37. Психология социальной одаренности.: Социальная одаренность Наконец, о лидерской одаренности (используются

§ 2. Что такое лидерская одаренность?

37. Психология социальной одаренности.: Социальная одаренность Наконец, о лидерской одаренности (используются

Социальная одаренность

Наконец, о лидерской одаренности(используются также понятия «социальнаяодаренность», «социальный интеллект»,«организаторские способности»).

Попытки определить, выделить компонентыи измерить социальный интеллект имеютпочти столетнюю историю. Прообразсоциальных способностей можно обнаружитьв шкале Бпне—Симона 1905 г. З.Фрейдиспользовал специальный термин длялюдей, которые отличались точностью ви окружающих.

Одна из первых попыток измерениясоциального интеллекта принадлежитТ.Ханту (1928 г.), который разработал тестдля «выявления способности иметь делос людьми».

Тест состоял из шести шкал: «Сужденияо социальных ситуациях», «Память наимена и лица», «Опознание внутреннегосостояния по выражению лица», «Наблюдениеза поведением человека» (направленноена понимание мотивов поведения),«Социальная информация», «Узнаваниевнутреннего состояния, обозначаемогословами».

По данным Т.Ханта, социальный интеллектразвивается до 17—18 лет и являетсяхорошим предсказателем успехов вобучении.

Одно из определений социальной одаренностигласит, что это исключительная способностьустанавливать зрелые, конструктивныевзаимоотношения с другими людьми.

Такое,целостное по сути, определениепросуществовало недолго, так как очевиденкомплексный характер этой способности.

Выделяют такие структурные элементысоциальной одаренности как социальнаяперцепция, просоциальное поведение,нравственные суждения, организаторскиеумения и т.д.

Социальная одаренность выступает какпредпосылка высокой успешности внескольких областях. Она предполагаетналичие способности понимать, .

побить,сопереживать, ладить с другими, чтопозволяет быть хорошим педагогом,психологом, психотерапевтом, социальнымработником.

Таким образом, понятиесоциальной одаренности охватываетширокую область проявлений, связанныхс легкостью установления и высокимкачеством межличностных отношений. Этиособенности позволяют быть лидером, тоесть проявлять лидерскую одаренность.

Социальная одаренность отлична отинтеллектуальной, хотя исследованияпоказали, что она требует умственногоразвития выше среднего.

Социально одаренные личности

Характерные черты, присущие людям,одаренным в социальном отношении:

–  они обычно обладают физическойпривлекательностью и аккуратностью вовнешнем облике;

–   их явно принимает подавляющеебольшинство людей, которых они знают;это одинаково относится как к сверстникам,так и к более старшим людям;

–   они обычно заняты в различныхобщественных мероприятиях и вносят вних положительный вклад;

–   их воспринимают как арбитровили как «определителей политики» вгруппе;

–   они относятся к сверстникам ик старшим как к равным, сопротивляясьнеискренним, искусственным илипокровительственным отношениям;

–   их поведение носит открытыйхарактер — они не стараются показыватьлишь «фасад»;

–   они не боятся выражать своичувства, но делают это к месту;

–   они поддерживают длительныевзаимоотношения с людьми и не меняютрезко свои дружеские симпатии; онистимулируют продуктивное поведениедругих; они энергичны и как бы воплощаютнеобычную способность справляться слюбыми социальными ситуациями, причемделают это с тактом, юмором, проникновениемв суть дела.

Иначе говоря, это как бы особый стильжизни. Этих людей можно опознать почрезвычайной эффективности их социальногоповедения.

Характеристики лидера

Лидерскую одаренность можно рассматриватькак одно из проявлений социальнойодаренности, более связанное с активнымвзаимодействием с другими людьми.Существует множество определенийлидерской одаренности, в которых можно,тем не менее, выделить общие черты.

Главным является то, что определенныйнабор умений лидера делает возможнымдля группы достичь поставленных передней целен при взаимном удовлетворениидруг другом и с чувством личнойсамореализации. По определению, лидерскиеумения являются в основном межличностнымии включают гибкость, открытость,организационные умения.

Лидерствотребует наличия таких личностных черткак самоуважение, высокие нравственныекачества, зрелое эмоциональное развитие.

Следующие характеристики обычно присущиуспешным лидерам:

–   интеллект выше среднего;

–  умение принимать решения;

– способность иметь дело с абстрактнымипонятиями, с планированием будущего, свременными ограничениями;

–   ощущение цели, направлениядвижения;

–   гибкость, приспосабливамость;

–  чувство ответственности;

– уверенность в себе и знание себя;

–  настойчивость;

–   терпимость и терпение в работес людьми;

–  энтузиазм;

– умение ясно выражать мысли в устнойи/или письменной форме.

Приведенный перечень характеристикуточняет специфику лидерской одаренностипо сравнению с социальной и помогаеткак в ее выявлении, так и в развитии.

В социальной психологии, в теорияхлидерства накоплен богатый материалпо развитию лидерской одаренности.

Развитие лидерской одаренности

Проявления и черты лидерства можнозаметить уже у дошкольников. Наблюденияпоказали, что родители детей, проявляющихсклонность к лидерству, строят своивзаимоотношения с ними особым образом.

Родители много общаются с детьми, приэтом используя разные средства общения— мимику, жесты, речь; они так наклоняютсяк ребенку, что беседуют с ним как бы наодном уровне. Они спрашивают у детей,что те хотят делать; выслушивают то, чтодети им говорят; обращают внимание наих любые спонтанны действия.

Они неугрожают своим детям и не бываютагрессивны по отношению к ним, в то жевремя не склонны к сверхопеке. Их такжеотличает последовательная стабильностьповедения. Выявление и развитие лидерскойодаренности имеет огромное значениедля жизни общества во всех аспектах.

Вполитике и промышленности, науке иобразовании — везде нужны люди, которыемогут вести за собой других, организовыватьих взаимодействие, отношение к другдругу и к дату, к способам его выполнения.Эти способности следует подмечать вучащихся и создавать возможности дляих развития.

Этот наиболее «поздний» (в плане признанияего специалистами) вид одаренности ужепривлек внимание практиков, которыеразработали ряд эффективных тренинговдля его развития. В 70-е годы в научнойшкале Л.И.Уманского был накоплен ценныйопыт развития организаторскихспособностей, который может послужитьосновой для соответствующих учебныхкурсов.

Богатый материал, тесно связанный спроблематикой социальной одаренности,накоплен в русле исследованийпедагогических способностей и трудаучителя (структура педагогическихспособностей, выявленная в этихисследованиях, подобна структуресоциальной одаренности).

Еще один вид одаренности

Роберт Стернберг, психолог из Йельскогоуниверситета, обсуждает «практическуюодаренность», которая столь редкопризнается школой, что не рассматриваетсякак одаренность вообще. Будущий менеджерили предприниматель может иметь в шкалерепутацию весьма среднего ученика безкаких-либо замечательных особенностей.

Люди, которые с успехом применяютинтеллект к окружающей действительности,не обязательно отличаются в работе сабстрактными понятиями, и академическиетребования не всегда способствуютпроявлению их таланта. Ключевойособенностью практической одаренностиР.

Стернберг называет знание своих слабыхи сильных сторон и способность использоватьэто знание. Например, для компенсациислабых сторон человек вырабатываетсвоп способы, включая привлечение другихлюдей для выполнения того, что он неможет делать хорошо.

Очевидно, что этотвид одаренности имеет общие компонентыс социальной (лидерской) одаренностью,возможно, включает ее в себя.

Следует подчеркнуть, что в отечественнойпсихологии проблема практическогомышления, практического интеллектабыла поставлена еще в работахС.Л.Рубинштейна и Б.М.Теплова. Вупоминавшейся уже работе «Ум полководца»Б.М.Теплой выделил свойства практическогомышления, особенности условии практическойдеятельности, предъявляющей жесткиетребования к выдающимся личностям.

Что дает дифференциация

Выделение многих видов одаренностислужит важной цели — привлечь вниманиек более широкому спектру способностей,которые должны получить признание ивозможности для развития.

Разумеется, различия между видамиодаренности не могут рассматриватьсябез учета мотивации, сложившейсясамооценки, других индивидуальныхособенностей, от которых зависитреализация способностей.

Другая проблема заключается в том, чтоесли два выделенных вида одаренности(академическая и художественно-исполнительская)прямо соотносятся с областями человеческойдеятельности, то остальные виды невозможно«привязать» к ним однозначно. Так.

творческое мышление может проявлятьсяв самых разных областях — в техническомизобретательстве, в научных исследованиях,в педагогической работе и т.д.

Подобнымже образом общая интеллектуальнаяодаренность и лидерство возможны влюбой сфере — от политики до хореографии.

Определенные таким образом видыодаренности могут восприниматься каксовершенно независимые, тогда как вдействительности они переплетаются.Так, общая интеллектуальная одаренность,как правило, входит составной частью ив лидерские способности, и в творческие.

Такого рода проблемы подтолкнули кпоиску других определений одаренностии иных методов ее диагностики. Примероминого подхода служит концепция трехколец Дж. Рензуллн, о чем шла речь выше.

Перечисленные виды одаренностипроявляются по-разному и встречаютспецифические барьеры на пути своегоразвития в зависимости от индивидуальныхособенностей и своеобразия окруженияребенка.

Источник: https://studfile.net/preview/1863847/page:20/

Исследование социальной одаренности школьников

37. Психология социальной одаренности.: Социальная одаренность Наконец, о лидерской одаренности (используются

Исследование социальной одаренности школьников

Назаренко Ольга Викторовна

студент, факультет педагогики и психологии, Лесосибирский педагогический институт — филиал ФГАОУВПО «Сибирский федеральный университет», г. Лесосибирск

E-mail: ov-naz@yandex.ru

Бенькова Оксана Анатольевна

научный руководитель, канд. психол. наук, доцент кафедры психологии развития личности, Лесосибирский педагогический институт — филиал ФГАОУВПО «Сибирский федеральный университет», г. Лесосибирск

Сегодня основной причиной возрастающего интереса к проблеме социальной одаренности является потребность современного общества в людях, которые, развивая собственную деятельность, способны стимулировать прогресс в этом обществе. Именно социально одаренная личность характеризуется высоким качеством и эффективностью межличностных отношений.

Программа модернизации российского образования предполагает подготовку учащихся к выбору будущей профессии и к полноценной жизни в новых социальных условиях.

Для успешной трудовой деятельности и профессиональной карьеры кроме необходимых знаний у выпускников средних школ должны быть сформированы способности к общению и построению адекватных межличностных отношений.

Современное общество нуждается в личностях, способных увлечь за собой, организовать совместную деятельность, понимать других людей и происходящие в мире события. В психологии такие качества рассматриваются как основные составляющие социальных способностей.

Высокий уровень развития социальных способностей определяется как социальная одаренность, представляющая собой умение устанавливать зрелые, конструктивные, характеризующиеся глубиной и продуктивностью взаимоотношения с другими людьми (Н.С. Лейтес).

Соответственно, перед современной школой стоит задача воспитания социально одаренных учащихся. Сегодня эта задача успешно решается далеко не во всех школах. Её решение требует включения в учебный процесс новых форм преподавания, опирающихся на психологические знания о структуре, возрастных, тендерных и других особенностях формирования социальной одаренности.

До настоящего времени в науке не представлено четких критериев для дифференциации понятий одаренность, способности, талант, гениальность, поэтому зачастую эти понятия либо отождествляются, либо имеют линейную соотнесенность: исходны — способности, а одаренность, талант и гениальность — только различная степень их проявления (увеличивающаяся).

Как показывают современные исследования, успеха в жизни часто добиваются не те, у кого высоко развиты интеллектуальные способности, а люди, как правило, обладающие свойством легко вступать в общение, устанавливать благоприятные межличностные отношения.

Основа успешности в социальной среде во многом зависит от социальной одарённости [3, с. 54].

Сегодня, когда технологические разработки заменили большую часть человеческого труда, именно социально одарённая личность, способная управлять другими людьми, является конкурентоспособной на рынке трудовых отношений.

Исследования, которые проведены Е.А. Панько и Я.Л. Коломинским [3, с. 69], убеждают, что социальная одарённость и коммуникативные способности начинают проявляться и развиваться ещё в раннем детстве, в дошкольном периоде. Социально одарённые дети всегда обращают на себя внимание.

Их трудно не заметить среди сверстников: они выделяются активностью, ярко выраженным интересом к людям, потребностью в общении с детьми и взрослыми. Такие дошкольники легко адаптируются в среде сверстников и сами становятся инициаторами взаимодействия.

По характеру они искренни, открыты, склонны к проявлению эмпатии, нередко являются лидерами в группе, так как обладают хорошими организаторскими способностями.

О достаточно сформированной социально одарённой личности можно говорить и в период ранней молодости, когда общение и социальное взаимодействие уже не являются ведущей деятельностью, и на их место приходит профессиональное становление и самоопределение молодого человека.

В этом возрасте молодые люди начинают активно проявлять себя в той или иной деятельности. Многие пробуют себя в деятельности социономического типа и становятся достаточно успешными, не имея при этом профессионального опыта как такового.

Вероятней всего, эффективность деятельности на данном этапе возрастного развития связана со способностями личности.

Описывая человеческие способности, Б.М. Теплов выделил три их главных признака [2, с. 73]:

1.  под способностями понимаются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого.

2.  способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь те, что имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности (многих деятельностей).

3.  само понятие «способность» не сводится только к тем знаниям, умениям, навыкам, которые уже наработаны у данного человека.

К признакам, предложенным Б.М. Тепловым, В.С. Мерлин [2, с. 76] считает необходимым добавить ещё два.

1.  Продуктивные индивидуально-своеобразные приёмы и способы работы.

2. В качестве способностей могут выступать как свойства индивидуума, так и свойства личности. При этом последние определяют наиболее обобщённые отношения личности.

Все эти признаки необходимо учитывать при анализе социальной одарённости личности.

Как полагает Е.И. Власова [1], социально одарённый субъект несёт в себе способности двоякого рода.

С одной стороны, это — те психологические особенности, которые отличают одарённых людей в целом независимо от типа одарённости (креативность, трудолюбие и увлечённость, широкие познавательные интересы и эрудированность, целеустремлённость и настойчивость, экономичность и простота решений, высокая скорость протекания психических процессов и развитый интеллект). С другой стороны, это — способности, которые проявились у социально одарённого субъекта вследствие его специфического опыта активности в различных видах деятельности социономического характера. Прежде всего, необходимо назвать способности к социальной перцепции и экспрессии, просоциальному поведению, высокий уровень развития социального интеллекта и контроля. В личностной структуре социально одарённого индивида особое место занимает способность сопереживать другому человеку (эмпатия), гибко реагировать на изменения его эмоционального состояния.

Согласно Д.В. Ушакову, социальная одарённость проявляется в сфере лидерства и социальных взаимодействий [4, с. 16].

Она представляет собой сложный сплав когнитивных компонентов (общий академический интеллект, практический интеллект, социальный интеллект) и не когнитивных факторов (темперамент, личностные особенности — способность к сопереживанию, оптимизм, высокая активность, экстраверсия, справедливость, способность к принятию решений в условиях неопределённости, независимость и вместе с тем ориентация на групповые ценности, воля как твердость в реализации намерений).

Можно заметить, что состав социальной одарённости достаточно неоднороден и многозначен, поэтому он требует оптимального решения и эмпирического обоснования. На сегодняшний день эмпирические исследования социальной одарённости в качестве самостоятельного феномена проводились в рамках педагогической деятельности в работах Н.А.

 Аминова и Т.М. Хрусталёвой на примере исследования педагогической одарённости школьников и учителя [5, с. 53]. Авторы построили свою модель (структуру) социальной одарённости на основе модели, разработанной американским специалистом в области обучения одарённых детей Дж. Рензулли.

В мировой психологии её часто называют теорией трёх колец, поскольку концепция описывает одарённость как взаимодействие трёх групп человеческих качеств: интеллектуальных способностей, превышающих средний уровень; высокой увлечённости (мотивация) выполняемой задачей и высокого уровня креативности. Эту триаду Дж.

 Рензулли представляет в виде трёх взаимно пересекающихся окружностей.

Исследователи Н.А. Аминов и Т.М. Хрусталёва предполагают, что социальная одарённость включает в себя пять основных компонентов: социальный интеллект, креативность, социальная мотивация, коммуникативно-организаторские способности и управленческие свойства личности [5, с. 54].

Под социальным интеллектомавторы понимают интегральную интеллектуальную способность, определяющую успешность общения и социально-психологической адаптации, способность прогнозировать как своё собственное, так и поведение других людей в различных областях человеческой жизнедеятельности, распознавать намерения, чувства и эмоциональные состояния человека по невербальной и вербальной экспрессии.

Многие психологи (Богоявленская Д.Б., Матюшкин А.М., Пономарёв Я.А.) в своих исследованиях одарённости подчёркивают особую роль творчества.

Отсюда главный вывод, что креативностьявляется одним из компонентов социальной одарённости и выступает как оригинальность мышления, способность принимать решения в нестандартных ситуациях взаимодействия.

В рамках управленческой деятельности менеджеру приходится постоянно сталкиваться с ситуациями, требующими достаточно быстрого, гибкого, оригинального и точного решения.

Анализируя систему «мотивация-способности», авторы пришли к выводу, что «инициирующим» элементом в этой системе является именно мотивация. Она определяет процесс развития и формирования способностей.

В рамках социальной одарённости данный компонент представлен социальной мотивацией и включает в себя направленность на взаимодействие (на людей), а также потребность в достижении успеха в данном взаимодействии.

Коммуникативно-организаторскиеспособности выделены в самостоятельный компонент, поскольку сама по себе управленческая деятельность строится на процессах организации и конструктивной коммуникации.

Результатом социальной одарённости является формирование социально-коммуникативной компетентностикак проявления социальной одарённости в деятельности.

Таким образом, социальная одарённость представляет собой целостное качественно своеобразное сочетание когнитивных и личностных особенностей индивида, обеспечивающее успешное установление зрелых, конструктивных взаимоотношений с другими людьми, являющееся предпосылкой развития управленческих способностей, в частности. В состав данного образования входят пять компонентов — социальный интеллект, креативность, коммуникативно-организаторские способности, социальная мотивация и управленческие свойства личности (ответственность, высокий самоконтроль, общительность, смелость (уверенность), эмпатия, доминантность).

С целью исследования социальной одаренности школьников нами было организовано и проведено экспериментальное исследование. В исследовании принимали участие школьники младшего подросткового возраста (11—13 лет).

Для изучения социальной одаренности школьников нами были использованы методики: тест-опросник «Коммуникативные и организаторские способности (КОС-2)» (авт. В.В. Синявский и В.А. Федоришин), опросник для выявления одаренных школьников (по А.А. Лосевой), тест «Диагностика лидерских способностей» (авт. Е. Жариков, Е. Крушельницкий).

В результате исследования коммуникативных и организаторских способностей  как одного из компонентов социальной одаренности школьников младшего подросткового возраста по методике «КОС-2»мы пришли к следующим выводам.

Высший уровень коммуникативных склонностей выявлен у 2 % респондентов (1 чел.), высокий уровень — у 21 % испытуемых (9 чел.); 4 % испытуемых (2 чел.

) имеют высший уровень организаторских способностей, 24 % респондентов (10 чел.) — высокий.

Исходя из полученных диагностических данных, можно констатировать, что у этих школьников проявляется один из компонентов социальной одаренности — коммуникативные и организаторские способности.

Анализируя результаты исследования социальной одаренности школьников по методике А.А. Лосевой, мы можем отметить, что все испытуемые различаются по количеству набранных баллов в каждой из 10 сфер проявления одаренности. У 21 % респондентов (9 чел.) выявлен высокий балл проявления одаренности в социальной сфере.

Анализируя полученные диагностические данные по методике «Диагностика лидерских способностей», можем заключить, что 21 % респондентов (9 чел.) продемонстрировали высокий балл, что свидетельствует о сильно выраженных лидерских качествах. У 62 % испытуемых (26 человека) качества лидера выражены средне. Слабо выраженные качества лидера выявлены у 17 % от выборки (7 человек).

Таким образом, результаты экспериментального исследования социальной одаренности школьников младшего подросткового возраста свидетельствуют о том, что только для 21 % обследованных нами респондентов характерны высокий уровень коммуникативных склонностей и средний уровень организационных способностей. Респонденты с высоким уровнем проявления коммуникативных склонностей испытуемых не теряются в новой обстановке, быстро находят друзей, стремятся расширить круг своих знакомых, помогают близким и друзьям, проявляют инициативу в общении, способны принимать решения в трудных, нестандартных ситуациях. Потенциал испытуемых со средним уровнем проявления  организаторских склонностей не отличается высокой устойчивостью. Только у 21 % респондентов ярко выражены лидерские способности и проявления одаренности в социальной сфере.

На наш взгляд, необходима дальнейшая экспериментальная работа по развитию у школьников таких составляющих социальной одаренности как коммуникативные, организаторские и лидерские способности.

Список литературы:

  1. Власова Е.И. Ключевые проблемы и перспективы исследования социальной одарённости // Единый портал пермского образования, 2007. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://permedu.ru/Pages=24236(дата обращения 25.11.2011).
  2. Вяткин Б.А. Лекции по психологии интегральной индивидуальности человека. Пермь, 2000. — 179 с.
  3. Психология социальной одарённости: пособие по выявлению и развитию коммуникативных способностей дошкольников / под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько. М.: Линка-Пресс, 2009. — 272 с.
  4. Социальный интеллект: теория, измерение, исследования / под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. М.: Институт психологии РАН, 2004. — 175 с.
  5. Хрусталёва Т.М. Психология педагогической одарённости. Пермь, 2003. — 163 с.

Источник: https://sibac.info/studconf/hum/iv/29223

Социальная одаренность – PDF Скачать Бесплатно

37. Психология социальной одаренности.: Социальная одаренность Наконец, о лидерской одаренности (используются

1 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ Учреждение образования «Гомельский государственный университет имени Франциска Скорины» Факультет психологии Кафедра психологии Социальная одаренность Исполнитель студент группы ПЗ-51 Н.П. Орлова А.С. Клюева Проверил кандидат психологических наук преподаватель кафедры психологии А.А. Лытко Гомель 2014

2 Введение Общая характеристика понятий «способность», «одаренность», «талант» Виды одаренности Социальная одаренность Проблемы одаренных детей.11 Заключение…13 Список использованных источников…14

3 Введение Проблема развития интеллектуально-творческого потенциала личности занимает приоритетное место в современном мире, является одной из основных образовательных задач.

Обучение и воспитание одаренных детей в педагогической теории и практике в настоящее время стало приоритетным направлением, имеющим статус социально значимого, обеспечивающего общество ресурсами экономического роста, высокого качества жизни, и требует перестройки жизнедеятельности школы, перехода «от всех к каждому», подготовки учителя к работе с одаренными детьми. В нашей стране данная проблема приобрела статус государственной политики. Указом Президента Республики Беларусь от 12 января 1996г. 19[1], учрежден специальный фонд Президента Республики Беларусь по социальной поддержке одаренных учащихся и студентов, Советом фонда разработан и реализуется ряд государственных программ поддержки одаренных учащихся и талантливой молодежи. Опыт и практика предшествующих лет показывают, что работа по развитию детской одаренности будет успешной, если она будет иметь целенаправленный и системный характер, учитывать все возможности и направления развития интеллектуального и духовного потенциала личности, а также при условии объединения усилий всех заинтересованных сторон: учреждений образования, семьи, учреждений дополнительного образования, общественных организаций. Актуальной задачей общеобразовательных учреждений всех типов является создание специальных образовательных программ, помогающих раскрытию и реализации способностей одаренных детей. Работа с одаренными учащимися в учебном году проводится в рамках утвержденной на годы программы «Одаренные дети». Настоящая программа призвана обеспечить планомерность и систематичность процесса развития и поддержки одаренных учащихся в школе. Поэтому на наш взгляд, изучение одаренности в педагогическом ракурсе наиболее значимо. Педагог, не знающий основ одаренности, признаков, видов таланта, основ развивающего обучения не сможет воспитать одаренного ребенка, т.к. только личность может воспитать личность. Важнейшим условием формирования гармоничной личности является индивидуальный подход к детям, а для одаренных детей этот аспект наиболее значим в силу их специфических особенностей. Вопросами одаренности детей занимались многие зарубежные и отечественные психологи и педагоги: Дж. Гилфорд, П. Торренс, Ф. Баррон, К. Тейлор, А.М. Матюшкин, Н.С. Лейтес, Б.П. Теплов, С.Л. Рубинштейн, С.С. Степанов, Д.Б. Богоявленская, А.В. Брушлинский, Е.С. Белова и др.

4 1.1 Общая характеристика понятий «способность», «одаренность», «талант» Анализ проблемы развития способностей и одаренности во многом будет предопределяться тем содержанием, которое мы будем вкладывать в эти понятия. Значительные трудности в определении понятий способности и одаренности связаны с общепринятым, бытовым пониманием этих терминов.

Если мы обратимся к толковым словарям, то увидим, что очень часто термины «способный», «одаренный», «талантливый» употребляются как синонимы и отражают степень выраженности способностей. Но еще более важно подчеркнуть, что понятием «талантливый» подчеркиваются природные данные человека. Так, в толковом словаре В.

Даля «способный» определяется как «годный к чему-либо или склонный, ловкий, пригодный, удобный». Таким образом, понятие «способный» определяется через соотношение с успехами в деятельности. При определении понятия «талант» подчеркивается его врожденный характер. Талант определяется как дарование к чему-либо, а дарование как способность, данная богом.

Иными словами, талант это врожденные способности, данные Богом, обеспечивающие высокие успехи в деятельности. Одаренность рассматривается как состояние таланта, как степень выраженности таланта. Недаром одаренность как самостоятельное понятие отсутствует и в словаре В. Даля, и в словаре С.И. Ожегова, и в Советском энциклопедическом словаре, и в толковом словаре иностранных слов.

Из сказанного можно сделать вывод, что способности, с одной стороны, одаренность и талант, с другой, выделяются как бы по разным основаниям. Говоря о способности, подчеркивают возможность человека что-то делать, а говоря о таланте (одаренности), подчеркивается прирожденный характер данного качества (способности) человека.

Вместе с тем, и способности, и одаренность проявляются в успешности деятельности. В советской психологии, прежде всего трудами С.Л. Рубинштейна и Б.М. Теплова, была сделана попытка дать классификацию понятий «способности», «одаренность» и «талант» по единому основанию успешности деятельности.

Способности рассматриваются как индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого, от которых зависит возможность успеха деятельности, а одаренность как качественно своеобразное сочетание способностей (индивидуально-психологических особенностей), от которого также зависит возможность успеха в деятельности [2, с.322].

5 Иногда способности считают врожденными, «данными от природы». Однако научный анализ показывает, что врожденными могут быть лишь задатки, а способности являются результатом развития задатков. Задатки врожденные анатомо-физиологические особенности организма.

К ним относятся, прежде всего, особенности строения головного мозга, органов чувств и движения, свойства нервной системы, которыми организм наделен от рождения. Задатки представляют собой лишь возможности и предпосылки развития способностей, но еще не гарантируют, не предопределяют появления и развития тех или иных способностей.

Возникая на основе задатков, способности развиваются в процессе и под влиянием деятельности, которая требует от человека определенных способностей. Вне деятельности никакие способности развиваться не могут. Ни один человек, какими бы задатками он не обладал, не может стать талантливым математиком, музыкантом или художником, не занимаясь много и упорно соответствующей деятельностью.

К этому нужно добавить, что задатки многозначны. На основе одних и тех же задатков могут развиваться неодинаковые способности, в зависимости опять-таки от характера и требований деятельности, которой занимается человек, а также от условий жизни и особенно воспитания [2, с.319].

Так что же это такое «одаренность» и как она проявляется в ребенке? В настоящее время не существует четких определений одаренности. Разработка методов определения способностей и одаренности была начата в рамках психометрии, направленной на оценку индивидуальных различий и личностных особенностей.

Многое здесь основывалось на допущении, что каждый индивид обладает определенными способностями, психологическими свойствами и личностными чертами. Целью психометрии была разработка надежных инструментов для измерения степени развития тех или иных индивидуальных свойств или способностей.

Фундаментальное исследование Термена, доказавшее стабильность показателей интеллекта по шкале Станфорд-Бине, привело к тому, что интеллект стал рассматриваться как главный показатель одаренности. В течение многих лет высокий интеллект, установленный с помощью соответствующих стандартизированных тестов, служил, по сути, рабочим определением «одаренности».

В последние годы рабочим определением одаренности и талантливости стала формула, предложенная Отделом образования США. Формула эта признает, что индивид может отличаться функциональными или потенциальными возможностями в ряде областей: интеллектуальной, академической (успехи в учебе), творческой, художественной, в сфере общения (лидерство) или психомоторики. По мнению С.С. Степанова, одаренность это значительное по сравнению с возрастными нормами опережение в умственном развитии либо исключительное развитие специальных способностей (музыкальных, художественных и др.) [3, с.78].

6 С психологической точки зрения необходимо отметить, что одаренность представляет собой сложный психический объект, в котором неразрывно переплетены познавательная, эмоциональная, волевая, мотивационная, психофизиологическая и другие сферы психики человека. 1.

2 Виды одаренности Одаренность, как многогранное явление, имеет широкий спектр характеристик и основ для выделения отдельных подвидов. Так, Д.Б.

Богоявленская выделяет пять критериев классификации: форма проявления, степень сформированности, широта проявлений, особенности возрастного развития, вид деятельности; каждый из которых выделяет тот или иной вид одаренности в соответствующем ракурсе. Все они тесно взаимосвязаны и переплетаются между собой [5, с.16].

Согласно определению одаренности, предложенной Отделом образования США, индивиды могут отличаться актуальными или потенциальными возможностями в интеллектуальной, академической, творческой, художественной сферах, в области общения (лидерства) и в области психомоторики.

Одни авторы пытаются рассматривать конкретные виды деятельности, в которых проявляются незаурядные способности ребенка (математика, музыка, живопись). В соответствие с этим дифференцируют математическую, музыкальную и др. виды одаренности.

Другие исследователи анализируют способности более общего плана, не связанные столь тесно с различными формами профессиональной деятельности. Н.С. Лейтес, С.С.

Степанов и некоторые другие авторы к видам одаренности относят следующие: Художественная одаренность Этот вид одаренности поддерживается и развивается в специальных школах, кружках, студиях. Он подразумевает высокие достижения в области художественного творчества и исполнительского мастерства в музыке, живописи, скульптуре, актерские способности.

Одна из серьезных проблем состоит в том, чтобы в общеобразовательной школе признавались и уважались эти способности. Эти дети уделяют много времени, энергии упражнениям, достижению мастерства в своей области [7, с.92]. Общая интеллектуальная и академическая одаренность Главным является то, что дети с одаренностью этого вида быстро овладевают основополагающими понятиями, легко запоминают и сохраняют информацию. Высоко развитые способности переработки информации позволяют им преуспевать во многих областях знаний. Несколько иной характер имеет академическая одаренность, которая проявляется в успешности обучения отдельным учебным предметам и является более частой и избирательной [3, с.93].

7 Эти дети могут показать высокие результаты по легкости и быстроте продвижения в математике или иностранном языке, физике или биологии и иногда иметь неважную успеваемость по другим предметам, которые воспринимаются ими не так легко. Выраженная избирательность устремлений в относительно узкой области создает свои проблемы в школе и в семье.

Родители и учителя иногда недовольны тем, что ребенок не учится одинаково хорошо по всем предметам, отказываются признавать его одаренность и не пробуют найти возможности для поддержки и развития специального дарования. Творческая одаренность Прежде всего, продолжаются споры о самой необходимости выделения этого вида одаренности. Суть разногласий состоит в следующем.

Одни специалисты полагают, что творчество, креативность является неотъемлемым элементом всех видов одаренности, которые не могут быть представлены отдельно от творческого компонента. Так, А.М. Матюшкин настаивает на том, что есть лишь один вид одаренности творческая: если нет творчества, бессмысленно говорить об одаренности.

Другие исследователи отстаивают правомерность существования творческой одаренности как отдельного, самостоятельного вида. Одна из точек зрения такова, что одаренность порождается или способностью продуцировать, выдвигать новые идеи, изобретать или же способностью блестяще исполнять, использовать то, что уже создано [6, с.42].

Социальная одаренность Определение социальной одаренности гласит, что это исключительная способность устанавливать зрелые, конструктивные взаимоотношения с другими людьми. Выделяют такие структурные элементы социальной одаренности как социальная перцепция, просоциальное поведение, нравственные суждения, организаторские умения и т.д. [3, с.93].

Перечисленные виды одаренности проявляются по-разному и встречают специфические барьеры на пути своего развития в зависимости от индивидуальных особенностей и своеобразия окружения ребенка.

8 1.3 Социальная одаренность Характеризуя лидерскую одаренность, используют также понятия «социальная одаренность», «социальный интеллект», «организаторские способности». Попытки определить, выделить компоненты и измерить социальный интеллект имеют почти столетнюю историю. Прообраз социальных способностей можно обнаружить в шкале Бине-Симона 1905 г.

Понятие социального интеллекта является новым для современной психологии. Сам термин «социальный интеллект», предложенный Э.Торндайком в 1920 году, обрел подлинную реальность для психологической науки, так как перешел в разряд измеряемых конструктов. Одна из первых попыток измерения социального интеллекта принадлежит Т.Ханту (1928г.

), который разработал тест для «выявления способности иметь дело с людьми».

Тест состоял из шести шкал: «Суждения в социальных ситуациях», «Память на имена и лица», «Опознание внутреннего состояния по выражению лица», «Наблюдение за поведением человека» (направленное на понимание мотивов поведения), «Социальная информация», «Узнавание внутреннего состояния, обозначаемого словами». По данным Т.

Ханта, социальный интеллект развивается до лет и является хорошим предсказателем успехов в обучении. Одно из определений социальной одаренности гласит, что это исключительная способность устанавливать зрелые, конструктивные взаимоотношения с вторыми людьми. Такое, целостное, по сути, определение просуществовало недолго, так как очевиден комплексный характер этой способности.

Выделяют такие структурные элементы социальной одаренности как социальная перцепция, просоциальное поведение, нравственные суждения, организаторские умения и т.д. Социальная одаренность выступает как предпосылка высокой успешности в нескольких областях.

Она предполагает наличие способности понимать, любит, сопереживать, ладит с вторыми, что позволяет быть хорошим педагогом, психологом, психотерапевтом, социальным работником. Таким образом, понятие социальной одаренности охватывает широкую область проявлений, связанных с легкостью установления и высоким качеством межличностных отношении. Эти особенности позволяют быть лидером, то есть проявят лидерскую одаренность. Социальная одаренность отлична от интеллектуальной, хотя исследования показали, что она требует умственного развития выше среднего.

9 Социальная одаренность выступает как предпосылка высокой успешности в нескольких областях, это понятие охватывает широкую область проявлений, связанных с легкостью установления и высоким качеством межличностных отношений. Социальная одаренность отлична от интеллектуальной, хотя исследования показали, что она требует умственного развития выше среднего.

Некоторыми психологами выделяются характерные черты, присущие людям, одаренным в социальном отношении (например, их занятость в различных общественных мероприятиях, восприятие их как арбитров или как «определителей политики» в группе, они относятся к сверстникам и к старшим как к равным, сопротивляясь неискренним, искусственным или покровительственным отношениям и т.п.).

Этих людей можно опознать по чрезвычайной эффективности их социального поведения. Исследователи рассматривают лидерскую одаренность как одно из проявлений социальной одаренности. Так, анализируя понятие «социальная одаренность», К.Эбромс выделяет следующие основные аспекты: социальное познание; просоциальное поведение; моральные суждения; лидерство.

Существует множество определений лидерской одаренности, в которых можно, тем не менее, выделить общие черты: интеллект выше среднего; умение принимать решение; способность иметь дело с абстрактными понятиями, с планированием будущего, с временными ограничениями; ощущение цели, направления движения; гибкость, приспосабливаемость; чувство ответственности; уверенность в себе и знание себя; настойчивость; энтузиазм; инициативен в общении со сверстниками; улавливает причины поступков других людей, мотивы их поведения. Хорошо понимает недосказанное; часто руководит играми и занятиями других детей; склонен принимать на себя ответственность, выходящую за рамки, характерные для его возраста; другие дети предпочитают выбирать его в качестве партнера по играм и занятиям; обладает даром убеждения, способен внушать свои идеи другим; умение ясно выражать мысли [6, с.101].

10 Почти всеми исследователями отмечается то, что определенный набор умений лидера делает возможным для группы достичь поставленных перед ней целей при взаимном удовлетворении друг другом и с чувством личной самореализации. По определению, лидерские умения являются в основном межличностными и включают гибкость, открытость, организационные умения.

Лидерство требует наличия таких личностных черт, как самоуважение, высокие нравственные качества, зрелое эмоциональное развитие. Богатый материал по проблеме лидерства накоплен в социальной психологии. Существует три подхода, объясняющих природу лидерства. «Теория черт» (лидеры обладают определенным набором общих для всех личных качеств, предаваемых по наследственности).

Ситуационная теория лидерства (решающую роль играют дополнительные ситуационные факторы, которые включают в себя потребности и личные качества окружающих, характер задания, требования и воздействия среды, а также имеющуюся у человека информацию) и подход, объясняющий зависимость проявления лидерских качеств от структуры выполняемой деятельности.

Существует много вариантов лидерской одаренности: эмоциональные лидеры («жилетка» для каждого), с ними советуются, их любят, их мнение является во многих случаях решающим. лидеры действия они умеют принимать решения, которые важны для многих людей, определяют цели и направление движения, ведут за собой.

Исследователями отмечается, что проявления и черты лидерства можно заметить уже у дошкольников и младших школьников. Таким образом, социальная одаренность выступает как предпосылка высокой успешности в нескольких областях. Она предполагает способности понимать, любить, сопереживать, ладить с другими, что позволяет быть хорошим педагогом, психологом, социальным работником.

Можно сказать, что понятие социальной одаренности охватывает широкую область проявлений, связанных с легкостью установлений и высоким качеством межличностных отношений и есть проявление лидерской одаренности.

11 1.4 Проблемы одаренных детей Лета Холлингуорт внесла большой вклад в понимание проблем адаптации, стоящих перед одаренными детьми. 1. Неприязнь к школе. Такое отношение часто появляется оттого, что учебная программа скучна и неинтересна для одаренных детей.

Нарушения в поведении могут появляться потому, что учебный план не соответствует их способностям. 2. Игровые интересы. Одаренным детям нравятся сложные игры и неинтересны те, которыми увлекаются их сверстники. Вследствие этого одаренный ребенок оказывается в изоляции, уходит в себя. 3. Конформность.

Одаренные дети, отвергая стандартные требования, не склонны к конформизму, особенно если эти стандарты идут вразрез с их интересами. 4. Погружение в философские проблемы. Для одаренных детей характерно задумываться над такими явлениями, как смерть, загробная жизнь, религиозные верования и философские проблемы. 5.

Несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием. Одаренные дети часто предпочитают общаться с детьми старшего возраста. Из-за этого им порой трудно становиться лидерами. 6. Стремление к совершенству. Для одаренных детей характерна внутренняя потребность совершенства.

Отсюда ощущение неудовлетворенности, собственной неадекватности и низкая самооценка. 7. Потребность во внимании взрослых. В силу стремления к познанию одаренные дети нередко монополизируют внимание учителей, родителей и других взрослых. Это вызывает трения в отношениях с другими детьми.

Нередко одаренные дети нетерпимо относятся к детям, стоящим ниже их в интеллектуальном развитии. Они могут отталкивать окружающих замечаниями, выражающими презрение или нетерпение. Уязвимость одаренных детей:

12 Стремление к совершенству. Одаренные дети не успокоятся, пока не достигнут высшего уровня. Стремление к совершенству, проявляется рано. Ощущение неуязвимости. Критически относятся к собственным достижениям, часто не удовлетворены, отсюда низкая самооценка. Нереалистические цели.

Не имея возможности достигнуть их, они начинают переживать. Стремление к совершенству и есть та сила, которая приводит к высоким результатам. Сверхчувствительность. Одаренный ребенок более уязвим. Считается гиперактивным и отвлекающимся, т.к. постоянно реагирует на разного рода раздражители и стимулы.

Потребность во внимании взрослых. Не редко монополизирует внимание взрослых. Это вызывает трения в отношениях с другими детьми, которых раздражает жажда такого внимания. Нетерпимость. Часто с нетерпимостью относятся к детям, стоящих ниже их в интеллектуальном развитии.

Они могут оттолкнуть окружающих выражением презрения или замечаниями.

13 Заключение Одаренность это значительное по сравнению с возрастными нормами опережение в умственном развитии либо исключительное развитие специальных способностей (музыкальных, художественных и др.) Одаренность, как многогранное явление, имеет широкий спектр характеристик и основ для выделения отдельных подвидов.

Индивиды могут отличаться актуальными или потенциальными возможностями в интеллектуальной, академической, творческой, художественной сферах, в области общения (лидерства) и в области психомоторики.

Перечисленные виды одаренности проявляются по-разному и встречают специфические барьеры на пути своего развития в зависимости от индивидуальных особенностей и своеобразия окружения ребенка.

С психологической точки зрения, одаренность представляет собой сложный психический объект, в котором неразрывно переплетены познавательная, эмоциональная, волевая, мотивационная, психофизиологическая и другие сферы психики человека. Феномен социальной одаренности был предложен Э. Торндайком в 1920 году.

Социальная одаренность определяется как исключительная способность устанавливать зрелые, конструктивные взаимоотношения с другими людьми. Мы выделили структурные элементы социальной одаренности, такие как: социальная перцепция, просоциальное поведение, нравственные суждения, организаторские умения.

Социальную одаренность рассматривают как синоним лидерской одаренности, исследователями отмечается то, что определенный набор умений лидера делает возможным для группы достичь поставленных перед ней целей. Лидеры обладают такими чертами как: гибкость, открытость, организационные умения, самоуважение, высокие нравственные качества, зрелое эмоциональное развитие и др. Черты лидерства можно заметить уже у дошкольников и младших школьников.

14 Данная способность предполагает умение понимать, любить, сопереживать, ладить с другими, что позволяет быть хорошим педагогом, психологом, социальным работником. Список использованных источников 1.

Указ Президента Республики Беларусь от 12 января 1996г Система работы образовательного учреждения с одаренными детьми / авт.-сост. Н.И. Панютина [и др.] Волгоград: Учитель, с. 3. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. СПб: Питер, с. 4. Степанов, С.С.

Психологический словарь для родителей/ С.С.Степанов. М.: Академия, с. 5. Богоявленская, Д.Б. Рабочая концепция одаренности/ Д.Б.Богоявленская, А.В. Брушлинский и др.; под общ. ред. В.Д. Шадрикова. М.: Академия, с. 6. Матюшкин, А.М. Загадки одаренности/а.м.

Матюшкин // Вопросы психологии С Психология одаренности детей и подростков/под ред. Н.С. Лейтеса. М.: ВЛАДОС, с.

Источник: https://docplayer.ru/39972107-Socialnaya-odarennost.html

I. умственная одаренность: ее психологические проявления 7 Глава дети, опережающие свой возраст 7

37. Психология социальной одаренности.: Социальная одаренность Наконец, о лидерской одаренности (используются

Социальная одаренность

Наконец, о лидерской одаренности(используются также понятия «социальнаяодаренность», «социальный интеллект»,«организаторские способности»).

Попытки определить, выделить компонентыи измерить социальный интеллект имеютпочти столетнюю историю. Прообразсоциальных способностей можно обнаружитьв шкале Бпне—Симона 1905 г. З.Фрейдиспользовал специальный термин длялюдей, которые отличались точностью ви окружающих.

Одна из первых попыток измерениясоциального интеллекта принадлежитТ.Ханту (1928 г.), который разработал тестдля «выявления способности иметь делос людьми».

Тест состоял из шести шкал: «Сужденияо социальных ситуациях», «Память наимена и лица», «Опознание внутреннегосостояния по выражению лица», «Наблюдениеза поведением человека» (направленноена понимание мотивов поведения),«Социальная информация», «Узнаваниевнутреннего состояния, обозначаемогословами».

По данным Т.Ханта, социальный интеллектразвивается до 17—18 лет и являетсяхорошим предсказателем успехов вобучении.

Одно из определений социальной одаренностигласит, что это исключительная способностьустанавливать зрелые, конструктивныевзаимоотношения с другими людьми.

Такое,целостное по сути, определениепросуществовало недолго, так как очевиденкомплексный характер этой способности.

Выделяют такие структурные элементысоциальной одаренности как социальнаяперцепция, просоциальное поведение,нравственные суждения, организаторскиеумения и т.д.

Социальная одаренность выступает какпредпосылка высокой успешности внескольких областях. Она предполагаетналичие способности понимать, .

побить,сопереживать, ладить с другими, чтопозволяет быть хорошим педагогом,психологом, психотерапевтом, социальнымработником.

Таким образом, понятиесоциальной одаренности охватываетширокую область проявлений, связанныхс легкостью установления и высокимкачеством межличностных отношений. Этиособенности позволяют быть лидером, тоесть проявлять лидерскую одаренность.

Социальная одаренность отлична отинтеллектуальной, хотя исследованияпоказали, что она требует умственногоразвития выше среднего.

Социально одаренные личности

Характерные черты, присущие людям,одаренным в социальном отношении:

–  они обычно обладают физическойпривлекательностью и аккуратностью вовнешнем облике;

–   их явно принимает подавляющеебольшинство людей, которых они знают;это одинаково относится как к сверстникам,так и к более старшим людям;

–   они обычно заняты в различныхобщественных мероприятиях и вносят вних положительный вклад;

–   их воспринимают как арбитровили как «определителей политики» вгруппе;

–   они относятся к сверстникам ик старшим как к равным, сопротивляясьнеискренним, искусственным илипокровительственным отношениям;

–   их поведение носит открытыйхарактер — они не стараются показыватьлишь «фасад»;

–   они не боятся выражать своичувства, но делают это к месту;

–   они поддерживают длительныевзаимоотношения с людьми и не меняютрезко свои дружеские симпатии; онистимулируют продуктивное поведениедругих; они энергичны и как бы воплощаютнеобычную способность справляться слюбыми социальными ситуациями, причемделают это с тактом, юмором, проникновениемв суть дела.

Иначе говоря, это как бы особый стильжизни. Этих людей можно опознать почрезвычайной эффективности их социальногоповедения.

Характеристики лидера

Лидерскую одаренность можно рассматриватькак одно из проявлений социальнойодаренности, более связанное с активнымвзаимодействием с другими людьми.Существует множество определенийлидерской одаренности, в которых можно,тем не менее, выделить общие черты.

Главным является то, что определенныйнабор умений лидера делает возможнымдля группы достичь поставленных передней целен при взаимном удовлетворениидруг другом и с чувством личнойсамореализации. По определению, лидерскиеумения являются в основном межличностнымии включают гибкость, открытость,организационные умения.

Лидерствотребует наличия таких личностных черткак самоуважение, высокие нравственныекачества, зрелое эмоциональное развитие.

Следующие характеристики обычно присущиуспешным лидерам:

–   интеллект выше среднего;

–  умение принимать решения;

– способность иметь дело с абстрактнымипонятиями, с планированием будущего, свременными ограничениями;

–   ощущение цели, направлениядвижения;

–   гибкость, приспосабливамость;

–  чувство ответственности;

– уверенность в себе и знание себя;

–  настойчивость;

–   терпимость и терпение в работес людьми;

–  энтузиазм;

– умение ясно выражать мысли в устнойи/или письменной форме.

Приведенный перечень характеристикуточняет специфику лидерской одаренностипо сравнению с социальной и помогаеткак в ее выявлении, так и в развитии.

В социальной психологии, в теорияхлидерства накоплен богатый материалпо развитию лидерской одаренности.

Развитие лидерской одаренности

Проявления и черты лидерства можнозаметить уже у дошкольников. Наблюденияпоказали, что родители детей, проявляющихсклонность к лидерству, строят своивзаимоотношения с ними особым образом.

Родители много общаются с детьми, приэтом используя разные средства общения— мимику, жесты, речь; они так наклоняютсяк ребенку, что беседуют с ним как бы наодном уровне. Они спрашивают у детей,что те хотят делать; выслушивают то, чтодети им говорят; обращают внимание наих любые спонтанны действия.

Они неугрожают своим детям и не бываютагрессивны по отношению к ним, в то жевремя не склонны к сверхопеке. Их такжеотличает последовательная стабильностьповедения. Выявление и развитие лидерскойодаренности имеет огромное значениедля жизни общества во всех аспектах.

Вполитике и промышленности, науке иобразовании — везде нужны люди, которыемогут вести за собой других, организовыватьих взаимодействие, отношение к другдругу и к дату, к способам его выполнения.Эти способности следует подмечать вучащихся и создавать возможности дляих развития.

Этот наиболее «поздний» (в плане признанияего специалистами) вид одаренности ужепривлек внимание практиков, которыеразработали ряд эффективных тренинговдля его развития. В 70-е годы в научнойшкале Л.И.Уманского был накоплен ценныйопыт развития организаторскихспособностей, который может послужитьосновой для соответствующих учебныхкурсов.

Богатый материал, тесно связанный спроблематикой социальной одаренности,накоплен в русле исследованийпедагогических способностей и трудаучителя (структура педагогическихспособностей, выявленная в этихисследованиях, подобна структуресоциальной одаренности).

Еще один вид одаренности

Роберт Стернберг, психолог из Йельскогоуниверситета, обсуждает «практическуюодаренность», которая столь редкопризнается школой, что не рассматриваетсякак одаренность вообще. Будущий менеджерили предприниматель может иметь в шкалерепутацию весьма среднего ученика безкаких-либо замечательных особенностей.

Люди, которые с успехом применяютинтеллект к окружающей действительности,не обязательно отличаются в работе сабстрактными понятиями, и академическиетребования не всегда способствуютпроявлению их таланта. Ключевойособенностью практической одаренностиР.

Стернберг называет знание своих слабыхи сильных сторон и способность использоватьэто знание. Например, для компенсациислабых сторон человек вырабатываетсвоп способы, включая привлечение другихлюдей для выполнения того, что он неможет делать хорошо.

Очевидно, что этотвид одаренности имеет общие компонентыс социальной (лидерской) одаренностью,возможно, включает ее в себя.

Следует подчеркнуть, что в отечественнойпсихологии проблема практическогомышления, практического интеллектабыла поставлена еще в работахС.Л.Рубинштейна и Б.М.Теплова. Вупоминавшейся уже работе «Ум полководца»Б.М.Теплой выделил свойства практическогомышления, особенности условии практическойдеятельности, предъявляющей жесткиетребования к выдающимся личностям.

Что дает дифференциация

Выделение многих видов одаренностислужит важной цели — привлечь вниманиек более широкому спектру способностей,которые должны получить признание ивозможности для развития.

Разумеется, различия между видамиодаренности не могут рассматриватьсябез учета мотивации, сложившейсясамооценки, других индивидуальныхособенностей, от которых зависитреализация способностей.

Другая проблема заключается в том, чтоесли два выделенных вида одаренности(академическая и художественно-исполнительская)прямо соотносятся с областями человеческойдеятельности, то остальные виды невозможно«привязать» к ним однозначно. Так.

творческое мышление может проявлятьсяв самых разных областях — в техническомизобретательстве, в научных исследованиях,в педагогической работе и т.д.

Подобнымже образом общая интеллектуальнаяодаренность и лидерство возможны влюбой сфере — от политики до хореографии.

Определенные таким образом видыодаренности могут восприниматься каксовершенно независимые, тогда как вдействительности они переплетаются.Так, общая интеллектуальная одаренность,как правило, входит составной частью ив лидерские способности, и в творческие.

Такого рода проблемы подтолкнули кпоиску других определений одаренностии иных методов ее диагностики. Примероминого подхода служит концепция трехколец Дж. Рензуллн, о чем шла речь выше.

Перечисленные виды одаренностипроявляются по-разному и встречаютспецифические барьеры на пути своегоразвития в зависимости от индивидуальныхособенностей и своеобразия окруженияребенка.

§ 3. Особыекатегории одаренных детей

Общая проблема

Обычное представление о том, что такоеодаренный ребенок, носит обобщенныйхарактер и довольно часто не содержитиндивидуальных характеристик, не говоря уже о том, чтобы учесть целый диапазон,казалось бы, взаимоисключающих качеств.

Такое представление, конечно же,недостаточно, так как не заставляетпристально всматриваться буквально вкаждого ученика.

Каждый учитель можетприпомнить случай из своей педагогическойпрактики, когда из-за сонливого носа,немытых ушей и неряшливой одеждыкого-либо из учащихся не сразу заметилего сообразительность, легкость вусвоении материала, необычность еговидения.

Еще труднее преодолеть барьерпривычного восприятия, когда ребенок,например, никак не научится хорошочитать или считать, имеет какой-либофизический недостаток. Именно такиедети, выявление и развитие способностейкоторых сопряжено с дополнительнымитрудностями, относятся к особым категориямодаренных.

Сюда включают детей с исключительновысоким умственным развитием,«недостнженцев» (так называют учащихсяс высоким уровнем умственного развития,но с низкой успеваемостью), детей сфизическими недостатками (слепые,глухие), с поведенческими трудностями(повышенная агрессивность, эмоциональнаянестабильность), с трудностями в обучении(например, с дислексией — затруднениямив овладении чтением), детей из семей снизким социально-экономическим уровнем,из другой культурной среды, чью одаренностьне удается распознать быстро.

Большая часть детей перечисленных здеськатегорий не реализует своих потенцийпри отсутствии особо организованногообучения и коррекции. Что является общейпроблемой всех этих детей?

Низкий (СЭУ)

На передний план выступает какой-то ихнедостаток или трудность, заслоняяприсущую им одаренность.

Низкий социально-экономический уровень(СЭУ) семьи порождает трудности, в первуюочередь в выявлении одаренности.

Какправило, у детей из таких семей не оченьхорошо развита речь, она может изобиловатьнеправильностями, их кругозор можетбыть весьма ограничен в силу того, чтосемья не стремилась или не имеламатериальных возможностей обогатитьих опыт и не стимулировала их к этому.

Эти дети не имели доступа к рядураспространенных игр, развлечений и всилу этого могут производить впечатлениеотстающих в развитии. Если же низкийсоциально-экономический уровень семьисочетается с ее низкой культурой (чтовстречается довольно часто), то ребенокне имеет социально одобряемых средстввыражения для своей любознательностии активности.

Те учителя, которые сами выросли в семьяхс более высоким достатком и большимикультурными возможностями, не имеютопыта в распознании одаренности в этихслучаях, психологи не могут ее определитьстандартными методиками. Необходимыальтернативные подходы как в диагностике,так и в построении учебных программ.Они должны основываться на характеристиках,присущих этой категории одаренныхдетей:

–  живость, любознательность;

–   независимость в действиях;

–   инициатива, стремление участвоватьво всем новом;

–   использование воображения вмышлении;

–  гибкость в подходах к проблемам;

–  быстрота в обучении через практическийопыт;

–  способность использовать полученныезнания в других областях и отыскиватьотношения между идеями, которые кажутсяне связанными друг с другом;

–  разнообразные интересы;

– сочинение истории;

– чувство юмора.

В ходе обучения таких детей отличаютнекоторые особенности, проявляющиесяв познавательной сфере, в речи (скудныйсловарный запас), в чтении.

Их поведениев классе может не соответствоватьпринятому: отрицательное отношение кшколе, учителям, своим собственнымуспехам; трудности с постановкойдолговременных целей; использованиенасилия при решении проблем.

Им присущиотличия в стиле научения: они отдаютпредпочтение тактильному каналу, а неслуховому; индукции, а не дедукции;ориентированы на содержание, но не наформу. Все эти отличия создаютдополнительные трудности, которыеследует иметь в виду, когда такие детивключаются в специализированные формыобучения.

Но сравнению со своими сверстниками изблагополучных в материальном отношениисемей одаренные из семей с низкимсоциально-экономическим уровнем считаютсебя менее компетентными как вовзаимоотношениях с другими, так и вакадемической сфере. Они также считают,что получают меньше поддержки со стороныдрузей, одноклассников, родителей,учителей.

Исследования показали, что обучение,организованное так, чтобы компенсироватьнедостатки окружения, помогает этимдетям достичь высоких успехов, тогдакак в противоположной ситуации наблюдаетсянеуклонное падение уровня умственногоразвития и появление поведенческихтрудностей.

Культурные отличия

Школьное образование часто малоприспособлено к тем, в ком воспитаныдругие, чем в данной культуре, ценностии отношения.

Одаренность присуща людямвсех национальностей и культур, однакосистема ценностей, принятая в той плииной культуре, создает как некоторыепреимущества, гак и барьеры для проявленияи развития одаренности.

В одних культурахобразование является одной из важнейшихценностей, в некоторых других его рольпреуменьшена. Ориентация культуры нанеукоснительное следование традициямможет сильно препятствовать, например,проявлению творческих способностей.

С повышением уровня миграции в нашейстране проблема одаренных детей издругой культурной среды во весь роствстает перед отечественной школой.

Зачастую она сопряжена с проблемойнизкого социально-экономическогостатуса семьи.

Следовательно, необходимыисследования, направленные на разработкуальтернативных методов выявленияодаренности, наряду с построениемобучения, базирующегося на спецификеэтой категории одаренных.

Исследования показали, что обучение,организованное так, чтобы компенсироватьнедостатки окружения, помогает этимдетям достичь высоких успехов, тогдакак в противоположной ситуации наблюдаетсянеуклонное падение уровня умственногоразвития и появление поведенческихтрудностей.

Культурные отличия

Школьное образование часто малоприспособлено к тем, в ком воспитаныдругие, чем в данной культуре, ценностии отношения.

Одаренность присуща людямвсех национальностей и культур, однакосистема ценностей, принятая в той плииной культуре, создает как некоторыепреимущества, гак и барьеры для проявленияи развития одаренности.

В одних культурахобразование является одной из важнейшихценностей, в некоторых других его рольпреуменьшена. Ориентация культуры нанеукоснительное следование традициямможет сильно препятствовать, например,проявлению творческих способностей.

С повышением уровня миграции в нашейстране проблема одаренных детей издругой культурной среды во весь роствстает перед отечественной школой.

Зачастую она сопряжена с проблемойнизкого социально-экономическогостатуса семьи.

Следовательно, необходимыисследования, направленные на разработкуальтернативных методов выявленияодаренности, наряду с построениемобучения, базирующегося на спецификеэтой категории одаренных.

§ 4. Кудаисчезают одаренные девочки?

Исчезающая одаренность

Проблема «исчезающей» одаренностидевочек весьма непривычна для тех, ктовырос в атмосфере «бесполой» педагогикии деклараций о равенстве полов. Рождаетсяравное число одаренных девочек имальчиков, но с возрастом одаренностьдевочек постепенно превращается в мифили в исключение из правила.

Согласно данным Барбары Кларк (1983 г.) номеньшей мере половину всех одаренныхдетей, выявленных в началь ной школе,составляют девочки. К моменту переходав старшие классы их оказывается меньшечетверти. Во «взрослом» миреженщина-руководитель, лидер в образованииили промышленности, науке или политике— относительно редкий случай. В чем жедело?

Проблема реализации способностей женщинбыла поставлена Л. Холлингуорт, в 30-егоды начавшей исследование уровнейумственного развития девочек и мальчиков.Проведенный ею анализ данных, полученныхЛ.

Терменом, показал отсутствие значимыхразличии в интеллекте представителейразных полов. Так, по тесту Станфорд-Бинедевочки опережали мальчиков во всехвозрастах вплоть до четырнадцати лет.

Наивысшие баллы в этом исследованиипринадлежали девочкам.

Закономерным следствием стаз вопрос,чем обусловлено малое число женщинсреди выдающихся деятелей всех времени народов, если в детстве они, по крайнеймере, не уступают в интеллектуальномразвитии мальчикам.

Часть выводов, сделанных Л. Холлингуорт,стала вкладом в психологию одаренности.Во-первых, это доказательство ложностиналожения «талант всегда пробьется»:исследовательница показала огромноезначение образования в реализациивысоких способностей. Во-вторых,неправомерность отождествления большихдостижений с высоким интеллектом.

Исследования, развернувшиеся в 70-е годы,раскрыли роль социально-психологическихфакторов в нереализации одаренностиженщин.

Современное общество, все егоинституты, включая семью, среднюю ивысшую школу, пронизано полоролевымистереотипами — устоявшимися представлениямио женственности и мужественности, жесткопредписывающими, как должны себя вести,выглядеть и какие особенности проявлятьмужчины и женщины, и соответствующимиожиданиями. Вследствие этого девочкии мальчики растут в двух разных мирах.

Семья и девочки

Ожидания различны еще до рожденияребенка. В два раза чаще родители называютпредпочтительным появление мальчика,чем девочки, среди отцов эта цифра равначетырем.

Цвета и громкость звука в окружениимальчиков и девочек, материал, выбираемыйдля одежды, игрушки, виды активности,которыми разрешено заниматься, — всесильно отличается.

С самого начала девочек учат бытьпассивными, послушными, проявлять заботуо других. Ожидают, что они отдадутпредпочтение спокойным играм и занятиям,не будут склонны участвовать в рискованныхпредприятиях.

Г1о данным американских исследователей,детская комната мальчика богаче, ширепо предстааленности окружающего мира— в ней машинки, дидактические игры,конструкторы, спортивный инвентарь,животные, военные игрушки. В детскойкомнате трехлетних мальчиков в среднемв три раза больше игрушек, чем у ихсверстниц. Многие категории игрушексовсем не представлены в детских комнатахдевочек.

Оказывается, девочки об этом помнят. Ввоспоминаниях о детстве одаренныхдевочек-подростков содержатсямногочисленные упоминания о том, чтоим давали те игрушки, которые родителисчитали подходящими для них, а не те,которые они сами предпочитали.

Практика воспитания различна, начинаяс разной реакции на плач младенцев — кдевочкам подходят быстрее, успокаиваютих чаще. Позднее на прогулках материдержат девочек ближе к себе.

Таким образом, девочкам отчастинеосознанно внушают буквально с пеленок,что они зависят от других, что они самине могут справиться с ситуацией. Однакохорошо известно, что активность,самостоятельность, уверенность в себенеобходимы для развития высокого уровняинтеллекта.

Школа и девочки

В школе дети также встречаются с разнымотношением и поведением учителей. Отдевочек ждут полного послушания,постоянного прилежания. Им учителяуделяют меньше внимания, чем мальчикам;они получают менее развернутую обратнуюсвязь, оценку. Учителя гораздо режестремятся ориентировать девочек наболее высокие достижения.

Согласно данным зарубежных исследователей,различия в отношении учителей к учащимсяразных полов выражены еще ярче в случаеодаренных учащихся.

Так, учителя считают,что одаренные мальчики превосходятодаренных одноклассниц в областикритического и логического мышления,в творческом решении задач.

Учителя-мужчинывоспринимают одаренных учениц болеелрадпцпонно, чем учительницы, — болееэмоциональными, покладистыми, доверчивыми,с менее развитым воображением,любознательностью, изобретательностью.

Исследователи обнаружили, что некоторыеучителя дают еамые низкие оценки темученицам, которые проявляют способностик аналитическому мышлению, к выдвижениюсобственных оригинальных идей, оказываютсопротивление традиционным условностям.

Мальчики с подобными характеристикамиимеют у таких учителей высокий рейтинг.Отмечено, что некоторые учителя, знающиеодаренных учениц хороню, оценивают ихболее негативно, чем учителя, не работающиес ними постоянно.

Противоположнаятенденция характерна для ситуации содаренными мальчиками.

Сами учителя редко осознают особенностисвоего поведения и бывают удивлены,когда имеют возможность увидеть себясо стороны и проанализировать с помощьюспециалиста видеозапись своего урока.

Типичным является фрагмент записибеседы учительницы начальной школы сродителями одаренной девочки: «У несвеликолепные успехи но всем предметам.Она настоящая всезнайка.

Но у нее такойсамоуверенный вид! Если она останелтятакой, когда подрастет, у нее будутпроблемы с мальчиками. Мы должны изменитьее поведение».

Предубежденное отношение к одареннымученицам особенно опасно, так как девочкиочень восприимчивы к реакциям учителей.

Учебники и учебные пособия полныпроявлений полоролевых стереотипов:мальчики в них изображаются главнымидействующими лицами — смелыми,независимыми, способными на риск, адевочки — пассивными, второстепеннымиперсонажами, ожидающими помощи иподдержки.

Проведенный нами (Л,В.Попова,1995 г.) анализ ряда учебников для начальнойи средней школы показал, что в нихпреобладают в качестве главных действующихлиц мальчики и мужчины. На иллюстрацияхв 66% случаев изображены только мальчикии мужчины.

Еще больший дисбалансхарактерен для рассказов, упражненийи задач — в 81,2% присутствуют толькомальчики и мужчины.

Мальчики получаютявное преимущество в попытках «найтисебя» на страницах школьных учебников,отождествить себя с героями рассказови упражнений, в то время как девочки ненаходят для себя ролевых моделей.

В результате всех этих, на первый взгляд,малозначительных отличий одаренныедевочки уходят во взрослый мир снекоторыми весьма распространеннымичертами. Во-первых, многие из них отрицаютсвою одаренность, высокие способности,объясняя свои успехи внешними условиями.

Во-вторых, у них формируется исключительнаяспособность к социальной адаптации,хорошо маскирующая одаренность иобеспечивающая принятие их ближайшимокружением.

В-третьих, они меняют своипервоначальные профессиональныеориентации, часто со снижением социальногостатуса профессии.

В многочисленных исследованиях быливыявлены стойкие отличия между иоламив познавательной и личностной сферах.Так, мальчики уже в восемь-девять летзначительно лучше ориентируются впространственно-зрительных отношениях;девочки имеют более высокие показателивербального интеллекта. Девочки большеориентированы на взаимоотношения,экспрессивную сторону поведения.

Важно подчеркнуть, что обнаруженныеотличия не следует объяснять с точкизрения превосходства — неполноценности,лучше — хуже. Просто они разные.

Цельобразования в гуманистическом обществе— помочь эффективной реализациичеловеческих возможностей.

Нет нуждыделать женщин более похожими на мужчин;надо помочь и девочкам, и мальчикамстать компетентными и продуктивнымивзрослыми, получающими удовлетворениеот семьи и от работы.

Источник: https://gigabaza.ru/doc/72957-p9.html

Medic-studio
Добавить комментарий