4.1. ЧТО ТАКОЕ ПРОФЕССИЯ: Профессии и специальности возникли в истории человечества в

Какая профессия на самом деле была древнейшей?

4.1. ЧТО ТАКОЕ ПРОФЕССИЯ: Профессии и специальности возникли в истории человечества в

Товарищи гусары, молчать. Мы сами, получив от юного читателя этот вопрос, смутились. А потом стали разбираться, и вот что выяснилось…

Что такое профессия?

Давайте вспомним книжку про Робинзона Крузо на необитаемом острове. Чтобы выжить одному, Робинзону приходилось рубить лес, охотиться, сеять пшеницу, шить обувь и одежду, плести корзины… 

Но значит ли это, что он был строителем, лесорубом, корзинщиком? Нет. По профессии Робинзон был моряком. Помните: «Жизнь, необыкновенные и удивительные приключения Робинзона Крузо, моряка из Йорка, прожившего 28 лет в полном одиночестве на необитаемом острове…» и так далее. 

Человек провёл на суше 28 лет – однако при этом так и остался «моряком из Йорка». Выходит, что «трудовая деятельность» и «профессия» – это не совсем одно и то же!

Кто-то скажет: «А, ну тогда профессия – это то, чему человек учился».

Однако вот писатель-фантаст Жюль Верн – по образованию был юристом. А Сэмюэл Морзе, изобретатель азбуки Морзе и электромагнитного пишущего телеграфа, по образованию был художником. А великий английский астроном Уильям Гершель по образованию был учителем музыки… Снова задачка не сходится с ответом?

Уильям Гершель, Сэмюэл Морзе и Жюль Верн

Тогда кто-то скажет: «Профессия – это дело всей жизни человека, деятельность, в которой он достигает вершин мастерства».

А. П. Бородин

Но вот, скажем, композитор Александр Порфирьевич Бородин.

Известен тем, что написал оперу «Князь Игорь», вы наверняка слышали чарующую мелодию «Половецких плясок» из этой оперы (наберите в «Ютубе» строчку «улетай на крыльях ветра» и поймёте, о чём речь).

Так вот, по профессии он был… химиком! Даже академиком, между прочим. Писал прекрасные оперы и симфонии, но вот по профессии композитором не был…

Обратимся к животным

Деятельность, которую можно назвать «трудовой», присуща не только человеку. Скажем, медведь умеет и собирать ягоды, добывать мёд, строить берлогу, ловить рыбу… 

А у стаи волков есть даже разделение труда – что-то вроде специальностей. Одни волки охраняют территорию, другие заботятся о маленьких волчатах, третьи охотятся – причём одна группа загоняет добычу, а другая подстерегает и нападает из засады. 

Но замечательнее всего в этом отношении медоносные пчёлы: каждая пчела в улье выполняет свою особенную работу, причём эта работа зависит от возраста пчелы. 

Только что вылупившиеся пчёлы занимаются чисткой сот и уборкой улья. Когда они чуть подрастут, они начинают ухаживать за личинками. В возрасте одной недели пчёлы – начинают строить новые соты.

Следующая пчелиная «профессия» – охранник, эти пчёлы стерегут леток, чтобы в улей не залетели посторонние. Наконец, в возрасте трёх недель и до самой старости пчела начинает вылетать из улья – для сбора нектара, пыльцы и воды.

При этом некоторые из таких пчёл «работают» разведчицами: разыскивают новые источники корма для всей семьи.

Такое поведение животных учёные называют «полиэтизмом», от греческого слова «этос» – «привычка», «поведение», «роль». 

Если у отдельной особи на протяжении всей жизни только одна роль (скажем, как солдаты или рабочие у термитов или муравьёв), такой полиэтизм называется кастовым. Если на протяжении жизни роль меняется с возрастом (как у медоносных пчёл), такой полиэтизм называется возрастным.

И, как показывает наука антропология, возрастной полиэтизм существовал и у далёких наших предков – уже миллионы лет назад!

А что у первобытных людей?

Давайте рассмотрим какое-нибудь сообщество людей, всё ещё находящихся на первобытной стадии развития, например, австралийских аборигенов. 

Все выполняют ту работу, которая была нужна племени именно сейчас, в данный момент. Поэтому каждый взрослый воин и охотник должен уметь и охотиться, и строить жильё, и вить верёвки, и мастерить себе оружие, и находить дорогу вдалеке от дома – и вообще, делать тысячи разных дел. 

Можно сказать, каждый взрослый член племени был самым настоящим Робинзоном, способным в одиночку выжить на необитаемом острове. Но то, чем занимаются все (охота, защита, строительство укрытия,собирательство) – пока не профессия.

Первые профессии

Самая древняя профессия, которую можно выделить в первобытном обществе, это… няня и воспитатель (учитель)

Да-да! Эти профессии – ужасно древние, им миллионы лет. Они существуют не только у человека, но и у многих высших общественных животных.

Например, пингвины живут большими группами. Когда вылупляются маленькие пингвинята, они сначала живут вместе с мамами и папами. Но потом мама и папа начинают «ходить на работу», то есть ловить рыбу в океане, а своих детей они отправляют под надзор нескольких «воспитателей» в «детский сад». 

У императорских пингвинов (на фото) бывают детские сады сразу на несколько тысяч птенцов! И только раз в несколько дней мама и папа навещают своего пингвинёнка в детском саду… 

Сила огня

Следующий важный этап – возникновение таких видов деятельности, которых у животных не существует. Связано это возникновение с таким замечательным событием, как освоение людьми огня. 

Наши с вами предки научились пользоваться огнём очень давно, около миллиона лет назад. Так возникли ещё две «профессии» (и таких профессий в стаях животных мы уже не отыщем): костровой, то есть тот, кто следит за огнём и не даёт ему погаснуть, и повар, то есть тот, кто готовит пищу на огне. 

Даже в наши дни многие первобытные племена Африки и Австралии не пользуются ни огнивом, ни спичками, ни зажигалками, а просто всегда «носят огонь с собой», скажем, в виде маленького глиняного горшочка с тлеющими угольками. Тем не менее, профессия кострового не сохранилась (вернее, изменилась так, что и не узнать). А вот повар…

Повар и учитель – две самых древних профессии!

* * *

Что такое квантовая физика? Почему галактики плоские? Какие цены были в средневековом Лондоне? Почему Наполеон пошёл на Москву, а не на Санкт-Петербург?

Читайте в журнале “Лучик” – лучшем познавательном семейном журнале для детей и родителей. По ссылке можно полистать номера журнала. Приобрести журнал можнона сайте Почты России.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5c1185e39e41d700a981b5c8/5c62d4fcac183600ad37c8ac

Читать

4.1. ЧТО ТАКОЕ ПРОФЕССИЯ: Профессии и специальности возникли в истории человечества в
sh: 1: –format=html: not found

Психология для студента

В.Н.Карандашев

ПСИХОЛОГИЯ:

ВВЕДЕНИЕ В ПРОФЕССИЮ

Москва

«Смысл»

2000

УДК 159.9.01 ББК 88 К212

Карандашев В.Н.

К212 Психология: Введение в профессию. М.: Смысл, 2000. – 288 с. ISBN 5-89357-079-0

Книга доктора психологических наук, профессора В.Н. Ка-рандашева — первое в отечественной литературе учебное пособие по курсу “Введение в профессию” для студентов, обучающихся по специальности “психология”. Она будет полезна также тем, кто хочет стать профессиональным психологом и собирается поступать на психологические факультеты университетов и институтов.

В книге показано многообразие психологических знаний о человеке, изложена история появления профессии психолога, представлены основные виды деятельности профессиональных психологов в научной и практической сферах: в медицине, в образовании, в социальной психологии, в экономике, промышленности, в юридической психологии, в спорте, в сфере консультационных услуг.

Существенное место в книге занимает характеристика профессиональных, этических и личностных качеств, важных для успешной деятельности психолога. Описана система подготовки профессиональных психологов и принципы организации психологического сообщества.

Завершает учебное пособие терминологический словарь, который поможет начинающему психологу ориентироваться в мире языка профессионалов и обеспечит лучшее понимание психологической литературы.

ISBN 5-89357-079-0

© В.Н.Карандашев, 2000

© Издательство “Смысл”, 2000

введение

КТО ТАКОЙ ПСИХОЛОГ? ЧТО ТАКОЕ ПСИХОЛОГИЯ?

Психология в последние годы стала наукой, востребованной самой жизнью. Однако слово “психология” все еще окутано завесой тайны для тех, кому не приходилось соприкасаться с психологами на практике.

Психологов ценят, уважают, но в обыденной жизни побаиваются, полагая, что психолог “насквозь видит человека” даже в простом разговоре. При этом затрудняются точно сказать, “кто такой психолог”, “что он делает” и “какую пользу он может принести”.

В то же время проявляют заинтересованность в психологе, видимо находясь под магическим действием слова “психология”.

Правильному пониманию профессии психолога мешает также и то обстоятельство, что появилось много людей, например, астрологов, хиромантов, гадалок, которые также любят причислять себя к психологам. Вокруг психологической профессии возник ажиотаж.

В общественном мнении наиболее распространено представление о психологе как о врачевателе души, умеющем глубоко проникать в мысли и чувства людей, способном понять их тайные замыслы, помочь им изменить свою судьбу.

Этот идеализированный портрет психолога порой не соответствует действительности. Психолог — “по образованию” и психолог -“по жизни” далеко не всегда одно и то же.

Психологическое образование вовсе не гарантирует проницательности, коммуникабельности и эффективности воздействия на себя и на других людей.

В то же время есть люди, изначально обладающие особым даром контактности и непринужденного общения, что позволяет им выслушивать других людей и оказывать им моральную и психологическую поддержку, помогать им в ответах на те или иные вопросы. И делают они это без всякого психологического образования. Кого же из них считать психологом?

В связи с большой популярностью слова “психология” многие молодые люди, выбирая пути продолжения образованиявания, стремятся получить профессию психолога. Таким образом они надеются глубже познать себя, а главное – овладеть методами, позволяющими лучше понимать других людей, и, в итоге, успешнее воздействовать на них.

Как показывает педагогический опыт, далеко не все абитуриенты психологических факультетов ясно представляют себе, “что такое психология” и “кто такой психолог”.

Побуждает скорее престижность профессии, которая наряду с медицинской, юридической и экономической специальностями, а также профессией программиста, стала очень модной. В обыденных разговорах психолога чаще всего путают или с врачом (психиатром), или с педагогом.

Поэтому научно-популярные лекции о психологии приходится обычно начинать с уточнения, что психология — это не психиатрия, хотя связи у этих двух отраслей знаний достаточно тесные. Психиатрия изучает и лечит людей с психическими болезнями. Психология же изучает душевный мир человека.

Одна из отраслей психологии — патопсихология — правда, изучает внутренний мир психически больных людей и тесно связана с психиатрией. Однако большая часть других отраслей психологии имеет дело с нормальными, здоровыми людьми. Что же такое психология?

Психология — это знания о внутреннем мире человека, о законах, объясняющих его поведение. К числу психических относятся разнообразные проявления душевной жизни человека.

Ощущения, восприятие, память, воображение, мышление, речь — это познавательные психические процессы. В протекание этих процессов включаются образы, понятия, суждения, умозаключения. С помощью них человек познает мир.

К сфере эмоциональных явлений относятся аффекты, стрессы, тревожность, чувства, страсти, настроения и др. С их помощью человек переживает свое отношение к тем или иным предметам и событиям мира.

К психическим явлениям относятся мотивация, внимание, интерес, уровень притязаний, стремление, принятие решений, волевое усилие, самоконтроль, самообладание. С их помощью человек регулирует свою деятельность, свое воздействие на окружающий мир и на себя самого.

Различные состояния, такие как вдохновение, усталость, адаптация, напряженность, фрустрация изменяют протекание психических процерсов в течение определенного промежутка времени, активизируют или тормозят их, придают им особый качественный оттенок.

Темперамент, характер, способности, одаренность, настойчивость, фанатизм, эгоизм придают своеобразие психической жизни каждого человека. К психическим свойствам человека относятся его уровень притязаний, представления о самом себе, самооценка и самоуважение.

Многие психические явления характеризуют межличностные отношения человека, такие как совместимость, внушаемость, конформность, симпатия, дружба, любовь, конфликты, психологический климат.

Психические явления бывают осознанные и неосознанные. Сознание — это совокупность психических явлений, в которых человек может дать себе отчет. Когда человек находится в сознании, он осознает себя, свои мысли и чувства, т.е. может дать отчет в том, что с ним происходит. Существует и большая группа неосознаваемых психических явлений.

Профессиональные психологи используют язык научной психологии. Специфика психологических понятий такова, что многие из них включены в нашу обыденную разговорную речь. Это вызывает невольную терминологическую путаницу у человека, входящего в мир профессиональной психологии, затрудняет первые шаги на пути к научно-психологическим знаниям.

С другой стороны, психологи часто пользуются особой профессиональной терминологией, которая на первых порах может быть малопонятна студенту-психологу. Поэтому советую, встречаясь с психологическими или другими научными терминами, не вполне понятными, обращаться к психологическому словарю.

В нем дано доступное для начинающего психолога толкование многих психологических понятий.

глава 1. Виды психологических знаний

Накопление психологических знаний происходило в разных науках и сферах человеческой деятельности, — везде, где нужны были знания о душевном мире и поведении людей.

По мнению одних авторов, слово “психология” появилось в литературе в XVI веке, по мнению других — в XVIII. Мнения историков по поводу того, как возникло слово “психология”, расходятся.

В буквальном переводе с греческого оно означает “учение о душе” или “наука о душе” — соответствующие греческие корни psyche (душа) и logos (наука, учение).

Источник: https://www.litmir.me/br/?b=201514&p=8

Что такое профессия?

4.1. ЧТО ТАКОЕ ПРОФЕССИЯ: Профессии и специальности возникли в истории человечества в

Люди характеризуются большим количеством социальных признаков. Занимая различное положение в экономической, политической и культурной структуре общества, они принадлежат к разным социальным группам, категориям населения.

Так, человек может быть учащимся, работающим, безработным, пенсионером, инвалидом, руководителем, подчиненным, предпринимателем, преступником, следователем, учителем, строителем, родителем, супругом и т.п.

Классовая, этническая, религиозная, семейная, профессиональная принадлежность – это наиболее важные социальные характеристики любого человека.

По профессиональному признаку люди делятся на большие группы или категории людей, занимающихся одинаковым видом трудовой деятельности. Следовательно, выбрать себе профессию – значит не только выбрать себе работу, но и быть принятым в определенную группу людей, принять ее этические нормы, правила, принципы, ценности, образ жизни.

Профессия  – это социальная характеристика человека, указывающая на его принадлежность к определенной категории людей, которые занимаются одинаковым видом трудовой деятельности.

Как появились профессии?

Термин “профессия” происходит от латинского корня, означающего: говорить публично, объявлять, заявлять. Отсюда, кстати, и слово “профессор”. Но происхождение слова “профессия” скорее запутывает, чем объясняет наше понимание его смысла. Обратимся к истории.

Очень давно, у первобытных людей, когда еще не существовало разделения труда, не было и разных профессий. Каждый человек вынужден был всем заниматься сам.

Впрочем, кое-какое разделение труда все-таки было – между мужчинами и женщинами. Мужчины, как правило, охотились на животных, строили жилище, делали оружие, орудия, лодки.

Женщины – собирали съедобные растения, готовили пищу, делали одежду, растили детей.

Потом по мере развития общества стали возникать рыночные отношения между людьми и появилась специализация людей по видам труда.

Одни люди становились охотниками, другие – рыбаками, третьи – земледельцами, четвертые – строителями, пятые – ткачами, шестые – гончарами, седьмые – кузнецами, восьмые – знахарями, колдунами, шаманами, жрецами. Они обменивались друг с другом продуктами своего труда.

Накопленные в каждой группе людей знания и навыки передавались из поколения в поколение. Появилось разделение труда, возникли профессии.

 Что такое профессиональная трудовая деятельность?

Не любой человеческий труд может считаться профессиональным. Например, уход за своими собственными детьми не является профессиональной деятельностью, хотя его и можно назвать трудом. А вот уход за детьми в детском саду, который осуществляет няня, является в полном смысле этого слова профессиональным. Трудовая деятельность человека является профессиональной, если выполняются два условия.

Во-первых, профессия характеризуется наличием определенного уровня квалификации, мастерства, умения, профессиональной подготовки, специально полученных знаний и навыков, которые часто подтверждаются специальными документами о профессиональном образовании: дипломами, свидетельствами, аттестатами, сертификатами.

Во-вторых, профессия является своего рода товаром, который человек может продавать на рынке труда. Причем, товаром, который пользуется спросом, за который другие люди готовы платить. То есть профессиональная деятельность может служить источником доходов человека.

 Чем профессионал отличается от любителя и дилетанта?

Профессионал – это квалифицированный человек, продающий результаты своеготруда.

В отличие от профессионала, дилетант – это человек, характеризующийся отсутствием требуемого стандартного уровня профессиональной квалификации. Тем не менее, некоторые дилетанты пытаются зарабатывать деньги, пользуясь недостаточной компетентностью некоторых людей, нарочно или ненамеренно вводя их в заблуждение относительно качества своего труда.

Напротив, любитель – это человек, занимающийся каким-либо видом трудовой деятельности не ради заработка, а для собственного удовольствия. Это не мешает некоторым любителям достигать уровня профессиональной компетентности и качества деятельности, не уступающего уровню многих профессионалов.

Например, увлечение составлением гороскопов можно считать просто хобби. Но когда человек имеет диплом астролога и составляет гороскопы для клиентов, это уже можноназвать профессией. Или если человек занимается спортом ради своего удовольствия, то мы считаем его просто любителем, а если он зарабатывает этим себе на жизнь – то он профессиональный спортсмен.

 Как связаны между собой профессия и увлечение?

Ваше увлечение может стать профессией. Равно как Ваша профессия может быть для Вас увлекательной. Любое Ваше увлечение может быть ценным с профессиональной точки зрения.

И если Вы умеете делать красивые вещи, шить, вкусно готовить, стричь, делать массаж или уколы, выращивать цветы или разводить домашних животных, ремонтировать бытовую технику, писать компьютерные программы, играть в шахматы, ходить в туристические походы, заниматься восточными единоборствами, танцуете или занимаетесь историей города, то Вы не только имеете возможность полноценно отдыхать, общаться с интересными людьми и быть интересным собеседником. Любое Ваше увлечение может стать поводом для завязывания деловых знакомств, источником дополнительного дохода или даже поворотным пунктом для выбора новой профессии. Конечно, идеальным вариантом для человека является случай, когда его профессия является одним из его увлечений, хобби. В этом случае человек получает от своей профессии максимум удовольствия и ходит на работу с желанием и энтузиазмом. Если это не так, то человек ищет возможности реализации своих интересов и склонностей где-то еще. А к профессии относиться как к вынужденной деятельности, средству удовлетворения других потребностей.

 Что следует узнать о профессиях?

Планируя свою карьеру, неизбежно приходится собирать сведения о разных профессиях, оценивать их, сравнивать между собой. Для того чтобы не упустить никакой важной информации о профессиях, желательно, чтобы признаки, на которые Вы ориентировались при сборе профессиональных сведений, были наиболее существенными, и количество этих признаков было достаточно полным и исчерпывающим.

Любую профессию можно подробно описать с помощью довольно большого количества признаков. Для простоты понимания все характеристики профессии можно условно разделить на несколько больших категорий: технологические, экономические, педагогические, медицинские и психологические.

Технологические характеристики профессии включают в себя описание следующих вещей:

Каков предмет труда? На что преимущественно направлена трудовая деятельность специалиста? Это могут быть другие люди, техника, информация, искусство или природа.

В чем заключаются цели труда? Может быть это материальное производство, создание каких либо духовных ценностей, обслуживание и уход за людьми, техникой или природой.

С помощью каких средств осуществляется трудовая деятельность? Какие ручные, механизированные и автоматизированные средства используются в процессе труда?

Какие трудовые операции применяются в ходе деятельности? Какие физические, умственные и социальные действия приходится выполнять специалисту.

Каковы характеристики рабочего места специалиста? Где ему приходится работать: в помещении, в кабине, на открытом воздухе.

В каком климате он наиболее часто работает? Приходится ли ему работать преимущественно на одном месте или часто разъезжать. Работает ли он в основном в коллективе или индивидуально.

Чем характеризуется рабочее время специалиста? Работает ли он в жестком или свободном режиме. Приходится ли ему работать посменно, в ночное время, вахтами. Как часто специалист вынужден выполнять работу в нерабочее время, работать длительное время без перерывов, работать в вынужденном темпе, работать неритмично: с паузами и простоями.

Каковы бывают ошибки в трудовой деятельности? К каким последствиям они могут приводить. Какими причинами они могут вызываться.

Экономические характеристики описывают:

В каких отраслях используется данная профессия? В промышленности, строительстве, транспорте, связи, сельском хозяйстве, бытовом обслуживании, жилищном хозяйстве, образовании, здравоохранении, науке, культуре, торговле, финансах, управлении, обороне, охране порядка.

Каков спрос на данную профессию на рынке труда, требуются ли специалисты этой профессии, каковы перспективы найти себе работу по ней.

В каких пределах изменяется оплата труда среди представителей данной профессии?

Педагогические характеристики определяют:

  1. Какие требования предъявляет профессия к уровню и содержанию образования?
  2. Какие учебные заведения осуществляют подготовку по данной профессии?
  3. Какие знания и навыки необходимы для успешной профессиональной деятельности?

Медицинские характеристики профессии определяют:

  1. Какой уровень здоровья требуется для данной профессии?
  2. Какие медицинские противопоказания существуют для данной профессии?
  3. Какие неблагоприятные условия труда присущи данной профессии?

Это могут быть вредные климатические факторы, нарушение биологических ритмов, вынужденная поза и ограниченная подвижность, большие физические нагрузки, однообразие деятельности, вынужденный темп, сложность ситуаций, опасность, риск, угроза поражений, внезапность и неожиданность, быстрая смена действий, помехи и посторонние раздражители, неприятные впечатления, повышенная ответственность, работа в одиночестве, конфликты между людьми.

Психологические характеристики профессии содержат информацию о том, какие требования предъявляет профессия к различным психологическим особенностям человека:

  1. К его органам чувств: зрительному, слуховому, осязательному восприятию;
  2. К двигательным качествам: силе и выносливости, скорости и точности движений, подвижности, ловкости;
  3. К умственным способностям: сосредоточению внимания, запоминанию, пониманию, пространственному воображению, логическим рассуждениям;
  4. К чертам характера: общительности, самостоятельности, сдержанности, решительности, настойчивости, ответственности и т.д.

  Сколько существует профессий?

В разные времена количество профессий значительно менялось. Число профессий неодинаково в странах с различными общественно-экономическими условиями.

В документе, который называется “Единый тарифно-квалификационный справочник”, насчитывается более 7 тысяч названий профессий, имеющихся на сегодняшний день в России. Считается, что в мире их около 40 тысяч.

Сильно меняется не только количество профессий, но и их состав, соотношение. В наше время появляются новые профессии и исчезают старые, стираются границы между многими из них, а некоторые, напротив, постоянно делятся, дробятся, размножаются.

Поскольку, именно сейчас наша жизнь претерпевает значительные изменения, происходит стремительное развитие общественных отношений, в условиях современного рынка труда появляется большое количество новых, непривычных и незнакомых для нас профессий, хотя в более развитых странах они уже давно стали обычными.

Источник: https://prof-school9tihvin.eduface.ru/articles/post/391739

Читать онлайн

4.1. ЧТО ТАКОЕ ПРОФЕССИЯ: Профессии и специальности возникли в истории человечества в

Затем последовали его работы “Остроумие и его отношение к бессознательному” (1905), “Три очерка по теории сексуальности” (1905), “Тотем и табу” (1913).

3.2.4. международная слава фрейда

Популярность Фрейда росла. Пришла к нему и международная слава. В 1909 году он приглашен в США, его лекции прослушали многие ученые, в том числе патриарх американской психологии Вильям Джемс. Обняв Фрейда, он сказал: “За вами будущее” (Ярошевский,1989, с. 21).

В 1910 году в Нюрнберге собрался Первый международный конгресс по психоанализу. Его участники объявили психоанализ особой наукой, отличной от психологии. Однако вскоре внутри этого сообщества начались распри, приведшие к его распаду.

Многие вчерашние ближайшие сподвижники Фрейда порвали с ним и создали собственные школы и направления. Среди них были Альфред Адлер и Карл Юнг, ставшие впоследствии знаменитыми психологами.

Большинство из них были не согласны с признанием всемогущества сексуального инстинкта.

Вскоре и сам Фрейд внес коррективы в свою концепцию. К этому вынудила жизнь. Началась первая мировая война. Пациенты все чаще страдали от неврозов, связанных не с сексуальными переживаниями, а с травмировавшими их испытаниями военного времени.

Прежняя концепция Фрейда, возникшая на материале лечения венских буржуа в конце XIX века, оказалась непригодной для объяснения психических травм, возникших в боевых условиях у вчерашних солдат и офицеров.

Психические травмы и переживания новых пациентов Фрейда, вызванные встречей со смертью, послужили поводом для предположения о существовании особого инстинкта. Он получил название Танатос.

Под именем Танатоса имелось в виду особое тяготение к смерти, к уничтожению либо других, либо себя. С точки зрения Фрейда, этот инстинкт наряду с сексуальным лежит, в основе любых форм поведения.

Были у Фрейда и обстоятельства личной жизни, которые побудили его к изучению этой проблемы. В начале 20-х годов на него обрушилась тяжелая болезнь, вызванная тем, что он был злостным курильщиком сигар. Терпеливо перенося одну операцию за другой, он продолжал напряженно работать.

В 1915—1917 годах он выступил в Венском университете с большим курсом, опубликованным под названием “Вводные лекции в психоанализ”. Курс требовал дополнений, их он опубликовал в виде 8 лекций в 1933 году. В этот же последний период творчества Фрейда были опубликованы его работы “Психология масс и анализ Я”(1921), “Я и Оно” (1923).

В этих книгах отразились изменения его взглядов на структуру человеческой личности (Ярошевский,1989, с. 22).

Социальная ситуация в Европе в 1930-х годах становилась все более тревожной. В 1933 году в Германии к власти пришел фашизм. Среди сожженных нацистами книг оказались и книги Фрейда.

Узнав об этом, Фрейд воскликнул: “Какого прогресса мы достигли! В средние века они сожгли бы меня, в наши дни они удовлетворились тем, что сожгли мои книги” (цит. по: Яр.ошевский,1989, с. 27). Он не подозревал, что через несколько лет в печах нацистских концлагерей 1погибнут миллионы людей.

Среди них — четыре сестры Фрейда. Его самого, всемирно известного ученого, ждала бы после захвата Австрии нацистами та же участь. Однако при посредничестве американского посла во Франции удалось добиться разрешения на его эмиграцию в Англию.

Перед отъездом он должен был дать расписку в том, что гестапо обращалось с ним вежливо и заботливо, поэтому у него нет оснований жаловаться.

Ставя свою подпись, Фрейд спросил: нельзя ли к этому добавить, что он может каждому сердечно рекомендовать гестапо? В Англии Фрейда встретили восторженно, но дни его были сочтены. Он мучился от болей, и по его просьбе его лечащий врач сделал два укола, положившие конец страданиям. Это произошло в Лондоне 21 сентября 1939 года (Ярошееский,1989, с. 28).

Теория 3. Фрейда приобрела в мире столь великую популярность, что многие люди и в наше время убеждены, что “психология — это и есть Фрейд”.

3. Фрейд был современником других выдающихся психологов — В. Вундта, В. Джемса, Э. Титченера. Когда он начал создавать свою теорию, то понимал, насколько сильно она расходится с традиционной психологией, которая изучала прежде всего психологию сознания.

Позже он стал считать, что традиционная психология, по-видимому, умерщвлена его учением, но этого пока не замечает и продолжает поучать дальше. Говорят, однажды он сравнил В.

Вундта с легендарным великаном, у которого была снесена голова, а он, в пылу битвы не замечая этого, продолжал сражаться (см. Гиппенрейтер,1996, с.89).

литература

1. Гиппенрейтер Ю.Б.Введение в общую психологию: Курс лекций. М: ЧеРо, 1996.

2. РуткееичA.M.Психоанализ. Истоки и первые этапы развития: Курс лекций. М.: Издательская группа ИНФРА-М — ФОРУМ, 1997.

3. Сонин В.А.Словарь персоналий. Психологи от А до Я. М.: Московский психолого-социальный институт; Флинта, 1997.

4. Степанов С.Вильгельм Вундт, первый психолог в истории (1832-1920) // Школьный психолог. 1998. № 43. С. 4.

5. ШуаъцД.П., Шульц С.Э.История современной психологии. СПб.: Евразия, 1998.

6. Ярошевскиа М.Г.Зигмунд Фрейд — выдающийся исследователь психической жизни человека. Вступительная статья. // Фрейд 3. Психология бессознательного: Сб. произведений / Под ред. М.Г. Ярошевского. М.: Просвещение, 1989. С. 3—28.

глава 4. Психология как профессия

4.1. ЧТО ТАКОЕ ПРОФЕССИЯ

Профессии и специальности возникли в истории человечества в результате общественного разделения труда.

В соответствии с этим в обществе существуют различные виды и места работы, должности. Каждая такая должность не только имеет традиционно сложившееся оснащение, оборудование, но и характеризуется системой прав, обязанностей, норм поведения, требований к знаниям, навыкам, культуре работника.

Должность может существовать без человека, т.е. быть вакантной, незанятой. Таким образом, в обществе объективно, реально существует система должностей.

Каждую такую должность, со всей системой ее требований, можно назвать специальностью, ею надо овладеть, а для этого нужно учиться. Когда человек овладел специальностью, т.е.

усвоил сумму соответствующих знаний, умений и навыков, говорят: у него есть специальность.

Специальность — это необходимая для общества ограниченная (вследствие разделения труда) область приложения физических и духовных сил человека, дающая ему возможность получить взамен приложенного (затраченного) им труда необходимые средства существования и развития.

Профессия — это группа родственных специальностей. Например, нет токаря вообще, есть токарь-карусельщик, токарь-расточник, токарь-револьверщик, токарь-универсал и т.д.

Все эти специальности теоретически объединяются в группу, обозначаемую как “токарная профессия”. Нет учителя вообще, а есть учитель математики, учитель русского языка и т.д.

, объединяемые в группу “педагогическая профессия” (Климов,1974, 1990).

Профессия — понятие многозначное. Оно характеризуется несколькими основными аспектами. Профессия — это:

1) род деятельности и система выполняемых .человеком трудовых функций;

2) социально признаваемый или юридически фиксированный трудовой пост;

38

глава 4. Психология как профессия

3) наличие определенной системы профессиональной подготовки;

4) наличие определенной квалификации, опытность специалиста, психологическая пригодность человека к делу;

5) общность людей, занятых определенным родом деятельности.

4.2. профессия психолога

Является ли психология профессией? Ответ на этот вопрос может дать рассмотрение психологической деятельности с точки зрения рассмотренных выше пяти аспектов.

1. Существует ли какая-либо особая сфера деятельности для психолога (психологическая деятельность), отличающая ее представителей от других профессий?

2. Является ли психологическая деятельность социаль-

но необходимой, социально признаваемой и юридически закрепленной в определенных нормативных документах?

Источник: https://www.rulit.me/books/vvedenie-v-professiyu-read-344650-8.html

4.1. ЧТО ТАКОЕ ПРОФЕССИЯ: Профессии и специальности возникли в истории чело­вечества в

4.1. ЧТО ТАКОЕ ПРОФЕССИЯ: Профессии и специальности возникли в истории человечества в

Профессии и специальности возникли в истории чело­вечества в результате общественного разделения труда.

В соответствии с этим в обществе существуют различные виды и места работы, должности. Каждая такая должность не только имеет традиционно сложившееся оснащение, оборудование, но и характеризуется системой прав, обя­занностей, норм поведения, требований к знаниям, на­выкам, культуре работника.

Должность может существовать без человека, т.е. быть вакантной, незанятой. Таким образом, в обществе объек­тивно, реально существует система должностей.

Каждую такую должность, со всей системой ее требований, можно назвать специальностью, ею надо овладеть, а для этого нужно учиться. Когда человек овладел специальностью, т.е.

усвоил сумму соответствующих знаний, умений и на­выков, говорят: у него есть специальность.

Специальность — это необходимая для общества огра­ниченная (вследствие разделения труда) область приложе­ния физических и духовных сил человека, дающая ему возможность получить взамен приложенного (затраченного) им труда необходимые средства существования и развития.

Профессия — это группа родственных специальностей. Например, нет токаря вообще, есть токарь-карусельщик, токарь-расточник, токарь-револьверщик, токарь-универ­сал и т.д.

Все эти специальности теоретически объединяют­ся в группу, обозначаемую как “токарная профессия”. Нет учителя вообще, а есть учитель математики, учитель рус­ского языка и т.д.

, объединяемые в группу “педагогическая профессия” (Климов, 1974, 1990).

Профессия — понятие многозначное. Оно характеризу­ется несколькими основными аспектами. Профессия — это:

1) род деятельности и система выполняемых .челове­ком трудовых функций;

2) социально признаваемый или юридически фикси­рованный трудовой пост;

38

глава 4. Психология как профессия

3) наличие определенной системы профессиональной подготовки;

4) наличие определенной квалификации, опытность специалиста, психологическая пригодность челове­ка к делу;

5) общность людей, занятых определенным родом де­ятельности.

4.2. профессия психолога

Является ли психология профессией? Ответ на этот воп­рос может дать рассмотрение психологической деятельно­сти с точки зрения рассмотренных выше пяти аспектов.

1. Существует ли какая-либо особая сфера деятельнос­ти для психолога (психологическая деятельность), отличающая ее представителей от других профес­сий?

2. Является ли психологическая деятельность социаль-

но необходимой, социально признаваемой и юри­дически закрепленной в определенных нормативных документах?

3. Существует ли специфическая система подготовки к

психологической деятельности?

4. Существуют ли нормативно закрепленные требова­ния к профессиональной квалификации и опытно­сти специалиста-психолога?

5. Существует ли общность людей, занимающихся пси-

хологической деятельностью?

Чем больше оснований для положительных ответов на эти вопросы, тем в большей степени можно говорить о существовании профессии психолога.

Перечисленные аспекты психологической профессии и будут рассмотрены в данном учебном пособии.

Профессия “психолог” появилась в XX веке. Процесс формирования профессии психолога неодинаково проте­кал в разных странах и в разных сферах социальной жизни. Наибольшее развитие профессия психолога получила в США, Великобритании, Франции, Германии, Австрии, Швейцарии, России. Академическая психология, связан-

профксия психолога

39

ная с научной и педагогической деятельностью в уни­верситетах, сформировалась раньше и обрела достаточно прочный статус в общественном мнении.

В течение XX века в обществе постепенно формировал­ся социальный заказ на психологическую деятельность, она становилась социально признаваемой и, как следствие, получала нормативно-правовую основу (появлялись юри­дические документы, регулирующие статус, содержание и формы деятельности профессионального психолога). По­степенно формировалась система профессионального образования и подготовки психологов, создавались про­фессиональные общества психологов, формулировались требования к профессиональной квалификации и опыту специалистов-психологов.

В настоящее время наиболее признана деятельность практических психологов в сфере педагогической, медицин­ской, социальной, консультационной психологии. Активно развиваются и другие направления практической психоло­гии: экономическая, юридическая, спортивная, военная.

Для того чтобы появилась какая-либо профессия, на нее должен возникнуть социальный заказ, т. е. осознанная потребность общества в соответствующем виде професси­ональной деятельности.

Обществу в целом, конкретным людям и административным органам важно осознать по­требность в специалистах определенного профиля.

Профес­сия психолога становится необходимой только тогда, когда в его знаниях появляется потребность.

Чаще всего к психологам люди обращаются тогда, ког­да они сталкиваются с трудными жизненными ситуация­ми. Пока все в порядке, необходимости в помощи психолога обычно не возникает. Люди сами справляются с повсед­невными проблемами. Поэтому для того, чтобы появилась потребность в психологических услугах, люди должны осоз­нать ее.

Правда, не всегда достаточно очевидно: то ли психолог помогает осознать людям их потребности, то ли он фор­мирует эти потребности. Предлагаемая услуга рождает спрос на нее. Не происходит ли нечто аналогичное рекламе дру­гих товаров и услуг? Например, в рекламе формируют от-

40

глава 4. Психология как профе

рицательное эстетическое отношение к перхоти, а потом предлагают средство для избавления от нее. В психологии аналогичный эффект возможен, когда в процессе консуль­тации психолог утверждает наличие у человека каких-то проблем, о которых тот не догадывался и которых не за­мечал, а потом предлагает тренинг личностного роста как средство избавления от них.

Социальный заказ на профессию психолога формируется сейчас прежде всего в публицистической и научно-попу­лярной литературе, анализирующей проблемы современ­ного человека.

О необходимости психологических знаний говорят и представители других профессий: педагоги, ме­дики, юристы, бизнесмены, политики.

Им эти знания нужны для решения одной из главных задач этих профес­сий — целенаправленного воздействия на человека.

Современная психология представляет собой целую систему наук и сфер практической психологической деятельности. Ее можно разделить на два основных направ­ления: научную и практическую психологию. Они существенно различаются по основным целям профессио­нальной деятельности.

Основная цель научной психологии заключается в по­знании психологии людей научными методами. Ученые стремятся на основе отдельных наблюдений, фактов прийти к пониманию общих закономерностей. Правильное направ­ление движения научного исследования — от частного к общему.

Основная цель практической психологии заключается в том, чтобы оказать психологическую помощь конкрет­ным людям или. группам людей.

Практики стремятся на основе известных общих психологических закономернос­тей прийти к пониманию индивидуальности конкретного человека или конкретной группы.

Это понимание и дает ключ для оказания психологической помощи. Практичес­кая психология в своей деятельности движется от общего к частному.

В то же время не следует их противопоставлять друг другу. Это две сферы психологической работы, тесно связанные друг с другом. Тем не менее — это два разные типа дея-

пгофессии психолога

41

тельности психолога, которые предъявляют разные требо­вания к профессиональной подготовке специалиста1.

В соответствии с основным родом психологической де­ятельности реально существует три типа психологической профессии:

1) психолог-ученый, основная деятельность которого — научные исследования, направленные на поиск но­вых психологических знаний (объяснение, доказа­тельство и прогнозирование психологических явлений, изучение психологических закономернос­тей);

2) психолог-практик, основная деятельность которого — применение психологических знаний для решения практических задач (психологическая диагностика и консультирование, коррекционная и развивающая работа, психологическая профилактика);

3) преподаватель психологии, основная деятельность которого — психологическое просвещение и обуче­ние психологическим знаниям (проведение лекций, семинаров, практических занятий, руководство пси­хологическим самообразованием людей).

Каждый из них предъявляет специфические требова­ния к профессиональной подготовке и способностям спе­циалиста.

Хороший ученый вовсе не обязательно может быть хорошим практиком или преподавателем, хороший практик — одновременно хорошим ученым или препода­вателем, а хороший преподаватель — одновременно хоро­шим ученым или практиком.

Конечно, сочетание способностей к двум или трем видам деятельности у одно­го психолога вполне возможно. Однако это будут разные способности. Для психолога-ученого особенно важны

1 В некотором смысле отношения научной и практичес­кой психологии сходны с отношениями физиологии чело­века и медицины. Основная цель физиологии – изучение человеческого организма.

Основная цель медицины – по-мощь человеку. Физиология человека имеет прикладное зна­чение. Медицина, обобщая свои знания, строит медицинскую науку. В физиологии используются медицинские данные.

В медицине – данные физиологических исследований.

способности к поиску новых знаний и их обобщению. Для психолога-практика — способности применения психоло­гических знаний на практике. Для преподавателя психоло­гии — способности систематизировать и передавать знания другим людям.

Более подробно о специфике этих видов профессио­нальной психологической деятельности речь пойдет в пос­ледующих главах.

литература

1. Годфруа Ж. Что такое психология: В 2 т. 2-е изд. М.: Мир, 1996. Т. 1,гл. 2иЗ.

2. Гриншпун И.Б. Введение в психологию. М.: Международная педагогическая академия, 1994.

3. Климов Е.А. Путь в профессию: Пособие для старших клас­сов общеобразовательной школы. Л.: Лениздат, 1974.

4. Климов Е.А. Как выбирать профессию: Книга для учащихся. М.: Просвещение, 1984 (второе изд. — 1990).

5. Климов Е.А. Гипотеза “метелок” и развитие профессии пси­холога // Вестник Московского университета. Сер. 14, Психоло­гия. 1992. № 3. С. 3—12.

6. Климов Е.А. Об исторически конкретных формах фиксации психологического знания // Психология профессионала: Сб. М.: Институт практической психологии; Воронеж: НПО “МОДЭК”, 1996. С. 246-250.

7. Эткинд A.M. Психология практическая и академическая: расхождение когнитивных структур внутри профессионального сознания// Вопросы психологии. 1987. № 6. С. 20—30.

Источник: https://zakon.today/vozrastnaya-psihologiya_1103/chto-takoe-professiya-97708.html

Medic-studio
Добавить комментарий