4.4. Особенности развития познавательной сферы: При ДЦП имеет место сложная структура дефекта. Структуру

Структура двигательного дефекта при ДЦП

4.4. Особенности развития познавательной сферы: При ДЦП имеет место сложная структура дефекта. Структуру

Клинические проявления детского церебрального паралича разнообразны. Ведущее место занимают двигательные нарушения. В зависимости от преимущественного характера двигательных нарушений выделяют пять основных форм детского церебрального паралича: двойная гемиплегия, спастическая диплегия, гемипаретическая, гиперкинетическая и атонически-астатическая формы.

Двойная гемиплегия характеризуется особой тяжестью поражения как верхних, так и нижних конечностей. Причем руки поражены так же тяжело (или даже тяжелее), как ноги. Ребенок не держит голову или держит ее очень неуверенно, не сидит, не стоит. У него не развиваются предпосылки к самостоятельному передвижению и формированию навыков самообслуживания.

Более чем у 90% детей с этой формой заболевания отмечаются тяжелые нарушения речи и познавательной деятельности. Ввиду тяжести поражения дети с этой формой заболевания в специальных школах не обучаются. При спастической диплегии также имеет место поражение всех четырех конечностей, причем ноги поражены больше, чем руки.

Иногда поражение верхних конечностей может быть настолько легким, что выявляется лишь при специальном исследовании. В этих случаях (если заболевание возникает на фоне недоношенности) — это фактически та форма, которая носит название болезнь Литтля. При спастической диплегии речевые и интеллектуальные нарушения наблюдаются примерно у 50—60% детей.

Среди учащихся специальных школ 40—50% составляют дети со спастической диплегией. Гемипаретическая форма характеризуется односторонними двигательными нарушениями. Эта форма отмечается у 20—25% учащихся, страдающих церебральным параличом. Интеллектуальные и речевые нарушения отмечаются с той же частотой, что и при спастической диплегии.

При гиперкинетической форме нарушения движений связаны как с патологией мышечного тонуса, так и с наличием непроизвольных насильственных движений (гиперкинезов), различных по характеру и степени выраженности. При этой форме интеллект чаще нормальный. Однако почти у 90% детей отмечаются тяжелые нарушения речи. Слух нарушен примерно у 10—15% учащихся.

Гиперкинетическая форма имеет место у 20—25% учащихся с церебральным параличом. Атонически-астатическая форма характеризуется в первую очередь недоразвитием реакций равновесия, нарушением координации движений в сочетании с низким мышечным тонусом во всех группах мышц за исключением приводящих мышц бедер, пронаторов предплечья и кисти. При этой форме часто наблюдаются речевые расстройства.

Интеллект широко варьирует от нормального или задержанного психического развития до атипичной формы олигофрении различной степени тяжести. Эта форма заболевания встречается у 10—15% учащихся специальных школ. Описанные формы церебрального паралича обусловлены поражением различных структур головного мозга.

Лечебно-коррекционная работа и педагогические мероприятия являются наиболее эффективными, если они строятся с учетом формы детского церебрального паралича.

Исследования, проведенные в Институте дефектологии АПН СССР, показали, что наиболее часто имеют место осложненные формы детского церебрального паралича, например: спастическая диплегия сочетается с гиперкинетическим синдромом; гиперкинетическая форма детского церебрального паралича сочетается с мозжечковой недостаточностью и т.д.

В этих случаях для определения программы коррекционно-педагогических мероприятий необходимо установить ведущую форму заболевания. Для этого важно выделить ведущий дефект. Структура двигательного дефекта при детском церебральном параличе определяется следующими основными факторами. 1. Нарушение мышечного тонуса по типу спастичности, по типу ригидности и по типу гипотонии (низкий мышечный тонус).

В первом случае мышцы напряжены. Мышечное сопротивление при исследовании тонуса ощущается в начале движения. Для детского церебрального паралича является характерным нарастание мышечного тонуса при попытках произвести то или иное движение (особенно при вертикальном положении тела).

При резком повышении мышечного тонуса часто наблюдаются сгибательные и приводящие контрактуры, а также различные деформации конечностей. Эти нарушения тонуса характерны для поражения пирамидной системы и наблюдаются главным образом при спастической диплегии и гемииаретической форме заболевания. Во втором случае мышцы тоже напряжены.

Сопротивление, испытываемое при исследовании тонуса, остается равномерным в начале и в конце движения. Контрактуры и деформации конечностей наблюдаются реже. Среди контрактур преобладают сгибательные контрактуры локтевых, лучезапястных суставов и приводящие контрактуры плеча. При гипотонии мышцы дряблые, вялые.

Объем движений в дистальных отделах конечностей часто увеличен за счет «разболтанности» суставов. Наряду с этим могут отмечаться контрактуры в тазобедренных суставах за счет длительного тонического напряжения и неравномерного распределения мышечного тонуса в различных мышечных группах. Гипотония нередко сочетается с дистонией (меняющимся мышечным тонусом).

Такое сочетание наблюдается при атонически-астатической форме заболевания и у детей с гиперкинезами. При детском церебральном параличе может отмечаться сочетание различных видов нарушений мышечного тонуса. Характер этого сочетания может меняться с возрастом.

Это свидетельствует о сложном механизме нарушений мышечного тонуса, которые зависят от многих факторов, а не только от преимущественной локализации поражения, как это имеет место у взрослых больных. Большое значение в нарушениях мышечного тонуса у детей с церебральным параличом имеет фактор неравномерного созревания различных мозговых структур. 2. Парезы и параличи.

Полное отсутствие произвольных движений, обусловленное поражением двигательных зон коры головного мозга и проводящих двигательных (пирамидных) путей головного мозга, называется центральным параличом, а ограничение объема движений и снижение мышечной силы — центральным парезом.

Поскольку при детском церебральном параличе имеет место поражение головного мозга, парезы и параличи всегда носят центральный характер.

Для центрального паралича характерны: повышение мышечного тонуса (поэтому даже при гипотонии или дистонии у детей с церебральным параличом отмечается повышение мышечного тонуса в отдельных мышечных группах), повышение сухожильных рефлексов и расширение их зоны, отсутствие или снижение брюшных рефлексов, наличие патологических рефлексов, защитных рефлексов.

При парезах у детей с церебральным параличом страдают в первую очередь наиболее тонкие и дифференцированные движения, например изолированные движения пальцев рук. 3. Повышение сухожильных и пери-остальных рефлексов. Коленные и ахилловы рефлексы повышены. Зона их вызывания расширена. Поэтому коленный рефлекс может вызываться со всей передней поверхности бедра и голени, а ахиллов — с подошвы.

Повышение сухожильных рефлексов при тяжелых формах поражения сочетается с клонусами стоп, коленных чашечек и кистей. Клонусы — это ритмические сокращения мышц в ответ на растяжение сухожилий. При тяжелых поражениях проводящих (пирамидных) двигательных путей или их недоразвитии клонус может возникать спонтанно при перемене положения тела, при попытке встать на ноги. 4. Патологические рефлексы.

Для детского церебрального паралича характерны кистевые и стопные патологические рефлексы, а также рефлексы орального автоматизма. Кистевые патологические рефлексы являются сгибательными, так как при различных способах их вызывания возникает рефлекторное медленное сгибание пальцев кисти. Стопные патологические рефлексы являются как сгибательными, так и разгибательными.

Примером разгибательных стопных рефлексов может быть симптом Бабинского. 5. Синкинезии. Структура двигательного дефекта при церебральном параличе включает в себя наличие синкинезий. Синкинезии — это непроизвольные содружественные движения, сопровождающие выполнение активных движений. При детском церебральном параличе выделяют несколько видов синкинезии.

Наиболее часто наблюдаются имитационные и координаторные синкинезии. Например, при попытке взять предмет одной рукой происходит сгибание другой руки (имитационные синкинезии). При попытке согнуть паретичную руку в локтевом суставе одновременно происходит пронация предплечья (координаторная синкинезии).

У больных церебральным параличом детей отмечаются оральные синкинезии, которые проявляются в том, что при попытках к активным движениям или при их выполнении происходит непроизвольное открывание рта. 6. Недостаточное развитие цепных выпрямительных рефлексов. При недоразвитии этих рефлексов ребенку трудно удерживать в нужном положении голову и туловище.

Кроме того, ему трудно овладевать навыками самообслуживания, трудовыми и учебными операциями. 7. Несформированность реакций равновесия и координации. Эта несформированность проявляется как в статике, так и в локомоции. В наиболее тяжелых случаях ребенок не может сидеть или стоять без поддержки. Нарушения равновесия проявляются при открытых и закрытых глазах.

Нарушение локомоции проявляется в неустойчивости походки: ребенок ходит, широко расставляя ноги, пошатываясь, отклоняясь в сторону. Движения рук неточные. Часто отмечается дрожание пальцев. Нарушена координация тонких движений. В результате ребенку трудно писать и производить манипулятивную деятельность.

Недостаточность реакций равновесия и координации особенно характерна для атонически-астатической формы детского церебрального паралича. 8. Наличие насильственных движений. Для многих форм детского церебрального паралича характерны насильственные движения, которые могут проявляться в виде гиперкинезов и тремора. Гиперкинезы — непроизвольные движения.

Эти движения (в отличие от синкинезии) могут наблюдаться и в покое. Они усиливаются при попытках произвести движения, во время волнения. Гиперкинезы всегда затрудняют осуществление произвольного двигательного акта, а порою делают его невозможным. Гиперкинезы характерны для гиперкинетической формы церебрального паралича и гиперкинетического синдрома, который может осложнять все формы заболевания.

Наиболее частыми являются следующие формы гиперкинезов: хореиформный, атетоидный и смешанный (хореоатетоз).

Хореиформный гиперкинез характеризуется непроизвольными быстрыми, размашистыми, неритмичными движениями, которые преимущественно выражены в мышцах шеи, головы, мимической и артикуляционной мускулатуре и в верхних отделах плечевого пояса; более всего они проявляются в проксимальных отделах конечностей и в мускулатуре лица. Проявляются хореиформные движения обычно на фоне низкого мышечного тонуса.

Выраженность хореиформного гиперкинеза значительно затрудняет выполнение различных манипуляций с предметами и особенно препятствует овладению речью и навыками письма. Атетоидный гиперкинез характеризуется медленными, вычурными, червеобразными движениями с переразгибанием пальцев.

Этот гиперкинез захватывает преимущественно дистальные отделы конечностей, чаще пальцы рук, но иногда проявляется и в пальцах ног, реже — в мышцах языка. Для атетоидного гиперкинеза характерны тонические спазмы мышц с вычурным положением пальцев и кисти. Вычурные движения и позы при атетозе имеют тенденцию к повторению через различные промежутки времени.

Выраженность этого гиперкинеза может способствовать образованию более или менее постоянных контрактур, придающих дистальным отделам конечностей вычурное положение. Наиболее тяжелой формой является двойной атетоз, при котором отмечается выраженный атетоидный гиперкинез мышц лица и конечностей с двух сторон.

При двойном атетозе наблюдаются наиболее выраженные нарушения манипулятивной деятельности и речи. Часто у детей с церебральным параличом отмечается сочетание атетоидных движений с хореиформными, так называемый хореоатетоз. Тремор — дрожание конечностей (особенно пальцев рук). Тремор наиболее выражен при целенаправленных движениях (например, при письме).

В конце целенаправленного движения тремор усиливается, например при приближении пальца к носу при закрытых глазах (так называемая пальценосовая проба по выявлению тремора). Тремор характерен для поражения мозжечковой системы. Наблюдается при атонически-астатической форме церебрального паралича и при других формах, осложненных мозжечковым синдромом. 9. Наличие позотонических рефлексов.

Их выраженность отражает основной механизм нарушений при детском церебральном параличе. Двигательные нарушения при церебральном параличе обусловлены тем, что поражение незрелого мозга изменяет последовательность этапов его созревания.

Высшие интегративные двигательные центры не оказывают тормозящего влияния на нижележащие отделы мозга, осуществляющие примитивные двигательные рефлекторные реакции, к которым, в частности, относятся позотонические рефлексы.

С другой стороны, выраженность активного функционирования нижележащих мозговых структур, что проявляется в патологическом усилении позотонических рефлексов, задерживает созревание высших интегративных центров коры, регулирующих произвольные движения, речь и другие высшие корковые функции.

Тонические рефлексы активизируются и сосуществуют с патологическим мышечным тонусом и перечисленными выше двигательными нарушениями. Их выраженность препятствует последовательному развитию реакций выпрямления и равновесия, которые являются основой для развития произвольных двигательных навыков и умений.

Патологически усиленные позотонические рефлексы не только нарушают последовательный ход развития двигательных функций, но и являются одной из причин формирования патологических поз, движений, контрактур и деформаций у детей с церебральным параличом.

Среди позотонических рефлексов в оценке структуры дефекта у детей с церебральным параличом важнейшее значение имеют следующие: лабиринтный рефлекс, асимметричный и симметричный шейные тонические рефлексы. а) Тонический лабиринтный рефлекс у детей с церебральным параличом проявляется в повышении тонуса мышц-разгибателей, когда ребенок лежит на спине, и мышц-сгибателей, когда он лежит на животе.

При резкой выраженности разгибательного мышечного тонуса ребенок в положении на спине запрокидывает голову назад, его ноги разогнуты, напряжены, приведены и ротированы внутрь, стопы в подошвенном сгибании. Руки обычно разогнуты и пронированы, пальцы сжаты в кулаки.

При выраженности тонического лабиринтного рефлекса ребенок в положении на спине не может поднять и согнуть голову или делает это с большим трудом, т.е. у него отсутствуют важнейшие предпосылки для сидения, он не может схватить предмет, поднести его к лицу и рассмотреть.

В положении на животе при выраженности данного рефлекса у ребенка преобладает поза сгибания: согнуты голова и спина; руки находятся под грудной клеткой в согнутом положении, кисти сжаты в кулаки; ноги также чаще согнуты в тазобедренных и коленных суставах, бедра и голени приведены.

За счет выраженности тонического лабиринтного рефлекса ребенок и в положении на животе не может поднять голову, освободить руки и опереться на них, не может выпрямить ноги и спину, встать на колени, а затем принять вертикальное положение.

б) Симметричный тонический шейный рефлекс у детей с церебральным параличом проявляется во влиянии движений головы на мышечный тонус конечностей: опускание головы усиливает мышечный тонус в мышцах-сгибателях, разгибание (назад) головы повышает мышечный тонус в разгибателях.

При опускании головы усиливается общее сгибание туловища, рук и ног, и ребенок наклоняется вперед; при разгибании головы усиливается разгибание рук и туловища, и ребенок запрокидывается назад.

Когда у ребенка слабо развита функция удержания головы, и он ее сгибает в положении сидя, выраженность данного рефлекса может способствовать образованию сгибательных контрактур в коленных и локтевых суставах. в) Асимметричный шейный тонический рефлекс (АШТР). Этот рефлекс имеет особое значение в структуре дефекта у детей с церебральным параличом, так как он отличается значительной стойкостью и препятствует развитию не только произвольной двигательной активности, но и познавательной деятельности. Этот рефлекс проявляется во влиянии поворотов головы в сторону на мышечный тонус конечностей: так, если голова ребенка поворачивается вправо, его правые конечности разгибаются, а левые сгибаются, ребенок принимает «позу фехтовальщика». При выраженности данного рефлекса голова и глаза ребенка могут быть фиксированы в одну сторону, что приводит к ограничению его поля зрения и вызывает специфические трудности во время чтения и письма. У детей с церебральным параличом может быть сочетание указанных рефлексов, что значительно утяжеляет структуру их дефекта. Выраженность тонических рефлексов обычно отражает тяжесть заболевания. Тонические рефлексы могут наблюдаться при всех формах церебрального паралича. Особенно они выражены у детей с гиперкинезами. У большинства же учащихся тонические рефлексы отмечаются лишь при специальном обследовании либо при выполнении наиболее трудных заданий, а также в процессе речевого общения. В школьном возрасте дети обычно могут тормозить тонические реакции, а иногда, напротив, используют их сознательно для стабилизации позы, подавления гиперкинезов и тремора. Выраженные в школьном возрасте позотонические рефлексы во многом определяют патологическую вертикальную установку туловища и порочную походку. Так, при выраженности лабиринтного тонического рефлекса при вертикальном положении тела происходит напряжение сгибателей нижних конечностей: ребенок становится на согнутые в тазобедренных и коленных суставах ноги. Под влиянием шейного симметричного тонического рефлекса при вертикальном положении тела руки находятся в состоянии сгибания во всех суставах, а ноги — в состоянии разгибания. Формируется порочное положение стоп. При выраженности асимметричного шейно-тонического рефлекса отмечается поворот головы в сторону с разгибанием руки на стороне поворота и со сгибанием на другой стороне. Эта поза нередко сохраняется и при ходьбе. Выраженность тонических рефлексов и повышенного мышечного тонуса создает патологическую проприоцептивную афферентацию. В мозг ребенка поступают афферентные импульсы только от патологических поз и движений. Это задерживает и нарушает развитие всех произвольных движений и речи. Тонические рефлексы оказывают влияние на мышечный тонус речевого аппарата, что еще более нарушает развитие звукопроизносительной стороны речи. Двигательные нарушения у детей с церебральным параличом могут иметь различную степень выраженности. При тяжелой степени ребенок не овладевает навыками ходьбы и манипулятивной деятельностью. Он не может самостоятельно себя обслуживать. Такие дети, если у них нет тяжелых нарушений интеллекта, могут обучаться индивидуально на дому. При средней степени двигательных нарушений дети овладевают ходьбой, но ходят неуверенно, часто с помощью специальных приспособлений (костылей, канадских палочек и т.д.). Они не в состоянии самостоятельно передвигаться по городу, ездить на транспорте. Навыки самообслуживания у них развиты не полностью, так же как и манипулятивная деятельность. Такие дети могут обучаться в специальных школах-интернатах для детей с церебральными параличами. При легкой степени двигательных нарушений дети ходят самостоятельно, уверенно как в помещении, так и за его пределами. Могут самостоятельно ездить на городском транспорте. Они полностью себя обслуживают. У них достаточно развита манипулятивная деятельность. Однако у них могут наблюдаться неправильные патологические позы и положения, нарушения походки, отдельные насильственные движения. Их движения недостаточно ловкие, замедленные. Снижена мышечная сила.

Использован материал из книги  Мастюкова Е. М., Ипполитова М. В. «Нарушение речи у детей с церебральным параличом» Кн. для логопеда. — М.: Просвещение, 1985.

Нужна консультация невролога? Запишитесь на консультацию впо телефону +7 (495) 150-43-47

или через форму обратной связи в разделе «Контакты».

Источник: https://www.LogopedPlus.ru/articles/dtsp/struktura-dvigatelnogo-defekta-pri-dtsp/

Общая характеристика детского церебрального паралича и его структура

4.4. Особенности развития познавательной сферы: При ДЦП имеет место сложная структура дефекта. Структуру

В Российской Федерации за последние годы число детей – инвалидов и соответственно инвалидов с детства увеличилось в четыре раза, среди которых детский церебральный паралич (ДЦП), который за последние годы стал одним из наиболее распространенных заболеваний нервной системы у детей.

Частота его проявлений достигает в среднем 6 на 1000 новорожденных (от 5 до 9 в разных регионах страны).

Современная статистика только по Москве насчитывает около 9 тысяч инвалидов детства с ДЦП, при этом все чаще встречаются тяжелые формы заболевания, сопровождающиеся выраженными двигательными нарушениями.

ДЦП возникает в результате недоразвития или повреждения мозга в раннем онтогенезе. При этом наиболее тяжело страдают «молодые» отделы мозга – большие полушария, которые регулируют произвольные движения, речь и другие корковые функции. Детский церебральный паралич проявляется в виде различных двигательных, психических и речевых нарушений.

Таким образом, при ДЦП страдают самые важные для человека функции: движение, психика и речь.

Ведущими в клинической картине детского церебрального паралича являются двигательные нарушения, которые часто сочетаются с психическими и речевыми расстройствами, нарушениями функций других анализаторных систем (зрения, слуха, глубокой чувствительности), судорожными припадками.

Степень тяжести двигательных нарушений варьирует в широких пределах, где на одном полюсе находятся грубейшие двигательные нарушения, на другом – минимальные.

Психические и речевые расстройства, так же как и двигательные, варьируют в широком диапазоне и может наблюдаться целая гамма различных сочетаний.

Например, при грубых двигательных нарушениях психические и речевые расстройства могут отсутствовать или быть минимальными и, наоборот, при легких двигательных нарушениях наблюдаются грубые психические и речевые расстройства.

Причиной ДЦП могут быть различные неблагоприятные факторы, воздействующие во внутриутробном (пренатальном) периоде, в момент родов (интранатальном) или на первом году жизни (в раннем постнатальном периоде).

Наибольшее значение в возникновении ДЦП придается поражению мозга во внутриутробном периоде и в момент родов. Так, из каждых 100 случаев церебрального паралича 30 возникает внутриутробно, 60 – в момент родов, 10 после рождения (Л.О.Бадалян.

Л.Т.Журба, Н.М.Всеволожская).

Детский церебральный паралич может возникать и после рождения в результате перенесенных нейроинфекций (менингита, энцефалита), тяжелых ушибов головы.

Структура двигательного дефекта при ДЦП.

У детей с церебральным параличом задержано и нарушено формирование всех двигательных функций: с трудом и опозданием формируется функция удержания головы, навыки сидения, стояния, ходьбы, манипулятивной деятельности. Двигательные нарушения, являясь ведущим дефектом, без соответствующей коррекции оказывают неблагоприятное влияние на формирование психических функций и речи.

Разнообразие двигательных нарушений у детей с церебральным параличом обусловлено действием ряда факторов, непосредственно связанных со спецификой самого заболевания.

1. Нарушение мышечного тонуса (по типу спастичности, ригидности, гипотонии, дистонии). Мышечный тонус условно называют рефлексом на проприоцепцию, ответом мышц на самоощущение. Для любого двигательного акта необходим нормальный мышечный тонус. Регулирование мышечного тонуса обеспечивается согласованной работой различных звеньев нервной системы.

Часто при детском церебральном параличе наблюдается повышение мышечного тонуса – спастичность. Мышцы в этом случае напряжены. Характерным является нарастание мышечного тонуса при попытках произвести то или иное движение (особенно при вертикальном положении тела).

У детей с церебральным параличом ноги приведены, согнуты в коленных суставах, опора на пальцы, руки приведены к туловищу, согнуты в локтевых суставах, пальцы согнуты в кулаки.

При резком повышении мышечного тонуса часто наблюдаются сгибательные и приводящие контрактуры (ограничение объема пассивных движений в суставах), а также различные деформации конечностей.

При ригидности мышцы напряжены, находятся в состоянии тетануса (максимальное повышение мышечного тонуса). Нарушаются плавность и слаженность мышечного взаимодействия.

При гипотонии (низкий мышечный тонус) мышцы конечностей и туловища дряблые, вялые, слабые. При гипотонии объем пассивных движений значительно больше нормального.

Дистония – меняющийся характер мышечного тонуса. Мышечный тонус в этом случае отличается непостоянством, изменчивостью. В покое мышцы расслаблены, при попытках к движению тонус резко нарастает, в результате чего оно может оказаться невозможным.

При осложненных формах церебрального паралича может отмечаться сочетание различных вариантов нарушений мышечного тонуса. Характер этого сочетания может меняться с возрастом.

2. Ограничение или невозможность произвольных движений (парезы и параличи). В зависимости от тяжести поражения мозга может наблюдаться полное или частичное отсутствие тех или иных движений.

Полное отсутствие произвольных движений, обусловленное поражением двигательных зон коры головного мозга и проводящих двигательных (пирамидных) путей, называется центральным параличом, а ограничение объема движений – центральным парезом.

Ограничение объема произвольных движений обычно сочетается со снижением мышечной силы. Ребенок затрудняется или не может поднять руки вверх, вытянуть их вперед, в стороны, согнуть или разогнуть ноги.

Все это затрудняет развитие важнейших двигательных функций и прежде всего манипулятивной деятельности и ходьбы. При парезах страдают в первую очередь наиболее тонкие и дифференцированные движения, например изолированные движения пальцев рук.

3. Наличие насильственных движений. Для многих форм ДЦП характерны насильственные движения, которые могут проявляться в виде гиперкинезов и тремора.

Гиперкинезы – непроизвольные насильственные движения, обусловленные переменным тонусом мышц, с наличием неестественных поз и незаконченных движений.

Они могут наблюдаться в покое и усиливаться при попытках произвести движения, а также во время волнения. Гиперкинезы всегда затрудняют осуществление произвольного двигательного акта, а порой делают его невозможным.

Насильственные движения могут быть выражены в мышцах артикуляционного аппарата, шеи, головы, различных отделов конечностей, туловища.

Тремор – дрожание пальцев рук и языка. Он наиболее выражен при целенаправленных движениях (например, при письме). В конце целенаправленного движения тремор усиливается, например при приближении пальца к носу при закрытых глазах (пальценосовая проба по выявлению тремора).

4. Нарушения равновесия и координации движений (атаксия). Наблюдается туловищная атаксия в виде неустойчивости при сидении, стоянии и ходьбе. В тяжелых случаях ребенок не может сидеть или стоять без поддержки. Отмечается неустойчивость походки: дети ходят на широко расставленных ногах (с целью компенсации дефекта), пошатываясь, отклоняясь в сторону.

Нарушения координации проявляются в неточности, несоразмерности движений (прежде всего рук). Ребенок не может точно захватить предмет и поместить его в заданное место; при выполнении этих движений он промахивается, у него наблюдается тремор. Нарушена координация тонких, дифференцированных движений.

В результате ребенок испытывает трудности в манипулятивной деятельности и при письме.

5. Нарушение ощущений движений (кинестезии). Развитие двигательных функций тесно связано с ощущением движений.

Ощущение движений осуществляется при помощи специальных чувствительных клеток (проприоцепторов), расположенных в мышцах, сухожилиях, связках, суставах и передающих в центральную нервную систему информацию о положении конечностей и туловища в пространстве, степени сокращения мышц. Эти ощущения называют мышечно-суставным чувством.

При всех формах церебрального паралича нарушается проприоцептивная регуляция движения. Эти нарушения резко затрудняют выработку тех условно-рефлекторных связей, на основе которых формируется чувство положения собственного тела, позы в пространстве.

У детей с церебральным параличом бывает ослаблено чувство позы; у некоторых искажено восприятие направления движения (например, движение пальцев рук по прямой может ощущаться ими как движение по окружности или в сторону). Нарушение ощущений движений еще более обедняет двигательный опыт ребенка, способствует развитию однообразия в совершении отдельных движений, задерживает формирование тонких координированных движений.

6. Недостаточное развитие цепных установочных выпрямительных рефлексов (статокинетических рефлексов).

Статокинетические рефлексы обеспечивают формирование вертикального положения тела ребенка и произвольной моторики. При недоразвитии этих рефлексов ребенку трудно удерживать в нужном положении голову и туловище.

В результате он испытывает трудности в овладении навыками самообслуживания, трудовыми и учебными операциями.

7. Синкинезии. Синкинезии – это непроизвольные содружественные движения, сопровождающие выполнение активных движений (например, при попытке взять предмет одной рукой происходит сгибание другой руки; ребенок не может разогнуть согнутые пальцы рук, а при выпрямлении всей руки пальцы разгибаются).

8. Наличие патологических тонических рефлексов. Их выраженность отражает основной механизм нарушений при ДЦП. Двигательные нарушения при церебральном параличе обусловлены тем, что поражение незрелого мозга изменяет последовательность этапов его созревания.

При нормальном развитии тонические рефлексы проявляются нерезко в первые месяцы жизни. Постепенное их угасание создает благоприятную основу для появления более высокой ступени в безусловно-рефлекторной деятельности ребенка так называемых установочных рефлексов.

При нормальном ходе развития к 3 месяцам жизни позотонические рефлексы уже не проявляются.

При ДЦП отмечается запаздывание в угасании врожденных безусловно- рефлекторных двигательных автоматизмов, к которым и относятся позотонические рефлексы. Патологически усиленные позотонические рефлексы не только нарушают последовательный ход развития двигательных функций, но и являются одной из причин формирования патологических поз, движений, контрактур и деформаций.

У детей с церебральным параличом проявления этих рефлексов в первые годы жизни могут усиливаться из месяца в месяц и в последующие годы оставаться стойкими. Развитие моторики при ДЦП чаще всего останавливается на той стадии, где тонические рефлексы оказывают решающее влияние.

Ребенку может быть 2 года, 5, 10 лет и более, а его двигательное развитие будет находиться на уровне 5-8-месячного здорового младенца.

Двигательные нарушения у детей с церебральным параличом могут иметь различную степень выраженности. При тяжелой степени ребенок не овладевает навыками ходьбы и манипулятивной деятельностью. Он не может самостоятельно обслуживать себя.

При средней степени двигательных нарушений дети овладевают ходьбой, но ходят неуверенно, часто при помощи специальных приспособлений (костылей, канадских палочек и т.д.). Они не в состоянии самостоятельно передвигаться по городу, ездить на транспорте.

Навыки самообслуживания у них развиты не полностью, так же как и манипулятивная деятельность. При легкой степени двигательных нарушений дети ходят самостоятельно, уверенно как в помещении, так и за его пределами. Могут самостоятельно ездить на городском транспорте.

Они полностью себя обслуживают, достаточно развита манипулятивная деятельность. Однако у детей могут наблюдаться неправильные патологические позы и положения, нарушение походки, движения недостаточно ловкие, замедленные. Снижена мышечная сила.

Нарушения психики при ДЦП.

Структура дефекта при ДЦП включает в себя специфические отклонения в психическом развитии. Механизм нарушения развития психики сложен и определяется как временем, так и степенью и локализацией мозгового поражения.

Картина психических нарушений на фоне раннего внутриутробного поражения характеризуется грубым недоразвитием интеллекта.

При поражениях, развившихся во второй половине беременности и в период родов, психические нарушения носят более мозаичный, неравномерный характер.

Хронологическое созревание психической деятельности детей с церебральными параличами резко задерживается и на этом фоне выявляются различные формы нарушения психики, и прежде всего познавательной деятельности.

Не существует четкой взаимосвязи между выраженностью двигательных и психических нарушений: например, тяжелые двигательные расстройства могут сочетаться с легкой задержкой психического развития, а остаточные явления ДЦП – с тяжелым недоразвитием психических функций.

Для детей с церебральным параличом характерна своеобразная аномалия психического развития, обусловленная ранним органическим поражением головного мозга и различными двигательными, речевыми и сенсорными дефектами.

Важную роль в генезе психических нарушений играют ограничения деятельности, социальных контактов, а также условия воспитания и окружения.

Аномалии развития психики при ДЦП включают нарушения формирования познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы и личности.

Структура интеллектуального дефекта при ДЦП характеризуется рядом специфических особенностей.

1. Неравномерно сниженный запас сведений и представлений об окружающем. Это обусловлено несколькими причинами:

а) вынужденная изоляция, ограничение контактов ребенка со сверстниками и взрослыми людьми в связи с длительной обездвиженностью или трудностями передвижения;

б) затруднение познания окружающего мира в процессе предметно-практической деятельности, связанное с проявлением двигательных расстройств;

в) нарушение сенсорных функций.

При ДЦП отмечается нарушение координированной деятельности различных анализаторных систем. Патология зрения, слуха, мышечно-суставного чувства существенно сказывается на восприятии в целом, ограничивает объем информации, затрудняет интеллектуальную деятельность детей с церебральным параличом.

Ощупывание, манипулирование с предметами, т. е. действенное познание, при ДЦП существенно нарушены.

Дети с церебральным параличом не знают многих явлений окружающего предметного мира и социальной сферы, а чаще всего имеют представления лишь о том, что было в их практике.

2. Неравномерный, дисгармоничный характер интеллектуальной недостаточности, т.е. нарушение одних интеллектуальных функций, задержка развития других и сохранность третьих.

Мозаичный характер развития психики связан с ранним органическим поражением мозга на ранних этапах его развития, причем преимущественно страдают наиболее «молодые» функциональные системы мозга, обеспечивающие сложные высокоорганизованные стороны интеллектуальной деятельности и формирование других высших корковых функций. Несформированность высших корковых функций является важным звеном нарушений познавательной деятельности при ДЦП. Причем чаще всего страдают отдельные корковые функции, т.е. характерна парциальность их нарушений. У некоторых детей развиваются преимущественно наглядные формы мышления, у других, наоборот, особенно страдает наглядно-действенное мышление при лучшем развитии словесно-логического.

3. Выраженность психоорганических проявлений – замедленность, истощаемость психических процессов, трудности переключения на другие виды деятельности, недостаточность концентрации внимания, снижение объема механической памяти.

Большое число детей отличаются низкой познавательной активностью, что проявляется в отсутствии интереса к заданиям, плохой сосредоточенности, медлительности и пониженной переключаемости психических процессов.

Низкая умственная работоспособность отчасти связана с церебрастеническим синдромом, характеризующимся быстро нарастающим утомлением при выполнении интеллектуальных заданий. Наиболее отчетливо он проявляется в школьном возрасте при различных интеллектуальных нагрузках. При этом нарушается целенаправленная деятельность.

По состоянию интеллекта дети с церебральным параличом представляют крайне разнородную группу: одни имеют нормальный или близкий к нормальному интеллект, у других наблюдается задержка психического развития, у остальных имеет место олигофрения. Дети без отклонений в психическом (в частности, интеллектуальном) развитии встречаются относительно редко. Основным нарушением познавательной деятельности является задержка психического развития (церебрально-органического генеза).

Для детей с церебральным параличом характерны расстройства эмоционально- волевой сферы. У одних детей они проявляются в виде повышенной эмоциональной возбудимости, раздражительности, двигательной расторможенности, у других – в виде заторможенности, застенчивости, робости.

Склонность к колебаниям настроения часто сочетается с инертностью эмоциональных реакций. Так, начав плакать или смеяться, ребенок не может остановиться. Повышенная эмоциональная возбудимость нередко сочетается с плаксивостью, раздражительностью, капризностью, реакцией протеста, которые усиливаются в новой для ребенка обстановке и при утомлении.

Иногда отмечается радостное, приподнятое, благодушное настроение со снижением критики (эйфория).

Нарушения поведения могут проявляться в виде двигательной расторможенности, агрессии, реакции протеста по отношению к окружающим. У некоторых детей можно наблюдать состояние полного безразличия, равнодушия, безучастности.

У детей с церебральным параличом своеобразная структура личности. Достаточное интеллектуальное развитие часто сочетается с отсутствием уверенности в себе, самостоятельности, с повышенной внушаемостью. Личностная незрелость проявляется в наивности суждений, слабой ориентированности в бытовых и практических вопросах.

У детей и подростков легко формируются иждивенческие установки, неспособность и нежелание к самостоятельной практической деятельности. Выраженные трудности социальной адаптации способствуют формированию таких черт личности, как робость, застенчивость, неумение постоять за свои интересы.

Это сочетается с повышенной чувствительностью, обидчивостью, впечатлительностью, замкнутостью.

Речевые нарушения при ДЦП.

В структуре дефекта у детей с церебральным параличом значительное место занимают нарушения речи, частота которых составляет 80%.

Особенности нарушений речи и степень их выраженности зависят в первую очередь от локализации и тяжести поражения мозга.

В основе нарушений речи при ДЦП лежит не только повреждение определенных структур мозга, но и более позднее формирование или недоразвитие тех отделов коры головного мозга, которые имеют важнейшее значение в речевой и психической деятельности.

Отставания в развитии речи при ДЦП связаны с ограничением объема знаний и представлений об окружающем, недостаточностью предметно-практической деятельности. Неблагоприятное влияние на развитие речи оказывают допускаемые родителями ошибки воспитания.

Часто родители чрезмерно опекают ребенка, стремятся многое сделать за него, предупреждают все его желания или выполняют их в ответ на жест или взгляд. При этом не формируется потребность в речевой деятельности, ребенок лишается важного для него речевого общения.

Большое значение в механизме речевых нарушений при ДЦП имеет сама двигательная патология. Отмечается взаимосвязь между речевыми и двигательными нарушениями у детей с церебральным параличом.

Длительное сохранение патологических тонических рефлексов оказывает отрицательное влияние на мышечный тонус артикуляционного аппарата.

Выраженность тонических рефлексов повышает тонус мышц языка, затрудняет дыхание, голосообразование, произвольное открывание рта, движения языка вперед и вверх.

Подобные нарушения артикуляционной моторики задерживают и нарушают формирование ой активности и звукопроизносительной стороны речи. Недостаточность кинестетического восприятия проявляется в том, что ребенок не только с трудом выполняет движения, но и слабо ощущает положение и движение органов артикуляции и конечностей.

Отмечается зависимость между тяжестью нарушений артикуляционной моторики и тяжестью нарушений функции рук.

Наиболее выраженные нарушения артикуляционной моторики отмечаются у детей, у которых значительно поражены верхние конечности.

Различные нарушения двигательной сферы обусловливают разнообразие речевых расстройств. Для каждой формы детского церебрального паралича характерны специфические нарушения речи.

Речевые нарушения затрудняют общение детей, страдающих церебральным параличом, с окружающими и отрицательно сказываются на всем их развитии.

У детей с церебральным параличом выделяют следующие формы речевых нарушений: дизартрия, задержка речевого развития, алалия, нарушения письменной речи.

Речевые нарушения при ДЦП редко встречаются в изолированном виде. Например, наиболее частая форма речевой патологии – дизартрия – часто сочетается с задержкой речевого развития или реже – с алалией.

Источник: https://www.logopedmaster.ru/node/902

Дети со сложной структурой дефекта

4.4. Особенности развития познавательной сферы: При ДЦП имеет место сложная структура дефекта. Структуру

Выступление на курсах по теме

«Дети со сложной структурой дефекта»

«Нет необучаемых детей, нужно просто

уметь любить их такими, какие они есть».

Изучением детей со сложной структурой дефекта занимается сравнительно новая отрасль специальной психологии, которая изучает особенности психического развития ребенка, имеющего два или более нарушений.

Предметом этой области специальной психологии является изучение своеобразия психического развития ребенка со сложными нарушениями и определение путей психолого-педагогической помощи этим детям и их семьям.

Сложными нарушениями принято называть наличие двух или более выраженных первичных нарушений у одного ребенка. Недостатки развития, входящие в состав сложного дефекта, связаны с повреждением разных систем организма.

Дефект — это психический или физический недостаток, вызывающий нарушение нормального развития ребенка.

Структуру дефекта составляют дефекты первичные и вторичные.

Первичный дефект — повреждение биологических систем (отделов ЦНС, анализаторов), вызванное влиянием биологических факторов.

Вторичный дефект — недоразвитие высших психических функций вследствие наличия первичного дефекта (например, недоразвитие речи и мышления у глухих). То есть, вторичный дефект непосредственно не связан с первичным, но обусловлен им.

Сложный дефект — сочетание двух и более первичных дефектов, в одинаковой степени определяющих структуру аномального развития и трудности в обучении и воспитании. Он отличается качественным своеобразием, не являясь суммой первичных дефектов.

Осложненные дефекты — дефекты, в которых выделяются ведущее (главное) нарушение и осложняющее его расстройство. Дефекты могут быть вызваны как функциональными нарушениями, так и органическими. Отличие заключается в степени обратимости и возврата к норме.

С этой позиции функциональные дефекты, безусловно, легче, поскольку при устранении неблагоприятных факторов и проведении коррекционной работы развитие становится интенсивным. Каждый дефект имеет свою сложную структуру.

Любое отклонение, например нарушение слуха, зрения, речи, как правило, ведет за собой вторичные отклонения, становящиеся причиной изменения всей структуры психического и физического развития ребенка.

При отсутствии коррекционной работы развиваются еще и третичные отклонения. В результате возникает комплексное нарушение разных систем организма.

Под комплексным дефектом понимают сочетание двух или более психофизических нарушений у одного ребенка.

Например, сочетание детского церебрального паралича и нарушение речи, умственной отсталости и слепоты, одновременных нарушений зрения и слуха, нарушения речи и зрения, глухонемота и т.д.

Сложное нарушение развития — это сочетание двух или нескольких серьезных дефектов в физическом и интеллектуальном или психическом развитии. Общей закономерностью для такой категории детей является сильная отягощенность условий раннего развития ребенка.

Часто одно нарушение в развитии ведет за собой другое, и тогда имеющийся дефект у ребенка вначале отягощается, а затем и осложняется наличием еще одного или нескольких нарушений, ребенок имеет не только физические недостатки, но и психологическое состояние тоже угнетается, последствия могут быть самыми разными. Результатом наличия двух или более первичных психофизических дефектов является сильнейшее ограничение ребенка от общения с окружающим миром. Это в свою очередь приводит к нарушению развития, как отдельных психических функций, так и к общей задержке развития психики ребенка.

Выделяют 3 основные группы детей с сочетанными нарушениями.

В первую входят дети с 2 выраженными психофизическими нарушениями, каждое из которых может вызвать аномалию развития: слепоглухие дети, умственно отсталые глухие, слабослышащие с задержкой психического развития (первичной).

Во вторую — имеющие 1 существенное психофизическое нарушение (ведущее) и сопутствующее ему другое нарушение, выраженное в слабой степени, но заметно отягощающее ход развития: умственно отсталые дети с небольшим снижением слуха. В таких случаях говорят об «осложненном» дефекте.

В третью группу входят дети с так называемыми множественными нарушениями, когда имеется 3 или более нарушений (первичных), выраженных в разной степени и приводящих к значительным отклонениям в развитии ребенка: умственно отсталые слабовидящие глухие дети.

Категорию детей со сложным дефектом составляют

– Дети с умственной отсталостью, отягощенной нарушениями слуха;

– Дети с умственной отсталостью, осложненной нарушениями зрения;

– Дети глухие слабовидящие;

– Слепоглухонемые дети;

– Дети с задержкой психического развития, которая сочетается с дефектами зрения или слуха;

– Глухие дети с нарушениями соматического характера (врожденные пороки сердца, заболевания почек, печени, желудочно-кишечного тракта).

Кроме того, в дефектологической практике встречаются дети с множественными дефектами. К ним относятся

1. Дети с умственной отсталостью слепоглухие

2. Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата в сочетании с дефектами органов слуха, зрения, речи или интеллектуальной недостаточностью.

Таким образом, к детям со сложным дефектом можно отнести детей, у которых отмечаются нарушения развития сенсорных и моторных функций в сочетании с недостатками интеллекта (задержка психического развития, умственная отсталость).

Проблемы в развитии ребенка могут быть обусловлены множеством причин, которые необходимо рассматривать с различных позиций: времени возникновения нарушения — внутриутробное развитие (пренатальный период), период родовой деятельности (натальный), после рождения (постнатальный период); степени его выраженности; характера и тяжести нарушения, вызванного как органическими (поражение ЦНС), так и функциональными (социально-педагогическая запущенность, эмоциональная депривация и др.) причинами.

Для правильного построения коррекционной работы специалистам необходимо выяснить, каким образом и насколько сильно нарушена та или иная функция, по каким причинам и когда возникли эти нарушения.

С медицинской точки зрения важно установить природу заболевания, которое вызвало имеющиеся нарушения, — генетическую или внешнюю (инфекции, травмы, интоксикации и т. п.), а также определить характер течения заболевания (острое, хроническое, прогрессирующее, непрогрессирующее) и связанные с этим лечение и прогноз.

С психолого-педагогической точки зрения важно:

  • описать сложный дефект как сочетание нескольких нарушений разных функций, неодинаково выраженных, определить степень нарушения каждой, выделить ведущий дефект, оказывающий наибольшее влияние на развитие ребенка;
  • уточнить время возникновения нарушений — врожденные или приобретенные в определенном возрасте (одновременно или в разное время).

Это важно, поскольку степень знакомства ребенка с предметным миром, уровень овладения словесной речью, мышлением, которые были достигнуты ребенком к моменту заболевания, имеют большое значение для его будущего развития.

Например, при возникновении слепоглухоты в том возрасте, когда ребенок уже овладел речью в той или иной мере и имел нормальный сенсорный опыт, легче идет формирование речи и представлений об окружающем мире.

Однако чем позднее наступает тяжелое нарушение зрения и слуха, тем более сложные психологические проблемы возникают у ребенка в связи с перестройкой ориентировки в окружающем мире и становлением средств общения.

В связи с этим выделяют:

  • врожденный и ранний сложный дефект;
  • сложное нарушение, проявившееся или приобретенное в дошкольном возрасте;
  • нарушение, приобретенное в подростковом возрасте, в зрелом возрасте и в старческом возрасте.

При всем многообразии сложных нарушений развития можно выделить две основные категории детей по сложности адаптации к окружающему миру — это дети с потенциально сохранными возможностями интеллектуального и личностного развития и дети с выраженным отставанием в умственном развитии (при глубоких поражениях ЦНС).

Дети, способные к самостоятельной, активной, осмысленной деятельности, и дети, нуждающиеся в постоянном побуждении и руководстве в деятельности, а также полном или частичном обслуживании со стороны окружающих.

Дети каждой из групп требуют своеобразных педагогических подходов, но одинаково нуждаются в любви и понимании со стороны взрослых.

Знание всех особенностей состояния ребенка дает возможность адекватно оказывать лечебную и коррекционно-педагогическую помощь, поэтому так важно установить полный диагноз.

Причины сложных нарушений развития у детей.

Для ранней диагностики сложного нарушения очень важны знания о причинах, которые могут привести к поражению сразу нескольких функций организма.

Когда идет речь об одном первичном дефекте развития у ребенка, рассматривается вероятность либо наследственного, либо экзогенного происхождения.

Сложное нарушение развития может быть вызвано одной или несколькими причинами, разными или одинаковыми по происхождению.

Можно рассматривать несколько вариантов этиологически сложного нарушения:

  • один дефект имеет генетическое, а второй экзогенное происхождение и наоборот (например, ребенок наследует выраженную близорукость по линии матери, а нарушение двигательной сферы приобрел в результате родовой травмы);
  • оба дефекта обусловлены разными генетическими факторами, действующими независимо друг от друга (например, нарушение слуха наследуется по линии отца, а нарушение зрения по линии матери);
  • каждый дефект обусловлен разными экзогенными факторами, действующими независимо (например, ребенок приобрел нарушение слуха в результате перенесенной скарлатины, а нарушение движений наступило от травмы позвоночника);
  • оба нарушения представляют собой разные проявления одного и того же наследственного синдрома;
  • два дефекта возникли в результате действия одного и того же экзогенного фактора.

Наиболее изучены последние два варианта причин сложных нарушений, когда одно заболевание (наследственное или экзогенное) может стать причиной сложного или даже множественного нарушения развития у ребенка. В группе множественных нарушений у детей преобладают врожденные формы патологии, имеющие в большинстве случаев генетическое происхождение.

Реже встречаются хромосомные синдромы как виды сложных нарушений. Классический пример множественного дефекта хромосомного происхождения — это синдром Дауна. Кроме умственной отсталости у детей с этим синдромом в 70 % случаев имеются нарушения слуха и в 40% — выраженный дефект зрения.

Почти 30% детей с синдромом Дауна имеют множественный сенсорный дефект (нарушение зрения и слуха) в сочетании с умственной отсталостью.

К экзогенным по происхождению заболеваниям, приводящим к сложному и даже множественному нарушению развития, относятся различные пренатально (внутриутробно) и постнатально перенесенные заболевания. Наиболее известными из таких внутриутробных заболеваний является краснуха, корь, туберкулез, токсоплазмоз, сифилис, цитомегаловирусная инфекция и др.

В последние годы специалисты отмечают рост числа детей с врожденными нарушениями зрения и слуха, появившихся на свет глубоко недоношенными и спасенными благодаря достижениям современной медицины.

Как следствие глубокой недоношенности у таких детей могут наблюдаться нарушения слуха и зрения. Иногда к би-сенсорному дефекту добавляется ДЦП или другие нарушения. Иногда глубокая недоношенность является следствием внутриутробно перенесенных инфекционных заболеваний.

Но в большинстве случаев причины глубокой недоношенности остаются пока неизвестными.

Знание причин и особенностей заболеваний, которые могут привести к сложному нарушению развития у ребенка, может существенно помочь в диагностике этих нарушений, в выделении новорожденных детей группы риска и внимательному наблюдению за их развитием.

По сочетанности нарушений можно выделить более 20 видов сложных и множественных нарушений.

Это могут быть различные сочетания сенсорных, двигательных, речевых и эмоциональных нарушений друг с другом (сложное сенсорное нарушение как сочетание нарушений зрения и слуха; нарушение зрения и системное нарушение речи; нарушения слуха и движений; нарушение зрения и движений), а также сочетание всех видов этих дефектов с умственной отсталостью разной степени (глухота и умственная отсталость, слепота и умственная отсталость, двигательные нарушения и умственная отсталость; разные сочетания умственной отсталости и сложных сенсорных нарушений при множественном дефекте).

По выраженности сочетанных нарушений зрения и слуха детей с этим видом сложного нарушения можно разделить на:

тотально или практически слепоглухих;

слепых слабослышащих;

слабовидящих глухих;

слабовидящих слабослышащих.

Детей с сочетанными нарушениями зрения и речи можно разделить на:

слепых алаликов;

слабовидящих алаликов;

слепых детей с ОНР;

слабовидящих детей с ОНР.

Детей с нарушениями зрения и движений можно разделить на:

непередвигающихся самостоятельно слепых;

непередвигающихся самостоятельно слабовидящих;

слепых с нарушениями движений (остаточные явления ДЦП);

слабовидящих с остаточными нарушениями ДЦП.

Сочетание нарушений слуха и движений можно разделить на:

тяжелые формы ДЦП и глухоты;

тяжелые формы ДЦП и тугоухости;

легкие формы ДЦП и глухоты;

легкие формы ДЦП и тугоухости.

Возможно множество сочетаний, разных по выраженности сенсорных и двигательных нарушений, с разной по глубине умственной отсталостью.

Такая классификация позволяет достаточно адекватно подойти к решению вопроса о месте обучения ребенка в определенном типе школы. Но при этом необходимо учитывать условность подобного разделения и зависимость выраженности нарушений от применяемого лечения.

Таким образом, разделение детей со сложными нарушениями по выраженности каждого из имеющихся дефектов позволяет определить их основные трудности и построить программу их обучения и воспитания. При этом необходимо постоянно следить за изменением состояния нарушенных функций и быть готовым не только к их будущему улучшению, но и к ухудшению или появлению новых проявлений других нарушений.

6

Источник: https://multiurok.ru/files/dieti-so-slozhnoi-strukturoi-diefiekta.html

Исторический экскурс Причины умственной отсталости. Классификация по степени тяжести и этиопатогенетическому принципу Особенности развития познавательной сферы

4.4. Особенности развития познавательной сферы: При ДЦП имеет место сложная структура дефекта. Структуру

Кпозотоническим рефлексам относят:

лабиринтныйтонический рефлекс;

асимметричныйтонический шейный рефлекс;

симметричныйтонический шейный рефлекс.

Лабиринтныйтонический рефлекс проявляется приизменении положения головы.

Вположении на спине нарастает тонусмышц-разгибателей. Голова запрокинутаназад, ноги и руки напряжены и разогнуты.Кисти рук сжаты в кулаки. Тонус в положениина спине может быть выражен в разнойстепени, вплоть до резкого разгибания.

Тогда поза напоминает столбнячную, теловыгнуто в виде дуги и ребенок касаетсяопоры лишь затылком и пятками. Он неможет поднять голову, вытянуть впередруки и взять предмет, поднести руки клицу и т.д. Такая поза препятствуетразвитию моторных навыков, навыковсамообслуживания, различных видовдеятельности.

Данный рефлекс зачастуюраспространяется на мышцы глаз, чтосужает поле зрения, негативно влияетна развитие зрительно-двигательнойкоординации, затрудняет восприятиеокружающего. Все это сказывается наразвитии зрительного восприятия ипознавательной деятельности в целом.

Лабиринтный тонический рефлексспособствует повышению мышечного тонусав языке, что затрудняет жевание,артикуляцию звуков, способствуетслюнотечению и в итоге влияет на развитиеречи.

Вположении ребенка на животе шея и спинасгибаются — проявляется повышениетонуса мышц-сгибателей.

Плечи вытягиваютсявперед и вниз, руки согнуты под туловищем,а кисти рук сжаты в кулаки, бедра и голениприведены и согнуты, таз приподнят (рис.2).

Такая поза тормозит развитиепроизвольных движений, так как ребенокне может поднять голову, повернуть еев сторону, выпрямить руки, встать и др.Постоянно согнутая спина способствуетискривлению позвоночника.

Такимобразом, лабиринтный тонический рефлексоказывает негативное воздействие наразвитие произвольной моторики,задерживает формирование основныхдвигательных функций.

Очевидно ипатогенное влияние рефлекса наформирование психических компонентов:пространственное восприятие, перцептивная,познавательная активность,зрительно-двигательная координация,предметная, игровая, учебная, речеваядеятельность и др.

Асимметричныйтонический шейный рефлекс проявляетсяв изменении положения конечностей приповороте головы в сторону: в той сторонетела, куда повернуто лицо ребенка,повышается мышечный тонус в разгибателяхруки и ноги, в противоположной сторонетела — в сгибателях руки и ноги.

Такимобразом, поворот головы в сторонувызывает изменение в положенииконечностей, и ребенок принимает позу«фехтовальщика». Особенно Пагубнорефлекс сказывается на зрительно-моторнойкоординации, зрительном восприятии ипредметной деятельности.

При поворотеголовы в сторону предмета рука на сторонеповорота непроизвольно разгибается иребенок не может взять этот предмет.Если все же ребенок с усилием сгибаетруку, то голова автоматически отворачиваетсяв другую сторону и рассмотреть предметуже не предоставляется возможным.

Данныйрефлекс влияет отрицательно как наэлементарный процесс создания целостногообраза, так и на овладение учебными итрудовыми умениями и навыками.

Симметричныйтонический шейный рефлекс проявляетсяв усилении разгибательного тонуса вруках и сгибательного в ногах приподнятии головы, а при наклоне головывперед усиливается тонус мышц сгибателейрук и разгибателей ног. Этот рефлексформирует патологическую схему ходьбы,нарушает согласованную работу рук иног при ходьбе.

Вряде случаев может фиксироватьсясочетание различных позотоническихрефлексов у одного и того же ребенка.Так или иначе, позотонические рефлексыявляются по своей природе и влиянию намоторное и психическое развитие ребенкас ДЦП патологическими.

Такимобразом, ДЦП — это не просто отставаниев моторном развитии или выпадениеотдельных двигательных функций (как увзрослых при поражении двигательныхсистем головного мозга), а заболевание,характеризующееся извращенным ходоммоторного развития, что в большинствеслучаев нарушает последовательный ходи динамику психического развитияребенка, приводя к своеобразной аномалииразвития в целом.

Формы детскогоцеребрального паралича

Взависимости от повреждения определенныхсистем мозга возникают различныедвигательные расстройства. В связи сэтим выделяют 5 форм ДЦП.

1.Спастическая диплегия.

Дляосуществления движений необходимо,чтобы импульс из двигательной областикоры головного мозга был беспрепятственнопроведен к мышце. При спастическойдиплегии повреждение двигательной зоныкоры головного мозга или основногодвигательного (пирамидного) пути нарушаетпроведение импульса преимущественнок нижним конечностям, которые оказываютсяпарализованными.

Таким образом, паралич,или плегия, — это отсутствие движенияв мышце или группе мышц в результате«поломки» в двигательном рефлекторномпути. Частичная утрата двигательныхфункций (ограничение силы, объема,амплитуды движения) называется парезом.При спастической диплегии повреждаетсяцентральный двигательный нейрон иразвивается центральный паралич илипарез.

Спастическаядиплегия характеризуется двигательныминарушениями в верхних и нижних конечностях,причем ноги поражены сильнее, чем руки.

Степень поражения рук может бытьразличной — от выраженных ограниченийв объеме и силе движений и до легкоймоторной неловкости, которая проявляетсялишь при выполнении тонких дифференцированныхдвижений (письмо, составление мозаики,трудовые операции и др.).

Часто нарушениямоторики рук столь незначительны, чтоспастическая диплегия определяетсякак «спастический паралич конечностей,чаще нижних, реже верхних и нижних»,т.е. при легких нарушениях функций рукна первое место выходит диплегия нижнихконечностей.

Поражениедвух парных конечностей, либо верхних,либо нижних, называется диплегией (илипараплегией). Однако в некоторыхлитературных источниках спастическаядиплегия характеризуется как тетраплегия(или тетрапарез), т.е. как общее поражениечетырех конечностей.

Действительно,при спастической дипгегии имеет местонарушение двигательных функций всехконечностей: поражаются преимущественноноги, а верхние конечности поражаютсяв меньшей степени. Однако неодинаковаястепень тяжести двигательных нарушенийв руках и ногах указывает на поражениеконечностей по принципу диплегии.

Всвязи с этим оба термина взаимодополняютдруг друга.

Приспастической диплегии основным признакомявляется повышение мышечного тонуса(спастичность) в нижних конечностях сограничением объема и силы движений.

Выраженныесимптомы спастической диплегииобнаруживается уже в первые дни жизниребенка. При купании и пеленании5ыявляется повышенный тонус мышц,проявляющийся в тугоподвижности,сопротивлении пассивным движениям.

Более легкие формы болезни могутвыявиться позже, к 5 — 6 мес. жизни. В этихслучаях у детей отмечается вынужденноеположение конечностей, три которомбедра повернуты внутрь, колени прижатыдруг к другу. Дети начинают ходить сопозданием.

Походка их характера: ступникасаются пола только пальцами, ногипереставляются большим трудом, частоперекрещиваются.

Повышение мышечноготонуса преобладает в приводящих мышцахбедер, в силу чего наблюдаетсяперекрещивание ног при опоре на пальцы,что нарушает осанку, затрудняет стояниеи ходьбу. Обе ноги при попытке встатьили лечь приводятся в движениеодновременно.

Относительнолегкое нарушение двигательных функцийрук позволяет пользоваться ими: больнойпомогает себе при передвижении и вовремя ходьбы (большинство детей присвоевременном комплексном леченииосваивает ходьбу), дает возможностьразвивать и формировать навыкисамообслуживания, трудовые навыки,навыки письма и т.д.

Психикадетей чаще не изменена, многие из нихмогут обучаться в массовой школе. Вотдельных случаях возможно снижениеинтеллекта, однако при рано начатой,систематической работе 1ПР можно успешнопреодолеть.

Спастическаядиплегия — это наиболее часто встречающаясянорма ДЦП (в специальной школе наблюдаетсяу 45—50% учащихся).

Спастическаядиплегия иногда описывается как болезньЛиттля. Что касается тех случаев, когдазаболевание возникает на фоненедоношенности. В. Литтл впервые указална роль родовой травмы в происхожденииДЦП. Он обратил внимание на то, чтоболь-шя часть детей, у которых послетяжелых родов развился параличконечностей, родились недоношенными иперенесли асфиксию при рождении.

2.Двойнаягемиплегия.

Двойнаягемиплегия — самая тяжелая форма ДЦП.Диагностируется уже в период новорожденное.Двойная гемиплегия характеризуетсятяжелыми двигательными нарушениями вовсех четырех конечностях, причем рукипоражаются в такой же степени, как иноги, а иногда и сильнее.

Двигательныерасстройства часто асимметричны из-забольшой выраженности шейного тоническогорефлекса на одной стороне. Развитиедвигательных функций крайне затруднено.Дети не держат голову, не сидят, не стояти не ходят. Не развиваются предпосылкик самостоятельному передвижению,формированию навыков самообслуживания.

Однако ранняя и систематическая работапо физическому воспитанию в сочетаниисо всеми видами консервативного леченияможет привести к улучшению в состоянии.

Интеллектстрадает больше, чем при других формахДЦП. Интеллектуальное развитие детейсоответствует олигофрении в степенитяжелой дебильности, имбецильности илиидиотии. При этой форме часта анартрия.

3.Гемипаретическаяформа (детская церебральная гемиплегия).

Гемипаретическаяформа ДЦП обусловлена одностороннимповреждением двигательной зоны корыголовного мозга или основного двигательного(пирамидного) пути. При этом в силуперекреста основного двигательного(пирамидного) пути поражение возникаетна противоположной очагу поражениямозга стороне тела.

Детскаяцеребральная гемиплегия возникает чащев результате энцефалитов. При ее развитиина фоне энцефалита после острого периода,который длится несколько дней, судорогипрекращаются, сознание ребенкавосстанавливается и выявляется параличодной половины тела, постепеннопринимающий выраженный спастическийхарактер.

Гемипаретическаяформа ДЦП характеризуется одностороннимидвигательными нарушениями. Чащеотмечается более тяжелое поражениеруки. Мышечный тонус в руке высокий, онасогнута и локтевом суставе, приведенак туловищу; кисть опущена и сжата вкулак.

Если ребенок не пользуетсяпораженной рукой, то со временемнаблюдается ее укорочение (постепенноеотставание is росте), уменьшение в объеме(атрофия). Нога разогнута в коленномсуставе, стопа опущена. Сухожильныерефлексы повышены, имеются патологическиерефлексы. Нередко поражаются и черепныенервы.

При поражении глазодвигательныхнервов отмечается косоглазие, припоражении лицевого нерва — асимметриямимической иннервации лица и др.

Вспециальной школе эта форма встречаетсяпримерно у 20 —25 % учащихся. У каждоготретьего больного выявляется олигофрения,дизартрия, в половине случаев — ЗПР.

4.Гиперкинетическая форма.

Пригиперкинетической форме ДЦП преимущественнопоражаются подкорковые отделы мозга,играющие важную роль в осуществлениипроизвольного двигательного акта путемрегуляции последовательности, силы идлительности мышечных сокращена.

Приучастии подкорковых образований мозгаосуществляется иске автоматизациядвижений, происходит формированиеиндивидуальных эмоциональных особенностейребенка.

Таким образом, на первое местовыходят симптомы пораженияэкстрапирапирамидной системы.

Гиперкинетическаяформа ДЦП характеризуется двигательныхрасстройствами, проявляющимися в виденасильственных непроизвольных движений— гиперкинезов. При гиперкинетическойнорме ДЦП именно гиперкинезы являютсяведущим двигательным нарушением. Онимогут выступать как самостоятельныйвид расстройств или сочетаться спараличами и парезами.

Гиперкинезывозникают непроизвольно, исчезают восне и уменьшаются в двое, усиливаютсяпри движении и волнении, утомлении иэмоциональном напряжении. Они могутохватывать различные мышечные группы:мышцы лица, языка, шеи, туловища, верхнихи нижних конечностей. Гиперкинезы —это физиологически нецелесообразныедвижения.

Проявляются гиперкинезы вразличной форме.

Хореиформныегиперкинезы — это быстрые, интенсивные,размашистые, неритмичные непроизвольныедвижения в различных мышечных группах:непроизвольное нахмуривание бровей,лба, зажмуривание глаз, высовываниеязыка, причмокивание, шмыганье носом,порывистые и беспорядочные движенияконечностей.

Движения при хореическомгиперкинезе иногда напоминают(произвольные двигательные акты —гримасы, выразительные жесты. Привыраженном хореиформном гиперкинезесущественно 1атрудняется прием пищи,стояние и ходьба. Хореиформные гиртеркинезыразвиваются, как правило, на фоне мышечнойгипотонии.

Лтетоидныегиперкинезы — медленные, червеобразныедвижения пальцев рук, реже — мышц лица:выпячивание губ, перекашивание рта,гримасничанье, прищелкивание языком идр. Атетоидные гиперкинезы сопровождаютсяизменением тонуса мышц.

Хореоатетоидныегиперкинезы — смешанная форма гиперкинеза,сочетающая хореиформные и атетоидныенасильственные движения.

Спастическаякривошея — судорожные сокращения мышцшеи. Голова непроизвольно повернута всторону и наклонена к плечу. Можетсочетаться с непроизвольными движениями— откидыванием головы назад, пожиманиемплечами и др.

Гиперкинезычасто сочетаются с изменениями мышечноготонуса, но в отличие от спастичностиони характеризуются непостоянством —дистонией, переходом от низкого тонусак тоническим спазмам в определенныхгруппах мышц.

Пригиперкинетической форме ДЦП произвольныедвижения маловыразительны, замедленны,затруднена автоматизация двигательныхнавыков.

Осуществление произвольныхдвижении затруднено в первую очередьза счет насильственных движений,поскольку гиперкинезы не могут бытьподавлены волевым усилием.

Наличиегиперкинезов в мышцах верхних конечностейзатрудняет развитие манипулятивной,предметной, игровой, изобразительнойи других видов деятельности и навыковсамообслуживания.

У90% больных имеют место речевые нарушения.Нарушения слуха наблюдаются у 5 — 20 %.Психическое развитие страдает меньше,чем при других формах, однако тяжелыедвигательные и речевые нарушениясущественно затрудняют развитие ребенка,его обучение и социальную адаптацию.

Вспециальной школе сданной формой ДЦП— 15 —20% детей.

Вчистом виде гиперкинетическая формавстречается редко. Чаще можно наблюдатьсочетанные формы, например гиперкинетическуюформу и спастическую диштегию у одногобольного.

5.Атонически-астатическая форма(мозжечковая).

Даннаяформа ДЦП характеризуется прежде всегонизким мышечным тонусом (атония),трудностями в формировании вертикализации(астазия), что и определяет ее название.При данной форме имеет местонесформированность реакций равновесия,недоразвитие выпрямительных рефлексови нарушение координации движений.

Приатонически-астатической форме ДЦПпоражается мозжечковая система мозга,которая регулирует координацию движенийи равновесие.

При повреждении даннойсистемы двигательные нарушенияпроявляются в основном в виде мозжечковойатаксии. Атаксия — это нарушениекоординации движений: они становятсянеловкими и несоразмерными.

Мозжечковаяатаксия характеризуется расстройствомцеленаправленных движений, ходьбы. Кпроявлениям мозжечковой атаксии можноотнести:

нарушениеравновесия тела в покое и при ходьбе;

дисметрию— несоразмерность, чрезмерностьдвижений, которая проявляется впромахивании, например, при попыткевзять какой-либо предмет ребенокпромахивается, протягивая рук слишкомдалеко или не доводя ее до предмета. Призакрытых глазах моторика существенноне ухудшается;

интенционный(динамический) тремор — дрожаниеконечностей, которое возникает припроизвольных, целенаправленных движенияхи усиливается в конце двигательногоакта, по мере приближения к цели.

Интенционный тремор существенно нарушаетписьмо. Тремор представляет собойвариант насильственных движений.

Онпроявляется в непроизвольных, стереотипных,чаще всего ритмических колебательныхдвижениях всего тела или его частей.

Этии некоторые другие проявления наблюдаютсяна фоне низкого мышечного тонуса(гипотонии). Дети долго не могут держатьголову, сидеть, стоять, ходить. Реакциивыпрямления и равновесия иногдаотсутствуют до 2 — 3 лет.

Походкахарактеризуется неустойчивостью. Длясохранения равновесия дети ходят, широкорасставляя ноги в стороны, пошатываясь,однако часто падают.

Траектория движениязигзагообразная, что напоминает походкупьяного человека (походка при атаксии).

Детииспытывают существенные затрудненияпри совершении многих моторных актов:им трудно стоять (особенно на однойноге), перешагивать препятствия, совершатьповороты, прыжки, бегать и др. При попыткезахвата предмета движения неточны,плохо координировании. Все движенияотличаются неточностью и несоразмерностью.

Уэтих детей часто отмечается нарушениеритма движений, они затрудняются ходитьпод музыку в заданном ритме и темпе; приходьбе координация движений рук и нограссогласована (руки напряженно прижатык туловищу или отведены в стороны).

Притонких целенаправленных движениях(письмо, складывание мозаики, трудовыеоперации и пр.) тремор рук затрудняетвыполнение произвольных действий.Тремор и нарушения координации движенийсказываются на формировании навыкаписьма: буквы «пляшут», они неровные ичрезмерно большие, письмо прерывистое.

Речьрасстраивается, теряет плавность,становится прерывистой, монотонной имедленной. Ударения в ней расставляютсяне по смыслу: слова разделены равномернымиинтервалами.

Вполовине случаев у детей сатонически-астатической формой ДЦПотмечается олигофрения в степенидебильности и имбецильности.

Вспециальных школах учащиеся с этойформой заболевания составляют около10—15%.

Убольшинства детей отмечается смешанныйхарактер заболевания — сочетаниеразличных двигательных расстройств.Сочетание проявлений разных формзаболевания ведет к двигательнымнарушениям, носящим осложненный характер.

Например, спастическая диплегия можетосложняться гиперкинезами.

Пригиперкинетической форме могут наблюдатьсянарушения равновесия и координациидвижений (в результате поражения какподкорковых, так и мозжечковых системмозга).

4.4. Особенности развитияпознавательной сферы

ПриДЦП имеет место сложная структурадефекта. Структуру двигательного дефектамы подробно рассмотрели в предыдущемразделе, где неоднократно подчеркиваласьвзаимосвязь этого дефекта с нарушениямипсихического развития.

ПриДЦП можно говорить об особом видепсихического дизонтогенеза: о дефицитарномразвитии. Данный вид психическогодизонтогенеза возникает при тяжелыхнарушениях отдельных анализаторныхсистем, в том числе и при нарушениях вфункционировании двигательногоанализатора при ДЦП.

Первичный дефектанализатора ведет к недоразвитиюфункций, связанных с ним наиболее тесно,а также к замедлению развития рядапсихических функций, связанных спострадавшей опосредованно. Нарушенияразвития отдельных психических функцийтормозят психическое развитие в целом.

Дефицитарность моторной сферыобусловливает явления двигательной,сенсорной, когнитивной, социальнойдепривации и нарушения эмоционально-волевойсферы.

Прогнозпсихического развития ребенка сдизонтогенезом по дефицитарному типусвязан с тяжестью пораженияопорно-двигательного аппарата. Однакорешающее значение имеет первичнаяпотенциальная сохранность интеллектуальнойсферы.

Оптимальноеразвитие такого ребенка может происходитьтолько при условии адекватного воспитанияи обучения. В случае недостаточностикоррекционно-развивающей работывозникают и нарастают явления депривации,усугубляющие двигательную, познавательнуюи личностную недостаточность.

Психическийдизонтогенез по дефицитарному типу исоставляет основу аномалии психическогоразвития у детей с ДЦП, определяетхарактерную возрастную динамику инеравномерность психического,двигательного и речевого развития.Выраженная диспропорциональность инеравномерный, нарушенный темп развития,а также качественное своеобразие вформировании психики — это главныеособенности познавательной деятельностии всей личности ребенка с ДЦП.

Считается,что от 25 до 35% с ДЦП имеют потенциальносохранный интеллект, однако развитиеэтих детей идет в дефицитарных условиях,что сказывается на психическом развитии.

Потенциально сохранный интеллект приДЦП не означает полноценное, полностьюсоответствующее нормальному развитие.

Основные виды психических нарушенийпри ДЦП — это задержка психическогоразвития (встречается примерно у 50%детей с ДЦП) и олигофрения (имеет местоу 25% детей с ДЦП), что свидетельствует осочетании психического дизонтогенезадефицитарного типа с дизонтогенезомпо типу задержанного развития илинедоразвития. Вместе с тем не существуетпрямой зависимости между тяжестьюдвигательной патологии и степеньюинтеллектуальной недостаточности приДЦП. При различных формах ДЦП можетвстречаться и нормальное, и задержанноепсихическое развитие, умственнаяотсталость.

Всепознавательные психические процессыпри ДЦП имеют ряд общих особенностей:

нарушениеактивного произвольного внимания,которое негативно отражается нафункционировании всей познавательнойсистемы ребенка с ДЦП, так как нарушениявнимания ведут к нарушениям в восприятии,памяти, мышлении, воображении, речи;

повышеннаяистощаемость всех психических процессов(цереброастенические проявления),выражающаяся в низкой интеллектуальнойработоспособности, нарушениях внимания,восприятия, памяти, мышления, вэмоциональной лабильности.

Цереброастенические проявленияусиливаются после различных заболеваний,нарастают к концу дня, недели, учебнойчетверти. При интеллектуальномперенапряжении появляются вторичныеневротические осложнения.

Иногдаповышенная психическая истощаемостьи утомляемость способствует патологическомуразвитию личности: возникает робость,страхи, пониженный фон настроения ипр.;

повышеннаяинертность и замедленность всехпсихических процессов, приводящая ктрудностям в переключении с одного видадеятельности на другой, к патологическомузастреванию на отдельных фрагментахучебного материала, к «вязкости» мышленияи др.

Внимание

Вниманиедетей с ДЦП характеризуется рядомпатологических особенностей. У большинствадетей с ДЦП отмечается повышеннаяпсихическая истощаемость и утомляемость,пониженная работоспособность. Дети струдом сосредоточиваются на задании,быстро становятся вялыми и раздражительными.

Нарушениявнимания могут быть связаны не толькос цереброастеническими явлениями, нои с отклонениями в функционированиизрительного анализатора: с невозможностьюфиксации взора, с недостаточным уровнемразвития прослеживающей функции глаз,с ограничением поля зрения, нистагмоми др.

Обычнопри ДЦП все свойства внимания задерживаютсяв своем развитии и имеют качественноесвоеобразие. Нарушается формированиеизбирательности, устойчивости,концентрации, переключения, распределениявнимания.

Например, при выполненииметодики «Корректурные пробы» отмечаютсяпропуски элементов (предметов, букв,цифр), пропуски строчек, зачеркиваниесходных по начертанию знаков. Криваяработоспособности отличаетсянеравномерностью. Это говорит онедостаточной устойчивости, концентрациии распределении внимания.

Отмечаютсятакже трудности в переключении внимания,застревание на отдельных элементах,что связано с инертностью психическойдеятельности.

Особеннозначимые трудности возникают приформировании произвольного внимания.Бывает, что ребенок не в состояниицеленаправленно выполнять дажеэлементарные действия. Отмечаетсяслабость активного произвольноговнимания. При нарушениях активногопроизвольного внимания страдаетначальная стадия познавательного акта— сосредоточение и произвольный выборво время приема и обработки информации.

Исследованиевнимания у дошкольников (до 4 лет) с ДЦПпроводила Н.В.Симонова. У детей с тяжелойдвигательной патологией (без движений)с отсутствием речи и глубокой задержкойинтеллектуального развития наблюдалосьгрубое нарушение внимания.

Эти детибыли неспособны фиксировать своевнимание на окружающих их людях ипредметах. Более сохранным оказалосьвнимание к собственным действиям,частично удавалось привлечь их вниманиек некоторым предметам постоянногообихода.

При всех формах ДЦП особеннострадает переключение внимания (дляэтого в большинстве случаев требуетсядлительный период и неоднократнаястимуляция).

Описанныевыше нарушения внимания при ДЦП отражаютсяна всех последующих стадиях познавательногопроцесса, на функционировании всейпознавательной системы в целом.

Восприятие

Восприятиеу детей с ДЦП существенно отличаетсяот восприятия нормально развивающихсядетей, и здесь можно говорить и околичественном отставании от возрастныхнормативов, и о качественном своеобразиив формировании данной психическойфункции.

Удетей с ДЦП имеет место своеобразноеразвитие зрительных и слуховыхориентировочных реакций. У ребенка сДЦП на оптический и звуковой раздражительвозникает притормаживание общихдвижений.

При этом отсутствует двигательныйкомпонент ориентировочной реакции,т.е. поворот головы в сторону источниказвука или света.

У некоторых детей вместоориентировочных реакций возникаютзащитно-оборонительные реакции:вздрагивание, плач, испуг.

Источник: https://gigabaza.ru/doc/67143-p28.html

Medic-studio
Добавить комментарий