбирать и ставить вопросы в понятной форме, побуждающей рес­пондентов давать на них развернутые ответы;

– избегать некорректных вопросов, учитывать настроение, субъек­тивное состояние собеседника;

– вести беседу так, чтобы собеседник видел в исследователе не руководителя, а товарища, проявляющего неподдельный интерес к его жизни, думам, чаяниям;

– не проводить беседу второпях, в возбужденном состоянии;

– выбирать такое место и время проведения беседы, чтобы никто не мешал ее ходу, поддерживал доброжелательный настрой.

Обычно процесс беседы не сопровождается протоколированием. Однако исследователю можно при необходимости делать для себя некоторые пометки, которые позволяют ему после окончания работы полностью восстановить весь ход беседы.

Протокол или дневник, как форму регистрации результатов исследования, лучше всего заполнять после окончания беседы. В отдельных случаях могут использоваться технические средства ее регистрации – магнитофон или диктофон.

Но при этом респондент обязательно должен быть проинформирован о том, что запись беседы будет осуществляться с применением соответствующей техники. В случае его отказа, применение названных средств не рекомендуется.

В настоящее время в научной литературе уделяется явно недостаточ­ное внимание анализу данного метода исследования.

В то же время признано, что с помощью беседы можно получить весьма ценную информацию, которую порой нельзя добыть другими методами. Форма беседы, как ника­кого другого метода, должна быть подвижной, динамичной.

В одном случае цель беседы – получение той или иной важной информации – может скры­ваться, так как этим достигается большая достоверность данных.

В дру­гом случае, напротив, попытка получить объективную информацию с по­мощью косвенных вопросов может вызвать негативную, скептическую реак­цию участников беседы (типа “строит из себя умника”). Особенно высока вероятность подобной реакции у людей с завышенной самооценкой.

В таких ситуациях более достоверную информацию исследователь получит при пози­ции типа: “Вы знаете много, помогите нам”. Подобную позицию подкрепля­ют обычно повышенной заинтересованностью в получении информации.

Это, как правило, побуждает людей к большей откровенности и искренности.

Вызвать че­ловека на откровенность и выслушать его – большое искусство. Естест­венно, что откровенность людей надо ценить и этически бережно обра­щаться с полученной информацией. Откровенность беседы повышается, когда исследователь не делает никаких записей.

В беседе исследователь общается со специалистом. В процессе этого общения формируются определенные отношения двух личностей друг к дру­гу.

Они складываются из мелких штрихов, нюансов, сближающих двух людей или разъединяющих, их как личностей. B большинстве случаев исследова­тель стремится к сближению в общении с личностью респондента .

Однако бывают случаи, когда сближение, достигнутую откровенность надо “свер­нуть”, вновь прийти к определенной дистанции в общении.

Например, иногда тот или иной респондент, уловив искреннюю заинтересованность исследователя (а заинтересованность в большинстве случаев психологически расценивается как внутреннее согласие с тем, что говорит ему опрашиваемый), начинает навязывать свою, как правило, субъективную точку зрения, стремится устранить дистанцию в общении и т.д. В этой ситуации идти на дальней­шее сближение неразумно, так как завершение беседы полной гармонией в общении, пусть даже чисто внешней, может привести к негативным пос­ледствиям.

Поэтому психологически целесообразно исследователю беседу с подобными людьми заканчивать воз­ведением определенной дистанции, несогласием с чем-либо. Это обезопасит его от чрезмерной негативной реакции собеседника в будущем. Создать эти тонкие грани общения – настоящее искусство, которое должно базиро­ваться на знании исследователем психологии людей.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/9_69195_beseda-kak-metod-issledovaniya.html

Методы изучения личности

34. Принципы изучения личности.: Метод беседы - специфическая роль беседы, как метода исследования

Методы изучения личности

Для характеристики человека как субъекта деятельности необходимо и достаточно характеризовать его отношение к деятельности.

Поскольку сознание человека вообще активно, отношениями являются не только психические свойства личности, но и качественные особенности психических процессов: наблюдательность, чувствительность, внимательность.

Как отношения могут быть охарактеризованы и мотивы деятельности: потребности и интересы.

Поэтому общие принципы психологического исследования личности определяются тем, как понимаются отношения личности.

Характеристики личности (обобщенно): статус, позиция, роли, функции, цели, ценности, мотивационная сфера, характер, способности.

Проблемы исследования личности:

1. Свойства личности всегда индивидуально своеобразны. Для выявления своеобразия необходима индивидуальная ситуация. Однако условия эксперимента должны быть общими для всех. Выход формирующий эксперимент (например, педагогический или терапевтический).

2. Свойства личности это свойства нравственно оцениваемые; поэтому испытуемый чрезвычайно напряженно контролирует свои проявления и, стремясь к положительной оценке может обнаруживать не те свойства, какие ему в действительности присущи. Методы борьбы с тестовой установкой:

создание различных шкал личности (только в опросниках);

введения ограничения времени;

одмена объекта оценки;

создание мнимой безоценочности (испытуемый не знает о присутствии экспериментатора).

3. Экспериментатор заинтересован в более полном проявлении активности. Но всякий эксперимент предполагает ее ограничение. Частично это устраняется в проективных методиках и анализе продуктов деятельности.

Методы:

Метод беседы специфическая роль беседы, как метода исследования личности, вытекает из того, что в ней испытуемый отдает словесный отчет о свойствах и проявлениях своей личности. Поэтому в беседе с наибольшей полнотой обнаруживается субъективная сторона личности самосознание и самооценка свойств личности, переживания и эмоциональное отношение, выраженное в них и т.д.

Большое значение имеет правильная постановка вопросов. Необходимое условие при данном методе наличие доверительного контакта испытуемого с экспериментатором.

Метод характерологической беседы является особой формой естественного эксперимента.

Особое место в системе методов исследования, промежуточное между методом наблюдения и искусственным экспериментом, занимает “естественный эксперимент ” А.Ф. Лазурского.

Характерной особенностью естественного эксперимента является то, что он приближает исследование к естественным условиям; производится в обычной для испытуемого обстановке.

Пользуясь методом естественного эксперимента, можно наблюдать испытуемого при определенных условиях в целенаправленно создаваемых ситуациях, организуя наблюдение по заранее намеченному плану. Наблюдение за поведением и реакциями испытуемого позволяет получить представление об особенностях личности в целом и отдельных ее свойствах.

Биографический метод позволяет изучить этапы жизненного пути, особенности формирования личности, может быть дополнением при интерпретации данных, полученных экспериментальными методами.

Опросники как один из методов изучения личности применяются для диагностики степени выраженности у индивида определенных личностных характерологических или других черт.

Можно выделить 2 вида опросников: одномерные диагностируется одна какаялибо характеристика и многомерные дают информацию о целом ряде различных свойств личности. Вопросы только закрытые.

Опросники состоят из ряда шкал или факторов. В состав каждой шкалы входит набор вопросов / утверждений, направленных на выявление того или иного свойства.

Примеры опросников:

MMPI основные шкалы (10): ипохондрии, депрессии, истерии, психопатии, мужественностиженственности, паранойи, психастении, шизофрении, гипомании, социальной интраверсии + 3 контрольных (лжи, контроля достоверности).

16PF 16факторный личностный опросник Кеттелла. ПДО (Патахарактерологический диагностический опросник) выявление акцентуаций характера. Исследование экстраверсииинтроверсии и нейротизма по Айзенку. Исследование личностной и ситуативной тревожности (СпилбергерХанин). Экспрессдиагностика эмпатии. Оценка уровня притязаний и т.д.

Недостаток метода применения опросников характеристика личности основывается на данных самооценки.

Проективные методы

Группа методов, предназначенных для диагностики личности, в которых обследуемым предлагается реагировать на неопределенную (многозначную) ситуацию; например, интерпретировать содержание сюжета картинки (ТАТ), прореагировать на фрустрирующую ситуацию, встав на место героя в методе Розенцвейга, дать истолкование неопределенных очертаний (пятна Роршаха)…

Ответы на задания проективных методов не могут быть расценены как правильные или неправильные, возможен широкий диапазон решений, при этом предполагается, что характер ответов испытуемого определяется особенностями личности, которые проецируются на ответы.

Для испытуемого цель проективных методов относительно замаскирована, что снижает его возможности произвести на экспериментатора желаемое впечатление.

К проективным методам условно можно отнести метод анализа продуктов деятельности изучение продуктов творческой деятельности (живопись, стихи, дневники…).

источник: azps.ru

Источник: https://hr-portal.ru/article/metody-izucheniya-lichnosti

Medic-studio
Добавить комментарий