39. Фазы и уровни консультативного процесса семьи, (в конце ->)

Этапы семейного консультирования

39. Фазы и уровни консультативного процесса семьи, (в конце ->)” width=”300″ height=”225″ class=”alignleft size-medium” /></p><p>Психологическое консультирование семьи имеет ярко выраженную специфику, которая определяется предметом, целями и задачами этого процесса, а также тем, каким образом консультант осознает свою профессиональную роль в индивидуальной логике жизни семьи.</p><p>В литературе описывается «пятишаговая» модель проведения семейных консультаций и консультативного интервью:1. Установление контакта и ориентирование клиента на работу и сотрудничество.2. Сбор информации, поиск ответа на вопрос: «В чем проблема?».3.</p><p> Осознание желаемого результата, поиск ответа на вопрос: «Чего Вы хотите добиться?».4. Выработка альтернативных решений: «Что мы можем сделать по этому поводу?».</p><p>5. Обобщение психологом результатов взаимодействия с клиентом.</p><p> Трансформация личности или проблемы.</p><p>Таким образом, психологическое консультирование можно рассматривать как целостную систему, разворачивающийся во времени процесс, совместно — разделенную деятельность консультанта и клиента, в которой прослеживается ряд последовательных стадий, неразрывно связанных друг с другом.</p><h3>Установление контакта</h3><p>Установление контакта – первая и ключевая фаза любого консультативного процесса. Ее реализация – залог успеха в решении проблем клиента. По мнению Г. Хэмбли (1992, с. 14) «…первая цель любого консультирования – это установление отношений доверия Его можно описать как возникновение раппорта или взаимного чувства близости».</p><p>Особенностью проведения семейных консультаций является то, что необходимо установить контакт сразу со всеми членами семьи, что порой бывает сделать достаточно сложно.</p><p> Для того чтобы стимулировать членов семьи к началу работы можно использовать следующий речевой оборот: «Я рад (-а) встрече с вами и понимаю, что вам надо со мной о чем-то поговорить. Кто хотел бы начать первым?» (Айви А-Е., 1998, Эйдемиллер Э.Г., 1999).</p><blockquote class=

  Практика показывает, что первым начинает рассказ самый активный член семьи. В процессе установления контакта также можно использовать различные формы присоединения к клиенту (языковое, невербальное, эмпатическое и др.).

Помимо этого в процессе реализации данного этапа психолог ~ консультант начинает и диагностический этап работы, пытаясь определить истинную проблему клиента, реальное положение дел в семье.

Сбор данных

Сбор данных о семье предполагает накопление информации о происходящих внутри нее процессах. На основе совместного исследования, в процессе реализации данного этапа, психолог и клиент определяют ориентиры консультативной работы (цели и задачи), распределяют ответственность, выявляют пределы необходимой поддержки.

Итогом данного этапа является суммирование проблемы — своеобразное подведение итогов с подчеркиванием того, что в семье действительно существует проблема, но эта проблема принадлежит не одному человеку, а касается каждого члена семьи, всей семьи в целом.

Основными методами, которые используются на данном этапе, являются психодиагностические процедуры, которые были описаны нами выше, а также своеобразные консультативные приемы, так «называемые микротехники выслушивания» (Айви А-Е., 1998, Меновщиков В.Ю., 2000), используемые психологом в процессе проведения диагностического интервью. В литературе описываются следующие виды таких приемов:

1. Открытые вопросы,Начинаются со слов: «Что?», «Как?», «Почему?», «Не могли бы Вы..», «А если..» и т.п. Открытые вопросы предполагают развернутый ответ клиента.

Их использование позволяет собрать более подробную информацию о семье и характере проблемы. В психологическом кон¬сультировании семьи наиболее часто используются следующие типы открытых фраз:Не скажете ли Вы о чем пойдет у нас разговор…

?» Как Вы чувствуете себя в этой ситуации? А что бы по потом?

Как вы думаете, почему это случилось?

Таким образом, в процессе реализации этапа сбора данных консультант должен собрать максимум информации о самом клиенте, особенностях его семейных взаимоотношений и существующей проблеме.

В литературе описывается определенная последовательность открытых вопросов, которые могут быть заданы консультируемому с этой целью:Что произошло и что происходит? Как часто это случается? При каких обстоятельствах? Когда возникла проблема?В какой временной последовательности развивались события?Что предваряло эту ситуацию?Как изменялась проблема в процессе ее развития?Где это происходило (в какой обстановке, с какими людьми и т.п.)?Как Вы реагировали?

Как Вы себя чувствовали?

2. Закрытые вопросы.
Закрытые вопросы обычно содержат частицу «ли». Эти вопросы могут предполагать ответ «да» или «нет».

Они используются для сбора более подробной информации, концентрации внимания клиента и сужения области обсуждаемых вопросов.

Таким образом, закрытые вопросы не позволяют клиенту уходить от обсуждаемой проблемы, но слишком частое их использование влечет за собой риск отпугнуть клиента, снижает степень его откровенности и открытости.

3. Нерефлексивное слушание.
Нерефлексивное слушание, по сути, является умением молчать. Однако это достаточно активный процесс, предполагающий значительное внимание к речи собеседника.

В процессе нерефлексивного слушания могут использоваться повтор или поддержка, предполагающие соответственно прямое повторение сказанного или использование фраз типа «Да!», «Понимаю Вас», «Это как?», «Продолжайте, это интересно» и т.п.

Эти приемы активизируют речь клиента и дают ему возможность понять, что его внимательно и заинтересовано слушают. Т.о., подобные речевые обороты способствуют активному общению консультанта и клиента.

С другой стороны, существуют фразы, препятствующие эффективному общению, которые не рекомендуется использовать в консультативной работе. Это фразы типа: «Кто Вам такое сказал?», «Это почему же?», «Давайте быстрее!», «Говорите!» и т.п. (Айви А-Е, 1998).

Нерефлексивное слушание используется при изложении напряженных ситуаций, когда человеку необходимо выговориться, еще раз прожить ситуацию. Если же клиент стремится получить совет, руководство к действию, приемов выслушивания бывает недостаточно, в этом случае используются микротехники воздействия, которые будут описаны ниже.

4. Рефлексивное (активное) слушание.
Рефлексивное слушание позволяет дать говорящему обратную связь и позволяет психологу уточнить содержание услышанного. Оно предполагает расшифровку смысла сообщений, выяснение их реального значения. В процессе рефлексивного слушания могут использоваться следующие приемы (АйвиА-Е., 1998, Меновщиков В.Ю., 2000).

Выяснение – обращение к говорящему за уточнением: «Пожалуйста, объясните это», «Не повторите ли Вы еще раз», «Я не понял (-а), что Вы имеете в виду» и пр.

Перефразирование – выражение мысли клиента другими словами с целью проверки точности понятого содержания. При перефразировании могут использоваться следующие речевые обороты: «Как я понял Вас…

», «Если я правильно понимаю, Вы думаете (говорите, что…» «По Вашему мнению…», «Другими словами Вы считаете…».

При этом повторяется основная мысль собеседника без прояснения его установок и чувств.

Пересказ – краткое изложение основных слов и мыслей клиента. При использовании этого приема передается объективное содержание сказанного без прояснения смысла и значения слов, а лишь с подчеркиванием самого главного.

Отражение чувств – прием близкий к пересказу, однако, в данном случае повторяется не содержание сказанного клиентом, а отражаются его эмоции. Использование этого приема позволяет установить более близкие отношения с консультируемым, способствует осознанию им собственных эмоций и поступков.

Отражение значения – предполагает прояснение субъективного смысла сказанного. В процессе использования этого приема идентифицируются глубокие, подспудные значения слов. Это позволяет клиенту повторно интерпретировать свои переживания. При осознании смысла сказанного он сам может найти новую интерпретацию и возможности развития сложившейся ситуации.

Дальнейшее развитие мыслей собеседника. Этот прием может использоваться только в контексте высказанного собеседником смысла. В противном случае дальнейшее развитие мыслей может быть воспринято как игнорирование его рассказа

Уточнение – просьба о дополнительном разъяснении определенных моментов сказанного. Может использоваться в контексте уточнения содержания и уточнения чувств.

Резюмирование. Применяется в продолжительных беседах с целью привести события и факты в смысловое единство. В процессе резюмирования консультант как бы собирает воедино мысли и чувства клиента, его слова и смысл сказанного и представляет все это ему в законченной форме.

Резюмирование предполагает подытоживание основных идей сказанного клиентом. Это можно сделать с помощью фраз типа: «Как я понимаю, Вашей основной идеей является…», «То, что Вы сказали, может означать..,», «Если подвести итог сказанному Вами…» и т.п.

Резюмирование может использоваться на завершающих этапах той или иной консультативной стадии.

Осознание желаемого результата и постановка целей

При работе с каждой семьей цели и задачи уникальны. При этом консультант осуществляет необходимую поддержку клиента, определяя ее форму и меру в соответствии с его психологическим состоянием и перспективой ближайшего развития.

Цели консультирования определяются в совместной работе психолога и членов семьи. Только сама семья может пережить и скорректировать те события, ситуации и обстоятельства, которые порождают семейное неблагополучие.

Психолог – консультант может лишь создать условия этих изменений и стимулировать коррекционный процесс: организовывать, направлять, обеспечивать благоприятные условия для их протекания, стремясь к тому, чтобы этот процесс вел к совершенствованию семейной ситуации.

Таким образом, определяемая в совместной работе цель консультирования должна максимально учитывать особенности самого клиента и его жизненной ситуации.

В психологическом консультировании выделяется несколько понятий связанных с постановкой цели; жалоба, самодиагноз, проблема и запрос.

Как правило, жалоба клиента определяется в процессе реализации этапа сбора данных. Она выделяется из рассказа о том, что привело человека (семью) в психологическую консультацию. По мнению В.В. Столика (1989), спонтанно высказанные жалобы клиента могут быть структурированы на основании определения их локуса, который может быть субъектным (на кого жалуется) и объектным (на что жалуется).

По субъектному локусу в семейном консультировании выделяется 5 основных видов жалоб: на ребенка (его поведение, развитие, здоровье и т.п.); на семейную ситуацию в целом («все плохо», «все не так»);

  • на супруга (его поведение, особенности) или супружеские отношения в целом («нет понимания, любви, принятия» и т.п.);
  • на самого себя (свой характер, способности, психологические особенности);
  • на третьих лиц, проживающих в семье или вне ее и оказывающих реальное влияние на развитие семейной ситуации (родители, родственники и т.п.).
  • По объектному локусу классифицируются следующие виды жалоб1.
  • на нарушение психосоматического здоровья или поведения (страхи, навязчивые синдромы и т.п.);
  • на ролевое поведение членов семьи (несоответствие полу, возрасту, статусу); на поведение с точки зрения его соответствия психическим нормам; на индивидуальные психологические особенности членов семьи;
  • на психологическую ситуацию в семье (потеря контакта, близости, понимания и т.п.);
  • на объективные обстоятельства (трудности с жильем, работой, временем и т.п.) ( Меновщиков В.Ю., 2000; Столин В.В., Бодалев А.А. , 1989).

Самодиагноз — это самостоятельное объяснение клиентом природы того или иного события, основанное на его представлениях о себе, других членах семьи, человеческих отношениях. Среди самых распространенных само диагнозов В.Ю. Меновщиков (2000) выделяет следующие:

  • «злая воля» – негативные намерения лица, выступающего причиной нарушений или указание на непонимание этим лицом каких – либо истин, правил или нежелание понять и принять их;
  • «психическая аномалия» – отнесение человека, о котором идет речь к психически больным;
  • «органический дефект» – определение врожденной неполноценности;
  • «генетическая запрограммированность» – объяснение причин негативного поведения генетической предрасположенностью и наследственностью того или иного человека;
  • «индивидуальное своеобразие» – объяснение поведенческих особенностей выраженностью тех или иных личностных черт,
  • «собственные неверные действия» – оценка собственного поведения в настоящем или прошлом;
  • «собственная личностная недостаточность» – оценка собственных личностных качеств;
  • «влияние третьих лиц» как актуальное, так и имевшее место в прошлом;
  • «неблагоприятная ситуация» – определение и выделение ситуации, породившей проблему (развод, болезнь, страх и т.п.);
  • «направление» – отказ от интерпретации и понимания ситуации,
  • апелляция в официальным органам или институтам («Меня к Вам отправил директор школы» и т.п.).

Под проблемой в психологическом консультировании понимается указание на то, что клиент хотел бы, но не может изменить.

В.В. Сталин и А.А. Бодалев (1989) выделяют следующие наиболее распространенные типы проблем:

  • не уверен, но хочу быть уверенным;
  • не умею, хочу научиться;
  • не понимаю, хочу понять;
  • не знаю, что делать, хочу знать;
  • не имею, хочу иметь;
  • знаю как надо, но не могу сделать, нужны дополнительные стимулы; не справляюсь сам, хочу изменить ситуацию.

С проблемой связано понятие запроса Запрос это конкретизация формы помощи, ожидаемой клиентом от консультации. По смыслу обычно запрос напрямую связан с проблемой. Например, если клиент формулирует проблему как «Не умею, хочу научиться», то запрос, скорее всего, будет «Научите!».

Выделяются следующие основные виды запросов:

  • просьба об эмоциональной и моральной поддержке («Я прав, не правда ли?»);
  • просьба о содействии в анализе («Я не уверен, что правильно понимаю эту ситуацию, помогите разобраться»);
  • просьба об информации (Что известно об этом?»);
  • просьба об обучении навыкам;
  • просьба о помощи в выработке позиции («Что делать, если он мне изменяет?»);
  • просьба об оказании влияния на члена семьи в его интересах («Помогите ему избавиться от этого»);
  • просьба об оказании влияния на члена семьи в интересах клиента («Сделайте его более послушным»).

На основании анализа жалобы, самодиагноза, проблемы и запроса определяется цель психологического консультирования семьи.

При этом следует иметь в виду, что запрос, формулируемый членами семьи, может оказаться бесполезным в плане решения существующих проблем.

В этой связи возможна и необходима психологическая коррекция имеющегося запроса и постановка задач более адекватных реальной цели психологического консультирования.

Выработка альтернативных решений

На этой стадии консультирования осуществляется перебор гипотетических решений сформулированной на предыдущей стадии проблемной ситуации. В процессе этого происходит их оценка и сравнение.

Важно, что в ходе выработки альтернативных решений и их соотнесения итоговая позиция была найдена и сформулирована самим клиентом, а не психологом -консультантом.

Таким образом, принятое решение должно быть решением самого человека, а, как известно, решение, принятое самостоятельно или при непосредственном участии субъекта повлечет за собой большей стремление к его достижению.

На этом этапе психолог может использовать ряд специфических техник, активизирующих работу клиента и стимулирующих его к принятию решения. Такого рода приемы обозначаются А-Е. Айви, М-Б. Айви, Л. Саймон-Даунингом (1998) как «микротехники воздействия».

1. Интерпретация.
При использовании этой техники психолог объясняет, интерпретирует сказанное клиентом, объясняя ему происходящие события с использованием общеупотребительной лексики. Использование этого приема позволяет задать новые рамки, в которых клиент может увидеть проблемную ситуацию.

Интерпретация дает возможность альтернативного восприятия реальности, что, в свою очередь, способствует изменению взглядов клиента. Она может быть получена из теории или из собственного опыта.

По сути дела, интерпретация – это самая серд¬цевина методов воздействия в психологическомконсультирования

2. Директива (указание).
При использовании данной техники психолог указывает клиенту на то, какое действие он должен предпринять.

Указание может быть направлено на изменение поведения или использование какой – либо техники в процессе консультирования.

Применение этой техники основано на предположении, что клиент в процессе консультирования будет выполнять те действия, на которые ему указывает консультант.

3. Совет (информация).
При использовании этого приема консультант дает клиенту пожелания, предлагает общие идеи относительно его поведения в проблемной ситуации, советует как действовать, думать, вести себя и т.п.

использование этого приема предполагает также информирование клиента о закономерностях протекания какого либо процесса, например, в частности, в процесс консультирования по проблемам взаимоотношений родителей с ребенком – подростком может быть включено информирование относительно психологических особенностей развития в подростковом возрасте.

4. Самораскрытие.
При использовании данного приема психолог делится личным опытом, собственными переживаниями, демонстрируя при этом понимание и принятие чувств и мыслей клиента. Самораскрытие построено по принципу «Я – предложений». Помимо использование данного приема в качестве микротехники воздействия также возможно его применение на этапе установления контакта

5. Обратная связь.
Использование этого приема дает возможность клиенту понять, как его воспринимает психолог и социальное окружение в целом. И. Атватер (1988) отмечает необходимость соблюдения определенных правил при передаче обратной связи.

В частности отмечается, что обратная связь может даваться только тогда, когда человек готов воспринять ее и только в том случае, если в ситуации или поведении можно что – либо изменить, в противном случае обратная связь оказывается абсолютно бесполезной. Данный прием может использоваться только относительно конкретной ситуации, по факту «здесь и теперь».

При его использовании следует обращать особое внимание на согласованность вербальной и невербальной информации, передаваемой клиенту в качестве обратной связи.

6. Логическая последовательность.
При использовании данного приема психолог объясняет клиенту логические следствия его мышления и поведения Прием построен на предложениях типа «Если…, то…». Его применение позволяет дать новую точку отсчета в понимании происходящих событий, помогает клиенту предвидеть результаты собственных действий.

7. Воздействующее резюме.
Обычно данный прием используется в конце консультации в комбинации с выводами и резюмирующими высказываниями, Целью его использования является прояснение и осознание того, что достигнуто в ходе консультативной беседы. Воздействующее резюме направлено на перенесение сделанного обобщения из ситуации консультирования в реальную жизнь.

Обобщение психологом результатов взаимодействия с клиентом и выход из контакта

Данный этап является заключительным в каждой консультативной встрече, и он же завершает процесс консультирования в целом.

На этой стадии происходит обобщение консультантом результатов взаимодействия с клиентом по поводу обозначенной проблемы и начинается переход от обсуждения проблемы к действиям по ее разрешению. Не менее важной целью данного этапа является выход из контакта с клиентом.

Важно, чтобы по завершении консультативного процесса у консультируемого осталось ощущение возможности разрешения имеющейся у него проблемы и осознание характера и направленности действий, необходимых для ее разрешения.

Источник: https://psyera.ru/etapy-semeynogo-konsultirovaniya_11617.htm

Консультирование семьи. Глава 3. Основные этапы семейного консультирования (Гарольд Макаби, 1999)

39. Фазы и уровни консультативного процесса семьи, (в конце ->)” width=”300″ height=”166″ class=”alignleft size-medium” /></p><p>Глава 3</p><p>Основные этапы семейного консультирования</p><p>Дрейкурс (1967) выделил четыре основных элемента, или цели терапии и семейного консультирования, которые он считал обязательными. В этой главе мы расширили их до семи основных этапов.</p><p> Будут представлены подробные советы по выполнению каждого такого этапа и по достижению соответствующей цели. По мере накопления опыта консультанты могут добавлять сюда и другие техники.</p><p> Каждый этап конкретизирован, обязателен для исполнения и является логическим следствием предыдущего. Любой стадии процесса консультирования соответствует цель, или этап, которые имеют больший приоритет, чем другие.</p><p> Временами для продолжения процесса может потребоваться вернуться с какого-то этапа назад, на предыдущий этап. При анализе успешно проведенного консультативного сеанса в нем можно выделить последовательность следующих основных этапов.</p><p><iframe title=

Установление взаимопонимания

Успешный консультант всегда старается придерживаться открытой, дружественной манеры поведения и проявлять искренний интерес к клиенту.

Он демонстрирует эмпатию и понимание ситуации клиента, поскольку стремится к тому, чтобы на сессии установились доверительные и уважительные отношения. Консультант должен быть чуток к возможным изменениям в нюансах взаимоотношений на протяжении всей сессии.

И если вдруг доверие клиента поколеблется, консультанту необходимо предпринять решительные действия, направленные на его восстановление.

Если цели консультанта и клиента согласованы, если оба играют на одной стороне как союзники, стремясь добиться улучшения трудной ситуации, то между ними неизбежно установятся позитивные взаимоотношения.

Если подобные взаимоотношения не установлены и не поддерживаются на протяжении процесса консультирования, то невозможно будет наладить совместную работу по исследованию, определению и проработке проблемы. Установление хороших взаимоотношений не должно вызвать затруднений и требовать много времени.

Зачастую консультанты, не прошедшие соответствующего тренинга, тратят на установление хороших отношений недели и даже месяцы. За это время клиент может потерять веру в процесс лечения. Кроме того, недели блуждания в потемках приводят к тому, что клиент еще больше теряет веру в свои силы.

Консультантов, опирающихся на теорию Адлера, учат приемам быстрого достижения взаимопонимания, чтобы уже с первой встречи клиент уходил с чувством, что его понимают и поддерживают. Совет заключается в том, чтобы начинать консультацию без излишних формальностей. Можно начать с вопроса:

Как вы себя здесь чувствуете? Удобно ли вам? Это у вас первый опыт беседы с консультантом? Я очень рад, что вы решили прийти.

Вы предпочитаете, чтобы к вам обращались мистер и миссис Браун, или чтобы каждого из вас называли по имени?

Если клиент предпочитает, чтобы к нему обращались по имени, то консультанту следует назвать свое имя.

«Можно, миссис Браун, в разговоре с вашим сыном я буду называть вас в третьем лице „мама“, а вас, мистер Браун, – „папа“?» При выяснении предпочтений клиента относительно того, как бы он хотел, чтобы к нему обращались, консультант демонстрирует ему свое уважение, что, безусловно, вносит вклад в создание атмосферы взаимопонимания.

Спокойная жестикуляция и готовность следовать предпочтениям клиента в отношении соблюдения формальностей являются свидетельством дружеского расположения консультанта. Таким образом устанавливается атмосфера равноправия и поиска согласия.

Протягивая ребенку руку и спрашивая его: «Давай поздороваемся?», – мы выражаем ему уважение и дружеское расположение. В ответ ребенок очень редко отказывается пожать руку, но даже в таком редком случае остается путь к согласию: «Хорошо, мы совсем не обязаны это делать».

На человека действует ободряюще, когда признается реальность его проблем, а его страдания считают нормальной и адекватной реакцией на трудности, которая может возникнуть и у других людей с аналогичными проблемами. Быть родителем так трудно!

Родителю или ребенку будет уместно сказать:

По-видимому, вам трудно это обсуждать. Кажется, у вас сейчас тяжелый период, и это вас угнетает.

или

Кажется, вы чувствуете себя очень одиноким в своем затруднительном положении. Я понимаю, что это огорчает вас.

Взаимопонимание возрастает по мере того, как клиент все больше и больше воспринимает консультанта как соратника, старающегося совместными усилиями найти приемлемый путь решения проблем. Клиент чувствует, что его не критикуют из-за наличия проблем и не осуждают за то, что у него нет средств для их решения.

Сбор необходимой информации

Сразу же после завершения процесса «установления контакта» консультант переходит к сбору той информации, которая может помочь ему понять клиента и его проблемы. Для этого совсем не обязательно составлять полную историю случая. Консультанту следует сосредоточиться на текущем положении вещей. Он может получить эту информацию, задавая родителям вопросы на следующие темы:

• Краткое общее описание проблемы с точки зрения родителей.

• Краткое описание каждого из детей.

• Описание типичного дня из жизни семьи.

• Подробная информация о составе семьи (см. главу 5).

• При последующих визитах следует попросить клиента сделать обзор рекомендаций, которые были предложены на предыдущих сеансах, и к чему привело следование этим рекомендациям.

Чтобы охватить все эти темы, может потребоваться больше чем один сеанс. Предложенные вопросы обычно позволяют получить достаточно информации, чтобы консультант смог понять положение вещей и оказать помощь семье. Более подробно о сборе необходимой информации говорится в главе 5.

Точное определение проблемы

Собирая факты, относящиеся к тому или иному случаю, консультант сразу же начинает «строить догадки» и делать предварительные выводы в отношении целевых установок клиента.

В дальнейшем они служат «рабочими гипотезами» в процессе ведения консультации.

При этом консультант может опираться на опыт предыдущих случаев, а также на интерпретацию той ситуации, в которой находится клиент, и на информацию, относящуюся к составу и структуре его семьи.

Выслушивая рассказы детей и родителей об их трудностях и проблемах и те претензии, которые они предъявляют друг к другу, консультант должен чутко реагировать на проявляемые ими чувства и особенности поведения.

«Приватная, или персональная логика», отвечающая за особенности поведения индивидуума, основывается на его представлениях о том, что важно, а что нет, и какой образ действия он считает приемлемым в данной ситуации (см. главу 4). Должны быть идентифицированы и выведены на свет скрытые цели поведения.

То, что подразумевается под «персональной логикой» и скрытыми целями, иллюстрируется следующими примерами:

Консультант: Насколько я понял, все выглядит следующим образом. Вы попросили Хелен ко времени вашего возвращения из магазина убрать со стола. Но когда вы вернулись и обнаружили, что она не выполнила то, о чем вы ее попросили, вы расстроились и наказали ее.

Вы также сказали мне, что очень рассердились, когда Джимми проигнорировал ваше указание надеть перчатки на улице. Затем вы наказали его тем, что не позволили после школы пойти гулять.

Что, на ваш взгляд, вас расстроило больше, беспорядок на столе и беспокойство о замерзших руках Джимми или тот факт, что дети не послушались вас?

Точное определение проблемы будет зависеть от ответа родителя на данный вопрос. Однако родитель очень редко бывает расстроен беспорядком на столе или холодными руками ребенка в той же степени, как его непослушанием. Возможно, такая мать никогда прежде не осознавала истинную причину своего гнева.

Консультант: Может быть, вы расстраиваетесь каждый раз, когда чувствуете, что теряете контроль? Испытываете ли вы страдание и гнев от того, что дети с таким безразличием относятся к Вашим требованиям? Беспокоит ли вас то, что это бросает на вас тень как на мать? Именно это вас на самом деле беспокоит?

Если родитель соглашается или склонен согласиться тем, что такая вероятность существует, то консультант может заострить внимание на идее родительской власти и связанных с этим представлениях.

Консультант: Ну тогда, наверное, можно сделать вывод, что мы говорим не только о перчатках Джимми или о том, что он с ними делает или не делает.

Возможно, мы говорим также и о Вашем представлении о родительской власти.

Может быть, вы боитесь потерять власть, потому что тогда вы уже не сможете контролировать поведение своих детей и заставлять их поступать так, как бы этого вам хотелось?

Консультант призывает клиента взглянуть на ситуацию в новом свете.

Он помогает матери увидеть, что суть проблемы власти заключена в борьбе с детьми, и понять, как ее «потребность» быть главной стимулирует развитие этого конфликта.

Консультант помогает клиенту осознать, что она является составным звеном данной проблемы, и что проблема сохраняется именно потому, что мать и ребенок оба втянуты в постоянную «борьбу».

Адлерианские консультанты применяют конфронтацию как стандартную технику для точного определения проблемы.

Из нескольких методов конфронтации, возможно, самым известным является вопрос: «Может ли быть так, что …?» Дрейкурс разработал эту технику в качестве эффективного средства, помогающего раскрыть детям ошибочность их целей. Подробности использования этой и других техник конфронтации приведены в главе 4.

Клиент и консультант совместно ищут новые возможности для того, чтобы эффективно справиться с проблемой. Альтернативные решения существуют всегда, но зачастую они не всегда заметны из-за конфликтов и общей растерянности. Именно здесь консультант может оказаться полезным.

Консультант: Может быть, нам стоит снова взглянуть на эту ситуацию и посмотреть, можете ли вы придумать более конструктивный способ справиться с проблемой такого рода? Что бы вы могли сделать в следующий раз?

Теперь уже родитель и консультант ориентируются на поиски поведения, стимулирующего и поощряющего сотрудничество.

Теперь любой предлагаемый родителем совет может быть проверен при помощи критерия: «А приводит ли это к сотрудничеству?» Любое предложение, включающее борьбу за власть и применение силы, скорей всего приведет к сопротивлению, неподчинению и еще большей борьбе и может быть теперь подвергнуто сомнению.

Только после того, как клиенту помогут понять самого себя и оценить свои действия в ситуации, когда он теряет контроль над собой, он будет способен принять более позитивные альтернативы.

Заключение нового соглашения, коррекционные меры и рекомендации

Когда клиент осознает свой вклад в конфликт родитель—ребенок и когда становится понятным, что сохранение прежнего стиля поведения неизбежно приведет к повторению конфликтов, то пришло время «изменить соглашение». Теперь уже консультант сможет помочь клиенту выбрать одну из предлагаемых стратегий изменения ситуации и начать действовать в соответствии с принятым решением.

Консультант может спросить:

Какая из рассмотренных идей вас привлекает? Что из того, о чем мы говорили, кажется вам наиболее приемлемым для улучшения ситуации? Не хотели бы вы попробовать действовать по этому плану в течение недели, просто ради эксперимента? Просто чтобы увидеть, поможет это вам или нет? Хотите применить этот способ в следующий раз, когда вы почувствуете раздражение и гнев, вы согласны на этот план, вы будете его выполнять и расскажете мне на следующем сеансе, как все произошло?

Согласие изменить поведение – уже почти изменение поведения. Обвинения в адрес других людей, переживание обреченности поступать определенным образом из-за того, что иной выбор не виден, пессимистические настроения – все это остается позади, когда один из членов семьи говорит: «Да, я вижу, что могу что-то сделать для того, чтобы изменить ситуацию к лучшему, и я это сделаю».

Часто консультанту необходимо оказать определенное воздействие на родителя для того, чтобы он прекратил совершать определенные «неверные» поступки, и семья могла бы более эффективно продвигаться в сторону улучшения взаимоотношений.

Самое продуктивное – если все члены семьи соглашаются с рекомендациями и с новыми соглашениями. Однако в этом нет особой необходимости, если рекомендация может быть выполнена одним членом семьи, без принятия каких-либо решений другими ее членами.

Типичным примером является рекомендация родителям оставить привычку вмешиваться в борьбу между их детьми.

Крайне важно, чтобы клиенты старались принимать только те соглашения, которые они реально смогут выполнить. Родителей сбивает с толку перегруженность рекомендациями. Они могут не справиться, потерпеть неудачу, и в результате почувствуют себя еще более подавленными.

Консультант должен понимать, что каждая семья, пришедшая к нему на прием, нуждается в поддержке и ободрении. В качестве поддержки консультант может, например, подчеркнуть те сильные стороны семьи, на которые она может опереться.

Семью можно приободрить также посредством тех приемов, которые были рекомендованы ранее для установления атмосферы доверия и взаимопонимания. В любом случае важно совершенно сознательно добавлять ободряющие комментарии везде, где это только возможно.

Подробное обсуждение приемов поощрения и одобрения приводится в главе 6.

Консультанту следует завершать сеанс кратким подведением итогов, содержащим перечень точно сформулированных проблем и обзор рекомендаций и новых соглашений, которые требуется принять на вооружение. Следует спросить клиентов, почувствовали ли они, что получили помощь и поддержку, и на чем они хотели бы сконцентрироваться на следующем сеансе.

После ухода семьи консультанту бывает полезно сделать несколько пометок относительно планов проведения следующей консультации.

Основные этапы, описанные в этой главе, могут быть модифицированы и организованы множеством различных способов. Однако эффективное консультирование по Адлеру требует наличия всех этих этапов и именно в этой последовательности. При этом один или несколько этапов могут оказаться более значимыми, чем другие.

Крайне важно, чтобы консультант на протяжении каждого сеанса продолжал заботиться об установлении и поддержании взаимопонимания с клиентом. Без такого взаимопонимания консультант не сможет добиться позитивных изменений в семье.

В следующих главах будут подробно рассмотрены разнообразные приемы для реализации основных этапов консультирования.

Использованная литература

Dreikurs, R. (1967). Goals in therapy: Psychodynamics, psychotherapy, and counseling. Chicago, IL: Alfred Adler Institute.

Bettner, B., & Lew, A. (1996). A parent’s guide to understanding and motivating children. Newton Centre, MA: Connexions Press.

Dinkmeyer, D., & McKay, G. (1997). Parents handbook. Circle Pines, MN: American Guidance.

Источник: https://kartaslov.ru/%D0%BA%D0%BD%D0%B8%D0%B3%D0%B8/%D0%9C%D0%B0%D0%BA%D0%B0%D0%B1%D0%B8_%D0%93_%D0%93%D1%80%D1%8E%D0%BD%D0%B2%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%B4_%D0%91_%D0%9A%D0%BE%D0%BD%D1%81%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%D1%81%D0%B5%D0%BC%D1%8C%D0%B8/8

Стадии процесса семейного консультирования. – Веб-квест: Основы семейного консультирования

39. Фазы и уровни консультативного процесса семьи, (в конце ->)” width=”300″ height=”225″ class=”alignleft size-medium” /></p><p>Э. Г. Эйдемиллер (1994) приводит основные стадии семейного консультирования:</p><p>1. Установление контакта и присоединение консультанта к клиентам. Достигается с помощью соблюдения конструктивной дистанции, помогающей оптимальному общению, приемов мимезиса, синхронизации дыхания консультанта и “заявителя” проблемы, использования предикатов речи, отражающих доминирующую репрезентативную систему того, кто сообщает о семейной проблеме.</p><p>2. Сбор информации о проблеме клиента с использованием приемов метамоделирования и терапевтических метафор. Субъективизации психотерапевтической цели способствуют такие вопросы: “Чего вы хотите?”, “Какого результата вы хотите достигнуть?”, “Пожалуйста, попробуйте сказать об этом без отрицательной частицы “не”, терминами положительного результата”.</p><p>3. Обсуждение психотерапевтического контракта. Эта часть семейного консультирования признается многими специалистами одной из самых важных.</p><p> Обсуждается распределение ответственности: консультант обычно отвечает за условия безопасности семейного консультирования и технологии доступа к разрешению проблемы клиента, а последний – за собственную активность, искренность, желание изменить свое ролевое поведение и др.</p><p> Затем участники семейного консультирования договариваются о продолжительности работы (в среднем общее его время 3-6 часов) и длительности одного сеанса. Обсуждается периодичность встреч: обычно вначале 1 раз в неделю, далее 1 раз в 2-3 недели.</p><p> Важной стороной в семейном консультировани  является обсуждение условий оплаты либо предоставление клиенту информации о том, сколько семейное консультирование может стоить, если осуществляется в бюджетном муниципальном учреждении, так как это способствует усилению мотивации клиентов к терапевтическим изменениям. Необходимо также оговорить возможные санкции за нарушения сторонами условий контракта.</p><blockquote class=

4. Следующий шаг в процедуре семейного консультирования – уточнение проблемы клиента с целью максимальной ее субъективизации и определение ресурсов семьи в целом и каждого ее члена в отдельности. Этому помогают вопросы типа: “Как раньше вы справлялись с обозначенными трудностями? Что вам помогало?”, “В каких ситуациях вы были сильными, как вы использовали свою силу?”.

5. Проведение собственно консультации. Необходимо укрепить веру клиентов в успешность и безопасность процедуры консультирования: “Ваше желание осуществить изменения, ваш прежний опыт, активность и искренность в сочетании с желанием консультанта сотрудничать с вами, его профессиональные качества и опыт будут надежной гарантией успешности работы”.

С участниками консультирования обсуждают положительные и отрицательные стороны сложившихся стереотипов поведения, например, с помощью таких вопросов: “Что, по вашему мнению, самое плохое в сложившихся обстоятельствах?”, “Что самое хорошее в обсуждаемой ситуации?” Осуществляется совместный поиск новых шаблонов поведения – “веера решений”.

Консультант предлагает следующие вопросы: “Чего вы еще не делали, чтобы решить проблему?”, “Как вели себя значимые для вас люди, оказавшись в сходной ситуации? А вы так смогли бы поступить?”, “Что вам поможет совершить такой же поступок?”.

Можно использовать приемы визуализации: клиенты, находясь в трансе (а этому способствует “точное следование по маршруту проблемы заявителя”), создают образ новой ситуации и фиксируют возникающие при этом кинестетические ощущения.

6. Этот шаг семейном консультировании называется “экологической проверкой” (Bandler R., Grinder J., 1995). Консультант предлагает членам семьи представить себя в сходной ситуации через 5-10 лет и исследовать свое состояние.

7. Приближаясь к завершению семейного консультирования, консультант предпринимает усилия по “страхованию результата”.

Это связано с тем, что иногда клиенты нуждаются в действиях, помогающих им обрести уверенность при освоении новых шаблонов поведения.

Они могут получить от консультанта какое-нибудь домашнее задание и приглашение прийти на повторную консультацию спустя какое-то время для обсуждения полученных результатов.

8. В ряде случаев необходимо провести процедуру “отсоединения”. Она может произойти автоматически при сравнении клиентами заявленной цели и обретенного результата, но иногда консультант вынужден стимулировать отсоединение (Эйдемиллер Э. Г, 1994; Haley J., 1976).

Хейли с этой целью часто использует “парадоксальные задания”, точное выполнение которых приводит к прямо противоположному результату.

К примеру, молодым супругам, которые консультировались по поводу того, как выражать свои чувства – открыто или сдерживать их, было предложено такое задание: “На протяжении недели ссорьтесь по одному часу в сутки с целью проверки своего эмоционального реагирования”.

При этом Хейли учитывал человеческую природу: никто сознательно не будет делать себе и другому что-то во вред. У супругов, которые попробовали выполнять это задание и бросили его, наоборот, укрепилось желание ценить друг друга, и они приняли решение отказаться от услуг “странного” консультанта.

В настоящее время семейное консультирование является наиболее востребованным населением России видом психотерапевтической помощи. Помимо здравоохранения семейные консультанты появились в системе образования – в психологических центрах, непосредственно в школах, в консультациях, действующих в системе министерства социальной защиты и комитетов по охране семьи и детства, а также в других учреждения

Источник: https://www.sites.google.com/site/vebkvestport/cover-page/perecislite-osnovnye-stadii-processa-semejnogo-konsultirovania

41.Основы психологического консультирования

39. Фазы и уровни консультативного процесса семьи, (в конце ->)” width=”300″ height=”142″ class=”alignleft size-medium” /></p><p>“Консультирование— это профессиональное отношениеквалифицированного консультанта кклиенту, которое обычно представляетсякак “личность-личность”, хотя иногдав нем участвуют более двух человек.</p><p> Цельконсультирования — помочь клиентампонять происходящее в их жизненномпространстве и осмысленно достичьпоставленной цели на основе осознанноговыбора при разрешении проблемэмоционального и межличностногохарактера”.</p><p>Имеется многосходных определений, и все они включаютнесколько основных положений:</p><ol><li><p>Консультирование помогает человеку выбирать и действовать по собственному усмотрению.</p></li><li><p>Консультирование помогает обучаться новому поведению.</p></li><li><p>Консультирование способствует развитию личности.</p></li><li><p>В консультировании акцентируется ответственность клиента, т.е. признается, что независимый, ответственный индивид способен в соответствующих обстоятельствах принимать самостоятельные решения, а консультант создает условия, которые поощряют волевое поведение клиента.</p></li><li><p>Сердцевиной консультирования является “консультативное взаимодействие” между клиентом и консультантом, основанное на философии “клиент-центрированной” терапии.</p></li></ol><p>Основоположникклиент-центрированной терапии известныйамериканский психотерапевт С. Rogersвыделил три основных принципа этогонаправления:</p><ol><ol><li><p>каждая личность обладает безусловной ценностью и заслуживает уважения как таковая;</p></li><li><p>каждая личность в состоянии быть ответственной за себя;</p></li><li><p>каждая личность имеет право выбирать ценности и цели, принимать самостоятельные решения.</p></li></ol></ol><p>Таким образом,определения психологическогоконсультирования охватывают стержневыеустановки консультанта в отношениичеловека вообще и клиента в частности.</p><p><iframe title=

Консультант принимает клиента какуникального, автономного индивида, закоторым признается и уважается правосвободного выбора, самоопределения,право жить собственной жизнью.

Тем болееважно признать, что любое внушение илидавление мешает клиенту принятьответственность на себя и правильнорешать свои проблемы.

42. Характеристика этапов семейного консультирования

Можно выделитьследующие этапы психологическогоконсультирования семьи: предварительныйэтап записи; этап первичного приема;диагностический этап; этап составленияпсихологического заключения; этапсовместного анализа причин возникновенияпроблемы и определения путей ееразрешения; заключительный этап.

Предварительныйэтап. Запись.Фиксация обращения. Объективированиежалобы и запроса клиента. Сбор исходнойинформации о семье и клиенте. Решениеорганизационных вопросов. Ориентацияклиента в порядке и регламенте работы.

Первичныйприем.Знакомство консультанта с клиентом.Установление контакта с использованиемтехник присоединения — аккомодациикак подражания консультанта стилю иособенностям поведения членов семьи(С. Минухин), активного эмпатическогослушания (К. Роджерс), мимезиса какподражания и копирования по типу имитациипозы, одежды, мимики и пр. (С.

Мйнухин).Конкретными формами мимезиса являютсясинхронизация дыхания, «отзеркаливание»позы, мимики, жестов, подражание речиклиента по параметрам скорости, громкости,интонации либо, если работа идет с семьейв целом, речи «идентифицированногопациента», отслеживание глазодвигательныхреакций клиента.

Представлениеконсультанта и структурирование позицийв консультативном процессе. Установлениеатмосферы доверия и безопасности.Коммуницирование эмоциональной поддержкии стабилизация эмоционального состоянияклиента. Выявление жалобы и запроса.Первичное исследование проблемы.

Наэтой стадии необходимо получить общуюинформацию о составе семьи, возрасте,образовании, профессии каждого из членовсемьи и выявить особенности их отношенийи взаимодействия. Оптимальным методомздесь является составление генограммыдля трех поколений семьи.

Если работаидет с семьей в целом, то необходимовыявить позицию каждого из присутствующихее членов в отношении проблемы обращения.Переформулирование запроса. Заключениедоговора (контракта) на проведениепсихологического консультирования. Врамках договора согласуются целиконсультирования и форма психологическойпомощи, которая будет оказана клиенту.

Обсуждаются проблема ответственностиклиента и консультанта и их функции впроцессе работы. Осуществляетсясогласование организационных вопросов:количество встреч, их продолжительностьи периодичность, состав участников,оплата консультаций.

Диагностическийэтап. Уточнениепроблемы клиента. Направленное ееизучение в соответствии с принципомстереоскопичности диагноза, выявлениеролевой структуры семьи и ее внутреннихи социальных ресурсов.

Реконструкцияистории развития семьи с моментазнакомства супругов. Анализ проблемныхситуаций, типовых семейных сценариев,выявление и обсуждение семейных мифов.Формулирование рабочих гипотез осодержании и причинах проблемы.

Проведениенеобходимого диагностическогообследования с целью проверки выдвинутыхгипотез.

Этапсоставления психологического заключения.Формулирование психологическогодиагноза и прогноза.

Диагностическоезаключение должно содержать описаниеобъективного статуса семьи, вывод осоответствии жалобы объективной проблемесемьи и мере ее обоснованности, позитивнуюоценку функционирования семьи свыделением ее ресурсов, переформулированиезначения симптомов проблемного поведениячленов семьи и объективирование механизмасимптомообразования; в нем должна бытьпоказана роль симптома в сохранениисемейного функционирования. Разработкаобщего плана рекомендаций по преодолениюпроблем семьи. Психологическое заключениеможет быть составлено консультантомвне времени встречи с клиентом,представлять собой результат анализаи интерпретации проблемы консультантоми основу для проведения последующегоэтапа. В ряде случаев этап составленияпсихологического заключения можетсовмещаться с этапом совместного анализапроблемы и поиска ее решения.

Этапсовместного анализа причин проблемы иопределение путей ее разрешения.Направленный анализ проблемы, выделение«сильных», ресурсных, и «слабых» аспектовсемейного функционирования. Выявлениепричин неэффективного функционирования.Обсуждение основных положенийпсихологического диагноза.

Совместнаявыработка условно-вариантного прогноза.Рассмотрение «веера» возможных решений,всесторонняя оценка «плюсов» и «минусов»каждого из них. Принятие решения,выработка плана его реализации.Распределение ответственности и функциймежду членами семьи.

Разработка системы«домашних заданий» для воплощенияпринятого решения в жизнь.

Заключительныйэтап. Подведениеитогов. Контроль и оценка реализациипринятого решения. Завершение совместнойработы с консультантом, обсуждение форми сроков дальнейших контактов. Совместнаявыработка плана профилактических ипревентивных мероприятий по предупреждениювозникновения трудностей и проблем всемье.

Источник: https://studfile.net/preview/5132564/page:17/

Стадии (этапы) консультативного процесса и их характеристика

39. Фазы и уровни консультативного процесса семьи, (в конце ->)” width=”300″ height=”158″ class=”alignleft size-medium” /></p><p>Психологическое консультирование — это процесс, имеющий ряд стадий. Стадийность его четко прослеживается в основном методе психологического консультирования — интервью.</p><p>Следует заметить, что термин интервью (от англ, interview — беседа, встреча) в психологии трактуется неоднозначно. В общем смысле интервью — способ получения социально-психологической информации с помощью устного опроса.</p><p>Различают 2 вида интервью: свободное (не регламентированное темой и формой беседы) и стандартизованное (по форме близкое к анкете с закрытыми вопросами). Можно также выделить ряд ситуаций, в которые попадает интервьюер, в зависимости от меры осознания респондентом (опрашиваемым) его действий:</p><p>а) респондент знает, почему он поступил или поступит так, а не иначе;</p><p>б) респонденту недостает информации о причинах своего действия;</p><p>в) интервьюер ставит целью получить симптоматическую информацию, хотя респонденту она таковой не кажется.</p><p><iframe title=

Та или иная ситуация определяет применение разных методов интервью. В первом случае достаточно использовать упорядоченный, строго направленный вопросник.

В двух других ситуациях требуются методы, предполагающие сотрудничество респондента и интервьюера в процессе поиска необходимой информации. Примерами таких методов являются интервью диагностическое (управляемое и неуправляемое) и интервью клиническое.

Под первым понимается получение информации о свойствах личности на ранних этапах психотерапии, под вторым — терапевтическая беседа при оказании психологической помощи

В литературе обычно приводится “пятишаговая” поэтапная модель процесса консультативного интервью:

1 этап — это установление контакта и ориентирование клиента на работу;

2 — сбор информации о клиенте, решение вопроса о том, “в чем проблема”;

3 — осознание желаемого результата, ответ на вопрос: “Чего Вы хотите добиться?”;

4 — выработка альтернативных решений, которую можно обозначить как: “Что еще мы можем сделать по этому поводу?”;

5 этап интервью — это обобщение психологом в форме резюме результатов взаимодействия с клиентом.

В известной работе Ролло Мэя “Искусство психологического консультирования” (М., 1994) процесс консультирования не так четко структурирован, но тем не менее его стадийность достаточно прослеживается.

Р.Мэй пишет: “Итак, контакт с клиентом установлен, достигнут раппорт и начинается главная часть встречи — исповедь, стадия, на которой клиент имеет возможность “выговориться”… Когда клиент рассказал все, что у него наболело, описал свое настоящее положение и “выложил все карты на стол”, наступает стадия толкования”

Следующую главу книги Р.Мэй начинает со слов: “Рассмотрим последнюю фазу консультирования — трансформацию личности, что является завершением и целью всего процесса”. Если теперь несколько структурировать за автора, сказанное им в этих небольших отрывках, мы получим четыре стадии консультативного процесса:

1) установление контакта с клиентом (раппорт);

2) исповедь;

3) толкование;

4) трансформация личности.

Сходного по содержанию описания стадий консультирования придерживается и Г.Хэмбли:

“Первая цель любого консультирования — это установление отношений доверия. Его можно описать как возникновение раппорта или взаимного чувства близости… После того, как установлен раппорт путем хорошего выслушивания и четкой рефлексии, следующей стадией процесса консультирования является исследование…

Установив отношения доверия … и дав абоненту возможность проанализировать свои чувства и прояснить проблему, рассмотрев реальность и обсудив возможные подходы … на следующем этапе процесса консультирования мы должны подтолкнуть его предпринять какие-то соответствующие действия” (Хэмбли, 1992. С. 14—22).

Структурировав текст Г.Хэмбли, получаем следующие стадии:

1) установление отношений доверия (возникновение раппорта, чувства близости путем выслушивания и рефлексии);

2) исследование (анализ чувств и прояснение проблемы);

3) решение о соответствующем действии (вывод).

А теперь, подробнее: Можно использовать для ответа на другие вопросы!

Первая стадия — установление контакта и ориентирование клиента на проблему. Эта стадия длится от нескольких секунд до десятка минут. Первое, что необходимо сделать консультанту во время приема,— это встретить и усадить клиента.

Успех беседы во многом зависит от того, насколько уже с первых минут психолог сумеет проявить себя доброжелательным и заинтересованным собеседником.

Консультант может продемонстрировать свою заинтересованность и доброжелательность с первых минут встречи, встав навстречу клиенту или встретив его в дверях кабинета.

Непосредственно перед тем, как начать беседу, лучше сделать паузу (не слишком большую — 40—60 секунд, но достаточную для того, чтобы он успел собраться с мыслями и оглядеться), иначе у клиента может возникнуть состояние напряженно­сти и растерянности. На этой стадии психолог-кон­сультант выбирает свою позицию во взаимодействии с клиентом.

Давая клиенту возможность установить позицию на равных, психолог-консультант первым не представляется. Первым представляется клиент. Психолог-консультант должен пояснить, кто он, чем занимается.

Бывает, что в начале беседы консультант сталкивается с ситуацией, когда клиенту необходимо объяснить, что такое психологическое консультирование, на что он может рассчитывать, обращаясь за помощью. В этот период психолог-консультант структурирует ситуацию.

При этом решается проблема установления контакта с клиентом.

В качестве основных средств установления контакта могут использоваться:

• удобное помещение, исключающее возникновение внешних помех для работы (наличие посторонних лиц, внешних шумов и т. д.);

• комфортная межличностная дистанция;

• называние собеседника по имени и отчеству (имени);

• использование фраз единомыслия и местоиме­ния «мы»;

• демонстрация радости от общения;

• показ уважения к личности клиента;

• присоединение (неявное повторение) к элементам поведения клиента, слабо поддающимся его сознательному контролю, таким, как: дыхание, моргание, поза, жесты, мимика, темп и громкость речи;

• преимущественное использование слов, характеризующих его как визуалиста, аудивиста или кинестетика (т. е. человека, в сознании которого внешний опыт представляется преимущественно в виде картин, слов или телесных ощущений).

Особую, значимую роль на первом этапе, а также в ходе всего процесса консультирования играет невербальная коммуникация, так как она отражает бессознательное личности, причем по разным источникам дает примерно от 60 до 90% информации в целом о человеке, «высвечивает», как на экране, установки, чувства, мысли.

В этом случае используется концептуальный подход о защитном панцире, отражающем характерные черты, защиты личности. Это позволяет выявлять их и соотносить с полученными вербальными признаками.

Учитывается и то, что хронические мышечные зажимы организуются в 7 основных защитных сегментов (в области глаз, рта, шеи, груди, диафрагмы, живота, таза), и то, что они блокируют тревожность, гнев, агрессию, сексуальное возбуждение и препятствуют в целом личностному росту.

С целью эффективного решения задач толкования невербальной информации целесообразно учитывать ряд положений:

• нет прямых переходов между невербальными и вербальными коммуникациями;

• консультируемый осознанно и бессознательно интерпретирует невербалику консультанта;

• в невербалике представлено не только настоя­щее, но и будущее и прошлое; в языке тела наиболее ярко проявляются противоречивые чувства и намерения;

• имеется взаимосвязь между невербаликой и психофизическим самочувствием: невозможно подделать язык телодвижений (бессознательное сигнализирует правду);

• путь толкования бессловесного общения во мно­гом интуитивен.

Невербальное взаимодействие между консуль­тантом и консультируемым в психологическом кон­сультировании имеет обратную связь, при этом психическое состояние последнего взаимосвязано с этой интеракцией.

Неэффективность такого общения бывает тогда, когда консультантом используются закрытые жесты, откинутое назад туловище, большие дистанции, отсутствующий взгляд, отгораживание столом и низкоэмпатические сообщения.

Оптимальное невербальное взаимодействие с целью достижения позитивных результатов ПК должно осуществляться следующим образом:

• использование мягкого, с перерывами, «прикосновения» взглядом с умелым сочетание, прямо­го взора и избеганием взгляда в глаза (встреча со взглядом консультируемого — от 60% до 70% времени общения);

• принятие другого взгляда и кивания головой;

• допущение уместной улыбки с некоторым мимическим отражением реакций консультируемого;

• направление ступней на собеседника с вытянутой вперед ногой;

• применение открытых ладоней, расположение прямого корпуса тела;

• легкий наклон туловища вперед и небольшой наклон головы в сторону; удобное сидение в кресле,

• расположение под определенным углом напротив консультируемого;

• высокоэмпатическое слушание и сообщение с одновременной субвербальной коммуникацией и совпадающим темпом у консультанта и консультируемого.

В результате этого создается возможность для разговора о проблеме. Интервью может начаться с всту­пления, заданным вопросом-предложением психолога-консультанта:

— Слушаю Вас…

— Что привело Вас ко мне…

В конце этапа «уяснения проблемы» психолог-консультант обсуждает с клиентом различные формы работы, которые могли бы принести ему пользу, объ­ясняя, насколько эффективна каждая из этих форм.

Иногда это может оказаться излишним, но сам момент необходим для осознания и принятия клиентом своей личной ответственности за ход совместной работы по разрешению его проблем.

Это мобилизует его и на подсознательном уровне.

На этом этапе происходило как бы заключение психотерапевтического контракта: установление порядка, времени и места сессий; принятие клиентом на себя разного вида плат (в том числе временем, нарушением распорядка, а иногда и образа жизни, необходимостью душевной работы вместо пассивного следования рекомендациям психолога). Все это почти незаметно для клиента вовлекает его в активный процесс проверки новых способов организации собственной жизни.

Вторая стадия консультирования начинается со сбора информации о контексте проблемы: происходит выделение проблемы, отношение к ней клиента. При этом психолог задает конкретные вопросы о ходе событий, об участниках событий и их конкретных действиях, о переживаниях клиента. Психолог-консультант ищет ответы на следующие вопросы:

— Зачем клиент пришел?

— Как видит свою проблему?

— Что может сделать сам клиент для решения этой проблемы?

При этом психолог задает необходимые вопросы о ходе событий, об участниках событий и их конкретных действиях, переживаниях клиента.

Вся инфор­мация направлена на осознание клиентом контекста проблемы и его роли в происхождении психологической ситуации. Идет исповедь клиента. Исповедь клиента занимает примерно 10—20 минут.

В это время психолог-консультант сам пытается определять строение внутреннего мира клиента, то, какими модальностями этого внутреннего мира владеет клиент.

Через анализ контекста исповеди психолог-консультант может выяснить, что знает клиент о своих чувствах, мыслях, целях, своих возможных действиях.

К полезной для психолога информации следует отнести, прежде всего, следующее: историю возникновения проблемы (когда и в связи с чем она появилась); отношения клиента со всеми действующими в его рассказах лицами, их отношения к проблеме; представление о том, чем именно вызвана, проблема с точки зрения самого человека и окружающих людей; происходившие когда-либо ухудшения и улучшения ситуации и о чем они могли быть связаны; чем именно вызвано обращение в консультации, почему оно происходит именно сейчас, а не раньше или позже.

Обо всех упомянутых выше моментах следует специально попросить рассказать. Вопросы, которые можно сформулировать на основании указанных пунктов, должны быть достаточно широкими, и они обычно хорошо стимулируют клиента на рассказ.

Психолог выдвигает несколько гипотез о строении внутреннего мира клиента и проверяет их правильность своими вопросами. Гипотезы консультанта основываются на том, что рассказывает клиент о себе и о своих проблемах. Но это лишь база для их построения.

Рассказ клиента представляет собой набор поведенческих паттернов, интерпретируемых с точки зрения той или иной разработанной концепции. Гипотезы, которые психолог-консультант будет обсуждать с клиентом, должны быть просто и адекватно выражены для клиента.

Это еще раз говорит о том, что обращение психолога-консультанта в процессе психологического консультирования к клиенту должно отвечать следующим требованиям:

• психолог-консультант не должен сгущать краски, употребляя оценочные суждения;

• ориентироваться на ключевые слова клиента;

• не навязывать свою точку зрения; употреблять слова и образы, соответствующие уровню культурного развития клиента;

• говорить достаточно кратко и ясно, хотя не исключая двусмысленности фраз и слов для оказания воздействия на клиента на подсознательном уровне.

Во время консультирования психолог-консультант может достаточно четко изложить одну проверенную фактами гипотезу, чтобы показать клиенту логику его поведения. Для сообщения содержания гипотезы психолог-консультант демонстрирует клиенту разные стороны проблемы через содержание своих вопросов, чтобы клиент мог сам проверить и принять эту информацию.

Для того чтобы гипотеза консультанта подтвердилась или была опровергнута, обсуждения одной конкретной ситуации недостаточно; необходимы хотя бы два-три таких примера. И только в том случае, если во всех обсуждаемых ситуациях прослеживается один и тот же паттерн поведения и переживания, гипотезу консультанта можно считать подтвердившейся или опровергнутой.

Чаще всего бывает, что после того, как две-три такие конкретные ситуации обсуждены, консультант может с уверенностью сказать, какая из гипотез оказалась наиболее подходящей, какое именно поведение клиента приводит к тому, что в его жизни возникают проблемы, как можно помочь ему относиться к происходящему по-другому и соответственно вести себя.

Это означает, что можно переходить к следующей фазе консультативной беседы.

После этого начинается третья стадия консультирования, которую можно обозначить как желаемы и результат. Идет поиск ответа на вопрос: «Чего Вы хотите добиться?» Психолог помогает клиенту определить свой идеал, решить вопрос о том, что он хочет, каким он хочет быть.

Эта стадия психологического — основное содержание консультирования. Для клиента она не выглядит как-то по-особому.

В консультировании с клиентом происходит как бы «инсайт» — клиент переживает изменения, происходящие с ним, как результат его собственных усилий («Я сам все понял»).

Психологу-консультанту очень важно отметить этот момент изменения отношения клиента к своей проблеме. Он должен своевременно оказать психологическое воздействие на клиента с помощью специальных методов. Методы воздействия, применяемые психологами разных школ в ходе психологического консультирования, могут быть самые разные.

Исследование позволило выработать некоторые требования, которые следует соблюдать, формулируя желаемый результат. К ним относятся:

• конкретность цели (если цель очень велика, необходимо разбить ее на цепочку маленьких

целей, решение которых приведет к достижению большой цели);

• позитивность цели (формулировка ее в терминах без употребления частицы «не». Например: «Я хотел бы иметь такую-то черту характера», а не «Я не хотел бы быть таким-то»);

• определение показателей достижения результата (следует ответить на вопросы: «Как узнать, что результат получен? Каковы объективные и субъ­ективные характеристики этого достижения? »);

• определение контекста результата («Когда и в каких условиях вы бы хотели чувствовать или вести себя в соответствии с предполагаемым результатом, а когда и в каких условиях — не хотели бы?»);

• определение осознаваемых резервов достижения результата («Что в вашем характере может быть опорой достижения результата, что вы можете сделать уже сегодня, а что завтра, через неделю, месяц и т. д.?»);

• гармоничность цели (ее непротиворечивость и взаимодополнение с другими личностно значимыми целями).

Четвертая стадия консультирования состоит в выработке альтернативных решений.

На этой стадии происходит обсуждение с клиентом разных вариантов решения проблемы, поиск альтернатив для преодоления ригидности мышления и создания условий выбора среди альтернатив.

Консультант, работая с альтернативными решениями, должен постоянно рефлектировать содержание своей профессиональной позиции и помнить о том, что «правильное» для него решение не обязательно является таковым для клиента.

Обычно на этом этапе клиент достаточно хорошо представляет себе, как его поведение и способы реагирования способствуют дестабилизации взаимоотношений. Но существуют ли позитивные варианты поведения в подобных ситуациях и каковы они — решить курсанту самостоятельно бывает трудно.

В этом большую помощь может оказать консультант, но, естественно, не предлагая конкретные советы и рекомендации. Определить, что действительно будет работать, может понять и оценить только сам человек.

Роль психолога при решении этой задачи, прежде всего, состоит в том, чтобы помочь клиенту сформулировать возможные альтернативы поведения, а затем, критически оценивая их, выбрать тот вариант, который является наиболее подходящим.

Алгоритм обсуждения вариантов преодоления проблемы строится поэтапно:

— сообщение консультантом различных вариантов решения проблемы;

— мысли, ассоциации, идеи консультируемого по поводу предложенного способа;

— аргументы консультанта в виде информации, объяснения преимуществ и недостатков того или иного варианта;

— созревание к выбору консультируемого в ходе собственной вербализации отношения к вариантам, взаимной аргументации и выслушивания мнения специалиста;

— самостоятельный выбор в виде решения, убеждения или тенденции последующей самостоятельной проработки вариантов после консуль­тирования.

Направленное воздействие на клиента осуществ­лялось следующими методами:

— интерпретация (новое видение ситуации на основе теории или личного опыта психолога) — психолог открывает клиенту альтернативное видение реальности, способствует изменению его настроения и поведения;

— директива (указание) строго предписывает клиенту выполнение определенных действий, способствующих, по замыслу психолога, решению проблемы клиента. Предполагается, что клиент выполнит указание;

— совет (информация, домашнее задание, пожелание, общие идеи о том, как действовать, думать, вести себя) — психолог дает клиенту полезную информацию;

— самораскрытие — психолог делится личным опытом и переживаниями, либо разделяет нынешние чувства клиента, при этом устанавливает раппорт;

— обратная связь — позволяет клиенту понять, как его воспринимает психолог и окружающие;

— логическая последовательность — психолог

объясняет клиенту логические последствия его мышления и поведения «Если, то…», дает клиенту точку отсчета для понимания своих переживаний и действий, позволяет предвидеть их результат;

— открытые вопросы (« Кто ? » — факты; « Как ?» — чувства; «Почему?»— причина; «Можно ли?» — общая картина) — психолог выясняет основные факты, облегчающие разговор с кли­ентом;

— пересказ — психолог повторяет сущность слов клиента и его мыслей, использует его ключевые слова, тем самым активизирует обсужде­ние, показывает клиенту уровень понимания его проблем;

— отражение чувств — психолог поясняет эмоциональную подоплеку ключевых фактов, помогает открывать чувства;

— резюме — психолог в сжатом виде повторяет основные факты и чувства клиента, проясняет направление беседы;

— воздействующее резюме — используется в конце беседы, чтобы суммировать суждения психолога, чаще всего используется в комбинации с выводами и резюмирующими высказываниями клиента. Проясняет, чего психолог и клиент добились в ходе беседы.

пятой стадии консультирования состоит в обобщении психологом результатов взаимодействия с клиентом по поводу проблемы.

Задача психолога на данной стадии заключается в том, чтобы способствовать изменению мыслей, действий и чувств клиента в его повседневной жизни.

Структурно пятый этап состоит из трех шагов: подведение итогов беседы; обсуждение вопросов, касающихся дальнейших отношений клиента с другим консультантом или с другими необходимыми специалистами; прощание психолога с клиентом.

В рамках первого шага важно добиться, чтобы консультант и клиент не просто пришли к некоторому совместному выводу или решению, но и уяснения того, как этот вывод или точка зрения были достигнуты в ходе беседы, то есть на каких конкретных фактах из жизни клиента он основан.

Забывание, непонимание клиентом этого важнейшего момента является одним из основных механизмов сопротивления психологическому воздействию, когда казавшиеся замечательными идея или путь изменения взаимоотношений вдруг начинают восприниматься клиентом как необоснованное, непонятно откуда возникшее решение. Бывает также, что у самого клиента после посещения психолога возникает желание обсудить с кем-то происходящее, поделиться новыми идеями и переживаниями, и тут оказывается, что вместо подробного и логичного рассказа человек, активно работавший во время приема, с трудом может вспомнить, о чем вообще был разговор.

Таких проблем можно с легкостью избежать, если в конце беседы консультант подведет ее итог, обобщит, о чем и зачем говорилось во время приема, выстроит основную логику сеанса. Пересказ содержания беседы должен быть действительно очень коротким, так как клиент может не запомнить его и только запутается, если он будет длиннее трех-четырех предложений.

Если у клиента есть вопросы, какие-то не высказанные идеи и соображения, то краткое подведение итогов беседы поможет ему их сформулировать, поэтому целесообразно предоставить клиенту возможность отреагировать на окончание беседы, выдержав хотя бы некоторую паузу после того, как итог подведен.

Второй шаг направлен на обсуждение вопросов, касающихся дальнейших отношений клиента с другим консультантом или с другими необходимыми специалистами. Подавляющее большинство клиентов, впервые обращающихся за психологической помощью, ориентированы на разовый прием.

Безусловно, реально за один консультативный час можно сделать очень мало, но, во всяком случае, можно попытаться привить человеку вкус к размышлениям о себе и окружающих людях, веру в то, что работа с профессионалом может действительно помочь в решении личных проблем.

Если на то нет каких-либо особых оснований, консультанту не следует настаивать на последующих встречах, достаточно, чтобы клиент знал о том, что возможность обращения за помощью существует, и даже в том случае, если серьезных проблем не возникает, всегда найдется нечто, о чем можно будет поговорить с психологом.

Третий шаг— прощание с клиентом — во многом ритуальный акт. Тем не менее, оно не должно выглядеть формальным и у человека не должно возникнуть ощущение, что, как только он выйдет за дверь, его образ полностью исчезнет из сознания консультанта. Клиента следует проводить до двери, по возможности сказать несколько теплых слов на прощание.

Следует избегать ситуации, когда в дверь, открытую для уходящего клиента, врывается другой. Такой поток может оттолкнуть тех, кому важны личные доверительные отношения с профессионалом.

Может случиться, что прием прошел не слишком удачно: клиент недоволен, выражает претензии.

Не стоит бояться обсудить это с ним, можно сформулировать еще раз, с чем, с точки зрения психолога, связана неудовлетворенность, порекомендовать ему что-то.

Особенно важно, чтобы и в этом случае психолог оставался профессионалом до конца — был готов признать возможные ограничения своей компетенции, не вступал в излишние споры и пререкания и вежливо и достойно сумел завершить беседу. Бывает, что неудовлетворенный приемом человек некоторое время спустя приходит к другому выводу, начинает с благодарностью вспоминать свой визит в консультацию.

Заканчивается консультация чаще всего домашним заданием. При этом отмечается ответственность клиента за его выполнение и необходимость предоставления психологу отчетного материала. Это делается в целях повышения ответственности клиента за изменения, происшедшие с ним во время консультации и в ходе выполнения предлагаемых упражнений, которые могут быть связаны с его самосовершенствованием.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/4_173611_stadii-etapi-konsultativnogo-protsessa-i-ih-harakteristika.html

Medic-studio
Добавить комментарий