41.Характеристика основных типов межличностного взаимодействия.

Характеристика основных типов межличностного взаимодействия

41.Характеристика основных типов межличностного взаимодействия.

Межличностное взаимодействие — 1) в широком смысле — случайный или преднамеренный, частный или публичный, длительный или кратковременный, вербальный или невербальный личный контакт двух и более человек, имеющий следствием взаимные изменения их поведения, деятельности, отношений, установок, 2) в узком смысле — система взаимно обусловленных индивидуальных действий, связанных циклической причинной зависимостью, при которой поведение каждого из участников выступает одновременно и стимулом, и реакцией на поведение остальных.

Различают два основных типа межличностного взаимодействия — сотрудничество (кооперацию), когда продвижение каждого из партнеров к своей цели способствует или, как минимум, не препятствует реализации целей остальных, и соперничество (конкуренцию), когда достижение цели одним из взаимодействующих индивидов затрудняет или исключает осуществление целей других участников совместного действия.

Взаимодействие между участниками общения, как правило, сопровождается восприятием и пониманием друг друга. Некоторые психологи считают, что происходит познание одного человека другой . В общем плане можно отметить, что восприятие другого человека означает отображение внешних признаков, соотношение их с личностными характеристиками индивида и интерпретацию на этой основе и поступков.

Во время познания один человек эмоционально оценивает другую, пытается понять ее поступки, произвести стратегию изменения ее поведения и построить собственную. При этом происходит осознание себя через другого посредством механизмов идентификации и рефлексы.

Первый из них сводится к уподоблению, отождествлению себя с другим. Это способствует пониманию партнера по общению, стимулирует соответствующее поведение (альтруизм, гуманистическую, емпатийну и тому подобное).

Рефлексия в общении — это осознание того, как субъекта воспринимают и оценивают другие.

Характеристика средств общения.

Средства общения – это те операции, с помощью которых осуществляются действия общения

Все средства общения делятся на две большие группы: вербальные (словесные) и невербальные. На первый взгляд может показаться, что невербальные средства не столь важны, как словесные. Между вербальными и невербальными средствами общения существует разнообразное разделение функций: по словесному каналу передаётся чистая информация, а по вербальному – отношение к партнёру по общению.

Визуальный контакт свидетельствует о расположении к общению.

С помощью глаз передаются самые точные сигналы о состоянии человека.

Скорость речи также отражает чувства: быстрая речь – взволнованность или обеспокоенность; медленная речь свидетельствует об угнетённом состоянии, горе, высокомерии или усталости.

Вербальные средства общения образуют логико-смысловую линию,определяющую его содержание. Эту линию целесообразно назвать «словесным действием».

Ведущей стилистической чертой современного публичного общения является разговорность, т.е. простота и живость построения фразы, использование разговорной лексики и фразеологии.

Стилистическое своеобразие словесного действия проявляется в особенностях синтаксического строя, т.е. в построении фраз и словосочетаний.

Интонация и тональность воздействуют не только на сознание, но и на сферу чувств, придают эмоциональную окраску словам и фразам.

Зарубежные ориентации в развитии социальной психологии: основные положения, представители, значимые достижения.

Гуманистическая ориентация — ряд направлений в современной психологии, которые ориентированы прежде всего на изучение смысловых структур человека.

В гуманистической психологии в качестве основных предметов анализа выступают: высшие ценности, самоактуализация личности, творчество, любовь, свобода, ответственность, автономия, психическое здоровье, межличностное общение. Гуманистическая психология в качестве самостоятельного течения выделилась в начале 60-х.

гг. ХХ в. как протест против бихевиоризма и психоанализа, получив название третьей силы. К данномунапрвлению могут быть отнесены А.Маслоу, К.Роджерс, Р.Мэй и др.

Основные положения нового направления – гуманистической школы психологии личности, которая и является в настоящее время одной из наиболее значительных психологических школ, сформулировал Гордон Олпорт.

Одним из главных постулатов теории Олпорта было положение о том, что личность является открытой и саморазвивающейся. Человек прежде всего социальное существо и потому не может развиваться без кон тактов с окружающими людьми, с обществом.

Олпорт одним из первых заговорил об уникальности каждого человека. Каждый человек неповторим и индивидуален, так как является носителем своеобразного сочетания качеств, потребностей, которые Олпорт называл – черта.

Эти потребности, или черты личности, он разделял на основные и инструментальные. Основные черты стимулируют поведение и являются врожденными, генотипическими, а инструментальные оформляют поведение и формируются в процессе жизни, т. е.

являются фенотипическими образованиями. Набор этих черт и составляет ядро личности.

Источник: https://studopedia.net/3_71580_harakteristika-osnovnih-tipov-mezhlichnostnogo-vzaimodeystviya.html

Типы взаимодействия

41.Характеристика основных типов межличностного взаимодействия.

В психологии такое понятие как взаимодействие раскрывается, как действия людей, направленные друг на друга. Такие действия могут рассматриваться как совокупность некоторых поступков направленных на достижение своих целей, решение практических задач и реализацию ценностных ориентиров.

Основные типы взаимодействия людей

Выделяются различные типы взаимодействия в зависимости от вызвавшей его ситуации. Именно это и послужило поводом к возникновению их различных классификаций.

Наиболее распространённой является классификация, основанная на результативной направленности.

Типы взаимодействия в процессе общения

  1. Кооперация — это такое взаимодействие, при котором его участники достигают взаимного соглашения о том, как необходимо действовать для достижения общих целей и стараются не нарушать его, пока совпадают сферы их интересов.
  2. Конкуренция — это взаимодействие, которое характеризуется достижением своих личных или общественных целей и интересов в условиях противостояния интересов между людьми.

Типы межличностного взаимодействия зачастую определяют характер взаимоотношений между людьми.

В основу деления на типы, можно положить намерения и действия людей, которые указывают на то, как каждый из участников взаимодействия понимает смысл происходящего. В таком случае выделяют ещё 3 типа.

Типы и виды взаимодействия

  1. Дополнительное. Такое взаимодействие, при котором партнеры спокойно и объективно относятся к позиции друг друга.
  2. Пересекающееся.

    Взаимодействие, во время которого участники, с одной стороны, демонстрируют нежелание понимать позицию и мнение других партнёров по взаимодействию. При этом с другой стороны активно проявляют свои собственные намерения по этому поводу.

  3. Скрытое взаимодействие.

    Такой тип включает в себя сразу два уровня: внешний, выраженный словестным образом, и скрытый, проявляющийся в помыслах человека. Оно предполагает либо очень хорошее знание участника взаимодействия, либо вашу восприимчивость к невербальным средствам общения.

    К ним можно отнести тон голоса, интонацию, мимику и жесты, в общем, всё то, что может придать разговору скрытый смысл.

Стили и типы взаимодействия их особенности

  1. Сотрудничество. Оно направленно на полное удовлетворение партнёрами по взаимодействию своих потребностей и стремлений. Здесь реализуется один из мотивов приведённых выше: кооперация, либо конкуренция.
  2. Противодействие.

    Такой стиль предполагает ориентацию на свои цели, без учета при этом каких- либо интересов другой участвующей стороны. Проявляется принцип индивидуализма.

  3. Компромисс. Реализуется в частичном достижении целей и интересов обеих сторон.
  4. Уступчивость.

    Предполагает принесение в жертву собственных интересов для достижения целей партнера или же отказ от мелких потребностей для достижения какой-либо более значимой цели.

  5. Избегание. Такой стиль представляет собой уход или избегание контакта. При этом возможна потеря собственных целей для исключения выигрыша.

Иногда деятельность и общение рассматриваются как две составляющие социального бытия общества. В других случаях общение обозначается как определенная сторона деятельности: оно включено в любую деятельность и является её частью. Сама же деятельность представляется нам в виде условия и основания общения.

Более того в психологии понятие «взаимодействие» «общение» находятся на том же уровне что и «личность» « деятельность» и являются основополагающими.

Типы взаимодействия в психологии играют огромную роль не только при межличностной коммуникации, но и в процессе развития человека и как следствие, общества в целом. Без общения человеческое общество не смогло бы полноценно функционировать, и мы бы никогда не достигли таких высот социально- экономического развития как сейчас.

Коммуникативная компетенция О многих людях сегодня мы можем услышать, что они не умеют общаться. И дело здесь не только в их поведении или неправильности речи. Чтобы эффективно общаться с окружающими, важно обладать целым набором разнообразных качеств. Именно их принято называть коммуникативной компетенцией. Давайте рассмотрим, что же это за качества. Невербальная коммуникация Всем нам известно, что между людьми существует два вида общения – вербальное и невербальное. В первом случае речь идет живом языковом взаимодействии. Во втором случае – о жестах и мимике. Как происходит невербальная коммуникация и можно ли ей научиться? Об этом мы расскажем далее.
Здороваясь и прощаясь, спрашивая о погоде или просто молча глядя на собеседника, мы даже не предполагаем, что наши действия давно поделены и ранжированы. У общения есть своя структура, которая существует уже не первый десяток лет. Из чего же состоит банальный, как казалось, обмен информацией? Это мы и решили выяснить.В жизни каждого человека встречаются такие знакомые, с которыми никак не удается найти общий язык. И часто возникает ощущение, что при общении с такими людьми словно стоит стена. Подобные преграды принято называть барьерами общения. В чем их причина и как разрушить эти барьеры? Подробности читайте далее.

Источник: https://womanadvice.ru/tipy-vzaimodeystviya

Межличностное взаимодействие и его структура

41.Характеристика основных типов межличностного взаимодействия.

Взаимодействие между людьми может быть охарактеризовано как межличностное, если оно удовлетворяет следующим критериям:

– в нем участвует небольшое число людей (чаще группа из 2-3 человек);

– это непосредственное взаимодействие: его участники находятся в пространственной близости, имеют возможность видеть, слышать друг друга, осуществлять обратную связь;

– каждый из участников признает незаменимость, уникальность своего партнера, принимает во внимание особенности его эмоционального состояния, самооценки, личностных характеристик.

Существует несколько близких терминов, близких к понятию «межличностное взаимодействие», которые необходимо разграничить. Несмотря на то, что термины «межличностные отношения» и «межличностная коммуникация» «межличностное взаимодействие» близки по смыслу, однако они указывают на различные аспекты.

Так, при обсуждении понятия «межличностное взаимодействие» необходимо выделить, прежде всего, действия, которые предпринимают индивиды по отношению друг к другу, кроме того, поскольку действия совершает каждая из сторон, то интерес представляет как собеседники соотносят свои цели и организуют их достижение, т.е. как достигается взаимность между участниками общения. В содержании данного понятия подчеркивается активность общающихся, что позволяет понять формы и виды индивидуальных действий, приводящих к взаимным изменениям поведения, деятельности, отношений и установок.

Понятие «межличностная коммуникация»направлено на анализ способов обмена информацией между партнерами, их приема и переработки.

На эмоционально-чувственном аспекте взаимодействия между людьми ставится акцент в понятии «межличностные отношения», включающем в себя межличностную связь путем обмена личностно значимой информацией, возникновение взаимной зависимости и ответственности вступивших в контакт людей.

Для того чтобы выбрать наиболее эффективный вариант взаимодействия с другим человеком необходимо ориентироваться в сложившейся ситуации общения, понимать ее контекст. Анализ контекста общения позволяет выбрать способ поведения, адекватный данной ситуации, соотнести собственные действия и ситуацию.

Характер цели, и как следствие возникающая между партнерами дистанция в ситуации общения позволяет выделить три уровня общения:

Социально-ролевой уровень от человека ожидается выполнение определенной ролевой функции, демонстрация знания норм социальной среды, подтверждение своего статуса. Контакты ограничиваются ситуативной необходимостью: на улице, в транспорте, на приеме в официальном учреждении. Основной принцип: реализация норм и требований социальной среды.
Деловой уровень Первостепенны интересы дела, совместная деятельность, поиск средств повышения эффективности сотрудничества, общение является психологически отстраненным. Основной принцип: рациональность.
Интимно-личностный уровень Основной целью общения является удовлетворение потребности в понимании, сочувствии, переживании, ожидается психологическая близость, доверительность. Характеризуется проникновением во внутренний мир других людей, сопреживанием. Основной принцип: эмпатия.

Структуралюбой социальной ситуации включает в качестве необходимых следующие элементы:

1. роли участников взаимодействия, то есть набор предписаний, касающихся того, как человек должен вести себя, если он занялфиксированную позицию среди людей, относительно которой уже сложились нормативный представления;

2. набор и порядок действий(или сценарные последовательности);

3. правила и нормы, регулирующие взаимодействие и характер отношений участников социальной ситуации, при этом характеристики конкретной ситуации, в которой протекает общение накладывает ограничения на их поведение, чувства.

После определения типа социальной ситуации развитие процесса межличностного взаимодействия предполагает выстраивание позиции, позволяющих достичь целей участникам общения в заданных обстоятельствах.

Под этим углом зрения межличностное взаимодействие есть ничто иное, как конструирование, формирование межличностного пространства, то есть организация всех элементов взаимодействия в определенном порядке.

Оно предполагает:

– выбор позиции по отношению к другому, пристройку к позициям друг друга;

– четкое определение пространственно-временных границ ситуации взаимодействия, за пределами которой выбранная позиция становится неуместной;

– оформление занятой позиции посредством использования вербальных и невербальных средств коммуникации.

При рассмотрении пространственных характеристик межличностного взаимодействия можно выделить вертикальные и горизонтальные составляющие.

Вертикальная составляющая находит свое выражение в представлениях о взаимном расположении партнеров по общению. Возможные позиции могут быть обозначены следующим образом: пристройка сверху, пристройка снизу, пристройка наравне.

Пристройка сверху выражается в позиции доминивования, выражается в поучениях, советах, осуждениях, замечаниях, высокомерных и покровительствующих интонациях.

Пристройка снизу предполагает позицию зависимости, безинициативности, незащищенности, проявляется как просьба, извинение, опускание головы, демонстрации других форм подчинения и зависимости.

Позиция равенства сторон проявляется в соответствующих формах поведения: спокойный взгляд в глаза собеседнику, открытое выражение чувств и желаний, обоснованные высказывания, готовность выслушать критические замечания в свой адрес и готовность к их обсуждению.

Горизонтальная составляющая межличностного взаимодействия находит свое выражение в использовании (или отказе от их использования) межличностных преград, в качестве которых могут выступать внешние физические барьеры как эквиваленты психологических преград: стол, стул, скрещенные руки на груди, и т.д. Преградой может оказаться «закрытость» личности той или иной стороны для другого человека, что также создает определенную дистанцию.

Зоны межличностного общения, нормы пространственной и временной организации общения изучает проксемика.

Эти нормы в разных культурах различаются, параметры дистанций определяются величиной территории и степенью населенности каждой страны. Классическая классификация Э. Холла свойственна американской культуре, С. Д.

Дерябо, В. А. Ясвин приводят специфические для русской культуры нормы приближения человека к партнеру по общению:

1) интимная дистанция – 0-50 см. (сравнить с американской 0-45 см). На этом расстоянии общаются самые близкие люди, вторжение посторонних рассматривается как нарушение личного пространства и вызывает негативные эмоции, агрессию. Напряженность и раздражение в переполненном автобусе в немалой степени вызваны необходимостью терпеть присутствие посторонних людей в своей интимной зоне.

2) Личная дистанция – 0,5-1,2 (аналогична персональной в американской культуре). На этом расстоянии разговаривают обычно друзья и хорошие знакомые, доверяющие друг другу.

3) Социальная дистанция – 1,2-2 м. Соответствует неформальному, товарищескому общению; на этом расстоянии удобно обмениваться новостями с коллегами по работе.

4) Формальная дистанция – 2-4 м. Характерна для деловых отношений. На этом расстоянии хорошо общаться с начальством или подчиненными, а также начинать переговоры с партнерами.

5) Публичная дистанция – более 4 м. Позволяет воздержаться от общения или обменяться ритуальными поглаживаниями без риска прослыть нетактичным человеком. Публичное расстояние дает безболезненно и незаметно выйти из пространства общения. Эта дистанция типична для общения с большими аудиториями.

К пространственным характеристикам межличностного взаимодействия относят и способы выделения и обозначения индивидом территории, которую он считает «своей».

На физическом уровне это может быть кабинет, рабочий стол; на эмоциональном уровне – право на собственное настроение, отношение к чему-либо; на ролевом уровне – право на выбор профессии, рода занятий, индивидуальных способов выполнения деятельности.

Таким образом, пространство, создаваемое в процессе межличностного взаимодействия благодаря исходному определению ситуации его участниками, согласованию их намерений, приспособлению к позициям друг друга, организация совместной деятельности, оказывается фактором определяющим успешность конкретного взаимодействия, его характер и перспективы.

Взаимодействие является фундаментальным процессом, который приводит к образования диадной общности. Основными механизмами, обеспечивающими формирование межличностного пространства взаимодействия являются взаимопонимание, координация, согласование.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/7_189612_mezhlichnostnoe-vzaimodeystvie-i-ego-struktura.html

Межличностное взаимодействие – это… Определение, основные понятия, виды и уровни общения

41.Характеристика основных типов межличностного взаимодействия.

Межличностное взаимодействие — это общение двух или более людей, вследствие случайной встречи или преднамеренное, в результате которого у обоих появляются новые мысли и идеи.

Общение в группе изучает социальная психология. Эта наука исследует индивидуально-психологические особенности поведения каждого члена группы и позволяет улучшить социальную атмосферу посредством нахождения общего знаменателя для участников.

Что изучает социальная психология?

Проблемы межличностного социального взаимодействия оцениваются специалистами в разрезе таких вопросов:

  • Изучение когнитивных (познавательных) процессов каждого участника взаимодействия.
  • Исследование составляющих характеристик среды: пространственные, социальное, физические характеристики. И также учитывается аспект социальной группы — ученическая среда, собрание городского совета или другое объединение индивидуумов.
  • Изучение как системы отдельной личности и влияния на нее среды.

Многие ученые участвовали в развитии этой социальной науки — Л. В. Смолина, Ясвина, Панова, др.

Межличностное взаимодействие и обучение

В процессе взаимодействия между людьми постоянно происходит расширение сферы сознания и обучение новым социальным ролям. Самое эффективно обучение происходит в юности, до 21 года, когда мозг наиболее активен.

Для развития социальной активности требуется, чтобы в школьные годы он получил воспитание, основанное на свободе выражения и поддержки активного поведения, а не пассивного.

Для развития общественной активности учащегося есть разработанная В. И. Пановым модель образовательной среды. Модель основана на убеждении ученого в том, что обучение должно исходить от уже имеющихся задатков и интересов школьника.

Процессы социального взаимодействия

Общение строится на базе рефлексии. Понимать мысли и намерения другого невозможно без зеркальных нейронов. Подготавливаться к выступлению невозможно без осознания того, как тебя будут воспринимать другие.

Межличностное взаимодействие — это процесс обоюдного стремления к сотрудничеству. И если одна сторона не хочет идти на компромисс в общении или имеет предосудительные мысли в отношении другой стороны, то общение не состоится.

Какие процессы межличностного взаимодействия можно выделить? Если идти в глубь изучения общения, то все общение сводится к простой передаче символов — слов или знаков. В каждой транзакции участвует инициатор общения и адресат. Инициатор передает знаки — это первый процесс. Второй процесс — принятие этой информации.

Однако, чтобы расшифровать правильно смысл послания, в коммуникации не должно быть барьеров. К тому же обе стороны общения должны иметь общие культурные «точки соприкосновения» и относится к единому социальному уровню. Поскольку транзакции между разными культурными слоями сильно затруднены.

Уровни общения

Существует 6 основных уровней общения, которые обозначил и описал А. Б. Добрович.

  1. Конвенциональный уровень — сводиться к простому выполнению неписаных правил поведения в обществе.
  2. Примитивный. Участники не стремятся устанавливать долговременную коммуникацию, а только желают использовать возможности, которые могут друг другу предоставить.
  3. Манипулятивный. Когда один партнер в общении пытается использовать другого, менее опытного в социальных и житейских вопросах, а затем отвергнуть его общество.
  4. И при общении у субъектов коммуникации есть обоюдная заинтересованность в познании ролей другого. Это общение приятелей, которые проводят иногда время вместе и «отрабатывают» свои социальные роли, с целью их улучшить.
  5. Деловой. В этом взаимодействии люди не думают о лучшем исполнении роли или внешнем виде, они общаются с целью лучше выполнить совместную работу.
  6. Духовный уровень. Достигнув высшего уровня общения, люди могут узнать настроение друг друга по взгляду, без слов. Цель — познать глубокую сущность другого и свою, отображенную в поступках того, другого.

Уровень общения, который избирает человек, зависит от общего уровня его личностного развития и его взглядов на ценность других людей.

Формы межличностного взаимодействия

Как социальное существо человек не может не общаться. Даже когда писатель в уединении создает книгу, то и в этом случае предполагается общение между ним и читателем.

Формы общение выделяют такие:

  • Дружеское взаимодействие — общение на близкой психологической дистанции, которое приносит взаимное удовольствие и радость.
  • Любовь — интимное взаимодействие двух людей, приводящее к развитию обоих партнеров как личностей.
  • Взаимодействие в студенческой группе или кружках по интересам.
  • Взаимоотношения внутри рабочего коллектива.
  • Общение в группе психологической поддержки.

Отношения делят в психологии на официальные и неофициальные, личностные и деловые. Установление взаимоотношений и их развитие — тонкий процесс, зависящий от многих факторов; и в первую очередь от умения выстраивать социальные контакты.

Межличностное взаимодействие в группе сложно организовать. Здесь велика возможность распада группы; без хорошего лидера, способного сгладить противоречия и дать команде настрой на качественную совместную работу, взаимодействия не будет.

Некоторые люди могут и в деловой среде поддерживать хорошие приятельские взаимоотношения со всеми. Это люди с высоким эмоциональным интеллектом и опытом в сфере коммуникаций. Они являются социальными лидерами по своей природе и при развитии определенных качеств могут стать хорошими менеджерами.

Почему другие на нас влияют?

Мы каждый день познаем новую информацию и обмениваемся ею с другими людьми. Вся коммуникация построена на взаимовыгодном обмене информацией. Человек боится быть изгоем, поэтому, даже неосознанно, стремится соответствовать требованиям его социальной группы.

Путешествие, встреча с новыми людьми в поезде или самолете дает нам новые ощущения, новый опыт общения. Человек может кардинально изменить предпочтение в еде, если подружится с представителем другой культуры и проведет с ним много времени.

А подружившись с компанией курильщиков, человек может начать курить, поскольку психологически некомфортно в коллективе быть белой вороной.

И этому есть вполне рациональное биологическое объяснение — для построения новых контактов у нас в мозгу есть зеркальные нейроны, которые помогают нам имитировать действия окружающих, понимать тем самым их «язык», и казаться «своим» в коллективе.

Способы взаимодействия человека с социумом

Психологи описывают 4 возможных способа взаимодействия личности с коллективом:

  1. Инициативный тип поведения. Действующий человек сам влияет на среду. Он способен изменять условия взаимодействия в своем коллективе, как ему нужно.
  2. Реагирующий тип. Человек способен адаптироваться к условиям среды. Но сам на нее не влияет.
  3. Интерпретирующий.
  4. Оценивающий — социальная среда влияет на него, он сам остается пассивен, лишь рефлекторно оценивает, что именно с ним происходит.

Естественно, что более успешны в социуме те, кто выбирают активную позицию, а не пассивную.

Особенности

Каждое понятие в науке имеет характерные особенности, которые нужно изучить, чтобы можно было подробнее проанализировать объект изучения.

Какие особенности межличностного взаимодействия описывают специалисты в области социальной психологии?

  • Многоканальность. Взаимодействие происходит и на вербальном, и на невербальном уровнях.
  • Этапность установления отношений.
  • Результативность.
  • Необратимость. Эмоциональное воздействие на человека в действительности необратимо.

Еще одна важная особенность для установления взаимоотношений — наличие достаточного коммуникативного опыта. Опыт в общении— это набор представлений об успешных тактиках установления и поддержания необходимой дистанции в общении. Таким опытом должны обладать те, кто работает в системе «человек-человек».

Коммуникативные цели

Целью является стратегический результат, к которому стремится каждый участник взаимодействия. По сути, межличностные отношения — это стремление обеих сторон к заранее продуманному результату. Цели могут быть абсолютно различными

  • Получение помощи.
  • Самовыражение.
  • Поиск партнера для развлечений.
  • Стремление получить эмоциональную поддержку.
  • Обучение или воспитание.
  • Приобщение к культурным принципам.
  • Стремление доминировать над более слабым партнером.

Наиболее популярная цель общения для молодых девушек — просто делиться переживаниями. Для юношей студентов это обмен мыслями и общность интересов.

Межличностные отношения и взаимодействия выстроятся только тогда, когда оба найдут это общение взаимовыгодным и отвечающим их моральным ценностям и целям.

Физиологическая основа социального взаимодействия

В 90-е годы XX века группа ученых-нейробиологов под эгидой итальянца Джакомо Риззолатти обнаружила у обезьян группу зеркальных нейронов. Группа особенных нервных клеток активируется в мозге, когда обезьяна видит, как кто-то другой берет в руку еду, например, орешек.

Как выяснилось позже, у человека они тоже есть, причем реагируют не только на движения тела в пространстве, но и на эмоции. Межличностное взаимодействие — это во многом работа этих нейронов. Это и есть биологическое обоснование нашей общественной природы; обоснование эмпатийности, заложенной в нас изначально.

Благодаря этим нейронам человек обучается говорить и действовать через подражание. А также учится воспринимать эмоции и строить длительные межличностные взаимодействия; поведение другого нужно себе как-то объяснить, особенно если этот человек другой культуры. Получается, чтобы построить отношения с другим, нужно увидеть в другом себя, и дать ему понять, что мы его понимаем.

Выводы

Итак, межличностное взаимодействие — это общение в группе, имеющее какую-то цель. Общение строится или на эмоциональной основе, или на рациональной, деловой.

Успех во взаимодействии зависит от первичного впечатления. Если подсознательно партнеры в бизнесе чувствуют антипатию по отношению друг к другу, они не могут договориться. В общении будут возникать конфликты и трения. Для координации группового общения нужен смелый и опытный руководитель, имеющий приличный опыт в решении конфликтов.

Светлана Семак

Источник: https://labuda.blog/182409

Medic-studio
Добавить комментарий