36. Особенности общения заикающихся, значение для успешной социальной

Особенности общения заикающихся подростков

36. Особенности общения заикающихся, значение для успешной социальной

Волкова Г.А. ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ ЗАИКАЮЩИХСЯ ПОДРОСТКОВ
Подростковый возраст является наиболее трудным, поскольку происходит физиологическая перестройка организма и изменения в психологической и эмоциональной сферах.

Ведущей деятельностью в этом возрасте является интимно-личностное общение, а главным мотивом — самоутверждение в значимой группе сверстников.

По ряду причин общение может нарушаться, одной из них может быть заикание, возникающее в детском возрасте, когда еще не завершился процесс формирования личности.

У подростков с затяжными формами заикания нарушена согласованность и синхронность двойной связи: коммуникативной (вербальной) и метакоммуникативной (двигательной), эмоциональной, интонационной, жестовой; способность самовыражения, передача и восприятие информации (Н.Н. Станишевская, 1984). Это ведет к отчуждению, ослаблению познания человека человеком.

Изменяется монологическое и диалогическое общение, и речь становится барьером, препятствующим интимно-личностному и функционально-ролевому общению. По словам М.Е. Хватцева (2002), заикающийся подросток одинок, начинает мучительно думать о своем недостатке.

Переживания приводят к формированию чувства неполноценности, мнительности, агрессивности, раздражительности и других отрицательных черт. Для таких больных типична логофобия, которая чаще возникает в экстремальных ситуациях, в повторяющейся типичной обстановке, которые требуют активных коммуникативных действий, связанных с необходимостью речевого общения (В.М.

Шкловский, 1994). Е.Ю. Рау (1987) отмечает, что у заикающихся подростков имеются полюсные свойства в поведении: с одной стороны, неуверенность в себе, чувство малоценности, с другой — завышенная самооценка, излишняя самоуверенность. Было установлено, что чем интенсивнее эмоциональные реакции подростка на дефект, тем резче выражена судорожность.

Формируется «порочный круг» или «порочная спираль» (В.Н. Мясищев, 1960). Неблагоприятный опыт прошлого формирует образы предстоящих речевых ситуаций, предвидение своих речевых судорог, ожидание их в определенных ситуациях, что является для заикающихся характерным симптомом. В эксперименте приняли участие подростки без заикания и заикающиеся в возрасте 12-15 лет.

Использовались: методика изучения коммуникативных и организаторских способностей (КОС) В. Синявского и Б. Федоршина; «Оценка самоконтроля в общении М. Снайдера»; «Исследование межличностных отношений Рене Жиля»; «Лесенка» («Лестница») для изучения самооценки в сфере общения со сверстниками и понимания отношения сверстников к своему общению.

По состоянию коммуникативных и организаторских способностей выделено три группы заикающихся подростков: 1) подростки с высокой степенью развития этих качеств (25 %) — им свойственно стремление к общению, самостоятельному принятию решений.

Они быстро находят друзей, не теряются в незнакомой обстановке, чувствуют себя свободно и раскованно в обществе малознакомых людей; 2) подростки со средней степенью развития коммуникативных способностей (30 %) — стремятся к контактам с людьми, не ограничивают круг своих знакомств, отстаивают свое мнение, но потенциал этих способностей неустойчив.

Сталкиваясь с неудачами, непониманием, теряют веру в свои силы, замыкаются в себе. Общаются чаще с хорошо знакомыми людьми, зная, что не станут объектом насмешек и будут выслушаны до конца.

Для этих подростков характерна избирательность в общении с окружающими людьми; 3) подростки с низкой степенью развития коммуникативных и организаторских способностей (45 %) — предпочитают проводить время наедине с собой, книгой, телевизором.

Они не стремятся к общению с другими людьми, испытывают трудности в установлении контактов, не отстаивают свое мнение и тяжело переживают обиды.

Особенности самоконтроля в процессе общения заикающихся подростков позволили выделить три группы: 1) подростки с высоким уровнем самоконтроля (35 %) — легко чувствуют себя в любой роли, гибко реагируют на изменение ситуации, способны предвидеть впечатление, которое они производят на окружающих; 2) подростки со средним уровнем самоконтроля в общении (60 %) — искренни, но не сдержанны в своих эмоциональных проявлениях, мобильны в общении с различными людьми, но в ситуациях, когда присутствует сильный эмоциональный компонент или когда ситуация является для подростка значимой, они теряют способность к самоконтролю; 3) подростки с низким уровнем самоконтроля 5 %) — с неустойчивым поведением, не считают нужным изменять поведение в связи с изменяющейся ситуацией, прямолинейны.

Анализ межличностных отношений показал, что 25 % заикающихся подростков имеют сильную привязанность к матери, что подтверждается большим количеством выборов (15-17) по шкале «отношение к матери». Они отмечают, что мать — единственный человек, которому они доверяют и который дослушивает их речь до конца, не перебивая. Эти подростки не выбирали отца, объясняя тем, что отец нетерпелив к их речи, бывает раздражен, слушая их. Малое количество выборов было сделано по шкале «отношение к другу или подруге», в беседе подростки заметили, что у них нет настоящих друзей, и в школе они общаются лишь с немногими одноклассниками. 10 % подростков сделали большое количество выборов по шкале «отношение к учителю или авторитетному лицу», объясняя тем, что учитель относится к ним так же, как и к другим и не считает их особенными. Эти подростки часто выбирали младших братьев или сестер, чувствуя себя с ними более уверенно. 65 % подростков крайне редко выбирали мать (5-0 выборов), аргументируя это непониманием матерью их запросов, ограничением ею их самостоятельности. Частыми являются конфликты с матерью, которая пытается их опекать, считает «маленькими». У 50 % подростков низкая общительность, доминантность и любознательность. Объяснением выборов подростков чаще является фраза: «Он (она) слушает меня до конца и не перебивает». Таким образом, заикающиеся подростки в общении с людьми ориентируются прежде всего на их отношение к дефекту речи.

Самооценка у заикающихся подростков различна. 45 % человек поставили себя на пятую или четвертую ступени, считая себя довольно общительными, способными устанавливать контакт с людьми.

Однако низкие результаты, полученные по другим методикам, позволяют утверждать, что у этих подростков завышенная самооценка. Они предполагают, что и сверстники поставили бы их на пятую или четвертую ступени лестницы, отмечая их общительность.

Остальные 55 % подростков с заиканием считают, что сверстники поставили бы их на более низкие ступени лестницы, чем они сами ставят себя. Причиной, по их мнению, является заикание.

Таким образом, по основному критерию — развитию коммуникативных способностей — заикающиеся подростки значительно различаются.

Только 25 % подростков с тоноклонической и клонотонической формами заикания средней и легкой степени выраженности обладают достаточно высоким уровнем сформированности коммуникативных способностей, испытывают потребность в общении с людьми, легко устанавливают контакты, не ограничивают круг своих знакомств.

Для них характерна непринужденность в поведении в новой обстановке. Они имеют высокий или средний уровень организаторских способностей, склонны к проявлению инициативы в общественной деятельности, в группе чаще являются лидерами и стремятся подчинить себе сверстников. Отличаются высоким или средним уровнем самоконтроля в общении.

Легко чувствуют себя в любой роли, гибко реагируют на изменение ситуации и в общении с разными людьми ведут себя по-разному. Могут предвидеть то впечатление, которое они производят на окружающих. Самооценка отличается устойчивостью.

Стремление к уединению, закрытости и отгороженности находятся на низком уровне, общительность, доминантность и любознательность — на высоком, реже — на среднем. В сфере межличностных отношений предпочтение отдавали родителям (чаще матери) или друзьям.
Источник:Здоровая личность: материалы международной научно-практической конференции 21-22 июня 2012 года. — СПб.: СПбГИПСР, 2012.— 168 с

Источник: http://www.vashpsixolog.ru/lectures-on-the-psychology/119-conferences-and-reports-on-psychology/1810-osobennosti-obshheniya-zaikayushhixsya-podrostkov

Особенности вербальной коммуникации и личности заикающегося школьника, выявляемые в процессе беседы

36. Особенности общения заикающихся, значение для успешной социальной

Анамнестические сведения представляют собой первичные данные о заикающемся школьнике. Но основной материал, характеризирующий индивидуальные особенности личности и речевой деятельности заикающегося в целом, обследующий получает в ходе беседы с ребенком. Цель беседы состоит, главным образом, в выявлении у заикающихся детей умений и навыков общения и речевого поведения.

Создавая ситуации общения с различной степенью эмоциональной напряженности, обследующий выясняет устойчивость заикающегося к изменяющейся обстановке общения, умение регулировать свое речевое поведение в диалоге. Диалог позволяет определить, есть ли у заикающегося самостоятельно выработанные приспособления к возникающим трудностям вербальной коммуникации и какие именно.

Одним из способов усложнения условий, в которых протекает деятельность общения, является варьирование темы разговора. Известно, что тема разговора вызывает у заикающихся школьников различное эмоциональное отношение: оно может быть нейтральным, положительным, отрицательным.

Каждое из упомянутых состояний отражается в речи заикающихся, уменьшая или усиливая проявление дефекта. Так, вопросы, затрагивающие круг интересов ребенка, его впечатления нейтрального или эмоционально-положительного характера, как правило, не приводят к усилению заикания.

К числу их относятся следующие:

· Как ты к нам добрался, на чем ты ехал?

· Понравился ли тебе наш город (если ребенок приезжий)?

· Что именно понравилось?

· Где ты успел побывать.

· Что оставило наиболее яркое впечатление?

· Как выглядит твой класс, школа?

· Как ты организуешь свой день; когда встаешь, делаешь ли зарядку?

· Чем занимаешься после школы?

· Кто твои друзья?

· Как ты проводишь свой досуг, каковы твои интересы, увлечения (во что играешь, увлекаешься ли чтением книги т.д.)?

· Занимаешься ли спортом и каким именно?

· Ходишь ли в кино, театр?

· Что ты смотрел за последнее время в кино, театре, по телевизору? Что тебе понравилось? И т.п.

В противоположность названным выделяется группа вопросов, наиболее часто вызывающих у заикающихся состояние эмоциональной напряженности, усиливающих интенсивность проявления заикания.

Прежде всего это вопросы, касающиеся учебной деятельности (выяснение успехов в освоении учебной программы и уровня притязаний).

При этом, если ученик имеет хорошие оценки, задаются вопросы такого характера:

· Кто из твоих товарищей занимается более успешно и по каким предметам?

· Считаешь ли ты, что учишься ниже своих возможностей? Если так, то почему? И т.п.

К вопросам такого же рода относятся и касающиеся участия ребенка в жизни класса (распределение обязанностей между одноклассниками, выборы на общественную должность и пр.), а также выявляющие самооценку.

К ним примыкают вопросы, касающиеся мнения ребенка о состоянии собственной речи: как оценивает свою роль в беседе; где говорит лучше — дома, с товарищами, в школе; какие речевые затруднения возникают на уроках во время подготовленного ответа: при ответе на внезапный вопрос, при ответе с места, у доски? Какова реакция на требования учителя ускорить ответ, на некорректные замечания по поводу содержания ответа, на недооценку учителем возможностей ребенка?

Коммуникативные затруднения у заикающихся могут возникнуть и в том случае, если беседа коснется занятий с логопедом, а также самостоятельной работы по исправлению речи (мера собственных волевых усилий: систематичность в работе, настойчивость в достижении успеха, цели и т.п.).

В ряде случаев усиление заикания провоцируется вопросами, которые касаются взаимоотношений в семье, разделения обязанностей между детьми (старшими — младшими): считает ли ребенок разделение обязанностей справедливым; есть ли у ребенка постоянные обязанности, или он эпизодически помогает своим родным; как удовлетворяются его желания (выполняются тотчас же или, напротив, ему ничего не позволяют).

Таким образом, вводя заикающегося ребенка в разные эмоциональные состояния, обследующий получает представление о факторах, способствующих усилению заикания в каждом индивидуальном случае.

В качестве примера остановимся на фрагменте протокольной записи обследования (Андрей К., 4 кл.), которая иллюстрирует индивидуальную реакцию ребенка на изменение темы разговора.

Вопросы, касающиеся интересов Андрея К. вне школы, не вызывают особых затруднений. Мальчик охотно и подробно рассказывает о сделанной им модели самолета, о собранных марках.

Как только обследующий меняет тему беседы, характер общения меняется:

· Кто в классе лучше всех учится?

· По всем предметам?.. Ну это… Эдик…

· Так он хорошо учится по всем предметам?

· Нет, по русскому он впереди, а по математике не знаю…

· Еще есть в классе хорошие ученики?

· Есть отличница… Хорошо по русскому языку… по математике… не знаю.

· Учителя отмечают твои успехи в математике или в русском языке?

· Ну… она говорит… что… что по русскому ну… ты должен написать хорошо контрольную… (Эта фраза вызывает у ученика большие затруднения, он краснеет, отвечает с большими паузами, интенсивность заикания возрастает.)

Мальчик эмоционально реагирует на все, что связано с неполной реализацией его возможностей. Возникающее под воздействием изменения темы разговора эмоциональное напряжение дезорганизует высказывание и усиливает проявление речевого дефекта.

Изменения эмоционального состояния и, соответственно, выраженности заикания привносятся также вариативностью психологического фона беседы.

Он может быть нейтральным, когда обследующий спокойно, без особых эмоций проводит диалог; эмоционально-положительным — когда обследующий одобрением стимулирует высказывания ребенка; эмоционально-отрицательным — когда обследующий несколько обостряет обстановку, тон его становится более требовательным, он просит ускорить темп ответов и т.д.

На эмоциональное состояние ребенка определенное влияние оказывает требование перестроить высказывание, изменив его цель и задачи. Таким образом, эмоциональное напряжение возникает и при введении в беседу различных помех, отвлекающих моментов, что свидетельствует о повышенной чувствительности заикающегося ребенка к обстановке общения.

Каждое из названных средств, варьирующих ход диалога, может быть использовано как отдельно, так и в совокупности. От обследующего требуется известная гибкость в организации диалога и соответствующая ориентировка в использовании упомянутых средств. Это определяет и всю тактику процедуры обследования.

При обследовании заикающегося обычно первыми задают так называемые анкетные вопросы, имеющие нейтральную окраску (Как тебя зовут? Где ты живешь? В какой школе учишься? И т.д.).

Если же подобные вопросы вызывают индивидуальные коммуникативные затруднения, препятствующие дальнейшему свободному развитию диалога, то ребенку можно предложить невербальное, доступное, имеющее занимательную форму задание, результат выполнения которого может быть представлен с помощью показа.

Обычно после предъявления одного – двух подобных заданий у ребенка снимается напряжение и он более свободно включается в процесс устного общения.

По следам каждого раздела обследования проводится анализ полученных фактов. Цель анализа — выявить уровень сформированности навыков общения и проследить устойчивость их в разных ситуациях, связанных с введением заикающегося учащегося в различные эмоциональные состояния.

При этом фиксации подлежат:

1. сохранность замысла высказывания, логичность и последовательность развертывания его содержания, особенности актуализации языковых средств;

2. манера общения, проявляющаяся в индивидуальных особенностях общего и речевого поведения: начинает ли заикающийся школьник отвечать на вопрос, не дослушав его, перебивает ли собеседника встречным вопросом, общается легко, непринужденно или с трудом — долгое время молчит, затем начинает отвечать односложно;

3. проявляет ли в разговоре самостоятельность или постоянно ждет одобрения от родителей, обследующего;

4. проявляет ли инициативу в общении, умеет ли активно и убедительно отстаивать свою точку зрения.

Обобщаются и все данные, относящиеся к личностным реакциям ребенка на процесс общения, а именно: как реагирует на неудачный ответ, на негативную оценку обследующим его деятельности и речи (повышением эмоциональной напряженности, дезорганизующей речевое высказывание, или умением собраться и эффективно продолжать работу); как быстро истощается в разговоре, устает; говорит ли об этом или скрывает усталость; проявляет сдержанность в оценке собственной личности или демонстрирует повышенный уровень притязаний.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/18_36444_osobennosti-verbalnoy-kommunikatsii-i-lichnosti-zaikayushchegosya-shkolnika-viyavlyaemie-v-protsesse-besedi.html

Особенности общения заикающихся, значение для успешной социальной адаптации

36. Особенности общения заикающихся, значение для успешной социальной

  1. A) объект, характеризующийся именем, значением и типом
  2. A) Устройство, обеспечивающее кодирование сообщения
  3. CASE -технологии, как новые средства для проектирования ИС. CASE – пакет фирмы PLATINUM, его состав и назначение. Критерии оценки и выбора CASE – средств.
  4. I. Особенности формирования отраслевой системы оплаты труда работников учреждений здравоохранения
  5. II. Особенности учета операций по осуществлению функций главного распорядителя, распорядителя и получателя средств федерального бюджета
  6. III Блок: 5. Особенности работы социального педагога с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей.
  7. PR в государственных структурах и ведомствах. PR в финансовой сфере. PR в коммерческих организациях социальной сферы (культуры, спорта, образования, здравоохранения)
  8. PR-мероприятия для СМИ (виды, характеристика, особенности).
  9. RAID назначение виды
  10. Абсолютная монархия в Англии. Предпосылки возникновения, общественный и государственный строй. Особенности английского абсолютизма.

Заикание — не только сложное речевое расстройство, но и заболевание всего организма. И поэтому наряду с педагогическими мерами заикающиеся дети нуждаются в специальном общеукрепляющем лечении.

Заикание — явление довольно распространенное. Однако повседневные наблюдения показывают, что у взрослых нет четкого представления о заикании, отчетливого понимания психологии заикающихся, знания научно-обоснованных путей профилактики и лечения.

Причин несколько. Но главная из них — это слабость нервной системы, чаще всего обусловленная инфекционными заболеваниями (осложнения после кори, скарлатины, менингита, энцефалита), вяло текущая хроническая патология — ревматизм, воспаление легких и т. д.

Иногда дети рождаются с ослабленной нервной системой, которая явилась следствием неблагоприятного протекания беременности.

Заикание развивается обычно у детей от двух до пяти лет, т. е. в самый бурный период становления речи. В системе других психических процессов речь наиболее хрупкая и уязвимая в силу своей «молодости», и поэтому нагрузки на нервную систему прямо или косвенно влияют на речевую деятельность.

Заикание протекает по-разному, но определить заболевание не трудно. Оно проявляется либо в навязчивом повторении звуков и слогов, либо в непроизвольных остановках, задержках, часто сопровождающихся судорогами речевых органов. Судорогами поражаются ые связки, мышцы глотки, языка, губ.

Наличие судорог в речевом потоке является главным феноменом заикания. Они различаются по частоте, месту поражения и продолжительности. От характера судорог зависит тяжесть заикания. Напряженность органов произношения не позволяет заикающемуся точно, ясно, ритмично вести разговор.

Расстраивается и голос — у заикающихся он неуверенный, хриплый, слабый.

Помимо речевых, у заикающихся детей формируются и двигательные уловки: дети сжимают кулаки, переступают с ноги на ногу, взмахивают руками, пожимают плечами, шмыгают носом и т. д.

Эти вспомогательные движения облегчают ребенку высказывание, а в дальнейшем, закрепляясь, становятся составной частью речевого акта.

Лишние движения вносят разлад в координированную моторику, загружают психику дополнительной работой.

У некоторых дошкольников появляется страх перед речью. Еще не приступив к разговору, ребенок начинает волноваться от того, что станет заикаться, что его не поймут, плохо оценят. Появляется неуверенность в речи, настороженность, мнительность. Дети болезненно ощущают разницу между собой и сверстниками.

У заикающихся нарушена координированность в движениях. У одних — двигательное беспокойство и расторможенность, у других — угловатость и скованность.

Вот почему заикающиеся обыччо избегают поделок, требующих тонких движений пальцев. Но на этом признаки заикания не исчерпываются.

У заикающихся формируются нежелательные черты характера — раздражительность, плаксивость, обидчивость, замкнутость, недоверчивость, негативизм, упрямство и даже агрессивность.

Заикание усугубляется по мере нарастания утомления. В начале дня дефект проявляется менее грубо, чем в конце. Отсюда вывод, что с заикающимися надо проводить занятия в утреннее время.

Когда ребенок находится один, он не заикается. Не заикаются дети при пении, чтении стихов, декламации заученных рассказов. Из изложенного можно сделать вывод, что для исправления дефекта необходимо воздействовать не только на речь заикающегося, но и на личность в целом.

Дата добавления: 2015-04-18; просмотров: 9; Нарушение авторских прав

Источник: https://lektsii.com/2-29460.html

Белякова Л.И. , Дьякова Е.А. Заикание. Учебное пособие для студентов педагогических институтов по сп

36. Особенности общения заикающихся, значение для успешной социальной

Заикание существенно отражается на формировании личности. При хронификации этой речевой патологии часто наблюдается нарушение системы отношений, что приводит к патологическим формам поведения и сужению рамок социальной адаптации.

По мнению В.Н. Мясищева (1960), личность раскрывается как сложная система отношений, она развивается в процессе ее деятельности и общения с другими людьми.

Речь наиболее тесным образом связана с личностью человека, так как важнейшим проявлением языка является его коммуникативная функция, чаще всего реализуемая в процессе диалогического взаимодействия.

Нарушение общения, которое наблюдается при заикании, меняет условия формирования личности, ее сознание и самосознание.

У детей с невротической формой заикания общественные отношения (с родителями и сверстниками) нарушаются постепенно по мере хронификации речевой патологии и осложнений ее вторичными явлениями. При неврозоподобной форме заикания развитие общественных отношений существенно отстает в своем развитии от нормы.

Известно, что в дошкольном возрасте многие заикающиеся дети характеризуются такими особенностями поведения, как тревожность, мнительность, боязливость и пр. С возрастом появляется неуверенность в своих силах, а позже развивается низкая самооценка и боязнь речевого общения. Все эти особенности развития личности заикающихся приводят к нарушению социальной адаптации.

Следовательно, реабилитационные воздействия на заикающегося не могут ограничиваться только воспитанием плавной речи. Значительную роль играет воспитание личности.

Целью этого направления реабилитационной работы является развитие у заикающихся социальных взаимоотношений. Для детей дошкольного возраста это направление важно как подготовка к обучению и взаимодействию с учителем и соучениками, к активной общественной деятельности в школе. У подростков и взрослых — это воспитание адекватного отношения к себе, окружающим их лицам, и взаимоотношений с ними.

Работа в данном направлении осуществляется с помощью различных психологических, психотерапевтических и коррекционных педагогических воздействий.

Психотерапевтическое направление реабилитационной работы складывается из общей, частной и специальной психотерапии. Психотерапевтические методы воздействия применяются дифференцировано, в зависимости от формы заикания и этапа реабилитационной работы.

Общая психотерапия

предполагает создание особого положительного эмоционального фона окружающей обстановки, что является благоприятной почвой для использования приемов частной психотерапии.

К частной психотерапии

относится рациональная, суггестивная, тренировочная психотерапия и трудотерапия. Рациональная психотерапия состоит в доступном разъяснении заикающимся сущности его страдания, в воспитании адекватного отношения к речевому дефекту, в возможности его излечения. Рациональная психотерапия проводится индивидуально и коллективно и направляется главным образом на переориентацию личности заикающегося по отношению к своему речевому дефекту, как главному фактору, тормозящему реализацию жизненных планов.

Суггестивная психотерапия

(термин “суггестия” означает внушение) может проводиться в бодрствующем состоянии или в состоянии дремоты. В процессе данного вида психотерапии заикающимся внушаются мысли о выздоровлении, о возможности плавной речи в любой ситуации и т.п.

Одним из ведущих методов суггестивной психотерапии является аутогенная тренировка, которая направлена на обучение заикающихся навыкам саморегуляции.

Среди методов психотерапии важное место в работе с заикающимися занимает коллективная психотерапия. Этот вид психотерапии предусматривает лечебное влияние коллектива на каждого члена группы.

Она включает проведение специальной работы по устранению отрицательного влияния пациентов друг на друга, оказание помощи заикающимся в утверждении своей роли в коллективе, умении согласовывать свои желания с требованиями коллектива, что в конечном счете ведет к адаптации их к обычным жизненным условиям.

Коллективная психотерапия воплощается в таких видах работы, как библиотерапия, трудотерапия, организация соревнований логопедических групп заикающихся по всем разделам обучения и т.п.

Для заикающихся дошкольного возраста наибольшее значение имеет общая психотерапия.

Этот вид психотерапии предполагает создание особой атмосферы взаимоотношений как в детском саду, так и в семье. Такие условия достигаются за счет осуществления всеми сотрудниками воспитательного учреждения и родными ребенка единых требований к поведению ребенка, выполнению им режимных моментов и речевого поведения в соответствии с этапом коррекционной работы.

Обстановка, окружающая заикающегося ребенка, должна быть доброжелательной и спокойной. Речь всех окружающих ребенка лиц должна быть негромкой, спокойной, размеренной.

Для заикающегося дошкольника, в особенности, если он впервые поступает в детский сад, важны ласковые интонации в голосе персонала и улыбающиеся приветливые лица. Следует как можно чаще ребенка поощрять, особенно при проявлении им инициативы, четкого выполнения правил поведения и т.д.

Положительный эмоциональный климат воспитательного учреждения и семьи способствует развитию у ребенка чувства уверенности в себе, повышает его самооценку.

На логопедических занятиях с заикающимися дошкольниками необходимо также поощрять даже незначительные достижения ребенка, воспитывая уверенность в своих силах.

Психологическое воздействие на заикающихся дошкольников осуществляется в основном в игровой деятельности как ведущей деятельности этого возраста.

Учитывая то, что эволюционное заикание начинается в дошкольном возрасте, коррекционно-воспитательный процесс по формированию личности заикающихся должен начинаться одновременно с логопедическими воздействиями.

Игра используется как средство воспитания заикающихся детей и коррекции личностных отклонений. Специалист должен отчетливо представлять разницу между игровыми упражнениями (которые широко используются в логопедической работе с заикающимися) и игровой деятельностью.

Игровая деятельность, в отличие от игровых упражнений, предполагает определенную систему взаимоотношений играющих, где имеется ролевое распределение, развитие и завершение игры, а также оценка исполнения роли каждого играющего.

Характер игры, ролевое распределение, речевая активность детей, степень самостоятельности зависит от возраста детей, психофизических возможностей и этапа логопедической работы. При этом следует учитывать основные дидактические принципы педагогики воспитания: постепенное усложнение сюжета игры, речевого материала и методики проведения.

Для боепитания заикающихся детей особое значение имеют игры, которые формируют активное поведение детей, их общение со сверстниками и взрослыми.

Используя игровую деятельность в коррекционных целях, необходимо помнить, что перенос реальности в игру, а затем перенос игры в реальность позволяет ребенку вживаться в роль и вести себя соответственно этой роли.

Это позволяет ребенку приобретать умение менять свое поведение в зависимости от ситуации, ориентироваться в поведении партнеров, гибко использовать как средства вербального, так и невербального общения.

Игровая деятельность, применяемая в коррекционных методиках воспитания личности, позволяет заикающемуся идентифицировать себя с положительным героем, занимать активную позицию, позволяющую ему самовыражаться.

В ролевой игре важное значение имеет взаимопонимание ребенка с логопедом, создание логопедом модели общения в игровой ситуации. Эта модель общения в дальнейшем постепенно должна становиться образцом для подражания в общении в повседневной жизни.

В ролевой игре логопед показывает модели решения конфликтных ситуаций, что позволяет постепенно воспитывать адаптивные черты поведения заикающихся (Е.Ю. Pay, 1992 и др.).

На первом этапе логопедической работы, когда осуществляется “щадящий речевой режим”, используются игры, направленные на развитие невербальных форм общения.

На этом этапе могут допускаться односложные ответы (“Да”, “Нет”), а через некоторое время шепотная речь.

Для реализации этих задач логопед словесно рисует занимательный игровой сюжет, в котором дети принимают участие, выполняя соответствующую сюжету роль с помощью движений, жестов и мимики.

Например:

Игра:

“Зайцы и лиса”.

Логопед:

Наступило утро, все зайчики проснулись, потянулись, пошевелили ушками, протерли глазки, носик, помыли лапки, потопали ножками и поскакали на полянку. Вдруг из-за куста выглянула лиса. Зайчики испугались, присели, ушки подняли вверх, слушают и смотрят внимательно… и т.д.

Соответственно тексту и инструкциям логопеда или воспитателя дети выполняют соответствующие движения. Вначале это происходит по образцу, который показывает специалист, а затем и самостоятельно, соответственно инструкции.

При проведении таких игр внимание специалиста должно быть направлено на развитие выразительности движений и мимики. Постепенно должны вводиться игры, включающие общение персонажей между собой, например: “Дедка и репка”, “Курочка ряба” и пр.

В процессе игровой деятельности у детей с невротической формой заикания снимается эмоциональное напряжение, снижается фиксация на дефекте. Обогащаются и становятся свободнее возможности невербального общения.

Дети этой труппы с удовольствием имитируют особенности поведения разных животных и их общение между собой.

У детей с неврозоподобной формой заикания с помощью невербальных игр создаются условия для развитая выразительности жестикуляции и мимики. Постепенно у них формируются умения использовать эти навыки для общения.

Невербальные игры, проводимые на этом этапе, способствуют формированию коллективной деятельности детей, умению подчинять свое поведение общим целям коллектива.

При переходе на облегченные формы речи (сопряженная, отраженная, вопросно-ответная) воспитательная роль игры усложняется. С помощью игры воспитывается возможность произвольного поведения. Дети учатся выполнять требования, которые исходят не только от взрослого, но и от сверстника.

На этом этапе выбирается водящий в играх с помощью считалок (ритмизированная речь в сочетании с движением руки). В этот период приобретают актуальность игры-драматизации, настольный и кукольный театр и т.п., в которых используются облегченные формы речи.

Источник: http://pedlib.ru/Books/2/0015/2_0015-45.shtml

Личностные особенности заикающегося школьника.

Возникающая при заикании затрудненность речевого общения не проходит бесследно для формирования личности ребенка, его поведения.

Физиологические и психологические основы заикающийся речи в детском возрасте существенно отличаются от тех же основ в более позднем возрасте.

Так, в логопедической практике имеется мнение, что в раннем школьном возрасте отсутствуют вторичные патологические условно рефлекторные связи и менее выражены закрепившиеся по типу условного рефлекса вегетативные сдвиги в организме.

Считается, что у детей младшего школьного возраста чаще наблюдаются нарушения преимущественно моторной стороны речи. Однако отсутствие патопсихологических наслоений свойственно не всем детям младшего возраста.

Отсутствие у этих детей патопсихологических наслоений объясняется тем, что у них по сути дела чаще нет синдрома заикания как судорожной формы речи.

Нередко здесь имеет место так называемая итерация, сущность которой проявляется в виде повторения слогов, слов, что некоторые авторы рассматривают как физиологическое явление ( М. Зееман и др. ), возникающее на первых этапах становления речи.

Это состояние при известных условиях может перейти в заикание. Однако это не является обязательным.

Патопсихологические особенности, возникающие в эмоционально -волевой сфере и характере ребенка усиливаются или ярче проявляются в более старшем школьном возрасте.

Заикающийся ребенок обычно сам чувствует неправильность своей речи и часто жалуется на это. Он боится говорить или говорит шепотом. В основном ограничивается короткими ответами, иногда предпочитает молчать и в общении с окружающими пользоваться жестами.

Заикание резко меняет поведение ребенка. Он становится раздражительным, озлобленным, застенчивым, пугливым. Не имея возможности свободно говорить, ребенок сторонится детей, предпочитает одиночество.

Часто дети передразнивают заикающегося ребенка, смеются над ним. В связи с этим ребенок все более осознает свой недостаток, что приводит к дальнейшему ухудшению состояния его речи.

Чем больше заикающийся ребенок стремится избежать затруднений в речи, тем меньше это ему удается и он тяжело переживает свой недостаток.

Изменение личностных особенностей ребёнка в условиях школьного обучения.

Личностные качества школьника подвергаются значительным изменениям в связи с новой обстановкой: попадая в школу из домашней среды, где его дефект чаще встречал сочувствие и ласку, или из детского сада, где маленькие дети вообще мало обращали внимания на его дефект, первое с чем встречается школьник , это то, что его дефект обращает на себя внимание учеников.

Неблагоприятная обстановка вызывает острое переживание у такого ребенка и, если прежде он особенно не тяготился своим дефектом, то сейчас он начинает сознавать, что он не такой как все, начинает следить за своей речью, стараясь избежать судорожного спазма и это, как правило, ухудшает ее.

Невротические явления нарастают и на фоне их, возникает ряд специфических психологических симптомов, характерных для заикающихся, усиление спазмов, возникновение страха перед речью и даже перед произнесением отдельных звуков.

Сам процесс обучения, необходимость отвечать урок перед всем классом, перед учителем — все это сверх раздражители для заикающегося.

В книге А. В.Ястребовой «Учителю о детях с нарушениями речи» в главе «Преодоление заикания в процессе учебной деятельности» читаем:

Требования быстрого ответа, возможные насмешки товарищей во время классных занятий тяжело травмируют ребенка, значительно усугубляя дефект его речи: в эти моменты появляется нередко судорожность, граничащая нередко с полной немотой.

Заикающийся ребенок, с возрастом все больше и больше чувствуя недостатки своей речи, начинает постепенно понимать, что данный дефект невыгодно выделяет его среди нормально говорящих сверстников.

В книге Е. Н. Винарской «Задержки и дисгармония развития при воспитании детей методами силового принуждения» читаем «Адаптация ребенка к внешне средовым условиям жизни в обществе обуславливает собой ряд субъективно ценностных перестроек, каждая из которых проявляется и закрепляется в определенных знаниях, умениях и навыках».

Факторы, способствующие усилению заикания в школьных условиях.

Именно в такой ситуации и возникает, как правило, усиление заикания

Заикание также усиливается, если устное общение проходит в условиях, отличных от привычных для детей, когда изменяется форма опроса, когда учащемуся предлагается внезапный вопрос, к ответу на который он не успел подготовиться, когда в ходе урока имеет место длительное ожидание вызова к доске, а также при недостаточно корректном отношении учителя к заикающемуся.

Иногда учителя забывают, что речь ребенка с момента поступления в школу становится в иные условия, к ней предъявляются повышенные требования.

Публичность речи, необходимость говорить в условиях направленного внимания учителя и класса — вызывает волнение ученика, он начинает с тревогой и опасением следить за своей речью, стараясь преодолеть спазмы дополнительным напряжением речевой мускулатуры.

Однако эти действия только ухудшают его речь, вызывая усиление заикания.

Учителю необходимо знать, что в таком состоянии теряется способность умело пользоваться уже приобретенными речевыми навыками. Требование быстрого ответа, возможные насмешки товарищей во время классных занятий тяжело травмируют ребенка, значительно усугубляя дефект его речи: в эти моменты появляется нередко судорожность, граничащая с полной немотой.

Иногда учитель спрашивает учеников только письменно. Такая форма опроса также отрицательно сказывается на речи и психике заикающихся.

Не менее травмирует школьников и усиливает проявление заикания и неправильная организация их устных ответов, когда учитель сбивает заикающихся учащихся с взятого ими темпа речи, нарушает последовательность высказываний, торопя их без особой надобности.

Недостаточная корректность учителя особенно отрицательно сказывается в тех случаях, когда заикание сопровождается отклонениями речевого развития у детей.

Полагая, что причиной неуспеваемости такого ученика является заикание, учитель, щадя его, старается как можно реже спрашивать и невольно уделяет ему меньше внимания.

Постепенно у такого ученика образуются пробелы в знаниях программного материала, и он попадает в число второгодников, а иногда его даже переводят во вспомогательную школу.

Индивидуальный подход к заикающемуся школьнику

Чтобы этого не произошло, учитель всем своим поведением, манерой говорить должен способствовать преодолению импульсивности, неорганизованности речи учащихся.

И здесь большую роль играет система вопросов учителя, четкость и логичность речи в любой реплике.

Не менее важно при этом постоянное соблюдение педагогического такта по отношению к заикающимся учащимся.

Совершенно недопустимо, например, делать замечания по поводу речи заикающегося ученика в присутствии всего класса. Никогда нельзя забывать, что усиление или ослабление заикания зависит от очень многих, иногда неприметных факторов.

На речь влияет:

  1. эмоциональное состояние ученика ( заикающийся напряжен, спокоен или ждет порицания и т. д.);

  2. отношение учащегося к учебному предмету;

  3. форма ответа ( чтение, пересказ, обобщение, вывод и т. д.). Нет ни одного заикающегося, который бы всегда, везде и со всеми говорил одинаково. У одного и того же ребенка в течение дня речь может быть разной — от совершенно свободной до практически невозможной.

Каким же должен быть подход к заикающимся детям?

1. Учителю необходимо с первых дней школьной жизни установить контакт с логопедом и постоянно выполнять его рекомендации.
Однако, эффективность преодоления заикания и в этом случае окажется низкой, если учитель сам не будет активно осуществлять коррекционно -педагогическое воздействие на заикающихся детей.

2. Следует организовать правильное отношение к заикающемуся ребенку коллектива класса.

С этой целью можно побеседовать с учащимися ( лучше в отсутствие заикающегося ребенка ) о том, что их товарищ, страдающий заиканием очень болезненно переживает свой речевой недостаток и что ребята должны проявлять к нему чуткость, терпимость.

В ходе беседы желательно подчеркнуть, что именно товарищи по классу могут помочь заикающемуся избавиться от недостатка речи и чувствовать себя полноценным членом коллектива.Полезно также предложить нескольким школьникам взять шефство над ним.

Естественно, что «шефы» должны обладать определенными чертами характера ( спокойные, отзывчивые, пользующиеся авторитетом среди школьников — сверстников).

Дружба с такими детьми важна для заикающихся не только в плане утверждения их позиции в классе, но и для преодоления таких черт характера, как неорганизованность, импульсивность и т. д.

3. Ни в коей мере заикание не должно быть помехой для выполнения ребенком общественных нагрузок.
Учитывая индивидуальные возможности ученика, обязательно следует давать ему посильные общественные поручения, привлекать к участию в самодеятельности.

4. Очень важно, чтобы с первых дней обучения заикающегося ребенка в школе у учителя установился контакт с его родителями.
Знание обстановки в семье, поведение ребенка дома, его интересов и взаимоотношений с домашними и друзьями помогут учителю наладить правильные отношения к нему в классе.

5. Чтобы знать, как именно организовать конкретную помощь заикающемуся в классе учителю необходимо составить четкое представление о каждом школьнике. С этой целью нужно провести полное обследование речи учащегося. При этом особое внимание должно быть обращено на состояние связной речи учащегося в различных ситуациях.

6. Наблюдая в классе за выполнением ребенком различных заданий (устных и письменных ) учитель должен составить представление об особенностях учебной деятельности школьника ( устойчивость внимания, организованность, умение преодолевать встречающееся трудности ).

Учителю так же необходимо знать характер каждого учащегося, его интересы и увлечения.Периодически учитель должен находить время для индивидуальных бесед с заикающимся учащимся.

Во время такого общения необходимо тактично напоминать ему, что преодоление заикания зависит от самого ученика, его воли и активности.

7. В работе с заикающимися учащимися с общим недоразвитием речи внимание учителя должно быть направлено прежде всего на пополнение их словаря, на то, чтобы дети активно использовали имеющийся у них запас слов и модели предложений.

С этой целью учителю следует систематически прорабатывать с такими детьми читаемый текст, предварительно объяснив значение каждого нового слова и оттенки значений известных детям слов в данном контексте; давать им индивидуальные задания по словарной работе, обратив при этом внимание на смысловое значение и звуковой состав слов; объяснять конструкции сложных распространенных фраз.

Этим ученикам необходимо помочь понять слова — термины, выражения, наиболее часто употребляемые на уроках русского языка и математики, предварительно разобрав значение каждого из них.

8. На уроке учителю необходимо держать таких детей в сфере своего внимания и постоянно побуждать их к активной речевой деятельности.

Прежде всего учителю необходимо помнить, что опрашивать заикающихся учеников следует столько же , сколько и других детей, используя для этого различные формы опроса: это и задания с раздаточным материалом, и ответы с места, и развернутые высказывания детей у доски.

В последнем случае, чтобы уложиться во времени, учитель должен специально наметить день, когда будет спрашивать заикающегося ученика и на данном уроке ограничиться опросом именно одного этого школьника.

Это создаст спокойную ситуацию ответа, позволит учителю терпеливо выслушать ответ до конца.

А чтобы не привлекать дополнительно внимание класса к ответу заикающихся, в некоторых случаях остальных учеников можно занять какой — нибудь самостоятельной работой.

9. Очень часто при заикании самым трудным бывает начало речи. Вот здесь — то и необходимо оказать помощь школьнику. Она может быть сугубо индивидуальна.Одному ученику бывает достаточно, чтобы учитель несколько первых слов проговорил с ним вместе.Другому следует задать направляющий вопрос.

Третьему сделать ободряющее замечание.Однако, всем заикающимся следует напомнить о соблюдении последовательности ответа, о необходимости обязательно предварять свое сообщение «речью про себя» то есть прежде подумать, сформулировать фразу про себя и только потом произносить ее вслух.

Запинки в речи могут возникнуть на любом этапе изложения учебного материала.

В тех случаях, когда учащийся испытывает затруднения при ответе у доски, (как правило, по ходу высказывания ясно, какое именно слово хочет, но не может сказать ребенок ), можно помочь ему либо проговорить совместно с ним это слово, либо предложить ему написать это слово на доске и произнести его.

Что касается коррекции устных высказываний детей, то она состоит в формировании последовательной , логической речи.У заикающихся имеется ряд специфических недочетов связной речи.Поэтому в процессе обучения учитель должен постоянно изыскивать возможности восполнения этих пробелов.

Помощь заикающимся детям должна выражаться не в освобождении их от устных ответов, а, наоборот, в активном вовлечении их в область интеллектуальных поисков.

Истинная помощь и будет заключаться в том, чтобы подготовить заикающегося ребенка к этому виду речевого общения, то есть научить планировать свои высказывания, опираясь на последовательность конкретных действий.

10. Следует развивать у детей умение свободно отвечать, спрашивать, пояснять, а позже и анализировать, обобщать, рассуждать.Обычно речь детей свободна от заикания в ситуации анализа состава слова ( фонетического, морфологического, грамматического ).

Поэтому заикающимся детям надо чаще предлагать эти задания (соответствующие проходимой грамматической теме ).Учащиеся либо по имеющемуся образцу, либо сопровождая речью запись слова, должны вычленить и назвать отдельные звуки, слоги, корень, приставку и т. д.

Полезны и разбор предложений по членам и частям речи, определение грамматических признаков различных частей речи, записанных на доске, плакате, таблице, тетради и т. д.При подготовке развернутых высказываний заикающихся школьников следует использовать прием детального расчленения речевого материала, составляющего ответ детей.

Достигается это посредством системы вопросов учителя.

Эти вопросы, отражающие определенное, дробное деление материала на отдельные смысловые отрезки, постепенно подводят заикающегося ребенка к связному развернутому высказыванию.

При такой организации учебной работы, предусматривающей активное общение учителя и учащегося, в речи детей неизбежно будут встречаться различного рода повторения, что значительно облегчит им формулирование ответа, снимет столь характерную для заикающихся затрудненность в подборе нужного для выражения мысли слова.

Кроме того, следует активно привлекать заикающихся учащихся к составлению примеров, иллюстрирующих то или иное правило правописания.

Посредством таких заданий школьники упражняются в быстром подыскивании нужного слова согласно заданному признаку ( например, подбор проверочных слов для правильного написания безударных гласных, звонких и глухих согласных, родственных, однокоренных слов и т. д. ) и конструированию из них предложений.

Чтобы предупредить трудности произношения составленных детьми предложений им следует давать следующую установку: «не торопись, с начала продумай до конца свою мысль, подготовь фразу и повтори ее несколько раз про себя».

Эта установка на предварительную подготовку фразы, а затем и всего сообщения очень важна для коррекции заикания.

Посредством побуждения педагог научит детей производить мысленный анализ словесного материала, составлять в уме план сообщения.

Со временем учащиеся усваивают навык тщательной подготовки ответа и, убеждаясь в том, что это облегчает их речь начинают самостоятельно пользоваться этим приемом.

Постепенно в результате многократных упражнений и собственных удачных ответов (в ситуации максимальной наглядности) заикающимся детям становятся доступны обобщающие развернутые высказывания с самостоятельными рассуждениями.

Большие возможности для формирования последовательной, логичной, предварительно планируемой речи дает математика.

Сами по себе конкретность и наглядность цифрового материала и манипуляции с ним создают ситуацию, в которой речь детей протекает без заикания.

Поэтому на уроках математики можно предлагать детям самые разнообразные задания, записывать на доске данные примеров, задач, проговаривая про себя каждую из диктуемых цифр по порядку и комментировать производимые письменные вычисления.

Очень полезны для заикающихся различные виды устного счета, которые на первых порах коррекции проводятся, как правило, при наличии зрительной опоры ( примеры, написанные на доске, в тетради или учебнике, таблицы, схемы, диаграммы или конкретные предметы ), а затем без опоры.

Причем развернутость ответа будет зависеть от речевых возможностей заикающихся.

Так в начале они произносят только конечный результат, позже им предлагается рассказать и о том, в результате каких математических действий получился искомый ответ, и, наконец, заикающимся учащимся предлагают проделать анализ всего математического задания с доказательством правильности полученного результата.

Поскольку на математическом материале легче создавать ситуации, облегчающие речевое общение, то задача учителя — постоянно побуждать их к высказыванию, не допускать молчаливых вычислений.

Заключение

Известно, что интенсивность судорожных проявлений заикания тесно связана с эмоциональным состоянием больного ребенка.

Чем грубее судороги, тем больше больной переживает и травмируется ими.

Чем интенсивнее переживания и эмоциональные реакции больного, тем резче судорожность.

Таким образом, формируется «порочный круг» или «порочная спираль», описанные В. Н. Мясищевым и характерные для системных неврозов к которым можно отнести большинство случаев заикания.

Сказанное обусловливает доминирующую роль психотерапии в комплексном лечении заикания у детей.

Эта работа предъявляет определенные требования к профессиональной подготовке и личности врача и логопеда.

Возвращение радости речевого общения со сверстниками, школьная реабилитация, создание оптимистической обстановки вокруг заикающегося -это немаловажное условие успешного лечения.

Использованная литература: 1. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. – Ярославль, Изд-во Академии развития, 1996. – 240 с. 2. Логопедия. Заикание (Хрестоматия). – М.: ЭКСМО-Пресс, 2001. – 416 с. 

3. Селиверстов В. И. Заикание у детей. Психокоррекционные и практические основы логопедических занятий. М., 1994.

4.Выготский Л.С. Мышление и речь

5.Карвасарский Б.Д. Неврозы

6.Мясищев В.Н. Личность и неврозы

7.Ремезова Е.С., Темкин И.М. Некоторые вопросы клиники и терапии затяжных форм заикания

8.Мороз О.Т. К вопросу о заикании, его распространенности и предупреждении

9.Тартаковский Психология заикания и коллективная психология

Источник: https://infourok.ru/lichnostnie-osobennosti-zaikayuschegosya-shkolnika-1391372.html

Особенности коммуникативной деятельности детей старшего дошкольного возраста с заиканием

36. Особенности общения заикающихся, значение для успешной социальной

Анастия Кочеткова
Особенности коммуникативной деятельности детей старшего дошкольного возраста с заиканием

Проблема заикания с давних пор считается одной из самых древних в истории развития учений о расстройствах речи. В разные времена авторы имели различное понимание его сущности, каждый индивидуально трактовал данное заболевание.

Проблему заикания, в древние времена, связывали с неправильным соотнесением частей артикуляционного аппарата или же накоплением влажности в головном мозге.

Но по мере развития и появления разных наук, определение заикания становилось более сформулированным и четким. К началу ХХ в. все многообразие понимания механизмов заикания рассматривалось с медицинской, психологической точки зрения.

В настоящее время определение заикания можно трактовать по-разному, но в данной работе хотелось бы дать более точное определение.

Заикание – сложное невротическое расстройство, которое является результатом ошибки нервных процессов в коре головного мозга, нарушения корково-подкоркового взаимодействия, расстройства единого авторегулируемого темпа речевых движений.

В наши дни проблема коммуникативной деятельности при заикании стала наиболее актуальна. С каждым годом возрастает число детей страдающих данной патологией.

У этих детей возникают серьезные проблемы в формировании коммуникативных способностей, появляются проблемы речевого общения, снижается потребность речевой коммуникации.

Так же сужается круг общения ребенка, ведь он чувствует себя неполноценным, стараясь меньше говорить и играть с другими детьми.

Такое ограничение коммуникативного процесса приводит к нарушению функционирования познавательных процессов, таких как память, мышление, внимание. Результатом всего этого может стать дизадаптированная личность с нарушенной психикой и логофобией.

В целом заикание не оказывает влияния на интеллектуальное развитие ребенка, но как речевой дефект ограничивает коммуникативную деятельность и отрицательно влияет на полноценное использование интеллектуальных возможностей.

Коммуникативная деятельность в свою очередь это система последовательно развертывающихся действий, каждое из которых направлено на решение частной задачи и может быть рассмотрено как некий «шаг» в направлении к цели общения.

Недостаточно развитая речь или возможные нарушения движений мешают ребенку участвовать в коллективных играх и ответах. Это способствует фиксации ребенка на своем дефекте. Всё это может привести к тому, что речь для заикающихся детей становиться источником психологической травмы.

Общение ребенка со своими сверстниками существенно отличается от общения с взрослыми и имеет ряд своих особенностей. Одной из таких особенностей является широкое разнообразие коммуникативных действий. Именно в общении с другими детьми у них развиваются сложные формы поведения.

Второй яркой особенностью данного периода общения является его эмоциональная насыщенность.

Еще одной особенностью контактов детей является их нестандартность и нерегламентированность.

Особенностью коммуникативной деятельности сверстников является преобладание инициативных действий над ответными. Для ребенка значительно важнее его собственное высказывание или действие, а инициативу сверстника в большинстве случаев он не поддерживает.

Нужно понимать, что ребенок – это, прежде всего, личность, а так как все люди разные, то и особенности общения бывают разные.

Дети, которые акцентируют внимание на своем дефекте, имеют сложность в нахождении общего контакт со сверстниками и взрослыми людьми, они закрываются в себе, чувствуя себя ущемлёнными в способности вести разговоры. У них нарушается моторика, как основная, так и мелкая.

Эти дети теряют интерес к групповым занятиям и играм, им кажется, что они не смогут ничего сделать, что есть кто-то лучше, чем они.

Хотя очевидно, что опыт первых контактов со сверстниками становится тем фундаментом, на котором надстраивается дальнейшее социальное и нравственное развитие ребенка.

Заикание существенно отражается на формировании личности. При хронификации этой речевой патологии часто наблюдается нарушение системы отношений, что приводит к патологическим формам поведения и сужению рамок социальной адаптации.

Таким образом, можно выявить ряд следующих коммуникативных особенностей детей старшего дошкольного возраста с заиканием:

– невербальные выразительные средства;

– частые и длительные паузы;

– отказ от общения;

– нарушение моторики;

– нарушение лексико-грамматического строя речи;

– изменение громкости, темпа и стиля речи;

– наличие аграмматизмов;

– недостаточно развито качество «подражаемость».

Таким образом, можно прийти к выводу, что заикание является не только дефектом речи, но и тяжелым психическим нарушением, которое непосредственно влияет на формирование коммуникативных функций.

Это связано с тем, что в результате заикания поставленная речевая цель не достигается, ребенок испытывает дискомфорт, сторониться общения с другими людьми, боится повторной ошибки и в итоге вообще отказывается от общения. Отсутствие же общения ведет к нарушениям познавательного развития, процесса социализации, становления личности, ее психики.

В свою очередь из-за сложного психологического отношения к своему дефекту, дети дошкольного возраста имеют ряд особенностей коммуникативных функций, а именно:

– нарушение лексико-грамматического строя речи;

– невербальные выразительные средства;

– сложность в общении;

– недостаточное развитие моторики;

– повышенная возбудимость и впечатлительность.

Эти особенности влияют на формирование личности в целом, так как именно старший дошкольный возраст занимает особое место в проблеме заикания.

Именно в этом возрасте, в случае своевременно проведенной предупредительной и коррекционной работы, построенной на всестороннем учете факторов, изучив историческое становление и разработку методов преодоления заикания можно существенно снизить процент заикающихся школьников, подростков и взрослых.

Источник: https://www.maam.ru/detskijsad/osobenosti-komunikativnoi-dejatelnosti-detei-starshego-doshkolnogo-vozrasta-s-zaikaniem.html

Medic-studio
Добавить комментарий