41. Проблема надежности профессиональной деятельности. Механизмы

Надежность профессиональной деятельности

41. Проблема надежности профессиональной деятельности. Механизмы

По данным отечественных и зарубежных социологических опросов, среди всех сфер жизнедеятельности трудовая оказывает самое сильное влияние на здоровье и, главным образом, ухудшает его. Из всех факторов образа жизни, отрицательно влияющих на здоровье, трудовую деятельность респонденты называют чаще всего.

Причем постоянное нервное напряжение, утомление отмечаются в качестве самого отрицательного фактора профессиональной деятельности с точки зрения его влияния на здоровье. Вместе с тем к субъекту профессиональной деятельности предъявляются определенные требования по надежности ее исполнения.

В принципе, истоки психической ненадежности могут быть связаны с ошибками в протекании тех или иных психических процессов, с нарушениями в саморегуляции психических состояний, с недостаточной выраженностью определенных черт личности.

 Надежность профессиональной деятельности предполагает безошибочное выполнение человеком возложенных на него профессиональных обязанностей (функций) в течение требуемого времени и при заданных условиях деятельности.

Достижение безошибочного и своевременного выполнения действий и деятельности в целом является результатом нормального, здорового функционирования различных подсистем организма и психики человека.

Специалист, обладающий необходимыми профессионально важными качествами и требуемой квалификацией, все равно останется потенциально опасным в смысле профессиональной надежности, если в его физическом или психическом здоровье не все благополучно. Так, например, исследования В. А.

Пономаренко показали, что у военных летчиков, имеющих какие-либо проблемы со здоровьем, регистрируется больше предпосылок к летным происшествиям, больше ошибочных действий при переучивании и освоении новой техники, чаще встречаются затруднения в профессиональной деятельности.

На надежность работы человека, приступившего к регулярной профессиональной деятельности после необходимой подготовки и первичной адаптации, будут оказывать влияние различные факторы.

К числу наиболее значимых среди них можно отнести поддержание мотивации к выполняемой деятельности, переживаемые в процессе труда функциональные состояния (утомление, монотония, психический стресс), психологический климат в трудовом коллективе и др. Очень многое зависит и от того, насколько полно и правильно учтены психогигиенические факторы.

Прежде всего, это установление режима труда и отдыха, организация рабочего места, обеспечение эстетических условий труда, учет факторов физической среды и др. Основу надежности личности, включенной в профессиональную деятельность, составляют определенные черты характера и уровень ее нравственности.

 Причем ряд из них выступает в таком качестве едва ли не в любом виде профессиональной деятельности (Никифоров, 1996). В их число входят: самоконтроль, ответственность, чувство долга, дисциплинированность, самооценка, воля и самообладание. Напомним, что эти свойства личности уже назывались нами в четвертой главе, когда речь шла о классификации критериев психического здоровья.

Не только профессиональное мастерство, но и нравственные качества работников влияют на их профессиональное долголетие, на надежность и безопасность их труда. Гордость за качественно выполненную работу, профессиональная честность, осознание не только юридической, но и моральной ответственности перед людьми, благополучие, а нередко и жизнь которых вверены ему по долгу службы, — все это обязательные слагаемые моральной надежности специалиста. Особое место среди них принадлежит совести или, иначе говоря, нравственному самоконтролю личности. Опять-таки вспомним, что и эти черты нравственной сферы человека тоже были названы нами при обсуждении критериев психического здоровья.

Оправданный поиск возможных причин ненадежных действий субъекта труда осуществляется в соответствии с раскрытием динамики работоспособности, характеристикой ее основных фаз (врабатываемости, устойчивой работоспособности и ее падения), выявлением тех факторов, от которых зависит их продолжительность.

Для фазы врабатываемости характерно постепенное нарастание работоспособности. Эта фаза сопровождается процессом адаптации человека к новым требованиям. Соответственно, она предполагает определенные затраты времени на приближение работающего человека к зоне требуемых значений по безошибочности, точности и быстроте выполняемых действий, то есть переход его в фазу устойчивой работоспособности.

Наступление третьей фазы сопровождается падением работоспособности, обусловленным развитием утомления. Это психическое состояние является одним из самых распространенных в практике профессиональной деятельности. Устойчивое пребывание в нем представляет серьезную угрозу соматическому и психическому здоровью работника. Характерные признаки его проявления заключаются в следующем.

Общее снижение работоспособности осознается человеком как невозможность продолжать свою деятельность должным образом. Внимание относится к числу одного из наиболее утомляемых психических процессов. Возникающее под воздействием утомления расстройство внимания находит выражение в сужении его объема, ухудшении переключения и распределения.

Затруднения в сенсорной области сводятся к увеличению абсолютных и дифференциальных порогов чувствительности. В моторной сфере утомление вызывает нарушение ритма, точности и координации движений. Увеличивается время простой сенсомоторной реакции и реакции выбора. Снижаются показатели кратковременной памяти, темп мышления, точность и скорость образования логических взаимосвязей.

В целом отмечается ухудшение качества умственной работы. Снижается эффективность самоконтроля и, соответственно, возрастает число ошибочных действий. В состоянии утомления ослабляются важные характеристики воли: решительность, настойчивость, выдержка. Угрожающе для безопасности деятельности развивается сонливость.

Понятно, что измерение утомления представляет собой задачу исключительной практической важности. Приоритет в ее решении принадлежит русскому психиатру И. Сикорскому, который в 1879 году впервые попытался опытным путем подойти к измерению утомления. Для этой цели он предлагал ученикам утром, а затем после окончания занятий писать диктант, длившийся 15 минут.

Оказалось, что после завершения учебного дня число ошибок возрастало на 33%. Интересные мысли по обсуждаемому вопросу были высказаны немецким педагогом М. Оффнером (Оффнер М. Умственное утомление. СПб., 1911). Он предложил различать субъективный и объективный методы в измерении утомления.

В основу первого могут быть положены переживания субъективных симптомов утомления, доступные только самому утомленному лицу. Однако, поясняет Оффнер, субъективные симптомы нельзя признать абсолютно надежными, и для измерения утомления они явно недостаточны. Настроение имеет сильное влияние на переживание чувства усталости. Например, когда мы веселы, мы не чувствуем утомления.

Напротив, когда мы грустим, находимся в подавленном состоянии, работа может вызвать в нас чувство усталости. В состоянии испуга или страха мы нередко забываем об утомлении, как бы сильно оно ни было выражено перед этим. Глоток вина, чашка крепкого чая или кофе на некоторое время снимают усталость, давая нам обманчивое чувство свежести и полной работоспособности.

Объективный же метод, предложенный Оффнером, предполагает физиологические и психологические измерения утомления, осуществляемые другими лицами. В их основе лежат подлинные изменения физиологических функций, а также характер физических и психических действий субъекта утомления.

Оффнер особо подчеркивает, что соответствие между субъективными симптомами и реальным психофизиологическим состоянием довольно шатко, что создает определенный простор для рискованных заключений относительно степени выраженности чувства усталости.

Эта тема получила свое дальнейшее развитие в 60-70-е годы двадцатого века в отечественной инженерной психологии в связи с разработкой концепции объективного контроля за состоянием человека-оператора, включенного в контур управления сложными техническими системами.

В целях такого контроля было предложено использовать методы автоматического распознавания образов и объективные критерии, с помощью которых можно регистрировать в процессе работы качественные характеристики состояния оператора: напряженность, усталость, степень концентрации внимания, готовность к выполнению действия и др.

Введение объективного контроля за психофизиологическим состоянием оператора было направлено прежде всего на предотвращение временно-устойчивых отказов в его работе, например, из-за чрезмерного переутомления, и исключения возможных аварийных последствии.

Такое своевременное ≪схватывание≫ начала развития угрожающего состояния у оператора давало возможность передать его функции оператору-дублеру или перевести систему в режим автоматического управления.

Чтобы выполнять свое предназначение, контроль за состоянием оператора должен отвечать определенным требованиям: отличаться высоким быстродействием; осуществляться непрерывно; обеспечивать простоту регистрации психофизиологических характеристик; его аппаратурные средства не должны стеснять действия оператора.

Обычно в качестве источников информации о состоянии оператора используются биоэлектрические процессы (электроэнцефалограмма, кожно-гальваническая реакция), неэлектрические характеристики дыхания, давления крови, температуры тела, речи. Сравнительно недавно показана возможность использования для этих целей биоэлектрических характеристик биологически активных точек.

Сегодня проблема объективного контроля психофизиологического состояния ставится шире, то есть не только применительно к профессиям операторского профиля. Речь идет о необходимости соответствующих мероприятий, направленных на постоянный контроль за состоянием здоровья человека, включенного в реальный производственный процесс (Судаков, 1993). Для этого предлагается вводить мониторинг его физиологических функций, на основании которого можно было бы осуществлять экспресс-диагностику состояния и выявлять лиц, работающих с высоким уровнем психоэмоционального напряжения (≪группа риска≫). По мере оптимизации режимов труда и отдыха, совершенствования системы профессионального подбора персонала, необходимость в непрерывном контроле состояния работников уже не будет столь выраженной и можно будет переходить к контролю, носящему эпизодический характер.Еще одно современное направление по обеспечению надежности профессиональной деятельности связано с разработкой оздоровительных программ для персонала. Конкретный опыт их применения уже накоплен в целом ряде зарубежных организаций. В основу таких программ положены следующие предпосылки:1) Образ жизни оказывает важное влияние на здоровье человека.

2) Люди могут изменить свои привычки, если им оказать соответствующую помощь.

3) Рабочее место наиболее эффективно для помощи такого рода, т. к. люди проводят на рабочем месте много времени.Руководство организаций должно быть заинтересовано в реализации программ поддержки здоровья, т. к.

они позволяют повысить надежность и производительность труда, сократив количество больничных листов, снизить затраты на оплату страховки, улучшить психологический климат в коллективе.Обычно реализация программ ≪за хорошее здоровье≫ разворачивается в следующей последовательности:1) Работников знакомят с основными факторами риска для здоровья.

Это, прежде всего, неправильное питание, недостаток физической активности, курение, употребление алкоголя, наркотиков, излишний вес.2) Работники получают информацию относительно их собственных факторов риска. Этому предшествует медицинское обследование и заполнение опросника, касающегося стиля жизни.

3) Разрабатывается индивидуальный план здорового образа (стиля) жизни с целью снижения влияния фактора или факторов риска.

Он включает в себя информацию о принципах здорового образа жизни, обучение техникам самоуправления стрессом, обучение навыкам измерения кровяного давления, рекомендации по изменению образа жизни с целью улучшения и поддержания здоровья и др.4) Организация оказывает поддержку своим работникам в изменении их образа жизни.

Все исследования проводятся в рабочее время, участие в них добровольно, оплачивается медицинская страховка.

Безусловно, принимая во внимание современные особенности жизнедеятельности человека, в том числе и его трудовой деятельности, надо признать, что одним из наиболее опасных факторов, представляющих большую угрозу состоянию здоровья и в целом профессиональному долголетию, является психологический стресс. Остановимся на этом вопросе специально.

Источник: http://www.easyschool.ru/books/12/psihologiya-zdorovya-nikoforov/nadejnost-professionalnoi-deyatelnosti

Формирование профессиональной надежности специалиста

41. Проблема надежности профессиональной деятельности. Механизмы
1

Общеизвестно, что обеспечение высокого качества профессионального труда в значительной степени определяется уровнем надежности его субъекта. Профессиональная надежность субъекта труда – это уровень безотказности, безошибочности и своевременности его рабочих операций (Г.С. Никифоров, 1996; В.А. Бодров, В.Я.Орлов, 1998; В.Н. Дружинин, 2000; А.А. Крылов, 2000).

Надежность является совокупным качеством, свойством человека, обусловленным его направленностью на профессиональную деятельность, профессиональной подготовленностью и опытом. На уровень профессиональной надежности специалиста оказывают влияние и степень развития его профессионально важных качеств, и состояние функциональных систем организма.

Формирование профессиональной надежности специалиста представляет собой эволюционный процесс, совпадающий с процессом профессионализации субъекта труда.

Можно говорить о последовательном «наращивании» надежности специалиста на сменяющих друг друга этапах его профессионального становления: профессиональной ориентации; профессионального выбора; профессиональной подготовки; профессиональной адаптации и др.

В процессе профессионализации особая, ответственная роль принадлежит этапу профессиональной подготовки специалиста, осуществляемой в учреждениях профессионального образования.

В настоящее время качество профессиональной подготовки выпускника профессионального учебного заведения многими исследователями рассматривается через понятие «профессиональная компетентность», которая чаще всего определяется, как готовность специалиста выполнять профессиональные функции в соответствии с принятыми в социуме стандартами и нормами.

Основными компонентами профессиональной компетентности, по Э.Ф. Зееру (2000), являются:

  • социально-правовая компетентность – знания и умения в области взаимодействия с общественными институтами и людьми, а также владение приемами профессионального общения и поведения;
  • специальная компетентность – подготовленность к самостоятельному выполнению конкретных видов деятельности, умения решать типовые профессиональные задачи и оценивать результаты своего труда, способность самостоятельно приобретать новые знания и умения по специальности;
  • персональная компетентность – способность к постоянному росту и повышению квалификации, а также реализации себя в профессиональном труде;
  • аутокомпетентность – адекватное представление о своих социально – профессиональных характеристиках и владение технологиями преодоления профессиональных деструкций.

Среди психологических механизмов, обеспечивающих надежность профессиональной деятельности, фундаментальная роль принадлежит самоконтролю (Г.С. Никифоров, 1996, 2000). Самоконтроль является важнейшим звеном самоуправления, поскольку каждый этап управления – от постановки цели до реализации принятого решения – немыслим без контроля.

Частным случаем самоуправления является саморегулирование. О «прямом регулировании» следует говорить тогда, когда норма или заданное значение системы (в нашем случае живой системы – человека) является величиной постоянной (О. Ланге, 1968). В этом случае процесс выравнивания отклонений состояния системы от заданного ее значения называют стабилизацией.

Если же норма – величина переменная (а функциональное состояние организма человека не может быть величиной постоянной), то имеют дело с «регулированием, совмещенным с управлением». В этом случае процесс регулирования заключается в выравнивании отклонений от нормы, каждое значение которой определяется управлением.

Таким образом, самоконтроль можно считать важнейшим компонентом саморегулирования, а саморегулирование – психологическим механизмом профессиональной надежности человека.

В современных исследованиях в одном синонимическом ряду с понятием «саморегулирование» используется термин «саморегуляция». Под саморегуляцией понимается:

  • управление человеком своими эмоциями, чувствами и переживаниями;
  • особый уровень программирования деятельности на основе процессов предвидения;
  • целенаправленное изменение, как отдельных психофизиологических функций, так и нервно-психических состояний в целом;
  • «внутренняя» регуляция поведенческой активности человека и др. (В.Н. Панкратов 2001).

Л.П. Гримак (1989, 1991) выделяет четыре уровня саморегуляции психической активности человека: информационно-энергетический, эмоционально – волевой, мотивационный и индивидуально – личностный.

Информационно-энергетический уровень саморегуляции обеспечивает необходимую степень энергетической мобилизации физиологических систем организма для оптимального функционирования психики. Без регуляции энергетического обеспечения психических функций, поддержания их определенного тонуса деятельность человека практически невозможна.

К эмоционально-волевому уровню саморегуляции принято относить комплекс свойств, особенностей человека, реализующихся с участием волевых процессов (умение владеть своими действиями, поступками, переживаниями, чувствами; способность регулировать свое самочувствие). Этот уровень известен как самообладание, которое К.К. Платонов (1982) определял как баланс эмоционального и волевого компонентов психики при господстве воли над эмоциями.

Мотивационный уровень саморегуляции представлен силой, осознанностью, насыщенностью, устойчивостью мотивации человека.

Индивидуально-личностный уровень саморегуляции проявляется в самоорганизации, самоутверждении, самоактуализации личности.

Таким образом, субъектом саморегуляции является сам человек, а в качестве объекта саморегуляции могут выступать присущие ему психические явления, собственное поведение или выполняемая деятельность. Несформированность саморегуляции, неумение и нежелание ею пользоваться влекут за собой негативные последствия (в том числе и профессиональные неудачи).

Поскольку саморегуляция пронизывает все психические явления, присущие человеку, возможно рассмотрение саморегуляции в качестве интегральной личностно-деятельностной характеристики специалиста, непосредственного показателя его профессиональной зрелости, профессионального развития, проявляющегося во всех четырех компонентах профессиональной компетентности.

Поэтому профессиональная подготовка специалиста, направленная на овладение им системой профессиональных знаний, умений и навыков (С.Я. Батышев, 1997), должна обязательно включать процесс формирования его профессиональной надежности.

Просчеты, допущенные на этом этапе профессионализации, могут в дальнейшем привести к тому, что человек, пригодный по своим психологическим качествам для данной профессии, владеющий совокупностью специальных знаний и умений, все-таки не сможет в ходе последующей самостоятельной профессиональной деятельности работать на требуемом уровне надежности.

Таким образом, проблема надежности профессиональной деятельности является актуальной проблемой не только психологии труда, но и психологии профессионального образования.

Профессиональная подготовка специалиста должна предполагать развитие у него саморегуляции как психологического механизма, обеспечивающего надежность его профессиональной деятельности. Психологическое сопровождение профессионального образования может выступать в качестве технологии, обеспечивающей формирование надежности профессиональной деятельности специалиста.

Важнейшим принципом психологического сопровождения выступает признание права субъекта образования самому принимать решение о путях своего профессионального становления и нести ответственность за их последствия. Психологическое сопровождение же сводится к созданию условий для полноценного профессионального становления личности.

Психологическое сопровождение, по Э.Ф. Зееру (2000), – это целостный процесс изучения, формирования, развития и коррекции профессионального становления личности. Отсюда, технология психологического сопровождения формирования надежности профессиональной деятельности специалиста через развитие им саморегуляции может быть представлена тремя основными этапами:

1) диагностика уровня саморегуляции субъекта профессионального образования;

2) информирование его о путях, способах развития саморегуляции;

3) поддержка и помощь в развитии у субъекта профессионального образования саморегуляции.

Реализация технологии психологического сопровождения формирования надежности профессиональной деятельности специалиста возможна при использовании личностно ориентированных технологий профессионального развития:

  • развивающей психодиагностики;
  • профессионального тренинга;
  • психологического консультирования по проблемам личностного и профессионального развития.

Психологическое сопровождение формирования профессиональной надежности специалиста предполагает создание ориентационного поля его профессионального развития, укрепление профессионального «Я», подержание адекватной самооценки, освоение методов профессионального психологического самосохранения.

Продуктивное психологическое сопровождение формирования надежности профессиональной деятельности специалиста должно стать составной частью личностно ориентированного профессионального образования.

Библиографическая ссылка

Осадчук О.Л. Формирование профессиональной надежности специалиста // Фундаментальные исследования. – 2005. – № 1. – С. 86-88;
URL: http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=5656 (дата обращения: 14.02.2020).

Источник: https://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=5656

§ 34.4. Психологическое обеспечение надежности профессиональной деятельности

41. Проблема надежности профессиональной деятельности. Механизмы

Путьк достижению требуемого уровня надежностиспециалиста предполагает психологическоеобеспечение в решении ряда промежуточныхзадач, находящихся по отношению друг кдругу в четкой логической взаимосвязи.

Иными словами, психологическое обеспечениенадежности профессиональной деятельностипредставляет собой распределенный вовремени эволюционный процесс.

По сутидела, речь идет о психологическомсопровождении субъекта профессиональнойдеятельности и последовательном«наращивании» его надежности на сменяющихдруг друга этапах его профессионализации:профессиональное самоопределение, а вслучае необходимости и психологическийпрофессиональный отбор; профессиональнаяподготовка; адаптация к профессиональнойдеятельности; наконец, самый длительныйпо времени этап регулярной профессиональнойдеятельности, предполагающий не толькоподдержание на требуемом уровнепрофессионального мастерства, но и егопостоянное совершенствование.

Профессиональнаянадежность как свойство личностиформируется в человеке постепенно, шагза шагом, на последовательно сменяющихдруг друга этапах профессионализации.На этом пути нет более или менеевторостепенных вопросов – все важно ивсе в свое время. Правильное, эффективноерешение каждого из них как бы вноситсвой вклад в обеспечение будущейнадежности специалиста.

Входв профессию начинается с решения вопросао профессиональном самоопределении.Не будет преувеличением сказать, чтовыбор профессии является одним из самыхответственных, главных решений,принимаемых человеком в своей жизни.

Допущенная здесь ошибка может обнаружитьсясравнительно быстро, уже на этапепервоначального обучения, когда субъектвыбора убеждается в том, что взялся неза свое дело, и ему приходится менятьпрофессиональную ориентацию, зановорешая вопрос о собственном призвании.

Гораздо хуже, когда неверное решение опрофессиональном самоопределениизаявляет о себе позже, в ходе самойпрофессиональной деятельности.

Этоможет найти отражение в недостаточнойэффективности труда, в том числе и внесоответствии человека тем требованиямпо надежности, которые предъявляютсяк нему выполняемой профессиональнойдеятельностью.

Заэтапом профессионального самоопределениялогично следует этап профессиональнойподготовки, в процессе которой субъект,потенциально пригодный к тому или иномувиду профессиональной деятельности,должен овладеть необходимой системойпрофессиональных знаний, умений инавыков.

Просчеты, допущенные на этомэтапе, могут в дальнейшем привести ктому, что человек, в принципе пригодныйпо своим психологическим качествам дляданной профессии, все‑таки не сможетв ходе последующей самостоятельнойдеятельности работать на требуемомуровне надежности.

Завершив обучение,человек приступает к выполнению своихпрофессиональных обязанностей. Но наэтом не завершается процесс формированияего профессиональной надежности.

Теперьпсихологическое обеспечение надежностипрофессиональной деятельности нацеленона то, чтобы работник как можно успешнеепрошел этап профессиональной адаптации,а в дальнейшем имел возможность непросто поддерживать полученную имквалификацию, но и постоянно совершенствоватьсвое профессиональное мастерство.

Эффективностьпрактической реализации концепциипсихологического обеспечения надежностипрофессиональной деятельности в прямоймере зависит от степени научнойразработанности входящих в нее вопросов.Ряд из них заслуживает особого внимания.

В том числе раскрытие роли и спецификипсихологических механизмов, обеспечивающихнадежность профессиональной деятельности.

Еще одно важное направление научногопоиска связано с личностным подходомк обеспечению надежности профессиональнойдеятельности и предполагает нахождениеответов на те вопросы, перед которымив силу сложившихся традиций остановиласьинженерная психология.

Более полныйучет личностных характеристик субъектадеятельности, особенностей егонаправленности и мотивов, сферынравственности, черт характера итемперамента открывает новые горизонтыне только для психологического анализаошибочных действий, но главным образоми для принятия мер по их предотвращению.

Это тем более важно, если принять вовнимание, что обычно вводимые врассмотрение переменные (содержание исложность выполняемой деятельности,факторы окружающей среды, режим трудаи отдыха и т. п.) не затрагиваютиндивидуальные особенности субъектадеятельности, которые обусловливаютнемалое число профессиональных ошибок.

Тесноесопряжение проблем надежностипрофессиональной деятельности ипсихического здоровья представляетсобой интереснейшую и многообещающуюобласть исследований на перспективу.

Не надо специально пояснять, наскольковелика роль здоровой психики в обеспечениинадежности человека, причем не тольков профессиональном отношении, но и вболее широком поведенческом плане.

Специалист, обладающий необходимойпрофессиональной подготовкой и неиспытывающий нарушений со стороныфункционирования собственного организма,все равно остается потенциально опаснымв смысле профессиональной надежности,если в его психическом здоровье не всеблагополучно.

Ив заключение вспомним еще раз оченьверные слова академика А. И. Берга овечном характере проблемы надежностии невозможности ее решения эпизодическимимероприятиями.

На такую оценку можеториентироваться исследователь,приступающий к проблеме надежностипрофессиональной деятельности.

Этапроблема требует к себе постоянноговнимания, а поиск ответов на разнообразныепорождаемые ею вопросы открывает самыеширокие возможности для психологическойнауки.

Источник: https://studfile.net/preview/5947570/page:157/

Надежность профессиональной деятельности. Стресс в профессиональной деятельности

41. Проблема надежности профессиональной деятельности. Механизмы

Надежность профессиональной деятельности предполагает безошибочное выполнение человеком возложенных на него профессиональных обязанностей (функций) в течение требуемого времени и при заданных условиях деятельности.

Достижение безошибочного и своевременного выполнения действий и деятельности в целом является результатом нормального, здорового функционирования различных подсистем организма и психики человека.

Специалист, обладающий необходимыми профессионально важными качествами и требуемой квалификацией, все равно останется потенциально опасным в смысле профессиональной надежности, если с его физическим или психическим здоровьем не все благополучно. Так, например, исследования В. А.

Пономаренко [8] показали, что у военных летчиков, имеющих какие-либо проблемы со здоровьем, регистрируется больше предпосылок к летным происшествиям, больше ошибочных действий при переучивании и освоении новой техники, чаще встречаются затруднения в профессиональной деятельности.

На надежность работы человека, приступившего к регулярной профессиональной деятельности после необходимой подготовки и первичной адаптации, будут оказывать влияние различные факторы. А именно:

поддержание мотивации к выполняемой деятельности, переживаемые в процессе труда функциональные состояния (утомление, монотония, психический стресс), психологический климат в трудовом коллективе и др. Очень многое зависит и от того, насколько полно и правильно учтены психогигиенические факторы.

Прежде всего, это установление режима труда и отдыха, организация рабочего места, обеспечение эстетических условий труда, учет факторов физической среды и др. Основу надежности личности, включенной в профессиональную деятельность, составляют определенные черты характера и уровень ее нравственности.

направление по обеспечению надежности профессиональной деятельности связано с разработкой оздоровительных программ для персонала. В основу таких программ положены следующие предпосылки:

1. Образ жизни оказывает важное влияние на здоровье человека. 2. Люди могут изменить свои привычки, если им оказать соответствующую помощь. 3. Рабочее место наиболее эффективно для помощи такого рода, так как люди проводят на рабочем месте много времени.

Руководство организаций должно быть заинтересовано в реализации программ поддержки здоровья, так как они позволяют повысить надежность и производительность труда, сократив количество больничных листов, снизить затраты на оплату страховки, улучшить психологический климат в коллективе.

Обычно реализация программ «за хорошее здоровье» разворачивается во времени в следующей последовательности.

1. Работников знакомят с основными факторами риска для здоровья. Это, прежде всего, неправильное питание; недостаток физической активности; курение; употребление алкоголя, наркотиков; излишний вес.

2. Работники получают информацию относительно их собственных факторов риска. Этому предшествует медицинское обследование и заполнение опросника о стиле жизни.

3. Чтобы снизить влияние фактора или факторов риска, разрабатывается индивидуальный план здорового образа (стиля) жизни. Он включает информацию о принципах здорового образа жизни, обучение техникам самоуправления стрессом, обучение навыкам измерения кровяного давления, рекомендации по изменению образа жизни с целью улучшения и поддержания здоровья и др.

4. Организация оказывает поддержку своим работникам в изменении их образа жизни. Все исследования проводятся в рабочее время, на добровольной основе; оплачивается медицинская страховка.

Безусловно, принимая во внимание современные особенности жизнедеятельности человека, в том числе и его трудовой деятельности, надо признать, что одним из наиболее опасных факторов, представляющих большую угрозу состоянию «здоровья и в целом профессиональному долголетию, является психологический стресс. Остановимся на этом вопросе специально.

Термин «стресс» (давление, напряжение) английского происхождения. В XIV в. в Англии в литературных источниках появляются различные трактовки этого понятия.

Крупный вклад в изучение проблемы стресса был внесен канадским врачом и биологом Гансом Селье. Он открыл феномен неспецифической реакции организма в ответ на разнообразные специфические повреждающие воздействия. Автор назвал этот феномен общим (генерализованным) адаптационным синдромом, под которым понимал усиление приспосабливаемости организма к изменившимся условиям.

Селье считал, что на воздействия разного рода (температурные, инфекционные, механические, потеря крови, усталость и др.) организм отвечает неким общим, однотипным физиологическим процессом вне зависимости от того, какой именно раздражитель действует на него в данный момент.

В зависимости от характера внешних воздействий в настоящее время принято различать физиологический и психологический стресс.

О физиологическом стрессе можно говорить, когда имеет место негативное воздействие на органы и ткани организма. Характерной особенностью его является боль. Субъективное чувство боли – это основная форма участия центральной нервной системы в этом виде стресса. Физиологический стресс особенно обстоятельно изучается в медицине.

Психологический (эмоциональный, второсигнальный) стресс – это та разновидность континуума стрессовых состояний, которые в значительной части следует отнести к области отрицательных и положительных чувств и эмоций. Видов и форм проявления психологического стресса бесконечно много, так как они обусловлены личностными качествами человека, его прошлым опытом, особенностями воспитания и образования и т. д

настоящее время существует немало профессий, для которых его возникновения весьма велика. В этом смысле не требуют особого пояснения профессии космонавта, летчика, авиадиспетчера, оператора атомных электростанций и др.

Ученые приходят к выводу, что из всех видов стресса наиболее опасен социальный, вызванный теми или иными жизненными обстоятельствами.

наиболее типичные, распро­страненные в профессиональной деятельности стрессоры.

Организация и содержание трудовой деятельности:

•условия труда;

•чрезмерная перегрузка, напряженная психическая деятельность или явная недогрузка в объеме выполняемой работы;

•однообразие выполняемой работы;

•изменение продолжительности или условий труда;

•неудобные часы работы;

•неблагоприятное воздействие факторов физической среды (температура, шум, вибрация, влажность, кислородная недостаточность, голод, жажда, воздействие перегрузок и т. д.);

•внезапное или систематическое отвлечение внимания (неожиданный раз­ дражитель или постоянное воздействие помех и, как следствие, развитие преждевременного утомления);

•трудность выполняемой деятельности, в том числе дефицит или неполнота информации, дефицит времени, повышенные требования к безошибочнос­ ти и скорости действий и др.;

•сменная работа;

•качество оборудования;

•опасность для жизни и здоровья, риск;

•новизна, реорганизация на работе;

•повышенная ответственность;

•обеспокоенность последствиями ошибочных действий, страх совершить ошибку;

•неблагоприятное функциональное состояние организма в процессе выпол­ нения деятельности;

•нарушение биологических ритмов (в том числе нарушение сна);

•необходимость принимать слишком много решений;

•отсутствие или малое участие в процессе принятия решений.

Профессиональная карьера:

•проблема статуса;

•неудовлетворительные перспективы продвижения по службе;

•неясно очерченный круг обязанностей и прав, присущих данной должности;

•изменение служебных обязанностей;

•перспектива сокращения (увольнения, безработицы) или преждевременно­ го ухода на пенсию;

•фрустрация из-задостижения предела своей карьеры;

•чувство «заложника» выполняемой работы (профессиональный «капкан»): ничего лучшего не найти;

•недостаток необходимых профессиональных знаний и умений;

•несбывшиеся надежды;

•переход на другую работу.

Оплата труда:

•отсутствие ясности в оплате труда;

•переживание несоответствия между затратами сил на выполняемую рабо­ ту и ее оплатой;

•неравная оплата труда.

Взаимоотношения на работе:

•конфликт (неприятности) с руководством;

•плохое руководство;

•взаимоотношения с коллегами по работе;

•ограничения свободы поведения;

•интриги;

•изоляция в рабочей группе.

Внеорганизационные источники стресса:

•проблемы в семье;

•жизненные кризисы;

•финансовые проблемы;

•конфликты личностных ценностей с ценностями, декларируемыми органи­ зацией.

Практический опыт профессиональной деятельности убедительно свидетель­ствует, что самое существенное влияние на характер развития стресса, глубину и последствия его переживания оказывают индивидуальные особенности человека.

Некоторые из них, как было установлено, обеспечивают стрессоустойчивость ра­ ботника, усиливая его возможности в противодействии стрессогенным факторам.

Среди главных психологических свойств, способствующих приспособлению к стрессу, его преодолению, можно назвать оптимизм, чувство юмора, волевые ка­ чества, доброжелательность, самоуважение.

Особо следует отметить самообладание. Это очень важная черта характера, которая помогает человеку управлять самим собой, собственным поведением, со­хранять способность к выполнению деятельности в самых неблагоприятных ус­ловиях.

Человек с развитым самообладанием умеет при любых, даже чрезвычай­ных обстоятельствах не поддаваться панике, сохранять ясность ума, подчинять свои эмоции голосу рассудка, не позволяя нарушить организованный строй его психической жизни.

Для некоторых видов профессиональной деятельности, пред­ полагающих работу специалистов в экстремальных условиях, самообладание ста­новится одним из определяющих условий обеспечения надежности их деятель­ности.

Выявление признаков стрессового состояния человека, осуществляющего про­фессиональную деятельность, и их регистрация представляют задачу особой важ­ности. Отличительная черта состояния стресса — общее возбуждение, которое ох­ватывает различные уровни функционирования организма. На уровне поведенческих реакций состояние стресса может проявиться в виде:

•характерных особенностей мимики и пантомимики;

•скованности (непроизвольное напряжение мышц, закрепощенность позы, пассивное поведение);

•особой подвижности, иногда немотивированной, нехарактерной для изуча­ емого субъекта;

•непроизвольных движений глаз;

•изменения цвета кожи лица (покраснение, побледнение);

•выраженных изменений в артикуляции, в интонациях голоса;

•неадекватных поступков и ответов на вопросы;

•нарушения критичности мышления, четкости выражения мыслей;

•резкой смены настроения и др.

Изменения в сфере познавательных процессов и психомоторике человека в ус­ ловиях стресса могут быть зафиксированы при измерении целого ряда показате­ лей, к которым относятся, например:

•время и ошибки сенсомоторных реакций, в частности реакций на движу­ щийся объект;

•острота зрения, абсолютные и дифференциальные пороги световой и цве­ товой чувствительности;

•критическая частота слияния мелькания;

•показатели долговременной и кратковременной памяти на звуковые и зри­ тельные стимулы;

•точность усилий;

•характеристики внимания (устойчивость, концентрация, распределение, переключение и объем);

•координация и точность движений;

•данные глазомера;

•показатели тремометрии и др.

Физиологические реакции организма в условиях стресса обычно регистрируют­ ся путем измерения следующих показателей:

•частота и ритм сердечных сокращений;

•величина артериального давления;

•показатели дыхания (с оценкой его частоты и соотношений фаз вдоха и выдоха);

•показатели температуры тела;

•зрачковый рефлекс;

•кожно-гальваническаяреакция;

•величина потоотделения;

•показатели электроэнцефалограммы, электроокулограммы, электромиограммы.

Наконец, в качестве биохимических показателей состояния стресса могут ис­ пользоваться, например, показатели общего анализа крови, выделения гормонов (прежде всего коры надпочечников), содержания сахара в крови и др.

В исследовательском и практическом плане вызывает интерес изучение осо­бенностей психологического реагирования субъектов профессиональной деятель­ности в зависимости от специфики воздействующего на них стрессора.

В общий комп­лекс мероприятий по укреплению стрессоустойчивости работников обычно входят вопросы эффективного психологического подбора персонала, его должной профессиональной подготовки, научной организации условий труда и отдыха.

Однако все большее признание находит точка зрения, в соответствии с которой борьба со стрессом должна осуществляться не только на групповом, но и на инди­видуальном уровне.

Акцент в них делается на формирование у работников соответствующих умений и навыков самовоздействия с целью предотвращения раз­ вития стресса, предупреждения тревожных состояний и психического напряже­ния.

Наряду с программами по повышению степени физической тренированности стрессоустойчивость все чаще развивают с помощью различных методов пси­хической саморегуляции, в том числе аутогенной тренировки, биологической обратной связи, медитации и др.

Источник: https://megaobuchalka.ru/12/9365.html

Психология

41. Проблема надежности профессиональной деятельности. Механизмы

Проблема надежности обрела свой научный статус только в середине XX. в. Ее первоначальное признание и интенсивное изучение связано с развитием технических наук.

Стремительно развиваясь, проблема надежности за короткое время стала ведущей проблемой техники, имеющей общегосударственное значение. Академик А. И.

Берг, много сделавший для развертывания исследований по проблеме надежности в нашей стране, очень метко определил сущность этой проблемы, назвав ее вечной. Бессмысленно искать ее решение, проводя лишь эпизодические мероприятия. Она требует к себе постоянного внимания.

Пока будет иметь место движение технической мысли и соответственно создание новой техники, разработка новых технологий, проблема надежности, получая удовлетворительное решение на текущий момент, с неизбежностью будет по-новому возникать в будущем и никогда не будет снята.

Однако сравнительно быстро сфера научных интересов к этой проблеме вышла за рамки ее первоначальной ориентированности. В целом можно сказать, что с начала 1960-х годов интерес к вопросам надежности все заметнее проявляется в философии, биологии, психологии

Сравнительный анализ систем различной природы (биологических и технических) выявил наличие общего и специфического в обеспечении их надежности. Было показано, что понятие надежности не может ограничиваться рамками специальных наук.

О надежности и соответствующих механизмах ее обеспечения можно говорить применительно к различным уровням организации материи (атомному, молекулярному и клеточному), к системам живой природы и общества.

Иными словами, у надежности есть достаточные основания быть объектом философского анализа.

Вопросы надежности функционирования живых систем привлекли к себе особенное внимание. В процессе эволюции осуществлялось формирование и закрепление наиболее эффективных, оправдавших себя механизмов надежности биосистем.

Все неверное, ненадежное отбрасываюсь, и в этом заключалась одна из главных особенностей естественного отбора. Систематизация механизмов надежности, обнаруживающих свое присутствие на разных уровнях функционирования живых систем, еще ждет своего завершения.

Вместе с тем уже можно говорить о наличии среди них наиболее эффективных, имеющих универсальный характер. К ним обычно относят механизмы резервирования, избыточности, компенсации.

Сегодня довольно трудно воссоздать хронологию обращения к термину «надежность» для характеристики функционирования различных сторон психики. Во всяком случае, в философских трактатах XVII–XVIII вв.

уже можно встретить неоднократное использование этого термина, который, правда, ни одним из авторов специально не истолковывается. Тем не менее вкладываемый в него смысл вполне угадывается.

Например, Лейбниц, Кондильяк, Дидро говорят о том, что память человека недостаточно надежна, как, впрочем, и суждения наши могут быть несовершенны, ненадежны.

В неявном виде проблема надежности психики присутствовала в психологии с самого начала оформления ее в самостоятельную науку. Это обстоятельство обусловлено тем фактом, что любые формы функционирования психики не свободны от ошибочных проявлений. Сам факт того, что психическое отражение может быть адекватным или неадекватным, т. е.

ошибочным, предполагает вопрос о надежности функционирования психики. Поэтому в «старых» текстах по психологии, характеризуя психические явления, авторы нередко употребляют термины «надежность» или «ненадежность». Ошибки в протекании познавательных процессов (восприятии, памяти, решении мыслительных задач и др.

), неправильные действия, нарушения в саморегуляции психических состояний, неадекватные в сложившейся ситуации поступки – все это примеры психической ненадежности, всегда находившиеся в поле зрения экспериментальной психологии.

Пожалуй, в наиболее явном виде проблема надежности присутствовала с самого начала становления психопатологии, определившей психические нарушения, расстройства личности своим главным предметом исследования. Но все же, если говорить о психологии, то свое признание и обретение статуса научной проблема надежности получила в инженерной психологии.

Именно в русле инженерно-психологических задач начались целенаправленные исследования по этой проблеме, были предприняты первые попытки формирования ее понятийного базиса и теоретико-методических основ.

Инженерная психология впервые поставила вопрос о надежности профессиональной деятельности, под которой принято понимать безошибочное выполнение человеком возложенных на него профессиональных обязанностей (функций) в течение требуемого времени и при заданных условиях деятельности. Достижение безошибочного и своевременного выполнения действий и деятельности в целом является результатом надежного функционирования различных подсистем организма и психики человека.

Своим утверждением в инженерной психологии проблема надежности во многом обязана тому обстоятельству, что человек-оператор по тем или иным причинам может допускать в процессе своей деятельности ошибки различного характера. Можно сказать, что проблема надежности оператора «выросла» из проблемы ошибок.

Цена человеческих ошибок особенно остро стала ощущаться с появлением сложных автоматизированных систем управления.

Подчас расплата за неправильные или несвоевременные действия оператора, управляющего такими системами, может последовать в виде не только снижения показателей эффективности и надежности системы управления, экономических потерь, но и гибели людей.

Поэтому в решении задачи обеспечения необходимой надежности автоматизированных систем управления важное, если не решающее, значение имеет то, насколько надежно выполняет свои функции ее интегральное, наиболее ответственное звено – человек.

Не будет преувеличением сказать, что в конечном счете все инженерно-психологические разработки прямым или косвенным образом направлены на обеспечение надежной работы человека-оператора. В работах В. Д. Небылицына и Б. Ф.

Ломова впервые в отечественной инженерной психологии было изложено психологическое содержание проблемы надежности и намечены пути исследований в этой области. Надежность оператора может быть существенно увеличена путем согласования характеристик человека и машины, т. е. путем учета особенностей психических процессов и свойств человека при проектировании средств индикации, органов управления и информационных панелей в целом. Надежность работы человека-оператора находится в прямой зависимости от качества его профессиональной подготовки, индивидуальных особенностей, в том числе свойств нервной системы и личностных факторов.

Со временем проблема надежности вышла за пределы непосредственных интересов инженерной психологии и сегодня находится в фокусе внимания различных направлений психологической науки. Их усилиями формируются общие основы надежности профессиональной деятельности.

Источник: https://bookap.info/genpsy/krylov_psihologiya/gl157.shtm

Medic-studio
Добавить комментарий