4.5. Ролевое поведение в группе.: Ролевое поведение в группе – фактическое поведение индивида,

Стена | ВКонтакте

4.5. Ролевое поведение в группе.: Ролевое поведение в группе – фактическое поведение индивида,
Виды социальных групп.1)Виды соц.

групп (по численности):

Малая группа – Небольшое число людей (от 2−3 до 20−30 человек), которые хорошо знают друг друга, заняты каким-либо общим делом и находятся в прямых взаимоотношениях между собой.

Характерны общие цели, задачи деятельности, психологические и поведенческие особенности. Представляет собой элементарную ячейку общества. (Семья, школьный класс, экипаж самолета, компания друзей и др.)

Большая группа – Многочисленная совокупность людей, занимающих одинаковое положение в структуре общества и имеющих вследствие этого общие интересы.( Нация, класс, страта и др.) 2) Виды соц. групп (по характеру взаимодействий):

Первичная группа – Группа, в которой взаимодействие носит непосредственный, межличностный характер и предполагает взаимную поддержку.( Группа друзей, сверстников, соседей и др.)

Вторичная группа – Группа, взаимодействие в которой обусловлено достижением конкретной цели и носит формально-деловой характер.( Производственно-хозяйственные организации, профсоюзы, политические партии и др.) 3)Виды соц. групп (по факту существования):

Номинальная группа (социальная категория) – Искусственно сконструированная группа, которая выделяется для целей статистического учёта населения.( Проживающие в отдельных и коммунальных квартирах, пассажиры пригородных поездов, покупатели стирального порошка «Аист» и др.)

Реальная группа – Группа, критерием выделения которой служат осознаваемые людьми реальные признаки (пол, возраст, национальность, доход, профессия, место жительства).( Мужчины, женщины, русские, дети, учителя, горожане и др.) 4) Виды соц. групп (по способу организации и регулированию взаимодействий):

Формальная (официальная) группа – Группа, создающаяся и существующая лишь в рамках официально признанных организаций.( Школьный класс, спортивная команда «Спартак» и др.)

Неформальная (неофициальная) группа – Группа, обычно возникающая и существующая на базе личных интересов её участников, которые могут совпадать или расходиться с целями официальных организаций.( Поэтический кружок, клуб любителей бардовской песни, организация болельщиков футбольного клуба «Зенит» и др.)
В совокупности социальные группы образуют социальную структуру общества.
Социальная структура общества — это внутреннее устройство общества или социальной группы, упорядоченное определенными нормами взаимодействия частей. Социальная структура организует общество в единое целое.
Как уже отмечалось, кроме понятия «группа», в социологии существует понятие «квазигруппа».
Квазигруппа — малоустойчивая неформальная сово¬купность людей, объединенная, как правило, одним или очень немногими типами взаимодействия, имеющая не¬определенную структуру и систему ценностей и норм.
Существуют следующие разновидности квазигруппы: – аудитория — объединение людей во главе с коммуникатором (например, концертная или радиоаудитория). Здесь имеет место такой тип социальных связей, как передача-прием информации непосредственно или с помощью технических средств; – Фан-группа — объединение людей на основе фанатичной приверженности спортивной команде, рок-группе или религиозному культу; – толпа — временное собрание людей, объединенных каким-либо интересом или идеей.

Основные свойства квазигрупп:

+ Анонимность + Внушаемость + Социальная заражаемость + Бессознательность

В современных условиях, когда требуется огромная работа по координации деятельности и ресурсов, возрастает значение организаций.

Организация — это большая ассоциация людей, действующих на основании не личных связей, созданная для достижения специфических целей (больницы, учебные заведения, фирмы, финансовые компании, банки, правительственные учреждения и т. д.). Организации по большей части «спроектированы» — учреждены с определенными целями, располагаются в зданиях или на физических пространствах, специально сконструированных, чтобы помочь в достижении этих целей.

Группы и организации непосредственно влияют на поведение человека. Это влияние может быть как положительным, так и отрицательным.

Позитивное воздействие малой группы на человека +Отношения, складывающиеся в группе, приучают человека выполнять существующие социальные нормы, формируют ценностные ориентации, усваиваемые личностью +В группе человек совершенствует свои коммуникативные умения +От членов группы человек получает информацию, позволяющую ему правильно воспринимать и оценивать себя, Группа дает человеку уверенность в себе, снабжает его системой положительных эмоций, необходимых для его развития

Негативное воздействие малой группы на человека

-Цели группы достигаются за счет ущемления интересов отдельных ее членов в ущерб интересам всего общества, т. е. имеет место групповой эгоизм -Воздействие, которое группа оказывает обычно на одаренных творческих личностей: их оригинальные идеи отвергались большинством потому, что были непонятны, а сами неординарные личности сдержи-вались, подавлялись в своем развитии, преследовались -Иногда человек идет на внутренний конфликт и ведет себя конформно (лат. conformis — подобный), т. е. осознанно расходясь в мнениях с окружающими людьми, тем не менее соглашается с ними, исходя из каких-либо соображений

Таким образом, несмотря на то, что реальное общество составляют люди, отдельные индивиды, подлинными субъекта¬ми общественных отношений являются социальные группы.

#теория_дня@pro100obshectvo

#социальная_сфера@pro100obshectvo

Источник: https://vk.com/wall-144942536?q=%23%D1%81%D0%BE%D1%86%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D1%81%D1%84%D0%B5%D1%80%D0%B0

Ответы на семинары – файл Руководство по изучению дисциплины Организационное поведение.doc

4.5. Ролевое поведение в группе.: Ролевое поведение в группе – фактическое поведение индивида,
sh: 1: –format=html: not found

Ответы на семинары
скачать (907.6 kb.)

Реклама MarketGid:
Московская финансово-промышленная академия                    

Cульчинская Э.Э.

         

Руководство по изучению дисциплины

«Организационное поведение»

                                   

Москва, 2007

                                      Сульчинская Э.Э. Руководство по изучению дисциплины «Организационное поведение» – Московская финансово-промышленная академия, М., 2007 г. – 72 с.                                  

© Сульчинская Э.Э., 2007

© Московская финансово-промышленная академия, 2007  

Цели и задачи дисциплины.. 4

 

. 5

Введение. 5

Теоретический материал по теме 1. 5

Методические указания. 10

 

Тема 2. Подходы и теории поведения личности в организации. 11

Введение. 11

. 11

Методические указания. 16

 

Тема 3. Личность и организация. 17

Введение. 17

Теоретический материал по теме 3. 17

Методические указания. 23

 

Тема 4. Групповое поведение. 23

Введение. 23

Теоретический материал по теме 4. 24

Методические указания. 29

 

Тема 5. Коммуникативное поведение. 29

Введение. 29

Теоретический материал по теме 5. 30

Методические указания. 37

 

Тема 6. Лидерство в организации. 38

Введение. 38

Теоретический материал по теме 6. 38

Методические указания. 45

 

Тема 7. Персональное развитие в организации. 45

Введение. 45

Теоретический материал по теме 7. 45

Методические указания. 52

 

Тема 8. Мотивация и результативность организации. 52

Введение. 52

Теоретический материал по теме 8. 53

Методические указания. 57

 

Тема 9. Анализ и проектирование организации. 57

Введение. 57

Теоретический материал по теме 9. 58

Методические указания. 62

 

Тема 10. Изменения в организации. 62

Введение. 62

Теоретический материал по теме 10. 63

Методические указания. 71

Цели и задачи дисциплины

 

Цели дисциплины – представить основы теоретических знаний и дать комплекс практических навыков по современным формам и методам управления поведением личности и группы в организации для повышения ее результативной деятельности.

       сформировать представление о современном состоянии и тенденциях развития О.П.;      закрепить представление об организации и ее типах, заложенное другими курсами;      ознакомить с подходами к поведению человека в организации в различных управленческих школах;      довести до осознания понятие системы «личность – группа – организация – организационное поведение»;      сформировать представление об организационном поведении как о связующей, стержневой составляющей системы «человек – группа – организация»;      сформировать знания об особенностях проявления личности в организации;      сформировать знания об особенностях группового поведения в организации;      дать знания по вопросам коммуникативного поведения в организации;      продемонстрировать основные методы описания работников и групп;      сформировать практические навыки анализа и конструирования организации;      научить управлению поведением в организации и изменениями в организации.        теории поведения человека в организации;      особенности поведения личности в организации и взаимодействия «личность – организация»;      основные характеристики групп и особенности их поведения в организации;      основы лидерства, типы и функции лидеров, типичные качества и черты их личности, стили лидерства и руководства;      различные способы анализа и конструирования организации;      основные стратегии изменения в организации, способы их выработки и реализации, роль руководителя при проведении изменений в организации.  

организационное поведение

 

Тема 1. Основы организационного поведения

Введение

В результате изучения темы Вы узнаете:

    что такое организационное поведение, каковы его сферы;     что такое организация и каковы ее признаки;     какие типы организаций существуют и в чем их особенности.  

:

    организационное поведение;     организация;

    признаки организации: организационная культура, организационная структура, взаимоотношения с окружающей средой, ЖЦО, территориальные границы организации;

    типы организаций: корпоративные, индивидуалистические, эдхократические, партисипативные.    

1.1. Сущность понятия «организационное поведение».

Организационное поведение – отрасль знаний, изучающая поведение отдельных личностей, групп и организаций, частью которых они являются, с целью понимания, прогнозирования и влияния на поведение индивидов, направленных на повышение эффективности организации.

       систематическое описание поведения людей в организации;      понимание и объяснение причин поведения индивидов и групп;      прогнозирование поведения людей и групп в различных рабочих ситуациях;      овладение навыками управления людьми и группами в организации с целью повышения их эффективности.    

  Составляющие блоки ОП  Управленческие процессы
Организация        Организационная культура        Организационная структура        Взаимодействие с внешней средой        ЖЦО        Эффективность        Имидж   Личность        Свойства и черты личности        Мотивы        Восприятие        Отношение        Роли        Стресс   Группы        Динамика        Структура        Сплоченность        Конфликты        Лидерство           Мотивация         Коммуникация         Принятие решений         Организационные изменения         Влияние         Координация        Производительность        Удовлетворенность        Вовлеченность        Приверженность        Физическое и психологическое благополучие        Индивидуальное развитие

 

Организация – скоординированное образование, состоящее по меньшей мере из двух человек, работающих для достижения общей цели.

 

     наличие целей;

     организационная культура – ценности и нормы, разделяемые сотрудниками;

     организационная структура – совокупность устойчивых связей, выраженных в конкретных организационных формах, способы распределения полномочий и ответственности между подразделениями, специалистами;

     взаимодействие с внешней средой – получение из внешней среды ресурсов, требований потребителей, требований законов, требований технологий, экономической, политической ситуации; отдача во внешнюю среду товаров, услуг, рабочих мест, отработанных ресурсов. Если взаимодействие осуществляется успешно, организация продолжает существовать на рынке, если нет – ее существование прекращается;

     жизненный цикл организации – период, в течение которого организация проходит все стадии своего развития.

   

Наименование стадии*Характеристики стадии
Создания (становления, формирования) Цели организации размыты. Основные задачи: получить доступ к ресурсам, овладеть механизмом конкуренции, найти свое место на рынке. Организация малочисленна, иерархия слабо развита, слабо выражены специализация и разделение труда, распространена совместная работа, преобладают неформальные отношения, большие возможности для творчества и инициативы.
Уточняются цели организации, формируется миссия. Основными задачами являются: создание условий для экономического роста, обеспечение качества товаров и услуг. Усиливается делегирование полномочий, специализация и разделение труда. Формируется организационная культура и организационная структура. Появляются новые подразделения и филиалы, идет захват новых рынков, увеличивается персонал.
Усложнение организационной структуры, усиление специализации, разделения труда, централизации. Отношения становятся более формализованными, возрастает роль высшего руководства. Постепенно прекращается захват новых рынков, введение новых схем оплаты труда, кадровые перестановки. Основные задачи: повышение эффективности организации, децентрализация, диверсификация рынков, поиск новых возможностей развития, подготовка организации к последующим изменениям.
Сокращение рынков, уменьшение спроса на товары и услуги, снижение эффективности организации. Увеличение централизации, сокращение персонала, введение антикризисных программ или подготовка к ликвидации. Возрастание конфликтов. Основные задачи: корректировка стратегии развития, осуществление организационных изменений, установление связей с новыми поставщиками и рынками сбыта, использование всех видов ресурсов.

  *В таблице приведено по несколько наименований для каждой стадии, т.к. в современной литературе нет единой терминологии по данному вопросу, кроме того, разница в наименованиях указывает на разное виденье стадии.  

    Территориальные границы

    Отношение к собственности

   

Основание классификацииВиды организаций
     Формальные     Неформальные
Формы собственности      Государственные     Частные     Муниципальные
Отношение к прибыли      Коммерческие     Некоммерческие
     Индивидуальное производство     Серийное производство    
Отношения внутри организации      Корпоративные     Индивидуалистические     Эдхократические     Партисипативные

 

– официально зарегистрированные, имеющие систему установленных отношений для достижения поставленных целей, структуру должностей, принятые нормы и правила.

 

– совокупность личных и социальных отношений, возникающих как результат взаимодействия сотрудников, не имеют юридического и фиксированного статуса.

 

– основным собственником таких организаций является государство.

 

Частные организации – основными собственниками выступают частные или юридические лица.

 

принадлежат местным органам государственной власти или местным органам самоуправления.

 

Коммерческие организации имеют основной целью деятельности получение прибыли.

 

не ставят перед собой цель получения прибыли от своей деятельности, но могут осуществлять предпринимательскую деятельность, если это не противоречит их целям.

 

– удовлетворение потребности отдельного клиента (личности или организации).

 

Мелкосерийное производство учитывает требования отдельных клиентов, но товары и услуги предоставляет небольшими сериями.

 

удовлетворяет обезличенные потребности клиентов.

 

Корпоративные организации – объединения людей по социальным и профессиональным критериям для осуществления совместной деятельности. Для них характерны: устойчивый характер производства, четкое разделение труда, иерархия управления, стандартизация деятельности, преобладание организационных ценностей над личными.

 

– добровольные объединения индивидов, в которых сочетаются конкуренция и кооперация, интересы производства связаны с задачами воспроизводства личности. Для них характерны: изолированность труда исполнителей, гибкие структуры управления, меняющийся характер загрузки отдельных исполнителей, смена специализации работников.

 

– основаны на знании, компетенции исполнителей. Такие организации создаются, как правило, в области высоких технологий. Формальности в их структуре сведены к минимуму, преобладают неформальные и горизонтальные связи. Для них характерны: высокая степень свободы работников, чувство общности в работе, высокая оценка компетентности работников.

 

– основаны на участии работников в управлении. Работники участвуют в выдвижении предложений, разработке альтернативных вариантов, принятии окончательных решений. Для них характерно создание специальных органов, формирующихся при руководителе из представителей более низкого уровня иерархии, решения которых часто бывают обязательными для руководителей.

 

Макроэкономические факторы:

     экономическая ситуация в стране, регионе;      географическое положение организации;      уровень жизни в регионе;      внешнеэкономические контакты;       статус организации на рынке;       ожидания окружающих.         профиль и вид деятельности организации;       уровень финансового состояния личности;       личность первого руководителя;       реальная ситуация.         менталитет;       особенности образования;       этнические особенности.         действующее законодательство;       свобода граждан и форма правовой защиты.

Методические указания

 

Для изучения темы прочитайте:

               Алиев В.Г., Дохолян С.В. Организационное поведение. – Изд. 2-е. – М.: Экономика, 2004. –310 с.                Организационное поведение в таблицах и схемах / под. ред. Г.Р. Лафуллина, О.Н. Громовой. – М.: Айрис-пресс, 2002. – 288 с.  

Дополнительная литература:

               Организационное поведение: практикум / под. ред. Г.Р. Латфуллина, О.Н. Громовой. – СПб.: Питер, 2006. – 72 с.                Красовский Ю.Д. Организационное поведение: учеб. пособие. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – 511 с.

Тема 2. Подходы и теории поведения личности в организации

Введение

В результате изучения темы Вы узнаете: что такое поведение и какие существуют наиболее распространенные теории и подходы к поведению в организации.

:

      поведение;       особенности поведения;       теории поведения;       подходы к поведению;       структурный подход к поведению;       интеракционистский подход;       бихевиористский подход;       стимул, реакция, подкрепление;       синергетический подход;       теории «X», «Y», «Z».

Теоретический материал по теме 2

 

Поведение – функция природных свойств личности, обусловленная внешним окружением в результате социализации.

 

     Поведение причинно обусловлено – любое поведение определяется теми событиями, которые ему предшествовали, и особенностями личности.

     – любое поведение определяется целью, ради которой индивид совершает действие.

     Поведение мотивированно – в любом поведении присутствует мотив, определяющий именно данную форму поведения.

     – поведение проявляется в действиях, поступках, речи, мимике, жестах, отдельные характеристики которых можно замерить, например скорость движений, скорость речи, частоту повторения конкретных жестов и слов.

   

ПодходПериодАспектОписание
Школа научного менеджмента1910-е гг.Структур-ныйРассматривает управление как науку, предполагает постановку перед работником точно определенной задачи, отбор, обучение, развитие работников, основанные на научных исследованиях, разделение труда между рабочими и менеджерами
1920-е гг.Структур-ныйОписывает ф-ции менеджера (планирование, контроль, организацию, координацию) и основные принципы: специализацию, скалярную цель команд, координацию деятельности
1920-е гг.Структур-ныйАкцентирует внимание на приказах, рациональности, формализации управления
1920-е гг.Поведен-ческийФокусируется на значимости для производительности работников их ощущения, положения в коллективе, неформальных ролей и норм
Необихевиористский подход
1960-е гг.Интегратив-ныйРассматривает организацию как открытую систему со своими входами, выходами, обратной связью
1980-е гг.Интегратив-ныйОбращается к связям между условиями внешней среды и процессами внутренней среды, отмечает связь между организационной структурой и различными ситуациями
1980-е гг.Интегратив-ныйАкцентируется на самоорганизации в состоянии неустойчивости систем, согласованном взаимодействии частей в едином целом, взаимоусиливающих друг друга
1980-е гг.Поведенчес-кийПредполагает, что человеческая природа и социальный порядок являются продуктом коммуникации, поведение является функцией взаимодействия человека и его окружения

 

утверждает, что нет универсального способа управления и поведения, в каждой ситуации требуются разные способы поведения и поэтому разные типы людей будут лучше соответствовать определенным ролям в различных ситуациях.

Отдельным личностям и группам необходимо знание и понимание ситуации, для того чтобы выбрать наиболее адекватный способ поведения, сгармонизировать, объединить и эффективно использовать качества, которые они привносят.

 

Принципы интеракционистского подхода:

       Поведение – функция многомерного взаимодействия и обратной связи между индивидом и ситуациями, с которыми он сталкивается.        Человек является сознательным, активным субъектом процесса взаимодействия.        Детерминантами поведения являются познавательные и мотивационные факторы.        Для индивида важнейшим предопределяющим фактором является субъективное знание и понимание ситуации.  

Если человек определяет ситуацию как реальную, то она становится реальной по своим последствиям независимо от того, насколько она в действительности реальна

 

– рассматривает организацию как единую, целостную, открытую, самоорганизующуюся систему, в которой все элементы взаимодополняют и взаимоусиливают друг друга.

 

Поведение – реакция организма (R) на изменения внешней среды – стимул (S).

 

Механизм поведения (по Б.Ф. Скиннеру)

С тоски зрения бихевиористов любой раздражитель (стимул) вызывает реакцию. Основная задача – выработать определенные реакции на конкретные стимулы. Скиннер считал, что поведение людей обусловлено последствиями их действий в прошлом. Положительные последствия ведут к тому, что человек повторяет такой же тип поведения в будущем. Эту идею развил Торндайк.  

Из нескольких реакций на один стимул с большей вероятностью будет повторена та, которая сопровождалась положительным подкреплением, те же, которые сопровождались дискомфортом, будут повторены с меньшей вероятностью.

 

Подкрепление бывает положительное (поощрение) и отрицательное (наказание). Положительное подкрепление используется для закрепления желательных способов реагирования на стимул, а отрицательное – для исключения нежелательных.

 

Теоретическое обобщение научного управления и бихевиоризма нашло обобщение в теории «X» и теории «Y» Д. Макгрегора.

Он проанализировал деятельность исполнителя на рабочем месте и выявил, что менеджер может контролировать задание, которое получает подчиненный, и качество выполнения задания, которое определяет действия исполнителя. На основании этого Д.

 Макгрегор сформулировал два подхода к управлению и назвал их теорией «X» и теорией «Y». Существует два типа управления, отражающие два взгляда на работника.

Для теории «X» характерны следующие предпосылки:         обычный человек имеет унаследованную нелюбовь к работе и старается избежать ее;         большинство людей могут быть побуждены к работе путем принуждения, контроля, с помощью приказов, угроз наказания;         средний человек предпочитает, чтобы им управляли, имеет низкие амбиции и старается не брать на себя ответственность.   Теория «Y» имеет следующие предпосылки:         выражение физических и эмоциональных усилий на работе для человека естественно, как во время игры и отдыха;         человек может воспринимать работу как удовольствие или наказание в зависимости от условий труда;         люди могут осуществлять самоконтроль, самопобуждение к деятельности для интересов организации;         ответственность и обязательства по отношению к организации зависят от вознаграждения;         наилучшим является то вознаграждение, которое связано с удовлетворением потребности в самовыражении и самоактуализации;         обычный человек, воспитанный определенным образом, не только готов брать на себя ответственность, но и даже стремится к этому.   Американский профессор У. Оучи, развивая идеи Макгрегора, предложил свое понимание вопроса, сформулированное в теории «Z». Оучи опирался на изучение японского опыта. Основным пунктом этой теории является положение, что человек – основа организации и от него зависит ее успех. Положения теории «Z»:       долгосрочный наем кадров;       групповое принятие решения;       индивидуальная ответственность;       медленная оценка кадров и умеренное продвижение;       неопределенный неформальный контроль четкими и формализованными методами;       неспециализированная карьера;       всесторонняя забота о работниках.    

Для изучения темы прочитайте:

Основная литература:

               Алиев В.Г., Дохолян С.В. Организационное поведение. – Изд. 2-е. – М.: Экономика, 2004. – 310 с.                Организационное поведение в таблицах и схемах / под. ред. Г.Р. Лафуллина, О.Н. Громовой. – М.: Айрис-пресс, 2002. – 288 с.  

Дополнительная литература:

               Организационное поведение: практикум / под. ред. Г.Р. Латфуллина, О.Н. Громовой. – СПб.: Питер, 2006. – 72 с.                Красовский Ю.Д. Организационное поведение: Учеб. Пособие. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – 511 с.   Скачать файл (907.6 kb.)
Нажми чтобы узнать.

Источник: http://gendocs.ru/v16293/?cc=28&page=2

Контрольная работа: Особенности ролевого поведения личности

4.5. Ролевое поведение в группе.: Ролевое поведение в группе – фактическое поведение индивида,

Особенности ролевого поведения личности

Введение

1. Понимание личности в психологии

2. Механизмы социализации личности. Ролевое поведение

Заключение

Список литературы

Введение

Необходимость кем-то быть, играть определенные роли, является неотъемлемой частью человеческого бытия. Без этого не может функционировать общественный организм, без этого невозможна самореализация индивида.

В 60-х годах отечественные социальные психологи начали активно разрабатывать основанную на Западе ролевую теорию. Это было обусловлено тем, что понятие “роль”, по Е. С. Кузьмину, является “центральным для социально-психологической науки, т. к. роль является звеном связи социальных явлений с психологическими особенностями” (Кузьмин, 1977, 122).

Существует также определение, что ролевое поведение – это поведение индивида в соответствии с задачами роли и ожиданиями окружающих. Необходимыми условиями ролевого поведения являются ясность и приемлемость роли.

Ясность роли предполагает, что человеку, ее исполняющему, известно и понятно не только содержание роли, но и связь его деятельности с другими людьми.

Приемлемость роли состоит в том, что человек готов ее выполнять осознанно, поскольку поведение в соответствии с данной ролью будет приносить ему определенное удовлетворение.

При этом А. Л. Свенцицкий (1999) указывал на то, что любая роль не является чистой моделью поведения. Главным связующим звеном между ролевыми ожиданиями и ролевым поведением служит характер индивида. Это значит, что поведение конкретного человека не укладывается в чистую схему. Оно является продуктом уникального, свойственного только ему способа интерпретации и истолкования ролей.

Поведение человека начинается с выполнения определенной социальной роли. Человек познает себя, оценивает свою роль и свое место в социальной среде и в соответствии с этим направляет, контролирует и корректирует свое поведение.

Процесс вхождения в роль и обладание ею у каждого человека протекает по-разному. Качество ролевого поведения зависит от состояния психических параметров личности, которые подвержены влиянию социальной и производственной среды.

Таким образом, постоянно существует необходимость заботиться о создании такой производственной и морально-психологической обстановки, которая бы благоприятно влияла на качество выполнения социальной роли каждым работающим, способствовала бы повышению его трудовой инициативы и общественной активности.

1. Понимание личности в психологии

Личность – сложное, многогранное явление общественной жизни, звено в системе общественных отношений. Она продукт общественно-исторического развития, с одной стороны, и деятель общественного развития – с другой.

Понятие личности начало складываться в древности. Вначале термин “личность” означал маску, которую надевал актер древнего театра, затем самого актера и его роль в представлении. Впоследствии термин “личность” стал обозначать реальную роль человека в общественной жизни.

Психология под личностью понимает конкретного человека, являющегося представителем определенного общества, национальности, класса, коллектива, занимающегося каким-либо видом деятельности, осознающего свое отношение к окружающему и наделенного индивидуальными психическими особенностями.

В определении личности следует выделить, прежде всего, ее общественную сущность. Человек рождается человеком, но личностью он становится в процессе общественной и трудовой деятельности. Термин “личность” употребляется только по отношению к человеку, и притом, начиная лишь с некоторого этапа его развития. Мы не говорим “личность животного” как “личность новорожденного”.

Мы всерьез не говорим о личности двухлетнего ребенка, хотя он проявляет не только свои наследственные особенности, но и великое множество особенностей, приобретенных под воздействием социального окружения.

Таким образом, психология социальное и биологическое в человеке рассматривает в диалектическом единстве, выделяя в этом единстве в качестве основных и определяющих социальные факторы.

Отношение к пониманию “личности” у различных исследователей было и остается различным.

Психоаналитические теории личности. Уже в начале века венский психиатр и психолог З. Фрейд предложил свою трактовку личности человека, оказавшую огромное влияние не только на психологическую науку и психотерапевтическую практику, но и на культуру во всем мире.

Дискуссии, связанные с анализом и оценкой фрейдистских идей длились не одно десятилетие. Согласно взглядам Фрейда, разделяемым значительным числом его последователей, активность человека зависит от инстинктивных побуждений, и, прежде всего, полового инстинкта, и инстинкта самосохранения.

Однако в обществе инстинкты не могут обнаружить себя столь же свободно, как в животном мире, так как общество накладывает на человека множество ограничений, подвергает его инстинкты, или влечения, “цензуре”, что вынуждает человека подавлять, тормозить их.

Инстинктивные влечения оказываются, таким образом, вытесненными из сознательной жизни личности как позорные, недопустимые, компрометирующие и переходят в сферу бессознательного, “уходят в подполье”, но не исчезают.

Сохраняя свой энергетический заряд, свою активность, они исподволь, из сферы бессознательного, продолжают управлять поведением личности, перевоплощаясь (сублимируясь) в различные формы человеческой культуры и продукты человеческой деятельности.

В сфере бессознательного инстинктивные влечения объединяются в зависимости от своего происхождения в различные “комплексы”, которые и являются, по утверждению Фрейда, истинной причиной активности личности. Соответственно, одной из задач психологии признается выявление бессознательных “комплексов” и содействие осознанию их, что ведет к преодолению внутренних конфликтов личности (метод психоанализа). К числу таких побуждающих причин, например, относили “эдипов комплекс”.

Все дальнейшее развитие личности мыслилось как столкновение между вытесненными в сферу бессознательного различными “комплексами”.

Внимательное рассмотрение концепции личности Фрейда, позволяет заметить, что активность человека понимается как биологическая, природная сила. Она аналогична инстинктам животных, т.е. такая же бессознательная, при всех ее изменениях, “сублимациях” и конфликтах с внешне ей противопоставленным обществом. Функция последнего сводится только к ограничению и “цензурированию” влечений.

Подобная трактовка личности и ее активности фактически превращает личность в существо, по сути, биологическое. При этом предполагается, что человек и общество принципиально чужды друг другу, что их “гармонические” отношения возможны лишь при подавлении одного силой другого, вечном насилии одного над другим, при постоянной угрозе бунта бессознательного, прорыва в агрессию, невроз и т.

д.

Гуманистическая психология (преимущественно американская) в понимании личности и ее активности на первый взгляд кажется чем-то противоположным психоаналитическому направлению. Однако, как это далее станет очевидным, они смыкаются в своих основных характеристиках.

В отличие от психоаналитиков, которые, пытаясь открыть источник активности, обращаются к прошлому, к “вытесненным в бессознательное” впечатлениям и переживаниям ребенка, “гуманистическая психология” главным фактором активности личности считает устремленность к будущему, к максимальной самореализации (самоактуализации).

Ее развитие связано с трудами К. Роджерса, А. Маслоу, Г. Олпорта и др.

Топологическая психология. Используя принятое в физико- математических науках понятие “поле”, К. Левин объясняет поведение личности тем, что различные точки и районы “жизненного пространства” (поля), в котором существует индивид, становятся мотивами его поведения в силу того, что он испытывает в них потребность.

Когда потребность в них исчезает, то и значение объекта утрачивается. В отличие от психоанализа, К. Левин не видит в потребности биологической предопределенности.

Мотивация детерминируется не природными свойствами человека, а его взаимодействием с “полем”, в котором объекты по-разному притягательны: обладают либо положительной, либо отрицательной валентностью.

Наличие трех-четырех ведущих направлений в понимании личности, сложившихся в мировой психологической науке, и несовпадение их исходных принципов вполне закономерно порождало постоянную полемику.

В отечественной психологии понимание “личности” также не однозначное.

Как справедливо отмечает И. С.

Кон, многозначность понятия личности приводит к тому, что одни понимают под личностью конкретного субъекта деятельности “в единстве его индивидуальных свойств и его социальных ролей”, в то время как другие понимают личность “как социальное свойство индивида, как совокупность интегрированных в нем социально значимых черт, образовавшихся в прямом и косвенном взаимодействии данного лица с другими людьми и делающих его, в свою очередь, субъектом труда, познания и общения”. (Кон, 1967, 7).

Все разделы психологической науки рассматривают личность как изначально данную в системе социальных связей и отношений, детерминированную общественными отношениями и притом выступающую в качестве активного субъекта деятельности. Собственно социально-психологические проблемы личности начинают решаться на этой основе.

2. Механизмы социализации личности. Ролевое поведение

Социализация — становление личности — процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе. Социализация человека начинается с рождения и продолжается на протяжении всей жизни.

В её процессе он усваивает накопленный человечеством социальный опыт в различных сферах жизнедеятельности, который позволяет исполнять определенные, жизненно важные социальные роли. Социализация рассматривается как процесс, условие, проявление и результат социального формирования личности.

Как процесс она означает социальное становление и развитие личности в зависимости от характера взаимодействия человека со средой обитания, адаптации к ней с учетом индивидуальных особенностей. Как условие — свидетельствует о наличии того социума, который необходим человеку для естественного социального развития как личности.

Как проявление — это социальная реакция человека с учетом его возраста и социального развития в системе конкретных общественных отношений.

Выделяют понятия социальный статус, роль и ролевое поведение.

Социальный статус – это положение субъекта в системе межличностных отношений, которое определяет его обязанности, права и привилегии. Его устанавливает общество. Социальные взаимоотношения запутаны.

Социальная роль связана со статусом, это нормы поведения человека, занимающего определенный статус.

Ролевое поведение – это конкретное использование человеком социальной роли. Здесь находят отражение его личностные характеристики.

Предложил понятие социальной роли Джордж Герберт Мид в конце XIX – XX вв. Человек становится личностью, когда обретает навык входить в роль другого человека.

Любая роль имеет структуру:

– Модель поведения человека со стороны общества.

– Система представления человека как он должен вести себя.

– Реальное наблюдаемое поведение человека, занимающего данный статус.

В случае рассогласования этих компонентов возникает ролевой конфликт.

1. Межролевой конфликт. Человек является исполнителем множества ролей, требования которых не совместимы или у него нет сил, времени выполнять эти роли хорошо. В основе этого конфликта лежит иллюзия.

2. Внутриролевой конфликт. Когда к исполнению одной роли предъявляются разные требования разными представителями социальных групп. Пребывание внутри ролевого конфликта очень опасно для личности.

Социальная роль есть фиксация определенного положения, которое занимает тот или иной индивид в системе общественных отношений. Под ролью понимается “функция, нормативно одобренный образец поведения, ожидаемый от каждого, занимающего данную позицию” (Кон).

Эти ожидания не зависят от сознания и поведения конкретного индивида, их субъектом является не индивид, а общество. Существенным здесь является не только и не столько фиксация прав и обязанностей, сколько связь социальной роли с определенными видами социальной деятельности личности.

Социальная роль есть “общественно необходимый вид социальной деятельности и способ поведения личности” (Буева, 1967, 14).

Социальная роль всегда несет на себе печать общественной оценки: общество может либо одобрять, либо не одобрять некоторые социальные роли, иногда одобрение или неодобрение может дифференцироваться у разных социальных групп, оценка роли может приобретать совершенно различное значение в соответствии с социальным опытом той или иной общественной группы.

В действительности каждый индивид выполняет не одну, а несколько социальных ролей: он может быть бухгалтером, отцом, членом профсоюза и т.д. Ряд ролей предписан человеку при рождении, другие приобретаются прижизненно.

Однако сама по себе роль не определяет Деятельности и поведение каждого конкретного ее носителя в деталях: все зависит от того, насколько индивид усвоит, интернализует роль. Акт же интернализации определяется целым рядом индивидуальных психологических особенностей каждого конкретного носителя данной роли.

Поэтому общественные отношения, хотя и являются по своей сущности ролевыми, безличными отношениями, в действительности в своем конкретном проявлении приобретают определенную “личностную окраску”.

Каждая социальная роль не означает абсолютной заданности шаблонов поведения, она всегда оставляет некоторый “диапазон возможностей” для своего исполнителя, что можно условно назвать определенным “стилем исполнения роли”.

Социальная дифференциация присуща всем формам существования человека. Поведение личности объясняется социальным неравенством в обществе. На него влияют социальное происхождение; этническая принадлежность; уровень образования; должность; проф. принадлежность; власть; доход и богатство; образ жизни и т.д.

Исполнение роли носит индивидуальный характер, но обусловлено социокультурно.

Разновидности ролей:

– психологические или межличностные (в системе субъективных межличностных отношений). Категории: лидеры, предпочитаемые, не принятые, аутсайдеры;

– социальные (в системе объективных общественных отношений). Категории: профессиональные, демографические.

– активные или актуальные – исполняемые в данный момент;

– латентные (скрытые) – человек потенциально является носителем, но не в данный момент

– конвенциональные (официальные);

– стихийные, спонтанные – возникают в конкретной ситуации, не обусловленные требованиями.

Ф. Зимбардо (1971) провел эксперимент (студенты и тюрьма) и установил, что роль сильно влияет на поведение человека. Ролевые предписания формируют поведение человека. Может возникать явление деиндивидуализации – феномен поглощения личности социальной ролью. Личность теряет контроль над своей индивидуальностью (пример – тюремщики).

Ролевое поведение – индивидуальное исполнение социальной роли – общество задает стандарт поведения, а исполнение роли носит личностную окраску. Освоение социальных ролей – часть процесса социализации личности, непременное условие “возрастания” личности в обществе себе подобных.

Юнг отождествляет понятие персоны и роли (эго, тени, самость). При социализации важно не слиться с “персоной”, чтобы не потерять личностное ядро (самость).

Социальная роль – есть фиксация определенного положения, которое занимает тот или иной индивид в системе общественных отношений. Ряд ролей предписан от рождения (быть женой/мужем). Социальная роль всегда имеет некоторый диапазон возможностей для своего исполнителя – “стиль исполнения ролей”.

Усваивая социальные роли, человек усваивает социальные стандарты поведения, учится оценивать себя со стороны и осуществлять самоконтроль. Личность выступает (является) тем механизмом, который позволяет интегрировать свое “я” и собственную жизнедеятельность, осуществлять нравственную оценку своих поступков, находить свое место в жизни.

Необходимо использовать ролевое поведение как инструмент адаптации к определенным социальным ситуациям (Андреева, 1994, 98).

Заключение

Личность – сложное понятие, которое является одним из центральных понятий социологии, философии и психологии. На социологическое понятие личности заметно влияют философские концепции и психологические теории.

Личность является тем механизмом, который позволяет интегрировать свое “Я” и собственную жизнедеятельность, осуществлять нравственную оценку своих поступков, находить свое место не только в отдельной социальной группе, но и в жизни в целом, вырабатывать смысл своего существования, отказываться от одного в пользу другого.

В социологических работах личность трактуется как совокупность ролей и статусов, которые она занимает в обществе.

Социальная роль – суть ожидание, предъявляемое обществом к личности, занимающей тот или иной статус. Она не зависит от самой личности, ее желаний и существует как бы помимо и до самой личности.

Основные требования вырабатывались, шлифовались обществом и существуют независимо от конкретных людей, вопреки их желаниям и представлениям. Основные характеристики социальной роли – эмоциональность; способ получения; масштаб; формализация и мотивация. Любая социальная роль включает некоторое сочетание этих характеристик.

В целом, социальная роль, которую выполняет человек, весьма значительна в его жизни, в его умении эффективно функционировать в рамках общества.

Одной из важнейших категорией при изучении социальных ролей личности является социальный статус. Именно социальный статус обозначает конкретное место, которое занимает индивид в данной социальной системе. Каждый человек в социальной системе занимает несколько позиций. Каждая из этих позиций, предполагающая определенные права и обязанности, называется статусом.

Каждый статус обычно включает ряд ролей. Конкретная социальная роль, как совокупность действий, которые должен выполнить человек, занимающий данный статус в социальной системе, распадается на ролевые ожидания – то, чего ждут от той или иной роли, и на ролевое поведение – то, что человек реально выполняет в рамках своей роли.

Несоответствие последних нередко приводит к ролевым конфликтам.

На протяжении различных периодов развития личности нередки случаи так называемых ролевых конфликтов. Человек на протяжении своей жизни выполняет много разных ролей, и каждый раз ему требуется быть каким-то иным, чтобы получить одобрение и признание.

Однако роли эти не должны быть противоречивыми, несовместимыми. Если одному и тому же человеку предъявляют противоположные социальные требования, может возникнуть конфликт ролей. В этом плане важной профилактической мерой предотвращения таких ситуаций является обучение личности социальным ролям.

Процессы развития личности, обучения ее социальным ролям является важным инструментом взаимодействия общества и личности. Если в процессе развития личности и освоения ею социальных ролей допущены ошибки, то у личности может возникнуть внутреннее ролевое напряжение.

Напротив, развитая личность, в отношении которой было допущено минимальное количество ошибок в воспитании, может использовать ролевое поведение как инструмент адаптации к определенным социальным ситуациям, не сливаясь, не идентифицируясь с ролью, в то же время “врастая” в общество себе подобных.

В целом освоение социальных ролей – часть процесса социализации личности, непременное условие “врастания” человека в общество себе подобных.

Влияние социальной роли на развитие личности достаточно велико.

Развитию личности способствует ее взаимодействие с лицами, играющими целый ряд ролей, а также ее участие в максимально возможном ролевом репертуаре.

Чем больше социальных ролей способен воспроизвести индивид, тем более приспособленным к жизни он является, а процесс развития личности часто выступает как динамика освоения социальных ролей.

Список литературы

1. Бергер, П. Приглашение в социологию: гуманистическая перспектива / П. Бергер; пер. с англ. Под ред. Г.С. Батыгина.- М., 1996.

2. Буева, Л. П. Социальная среда и сознание личности / Буева Л. П. – М., 1967.

3. Василенко, И.В. Общество : элементы взаимосвязи : учеб. пособие / И. В. Василенко, Н.В. Дулина ; ВолгГТУ.- Волгоград, 2001.

4. Козлова, О. Н. Личность – граница и безграничность социального / О. Н. Козлова //Социально-гуманитарные знания.- 2003.- №4.- С. 81-97.

5. Комаров, М. С. Введение в социологию : учеб. для вузов /М. С. Козлов.- М.: Наука, 1994.

6. Кон, И. С. Социология личности / Кон И. С. – М.: Политиздат, 1967.

7. Кузьмин, Е. С., Семёнов, В. Е. Методы социальной психологии / Е. С. Кузьмин. – Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1977.

8. Лебедева, С.О. Социология : учеб. пособие /С. О. Лебедева, Ю. П. Дубровченко; ВолгГТУ.- Волгоград : Политехник, 2006.

9. Общая социология : учеб. пособие /ВолгГТУ.- Волгоград : Политехник, 2007.

10. Парсонс, Т. О социальных системах / Т. Парсонс.- М., 2002.

11. Свенцицкий, А. Л. Психология управления организациями / А. Л. Свеницкий. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1999.

12. Тернер, Дж. Структура социологической теории /Дж. Тернер.- М., 1985.

Источник: https://www.bestreferat.ru/referat-183443.html

Особенности поведения индивидов в группе

4.5. Ролевое поведение в группе.: Ролевое поведение в группе – фактическое поведение индивида,

.

Введение.

Глава1. Общая характеристика групп в организации. Формы взаимодействия человека и группы………………………………………………………………………………………3

1.1.Понятие, классификация и  общие характеристики групп………………….3

1.2.Групповые нормы и нормативное поведение…………………………….…5

1.3.Формы взаимодействия человека и группы……………………………..…10

Глава2. Особенности поведения индивидов в группе…………………….…..12

2.1.Поведение индивида в группе……………………………………………….12

2.2.Изменения в поведении под влиянием группы……………………………14

Глава3. Анализ групповой сплоченности индивидов на предприятии ОАО «Тайфун»………………………………………………………………………….17

3.1. Общая характеристика деятельности ОАО «Тайфун»……………………17

3.2. . Оценка  сплоченности различных подразделений организации………..19

3.3. Анализ факторов внутригрупповой сплоченности………………………..22

3.4.Мои рекомендации по улучшению групповой сплоченности индивидов на предприятии………………………………………………………..…………….26

Заключение…………………………………………………………………….…27

Список литературы.

Приложения.

Введение.

Группы играют все большую роль в деятельности организаций. Групповое поведение – важная составляющая организационного поведения. Люди образуют группы по ряду причин. Рассматриваемых классическими теориями группообразования.

Кроме того, работая в группе, люди могут удовлетворять свои потребности в безопасности, общении, уважении, власти и др.

Проблема групп, в которые объединены люди в процессе своей жизнедеятельности, – важнейший вопрос таких дисциплин как организационное поведение и социальная психология, поскольку становление личности индивида не может рассматриваться в отрыве от общества, в котором он живет, от системы отношений, в которые он включается. По словам К. Маркса, общество “не состоит из индивидов, а выражает сумму тех связей и отношений, в которых эти индивиды находятся друг к другу”.

Реальность общественных отношений всегда дана как реальность отношений между социальными группами, поэтому для любого социально-психологического исследования крайне важным и принципиальным вопросом является вопрос о том, по какому критерию следует вычленять группы из того многообразия различного рода объединений, которые возникают в человеческом обществе.

“Группа – это некоторая совокупность людей, рассматриваемых с точки зрения социальной, производственной, экономической, бытовой, профессиональной, возрастной и т.п. общности.

Сразу же следует оговориться, что в общественных науках в принципе может иметь место двоякое употребление понятия “группа””.

С одной стороны, в практике, например, демографического анализа, в различных ветвях статистики имеются в виду условные группы: произвольные объединения (группировки) людей по какому-либо общему признаку необходимому в данной системе анализа.

С другой стороны, в целом цикле общественных наук под группой понимается реально существующее образование, в котором люди собраны вместе, объединены одним общим признаком, разновидностью совместной деятельности или помещены в какие-то идентичные условия, обстоятельства, определенным образом осознают свою принадлежность к этому образованию.

Естественно, что природа межличностных отношений в любых общностях достаточно сложна. В них проявляются как сугубо индивидуальные качества личности – её эмоциональные и волевые свойства, интеллектуальные возможности, так и усвоенные личностью нормы и ценности общества. В системе межличностных отношений человек реализует себя, отдавая обществу воспринятое в нем.

Именно активность личности, её деяния являются важнейшим звеном в системе межличностных отношений в группе.

Вступая в межличностные отношения самых разнообразных по форме, содержанию, ценностям, структуре человеческих общностях – в детском саду, в классе, в дружеском кругу, в различного рода формальных и неформальных объединениях, – индивид проявляет себя как личность и представляет возможность оценить себя в системе отношений с другими.

Цель курсовой работы: Изучить особенности поведения индивидов в группе, а так же исследовать поведение индивидов в группе на примере предприятия.

Объектом практического исследования  является ОАО « Тайфун».

Глава 1. Общая характеристика групп в организации. Формы взаимодействия человека и группы.

1.1 Понятие, классификация и  общие характеристики групп.

Группа – это объединение людей, основанное на их общем участии в какой-либо деятельности, связанное системой отношений, которые регулируются формальными или неформальными социальными институтами.

Классификация групп:

Существует большое множество видов групп, и все они классифицируются по следующим признакам:

1.по размеру:

большие;

малые.

Под малой группой понимают небольшое объединение людей(2-20(30)чел.). занятых общим делом и находящихся в прямых взаимоотношениях друг с другом.

Малая группа- совокупность людей, которые взаимодействуют друг с другом. Осознают свою принадлежность к группе, и считаются членами этой группы с точки зрения других.

(Это рабочие коллективы, научные лаборатории, учебные объединения, спортивные команды и т.д.)

К большим группам относят значительные по числу участников и изменяющиеся человеческие сообщества, члены которых не находятся в прямом контакте и вообще могут не знать о существовании друг друга.

Членов большой группы объединяют те или иные признаки непсихологического свойства: проживание на одной территории, принадлежность к определенному социальному слою (экономическое положение), нахождение в определенном месте в определенный час и другое.

Большие группы в свою очередь разделяются на два подтипа.

К первому относятся этносы, классы, профессиональные группы. Их отличает длительность существования, закономерность возникновения и развития с точки зрения социальной истории.

Ко второму относятся публика, толпа, аудитория – общности, возникшие случайно и существующие кратковременно. Однако в них люди некоторое время включены в общее эмоциональное пространство.

2.по сфере совместной деятельности:

управленческие;

производственные.

3.по уровню развития:

высокоразвитые;

слаборазвитые.

4.по реальности существования:

Реальные- действительно существующие объединения людей, отвечающие определению малой группы.

условные( номинальные)-объединяющие людей, не входящих в состав ни одной малой группы.

5.по степени формализации (по принципу создания):

Формальные( создающиеся и существующие лишь в рамках социальных организаций)

Неформальные(возникающие как бы в рамках организации).

Формальные группы подразделяются на:

Добровольные

Недобровольные.

6. по цели существования:

целевые (проектные);

функциональные;

7.по периоду функционирования:

постоянные;

временные.

Общие характеристики групп:

  1. Взаимоотношение коммуникаций между членами.
  2. Общие интересы, цели и задачи.
  3. Распределение принятия определенных ролей в рамках группы.
  4. Выработанные членами группы набор поведенческих ролей и модель

коммуникативного поведения в определенной ситуации.

5.и тд.

1.2. Групповые нормы и нормативное поведение.

Групповые (социальные) нормы являются стандартом поведения в группе, регулятором отношений, которые в ней складываются. В процессе жизнедеятельности группы возникают и развиваются определенные групповые нормы и ценности, которые в той или иной степени должны разделять все участники.

Характеристикой жизнедеятельности группы является функционирование в ней процессов нормативного поведения, связанного с реализацией групповых норм.

Под нормой понимается стандартизованные нормы поведения, принятые членами группы, они регулируют деятельность группы, как организованной единицы. Функционирование групповых норм непосредственно связано из социальным контролем и поведением индивида. Соблюдение норм обеспечивается соответствующими санкциями.

Групповые нормы – это определенные правила, выработанные группой, принятые ее большинством и регулирующие взаимоотношения между членами группы. Для обеспечения соблюдения этих норм всеми членами группы вырабатывается также и система санкций. Санкции могут иметь поощрительный или запретительный характер.

При поощрительном характере группа поощряет тех членов, которые выполняют требования группы – растет их статус, повышается уровень их эмоционального принятия, применяются другие психологические меры вознаграждения. При запретительном характере группа в большей степени склонна на наказание тех членов, поведение которых не соответствует нормам.

Это могут быть психологические методы воздействия, снижение общения с “провинившимися”, понижение их статуса внутри групповых связей.

Определить характеристику функционирования норм в группе можно по следующим признакам:

  • групповые нормы являются продуктом социального взаимодействия людей и возникают в процессе жизнедеятельности группы, а также вводимые в нее более крупной социальной общностью (организацией);
  • группа не устанавливает норм поведения для каждой возможной ситуации, они формируются только относительно действий и ситуаций, имеющих определенную значимость для группы;
  • нормы могут прилагаться к ситуации в целом, не относясь к отдельным членам группы и роли, возложенной на них, а могут регламентировать и стандарты поведения отдельных индивидов, выполняющих те или иные социальные роли;
  • нормы различаются по степени принятия их группой: некоторые нормы одобряются почти всеми членами группы, а другие поддерживаются только незначительным меньшинством или не одобряются вовсе;
  • нормы отличаются также по диапазону применяемых санкций (от неодобрения поступка человека до исключения его из группы).

Признаком социально-психологических явлений в группе является нормативность поведения индивида. Социальные нормы выполняют функции ориентации поведения, её оценки и контроля за ней.

Социальные нормы поведения обеспечивают особенную унификацию поведения членов группы, а также регулируют отличия в средине группы, поддерживают стабильность ее существования.

Цель, поставленная себе индивидом, определяется групповыми нормами.

Влияние группы на индивида оказывается в его желании согласовывать свои действия с нормами, принятыми в группе, и избегать действий, которые могут быть рассмотренными как отклонение от них.

Нормативное влияние это конкретизация более общей проблемы – влияния группы на поведение индивида, которая может быть дифференцирована, как исследование четырех относительно самостоятельных вопросов:

  • влияние нормы группового большинства,
  • нормативного влияния группового меньшинства,
  • последствия отступления индивида от групповых норм,
  • референтных групп особенности.

Особенно остро стоит проблема принятия системы групповых норм для нового члена группы. Познавая, какими правилами руководствуются члены группы в своем поведении, какими ценностями дорожат и какие взаимоотношения исповедуют, перед новым членом группы встает проблема принятия или отвержения этих правил и ценностей. При этом возможны следующие варианты его отношения к данной проблеме:

    • сознательное, свободное принятие норм и ценностей группы;
    • вынужденное принятие под угрозой санкций группы;
    • демонстрация антагонизма по отношению к группе (по принципу “белой вороны”);
    • осознанное, свободное отвержение групповых норм и ценностей с учетом возможных последствий (вплоть до ухода из группы).

Важно иметь в виду, что все эти варианты дают возможность человеку определиться, найти “свое место в группе или в рядах “законопослушных”, или в рядах “местных бунтарей”.

Исследования показали, что второй вариант поведения человека по отношению к группе очень распространенный. Вынужденное принятие человеком норм и ценностей группы под угрозой потери этой группы или своего положения в ней получил название конформизма. Начало экспериментов по изучению этого феномена положил американский психолог С. Аш.

Источник: https://www.referat911.ru/Menedjment/osobennosti-povedeniya-individov-v-gruppe/287222-2623407-place1.html

Понятия роли и ролевого поведения личности в группе

4.5. Ролевое поведение в группе.: Ролевое поведение в группе – фактическое поведение индивида,

Характеристика малой группы как совокупности субъектов общения предполагает ее рассмотрение как “системы систем”. Это означает, что малая группа представляет собой опредеденную социально-психологическую систему, которая интегрирует личности как “микросистемы”.

Л. П. Буева, предложившая такой подход, считает личность открытой и динамической системой. С этим трудно не согласиться.

И. С. Кон также понимает личность как систему. Он считает, что объективно система личности наилучшим образом может быть 0писана как совокупность ее социальных ролей. Согласно И. С. Кону,

“понятие личности означает целостного человека в единстве его индивидуальных способностей и выполняемых им социальных функций (ролей)”.

Социальные функции выявляют ее принадлежность к определенной социальной группе, в них фиксируются ее права и обязанности по отношению к группе. Личность не исчерпывается одной ролью, объективная структура личности раскрывается как совокупность, целостность ее ролей в обществе.

В литературе можно выделить различные точки зрения на ролевое поведение личности. Каждая из них отражает субъективный взгляд на сущность и содержание понятия “роль”. Но объективно то, что в социологии сложилась ролевая теория личности.

Согласно В. А. Ядову, ролевая теория личности — это теория, в которой личность описывается посредством усвоенных и принятых субъектом (интернализованных) или вынуждено выполняемых (неинтернализованных) социальных функций и образцов поведения — ролей, обусловленных социальным статусом личности в обществе или социальной группе.

Ролевая теория личности представляет собой интеграцию достижений социологии и социальной психологии в изучении личности.

Основные положения ролевой теории личности сформированы в социальной психологии Дж. Мидом, а в социологии — социальным антропологом Р. Линтоном.

Дж. Мид главное внимание уделяет “научению роли”, освоению ролей в процессах межличностного взаимодействия (интеракции), подчеркивая стимулирующее воздействие “ролевых ожиданий” со стороны “значимых” для данного индивида лиц, с которыми он вступает в общение.

Р. Линтон выделяет прежде всего социокультурную природу ролевых предписаний и их связь с социальной позицией личности, а также поддержание ролевых требований системой общественных и групповых санкций.

В рамках ролевой теории личности были выявлены такие феномены, как

  • “ролевой конфликт”   — переживание субъектом неоднозначности или противоречивости ролевых требований со стороны разных социальных общностей, членом которых он является; что создает стрессовую ситуацию;
  • “интеграция и дезинтеграция” ролевой структуры личности — как следствие гармоничности или конфликтности социальных отношений.

На основе этой теории А. А. Налчадпсяном была разработана концепция ролевого поведения. С его точки зрения, ролевое поведение — это поведение личности в группе, детерминированное ее статусом и той ролью, которую она играет в соответствии с этим статусом.

Концепция социальной роли, связанной с нормами и ожиданиями, включает в себя следующие “блоки”:

  • представляемая роль (система ожиданий индивида и определенных групп);
  • субъективная роль (те экспектации (ожидания), которые связывает человек со своим статусом, т. е. его субъективные представления о том, как он должен действовать по отношению к лицам с другими статусами);
  • играемая роль (наблюдаемое поведение личности, имеющей данный статус, по отношению к другому лицу е другим статусом).

Стиль ролевого поведения — это “личностная окраска” исполнения роли, зависящая от темперамента, характера, мотивации и других особенностей личности, от ее знаний и умений.

Ролевое поведение личности двупланово: это действия

  1. от нормативных требований (Я в предлагаемой обстоятельствами роли),
  2. от личных притязаний (Я как таковой).

Первый план поведения — социальная форма ролевых действий. Второй план — психологический способ ролевой самореализации.

Принято считать, что любой человек имеет

  • личностную концепцию;
  • ролевые экспектации;
  • личностную ролевую конкретность;
  • личностную стратегию реализации роли;
  • личную когнитивную программу.

Понятие социальной роли предполагает уяснение следующих четырех моментов:

  • во-первых, того, что социальная роль регулируется теми или иными правами и обязанностями как в обществе в целом, так и в малых группах, в которые включается индивид своей жизнедеятельностью;
  • во-вторых, того, что сам человек имеет определенное мнение о том, как он будет исполнять свою роль;
  • в-третьих, того, что различные роли имеют для личности разную значимость;
  • в-четвертых, того, что роль личности проявляется в реальном ее поведении.

Принятие роли личностью  — помимо зависимости от социальных факторов   — зависит от ее пола, возраста, типологических особенностей нервной системы, способностей, состояния здоровья и пр.

Существует нормативная структура исполнения социальной роли, состоящая из описания поведения (соответствующего данной роли); предписания (требования к этому поведению); оценки исполнения предписанной роли; санкций (за нарушение предписанных требований). Каждая социальная система имеет свой “набор ролей”, который определяется:

  • во-первых, устойчивыми ожиданиями общества или группы в отношении поведения лица, обладающего определенным статусом;
  • во-вторых, совокупностью ценностных ориентации личности, называемых “интернализованной” (внутренне принятой) ролью;
  • в-третьих, тем, что всегда существуют люди, поведение и внутренний облик которых рассматриваются как идеальное воплощение роли и служат образцом для подражания.

Исполнение социальных ролей может вызвать следующие конфликты:

  • внутриличностный (вызывается противоречиями требований предъявляемых к поведению личности в разных ее социальных ролях).
  • внутриролевой (возникает вследствие противоречий в требованиях, предъявляемых к исполнению социальной роли разными участниками взаимодействия);
  • личностно-ролевой (следствие несовпадения представлений человека о себе и его ролевых функций);
  • инновационный (как результат несоответствия ранее сформировавшихся ценностных ориентации и требований новой социальной ситуации).

Нас всегда интересовали коммуникативные роли личности: именно их анализ дает возможность подойти к малой группе как к совокупности субъектов общения. Но это подход первого уровня, т. е. субъективный. В его рамках нами была разработана морфология роли, включающая

  1. ролевую стратегию (способ пристройки к партнеру по общению);
  2. ролевую задачу (цель, которой необходимо достичь в проблемной ситуации);
  3. ролевую программу (система целенаправленных, упорядоченных действий);
  4. ролевые действия (средства достижения цели);
  5. ролевую компетентность (знание об условиях действий);
  6. ролевую свободу {возможное и недопустимое при исполнении роли);
  7. ролевой настрой (психоэмоциональное состояние, соответствующее ситуации взаимодействия).

Источник: https://psyera.ru/5320/ponyatiya-roli-i-rolevogo-povedeniya-lichnosti-v-gruppe

1.4. Ролевое поведение личности

4.5. Ролевое поведение в группе.: Ролевое поведение в группе – фактическое поведение индивида,

Понятие роли является одним из центральныхв описании социального поведенияличности и рассматривается учеными какточка взаимодействия между обществоми личностью (Дж.

Тернер) либо болееконкретно как единица, на которойзаканчивает свой анализ социолог,исследующий организацию, и с которойначинает действовать психолог, изучающийличность работника (В.Б.Ольшанский).

Подобные трактовки обнаруживаютнесомненные социологические корниэтого понятия, что, впрочем, не препятствуетширокому его использованию специалистамив области социальной, общей, управленческой,возрастной психологии.

Другое дело,насколько единодушны исследователи(как социологи, так и психологи) в своемпонимании понятия роли, посколькуимеющиеся его дефиниции совпадают междусобою далеко не всегда. Тем не менее наоснове многих из них можно высказатьследующие соображения.

Формулируя определение роли, необходимоимет в виду также трактовку и рядадругих, сопряженных с ролью, понятий:позиции, статуса, нормы. Позиция–положение индивида в социуме (т.е. в тойили иной малой группе, организации,обществе наконец).

Статус–престижность позиции, выраженная, вчастности, в соответствующих правах иобязанностях, связанных с занятиемопределенной позиции.Норма(впростейшей формулировке) – поведенческоеправило.

Что же касаетсяроли, топредварительно ее можно определить какповедение, ожидаемое от лица, занимающегоопределенную позицию в социуме, исоответствующее установленным в нем(официально или неофициально) требованиям(нормам). В целях наглядности изложенияпроиллюстрирую сказанное выше следующимконкретным примером.

Возьмем такую социальную организацию,как, скажем, школа. В ней мы обнаруживаемнемало всевозможных позиций, наиболеепрестижной из которых (т.е. имеющейнаивысший статус) является позициядиректора, а наименее престижной (т.е.имеющей самый низкий статус) – позициятехнички, уборщицы.

Понятно, что от лиц,занимающих эти позиции, ожидаетсясовершенно разное поведение: от директора– действия по управлению школой, оттехнички – действия по обеспечениючистоты в ней.

Причем, учитывая отмечавшийсявыше нормативный момент в поведениидержателейрассматриваемых позиций, речь следуетвести не только о связанных с их действиямидовольно пассивных ожиданиях, но и опредъявляемых к ним весьма решительныхтребованиях.

И если демонстрируемоеэтими лицами поведение не отвечаетсоответствующим ожиданиям и требованиям(по специальной терминологии –экспектациям), они могут подвергнутьсянаказаниям (санкциям). Вполневозможно, они лишаться занимаемыхпозиций.

В приведенном примере я не оперировалпонятием роль,последняя как бы подразумевалась, исходяиз предварительного ее определения.Далекий же от тонкостей науки человексказал бы, что речь шла о ролях директорашколы и технички.

Действительно, строгаянаучная дефиниция роли отнюдь не всегдасовпадает с ее более приземленным,житейским толкованием. Впрочем, иногдаспециалистам удаются успешные переходыот научных абстракций к вполне понятнымнеискушенному читателю смысловымэквивалентам.

Одним из таких переходовмы и воспользуемся далее.

Согласно довольно строгому определениюВ.Аллена и Е.ван де Влиерта, роль –поведение, отвечающее нормативнымэкспектациям, связанным с позицией всоциальной системе. Используя примернотот же набор понятий, В.Б.

Ольшанскийвесьма удачно подводит читателя к болееобиходной тратовке роли. По его мнению,социальной ролью называются экспектации,сосредоточенные на определенной позициивнутри сообщества иобозначенныеодним словом(мама,учитель,президент,врачи т.д.).

Когда это слово произносится(например,учительиливрач),становится понятным, какие действияследует ожидать от его носителя, т.е.исполнителя роли.

В таком случае всюсовокупность действий исполнителясоциальной роли (по специальнойтерминологии –актора, не путать сактером) можно рассматривать в качестверолевого поведения личности.

Хотя роль и статус обозначаются однимсловом, смысл, вкладываемый в него в томи другом случае различен.

Например,слово директор(школы) применительно к статусухарактеризует престижность положениячеловека в социальной системе (школе,обществе), а применительно к роли –требуемое от него поведение в рамкахэтой системы (относительно учителей,учеников, представителей муниципальныхорганов и т.д.). Статус отвечает на вопроскто этот человек?,роль -как он долженсебя вести?, являясобоюдинамический аспект статуса.

Однако роль связана со статусом нетолько функционально. Ее выполнениенесет на себе отпечаток его величины.Это можно проиллюстрировать примеромиз Скотного двораДж.Оруэлла.

Там, если помнит читатель,домашний скот свергает хозяев – людейи основывает эгалитарное общество, вкоторомвсе животныеравны.

Но вскореуправляющие – свиньи начинают уклонятьсяот работы и требуют для себя болеекомфортных условий, подобающих, как имкажется, их статусу. Они считают:Всеживотные равны, но некоторые равнеедругих.

Замечу также, что, согласно данным рядаисследований (обзор Д.Майерса), постоянноеисполнение роли подчиненного, т.е. менеепрестижной (а значит – с более низкимстатусом), снижает самостоятельность,ответственность человека.

В жизни каждый из нас выполняет (илииграет) множество ролей. Одни из нихотносятся к категории так называемыхсоциальныхиликонвенциальных(по Т.Шибутани),формальных(поН.Смелзеру).

Эти роли типичны для любогоорганизованного взаимодействия людейс относительно четким разделениемфункций вне зависимости от места егоосуществления (служебный офис, учебнаяаудитория, торговое помещение, домашнийочаг и т.п.).

Как и сопряженные с ними позиции,социальные роли стандартизованыибезличны. Наиболее яркий тому пример– служебные инструкции, прилагаемые кконкретным должностям (т.е. позициям,но не личностям!) в штатном расписаниитой или иной организации.

В них отраженытребования к выполнению функций,закрепленных за данной должностью,иногда дополняемые кодексом поведенияв организации.

Конечно, семейные роли(родителей и детей, мужа и жены) далеконе всегда определены столь однозначно(хотя такого рода попытки и зафиксированыв истории, вспомним тот жеДомострой),но и семья есть своего рода организация,в которой своеобразным аналогом служебнойинструкции и кодекса поведения могутслужить передаваемые от поколения кпоколению требования, укорененные вкультурных традициях народа (кстати,иногда очень жесткие), а также болееперсонифицированные ролевые механизмы– например, вырабатываемое в процессевнутрисемейного взаимодействия согласиепо поводу играния ролей и (что для наспока еще звучит весьма экзотично)положения брачного контракта.

Современный мир насыщен огромнымколичеством социальных ролей. Стремясьих как-то систематизировать, Т.

Парсонси его сотрудники предложили описыватьлюбую подобную роль с помощью следующиххарактеристик: 1)эмоциональности(предполагается, что одни роли требуютэмоциональной сдержанности, тогда какдругие допускают бурное проявлениечувств);2)способа получения(одни роли носят как бы предписанныйхарактер – например, роли ребенка, юношиили взрослого гражданина; другиезавоевываются, т.е. достигаются врезультате усилий человека – например,роли врача, музыканта или депутата);3)масштаба(речь идет о степени широтыролевого взаимодействия: так, у врачаи пациента оно ограничено в основномвопросами здоровья, а у супругов можетохватывать многие стороны жизни);4)формализации(т.е. степенирегламентированности, предписанностиролевых действий);5)мотивации(предполагается, что ролевое поведениепобуждается разными мотивами в зависимостиот специфики играемой роли).

Хотя социальные роли безличны, ихисполнители – живые люди с массойприсущих каждому из них особенностей,действующие в различных социумах(группах) с набором своих специфическихэкспектаций. Учитывая это обстоятельство,исследователи (например Т.

Сарбин)обращают внимание на факторы, способныенаиболеесущественно(как позитивно,так и негативно)влиять на процессреализации роли.

К ним, в частности,относятся:1)индивидуальныеособенности людей;2) личностныйобразец исполнителяконкретнойроли, а также связанный с нею наборидеальных способов поведения;3)представления о роли, принятые в даннойсоциальной группеили бытующие средилиц, следящих за ее выполнением;4)своеобразие социума(группы) с точкизрения структурной организации,внутренней сплоченности, системыиспользуемых в нем вознаграждений исанкций и т.д.;5) степеньидентификациииндивида с группой.

Невозможность унифицированноговыполнения одной и той же роли разнымилюдьми обусловлена не только упомянутымивыше факторами, она вытекает также излюбопытной особенности строения роли.

Последнее предполагает наличие трех важных ролевыхкомпонентов:предписанного(экспектации социумапо поводу выполнения роли),субъективного(представления конкретного индивида отом, как следует выполнять роль),проигрываемого(реальное ролевоеповедение индивида).

Таким образом, одна и та же роль выполняетсяодним человеком, что называется, позакону, другим –сообразно личному разумению, а третьим– по принципукакполучится. Чтоименно так в повседневной жизни нередкои происходит, наблюдательный читательобнаружит без особого труда.

И все же возможности абсолютнопроизвольного играния роли тем или иныминдивидом достаточно ограничены. Вконечном счете каждый из нас, внезависимости от статуса, вынужденпридерживаться специфических правилигры– экспектаций,проистекающих, согласно Дж.

Тернеру, оттрех источников социального мира:структурных компонентов социальнойсреды индивида (т.е. позиций и соответствующихим норм поведения), конкретных участниковсоциального взаимодействия (т.е.акторов)и референтных групп (т.е. неких эталоновповедения).

Другое дело, насколько жесткиэти экспектации, чье влияние из нихнаиболее предпочтительно для индивидаи в каких социальных средах (группах)играется роль.

Занимая те или иные позиции, людидействуют, однако, не только в соответствиис безличными экспектациями, но и повинуясьсобственным чувствам: симпатиям,антипатиям и т.п. Этот второй планповедения характеризует собою играниепсихологических или межличностных (поТ.

Шибутани), неформальных (по Н.Смелзеру)ролей. От социальных ролей они отличаютсяпрежде всего тем, что регламентация ихисполнения целиком зависит отиндивидуальных особенностей людей, чьеличное отношение к партнерам повзаимодействию обусловливает выборопределенного обращения с ними.

К томуже играние большинства психологическихролей, в отличие от социальных, не требуетспециальной подготовки. Где, к примеру,обучают ролям душиобщества,семейногоклоуна,козлаотпущения? Илитриаде таких известных по работамЭ.

Берна психологических ролей, какребенок,взрослый,родитель?

Правда, некоторым из них (порою с чистопрагматической целью) можно научитьсясамому, копируя поведение других либоследуя воображаемому образцу, если,конечно, роль (например, душиобществаилилидера)отвечает личным склонностям человека.Сомнительно, однако, чтобы кто-тонамеренно готовил себя к роликозлаотпущения.

В процессе выполнения разнообразных(чаще всего – социальных) ролей людинередко сталкиваются с неопределенностьюи противоречивостью предъявляемых ких поведению требований.

Подобноестолкновениесопровождается переживанием стресса,ощущением внутренней неуверенности,поведенческими нарушениями.

Все это,по мнению специалистов, признакиролевогоконфликта, который обычно определяетсякак одновременное предъявление двухили более несовместимых экспектаций кповедению человека.

Причины такого конфликтазаключеныв некоторых особенностях процессареализации индивидом множества ролей:ролевой неопределенности(когдаотсутствуют достаточно четкие экспектации,служащие ориентиром в поведении),ролевойдезинтеграции(когда роли плохосовмещены друг с другом),ролевойдискретности(когда человек вынужденвыполнять целый ряд следующих друг задругом и несогласующихся между собоюролей),ролевой перегрузке(когдачеловек сталкивается с очень большимколичеством экспектаций). Кроме того,конфликт может быть вызван недостаткомумений, требуемых для выполнения роли,а также несоответствием личности ееисполнителя ролевым экспектациям. Впоследнем случае мы имеем дело синтересной психологической проблемой,заслуживающей хотя бы краткого здесьобсуждения.

Речь идет о проблеме соотношенияличности и роли, или, как она нередкопредстает в экспериментальной психологии,проблемесоотношения Я и роли.

Индивид может входить, включаться висполняемую им роль с разной степеньюотождествления с нею отдельных сторонсвоего Я, что на специальном языкеобозначается терминомЯ-включение.

Анализ показывает, что в одних случаяхзначительная полнота подобного включенияоказывается полезной для личности,тогда как в других – губительна длянее.

Так, в ярких сценах спортивного поединкаили театрального действа максимальноеслияние с ролью, выражающееся в мобилизациивсех духовных и физических сил для еевыполнения (Т.

Сарбин говорит в этойсвязи о максимальном включении в рольвсего организма, или организмическомвключении), нередко ведет к выдающимсярезультатам. Однако в иных ситуациях ипри выполнении иных ролей подобноевключение приводит к совершенно инымпоследствиям.

Об этом свидетельствуют,в частности, данные знаменитоготюремногоэкспериментаФ.Зимбардо.

В ходе эксперимента студенты-добровольцыодного из американских университетовв специально оборудованном под тюрьмууниверситетском помещении разыгрывалидоставшиеся им по жребию роли тюремщиковизаключенных.

Планировавшийся на двухнедельный срокэксперимент пришлось прекратить нашестые сутки:тюремщикинастолько вошли во вкус власти (слилисьс ролью), что их действия начали всерьезугрожать здоровьюзаключенных.Самоуважение иморальноеЯличности фактическиоказались всецело поглощенными играемойролью. Произошло то, что Ф.

Зимбардоназвалдеиндивидуализациейличности,понимая под этим термином утратучеловеком индивидуального начала,обезличивание, неспособность осознатьособенности своего Я, невнимание коценкам окружающих.

Люди подобного типанередко характеризуются полнымотсутствием чувства ответственностиза свои поступки и (аналогично, кстати,многим палачам, состоящим на службе утоталитарных и криминальных режимов)склонны видеть себя не более чемдобросовестными исполнителями чужихприказов (хотя бы и самых людоедских).

Немало, однако, ситуаций, когда человеческоеЯ не желает мириться с навязаннойобстоятельствами ролью. Так, невольноставший предателем, но ужаснувшийсясодеянному человек (подобно персонажуповести В.Быкова Сотников)всем своим существом может противитьсяэтой страшной роли. Он может даже решитьсяна крайний шаг (как и поступил быковскийперсонаж): ценою собственной жизниотторгнуть роль.

Впрочем, наряду с приведенными вышевозможны и иные последствия ролевогоповедения, отражающиеся в разнообразныхличностных эффектах:развитии иструктурировании мотивационнойсферы(вспомним хотя бы, как через выполнениеответственных заданий менял мотивациюподростков с криминальным прошлымизвестный педагог А.С.Макаренко),складывании Яконцепции(достаточно сказать, что уже детскаяролевая игра является, как показалДж.Мид, важным условием созиданиячеловеком своего Я),видоизменениисистемы взглядов и ценностей(простейшийпример – чудесное превращение цветочницыЭлизы Дулитл вПигмалионеБ.Шоу после того, как она стала игратьроль леди),формировании социальныхустановок(основываясь на данныхисследований, Д.Майерс замечает, чтодля нас характерна, в частности, тенденцияне только причинять вред тем, кого мыне любим, но и не любить тех, кого мытретируем) и т.д.

Расширение ролевого репертуара способнопредохранять нас от стресса: так, потерпевнеудачу в выполнении какой-топрофессиональной роли, человек можетуспокоить себя тем, что в конце концовон хороший муж и отец.

Ну а, кроме того,посредством ролевого поведения вомногом осуществляются процессысоциализации, обусловливающие становлениечеловека как социального существа, еговхождение в общественную систему.

Путьк этому разделу социальной психологии(к сожалению, не рассматриваемому внастоящей работе) лежит через анализболее сложных форм социального поведения,одной из которых является общение.

Источник: https://studfile.net/preview/2849555/page:5/

Medic-studio
Добавить комментарий