36.Понятия, критерии и уровни эффективного общения

Критерии эффективности общения

36.Понятия, критерии и уровни эффективного общения

Наилучшая стратегия деловой беседы — это положи­тельная, заинтересованная, уважительная установка. Боль­шую роль играют самые первые произносимые слова. Же­лательно узнать имя и отчество вашего собеседника до разговора с ним.

Если этого невозможно сделать, необхо­димо прямо спросить его. Постарайтесь не забыть его имя и отчество.

Помните, что самый желанный для человека звук — это звук его собственного имени, его правильное (без искажений) употребление в начале и в ходе разговора!

Запомните самые важные данные о собеседнике, воз­можно, из медицинской документации, а затем ссылайтесь на них в ходе беседы.

Начинайте беседу с так называемого «Вы-подхода». Попытайтесь поставить себя на место собеседника, пред­ставить себе его интересы. Это отразится на содержании и форме ваших высказываний. Сравните, например:

Я бы хотела… Вы хотите…

Меня интересует… Это должно быть для Вас интересно…

Я сделала выводы,что… Вам будет интересно узнать…

Выберите определенный стиль ведения беседы:

· высоту тона,

· тембр,

· громкость,

· длительность,

· частоту пауз,

· ско­рость,

· наличие и характер пауз,

· жестов,

· интонацию и т.п.

Несоответствие стиля беседы может привести к отказу со­беседника участвовать в разговоре. Анализируйте причи­ны изменения поведения собеседника; поймите причины трудностей; по возможности, конкретно определите стиле­вые и другие рассогласования. Используйте для диагно­стики ситуации неречевое (невербальное) поведение и вы­ражение чувств, которые часто оказываются правдивее слов.

Положительные эмоции люди не скрывают, и это вы определите по выражению лица. Конечно, мимику можно сознательно контролировать, она зависит от национальных и культурных стереотипов. Это представляет значитель­ные трудности.

Гораздо более «правдивыми» оказываются многие другие неречевые знаки: поза, жесты, взаимное расположение, расстояние между собеседниками, зритель­ный контакт и другое.

Эффективность общения зависит и от условий бесе­ды — места, время, наличие помех (шум, наличие посто­ронних, беспорядок в комнате и т.д.).

Стоит помнить, что тяжело больной человек не может слушать по-настояще­му внимательно, в такой ситуации общение становится формальным и неэффективным.

Кроме того, необходимо помнить, что человек склонен не слышать того, что ему неприятно, или интерпретировать это в более благопри­ятном для себя смысле.

Таким образом, можно сделать выводы, что владение техникой профессионального общения может служить эф­фективным средством помощи людям в адаптации к жиз­ни в связи с изменениями в состоянии их здоровья.

Десять «Да» терапевтического общения

1.Обращайтесь к пациенту по имени-отчеству и на «Вы».

2.Начинайте беседу с указания вашего имени-отчества и должности.

3.Смотрите пациенту в глаза на одном уровне, улы­байтесь; если пациент лежит, присядьте на стул, стоящий рядом.

4.Обеспечьте конфиденциальность вашей беседы. По­мните, что конфиденциальность является условием создания доверительных отношений с пациентом.

5.Поощряйте вопросы вашего пациента.

6.Говорите неторопливо, доходчиво, пользуйтесь ис­ключительно положительной интонацией вашего го­лоса.

7.Соблюдайте принципы эффективного умения слушать.

8.Проявляйте мастерство общения медицинской сест­ры с пациентом.

9.Проявляйте непрерывную инициативу в создании пси­хологического микроклимата при общении с паци­ентом.

10.Будьте естественны при разговоре, создайте атмос­феру взаимопонимания, доверия.

Тема занятия: Обучение в сестринском деле

После изучения темы

Студент должен уметь:

– анализировать информацию и выбирать главное

– использовать полученные знания в практической деятельности

– организовывать общение с пациентом с учетом норм профессиональной этики

– эффективно общаться с пациентом и его окружением в процессе профессиональной деятельности

Студент должен знать:

– задачи обучения

– сферы обучения.

– способы обучения

– методы обучения

Вопросы для самоподготовки

1. Дать определение понятия «Обучение в сестринском деле»

2. Задачи обучения в сестринском деле.

3. Назовите сферы обучения в сестринском деле.

4. Перечислите способы обучения

5. Перечислите методы обучения

Обучение в сестринском деле – это организованный медицинской сестрой процесс для решения проблем, связанных с дефицитом у пациента знаний и умений.

Задачи обучения в сестринском деле – подготовка пациентов к самоуходу с целью удовлетворения нарушенных потребностей; развитие у них интереса к повышению качества жизни, улучшению состояния здоровья или адаптации к изменённому состоянию.

Сферы обучения

Чтобы научить пациента выполнять действия, направ­ленные на развитие утраченных в связи с болезнью спо­собностей обслуживать себя, если нет для этого противо­показаний, медсестре необходимы знания сфер обучения человека (пациента), на которые она сможет профессио­нально воздействовать.

1. Познавательная — направленная на умение паци­ента анализировать и синтезировать, а также абстрактно мыслить, используя полученные из окружающей среды знания, впечатления.

2. Эмоциональная — характеризует настроение, зави­сит от эмоциональных свойств личности: впечатлительно­сти, сентиментальности, отзывчивости, черствости и т.д.

Наблюдая за пациентом, медсестра отмечает изменения внешнего вида:

§ злобный — указывает на нарушение потребности об­щаться, нарушение эмоциональной сферы, психические заболевания, дефекты характера и воспитания, самочувствие;

■ испуганный — указывает на страх, психические со стояния (фобии, невроз и другие), темперамент (ме­ланхолик), мнительность, лабильность;

■ апатичный — чаще по темпераменту «флегматик», могут быть патологические изменения сферы (апа­тия), патология воли (абулия или гипобулия), а также индивидуальные особенности характера;

■ растерянный — указывает на индивидуальные осо­бенности, страх (незнание сути предстоящих обсле­дований, плана лечения, прогнозов болезни и т.д.);

■ не может найти себе места — трактуется как пси­хомоторное возбуждение, страх перед предстоящи­ми обследованиями, операциями, манипуляциями и другим, боль, эмоциональный шок;

■ состояние аффекта — вспышка эмоциональной сфе­ры, кратковременное по времени;

■ уравновешенный — является нормой поведения, ус­тойчивого эмоционального состояния;

■ признаки тревожности — потирание рук, напря­женность в позе, голосе — являются признаками не устойчивого эмоционального состояния или особен­ностями характера (мнительность), указывают на на­личие страха перед манипуляциями, предстоящим обследованием и т.д.

3. Психомоторная сфера — характеризует изменение на­строения, чувств, двигательную активность пациента, зави­сит от психомоторного развития личности, общего самочув­ствия, нервно-психических и соматических заболеваний.

Медсестра оценивает, как пациент сидит, ходит, стоит во время беседы, часто ли меняет положение тела. Такая деятельность зависит от общего самочувствия, психиче­ских и эмоциональных состояний (эйфория), психических заболеваний, соматических заболеваний, патологии сознания (де­лирий, галлюцинации).

Если во время разговора пациент пытается дотронуть­ся до вас, то это может являться индивидуальной особен­ностью личности или национальными особенностями (хо­лерик), патологией ощущений, психзаболеванием, такти­кой выражения отношения к собеседнику.

Часто пациенты активно жестикулируют, что не соот­ветствует ходу разговора, а активная жестикуляция воз­никает в ответ на внутреннее напряжение.

Такое состоя­ние может указать на нервно-психическое заболевание, патологию двигательно-волевой сферы, эмоциональной сферы (эйфория, истерия).

Двигательная скованность мо­жет явиться результатом патологии опорно-двигательного аппарата, патологии сознания (сопор, оглушенность), па­тологии воли (ступор), патологии эмоциональной сферы (депрессия, тоска, уныние) мышечного стопора, сомати­ческих и психических заболеваний.

Жесты плавные, подчеркивающие смысл сказанного, являются нормой поведения.

К психомоторной сфере пациента относится и манера говорить.

Медсестра должна уметь распознать манеру говорить и дать трактовку речи пациента.

4.Социально-психологическая сфера отражает граж­данскую позицию пациента, его личностные и деятельные особенности, то есть способности, интеллект, самооценку, ориентацию, работоспособность, отношение к обучению и другое.

Развитие личности получает свое начало в семье. Семья влияет на формирование психического состояния пациента.

Семья в современной социальной ситуации — это ценность, потеря которой дорого обходится людям, деформируя их жизнь и судьбу, а также приводя к тяже­лым болезненным состояниям.

Медсестра, оценивая социально-психологическую сферу пациента, определяет его самооценку. Различают адекват­ную и неадекватную самооценку.

Виды учения и способы обучения

Учение складывается из определенных действий, зави­сящих от того, какую функцию выполняет обучаемый (па­циент или члены его семьи) в педагогической ситуации:

■ пассивного восприятия и освоения извне информа­ции;

■ активного самостоятельного поиска и использования информации;

■ организуемого извне направленного поиска и исполь­зования информации.

В первом случае в основе научения лежит преподава­ние пациенту готовой информации, готовых знаний и уме­ний на основе методов: сообщение, разъяснение, показ и требование к определенным действиям пациента.

Учение складывается из таких действий, как подража­ние, дословное или смысловое восприятие и повторение, воспроизведение, тренировка, упражнение по стандартам и правилам.

Во втором случае пациент (или члены его семьи) рас­сматривается как субъект, формирующийся под воздей­ствием собственных интересов и целей. Это вид естествен­ного самонаучения, направленного на удовлетворение своих потребностей и интересов.

В третьем случае медсестра организует внешние ис­точники поведения (требования, ожидания, возможности) так, что они формируют необходимые интересы пациента (или члена его семьи), а уже на основе этих интересов пациент и (или) члены его семьи осуществляют активный отбор и использование необходимой информации.

В основе научения в третьем случае лежит руководство процессом с помощью следующих методов: постановка сест­ринских проблем, обсуждение поставленных целей вместе с пациентом и членами его семьи, дискуссия, совместное планирование, действия пациента, оценка результатов, обсуждение проб и ошибок.

Под сестринскими методами (способами) обучения по­нимают последовательное чередование способов взаимодей­ствия медсестры и пациента, направленное на достижение целей сестринского процесса посредством проработки учеб­ного материала.

Метод (по-гречески — «путь к чему-либо») — способ достижения цели, способ приобретения знания.

В сест­ринской педагогике используются в основном методы тра­диционного обучения: объяснительно-иллюстративный и репродуктивный, основная сущность которых сводится к процессу передачи готовых известных знаний пациентам или членам их семей с целью обучения. Выбор методов зависит от следующих условий:

· содержания обучения,

· за­дач обучения;

· времени, которым располагает медсестра и пациент;

· особенностей пациента;

· наличия средств обуче­ния.

Медсестра выбирает из общего набора методов те, которые наиболее способствуют решению конкретной обу­чающей задачи на конкретном этапе обучения.

Особенностью сестринской педагогики является инди­видуальный подход к развитию утраченных в связи с болезнью способностей пациента обслуживать себя, если нет для этого противопоказаний.

На формирование умений и навыков, необходимых для восстановления здоровья пациента, и должны быть на­правлены практические действия медсестры.

Для достижения желаемого результата, обучение должно быть полимотивированным и эмоционально окрашенным.

Требования к медицинской сестре в процессе обучения:

· отзывчивость и сердечность

· способность понять проблемы пациента

· высокий профессионализм, грамотная речь

· умение контролировать себя, не поддаваться эмоциям

· умение настроить себя на задушевность, конфиденциальность

· умение выбрать оптимальный метод воздействия на пациента

· мотивировать обучение, используя жизненные ценности.

Большое значение имеет способность медсестёр к организации учебного процесса.

Тема занятия: Организация обучения

После изучения темы

Студент должен уметь:

– анализировать информацию и выбирать главное

– использовать полученные знания в практической деятельности

– организовывать общение с пациентом с учетом норм профессиональной этики

Студент должен знать:

– Организацию обучения в сестринском деле

– Этапы обучения

– Мотивацию пациента к обучению

– Результат процесса обучения

Вопросы для самоподготовки

1. Дать определение понятия «Мотивация»

2. Назовите этапы обучения

3. Перечислите факторы способствующие и препятствующие обучению

4. В чем заключается эффективность обучения

5. Приведите пример обучения пациента, используя методологию сестринского процесса.

В период реформ сестринского образования расширяются функции медицинской сестры. Изменения, происходящие в различных сферах нашего общества, определяют стратегию сестринской деятельности. Насколько грамотно и профессионально медсестра будет выполнять свои обязанности, настолько эффективными будут сестринская помощь в лечебно-профилактическом учреждении.

Особое значение в содержании обучения пациента и его родственников элементам сестринского ухода приобретают сформированные с помощью медсестры и всеми участвующими в процессе обучения умения и навыки для восстановления утраченных функций организма, создания условий для гармонии личности с окружающей средой. Медицинская сестра, выполняя роль педагога-воспитателя, всегда должна помнить о неотъемлемых элементах сестринского дела – медицинской этике, деонтологии и сестринской философии, отличаться культурой общения и высоким творческим потенциалом.

Первый этап процесса обучения

Оценка потребностей пациента и (или) его семьи в обучении

Чтобы жить в гармонии с окружающей средой, чело­веку необходимо постоянно удовлетворять свои потреб­ности.

При нарушении удовлетворения хотя бы одной из по­требностей у пациента развивается болезненное состояние.

Медсестра знает, что нарушить потребности человека могут факторы риска. Их более десяти. Некоторые из них могут возникать в определенных условиях жизни челове­ка. Главное, если невозможно их устранить, необходимо найти способ адаптации человека к жизни в новых усло­виях, научить человека жить с факторами риска.

На потребность пациента и (или) его семьи в обучении, которую он испытывает в определенный момент своей жиз­ни, можно активно влиять с целью улучшения здоровья, и значительная роль в этом принадлежит медсестре.

Для этого медсестре необходимо:

1.Оценить образ жизни пациента — способ удовлетворе­ния основных потребностей пациента.

2.Определить потребность в обучении самоуходу, улучше­нию состояния здоровья, то есть чему обучать пациента.

3.Оценить социальное и культурное окружение пациента, его влияние на процесс обучения пациента, то есть от­ветить на вопрос, кто и как будет обучать пациента.

4.Оценить особенности обучаемых: психическое развитие (умственное, социальное, волевое), отношение к обуче­нию и другие индивидуально-психологические особен­ности пациента: внимание, интерес к обучению, осмыс­ливание, понимание, запоминание и другое.

Оценка исходного уровня знаний и умений пациента

Результатом процесса обучения являются умения.

Умение — это способность осуществлять ту или иную деятельность на основе имеющихся знаний в изменяющихся условиях. Знания служат как бы инструментом при осво­ении умений. Но без знаний умений не бывает.

Каждый обучающийся обладает индивидуальными лич­ностными и деятельными особенностями, отношением к обучению, обучаемостью.

Каждый возраст или период характеризуется опреде­ленными показателями, по которым можно определить исходный уровень знаний, умений пациента. Однако ре­зультаты специальных исследований показывают: большин­ство людей не умеют слушать, а у тех, кто стремится учить­ся, учеба не всегда идет хорошо.

Мотивация — первый компонент процесса обучения

Мотивация — «закон готовности» (Э. Торндайк), пер­вый обязательный этап формирования умственных действий. Мотив — это то, что определяет, стимулирует, побужда­ет человека к совершению какого-либо действия.

Мотивы к обучению пациента могут быть внутренними и внешними. К внешним мотивам относятся требования, ожидание выздоровления, материальная выгода, наказание, награда и т.д.

К внутренним мотивам относят такие, кото­рые побуждают пациента к учению, к непосредственной цели учения, к потребности в активности и нового состояния, к стремлению повысить достигнутый ранее уровень знаний, умений и навыков.

Потребность пациента в чем-либо выра­жается поступками и повседневным поведением.

Наиболее полным является определение мотива соглас­но Л.И. Боглович: в качестве мотивов могут выступать предметы внешнего мира, представления, идеи, чувства и переживания — словом, все то, в чем нашла воплощение потребность. Существует четыре структурных компонента мотивации:

1.Удовольствие от самой деятельности.

2.Значимость для личности непосредственного ее ре­зультата.

3.«Мотивирующая» сила вознаграждения за деятель­ность.

4. Принуждающее давление на личность.

Оценка способностей пациента и (или) членов его семьи к обучению

Способности человека тесно связаны с его индивидуально-психическими особенностями. Способности чело­века могут быть различны и отражают степень познава­тельной активности, которая зависит от возраста, со­стояния здоровья, личности в целом, ее характера, дру­гих свойств.

Медсестра оценивает состояние отдельных психических функций (память, мышление, внимание, речь и другое) и целостные характеристики видов деятельности (трудовой, учебной), обученности и воспитанности пациентов и (или) членов их семей; изучает их реальные возможности, лич­ностные качества; выявляет не только начальный уровень способностей, но и предполагает ступени роста, развития умений пациента. Медсестра предвидит возможные и учи­тывает типичные затруднения обучаемых, исходит из мо­тивации самих обучаемых при планировании и организа­ции обучения по индивидуальным планам, обеспечивает условия для саморегуляции личности обучаемых.

II этап — интерпретация проблем пациента, связанных с дефицитом знаний

После проведенной оценки медсестра должна сформу­лировать проблемы пациента, связанные с дефицитом знаний, умений, и решить, кто из профессиональных ра­ботников может помочь пациенту. Проблемы, которые мед­сестра может самостоятельно разрешить, называются сест­ринскими диагнозами. Сестре необходимо их четко сфор­мулировать и установить их приоритетность и значимость для пациента.

Информация о пациенте интерпретируется медсестрой и отражается в сестринской истории с точки зрения по­требностей пациента в обучении.

Определение содержания обучения

Медицинская сестра определяет содержание обучения, то есть «чему учить». Для этого она должна разбираться в новых технологиях обучения, уметь выделять ключевые идеи процесса обучения, использовать понятия, термины, доступные пациенту и (или) членам его семьи.

Последовательность, систематичность, глубина сообща­емых знаний и умений определяются возрастными возмож­ностями, состоянием здоровья, степенью познавательной активности личности пациента.

В процессе обучения у пациентов формируются умения и навыки обращения с некоторыми предметами ухода, ока­зания неотложной доврачебной помощи, владение навы­ками самоухода и т.д. Пациенты активно вовлекаются в разнообразную практическую деятельность, что активно формирует у них интересы, склонности, потребности.

обучения отражается в индивидуальном плане обучения. Основным направлением в содержании обучения пациентов для медсестры является сохранение здоровья, поддержание определенного уровня здоровья или определенного уровня качества жизни.

III—V этапы — постановка целей обучения, планирование обучения, оценка его качества и эффективности

Оценив потребности пациента, его семьи в обучении, выполнив множество требований, определяемых психолого-педагогическими науками, выявив проблемы пациента, связанные с дефицитом знаний, медицинская сестра фор­мулирует цели обучения. Функции поставленных целей многообразны. В сестринском деле одной из главных яв­ляются мотивационная и воспитательная функции.

Они определяют направленность действий медицинской сестры, указывают, почему и для чего пациенту нужно выполнить конкретное действие. Цели должны быть конкретными, просто и доходчиво сформулированы и реализованы в форме видов деятельности.

Формулирование целей обучения дол­жно отвечать общим требованиям, предъявляемым к фор­мулированию целей в сестринском процессе.

Медицинская сестра планирует обучение, исполнение (реализацию), контроль и оценку процесса обучения, его качество и эффективность. Планирование обучения обсуж­дается совместно с пациентом, с учетом его индивидуаль­ности, выбора времени обучения.

Медсестра учитывает обстановку для обучения — ти­шину, освещение, вентиляцию, создавая благоприятную температуру воздуха; создает учебные ситуации; ставит задачи ясные и однозначные, которые характеризуются тем, что пациент (или обучаемый) получает задание на усвоение с учетом темпа обучения.

Решение учебной зада­чи обеспечивается медсестрой посредством учебных дей­ствий, которые принимаются обучаемым. Медсестра осу­ществляет постоянный контроль деятельности обучаемых, переходящий в самоконтроль и оценку (самооценку). Активное участие пациента в процессе обучения поощря­ется медсестрой с целью заинтересованности пациента в обучении.

Всякое действие становится регулируемым толь­ко при наличии контролирования и оценивания в струк­туре деятельности.

Обучение считается эффективным, если медсестра и па­циент (или обучаемый) достигают поставленных целей по усвоению определенных заданий. Медицинская сестра при этом должна иметь необходимые коммуникативные навы­ки, обладать педагогическим тактом, знать теоретические основы педагогики, психологии и других смежных дисциплин.

ПРИМЕР ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

МЕТОДОЛОГИИ СЕСТРИНСКОГО ПРОЦЕССА

ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ

I этап – сбор информации.

Пациент, Иван Петрович, по профессии инженер по сельхоз­технике, находится на стационарном лечении в кардиологическом отделении. Врачебный диагноз: гипертоническая болезнь II ст. При опросе медсестра выяснила, что пациент периодически страдает сильными головными болями. Артериальное давление повышается до очень высоких цифр.

В результате лечения АД быстро снижает­ся и пациент сразу выписывается, ссылаясь на очень большую заня­тость и необходимость всегда быть на рабочем месте. Рекоменда­ции врача принимать лекарства для поддержания необходимого уровня артериального давления не выполняет. При последней гос­питализации АД 200/120 мм рт. ст., Р = 100 уд. в мин.

Пациенту был рекомендован постельный режим, назначены гипотензивные сред­ства, после чего артериальное давление быстро снизилось, исчезли головные боли, пациент почувствовал себя хорошо, повеселел, вы­глядит лучше, стал задавать медсестре много вопросов, и медсестра заметила, что Иван Петрович следит, как измеряется артериальное давление ему и всем соседям по палате, рассматривает тонометр… Оказалось, он и его родственники не умеют измерять артериальное давление.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

Источник: https://zdamsam.ru/a68534.html

Лекция

36.Понятия, критерии и уровни эффективного общения

Понятие общения, виды общения, уровни общения, функции общения.

Критерии удовлетворенности общением.

1.1.Понятие общения, виды общения, уровни общения, функции общения.

1.2.Критерии удовлетворенности общением.

Цель занятия:Рассмотреть основные функции общения, охарактеризовать основные его виды и уровни, охарактеризовать каналы и средства общения.

Задачи:

Образовательная: усвоение понятия общения, критерий удовлетворенности, систематизировать знание по теме;

Воспитательная: способность развитию творческой активности обучающихся.

Развивающая: способствовать формированию понятий общения, функций общения, уровней общения, видов общения.

1.1.Понятие общения, виды общения, уровни общения, функции общения.

Общение — связи между людьми, в ходе которой возникает психологический контакт, проявляющийся в обмене информацией, взаимовлиянии, взаимопереживании, взаимопонимании.

В научной литературе выделяют следующие виды общения:

  • “Контакт масок” — формальное общение, когда отсутствует стремление понять собеседника, используются привычные маски (вежливости, скромности, безразличия и т.п., набор выражений лица, жестов, позволяющих скрыть истинные эмоции, отношение к собеседнику).
  • Примитивное общение — когда оценивают другого человека как нужный или мешающий объект. Если нужен человек, то активно вступают с ним в контакт, если он мешает — отталкивают. При получении желаемого теряют дальнейший интерес к собеседнику и не скрывают этого.
  • Формально — ролевое общение — это такое общение, когда регламентировано и содержание, и средства общения. Вместо знания личности партнера обходятся знанием его социальной роли.
  • Деловое общение учитывает особенности личности партнера, его характера, возраста, но интересы дела являются более значимыми.
  • Духовное, межличностное общение возможно тогда, когда каждый участник имеет образ собеседника, знает его личностные особенности, может предвидеть его реакции, учитывает интересы и убеждения партнера.
  • Манипулятивное общение направлено на извлечение выгоды от собеседника, используя разные приемы (лесть, обман, демонстрация доброты и т.п.) в зависимости от особенностей личности собеседника.
  • Светское общение — его характеризует беспредметность (люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях). Это общение закрытое, так как точка зрения людей по тому или иному вопросу не имеет никакого значения и не определяет характера коммуникаций.

Советский исследователь В.Н. Сагатовский определяет четыре уровня общения:

  • Уровень манипуляции.
  • Уровень “рефлексивной игры” означает, что собеседники, в общем, признают, что у каждого из них есть свои цели и планы взаимоотношений, но стремятся в общении “обыграть” партнера и показать несостоятельность его планов.
  • Уровень правового общения. Здесь главным является согласование поведения на основе норм и правил, которые должны выполнятся партнерами.
  • Уровень нравственного общения. На этом уровне взаимодействия происходит на основе единения внутренних, духовных начал. Американский психолог Э.Берн считает, что можно выделить шесть основных способов общения “нуль-общение” — уход в себя: например, молчаливая очередь у кабинета врача, пассажиры в метро. Никто при таком общении не говорит, но все приглядываются друг к другу (симпатичен — несимпатичен, кто это и т.п.)

Функции общения выделяются в соответствии с содержанием общения.

Имеется несколько классификацией функций общения. В. Н. Панферов выделяет их шесть:

  • коммуникативная (осуществление взаимосвязи людей на уровне индивидуального, группового и общественного взаимодействия)
  • информационная (обмен информацией между людьми)
  • когнитивная (осмысление значений на основе представлений воображения и фантазии)
  • эмотивная (проявление эмоциональной связи индивида с действительностью)
  • конативная (управление и коррекция взаимных позиций)
  • креативная (развитие людей и формирование новых отношений между ними)

1.2. Критерии удовлетворенности общением.

У каждого из нас в жизни возникали ситуации так называемого избирательного взаимодействия, когда с кем-то мы общаемся с удовольствием, а с кем-то стремимся избежать общения. Попробуем разобраться, чем вызвана такая избирательность и какие существуют критерии удовлетворенности общением.

По мнению ряда ученых, общим интегральным критерием выступает количество потребностей, которые человек удовлетворяет в процессе взаимодействия с другим.

И чем больше при этом взаимодействии удовлетворяется потребностей, тем вероятнее, что индивид будет стремиться поддерживать и продолжать общаться с данным человеком.

Среди всего многообразия социальных потребностей, удовлетворение которых предполагает процесс общения, выделяют потребность: 1) в стимуляции; 2) событиях; 3) узнавании; 4) достижениях и признании; 5) структурировании времени[1]. Рассмотрим их подробнее.

1. Потребность в стимуляции удовлетворяется, когда человек получает многообразные стимулы из окружающего его мира, от других людей. Общение инициирует активность субъектов, их стремление к действиям, поднимает общий тонус деятельности, подталкивает человека к тем или иным действиям.

Социальная стимуляция имеет наибольшее значение для развития человека в подростковом возрасте, когда он ориентируется на референтных для него сверстников и взрослых, на референтные группы.

При этом могут возникать ситуации, когда общающиеся обладают разными уровнями культуры (примеры детской дружбы), – так происходит удовлетворение потребности в стимуляции.

2. Потребность в событиях удовлетворяется, когда человек испытывает новые впечатления, т.е. у него имеется социальный интерес, определенная динамика жизни.

Когда же человек живет в практически неизменных отношениях с другими людьми, его жизнь лишена всякой динамики, она статична, людям становится скучно, и они стремятся прервать общение.

В то же время существует подмена данной потребности, когда речь идет о замене собственных реальных событий обсуждением других людей на основе сплетен и слухов. Возникает своеобразная компенсация отсутствия собственных интересных событий в виде неподдельного интереса к жизни других людей. Она осуществляется на квазиуровне.

3. Потребность в узнавании удовлетворяется, когда человек встречает знакомых людей. При узнавании происходит социальное подтверждение личности со стороны других людей, это поддерживает самоидентификацию личности. Обычно люди не осознают эту потребность из-за ежедневного общения с близкими или хорошо знакомыми людьми.

В случае временного пребывания в другом городе или стране или при смене места жительства данная потребность актуализируется и человек ее начинает осознавать. В подобных ситуациях нередки случаи возникновения состояния социальной депривации – ощущение лишения социальной поддержки, неуверенность в себе, растерянность и пр.

4. Потребности в достижениях и признании – важнейшие потребности, которые должны реализовываться в процессе общения. Это высшие потребности, согласно классификации А. Маслоу, они связаны с чувством собственного достоинства человека, уважением и самоуважением[2]. Однако, по мнению А.

Маслоу, высшие потребности не являются насущными (по сравнению с пищей и безопасностью), и человек часто их игнорирует.

Некоторые люди очень ревностно относятся к достижениям других людей: в ситуации общения они стараются не замечать достижений других, их успехов, при этом стараются выглядеть безразличными.

5. Удовлетворение потребности в структурировании времени является обычно побочным эффектом жизнедеятельности и общения человека. Э.

Берн выделял различные виды структурирования времени, определяя их как способы времяпрепровождения: ритуалы, процедуры, развлечения, близость, игры[3]. В норме человеку необходимы различные способы времяпрепровождения, их динамика.

К ритуалам относятся все виды конвенционального общения, связанные с общепринятыми нормами. Процедуры представляют собой различные формы общения в процессе совместной деятельности, сопровождающие порядок действий.

Общение, сопровождающее развлечения человека, связано с занятиями, доставляющими удовольствие. Близость (любовь, дружба) сопровождается открытым личностным общением в отличие от игр (социальных игр – действий со скрытыми мотивами), включающих в себя манипулятивное общение.

Полноценное общение необходимо человеку для нормального личностного развития и определения своего места в социуме. Общение определяется количеством потребностей, которые человек при этом удовлетворяет.

При условии удовлетворения всех потребностей индивида общение скорее всего будет долгим и продуктивным, в обратном случае – оно прервется или будет осуществляться периодически с большими интервалами.

Кроме того, полноценность общения зависит от отношения участников взаимодействия друг к другу. Здесь позитивными факторами считаются принадлежность к одному социальному слою, возрастной категории и наличие общих интересов.

Если партнеры по общению хотят добиться продуктивных результатов и находятся при этом в разных возрастных группах, имеют разные социальные статусы, то необходимы специальные условия, мотивация, усилия со стороны индивидуумов.

[1] Андриенко Е. В. Социальная психология. С. 193–195.

• [2] Маслоу А. Мотивация и личность: пер. с англ. СПб.: Евразия, 1999. С. 156.

Источник: https://infourok.ru/lekciya-ponyatie-obscheniya-vidi-obscheniya-urovni-obscheniya-funkcii-obscheniya-kriterii-udovletvorennosti-obscheniem-2833082.html

Понятие, критерии и уровни успешного общения

36.Понятия, критерии и уровни эффективного общения

Тема 7. Социально-педагогические условия эффективного профессионального взаимодействия в системе деятельности социального педагога

1.Понятие, критерии и уровни успешного общения.

2.Управление чувствами и эмоциями в социально-педагогическом взаимодействии.

3.Коммуникативная культура социального педагога как условие эффективности профессиональной деятельности.

Литература

1. Василькова Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога: Учеб. пособие для студент. высш. пед. учеб. заведений. – М., 2001.

2. Кабаченко Т.С. Методы психологического воздействия: Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2000. – 544с.

3. Медведева Г.П. Этика социальной работы. – М., 2002.

4. Психологический словарь / авт. – сост. В.Н. Копорулина, М.Н. Смирнова, Н.О. Гордеева, Л.М. Балабанова; Под общей ред. Ю.Л. Неймера. – Ростов – на – Дону: Феникс, 2003.

5. Шейнов В.П. Искусство управлять людьми / В.П. Шейнов. – Мн.: Харвест, 2005. – 512с.

6. Шелихова Н.И.Техника педагогического общения / Под ред. М.Р. Гинзбурга. – М., 1998. – С. 22-25; 33-34.

7. Шептенко П.А., Воронина Г.А. Методика и технология работы социального педагога. – М., 2002.

8. Щуркова Н.Е. и др.Новые технологии воспитательного процесса. – М.,1998. – С. 20-22.

9. Щуркова Н.Е.Практикум по педагогической технологии. – М., 1998. – С. 52-53.

Подчеркивая значимость воспитательно-дидактических функций педагогического общения, А. А.

Леонтьев отмечает, что «оптимальное педагогическое общение ¾ такое общение учителя (и шире педагогического коллектива) со школьниками в процессе обучения, которое создает наилучшие условия для развития мотивации учащихся и творческого характера учебной деятельности, для формирования личности школьника, обеспечивает благоприятный эмоциональный климат обучения (в частности, препятствует возникновению психологического барьера), обеспечивает управление социально-психологическими процессами в детском коллективе и позволяет максимально использовать в учебном процессе личностные особенности учителя» . Т.о., успешным является общение, которое создает наилучшие условия для развития личности ученика и в ходе которого реализованы его цели и содержание. Критериями успешного общения выступают: наличие благоприятного эмоционально- психологического климата общения; реализация содержания, поставленных целей и задач; включение учеников в общение (диалогический характер общения), реализация функций общения; формирование чувства «мы».В педагогическом общении различают 2 уровня ¾ ролевой и межличностный. Ролевое общение опосредовано социальными ролями. Решающее значение имеет статус учителя и учащихся. Отсюда и жесткая регламентация их позиций: учитель ¾ ведущий, руководящий; учащийся ¾ ведомый, руководимый, исполняющий распоряжения.

Личностный уровень общения характеризуется взаимной открытостью, безбоязненностью, откровенным обменом взглядами, мнениями.

Этот уровень, максимально раскрывающий личностное своеобразие учителя и учащихся, интенсифицирует процесс взаимного духовного обогащения, стимулируя формирование ценностных ориентаций.

Разница между ролевым и личностным общением в том, что в первом случае индивидуальное своеобразие сторон проявляется минимально, а во втором ¾ максимально.

Гуманизация учебно-воспитательного процесса в школе предполагает высокую коммуникативную компетентность учителя, осознанность профессиональных действий, способность прогнозировать, планировать, реализовывать взаимодействие с учениками. Для оптимального педагогического общения учителю необходимо развить в себе:

¾ умение управлять своим поведением;

¾ наблюдательность, переключаемость внимания;

¾ способность к социальной перцепции или «чтению по лицу»;

¾ понимание психического состояния ученика по внешним признакам;

¾ умение «подавать себя» в общении с учащимися;

¾ умение речевого и неречевого контакта с учащимися;

¾ гностические умения.

Дополнительно к этому в других подходах выделяют ещё духовный уровень.

Это высший уровень человеческого общения. Партнер воспринимается как носитель духовного начала, что пробуждает в нас чувство, которое сродни благоговению.

Духовное общение соединяет в себе самые привлекательные черты игрового и делового (живой интерес к личности партнера, взаимное побуждение к спонтанности, совместный поиск истины, благовидное стремление к единодушию и согласию).

Духовность достигается не отбором тем, а глубиной «диалогического проникновения» друг в друга, так как интерес к личности партнера максимально глубокий, что даст импульс к полной собственной открытости и взаимодополняемости позиций.

Культура педагогического общения складывается, следовательно, из культуры восприятия и понимания личности ученика, культуры общения и обращения, сообщения и убеждения, влияния и взаимопонимания.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/3_87288_ponyatie-kriterii-i-urovni-uspeshnogo-obshcheniya.html

Лекция №3

36.Понятия, критерии и уровни эффективного общения

«Общение в сестринском деле»

2 академических часа

Лекция

Тема: «Общение в сестринском деле»

План

1.Определение понятий «биоэтика», «медицинская тайна».

2. Морально-этические нормы правила и принципы профессионального сестринского поведения .

3. Общение, как средство сестринской помощи и социальной поддержки. Функции общения.

4. Уровни общения: внутриличностные, межличностные, общественные.

5. Типы общения: вербальное и невербальное.

6. Каналы общения: устная речь, письменное общение (мимика, жесты).

7. Поддержание связи с пациентами, неспособными к вербальному общению.

8. Критерии эффективного общения.

Определение понятий «биоэтика», «медицинская тайна».

Интерес к проблеме общения уходит своими корнями в далекое прошлое. На протяжении многих столетий люди наблюдали, анализировали и пытались процессы взаимодействия между людьми.

Процесс общения занимает в жизни большинства людей много времени. Умение говорить, слушать, читать, писать – важнейшие способности, обеспечивающие совместную деятельность и позволяющие передавать накопления знаний.

Процесс обмена информацией между людьми называется коммуникацией ( от лат. …-«делаю общим, связываю»). Элементом взаимосвязи является поведение, которое приводит к обмену мнениями и взаимопониманию.

В процессе обмена информацией выделяют четыре основных компонента:

– отправитель, в качестве которого выступает лицо, генерирующее или сообщающее информацию и передающей ее.

– сообщение-информация, закодированная с помощью определенных символов.

– информационный канал – пути передачи и приема информации.

– получатель, в качестве которого выступает лицо, получающее переданную информацию.

Поведение мед.работника так же, как и лечебные и диагностические процедуры, оказывает влияние на течение болезни и состояние больного. При обращении за медпомощью у пациента могут возникнуть патологические реакции, возникающие у пациента в результате его обращения за мед.

помощью: ятрогении, сорогении, психогении, фармакогении, физиогении и т.д. Действия мед.работников, связанные с отрицательными последствиями для больного, можно квалифицировать следующим образом: несчастный случай, медицинская ошибка, медицинские правонарушения и профессиональные преступления.

Главный судья в решении вопроса об ответственности за мед.ошибку – совесть работника. Бурный научно-технический прогресс изменил нормы профессионального поведения мед.работника.

Это стало толчком к развитию биоэтики, в рамках которой изучаются моральные стороны взаимодействия медицинского работника и пациента.

Термин «Биоэтика» ввел американский биолог Ван Ренсселер Поттер в 1971г. – понятия, определяющие меру ответственности тех, кто принимает решение о выборе метода лечения и применении научных знаний на практике.

Биоэтика – наука о законах, принципах и правилах регулирования профессионального поведения мед.работника, но в условиях использования новых медицинских технологий.

Современные принципы биоэтики: не навреди, делай добро, уважение автономии пациента. Справедливость, правдивость, конфиденциальность, информированное согласие.

Медицинская тайна. Статья 8 Этического кодекса м/с РФ «Обязанность хранить профессиональную тайну».

Медсестра должна сохранять в тайне от третьих лиц доверенную ей или ставшую ей известной в силу исполнения профессиональных обязанностей информацию о состоянии здоровья пациента, диагнозе, лечении, прогнозе его заболевания, а так же о личной жизни пациента, даже после того, как пациент умирает. М/с вправе раскрыть конфиденциальную информацию о пациенте какой-либо третьей стороне только с согласия самого пациента.

Морально-этические нормы правила и принципы профессионального сестринского поведения .

Профессиональное общение с пациентом является такой же важной стороной деятельности медсестры, как и владение манипулятивными навыками.

Профессиональное общение медсестры – процесс установление и развития контактов между ней и пациентом, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя передачу информации (коммуникацию), выработку стратегии взаимодействия (интеракцию), восприятие и понимание партнерами друг друга (перцепцию). В результате выделены три стороны общения: коммуникативная, интерактивная и перцептивная.

Функции общения:

– контактная – установление состояния взаимной готовности к общению;

– информационная – обмен информацией, сообщениями;

– координационная – взаимное ориентирование и согласование совместной деятельности;

– понимания – адекватное понимание смысла сказанного, действий, состояние своего партнера;

– эмотивная – обмен эмоций между партнерами;

– установление отношений – осознание места своего партнера в системе межличностных, деловых и производственных отношениях;

– оказание влияния – изменение поведения, состояния, знаний, представлений партнера;

– взаимодействие и восприятие себя через другого (умение поставить себя на место собеседника).

Уровни общения:

  1. Внутриличностное– мысленное общение человека с самим собой (внутренний диалог, обдумывает проблемы, анализирует ситуации, вырабатывает какие-то планы, идеи, но вслух не произносит).
  2. Межличностное – общение двух и более людей между собой ( обмен мыслей, идеями, со своими коллегами).
  3. Общественное – общение одного человека с группой людей, коллективом, большой аудиторией.

Общение – это сложный социально-психологический процесс взаимоотношения между людьми, происходящий с помощью передачи словесной (вербальной) и бессловесной (невербальной) информацией.

Способ коммуникации завит от содержания сообщения и индивидуальных качеств получателя сообщения. Например, слепой человек лучше понимает словесную информацию.

Глухой же человек может читать, в том числе и по губам.

Коммуникация – обмен вербальной информацией между людьми с помощью невербальных приемов.

Вербальная информация отражается в высказываниях и написанных (письмо) чувствах, мыслях, наблюдениях. Речевое общение происходит между людьми с помощью устной или письменной речи. Важно что говорят и как говорят. Важно, чтобы общение было эффективным.

Невербальная информация отражает поступки или поведения того, кто передает информацию с использованием прикосновения, мимики, жестов, символов, позы вместо слов. Наука изучающая невербальное общение называется кинесикой.

Невербальные способы общения, например, прикосновение рукой к плечу, позволяет сообщить пациенту о сопереживании, поддержке; однако пациент быстро распознает фальшивое отношение, поэтому эти приемы использует внимательная и деликатная медсестра.

Основой для коммуникации служат такие факторы, как сопереживание, уважение и искренность, деликатность, как признание прав человека на свободу мыслей, чувств и достойное лечение и уход.

Зоны комфорта при общении:

– Сверхинтимная – 0-15 см

– Интимная – 16-45 см

– Личная – 45-120 см

– Социальная – 120 – 300 см

– Общественная – более 3 м.

Неречевое общение:

– Мимика

– Жесты

– Выражение лица

– Поза

Невербальные сигналы говорят больше, чем слова. М/сдолжна следить, не расходятся ли слова с этими сигналами.

Стиль общения:

1) Конвенциальный (деловой) – стиль предполагает довольно большую дистанцию между людьми.

2) Примитивный – стиль общения предполагает наличие между людьми «театральных» или «обыденных» отношении.

3) Манипулятивный– человек выбирает этот стиль общения тогда, когда ему выгодно преувеличить свою силу или демонстрировать свою слабою слабость.

4) Актоализированный – демонстрирует мотивированные прочувствованные доводы поведения. Такому человеку можно верить, он может быть глазами «слепца».

Критерии эффективности общения:

Наилучшая стратегия деловой беседы – это положительная, заинтересованная, уважительная установка. Большую роль играют самые первые слова. Желательно узнать имя и отчество вашего собеседника до разговора.

– Начинайте беседу с указания вашего имени, отчества и должности.

– Смотрите пациенту прямо в глаза.

– Обеспечьте конфиденциальность вашей беседы.

– Поощряйте вопросы вашего пациента.

– Говорите неторопливо, доходчиво, пользуясь положительной интонацией вашего голоса.

– Умейте слушать.

-Проявляйте инициативу в создании психологического микроклимата при общении с пациентом.

– Будьте естественны при разговоре, создайте атмосферу взаимопонимания, доверия.

Список используемой литературы:

  1. Л.И. Кулешова, Е.В. Пустоветова под редакцией Р.Ф. Морозовой «Основы сестринского дела: теория и практика в 2-х частях» изд. «Феникс» Ростов-на-Дону 2008г.
  2. С.А. Мухина, И.И. Тарковская «Теоретические основы сестринского дела» изд. «ГЭОТАР – Медиа» Москва, 2011г.
  3. Т.П. Обуховец, О.В. Чернова «Основы сестринского дела» 15-е издание «Феникс» Ростов-на-Дону 2011г.
  4. И.В. Островская, Н.В. Широкова «Основы сестринского дела» изд. «ГЭОТАР-Медиа» Москва 2008г.

Предыдущая3456789101112131415161718Следующая

Дата добавления: 2015-10-09; просмотров: 7919; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

ПОСМОТРЕТЬ ЁЩЕ:

Источник: https://helpiks.org/5-63260.html

Понятие, критерии и уровни успешности общения

36.Понятия, критерии и уровни эффективного общения

Критерии успешности, средства и способы,необходимые для формирования успешностимежличностного общения, могут бытьвыведены по аналогии с критериямиэффективности групповой деятельности.

Отсутствие конфликтов не являетсянадежным показателем успешности подвум причинам:а) вместо открытыхконфликтов может наблюдаться напряженность,замаскированная под вежливым спокойнымтоном, формальным контактом; б) конфликтыв современной социальной психологиине рассматриваются как абсолютное зло,за ними признается определеннаяпозитивная роль.

Успешностьлюбой групповой деятельности всоциально-психологическом аспектеопределяется достижением целей(в неформальноммежличностном общении ими являютсяконтакт, психологическая близость,доверительные отношения); удовлетворенностью(в данном случае – удовлетворенностьсамим процессом общения когда в ходеобщения не возникает чувства досады,дли тельных пауз и т. п.); отсутствиемтрудностей (в первую очередь напряженности,скованности, внутренних преград,зажатости и пр.).

Таким образом, психологическимпоказателем успешностимежличностногообщения является его спонтанность,легкость, обеспеченная навыками хорошейсаморегуляцией, удовлетворенностьобщением вследствие достиженияпсихологического контакта и взаимопонимания.

При этом удовлетворенность общениеми отношениями определяется какхарактеристика субъективной сторонымежличностных отношений на сознательноми бессознательном уровнях; психологическое– состояние, обладающее мобилизующимэффектом во многих видах деятельности;включает чувство полноценности истабильности межличностных отношенийпри отсутствии страхов, подозрительности,напряженности, чувства одиночества.

Успешность общенияпроявляетсяв достижении и сохранении психологическогоконтакта с партнером в целях стабилизациимежличностных отношений на их оптимальнойстадии развития через достижениесовместимости, согласия, взаимнойприспособленности и удовлетворенностипутем гибкой корректировки целей, уменийи состояний, способов воздействия всоответствии с меняющимися обстоятельствами.

Вданном случае успешность определяетсяскорее не как единичный конечныйрезультат, но как процесс, в который обапартнера должны сделать равный вклад,чтобы достигнуть состояния взаимнойудовлетворенности.

Основными психологическими критериямиуспешности общения следует считатьлегкость, спонтанность, свободу,контактность, коммуникативнуюсовместимость, адаптивность иудовлетворенность.

Возвращаясь к вопросу о стадияхдоверительного общения, следует заметить,что контактность и коммуникативнаясовместимость обеспечивают переход кстадии коммуникативной успешности, накоторой возникает эффект легкости,свободы, эмоциональной поддержки исочувствия, взаимопонимания иудовлетворенности отношениями.Кульминационную стадию доверительногообщения знаменует чувство психологическойблизости и безусловного принятия другдруга.

Итак, успешность доверительногообщениярассматривается как определенныйрезультат усилий по преодолениютрудностей и психологических барьеров,накопления позитивного опытавзаимодействия, как непростой путь ксогласию и созвучию, эмоциональному ипсихологическому резонансу, который,в конечном итоге, выливается в ощущаемоеи переживаемое чувство человеческойблизости.

Как интегральная характеристикакоммуникативного поведения человека,успешность общения развивается свозрастом, по мере приобретения ирасширения круга социальных умений,роста доверия к себе и своим возможностям.

Развитие успешности обеспечиваетсоциально-психологический тренинг, вособенности – перцептивно-ориентированныйтренинг.

Общительностьотноситсяк числу наиболее общих и первичных чертхарактера. По мнению Б. Г. Ананьева, В.С.

Мерлина, общительность в значительнойстепени связана с типом высшей нервнойдеятельности человека, его темпераментом.

Это – одна из коммуникативных чертличности, к которым следует отнести идругие черты: контактность, следованиесоциальным нормам во взаимодействии,экспрессивность, робость, инициативностьи т. д.

В общительности выражается потребностьчеловека в других людях и контакта сними, стремление к этим контактам, ихинтенсивность и легкость, а такжесклонность человека к дружескомуповедению в ситуации общения и установлениюприязненных отношений, умение не терятьсяв момент общения, стремление взять насебя инициативу в контакте, при случае– и роль лидера в группе.

Общительность связана с эмоциональными общим самочувствием человека передвступлениемвобщение, в моментсамого контакта и после него.

Эта чертахарактера предполагает наличиекоммуникативных навыков, обеспечивающихлегкость общения и облегчающих партнеруконтакт: умение слушать, высказыватьсяк месту, поддерживать беседу и менятьтему, знакомиться, находить правильнуюформу обращения к другому человеку;обычно сопряжена с такими умениями, каквладение жестикуляцией, уместность ибогатство мимики, выразительностьинтонаций и поз.

Противоположной чертой являетсязамкнутость, крайнее выражение которой– аутистичность.

Психологическаяхарактеристика уровней успешности вобщении:

1. Уровень мастерства и свободы вобщениипредполагает высокуюсовместимость, контактность и гибкость,адаптивность, хорошие навыки исаморегуляцию, отсутствие отчужденности,то есть включенность в социальные связи,отсутствие фрустрированности инапряженности, адекватность реагирования.

2. Лидерский уровеньеголегко достигают экстраверты, хорошовладеющие навыками и умениями, лидерыпо натуре, уверенные в себе и удовлетворенныесложившимися отношениями в близкомкругу.

Они находят взаимопонимание слюдьми, имеют развитое чувство собственногодостоинства, которое избавляет отнедоверия к людям и лишних ссор инедоразумений.

Лидеры смелы и активныв контактах, ситуативно застенчивы, безизлишней чувствительности, прибегаютк манипулированию, владеют разнообразнымиспособами влияния и воздействия налюдей, не авторитарны, любят советовать.

3. Радикально-партнерский уровень– характерен для партнерскиориентированных радикалов, умеющихвыслушать и найти общее решение. Ониконформны, хорошо работают в группе,практичны и не агрессивны, обладаютвысокой эмпатией, эгоцентричны; имприсущи хороший самоконтроль исамодисциплина.

4. Рационально-консервативный уровеньлица, составившие эту группу,консервативны, закрыты, расчетливы,нонконформны, погружены в себя,мечтательны, плохо контролируют эмоции;у них отсутствует эмпатия.

5. Агрессивно-авторитарный уровеньна нем авторитарность сочетаетсяс высокой агрессивностью (что обычнохарактерно для высоко авторитарныхличностей).

У таких людей нет достаточнойгибкости в способах влияния, сниженосамоуважение, следствием чего являетсявысокая тревожность; недостаток влиянияобусловлен, помимо всего прочего,недостаточной сформированностью навыкови умений, что подтверждается также иотсутствием манипулятивности.

Имсвойственны повышенная конфликтность,нетерпение, недоверчивость, отсутствиепартнерской ориентации, раздражительность,порою взвинченность, внутренние ивнешние конфликты.

6. Уровень невротического одиночестваи застенчивостиего составилилюди с глубоким чувством одиночества,аутистичные, крайне невротизированные,плохо адаптирующиеся, с неважнойсаморегуляцией. Они мечтают о легкостиобщения, но повышенная самокритичностьи неуверенность не дают им реализоватьимеющиеся навыки и умения. Это –застенчивые, необщительные скептикии даже холодные люди.

В психологической литературе для того,чтобы охарактеризовать интенсивность,направленность и другие аспекты общения,употребляются близкие понятия:общительность, экстраверсия и др. Следуетподчеркнуть разницу между ними.

Коммуникабельность – некоммуникабельность:качественные характеристики контактов,их глубина, интенсивность, соблюдениесоциальных норм. Общительность –замкнутость: количественные характеристики,их широта, экстенсивность, контактность(потребность в контактах, легкость,спонтанность).

Экстраверсия – интроверсия:направленность общения (на других и насебя), частично – мотивация (самодостаточностьинтроверта, склонность к общению с самимсобой).

Коммуникативность – владение средствамиустановления контакта. Контактность– это специфическое социальное умение,в основе которого лежит природнаяобщительность.

Это способность вступатьв психологический контакт, формироватьв ходе взаимодействия доверительныеотношения, основанные на согласии ивзаимном принятии; способность,обеспеченная владением навыками иумениями общения и саморегуляции, атакже благоприятствующими контактуличностными свойствами.

Контактность – продукт сочетанияперцептивных, интеллектуальных,коммуникативных способностей, протекающихна основе развитой саморегуляции, однаиз составляющих социального интеллекта.

Биологическоеоснование контактности(в форме психофизиологической, нервнойпредрасположенности) обеспечиваетболее быстрое, но не обязательно болеевысокое развитие ее у представителейсангвинического темперамента,экстравертов.

Большой вес предрасположенностив развитии этой социально-коммуникативнойспособности подтверждается ееотносительной независимостью отпрофессиональной деятельности(интенсивность контактов не связананапрямую с их успешностью).

Контактность формируется на первыхпорах жизни ребенка и развивается какобщая коммуникативная способность,первоначально направляемая темпераментоми особенностями высшей нервнойдеятельности.

Она проявляется в большейспособности человека мобилизовать всеимеющиеся средства для достиженияконтакта (владение состоянием, телом имимико-выразительными средствами,настроенность на контакт), в уменииизменять в зависимости от ситуации мерусвоей открытости и избираемые средствавоздействия, во владении коммуникативнойситуацией в целом.

Контактность есть управлениекоммуникативной ситуацией, психологическимиспособами влияния в ходе организациисоциального взаимодействия; это –процессуальное качество, для котороговажны пространственно-временныехарактеристики осуществления контакта,условия взаимодействия, мотивы ииндивидуальные особенности взаимодействующихлиц.

Данное социальное умение обладаеткак положительными, так и отрицательнымихарактеристиками. Положительныестороны контактности– настроенность,установка на контакт, мобилизация всехсредств общения, стимулирующая мотивация,рефлексия и обратная связь. В числоотрицательных характеристиквходятсвоеобразная эгоцентричность, т.е.

привлечение внимания на себя, ориентацияна заражение своими интересами,состояниями, преобладание неосознаваемыхпобуждений.

Контактности не обязательно присущадоброжелательность: у истероидныхлюдей, возбудимых психопатов наблюдаетсяагрессивная, навязчивая контактность.

В жизни нам нередко встречаются люди,которые производят впечатление излишнеболтливых, суетливых, непрерывноразговаривающих в ситуациях неопределенностиили угрозы, не умеющих держать паузу.

Можно предположить, что такие люди плохоуправляют собой, излишне тревожны и,вероятно, невротизированы.

Если попытаться охарактеризоватьсверхконтактныхлюдей, тоследует отметить, что у них очень хорошоразвиты общительность, навыки и умениясаморегуляции, удовлетворенностьобщением и уверенность в себе по сравнениюсо всеми остальными.

Однако, многие другие стороны общенияу таких людей качественно ухудшены.

Снижены восприимчивость, самокритичность,ориентирован-ность на партнера, довериеи самоконтроль, увеличены невротизация,тревожность и манипулирование,авторитарность и доминирование.Адаптивность не улучшена.

Все этиобстоятельства в совокупности счрезвычайно высоко развитой эмпатиейпозволяют считать, что сверхконтактностьможет свидетельствовать о сниженнойприспособленности и истероиднойнаправленности личности.

Из выделенных по степени развитиясвойств личности и коммуникативныхумений групп самыми контактными оказалисьэкстраверты. Затем идут легкие и свободные в общении люди, обладающиехорошими коммуникативными навыками.За ними следуют совместимые, легкоадаптирующиеся, незастенчивые, включенныев социальные связи.

Затем – лидеры; люди с развитым чувством собственногодостоинства и доверчивые с пластичнойи выносливой нервной системой.

В числосамых неконтактных, замыкающих таблицу,вошли невротики и неприспособленные,а также те, чьи свойства в комплексесоставляют труднопреодолимый «синдромтрудностей» – аутистичные, застенчивые,отчужденные, с глубоким чувствомодиночества.

Помимо контактности, еще одним критериемуспешности общения является коммуникативнаясовместимость. Это один из видовсоциально-психологической совместимости,означающий готовность и умениесотрудничать, создавать непринужденнуюатмосферу взаимной удовлетворенностиобщением, обеспечивать хороший климатв группе.

Совместимостьюназываетсятакой психологический эффект сочетанияиндивидов, который выражается во взаимномпринятии, согласии и частичнойидентификации на эмоционально-чувственном,интеллектуальном и деятельностномуровнях, во взаимной удовлетворенностии отсутствии напряженности, конфликтов,неприязни в любых контактах.

Коммуникативная совместимостьчастный вид совместимости, возникающийна основе взаимопонимания и согласованностиобщей позиции; характеризуется отсутствиемнеблагоприятных последствийкоммуникативного взаимодействия в виденапряжения, досады, психологическогодискомфорта.

Чтобы понять, какими качествами личностиобладают люди, умеющие создаватьатмосферу непринужденности, взаимнойудовлетворенности в беседе, мы выделили группу людей с высоким индексомсовместимости.

В группу высокосовместимых людейвошли неконфликтные, неагрессивные,без личных проблем, неавторитарные,удовлетворенные общением и отношениямив своем близком кругу.

Из всех групп, выделенных по степенизастенчивости, наиболее совместимы сдругими ситуативно-застенчивые.

При сравнении групп людей высокосовместимыхи сверхсовместимых обнаруживается, чтони по одному показателю нет ухудшения.Следовательно, у совместимости нет«потолка», нет предела совершенствованиювзаимоотношений и общей атмосферыгруппового взаимодействия.

Адаптивность в общении говорит оготовности к пересмотру привычныхрешений, умении сохранять настойчивость,способности гибко реагировать наменяющиеся обстоятельства, уверенностив себе и своих принципах, полнойвключенности в социальные связи,следовании социальным нормам; при этомможно отметить достаточно гибкое исвободное владение человеком своимисостояниями.

Адаптивностьозначает меру личностнойсвободы в контактах, которая противоположнаподатливому конформному поведению.

При сравнении высокоадаптивных исверхадаптивных можно отметитьнезначительное ухудшение ряда показателей,которое компенсируется развитиемнавыков и не сказывается на общей высокойприспособленности и успешностисверхадаптивных людей.

Однако ядромкорреляционной плеяды группысверхадаптивных людей являетсяконформность, имеющая отрицательныесвязис доминированием, смелостью вобщении иположительные– сзастенчивостью, интроверсией.

Все этоозначает, что сверхадаптивные в то жевремя обладают высокой конформностью;повышение приспособляемости идет засчет конформного следования за партнероми обстоятельствами.

Конформностьтенденциячеловека изменять свое поведение иоценки под влиянием других людей такимобразом, чтобы оно соответствоваломнениям окружающих; стремлениеприспособить поведение к требованиямдругих.

Основные закономерности, которые леглив основу изучения успешности, а такжеметодический аппарат, используемый дляее измерения, позволили приступить кразработке концепции социальногоинтеллекта.

Источник: https://studfile.net/preview/1970864/page:4/

Medic-studio
Добавить комментарий