36.Общение как социально-психологический феномен. Функции общения.

Психология общения Лекция 1 «Общение как социальный феномен» – PDF Скачать Бесплатно

36.Общение как социально-психологический феномен. Функции общения.

1 Психология общения Лекция 1 «Общение как социальный феномен» Потребность в общении, как считают психологи, относится к числу основных (базовых) потребностей человека. Значимость общения как базовой потребности определяется тем, что «она диктует поведение людей с не меньшей властностью, чем, например, так называемые витальные (жизненные) потребности».

Общение является необходимым условием нормального развития человека как члена общества, как личности, условием его духовного и физического здоровья, способом познания других людей и самого себя. Хотя человеческое общение всегда лежало в основе социального бытия людей, прямым объектом психологического и социальнопсихологического анализа оно стало только в XX в.

Социальные контакты между людьми представлены деятельностью и общением. Между общением и деятельностью как видами человеческой активности, существуют различия. Результатом деятельности является создание какоголибо материального или идеального продукта. Результатом же общения становится взаимное влияние людей друг на друга.

Деятельность и общение, несмотря на их различия, являются взаимосвязанными сторонами социальной активности человека. Деятельность не может ни возникнуть, ни осуществляться без интенсивного общения. Общение же представляет собой специфический вид человеческой деятельности.

В реальной жизнедеятельности человека общение и деятельность как формы социальной активности выступают в единстве, но в определенной ситуации могут быть реализованы и независимо друг от друга.

категории общения многообразно это не только определенный вид человеческой деятельности, но и многогранный процесс, включающий в себя: формирование определенных образцов и моделей поведения; взаимодействие людей; взаимное влияние людей друг на друга; обмен информацией; формирование отношений между людьми; 1

2 взаимное переживание и понимание друг друга; формирование образа внутреннего «Я» человека.

В психологии общение определяется как процесс взаимодействия между людьми, состоящий в обмене между ними информацией познавательного или эмоционально-оценочного характера, в ходе которого возникают, проявляются и формируются межличностные отношения. Общение предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями.

При исследовании общения в нем выделяют: содержание, цель, средства, структуру, функции и формы общения. общения общения – это та информация, которая передается в процессе общения от одного человека к другому.

Хотя человеческое общение многопредметно и носит самый разнообразный характер, по своему содержанию оно может быть представлено как: материальное – обмен продуктами и предметами деятельности; когнитивное – обмен знаниями; деятельное – обмен действиями, операциями, умениями; кондиционное – обмен психологическими или физиологическими состояниями; мотивационное – обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями. Цель общения Люди вступают в общение, преследуя определенные цели. Цель общения – это то, ради чего у человека возникает данный вид активности. Цели общения могут быть самыми разнообразными. Цель общения может заключаться в нем самом, тогда общение выступает самоцелью, средством удовлетворения потребности в общении. Цель общения может находиться вне самого взаимодействия субъектов, тогда мы имеем дело с деловым общением, служащим способом организации и оптимизации того или иного вида предметной деятельности: производственной, научной, коммерческой и т.д. 2

3 Целью общения может выступать и приобщение партнеров по общению к ценностям и опыту друг друга, как это представлено в личностном общении, которое сосредоточено в основном вокруг психологических проблем внутреннего характера, тех интересов и потребностей, которые глубоко затрагивают личность человека.

Исчерпывающую классификацию по целям общения дать сложно, учитывая все многообразие потребностей человека (социальных, культурных, познавательных, творческих, эстетических, потребностей интеллектуального роста, нравственного развития, биологических и т.д.), ради удовлетворения которых люди вступают в общение.

Средства общения Средства общения это способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, передаваемой в процессе общения. Средства общения подразделяются на вербальные (словесные), представленные речью, и невербальные (несловесные), представленные жестами, мимикой, звучанием голоса, взглядом, прикосновениями и т.д.

Структура общения Структуру общения можно охарактеризовать путем выделения в ней трех взаимосвязанных сторон: перцептивной, коммуникативной и интерактивной Перцептивная сторона общения процесс восприятия, познания и понимания людьми друг друга с последующим установлением на этой основе определенных межличностных отношений.

Коммуникативная сторона общения состоит во взаимном обмене информацией между людьми, передаче и приеме знаний, идей, мнений, чувств. 3

4 Интерактивная сторона общения заключается в обмене действиями, т.е. в организации межличностного. Функции общения Выступая мощным потребителем энергии человека, общение вместе с тем является бесценным биостимулятором его жизнедеятельности и духовных устремлений.

В соответствии с этим выделяются аффективно-коммуникативная, информационно-коммуникативная и регуляционно-коммуникативная функции общения.

Аффективно-коммуникативная (перцептивная) функция, в основе которой лежит восприятие и понимание другого человека, партнера по общению, связана с регуляцией эмоциональной сферы человека, поскольку общение является важнейшей детерминантой эмоциональных состояний человека.

Весь спектр специфически человеческих эмоций возникает и развивается в условиях общения людей происходит либо сближение эмоциональных состояний, либо их поляризация, взаимное усиление или ослабление. Информационно-коммуникативная функция общения заключается в любом виде обмена информацией между взаимодействующими индивидами.

Обмен информации в человеческом общении имеет свою специфику: во-первых, обмен информацией осуществляется между двумя индивидами, каждый из которых является активным субъектом (в отличие от технического устройства); во-вторых, обмен информацией обязательно предполагает взаимодействие мыслей, чувств и поведения партнеров.

Регуляционно-коммуникативная (интерактивная) функция общения заключается в регуляции поведения и непосредственной организации совместной деятельности людей в процессе их взаимодействия. В этом процессе человек может воздействовать на мотивы, цели, программы, принятие решений, на выполнение и контроль действий, т.е. на все составляющие деятельности своего партнера, включая взаимную стимуляцию и коррекцию поведения. Роль и интенсивность общения в современном обществе возрастают: постоянно увеличивается число людей, занятых в профессиональной 4

5 деятельности, связанной с общением. В свое время прагматичный Дж. Рокфеллер, хорошо понимая значение общения для деловой деятельности, говорил: «Умение общаться с людьми такой же покупаемый за деньги товар, как сахар или кофе. И я готов платить за это умение больше, чем за какойлибо другой товар в этом мире».

Но что означает уметь общаться? Это значит уметь разбираться в людях и на этой основе строить свои взаимоотношения с ними, что предполагает знание психологии общения. Виды социального взаимодействия Виды социального взаимодействия участников групповой работы могут быть разными и влиять на облегчение или затруднение выполнения поставленной перед группой задачи.

Зачастую этот процесс зависит от состава участников группы. Специалисты считают, что для группового решения задачи лучше составлять гетерогенную группу, включающую людей разного пола и возраста, имеющих разный уровень подготовки, а также разные установки и интересы, чем гомогенную, т.е.

группу, в которой все члены имеют между собой много общего: возраст, пол, знания, подходы к проблемам и пр., что для поиска и принятия решений не всегда полезно.

Как только группа приступает к выполнению своих задач, она предпринимает последовательность шагов, включающих: формулировку проблемы как вопроса о фактах, ценностях или политики (это зависит от цели); анализ проблемы; поиск вариантов решений; их оценку; выбор и принятие решения; разработку его под проект реализации.

Поведение людей при совместной работе может определяться как их индивидуальными характеристиками, так и целью группы, особенностями ее организации и протекающими в ней процессами. При групповой работе необходимо поддерживающее поведение лидера для снятия излишней напряженности. Вместе с тем доминирование поддерживающего поведения может помешать принятию эффективного решения. Функции поддержки отношений Умение слышать, наблюдать. Умение увлечь, заинтересовать. Учет чувств людей. Разрядка напряжения. 5

6 Умение вселять веру, вдохновлять. Умение достигать компромисса(признавать свои ошибки, принимать позицию другого, делать шаг навстречу). Умение подчинять личные амбиции общей цели. Признание заслуг. Функции, направленные на решение задачи Постановка цели и задач. Инициация процесса решения. Выяснение мнений, точек зрения. Сбор (запрос) информации. Определение главной проблемы.

Передача информации участникам. Организация взаимодействия. Координация и распределение ролей, связывание всех элементов совместной работы. Выяснение всех ресурсов. Подведение итогов. Умение как бы со стороны наблюдать за всем В групповой работе функции могут распределяться между участниками поразному.

Так, эмоциональные лидеры могут брать на себя функции поддержки, интеллектуальные решения задачи, лидеры-организаторы могут осуществлять и те и другие функции; распределение функций между всеми участниками группы зачастую происходит спонтанно. Гибкая ролевая система, смена ролей позволяют быстрее достичь планируемых намерений. Ролевое поведение личности в группе.

Роли, исполняемые членами группы, зависят от их личности, а также от требований и нужд группы. 6

7 Существует четыре основных типа ролей: обеспечивающие решение поставленной задачи, поддерживающие, процедурные и эгоцентрические, способствующие или препятствующие групповому взаимодействию. Роли, обеспечивающие решение поставленной задачи.

Члены группы, которые исполняют роли, обеспечивающие решение задачи, сообщают группе информацию или высказывают свою точку зрения, занимаются поиском и анализом информации или мнений.

Среди них: ищущий информацию часто ставит вопросы и пытается получить на них ответ, побуждает других участников группового взаимодействия к принятию решений; инициатор чаще других предлагает новые решения, вносит предложения, касающиеся поставленного в группе задания; последователь подхватывает новую идею, инициативу, расширяет и углубляет ее, помогает довести до решения; оценивающий оценивает деятельность отдельных членов и всей группы, актуальность ситуации, сравнивает с целями, подводит итоги. Поддерживающие роли. Помогают группе развиваться и поддерживать хорошие отношения между ее членами, групповую сплоченность и эффективный уровень разрешения конфликтов мнений. Участники, которые выполняют поддерживающие роли, должны ободрять других членов группы, снимать напряжение, вносить гармонию. Среди них: поощряющий мотивирующий и «подталкивающий других» к участию в групповом процессе, вовлекает малоактивных и молчащих членов в работу, демонстрирует своим вербальным и невербальным поведением понимание чужих идей и мнений («хорошая точка зрения», «отличная мысль»); гармонизатор поощряет к совместной деятельности, разрешает конфликтные ситуации, пробует преодолеть противоречия между членами группы и привести всех к компромиссу, используя улыбку, остроумные реплики; снимающий напряжение старается снять напряжение в трудных ситуациях, часто шутит, острит, балагурит, рассказывает анекдоты; блюститель правил напоминает членам группы о провозглашенных нормах и правилах взаимодействия, обращает внимание на их соблюдение; «переводчик» умело использует знания о различиях в социальной, культурной, национальной и тендерной ориентации членов группы, чтобы помочь им понять друг друга. 7

8 Процедурные роли. Они помогают группе при решении проблем.

Среди них: диспетчер способствует правильному «разделению труда» в группе, чтобы любая дискуссия работала на конечный результат, следит за регламентом, наблюдает за продвижением группы к поставленной перед ней задаче; протоколист старается записать все, что группа наработала, как бы ведет протокол по процедуре принятия решения; хранитель следит за равноправием возможностей каждого при участии в дискуссии. Анализирует невербальные сигналы и на их основе предлагает выступить тому или иному члену группы. Эгоцентрические роли. Эти роли концентрируют внимание на персональных потребностях и задачах в ущерб групповым целям. Эгоцентрические роли уменьшают эффективность групповой работы. Среди них: агрессор противостоит групповым инициативам, подвергает сомнению важность того, что происходит в группе. Добивается повышения собственного статуса, критикуя почти все или порицая других, когда дела идут не лучшим образом, и принижая личные качества и статус окружающих. Когда личные цели противоречат групповым, отдает предпочтение первым; ищущий признания независимо от того, что происходит в группе, старается обратить на себя внимание, напоминает о своих заслугах, демонстрирует свои способности и возможности во всех подходящих для этих целей ситуациях. Старается постоянно быть в центре внимания, жаждет признания и похвалы; монополист непрерывно разговаривает, часто мешает другим высказаться, стремится занять позицию лидера в группе, навязывает свое мнение, пытается манипулировать другими участниками; отсутствующий избегает работы в группе, не поддерживает групповых инициатив, стремится быть в стороне. Избегает конфликтов мнений и рискованных для себя и своего реноме действий и ситуаций. Предпочитает отмалчиваться или давать уклончивые ответы; шутник дурачится, передразнивает других, превращая в шутку все, что происходит, пытаясь привлечь внимание к себе. Для достижения своих целей в определенной ситуации участники взаимодействия кроме исполнения тех или иных ролей выстраивают также соответствующие позиции. С этой точки зрения межличностное 8

9 взаимодействие предполагает: – выбор позиции по отношению к другому, психологическую пристройку к позициям партнеров, проверку их прочности; – оформление занятой позиции посредством использования вербальных и невербальных средств коммуникации. В психологической литературе различают три типа пристройки к партнеру.

Пристройка сверху может выглядеть как поучения, осуждения, порицания, советы, обращения, порой унижающие достоинство взрослого человека, например: вербальные на «ты», «детка» или невербальные похлопывание по плечу, взгляды сверху вниз и пр. Пристройка снизу означает позицию подчинения и диктует свои стереотипы поведения.

В такой ситуации человек подстраивается под более сильного партнера, при разговоре наклоняется вперед, опускает голову и пр.

Позиция равенства сторон предполагает соответствующие вербальные и невербальные формы поведения: спокойный взгляд в глаза собеседнику, открытое выражение чувств и ожиданий, обоснованные высказывания, демонстрирует готовность выслушать критические замечания в свой адрес.

Кроме исполнения ролей и пристройки к позиции партнера к видам социального взаимодействия можно отнести также разнообразные эффекты: эффект контраста способность к быстрой смене психологический позиций в зависимости от возникшей ситуации; это важный показатель мастерства общения; эффект ассимиляции (от лат.

уподобление, сопоставление) использование в новых условиях готовых умений и навыков без их существенного изменения.

Обычно такой негибкий тип ролевого поведения используется человеком амбициозным, самоуверенным или с намерениями, оставляющими желать лучшего; техника поведенческих подкреплений партнер, выполняя ту или иную роль, не только ограничивается вербальными и невербальными контактами, но и подкрепляет их своими действиями и поступками. Треугольник Карпмана это широко распространенная, но нездоровая модель взаимоотношений. Она была описана Стивеном Карпманом. Участвовать в треугольнике могут и двое, и трое, и пятеро, но вот ролей ровно три. Безжалостный Преследователь (Агрессор) терроризирует несчастную Жертву, а Спасатель ее же спасает. Длится эта драма годами и даже десятилетиями, а все потому, что текущая ситуация в каком-то смысле 9

10 устраивает всех участников. Преследователь с удовольствием срывает злость на других людях, Спасатель наслаждается своей ролью Бэтмена и Супермена в одном флаконе, а Жертва получает возможность перекладывать ответственность за свою жизнь на чужие плечи и пользоваться жалостью и сочувствием окружающих.

Если все довольны, то спрашивается, зачем вообще выходить из треугольника Карпмана? Во-первых, затем, что диалог в таком треугольнике невозможен, и объективные проблемы просто не решаются. Во-вторых, эта игра удовлетворяет только сиюминутные потребности участников, в конечном же счете все остаются в проигрыше.

Рассмотрим это на примере: Свекровь изводит невестку мелкими придирками, на что последняя жалуется мужу. Муж принимается выяснять отношения с матерью, и вот уже она сама рыдает на кухне. Жена неожиданно встает на сторону свекрови и обвиняет мужа в неблагодарности и неуважительном отношении к матери. Уязвленный в лучших чувствах муж оскорбляется и переходит в контратаку.

Страсти накаляются, жизнь бьет ключом, и потушить лавину взаимных оскорблений уже оказывается невозможно… У каждого участника есть своя любимая роль, в которой он находится большую часть времени. Но позиции в треугольнике Карпмана динамичны. Никак иначе и быть не может, ведь роль Жертвы сама по себе довольно невыгодна.

Одна из причин, по которой Жертва соглашается быть Жертвой это возможность время от времени становится Преследователем. А значит другие «актеры» тоже проходят все три фазы цикла. Как с этим бороться Все мы иногда оказываемся вовлечены в чужие треугольники. Это неприятно, но не опасно. Человек, не склонный играть назначенную ему роль, не застрянет в ней надолго.

Но некоторые семьи или рабочие коллективы вообще никогда не выходит за рамки треугольника. Участники прочно увязают во взаимных манипуляциях, не замечая, как разрушают собственную жизнь. И это по-настоящему трагично. Для того чтобы выйти из треугольника Карпмана, надо прежде всего осознать факт его существования и свою роль в нем. Это не просто.

Преследователь часто даже не знает, что он Преследователь (иначе не был бы им). Другие участники способны понять свою роль, но свято уверены в том, что это не они водят треугольник, их просто втянули в свою игру другие люди. Но так или иначе, если вы долгое время находитесь в треугольнике судьбы, значит заинтересованы в нем, и вы время от времени исполняете все 10

11 три роли, а потому, может быть, перечисленные ниже рекомендации окажутся вам полезны. Преследователь (Агрессор) 1) Прежде чем предъявлять претензии, что-то требовать, критиковать, винить и стыдить других людей, хорошо подумайте, действительно ли вам нужен результат, или вы просто хотите сорвать злость. 2) Примите идею того, что вы несовершенны и можете ошибаться.

3) Прекратите обвинять в своих проблемах других людей. 4) Прекратите считать, что другие обязаны соответствовать вашим представлениям о том, что правильно. 5) Найдите альтернативные способы самоутверждения. 6) Если хотите чего-то добиться от другого человека, попытайтесь подтолкнуть его в нужном направлении без физического и эмоционального насилия.

Спасатель 1) Не навязывайте услуги и не давайте советы, о которых вас не просят. 2) Прекратите считать, что лучше знаете, как другим жить. 3) Не обещайте то, чего не можете выполнить. 4) Не рассчитывайте на благодарность все, что вы делаете, вы делаете, потому что сами этого хотите. 5) Если все же рассчитываете на ответные услуги, оговаривайте свои условия заранее.

6) Найдите альтернативные способы самоутверждения. 7) Если испытываете острое желание кого-то спасать, делайте это, но будьте честны перед собой действительно ли ваша помощь необходима и эффективна? Жертва 1) Вместо того, чтобы жаловаться на людей, испортивших вам жизнь, попытайтесь найти способ свою жизнь улучшить.

2) Прекратите считать, что другие люди обязаны решать ваши проблемы. 11

12 3) Не перекладывайте на других ответственность за свои действия. Всё, что вы делаете, это ваш собственный выбор, если, конечно, на вас не направлено дуло пистолета. 4) Не рассчитывайте на безвозмездные услуги. Если вам предлагают помощь, заранее выясните, чего от вас ожидают взамен. 5) Не оправдывайтесь, просто делайте так, как считаете нужным.

6) Если вам сочувствуют, соглашаются помогать и обсуждать с вами ваши проблемы, постарайтесь извлечь из этого что-то действительно полезное для себя, вместо того чтобы просто натравливать вашего Спасателя на Преследователя. Выход из треугольника судьбы сложен и долог.

На пути того, кто идет по пути развития, и собственные привычки, и устоявшиеся модели поведения окружающих, которые стремятся сохранить статус-кво. Иногда даже бывает проще совсем разорвать деструктивные отношения если это возможно. Главное, не повторить прежний сценарий на новом месте и с новыми участниками.

Техника и приемы эффективного общения Первое правило эффективного общения: Лучший собеседник – не тот, кто умеет хорошо говорить, а тот, кто умеет хорошо слушать. Почему люди не слушают других людей? Необходимо развивать в себе навыки слушанья (безоценочность, перефразирование, резюмирование, понимание чувств собеседника).

Помимо того, что мы слушаем, мы должны замечать любые изменения в своем собеседнике – быть наблюдательными в общении- это второе правило. Третье правило: понимание невербальных сигналов собеседника Точность передачи информации – четвертое правило. Притча: «Как важно правильно слушать». В давние времена отправил некий царь гонца к царю соседних земель.

Гонец запоздал и, поспешно вбежав в тронный зал, задыхаясь от быстрой езды, начал излагать поручение своего владыки: «Мой господин повелел вам сказать, чтобы вы дали ему голубую лошадь с чёрным хвостом а если вы не дадите такой лошади, то». «Не желаю больше слушать!» перебил 12

13 царь запыхавшегося гонца. «Доложи своему царю, что нет у меня такой лошади, а если бы была, то» Тут он запнулся, а гонец, услышав эти слова от царя, который был другом его владыки, испугался, выбежал из дворца, вскочил на коня и помчался назад докладывать своему царю о дерзком ответе.

Когда выслушал царь такое донесение, он страшно рассердился и объявил соседскому царю войну. Долго длилась она много крови было пролито, много земель опустошено и дорого обошлась обеим сторонам. Наконец оба царя, истощив казну и изнурив войска, согласились на перемирие, чтобы обсудить свои претензии друг к другу.

Когда они приступили к переговорам, второй царь спросил первого: Что ты хотел сказать своей фразой: «Дай мне голубую лошадь с чёрным хвостом, а если не дашь, то»? «пошли лошадь другой масти». Вот и всё.

А ты что хотел сказать своим ответом: «Нет у меня такой лошади, а если бы была, то»? «непременно послал бы её в подарок моему доброму соседу». Вот 13

Источник: https://docplayer.ru/39964747-Psihologiya-obshcheniya-lekciya-1-obshchenie-kak-socialnyy-fenomen.html

1. Общение как социально-психологический феномен

36.Общение как социально-психологический феномен. Функции общения.

Общениепредставляет собой многогранныйпроцесс взаимодействия и взаимовлия­ниялюдей друг на друга. Это не только актосознанного ре­чевого обменаинформацией, но и непосредствен­ныйэмоциональный контакт между людьми.

Эточеловеческое взаимодействие весьмамногообразно как посодержанию,так и по форме проявления. Оно можетварь­ироваться от высоких уровнейдуховного взаимопроникнове­ния ивзаимопонимания партнеров до самыхсвернутых и фраг­ментарных контактов,причем последние могут носить харак­терпроцессов, не осознаваемых в полноймере.

Одной из форм человеческогообщения, получающей ши­рокоераспространение под влияниемнаучно-технической ре­волюции, являетсямногоканальная и многократноопосредо­ванная информационнаякоммуникация.

Как показывают ис­следованиямассовых коммуникаций, в их структуре,наряду с личностными, велика доля ибезличных, стереотипных ком­понентовинформации и способов установленияконтакта с аудиторией.

Общение,как это уже отмечалось ранее, — достаточномногогранное и многокачественноеявление. Оно представляет собой иотношение людей друг к другу, и ихвзаимодействие, и обмен информа­циеймежду ними, их духовное взаимопроникновение.Аспект личностного отношения (а точнее,взаимоотношения) — лишь один изкомпонентов, одна из граней этогоявления.

А.А.Леонтьев в одной из своих работ писал:«Об­щение следует понимать не какинтериндивидуальный, а как социальныйфеномен: как его субъект следуетрассматривать не изолированногоиндивида, а социальную группу илиоб­щество в целом». Анализируя этуточку зрения, Б. Ф.

Ломов отмечал:«Противопоставление социального иинтериндивидуального неправомерно,отношение между ними — это отношениеявления и сущности, единичного и общего.Соци­альная сущность общения каквсеобщей формы взаимосвязей междулюдьми проявляется (наряду с другимиформами) в от­дельных единичныхмежличностных взаимодействиях.

Болеетого, психологию (в отличие, например,от социологии) имен­но эта формапроявления общения интересует преждевсего. Она рассматривает общение науровне индивидуального бы­тиячеловека».

2. Значение и функции общения

Об­щениепредставляет собой необходимый инаибо­лее существенныйсоциально-психологический аспект всякойде­ятельности. Тольков процессе общения и через общение можетпроявиться сущность человека.Обэтом в свое время говорил еще Л.

Фейербах:«Отдельный чело­век как нечтообособленное, не заключает чело­веческойсущности в себе ни как в существеморальном, ни как в мыслящем.

Человеческаясущность налицо только в общении, вединстве человека с человеком, в единстве,опирающемся лишь на реальность различиямежду Я и Ты».

Общениеявляется решающей предпосылкойвозникнове­ния и развития специфическичеловеческих форм и средств психическойдеятельности — сознания и языка.

Исходной функцией человеческого сознаниябыла ориентация в ближайшей среде егосуществования и прежде всего в окружениидругих людей.

А речь возникает в ответна потребность людей во взаимном обменеинформацией с целью согласования сво­ихусилий и наиболее эффективноговзаимодействия.

Общениестало необ­ходимым условием социализациии формирования каж­дого человека, егосуществования и его органическойпотреб­ностью.Потребностьв общении относится к числу самых раннихи специфически человеческих потребностей,наблюдающихся в равной мере как в фило-,так и в онтогенетическом развитиичеловека. Потребность в общении сабсолютной очевидностью обнаруживаетсяуже в раннем детстве.

Социальнаяприрода человеческой потребности вобщении коренится в необходимостисовместной трудовой, познаватель­ной,общественной и всякой иной деятельности.Без общения невозможны даже элементарныеакты совместной че­ловеческойдеятельности.

Не только совместная,групповая деятельность человека счеловеком характеризует его общественнуюприроду, являясь вместе с тем и факторомсуществования людей.

Обществен­наянатура человека проявляется и в условияхего относительной изоляции от другихлюдей, в ситуации выключенности изпостоянной сферы общения.

Вынужденноевыключение человека из сферы обычногооб­щения с другими людьми убедительнеевсего показывает ог­ромную значимостьчеловеческого контакта как факторасо­циальности и органической потребностииндивида. Многочисленными экспериментамидоказано, что человек может нормальномыслить длительное время только приус­ловии непрекращающегосяинформационного общения с внеш­ниммиром.

Полнаяинформационная изоляция от внешнегомира — это начало безумия. Информационная,стимулирующая мышле­ние связь свнешним миром так же необходима, какпища и тепло, мало того — как наличиетех энергетических полей, в которыхпроисходит вся жизнедеятельность людейна нашей планете (А. И. Берг).

Осознаниезначимости для человека нормальногоудовлет­ворения его органическойпотребности в общении с другими людьми,с одной стороны, и необходимостьподготовки лю­дей к условиям пребыванияв относительной изоляции от со­циальнойсреды — с другой, заставили ученых, ипрежде все­го психологов, занимающихсяисследованием специфических условийкосмического полета, поставить сериюнеобычных эк­спериментов.

Вот,например, суть одного из них: человека,скажем, на 6 часов, а иногда и на большийсрок, наглухо изолируют от внешнегомира, помещая его в термосурдобарокамеру.

Чело­век не видит, не слышит, не получаетникакой информации извне.

Казалось бы,чего проще? И, тем не менее, значительнаячасть испытуемых, а это обычно здоровые,физически креп­кие люди, до сроканажимают кнопку с требованием прекра­титьопыт.

Чемэто объяснить? Как показывают другиепсихологичес­кие эксперименты, вчисле трудностей, с которыми сталкива­етсячеловек в условиях изоляции от внешнегомира, оказы­вается не тольконеудовлетворенная потребность в общении,но и невозможность ориентировки вовремени.

Последняя мо­жет не толькотяжело переживаться человеком, но иприводит к различным психическимдеформациям, к псевдопсихопато­логическимсдвигам (галлюцинациям, бредовым идеями т.д.

), которые, однако, сравнительнолегко устраняются после вос­становлениянормального общения исследуемогосубъекта с окружающими людьми.

Особенноинтересны с точки зрения психическихсдвигов эксперименты на длительнуюинформационную изоляцию че­ловекаот социальной среды. Один из такихэкспериментов провел над собой 35-летниймебельщик и любитель-спелеолог из Ниццы,Антуан Сенни, который побил рекордпродолжительности подземного одино­чества.

Спустившись в ноябре 1964 года в пещеру«Оливье» в Приморских Альпах, он вышелоттуда лишь 5 апреля1965, прове­дя наглубине 100 метров 125 суток в полномодиночестве. Целью эксперимента,проходившего под руководством из­вестногофранцузского спелеолога М.

Сиффра, былоизуче­ние приспособляемостичеловеческого организма к жизни в полномотрыве от внешнего мира. Подобно своимпредшественникам в аналогичныхэкспе­риментах, Сенни совершеннопотерял всякое понятие о време­ни. Поусловиям опыта он был лишен часов ивсяких других приборов, позволяющихопределить время.

Когда 2 апреля егопредупредили о скором выходе наповерхность, он чрезвычай­но удивился.По его подсчетам, было лишь 6 февраля.

Значимостьдля человека фактора общения подтверждает­сяи экспериментами, предполагающимидлительную изоля­цию от внешнейсоциальной среды уже не отдельногоиндиви­да, а небольших групп людей.

Здесь обычно обнаруживается та сила,которую придает коллективу, отрезанномуот внешнего мира, его внутренняя связь,фактор взаимного общения.

Это жеобстоятельство по­зволяет и значительноувеличить сроки изоляции, одновремен­новозложив на коллектив определенныеобязанности, связан­ные с решениемнаучно-технических задач.

Такойэксперимент, рассчитанный на длительнуюгруппо­вую изоляцию, был впервые вмире осуществлен в нашей стра­не в1967-68 годах. Это был уникальный годовоймедико-тех­нический эксперимент сучастием трех испытателей, изолированныхот внешнего мира и апробировавшихназемный комп­лекс системжизнедеятельности. Впоследствии каждыйиз них назвал это испытание самым труднымв своей жизни.

Потребностьчеловека в общении с другими людьмиявля­ется не только очень значимымфактором (о чем свидетель­ствуютприведенные выше примеры), но и факторомвесьма динамичным.

Естьоснования утверждать, что потребностьчеловека в общении не остается неизменнойвеличиной, но развивается в течениевсей его жизни. Об этом свидетельствует,прежде все­го, как факт нравственногопрогресса личности, так и факт всевозрастающей социальной активности икоммуникабель­ности (то есть в данномслучае общительности человека).

Общение—важнейшаяпредпосылка и условие существованияне толь­ко отдельного индивида илинебольшой группы людей, но и большихсоциальных общностей вплоть до целыхнародов, наций и государств.

Напро­тяжении всей истории общества визвестной зависимости от уровнясообщаемостинаходятся возможности и масштабы,прочность и пер­спективы развитиясамых различных социальных общностейлюдей.

Упримитивных групп размер общества,необходимый для действенной коллективнойжизни, ограничен трудностью пе­редачинепосредственной языковой информациина большие расстояния и в короткий срок.

В течение многих тысячелетий этойтрудности было доста­точно, чтобысвести оптимальное число населениягосудар­ства приблизительно кнескольким миллионам человек, а обыч­нок еще меньшему размеру.

Великие империи,выходившие за эти рамки, существовалиблагодаря улучшенным средствам связи(Н. Винер).

Однакокритерием сообщаемости различных частейили подразделений общности являетсяне только степень оператив­ности искорости передачи той или иной информациииз одно­го подразделения в другое.

Еще более высоким критерием прочности,монолитно­сти той или иной социальнойобщности является степень коммуникабельностиили некоммуникабельности между собойее членов и различных составляющих еесоциальных, поли­тических, этнических,национальных и идеологических групп.

Всвою очередь, оптимальнаякоммуникабельность пред­полагаетопределенный уровень интенсивностиобщения ин­дивидов или групп,определенную степень их взаимопонима­ниядруг друга и взаиморасположения другк другу, без кото­рых не может бытьэффективных и просто согласованныхдействий.

Огромнаязна­чимость человеческого общениякак фактора существования и нормальногоразвития общества объясняется, преждевсего, функциейинформативности,котораяприсуща процессу вза­имодействиялюдей.

В процессе общения как отдельныхиндивидов, так и больших групп, развиваетсяспецифически социальная потребностьв информации о мотивах и побужденияхчеловеческого по­ведения, о состояниивзаимоотношений между людьми.

Общениеявляется важным инструментом корректировкичеловеком своего поведения в социальнойсре­де по принципу прямой и обратнойсвязи.

Безучета информации, идущей по каналуобратной связи, человек был бы полностьюлишен возможности правильно ори­ентироватьсяв системе социальных отношений, равнокак и во всех проявлениях своего поведенияв целом.

Обратная же связь позволяетчеловеку вносить своевременные инеобходи­мые поправки в свою ориентациюи структуру поступков.

Нона человека оказывает огромное воздействиене толь­ко наличие или отсутствиенепрерывной информационной свя­зи сокружающей его социальной средой, но исам уровень, количество поступающей иперерабатываемой информации.

Какпоказали экспериментальные исследованияБ.Ф.

Ломо­ва, эффективность деятельностичеловека, например операто­ра,находящегося у пульта дистанционногоуправления, сни­жается не только приперегрузке, но также и при недостаточ­ностиинформации.

Объясняетсяэто, по-видимому, тем, что человекусвойствен определенный оптимальныйуровень информационной актив­ности,тонизирующий его деятельность ипредполагающий удовлетворение потребностикак в получении определенного количествановой информации, так и потребности втом, что­бы передавать часть информациидругим.

Всеос­новные черты и особенности какгруппового и массового психическогосостояния и поведения людей, так иповедение индивида в группе, так илииначе вытекают из факта общения людей.

Уже давно замечено, что степеньпроявления тех или иных свойств человекав значительной мере зависит от того,дей­ствует ли он в условиях относительнойизоляции от окру­жающих или в атмосферепрямого контакта с другими людь­ми.

Находясьв большой массе или даже небольшойгруппе людей, человек чувствует,воспринимает, переживает и ведет себянесколько иначе, чем наедине с самимсобой.

Неподлежит никакому сомнению, писал В. М.

Бехтерев, что в проявлениях нервно-психическойдеятельности соци­альных илиобщественных групп имеются известныеособен­ности, проистекающие из того,что эта деятельность проявля­ется нев индивидах, взятых отдельно друг отдруга, а в груп­пах и собраниях лиц,спаянных определенными интересами,действующих и работающих поэтому сообща,как одно соби­рательное целое.

Можноопределенно сказать, что даже личности,входящие в состав того или другогособрания, нередко обнаруживают такиестороны своей нервно-психическойдеятельности, кото­рые обычно непроявляются в индивидуальной жизни.

Диапазон отклонений, характеризующийповедение инди­вида в группе в отличиеот его поведения наедине с самим собой,достаточно велик и колеблется взависимости от кон­кретных особенностейтой ситуации и тех групповых отноше­ний,в контекст которых вписываютсяперсональное поведе­ние и ориентация.

Инымисловами, можно заметить различия в том,как ме­няются степень и характерреакции человека на происходя­щее взависимости от того, находится ли он,например, среди других слушателей налекции или на митинге, на концерте втеатре или наблюдает спортивноесостязание на стадионе. Но независимоот тех тонких различий, которые позволя­ютговорить об особенностях поведения вразличных группах, существуют и какие-тообщие закономерности этого поведе­нияв обстановке коллективной деятельности.

Средиединомышленников или даже просто вкругу знако­мых людей, объединенныхв какой-то момент обстоятельства­миили общей деятельностью, человекчувствует себя, как пра­вило, болееуверенно, испытывает ощущение духовногоподъе­ма и собственной значимости.

Социально-психологические эксперименты,проведенные в 1920-30-е годы немецкимпсихологом Мёде, российскими ученымиВ. М. Бехтеревым и М. В. Ланге и другимиисследо­вателями, показали, скольмногообразным по своему значе­ниюможет быть влияние коллектива наличность.

Эти исследования позволилиустановить прежде всего по­ложительнотонизирующее влияние совместнойгрупповой де­ятельности на психическиесвойства и способности индивида.

Эксперименты на коллективное восприятиенаглядно показа­ли, что процессымышления и воли активизируются, ощуще­нияи восприятия индивидов в группеобостряются.

Однаковсе сказанное относительно положительноговли­яния коллектива на психику индивидане снимает вопроса о месте и роли вструктуре внутригрупповых отношенийи тех социально-психологическихмеханизмов, которые способны оказыватьнегативное влияние на личность.

Известно,что коллектив может быть не толькоусилите­лем активности и способностейличности. В тех случаях, ког­даценностная ориентация личности и тойгруппы, в которой последняя функционирует,существенно разли­чаются, коллектив,как правило, не принимает установок инастроений личности, тем самым подавляя,а нередко и пара­лизуя ее инициативуи волю.

Нои в тех случаях, когда общение в группеи массе людей происходит на фонесовпадения ценностных ориентации, асле­довательно, поднимает уровеньактивности индивида, могут сказыватьсятакие механизмы социально-психологическоговзаимодействия, которые по существусвоему направлены против индивидуальностии самостоятельности личности. Так,ложное ощущение коллективнойответственности, ат­мосфера взаимноговзвинчивания, например в компаниилег­комысленно настроенных подростков,может создать обста­новку моральнойбезответственности и привести к серьезнымпроступкам.

Вовсех названных выше обстоятельствахтак или иначе сказываетсясоциально-психологический механизмконформного поведения, то есть такогоповедения, которое продик­тованостремлением индивида приспособитьсяк требованиям, нормам и ценностям группы,с тем чтобы избежать негатив­ного,отрицательного отношения к себе состороны других членов. В связи с этимнельзя не согласиться с английскимфилосо­фом Дж. Локком, который отмечалв свое время, что никто «не может житьв обществе под гнетом постоянногонерасположения и дурного мнения своихблизких и тех, с кем он общается. Этобремя слишком тяжело для человеческоготерпения».

3.Функции общениякакфактора жизнедеятельности лично­стичрезвычайно многообразны. Прежде всего,общениеявля­ется глубокой потребностьюличности,а следовательно, условием и средствомее удовлетворения.

Вне общения не могутбыть удовлетворены и все сугуболич­ностные потребности человека,которые связаны с его стрем­лением ксамореализации, самовыражению исамоутвержде­нию.

Здесь нужны вниманиедругих людей, понимание ими тех или иныхпроявлений личностной активности.

Полифункциональностьобщенияотражается в множестве существующихклассификаций функ­цийобщения. Чаще всего в них описываютсякоммуникативные аспекты общения,при этом допускается ошибоч­ноеотождествление понятий ком­муникацияиобщение.В наиболее обоб­щенныхклассификациях выделяется тристороны общения:коммуникативная,интерактивнаяи перцептивная(Г.

М.Андреева).Близкая клас­сификацияпредлагается в работах Б.Ф.

Ломова:информационно-ком­муникативная,охватывающая про цессыприема — передачи информа­ции;регуляционно-коммуникатив­ная,связанная со взаимной кор­ректировкойдействий при осу­ществлениисовместной деятель­ности;аффективно-коммуникатив­ная,относящаяся к эмоциональной сферечеловека иотвечающая потребностям визменении своего эмоциональногосостояния.Л.Л.Брудныйвыделя­етв качестве основной рабочей функцииинструментальнуюфункциюобщения,необходимую для обмена информациейв процессе управленияисовместного труда; синдикативнуюфункцию,к-раянаходит свое выра­жениев сплочении малыхибольшихгрупп; трансляционную,необходимуюдля обучения,передачизна­ний,способов деятельности, оценоч­ныхкритериев; функцию самовы­ражения,ориентированную на поиск и достижениевзаимного понимания. Эта функция особенно характерна длятворческих личностей. По кри­терию«цельобщения»выделяет­сявосемь функций общения.(Л.А. Карпен­ко):1)контактная,цель к-рой — установление контакта как состоя­ния обоюдной готовности к прие­му и передаче сообщения и под­держания взаимосвязи в форме постояннойвзаимоориентированно­сти;2) информационная,цель к-рой— обмен сообщениями, т.е. прием —передача каких-либо све­дений в ответ на запрос, а также обменмнениями, замыслами, реше­ниямии т.д.;3) побудительная,цельк-рой – стимуляция активно­стипартнера по общению,направляю­щаяего на выполнение тех или иныхдействий; 4) координацион­ная,цель к-рой — взаимное ориен­тированиеи согласование дей­ствий при организациисовместной деятельности; 5) понимания,цель к-рой не только адекватное вос­приятиеи понимание смысла со­общения,но и понимание партне­рами друг друга(ихнамерений, установок,переживаний, состоя­нийит.д.); 6) амотивная,цель к-рой- возбуждение в партнере нужных эмоциональных пережива­ний («обменэмоциями»), а также изменениес его помощью собствен­ныхпереживаний и состояний; 7) установленияотношений,цельк-рой-осознание и фиксирова­ниесвоего места в системе роле­вых,статусных, деловых, межлич­ностныхи прочих связей сообще­ства,в к-ром предстоит действо­ватьиндивиду; 8) оказаниявлия­ния,цель к-рой изменение со­стояния,поведения, личностно-смысловых образований партнера, втом числе его намерений, уста­новок,мнений, решений, представлений,потребностей, действий, активностии т.д. Советская психо­логическаянаука исходит из принципа неразрывного единства общенияи деятельности, в то время как в западныхсоциально-психологиче­скихсистемах описывается обычно какая-либо одна сторона общения и контакт между людьми сводится либо к обмену информацией, либо квзаимодействию, либо к процессумежличностнойперцепции,причем связьэтих сторон с совместной деятельностьюпрактически не ис­следуется.

Источник: https://studfile.net/preview/1770902/page:16/

Общение как социально-психологический феномен. Структура, уровни, аспекты, функции и средства общения

36.Общение как социально-психологический феномен. Функции общения.

Категория «общение» является одной из центральных в психологичес­кой науке. За последние 20-25 лет изучение проблемы обшения стало од­ним из ведущих направлений исследований в психологической науке в целом, и социальной психологи прежде всего.

Межличностно­е общение– это процесс взаимодействия по крайней мере двух лиц, направленный на взаимное познание, на установление и развитие вза­имоотношений, оказание взаимовлияния на их состояния, взгляды и поведение, а также на регуляцию их совместной деятельности.

Общение, так же как деятельность, сознание, личность и ряд других категорий, не является предметом только психологичес­кого исследования. Поэтому с неизбежностью встает задача вы­явления специфически психологического аспекта этой катего­рии. При этом вопрос о связи общения с де­ятельностью является принципиальным.

Одним из методологи­ческих принципов раскрытия этой взаимосвязи является идея единства общения и деятельности. Исходя из этого принципа, общение понимается очень широко- как такая реальность человеческих отношений, которая представляет собой специфические формы совместной деятельности людей.

То есть, общение рассматривается как форма совместной деятельности. Однако характер этой связи понимается по-разному. Иногда дея­тельность и общение рассматриваются как две стороны социально­го бытия человека; в других случаях общение понимается как эле­мент любой деятельности, а последняя рассматривается как усло­вие общения.

Наконец, общение можно ин­терпретировать как особый вид деятельности.

В. В. Знаков дает следующее определение общения: общением- это такая форма взаимодействия субъектов, которая изначально мотивируется их стремлением выявить психические качества друг друга, и в ходе которой формируются межличностные отношения между ними.

Под структурой объектав науке понимается порядок совокуп­ности устойчивых связей элементов объекта исследования, обес­печивающих его целостность как явления при внешних и внутрен­них изменениях

К структуре общения можно подойти по-разному: как через выделение уровней анализа явления, так и через перечисление его основных функции Обычно выделяются, по крайней мере, три уровня анализа общения

Первый уровень макроуровень-общение индивида с другими людьми рассматривается как. важнейшая сторона его образа жиз­ни.

На этом уровне процесс общения изучается в интервалах вре­мени, сопоставимых с длительностью человеческой жизни с ак­центом на анализ психического развития индивида.

Общение здесь выступает как сложная развивающаяся сеть взаимосвязей индивида с другими людьми и социальными группами.

Второй уровень мезауровень(средний уровень)- общение рас­сматривается как сменяющаяся совокупность целенаправленных, логически завершаемых контактов или ситуаций взаимодействия, в которых оказываются люди в процессе текущей жизнедеятельности, в конкретных временных отрезках своей жизни.

Главный акцент в изучении общения на этом уровне делается на содержательных ком­понентах ситуации общения — по поводу «чего» и «с какой целью».

Вокруг этого стержня «темы», «предмета» общения раскрывается ди­намика общения, анализируются используемые средства (вербаль­ные и невербальные) и фазы, или этапы общения, в ходе которых осуществляется обмен представлениями идеями, переживаниями

Третий уровень микроуровеньглавный акцент на анализе эле­ментарных единиц общения как сопряженных актов или трансак­ции. Важно подчеркнуть, что элементарная единица общения — это не смена перемежающихся поведенческих актов, действий участни­ков, а их взаимодействие.

Выделяются информационно-коммуникативная, регуляционно-коммуникативная и аффективно-коммуникативная функции:

Информационно-коммуникативная функция общения в широком смысле заключается в обмене информацией или приеме-переда­че информации между взаимодействующими индивидами Регуляторно-коммуникативная (интерактивная) функция обще­ния в отличие от информационной заключается в регуляции пове­дения и непосредственной организации совместной деятельности людей в процессе их Аффективно-коммуникативная функция общения связана с регуля­цией эмоциональной сферы человека.

Андреева Г. М. выделяет 3 аспекта общения— информационной, интерактивной и перцептивной:

коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между людьми; информация от коммуникатора может быть двух типов- побудительная (приказ, совет, просьба) и констатирующая (сообщение).

интерактивная сторона – в организации взаимодействия между людьми: например, нужно согласовать действия, распределить функции или повлиять на настроение, поведение, убеждения собеседника;

перцептивная сторона общения – процессе восприятия друг друга партнерами по общению и установление на этой основе взаимопонимания. Процесс взаимопонимания, осознания себя через другого включает три механизма: идентификацию, эмпатию и рефлексию.

В пробле­матике общения идентификация — это мысленный процесс уподобле­ния себя партнеру по общению с целью познать и понять его мысли и представления. Под эмпатией понимается мысленный процесс уподобления себя другому человеку, но с целью «понять» пережива­ния и чувства познаваемого человека.

Рефлексия в проблеме понимания друг друга — это осмысление индивидом того, как он воспринимается и понимается партнером по общению.

Еще одним механизмом понимания в общении является межлич­ностная аттракция. Аттракция — это процесс формирования привлека­тельности какого-то человека для воспринимающего, результатом чего является формирование межличностных отношений.

Общение возможно лишь при помощи знаковых систем. Различают вербальные средства общения (устная и письменная речь) и невербальные (неречевые) средства общения.

Преимущества письменного языка становятся решающими там, где необходимы точность и ответственность за каждое слово. Устный язык имеет главное преимущество пред письменным- экономность. Экономия достигается за счет иного порядка слов, которые допускает устная речь- пропуска концов и частей предложения.

Невербальные средства общения делятся на три группы:

1. Визуальные (кинесика- движения рук, ног, головы, туловища; направление взглядв и визуальный контакт; выражение глаз, мимика, поза, кожные реакции, дистанция между собеседниками, угол поворота относительно друг друга, персональное пространство; вспомогательные средства общения (половые, возрастные) и средства их преобразования –одежда, косметика, украшения)

2. Акустические (связанные с речью- интонация, тембр, громкость, тон, ритм, речевые паузы)

3. Тактильные (такевика- пожатие руки, хлопание по плечу).

Источник: https://studopedia.su/11_125176_obshchenie-kak-sotsialno-psihologicheskiy-fenomen-struktura-urovni-aspekti-funktsii-i-sredstva-obshcheniya.html

Лекция 2. 3. Феномен общения в социальной психологии Вопросы

36.Общение как социально-психологический феномен. Функции общения.

1. Общениекак социально-психологический феномен.Функции общения.

2. Виды общения.

3. Характеристикакоммуникативной стороны общения.

4. Характеристикаинтерактивной стороны общения.

5. Характеристикаперцептивной стороны общения.

1. Общение как социально-психологический феномен. Функции общения

Проблема общения– одна из центральных в социальнойпсихологии. Каждый из нас живет и работаетсреди людей. Мы ходим в гости, встречаемсяс друзьями, выполняем с коллегами поработе какое-то общее дело и т.д. В любойситуации мы, независимо от нашегожелания, общаемся с людьми – родителями,сверстниками, учителями, коллегами.

Одних мы любим, к другим относимсянейтрально, третьих ненавидим, счетвертыми вообще неизвестно зачемразговариваем. Потребность в совместнойдеятельности приводит к необходимостив общении.

Именно в совместной деятельностичеловек должен взаимодействовать сдругими людьми, устанавливать с нимиразнообразные контакты, организовыватьсовместные действия для получениянеобходимого результата.

Общение свойственновсем живым существам, но на уровнечеловека оно приобретает самые совершенныеформы, становится осознанными опосредованнымречью.Человек, передающий информацию, называетсякоммуникатором,получающий ее – реципиентом.

Специфика общенияопределяется тем, что в его процессесубъективный мир одного человекараскрывается для другого. В общениичеловек самоопределяется и самопредъявляется,обнаруживая свои индивидуальныеособенности. По форме осуществляемыхвоздействий можно судить о коммуникативныхумениях и чертах характера человека,по специфике организации речевогосообщения – об общей культуре играмотности.

Психическоеразвитие ребенка начинается именно собщения. Особенно большое значение дляпсихического развития ребенка имеетего общение с взрослыми на ранних этапахонтогенеза.

Это первый вид социальнойактивности, который возникает в онтогенезеи благодаря которому ребенок получаетнеобходимую для его индивидуальногоразвития информацию.

В общении сначалачерез прямое подражание, а затем черезсловесные инструкции приобретаетсяосновной жизненный опыт ребенка.

Понятие «общение»относится к числу межпредметныхкатегорий. Его изучают философия,психология, социология, педагогика.

Этинауки рассматривают общение как одиниз видов человеческой деятельности,обеспечивающий другие виды деятельности(игра, труд, учебная деятельность).

Общение – это и социальный процесс, таккак оно обслуживает групповую(коллективную) деятельность и реализуетобщественные отношения. Нередко общениесводят только к коммуникации – передаче,обмену информацией посредством языкаили других знаковых средств.

Категория «общение»достаточно подробно разработанная вотечественной психологической науке.Так, Б. Ф. Ломов рассматриваетобщение как самостоятельную сторонучеловеческого бытия, не сводимую кдеятельности. А. Н. Леонтьев понимаетобщение как один из видов деятельности.Д. Б. Эльконин и М. Н.

 Лисинарассматривают общение как специфическийвид деятельности, возникающий вонтогенезе. Близка к ним и позиция целогоряда ученых (С. Л. Рубинштейн,Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев).Б. Г. Ананьев указывает на важностьобщения как одной из детерминант развитияпсихики человека.

Широкое распространениеполучила точка зрения на общение какна деятельность субъекта, объектомкоторой является другой человек, партнерпо общению (Я. Л. Коломинский).

Современнаяпсихолого-педагогическая наука используетразличные определения понятия «общение».Приведем лишь некоторые из них:

1. Общение– процесс установления и развитияконтактов между людьми, в основе котороголежит мотивация участников, направленнаяна изменение поведения и личностно-смысловыхновообразований партнера.

2. Общение– сложный, многоплановый процессустановления и развития контактов междулюдьми, порождаемый потребностями всовместной деятельности и включающийв себе обмен информацией, выработкуединой стратегии взаимодействия,восприятие и понимание другого человека.

3. В широкомсмысле общение– одна из форм взаимодействия социальныхсубъектов, процесс обмена рациональнойи эмоционально-оценочной информацией,способами деятельности (умениями), атакже результатами деятельности в видематериальных вещей и культурныхценностей.

4. Общение– взаимодействие двух или более людей,состоящее в обмене между ними информациейпознавательного или аффективно-оценочногохарактера.

5. Под общениемпонимается внешнее, наблюдаемоеповедение, в котором актуализируютсяи проявляются межличностные отношения(Я. Л. Коломинский).

Роберт СеменовичНемов выделяет в общении ряд аспектов:содержание,цельи средства.

общения –это информация, которая в межиндивидуальныхконтактах передается от одного живогосущества другому. Это могут быть сведенияо внутреннем, эмоциональном состояниисубъекта (радость, гнев, печаль,удовлетворенность), об обстановке вовнешней среде и т.д.

Цель общения– отвечает на вопрос «Ради чего существовступает в акт общения?».

У животныхцели общения не выходят обычно за рамкиактуальных для них биологическихпотребностей (предупреждение обопасности).

У человека же эти цели могутбыть весьма и весьма разнообразными иявлять собой средства удовлетворениясоциальных, культурных, творческих,познавательных, эстетических и многихдругих потребностей.

Средства общения– способы кодирования, передачи,переработки и расшифровки информации,которая передается в процессе общенияот одного живого существа к другому.Кодирование информации – это способее передачи. Информация между людьмиможет передаваться с помощью органовчувств (касание тела), речи и другихзнаковых систем, письменности, техническихсредств записи и хранения информации.

Структура общения.

Традиционно в структуре общенияисследователи выделяют тривзаимосвязанных стороныобщениякоммуникативнаясторона общения(обмен информацией между субъектами),интерактивнаясторона общения(оказание воздействия на поведение,установки, мнение собеседников в ходеобщения, построение общей стратегиивзаимодействия), перцептивнаясторона общения(восприятие, изучение, установлениевзаимопонимания, оценка партнерами пообщению друг друга) (Г. М. Андреева).

Б. Д. Парыгинпредлагает более подробную структуруобщения:

– субъекты общения;

– средства общения;

– потребности,мотивация и цели общения;

– способывзаимодействия, взаимовлияние и отражениевлияний в процессе общения;

– результатыобщения.

Функции общения.Согласно представлениям Б. Ф.

 Ломовав общениивыделяют следующие три функции:информационно-коммуникативная(охватывающаяпроцессы приема – передачи информации),регуляционно-коммуникативная(связаннаяс взаимной корректировкой действий приосуществлении совместной деятельности),аффективно-коммуникативная(относящаясяк эмоциональной сфере человека иотвечающая потребностям в изменениисвоего эмоционального состояния).

А. А. Брудныйвыделяет следующие функцииобщения:

  • инструментальная, необходимая для обмена информацией в процессе управления и совместного труда;
  • синдикативная, которая находит свое выражение в сплочении малых и больших групп;
  • трансляционная, необходимая для обучения, передачи знаний, способов деятельности, оценочных критериев;
  • функция самовыражения, ориентированная на поиск и достижение взаимного понимания.

Р. С. Немовсчитает, что по своему назначению общениемногофункционально. Поэтому он выделяетследующие функцииобщения:

1. Прагматическаяфункция.Реализуется при взаимодействии людейв процессе совместной деятельности.

2. Формирующаяфункция.Проявляется в процессе формирования иизменения психического облика человека.Известно, что на определенных стадияхразвитие, деятельность и отношениеребенка к миру и самому себе зависитопосредовано его общением с взрослым.

3. Функцияподтверждения.В процессе общения с другими людьмичеловек получает возможность познать,утвердить и подтвердить себя. Желаяутвердиться в своем существовании исвоей ценности, человек ищет точку опорыв других людях.

4. Функцияорганизации и поддержания межличностныхотношений.Общение способствует организации иподдержанию межличностных отношений.

5. Внутриличностнаяфункция.Даная функция реализуется в общениичеловека с самим собой (через внутреннююили внешнюю речь) и способствует развитиюрефлексии.

Источник: https://studfile.net/preview/5772811/page:11/

Общение как социальный феномен

36.Общение как социально-психологический феномен. Функции общения.

Лекция «Общение как социальный феномен».

Общение — связи между людьми, в ходе которой возникает психологический контакт, проявляющийся в обмене информацией, взаимовлиянии, взаимопереживании, взаимопонимании.

Категории деятельности и общения нельзя противопоставлять и рассматривать как независимые. Они не просто взаимосвязаны, но и могут переходить друг в друга. Например, преподавательская деятельность строится по законам общения и использует средства и способы, характерные для общения.

Вместе с тем, например, театральное представление строится по законам деятельности и использует действия, характерные для деятельности в качестве средств и способов общения. Зачастую внутри самой деятельности много времени занимают процессы общения, которые в данном случае трудно назвать деятельностью.

Здесь их главная роль состоит в формировании деловых и межличностных отношений людей.

Общение характеризуется: содержанием, функциями и средствами.

общения может быть различным:

  • передача информации
  • восприятие друг друга
  • взаимооценка партнерами друг друга
  • взаимовлияние партнеров
  • взаимодействие партнеров
  • управление деятельностью и т.д.

Функции общения выделяются в соответствии с содержанием общения:

  • коммуникативная (осуществление взаимосвязи людей на уровне индивидуального, группового и общественного взаимодействия)
  • информационная (обмен информацией между людьми)
  • когнитивная (осмысление значений на основе представлений воображения и фантазии)
  • эмотивная (проявление эмоциональной связи индивида с действительностью)
  • конативная (управление и коррекция взаимных позиций)
  • креативная (развитие людей и формирование новых отношений между ними)

Что касается функций (от лат. Functio – исполнение, осуществление) общения, то под ними понимают внешнее проявление свойств общения, те роли и задачи, которые оно выполняет в процессе жизнедеятельности индивида в социуме.

Понятие “общение” является сложным, следовательно необходимо обозначить его структуру. В психологической литературе при характеристике структуры общения выделяют обычно три её взаимосвязанных стороны: коммуникативной, интерактивной и перцептивной.

Коммуникативная сторона.

Коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между людьми. Понимание человека человеком связано с установлением и сохранением коммуникации.

Источники информации в общении:

  • сигналы непосредственно от другого человека;
  • сигналы от собственных сексорно-перцептивных систем;
  • информация об итогах деятельности;
  • информация от внутреннего опыта;
  • информация о вероятном будущем.

Интерактивная сторона.

Для правильного понимания процесса общения важно представлять себе действия своего партнера, которые осуществляются в определенных ситуациях. Второй стороной общения является интерактивная, которая заключается в организации взаимодействия между индивидами, т.е. обмене не только знаниями, но и действиями.

Перцептивная сторона.

Третьей важной стороной общения является перцептивная. Она означает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установления на этой почве взаимопонимания. С точки зрения восприятия важно верно сформировать первое впечатление. Психологи обнаружили, что образ другого человека может строится по разным типовым схемам.

Часто применяется схема восприятия по типу переоценки качеств людей. При встрече с человеком, превосходящим нас по важному партнеру, мы оцениваем его более положительно. А если мы имеем дело с человеком, которого мы превосходим, то мы его недооцениваем. Следует при этом знать, что превосходство фиксируется по одному параметру, а недооценка происходит по нескольким параметрам.

Эта ошибка в восприятии имеет свое название — фактор превосходства.

Средства общения.

Главным средством общения является язык. “Язык — это система знаков, служащая средством человеческого общения”. Знаком является любой материальный объект (предмет, явление, событие). Общее содержание, которое вкладывается в знак, называется его значением. Усваивая значения знаков, способы их организации для передачи сообщения, люди учатся разговаривать на том или ином языке.

Основными механизмами познания другого человека в процессе общения являются: идентификация, эмпатия и рефлексия.

Идентификация означает простой факт, что одним из способов понимания другого человека является уподобление себя ему. В ситуации взаимодействия люди часто пользуются таким приемом, когда предположение о внутреннем состоянии партнера строится на основе попытки поставить себя на его место.

Эмпатия — это способность к постижению эмоционального состояния другого человека. Человек может отождествлять себя с партнером по общению, принимать. Процесс понимания друг друга осложняется явлением рефлексии. Это не просто знание или понимание партнера, а знание того, как партнер понимает меня, своеобразный процесс зеркальных отношений друг с другом.

Общение включает в себя и определенные способы воздействия партнеров друг на друга. К ним относятся: заражение, внушение, убеждение и подражание.

Заражение — это бессознательная подверженность определенным психическим состояниям. Оно проявляется через передачу определенного эмоционального состояния (например “боление” на стадионах во время спортивных состязаний).

Внушение — это целенаправленное неаргументированное воздействие одного человека на другого. Внушение — это эмоционально-волевое воздействие. Внушение зависит от возраста, от утомленности. Решающим условием эффективного внушения являются авторитет внушающего.

Убеждение — аргументированное воздействие на сознание личности.

Подражание — при нем осуществляется воспроизведение черт поведения другого человека, т.е. речь идет об усвоении предложенных образцов поведения.

Виды и уровни общения В научной литературе выделяют следующие виды общения:

  • Контакт масок” — формальное общение, когда отсутствует стремление понять собеседника, используются привычные маски (вежливости, скромности, безразличия и т.п., набор выражений лица, жестов, позволяющих скрыть истинные эмоции, отношение к собеседнику).
  • Примитивное общение — когда оценивают другого человека как нужный или мешающий объект. Если нужен человек, то активно вступают с ним в контакт, если он мешает — отталкивают. При получении желаемого теряют дальнейший интерес к собеседнику и не скрывают этого.
  • Формально — ролевое общение — это такое общение, когда регламентировано и содержание, и средства общения. Вместо знания личности партнера обходятся знанием его социальной роли.
  • Деловое общение учитывает особенности личности партнера, его характера, возраста, но интересы дела являются более значимыми.
  • Духовное, межличностное общение возможно тогда, когда каждый участник имеет образ собеседника, знает его личностные особенности, может предвидеть его реакции, учитывает интересы и убеждения партнера.
  • Манипулятивное общение направлено на извлечение выгоды от собеседника, используя разные приемы (лесть, обман, демонстрация доброты и т.п.) в зависимости от особенностей личности собеседника.
  • Светское общение — его характеризует беспредметность (люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях). Это общение закрытое, так как точка зрения людей по тому или иному вопросу не имеет никакого значения и не определяет характера коммуникаций.

Вступая в общение, человек вступает в бесконечное множество отношений, т.е. общение осуществляется на разных уровнях.

Социализации. Эта функция – одна из важнейших в работе субъектов деятельности. Приобщаясь к совместной деятельности и общения, члены группы осваивают коммуникативные умения и навыки, что позволяет им эффективно взаимодействовать с другими людьми.

Хотя умение быстро оценить собеседника, ориентироваться в ситуации общения и взаимодействия, слушать и говорить играют важную роль в межличностной адаптации человека, еще большее значение имеют умение действовать в интересах группы, доброжелательное, заинтересованное и терпеливое отношение к другим членам группы.

Общение выступает как межличностное взаимодействие. Вступая в общение, т.е. обращаясь к кому-либо с вопросом, просьбой, приказанием, объясняя или описывая что-то, люди с необходимостью ставят перед собой цель оказать воздействие на другого человека, добиться от него желаемого ответа, выполнения поручения, понимания того, что он до тех пор не понимал.

Цели общения отражают потребности совместной деятельности людей. Это не исключает случаев пустой болтовни, так называемого фактического общения, бессодержательного использования коммуникативных средств с единственной целью поддержания самого процесса общения.

Если общение не является фактическим, оно обязательно имеет или, во всяком случае, предполагает некоторый результат — изменение поведения и деятельности других людей. Здесь общение выступает как межличностное взаимодействие, т.е.

совокупность связей и взаимовлияний людей, складывающихся в процессе их совместной деятельности.

Межличностное взаимодействие представляет собой последовательность развернутых во времени реакций людей на действия друг друга.

Большая роль в межличностном взаимодействии принадлежит социальным нормам. Диапазон социальных норм чрезвычайно широк — от образцов поведения, отвечающего требованиям трудовой дисциплины, воинского долга и патриотизма, до правил вежливости.

Обращение людей к социальным нормам делает их ответственными за их поведение, позволяет регулировать действия и поступки, оценивая их как соответствующие или не соответствующие этим нормам.

Ориентировка на нормы позволяет человеку соотносить формы своего поведения с эталонами, отбирать нужные, социально одобряемые и отсеивать неприемлемые, направлять и регулировать свои отношения с другими людьми. 

4

Источник: https://multiurok.ru/files/obshchenie-kak-sotsialnyi-fenomen.html

Общение как социально-психологический феномен

36.Общение как социально-психологический феномен. Функции общения.

В социальной психологии явление общение является одним из важнейших феноменов.

Как известно, общение является чрезвычайно сложным феноменом в жизни индивида и человечества в целом, оно охватывает большое количество взаимосвязей, межличностных отношений, осуществляется в различных формах и с помощью различных средств, которые являются неотъемлемым фактором культуры и постоянно совершенствуются и обогащаются.

Именно поэтому любое определение этой дефиниции имеет ориентировочный, суженный характер.

Общение– это весь спектр связей и взаимодействий людей в процессе духовного и материального производства, способ формирования, развития, реализации и регуляции социальных отношений и психологических особенностей отдельного человека, которое осуществляется через прямые или косвенные контакты, в которые вступают личности и группы.

Общение (в узком смысле) – это процесс предметного и информационного взаимодействия между людьми, в котором формируются, конкретизируются, уточняются и реализуются их межличностные отношения и проявляются психологические особенности коммуникативного потенциала каждого индивида.

В процессе межличностного общения происходит такое взаимодействие людей, в котором каждый из участников реализует определённые цели (кого-то убедить, совместно выполнить какой – то вид деятельности, показать свое отношение к тому или иному факту и др.) и одновременно узнать друг друга, меняя себя и собеседника.

Многие психологи исходят из идеи единства общения и деятельности (Б. Ананьев, А. Леонтьев, С. Рубинштейн и др.), под общением понимается реальность человеческих отношений, которая предусматривает любые формы совместной деятельности людей.

Общение целесообразно рассматривать в двух планах: как аспект совместной деятельности и как ее продукт (В. Слободчиков, Е. Исаев). Деятельность посредством общения не просто организуется, но и обогащается, в ней возникают новые связи и отношения между людьми.

Другой позиции, когда категория «общения» может рассматриваться, как самостоятельная и сведена к деятельности (В. Знаковое, А. Реан и др.), процесс общения становится для человека не только средством, но и целью.

Такое понимание общения позволяет рассматривать эту дефиницию как такую, что не обязательно возникает вследствие потребности в совместной деятельности; она может выступать и в роли само мотивированного процесса.

Поэтому общение как самостоятельное и возведенное к деятельности понятие может быть определено следующим образом: это процесс межличностного взаимодействия, порожденный широким спектром актуальных потребностей партнеров, направленный на удовлетворение этих потребностей и опосредованный определенными межличностными отношениями.

Из всего вышеуказанного нетрудно заметить, что понятие «общение» толкуется в психологической литературе по-разному:

· как особый вид деятельности;

· как специфическая социальная форма информационной связи;

· как форма взаимодействия субъектов;

· как самостоятельная и сведенная к деятельности категория;

· как процесс межличностного взаимодействия;

· как обмен мыслями, чувствами и переживаниями;

· как существенный аспект человеческой деятельности;

· как реальность человеческих отношений, что предполагает любые формы совместной деятельности людей;

· как универсальная реальность бытия человека, порождается и поддерживается различными формами человеческих отношений.

Большинство исследователей склоняется к мысли о том, что любой вид или форма человеческой деятельности (игра, руководство, воспитание) проявляется через общение и наоборот.

И даже общение с самим собой (пролонгированное общение) происходит таким образом, что человек мысленно продолжает разговор с партнером, с которым недавно общался.

Кстати, общение с самим собой (т.е. интраперсональний диалог) было известно еще в Древней Греции.

Так, члены пифагорейского союза строго соблюдали правила, которые обязывали каждого из них ежедневно, перед сном, проводить собеседования с самим собой и отвечать на вопрос: «Как я провел день, что прошел», «Что я сделал?», « Каких обязательств я не исполнил ». Такое общение с самим собой проводилось три раза подряд, чем достигалось более глубокое осмысление вопросов.

Современная психологическая наука изучает две основные формы общения: в одном случае – это способ организации деятельности, в другом – удовлетворение потребности человека в другом человеке, в живом контакте.

То есть в процессе общения осуществляется не только взаимный обмен деятельностью, но и представлениями, идеями, чувствами людей.

Кроме субъект – субъектного подхода, где партнер по общению остается для собеседника значимой, уникальной, неповторимой личностью, имеют место и другие подходы.

Моносубъективный подход опирается на представление о том, что человек в этом мире практически одинок, и общение для него является эпизодом в его жизни. При этом другой человек в жизни человека не играет заметной роли.

Согласно с полииндивидным подходом, индивид не просто один в этом мире, а один из многих других. И влияние одного человека на другого основывается на учете психики последнего.

Интерсубъективный подход имеет своим основанием согласие, которое означает одинаковое понимание людьми ситуации. Общаясь, люди уступают друг другу в разговоре, приспосабливаются друг к другу, строя межличностные связи.

Общение оно способствует обогащению знаний, умений и навыков участников совместной деятельности, удовлетворяющей потребность в психологическом контакте, является механизмом воспроизведения событий, настроений, координирует усилия людей, помогает объективному выявлению особенностей поведения партнеров, их манер, черт характера, эмоционально – волевой и мотивационной сферы.

Итак, специфика общения заключается в том, что в процессе взаимодействия субъективный мир одного индивида раскрывается для другого, происходит взаимный обмен мнениями, информацией, интересами, чувствами, деятельностью и .т.д.

В результате общения происходят определенные контакты, межличностные отношения, осуществляется объединение (или разделение) людей, вырабатываются правила и нормы поведения. Успешность любых контактов зависит от налаживания взаимопонимания между партнерами по общению.

В реальных межличностных контактах раскрывается весь спектр качеств личности, ее коммуникативный потенциал, социальная значимость, оказываются человеческие симпатии и антипатии, любовь и дружба, совместимость и несовместимость, привлекательность и вражда.

Потребность человека в общении обусловлена общественным способом ее жизнедеятельности и необходимостью взаимодействовать с другими людьми. Общение, таким образом, становится основным условием выживания человека и обеспечивает реализацию функций обучения, воспитания и развития индивида.

Функции общения

Что касается функций (от лат. Functio – исполнение, осуществление) общения, то под ними понимают внешнее проявление свойств общения, те роли и задачи, которые оно выполняет в процессе жизнедеятельности индивида в социуме.

Известны различные подходы к классификации функций общения.

Б.Ломов выделяет в общении три функции: информационно-коммуникативную (заключается в любом обмене информацией), регуляционно-коммуникативную (регуляция поведения и регуляция совместной деятельности в процессе взаимодействия и аффективно-коммуникативную (регуляция эмоциональной сферы человека.

Информационно-коммуникативная функция охватывает процессы формирования, передачи и приема информации.

Регуляционно-коммуникативная – заключается в регуляции поведения: не только собственного поведения, но и поведения других людей, и реагирует на их действия, то есть происходит процесс взаимного налаживания действий.

Аффективно-коммуникативная – характеризует эмоциональную сферу человека, в которой выявляется отношение индивида к окружающей среде, в том числе и социальное.

Можно привести другую, немного подобную предыдущей, классификацию – четырех элементную модель (А. Реан), в которой общение образует следующие компоненты:

когнитивно-информационный (прием и передача информации),

регулятивно-поведенческий (заостряет внимание на особенностях поведения субъектов, на взаимной регуляции их действий),

аффективно-эмпатический (описывает общение как процесс обмена и регуляции на эмоциональном уровне)

социально-перцептивнийкомпоненты (процесс взаимного восприятия, понимания и познания субъектов).

Л. Карпенко по критерию «цель общения» выделяет восемь функций:

· контактную – установление контакта как состояния взаимной готовности к приему и передаче сообщения и поддержания связи во время взаимодействия в форме постоянной взаимо ориентированности;

· информационную – обмен сообщениями (информацией, мнениями, решениями, замыслами, состояниями), т.е. прием – передача каких данных в ответ на полученный от партнера запрос;

· побудительную – стимулирование активности партнера по общению, что направляет его на выполнение каких-л действий;

· координационную – взаимное ориентирование и согласование действий для организации совместной деятельности;

· понимание – не только адекватное восприятие и понимание сущности сообщения, но и понимания партнерами друг друга;

· амотивную – вызов у партнера по общению нужных эмоциональных переживаний и состояний, изменение с его помощью собственных переживаний и состояний;

· установления отношений – осознание и фиксирование своего места в системе ролевых, статусных, деловых, межличностных и других связей, в которых предстоит действовать индивиду;

· осуществления воздействия – изменение состояния, поведения, личностно-содержательных образований партнера (стремления, мнений, решений, действий, потребностей активности, норм и стандартов поведения и т.п.).

общения может быть различным:

§ передача информации

§ восприятие друг друга

§ взаимооценка партнерами друг друга

§ взаимовлияние партнеров

§ взаимодействие партнеров

§ управление деятельностью и т.д.

Функции общения выделяются в соответствии с содержанием общения.

Имеется несколько классификацией функций общения. В. Н. Панферов выделяет их шесть:

§ коммуникативная (осуществление взаимосвязи людей на уровне индивидуального, группового и общественного взаимодействия)

§ информационная (обмен информацией между людьми)

§ когнитивная (осмысление значений на основе представлений воображения и фантазии)

§ эмотивная (проявление эмоциональной связи индивида с действительностью)

§ конативная (управление и коррекция взаимных позиций)

§ креативная (развитие людей и формирование новых отношений между ними)

В других источниках выделяют четыре основные функции общения:

§ инструментальную (общ-е выступает как соц механизм упр-я и передачи инфо, необх-ый для совершения действия)

§ синдикативную (общение оказывается средством объединения людей)

§ самовыражения (общение выступает как форма взаимопонимания, психологического контекста)

§ трансляционную (передача конкретных способов деятельности, оценок)

И дополнительные:

§ экспрессивную (взаимопонимание переживаний и эмоциональных состояний)

§ социального контроля (регламентации поведения и деятельности)

§ социализации (формирование навыков взаимодействия в обществе в соответствии с принятыми нормами и правилами) и др.

Дата добавления: 2016-09-06; просмотров: 3136 | Нарушение авторских прав

Рекомендуемый контект:

Похожая информация:

Поиск на сайте:

Источник: https://lektsii.org/6-100103.html

Medic-studio
Добавить комментарий