4. Мозговые центры речи: Клинические данные, полученные при изучении локальных поражений

8.4. Мозговые центры речи

4. Мозговые центры речи:  Клинические данные, полученные при изучении локальных поражений

Клиническиеданные, полученные при изучении локальныхпораже-ний мозга, а также результатыэлектростимуляции структур мозга,позволили четко выделить теспециализированные структуры коры иподкорковых образований, которые ответственны за способность произноситьи понимать речь. Так установлено, чтолокальные пора-жения левого полушарияразличной природы у правшей приводят, как правило, к нарушению функции речив целом, а не к выпадению ка-кой-либоодной речевой функции.

Способностьчеловека к анализу и синтезу речевыхзвуков, тес-но связана с развитиемфонематического слуха, т.е. слуха,обеспе-чивающего восприятие и понимание фонем данного языка.

роль вадекватном функционировании фонематическогослуха принад-лежит такому центральномуоргану речи как слухоречевой зоне корыбольших полушарий – задняя треть верхнейвисочной извилины лево-го полушарият.н. центр Вернике. К другому центральному органу речи принадлежит т.н.

зона Брока,которая у лиц с доминированием речи полевому полушарию, находится в нижнихотделах третьей лоб-ной извилины левогополушария. Зона Брока обеспечивает моторную организацию речи.

В60-е годы широкую известность получилиисследования В.Пен-филда, который вовремя операций на открытом мозге спомощью сла-бых токов раздражал речевыезоны коры (Брока и Вернике) и полу-чализменения речевой активности пациентов.

(Операции такого ро-да иногда выполняютпри местной анестезии, поэтому с пациентом можно поддерживать речевойконтакт). Эти факты нашли свое под-тверждение и в более поздних работах.

Было установлено, что с по-мощьюэлектростимуляции можно выделить всезоны и участки коры, включающиеся ввыполнение той или иной речевой задачи, и эти участки весьма специализированыпо отношению к особенностям рече-войдеятельности.

СИНТАГМАТИЧЕСКИЕИ ПАРАДИГМАТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕЧИ. В нейроп-сихологии при изучении локальныхпоражений мозга установлено су-ществованиенарушений речевых функций (афазий) двух категорий: синтагматические ипарадигматические.

Первые связаны струдностя-ми динамической организацииречевого высказывания и наблюдаютсяпри поражении передних отделов левого полушария.

Вторые возни-кают припоражении задних отделов левого полушария и связаны с нарушением кодов речи(фонематического, артикуляционного, семан-тического и т.д.).

Синтагматическиеафазии возникают при нарушениях в работепе-редних отделов головного мозга, вчастности центра Брока. Его по-ражениевызывает эфферентную моторную афазию, при которой соб-ственная речь нарушается,а понимание чужой речи сохраняетсяпоч-ти полностью.

При эфферентноймоторной афазии нарушается кинети-ческаямелодия слов по причине невозможностиплавного переключе-ния с одного элементавысказывания на другой.

Больные с афазией Брока осознают большую частьсвоих речевых ошибок, но могут об-щатьсяс большим трудом и лишь незначительноеколичество времени.

Поражение другогоотдела передних речевых зон (в нижних отделах премоторной зоны коры)сопровождается так назыаемой динамическойафазией, когда больной теряет способностьформулировать высказы-вание, переводитьсвои мысли в развернутую речь (нарушение прог-раммирующей функции речи).

Припоражении центра Вернике возникаютнарушения фонематичес-кого слуха,появляются затруднения в понимании устной речи, в письме под диктовку(сенсорная афазия). Речь такого больногодос-таточно беглая, но обычно бессмысленная,т.к. больной не заме-чает своих дефектов.

С поражением задних отделов речевыхзон ко-ры связывают также акустическо- мнестическую, оптико – мнести-ческуюафазии, в основе которых лежит нарушениепамяти, и семан-тическую афазию -нарушение понимания логико-грамматических кон-струкций, отражающих пространственныеотношения предметов.

МЕХАНИЗМЫВОСПРИЯТИЯ РЕЧИ. Одно из фундаментальных положений науки о речи состоит в том,что переход к осмыслению сообщениявозможен лишь после того, как речевойсигнал преобразован в пос-ледовательностьдискретных элементов.

Далее предполагается, что эта последовательность может быть представлена цепочкой симво-лов-фонем,причем число фонем в каждом языке очень мало (напри-мер, в русском языке их 39).Таким образом механизм восприятияречи обязательно включает блокфонетической интерпретации, кото-рыйобеспечивает переход от речевого сигналак последовательнос-ти элементов.

Конкретные психофизиологическиемеханизмы, обеспе-чивающие этот процессеще далеко не ясны. Тем не менее, по-види-мому, и здесь действует принцип детекторного кодирования (см. главу5.1.). На всех уровнях слуховой системы обнаружена доста-точно строгаятонотопическая организация, т.е.

нейроны, чувстви-тельные к разным звуковымчастотам расположены в определенномпо-рядке и в подкорковых слуховыхцентрах, и первичной слуховой ко-ре.Это означает, что нейроны обладаютхорошо выраженной частот-нойизбирательностью и реагируют наопределенную полосу частот, котораясущественно уже полного слухового диапазона.

Предпола-гается также, чтов слуховой системе существуют и более сложные типы детекторов, в частности,например, избирательно реагирующих напризнаки согласных. При этом остаетсянеясным, за счет каких механизмовпроисходит формирование фонетическогообраза слова и его опознание.

Всвязи с этим особый интерес представляетсобой модель опоз-нания букв и слов причтении, разработанная Д.Мейером и Р.Шване-вельдтом. По их мнению процессопознания начинается в тот момент, когдаряд букв поступает на “анализатор деталей”.

Получающиеся при этом коды,содержащие информацию о форме букв(прямые линии, кривые, углы) передаетсяна детекторы слов. При обнаружении эти-ми детекторами достаточных признаков генерируется сигнал, под-тверждающий,что обнаружено некоторое слово.Обнаружение опреде-ленного слова такжеактивизирует расположенные рядом слова.

Нап-ример, при обнаружении слова “компьютер” активизируются такжеслова, расположенные в сети памятичеловека близко от него, – та-кие как“программное обеспечение”, “винчестер”,“Интернет” и т.д. Возбуждение семантическисвязанных слов облегчает их последующееобнаружение.

Эта модель подтверждаетсятем, что испытуемые опоз-нают связанныеслова быстрее, чем несвязанные. Этамодель привле-кательна также и тем, чтооткрывает путь к пониманию структурысемантической памяти.

ОРГАНИЗАЦИЯРЕЧЕВОГО ОТВЕТА. Предполагается, что у взрослого человека, владеющего языком,восприятие и произношение словопос-редуются внутренними кодами,обеспечивающими фонологический, ар-тикуляторный, зрительный и семантическийанализ слова. Причем все перечисленныекоды и операции, осуществляемые на ихоснове, имеют свою мозговую локализацию.

Клиническиеданные позволяют выстроить следующую последова-тельность событий. Заключеннаяв слове акустическая информацияобрабатывается в “классической”слуховой системе и в других “нес-луховых”образованиях мозга (подкорковых областях).

Поступая в первичную слуховуюкору (зону Вернике), обеспечивающую понимание смысла слова, информацияпреобразовывается там для формированияпрограммы речевого ответа. Для произношения слова необходимо, чтобы“образ” или семантический код этогослова поступил в зону Брока. Обе зоныБрока и Вернике связаны между собой дугообразным пучком нервных волокон.

В зоне Брока возникает детальнаяпрограм-ма артикуляции, котораяреализуется благодаря активации лицевой зоны области моторной коры,управляющей лицевой мускулатурой.

Однако,если слово поступает через зрительную систему, то вначале включается первичнаязрительная кора. После этого инфор-мацияо прочитанном слове направляется вугловую извилину, кото-рая связываетзрительную форму данного слова с его акустическим сигналом в зоне Вернике.Дальнейший путь, приводящий к возникно-вению речевой реакции, такойже как и при чисто акустическомвос-приятии.

Данные,полученные с помощью позитроннойэмиссионной томогра-фии (ПЭТ) показывают,что у праворуких здоровых грамотных взрос-лых отдельные операции привосприятии слов действительно обеспе-чиваются за счет включения разныхзон, главным образом, левого полушария.При звуковом восприятии слов активируются две зоны: первичная слуховая зона и височно-теменная.

По-видимому, леваявисочно-теменная зона непосредственносвязана с операцией фоноло-гическогокодирования, т.е. воссоздания звукового образа слова. При чтении (восприятииписьменных знаков) эта зона, как правило,не активируется.

Однако усложнениесловесных заданий, предъявляе-мых вписьменном виде, может повлечь за собой и фонологические операции, которыесвязаны с возбуждением височно-теменнойзоны.

Основныеочаги возбуждения при восприятиинаписанных слов на-ходятся в затылке:первичной проекционной и вторичныхассоциатив-ных зонах, при этом охватываякак левое, так и правое полушарие. Судяпо этим данным зрительный “образ”слова формируется в заты-лочных областях.

Семантический анализ слова и принятиерешения в случае смысловой неоднозначностиосуществляется главным образом приактивном включении передних отделовлевого полушария, в пер-вую очередь,фронтальной зоны.

Предполагается, чтоименно эта зо-на связана с нервнымисетями, обеспечивающими словесные ассоциа-ции, на основе которыхпрограммируется ответное поведение.

Извсего вышесказанного можно сделатьследующий вывод: даже относительнопростая лексическая задача, связаннаяс восприятием и анализом слов, требуетучастия целого ряда зон левого и частич-ноправого полушария.

Источник: https://studfile.net/preview/7634572/page:3/

Мозговые центры речи

4. Мозговые центры речи:  Клинические данные, полученные при изучении локальных поражений

Клинические данные, полученные при изучении локальных поражений мозга, а также результаты электростимуляции структур мозга, позволили четко выделить те специализированные структуры коры и подкорковых образований, которые ответственны за способность произносить и понимать речь. Так, установлено, что локальные поражения левого полушария различной природы у правшей приводят, как правило, к нарушению функции речи в целом, а не к выпадению какой-либо одной речевой функции.

Речевые центры коры.Способность человека к анализу и синтезу речевых звуков, тесно связана с развитием фонематического слуха, т.е. слуха, обеспечивающего восприятие и понимание фонем данного языка.

роль в адекватном функционировании фонематического слуха принадлежит такому центральному органу речи как слухоречевая зона коры больших полушарий – задняя треть верхней височной извилины левого полушария, т.н. центр Вернике. К другому центральному органу речи принадлежит т.н.

зона Брока, которая у лиц с доминированием речи по левому полушарию, находится в нижних отделах третьей лобной извилины левого полушария. Зона Брока обеспечивает моторную организацию речи.

В 60-е годы широкую известность получили исследования В. Пенфилда, который во время операций на открытом мозге с помощью слабых токов раздражал речевые зоны коры (Брока и Вернике) и получал изменения речевой активности пациентов.

(Операции такого рода иногда выполняют при местной анестезии, поэтому с пациентом можно поддерживать речевой контакт). Эти факты нашли свое подтверждение и в более поздних работах.

Было установлено, что с помощью электростимуляции можно выделить все зоны и участки коры, включающиеся в выполнение той или иной речевой задачи, и эти участки весьма специализированы по отношению к особенностям речевой деятельности.

Регуляция речи, особенно голоса, осуществляется с участием лим-бической системы, которая оказывает влияние на интонационные характеристики речи и придает ей эмоциональный характер.

Синтагматические и парадигматические аспекты речи.В нейропсихологии при изучении локальных поражений мозга установлено существование нарушений речевых функций (афазий) двух категорий: синтагматические и парадигматические (Лурия, 1973).

Первые связаны с трудностями динамической организации речевого высказывания и наблюдаются при поражении передних отделов левого полушария.

Вторые возникают при поражении задних отделов левого полушария и связаны с нарушением кодов речи (фонематического, артикуляционного, семантического и т.д.).

Синтагматические афазии возникают при нарушениях в работе передних отделов головного мозга, в частности центра Брока. Его поражение вызывает эфферентную моторную афазию, при которой собственная речь нарушается, а понимание чужой речи сохраняется почти полностью.

При эфферентной моторной афазии нарушается кинетическая мелодия слов по причине невозможности плавного переключения с одного элемента высказывания на другой.

Больные с афазией Брока осознают большую часть своих речевых ошибок, но могут общаться с большим трудом и лишь незначительное количество времени.

Поражение другого отдела передних речевых зон (в нижних отделах премоторной зоны коры) сопровождается так называемой динамической афазией, когда больной теряет способность формулировать высказывание, переводить свои мысли в развернутую речь (нарушение программирующей функции речи).

При поражении центра Вернике возникают нарушения фонематического слуха, появляются затруднения в понимании устной речи, в письме под диктовку (сенсорная афазия). Речь такого больного достаточно беглая, но обычно бессмысленная, т.к. больной не замечает своих дефектов.

С поражением задних отделов речевых зон коры связывают также акустическо-мнестическую и оптико-мнестическую афазии, в основе которых лежит нарушение памяти, а также семантическую афазию – нарушение понимания логико-грамматических конструкций, отражающих пространственные отношения предметов.

Механизмы восприятия речи.Одно из фундаментальных положений науки о речи состоит в том, что переход к осмыслению сообщения возможен лишь после того, как речевой сигнал преобразован в последовательность дискретных элементов.

Далее предполагается, что эта последовательность может быть представлена цепочкой символов-фонем, причем число фонем в каждом языке очень мало (например, в русском языке их 39). Таким образом, механизм восприятия речи обязательно включает блок фонетической интерпретации, который обеспечивает переход от речевого сигнала к последовательности элементов.

Конкретные психофизиологические механизмы, обеспечивающие этот процесс еще далеко не ясны. Тем не менее, по-видимому, и здесь действует принцип детекторного кодирования (см. главу 5.1.). На всех уровнях слуховой системы обнаружена достаточно строгая тонотопическая организация, т.е.

нейроны, чувствительные к разным звуковым частотам расположены в определенном порядке и в подкорковых слуховых центрах, и первичной слуховой коре. Это означает, что нейроны обладают хорошо выраженной частотной избирательностью и реагируют на определенную полосу частот, которая существенно уже полного слухового диапазона.

Предполагается также, что в слуховой системе существуют и более сложные типы детекторов, в частности, например, избирательно реагирующих на признаки согласных. При этом остается неясным, за счет каких механизмов происходит формирование фонетического образа слова и его опознание.

В связи с этим особый интерес представляет собой модель опознания букв и слов при чтении, разработанная Д.Мейером и Р.Шваневельдтом (Солсо, 1996). По их мнению, процесс опознания начинается в тот момент, когда ряд букв поступает на «анализатор деталей».

Получающиеся при этом коды, содержащие информацию о форме букв (прямые линии, кривые, углы) передается на детекторы слов. При обнаружении этими детекторами достаточных признаков генерируется сигнал, подтверждающий, что обнаружено некоторое слово. Обнаружение определенного слова также активизирует расположенные рядом слова.

Например, при обнаружении слова «компьютер» активизируются также слова, расположенные в сети памяти человека близко от него, – такие как «программное обеспечение», «винчестер», «компьютерные игры» и т.д. Возбуждение семантически связанных слов облегчает их последующее обнаружение.

Эта модель подтверждается тем, что испытуемые опознают связанные слова быстрее, чем несвязанные. Эта модель привлекательна также и тем, что открывает путь к пониманию структуры семантической памяти.

Организация речевого ответа.Предполагается, что у взрослого человека, владеющего языком, восприятие и произношение слов опосредуются внутренними кодами, обеспечивающими фонологический, артикуляционный, зрительный и семантический анализ слова. Причем все перечисленные коды и операции, осуществляемые на их основе, имеют свою мозговую локализацию.

Клинические данные позволяют выстроить следующую последовательность событий. Заключенная в слове акустическая информация обрабатывается в «классической» слуховой системе и в других «неслуховых» образованиях мозга (подкорковых областях).

Поступая в первичную слуховую кору (зону Вернике), обеспечивающую понимание смысла слова, информация преобразовывается там для формирования программы речевого ответа. Для произношения слова необходимо, чтобы «образ» или семантический код этого слова поступил в зону Брока. Обе зоны – Брока и Вернике – связаны между собой дугообразным пучком нервных волокон.

В зоне Брока возникает детальная программа артикуляции, которая реализуется благодаря активации лицевой зоны области моторной коры, управляющей лицевой мускулатурой.

Однако, если слово поступает через зрительную систему, то вначале включается первичная зрительная кора. После этого информация о прочитанном слове направляется в угловую извилину, которая связывает зрительную форму данного слова с его акустическим сигналом в зоне Вернике. Дальнейший путь, приводящий к возникновению речевой реакции, такой же как и при чисто акустическом восприятии.

Данные, полученные с помощью позитронной эмиссионной томографии (ПЭТ) показывают, что у праворуких здоровых грамотных взрослых отдельные операции при восприятии слов действительно обеспечиваются за счет включения разных зон, главным образом, левого полушария. При звуковом восприятии слов активируются две зоны: первичная слуховая зона и височно-теменная.

По-видимому, левая височно-теменная зона непосредственно связана с операцией фонологического кодирования, т.е. воссоздания звукового образа слова. При чтении (восприятии письменных знаков) эта зона, как правило, не активируется.

Однако усложнение словесных заданий, предъявляемых в письменном виде, может повлечь за собой и фонологические операции, которые связаны с возбуждением височно-теменной зоны (Posner et al., 1988).

По данным Н.П. Бехтеревой (1999), основные очаги возбуждения при восприятии написанных слов находятся в затылочных отделах: первичной проекционной и вторичных ассоциативных зонах, при этом охватывая как левое, так и правое полушарие. Судя по этим данным, зрительный «образ» слова формируется в затылочных областях.

Семантический анализ слова и принятие решения в случае смысловой неоднозначности осуществляется главным образом при активном включении передних отделов левого полушария, в первую очередь, фронтальной зоны.

Предполагается, что именно эта зона связана с нервными сетями, обеспечивающими словесные ассоциации, на основе которых программируется ответное поведение.

Из всего вышесказанного можно сделать следующий вывод: даже относительно простая лексическая задача, связанная с восприятием и анализом слов, требует участия целого ряда зон левого и частично правого полушария.

Контроль речевой деятельности.Для оценки успешности речевой деятельности человек использует три канала: слуховой, проприоцептивный / кинестетический и зрительный (Вартанян, 1999). Точность воспроизведения речи, т.е.

степени соответствия акустической формы речевого сигнала его акустическому образу, сформированному в процессе обучения, оценивает слуховая обратная связь.

Точность воспроизведения речи контролируется также оценкой афферентации от проприоцептивныых и кинестетических рецепторов, расположенных в мышцах и сухожилиях речеобразующих органов.

Полученная от рецепторов сомато-сенсорной системы афферентация сравнивается с хранящимся в памяти образом правильного двигательного акта и оценивается по степени соответствия эталона его реализации в движении. Зрительное восприятие обеспечивает оценку реакции слушателя на произнесенные слова.

Говорящий человек реализует семантическую программу речи в определенной грамматической и акустической форме, при этом он контролирует свою речь, используя акустическую, проприоцептивную обратную связь и визуальный контроль одновременно. Синтезируя результаты контроля по всем трем каналам, он получает адекватную оценку своей речевой деятельности.

Предыдущая44454647484950515253545556575859Следующая

Дата добавления: 2016-03-10; просмотров: 1562; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

ПОСМОТРЕТЬ ЁЩЕ:

Источник: https://helpiks.org/7-36547.html

Основы клинической психологии

4. Мозговые центры речи:  Клинические данные, полученные при изучении локальных поражений
. . .

Нейропсихология занимается изучением различных форм нарушения речи при локальных поражениях мозга, опираясь на теоретические положения, разработанные А. Р. Лурия, Е. Д. Хомской, Л. С. Цветковой. Речь рассматривается как речевая система, как совокупность речевых функций, объединенных в единое целое /41, 43/.

В качестве двух самостоятельных видов речи в нейропсихологии выделяют импрессивную (понимающую) и экспрессивную (выражающую) речь, которые имеют разное психологическое строение.

Импрессивная речь – процесс понимания речевых высказываний, как устных, так и письменных, начинается с восприятия потока чужой речи, затем идет декодирование этого потока до речевой схемы, выделение через внутреннюю речь общей мысли высказывания и понимание его мотива.

Экспрессивная речь – процесс высказывания с помощью языка – начинается с мотива высказывания, формирования программы высказывания, после чего общая мысль перекодируется с помощью внутренней речи в речевые схемы, а затем – в развернутую речь.

С точки зрения лингвистики в речи выделяют следующие единицы – фонемы, лексемы и семантические единицы. Под фонемами понимают смыслоразличительные звуки речи.

В русском языке фонемами являются гласные и согласные звуки, а также такие их характеристики, как звонкость – глухость, твердость – мягкость, благодаря чему слова “был”, “бил”, “быль” и “биль” в русском языке имеют совершенно разные значения.

В то же время длина гласного звука, играющая в английском и немецком языке смыслоразличительную функцию, в русском воспринимается как варианты одного и того же слова. Лексемы – это слова или фразеологические сочетания, обозначающие отдельные предметы или явления.

Семантические единицы представляют собой обобщения в виде системы слов, обозначающих понятия. Другими словами, речь имеет фонематическую, лексическую и семантическую структуру.

Выделяют четыре самостоятельные формы речевой деятельности, или подсистемы: устная и письменная речь (экспрессивная речь) и понимание устной и письменной речи (импрессивная речь).

Каждая из выделенных подсистем выполняет разные функции, имеет свои особенности организации, а также различные сроки формирования.

Эти различия в генезисе и психологической структуре находят свое отражение и в мозговой организации различных видов речевой деятельности.

Как сложная функциональная система речь включает большое число афферентных и эфферентных звеньев, в ней принимают участие все анализаторы: слуховой, зрительный, кожно-кинестетический, двигательный.

Каждый из них вносит свой вклад в организацию речевой деятельности в целом.

Выпадение любого из этих звеньев приводит к нарушению речи, но особенности нарушения зависят от того, какое именно звено пострадало.

По утверждению А. Р. Лурия, для организации импрессивной речи (декодирования воспринимаемой речи) необходимо соблюдение следующих условий:

– четкое выделение фонематических признаков речи. Обеспечивается работой верхних отделов вторичных зон височной области левого полушария мозга (зона Вернике).

Поражение данного участка приводит к сенсорной афазии, заключающейся в невозможности выделения близких по звучанию фонем. Больной не слышит разницы между словами “кора” – “гора”.

При этом намерение больного разобраться в смысле высказывания остается сохранным;

– понимание слова (предполагается, что эта функция обеспечивается в результате взаимодействия слухового и зрительного анализаторов). При нарушении этого взаимодействия звуковой образ слова перестает вызывать зрительный, поэтому узнавание его смысла грубо нарушается;

– понимание значения целой фразы или связного речевого высказывания. Для выполнения данного условия в свою очередь необходимо несколько компонентов:

а) удержание в памяти всех элементов фразы, обеспечиваемое работой средних отделов вторичных зон височной области левого полушария. При поражении этого участка мозга возникает акустико-мнестическая афазия (невозможно удержать в памяти даже несколько слов);

б) симультанный синтез речевого высказывания, который связан с работой височно-теменно-затылочных отделов левого полушария мозга (у правшей). Поражение этого участка приводит к семантической афазии (нарушается понимание сложных логико-грамматических конструкций);

в) активный анализ наиболее существенных элементов высказывания (проявляется в понимании общего смысла высказывания, его контекста). Это условие обеспечивается за счет участия лобных долей мозга.

Следовательно, импрессивная речь представляет собой сложную функциональную систему, в организации которой принимают участие различные структуры мозга, каждая из которых вносит свой вклад в обеспечение данной функции /22, 41/.

Основными звеньями экспрессивной речи, по мнению А. Р. Лурия, являются простейшая повторная речь (повторение звука, слога, слова) и называние. В повторной речи присутствует звуковой образец, в назывании его нет.

В основе повторной речи лежат такие элементы, как:

– четкое слуховое восприятие, обеспечиваемое верхними отделами вторичных зон височной области левого полушария. Их поражение приводит к распаду фонематического слуха, что сопровождается дефектами повторения (замена близких фонем, неправильное произношение);

– четкая система артикуляции, в основе которой лежит функционирование нижних отделов вторичных зон постцентральной (теменной) коры левого полушария (у правшей). Их поражение ведет к афферентной моторной афазии (распад артикулем, замена близких по произношению артикулем, появление литеральных парафазий);

– возможность переключения с одной артикулемы на другую или с одного слова на другое, обеспечивается аппаратами нижних отделов премоторной коры левого полушария. Их поражение приводит к эфферентной моторной афазии, проявляющейся в патологической инертности речедвигательной сферы и появлению речедвигательных персевераций (заикание);

– подчинение произнесения заданной программе и торможение побочных альтернатив, обеспечивается работой лобных отделов мозга. Их поражение приводит к тому, что нужная программа заменяется повторением хорошо усвоенного в прошлом опыте слова или фразы (использование речевых стереотипов).

Называние как элемент экспрессивной речи включает в себя:

– отчетливое зрительное восприятие, обеспечивается височно-затылочными отделами левого полушария (у правшей), при поражении которых возникает оптическая афазия (больной не может назвать слово, поскольку не узнает его);

– сохранность акустической структуры слова обеспечивается благодаря функциям слухоречевых систем левой височной области. Их поражение при попытке назвать предмет приводит к обильным литеральным парафазиям;

– нахождение нужного обозначения и торможение всех побочных альтернатив связано с особенностями третичных (височно-теменно-затылочных) отделов левого полушария. Патологическое состояние последних приводит к амнестической афазии. Она проявляется в бесконтрольно возникающих вербальных парафазиях (замена нужного слова близкими по значению или по структуре словами);

– подвижность нервных процессов, обеспечивающая легкость переключения на другое название.

Можно сказать, что и экспрессивная речь имеет сложную структуру, которая обеспечивается совместной работой разных отделов мозга /22, 41/.

В результате локальных поражений задних, гностических областей левого полушария головного мозга (височные, теменные и теменно-затылочные отделы) нарушается звуковая структура слова, акустический анализ слова и зрительно-пространственные схемы, лежащие в основе логико-грамматических конструкций. Но все эти поражения ограничиваются нарушениями операционной структуры речи, не затрагивая речевую деятельность в целом. Поэтому у таких больных сохраняется намерение понять речь окружающих или сказать что-либо, а следовательно, сохраняется возможность компенсации дефекта.

Совсем иначе обстоит дело с организацией речевой деятельности. Ее структура, как известно, включает цель, мотив высказывания, выработку программы, выбор средств реализации деятельности и контроль за ее выполнением. Формирование намерения высказаться связано с работой лобных структур мозга.

При поражении передних отделов коры головного мозга нарушается актуализация предложений или целого высказывания. У так называемых “лобных больных” отмечается речевая аспонтанность (отсутствие самостоятельно возникающих высказываний). Помимо этого, поражение лобных отделов приводит к нарушению внутренней речевой схемы.

Больные повторяют слова, называют предметы, но сформулировать элементарное словесное высказывание не могут. Этот дефект речи получил название динамическая афазия. Он проявляется в нарушении активной развернутой речи.

У больного сохранны повторная речь, называние, рядовая и автоматизированная речь, понимание речи, но отсутствует речевая схема предложения. Остается лишь диалогическая речь, сопровождающаяся эхолалиями, персеверациями и автоматизмами /22, 41/. Под эхолалиями понимают повторение больным последних слов из фраз, которые он слышит.

Персеверации означают многократное повторение одного и того же слова или фразы. Автоматизмы проявляются в использовании речевых оборотов на уровне речевых навыков.

Исследование речевых нарушений в нейропсихологии идет по пути изучения афазий. Под афазиями понимают нарушения речи, возникающие при локальных поражениях коры левого полушария мозга (у правшей) и представляющие собой системное расстройство различных форм речевой деятельности.

Афазии проявляются в виде распада фонематической, морфологической или синтаксической структуры собственной речи при сохранности элементарных форм слуха и движений речевого аппарата, обеспечивающих членораздельное произношение.

Эта речевая патология отличается от дизартрий (нарушение произношения без расстройства восприятия речи на слух), аномий (трудности называния из-за расстройства межполушарного взаимодействия), алалий (расстройство речи в детском возрасте из-за недоразвития всех форм речевой деятельности).

В зависимости от нарушения одного из факторов, на которых основана речевая система при локальных поражениях мозга, А. Р. Лурия разработал классификацию афазий /7, 22, 28, 41/.

При выпадении афферентных звеньев речевой функциональной системы (слуховых, зрительных, кинестетических, комплексных афферентаций) выделяют пять видов афазий – сенсорную, акустико-мнестическую, оптико-мнестическую, афферентную моторную и семантическую.

При нарушении эфферентных звеньев речевой системы – динамическую и эфферентную моторную афазии.

Сенсорная афазия возникает при поражении верхних отделов вторичных зон височной области левого полушария (зона Вернике). В ее основе лежит нарушение фонематического слуха, т. е. способности различать звуковой состав слова. Больной путает близкие по звучанию фонемы (б – п, г – к).

В тяжелых случаях он воспринимает родную речь как иностранную или вместо речи слышит неречевой шум. Но продолжает активно использовать в речи интонации. Нарушение фонематического слуха приводит к дезорганизации всей речевой системы, дефектам понимания устной речи, непониманию речи в усложненных условиях.

Наблюдается замена одних звуков другими (литеральные парафазии), замена одного слова другим (вербальные парафазии), нарушение письма (под диктовку), частичное нарушение чтения.

Акустико-мнестическая афазия наблюдается при поражении средних отделов вторичных зон височной области левого полушария. Больной правильно понимает обращенную к нему речь, но не способен запомнить даже самую короткую фразу.

Объем слухоречевой памяти снижается до 3 или 2 единиц, что приводит к вторичному непониманию устной речи, а также к трудностям в активной устной речи (скудная речь, частый пропуск слов, обычно существительных). Но интонации при данном дефекте остаются сохранными.

При акустико-мнестической афазии сохраняется фонематический слух, но наблюдаются трудности в поиске нужного слова, возникают вербальные парафазии, налицо снижение скорости переработки словесной информации.

Оптико-мнестическая афазия имеет место при поражении задненижних отделов височной области левого полушария (у правшей). В основе лежит слабость зрительных представлений, зрительных образов слов, в силу чего больной не может правильно назвать предмет. А. Р.

Лурия и его сотрудники доказали, что в этом случае распадается преимущественно зрительно-мнестическое звено речевой системы, связи между зрительным образом и его наименованием.

У больных нарушается способность изображения объекта, в их описаниях отсутствуют зрительные образы.

Афферентная моторная афазия появляется вследствие поражения нижних отделов вторичных зон теменной области левого полушария и связана с выпадением кинестетического афферентного звена речевой системы.

Нарушается возможность появления четких ощущений, поступающих от артикуляционного аппарата в кору больших полушарий во время речевого акта, больной путает близкие по артикуляции звуки (“д” – “л” – “н”), например: “халат” – “хадат” и т. д.

Часто наблюдается нарушение орального (неречевого) праксиса. Больной не может надуть щеки, высунуть язык и т. п.

Семантическая афазия связана с областью стыка височных, теменных и затылочных зон левого полушария (третичные зоны коры). А. Р.

Лурия установил, что у таких больных нарушается понимание определенных логико-грамматических конструкций: тех, которые отражают одновременный симультанный анализ и синтез явлений, когда для понимания выражения требуется одновременное представление нескольких явлений.

Больные не понимают пространственные отношения, выраженные с помощью предлогов (“круг под крестом” или “круг над крестом”), слова с суффиксами, сравнительные отношения (длиннее, светлее и т. п.

), конструкции родительного падежа (отец брата, брат отца), временные конструкции (“прежде чем позавтракать, я прочитал газету”), пространственные конструкции (не понимает, что правильно – “Земля освещает солнце” или “Солнце освящает землю”). Как правило, эта форма афазии сопровождается дефектами счетных операций (акалькулия).

Эфферентная моторная афазия связана с поражением нижних отделов премоторной области (зона Брока).

Распадается двигательная сторона речевого акта, нарушается четкая временная последовательность речевых движений, больной не может переключиться с одной артикулемы на другую, с одного слова на другое, возникают речевые персеверации, которые проявляются и в письме. Слияние отдельных слов в плавную речь у таких больных невозможно.

Динамическая афазия связана с поражением средне- и заднелобных отделов коры левого полушария. В основе этой формы афазии лежат нарушения сукцессивной (или развернутой) организации речевого высказывания.

У больных страдает внутренняя схема речевого высказывания, его замысел, поэтому их речь бедная, преимущественно диалогическая, снижено использование глаголов, наблюдается эхолалия, персеверация слов и использование речевых стереотипов. Наблюдаются дефекты и внешней, и внутренней речи. Распадается ее предикативность, т. е.

имеются трудности в построении высказывания, встречаются аграмматизмы в виде пропуска глаголов, предлогов, встречается употребление шаблонных фраз.

Афазии возникают при поражении разных уровней организации речи, связаны с состоянием других психических процессов (восприятия, памяти, представлений), а также с эмоционально-волевой сферой личности.

Поэтому возникновение афазий приводит к дезинтеграции всей психической сферы. Специальные исследования изменения личности при афазиях выявили их специфику при разных ее формах /3/.

Таким образом, афазии следует рассматривать как многофакторное явление, связанное со всей психической сферой личности.

Контрольные вопросы

1. Охарактеризуйте особенности импрессивной речи.

2. Охарактеризуйте особенности экспрессивной речи.

3. Перечислите элементы лингвистической структуры речи.

4. Что такое афазия?

5. В чем отличие афферентной моторной афазии от эфферентной?

6. Отражается ли на речевой функции поражение правого полушария мозга?

7. Каковы основания классификации афазий по А. Р. Лурия?

8. Роль лобных отделов в организации речи.

Психология bookap

9. В чем разница между функциональной организацией повторной речи и называнием?

10. Какую роль играет в организации речи правое полушарие мозга?

Источник: https://bookap.info/genpsy/osclin/gl29.shtm

Шпоры по психофизиологии для зачета – файл n1.doc

4. Мозговые центры речи:  Клинические данные, полученные при изучении локальных поражений
sh: 1: –format=html: not found
приобрести
Шпоры по психофизиологии для зачета
скачать (1381 kb.)Доступные файлы (1):

n1.doc1381kb.08.07.2012 17:09скачать
  1. Концептуальная рефлекторная дуга.

Рис. 12.

Блок-схема концептуальной рефлекторной дуги, на входе которой стоит сенсорный анализатор (по Е.Н.Соколову, Ч.А.Измайлову)

Рефлекторнаядуга – понятие, обозначающее совокупность нервных структур, проводящих нервные импульсы от раздражителей, находящихся на периферии тела, к центру, перерабатывающих их в центральной нервной системе и вызывающих реакцию на соответствующие раздражители.

Рефлекторная дуга состоит из рецептора, проводящих путей, центральной части и эффектора. Взаимосвязь элементов рефлекторной дуги обеспечивает основу ориентировки сложного организма в окружающем мире, деятельность организма в зависимости от условий его существования.

Е.Н.Соколовым и Ч.А.Измайловым было предложено понятие концептуальной рефлекторной дуги (рис, 12). В блок-схеме концептуальной рефлекторной дуги выделяют три взаимосвязанные, но относительно автономно действующие системы нейронов: афферентную (сенсорный анализатор), эффекторную (исполнительную — органы движения) и модулирующую (управляющую связями между афферентной и эффекторной системами),

Афферентная система, начинающаяся с рецепторов, состоит из нейронов-предетекторов, производящих общую предварительную обработку информации, поступающей на органы чувств, и нейронов-детекторов, выделяющих в ней стимулы определенного рода, избирательно настроенных, реагирующих только на такие стимулы.

Эффекторная система включает командные нейроны, мотонейроны и эффекторы, т.е. нервные клетки, в которых происходит выработка команд, идущих от центра к периферии, и части организма, ответственные за их исполнение.

Модулирующая система содержит нервные клетки (модулирующие нейроны), связанные с переработкой информации, циркулирующей между нейронными сетями, составляющими афферентную и эффекторную подсистемы концептуальной рефлекторной дуги.

Схему работы концептуальной рефлекторной дуги можно представить себе следующим образом. На рецепторы — специфические аппараты органов чувств, способные воспринимать и реагировать на определенные физические воздействия, — поступают сигналы-стимулы. Рецепторы в свою очередь связаны с селективными детекторами — нейронами, избирательно реагирующими на те или иные стимулы, причем эта связь может быть прямой или, как это показано на рисунке, осуществляться через предетекторы. Селективные детекторы работают по следующему принципу: определенной комбинации возбуждения рецепторов соответствует максимум возбуждения на одном из селективных нейронов-детекторов. От детекторов сигналы далее поступают на командные нейроны. Уровень возбуждения командных нейронов регулируется работой модулирующих нейронов. От командных нейронов возбуждение далее поступает на мотонейроны, связанные с органами движения и другими эффекторами. В работу концептуальной рефлекторной дуги включен механизм обратной связи, который для упрощения рисунка на блок-схеме не представлен. Через механизм обратной связи регулируется возбудимость рецепторов, эффекторов и самих нейронов. Выделение основных элементов концептуальной дуги, пишет Е.Н.Соколов, явилось результатом обобщения данных о нейронных механизмах рефлексов у животных, стоящих на разных ступенях эволюционной лестницы.

Н.А.Бернштейн доказал, что даже простое движение, приобретенное при жизни, не говоря уже о сложной человеческой деятельности и поведении в целом, не может быть выполнено без участия психики. “Формирование двигательного акта, — писал он, — есть на каждом этапе активная психомоторная деятельность…

Для каждого двигательного акта, потенциально доступного человеку, в его центральной нервной системе имеется адекватный уровень построения, способный реализовать основные сенсорные коррекции этого акта, соответствующие его смысловой сущности…

Чем сложнее движение, тем многочисленнее и разнообразнее требующиеся для его выполнения сенсорные коррекции”

Наивысший уровень регуляции вновь осваиваемых сложных движений обязательно связан с сознанием человека и является ведущим для этого движения. Подчиненные ему нижележащие уровни называются фоновыми. Эти компоненты обычно остаются за порогом сознания.

Как только движение превращается в автоматизированный навык и переключается с ведущего уровня на фоновый, процесс управления им, его контроля уходит из поля сознания.

Однако в самом начале освоения нового движения сознание присутствует всегда. Исключение составляют только наиболее простые движения, для которых в организме уже имеются готовые врожденные или приобретенные механизмы.

Характерным явлением, сопровождающим переключение движения с более высокого уровня на более низкий, выступает “снятие зрительного контроля… и замена его проприоцептивным.

Это явление заключается в том, что субъект оказывается в состоянии делать какую-то часть работы не глядя”

1. Анатомическая характеристика органа зрения      – аппараты глазного яблока             1) светопреломляющий аппарат: роговица, влага передней камеры, хрусталик, стекловидное тело             2) аккомодационный аппарат: хрусталик и связки хрусталика, ресничная мышца, радужная оболочка             3) фоточувствительный аппарат: сетчатая оболочка (сетчатка)             4) трофический аппарат: сосудистая оболочка             5) защитный аппарат: белочная оболочка, веки, слезная железа

2. Гистологическое строение рецепторного (фоточувствительного) аппарата

     – представлен сетчатой оболочкой (состоит из нескольких слоев; два из них образованы множеством биполярных и мультиполярных нейронов – начальных звеньев проводящего пути зрительного анализатора; для осуществления связей внутри каждого слоя нервных клеток существуют специальные горизонтальные нейроны)      рецепторными элементами являются палочки (около 130 млн) и колбочки (около 7 млн);      – свет, для того, чтобы достигнуть фоторецепторных элементов, проходит через все слои сетчатки     – область наилучшего зрения – желтое пятно (находится на сетчатке строго напротив зрачка; отличается высокой концентрацией колбочек)      – область “нулевого” зрения – слепое пятно (находится ниже желтого пятна, соответствует месту выхода зрительного нерва из глазного яблока)

3. Основные принципы функционирования глаза

     – адекватным раздражителем для глаза человека является электромагнитное излучение с длиной волны 400 – 750 нм     – в результате сложного комплекса физико-химических процессов, происходящих в фоторецепторных клетках, световая энергия трансформируется в энергию электрических потенциалов; ведущую роль в этом преобразовании играет зрительный каскад – белковый комплекс, благодаря функционированию которого достигается усиление первичного сигнала (фотона) в 100000 раз и более, что обеспечивает исключительно высокую чувствительность глаза (способен регистрировать отдельные кваны света)      – ведущую роль в обеспечении черно-белого зрения играют палочки,        цветового – колбочки (различают 3 вида: наиболее чувствительные к красному, синему и желтому участкам спектра)      – в результате преломления световых лучей через оптические среды глаза на сетчатке формируется обратное уменьшенное изображение      – аккомодация осуществляется путем активного изменения кривизны        хрусталика благодаря сокращению цилиарной мышцы (связана с        хрусталиком с помощью связок)      – интенсивность светового потока, поступающего в глазное яблоко,        регулируется автоматически (рефлекторно) путем изменения размеров зрачка ; имеются мышцы, суживающие зрачок (циркулярные, получают парасимпатическую иннервацию) и мышцы, расширяющие зрачок (радиальные, получают симпатическую иннервацию)      – наибольшая эффективность функционирования зрительного анализатора достигается в режиме постоянного “ощупывания” рассматриваемого объекта (каждое глазное яблоко снабжено 6 глазодвигательными мышцами)      – стереоскопическое (бинокулярное) зрение обеспечивается тесным        взаимодействием так называемых глазодоминантных участков коры (первичное проекционное поле-17 в каждой затылочной области), анализирующих информацию, поступающую либо из правого, либо из левого глаза

4. Проводящий путь зрительного анализатора

     рецепторная клетка (палочка, колбочка) – биполярный нейрон        сетчатки – мультиполярный нейрон сетчатки – нейрон таламуса – нейрон затылочной области коры головного мозга      – зрительный нерв формируется из множества аксонов мультиполярных        нейронов сетчатки; при этом нервные волокна, идущие от наружных частей сетчатки, не перекрещиваются, от внутренних – перекрещиваются
Концептуальная рефлекторная дуга

Источник: http://www.nashaucheba.ru/v20988/?cc=1&page=10

Medic-studio
Добавить комментарий