38.Понятие «социальный интеллект» в психологии: Социальный интеллект – способность правильно понимать поведение

Содержание
  1. Насколько у вас развитый социальный интеллект
  2. Понятие
  3. Понятие в психологии
  4. Генри Олпорт
  5. М. И. Бобнева
  6. Г. Айзенк
  7. Д. Гилфорд
  8. Г. Гарднер
  9. Общий взгляд психологов
  10. Уровни
  11. Низкий
  12. Средний
  13. Высокий
  14. Возрастные особенности
  15. Дети
  16. Подростки
  17. Юноши
  18. Зрелые
  19. Развитие
  20. Невербальное взаимодействие
  21. Уверенность в себе, общение
  22. Мышление
  23. Эмоциональная составляющая
  24. Выводы
  25. 38.Понятие «социальный интеллект» в психологии
  26. 39.Психология художественной одаренности
  27. Понятие «социальный интеллект» в психологии
  28. История понятия и методы исследования социального интеллекта. В каком году Торндайк ввел в психологию этот термин?
  29. В каком году торндайк ввел термин и какова история понятия sq?
  30. Другие определения этого понятия и подходы к его пониманию
  31. Актуальность исследования в наши дни
  32. Методы изучения и измерения
  33. Теории
  34. Влияние личностных особенностей
  35. Взаимосвязь с чувством юмора
  36. Взаимосвязь с компетентностью в отношении социума

Насколько у вас развитый социальный интеллект

38.Понятие «социальный интеллект» в психологии: Социальный интеллект – способность правильно понимать поведение

Способность понимать окружающих людей и вести себя максимально достойным образом – важные составляющие жизни, которые помогают достичь успеха и гарантируют крепкие взаимоотношения со всеми окружающими. Они зависят от уровня социального интеллекта. Поэтому о нем нужно знать все самое важное.

Понятие

Социальный интеллект (СИ) – способность различать и понимать действия всех людей.

Также понятие включает в себя навык коммуникации с окружающими, установку долгосрочных контактов с отдельными личностями, легкое нахождение общего языка со всеми людьми.

Нормальный уровень его развития позволяет человеку быстро адаптироваться в обществе, правильно взаимодействовать с людьми, достигать поставленных целей. Поэтому очень важно поддерживать его на достойном уровне всегда.

Зачастую понятие тесно связывают с эмоциональным интеллектом, позволяющим легко распознавать эмоции, намерения или мотивацию окружающих. Многие склонны объединять оба интеллекта в один. Тем не менее понятие социального типа, как правило, представляют в одном из трех вариантов:

  • Отдельный вид разума. Одна из составляющих познавательного навыка. Напрямую связана с математическим и вербальным интеллектами.
  • Навыки, знания, взгляды. Все, что было приобретено человеком при социализации в обществе.
  • Личная черта. Особенность человеческого характера, от которой зависит будущее, включая навыки общения.

Любой из трех взглядов на понятие является правильным. Они могут даже объединяться, что позволяет составить более ясную картину в понимании явления.

От уровня развития такого интеллекта зависит будущая самореализация.

Понятие в психологии

Само понятие было введено Эдвардом Ли Торндайком еще в 1920 году. Именно его определение, как правило, считают главным и включают в словарь психологических терминов. Под социальным интеллектом он понимал мудрость, проявляющуюся в отношениях между людьми. Немного позднее на явление обратили внимание другие ученые из сферы психологии.

Генри Олпорт

Американец Г. Олпорт описывал явление несколько иначе. По его мнению, оно представляет собой одно из 8-ми личностных качеств, которые требуются для понимания других людей. Главной определяющей такого интеллекта, как считал Генри, является навык быстрого суждения об окружающих.

М. И. Бобнева

Первым советским психологом, описавшим СИ, стала М. И. Бобнева. По ее мнению, связи между социальным и общим уровнем интеллекта нет. При этом даже высокоразвитые умственные способности не являются гарантией легкой и успешной адаптации в обществе, как и наличие способности полноценно общаться с людьми и вести себя достойным образом.

Г. Айзенк

Ученый Г. Айзенк пошел дальше.

Его интерпретация подразумевает, что под социальным интеллектом следует понимать навыки рассуждения, качество памяти, способность к обучению, стратегическое мышление, адаптацию к окружающему миру, легкость решения разнообразных задач.

При этом он представлял, что это понятие тесно связано с биологическим и психометрическим интеллектами. Поэтому он объединил их в одну схему, согласно которой последние два вида интеллекта являются частью социального.

Д. Гилфорд

Психолог Д. Гилфорд считал, что главной составляющей СИ является познание. При этом понятие включает в себя следующие факторы и навыки:

  • выделение вида выражения мыслей из контекста;
  • восприятие свойств объектов при получении информации;
  • прогнозирование последствий любых действий;
  • понимание связи между частичками данных и различия одинаковых значений в восприятии (касается также взаимодействия людей) и причин определенного поведения людей.

Но главным стало не то, как представлял себе ученый это понятие. Гораздо важнее разработанная им модель в виде куба, которая показывает структуру интеллекта человека.

Г. Гарднер

Психолог Г. Гарднер выделил два дополнительных вида интеллекта, которые оказывают прямое влияние на социальный. Внутриличностный, под которым он подразумевал навык обращения к собственным психологическим процессам, понимание своих мыслей, действий, оценка возможностей, мотивации и чувств. Межличностный, отвечающий за способность понимания чувств, мыслей, желаний окружающих людей.

Общий взгляд психологов

Если обобщать взгляд большинства известных психологов, то под социальным интеллектом можно смело подразумевать именно навыки понимания людей и общения с ними. Многие другие ученые придерживаются того же мнения, что описанные выше.

Уровни

Сразу после того, как научное сообщество смогло дать описание социальному интеллекту, оно решило заняться разработкой шкалы его деления по уровням. Для этого Д. Гилфородом был создан психологический специальный тест.

Он проверял скорость и оригинальность решения задач разной сложности. Это позволило дать точный ответ, насколько подкован испытуемый в социальной сфере.

По результатам удалось выделить три уровня, каждый из которых описывает развитие разного социального интеллекта.

В России распространение получила методика на базе теста Гилфорда, созданная Е. С. Михайловой.

Низкий

Люди, обладающие низким уровнем социального интеллекта, постоянно испытывают различные трудности. Как правило, они вызваны поведением человека, причем сам он того не понимает.

Такие люди имеют девиантный характер поведения и всегда руководствуются инстинктами, а большинство их действий вызвано порывами. У них не получается сойтись с другими людьми, т.к.

даже при хорошем развитии отношений любого плана в определенный момент проявляются их особенности, что полностью исключает продолжение общения с человеком и приводит к недопониманию или ссорам.

Самостоятельно решать такие проблемы у них не получается, из-за чего часто люди вынуждены прибегать к помощи близких.

Средний

Те, кто облает средним уровнем СИ, действуют шаблонным образом. В повседневных делах они практически всегда достигают поставленных целей. Общение с людьми не вызывает трудностей. Однако с непривычными или сложными задачами справиться такому человеку трудно, из-за чего он может просто отказаться от той или иной затеи и продолжить жить по привычному ему шаблону.

Высокий

Интеллектуальный в социальном плане человек легко справляется с самыми трудными задачами. Они практически всегда выходят из неразрешимых ситуаций победителями. Им очень легко заводить знакомства, общаться с людьми и манипулировать ими, меняя их мысли, взгляды, желания. Такие люди – лидеры.

Возрастные особенности

Одним из важнейших факторов, который влияет на особенности социального интеллекта, является возрастной период. Ребенок требует одного подхода, а юноша – совсем другого. Очень важно учитывать онтогенез и давать человеку возможность получать развитие интеллекта естественным путем.

Развитие СИ продолжается всю жизнь.

Дети

Дошкольный или младший школьный возраст требуют регулярного участия в сюжетно-ролевых играх. Это позволит стимулировать рост уровня социального интеллекта. Не менее важно в этот период позволять ребенку проводить время со сверстниками. Если у него будет хотя бы несколько друзей, это полностью исключит социальную отсталость в будущем.

Большое значение имеет и то, какой педагог занимается с ребенком в детсаде или школе. В первом случае необходимо, чтобы он стимулировал детей играть в те игры, которые требуют активного общения.

Во втором же важно, чтобы он не ограничивал поведение детей на переменах и позволял бегать, общаться и максимально взаимодействовать друг с другом. Его компетентность – важнейший фактор развития ребенка. При неправильном подходе к воспитанию развитие СИ может быть очень низким.

Проблемы в таком возрасте – главная причина асоциального поведения во взрослой жизни.

Подростки

Подростковый – самый тяжелый из возрастов. Родителям трудно справляться с детьми, начавшими взрослеть. Важно все не испортить, т.к. в этот период формируются склонность к общению, самосознание, понимание окружающих людей.

Чтобы все прошло максимально благополучно, родители обязаны понять, что подросток должен самостоятельно решать, как и с кем общаться. Нарушение его личного пространства или желаний может привести к падению социального интеллекта.

Если регулярно так поступать, то он будет невысоким.

Юноши

В юношеский период происходит формирование способности предвосхищения результатов своих действий и навыка предугадывания чужого поведения в различных ситуациях. В таком возрасте большое значение имеют гендерные различия между людьми.

У юношей намного быстрее появляются навыки словесного общения, а у девушек развиваются чувствительность к взаимоотношениям с хорошим восприятием невербального общения, отчего вторые намного легче оценивают тон и окрас слов собеседника.

Вызывать проблемы с коммуникацией в таком возрасте может неправильное воспитание в детстве, когда преподаватель ребенка излишне ограничивал его и лишал возможности улучшать интеллект как умственный, так и социальный.

Неправильное влияние на детей старшего возраста редко приводит к серьезным отклонениям социального плана.

Зрелые

Взрослый человек продолжает развиваться в социальной сфере всегда. Он начинает осознавать свои ошибки, анализировать их, делать необходимые выводы. Лучшая характеристика такого возраста – мудрость.

Именно она появляется у человека со зрелостью. При правильном социальном развитии особь понимает ограниченность знаний, а также учится своевременно выявлять всевозможные проблемы.

Люди с развитой социальной мудростью гораздо более успешны на фоне остальных.

Развитие

Совершенствоваться никогда не поздно. Поэтому каждому следует знать, как повысить качество социального интеллекта. Если хотя бы иногда выполнять упражнения и стараться повышать социальное развитие, то постепенно оно достигнет высокого уровня. Для этого требуется воздействовать положительным образом на все составляющие СИ:

  • самопознание;
  • саморегуляция;
  • социальность;
  • эмпатия;
  • мотивация.

Существует множество способов, которыми можно развивать СИ. Применять их на практике следует регулярно, чтобы достичь максимального эффекта.

Существуют и простые способы повышения социального интеллекта. Например, банальное участие в настольных играх с друзьями.

Невербальное взаимодействие

Всегда нужно обращать внимание на действия собеседника. Особенно это касается его невербальных сигналов. Любые движения несут в себе огромный смысл.

Чтобы научиться хорошо разбираться в них, стоит прочесть специализированную книгу. Хорошим тренингом будет просмотр фильма без звука с самостоятельным определением значения движений героев.

Так же важно управлять собственной невербаликой для более точной передачи своих эмоций.

Уверенность в себе, общение

Во многом повышение навыков социального интеллекта зависит от уверенности и способности общаться. Важно почувствовать крепкую осанку, собственные силы, забыть обо всем негативе. Для этого можно заняться спортом, купить дорогую одежду и т.д.

Также эффективное воздействие на уверенность оказывает регулярное общение с людьми, если оно представляется человеку с трудом. Поэтому следует стараться общаться с большим количеством людей, а также регулярно заводить новые знакомства.

При этом нужно учиться слушать, правильно разговаривать, наблюдать за собеседниками.

Если человек не умеет отказывать, то это тоже может стать отличным способом для тренировки. Каждый отказ – вклад в развитие.

Мышление

Правильное мышление – еще один способ, как развить социальный интеллект. Не нужно зацикливаться на проблемах и собственных ошибках. Важно помнить, что прошлое не изменить.

Если можно исправить ситуацию сейчас, то нужно это сделать. В остальных случаях думать об этом нет необходимости, т.к.

это вызывает исключительно негатив, отрицательно сказывающийся на коммуникативных навыках и общем качестве жизни.

Эмоциональная составляющая

Контроль собственных эмоций, наблюдение за собой, тщательный анализ – хороший метод поспособствовать повышению социального интеллекта.

Для этого нужно понять, что и какие эмоции вызывает, обдумать причины, а также научиться контролировать их. Если не получается ими управлять, то не стоит расстраиваться, ведь все методы требуют хорошей тренировки.

При этом нужно постараться сократить количество негативных эмоций, повысив до максимума позитивные.

Но еще важнее умение читать чужие эмоции. Причем не просто читать их, а при этом сопереживать людям, проявляя эмпатию. Выслушивать их, стараться проявить поддержку. Это позволит улучшить не только навыки социального интеллекта, но и отношения с людьми. Хорошие понимающие люди всегда ценятся окружающими.

Выводы

Люди с высоким социальным интеллектом всегда занимают лидирующие позиции в любых делах и зачастую становятся крупными начальниками. При этом они умеют общаться с людьми, понимают окружающих. Быть таким человеком – выгодно как для самого себя, так и для окружения. Поэтому следует регулярно посвящать немного времени его развитию, вне зависимости от возраста.

Источник: https://vsepromozg.ru/teoriya/sotsialnyj-intellekt

38.Понятие «социальный интеллект» в психологии

38.Понятие «социальный интеллект» в психологии: Социальный интеллект – способность правильно понимать поведение

Понятие«социальный интеллект» впервые употребилв 1920 году Э. Торндайк, обозначив имдальновидность в межличностных отношенияхи приравняв его к способности мудропоступать в человеческих отношениях.

Торндайк рассматривал социальныйинтеллект как познавательную специфическуюспособность, которая обеспечиваетуспешное взаимодействие с людьми,основная функция социального интеллекта– прогнозирование поведения.

ПоТорндайку, существует три вида интеллекта:абстрактный интеллект как способностьпонимать абстрактные вербальные иматематические символы и производитьс ними какие-либо действия; конкретныйинтеллект как способность пониматьвещи и предметы материального мира ипроизводить с ними какие-либо действия;социальный интеллект как способностьпонимать людей, и взаимодействовать сними. Э. Торндайк утверждал, что социальныйинтеллект существует отдельно отобычного интеллекта [40].

В1937 г. Г. Оллпорт описывает социальныйинтеллект как особую способность верносудить о людях, прогнозировать ихповедение и обеспечивать адекватноеприспособление в межличностныхвзаимодействиях.

Он выделяет наборкачеств, которые обеспечивают лучшеепонимание других людей; в структуруэтих качеств социальный интеллектвключен как отдельная способность.Социальный интеллект, по мнению Г.Оллпорта, – особый «социальный дар»,обеспечивающий гладкость в отношенияхс людьми [37].

Вместе с тем автор указывал,что социальный интеллект имеет отношениескорее к поведению, чем к оперированиюпонятиями: его продукт – социальноеприспособление, а не оперированиепонятиями.

Затемспособности социального интеллектамногие известные ученые раскрывали вструктурах общего интеллекта. Срединих наиболее ярко представлены моделиинтеллекта, предложенные Д. Гилфордом,Г. Айзенком.

Г.Айзенк указывал, что во многом трудностиопределения интеллекта вытекают изтого, что сегодня существует триотносительно различающихся и относительносамостоятельных концепции интеллекта.В то же время он не противопоставляет их одну другой и даже пытается объяснить«под одной крышей».

Социальныйинтеллект – это интеллект индивида,формирующийся в ходе его социализации,под воздействием условий определеннойсоциальной среды.

Сферойсоциального интеллекта, по мнению Дж.Гилфорда, является знание восприятия,мыслей, желаний, чувств, настроений ит.д. других людей и себя. Этот аспектизмеряется тестами на социальнуюперцептивность.

39.Психология художественной одаренности

Проблематикаодаренности продолжает находиться вцентре научного и общественного интереса.Активность способного и одаренногоученика ориентирована на обращение квозможностям социальной и образовательнойсреды.

В этих целях на передний планвыходят задачи развития и сохранениятворческого потенциала общества.

Выявление и сопровождение одаренныхдетей, реализация нового программногосодержания, качество общего образования,введение новых форм работы являютсяважной государственной задачей.

Насв большей степени интересует проблемадетской художественной одаренности, аименно изобразительной. При изучениидетской художественной одаренностибольшое место занимает компонентныйподход.

В основе данного подхода лежитсуществование набора специальныхспособностей, высокое развитие которыхприводит к успешности в той или инойсфере искусства. Соответственноспециальные способности к разным видамтворчества изучаются независимо другот друга.

Компонентный подход наиболееактивно изучался в музыкальной области,но существуют исследования и при изучениилитературного и изобразительноготворчества.

Внастоящее время преобладает мнение оцелостности структуры художественнойодаренности. Художественная одаренностьимеет общечеловеческие и индивидуальныеаспекты. На практике не всегда можнопровести между ними четкую границу.

Можно сказать, что в раннем возрастевсе дети имеют высокий потенциал в любойсфере. Относительно художественнойодаренности можно отметить, что юныехудожники выдают из-под своей рукихудожественные произведения и они ужеобладают художественной ценностью.

Ичто важно, в то же время работы остаютсядетскими, несут в себе узнаваемые чертысвоего возраста.

Проблемуразвития изобразительных способностейрассматривали в своих исследованияхтакие ученые, как Г. Айзенк, Е.И. Игнатьев,В.И. Киреенко, B.C. Кузин, А.Г. Ковалев, А.А.Мелик-Пашаев, З.Н. Новлянская, Е.П. Торренс,П.М. Якобсон и др. Но многие вопросыразвития изобразительных способностейне нашли своего разрешения.

Применительнок изобразительной деятельности важновыделять содержание способностей,проявляющихся и формирующихся в ней,их структуру, условия развития.

Изобразительное творчество — этоотражение окружающего в форме конкретных,чувственно воспринимаемых зрительныхобразов. Цель выполнения рисункаобязательно влияет на характер еговыполнения.

Созданный образ можетвыполнять разные функции, так каксоздается с разной целью.

Относительнохудожественного творчества значимуюроль играют психологические механизмы,такие, как возрастные особенности,эмоциональный настрой, потребности,мотивация, индивидуальные особенности,личностные особенности ребенка.

Сочетаниедвух функций в художественном образе— изображение и выражение — придаетдеятельности художественно-творческийхарактер, определяет спецификуориентировочных и исполнительныхдействий деятельности. Следовательно,определяет и специфику способностей кданному виду деятельности.

Согласноанализу психолого-педагогическойлитературы, изобразительные способностидетей школьного возраста рассматриваютсякак одна из актуальных проблемсовременности. Она характеризуетсяразнообразием взглядов и подходов ксущности и структуре понятия«изобразительные способности».

Направление,в котором мы работаем, связано схудожественной деятельностью детей.Акцент, нами расставляемый, заключаетсяв развитии и формировании специализированноговида деятельности (художественногопрофессионального направления развития).

Направление художественно-эстетическогоцикла — художественная мастерская «Ярисую» ориентирована на выявление,поддержание, сопровождение и развитиеодаренных детей.

Целью направленияхудожественно-эстетического цикла —художественная мастерская «Я рисую»является создание условий для сопровожденияи развития художественно одаренныхдетей.

Основныезадачи, которые мы ставим перед собой,при реализации деятельности направленияхудожественно-эстетического цикла —художественная мастерская «Я рисую» —это: ознакомить детей с художественнымтворчеством; помочь детям раскрыть свойпотенциал, развитие способностей ииндивидуального творческого потенциалаучащегося; создание комфортной средыобщения; стимулировать дальнейшееразвитие художественных навыков ухудожественно одаренных детей;социализация посредством полученныхзнаний; самоопределение личности.

Вовремя индивидуального и коллективноговыполнения творческих работ участникиимеют возможность проявить себя вконтакте с другими участниками: высказатьсобственное мнение, выслушать коллегу,подсказать, помочь, согласиться или несогласиться с другой точкой зрения,поощрить товарища. Такие мероприятияпомогают ребенку раскрыться, проявитьсебя, показать окружающим и себе своивозможности.

Личность ребенка сприобретенными навыками культурыобщения и художественного творчествастановится более глубокой и значимойдля общества. Учащиеся приобретаютнеобходимый навык культуры общения какжизненно важного инструмента. Личностьребенка с проявившимися, высказанныминавыками художественного творчества,культуры общения становится болееглубокой и значимой для себя и дляобщества.

Проведякраткий обзор анализа психолого-педагогическойлитературы, можем отметить, чтоизобразительные способности детейшкольного возраста продолжают оставатьсяактуальной проблемой современности ихарактеризуются разнообразием взглядови подходов к сущности и структуре понятия«изобразительные способности».

Источник: https://studfile.net/preview/5706990/page:12/

Понятие «социальный интеллект» в психологии

38.Понятие «социальный интеллект» в психологии: Социальный интеллект – способность правильно понимать поведение

Понятие «социальный интеллект» в психологии

В современной психологии большой интерес приобретает вопрос изучения социального интеллекта. Стремительно изменяющийся мир предъявляет личности высокие требования к активному освоению новых социальных знаний и умений. Приобретаемые навыки должны способствовать пониманию и интерпретации происходящих социальных изменений, осознания поведения и поступков других людей.

Личности сегодня приходится быстро развиваться и самосовершенствоваться. Человеку необходимо актуализировать свои возможности, чтобы быть востребованным в социуме.

Социальный интеллект выступает ведущим компонентом успешности адаптации человека в социуме.

Несмотря на результаты многочисленных теоретических и эмпирических исследований социального интеллекта, остаются вопросы, требующие своего разрешения.

Термин «социальный интеллект» был введен в науку в 1920 г. Э.Торндайком. Автор определил три вида интеллекта: механический, абстрактный и социальный.

Абстрактный интеллект или абстрактно-научный подразумевает понимание мыслей, идей и управление ими. Механический интеллект или механик визуально-пространственный находит свое применение к конкретным объектам.

Социальный интеллект или практический относится к практическому взаимодействию с людьми.1

С точки зрения Э.Торндайка, объектом социального интеллекта выступает система социальных отношений. Социальным интеллектомявляется способность к пониманию и управлению мужчинами и женщинами, мальчиками и девочками, способность действовать правильно в человеческих отношениях.

Социальный интеллект — это комплекс способностей и возможностей «общего» интеллекта личности, направленный на анализ социальной ситуации. Э.Торндайк определил социальный интеллект как способность к пониманию и управлению людьми.

Дальнейшая разработка вопроса изучения социального интеллекта распространилась среди таких зарубежных психологов как: Г.Айзенк, X.Гарднер, Дж. Гилфорд, Дж. Кильстром, Н. Кэнтор, Г. Оллпорт, Р. Селман, Р.

Стернберг. Изучением данной темы в России занимались такие психологи как: Н.А. Аминов, М.И. Бобнева, Ю.Н. Емельянов, Е.И. Ишутина, М.Л.Кубышкина, Н.А. Кудрявцева, В.Н.Куницына, Е.С. Михайлова, А.Л.Южанинова.

Психологи рассматривают интеллект как индивидуальное, личностное свойство человека. При этом они отмечают, что в содержании функций данного феномена отражается двойная обусловленность социального интеллекта. Т.е. он определяется внутренним и внешним миром личности.

Выдвижение концепции социального интеллекта в психологии порождает интерес ученых. Ученые в своих исследованиях стремятся понять и объяснить специфику данного феномена. При этом они предлагают различные пути изучения социального интеллекта, выделяли различные его формы.

Принято выделять несколько этапов изучения социального интеллекта.

На 1 этапе – 1920 -1924 гг. впервые в научный психологический обиход был введен термин «социальный интеллект». В 1920 г. американским журналом «Психология и образование» был организован круглый стол, с целью объяснения понятия «интеллект».

На 2 этапе в 1925-1938 гг. начинается психометрическое изучение социального интеллекта. Определение социального интеллекта были разработаны в соответствии с психометрическим подходом переведены в стандартные измерения индивидуальных различий.

На 3 этапе в конец 30-х 1965 гг. социальный интеллект исчезает из предметного поля психологии. Дальнейшую работу в этой области признали бесперспективной, исследования прекращаются.

4 этап 1965 – 1969 гг. – социальный интеллект рассматривается в основной структуре модели интеллекта.2

На настоящий момент в современной психологии выделяют некоторые общие научные подходы к изучению феномена интеллекта.

1. Структурно-генетический подход, базирующийся на идеях Ж.Пиаже и рассматривающий интеллект, как высший универсальный способ уравновешивания субъекта с окружающей средой.

2. Когнитивный подход основывается на понимании интеллекта, как когнитивной структуры. Специфика интеллектуальных структур определяется опытом индивида. Основателями данного подхода являются Дж.Брунер, О.К.Тихомиров.

3. Факторно-аналитический подход является наиболее распространенным в современной психологии. Его основатель – Ч.Спирмен. Он рассматривает интеллект, как общую «умственную энергию». На взгляд автора, уровень которого определяется успешностью выполнения любых тестов.

Р.Кэттелу принадлежит одна из распространенных концепций, рассматривающая иерархические модели интеллекта. При этом интеллектуальные качества выстраиваются в иерархию по уровню обобщенности.

Разнообразие подходов к определению социальный интеллект определяет неоднозначность структуры данного феномена.

Психологи считают, что эта способность необходима человеку для эффективного межличностного взаимодействия и успешной социализации. Социальный интеллект реализует познавательные процессы личности. Они напрямую связаны с отображением человека как партнера по общению и деятельности.

Психологи также предполагают, что интеллект может проявляться как в результативности решения тестовых задач, так и в том, как личность понимает и оценивает поведение окружающих его людей, а также самого себя.

Г. Айзенк разграничил понятия «биологический интеллект», «социальный интеллект», «психометрический интеллект». Д.Векслер определяет социальный интеллекта как степень приспособленности человека к жизни в данном ему социуме.3 В шкалах интеллекта Д.

Векслера показатели субтестов «Понятливость» и «Последовательные картинки» определяются как связанные с развитием «социального интеллекта».

Отмечается способность понимать причины поступков, обычаев, традиций, способность улавливать логику и последовательность событий.

Д. Гоулман выделяет в структуре социального интеллекта две основные категории: социальные осведомленность и социальные объекты. Он определил общественное сознание как то, что мы чувствуем других. Социальный объект выступает как то, что мы тогда делать со своим осознанием.

С точки зрения межличностных отношений, К. Альбрехт классифицирует поведение по отношению к другим людям по принципу «Токсичный» эффект и «Питательный» эффект. Токсичные поведение приводит к тому, что личность начинает испытывать гнев, разочарование, чувство вины и подавленности.

Питательный поведение приводит к тому, что люди испытывают чувство уважения, нужности и удовлетворённости от жизни. Затянувшийся эффект токсического поведения указывает на низкий уровень социального интеллекта. Личность не имеет возможности общаться с людьми и эффективно влиять на их поведение.

Длительный эффект питательного поведения, как правило, делает человека гораздо более эффективным в общение с другими людьми. Такие навыки общения определяют высокие показатели социального интеллекта.

Возможности измерения социального интеллекта включают в себя определение ключевых навыков взаимодействия личности. Также определяется возможность оценить их поведенческим способом. Все взаимодействие личности происходит с некоторым контекстом.

Эффективность предполагает освоение контекстов, в которых один призван взаимодействовать с другим контекстом. Следуя данной логике, социальный интеллект означает понимание контекста.

Зная, как перемещаться внутри и между различными контекстами, и зная, как вести себя в различных контекстах, с тем, личность будет способна к достижению своих целей по эффективному взаимодействию.

Социальный интеллект понимается, как сочетание навыков, которые выражаются через усвоенного поведения. Личность проводит оценку влияния своего поведения на других.

Степень, в которой один успех в отношениях с другими, дает возможность экспериментировать с новыми поведения и испытывать новые стратегии взаимодействия. Таким образом, социальный интеллект определяется как способность «ладить с людьми».

Это происходит в процессе взросления и общения, когда человек получает опыт в общении с другими людьми.

В зрелом возрасте многие люди не продолжают учиться и развиваться, поскольку они стареют. Они не стараются приобрести понимание и навыки, необходимые для достижения успеха в социальной, деловой или профессиональных ситуациях.

При этом взрослые, которые испытывают недостаток в понимание и компетентность в общении с другими могут внести значительные улучшения в их состоянии социального интеллекта в результате понимания основных понятий и оценки себя от комплексной модели межличностной эффективности.

Тогда критерием интеллектуальной зрелости становится готовность субъекта принимать любое событие таким, каковым оно является в своей объективной действительности, а также его готовность изменять исходные мотивы, превращать цели в средства с учетом объективных требований деятельности. Низкий уровень интеллектуальной зрелости инициирует те или иные варианты защитного поведения на фоне бурной, хотя и весьма своеобразной интеллектуальной активности.4

Рассмотрим модель социального интеллекта, представленную в концепции А.И. Савенкова. Автор выделяет три группы компонентов, составляющих социальный интеллект:

а) когнитивный компонент -это социальные знания. Знания о людях, знание специальных правил, понимание других людей, социальная память, т.е. память на имена, лица, социальная интуиция оценка чувств, определение настроения, понимание мотивов поступков;

б) эмоциональный компонент – здесь представлена социальная выразительность это эмоциональная выразительность и эмоциональная чувствительность, сопереживание как способность входить в положение других людей, ставить себя на место другого, способность к саморегуляции человека, т.е. умение регулировать собственные эмоции и собственное настроение;

в) поведенческий компонент – социальное восприятие как умение слушать собеседника, социальное взаимодействие и социальная адаптация.5

В.Н.Куницына рассматривает социальный интеллект как сложную и многомерную психологическую структуру. Автор данной концепции выделяет следующие его компоненты.

1. Коммуникативно-личностный потенциал. Он представляет собой комплекс психических свойств, облегчающих или затрудняющих общение детей. На данной основе формируются такие интегральные коммуникативные свойства как психологическая контактность и коммуникативная совместимость. Это, на взгляд автора главный стержень социального интеллекта.

2. Основными характеристиками самосознания детей – чувство самоуважения, свобода от личностных комплексов.

3. Социальная перцепция определяется как способность детей к пониманию и моделированию социальных явлений. Главным здесь выступает понимание людей и движущих ими мотивов. Умение прогнозировать развитие межличностных ситуаций также является основой их эффективности.

Выбор данных компонентов В.Н.Куницына объясняет тем, что они, по ее мнению, являются основными направлениями социального развития детей в период старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

Концепция Д.В. Ушакова, все многообразие подходов к определению, объяснению и диагностике социального интеллекта сводится к трем основным параметрам:

  1. Социальный интеллект – это особая способность, отличная от остальных.

  2. Социальный интеллект – это социальная компетентность, система знаний, умений, навыков, приобретенных в течение жизни.

  3. Социальный интеллект – это личностная черта, определяющая успешность социального взаимодействия.

Феномен социального интеллекта напрямую связан с успешностью в профессиональной деятельности. Авторы отмечают, что прежде всего в деятельности, где немаловажное значение имеет взаимодействие с людьми, социальный интеллект определяется одним из компонентов творчества, как способность к выдвижению идеи.

Д.В. Ушаков выделяет ряд характерных структурных особенностей социального интеллекта:

1. Континуальный характер.

2. Использование невербальной репрезентации.

3.Потерю точности социального оценивания при вербализации.

4. Формирование в процессе имплицитного обучения.

5. Использование «внутреннего опыта».

Социальный интеллект – это способность к познанию социальных явлений. Данный феномен является одним из компонентов социальных умений и компетентности.

Это важная способность, которая может помочь успешному функционированию человека в обществе, эффективности его в той или иной деятельности.

В рамках структурно-динамической теории социальный интеллект пользуется тем же «потенциалом формирования», что и другие виды интеллекта.

Данное предположение позволяет Д.В. Ушакову выдвигать несколько гипотез, которые могут быть проверены в рамках эмпирических исследований.

Если потенциал формирования одинаков, на взгляд автора, то связь социального интеллекта и других видов интеллекта может как существовать, так и отсутствовать. Это будет зависеть от степени равномерности распределения потенциала в выборке испытуемых.

Степень равномерности данного распределения будет зависеть, например, от того, в какой сфере деятельности находятся интересы испытуемых: в предметной или коммуникативной сфере.6

Феномен социального интеллекта необходимо рассматривать со связью с вопросом интеллекта в целом. В данном случае с социальным интеллектом речь идет о способности этого конструктора объяснять специфику социального познания индивида.

С самого начала, когда внимание психологов привлекла проблема социального взаимодействия и роли интеллекта в нем разработка социального интеллекта происходила главным образом в рамках общих теорий интеллекта.

Поэтому данный вопрос представляется не только интересным, но и продуктивным, рассмотреть хотя бы в общих чертах динамику взглядов на данный феномен в исторической перспективе и аналитически осмыслить эти подходы с целью определения нового взгляда в трактовке и в применении данной категории в рамках психологических исследований.

Феномен социального интеллекта, несмотря на достаточно длительную историю изучения на сегодняшний день представляется как новое понятие. Это связано в первую очередь с методологическими трудностями психологии интеллекта. Разные подходы в рассмотрении социального интеллекта в общей и социальной психологии и с другими проблемами.

Обоснование социального интеллекта как категории социальной психологии связано с тем, что до сих пор отсутствуют достаточно четкие критерии данного понятия.

Возникает необходимость указать, какие понятия могут быть признаны общими и фундаментальными определениями, охватывающими проблемы современной психологии личности, наиболее существенные свойства и отношения изучаемых явлений.7

Н.В. Богданович отмечает, что для современной психологии, переживающей критический период рассмотрения и оценки своих методологических основ, велика роль категориального анализа.

Категориальный аппарат призван выделить и обозначить систему понятий, наиболее перспективных для разработки в современной психологической теории. Зачастую происходит, что современные исследователи не формулируют четких определений.

Отмечается тенденция ограничиваться перечислением характеристик социального интеллекта в рамках конкретных научных направлений или собственными выводами.

Социальный интеллект определяется как способность человека реагировать на социальные ситуации повседневной жизни. Социальный интеллект не будет включать чувства или эмоции, вызванными в нас другими людьми. Он включают способность личности понимать других и реагировать, таким образом, чтобы была достигнута эффективная коммуникация.

В данной работе за основу используется определения Э. Торндайка. Социальный интеллект это способность личности понимать и предсказывать поведение других людей в различных жизненных ситуациях. Уметь распознавать чувства, намерения и эмоции по их вербальным и невербальным характеристикам.

Источник: https://infourok.ru/ponyatie-socialniy-intellekt-v-psihologii-3198277.html

История понятия и методы исследования социального интеллекта. В каком году Торндайк ввел в психологию этот термин?

38.Понятие «социальный интеллект» в психологии: Социальный интеллект – способность правильно понимать поведение

Социальным интеллектом (SQ) называется умение правильно воспринимать поведение других людей. Он способствует формированию эффективного межличностного взаимодействия и успешной социализации.

О том, в каком году был введен термин социальный интеллект, об истории, его целях и задачах для современного общества – читайте в этой статье.

В каком году торндайк ввел термин и какова история понятия sq?

Понятие интеллекта было введено еще Цицероном, как способность понимать. Затем его мысль продолжили Платон, Аристотель и другие. Определение социального интеллекта впервые было введено Э.

Торндайком в 1920 году, так что такое понятие можно считать относительно молодым для психологии. Оно звучит как способность людей, поступать разумно в человеческих отношениях.

Но такое определение было далеко не единственным.

Всего в истории можно выделить следующие временные периоды:

Временной периодРасшифровка
1920-1924Американский журнал «Психология и образование» собрал круглый стол, чтобы выяснить, что из себя представляет понятие «социальный интеллект».
1925-1938Проведение психометрических исследований социального интеллекта. Термин был переведен в стандартные измерения индивидуальных различий.
С конца 1930-х до 1965Исследования SQ прекращены и признаны бесперспективными.
1965-1969SQ рассматривают в структуре интеллекта.

Другие определения этого понятия и подходы к его пониманию

Рассмотрим другие определения данного понятия.

  • Самое широкое и базовое определение для науки дал Вернон. Он определил социальный интеллект как умение человека находить общий язык с людьми в целом, умение с легкостью преподносить себя в обществе, понимание социальных вопросов, восприимчивость к раздражителям других членов группы, понимание переменчивых настроений и виденье скрытых сторон личности.
  • Через 17 лет, после первого упоминания, психолог Г. Оллпорт определил социальный интеллект как способность высказывать быстрые суждения о людях, прогнозируя их вероятны реакции. Оллпорт считал, что социальный интеллект сглаживает отношения между людьми.
  • Дж. Гилфорд определял SQ как способность понимать и прогнозировать поведение людей при разных обстоятельствах, понимать намерения, чувства, эмоциональное состояние на вербальном и невербальном уровнях.

Также этим вопросом задавались и российские психологи.

  • Так, Емельянов понимал под термином «социальный интеллект» – устойчивое, основанное на специфике мышления, эффективное реагирование и социальный опыт. Умение понимать себя и окружающих, их взаимоотношения и умение строить прогнозы относительно межличностных событий.
  • В.Н Куницына определяет социальный интеллект, как многомерную сложную структуру — глобальную способность, сформированную на основе комплексных интеллектуальных, личностных, коммуникативных и поведенческих особенностей, включающих уровень энергетической обеспеченности процессов саморегуляции; в совокупности они обуславливают прогноз того, как будут развиваться межличностные ситуации, восприятие информации и поведению, готовность к социализации и принятию решений.
  • Ушаков определяет социальный интеллект следующим образом:
    1. Особенную способность, отличающуюся от остальных.
    2. Социальную компетентность, совокупность знаний, умений, навыков, приобретенных человеком за всю жизнь.
    3. Также Ушаков подчеркивает, что SQ определяет, насколько успешным будет социальное взаимодействие.

Актуальность исследования в наши дни

Социальный интеллект приводит к гармонии с собой и миром в целом. Исследования в данной области помогают выявить особенности поведения у различных групп людей (дошкольников, школьников, подростков, мужчин и женщин), и на основании полученных данных делать прогнозы о том, как поведут себя представители, относящиеся к определенной группе.

Методы изучения и измерения

Первое надежное измерение понятия социального измерения было предложено Гилфлодом. Она измеряет общий уровень социального интеллекта, а также то, насколько человек умеет предвидеть последствия своих поступков, отражать экспрессию поведения на вербальном и невербальном уровнях, и понимать логику развития событий в сложных ситуациях.

Кроме уровня IQ, есть также величина, которая называется коэффициентом интеллекта. Этот термин ввел немецкий ученый Штерн. Так называется количественный показатель уровня интеллектуального развития индивида.

Так, Олигофрены имеют низкий интеллект, большинство населения планеты обладают средним уровнем.

Средний уровень соотносит уровень интеллекта человека со среднестатистической личностью в одной возрастной категории.

Определить коэффициент помогает специальное тестирование. Каждый тест, призванный определить коэффициент интеллекта содержит комплекс задач, сложность которых постепенно возрастает. Задачи могут включать в себя вопросы, относительного логического, пространственного, абстрактного мышления и так далее.

На сегодня не предусмотрено единого стандарта измерения и определения IQ.

Теории

В 1904 Спирмен предположил, что в основе социального интеллекта лежат два фактора:

  1. Один из них – это фактор «G», который является общим, и имеет отношение ко всем тестам на определение интеллекта.
  2. Второй фактор – это «S». Так обозначаются все другие, отдельные факторы, связанные по отдельности с каждым из тестов.

Ведеком и Спирмен провели факторный анализ и выявили три главных фактора интеллекта:

  • G – является общим;
  • V – вербальным;
  • У – социальным.

Гилфорд стал автором многофактурной кубической модели. Согласно ей, мыслительное действие состоит из трех компонентов:

  1. Содержания.
  2. Операции.
  3. Продукта.

Каждый из этих пунктов, в свою очередь, подразделяется на категории. Так, содержание может быть:

  • символьным – которое включает в себя буквы и цифры;
  • фигурным (пространственным);
  • бихевиоральным – включающим чувства, мотивы, мысли, установки и другие черты, влияющие на поведение личности.

Операции включают следующие пять категорий:

  1. познание;
  2. память;
  3. дивергентное продуцирование (порождение психикой разнообразных способов выполнения действия);
  4. конвергентное продуцирование (порождение одного правильного решения);
  5. оценка (сравнение с заданным критерием).

Продукт, третий компонент интеллекта в модели Гилфорда, содержит 6 категорий:

  1. Единицы.
  2. Классы или группы единиц.
  3. Отношения как связи между единицами.
  4. Системы (организованная или структурированная информация).
  5. Трансформации (преобразования информации).
  6. Выводы (экстраполяции в форме предсказаний и предположений) (Гилфорд Дж., 1981).

Гарнер стал автором теории множественного интеллекта, разделяя его на семь частей:

  1. Лингвистический – проявляется, когда человек пишет, или читает текст.
  2. Логико-математический – решающий математические задачи, строящий логические рассуждения и доказательства.
  3. Пространственный – ответственный за перемещение в пространстве.
  4. Музыкальный – используется, когда человек поет, сочиняет, слушает музыку.
  5. Телесно- кинестетический – связанный с расположением человека и предметов внутри пространства.
  6. Межличностный – способность общаться и понимать особенности личности окружающих людей.
  7. Внутриличностный – выступает в качестве основы самопознания.

Пиаже считает что за распознавание социального и физического миров отвечает единственный механизм.

Дженсен говорит, что обобщение информации социальной и физической реальности происходит с помощью абстрактного интеллекта.

Теория Стенрнбернга и Штернберга говорит о том, что существует, так называемый интеллект успеха, включающий аналитическое, творческое и практическое мышление.

Теория межличностного восприятия Кенни разделяет его на:

  1. Самовосприятие.
  2. Восприятие другого человека.
  3. Метавосприятие – понимание того, как другой воспринимает субъект познания.

Влияние личностных особенностей

Познание поведения по Гилфорду включает:

  1. Познание поведенческих элементов – выделение из контекста вербальных и невербальных компонентов.
  2. Классов поведения – распознавание общих свойств в потоке информации о поведении.
  3. Отношений поведения – понимание отношений между информационными единицами о поведении.
  4. Систем поведения – понимание логики развития ситуаций, взаимодействия окружающих и смысл их поведения и поступков.
  5. Поведенческих преобразований – понимание исходных значений сходного вербального и невербального поведения в разных обстоятельствах.
  6. Результатов поведения – умение видеть наперед последствия поведения, исходя из полученной информации.

Функции социально интеллекта:

  1. Познавательная – SQ– инструмент познания физической и социальной реальностей.
  2. Аккумулятивная – реализуется в социальной памяти.
  3. Управленческая – здесь социальный интеллект – важнейшая часть социального управления.
  4. Коммуникативная – обеспечивает взаимопонимание внутри коллективного интеллекта и между мыслительными коллективами.
  5. Регулятивно-координирующая – заключается в регуляции и координации усилий соц. групп при достижении целей.
  6. Нормативно-ценностная – представление социально значимых норм и ценностей, соотносимых с действиями социальных групп, или индивида.
  7. Прогностическая – заключается в эффективном социальном прогнозировании.
  8. Эвристическая – внедрение нового в общественную жизнь.
  9. Проблемно-конструктивная – социальный интеллект выступает средством анализа для решения проблем.
  10. Идентификационную – происходит саморефлексия социальной общности ее самоидентификация, понимание интересов.
  11. Реализационная – выявляет рациональное и нерациональное на основе типа рациональности социальной общности.
  12. Социального наследования – обеспечивает интеллектуальную преемственность поколений.

Взаимосвязь с чувством юмора

Согласно проводимым исследованиям, люди с хорошим чувством юмора обладают высоким уровнем IQ, в особенности – любители черного юмора. Чтобы придумать шутку человек задействует ум и эмоциональные способности. Согласно результатам анализа, шутники имеют более развитый вербальный и невербальный интеллект, они гораздо меньше подвержены переменчивости настроений и агрессии.

Умение смешить говорит о развитости эмоционального интеллекта. Считается, что люди с хорошим чувством юмора более привлекательны.

Взаимосвязь с компетентностью в отношении социума

Социальный интеллект можно назвать средством познания действительности, а социальную компетентность продуктом этого познания.

Их объединяет:

  1. Предоставление возможности адаптации при социальных переменах.
  2. Возможность правильно оценивать ситуацию, принимать нужные решения.
  3. Измеримость значений.

Таким образом, человек с развитым социальным интеллектом более спокоен, рассудителен, и умеет быстрее адаптироваться в условиях перемен и обладает высоким уровнем IQ. Такие качества помогают быстро продвигаться по карьерной лестнице и вести успешную жизнь, а также – пользоваться авторитетом у окружения. Люди с высоким социальным интеллектом имеют хорошее ментальное здоровье и подвижный ум.

, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Если вы хотите проконсультироваться со специалистами сайта или задать свой вопрос, то вы можете сделать это совершенно бесплатно

Источник: https://inBrain.top/sq/issledovaniya.html

Medic-studio
Добавить комментарий