38.Понятие социальной перцепции. Структура перцептивного процесса,

Понятие социальной перцепции. Структура перцептивного процесса, его этапы

38.Понятие социальной перцепции. Структура перцептивного процесса,

Термин «социальная перцепция» впервые был введен Дж.Брунером в 1947 г. в ходе разработки так называемого нового взгляда на восприятие. В начале под социальной перцепцией понималась социальная детерминация перцептивных процессов.

Позже исследователи, в частности в социальной психологии, придали понятию несколько иной смысл: социальной перцепцией стали называть процесс восприятия так называемых социальных объектов, под которыми подразумевались другие люди, социальные группы, большие социальные общности.

Именно в этом употреблении термин закрепился в социально- психологической литературе.

Понятие «социальная перцепция» включает все то, что в общепсихологическом подходе принято обозначать различными терминами и изучать отдельно, пытаясь затем из кусочков слепить целостную картину психического мира человека:

– собственный процесс восприятия наблюдаемого поведения;

– интерпретацию воспринимаемых в терминах причин поведения и ожидаемых последствий;

– эмоциональную оценку;

– построение стратегии собственного поведения.

В структуре социальной перцепции выделяются наблюдатель, наблюдаемый и социальная ситуация общения; каждый из структурных компонентов влияет на успешность социально-перцептивного процесса

Этапы отражения внешнего облика: конкретно-чувственный (восприятие) и абстрактно-логический (интерпретация).

Выявлены некоторые возрастные особенности развития социально перцептивных процессов.

Так, у детей сначала формируется способность к распознаванию экспрессии наблюдаемого лица по мимике, затем — по жестам, а умение интерпретировать чувства через особенности построения отношений формируется лишь в подростковом возрасте.

Для дошкольников важную роль в процессах восприятия играет «оформление» облика. Так, любой человек в белом халате вызывает у ребенка, пережившего неприятные ощущения на приеме у врача, один и тот же тип поведения.

Механизмы социальной перцепции.

Механизмы социальной перцепции- способы, посредством которых люди интерпретируют, понимают и оценивают другого человека.

«Идентификация», является процессом интуитивного отождествления, сравнения субъектом самого себя с другим человеком (группой людей), в процессе межличностной перцепции. Термин “идентификация” является способом распознания объекта восприятия, в процессе уподобление ему.

«Эмпатия», представляет собой способ понимания другого человека, основанный не на реальном восприятии проблем другого человека, а на стремлении эмоциональной поддержки объекта восприятия.

«Аттракция», рассматривается как особая форма восприятия одного человека другим, основанная на устойчивом положительном отношении к человеку.

Симпатия это устойчивое, положительное, эмоциональное отношение человека к другим людям или к группам людей, проявляющееся в доброжелательности, приветливости, оказанию внимания, восхищении.

«Каузальная атрибуция», способность субъекта воспринимать и давать оценку действиям других людей, исходя из анализа восприятия причин и мотивов поведения других людей.

Понятие социальной установки в отечественной и зарубежной социальной психологии. Структура и функции социальных установок.

Д.Н.Узнадзе посвятил много времени изучению установок

Под установкой понимается единое динамическое состояние личности, ее готовность к определенным действиям, которая обусловлена некими потребностями субъекта и определенной соответствующей ситуацией.

В.Н. Мяснищев разрабатывал концепцию отношений.

Отношение представляет собой систему временных связей индивида как личности-субъекта с действительностью и ее отдельными составляющими, помогает определить направление возможного поведения личности.

По Л.И. Божович направленность зависит от внутренней позиции личности относительно его социального окружения и определенных объектов социальной среды.

А.Н. Леонтьев связывает понятие личностного смысла с понятием направленности: личностный смысл задает направление поведения настолько, насколько личностный смысл предмета деятельности приоритетен для конкретного человека. Считается, что изучение социальных установок началось благодаря западной соцпсихологии и социологии. Вместо понятия «социальная установка» использовался термин «аттитюд».

Аттитюдам присущи следующие функции: • функция защиты: благодаря аттитюду разрешаются внутренние конфликты личности; • приспособительная: направление субъекта к объектам, служащим для достижения его целей, зависит от аттитюда; • функция знания — поведения индивида по отношению к определенному объекту; • функция выражения – благодаря аттитюду личность преодолевает внутренние конфликты. Выполнение вышеперечисленных функций возможно благодаря сложной структуре аттитюд: • поведенческий компонент – характерна последовательность поведения по отношению к объекту; • аффективный компонент – обеспечивает эмоциональную оценку объекта, проявление симпатии или антипатии по отношению к нему; • когнитивный компонент – объект осознает социальную обстановку.

Источник: https://studopedia.net/3_71579_ponyatie-sotsialnoy-pertseptsii-struktura-pertseptivnogo-protsessa-ego-etapi.html

Структура перцептивного процесса

38.Понятие социальной перцепции. Структура перцептивного процесса,

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

СТРУКТУРА ПЕРЦЕПТИВНОГО ПРОЦЕССА

В структуре социальной перцепции выделяются наблюдатель, наблюдаемыйи социальная ситуация общения; каждый из структурных компонентов влияет на успешность социально-перцептивного процесса

Каждый из структурных компонентов является «узким местом» с точки зрения адекватности процесса социальной перцепции, можно даже сказать — ее эффективности. И каждый можно проанализировать именно с этой точки зрения.

Правда, сначала необходимо определиться с понятием эффективности.

Что означает словосочетание «социальная перцепция прошла успешно»? Часто в качестве критерия предлагается использовать такой подход: если это помогло людям сработаться, вместе выполнить задачу, значит, социальная перцепция была адекватной. Но, думается, этого недостаточно.

Давайте обратимся к понятию замысла, которое в данном случае соотнесено с наблюдаемым. И это логично: занимая в акте социальной перцепции более пассивную, на первый взгляд, позицию, именно наблюдаемый является автором сообщения.

В качестве текста выступают его внешний облик и поведение, а в качестве замысла — истинное внутреннее состояние, чувства и намерения, которые должен воспринять и понять наблюдатель.

Критерием эффективности будет адекватное этому замыслу поведение наблюдателя.

Что же может помочь наблюдателю построить такое поведение? Перечислим основное.

Высокий культурный уровень, позволяющий на основе собственного или присвоенного опыта интерпретировать внешние проявления людей в их соотношении с личностными особенностями: «Знаю, что за этим может стоять».

Высокий рефлексивный уровень, позволяющий развести свои профессиональные, возрастные, этнические и другие предубеждения и установки и реальные основания поведения, демонстрируемого наблюдаемым: «Я знаю, что надо посмотреть на эту ситуацию шире, чем я обычно привык это делать».

Высокий интеллектуальный уровень, позволяющий отойти от эгоцентрической позиции в оценке действий наблюдаемого: «За внешним сходством моего и его поведения могут стоять различные причины».

Высокий уровень личностной зрелости, позволяющий развести свои собственные проблемы и процессы интерпретации поведения другого человека: «Мой партнер и мои чувства по отношению к нему — это не одно и то же».

Обширный репертуар поведенческих реакций, позволяющий реализовать адекватное данной ситуации общения поведение: «Я знаю, как вести себя именно в этой ситуации».

В социальной психологии область изучения свойств наблюдателя, влияющих на адекватность восприятия, достаточно широко проработана. (И это несмотря на то, что серьезных, систематических исследований велось и ведется очень мало и многие предположения не подтверждаются экспериментально.

) Исследованию подвергнуты различные качества наблюдателя: пол, возраст, профессия, личностные особенности, самооценка и т.д. Выявлены некоторые возрастные особенности развития социально перцептивных процессов.

Так, у детей сначала формируется способность к распознаванию экспрессии наблюдаемого лица по мимике, затем — по жестам, а умение интерпретировать чувства через особенности построения отношений формируется лишь в подростковом возрасте.

Для дошкольников важную роль в процессах восприятия играет «оформление» облика. Так, любой человек в белом халате вызывает у ребенка, пережившего неприятные ощущения на приеме у врача, один и тот же тип поведения. А.А. Бодалев в своей книге приводит данные о влиянии профессии на особенности восприятия.

Например, педагоги, воспринимая и интерпретируя другого человека, больше всего ориентируются на его речь (даже более узко — на ее грамотность), а хореографы и спортивные тренеры — на физические данные.

Существенно влияют на результат социальной перцепции психологические особенности наблюдателя. Е.

Мелибруда назвал образ «Я» и самооценку психологическим фундаментом, на котором базируются различные факторы, влияющие на взаимоотношения людей: «Я имею в виду те мысли, оценки, суждения и убеждения относительно самого себя, которые имеют отношение как бы к тем внешним, видимым проявлениям личности, о которых человек может спокойно говорить. Я подразумеваю также и оценки, которые человек выносит своим, скрытым от других, но доступным ему самому особенностям, и те ощущения, которые он до конца не осознает, но которые беспокоят и волнуют его. Нередко именно эти элементы образа «Я», от которых человек хочет избавиться, вытеснить их или вовсе забыть, становятся источником трудностей и проблем в восприятии и понимании окружающих людей».

Более подробно о влиянии психологических свойств наблюдателя на процесс социальной перцепции мы поговорим, анализируя механизмы восприятия и понимания людьми друг друга.

Наблюдаемый: важнейшие источники информации

Наблюдаемый — автор сообщения, которое предстоит воспринять, понять, интерпретировать наблюдателю, — давно является объектом пристального внимания социальных психологов.

Как происходит считывание текста? Какие характеристики внешности и наблюдения наиболее важны с точки зрения восприятия и понимания? Какие психологические особенности стоят за этими характеристиками и откуда это известно наблюдателю?

В момент восприятия наблюдаемый предстает для наблюдателя в качестве некоторой совокупности социально значимых признаков, с помощью которых в той или иной культуре традиционно транслируются психологические свойства и состояния.

Признаки, или, как их еще принято называть, «перцептивные крючки», которые для данного человека являются известным социальным шифром. Значение большинства из них расшифровали для него родители и другие близкие люди, некоторые — он сам, иные он присвоил в процессе общения с образцами своей культуры.

Эти «крючки» частично интернациональны: их трактовка практически одинакова в различных культурах и сообществах. В своей основе это те признаки, которые расшифровывают нам базовые эмоции человека: радость, страх, боль и т.д.

Остальные, а их большинство, имеют «местное значение»: рождены определенной этнической, социальной или даже профессиональной группой. Для их правильной интерпретации важно знать культуру той или иной группы, лучше — быть включенным в нее с рождения.

Какие же признаки — «крючки» наиболее важны для восприятия человека? При ответе на этот вопрос мы будем вынуждены опираться в основном на европейские и американские исследования, экстраполируя результаты на российскую среду, так как отечественных исследований в этой области очень мало.

Человеческое лицо — наиглавнейший источник информации о воспринимаемом человеке. При этом из всех параметров для нас важнейшими являются мимика и глаза.

Микродвижения мимических мышц лица способны передать широкую гамму чувств и переживаний. Наиболее важную и «честную» информацию мимика дает о состояниях человека: он весел, печален, зол, тревожен.

В плане же трансляции устойчивых черт личности ее возможности весьма ограничены.

О глазах как «зеркале души» сказано достаточно. Отметим лишь, что сами по себе глаза (с материалистической точки зрения) невыразительны. Таковыми их делают все те же микродвижения мимических окологлазных мышц. Но делают это виртуозно, и столь, же виртуозна наша способность воспринимать и интерпретировать эти движения. Вот только некоторые, культурно закрепленные интерпретации.

Прямой взгляд. Исследования показывают, что человек способен без дискомфорта воспринимать прямой взгляд партнера по общению не более трех секунд. «Право на длительный прямой взгляд» в культуре соотнесено со статусом и властью человека: чем они больше, тем дольше человек может смотреть «в лоб». Субъективно прямой взгляд воспринимается:

— как вызов;

— как предложение к сокращению личностной дистанции в общении.

Отказ от контакта глазами. Субъективно расценивается наблюдателем как наказание или способ манипуляции.

«Невидящие глаза». Субъективно воспринимаются как показатель агрессивных намерений, угроза или защитная (как правило, тоже агрессивная) реакция. Как «правильно» смотреть в глаза?

Практические советы

социальный перцепция наблюдатель общение

Считается, что в глаза смотреть не надо, лучше «прикасаться» взглядом к глазам собеседника с некоторыми перерывами. Если вы знаете, что собеседник вас изучает, разглядывает, предоставьте ему такую возможность: не пытайтесь перехватить его взгляд (субъективно это может быть воспринято как уличение).

Когда собеседник собирается с мыслями, он, как правило, не смотрит на вас и ему неприятно, если в этот момент вы разглядываете его в упор. Отведите взгляд, но будьте внимательны: как только собеседник найдет нужные слова, он обратится к вам, и ему будет проще говорить, если он сразу же найдет ваш ответный, готовый к восприятию взгляд.

Говоря о лице, как не вспомнить о физиогномике, древней науке, «умеющей» читать человека, его особенности, прошлое, настоящее и будущее по конфигурации черт лица. Одна из первых физиогномических систем появилась в Китае в III веке до н.э.

В соответствии с ней лицо делилось на три зоны: от подбородка до кончика носа, от кончика носа до бровей, от бровей до границы лба. Верхняя зона считалась выразителем умственных способностей человека, а также условий его жизни в детстве.

Средняя зона свидетельствовала о силе и подвижности духа, самоконтроле и считалась наиболее информативной в применении к людям от 35 до 55 лет. Нижняя зона говорила о способности к привязанностям, возможности успеха в жизни.

По мнению создателей, она лучше всего «читается» в пожилом возрасте. Для чтения лица было разработано более 100 карт.

До нашего времени физиогномика дошла в невероятно упрощенном, анекдотическом варианте.

Она приняла вид расхожих сентенций — предрассудков, не имеющих под собой серьезных оснований: «большой подбородок — властный характер», «узкие губы — холодность», «большой лоб — признак ума» и т.п.

Правда, беспочвенность не мешает им жить и управлять нашим восприятием. Конечно, «высоколобые» от этого не приобретают дополнительных интеллектуальных возможностей, но их восприятие людьми вполне может определяться этим признаком внешности.

Размещено на Allbest.ru

Источник: https://revolution.allbest.ru/psychology/00233076_0.html

31. Понятие социальной перцепции. Структура социальной перцепции. Этапы социальной перцепции

38.Понятие социальной перцепции. Структура перцептивного процесса,

Социальная перцепция– это образное восприятие человекомсебя, других людей и социальных явленийокружающего мира.

Социальное восприятиевключает в себя межличностное восприятие(восприятие человека человеком), котороесостоит из восприятия внешних признаковчеловека, их соотнесения с личностнымикачествами, интерпретации и прогнозированиябудущих действий.

Процесс социальнойперцепции включает две стороны:субъективную (субъект восприятия –человек, который воспринимает) иобъективную (объект восприятия –человек, которого воспринимают).

В ходевзаимодействия и общения социальнаяперцепция становится взаимной.

При этомвзаимопознание направлено в первуюочередь на понимание тех качествпартнера, которые наиболее значимы дляучастников общения в данный моментвремени.

Отличие социальноговосприятия: социальные объекты неявляются пассивными и безразличнымипо отношению к субъекту восприятия.Социальные образы всегда имеют смысловыеи оценочные характеристики. Интерпретациядругого человека или группы зависит отпредшествующего социального опытасубъекта, от поведения объекта, отсистемы ценностных ориентацийвоспринимающего и других факторов.

В качестве субъектавосприятия может выступать как отдельныйиндивид, так и группа. Если в качествесубъекта выступает индивид, то он можетвоспринимать:

1) другого индивида,принадлежащего к своей группе;

2) другого индивида,принадлежащего к чужой группе;

3) свою группу;

4) чужую группу.

Если в качествесубъекта восприятия выступает группа,то, по мнению Г. М. Андреевой, добавляется:

1) восприятие группойсвоего собственного члена;

2) восприятия группойпредставителя другой группы;

3) восприятие группойсамой себя;

4) восприятие группойв целом другой группы.

В группахиндивидуальные представления людейдруг о друге оформлены в групповыеоценки личности, которые выступают впроцессе общения в виде общественногомнения.

Структура социальнойперцепции:

наблюдатель (тот,кто воспринимает)

наблюдаемый (тот,кого воспринимают)

ситуация (контекст)процесса восприятия.

Этапы социальнойперцепции:

1. Наблюдательвоспринимает внешний облик и поведениенаблюдаемого и определенным образомоценивает их.

2. Наблюдательинтерпретирует поведение наблюдаемого,т. е. строит гипотезы об особенностяхего личности и о мотивах поведения, наоснове собственных выводов формируетсобственное эмоциональное отношениек наблюдаемому (нравится – не нравится).

3. Наблюдательпрогнозирует дальнейшее поведениенаблюдаемого.

4. Наблюдательопределяет стратегию собственногоповедения в отношении наблюдаемого.

32. Феномен каузальной атрибуции. Механизм стереотипизации. Важнейшие механизмы понимания человека человеком: идентификация, эмпатия, социальная рефлексия, аттракция

Каузальная атрибуция– процесс приписывания намерений,чувств, мыслей, качеств личности другомучеловеку в условиях дефицита информациис целью дать причинное объяснениеповедения этого человека.

С явлениемкаузальной атрибуции связана спецификавосприятия человека человеком. Стремясьобъяснить себе самому поведение другогочеловека, субъект может приписать емумотивы и интересы, которыми тот (другой)на самом деле руководствовался.

А можетистолковать поведение другого человекапревратно. В этом случае говорят обошибках атрибуции.

Процесс приписыванияосуществляется двумя путями: на основесобственного жизненного опыта и наоснове социальных стереотипов, присущихчеловеку как представителю определеннойсоциальной группы. Феномен каузальнойатрибуции ярко проявился в следующемпсихологическом эксперименте.

Двумгруппам студентов показывали фотографиюодного и того же человека. В первомслучае экспериментатор его представилкак видного ученого, во втором – какпреступника. Предлагалось дать егохарактеристику, исходя из особенностейего наружности.

Первая группа испытуемых(вариант информации “видный ученый”)сообщила, что на фотографии – умный,добрый, отзывчивый, напряженно работающий,целеустремленный человек. Вторая группа(вариант “преступник”) утверждала, чтона фотографии – жесткий, решительный,коварный, злой и беспощадный человек.

Заметим, что одна и та же деталь портретаразными группами интерпретироваласьпо-разному. Например, глаза в одномслучае были охарактеризованы какласковые и умные, в другом – как злые ибеспощадные.

В данном экспериментепроявились стереотипные представленияо преступниках и ученых, характерныедля массового сознания.

Завершая разговоро каузальной атрибуции, отметим, чтоатрибуции неизбежны, это механизмсоциальной адаптации человека кменяющемуся миру. Чтобы избежать опасныхошибок атрибуции в личностном общении,необходимо освоить механизмы пониманиядругого человека.

Стереотипизация– процесс формирования впечатления овоспринимаемом человеке на основевыработанных группой стереотипов, т.е. упрощенных устойчивых представленийо психике и поведении человека и общностилюдей.

Стереотипизацияпозволяет быстро и надежно категоризировать,упрощать социальную информацию, делатьее более понятной. Стереотипы позволяютотдельному человеку и группе создаватьи поддерживать положительный образсамих себя. В этом заключается пользастереотипов. Стереотипы оправданы вопределенной мере в межгрупповомвзаимодействии и ролевом взаимодействиисубъектов.

Но перенос стереотиповв ситуацию межличностного общенияприводит к его разрушению. Стереотипожидания является реально действующимфактором педагогического процесса. Этосвязано с тем, что он проявляется нетолько в установках и ожиданиях учителя,но весьма активно и в его поведении.

Идентификация –это уподобление себя другому, способностьпоставить себя на место другого, “влезтьв его шкуру”, посмотреть на ситуациюего глазами и понять его состояние,настроение, отношение к миру и к себе.Из сказанного очевидно, что идентификацияпредполагает временный отказ отсобственного “я”. При идентификациис другим усваиваются его нормы, ценности,поведение, вкусы и привычки.

Способность кидентификации не является врожденной.Она формируется прижизненно. Сензитивным,т. е. наиболее благоприятным, периодомявляется дошкольный возраст, а уникальнымсредством – сюжетно-ролевая игра.

Эмпатия – этоспособность эмоционально откликатьсяна проблемы и состояния другого человека,проникать в его переживания.

Механизмы эмпатиии идентификации во многом сходны: в томи другом случае присутствует умениепоставить себя на место другого, взглянутьна ситуацию его глазами. Различие жезаключается в том, что идентификацияпредполагает рациональное постижениедругого, а эмпатия – эмоциональное.Кроме того, идентификация связана свременным отказом от своего “я”, эмпатияже не предполагает этого.

Рефлексия – этоспособность посмотреть на себя глазамидругого и оценить себя (свое поведение)с точки зрения другого. Глядя на себяглазами других людей, субъект познаетне только себя, но и жизненные принципы,ценности, интересы своих партнеров пообщению, тех, кто представлен в еговнутреннем мире.

Чем шире кругобщения человека, чем больше разнообразныхпредставлений о том, как он воспринимаетсядругими, тем больше в конечном счетечеловек знает о себе и о других.

Способность ксоциальной рефлексии начинаетформироваться в старшем дошкольномвозрасте. Наиболее интенсивно этотпроцесс идет в подростковом возрасте.

Аттракция – механизмпонимания партнера по общению на основеглубокого чувства к нему. Аттракция негарантирует объективного взгляда начеловека, она дает понимание его чувств,состояний, представлений о жизни.

Источник: https://studfile.net/preview/3962484/page:22/

Лекция 07. Перцептивная сторона общения. Понятие социальной перцепции. Структура и механизмы социальной перцепции

38.Понятие социальной перцепции. Структура перцептивного процесса,

Лекция 07. Перцептивная сторона общения. Понятие социальной перцепции. Структура и механизмы социальной перцепции.

Лекция 07. Перцептивная сторона общения. Понятие социальной перцепции. Структура и механизмы социальной перцепции.

Социальная перцепция — это восприятие, понимание и оценка людьми социальных объектов, прежде всего самих себя, других людей, социальных групп. Термин ввел американский психолог Дж.

Брунер для обозначения факта социальной обусловленности восприятия, его зависимости не только от характеристик объекта, но и от прошлого опыта субъекта, его целей, намерений, от значимости ситуаций.

В настоящее время под социальной перцепцией понимают целостное восприятие субъектом как предметов материального мира, так и социальных объектов.

Социальная перцепция — это процесс восприятия так называемых «социальных объектов», под которыми подразумеваются другие люди, социальные группы, большие социальные общности.

Используется в социальной психологии и понятие межличностной перцепции, или межличностного восприятия.

Кроме того, в отечественной социально-психологической литературе в качестве синонима «восприятие другого человека» употребляется выражение «познание другого человека» (, 1982).

Перцептивная сторона общения включает в себя процесс формирования образа другого человека, что достигается «прочтением» за физическими характеристиками партнера его психологических свойств и особенностей поведения. Социальными психологами установлено, что восприятие социальных объектов качественно отличается от восприятия материального мира.

Это происходит потому, что, во-первых, социальный объект не пассивен и не безразличен по отношению к воспринимающему субъекту. Воздействуя на субъект восприятия, воспринимаемый человек стремится трансформировать представление о себе в благоприятную для своих целей сторону.

Во-вторых, внимание субъекта социальной перцепции сосредоточено прежде всего не на моментах порождения образа как результата отражения воспринимаемой реальности, а на смысловых и оценочных интерпретациях воспринимаемого объекта, в том числе причинных.

В-третьих, восприятие социальных субъектов характеризуется большей слитностью познавательных компонентов с эмоциональными (аффективными), большей зависимостью от мотивационно-смысловой структуры деятельности воспринимающего субъекта.

5 структуре любого перцептивного акта выделяются его объект и субъект, его процесс и результат, и в рамках социальной психологии актуально уточнение роли социальной перцепции в регуляции поведения и деятельности индивида с социальными объектами и уточнение характеристик субъекта и объекта восприятия.

В процессе общения должно присутствовать взаимопонимание его участников. Само взаимопонимание может быть истолковано поразному: как понимание целей, мотивов, установок партнера по взаимодействию или как принятие, разделение этих целей, мотивов, установок.

Однако в обоих случаях большое значение имеет то, как партнер по общению воспринимается другим партнером, т. е. процесс восприятия одного человека другим выступает как обязательная составная часть общения. Эта сторона общения и называется перцептивной. Восприятие человеком человека называют еще социальной перцепцией.

В полном объеме она достаточно сложна и включает в себя различные варианты восприятия как субъекта, так и объекта общения.

Когда субъектом восприятия выступает индивид, то он может воспринимать:

— другого индивида, не принадлежащего к какой-либо группе;

— другого индивида, принадлежащего к своей группе;

— другого индивида, принадлежащего к чужой группе;

— свою собственную группу;

— чужую группу.

Когда субъектом восприятия выступает группа, то она может воспринимать:

— своего собственного члена;

— свою собственную группу;

— другого индивида, принадлежащего к чужой группе;

— другого индивида, не принадлежащего к какой-либо группе;

— чужую группу.

В рамках социальной перцепции наибольший интерес представляют вопросы о том, как:

— формируются нормативы и эталоны социальной перцепции;

— выглядит структурная типология межличностного и межгруппового восприятия;

— воспринимается статус индивида в группе;

— обеспечивается точность и адекватность взаимного восприятия людьми;

— «работают» закономерности и эффекты межгруппового восприятия и др.

В социальной психологии нередко говорят не просто о социальном восприятии одного субъекта общения другим, но о познании друго. Это более широкое понимание связано с восприятием физических и поведенческих характеристик другого человека, а также взаимоотношений субъектов общения.

Представление о другом человеке тесно связано с уровнем собственного самосознания. Связь эта двоякая: многообразие представлений о самом себе определяет и многообразие представлений о другом человеке, но чем более полно раскрывается этот другой, тем более полным становится и представление о самом себе.

Общаясь, люди формируют представление о себе через представление о другом, — как правило, это происходит в условиях достаточно широкой совместной социальной деятельности.

Значит, в процесс социального восприятия включены как минимум два человека, каждый из которых — активный субъект общения.

При выработке стратегии взаимодействия им приходится, следовательно, принимать в расчет не только потребности, мотивы, установки друг друга, но и то, как эти мотивы и потребности понимаются в процессе общения противоположной стороной.

Взаимопонимание является весьма важной стороной межличностного восприятия с его основными достаточно хорошо изученными механизмами.

Идентификация — это способ понимания другого человека через осознанное или бессознательное уподобление его самому себе или самого себя ему.

Этот механизм реализуется в двух направлениях: рациональном через рассуждение и эмоциональном через способность сопереживать, сочувствовать, эмпатировать.

Результаты могут быть двоякими: собственно идентификация с другим, отождествление через одинаковое с ним поведение и деидентификация через понимание, принятие, даже сочувствие и сопереживание, но автономное по отношению к другому человеку свое поведение.

Стереотипизация — это классификация форм поведения и интерпретация их причин путем отнесения к уже известным или кажущимся известными явлениям, социальным стереотипам.

Рефлексия — это осмысление субъектом того, какими средствами, с какой целью и с каким результатом он произвел то или иное впечатление на партнера по общении?, осознание действующим индивидом того, как он воспринимается партнером по общению. Это происходит через взаимное перекрестное воспроизведение внутренних миров друг друга («я понимаю, что он понимает, что я понимаю, и он понимает, что я понимаю, что он понимает»).

Обратная связь — это получение адресантом информации о том, какое воздействие он оказал на другого человека, и корректировка на этой основе дальнейшей стратегии общения.

Источник: https://pandia.ru/text/81/516/63821.php

Medic-studio
Добавить комментарий