37. Изучение и проектирование профессиональной деятельности

Электронный научный журнал Современные проблемы науки и образования ISSN 2070-7428

37. Изучение и проектирование профессиональной деятельности
1 Андреева Г.Б. 1Никитина О.А. 1 1 ФКОУ ВО «Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний» В статье говорится о формировании профессионального самоопределения студентов, обучающихся по специальности 37.05.02 Психология служебной деятельности.

Проблема профессионального самоопределения молодежи стоит на сегодняшний день особенно остро, что обусловлено социально-экономическими процессами, происходящими в нашей стране. Профессиональное самоопределение – это выбор не только конкретной профессии, но и выбор дальнейшего жизненного пути.

Оно является частью жизненного самоопределения, вхождения в определенную социальную и профессиональную группу. Проблема профессионального самоопределения возникла только в XX в. До этого профессиональный выбор чаще всего определялся социальным происхождением и классовой принадлежностью человека.

Развитие общества, производственных отношений внесло коррективы в процесс выбора профессии. В настоящее время и ученые, и педагоги предлагают ряд интересных методик проведения профориентационной работы как с учащимися школ, так и со студентами ссузов и вузов.

Профориентационная работа со студентами Института Академии ФСИН России ведется с учетом ряда закономерностей, выявленных в ходе изучения особенностей профессионального самоопределения студентов вуза.

Самостоятельное, осознанное построение перспектив своего профессионального развития молодым человеком происходит в процессе целенаправленного преодоления кризисов, возникающих при формировании профессионального самоопределения, адекватной оценки собственных возможностей и соотнесения этих возможностей с требованиями профессии.

профессиональное самоопределениепрофессиональное становлениесамореализация в профессии 1. Кобышева Л.И. Теория и практика самоопределения студентов в условиях вуза // Концепт. 2014. № 10. [Электронный ресурс]. URL: http://e-koncept.ru/2014/14276.htm. (дата обращения: 11.04.2019).
2. Шапарь В.Б. Новейший психологический словарь. Ростов-н/Д.: Феникс, 2009. 806 с.
3.

Дружинин В.Н. Психология. СПб.: Питер, 2009. 656 с.
4. Педагогический энциклопедический словарь. М: Дрофа, 2008. 528 с.
5. Ананьина Е.В. Готовность старшеклассников к профессиональному самоопределению // Вестник Южно-Уральского государственного университета. 2006. № 9. С. 62-66.
6. Семёнова Е.М., Ворошилина Н.Н.

Психологическое сопровождение личности студента в образовательной среде вуза // Психология, социология и педагогика. 2015. № 6. [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2015/06/5083 (дата обращения: 07.02.2019).

Проблема профессионального самоопределения молодежи стоит на сегодняшний день особенно остро, что обусловлено социально-экономическими процессами, происходящими в нашей стране. Идет сокращение количества бюджетных мест в вузах, постепенно повышается стоимость обучения за оказание платных образовательных услуг. При этом стабильно высоким остается престиж высшего образования. В сложившейся ситуации молодые люди выбирают те или иные образовательные программы исходя не из профессионального самоопределения, а руководствуясь экономическими соображениями. Нередко и при условии сознательного выбора будущей профессии выпускники вузов не трудоустраиваются по специальности. Эти факторы усиливают интерес к проблеме профессионального самоопределения и самореализации в профессии.

Цель работы – определить педагогические условия формирования профессионального самоопределения студентов вуза на примере студентов Института Академии ФСИН России, обучающихся по специальности 37.05.02 Психология служебной деятельности.

Материал и методы исследования. Материалом для исследования стало содержание профориентационной работы со студентами.

Для решения поставленных задач был определен и использован комплекс методов исследования: анализ философской, педагогической, социологической и психологической литературы, работ по формированию профессионального самоопределения, анкетирование, прямое и косвенное наблюдение, экспертная оценка, анализ и обобщение опыта формирования профессионального самоопределения.

Результаты исследования и их обсуждение. Изучение формирования профессионального самоопределения студентов предполагает обращение к истории вопроса. Следует отметить, что проблема профессионального самоопределения возникла только в XX в.

До этого профессиональный выбор чаще всего определялся социальным происхождением и классовой принадлежностью человека. Развитие общества, производственных отношений внесло коррективы в процесс выбора профессии. В отечественной педагогической науке понятие профессионального самоопределения трактуется по-разному. Так, Л.И.

Кобышева под профессиональным самоопределением понимает избирательное отношение индивида к миру профессий в целом и к конкретной выбранной профессии, ядром которого является осознанный выбор профессии с учетом своих особенностей и возможностей, требований профессиональной деятельности и социально-экономических условий [1, с. 5]. В.Б.

Шапарь полагает, что профессиональное самоопределение – это процесс, охватывающий весь период профессиональной деятельности личности: от возникновения профессиональных намерений до выхода из трудовой деятельности [2, с. 395]. Оба подхода объединяет определение, данное В.Н. Дружининым.

Профессиональное самоопределение – выбор профессии на основании анализа, оценки внутренних ресурсов субъектом выбора и соотнесения их с требованиями профессии и последующее его формирование как профессионала и субъекта труда [3, с. 421].

В педагогической энциклопедии профессиональное самоопределение рассматривается как процесс формирования личностью своего отношения к профессиональной деятельности и способ его реализации через согласование личностных и социально-профессиональных потребностей.

Оно является частью жизненного самоопределения, т.е. вхождения в ту или иную социальную и профессиональную группу, выбора образа жизни, профессии [4, с. 224].

Таким образом, профессиональное самоопределение – это выбор не только конкретной профессии, но и выбор дальнейшего жизненного пути.

Профессиональное самоопределение молодежи начинается со школьной скамьи. Однако студенческие годы – важный переломный момент в профессиональном становлении личности, поскольку именно в этот период происходит апробирование своего выбора, что подтверждают некоторые исследования.

Так, студенческий возраст в работе Б.Г. Ананьева рассматривается как «сензитивный период для развития основных социогенных потенций молодого человека. Это возрастной  этап, на котором происходят профессиональная подготовка, освоение профессиональных ролей, начало самостоятельной жизни.

Высшее образование оказывает огромное влияние на психику человека, развитие его личности. Именно в студенческий период  интенсивно развивается самосознание, происходит утверждение жизненных  ориентиров и позиций, ценностных приоритетов, корректируется самооценка личности, образ собственного “Я”.

За время обучения в вузе, при наличии благоприятных условий у студентов происходит развитие всех сфер личности: познавательной, мотивационно-потребностной, ценностно-смысловой, развиваются и укрепляются такие личностные качества, как целеустремленность, решительность, настойчивость, самостоятельность, инициативность, саморегуляция» [5, с. 267].

При этом студенческая пора – период, характеризующийся повышенной стрессогенностью, часто сопровождающийся интеллектуальными, физическими, нравственными и волевыми перегрузками.

Приходится полностью перестраивать методику усвоения учебных дисциплин, привыкать к кардинально новому окружению, строить новые отношения.

В этих условиях формирование профессионального самоопределения представляет ряд трудностей психологического характера.

Обратимся к опыту Института Академии ФСИН России в вопросе формирования профессионального самоопределения студентов. Институт подготовки государственных и муниципальных служащих реализует 21 образовательную программу по укрупненным группам 40.00.00 Юриспруденция, 37.00.00 Психологические науки, 38.00.00 Экономика и управление.

Профориентационная работа со студентами ведется по всем направлениям подготовки и специальностям. В этой статье мы затронем вопрос профессионального самоопределения студентов, обучающихся по специальности 37.05.02 Психология служебной деятельности.

Подготовка психологов в Институте Академии ФСИН России осуществляется по специализации «Морально-психологическое обеспечение служебной деятельности».

С целью эффективного формирования профессионального самоопределения студентов-психологов отделением воспитательной работы института было проведено анкетирование студентов 1–3-го курсов. Респондентам были предложены следующие вопросы:

Что повлияло на Ваш выбор профессии?

Что Вы знаете о выбранной профессии?

Что нравится и что не нравится в выбранной профессии?

Уверены ли Вы, что Ваши профессиональные планы сбудутся?

Довольны ли Вы тем, как складывается Ваша жизнь?

В чем Вы видите причину своих успехов и неудач?

В результате анализа анкет был выявлен ряд закономерностей, которые в последующем были учтены при организации профориентационной работы. Так, 1-й курс является адаптационным периодом, когда молодым людям приходится привыкать к новому коллективу, профессорско-преподавательскому составу, особенностям образовательного процесса в вузе.

На 2-м курсе, когда в учебном плане появляется больше профильных учебных дисциплин, часто происходит так называемое выгорание. Молодой человек, справившись с трудностями адаптационного периода, начинает сомневаться в правильности выбора профессионального пути.

Многие студенты говорят о том, что не видят перспектив карьерного роста в выбранной профессии, не уверены, что справятся с учебным планом, поскольку повышается сложность материала. У респондентов из числа студентов 3-го курса отмечается большая уверенность в выбранной профессии, поскольку повышается информированность о том, чем им предстоит заниматься.

Таким образом, можно сделать вывод, что важным этапом в формировании профессионального самоопределения является второй год обучения.

Профориентационная работа со студентами в Институте Академии ФСИН России ведется с 1-го курса. На этом этапе осуществляется тесное сотрудничество с практикующими психологами. Представители различных организаций города проводят профориентационные лекции и мастер-классы для студентов.

Поскольку для студентов это только первые шаги в выбранной профессии, то профориентационная работа носит ознакомительный характер. В ходе профориентационных лекций акцент делается на формировании позитивного представления о профессии.

Работа играет важную роль в жизни каждого человека и оказывает большое влияние на его состояние и самочувствие. Удачно выбранная профессия повышает самоуважение и позитивное представление человека о себе, сокращает частоту физических и психических проблем, связанных со здоровьем, и усиливает удовлетворенность жизнью.

С этой целью организуются занятия с участием ярких представителей профессии, добившихся высоких результатов на выбранном поприще.

Такие занятия в Институте Академии ФСИН России проводят врач-психотерапевт, кандидат медицинских наук, директор Рязанского Геронтологического центра имени Петра Мальшина Артем Крупнов, психиатр, психолог, психотерапевт, кандидат медицинских наук Сергей Новиков. Темой одной из встреч стала «Психолог: есть такая профессия!».

Сергей Новиков поделился своими мотивами выбора профессии, рассказал о профессиональном становлении. Интерактивный формат мероприятия позволил студентам выразить свое мнение, понять себя и свой путь в профессии.

В ходе занятия студенты пришли к пониманию, что не только эмпатия и  знания необходимы в сложной работе психолога, но и способность к отношениям различного свойства.

Понимание своих ограничений, личных мотивов  обязательно, в отличие от профессий, не связанных непосредственно с работой с людьми, поскольку для психолога мотив выбора профессии важен до момента первого самостоятельного взаимодействия с пациентом.

Занятия на тему «Современные тенденции развития в психологии» проводит врач-психотерапевт директор Рязанского Геронтологического центра имени Петра Мальшина Артем Крупнов. С целью мотивировать аудиторию к изучению психологии гость рассказывает о таких интересных направлениях в психологии, как позитивная психотерапия, генетическая психология, психолингвистика. Расширение представления о профессии, об области применения знаний позволяет студентам по-новому взглянуть на возможности будущей профессиональной деятельности.

Заинтересованность студентов в профессии формируют и профессиональные мероприятия. В рамках этих мероприятий происходит творческое взаимодействие студентов разных курсов, что в немалой степени способствует формированию профессионального самоопределения.

Так, в Институте Академии ФСИН России на регулярной основе проводится «День психолога», который включает в себя проведение мастер-классов практикующих психологов, организацию конкурсов для студентов-психологов, награждение лучших групп по итогам года.

Отправной точкой при формировании профессионального самоопределения студентов 2-го курса является наличие сомнений в выбранной профессии. Почему возникает этот кризис? Причина – в изменении отношения к себе, своим успехам.

Происходит переоценка своих возможностей и планов, возрастает сложность изучаемых дисциплин, появляются профессиональные термины, методологические концепции, повышаются требования к уровню овладения предметами по сравнению с дисциплинами, косвенно связанными с профессией, преподаваемыми на 1-м курсе.

Некоторые исследователи, в частности Е.М. Семенова и Н.Н.

Ворошилина, считают, что «в большинстве случаев подобные кризисы повышают психологическую сензитивность субъекта труда, способствуют более точному осознанию ситуации профессионального развития и обеспечивают выбор адекватных средств дальнейшего профессионального становления и реализации» [6, с. 267].

Поэтому здесь важно не только усилить информирование о профессии, но и оказывать психологическую помощь студентам, акцентировать внимание на формировании таких качеств личности, как: способность анализировать и делать выводы, ответственность, стрессоустойчивость, терпимость, логическое мышление, уверенность в своих силах.

Кризис 2-го курса связан с изменением самооценки личностных и профессиональных качеств. Данный процесс приобретает характер переосмысления представлений о профессии и своего места в ней.

Такой студент осознает профессию психолога как чрезмерно сложную для собственных способностей, происходит переоценка системы профессиональных ценностей. Обучение продолжается, но при этом осуществляется своеобразный сдвиг мотивов.

Здесь важно акцентировать внимание студентов на том, что чувство удовлетворения на профессиональном пути надо видеть в том, чтобы достигать все новых целей в области совершенствования своей деятельности.

На 3-м курсе, когда повышается осознанность студентов по отношению к выбранной профессии, целесообразно формировать у обучающихся умение проектировать свой профессиональный путь. В Институте Академии ФСИН России эта работа ведется в тесном сотрудничестве с отделением психологического обеспечения учебно-воспитательной работы.

Путь в профессии – это не просто движение вперед. Это дорога проб и ошибок, где необходимо постоянно принимать решения относительно дальнейшего шага.

Поэтому правильно думать не о единственном выборе профессии, а об очень интересной, увлекательной активности по постоянному проектированию и реальному построению своего профессионального трудового пути, ни один выбор на котором не будет роковым, если приложить ум и волю.

В рамках профориентационных занятий по проектированию профессионального пути студентов Института Академии ФСИН России инструктируют, что прогрессивное развитие личности возникает при условии целенаправленной и разумной деятельности по выстраиванию карьеры.

Под карьерой понимают не движение вверх по служебной лестнице, а вовлечение в те виды деятельности, которые наилучшим образом соответствуют способностям, возможностям и желаниям человека, а также приносят наибольшее удовлетворение, способствуют развитию личности.

Таким образом, складывается принципиально новый подход к профессиональной деятельности не как к линейному движению в выбранной области, а как к нескольким вариантам становления в профессии, где присутствует полная свобода выбора.

Сделанный профессиональный выбор и приобретаемый на избранном пути опыт меняют всю картину дальнейших возможностей этого выбора и меняют вместе с тем направление дальнейшего развития человека. Меняют, но не ограничивают, поскольку открываются ранее недоступные возможности.­­­­­­­

При разнообразии у каждого конкретного человека определенных жизненных обстоятельств индивидуальная ситуация профессионального самоопределения имеет некоторую общую структуру.

Здесь выделяют восемь значимых типов обстоятельств, которые так или иначе влияют на выбор пути в профессии: 1) социальный статус семьи, 2) позиция членов семьи и сверстников, 3) позиция профессорско-преподавательского состава в вузе, 4) сложившиеся к данному моменту личные профессиональные планы студента, 5) способности, компетенции, достигнутый уровень развития студента как субъекта деятельности, 6) уровень притязания личности на общественное признание; 7) предоставление адекватной профориентационной информации; 8) склонности обучающего к тем или иным видам деятельности.

Работа над проектом профессионального пути требует определенного уровня сформированности профессионального самосознания. Решение задач в рамках проектной деятельности может быть не только рациональным, аналитическим, но и эмоциональным.

Основным критерием при этом выступает не внешняя оценка, а состояние удовлетворенности молодого человека своим выбором, в том случае если обстоятельства этого выбора им осознаны.

Негативные последствия неправильно выбранной профессии или неправильно выстроенного профессионального пути затрагивают как самого человека, так и его социальное окружение.

Человек, работающий не по призванию, не в той должности, не в том коллективе, в большинстве случаев тяготится своей работой, не достигает оптимального творческого режима своей деятельности, зачастую вымещает свою неудовлетворенность работой на членах семьи. При правильном выборе профессии индивидуальные особенности человека в целом совпадают с требованиями профессии.

С целью профилактики ошибок в разработке проекта профессионального пути этот вид профориентационной работы целесообразно проводить начиная с третьего года обучения. В Институте Академии ФСИН России ежегодно проходит конкурс проектов «Выбираю будущее».

В рамках конкурса студенты представляют индивидуальные траектории своего пути в профессии.

Подробный формат организации профориентационной работы способствует развитию творческой активности студентов, изучению ими потенциальных возможностей трудоустройства, позволяет вовлечь их в индивидуальный мониторинг рынка труда.

Профориентационная работа со студентами 4-го и 5-го курсов показала, что в этот период необходимо опираться на пусть небольшой, но важный первый опыт практической работы, полученный студентами во время учебной и производственной практики.

На этом этапе основные усилия в Институте Академии ФСИН России направлены на организацию практического обучения, в рамках которого студенты приобретают необходимые профессиональные компетенции.

При проведении практических занятий со студентами старших курсов используются методы активного обучения в процессе моделирования профессиональной деятельности.

При проведении теоретических занятий применяются проблемная лекция, эвристическая беседа, учебная дискуссия, исследовательский метод. При проведении практических занятий используются эвристический и исследовательский метод, проблемное обучение.

Заключение.

Результатом проведенного исследования стало обоснование педагогических условий эффективного формирования профессионального самоопределения студентов-психологов, а именно: использование личностно-ориентированного подхода; решение педагогических задач, нацеленных на формирование адекватных профориентационных ценностей; обеспечение междисциплинарной интеграции с целью комплексного формирования профессионального самоопределения. Институтом накоплен богатый опыт формирования профессионального самоопределения студентов, основанный на педагогическом наблюдении, экспериментальной работе со студентами, использовании инновационных методик и мониторинге рынка труда. В заключение можно сделать следующие выводы: формирование профессионального самоопределения студентов осуществляется на протяжении всего периода обучения; успешность формирования профессионального самоопределения студентов обеспечивается при оптимальном отборе форм и методов профориентационной работы.

Библиографическая ссылка

Андреева Г.Б., Никитина О.А. ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 37.05.02 ПСИХОЛОГИЯ СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Современные проблемы науки и образования. – 2019. – № 3.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=28836 (дата обращения: 14.02.2020).

Источник: https://science-education.ru/ru/article/view?id=28836

Проектирование в профессиональной деятельности будущего педагога

37. Изучение и проектирование профессиональной деятельности

Рассмотрена проблема готовности будущих педагогов к профессиональной деятельности. Проанализированы инвариантные стороны профессиональной деятельности будущих педагогов, а так же сущность и основные функции педагогического проектирования, позволяющей осмыслить существующие проблемы в сфере профессионального образования.

Ключевые слова:проектирование, педагогическое проектирование, функции проектирования, образовательные технологии, этапы проектировочной деятельности, программированное обучение, принципы программированного обучения.

Ныне в условиях активного вхождения общества в систему многоуровневой подготовки педагогическое проектирование становится принципиально новым и главным методом обучения, позволяющим по нашему мнению вывести учащегося на эвристический и творческий уровень усвоения.

Кроме того, современное общество нуждается в профессионально компетентных, самостоятельно мыслящих педагогах, которые владеют механизмами инновационного взаимодействия, а также способны реализовывать гуманистические ценности на практике.

Хотя результаты многочисленных социально-педагогических исследований позволяют считать нам, что даже при высоком уровне готовности к профессиональной деятельности индивидуальная и профессиональная приспособление молодого преподавателя может протекать долго и сложно [4, с.73].

Отсюда возникает острая необходимость решения проблемы подготовки выпускников к условиям по самостоятельному преодолению трудностей, что ставит задачу дальнейшего совершенствования системы профессионального образования [3, с.54].

При этом возрастает потребность в определении возможных путей формирования у будущих педагогов готовности к проектной деятельности, служащей реальной основой потенциального творчества в последующей профессиональной деятельности.

При этом необходимо учесть то обстоятельство, что будущий педагог должен проектировать процесс образования в соответствии с новыми требованиями ФГОСа 3 поколения и изменяющимися обстоятельствами.

Следует отметить, что недостаток проективных умений приводит к значительному несогласованию между целями и результатами деятельности, как отдельного человека, так и различных профессиональных общностей.

Кроме того в педагогической практике широкое распространение получают образовательные технологии, требующие от педагога умений проектировать образовательный процесс, конкретизируя известные технологии, ориентируя их на особенности и индивидуальность учащихся [1, с.168].

Рассматривая различные стороны профессиональной деятельности, мы выделим в качестве ведущей преобразовательную, отмечая тем самым ее направленность на изменение и преобразование окружающей действительности. Данное преобразование может осуществляться двояко: путем практической составляющей преобразовательной деятельности (т. е. практика) и проектирующей составляющей преобразовательной деятельности (т. е. проектирования).

В данном случае отметим, что непосредственная функция проектирования заключена в обеспечении практики опережающими и направляющими проектами, планами, образами действий [4, с.21]. В связи с этим, целесообразно, на наш взгляд, задействовать проектирование для перевода педагогической практики на новые методологические основания, актуализируя тем самым творческий потенциал педагога.

Рассматривая сущность процесса проектирования, мы согласны во мнении с особенностями и этапами, выделенными Л. Д. Столяренко.

Он делит процесс проектирования на пять этапов, а именно: теоретический (создание проекта), рефлексивный (самоанализ), экспериментальный (частичное внедрение), корректирующий (внесение поправок в теоретический проект) и заключительный (внедрение скорректированной технологии, обобщение, описание, распространение опыта) [4, с. 56]. В своей научной работе автор подчеркивает, что рассматривает проектирование как индивидуальную творческую деятельность педагога по созданию педагогических технологий.

B. C. Безрукова также рассматривает проблему процесса проектирования [2, с.145],но, при этом, в своем научном труде она выделяет всего три этапа, (для удобства, изображенных нами в виде схемы, рис. 1) которые, на наш взгляд, скорее представляются как уровни проектирования.

Рис. 1.Уровни проектировочной деятельности

Как видно из рис. 1, второй этап также назван «проектированием». Автор объясняет данный факт наличием двух смыслов понятия «проектирование» − узкого и широкого. Так, в широком философском понимании термин «проектирование» означает интеллектуальность продуктивно-проектировочного содержания, которая направлена на создание идеальных прообразов возможных объектов.

В узком терминологическом значении термин «проектирование» обозначен как процесс создания перспективно-предметного прообраза заданного объекта в информационной форме проектной разработки. В своей работе B. C.

 Безрукова отмечает: «поскольку, это понятие «пришло» в педагогику из техники (где оно в этих смыслах и функционирует), то и в педагогике сохраняется такой же подход» [1, с.172].

В рамках данного рассмотрения в качестве примера педагогического проектирования обратимся к анализу занятия «Технология проектирования педагогического процесса в программированном режиме обучения», проводимое по дисциплине «Проектирование образовательных систем».

В рамках данной дисциплины студентам предлагалось пройти вышеперечисленные этапы проектирования (рис. 1) и разработать собственный проект в программированном (алгоритмическом) режиме обучения.

Цель такого занятия заключалась в формировании умений у учащихся по составлению обучающей программы, в алгоритмическом режиме обучения [4, c. 257].

Отметим, что само программированное обучение возникло в начале 50-х годов XX в. Именно тогда американский психолог Б. Скиннер предложил повысить эффективность управления усвоением материала путем построения его как последовательной программы подачи порций информации и их контроля. Позднее, американским педагогом Н.

Краудером были разработаны разветвленные программы, которые в зависимости от результатов контроля предлагали ученику различный материал для самостоятельной работы.

Следует отметить, что дальнейший процесс развития технологии программированного обучения, зависел от разработки путей управления внутренней психической деятельностью человека. [2, c. 93].

В качестве концептуальной основы программированного обучения выступает эффективное обучение на основе научно разработанной программы.

Под программированным обучением мы склонны понимать контролируемое усвоение программированного учебного материала при помощи различных обучающих устройств.

По своей сути, программированный учебный материал представляет серию относительно небольших частей учебной информации, которые должны подаваться в определенной логической последовательности [3, с. 83].

Однако, говоря о программированном обучении, нельзя обойти вниманием его принципы, описанные в трудах В. П. Беспалько. По мнению автора, первым принципом программированного обучения выступает определенная иерархия управляющих устройств, («иерархия» − ступенчатая соподчиненность частей в каком-то целостном организме (или системе) при относительной самостоятельности этих частей).

Сама структура технологии программированного обучения (объединение систем 1+2+7+8) подтверждает иерархический характер построения ее управляющих устройств, образуя целостную систему.

В этой иерархии выступает в первую очередь педагог (системы 1 и 7), управляющий системой в наиболее ответственных ситуациях (начиная от создания предварительной общей ориентировки в предмете, отношения к нему (система 1) и, заканчивая, до непосредственной индивидуальной помощи и коррекции (система 7) в сложных нестандартных ситуациях обучения).

Сущность второго принципа вытекает из кибернетической теории построения преобразований информации (управляющих систем) и требует цикличной организации системы управления учебным процессом по каждой операции учебной деятельности.

Следует отметить, что здесь имеется в виду не только передача информации о необходимом образе действия от управляющего объекта к управляемому (прямая связь), но и передача информации о состоянии управляемого объекта управляющему (обратная связь).

Обратная связь нужна не только педагогу, но и учащемуся; одному − для понимания учебного материала, другому − для коррекции. Поэтому говорят об оперативной обратной связи, которая может быть как внешней, так и внутренней.

Внутренней она будет в том случае, если учащиеся самостоятельно корректируют результаты и характер умственной деятельности. Если же воздействие осуществляется посредством тех же управляющих устройств, которые ведут процесс обучения (или педагогом), то такая обратная связь будет называться внешней.

В данном случае вывод очевиден: внутренняя обратная связь способствует самостоятельному анализу учащимися итогов своей учебной работы, в то время как внешняя обратная связь — осуществляется педагогами или управляющими устройствами.

Третий принцип программированного обучения состоит в осуществлении шагового технологического процесса при раскрытии и подаче учебного материала. Выполнение этого требования позволяет достичь общепонятности обучающей программы.

Шаговая учебная процедура представляет собой конкретный технологический прием, означающий, что учебный материал в программе состоит из отдельных, самостоятельных, но взаимосвязанных, оптимальных по величине порций информации и учебных заданий. Шаг обучающей программы образует совокупность информации для прямой и обратной связи и непосредственных правил выполнения познавательных действий.

В состав шага включаются три взаимосвязанных звена: информация, операция с обратной связью и контроль.

Последовательность шаговых учебных процедур образует обучающую программу − основу технологии программированного обучения.

Четвертым принципом программированного обучения является строго индивидуальная работа учащихся по программе.

Именно здесь появляется естественное требование вести направленный информационный процесс и предоставлять каждому учащемуся возможность продвигаться в учении с наиболее благоприятной скоростью для его индивидуальных познавательных сил, а в соответствии с этим, иметь возможность приспосабливать и подачу управляющей информации.

В данном случае следует подчеркнуть, что следование принципу индивидуального темпа и управления в обучении создает благоприятные условия для успешного изучения материала всеми учащимися, но, за разные промежутки времени, т. к. этот принцип ориентирован, в первую очередь, на их индивидуальность.

Пятый принцип требует применения специальных технических средств подачи программированных учебных материалов при изучении ряда дисциплин, связанных с развитием определенных черт личности и качеств учащихся (хорошая реакция, ориентировка и т. д.).

Основываясь на принципах В. П. Беспалько, перед студентам ставится задача разработать механизм, позволяющий обучающей программе выполнять такие функции преподавателя, как: информационная, аналитическая, контрольная, оценочная [3, c. 78].

К заданию прилагается схема (см. рис. 2), позволяющая четко видеть механизм функционирования занятия в программированном режиме обучения.

Таким образом, студенты, заложив в схему дидактические единицы (ДЕ), получают программу, заменяющего педагога на занятии.

Рис. 2. Программированный режим обучения

Анализ состояния проблемы дидактического проектирования педагогов показал, что сегодня на одно из первых мест выходит проблема их подготовки еще на этапе обучения в вузе к теоретическому осмыслению проблемы создания проектов, методологическому освоению механизма проектирования и практическому осуществлению проектирования различных педагогических объектов в соответствии с представлениями о классической проектировочной деятельности.

Из всего вышеизложенного, мы можем сделать вывод, что возможность использования творческого потенциала педагогов выражается в подготовке и внедрении ими в образовательный процесс самых разнообразных дидактических проектов, обеспечивающих более высокий уровень качества учебного процесса.

Литература:

1.      Алижанова Х. А., Омарова М. О. Совершенствование профессиональной подготовки современного преподавателя // Культура, духовность, общество: сборник материалов VIII Международной научно-практической конференции. Новосибирск «СИБПРИНТ», 2013. С.168–173.

2.      Безрукова В. С. Педагогика. Проективная педагогика: Учеб. пособие для инженер.-пед. ин-тов и индустр.-пед. техн. Екатеринбург: Деловая книга, 1996. 344 с.

3.      Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. 119 с

4.      Столяренко Л. Д. Педагогическое общение. Ростов н/Д: «Феникс», 2004. 284 с.

Основные термины(генерируются автоматически): программированное обучение, обратная связь, обучающая программа, педагогическое проектирование, система, принцип, учебный материал, профессиональная деятельность, проектировочная деятельность, образовательный процесс.

Источник: https://moluch.ru/conf/ped/archive/103/5602/

Проектирование как сфера профессиональной деятельности

37. Изучение и проектирование профессиональной деятельности

Вообщелюбую деятельность человека можно представить в виде цепочки исполняемыхпроектов. Все проекты разные по масштабу, ответственности и даже последствиям.

Например,рассмотрим несколько проектов и попробуем определить их масштаб,ответственность и последствия.

Первыйпроект, который мы разберём – это приготовление завтрака.

Нужноли нам завтракать? Конечно нужно.

Диетологисчитают, что завтрак – главный приём пищи в день. Другими словами, это оченьважный проект для нашего с вами организма.

Перейдёмк ответственности. Приготавливая завтрак, мы должны убедится, что все продукты свежиеи проводится правильная термическая обработка.

Важно это потому, что мыответственны за здоровье всех, для кого завтрак готовится.

Последствиями этогопроекта можно назвать то количество питательных веществ, которые получит нашорганизм и то количество энергии, которое мы сможем потратить в течении дня.

Теперьдавайте рассмотрим ещё один проект. Учёба в школе.

Масштабныйли это проект? Конечно очень масштабный. Во-первых, он длится много лет: длякого-то девять, а для кого-то и одиннадцать. Во-вторых, в процессе обучения вшколе мы получаем основные знания по различным предметам, учимся работать всоциуме и так далее.

Какая же ответственность лежит на вас? Большая. Вы должныполучить основной багаж знаний, который поможет вам впоследствии заниматься любимымделом, зарабатывать деньги и так далее.

Какие же последствия у такого проекта?Если ваша учёба будет складываться удачно, то вы сможете поступить в ВУЗ и СУЗи заниматься тем делом, о котором мечтаете.

Чтоже такое проектирование? Давайте дадим определение.

Определение.

Проектированиемили процессом создания проекта будем называть поиск аргументированных решений,которые необходимы для достижения выбранной цели с учётом заданных условий.

Каквы уже поняли, проекты могут быть самыми разными: техническими, социальными,экономическими, военными, педагогическими, художественными и так далее.

Ктехническим проектам можно отнести проектирование дома. К социальным – помощьмалоимущим слоям населения.

Кэкономическим – программа экономического развития того или иного региона.

Квоенным – учения.

Кпедагогическим – кружок по интересам.

Кхудожественным – создание картины или, например, игрушки.

Изкаких же операций состоит проектирование?

1.Каждый вопрос проекта разбивается на части для облегчения его решения.

2.Поиск закономерности – даже там, где очевидной и естественнойпоследовательности на первый взгляд нет.

3.Исключение метода проб и ошибок как нерационального.

4.Построение мысленных макетов, моделей, образов, схем будущего объектапроектирования.

5.Максимальное использование своих знаний и воображения.

6.Изучение литературы и других источников по теме проектирования.

7.Разносторонний и системный подход к вопросу.

8.Выбор из предлагаемых решений наилучшего.

Важно,чтобы проект был убедительным и все аргументы научно обоснованы.

Давайтепроекты, которые мы рассмотрели выше попробуем разложить по перечисленнымдействиям.

Начнёмс проекта «Приготовление завтрака».

1.Прежде чем приступить к приготовлению, мы должны чётко определить, что мы будемготовить и из каких продуктов.

2.Все продукты нуждаются в предварительной подготовке. Например, овощи, фрукты ияйца перед приготовлением надо вымыть, некоторые виды круп вымыть и перебрать. Колбасуочистить от шкурки и так далее.

3.Мы не должны «изобретать велосипед». Например, если мы хотим сварить яйцавкрутую, то не стоит их варить час или полтора и ждать, что они будут именнотакие как нам надо.

4.Перед тем как начать готовить, мысленно представим какое блюдо мы хотимполучить и как оно будет выглядеть.

5.Если мы чётко знаем, что яйцо для того, чтобы оно было вкрутую надо варитьдесять минут, то и будем мы его варить десять минут.

6.К изучению литературы можно отнести сверку с рецептом, по которому мы готовимзавтрак. Например, для варки яиц надо в кастрюлю налить воды, положить яйца,поставить на плиту и включить конфорку под кастрюлей на определенноевремя.

7.Полезные советы, которыми мы пользуемся при приготовлении блюд.

8.Если мы знаем, что у нас очень мало времени, то и готовить мы будем блюда, дляприготовления которых нужно немного времени. И, например, если мы готовимвоскресный завтрак для всей семьи, то стоит придумать что-нибудь интересное,необычное и, несомненно, вкусное.

Ана какие операции можно разбить проект «Учёба в школе», как вы думаете?

Подведёмитоги урока.

Сегоднямы с вами дали определение проектированию как процессу созданию проекта. Мысказали, что проектированием как процессом создания проекта будем называть поискаргументированных решений, которые необходимы для достижения выбранной цели сучётом заданных условий.

Мыразобрались с видами проекта и сказали, что они могут быть самыми разными: итехническими, и экономическими и художественными и так далее.

Атакже познакомились с основными операциями, из которых состоит проектирование.

К ним относятся разбивка проекта на части для облегчения его решения, поискзакономерностей, исключение метода проб и ошибок, построение мысленных макетови моделей, максимальное использование своих знаний и воображения, изучениелитературы и других источников, разносторонний и системный подход к вопросу ивыбор из предлагаемых решений наилучшего.

Источник: https://videouroki.net/video/47-proektirovanie-kak-sfera-professionalnoj-deyatelnosti.html

Урок на тему: Проектирование в профессиональной деятельности

37. Изучение и проектирование профессиональной деятельности

10 класс

Дата

Тема: Проектирование в профессиональной деятельности.

Цели урока:

подготовка учащихся к осознанному профессиональному самоопределению, систематизировать теоретические знания, закрепить навыки использования современных информационных технологий;

-развивать у учащихся познавательный интерес к предмету «Технология»; развивать творческое мышление, способность аргументировать свою точку зрения, отстаивая её;

воспитывать культуру общения и уважение к иной точке зрения; инициативность и интерес к творческой деятельности.

Ход урока

  1. Организационный момент.

  2. Изучение нового материала

1.Главный труд ученика — это учеба, и хотелось бы, чтобы интеграция знаний по экономике, технологии и информационным технологиям, были востребованы вами в практической деятельности.

Человек сегодня не может чувствовать себя социально защищенным, владея какой-либо одной профессией, она может оказаться невостребованной. Конкуренция на рынке труда обязывает выпускника быть мобильным и готовым к неожиданным переменам. Уверена, что данный урок научит вас находить аргументированные пути решения возникающих проблем.

В 10 классе мы ориентируемся на выполнение не столько прикладных проектов, сколько связанных с предпринимательством. Однако учащимся бывает очень сложно понять, что в таких проектах необходимо учитывать не столько свой интерес, сколько интерес потребителей, заказчиков услуги и тех, кто, условно говоря, инвестирует проект.

Любую выполняемую работу (стирка белья, ремонт комнаты и т. д.) можно рассматривать как творческий проект. Каждый проект – это реализация вашего замысла. Как правильно выполнить его? Какова последовательность проектирования? Об этом вы узнаете сегодня на уроке.

Что же такое проектирование? Проектирование – это поиск аргументированных решений, необходимых для достижения выбранной цели с учетом заданных условий.

Приведите примеры тем проектов по разным сферам деятельности: технической, художественной и т. д. (Ответы учащихся.)

Проектирование является неотъемлемой частью нашей жизни. Проект может быть выполнен в любой сфере деятельности: технической, социальной, творческой, экономической. Выполнение проекта предусматривает изготовление нового конкурентоспособного изделия, отвечающего потребностям человека и пользующегося спросом потребителей.

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ПРОЕКТИРОВАНИЯ (ЭТАПЫ):

1.Поисковый этап:определение проблемы; темы будущего проекта; поиск и изучение всей имеющейся информации по проблеме; поиск путей решения проблемы

ОБЪЕКТ ПРОЕКТИРОВАНИЯ – изделие, социальное мероприятие или услуга, которую можно усовершенствовать, предложить на рынок, с помощью которых можно было бы удовлетворить чьи-либо потребности

2. Конструкторский этап: разработка нескольких вариантов эскизов; их сравнение; выбор лучшего варианта; подготовка необходимой конструкторской документации

3. Технологический этап: разработка технологии изготовления объекта; составление технологической карты; изготовление спроектированного объекта.

4. Аналитический этап: анализ результатов работы; подведение итогов; оформление пояснительной записки и подготовка проектной документации для презентации; подготовка и проведение презентации проекта.

Защита проекта — это, прежде всего, демонстрация результатов вашей творческой самостоятельной работы. В ходе защиты вы учитесь аргументировать свой выбор, предлагать пути решения поставленных задач, излагать полученную информацию, доказывать свою точку зрения и отвечать на вопросы.

2.Карьера – Быстрое достижение известности, успехов в служебной или какой – либо деятельности, материальной выгоды, благополучия.

Французское слово карьера вошло в русский язык в 30-40 гг.19в. как конкурент слова поприще.

Профессиональная карьера?- Это активное достижение человеком успехов в профессиональной деятельности.

Вертикальная карьера – Это деятельностный рост продвижение по служебной лестнице.

Горизонтальная карьера – Это рост профессионального мастерства.

Привести пример из жизни знаменитых людей, достигших высокого уровня в вертикальной карьере – горизонтальной карьере. (Предлагается просмотр презентации творческого проекта, выполненный заранее учащимся класса, в котором рассматривается профессиональная карьера знаменитых людей на конкретном примере, можно двух и более).

Рассмотреть и обсудить в каких из социальных институтах можно достичь высокого уровня карьерного роста за довольно небольшой период времени (армия, милиция, священнослужители) от чего это зависит. В каких социальных институтах карьерный рост ограничен (образование, искусство, культура), обосновать причины.

Что способствует повышению карьерного роста (заработная палата, льготы, улучшение бытовых и жилищных условий, продвижение по служебной лестнице, свобода в принятии решений, личная удовлетворённость, призвание).

Согласны ли вы с определением

Призвание – высший уровень профессиональной пригодности, который выражается в полном соответствии человеческих требований профессиональной деятельности.

В.А. Сухомлинский: «Призвание – это маленький росточек таланта, превратившийся в крепкое могучее дерево на благородной почве трудолюбия. Найти своё призвание, утвердиться в нём – это источник счастья. Человек – господин своего призвания. Призванием становиться интерес, помноженный на труд. Человек – творец своего призвания».

Примерный план профессиональной карьеры:

  • Смысл и цель жизни;

  • Планируемая профессия (основной и запасной варианты);

  • Предлагаемое образование (содержание и уровень);

  • Профессиональное мастерство (разряд, класс, категория);

  • Предполагаемая должность, пост;

  • Желаемый размер оплаты;

  • Место проживания, жилищные условия.

3. Итог урока

1.Сделать выводы карьера, что она даёт больше – положительных качеств личности (самоуважение, самоутверждение, удовлетворение работой и т.д.) или отрицательных качеств? Почему? (обосновать свой ответ).

2. Тестирование

Источник: https://infourok.ru/urok-na-temu-proektirovanie-v-professionalnoy-deyatelnosti-1442420.html

Medic-studio
Добавить комментарий