37. Основные направления психокоррекционной работы с детьми

Основные направления психокоррекционной работы с дошкольниками, имеющими нарушения речи

37. Основные направления психокоррекционной работы с детьми

Ольга Переяславцева
Основные направления психокоррекционной работы с дошкольниками, имеющими нарушения речи

Основные направления психокоррекционной работы с дошкольниками с нарушениями речевого развития

Переяславцева Ольга Витальевна, учитель-логопед

МБДОУ ДС № 67 «Аистёнок»

г. Старый Оскол, Белгородская область

Аннотация: в статье рассматриваются психологические особенности дошкольников с нарушениями речи.

Представлены рекомендации по организации и содержанию психокоррекционной работы с детьми с нарушениями речи в условиях детского сада.

Описаны основные признаки неблагополучного развития речи дошкольников и направления по преодолению нарушений личностного развития у детей данной категории.

Ключевые слова: психокоррекционная работа, речевые нарушения, психическое развитие, психолого-педагогическое сопровождение.

Величайший дар природы, присущий только человеку- это речь. Широкие возможности общения открывает она перед людьми, объединяет их в деятельности, помогает понять друг друга, формирует взгляды и убеждения. Через овладение речью происходит и познание мира. Посредством звучащей речи окружающих знакомится маленький человек с понятиями и явлениями окружающей действительности.

Хорошая, грамотная речь является залогом успеха человека в жизни.

Число дошкольников с нарушениями речи неуклонно растёт из года в год и составляет в настоящее время самую многочисленную группу детей с нарушениями развития.

По утверждениям специалистов более 60% современных дошкольников нуждаются в коррекции речи.

Если ещё 20 лет назад считался нормой словарный запас годовалого ребёнка в 15-20 слов, то сегодня найти осмысленно говорящих 15 – 20 слов годовалых детей практически невозможно, а чаще встречаем трёхлетних, мало и плохо говорящих детей. Становится сложнее и характер этих нарушений.

Любая задержка, всякое нарушение в ходе развития речи ребёнка отражаются на его деятельности и поведении. Плохо говорящие дети, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными, затрудняется их общение с другими людьми.

Уровень речевого развития современных детей-дошкольников можно охарактеризовать как неудовлетворительный.

Процесс овладения речью происходит постепенно, проходит ряд закономерностей, сменяющих друг друга периодов.

И если случается сбой в этой системе, обнаруживаются признаки неблагополучного развития, то в дальнейшем не обойтись без квалифицированной помощи специалистов.

Признаки неблагополучного развития речи у ребёнка:

• ребёнок развивается с задержкой;

• ребёнок перенёс тяжелые заболевания;

• у ребенка имеются неврологические заболевания;

• ребенок неохотно повторяет за вами слова и предложения, которые слышит;

• на просьбы взрослых не реагирует, делает вид, что он не слышал.

• ребёнок одинаково общается со знакомыми и незнакомыми людьми;

• при решении возникающих проблем ребенок не прибегает к речи и к помощи взрослых;

• ребенку безразлично понимают ли его окружающие. Он говорит на одном ему понятном языке.

• речь ребенка значительно отстаёт от уровня развития речи его сверстников.

Проблемы преодоления речевых нарушений у детей в нашей стране решаются на базе групп компенсирующей направленности, задача которых состоит в осуществлении коррекции речевых нарушений у детей и развивать и предпосылок школьного обучения. Коррекция речевых нарушений тесно связана с работой по коррекции базовых психических процессов и интеллектуальной деятельности ребёнка.

Процессы, тесным образом связанные с речью- это внимание и память. Нарушение этих процессов не позволяет речи развиваться в полном объеме. Этим объясняется необходимость своевременной психокоррекционной работы с детьми.

Неумение общаться вследствие речевых нарушений, неумение выражать свои мысли приводит к различным комплексам в развитии ребёнка: делает его тревожным, замкнутым, иногда агрессивным.

У детей с нарушениями речи особенностями неречевых процессов являются недостаточная сформированность игровой деятельности, сужение коммуникативных контактов, недостаточная устойчивость внимания, сложности при его распределении, низкая активность припоминания. У некоторых детей это может сочетаться с пониженной познавательной активностью.

Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития обусловливает особенности развития мышления.

Эти дети отстают в развитии словесно-логического мышления, с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением, хотя в целом обладают полноценными предпосылками овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту.

Основным специалистом группы компенсирующей направленности является учитель-логопед, который осуществляет коррекцию речевых нарушений у ребенка и ведет подготовку к школе.

Корекционно-воспитательная работа в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР определяется строго продуманной системой, которая строится на комплексном подходе к решению коррекционных, развивающих и воспитательных задач. Это предполагает тесное взаимодействие в работе учителя-логопеда и воспитателей группы и логопедизацию всего образовательного процесса и деятельности детей.

Развитию базовых психических процессов и интеллектуальной деятельности в работе с детьми с нарушениями речи уделяется особое внимание, поскольку полноценное формирование личности ребёнка не может состояться без всестороннего развития.

Психолого-педагогическое сопровождение, осуществляемое в ДОУ педагогом-психологом по профилактике и коррекции нарушений личностного развития, имеет особую важность, так как именно этому аспекту уделяется меньше всего внимания другими специалистами. Оно должно быть организовано своевременное и грамотно. Только вовремя и правильно организованная работа по коррекции и развитию эмоционально-личностной сферы помогает добиться положительных результатов и способствовать более успешной работе по коррекции речевых недостатков, а также повышает качество усвоения речевого материала. Это позволяет утверждать, что деятельность педагога-психолога в работе с детьми с нарушениями речи является особо необходимой и значимой.

Психокоррекционная работа ведется по следующим направлениям:

• развитие коммуникативных навыков, отработка навыков сотрудничества, развитие взаимной эмпатии;

• снижение психоэмоционального напряжения, тревожного состояния у детей;

• корреционная работа направленная на снятие агрессивных проявлений и негативных черт характера, препятствующих общению;

• поддержка положительного эмоционального настроя в группе;

• обучение саморегуляции эмоциональных состояний;

• обучение самоанализу внутреннего состояния (своего и других людей);

Все педагоги и специалисты ДОУ, также как и педагоги-психологи, работая в тесной взаимосвязи, делают все возможное, чтобы дети с ограниченными возможностями в развитии никогда не чувствовали себя ущемленными, обиженными, обделёнными.

Выстраивая взаимоотношения с детьми, педагоги обязаны помнить, что каждый ребенок – это личность. Личность, которую надо уважать. Личность, с которой надо считаться.

Подводя итог, хотелось бы отметить, что психокоррекционная работа с детьми с нарушениями в развитии речи, предполагает сложную системную работу и должна включать комплекс мероприятий, направленных на решение неблагоприятного воздействия всех указанных выше факторов, на улучшение общего психического состояния ребенка.

Список литературы

1. Волковская Т. Н., Юсупова Г. Х. Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи. – М.: Книголюб, 2004. – 104 с.

2. Кирьянова Р. А. Комплексная диагностика дошкольников и ее использование учителем-логопедом в коррекционной работе с детьми 5-6 лет, имеющими тяжелые нарушения речи. Санкт-Петербург: КАРО. Год. 2006

Источник: https://www.maam.ru/detskijsad/osnovnye-napravlenija-psihokorekcionoi-raboty-s-doshkolnikami-imeyuschimi-narushenija-rechi.html

Основные направления психокоррекционной работы для детей дошкольного возраста

37. Основные направления психокоррекционной работы с детьми

Практические навыки

По курсу «Общая психокоррекция»

Задание 1.

Составить коррекционно – развивающее занятие в рамках одного из методов психокоррекции (Арт-терапия, психодрама, игротерапия, психогимнастика и т.д.)

Коррекционно-развивающее занятие с элементами арт-терапии (младший школьный возраст)

Цель: формирование у учащихся младших классов групповой коммуникации, позитивного опыта, усвоения групповых норм и ценностей, знакомства со своими чувствами и эмоциями.

       разнообразные изобразительные средства и материалы в достаточном количестве.

       Структура занятия:

1. Настрой («разогрев»).

2. Актуализация визуальных, аудиальных, кине­стетических ощущений.

3. Индивидуальная изобразительная работа (разработка темы).

4. Этап вербализации (активизация вербальной и невербальной коммуникации).

5. Коллективная работа (театрализация, риту­альная драматизация).

6. Заключительный этап. Рефлексивный анализ.

Начало занятия — настрой на творчество. Задача пер­вого этапа состоит в подготовке участников к спонтан­ной, художественной деятельности и внутригрупповой коммуникации.

Техника «Каракули». Каракули как бы создают свободное символическое пространство для борьбы между хаосом и автономией и позволяют добиться некоторой целостности. Интерпретация что у кого получилось, свободные ассоциации детей.

В содержание второго этапа включаются эле­менты музыкальной и танцевальной терапии в сочета­нии с изобразительным творчеством. Включается музыка Моцарта, которая способствует улучшению настроения, и самочувствия. Громкость звучания устанавливается с об­щего согласия. Детям предлагается делать под музыку движения согласно их настроению, чувствам.

Третий этап занятия предполагает индивидуальное творчество для исследования собственных чувств, про­блем и переживаний, желаний у детей. К примеру: нарисовать и раскра­сить в соответствии с собственными ассоциациями эмоци­ональные состояния — счастье, печаль, гнев, страх.

Четвертый этап. Обсуждение. Каждому участнику предлагается показать свою работу, поделиться впечатлениями, рассказать о тех мыслях, эмоциях, ассоциациях, которые возникли у него в процессе рисования.

Предложить сочинить историю про свою эмоцию,  и придумать для нее название. Начало рассказа словами «Жила-была эмоция, похожая на меня…

» облег­чает вербализацию внутреннего состояния и усиливает эффекты проекции и идентификации.

Пятый этап — коллективная работа. Детям предлагается придумать сюжет и разыграть не­большой спектакль на тему. Я и мои друзья – чувства. Этап коллективной работы, основанный на со­вместной творческой деятельности и групповой комму­никации, активизирует групповые процессы, способству­ет формированию позитивного опыта, усвоению групповых норм и ценностей.

Шестой этап – приглашая детей сесть в круг для того, что бы они рассказали, как прошло для них занятие, какое настроение у детей к завершению занятия.

Завершая занятие, важно подчеркнуть успех каждо­го из детей и всех в целом.

Задание 2.

Подобрать литературные источники для библиотерапии (до 10) и обозначить их коррекционные возможности.

«Библиотерапия» – воздействие на человека с помощью специально подобранных книг. Термин, сложное слово «библиотерапия», состоит из двух слов: библио – и терапия (от греч. слов: книга и забота, уход, лечение) — отражает сложность понятия, стоящего за ним.

Библиотерапия достаточно просто и эффективно помогает людям, стоящим перед трудностями, находить правильные решения. Использование специально подобранных книг позволяет оказывать существенное воздействие на эмоциональное состояние людей.

Сказка  Сказка про колобка объясняет ребенку как далеко можно уйти от родителей. Золушка – как важно влияние труда на счастливую жизнь. Сказка про хитрую лису, глупого волка и удачливого зайца может стать описанием обычной семьи из мамы, папы и сына. Можно сказать, что ребенка сказка движет вперед, а взрослого возвращает назад, в детство.

Сказка обращает внимание на такие стороны человеческого бытия, как выбор (стоит герой на распутье – по одной дороге пойдешь – коня потеряешь, по второй – смерть свою найдешь, по третьей пойдешь – себя потеряешь); отношение к смерти, умение принимать решения, способность быть свободным и независимым.

сказка может не только предлагать, но и внушать модели поведения, ценности, убеждения, жизненные сценарии.

В русских народных сказках женский образ наполняется такими качествами, как трудолюбие, домовитость, скромность, терпение («Рукодельница», «Марья-искусница»). Сказки наполнены ситуациями морального выбора. Благодаря сказке ребенок понимает, что есть добро и что есть зло.

Плохой герой совершает отрицательные поступки, хороший – добрые. Сказка предлагает  различные модели поведения. В результате прослушивания, прочтения или драматизации сказки ребенок строит внутренние модели внешнего мира. Через сказку он приобретает качества, необходимые для решения трудных ситуаций.

В каждой сказке заложено противоречие, столкновение доброго и злого начала. Выход из ситуации зависит от использования различных ресурсов. Снятие эмоционального напряжения происходит в следующей последовательности: нарастание напряжения, его пик, расслабление.

Сюжет многих сказок построен в этой же логике: встреча с противником, борьба, победа героя.

Каждый возраст имеет свою психологическую задачу. Именно поэтому для каждого возраста свои сказки. В 2-3 года (на оральной стадии развития) – стремление к аутоэротическому наслаждению на фоне страха деструктивных влечений отражается в особенностях сказочных сюжетов («Колобок»).

В возрасте 4-5 лет при преодолении родительских запретов решаются бессознательные конфликты, попадания в экстремальные ситуации и выход из них. Победа достигается благодаря уму и хитрости главной героини («Маша и Медведь»), содействию помощников («Гуси-лебеди»), помощи со стороны родителей («Волк и семеро козлят»).

Эти сказки формируют у ребенка чувство уверенности в себе, доверие к родителям, умение разрешать трудные жизненные ситуации. Возраст 5-7 лет связан с появлением Эдипова комплекса и комплекса Электры, с совершенствованием супер-Эго и расширением защитных механизмов Эго. На этой стадии появляются сказки для мальчиков и девочек. В сказках для мальчиков отсутствует мать.

Как правило, это сказки об отце и трех сыновьях. Для девочек – сказки о мачехе и падчерице. В этом возрасте детям обычно читают волшебные сказки. У ребенка начинает формироваться нравственное сознание; он пытается разобраться в таких категориях, как «хорошо» и «плохо», «добро» и «зло».

Возраст 5-7 лет также связан с формированием половой идентичности, понимания своей половой принадлежности, основанной не на случайных признаках («я ношу брюки, поэтому я – мальчик»), а на подражании взрослым. Отсюда сказки, адресованные мальчикам: «Царевна-лягушка», «Сивка-Бурка», «Иван-царевич и Серый волк» и др.

, и девочкам: «Морозко», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Крошечка-Хаврошечка», сказки о мачехе и падчерице. В мачехе проецируются страх и нелюбовь к собственной матери. В сказках присутствует глубокая эмоциональная связь главной героини с отцом и ненавистное отношение к матери. Сказки дают возможность девочке выразить амбивалентные чувства по отношению к матери.

Ричард Бах «Чайка по имени Джонатан Ливингстон Притча, философская сказка, поэма в прозе обращена автором к тем, как писали прежде, «немногим избранным», кто готов поверить в свои силы и добиваться результатовв жизни. Даёт представление о целостности мира и месте человека в нём.

Так рассказы Носова«Денискины рассказы»способствуют осознание ребенком сложных ситуаций и реакции на них; определение ребенка отношения к самому себе; организации деятельности и создания ситуаций, которые разрядят эмоциональное напряжение.

Шолохов «Судьба человека» Раскрывается значение характера, влияющего на судьбу главного героя рассказа, формируется коммуникативные и информационные компетентности; способствует  воспитанию духовно-нравственной личности. Человек не рождается, а становится тем, кто он есть. Рассказ Шолохова «Судьба человека» — это рассказ о простом человеке на войне.

Русский человек вынес все ужасы войны и ценой личных утрат завоевал победу, независимость своей Родины. Лучшие черты русского характера, благодаря силе которого была одержана победа в Великой Отечественной войне, Шолохов воплотил в главном герое рассказа – Андрее Соколове.

Это такие черты, как стойкость, терпение, скромность, чувство человеческого достоинства.

Грин «Бегущая по волнам» Главным мотивом является, неведомое. То неведомое, которое таится в каждом человеке. В каком-то смысле вся проблематика книги исчерпывается расхожей фразой «чужая душа – потемки».

Поэтому и повествование насыщенно такой экзистенцией, глубоким прочувствованием деталей, то есть тем, на что способен человек индивидуально.

И бесконечными попытками понять других людей, их эмоции через какие-нибудь приметы, взгляды, профили и элементы костюма.

Грин «Алые паруса» Совершенствование интереса к художественной литературе, совершенствование навыка регулярного самостоятельного чтения, развитие кругозора и накопление словаря в контексте содержания произведения, создание условий для восприятия общечеловеческих нравственных ценностей (вера в свои силы, в добро, в чудо).

          Иван Шамякин «Сердце на ладони». В центре этого многопланового романа жизнь двух семей: известного хирурга Яроша и журналиста Шиковича — и их борьба за высокие идеалы коммунистической морали. Большой дружбой и общностью интересов связаны эти семьи. Сильные духом, самоотверженные труженики и искатели, они живут интересной и яркой жизнью. Размеренное повествование даёт ощущение устойчивости. Чужие ошибки заставляют задуматься о своих.          Чтение произведений Шекспир является средством от угнетенного состояния. Под воздействием высокой поэзии нормализуется работа части мозга, отвечающей за эмоции, и активируется зона самоконтроля. Чёткий ритм нормализует процессы, протекающие в организме. Стихи настраивают на позитив, внушают веру в свои силы.          Произведения Ф.М. Достоевского, наполнены таинственностью и в некоторых людях пробуждают, неведомые до этого внутренние чувства и переживания.          А. Кристи: «Шестое чувство» Тренирует внимательность, логику, усидчивость, наблюдательность. Закрученные сюжеты хорошо отвлекают от грустных мыслей и проблем.                    

Задание 3.

Проанализировать любую волшебную сказку согласно схеме размышления над сказками по Зинкевич – Евстигнеевой Т. Д.

Задание 4.

Заполнить таблицу «Специфика рисунков детей разных возрастов». 

Возраст Особенности рисунков детей данного возраста Стадия развития детского рисунка
Дошкольный Несоответствие величины и отсутствие объема рисунка. Появляется осмысленный сюжет рисунка (4-5 лет). Создание иллюстраций к своей жизни, прочитанным сказкам. Учитывание пропорций объема (5-6 лет). От 6 – 7 лет изображение того, что окружает. Пытаются передать объем, движение, настроение, особенности одежды. Доизобразительный период – это период «каракулей», «марания», который, начинаясь в возрасте 1,5–2 лет, длится вплоть до 3–3,5 лет. Различают стадию «марания», стадию ритмических каракулей, ассоциативную стадию. Стадия «мараний» – это стадия лишенных смысла штрихов. Этап изобразительного периода (3–5 лет). После 3,5 схематичное изображение. (6–7 лет) детские рисунки становятся еще более схематичными. По мере развития рисунка (на своего рода третьем этапе), в детских работах появляется чувство формы и линии. Последний этап изобразительного периода – это правдоподобные изображения.
Младший школьный Ребенок постепенно овладевает реалистическим рисунком с правильным изображением строения человеческой фигуры. Постепенный отказ от схемы и попытки воспроизвести действительный вид предметов. Изображение людей становится более пропорциональными. Прорисовываются тщательнее черты лица. Чаще передаются действия человека. Стадия правдоподобных изображений. Возраст ребёнка – от 6 до 14 лет. Схематически-пластическое изображение с преобладанием схематического. Возраст ребёнка – от 6-ти до 7-ми лет. Схематически-пластическое изображение. Возраст ребёнка – от 7-ми до 9-ти лет. Схематически-пластическое изображение. С 7 лет дети переходят в стадия смешанного профиля. К 9-ти годам ребенок начинает осваивать стадию правильной профильной ориентации. Примерно с 10 лет в рисунке начинают преобладать пластические элементы над схематическими. В этот период младшего школьного возраста изображения в целом производят впечатление реалистических, но ребенок еще недостаточно владеет способами изображения тех или иных деталей. Эта стадия развития рисования обычно продолжается вплоть до начала подросткового возраста.
Подростковый К подростковому возрасту рисование, в основном исчерпывает свои психологические функции, его адаптивная роль снижается. Ребенок переходит к более высокому уровню абстракций, на первые позиции выдвигается слово, позволяющее с гораздо большей легкостью, чем рисование, передавать сложность событий и отношений.   Стадия правдоподобных (правильных, реалистических) изображений. Возраст – от 12-ти лет. Высшей и последней стадией в развитии детского рисунка является рисование по наблюдению, то есть реальное изображение предмета. Стадия правдоподобных изображений характеризуется последовательными отходами от схем к собственно изображениям. В подростковый период развития зрительный фактор начинает преобладать над сенсорным.

Задание 5. Теоретически рассмотреть один из следующих вопросов:

Основные направления психокоррекционной работы для детей дошкольного возраста.

Ведущее (базовое) положение в психодиагностическом направлении в деятельности практического психолога занимает диагностика детей. Затем – опосредованная диагностика лиц, взаимодействующих с детьми и принимающих участие в их развитии, воспитании и образовании (родители, воспитатели, педагоги).

Следуя традиционным представлениям о психологических воздействиях в контексте нормального онтогенетического развития, «психокоррекци» рассматривается как совокупность психологических средств и методов по «созданию оптимальных возможностей и условий для полноценного и своевременного психического развития». Это существенно расширяет само понятие «коррекция» и позволяет говорить о комплексе психологических воздействий.

В контексте профессиональной деятельности практического психолога данный комплекс представлен психокоррекцией, психопрофилактикой, психогигиеной и психореабилитацией.

Психопрофилактика обеспечивает предотвращение нервно-психических и психосоматических заболеваний, психогигиена сохраняет и укрепляет нервно-психическое здоровье, а психореабилитация восстанавливает и компенсирует нарушенные психические функции и состояния, личностный и социальный статус.

Остановимся подробнее на двух из перечисленных направлениях деятельности практического психолога в условиях детского дошкольного учреждения: коррекции и профилактике отклонений и нарушений в психическом развитии и поведении детей. Первоначально следует сформулировать правила психокоррекционной деятельности:

1. Психолог не должен осуществлять специальные коррекционные воздействия без твердой уверенности в причинах и источниках отклонений в развитии ребенка.

2. Пространство коррекционных воздействий детского практического психолога ограничено нормой и пограничными состояниями развития ребенка при отсутствии органических и функциональных нарушений.

3. Детский практический психолог не вправе определять индивидуальный ход психического развития ребенка путем радикального коррекционного вмешательства.

4. В работе с детьми до 7 лет не рекомендуется использование гипнотических и суггестивных средств воздействия, а также методов психотерапии, неадаптированных к дошкольному возрасту.

В целом содержание психокоррекции в условиях дошкольного учреждения определяется: направлением психологических воздействий (дети, семья, педагогический коллектив), контекстом отклонений (общие и парциальные характеристики психического развития и поведения), а также коррекционной задачей.

Так, психокоррекционные воздействия могут быть направлены на познавательное, личностно-эмоциональное, коммуникативное, психомоторное развитие, поведенческие реакции, возрастную компетентность, произвольную регуляцию с задачами адаптации к образовательному учреждению, готовности к школе, стабилизации эмоционально-личностных состояний, структурирования мышления, активизации памяти, речи, регуляции психомоторных функций.

Следует сказать несколько слов о трудностях в психокоррекционной деятельности содержательного и организационного характера. Прежде всего это проблема направленного психологического изменения, обусловленная фактом тесной взаимосвязи структурных компонентов психики. Именно по этой причине сложно точно дифференцировать область психокоррекционных воздействий.

Оптимальная форма психокоррекционных воздействий определяется возрастной спецификой, а именно типом ведущей деятельности ребенка-дошкольника. В условиях детского сада это игра, а также игровые занятия с использованием развивающих и обучающих приемов.

Что касается коррекционных средств, то перечень их в работе с детьми достаточно широк: изобразительно-графические, музыкально-ритмические, двигательно-экспрессивные, предметно-манипуляционные, вербально-коммуникативные.

Следует отметить также, что психокоррекция детей от 3 до 7 лет осуществляется с опорой на определенные психологические механизмы: проективный, рефлексивный, релаксационный, регуляционный, идентификационный и др. Это связано с возможностью относительно легкой активизации у детей дошкольного возраста психологических механизмов данного ряда.

Таким образом, сочетание (чередование) направленности коррегирующих средств и приемов, опосредованных специфическим психологическим механизмом, даст возможность специалисту-практику обоснованно выстроить психокоррекционную систему, адекватную возрастным особенностям контингента.

Особенности организации и проведения психокоррекции в условиях дошкольного учреждения. Это аспекты формирования коррекционных групп и построения коррекционных занятий.

Коррекционные группы формируются в зависимости от результатов предварительного диагностического обследования, в процессе которого происходит отбор детей, нуждающихся в психокоррекции по тем или иным показателям.

Состав групп (количественный и качественный) соотносится с характером и степенью нарушений в психическом развитии детей (психологическим диагнозом). При построении коррекционных занятий необходимо следовать принципу сериационности, т.е. наличию нескольких модификаций основного “базового” занятия.

Это позволит варьировать задачи в зависимости от возраста, состава коррекционных групп, индивидуальных особенностей детей, а также типов психических нарушений и отклонений. Данный факт немаловажен для обеспечения результативности психокоррекционной работы.

Коррекционные занятия могут проводиться в индивидуальной и групповой форме. Индивидуальная форма обусловлена специфической направленностью психокоррекционных воздействий, а также наличием трудностей межличностного общения.

Цикл занятий может быть закрытым (определенное количество занятий и фиксированная дата окончания) и открытым (без определения количества встреч и даты окончания).

Продолжительность коррекционного цикла зависит от многих факторов как организационного, так и содержательного характера.

Таким образом, психокоррекционная система в условиях дошкольного учреждения представляет собой дифференцированные циклы игр, специальных и комбинированных занятий, направленных на стабилизацию и структурирование психического развития детей.

Задание 6. Творческая работа.

Источник: https://studopedia.net/11_5204_osnovnie-napravleniya-psihokorrektsionnoy-raboti-dlya-detey-doshkolnogo-vozrasta.html

Вопрос1. Основные направления психокоррекционного воздействия

37. Основные направления психокоррекционной работы с детьми

В зависимости от формы организации психологической коррекции и коррекционных задач выделяются несколько ее видов:

§ игровая психокоррекция;

§ групповая психокоррекция;

§ индивидуальная психокоррекция;

§ семейная психокоррекция;

§ нейропсихологическая коррекция и др.

Два основных вида психокоррекции можно выделить по характеру направленности: симптоматическую и каузальную, а по характеру решаемых коррекционных воздействий выделяются директивные и недирективные виды коррекции.

В практике психологической помощи детям и подросткам целесообразно различать следующие блоки психологической коррекции:

1) коррекция эмоционального развития ребенка;

2) коррекция сенсорно-перцептивной и интеллектуальной деятельности;

3) психологическая коррекция поведения детей и подростков

4) коррекция развития личности.

Данный способ классификации видов психокоррекции отражает содержательно-психологическую направленность психокоррекции при всех вариантах дизонтогенетического развития. Внутри каждого блока следует различать формы организации и методы психокоррекционных воздействий.

Постановка целей и задач психокоррекционных воздействий непосредственно связана с теоретической моделью психического развития и определяется ею. Теоретические модели психокоррекционных воздействий весьма разнообразны.

Условно существуют две группы: отечественная и зарубежная.

В отечественной психологии цели психокоррекционной работы с детьми и подростками с проблемами в развитии определяются пониманием закономерностей психического развития ребенка как активного деятельностного процесса, реализуемого в сотрудничестве со взрослым. В свою очередь здесь определены направления в области постановки психокоррекционных целей:

1) оптимизация социальной ситуации развития ребенка и подростка;

2) развитие различных видов деятельности ребенка;

3) формирование Возрастно-психологических новообразований.

В зарубежной психологии причины трудностей в развитии ребенка усматриваются либо в нарушении внутренних структур личности (3. Фрейд, М. Клайн и др.), либо в искаженной или дефицитарной среде. В зависимости от этого формируются задачи психокоррекции.

При первом (психодинамическом направлении) это восстановление целостности личности и баланса психодинамических сил, при втором (поведенческом направлении) — это модификация поведения ребенка за счет изменения среды и обучения его новым формам поведения.

Развитие ребенка 2−3 лет

… коньках, лыжах. Социально-нравственное и личностное развитие ребенка 2 – 3 лет Ребенок активно взаимодействует со взрослыми и детьми; эмоционально реагирует на удовлетворение и неудовлетворение … уборку квартиры, ухаживание за животными и растениями. Речевое развитие ребенка 2 – 3 лет Ребенок сопровождает отдельными звуками совершаемые им, другими людьми и объектами …

В центре психодинамического подхода стоят вопросы, связанные с динамическими аспектами психики: мотивацией, влечением, побуждением, внутренними конфликтами, существование и развитие которых обеспечивает функционирование и развитие личностного «Я».

Целью психологической коррекции в этом направлении является помощь ребенку или подростку в выяснении неосознаваемых причин болезненных проявлений и переживаний. Поставленные цели определяют технику психокоррекционных воздействий. Однако в раннем возрасте этот метод использовать невозможно.

В связи с этим в рамках психодинамического подхода было предложено два основных метода: игротерапия и арттерапия, которые в дальнейшем стали развиваться как самостоятельные методы, выйдя за пределы психодинамического подхода. В настоящее время они широко используются в психокоррекции детей с эмоциональными нарушениями.

С другой стороны, представители психодинамического подхода обратили внимание на активную роль родителей в работе с детьми в рамках психокоррекционного процесса. Сотрудничество родителей с психологом является важным условием эффективности психокоррекционной работы.

Целью психологической коррекции в рамках поведенческого направления является приобретение ребенком новых установок, направленных на формирование адаптивных форм поведения, или угасание, торможение у него дезадаптивных форм поведения.

Это достигается с помощью различных поведенческих тренингов, психорегулирующих тренировок. В процессе психологической коррекции поведенческого направления психолог выполняет активную и директивную роль, он является учителем, тренером, стремится помочь клиенту следовать эффективному поведению.

В рамках этого подхода разработаны ряд методик моделирования поведения, с помощью которых решаются следующие задачи:

Цели, задачи, принципы психологической коррекции

… психологической коррекции: Учебное пособие. – М.: «Академия», 2001. – 208с.. А.А. Осипова определяет психокоррекцию как систему мероприятий, которые направлены на исправление недостатков психологии или поведения …

§ построение новых стереотипов поведения;

§ подавление имеющихся неадаптивных стереотипов;

§ осознание условий для проявления новых стереотипов поведения.

Особого внимания заслуживает когнитивное направление, особенно в психокоррекции подростков. В когнитивной психокоррекции в первую очередь уделяется внимание познавательным структурам психики, и упор делается на личность, на структуру личности и в целом, на логические способности.

Главной задачей психокоррекции является изменение восприятия подростком себя и окружающей действительности на основе изменения поведения. В когнитивном подходе выделяются два варианта психокоррекции: когнитивно-аналитический и когнитивно-поведенческий.

Основной задачей первого варианта является создание модели психологической проблемы, которая должна быть понятна подростку и с которой он мог бы работать самостоятельно.

Когнитивно-поведенческий вариант предполагает создание модели поведения, являющейся наиболее приемлемой для решения стоящих перед подростком проблем, другими словами, проверка искаженных убеждений в ситуации реальной жизни. В рамках когнитивного подхода создано много психотехнических приемов, которые могут быть успешно использованы в психокоррекции детей и подростков с проблемами в развитии.

Вопрос2. Индивидуальная и групповая психологическая коррекция

Индивидуальная психокоррекционная работа проводится в самом простом варианте в ходе психодиагностики: ребенок поощряется при правильном выполнении заданий, с ним вместе вырабатывается оптимальная стратегия обучения, делаются попытки коррекции самооценки.

Существуют следующие показания для индивидуальной (а не групповой) психокоррекционной работы:

• дошкольный возраст ребенка;

• наличие существенных дефектов внешности или тяжелых соматических заболеваний;

• ситуации «скорой помощи» (обнаруживающиеся в ходе обследования интенсивные агрессивные и аутоагрес-сивные тенденции);

• интимный характер проблемы (потерпевшие от сексуального насилия, дисморфомания и т. п.);

• кризисы утраты смысла жизни;

• шизоидная акцентуация и психопатия.

Если подросток страдает психическим заболеванием, то проводить психокоррекционные мероприятия должен высококвалифицированный специалист в тесном контакте с лечащим врачом больного, при постоянном обсуждении результатов.

Попытки психологической коррекции таких состояний, как бред, выраженная депрессия, немотивированная агрессия, сексуальные девиации, в условиях работы школьного психолога недопустимы. При неврозах и психопатиях желательно сочетание лечения и наблюдения у психиатра с психологической коррекцией.

Если нарушения поведения, проблемы общения, кризисы и т. д. возникают в рамках акцентуации или полного здоровья ребенка — это прямое показание для коррекционной работы.

Психодрама с детьми, противопоставленная психоанализу детей

… – 173с.   ПСИХОДРАМА С ДЕТЬМИ, ПРОТИВОПОСТАВЛЕННАЯ ПСИХОАНАЛИЗУ ДЕТЕЙ (1945) В игровых ситуациях с детьми психоаналисты действительно создают структуру и …

произойти в их различных моделях поведения. Во время такой работы объем ролей и экспансивности каждого исследователя …

хирургического вмешатель­ства и длительного лечения шок-терапией, напуганный на время пациент обязательно снова рецидивирует …

Индивидуальная психокоррекция может проводиться в рамках различных теоретических подходов: игровой терапии, психодрамы, когнитивной терапии, логотерапии, ней-ролингвистического программирования (НЛП) и др.

Применение психоанализа и голотропного дыхания, а также некоторых видов телесно-ориентированной терапии нецелесообразно в работе с детьми и подростками, так как они могут привести к весьма негативным психологическим последствиям.

Такого рода методы требуют высокой квалификации психолога.

Игровая терапия. Применяется при работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста (3−10 лет), а также с подростками при наличии у них залержки психического развития или тяжелых нарушениях общения

Игровая терапия помогает при трихитолломании (выдергивание волос), нарушениях общения, агрессивном поведении, нарушениях эмоционального состояния после стресса, затруднениях в обучении и в речевом развитии, заикании, высокой тревожности, заниженной самооценке и т. д. Г. Л. Лэндрет считает, что игровая терапия не помогает при аутизме и шизофрении, но и ухудшений при этом не возникает.

Игровая терапия нуждается в «специальном оборудовании»: мягких и военных игрушках, емкостях с песком и водой, куклах, изображающих членов семьи, и кукольном доме, красках, кистях, бумаге и т. д.

Продолжительность занятий — 30−45 минут.

Цель занятий — предоставить возможность ребенку в игровой форме разрядить свои переживания, дать выход накопленным агрессивным эмоциям, сформировать оптимальные навыки общения и взаимодействия.

Влияние групповых методов психологического воздействия на успешную социализацию подростков

… том числе группы сенситивности); группы встреч; гештальтгруппы; психодрама; группы телесной терапии; группы танцевальной терапии; группы терапии искусством; группы тренинга умений.

Диапазон групп каждого типа … , накопленных в области практической психологии, для оптимизации личностного развития подростков.

В данной работе под условиями успешной социализации мы будем понимать наличие социально …

Важнейшую роль в процессе терапии имеет позиция психолога, его стиль общения.

Психолог должен: создать для ребенка атмосферу безопасности; понимать и принимать мир ребенка; поощрять выражение эмоционального отношения и не оценивать чувств ребенка; создать ощущение вседозволенности; облегчить ребенку принятие решений, но не принимать их за него; обеспечить ребенку возможность принимать на себя ответственность и развивать чувство контроля.

В структуру игровой терапии может входить и совместный тренинг детей и родителей, в ходе которого родители обучаются безоценочному открытому наблюдению за деятельностью ребенка, а ребенок — эффективной коммуникации с родителями.

Индивидуальные варианты психодрамы могут часто использоваться в работе с детьми и подростками. Автором теории и методики психодрамы является Д.Д. Морено, потом она получила свое развитие в трудах Г. Лейтца, В. Кервеле-на и др.

Применяется психодрама в групповом и индивидуальном варианте. Оптимально ее использование с детьми и подростками в возрасте с 10 до 17 лет. Психодраматические техники помогают при конфликтных ситуациях с родителями; страхах, сопутствующих общению; школьной тревожности; внутриличностном конфликте; нервной анорексии и нарушении влечений.

При психопатии, высокой агрессивности, вероятности шизофрении, сниженном интеллекте применение психодрамы возможно только в том случае, если ее проводит очень опытный психолог; при этом желательно ее проведение не в школе, а в условиях стационара.

При технически неграмотном исполнении эффектом психодрамы может быть актуализация скрытых конфликтов, усиление внутреннего диалога, состояние депрессии.

Какого-либо специального оборудования обычно этот вид психокоррекционной работы, как правило, не требует: достаточно 2 стульев и кабинета.

Целью психодрамы является выражение и осознание своих эмоций ребенком; обучение его использованию возможности по-новому оценить ситуацию. В некоторых случаях удается произвести изменение мотивации поведения или найти новые способы достижения цели.

Психодрама как метод терапии

… . Подготовка: Руководитель должен иметь опыт в проведении психодрам, в семейной терапии или близких методах. Процедура: Один из участников … супружеских пар, родителей, подростков, алкоголиков и т.

д.). Изображение какой-нибудь проблемы протагониста и работа с ней в … развития психодрамы. Открытие центра в Биконе связано с историей, характеризующей Морено не только как философа, врача, психолога и …

Спецификой работы с детьми и подростками является то, что они легко принимают условности психодраматической ситуации, стремятся к изображению самих себя и других персонажей.

В то же время недостаток опыта сопереживания, а иногда недостаток тактичности у подростков не позволяет разыгрывать ситуации в группе.

Только в некоторых случаях при достаточно чувствительной и сработанной группе можно доверить кому-либо из участников изображать поведение клиента или его партнера (исполнять роль отца матери, других лиц).

Поэтому в нашей практике чаще использовались приемы психодрамы в индивидуальном варианте или в качестве партнера выступал сам психолог.

При необходимости психолог может занимать и играть роль одного из участников конфликта, но по нашему опыту эффективность работы выше, если подросток сам справляется с исполнением всех ролей. Более подробно о технике психодрамы будет рассказано в разделе, посвященном групповой психокоррекционной работе.

Гештальт-терапия рассчитана в основном на работу с группой, но возможно ее применение в индивидуальном варианте. Гештальт-терапия — гуманистический и целостный подход к решению психологических проблем, которые связаны с прошлой жизнедеятельностью и опытом, мешающим в достижении целей. Подход ориентирован на опыт клиента, который проявляется в момент терапии, в безопасной обстановке.

Конечная цель деятельности психолога и клиента — здоровое, адекватное самовыражение и решение проблем. Основателем гештальт-терапии является Фриц Перле. Основными принципами психолога, работающего в русле данной концепции, являются:

1. Целостный подход.

2. Концентрация внимания за движением тела, способах выражения чувств.

3. Интуитивное чувство на прекращение обсуждения темы.

4. Формирование способности удовлетворить свои потребности.

Этика и психология коммерческой работы и их роль в эффективности коммерческой деятельности

… nbsp;   Курсовая работа по Коммерческой деятельности «Этика и психология коммерческой работы и их роль в эффективности коммерческой деятельности»     …

коммерческой работы и их роль в эффективности коммерческой деятельности торгового предприятия. Задачами курсовой работы являются: … возможности для достижения соглашения). 6.

Эффективность аргументации (какие аргументы были убе­дительными …

5. Способность определить границы контакта. Гештальт-терапия применяется, в основном, в работе с подростками, страдающими неврозами, невротическим развитием личности. Относительным противопоказанием является наличие психотических состояний, возбудимой психопатии, склонность к самоубийству или аутоагрессии.

Особого оборудования при проведении в индивидуальном варианте этот стиль терапии не требует. В гештальт-те-рапии вычленяются такие механизмы невротического развития личности, которые связаны с нарушением границ между личностью и окружающей средой: проекция, интроекция, слияние, ретрофлексия, избегание.

Проекция — процесс, при котором свойства, присущие одной личности, приписываются окружающим ее лицам: осуждение других людей за черты, которые присущи клиенту. Проявляется в негативных оценках окружающих, обвинении их.

Интроекция — присвоение себе отношений, мыслей, образцов поведения других людей. Проявляется в конформном поведении, жизни по законам «других».

Слияние — отсутствие разграничений между собственным «Я» и «Я» другого человека, когда субъект не может допус– тить, что близкий ему человек имеет другие мысли и желания.

В речи такого субъекта используется местоимение «мы»; при обнаружении различий между собой и другим человеком он испытывает страх, поскольку это противоречит его убеждению в инстинктивном понимании им мыслей и чувств близких людей.

Ретрофлексия — избыток самоконтроля, самодисциплины и самоограничения. Это приводит к мышечному напряжению, ощущению «кома в горле», психосоматическим заболеваниям.

Избегание — уход от прямого контакта с другой личностью, чрезмерная вспыльчивость, частая смена предмета деятельности.

В процессе коррекционной работы психолог создает теплую и доверительную атмосферу, предлагает клиенту вспомнить и пережить «здесь и сейчас» травмирующие переживания, выполнить определенные упражнения.

• Нейролингвистическое программирование (НЛП) — метод коррекционной работы, созданный в 70-х гг. Р. Бэндлером и Д. Гриндером, как обобщение опыта наиболее эффективных психотерапевтов В. Сатир и М. Эриксон. Особого оборудования не требует.

Может применяться с детьми и подростками любого возраста и при различных формах личностных нарушений.

При выраженной умственной отсталости — применение неэффективно, но у детей с нормальным интеллектом возможно успешное использование некоторых НЛП-техник уже с 4−5-летнего возраста.

Целью этого вида коррекционной работы является изменение наработанных ребенком стереотипов (общения, обучения, восприятия, эмоционального реагирования) с тем, чтобы они были более эффективными. Существует множество разнообразных НЛП-техник различной сложности, подробно описанных в публикациях.

При общей схеме работы в этой технике необходимо произвести следующие шаги:

1. Выяснить, в каком виде представлена эта проблема: картина, фильм, разговор и т. д.

2. Выяснить, что клиент хочет получить (какое чувство, состояние, поведение).

3. Узнать максимум параметров об этом изображении или звуке (для изображения, например, такие: яркость, размер, цвет, движение, контрастность, перспектива, рамка и т. д.; для звука — высота, ритм, громкость, тембр, моно или стерео).

4. Заменять по одному эти параметры и спрашивать у клиента, что происходит с ним, до тех пор, пока будет достигнут желаемый результат.

5. Убедиться, что клиент может это делать самостоятельно.

Существенным моментом в клинической НЛП-модели является работа с формой, структурой проблемы, а не ее содержанием. Однако при работе с детьми и подростками необходимо знать и о содержании проблемы.

Интересным и перспективным методом психологической коррекции является логотерапия. Он был предложен В.

Франклом в русле философской концепции экзистенциализма и включает в себя метод парадоксальной интенции — способа оказания помощи клиентам, находящимся в кризисе утраты смысла, после попыток самоубийства, тяжелых психотравмах и т. д.

Применяется, в основном, при работе с подростками, страдающими неврозами и кризисными состояниями. Особого оборудования не требует.

Метод парадоксальной интенции заключается в том, что подростку с каким-либо страхом или навязчивым действием предлагают не подавлять его (как он действует обычно), а, наоборот, сознательно демонстрировать. Это приводит к уменьшению или исчезновению тревожности по поводу данного состояния, а иногда и к ликвидации самих проявлений невроза.

Применение логотерапии при работе с кризисными состояниями требует высокой квалификации психолога и желательно прохождение специальной стажировки, но с основами этого подхода можно познакомиться в книге В. Фран-кла «Человек в поисках смысла». В.

Франкл выделяет три группы ценностей (смыслов): переживания, творчества и отношения. Смысл и ценность приобретает труд человека, как его вклад в жизнь общества. Из числа ценностей переживания наиболее ярким является любовь.

Ценности отношения придают жизни смысл независимо от внешних условий, сохраняются до самого конца. Человек свободен найти и реализовать смысл жизни, даже если свобода заметно ограничена внешними обстоятельствами.

Задачей психолога является помощь подростку в том, чтобы отстраниться, стать выше своих переживаний, принять их как вызов судьбы и принять на себя ответственность за это.

Вопрос4. Оценка эффективности деятельности практического психолога

До настоящего времени не существует четких и однозначных критериев, по которым можно было бы судить обэффективности всех направлений деятельности практического психолога.

Можно рассмотреть некоторые критерии эффективности каждого из видов деятельности практического психолога в отдельности.

Если говорить о психодиагностике, то, согласно точке зрения Г. С. Абрамовой, «эффективность работы практического психолога со стандартным, психометрическим методом будет определяться соответствием целей применения теста или методики для исследуемой выборки» (1994. С. 70).

По-видимому, адекватность применяемых психологом методик может проверяться, в частности, результативностью предложенных на основе материалов обследования рекомендаций клиенту.

Эффективность психокоррекционной работысвязана с учетом следующих важных моментов:

1) динамическое содержание периода возрастного развития может быть разнообразным, а значит, успешность, результативность одного и того же воздействия неодинакова в разные моменты жизни;

2) эффективность психокоррекции определяется не ее интенсивностью и количеством произведенных воздействий, а качеством содержания, своевременностью и адекватностью;

3) эффективность зависит от степени соответствия психокоррекционной работы индивидуальным особенностям психического развития человека.

Традиционный способ подтверждения результативности индивидуальной психокоррекции состоит в реализации следующей экспериментальной схемы.

В случае групповой психокоррекции в указанную схему добавляется такой компонент, как проведение начального и конечного замеров в контрольной группе.

При оценке эффективности психологического консультирования и психотерапииможно указать следующие важнейшие показатели (Абрамова Г. С, 1994):

1) субъективно переживаемые клиентом изменения во внутреннем мире;

2) объективно регистрируемые параметры, характеризующие изменения в различных модальностях;

3) устойчивость изменений в последующей после получения психологической помощи жизни человека.

Об эффективности психотерапии следует сказать чуть подробнее. Первую попытку оценить успешность психоаналитической терапии на основе изучения выборки в несколько тысяч пациентов предпринял в 1952 г. Г. Айзенк (результаты дополнительных исследований он опубликовал в 1961 и 1966 гг.).

Согласно его данным, фактически поправилось большее число нелечившихся больных, чем тех, кто принимал психотерапевтическое лечение (72% и 66% соответственно).

Вызвавшие критику результаты исследований Айзенка были подкорректированы дальнейшими исследованиями. Было показано, что процент спонтанного выздоровления не столь высок: от 30 до 45. Кроме того, пациент, лечившийся у психотерапевта, чувствовал себя лучше, чем 80% тех пациентов, которые не проходили лечения.

Вместе с тем пока так и осталась непреодоленной сложность оценки эффективности психотерапии, связанная с разницей взглядов психотерапевтов на то, что собственно считать психотерапевтическим эффектом.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Источник: https://forpsy.ru/works/individualnaya/vopros-osnovnyie-napravleniya-psihokorrektsionnogo-vozdeystviya/

Medic-studio
Добавить комментарий