36. Понятие специальной одарённости. Виды специальной одаренности.

Одаренность

36. Понятие специальной одарённости. Виды специальной одаренности.

«Мультифакторная модель одаренности» Ф. Монкса.

В 1996 году Ф. Монксом была предложена концепция одаренности, названная им мультифакторной моделью одаренности. Ф. Монкс ввел понятие “исключительные способности”, оставив предложенные Д Рензулли “мотивацию” и “креативность”.

Понятие “исключительные способности” характеризует внешнюю сторону одаренности; “мотивация” ориентируется на задачу ; “креативность” – качества, необходимые для творчества. Эти компоненты Ф, Монкс представляет в виде трех пересекающихся окружностей, как у Д.

Рензулли, но исключает из своей модели четырехугольник, который символизирует благоприятную окружающую среду (Д. Рензулли). Ф. Монкс заменяет его микросредовым треугольником – “семья-школа-сверстники”.

Данная модель универсальна, она характеризует одаренность и на общем уровне, свойственной теории и также позволяет объяснить ее частные проявления в различных сферах (специальная одаренность).

В сущности, данная модель представляет собой модифицированный и дополнительный вариант концепции Дж. Рензулли.

Выступающий в качестве основного дополнения треугольник: семья-школа-сверстники, акцентирует внимание на аспекте развития одаренности.

20.

«Мюнхенская модель одаренности» К. Хеллера

.

«Рабочая концепция одаренности» д.б. богоявленская, в.д. шадриков и др.

В рамках реализации презид прогр «Одар дети» была предпринята попытка научной разработки концепции одаренности на госуд ур-не. Концепции, кот выражала бы не частное мнение одного, пусть даже самого авторитетного исследователя, а теорет модель, кот вобрала бы в себя все лучшие достижения совр отеч и заруб психологии.

Это позволило бы ей сыграть роль своего рода госуд директивы, служить точкой отсчета, от кот берут начало прикладные исследования и пед практика. С этой целью к работе была привлечена большая группа авторитетных ученых.

Созданную ими концепцию следует рассматр как первичную, подлежащую дальнейшей разработке, на что указывает само название – «Рабочая концепция одаренности» (под ред. Д. Б. Богоявленской и В. Д. Шадрикова).

По определению авторов: «Одаренность-это системное, развив-ся в теч-е жизни кач-во психики, кот определ возм-ть достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) рез-тов в одном или неск видах д-ти по сравнению с др людьми».

Это определение нельзя назвать удачным. Потому что неизвестно «качество психики», которое можно назвать «несистемным» и «не развивающимся в течение жизни». Таких качеств не существует.

Стремление авторов к глобальному взгляду на одаренность лишило данное ими определение той специфичности, кот свойственна любому реальному проявлению человеч психики.

Ведь «системным, развивающимся в теч-и жизни качеством психики», определяющим «возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) рез-тов в одном или неск видах д-ти по сравнению с др.

людьми» с равным правом могут считаться не только одаренность, но и такие психич явления, как «характер», «потребности» и др.

Оригинальным явл-ся предложение авторов концепции представить «ядро одаренности» не в виде трех, как в западных моделях, а в виде двух основных компонентов – инструментального и мотивационного. Это существенный шаг вперед по сравнению с моделями, выполнявшими ранее ф-ции офиц точки зрения (С. Л. Рубинштейн, Б. М. Теплов, А. М. Матюшкин и др.).

Разведение интеллекта и креативности – предмет давних споров наших исследователей. Авторы «Рабочей концепции одаренности» провели эту дифференциацию внутри так называемого «инструментального компонента» одаренности, что представляется в дан случае вполне оправданным, логичным и весьма продуктивным шагом.

Мотивация дифференцирована авторами более традиционно.

Она содерж 5 осн признаков: 1) повышенная избират чувствительность к определ сторонам предм д-ти; 2) ярко выраж интерес к тем или иным занятиям или сферам д-ти, чрезвычайно высокая увлеченность предметом; 3) повышенная познават потребность; 4) предпочтение парадоксальной, противоречивой и неопределенной информации; 5) высокая критичность к результатам собств труда, склонность ставить сверхтрудные цели, стремление к совершенству.

Принципиально иначе, по сравнению с господствовавшими ранее представлениями, рассмотрена авторами проблема видов одаренности.

Ими выделено пять критериев для их определения: 1)Вид д-ти и обеспечивающие ее сферы психики (к осн видам д-ти авторы относят: практич, теоретич, худож-эстетиче, коммуникативную и духовно-ценностную; сферы психики представлены: интеллелектуальной, эмоциональной и мотивационно-волевой); 2)Степень сформированности (дифференцируется как потенциальная и актуальная); 3)Форма проявлений (явная одаренность и скрытая одаренность); 4)Широта проявлений в различных видах деятельности (общ одар-ть и спец одаренность); 5)Ос-ти возрастного разв-я (ранняя одар-ть и поздняя одар-ть).

Возможно, в дальн  данная теоретич модель будет дорабатываться и внедряться в образоват практику.

Методики диагностики одаренности для педагогов и родителей

34. Методы диагностики способностей.

35. Экспресс-диагностика и долговременные организационно-педагогические модели исследования одаренности.

36. Понятие специальной одарённости. Виды специальной одаренности.

37.

Понятие специальной одарённости. Виды специальной одаренности

36. Понятие специальной одарённости. Виды специальной одаренности.

Специальная одаренность обнаруживает себя в конкретных видах деятельности и обычно определяется в отношении отдельных областей (поэзия, математика, спорт, общение и т. д.).

В основе одаренности к разным видам искусства лежит особое, сопричастное отношение человека к явлениям жизни и стремление воплотить ценностное содержание своего жизненного опыта в выразительных художественных образах.

Кроме того, специальная одаренность к музыке, живописи и другим видам искусства формируется под влиянием ярко выраженного своеобразия сенсорной сферы, воображения, эмоциональных переживаний и т. д.

Еще одним примером специальной одаренности является социальная одаренность, которая обнаруживает себя в сфере лидерства и социального взаимодействия (семья, политика, деловые отношения в рабочем коллективе).

С.Л. Рубинштейн (1946) выделяет общую и специальную одаренность. Первая соотносится с более общими условиями ведущих форм человеческой деятельности, вторая — с требованиями специальных ее видов. При этом общая одаренность существует не сама по себе, а проявляется благодаря специальным способностям.

 Отсутствие четкости в этих представлениях С.Л. Рубинштейна заставило Б. М. Теплова уточнить ряд моментов. Он отметил: «Было бы более точным говорить не об общей и специальной одаренности, а об общих и специальных моментах в одаренности, или еще точней — о более общих и более специальных моментах.

Решительно во всякой одаренности есть и общее и особенное. Поскольку в различных формах деятельности имеются общие моменты, постольку можно говорить и об «общей одаренности» в широком смысле, как об одаренности к весьма широкому кругу деятельностей.

Но нет никакого научного смысла в таком понятии одаренности, которое включает в себя только общие признаки…

Метафизический разрыв между понятием общей и специальной одаренности проявляется не только в том, что общая одаренность рассматривается до предела абстрактно, как «общее без особенного», но и в том, что из понятия «специальная одаренность» в свою очередь тщательно изгоняются все общие признаки».

 Эти критические замечания, по мнению Ильина Е.П., следует отнести и к пониманию «общих» и «специальных» способностей.

Конечно, любая деятельность предполагает необходимость мыслить, но это не значит, будто разные интеллектуальные способности у каждого человека одинаково развиваются и применяются в различных видах интеллектуальной деятельности. Ум математика и шахматиста разный, как и ум политика и ученого, хотя нечто общее, конечно, есть.

Различают практический и теоретический ум, поскольку один «силен» в житейских делах, но не может похвалиться успехами в умственном труде на работе; другой, наоборот, успешен как ученый, но «глуп» в бытовом отношении .

 Взаимоотношение общей одаренности и специальных способностей для разных способностей различно.

Чем большую роль в той или иной специальной способности играют специальные задатки (например, связанные с врожденными свойствами соответствующего нервного аппарата) и специальная техника, тем меньшим может оказаться соответствие или даже тем больше диспропорция между специальными способностями и общей одаренностью. Чем менее специфически “технический” характер носит та или иная специальная способность, тем больше ее соответствие, связь и взаимопроникновение с общей одаренностью. Нередко приходится встречать музыкантов со значительными способностями виртуозов-исполнителей и очень невысоким умственным уровнем. Но нельзя быть большим музыкантом, художником, не обладая общей даровитостью. Чем более высокого порядка та или иная специальная способность, тем теснее ее взаимосвязь с общей одаренностью.

Виды спец. одаренности:

В отличие от общей специальная одаренность рассматривается в отношении к специальным областям деятельности. В соответствии с этим выделяют художественную, спортивную, социальную одаренность. Общая одаренность связана со специальными видами одаренности.

В частности, под влиянием общей одаренности проявления специальной одаренности выходят на качественно более высокий уровень освоения конкретной деятельности (в области музыки, поэзии, спорта, лидерства и т. д.).

В свою очередь, специальная одаренность оказывает влияние на избирательную специализацию общих психических ресурсов личности, усиливая тем самым индивидуальное своеобразие и самобытность одаренного человека.

Источник: https://students-library.com/library/read/97233-ponatie-specialnoj-odarennosti-vidy-specialnoj-odarennosti

Понятие одаренности и ее виды

36. Понятие специальной одарённости. Виды специальной одаренности.



Обратная связь

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение

Как определить диапазон голоса – ваш вокал

Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими

Целительная привычка

Как самому избавиться от обидчивости

Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам

Тренинг уверенности в себе

Вкуснейший “Салат из свеклы с чесноком”

Натюрморт и его изобразительные возможности

Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.

Как научиться брать на себя ответственность

Зачем нужны границы в отношениях с детьми?

Световозвращающие элементы на детской одежде

Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия

Как слышать голос Бога

Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)

Глава 3. Завет мужчины с женщиной

Оси и плоскости тела человека – Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.

Отёска стен и прирубка косяков – Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.

Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) – В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Введение

Одаренность как феномен по-прежнему остается загадкой для большинства членов общества. Для широкой общественности наиболее важными проблемами являются не столько научные основания одаренности, сколько прежде всего их реальные жизненные проявления, способы выявления, развития и социальной реализации.

Забота об одаренных детях сегодня – это забота о развитии науки, культуры и социальной жизни завтра.

Однако существуют проблемы диагностики и развития высоко одаренных и талантливых детей на всех этапах их обучения, а так же понимания детьми своей одаренности и личной ответственности за творческую самореализацию.

Интерес к одарённости в настоящее время очень высок, и это объясняется общественными потребностями. И, прежде всего, потребностью общества в неординарной творческой личности.

Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокой активности человека, но и его умений, способности нестандартного мышления и поведения, а именно высоко одаренные люди способны внести свой наибольший вклад в развитие общества.

Наблюдения, свидетельствующие о том, что умственные возможности людей неравны, стары как мир. Это не было секретом ни для науки, ни для обыденного сознания, аккумулирующего, по меткому выражению Гегеля, не только научные теории, но и все предрассудки своего времени.

И выдающиеся философы древности, и их менее осведомленные в науках современники хорошо понимали, сколь существенна разница между выдающимся творцом и простым смертным человеком. Также давно было замечено, что различия эти часто проявляются уже в детстве.

Естественно, что и самих исследователей, и общество в целом издавна волновал вопрос происхождения и природы этих различий.

Вопросами одаренности детей занимались зарубежные и отечественные психологи. Известны крупные исследования в области психологии творческой одаренности американцев Дж. Гилфорда, П. Торренса, Ф. Баррона, К. Тейлора.

На основе идей психологов Дж. Кэррола и Б. Блума их последователями была разработана методика обучения одаренных детей. Изучением особо одаренных детей занимался Ж. Брюно.

(“Одаренные дети: психолого-педагогические исследования и практика”).

Проблемы одаренности изучали отечественные психологи: Матюшкин А.М. в работе “Концепция творческой одаренности” и др., Шумакова Н.Б. в ряде своих работ, Чистякова Г.Д. в статье “Творческая одаренность в развитии познавательных структур”, Юркевич В.С. в “Проблемах диагноза и прогноза одаренности в работе практического психолога”.

Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну из главных проблем совершенствования системы образования.

Бытует мнение, что одаренные дети не нуждаются в помощи взрослых, в особом внимании и руководстве.

Но не следует забывать, что в силу личностных особенностей такие дети наиболее чувствительны к оценке их деятельности, поведения и мышления, они более восприимчивы к сенсорным стимулам и лучше понимают отношения и связи.

Объектом исследования является одаренность детей младшего школьного возраста.

Предмет исследования учебно-воспитательный процесс.

Цель исследования состоит в изучении влияния учебно-воспитательного процесса на развитие одаренности детей младшего школьного возраста.

Задачи: изучение теоретического аспекта одаренности детей младшего школьного возраста; рассмотреть проблемы возникающие в развитии одаренных детей младшего школьного возраста; провести мониторинг выявления одаренных детей младшего школьного возраста.

Глава 1 Теоретические подходы к изучению одаренности

Понятие одаренности и ее виды

Одаренность – значительное по сравнению с возрастными нормами опережение в умственном развитии либо исключительное развитие специальных способностей (музыкальных, художественных, математических и др.).

О феномене одаренных детей активно заговорили во второй половине XX в.

С того времени было написано много работ в этой области, созданы специальные программы по работе с одаренными детьми, в том числе программа “Одаренные дети”, в рамках которой разработана “Рабочая концепция одаренности” и тем не менее каждая семья, в которой есть одаренные дети, сталкивается индивидуально с феноменом одаренности и теми проблемами, которые стоят за ним.

Одаренность детей может быть установлена и изучена только в процессе обучения и воспитания, в ходе выполнения ребенком той или иной содержательной деятельности. Проявления умственной одаренности у ребенка связаны с чрезвычайными возможностями детских лет жизни.

Основная трудность выявления в пору детства признаков одаренности состоит в том, что в них непросто выделить собственно индивидуальное, относительно не зависимое от возрастного.

Так, наблюдаемая у ребенка высокая умственная активность, особая готовность к напряжению — это внутреннее условие умственного роста.

И не известно, окажется ли оно устойчивой особенностью на последующих возрастных этапах.

Одаренные дети, демонстрирующие выдающиеся способности в какой-то одной области, иногда ничем не отличаются от своих сверстников во всех прочих отношения («диссинхрония развития», её мы рассмотрим позже). Однако, как правило, одаренность охватывает широкий спектр индивидуально-психологических особенностей (говорят: «талантливый человек талантлив во всем»).

В области опережающего развития познания отмечается следующее:

-повышенная любознательность. Одарённые дети очень любопытны. Им необходимо активно исследовать окружающий мир. Ученые утверждают, что одаренных детей мозг одаренных детей отличается громадным “аппетитом” и огромной способностью переваривать интеллектуальную пищу;

-способность прослеживать причинно-следственные связи и делать соответствующие выводы. Эта способность лежит в основе интуитивных скачков (“перескакивание” через этапы).

Для таких детей характерна более быстрая передача нейронной информации; их внутримозговая система является более разветвленной, с большим числом связей.

Психофизиологические исследования показали, что у таких детей повышена биохимическая и электрическая активность мозга;

-отличная память, которая основывается на ранней речи и абстрактном мышлении. Ребенка отличает способность классифицировать информацию и опыт, умение широко пользоваться накопленными знаниями;

-большой словарный запас, умение строить сложные синтаксические конструкции и ставить вопросы. Дети с удовольствием читают словари и энциклопедии, придумывают слова, предпочитают игры, требующие активизации умственных способностей;

-повышенная концентрация внимания на чем-либо, упорство в достижении результата в сфере, которая ребенку интересна, высокая степень погруженности в задачу;

-яркое воображение, высокоразвитая фантазия.

В сфере психосоциального развития одаренным детям свойственны следующие черты:

-сильно развитое чувство справедливости, проявляющееся очень рано. В силу рано сформировавшихся личных систем ценности дети остро воспринимают общественную несправедливость, устанавливают высокие требования к себе и окружающим;

-хорошо развитое чувство юмора. Обожают несообразности, игру слов, “подковырки”, часто видят юмор там, где сверстники его не обнаруживают;

-попытки решать проблемы, которые им пока “не по зубам”;

-преувеличенные страхи, в силу их чрезмерной восприимчивости и способности воображать.

В области физических характеристик для одаренных детей свойственны: очень высокий энергетический уровень и низкая продолжительность сна. Большинство родителей утверждают, что их одаренные дети в младенчестве спали меньше и рано отказались от дневного сна.

В психологии и педагогике распространенным является представление о наличии общих и специальных способностей и одаренности. К первым относят такие, которые отвечают требованиям сразу многих видов деятельности (например, интеллектуальные способности).

Специальные способности отвечают требованиям только узкой конкретной деятельности (например, художественные способности, наличие певческого голоса). Правда, имеются мнения, что четкую грань между ними провести трудно и это деление довольно условно.

Виды одарённости:

1.Художественная одаренность.

Этот вид одаренности поддерживается и развивается в специальных школах, кружках, студиях. Он подразумевает высокие достижения в области художественного творчества и исполнительского мастерства в музыке, живописи, скульптуре, актерские способности.

Эти дети уделяют много времени и энергии упражнениям, достижению мастерства в своей области.

У них остается мало возможностей для успешной учебы, они часто нуждаются в индивидуальных программах по школьным предметам, в понимании со стороны учителей и сверстников.

2.Общая интеллектуальная и академическая одаренность.

Главным является то, что дети с одаренностью этого вида быстро овладевают основополагающими понятиями, легко запоминают и сохраняют информацию. Высоко развитые способности переработки информации позволяют им преуспевать во многих областях знаний.

Несколько иной характер имеет академическая одаренность, которая проявляется в успешности обучения отдельным учебным предметам и является более частой и избирательной.

Эти дети могут показать высокие результаты по легкости и быстроте продвижения в математике или иностранном языке, физике или биологии и иногда иметь неважную успеваемость по другим предметам, которые воспринимаются ими не так легко.

Выраженная избирательность устремлений в относительно узкой области создает свои проблемы в школе и в семье.

Родители и учителя иногда недовольны тем, что ребенок не учится одинаково хорошо по всем предметам, отказываются признавать его одаренность и не пробуют найти возможности для поддержки и развития специального дарования.

Ученики могут демонстрировать высокий показатель IQ по тестам, а учиться плохо. Прямая связь между готовностью к успешному обучению и показателями IQ отсутствует. По данным Е.Торренса, до 30%, отчисленных из школы, за неуспеваемость составляют одаренные дети (gifted children).

3.Творческая одаренность.

В настоящее время продолжаются споры о самой необходимости выделения этого вида одаренности. Суть разногласий состоит в следующем.

Одни специалисты полагают, что творчество, креативность является неотъемлемым элементом всех видов одаренности, которые не могут быть представлены отдельно от творческого компонента. Так, А.М.

Матюшкин настаивает на том, что есть лишь один вид одаренности — творческая: если нет творчества, бессмысленно говорить об одаренности. Другие исследователи отстаивают правомерность существования творческой одаренности как отдельного, самостоятельного вида.

Исследования показывают, что дети с творческой направленностью нередко обладают рядом поведенческих характеристик, которые их выделяют и которые вызывают отнюдь не положительные эмоции у учителей и окружающих людей: отсутствие внимания к условностям и авторитетам; большая независимость в суждениях; тонкое чувство юмора; отсутствие внимания к порядку и организации работы; яркий темперамент.

4.Социальная одаренность.

Это исключительная способность устанавливать зрелые, конструктивные взаимоотношения с другими людьми. Социальная одаренность выступает как предпосылка высокой успешности в нескольких областях.

Она предполагает способности понимать, любить, сопереживать, ладить с другими, что позволяет быть хорошим педагогом, психологом, социальным работником.

Эти особенности позволяют быть лидером, то есть проявлять лидерскую одаренность, которую можно рассматривать как одно из проявлений социальной одаренности.

Существует множество определений лидерской одаренности, тем не менее, можно выделить общее черты: интеллект выше среднего; умение принимать решения; способность иметь дело с абстрактными понятиями, с планированием будущего; приспосабливаемость; чувство ответственности; уверенность в себе; настойчивость; энтузиазм; умение ясно выражать мысли.

Перечисленные виды одаренности проявляются по-разному и встречают специфические барьеры на пути своего развития в зависимости от индивидуальных особенностей и своеобразия окружения ребенка.

Источник: https://megapredmet.ru/1-76423.html

8 Понятие специальной одарённости. Виды специальной одаренности

36. Понятие специальной одарённости. Виды специальной одаренности.

Специальнаяодаренность обнаруживает себя вконкретных видах деятельности и обычноопределяется в отношении отдельныхобластей (поэзия, математика, спорт,общение и т. д.).

Воснове одаренности к разным видамискусства лежит особое, сопричастноеотношение человека к явлениям жизни истремление воплотить ценностноесодержание своего жизненного опыта ввыразительных художественных образах.

Кроме того, специальная одаренность кмузыке, живописи и другим видам искусстваформируется под влиянием ярко выраженногосвоеобразия сенсорной сферы, воображения,эмоциональных переживаний и т. д.

Ещеодним примером специальной одаренностиявляется социальная одаренность, котораяобнаруживает себя в сфере лидерства исоциального взаимодействия (семья,политика, деловые отношения в рабочемколлективе).

Взаимоотношениеобщей одаренности и специальныхспособностей для разных способностейразлично.

Чем большую роль в той илииной специальной способности играютспециальные задатки (например, связанныес врожденными свойствами соответствующегонервного аппарата) и специальная техника,тем меньшим может оказаться соответствиеили даже тем больше диспропорция междуспециальными способностями и общейодаренностью. Чем менее специфически”технический” характер носит таили иная специальная способность, тембольше ее соответствие, связь ивзаимопроникновение с общей одаренностью.Нередко приходится встречать музыкантовсо значительными способностямивиртуозов-исполнителей и очень невысокимумственным уровнем. Но нельзя бытьбольшим музыкантом, художником, необладая общей даровитостью. Чем болеевысокого порядка та или иная специальнаяспособность, тем теснее ее взаимосвязьс общей одаренностью.

Видыспец. одаренности:художественную,спортивную, социальную одаренность.Общая одаренность связана со специальнымивидами одаренности. специальнаяодаренность оказывает влияние наизбирательную специализацию общихпсихических ресурсов личности, усиливаятем самым индивидуальное своеобразиеи самобытность одаренного человека.

9Психологиясоциальной одаренности.

Попыткиопределить, выделить компоненты иизмерить социальный интеллект имеютпочти столетнюю историю. Одна из первыхпопыток измерения социального интеллектапринадлежит Т.Ханту (1928 г.), которыйразработал тест для «выявления способностииметь дело с людьми».

Одноиз определений социальной одаренностигласит,что это исключительная способностьустанавливать зрелые, конструктивныевзаимоотношения с другими людьми.

Такое,целостное по сути, определениепросуществовало недолго, так как очевиденкомплексный характер этой способности.

Выделяют такие структурные элементысоциальной одаренности как социальнаяперцепция, просоциальное поведение,нравственные суждения, организаторскиеуменияи т.д.

Социальнаяодаренность выступает как предпосылкавысокой успешности в нескольких областях.

Она предполагает наличие способностипонимать, сопереживать, ладить с другими,что позволяет быть хорошим педагогом,психологом, психотерапевтом, социальнымработником.

Таким образом, понятиесоциальной одаренности охватываетширокую область проявлений, связанныхс легкостью установления и высокимкачеством межличностных отношений. Этиособенности позволяют быть лидером, тоесть проявлять лидерскую одаренность.

Социальнаяодаренность отлична от интеллектуальной,хотя исследования показали, что онатребует умственного развития вышесреднего.

Характерныечерты, присущие людям, одаренным всоциальном отношении:

-они обычно обладают физическойпривлекательностью и аккуратностью вовнешнем облике;- их явно принимаетподавляющее большинство людей, которыхони знают; это одинаково относится какк сверстникам, так и к более старшимлюдям;- они обычно заняты в различныхобщественных мероприятиях и вносят вних положительный вклад;- их воспринимаюткак арбитров или как «определителейполитики» в группе;- они относятся ксверстникам и к старшим как к равным,сопротивляясь неискренним, искусственнымили покровительственным отношениям;-их поведение носит открытый характер— они не стараются показывать лишь«фасад»;- они не боятся выражать своичувства, но делают это к месту;- ониподдерживают длительные взаимоотношенияс людьми и не меняют резко свои дружескиесимпатии; они стимулируют продуктивноеповедение других; они энергичны и какбы воплощают необычную способностьсправляться с любыми социальнымиситуациями, причем делают это с тактом,юмором, проникновением в суть дела.

Следующиехарактеристики обычно присущи успешнымлидерам:-интеллект выше среднего;- умение приниматьрешения;- способность иметь дело сабстрактными понятиями, с планированиембудущего, с временными ограничениями;-ощущение цели, направления движения;-гибкость, приспосабливамость;- чувствоответственности;- уверенность в себе изнание себя;

Источник: https://studfile.net/preview/6051159/page:4/

Характеристика типов одаренности

36. Понятие специальной одарённости. Виды специальной одаренности.

Дифференциация одаренности.

Понимание типологии одаренности – это первый и необходимый шаг на пути конкретной работы с одаренными учениками, действенной помощи в развитии, укреплении и реализации их незаурядных возможностей. Существует ряд подходов к дифференциации одаренности. Рассмотрим некоторые из них.

Н.С. Лейтес и др. выделяют следующие виды одаренности:

– общая интеллектуальная и академическая одаренность;

– художественная одаренность;

– творческая одаренность;

– социальная одаренность;

– практическая одаренность.

Данная дифференциация обусловлена анализом качественных характеристик (А) одаренности. Она предполагает выделение различных качественно своеобразных видов одаренности в связи со спецификой психических возможностей человека и особенностями их проявления в тех или иных видах одаренности.

Анализ количественных характеристик (В) одаренности позволяет описать степень выраженности психических возможностей человека. Среди критериев выделения видов одаренности можно отметить следующие:

1.

вид деятельности и обеспечивающие его сферы психики;

2. степень сформированности;

3. форма проявления;

4. широта проявлений в различных видах деятельности;

5. особенности возрастного развития.

Характеристика типов одаренности.

А)На основе качественной характеристики понятия «одаренность».

Дети с общей интеллектуальной одаренностью овладевают основополагающими понятиями, легко запоминают и сохраняют информацию. Это позволяет им преуспевать во многих областях знаний.

Академическая одаренность проявляется в успешном обучении отдельным учебным предметам и считается более частной, избирательной. Дети могут показывать высокие результаты по легкости, глубине, быстроте продвижения – в математике или иностранном языке, физике или биологии и иногда иметь неважную успеваемость по другим предметам (создает свои проблемы в школе и семье).

Художественная одаренность подразумевает высокие достижения в области художественного творчества и исполнительского мастерства в музыке, живописи, скульптуре, актерские способности ( необходимо, чтобы признавались и уважались в общеобразовательной школе – индивидуальные программы и понимание со стороны учителей).

Творческая одаренность порождается или способностью продуцировать, выдвигать новые идеи, изобретать, или же способностью блестяще исполнять, использовать то, что уже создано. Дети с творческой одаренностью обладают рядом поведенческих характеристик (котрые вызывают отрицательные эмоции у педагогов и окружающих):

– отсутствие внимания к условностям и авторитетам;

– большая независимость в суждениях;

– тонкое чувство юмора;

– отсутствие внимания к порядку и «должной» организации работы;

– яркий темперамент.

Социальная (лидерская) одаренность – это исключительная способность устанавливать зрелые, конструктивные взаимоотношения с другими людьми, это высокая успешность в нескольких областях; это способность понимать, любить, сопереживать, ладить с другими. Эти особенности позволяют быть лидером.. Таким детям характерны:

– интеллект выше среднего;

– умение принимать решения;

– гибкость, приспосабливаемость;

– чувство ответственности;

– уверенность в себе и знание себя;

– настойчивость;

– терпимость и терпение в работе с людьми;

– энтузиазм;

– умение ясно выражать мысли и т.д.

Практическая одаренность (выделяет психолог Йельского университета Роберт Стернберг) – знание своих слабых и сильных сторон и способность использовать это знание.

В)На основе количественной характеристики понятия «одаренность».

1.

По критерию «вид деятельности и обеспечивающие его сферы психики» к основным видам деятельности относятся: практическая, теоретическая (учитывая детский возраст, мы предпочитаем говорить о познавательной деятельности), художественно-эстетическая, коммуникативная и духовно-ценностная. Сферы психики представлены интеллектуальной, эмоциональной и мотивационно-волевой. В рамках каждой сферы могут быть выделены различные уровни психической организации. Так, в рамках интеллектуальной сферы различают сенсорно-моторный, пространственно-визуальный, понятийно-логический уровни. В рамках эмоциональной сферы – уровни эмоционального реагирования и эмоционального переживания. В рамках мотивационно-волевой сферы – уровни побуждения, целеобразования, смыслопорождения.

Соответственно, могут быть выделены следующие виды одаренности:

· в практической деятельности, в частности, можно выделить одаренность в ремеслах, спортивную и организационную одаренность;

· в познавательной деятельности находит реализацию интеллектуальная одаренность различных видов;

· в художественно-эстетической деятельности выделяются, например, хореографическая, сценическая, литературно-поэтическая, изобразительная, музыкальная одаренность;

· в коммуникативной деятельности, прежде всего следует выделить лидерскую и аттрактивную (с лат. притягивающую к себе) одаренность;

· в духовно-ценностной деятельности мы отмечаем одаренность в создании новых духовных ценностей и смыслов служения людям.

Выделение видов одаренности по критерию видов деятельности позволяет отойти от житейского представления об одаренности как количественной степени выраженности способностей и перейти к пониманию одаренности как системного качества. Следовательно, одаренность выступает как интегральное проявление разных способностей.

2. По критерию «степень сформированности одаренности» можно дифференцировать:

– актуальную одаренность

– потенциальную одаренность

Актуальная одаренность – это психологическая характеристика ребенка с такими показаниями психического развития, которые проявляются в более высоком уровне выполнения деятельности в конкретной предметной области по сравнению с возрастной и социальной нормой. В данном случае, безусловно, речь идет не только об учебной, а о широком спектре различных видов деятельности.

Потенциальная одаренность – это психологическая характеристика ребенка, который имеет лишь определенные психические возможности для высоких достижений в том или ином виде деятельности, но не может реализовать свои возможности в данный момент времени в силу их функциональной недостаточности. Развитие этого потенциала зависит от наличия или отсутствия ряда неблагоприятных причин (трудные семейные обстоятельства, недостаточная мотивация и т.д.).

Выявление потенциальной одаренности требует высокой прогностичности используемых диагностических методов.

3. По критерию «форма проявления» можно говорить о:

– явной одаренности

– скрытой одаренности

Явная одаренность проявляется в деятельности ребенка достаточно ярко и отчетливо, в том числе и при неблагоприятных условиях. Достижения ребенка столь очевидны, что его одаренность не вызывает сомнения.

Скрытая одаренность проявляется в деятельности ребенка в менее выраженной форме. Вследствие этого проявляется опасность ошибочных заключений об отсутствии одаренности такого ребенка.

Его могут отнести к числу «неперспективных» и лишить помощи и поддержки, необходимой для развития его способностей.

Вместе с тем известны многочисленные примеры, когда именно такие «неперспективные дети» добиваются высочайших результатов.

Причины скрытой одаренности во многом связаны с наличием особых психологических барьеров.

4. По критерию «широта проявления в различных видах деятельности» можно выделить:

– общую одаренность

– специальную одаренность.

Общая одаренность проявляется в различных видам деятельности и выступает в качестве основы их продуктивности. Психологическим ядром общей одаренности являются умственные способности, вокруг которых выстраиваются эмоциональные, мотивационные и волевые качества личности.

Специальная одаренность обнаруживает себя в конкретных видах деятельности и может быть определена лишь в отношении отдельных областей деятельности (музыка, живопись, спорт и др.)

5. По критерию «особенности возрастного развития» можно дифференцировать:

– раннюю одаренность

– позднюю одаренность.

Решающим показателем здесь выступают темп психического развития ребенка, а также возрастные этапы, на которых одаренность проявляется в явном виде.

Необходимо учитывать, что ускоренное психическое развитие, раннее обнаружение дарований далеко не всегда связано с высокими достижениями в более старшем возрасте.

В свою очередь, отсутствие ярких проявлений одаренности в детском возрасте не означает отрицательного вывода, относительно перспектив дальнейшего психического развития личности.

Примером ранней одаренности являются дети, которые получили название «вундеркиндов». «Вундеркинд» (буквально – «чудесный ребенок») – это ребенок, как правило, дошкольного или младшего школьного возраста с чрезвычайными, блестящими успехами в каком-либо определенном виде деятельности – в музыке, рисовании, пении и т.д.

Особое место среди таких детей занимают интеллектуальные вундеркинды. Это не по годам развитые дети, чьи возможности проявляются в крайне высоком опережающем темпе психического развития. Для них характерно чрезвычайно раннее, с двух-трех лет освоение чтения и счета, выбор сложной деятельности по собственному желанию.

Итак, любой индивидуальный случай детской одаренности может быть оценен с точки зрения всех вышеперечисленных критериев классификации видов одаренности. Одаренность – многомерное по своему характеру явление. Для практика – это возможность и, вместе с тем, необходимость более широкого взгляда на своеобразие одаренности конкретного ребенка.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/19_277582_harakteristika-tipov-odarennosti.html

Статья на тему характеристика видов одаренности

36. Понятие специальной одарённости. Виды специальной одаренности.

«Виды одаренности»

Воспитатель:

Умерова Лилия Аликовна

Симферополь 2018 г.

Виды одаренности

Одаренность вещь неустойчивая, она может пройти с возрастом, если ее не развивать. Человек не рождается талантливым или одаренным, с рождения он имеет задатки.

Задатки при благоприятном развитии переходят в способности. Способности можно развить только в определенном возрасте. Потом это сделать будет очень проблематично.

Способности можно разделить на общие (уровень интеллекта) и специальные (особые умения в какой-либо области науки, искусства, ремесла). Человек не бывает способным только в одной области – его способности многогранны.

Другое дело, что не все способности проявляются в равной мере.

Невозможно иметь специальные способности, если не развиты общие. Специальные способности могут развиваться только при хорошо развитых общих способностях. Иначе они угасают и со временем пропадают. Способности развиваются только при совмещении деятельности с получением удовольствия от этой деятельности.

Если просто учить, это будет получение новой информации, а не развитие способностей. Только деятельность, в процессе которой ребенок получает положительные эмоции, ведет к развитию способностей. Нравится, например ребенку рисовать.

Он это делает сам, по своему, без принуждения, но, если ввести эти занятия рисованием в обязательный ежедневный ритуал, ребенок научится новым техникам рисования, у него будет получаться срисовывать, подражать, но он утратит способность «творить», т.е. придумывать новые техники, направления в живописи.

Здесь очень важен профессионализм учителя рисования и чуткость родителей.

Чем отличается одаренный ребенок от обыкновенного? Прежде всего, познавательной потребностью. Тягой ко всему неизвестному, новому.

Если ребенок тянется к какой-либо специальной литературе (биология, химия, физика), не соответствующей его возрасту, сочиняет стихи, рассказы, не связанные с выполнением домашнего задания, если полет его фантазии сложно уловить – можно говорить о признаках одаренности ребенка.

Одаренные дети чрезвычайно сильно отличаются друг от друга по видам одаренности.

К выделенным видам одаренности относятся следующее.

Художественная одаренность.

Этот вид одаренности поддерживается и развивается в специальных школах, кружках, студиях. Он подразумевает высокие достижения в области художественного творчества и исполнительского мастерства в музыке, живописи, скульптуре, актерские способности.

Одна из серьезных проблем состоит в том, чтобы в общеобразовательной школе признавались и уважались эти способности. Эти дети уделяют много времени, энергии упражнениям, достижению мастерства в своей области.

У них остается мало возможностей для успешной учебы, они часто нуждаются в индивидуальных программах по школьным предметам, в понимании со стороны учителей и сверстников.

Общая интеллектуальная и академическая одаренность.

Главным является то, что дети с одаренностью этого вида быстро овладевают основополагающими понятиями, легко запоминают и сохраняют информацию. Высоко развитые способности переработки информации позволяют им преуспевать во многих областях знаний.

Несколько иной характер имеет академическая одаренность, которая проявляется в успешности обучения отдельным учебным предметам и является более частой и избирательной.

Эти дети могут показать высокие результаты по легкости и быстроте продвижения в математике или иностранном языке, физике или биологии и иногда иметь неважную успеваемость по другим предметам, которые воспринимаются ими не так легко.

Выраженная избирательность устремлений в относительно узкой области создает свои проблемы в школе и в семье. Родители и учителя иногда недовольны тем, что ребенок не учится одинаково хорошо по всем предметам, отказываются признавать его одаренность и не пробуют найти возможности для поддержки и развития специального дарования.

Творческая одаренность.

Одни специалисты полагают, что творчество, креативность является неотъемлемым элементом всех видов одаренности. Исследователи показывают, что дети с творческой направленностью нередко обладают рядом поведенческих характеристик, которые их выделяют и которые вызывают отнюдь не положительные эмоции в учителях и окружающих людях:

· Отсутствие внимания условностям и авторитетам;

· Большая независимость в суждениях;

· Тонкое чувство юмора;

· Отсутствие внимания к порядку и организации работы;

· Яркий темперамент;

Социальная одаренность.

Определение социальной одаренности – это исключительная способность устанавливать зрелые, конструктивные взаимоотношения с другими людьми. Выделяют такие структурные элементы социальной одаренности как просоциальное поведение, нравственные суждения, организаторские умения и т.д.Социальная одаренность выступает как предпосылка высокой успешности в нескольких областях.

Она предполагает способности понимать, любить, сопереживать, ладить с другими, что позволяет быть хорошим педагогом, психологом, социальным работником. Эти особенности позволяют быть лидером, то есть проявлять лидерскую одаренность, которую можно рассматривать как одно из проявлений социальной одаренности.

Существует множество определений лидерской одаренности, в которых можно, тем не менее, выделить общие черты:

· Интеллект выше среднего;

· Умение принимать решение;

· Способность иметь дело с абстрактными понятиями, с планированием будущего, с временными ограничениями;

· Ощущение цели, направления движения;

· Гибкость; приспособляемость;

· Чувство ответственности;

· Уверенность в себе и знание себя;

· Настойчивость;

· Энтузиазм;

· Умение ясно выражать мысли;

Перечисленные виды одаренности проявляются по-разному и встречают специфические барьеры на пути своего развития в зависимости от индивидуальных особенностей и своеобразия окружения ребенка.

Источник: https://infourok.ru/statya-na-temu-harakteristika-vidov-odarennosti-vidi-odarennosti-3248636.html

Medic-studio
Добавить комментарий