37.Особенности судебно-психологической экспертизы в гражданском и

Судебно-психологическая экспертиза в гражданском судопроизводстве

37.Особенности судебно-психологической экспертизы в гражданском и

В гражданском процессе одним из источников доказательств является заключение эксперта. В случае необходимости может быть назначена любая экспертиза. Решение гражданских дел по существу в ряде случае невозможно без проведения судебно-психологической экспертизы.

К компетенции судебно-психологической экспертизы в гражданском судопроизводстве относится:

· установление степени понимания подэкспертным лицом содержания заключенных им сделок, его способности принимать осознанные, транзитивные (с учетом всех необходимых условий) решения;

· выявление у дееспособного субъекта непатологических психических аномалий, препятствующих адекватному отражению действительности;

· установление психологической совместимости супругов, возможности снятия эпизодических конфликтов;

· становление психологической совместимости детей с каждым из двух родителей, усыновителей, опекунов;

· определение возможностей конкретных лиц по обеспечению воспитания детей;

· установление способностей свидетелей правильно воспринимать имеющие значение для дела события и давать о них правильные (адекватные) показания.

Участие экспертов-психологов возможно по всем делам, содержанием которых являются межличностные отношения.

Участие экспертов психологов (социальных психологов) необходимо и в нормотворческом процессе.

Для определения психического состояния с соматическими заболеваниями может быть назначена комплексная судебная медико-психологическая экспертиза. Следует иметь в виду существенное влияние всех хронических болезней на психическое состояние индивида.

Судебно-психологическая экспертиза назначается постановлением судьи, мотивированным определением суда, в которых указывается лицо, подлежащее экспертному обследованию, его процессуальный статус, кратко описываются обстоятельства дела, мотивируется необходимость назначения судебно-психологической экспертизы, указываются намеченные эксперты, место их работы и вопросы, поставленные для экспертного разрешения.

В связи с чрезвычайной многосторонностью, сложностью и динамичностью объекта исследования судебно-психологическая экспертиза должна проводиться комиссионно – в составе двух-трех специалистов.

В качестве экспертов привлекаются психологи со специальным образованием, имеющие практический опыт психолого-диагностических работ. В составе комиссии необходимо участие специалиста в области судебной психологии.

В отношении лиц подросткового и малолетнего возраста в экспертизе необходимо участие специалиста по детской и возрастной психологии, а в экспертизе лиц преклонного возраста – участие специалиста – геронтопсихолога.

В состав комплексной психолого-психиатрической экспертной комиссии входят психиатры, патопсихологи и судебные психологи.

В состав комплексной психолого-медицинской экспертной комиссии входят специалисты в области судебной и медицинской психологии, врачи-специалисты по профилю болезни подэкспертного лица.

В состав психолингвистической экспертной комиссии входят специалисты по судебной психологии, психолингвисты, специалисты по психологии речи. В состав комиссии должны входить служебно независимые лица.

Судебная экспертиза состоит из следующих этапов:

· предварительное исследование материалов дела, ознакомление с объектом исследования;

· выяснение обстоятельств, дающих возможность экспертного исследования;

· проведение экспериментального исследования или длительного наблюдения, использование психодиагностических тестов;

· составление заключения;

· оглашение заключения на суде, допрос эксперта.

Руководитель комиссии не выделяется, функции координатора в комплексных комиссиях осуществляет судебный психолог.

Судебно-психологическая экспертиза обычно проводится амбулаторно – как правило, по месту работы экспертов. В стационарных условиях проводится комплексная психолого-психиатрическая экспертиза.

В этих условиях возможно более полное экспертное исследование. Продолжительность проведения экспертизы не ограничена.

Допускаемое законодательством получение письменной консультации психолога (в порядке получения дополнительных материалов) не может быть приравнено к экспертному исследованию.

Осуществляя судебно-психологическую экспертизу эксперт-психолог использует систему методов и процедур психологической диагностики, инструментальные личностные методики, методики изучения отдельных сфер поведения (эмоциональных, волевых, интеллектуальных) и общих психодинамических характеристик деятельности. На заключительном этапе делаются выводы об общей психологической структуре личности.

[1] Федеральный закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розы­скной деятельности» (с последующими изменениями и дополнениями).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/18_36731_psihologiya-postanovleniya-prigovora.html

56. Судебно-психологическая экспертиза в гражданском судопроизводстве

37.Особенности судебно-психологической экспертизы в гражданском и

В гражданском процессеодним из источников доказательствявля­ется заключение эксперта. Ккомпетенции судебно-психологическойэкспертизы в граждан­ском судопроизводствеотносятся:

♦ установление степенипонимания подэкспертным лицом содер­жаниязаключенных им сделок, способностипринимать осознан­ные, транзитивные(с учетом всех необходимых условий)решения;

♦ выявление удееспособного субъекта непатологическихпсихи­ческих аномалий, препятствующихадекватному отражению дей­ствительности;

♦ установлениепсихологической совместимости супругов,возмож­ности снятия эпизодическихконфликтов;

♦ установлениепсихологической совместимости детейс каждым из родителей, усыновителей,опекунов;

♦ определениевозможности конкретных лиц обеспечитьвоспита­ние детей;

♦ установлениеспособности свидетелей правильновоспринимать имеющие значение для деласобытия и давать о них правильные(адекватные) показания.

Для определенияпсихического состояния лиц с соматическимиза­болеваниями может быть назначенакомплексная судебная медико-психологическаяэкспертиза (следует иметь в видусущественное вли­яние всех хроническихболезней на психическое состояниеиндивида).

Судебно-психологическаяэкспертиза назначается постановлени­емсудьи, мотивированным определениемсуда, в которых указывают­ся лицо,подлежащее экспертному обследованию,его процессуальный статус, краткоописываются обстоятельства дела,мотивируется необ­ходимость назначениясудебно-психологической экспертизы,указы­ваются намеченные эксперты,место их работы и вопросы, поставлен­ныена их разрешение.

В связи с чрезвычайноймногосторонностью, сложностью идина­мичностью объекта исследованиясудебно-психологическая эксперти­заможет проводиться комиссионно — всоставе двух-трех специали­стов.

Всостав комиссии должен входить специалиств области судебной психологии.

В отношениилиц подросткового и малолетнего возрастав экспертизе должен участвоватьспециалист по детской и возрастнойпсихологии, а в экспертизе лиц преклонноговозраста — специалист-геронтопсихолог.

Комиссии должнысостоять из служебно-независимых лиц.

Организация судебнойэкспертизы состоит из следующих этапов:

♦ предварительноеисследование материалов дела, ознакомлениес объектом исследования;

♦ выяснениеобстоятельств, дающих возможностьэкспертного ис­следования;

♦ экспериментальноеисследование или длительное наблюдение,использование психодиагностическихтестов;

♦ составлениезаключения;

♦ оглашение заключенияна суде, допрос экспертов.

Руководитель комиссиине выделяется, функции координатора вкомплексных комиссиях осуществляетсудебный психолог,

Судебно-психологическаяэкспертиза обычно проводится амбулаторно,как правило, по месту работы экспертов.В стационарных усло­виях проводитсякомплексная психолого-психиатрическаяэксперти­за. В этих условиях возможноболее полное экспертное исследование.

Проводясудебно-психологическую экспертизу,эксперт-психолог использует системуметодов и процедур психологическойдиагности­ки, инструментальныеличностные методики, методики изученияот­дельных сфер поведения (эмоциональных,волевых, интеллектуаль­ных) и общихпсиходинамических характеристикдеятельности. На заключительном этапеделаются выводы об общей психологическойструктуре личности.

Судья должен иметьнекоторую ориентацию для определенияобо­снованности, достоверностиэкспертных исследований, иметь общиепредставления о методах и методикекомплексного психологическогоисследования личностных особенностей.

В ряде случаев возникаетнеобходимость назначения психолого-технической(инженерно-психологической) экспертизы.

Экспертному анализуподлежат лишь те психические явления,диагностика кото­рых методическиразработана. Экспертизе не подлежатпарапсихические, необычные феномены.Необходимо четко отграничивать бытовоепсихологизирование от строгогонаучно-психологического исследо­вания.

Заключениеэксперта-психолога не имеет заранееустановленной доказательственной силы.Суд вправе отклонить экспертноезаключе­ние с соответствующеймотивировкой в своем постановлении.

При назначениисудебно-психологической экспертизымогут быть поставлены следующие вопросы.

♦ « Находилось лилицо при соответствующих обстоятельствахв со­стоянии физиологического(непатологического) аффекта? Если да,то как отразилось это состояние наспособности лица в этих условияхосознавать свое поведение и руководитьим?»

♦ «Находилось ли лицов другом эмоционально-конфликтномсо­стоянии и как это состояние повлиялона его возможность отда­вать отчет всвоих действиях и руководить ими?»

В отношениисвидетелей могутбыть поставлены перед экспертом-психологомследующие вопросы.

♦ «Могло ли лицо сучетом его индивидуально-психологическихособенностей в определенных условияхправильно воспринимать имеющие значениедля дела обстоятельства (дается переченьконк­ретных обстоятельств)?»

♦ «Обладает ли лицонеобходимым уровнем сенсорнойчувствитель­ности для восприятияраздражителя (указывается какого) вимев­шей место ситуации (даетсяописание ситуации)?»

Для постановки вопросовэксперту-психологу суд должен элемен­тарноориентироваться в психических особенностяхиндивида. У суда должны возникнутьобоснованные сомнения в адекватностиповеде­ния соответствующего субъектагражданского процесса. Необходимо четкодифференцировать ситуации, требующиеназначения психоло­гической, а непсихиатрической экспертизы.

Психические аномалиине следует смешивать с психопатологиче­скимиявлениями. Патологические измененияпсихики связаны с об­щей личностнойдеформацией. Эти изменения — предметпсихиатри­ческого исследования.

Психологические же аномалии связанылишь с неадекватностью поведения вотдельных ситуациях, временнойне­адекватностью в экстремальныхситуациях.

Эксперт-психолог выяв­ляетиндивидуально-психологическую значимостьситуации, соответ­ствие ее психическимвозможностям индивида.

В случае кратковременныхпсихических расстройств может бытьназначена комплексная психолого-психиатрическаяэкспертиза.

Необходимостьназначения судебно-психологическойэкспертизы зависит и от конкретнойнормы права — психологический элемент,содержащийся в этой норме, должен иметьсамостоятельное значение. На основанииданного критерия выделяются следующиегруппы граж­данскихдел, при рассмотрении которых возможнасудебно-психологическая экспертиза:

♦ дела о признаниинедействительными сделок, заключениекото­рых связано с пороками воли;

♦ дела по спорам оправе на воспитание детей и другимделам, свя­занным с личными семейнымиотношениями;

♦ дела о причинениивреда гражданином, не способным пони­матьзначения своих действий или руководитьими, о возмещении вреда при решениивопроса о грубой или простой неосторожно­стикак потерпевшего, так и причинителя,дела по реверсивным искам о возмещениивреда.

Если участникамиуказанных категорий дел являютсянесовершен­нолетние (в случае ихсамостоятельного участия в процессе)и лица с сенсорными нарушениями,назначение судебно-психологическойэкспер­тизы обязательно.

Заключениесудебно-психологической экспертизыизлагаетсяписьменно в требуемом законом порядке.В нем выделяются три части: вводная,исследовательская и заключительная.

В заключениикомплексных экспертиз указывается,какие иссле­дования проведены совместнои раздельно. Результатыпо исследо­ваниям приводятся раздельно.

Если заключительные ответы даютсяраздельно, то каждый ответ подписываетсясоответствующим специа­листом.

Эксперт-психолог не вправе давать ответына юридические вопросы (о виновностиотдельных лиц, правдивости их поведения,дееспособности и вменяемости отдельныхлиц, причинах правонару­шений).

Заключениесудебно-психологической экспертизыдолжно предостав­лять возможностьповторной проверки ее выводов. Принедостаточной убедительности для судаматериалов экспертизы возможно повторноеее назначение.

Заключениесудебно-психологической экспертизыподлежит судеб­ной оценке. В целяхполучения разъяснений и дополненийвозможен допрос эксперта в суде,результаты которого фиксируются впротоко­ле судебного заседания(которые затем подписываются судьей иэкс­пертом).

Заключение экспертизыоценивается по внутреннему убеж­дениюсуда, но на определенном правовомосновании. Определяются научнаяобоснованность и достоверностьэкспертного заключения.

Признание судомэкспертного заключения обоснованными достовер­ным делает заключениеисточником прямых и косвенныхдоказа­тельств.

При несо­гласии свыводами экспертизы они могутходатайствовать перед судом о назначенииповторной или дополнительной экспертизы.

Экспертноесудебно-психологическое исследованиедолжно осуще­ствляться со строгимсоблюдением прав личности. Методыи приемы исследования не могутсопровождаться психическим и физическимпринуждением. При этом должны бытьсоблюдены все процессуаль­ные праваучастника гражданского процесса.

Источник: https://studfile.net/preview/6331975/page:43/

Особенности судебно-психологической экспертизы в гражданском и уголовном процессе

37.Особенности судебно-психологической экспертизы в гражданском и

В уголовном процессе.

По сравнению с гражданским судопроизводством психологическая сторона в уголовном процессе проявляется очень ярко. Это дела, связанные с привлечением к уголовной ответственности, решением вопросов о виновности обвиняемого. Однако без установления определенных обстоятельств психологической природы суду бывает крайне сложно, а порой и невозможно выполнить задачу по отправлению правосудия.

Психологи нередко используются участниками процесса для оказания справочно-консультативной помощи. Такая деятельность обычно оформляется справкой, которая в последующем может быть приобщена к делу.

Разновидностью оказания помощи следствию может стать и такой вид деятельности, как составление «психологического портрета разыскиваемого преступника» по данным психологического анализа собранных материалов уголовного дела.

Таким образом, на основании вышеизложенного можно сделать вывод. Предметом судебно-психологической экспертизы в уголовном процессе являются закономерности и особенности протекания и структуры психических процессов (психической деятельности), имеющие юридическое значение и влекущие определенные правовые последствия.

В зависимости от характера вопросов и юридического значения экспертных заключений в уголовном процессе можно выделить следующие виды судебно-психологических экспертиз.

1. Экспертиза индивидуально-психологических особенностей (личности) обвиняемого (подсудимого) и их влияния на его поведение во время совершения инкриминируемых ему деяний.

Данный вид экспертизы проводится в целях выяснения обстоятельств, влияющих на степень и характер ответственности лиц, которые впоследствии могут быть использованы судом для индивидуализации уголовной ответственности и наказания.

2. Экспертиза аффекта у обвиняемого (подсудимого) в момент совершения вменяемых ему действий. Данный вид экспертизы предусматривает определение состояния аффекта, т. е.

Сильного душевного волнения в моменг совершения преступления, что имеет значение для квалификации ст. 107 УК РФ (убийство, совершенное в состоянии аффекта), ст.

113УК РФ (причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью).

3.

Экспертиза способности несовершеннолетнего обвиняемого (подсудимого) с отставанием в психическом развитии, не связанным с психическим расстройством, в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий либо руководить ими. Неполная мера осознания и регулирование своих противоправных действий несовершеннолетним с отставанием в психическом развитии, не связанным с психическим расстройством, служат основанием для его освобождения от уголовной ответственности.

4. Экспертиза способности свидетеля или потерпевшего правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела, и давать о них правильные показания.

5. Экспертиза способности потерпевшей (потерпевшего) по делу об изнасиловании понимать характер и значение совершаемых с ней (с ним) действий или оказывать сопротивление виновному.

Имеет значение для судебной квалификации изнасилования или насильственных действий сексуального характера с использованием беспомощного состояния потерпевшей (потерпевшего) (ч.1 ст. 131, ч.1 ст. 132 УК РФ).

Беспомощным признается состояние, при котором потерпевшая (потерпевший) в силу физического или психического состояния не могла (не мог) понимать характер и значение совершаемых с ней (с ним) действий или оказывать сопротивление.

5.Экспертиза психического состояния лица, окончившего жизнь самоубийством. Юридическим основанием данного вида экспертизы могут выступать две статьи УК РФ. Во-первых, это квалификация ст.

110 УК РФ (доведение до самоубийства), во-вторых, определение тяжких последствий, в число которых входит и самоубийство потерпевшей (потерпевшего), последовавшее в результате изнасилования, как обстоятельство, отягчающее ответственность.

Гражданский процесс.

Одним из источников доказательств в гражданском процессе является заключение эксперта. Решение гражданских дел по существу в ряде случаев невозможно без судебно-психологичес-кой экспертизы.

  • выявление у дееспособного гражданина непатологических психических аномалий;
  • установление психологической совместимости супругов;
  • установление психологической совместимости детей с каждым из родителей;
  • определение возможности конкретных лиц обеспечить воспитание детей.
  • о признании сделки недействительной;
  • по спорам о праве на воспитание детей;
  • дела о причинении вреда гражданином, который не способен понимать значение своих действий или ими руководить.

При возникшей необходимости судебно-психологичсская экспертиза назначается по мотивированному постановлению судьи или определению суда.

Проведя соответствующее исследование по поставленным вопросам, эксперт на заключительном этапе исследования делает выводы об общей психологической структуре личности. Очевидно, что качество судебно-психологической экспертизы зависит от правильной постановки вопросов для экспертного разрешения.

Заключение судебно-психологической экспертизы может служить источником доказательств по гражданскому делу.

Следует заметить, что такая экспертиза проводится только при желании лица, на нее направленного, поэтому во вводной части экспертного заключения необходимо указывать позицию подэкслертного лица.

В заключительной части экспертного заключения даются выводы на поставленные вопросы, которые в свою очередь являются выводами проведенного исследования. Полученное заключение подлежит судебной оценке по внутреннему убеждению судьи, согласно определенному им правовому основанию.

В случае признания судом экспертного заключения достоверным и обоснованным оно становится источником прямых или косвенных доказательств по гражданскому делу.

Источник: https://students-library.com/library/read/33124-osobennosti-sudebno-psihologiceskoj-ekspertizy-v-grazdanskom-i-ugolovnom-processe

психологической экспертизы в уголовном и гражданском судопроизводстве Предметом исследования судебнопс

37.Особенности судебно-психологической экспертизы в гражданском и
Работа добавлена на сайт samzan.ru: 2016-03-13

Вопрос 37 Предмет судебно-психологической экспертизы в уголовном и гражданском судопроизводстве

Предметом исследования судебно-психологической экспертизы являются психические процессы, состояния, свойства психики здоровых лиц, участвующих в уголовном и гражданских процессах, особенности их психической деятельности, временные (неболезненные) изменение сознания под влиянием различных факторов, экспертная оценка которых имеет значение для установления объективной истины по делу. Т.е. предметом экспертизы являются индивидуально-своеобразное черты психологического отражения участниками процесса различных явлений окружающей действительности, которые имеют значение для правильного решения уголовных или гражданских дел (из книги Н.В.).

Роль клинического психолога при проведении судебно-психиатрической экспертизы.

Задачами экспериментально-психологического исследования при проведении судебно-психиатрической экспертизы являются дифференциальная диагностика, установление степени (глубины) снижения психики с учетом возможного установочного поведения испытуемого.

(по лекциям Семёновой)

Эксперт – лицо обладающие определёнными знаниями, несёт ответственность за компетенцию. Дальше во время следствия может стать специалистом.

Специалист – который может участвовать в деле консультировать. Человек, который привлекался в ходе дела вне экспертных задач. Специалист не может стать экспертом.

Виды:

Судебно психологическая экспертиза – СПЭ

Судебно психолого-психиатрическая экспертиза – СППЭ

Судебно психолого-психиатрическая стационарная экспертиза – ССППЭ

Судебно психолого-психиатрическая амбулаторная экспертиза – АЭСПП

Цель:

Оформление заключения эксперта

Задачи:

1.В уголовном процессе:

  •  определение критериев невменяемости,
  •  определение критериев органической дееспособности
  •  определение критериев процессуальной недееспособности

2.В гражданском процессе:

  •  определение критериев недееспособности
  •  определение критериев процессуальных способностей

3.Определение принудительных мер, медицинского характера.

4.Оказание помощи …..? психиатрии (тюремная психиатрия – принудительное лечение).

Формы проведения СППЭ

  1.  В кабинете следователя (единолично со следователем когда решается вопрос о наличии психического расстройства). Назначение экспертизы
  2.  АСППЭ (проводится в больнице, проводится комплексно).
  3.  ССППЭ (При длительной не менее 2-х месяцев госпитализации. Может проводится в психиатрической больнице на общем отделении. Специальные психологические отделения закрытого типа).
  4.  Экспертиза в зале суда (наличие психологического расстройства решение суда, на принудительное лечение).
  5.  Экспертиза в местах лишённых свободы (психическое нарушение возникло в тюрьме)
  6.  Посмертная или заочная (проводится на основании следствия или иной документации (письма, дневники, характеристики, документы с военкомата).

Задачи судебного эксперта психолога

  1.  Диагностика интеллектуального развития
  2.  Диагностика выраженной характеристики типа расстройства личности и переход признаков между ними (характеристиками и расстройствами личности)
  3.  Диагностика глубины и структуры посттравматичных изменений личности.
  4.  Диагностика суицидального поведения
  5.  Диагностика юридически значимой личностной особенности любых субъективных подходов по делу.
  6.  Диагностика распределение ролей при групповых преступлениях.

Причины назначения экспертизы

  1.  Для определения психического, психологического состояния обвиняемого или подозреваемого, свидетеля или потерпевшего.
  2.  Для установления психологического возраста любого субъекта проходящего по делу, в тех случаях когда это связанно с его способностью участвовать в процессе предварительного следствия или судебном разбирательстве т.е. его дееспособность.

Часто все члены комиссии принимают единое решение и подписывают единый акт, но иногда если кто-то не соглашается пишет отдельный акт.

ЭКСПЕРТ НЕСЁТ ЛИЧНУЮ ОТВЕТСВЕННОСТЬ ЗА ДАННОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ!

Может быть назначена повторная экспертиза. В случае дополнительной экспертизы эксперт может поменять своё мнение и за это ему ничего не будет.

Обязанности эксперта

  1.  Эксперт обязан явиться по вызову
  2.  Эксперт обязан отвечать на вопросы входящие в его компетенцию
  3.  Заключение в письменной форме

Порядок назначения экспертизы

  1.  Хадательство адвоката перед судом или следствием о назначении экспертизы. Назначение прокурора.
  2.  Выявление данных о специальности эксперта и его компетентности.
  3.  Оформление постановления об экспертизе в письменном виде (фамилия, где будет проводится экспертиза, вопросы которые поставленные перед экспертом, те материалы которые передаются в расположение экспертов).
  4.  После оформления заключения. Предъявляется обвиняемому который должен подписать.

Обвиняемый может совершить самоотвод.

Документация СППЭ

Итоговый документ СППЭ заключает эксперт. АКТ судебно психиатрической психологической экспертизы.

  1.  Вводная (где, кем, кому проводилась экспертиза). Основанием экспертизы указывается какие методы и методики были использованы чтобы получить ответы на поставленные вопросы.
  2.  Описательная Дубль описание методов и методик и описание полученных результатов.
  3.  Заключительная Подведение итогов, выводы, чёткие ответы га поставленные вопросы +подписи экспертов.

Процедура допроса эксперта в зале суда

Вменяемость

  1.  Это способность осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий и бездействия и руководить ими (юридическая).
  2.  Это способность осознавать характер своих действий и руководить ими.
  3.  Полная или неполная способность правильно понимать и осознавать окружение и произвольно регулировать свою деятельность в момент совершения общественно опасного действия. ОРД – осознание и регуляция деятельности (психологическое).

Невменяемость

  1.  Хроническое психическое расстройство (шизофрения, маниакальный. деп психоз)
  2.  Временное психическое расстройство (состояние аффекта, реактивный психоз).
  3.  Слабоумие
  4.  Иное болезненное состояние психики
  5.  Сопоставление интеллектуальных, волевых личностных нарушений с характером деяния и определение у актуальной способности к ОРД.

Ограниченная вменяемость

Если лицо совершившее ОРД страдает  психическими заболеваниями, не исключается вменяемость, эксперт должен решить вопрос о полной или неполной мере осознания ОРД.

Этапы психологической экспертизы

  1.  Первичная клиническая беседа с подэкспертным (анамнез в конце беседы зафиксировать рассказ подпитью подэкспертного).
  2.  Изучение материалов уголовного дела  (обстоятельства поступающих в психиатрическую больницу, содержательное исследование психологических тестирований).
  3.  Проведение базового патопсихологического исследования
  4.  Прицельное тестирование подекспертного в зависимость:
    •  При наличии органической нейродинамики, проводится полное нейропсихологическое исследование.
    •  Интеллектуальный дефект
    •  Если нет интеллектуального дефекта проводятся стандартные личностные методики иногда проективные.
    •  При специфическом нарушении мышления, исследование мышления.
  5.  Составление заключение эксперта (70% от работы).

Экспертиза несовершеннолетних

С 16-18 лет – уголовная ответственность +принудительное воспитание. Несовершеннолетние правонарушители от 14 до 18 лет. Несут ответственность за тяжелые преступления (против другого лица, большой вред имуществу). До 14 лет малолетние.

Лишение свободы не более 10 лет.

Основные проблемы несовершеннолетних

  1.  Диагностика уровня интеллектуального развития
  2.  Диагностика уровня развития эмоционально волевой сфёры (психический инфантилизм, возраст уголовной ответственности).
  3.  Диагностика типологических особенностей личности (склонность к фантазированию, повышенная внушаемость, агрессивность, общесоц. ориентация личности).
  4.  Экспертиза лиц с сенсорными дефектами (слабовидящие, слабослышащие, нарушение речи).

Заключение в экспертном акте

  1.  Уровень интеллектуального развития и степень психологической зрелости, позволяет подэеспертного полностью сознать деятельность (ОРД).
  2.  Уровень интеллектуального развития и степень психологической зрелости, не позволяет подэеспертного полностью сознать деятельность (ОРД).
  3.  Уровень интеллектуального развития и степень психологической зрелости, не в полной мере позволяет подэеспертного полностью сознать деятельность (ОРД).

При диагностике тяжелой умственной отсталость (имбицильность) = невменяемость.

=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-== глубокая дебильность = ограниченная вменяемость

                                                Лёгкая дебильность = вменяемость, сейчас применяют органическую вменяемость.

Психический инфантилизм – мера принудительного характера.

Экспертиза личностных особенностей

Экспертиза для определения психического и физиологического состояния свидетеля и потерпевшего, когда есть сомнения о достоверности показания.  

Сомнения о достоверности показания лица с; умственной отсталостью, истероидный, эпилептоидный, паранойяльный типы личности.

Задачи:

Определить беспомощного состояния потерпевшего (уровень интеллекта; эмоциональное состояние на данный момент у взрослого субъекта; малолетний возраст субъекта у которого снижена способность понимать смысл ситуации и действий; состояние полной психологической зависимости от другого лица с глубоким моральным подчинением; острая реакция на стресс).

Определение способности свидетельствовать в судебном процессе (на сколько несовершеннолетние и малолетние дети могут свидетельствовать могут быть противоречия в показаниях и приписывание новых лиц).

Диагностика юридически значимых личностных особенностей (повышенная внушаемость, повышенная подчиняемость, склонность к фантазированию, патологическое фантазирование, наличие агрессивных черт характера, диагностика агрессивности и жёсткости).

Экспертиза групповых преступлений

Задачи:

  1.  Распределение Родей
  2.  Мотивы

Виды преступных групп:

  1.  Случайная группа (не имеет чётких ролей, дружеские отношения).
  2.  Компания (Случайная группа систематически встречается тема с асоциальной направленности, совершение ООД, определён лидер).
  3.  Преступная группа (устойчивый личностный состав, наличие преступного опыта, чёткое распределение ролей, системное расширение границ антисоциального поведение).
  4.  Преступная организация Распределение ролей по нескольким уровням

При анализе распределение ролей в экспертизе применяется теория малых групп.

Ролевые социальные позиции инкриминированном деянии.

  •  Тип личности
  •  Уровень интеллекта
  •  Психологический уровень
  •  Уровень агрессивности жёсткости
  •  Психологическая беспомощность, зависимость.

Военная экспертиза

  1.  Годность \ негодность военной службы
  2.  Преступления совершённые во время прохождения поенной службы
  3.  Преступления связанные с использованием транспортных средств во время прохождения военной службы.

Проблемы:

  1.  Интеллектуальная диагностика
  2.  Наличие личностных девиаций
  3.  Какова характеристика и личностные особенности поэкспертного не препятствуют ли они прохождению военной службы.

Группа нарушений:

  1.  Психопатия или расстройство личности.
  2.  Патохорологическое развитие
  3.  Транзеторные подростковые поведенческие реакции.
  4.  Психоподобные нарушения при психических заболеваниях

Посмертная экспертиза (вариант заочной экспертизы)

Проблемы:

  1.  Связанное с самоубийством и доведением до самоубийства.
  2.  Имущественные дела связанные с пожилыми людьми

Состояния

  •  было или не было интеллектуального снижение
    •  проблемы беспомощного состояния
    •  сделка совершена ненасильственно

Экспертиза психического и психологического состояния лица в период в предсуицидальный период (характеристика школ и детских учреждений, подробные допросы родных в период времени предшествующего суицида, характеристики с места службы и т.п.).

Важно: Диагностика невротического состояния.

Признаки: объективные вегетативные проявления; обращение в медсанчасть; свидетельские показание о наличие нарушении внимания; эмоциональные нарушения; наличие повышенной утомляемости, снижение скорости реагирования.

Особое внимание на наличие истощаемых факторов (перегрузки, сон еда).

Определение дееспособности и недееспособности в гражданских делах.

Гражданское право способности – это способность гражданина иметь гражданские права  обязанности (жилище, труд, избирать и быть избранным и т.п.).

Дееспособность

Способность гражданина своими действиями преобладать гражданское право и соблюдать гражданские обязанность возникающие с совершеннолетием и со зрелостью психического возраста. Недееспособность – душевнобольные, слабоумие. Недееспособность устанавливается только судом.

Недееспособность.

Психологическое заболевание, слабоумие (медицинский).

Оценка степени и структуры психического, эмоционального, волевого, личностного дефекта в соотношении исполняемой деятельностью (юридический).

В отличие от невменяемости дееспособность может быть полной (из-за употребления алкоголя и наркотических средств не может продать самостоятельно квартиру – имущественно недееспособны).

Невменяемость применяется к каждому конкретному случаю (определяется на момент преступления).

Невменяемость не значит недееспособность может быть признан вменяем фактически недееспособен и юрид. Ответственности не несёт.

Карвасарский

Среди задач, решаемых клиническим психологом в здравоохранении, одной из основных является участие его в проведении различных видов экспертиз.

В этой работе клинический психолог является одним из субъектов совместной деятельности со специалистами других профилей.

Особенно ярко выступает комплексность деятельности в виде взаимодействия и взаимодополняемости клинического, психологического, педагогического, инструментального и лабораторного подходов.

Основным содержанием экспертного психологического заключения является не сама по себе оценка степени снижения тех или иных психических функций, а качественный структурный анализ изменений психической деятельности испытуемого.

Важно выявить не только актуальное состояние личности и различных психических процессов и психических состояний, но и прогнозировать возможность взрослого, юноши, ребенка на будущее с учетом компенсаторных или декомпенсирующих аспектов.

Участие клинического психолога во врачебно-трудовой экспертизе. При врачебно-трудовой экспертизе наиболее важным аспектом деятельности клинического психолога является получение объективных данных для функционального диагноза, составляющего основу экспертного заключения.

От него зависит не только характер трудовой деятельности, но во многом и будущий жизненный путь больного, поскольку правильное определение профессиональных возможностей и рациональное трудоустройство (как и адекватно ориентированное профессиональное обучение) являются существенными факторами клинического и социального восстановления. Заключение психолога, участвующего в экспертизе трудоспособности, должно содержать данные о нарушенных и сохранных функциях, с точки зрения возможностей компенсации дефекта в той или иной степени в условиях выполнения прежней работы (с определенными профрекомендациями или при переобучении).

Военно-врачебная экспертиза. Круг задач, решаемых клиническим психологом при военно-врачебной экспертизе, в основном соответствует тому при обычной психиатрической диагностике. Результаты психологического исследования используются для установления или, напротив, исключения прежде всего психических заболеваний, наличие которых несовместимо с военной службой.

Военно-врачебная экспертиза, как правило, производится в условиях психиатрического учреждения, и работа клинического психолога существенно не отличается в этих случаях от той, которая выполняется им обычно в процессе психиатрической диагностики.

Два обстоятельства придают своеобразие психологическому исследованию при проведении этого вида экспертизы. Одно из них связано с нередкой заинтересованностью испытуемого в содержании экспертного решения и возможностью установочного поведения с тенденцией к аггравации или диссимуляции.

С другой стороны, сама экспертная ситуация, как и предшествовавшие ей события жизни, неизбежно вызывают особое эмоциональное состояние, требующее учета при проведении исследования и интерпретации его результатов.

Последнее обстоятельство вызывает необходимость соотнесения обнаруживаемых особенностей психики с характером содеянного (если оно относится к периоду прохождения военной службы), с особенностями психологической структуры той деятельности (действия), в отношении которой проводится экспертиза.  

Медико-педагогическая экспертиза. Участие клинического психолога в проведении медико-педагогической экспертизы тесно связано с кругом вопросов, решаемых им в детских и подростковых учреждениях психиатрического профиля. Наиболее существенной задачей является определение психического развития и его аномалий, степени и структуры различных видов дизонтогенеза

Клинический психолог при проведении медико-педагогической экспертизы рассматривает следующие вопросы: причины неуспеваемости ребенка (отставание психического развития (F84.

9) – олигофрения (F70-F79), астенизация вследствие перенесенных соматических заболеваний, своевременно нераспознанные процессуальные психические заболевания, педагогическая запущенность и т. д.).

Важнейшим является вопрос о степени и структуре психического снижения при выявлении дизонтогенеза, ответ на который позволяет указать на потенциальные возможности ребенка, соответствие этих возможностей требованиям массовой школы или целесообразности направления его в санаторную, вспомогательную школу, специализированное училище.

В проведении медико-педагогической экспертизы клинический психолог руководствуется рядом критериев, ведущими из которых являются:

1) способность к научению, осмыслению и усвоению новых знаний и навыков, решению задач и формированию понятий;

2) условия развития ребенка, микросоциальная среда, в которой он воспитывался и особенности его поведения в различных социальных ситуациях;

3) уровень знаний и навыков соответственно возрастному уровню развития, который должен оцениваться и интерпретироваться под углом зрения двух первых – качественного и социально-биографического критериев.

Большое значение приобретает “обучающий эксперимент”, основанный на учении Выготского о зонах ближайшего развития.

Роль клинического психолога при проведении судебно-психиатрической экспертизы.

 Задачами экспериментально-психологического исследования при проведении судебно-психиатрической экспертизы являются дифференциальная диагностика, установление степени (глубины) снижения психики с учетом возможного установочного поведения испытуемого.

В последнем случае может возникнуть задача дифференциации симуляции и аггравации от псевдодеменции (F68.1) и истинного слабоумия (F70-F79), истинной некритичности от симулятивного и диссимулятивного поведения.

Особенностью комплексной психолого-психиатрической экспертизы является и то, что психолог-эксперт нередко должен отнести результаты проводимого исследования к прошлому периоду, достаточно отдаленному от времени исследования. В таких случаях психолог предоставляет данные о том, как психологические особенности испытуемого могли влиять на мотивы, понимание своих действий при совершении правонарушения, на поведение в той конкретной ситуации.

В комплексной психолого-психиатрической экспертизе психолог тесно сотрудничает с психиатром и каждый из них решает в соответствии со своей компетенцией вопросы, ставящиеся судом и следствием. В случаях комплексной экспертизы психолог, разумеется, имеет равные права и несет те же обязанности, что и другие эксперты.

Источник: http://samzan.ru/65163

Medic-studio
Добавить комментарий