41. Расовые и этнические различия, базирующиеся на некорректном

41. Этническая принадлежность и раса

41. Расовые и этнические различия, базирующиеся на некорректном

41.Этническая принадлежность и раса.

Этническая принадлежность характеризуется культурными обычаями и мировоззрением, выделяющими и обособляющими данную группу людей.

Члены этнических групп считают себя отличающимися в культурном отношении от остальных социальных сообществ, и таким же образом воспринимаются остальными группами в обществе.

Для выделения этнических групп может служить множество различных характеристик, но чаще всего используются язык, история или происхождение (реальное либо вымышленное), религия, стиль одежды и украшений.

Этнические различия являются полностью приобретенными; подобная точка зрения кажется очевидной, но лишь до тех пор, пока мы не вспомним, насколько часто некоторые из таких групп рассматривались как “прирожденные властители” или, наоборот, как “недоумки”, “наследственные лентяи” и т.д.

Само слово “раса” долгое время использовалось и в обыденном общении, и в литературе, включая научную, для обозначениях самых различных групп людей, не только собственно рас, но и этносов, групп этносов, культурно-языковых и языковых общностей, классов и т.п. Только в XX в. за ним закрепилось более или менее определенное значение.

Расы, как они понимаются в антропологической науке, суть совокупности людей, каждая из которых обладает особым набором передающихся по наследству телесных (морфологических) признаков. Этот набор роднит всех людей, принадлежащих к той или иной расе, и одновременно отличает их всех от людей, относящихся к иным расам.

Издавна возникла традиция делить все человечество на три большие расы: черную, или негроидную, желтую, или монголоидную и белую, или европеоидную. В последнее время антропологи все чаще в качестве расы первого порядка, наряду с европеоидной, монголоидной и негроидной расами, выделяют австралоидную, или веддо-австралоидную расу.

Каждая из этих больших рас, или рас первого порядка, делится на несколько групп, которые обычно именуются малыми расами, или расами второго порядка, а они, в свою очередь, подразделяются на еще меньшие единицы (группы антропологических типов и антропологические типы).

Так, например, среди европеоидов чаще всего выделяют атланто-балтийскую, беломоро-балтийскую, среднеевропейскую, балкано-кавказскую и индо-средиземноморскую малые расы.

В число телесных наследственных признаков, отличающих одну расу первого порядка от другой, входят цвет кожи, форма волос, степень развития волосяного покрова на теле, особенности лицевого скелета, а также формы и строение мягких частей лица (нос, губы).

Негроидам присущи темная кожа, курчавые волосы, среднее развитие волосяного покрова на теле, прогнатизм (выступание верхней челюсти вперед), умеренно выступающие скулы, широкий нос и толстые губы.

Монголоидам свойственны желтоватая кожа, прямые жесткие волосы, слабый волосяной покров на теле, сильно выступающие скулы, умеренно толстые губы, наличие “монгольской” складки верхнего века (эпикантуса). Признаками европеоидов являются светлая кожа, волнистые волосы, сильный волосяной покров на теле, ортогнатизм (отсутствие прогнатизма), слабое выступание скул, узкий нос, тонкие губы. Расовые различия затрагивают лишь внешние признаки, совершенно не касаясь важных морфологических и физиологических особенностей человека. Поэтому, как единодушно считают все подлинные ученые, все современные люди без малейшего исключения, независимо от расовых различий образуют один биологический вид – Homo sapiens.

42. Этнические группы, меньшинства и расы в плюралистических обществах.

Этническая принадлежность характеризуется культурными обычаями и мировоззрением, выделяющими и обособляющими данную группу людей.

Члены этнических групп считают себя отличающимися в культурном отношении от остальных социальных сообществ, и таким же образом воспринимаются остальными группами в обществе.

Для выделения этнических групп может служить множество различных характеристик, но чаще всего используются язык, история или происхождение (реальное либо вымышленное), религия, стиль одежды и украшений.

Этнические различия являются полностью приобретенными; подобная точка зрения кажется очевидной, но лишь до тех пор, пока мы не вспомним, насколько часто некоторые из таких групп рассматривались как “прирожденные властители” или, наоборот, как “недоумки”, “наследственные лентяи” и т.д.

Многие общества в сегодняшнем мире, как индустриальные, так и неиндустриальные, являются плюралистическими. Плюралистические общества — такие, в которых существует несколько крупных этнических группировок, объединенных политически и экономически, но в других отношениях значительно отличающихся друг от друга. Впервые это понятие употребил антрополог Дж. С. Фарниолл

Большинство постколониальных стран представляют собой плюралистические общества, поскольку политическое объединение налагалось на широкий спектр существовавших ранее культур. Фактически, все современные государства в какой-то степени плюралистические; в Соединенных Штатах и Советском Союзе это выражено сильнее, чем в большинстве европейских стран.

Этнические различия редко “нейтральны”. Они часто связаны со значительным неравенством в распределении богатства и власти, а также с противоречиями между этническими группами.

Почему этнические различия так часто связаны с напряженностью и конфликтами? В чем причина этнических предрассудков и дискриминации? Почему в центре этнических противоречий часто (хотя ни в коем случае не всегда) стоят “расовые” различия? Неужели общества с высокой степенью плюрализма обречены на неравенство? На эти вопросы мы попытаемся ответить в данной главе.

Сначала мы проанализируем природу этнических меньшинств и обсудим понятие “раса”. В последующих разделах будет проведен анализ этнических различий и различных типов расовых отношений.

Понятие этнические меньшинства, или просто меньшинства, широко используется в социологии и включает в себя более, чем просто количественные данные.

В статистическом смысле существует множество меньшинств, например, рыжеволосые или люди, весящие больше 100 кг, но эти группы не являются меньшинствами с точки зрения социологии. Меньшинство, в социологическом понимании, обладает следующими чертами.

Его представители находятся в невыгодном положении по сравнению с другими вследствие дискриминации со стороны остальных. Говорят, что имеет место дискриминация, если одна группа людей лишена прав и возможностей, доступных другой группе. Например, домовладелец может отказать сдать комнату жильцу только потому, что тот родом из Вест-Индии.Члены меньшинства испытывают некое чувство групповой солидарности, “принадлежности к единому целому”. Столкновения с дискриминацией и предрассудками, как правило, усиливают чувства верности группе и единства интересов. Среди представителей меньшинств часто наблюдается тенденция воспринимать себя как людей, “отделенных” от большинства.Этнические меньшинства обычно в какой-то степени физически и социально изолированы от остального общества. Как правило, они сосредоточиваются в определенных районах, городах или регионах страны. Браки между представителями меньшинств и большинством населения достаточно редки. В целях сохранения особенностей своей культуры члены меньшинств могут активно поощрять эндогамию (браки внутри группы).Меньшинства всегда в какой-то степени этнически отличаются от большинства населения, но степень отличия может быть разной.

Физические отличия по цвету кожи или другим характеристикам обычно называют расовыми. Поскольку понятие расы было предметом многих псевдонаучных теорий, оказавших большое влияние на массовое сознание, необходимо рассмотреть это понятие более детально.

Раса и биология

Многие люди в наше время полагают — ошибочно, — что все человечество можно легко разделить на биологически отличные друг от друга расы. Если учесть множество попыток ученых разделить народы мира на категории по расовому признаку, то сила этой уверенности, пожалуй, не удивительна. Некоторые авторы выделяли четыре или пять основных рас, в то время как другие — три дюжины.

Но принять какую-либо из этих классификаций мешает слишком большое количество найденных исключений. Например, обычно используемый “негроидный” тип предполагает наличие темной кожи, черных курчавых волос и некоторых других определенных характеристик. Однако коренные обитатели Австралии, аборигены, имеют темную кожу, но волнистые, а иногда светлые, волосы.

Можно найти множество других примеров, опровергающих любую четкую классификацию. Открытия в области генетики опровергли теорию возможности существования нескольких линий расового развития от наших антропоидных предков.

Внешний контраст между человеком с очень темной кожей, мелко вьющимися волосами, полными губами и тем, у кого кожа бледная, волосы прямые или волнистые, а губы тонкие, может легко натолкнуть на предположение о различиях во внутреннем строении. Однако в действительности физические различия практически полностью сводятся к подобным внешним проявлениям.

Ученый, проводящий анализ крови, не сможет установить, взят ли образец у белого или у черного. Различия в физических типах человеческих существ объясняются инбридингом населения, степень которого варьируется в зависимости от степени контакта между различными социальными или культурными общностями. Другими словами, группы населения не четко различаются, но образуют континуум.

Генетическое многообразие внутри тех групп населения, которые имеют определенные сходные внешние признаки, ничуть 237 не уступает межгрупповому. Эти факты привели многих биологов, антропологов и социологов к убеждению в необходимости отказа от концепции расы.

Между людьми существуют очевидные физические различия, и некоторые из них передаются по наследству; но вопрос, почему именно какие-то определенные из них, а не другие, становятся основанием для социальной дискриминации и предрассудков, не имеет к биологии никакого отношения. Следовательно, расовые различия необходимо понимать как физические вариации, определяемые членами какой-либо группы или общества как этнически важные. Например, различия в цвете кожи часто считаются в этом смысле важными, а в цвете волос — нет. Расизм означает ложное приписывание врожденных характеристик личности или поведения индивидам, обладающим определенными внешними физическими признаками. Расист — человек, верящий, что может существовать биологическое объяснение чертам превосходства или неполноценности, предположительно свойственным людям данного физического типа.
Этнические противоречия, предрассудки и дискриминация
Хотя концепция “расы” возникла сравнительно недавно, этнические предрассудки и противоречия были широко распространены на протяжении всей истории человечества. Для объяснения этого нам необходимо обратиться не только к социологии, но и к психологии. Однако прежде всего мы должны провести четкую грань между предрассудками и дискриминацией. Предрассудки — это мнения или психологические установки, которые члены одной группы выражают применительно к другим; тогда как дискриминация — это фактическое поведение по отношению к ним. Предрассудок представляет собой приверженность к предвзятому мнению о человеке или группе людей, часто основанному на слухах, а не на прямых свидетельствах, склонность к взглядам, которые человек не желает менять даже перед лицом новой информации. Люди могут иметь положительное предвзятое мнение относительно своей собственной группы и отрицательное — по отношению к другим. Человек, предубежденный против определенной группы, скорее всего, не захочет беспристрастно выслушать ее представителей.Дискриминация подразумевает действия, направленные на лишение членов одной группы возможностей, открытых для других — например, когда человеку индийского происхождения отказывают в работе, на которую приняли бы белого. Несмотря на то, что предрассудки часто служат основанием для дискриминации, эти два явления могут существовать независимо друг от друга. Отношение людей может основываться на предрассудках, но не выливаться в действия. Аналогично, дискриминация не обязательно имеет прямое отношение к предрассудкам. Например, белые могут воздерживаться от покупки недвижимости в определенных районах города, населенных преимущественно черными, не по причине своего враждебного отношения к ним, а из-за опасений по поводу падения цен на недвижимость в этом районе. Здесь предрассудки также влияют на дискриминацию, но косвенно.

Стереотипы и “козлы отпущения”

Действие предрассудков происходит, как правило, за счет стереотипного мышления. Любая наша мысль связана с категориями, посредством которых мы классифицируем 238 свой опыт. Однако иногда эти категории оказываются ошибочными и косными. Например, мнение человека о черных или о евреях может основываться на нескольких прочно укоренившихся идеях, в соответствии с которыми он интерпретирует всю соответствующую информацию.Стереотипное мышление может быть безвредным, если оно в эмоциональном плане “нейтрально” и не затрагивает интересы самого человека. Так, британцы могут иметь стереотипное представление об американцах, но для большинства представителей обеих наций это, скорее всего, не будет иметь значительных последствий. Там же, где стереотипы связаны с беспокойством или страхом, ситуация, скорее всего, будет совершенно иная. В таких обстоятельствах стереотипы обычно пропитаны чувствами враждебности или ненависти к данной группе. Так, белый может считать всех черных тупыми и ленивыми, стараясь таким образом оправдать свое презрительное отношение к ним.К примеру, одним из традиционных стереотипов черного мужчины в Америке был образ “Самбо”. Южанин Роберт Пенн Уоррен, романист и поэт, подытожил его следующим образом:

Он был ленивым, благодарным, скромным, безответственным, трусливым, вечно пощипывающим струны банджо, рабски услужливым, ухмыляющимся недотепой, всегда покорным, зависимым, добродушным, чадолюбивым и похожим на ребенка тугодумом, любителем красть арбузы и распевать духовные гимны, бесстыдным блудодеем, беззаботным гедонистом и преданным черным слугой, который мог иногда перестать быть самим собой, но только чтобы изречь народную мудрость или закопать фамильное серебро, чтобы сберечь его от янки!3)

Этот стереотип уравновешивался другим, “брутальным” образом — угрозой добродетели белых женщин. Стереотипы черных женщин простирались от представления о них, как о “сексуальных дикарках”, распущенных и необузданных в своем поведении, до образа почтительной, богобоязненной матроны, вроде “жены дяди Тома”.

Стереотипизирование часто тесно связано с психологическим механизмом замещения. При замещении чувства враждебности или злобы направляются на объекты, не являющиеся реальной причиной возникновения этих эмоций. Люди изливают свой гнев на “козлов отпущения”, возлагая на них вину за любые свои беды.

Поиск “козлов отпущения” обычно возникает в ситуации конкуренции нескольких ущемленных в правах этнических групп за обладание материальными благами. Так, люди, участвующие в расистских выпадах, направленных против черных, часто сами находятся в близком к ним экономическом положении.

Они обвиняют черных в бедах, реальные причины которых не имеют к тем никакого отношения.

Поиск “козлов отпущения” часто подразумевает проекцию, бессознательное приписывание другим собственных качеств или желаний. В обстоятельствах, когда люди испытывают серьезное расстройство или вынуждены тщательно контролировать свои желания, они могут оказаться неспособными осознать свои подлинные чувства, проектируя их на других. Причудливые представления белых о похотливой природе черных мужчин, бытовавшие в прошлом на американском Юге, скорее всего, происходили из их собственных фрустраций, поскольку сексуальный доступ к белым женщинам был ограничен формальными правилами ухаживания.

43. Гендерная стратификация.

– процесс,  посредством которого гендер  становится основой социальной стратификации, а воспринятые различия между гендерами – систематически оцениваемыми и оцененными. Подобная стратификация  нередко искажалась, и ее часто подчиняли социально-классовой или этнической стратификации.

Но ее значение  особенно в качестве системы, отражающей, что люди женского пола оцениваются и вознаграждаются ниже мужского, выделялось социологами, испытывающими влияние  феминизма.

  Феминистские социологи, например, внедрили понятие  патриархата  для осмысления и анализа  современного и исторического угнетения женщин.

Исследования гендера и его производных (гендерных ролей, гендерных норм, гендерных стереотипов, гендерной идентичности и гендерной системы) породили теории, получившие название гендерных теорий.

Рассмотрим следующие теории: теорию гендерной стратификации, теорию социального конструирования гендера, теорию интерпретации гендера как культурной метафоры, теорию сексуальной политики и теорию деконструкции гендера.

Теории гендерной стратификации, социального конструирования гендера и деконструкции гендера больше используются в социальных науках (социологии, психологии, экономике и демографии). Теория интерпретации гендера как культурной метафоры и теория сексуальной политики – в основном в гуманитарных науках (философии, истории, литературоведении, культурологии).

Это разделение достаточно условно, и нередко в одном и том же исследовании используются и комбинируются несколько подходов.Более подробное рассмотрение гендерных теорий начнем с теории гендерной стратификации, согласно которой гендер понимается как стратификационная категория, связанная с такими стратификационными категориями, как раса, класс и возраст.

Инициатором идеи рассматривать гендер среди прочих существующих стратификационных категорий, таких как класс, раса и возраст, выступила Д. Скотт. Действительно, гендер, выстраивающий социальные отношения и роли между мужчинами и женщинами по типу иерархии, является типичной стратификационной категорией.

Гендерная стратификация – это процесс, посредством которого гендер становится основой социальной стратификации, а возникшие различия между гендерами систематически оцениваются. Таким образом, пол, наряду с классом, расой и возрастом, является фундаментальной стратификационной переменной, которая определяет гендерную систему. Французская феминистка Т.

де Лауретис считает гендер комплексным процессом, или технологией, которая определяет субъект как мужской или женский в процессе нормативного регулирования. Из этого следует и второе утверждение: результат этого процесса – гендер – пересекается с другими нормативными переменными, такими, как раса и класс, в ходе чего формируется властная система.

Иначе говоря, она считает гендер процессом, который конструирует социально-нормативного субъекта через построение различий по полу, связанных, в свою очередь, с расовыми, этническими, социальными различиями.

Гендерные системы различаются в разных обществах, однако в каждом обществе эти системы асимметричны таким образом, что мужчины и все «мужское/маскулинное» (черты характера, модели поведения, профессии и прочее) считаются первичными, значимыми и доминирующими, а женщины и все «женское/феминное» определяются как вторичное, незначительное с социальной точки зрения, подчиненное.

Сущностью конструирования гендера является полярность и противопоставление. Гендерная система как таковая отражает асимметричные культурные оценки и ожидания, адресуемые людям в зависимости от их пола.

С определенного момента времени почти в каждом обществе, где социально прописанные характеристики имеют два гендерных типа, одному биологическому полу предписываются социальные роли, которые считаются культурно вторичными.

Не имеет значения, какие это социальные роли: они могут быть различными в разных обществах, но то, что приписывается и предписывается женщинам, оценивается как вторичное (второсортное). Таким образом, можно сказать, что гендерная система – это социально сконструированная система неравенства по полу.

Гендер, таким образом, является одним из способов социальной стратификации общества, который в сочетании с такими социально- демографическими факторами, как раса, национальность, класс, возраст организует систему социальной иерархии.Социальные нормы меняются со временем, однако гендерная асимметрия остается.

Под гендерной асимметрией понимается непропорциональная представленность социальных и культурных ролей обоих полов, (а также представлений о них) в различных сферах жизни. Например, в населении большинства стран женщины составляют более половины (от 51% до 54%), в то время как среди политиков национального и регионального уровней их число значительно меньше.

Источником гендерной асимметрии являются иногда государственные структуры, например, в фундаменталистских странах, где женщины лишены права участвовать в выборах, в ряде случаев – права на образование, участие в общественной жизни, работу вне домаи т.д. Но чаще всего источник гендерной асимметрии – скрытая дискриминация и патриархатные установки, господствующие в общественном сознании, которые являются проводниками практических действий. Так, неолиберальное сознание склонно объяснять низкое представительство женщин во власти «естественным предназначением» женщин или их нежеланием идти в политику. Важным элементом конституирования гендерных различий является их поляризация и иерархическое соподчинение, при котором маскулинное автоматически маркируется как приоритетное и доминирующее; а феминное – как вторичное и подчиненное. Гендерная асимметрия является одним из основных факторов формирования традиционной западной культуры, понимаемой как система производства знания о мире. Гендернаяасимметрия – это источник нестабильности в государствах и в мире, что доказаноспециалистами, в том числе и экспертами ООН. В настоящее время международные агентства и организации разрабатывают масштабные программы по преодолению гендерной асимметрии во всех областях жизни.

44. Маргинализм: понятие, причины, пути выхода.

Источник: http://userdocs.ru/kultura/5332/index.html

Расовые и этнические различия

41. Расовые и этнические различия, базирующиеся на некорректном

Глава 4 Социализация

Раздел 1 Основные составляющие общества.

КЛАССОВЫЕ РАЗЛИЧИЯ

Глава 4 Социализация

Раздел 1 Основные составляющие общества.

Культурные различия

Методы и измерения

Расовые и этнические различия

Классовые различия

ИЛИ НЕСКОЛЬКО?

СОЦИАЛИЗАЦИЯ: ОДИН ПРОЦЕСС

Глава 4 Социализация

Раздел 1 Основные составляющие общества.

Анализ четырех психологических механизмов – имитации, идентификации, стыда и вины – дает общее представление о процессе социализации детей. Рассмотрим, каким образом воздействуют на него классовые, расовые, этнические и культурные различия.

Кросс-культурное исследование итальянских и американских семей, проведенное Мелвином Коном (1969), показывает, что классовые различия оказывают важное влияние на процесс социализации. Родители из средних слоев общества обычно имеют гибкое отношение к власти и авторитету. Они учат своих детей осмысливать факты и отвечать за свои решения, а также поощряют их способность к сопереживанию.

В семьях рабочих детям предпочитают внушать готовность подчиняться внешнему авторитету, власти. Здесь придают большое значение вежливости и послушанию.

Матери из рабочих семей считают, что роль отца заключается главным образом в поддержании дисциплины и порядка в семье; матери из средних слоев придерживаются мнения, что отец должен в первую очередь заботиться о семье, а не проявлять свою власть.

Для выявления причин этих классовых различий, влияющих на социализацию, Кон проанализировал специфику деятельности представителей средних слоев и рабочего класса.

Он установил, что отцы, которые были представителями свободных профессий, например скульпторы или репортеры, как правило, старались воспитать у своих детей стремление к инициативе и свободомыслию.

Отцы, которые работали под строгим контролем, например, рабочие сборочных линий, закладывали у детей склонность к конформизму. Подобное различие характерно также для отцов, занятых, с одной стороны, умственным, а с другой – физическим трудом.

Отношение матерей к конформизму и свободомыслию обнаруживало тесную связь с характером работы их мужей. Кон сделал вывод: небольшие различия между итальянской и американской выборками по этому признаку объясняются тем, что влияние классовой принадлежности на социализацию перевешивает влияние культурных факторов.

Исследование американских семей, проведенное в 30-х годах, предоставило дополнительные данные о воздействии классовых различий на процесс социализации (Элдер, 1974). Дети, выросшие в бедных и неблагополучных семьях, в значительно большей мере стремились зарабатывать себе на жизнь и не зависеть от родителей, чем дети из зажиточных семей.

Кроме того, в семьях, где отец в течение длительного времени был безработным, обычно возрастал авторитет матери. При этом усиливалась традиционная социализация по ролям, свойственным каждому полу: мальчики шли работать, а девочки оставались дома и занимались хозяйством.

Дети из таких неблагополучных семей были склонны отдавать предпочтение матери и становиться на ее сторону в семейных конфликтах.

Кон (1969) отметил, что, помимо классовых различий, на социализацию оказывали влияние религия и раса. Проведенное им исследование показало, что матери в семьях католиков в большей мере поощряют конформизм, чем в семьях протестантов; точно так же отцы в негритянских семьях придают более важное значение конформизму, чем белые.

Хотя негры-отцы высоко ценят конформизм, их дети с раннего возраста склонны проявлять независимость. Исследователи обнаружили у детей негритянского гетто удивительное неуважение к взрослым (Сильверстайн, Крэйт, 1975).

Отсутствие позитивных отношений между детьми и взрослыми было причиной очень ранней самостоятельности негритянских детей: “Дети могли бродить по улицам квартала без присмотра взрослых; могли спокойно пробираться сквозь толпы наркоманов, пьяниц и уголовных элементов, их не пугало множество машин и мотоциклов; они сами ходили в магазины и выполняли некоторые обязанности по дому – готовили еду, присматривали за младшими братьями или сестрами, занимались уборкой квартиры. Они знали, что можно сказать и чего не следует говорить работникам социальной службы, полицейским и фининспекторам. Дети Гарлема делали все это самостоятельно, и довольно мало зависели от взрослых” (Сильверстайн, Крэйт, 1975. С.43).

Поскольку эти дети казались грубыми и проявляли недоверие к власти, их притесняли и игнорировали в школе, а они часто держались обособленными группами; отсюда возникали еще большие расовые различия в социализации негритянских и белых детей.

Источник: https://studopedia.su/4_30015_rasovie-i-etnicheskie-razlichiya.html

2.4. Национально-этнические и расовые различия

41. Расовые и этнические различия, базирующиеся на некорректном

Ключевыепонятия:этническая структура, национально-этнические группы;нация,народность, этнос; этнические меньшинства;плюралистические общества, национализми регионализм; национальные и расовыепредрассудки, дискриминация; национальныепротиворечия, пути их разрешения.

Вкачестве объекта социологическогоанализа может выступать этническаяструктура общества,которую представляют нации, народности,многонациональные сообщества, а такжепроцессы социально-территориальныхперемещений внутри этнических групп имежду ними. При этом процессы развитиянаций, народностей, национальностейрассматривается в тесной взаимосвязис изменениями в экономической,политической, идеологической и другихсферах жизни общества.

Национально-этническиегруппы– это исторически сложившиеся общностилюдей, проживающие на определеннойтерритории, отличающиеся общими длявсех членов группы особенностями языка,культуры, психологии, самосознания иряду других признаков. Расовыеразличиясвязаны с биологическими особенностямигрупп людей (например, цветом кожи).

Национально-этническиеобщности людей

Изучениесоциально-экономических,социально-политических, духовно-идеологических,социокультурных проблем развития нацийи народностей осуществляет социологиянациональных отношений, или ее ещеназывают этносоциология.

Однакоэтническую проблематику изучает нетолько социология. Экономисты, например,исследуют развитие промышленности исельского хозяйства отдельных стран инациональных регионов мира. Этнографы– анализируют изменения в быте, культуреразличных народов.

Историки рассматриваютисторию национально-территориальныхобразований.

Национальные проблемыявляются также предметом изученияполитологов, которые определяют концепциюи перспективы совершенствованияотношений между нациями и народностями,решают проблемы государственногоустройства многонациональных стран.

Нация–(от латинского паtio– племя, народ) – это историческисложившаяся устойчивая общность людей,возникшая на основе единстваисторико-географического происхождения,территории, экономической жизни,культуры, языка, самосознания.

Народность,в отличие от нации, не характеризуетсяобщностью экономической жизни, этопонятие связывается лишь с единствомязыка, культуры, самосознания, территории.Это этническая и социальная общностьлюдей, которая исторически следует заплеменем и предшествует нации.

Когдамы говорим: «национальность»,– имеется в виду нечто другое. Это,во-первых, принадлежность человека копределенной нации или народности(например, по паспорту); во-вторых, этоотношение к конкретному этнокультурномуобразованию, часто не связанному сопределенной территорией или общностьюэкономики (белорус может проживать влюбой республике и даже за рубежом,оставаясь белорусом).

Частов социологии используется понятие«этнос»(от греческого ethnos– племя, народ).

Это историческисложившаяся на определенной территорииустойчивая совокупность людей, обладающаяобщими чертами и стабильными особенностямикультуры (включая язык), психологии, атакже самосознания (сознание своегоединства и отличия от других подобныхобразований). Понятие «этнос» отражаетразличия в культурной практике людей,указывает на разницу, которая определяетданное сообщество.

Вмире повсеместно распространеныплюрастическиеобщества, то есть многонациональныегосударства, представленные различнымиэтническими группами.

Если дажеисторически та или иная странасформировалась как преимущественнооднонациональная,в ней, как правило, существуют эмигрантскиегруппы, включенные в социальную системуобщества и имеющие этнические особенностив сравнении с коренным населением.

Междуэтническими группами могут возникатьпротиворечия, связанные с неравенствомв распределении богатств и власти.Антагонизмы между людьми разнойнациональности могут формироваться ина другой основе. Например, по расовым,религиозным, или иным мотивам. Трудностив межэтнических отношениях нередкоперерастают в острые и длительныеконфликты, если допускается пропаганданационализма.

Национализм,регионализм, расизм

Убежденностьв превосходстве своей национальностив сравнении с иными, а поэтому уверенностьв ее праве на определенные привилегииза счет других этнических групп –характеризуют национализм.

Вотличие от национализма, регионализмне предполагает каких-либо привилегий;обычно он ограничивается стремлениемнаселения сохранить свою самобытность:культурную, языковую, религиозную.

Национализм–разрушает общественные отношения,регионализм, наоборот, сплачивает,объединяет общество.

Сложныепроблемы возникают в отношениях снациональными (этническими) меньшинствами.На территории СССР их называли «малыми»(затем, малочисленными) народами.

Этническиеменьшинстваобычно имеют следующие отличительныепризнаки:

1)относительная обособленность от другихнациональных групп (живут соседскимиобщинами, редко вступают в браки спредставителями других народов);

2)групповая солидарность, чувствопринадлежности «друг к другу» идентификация«своих» и «чужих»;

3)убеждение, часто ошибочное, в дискриминациисо стороны господствующего большинства(в сфере образования; получения жилья,в. осуществлении других прав ивозможностей).

Этническиеразличия –это не только язык, традиции, быт,особенности психологии. Сюда такжеотносят и расовыеособенности.

В Европе, например, чаще встречаютсялюди со светлым цветом кожи, а в Азии –желтокожие. Африканские негры имеютчерную кожу, кудрявые черные волосы идругие физические особенности, присущиеэтой расе.

Австралийские аборигеныобладают темной кожей, однако у нихдовольно светлые волосы, отличающие ихот жителей Африки.

Сточки зрения биологической науки,причины расовых различий зависят отклиматических и других природныхфакторов. Однако трудно объяснить спомощью биологии причину социальнойдискриминации отдельных народов порасовым признакам.

Эти причины – врасистской психологии.

Приписываяпрямую наследственную связь личностныххарактеристик индивида от биологическихособенностей его предков, расизмвыводит из этого право господства одних(«высших рас») над судьбами других, видитв этом достаточное основание для расовогоугнетения.

Вкачестве теоретической концепциирасизм, как и национализм, появилсясравнительно недавно, в период колонизацииевропейцами африканских, азиатских иамериканских континентов.

Однако,национальные предрассудки(мнение или оценка достоинств илинедостатков других этнических групп),а также дискриминация(неравноправное поведение представителейодних народов по отношению к другим) –существовали на всем протяжениичеловеческой истории.

Предрассудкиосновываются, обычно, на слухах, а не наобъективной информации. Дискриминацияопирается на предрассудки и явный илискрытый экономический и политическийинтерес; характеризуется деятельностью,направленной на лишение одной группыили индивидов прав, доступных для другойэтнической группы.

предрассудков нередко определяютстереотипымышления,какспособклассификации нашего опыта. Стереотипычаще бывают безвредными, если нейтральнымив эмоциональном отношении.

У белорусовможет быть типичное представление огрузинах или армянах, хотя представление,скажем, азербайджанцев, о названныхэтнических группах, вероятно, будетиным.

Когда же стереотипы связываютсяс чувством страха, тревоги, зависти,возникают предрассудки, перерастающиево враждебность одних групп по отношениюк другим.

Причем, негативные чувства,вызванные отдельными представителямитой или иной национальности, безкритического анализа переносятся навсю этническую группу. Происходитсмещение чувств – гнев, ненависть,вызванные конкретными людьми,распространяется на целые народы,которые часто выступают в роли «козловотпущения». Достаточно вспомнитьрепрессированные народы СеверногоКавказа, Крыма, Поволжья в послевоенныегоды.

Путиразрешения национальных противоречий

Известныйамериканский социолог Т.Адорнов 50-х годах провел исследование причинформирования национальных предрассудков.Опросы показали, что респонденты, которыенегативно относились, скажем, к евреям,также резко отрицательно оценивали идругие национальные меньшинства.

Онитакже нетерпимы к другим религиям ивообще к иным взглядам и ориентациям.Адорно пришел к выводу, что образцытакой нетерпимости формируются вдетствев процессе социализации.

Лица, наиболеежестко выражавшие свое отрицательнееотношение к взглядам других, как правило,воспитывались в семьях, где не получалиот своих родителей должной заботы ивнимания.

Всредине 40-х годов прошлого века, наоснове аналогичных исследований РобертМертонсформулировалчетыре варианта поведения в отношениик национальным меньшинствам:

1)устойчивые либералы – полностью лишенныенациональных предрассудков;

2)неустойчивые либералы – свободны отпредрассудков, но могут изменить мнение,если это им выгодно;

3)робкие фанатики — подвержены предрассудкам,но из корыстных соображений стараютсяне демонстрировать свои взгляды;

4)активные фанатики – отличаются ярковыращенными национальными предрассудками,поддерживают личным участием дискриминациюменьшинств.

Всовременной социологии анализируютсяи другие концепции, объясняющиемежэтнические конфликты с националистическихпозиций.

Теория«этноцентризма»основывается на представлении людей отом, что другие культуры отличаются оттой, к которой принадлежат они. Каждаякультура, считают авторы подобныхвзглядов, этноцентристская. Этноцентризмзакрепляется в стереотипе мышления.Все другие культуры – аутсайдеры и кним надо относиться как к варварским,неполноценным.

Доктрина«групповойпреграды»(о ней уже шла речь в предыдущем разделе)– связана с требованием четкогоустановления границ, отделяющих однугруппу от другой и в связи с этим четкогораздела привилегий.

Концепция«распределенияресурсов»– исходит из мнения, что посколькуресурсы ограничены, не может бытьравенства в их распределении.

Прианализе межэтнических противоречий всовременном обществе следует учитыватьизменения происшедшие за последниестолетия. Около 50 млн. европейцевмигрировали в Северную Америку запоследние четыреста лет. Сейчас около150 млн.

североамериканцев так или иначесвязывают свое происхождение смиграционными процессами. Более 20 млн.человек из Европы переселились в ЮжнуюАмерику, 17 млн. – в Африку и Австралию.Около 15 млн.

африканских негров сменилиместо жительства на американскийконтинент.

Ещеболее значимые переселения происходилив пределах территории бывшего СССР.Каждое национально-территориальноеобразование, составляющее Союз, имелодовольно сложную этническую структуру.

В бывших союзных республиках некоренныенациональности (их более 100) составляют,как правило, боле 1/4, а иногда (например,в Казахстане или Киргизии) – болееполовины населения.

В Республике Беларусьсегодня 81% белорусов, 11% русских, около4% поляков, менее 3% украинцев, и немногимболее 1% представителей другихнациональностей.

Ванализе актуальных проблем культурыможно использовать социологическуюинформацию, собранную в студенческойгруппе прямо в рамках семинарскогозанятия.

В мини-анкете можно предусмотретьоценку студентами проблем национальнойкультуры, национального языка, национальныхтрадиций, обрядов, обычаев и др.

Сравнитьс приведенными в скобках даннымианалогичного опроса, проведенного средистуденческой молодежи в городе Бресте(впроцентахкчислу опрошенных).

Например,мини-анкетаможет содержать такие вопросы:

01.Как Вы отнесетесь к решению Вашегоблизкого родственника вступить в бракс представителем другой национальности?

а)положительно, если человек хороший(75%);

б)положительно, если в семье сохранятсянаши традиции (5%);

в)все зависит от того, какой он национальности(17%);

г)к межнациональным бракам отношусьотрицательно (3%).

02.На каком языке Вы обычно разговариваетедома, в семейном кругу?

а)на русском (71%);

б)на белорусском (3%);

в)на украинском (4%);

г)на смешанном или местном диалекте (22%).

03.Считаете ли Вы, что в городе следуетбольше проводить мероприятий набелорусском языке?

а)да, считаю, что нужно (25%);

б)может быть и нужно (27%);

в)скорее всего не нужно (12%);

г)нет, не нужно (22%);

д)затрудняюсь ответить (14%).

Подводяитоги можно сделать вывод, что внациональном самосознании современноймолодежи противоречиво сочетаются дветенденциипротивоположные по своему содержанию:

1)развитие дружеских отношений друг кдругу, независимо от национальности(эта тенденция, как показывают данныеопроса, преобладает);

2)формирование враждебных отношений кпредставителям других национальностей(редко проявляется).

Перваятенденция(интернациональная, прогрессивная) –направлена на расширение всестороннегосотрудничества. Втораятенденция (националистическая, негативная)– ведет к деградации социальныхотношений, к обострению противоречийв различных сферах общественной жизни.

Контрольные вопросы и практическиезадания

1.Какие элементы включает в себяэтническая структура общества.

2.Место национально-этническойдифференциации общества в социальнойструктуре современного общества.

3.Что изучает этносоциология?

4.Дайте определения понятий«нация» и «народность».

5.Что такое «национальность».

6.Понятие «этнос», его основныепризнаки.

7.Особенности плюралистическихи однонациональных обществ.

8.Чем различаются понятиянационализм и регионализм?

9.Признаки национальныхменьшинств.

10.Расовые различия. Что лежитв основе расистской психологии? На чемосновывается расовая дискриминация?

11.Роль стереотипов в формированиинациональных и расовых предрассудков.

12.Обобщите причины национальныхпротиворечий. Какими путями их можноразрешать?

Дополнительная литература к главе2

Арутюнян Ю.В., Дробижева Л.М. Этносоциология:пройденное и новые горизонты //Социологические исследования. 2000. № 4.

БеленькийВ.Х.Рабочийкласскакобъектсоциологическогоанализа//Социологические исследования. 2003. № 1.

Буховец О.Г. Ресурсы национализма какглобального фактора: пример современнойЕвропы и экс-советской Евразии. //Социологические исследования. 2004, № 3.

Вебер М. Основные понятия стратификации// Социологические исследования. 1994, №5.

Гофман А.Б. Мартовские тезисы о социологииравенства и неравенства // Социологическиеисследования. 2004, № 7.

Лепешко Б. Духовное лидерство интеллигенции.Беларуская думка. 2003. № 2.

Максимов Б.И. Рабочий класс, социологияи статистика // Социологическиеисследования. 2003. №1.

Попова И.П. Новые маргинальные группыв российском обществе (теоретическиеаспекты исследования) // Социологическиеисследования. 1999. № 7.

Источник: https://studfile.net/preview/4114225/page:7/

Культурные различия

Нетничего удивительного в том, что различныекультуры практикуют различные подходык социализации. Это можно пояснить наодном примере.

Вовремя Второй мировой войны, когдаСоединенные Штаты находились в состояниивойны с Японией, знаменитый антропологРут Бенедикт предприняла изучениеспособов воспитания детей в СоединенныхШтатах и Японии.

Она была вынужденаосновывать свое исследование наматериалах романов, руководств повоспитанию детей, опубликованныхдневников и прочего (ясно, что она немогла поехать в Японию, чтобы непосредственнобрать интервью и наблюдать родителейи детей в жизни), но тем не менее онасделала некоторые впечатляющиенаблюдения.

ВСоединенных Штатах младенца приручаютк более или менее строгой дисциплинепочти с самого момента рождения. Емучетко устанавливается режим сна икормления, если он просыпается доназначенного срока кормления, малышвынужден ждать до тех пор, пока родителине будут готовы кормить его. Родителичасто находятся вне поля зрения ребенка.

В определенном родителями возрастеребенка отнимали от груди или бутылкии приучали к другой пище. В Японии,наоборот, младенца кормили грудью влюбое время, когда он был голоден. Ужечерез месяц после рождения мать всюдубрала его с собой, он был с ней даже вванной. Младенца обычно отрывали отгруди лишь незадолго до рождения другогоребенка.

Только в вопросе экскреции обекультуры как бы менялись местами. ВСоединенных Штатах от ребенка не ждали,что он перестанет пачкать пеленки доистечения, как минимум, первого годажизни, иногда даже значительно дольше.

В Японии детей приучали проситься ужев первые месяцы после рождения; если онне выполнял требования, его отлучалиот матери до тех пор, пока не достигалсяжелаемый результат.

Важнымаспектом социализации является освоениесексуальных ролей. сексуальныхролей различается в зависимости откультуры.

Хотя большинство культурпоощряет в девочках благовоспитанность,послушание и ответственность, а вмальчиках – самостоятельность и стремлениек успеху, реальные сексуальные ролиотличаются многообразием.

Различиязависят от таких факторов, как экономическаяструктура общества, размер семьи икультурные идеалы [1].

Вобществах, чья экономика в основномзависит от физической силы и умения,например, добыть зверя или разводитькрупный скот, возделывать зерновыекультуры или кочевать с места на место,разделение труда между мужчинами иженщинами строго традиционно. В некочевыхпримитивных обществах, основойэкономической жизни которых являютсяохота или разведение мелких животных,выращивание корнеплодов, сексуальныероли менее устойчивы.

Вкультурах, где большие семейные группы- норма, допустимые роли мужчин и женщинстрого определены. Это особенно вернодля общества, где муж имеет несколькожен. Если одна из них больна, илиотсутствует по тем или иным причинам,ее обязанности готова взять на себядругая женщина.

В результате мужчинамне нужно знать, как делать то, что в ихкультуре считается женской работой. Вкультурах, типа нашей, где нормой являютсямаленькие, нуклеарные семьи, мужчины иженщины должны быть готовы брать себероль другого, по крайней мере доопределенной степени, т.к.

заменитьодного из членов семьи некому [1].

Источник: https://studfile.net/preview/934228/page:3/

Разница между расой и этнической принадлежностью

41. Расовые и этнические различия, базирующиеся на некорректном

Раса и этническая принадлежность – это две сложные и часто проблематичные, но взаимосвязанные концепции, которые используются для классификации и идентификации людей.

Этническая принадлежность считается культурной самобытностью, основанной на общих предках, языке и традициях, тогда как раса считается биологической классификацией, основанной на ДНК и структуре костей. Это главное различие между расой и этнической принадлежностью.

Однако использование слова «раса» в последние годы считается проблематичным. Хотя это слово все еще используется в общем контексте, сейчас его часто заменяют другими словами, которые менее эмоционально заряжены, такими как люди или сообщество.

Эта статья объясняет,

1. Что такое гонка? – Значение, характеристики и особенности

2. Что такое этничность? – Значение, характеристики и особенности

3. В чем разница между расой и этнической принадлежностью?

Что такое гонка

В биологии раса – это популяция внутри вида, которая каким-то образом отличается, особенно подвид; они обычно имеют относительно незначительные морфологические и генетические различия.

Хотя все люди принадлежат к одному и тому же виду, Homo sapiens, и подвиду, Homo sapiens sapiens, у человека существуют небольшие генетические различия, которые приводят к различным физическим особенностям, таким как различия в цвете кожи, структуре кости и т. Д.

Однако эти морфологические различия между расами не указывают на существенную разницу в ДНК. Например, ДНК двух случайно выбранных людей будет варьироваться менее чем на 0,1 процента.

Однако некоторые социологи рассматривают расу как социальную конструкцию, а не как биологическую разницу. Определение расы по цвету кожи (черный и белый) является одной из основных исторических категорий расы.

Это использовалось в качестве инструмента для угнетения, рабства и завоевания. Кавказоиды, монголоиды и негроиды также являются тремя предполагаемыми основными расами человечества.

Однако зачастую трудно провести расовые различия, глядя на внешность человека, не изучая генетику.

Что такое этничность

Этнос – это культурное явление. Это идентификация, основанная на общих предках, языке и культурных традициях. Этническая принадлежность может характеризоваться религией, особенностями питания, обычаями, способом одевания и т. Д. Быть членом этнической группы означает соответствовать некоторым или всем этим обычаям.

Этническая принадлежность человека может быть определена путем рассмотрения физических особенностей человека, хотя то, как человек одевается, может намекать на его этническую принадлежность.

Например, если вы видите женщину, носящую сари, вы автоматически предполагаете, что она индийка.

Также важно отметить, что человек может скрывать свою этническую принадлежность, не следуя способу одеваться, уникальному для определенной этнической принадлежности.

Этническая группа может быть далее классифицирована на кланы или племена. Эти кланы или племена могут позже сформировать свою собственную этническую принадлежность, или некоторые разные этнические группы могут объединиться, образуя одну этническую принадлежность. Более того, люди могут переходить из одной этнической группы в другую.

Этническая принадлежность и раса являются взаимосвязанными, но сложными понятиями. Например, предположим, что китайский ребенок усыновлен ирландской семьей.

Этот ребенок может чувствовать себя ирландцем: он ест ирландскую еду, он говорит по-ирландски, он знает ирландскую историю и культуру. Он может ничего не знать о китайской культуре, языке или истории.

Но общество всегда будет относиться к нему как к китайцу или монголоиду, особенно потому, что его расовая принадлежность очевидна из его физических особенностей.

Нахские люди

Тип классификации

Раса: Раса считается биологической классификацией.

Внешность: Этнос считается культурной самобытностью.

Внешность

Раса: Расу человека иногда можно определить по внешнему виду.

Внешность:Этническая принадлежность человека иногда может определяться по тому, как он одевается.

скрещивание

Раса: Участник одной расы не может присоединиться к другой.

Внешность: Член одной этнической группы может присоединиться к другой этнической принадлежности.

Изображение предоставлено:

«Азиатский народ, Нордиск familjebokГ. Мютцель – Нордиск familjebok (1904), том 2, Народный народ Азии [1] (цветная версия доступна в этом zip-архиве) .- Библиографический институт, Лейпциг. (Public Domain) через

Источник: https://ru.strephonsays.com/difference-between-race-and-ethnicity

Medic-studio
Добавить комментарий